Возможности применения педологических идей в современной школе. Психологические исследования показали, что. Комплексный подход в воспитании детей и формировании личности

26.04.2019
Методика воспитания детей. В чем она заключена? Меня всегда удивлял один феномен… В семьях, где воспитывалось два и более ребенка, к которым применялся ровным счетом один и тот же подход к воспитанию, вырастали дети с совершенно разными взглядами, отношением к жизни и обществу, принципами и устремлениями.

В одних и тех же семьях из двух братьев один становился честным, порядочным, ответственным человеком, стремившимся получать всё новые знания, глубоко заинтересованным в учебе. Другой же выбирал преступный путь, а такие понятия, как долг, честь, совесть и порядочность, ему были не просто чуждыми, но казались даже смешными... В чем же ошиблись родители этих детей?

Я пыталась найти этому разные объяснения. Считала, что к выросшему преступнику у родителей было предвзятое отношение, что его меньше любили и больше наказывали, но из общения с «удачно состоявшимся» братом оказалось, что это его «чуть меньше любили» и это ему «чуть меньше внимания уделяли». Может, родители использовали неверную методику воспитания детей?

А недавно, когда мне довелось несколько недель провести под одной крышей с сестрой, с которой мы давно не жили вместе, я с удивлением обнаружила ещё одну деталь… Я заметила, что она недостаточно хорошо поддерживает порядок в своём доме, а ведь всё наше детство отец в прямом смысле слова вбивал в нас любовь к чистоте и порядку, и она гораздо лучше меня умела угодить отцу, так как была аккуратнее, и у неё всегда получалось всё «ровненько, чистенько». Отец был очень требователен к выполнению своих поручений, часто даже слишком жестким. До сих пор помню, как однажды он сжег все наши игрушки из-за того, что они были разбросаны по дому. К слову - он долго нас предупреждал, что сделает это, если мы не научимся ставить их на свои места.

Традиционная методика воспитания детей. Отцовская справедливость

Грязная посуда после ужина никогда не должна была оставаться на утро. Влажная уборка должна была делаться как минимум раз в неделю. Но особенно требователен отец был к нахождению вещей «на своих местах». В доме сестры я обнаружила полное попрание всех этих правил и с удивлением спросила, почему так происходит, ведь я с детства помню её совершенно другой… На что сестра ответила:

«Я в детстве натерпелась, в своём доме делаю что хочу, как хочу и когда хочу!»


— И это несмотря на то что подход к воспитанию, что моему, что сестры, был совершенно идентичным. Отец у нас ещё тот борец за справедливость, причем, как это свойственно анальному вектору, справедливо в его понимании - не по заслугам, а поровну. А потому было совершенно не важно, кто из нас и в чем провинился, наказывали нас всегда одинаково за проступки не только свои собственные, но и друг друга.

Глядя на всё, я задалась справедливым вопросом: а играет ли воспитание хоть какую-то роль в становлении личности ? Если один и тот же подход к воспитанию делает из одного ребёнка ученого, а из другого - преступника? Если попытки привить любовь к чистоте и порядку в случае с одной сестрой возымели действие, а в случае с другой имели противоположный эффект? Почему один и тот же подход к воспитанию даёт столь разные результаты? Ответ прост, всё дело в том, что:

Подход к воспитанию должен быть дифференцированным!


Об индивидуальном подходе к воспитанию детей говорят многие и много, но точно и безошибочно, с указанием всех возможных последствий, о том, каким должно быть воспитание каждого отдельного ребёнка, рассказывает только системно-векторная психология Юрия Бурлана.


Весь секрет кроется во врождённых свойствах и особенностях психического каждого ребёнка. Всего этих типов не так уж много, а именно - восемь, по количеству векторов. Есть разные сочетания этих векторов, а значит, и типов психики, но в основе их всего восемь. Именно от набора врождённых векторов зависит то, как будет реагировать ребёнок на тот или иной подход к воспитанию.

Так, если ребёнка с анальным вектором приучать к чистоте и порядку, причем делать это без жестокости, с соблюдением его системы ценностей - то есть за хорошее выполнение задания хвалить, а за плохое - наказывать, то он очень легко и без каких-либо психических травм научится соблюдать порядок. Если этого же ребёнка приучать к порядку, но при этом за малейшую неточность выполнения задания жестоко наказывать, а когда он всё делает хорошо - совершенно не обращать внимания на это и никак не поощрять добрым словом и разумной похвалой (чтобы не баловать), то во взрослом возрасте такой ребёнок из бессознательного стремления к возмещению нанесённой ему психической травмы будет нарушать все родительские указания.


