В одних и тех же семьях из двух братьев один становился честным, порядочным, ответственным человеком, стремившимся получать всё новые знания, глубоко заинтересованным в учебе. Другой же выбирал преступный путь, а такие понятия, как долг, честь, совесть и порядочность, ему были не просто чуждыми, но казались даже смешными... В чем же ошиблись родители этих детей?
Я пыталась найти этому разные объяснения. Считала, что к выросшему преступнику у родителей было предвзятое отношение, что его меньше любили и больше наказывали, но из общения с «удачно состоявшимся» братом оказалось, что это его «чуть меньше любили» и это ему «чуть меньше внимания уделяли». Может, родители использовали неверную методику воспитания детей?
А недавно, когда мне довелось несколько недель провести под одной крышей с сестрой, с которой мы давно не жили вместе, я с удивлением обнаружила ещё одну деталь… Я заметила, что она недостаточно хорошо поддерживает порядок в своём доме, а ведь всё наше детство отец в прямом смысле слова вбивал в нас любовь к чистоте и порядку, и она гораздо лучше меня умела угодить отцу, так как была аккуратнее, и у неё всегда получалось всё «ровненько, чистенько». Отец был очень требователен к выполнению своих поручений, часто даже слишком жестким. До сих пор помню, как однажды он сжег все наши игрушки из-за того, что они были разбросаны по дому. К слову - он долго нас предупреждал, что сделает это, если мы не научимся ставить их на свои места.
«Я в детстве натерпелась, в своём доме делаю что хочу, как хочу и когда хочу!»
Глядя на всё, я задалась справедливым вопросом: а играет ли воспитание хоть какую-то роль в становлении личности ? Если один и тот же подход к воспитанию делает из одного ребёнка ученого, а из другого - преступника? Если попытки привить любовь к чистоте и порядку в случае с одной сестрой возымели действие, а в случае с другой имели противоположный эффект? Почему один и тот же подход к воспитанию даёт столь разные результаты? Ответ прост, всё дело в том, что:
Подход к воспитанию должен быть дифференцированным!
Так, если ребёнка с анальным вектором приучать к чистоте и порядку, причем делать это без жестокости, с соблюдением его системы ценностей - то есть за хорошее выполнение задания хвалить, а за плохое - наказывать, то он очень легко и без каких-либо психических травм научится соблюдать порядок. Если этого же ребёнка приучать к порядку, но при этом за малейшую неточность выполнения задания жестоко наказывать, а когда он всё делает хорошо - совершенно не обращать внимания на это и никак не поощрять добрым словом и разумной похвалой (чтобы не баловать), то во взрослом возрасте такой ребёнок из бессознательного стремления к возмещению нанесённой ему психической травмы будет нарушать все родительские указания.
Добиться в воспитании детей положительного результата можно только в одном случае - развивая их заданные свойства!
Хотите, чтобы ребёнок хорошо учился - поощряйте его за хорошие оценки. Хотите, чтобы он был дисциплинированным и организованным - поощряйте каждый раз, когда он показывает хорошую организованность. Но при этом система поощрений и наказаний должна быть адекватна тому типу психического, которым обладает ваш малыш. Так, как уже говорилось выше, в случае с кожным ребёнком эта система должна быть завязана на временных и материальных ограничениях и послаблениях. Что касается материальной составляющей, то тут можно играть на ограничении карманных денег или на подарках, которые он просит. Что касается ребёнка с анальным вектором, то система наказаний и поощрений должна состоять из похвалы и, на другом конце шкалы, строгого (или не очень, если провинность небольшая) выговора.
Воспитание действительно играет колоссальную роль в становлении личности, но чтобы эта личность была полезна обществу и не вошла в его маргинальные слои, подход к воспитанию должен быть правильно выбран. А сделать это сегодня можно, только понимая особенности психики своего ребёнка.
Статья написана с использованием материалов
В этой статье речь пойдет о развитии ребенка. Что такое развитие ребенка? Почему важен целостный подход ? И что такое нормы развития?
Развитие ребенка описывает биологические и эмоциональные изменения, которые происходят по мере взросления человека.
Давайте посмотрим на развтиие ребенка в этих четырех областях :
Вот такой пример : ребенок начинает ходить. Ну, очевидно, это сфера физического развития, в плане развития крупной моторики — навыка хождения. Но в то же время очень важно, что ребенок в это время учится осознавать пространство вокруг себя, понимать, где в данный момент находится его тело. А это уже развитие когнитивной сферы.
А если посмотреть на детей в песочнице, то можно увидеть все области развития, о которых говорилось выше. Дети взаимодействуют друг с другом. Они сотрудничают, чтобы построить что-то. Они роют и перемещают песок, развивая крупную и мелкую моторику. Они используют не только речь для общения, но и язык тела.
Здесь очень много разных областей развития, которые необходимо рассматривать обязательно в комплексе .
