Кто придумал юлу. Чем отличаются юла и волчок? Задачи, которые я буду решать в ходе исследования

23.03.2019

Любимых и популярных игрушек разных поколений является юла или как ее раньше называли – волчок. Игрушка имеет богатую историю. Еще в каменном веке дети играли подобием волчка. Это была пластинка из роговой кости. В Австралии аборигены изготавливали волчки из дерева в форме рыбы. Древние славяне предпочитали делать конусообразные деревянные волчки, которые раскачивались с помощью длинной веревочки. За время существования было придумано более ста вариаций юлы. В разных странах юла называется по-разному: в Испании – пеон, в Южной Америке – пеонца, в Мексике – тромпо.

Сегодня сложно сказать, кто и когда точно изобрел такую замечательную игрушку, как волчок, потому что она создавалась разными народами, в разных уголках мира. Известно, что еще в Древней Греции создавали волчки, причем в те далекие времена они были не только детской забавой, но и видом спорта. Об этом нам говорят чудом сохранившиеся рисунки и манускрипты, найденные археологами во время раскопок на территории Греции.

В древней Японии волчки были неотъемлемым атрибутом актеров и фокусников, которые показывали с их помощью завораживающие иллюзионные шоу, пользующиеся огромной популярностью на протяжении длительного времени.

В Латинской Америке и Африке волчки применялись и в рабочих целях: как веретено для пряжи или приспособление для быстрого розжига огня.

Самые первые юлы имели примитивную форму и запускались простым движением руки. Это могло быть простое яблоко или груша, нанизанная на прут, или обыкновенный желудь, в редких случаяхморская раковина, наполненная воском для равновесия. Но с течением времени форма волчков усложнялась, мастера придумывали новые оригинальные решения, как сделать изделие интересней, эстетичней и практичней.

В Африке волчки применялись также и для розжига огня. А в Древней Греции с волчками игрались не только дети, но и взрослые, организуя целые турниры. О чем говорят найденные археологами манускрипты. Во времена Средневековья волчок был сделан из дерева и раскручивался двумя ладонями.

С этой целью юлы делали более тяжелыми, порой стержень удлиняли, чтобы оборотов вращения было больше, или наматывали бечевку. После мастера задумались над тем, чтобы сделать юлу вертикальной, так как главной проблемой игрушки было то, что она постоянно падала. Для того, чтобы придать ей устойчивое вертикальное положение, стали делать небольшие ручки, а для того, чтобы волчок вращался почти до бесконечности, его хлестали кнутом с особым размахом, а еще бросали на ледяную поверхность.

Волчок, юла - игрушка (и не только), которая, в общем случае, во время вращения сохраняет устойчивость на одной точке опоры.

Быстро вращающийся волчок не падает (закон сохранения момента импульса препятствует падению), но постепенно из-за трения угловая скорость собственного вращения уменьшается. Когда скорость вращения становится недостаточно большой, ось волчка начинает спиралеобразно отклоняться от вертикали (прецессировать), и в конце концов волчок прекращает вращение и падает.

По сути, юла является простейшим примером гироскопа. Но ребенок не знает законов физики, поэтому для него это волшебная игрушка, которая чудесным способом сохраняет стойкость при вращении, имея только одну точку опоры. После того, как скорость вращения падает, волчок падает на бочок.

Начиная с XVIII столетия юлы становятся излюбленной игрушкой детей многих стран Европы. В Америке волчок становится популярен с XIX века. С этого же времени волчок приобретает ту форму, каким мы знаем его сегодня. Это произошло благодаря трудам талантливого и предприимчивого немецкого игрушечного мастера Лоренца Больца. Будучи сам выходцем из маленькой провинции, Лоренцо старался превосходить даже очень прославленных игрушечных мастеров своей находчивостью и оригинальностью. Однажды он решил создать юлу для маленьких детей, чтобы она была и интересна для них, и безопасна. Для этого Лоренцо придумал вставить механизм с гайкой, который позволял ей крутиться без раскручивания, ведь маленькие детки не могли еще выполнять этих действий. Получилось очень даже хорошо, так что Лоренцо запатентовал свое изобретение, которое, пройдя сквозь годы и десятилетия, внешне практически не изменилось.

Но совершенствование волчка продолжалось. Ученик Лоренцо, Петер Больц, придумал, что юлу можно наделить голосом. Для этого всего лишь нужно было проделать небольшие отверстия в игрушке, через которые бы проходил воздух и во время кружения издавал жужжащий звук. К 1937 году мастера так наловчились, что научились создавать многотональные звуки волчков, которые вполне можно было использовать в своеобразных оркестрах.

В Советском Союзе массовое производство металлических и пластиковых волчков и юл началось в 1960–70-х. Разноцветные металлические вертушки просто-таки завораживали ребятишек радужными узорами на корпусе и своим гудением. Пластмассовые волчки с цирковым всадником внутри или упряжкой лошадок, скачущих по заснеженному лесу, так гудеть не умели, да и ломались чаще. Но малыши всё равно их очень любили.