Что касается кожника, то его можно приучить к порядку так же, как и любого другого ребёнка - то есть зафиксировать положительными эмоциями процесс наведения чистоты. Кожник испытывает положительные эмоции, в частности, тогда, когда получает какое-то материальное поощрение или послабление временных ограничений: «Помоешь посуду, играть можешь на полчаса дольше обычного». Кстати - подход к воспитанию кожника должен отличаться временными ограничениями. Его следует приучать соблюдать график, кожники очень хорошо понимают всё, что связано с привязкой ко времени. Так, он станет даже лучше учиться, если будет знать, что для учебы у него всегда есть точно выделенное время, в которое он не может заняться ничем, кроме самой учебы. А точно понимая, сколько это время длится и когда оно закончится, он сможет легче его пережить, и даже если он не любит учиться, ему будет проще выполнять домашние задания, имея на это четко отведённое время.

Добиться в воспитании детей положительного результата можно только в одном случае - развивая их заданные свойства!

Хотите, чтобы ребёнок хорошо учился - поощряйте его за хорошие оценки. Хотите, чтобы он был дисциплинированным и организованным - поощряйте каждый раз, когда он показывает хорошую организованность. Но при этом система поощрений и наказаний должна быть адекватна тому типу психического, которым обладает ваш малыш. Так, как уже говорилось выше, в случае с кожным ребёнком эта система должна быть завязана на временных и материальных ограничениях и послаблениях. Что касается материальной составляющей, то тут можно играть на ограничении карманных денег или на подарках, которые он просит. Что касается ребёнка с анальным вектором, то система наказаний и поощрений должна состоять из похвалы и, на другом конце шкалы, строгого (или не очень, если провинность небольшая) выговора.


Чтобы лучше понять, как наказывать и поощрять своего ребёнка, как привить ему необходимые культурные и моральные ограничения, нравственные ценности, рекомендуем пройти тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана и познакомиться с современной методикой воспитания детей. Уже на двух бесплатных вступительных лекциях вы можете заглянуть во внутренний мир своего малыша, и там вы, без сомнения, найдёте много нового и неожиданного для себя.

Воспитание действительно играет колоссальную роль в становлении личности, но чтобы эта личность была полезна обществу и не вошла в его маргинальные слои, подход к воспитанию должен быть правильно выбран. А сделать это сегодня можно, только понимая особенности психики своего ребёнка.

Статья написана с использованием материалов

В этой статье речь пойдет о развитии ребенка. Что такое развитие ребенка? Почему важен целостный подход ? И что такое нормы развития?

Развитие ребенка описывает биологические и эмоциональные изменения, которые происходят по мере взросления человека.

Давайте посмотрим на развтиие ребенка в этих четырех областях :

  1. Когнитивная сфера -это первая область, которую мы рассмотрим. Это развитие навыков мышления, рассуждения и решения проблем.
  2. Физическое развитие . Это развитие крупной и мелкой моторики, а также развтие сенсорного восприятия (зрение, слух и т.д.).
  3. Социальное и эмоциональное развтие . Это развитие способностей понимать свои чувства, справляться с ними, а также умение ладить с другими людьми.
  4. Развитие речи и коммуникативных способностей.
обязательно включает в себя все четыре области . И нет смысла смотреть на одну из этих конкретных областей развития в отрыве от остальных. Это и есть целостный подход к развитию ребенка.

Вот такой пример : ребенок начинает ходить. Ну, очевидно, это сфера физического развития, в плане развития крупной моторики — навыка хождения. Но в то же время очень важно, что ребенок в это время учится осознавать пространство вокруг себя, понимать, где в данный момент находится его тело. А это уже развитие когнитивной сферы.

А если посмотреть на детей в песочнице, то можно увидеть все области развития, о которых говорилось выше. Дети взаимодействуют друг с другом. Они сотрудничают, чтобы построить что-то. Они роют и перемещают песок, развивая крупную и мелкую моторику. Они используют не только речь для общения, но и язык тела.

Здесь очень много разных областей развития, которые необходимо рассматривать обязательно в комплексе .

На практике это означает, что нельзя развивать одну из этих областей отдельно от других . А еще, если в какой-то из областей для нас очевидна проблема, значит, снова, необходимо работать не только с «проблемной» областью, но и с остальными тремя .

Например, если у ребенка задержка речевого развития, ему, возможно, будет недостаточно логопедического массажа и занятий по картинкам. Очень может быть, что огромный скачок в речевом развитии произойдет после того, как малыш научится кататься на велосипеде или будет регулярно выполнять упражнения из .

Мы знаем, что все дети уникальны , и они развиваются по-разному .
Тем не менее, мы ожидаем, что они развиваются в определенной последовательности .