На практике это означает, что нельзя развивать одну из этих областей отдельно от других . А еще, если в какой-то из областей для нас очевидна проблема, значит, снова, необходимо работать не только с «проблемной» областью, но и с остальными тремя .
Например, если у ребенка задержка речевого развития, ему, возможно, будет недостаточно логопедического массажа и занятий по картинкам. Очень может быть, что огромный скачок в речевом развитии произойдет после того, как малыш научится кататься на велосипеде или будет регулярно выполнять упражнения из .
Мы знаем, что все дети уникальны
, и они развиваются по-разному
.
Тем не менее, мы ожидаем, что они развиваются в определенной последовательности
.
Это значит, что по мере роста детей, мы ожидаем увидеть, что определенные
этапы развития происходят примерно в одно время
, или, по крайней мере, в определенном порядке
. Это нормы развития ребенка.
Например, если говорить о физическом развитии, мы ожидаем, что он сначала начнет переворачиваться, потом — ползать, потом — сидеть, затем стоять, и, наконец, самостоятельно ходить, и так далее.
Вы можете видеть, что у разных детей эти вехи происходят немного в разное время, но сохраняется последовательность. Важно , например, чтобы ребенок не пропустил какую-то фазу развития , скажем, ползание, а прошел все эти вехи в своем темпе.
В современных условиях необходимо максимальное внимание уделять воспитанию человека. Бесспорно, что формирование личности начинается с раннего детства, и роль семьи имеет одно из самых главных значений. Но и роль школы огромна.
Для формирования целостной личности необходим симбиоз семья – школа – ребёнок. Срединное расположение учебного заведения неслучайно. Оно берёт на себя ответственность развивать всё то лучшее, что даёт ребёнку семья, корректировать отклоняющиеся модели воспитания, а так же формировать познавательные сферы личности, социально значимые качества и нравственность.
Овсенев Р.Р.
Формирование целостной личности ребёнка
В современных условиях необходимо максимальное внимание уделять воспитанию человека. Бесспорно, что формирование личности начинается с раннего детства, и роль семьи имеет одно из самых главных значений. Но и роль школы огромна.
Для формирования целостной личности необходим симбиоз семья – школа – ребёнок. Срединное расположение учебного заведения неслучайно. Оно берёт на себя ответственность развивать всё то лучшее, что даёт ребёнку семья, корректировать отклоняющиеся модели воспитания, а так же формировать познавательные сферы личности, социально значимые качества и нравственность.
Конечно, в рамках одного класса и за счёт работы одного педагога сделать это невозможно, необходима единая воспитательная система учебного заведения, где учитель, классный руководитель являются неотъемлемыми её элементами. В гимназии такая система есть. Так средняя школа является правопреемницей начальной, развивая и совершенствуя в личности всё то положительное, что было заложено в первые годы обучения.
В своей работе я стараюсь сочетать воспитательные методы классного руководителя и учителя-предметника. Говоря о познавательной сфере личности, мною ведётся работа по вовлечению ребят участвовать в различных конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах. Зачастую приходится убеждать, опираясь на значимость данного участия для самого учащегося. Результат даёт о себе знать. Успешность ученика толкает его продолжение подобной деятельности, мотивирует. Походы в театры, экскурсии так же формируют потребности в расширении собственных знаний, поэтому обсуждение увиденного должно, на мой взгляд, стать традицией на классных часах. То есть, проявляется система урок – внеурочная деятельность – классный час.
Бесспорно, очень остро сегодня стоит проблема нравственности. И здесь необходимо стремиться следовать принципам государственной политики: формирование правового сознания (начиная со знания Устава гимназии, до собственных прав и законов государства) и воспитания толерантности. Значительную роль в этом оказывают уроки обществознания и тематические классные часы, например по правам ребёнка, проведённый социальным педагогом Кожевниковой А.А. (воспринят детьми очень позитивно)
Толерантность – понятие, которое не сходит с экранов телевизоров, звучит по радио, прописано в печатных изданиях. Уважительное отношение к представителям других национальностей, умение слышать и слушать мнение других людей формируется в совместных беседах, диспутах, круглых столах. И здесь огромную роль играет патриотическое воспитание: понятия чести, преданности, мужества.
Злободневно стоят вопросы межличностного отношения и ответственности человека перед самим собой и окружающими. И здесь так же необходимо вырабатывать определённые подходы к учащимся. В рамках новых ФГОСов, учащемуся необходимо больше предоставлять свободы деятельности. Учитель выступает как координатор, который направляет и корректирует деятельность ребят. При этом, необходимо подчёркивать важность совершаемых дел и поступков и ответственности за них. На мой взгляд, интересные, с практической точки зрения, советы по общению предлагает Ю.Б. Гиппенрейтер. Дружеское общение на позициях старшего товарища способствует развитию гармонично развитой личности.
Подводя итог, необходимо отметить следующее: для формирования личности гимназиста среднего звена обучения необходимы единая система воспитания в учебном заведении, преемственность с начальной школой, поощрения на активную познавательную деятельность и грамотно построенная форма диалога с учащимися.