Это значит, что по мере роста детей, мы ожидаем увидеть, что определенные
этапы развития происходят примерно в одно время , или, по крайней мере, в определенном порядке . Это нормы развития ребенка.

Например, если говорить о физическом развитии, мы ожидаем, что он сначала начнет переворачиваться, потом — ползать, потом — сидеть, затем стоять, и, наконец, самостоятельно ходить, и так далее.

Вы можете видеть, что у разных детей эти вехи происходят немного в разное время, но сохраняется последовательность. Важно , например, чтобы ребенок не пропустил какую-то фазу развития , скажем, ползание, а прошел все эти вехи в своем темпе.

В современных условиях необходимо максимальное внимание уделять воспитанию человека. Бесспорно, что формирование личности начинается с раннего детства, и роль семьи имеет одно из самых главных значений. Но и роль школы огромна.

Для формирования целостной личности необходим симбиоз семья – школа – ребёнок. Срединное расположение учебного заведения неслучайно. Оно берёт на себя ответственность развивать всё то лучшее, что даёт ребёнку семья, корректировать отклоняющиеся модели воспитания, а так же формировать познавательные сферы личности, социально значимые качества и нравственность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Овсенев Р.Р.

Формирование целостной личности ребёнка

В современных условиях необходимо максимальное внимание уделять воспитанию человека. Бесспорно, что формирование личности начинается с раннего детства, и роль семьи имеет одно из самых главных значений. Но и роль школы огромна.

Для формирования целостной личности необходим симбиоз семья – школа – ребёнок. Срединное расположение учебного заведения неслучайно. Оно берёт на себя ответственность развивать всё то лучшее, что даёт ребёнку семья, корректировать отклоняющиеся модели воспитания, а так же формировать познавательные сферы личности, социально значимые качества и нравственность.

Конечно, в рамках одного класса и за счёт работы одного педагога сделать это невозможно, необходима единая воспитательная система учебного заведения, где учитель, классный руководитель являются неотъемлемыми её элементами. В гимназии такая система есть. Так средняя школа является правопреемницей начальной, развивая и совершенствуя в личности всё то положительное, что было заложено в первые годы обучения.

В своей работе я стараюсь сочетать воспитательные методы классного руководителя и учителя-предметника. Говоря о познавательной сфере личности, мною ведётся работа по вовлечению ребят участвовать в различных конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах. Зачастую приходится убеждать, опираясь на значимость данного участия для самого учащегося. Результат даёт о себе знать. Успешность ученика толкает его продолжение подобной деятельности, мотивирует. Походы в театры, экскурсии так же формируют потребности в расширении собственных знаний, поэтому обсуждение увиденного должно, на мой взгляд, стать традицией на классных часах. То есть, проявляется система урок – внеурочная деятельность – классный час.

Бесспорно, очень остро сегодня стоит проблема нравственности. И здесь необходимо стремиться следовать принципам государственной политики: формирование правового сознания (начиная со знания Устава гимназии, до собственных прав и законов государства) и воспитания толерантности. Значительную роль в этом оказывают уроки обществознания и тематические классные часы, например по правам ребёнка, проведённый социальным педагогом Кожевниковой А.А. (воспринят детьми очень позитивно)

Толерантность – понятие, которое не сходит с экранов телевизоров, звучит по радио, прописано в печатных изданиях. Уважительное отношение к представителям других национальностей, умение слышать и слушать мнение других людей формируется в совместных беседах, диспутах, круглых столах. И здесь огромную роль играет патриотическое воспитание: понятия чести, преданности, мужества.

Злободневно стоят вопросы межличностного отношения и ответственности человека перед самим собой и окружающими. И здесь так же необходимо вырабатывать определённые подходы к учащимся. В рамках новых ФГОСов, учащемуся необходимо больше предоставлять свободы деятельности. Учитель выступает как координатор, который направляет и корректирует деятельность ребят. При этом, необходимо подчёркивать важность совершаемых дел и поступков и ответственности за них. На мой взгляд, интересные, с практической точки зрения, советы по общению предлагает Ю.Б. Гиппенрейтер. Дружеское общение на позициях старшего товарища способствует развитию гармонично развитой личности.

Подводя итог, необходимо отметить следующее: для формирования личности гимназиста среднего звена обучения необходимы единая система воспитания в учебном заведении, преемственность с начальной школой, поощрения на активную познавательную деятельность и грамотно построенная форма диалога с учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Роль самооценки в формировании личности ребёнка"

· Цель родительского собрания - поговорить с родителями о формировании понимания значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельн...

Из опыта работы "Совместная деятельность классного руководителя с семьями обучающихся по формированию и развитию всесторонней личности ребёнка"

Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя н...

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

Материал можно использовать для бесед с родителями. Речь идёт о том, какой разной может быть родительская любовь, и какой мудрой она должна быть, чтобы д...

Подходы в воспитании детей позволяют выбрать правильное направление для обучения, становления и развития ребенка, раскрыть его индивидуальные особенности и способности.

Современные подходы в воспитании детей

Подход в воспитании детей играет важную роль для комфортного и полноценного развития. В дошкольном периоде важную роль играет социальная среда, в которой пребывает ребенок, она напрямую воздействует на него и его развитие.

В современной педагогике активно используют подход воспитания жизнью. В рамках этой методики воспитание и обучение ребенка происходят за счет его собственного опыта, а также с учетом правильных и неправильных поступков. Условия жизни напрямую влияют на личность ребенка.

При воспитании детей дошкольного возраста можно использовать трудовой подход, в состав которого может входить как трудовая деятельность дома, в детском саду и других дошкольных заведениях, так и занятия спортом. Тренировки и спортивные упражнения помогают закалить характер ребенка, воспитать в нем выносливость, силу воли и духа, трудолюбие и терпение.

Современные подходы в воспитании детей заключаются в постепенном прививании ребенку основных жизненных навыков.

При выборе определенных подходов в воспитании детей следует подбирать соответствующее направление – авторитарное, либеральное, демократичное и индифферентное.

Авторитарный подход предполагает воспитание ребенка в жесткости и строгости, безоговорочном подчинении и соблюдении строгих правил. Ребенок находится в пассивном состоянии, он зависит от родителей и не принимает решений. Серьезным недостатком авторитарного подхода в воспитании детей является утрачивание творческого начала и безынициативность, отсутствие самостоятельности и способности к принятию серьезных решений.

Противоположным направлением в воспитании является либеральный подход, в котором важную роль играет личность ребенка. В процессе воспитания отсутствуют запреты, правила и ограничения. В педагогике этот подход называют «методом вседозволенности». Недостатком данного подхода является отсутствие ограничений, которое может привести к эгоизму и избалованности, отсутствию цели в жизни.

Демократичный подход в воспитании детей подразумевает равноправное отношение между родителями и детьми. Решения принимают на семейном совете, а на всех этапах развития ребенок является равноправным участником воспитания, высказывает свое мнение и отстаивает личные интересы.

Индифферентный подход в воспитании детей является методом свободного развития ребенка, в котором родители не принимают участия. Ребенок считается независимой и свободной личностью, которую не следует обременять различными правилами, ограничениями и проблемами. Родители, используя этот подход, не участвуют в жизни ребенка, в его внутреннем и внешнем развитии. В результате такого воспитания у ребенка отсутствуют ориентиры в жизни, он не чувствует поддержки и защиты, а также у него нет духовной связи с родителями. В конечном итоге такого воспитания дети становятся закрытыми и асоциальными.

Для того чтобы ребенок вырос полноценной личностью, подходы в воспитании необходимо выбирать с учетом особенностей ребенка. При воспитании не должно быть большого количества запретов, но родителям и педагогам необходимо быть направляющей и контролирующей стороной.

Особенности индивидуального и деятельностного подхода в воспитании

Наиболее эффективными в педагогике являются индивидуальный и деятельностный подходы в воспитании детей.

Индивидуальный подход в воспитании ребенка представляет собой педагогический процесс, который учитывает индивидуальные особенности, влияющие на поведение и развитие. В этом подходе используют различные методы воспитания (в соответствии с личностью ребенка), направленные на достижение положительных результатов. Ребенок рассматривается как самостоятельная, уникальная и ответственная личность.

При использовании индивидуального подхода в воспитании ребенка открываются скрытые способности и возможности, происходит становление самосознания и самоопределения. Личность ребенка преобладает над коллективом, учитываются ее гуманистические, творческие, интеллектуальные и физические способности.

Преподаватели, использующие индивидуальный подход, высоко ценят ребенка, прививают ему интеллектуальные, моральные и социальные ценности. В этом подходе внимание акцентируется на каждом ребенке, его желаниях и возможностях.

Деятельностный подход в воспитании детей является эффективным методом обучения, в процессе которого ребенок получает, запоминает и использует знания в учебно-познавательной деятельности. Знания ребенку не дают в готовой форме, а организуют учебный процесс таким образом, чтобы ребенок активно и системно развивался и познавал.

В основе деятельностного подхода в воспитании детей лежат следующие дидактические принципы:

Познание деятельностного подхода в воспитании детей рассматривается в широком смысле, а также включает миропознание, личностное становление и самостоятельное определение ребенка. Главную роль в этом подходе играет деятельность детей, в процессе которой находят решения задач. Преподаватели и родители являются корректирующей, поддерживающей и стимулирующей стороной.