Родительское собрание"Роль самооценки в формировании личности ребёнка"
· Цель родительского собрания - поговорить с родителями о формировании понимания значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельн...
Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя н...
Роль семьи в формировании личности ребёнка.
Материал можно использовать для бесед с родителями. Речь идёт о том, какой разной может быть родительская любовь, и какой мудрой она должна быть, чтобы д...
Подходы в воспитании детей позволяют выбрать правильное направление для обучения, становления и развития ребенка, раскрыть его индивидуальные особенности и способности.
Подход в воспитании детей играет важную роль для комфортного и полноценного развития. В дошкольном периоде важную роль играет социальная среда, в которой пребывает ребенок, она напрямую воздействует на него и его развитие.
В современной педагогике активно используют подход воспитания жизнью. В рамках этой методики воспитание и обучение ребенка происходят за счет его собственного опыта, а также с учетом правильных и неправильных поступков. Условия жизни напрямую влияют на личность ребенка.
При воспитании детей дошкольного возраста можно использовать трудовой подход, в состав которого может входить как трудовая деятельность дома, в детском саду и других дошкольных заведениях, так и занятия спортом. Тренировки и спортивные упражнения помогают закалить характер ребенка, воспитать в нем выносливость, силу воли и духа, трудолюбие и терпение.
Современные подходы в воспитании детей заключаются в постепенном прививании ребенку основных жизненных навыков.
При выборе определенных подходов в воспитании детей следует подбирать соответствующее направление – авторитарное, либеральное, демократичное и индифферентное.
Авторитарный подход предполагает воспитание ребенка в жесткости и строгости, безоговорочном подчинении и соблюдении строгих правил. Ребенок находится в пассивном состоянии, он зависит от родителей и не принимает решений. Серьезным недостатком авторитарного подхода в воспитании детей является утрачивание творческого начала и безынициативность, отсутствие самостоятельности и способности к принятию серьезных решений.
Противоположным направлением в воспитании является либеральный подход, в котором важную роль играет личность ребенка. В процессе воспитания отсутствуют запреты, правила и ограничения. В педагогике этот подход называют «методом вседозволенности». Недостатком данного подхода является отсутствие ограничений, которое может привести к эгоизму и избалованности, отсутствию цели в жизни.
Демократичный подход в воспитании детей подразумевает равноправное отношение между родителями и детьми. Решения принимают на семейном совете, а на всех этапах развития ребенок является равноправным участником воспитания, высказывает свое мнение и отстаивает личные интересы.
Индифферентный подход в воспитании детей является методом свободного развития ребенка, в котором родители не принимают участия. Ребенок считается независимой и свободной личностью, которую не следует обременять различными правилами, ограничениями и проблемами. Родители, используя этот подход, не участвуют в жизни ребенка, в его внутреннем и внешнем развитии. В результате такого воспитания у ребенка отсутствуют ориентиры в жизни, он не чувствует поддержки и защиты, а также у него нет духовной связи с родителями. В конечном итоге такого воспитания дети становятся закрытыми и асоциальными.
Для того чтобы ребенок вырос полноценной личностью, подходы в воспитании необходимо выбирать с учетом особенностей ребенка. При воспитании не должно быть большого количества запретов, но родителям и педагогам необходимо быть направляющей и контролирующей стороной.
Наиболее эффективными в педагогике являются индивидуальный и деятельностный подходы в воспитании детей.
Индивидуальный подход в воспитании ребенка представляет собой педагогический процесс, который учитывает индивидуальные особенности, влияющие на поведение и развитие. В этом подходе используют различные методы воспитания (в соответствии с личностью ребенка), направленные на достижение положительных результатов. Ребенок рассматривается как самостоятельная, уникальная и ответственная личность.
При использовании индивидуального подхода в воспитании ребенка открываются скрытые способности и возможности, происходит становление самосознания и самоопределения. Личность ребенка преобладает над коллективом, учитываются ее гуманистические, творческие, интеллектуальные и физические способности.
Преподаватели, использующие индивидуальный подход, высоко ценят ребенка, прививают ему интеллектуальные, моральные и социальные ценности. В этом подходе внимание акцентируется на каждом ребенке, его желаниях и возможностях.
Деятельностный подход в воспитании детей является эффективным методом обучения, в процессе которого ребенок получает, запоминает и использует знания в учебно-познавательной деятельности. Знания ребенку не дают в готовой форме, а организуют учебный процесс таким образом, чтобы ребенок активно и системно развивался и познавал.
В основе деятельностного подхода в воспитании детей лежат следующие дидактические принципы:
Познание деятельностного подхода в воспитании детей рассматривается в широком смысле, а также включает миропознание, личностное становление и самостоятельное определение ребенка. Главную роль в этом подходе играет деятельность детей, в процессе которой находят решения задач. Преподаватели и родители являются корректирующей, поддерживающей и стимулирующей стороной.