Польза юлы

Многие родители считают, что юла – это просто забавная игрушка, которая не несет никакой иной функции, кроме игровой. На самом деле юла полезна для развития малыша. Она стимулирует ребенка к активным действиям, развивает координацию движения, ловкость. В настоящее время производятся различные модели этой игрушки. Они имеют различную фактуру, что способствует развитию у ребенка тактильных ощущений, мелкой моторики. Яркие цвета юлы, забавные формы радуют ребенка, увлекают и стимулируют зрение.

Преимущества выбора юлы в виде подарка:

Юла совмещает в себе игру и познание мира. Игрушка можно подарить ребенку от полугода и он будет увлечен ею несколько лет.

Некоторые модели включают обучающие программы, ребенок, играя, может освоить счет, названия животных, геометрических фигур, цифры и буквы, цвета.

Звуковые эффекты, которыми сопровождается вращение юлы, радуют ребенка, не давая ему скучать. Музыкальная модель развивает музыкальный вкус и слух у детей.

Юлы выпускают многие известные производители игрушек. Из наиболее популярных и известных: Stellar, Simba, Little Tikes, B Dot, Kiddieland и другие.

Для маленьких предназначены модели, которые заводятся нажатием на кнопку. Это может сделать сам малыш или его родители, а ребенок с удовольствием будет наблюдать за вращающимся волчком. Есть классические модели юлы, изготовленные из пластика и металла.

Музыкальная модель юлы – отличная игрушка для детей от полутора до трех лет. Такая юла изготовлена из яркой безопасной пластмассы. Вращаясь, такая юла издает приятную мелодию. Малыш будет завороженно наблюдать, как под эту мелодию крутятся разноцветные шарики, двигаются различные фигурки. Такая яркая забава формирует интерес ребенка к игре, развивает сенсорное восприятие, интеллект.

Игрушка знакомая с детства December 27th, 2017

Одной из самых любимых и популярных игрушек разных поколений является юла или как ее раньше называли - волчок. Игрушка имеет богатую историю. Еще в каменном веке дети играли подобием волчка. Это была пластинка из роговой кости. В Австралии аборигены изготавливали волчки из дерева в форме рыбы. Древние славяне предпочитали делать конусообразные деревянные волчки, которые раскачивались с помощью длинной веревочки.

За время существования было придумано более ста вариаций юлы. В разных странах юла называется по-разному: в Испании - пеон, в Южной Америке - пеонца, в Мексике - тромпо.

Сегодня сложно сказать, кто и когда точно изобрел такую замечательную игрушку, как волчок, потому что она создавалась разными народами, в разных уголках мира. Известно, что еще в Древней Греции люди создавали волчки, причем в те далекие времена они были не только детской забавой, но и видом спорта. Об этом нам говорят чудом сохранившиеся рисунки и манускрипты, найденные археологами во время раскопок на территории Греции.
В древней Японии волчки были неотъемлемым атрибутом актеров и фокусников, которые показывали с их помощью завораживающие иллюзионные шоу, пользующиеся огромной популярностью на протяжении длительного времени.

В Латинской Америке и Африке волчки применялись и в рабочих целях: как веретено для пряжи или приспособление для быстрого розжига огня.
Самые первые юлы имели примитивную форму и запускались простым движением руки. Это могло быть простое яблоко или груша, нанизанная на прут, или обыкновенный желудь, в редких случаях - морская раковина, наполненная воском для равновесия. Но с течением времени форма волчков усложнялась, мастера придумывали новые оригинальные решения, как сделать изделие интересней, эстетичней и практичней.

В Африке волчки применялись также и для розжига огня. А в Древней Греции с волчками игрались не только дети, но и взрослые, организуя целые турниры. О чем говорят найденные археологами манускрипты. Во времена Средневековья волчок был сделан из дерева и раскручивался двумя ладонями.
С этой целью юлы делали более тяжелыми, порой стержень удлиняли, чтобы оборотов вращения было больше, или наматывали бечевку. После мастера задумались над тем, чтобы сделать юлу вертикальной, так как главной проблемой игрушки было то, что она постоянно падала. Для того, чтобы придать ей устойчивое вертикальное положение, стали делать небольшие ручки, а для того, чтобы волчок вращался почти до бесконечности, его хлестали кнутом с особым размахом, а еще бросали на ледяную поверхность.

Волчок, юла — игрушка (и не только), которая, в общем случае, во время вращения сохраняет устойчивость на одной точке опоры.

Быстро вращающийся волчок не падает (закон сохранения момента импульса препятствует падению), но постепенно из-за трения угловая скорость собственного вращения уменьшается. Когда скорость вращения становится недостаточно большой, ось волчка начинает спиралеобразно отклоняться от вертикали (прецессировать), и в конце концов волчок прекращает вращение и падает.

По сути, юла является простейшим примером гироскопа. Но ребенок не знает законов физики, поэтому для него это волшебная игрушка, которая чудесным способом сохраняет стойкость при вращении, имея только одну точку опоры. После того, как скорость вращения падает, волчок падает на бочок.

Начиная с XVIII столетия юлы становятся излюбленной игрушкой детей многих стран Европы. В Америке волчок становится популярен с XIX века. С этого же времени волчок приобретает ту форму, каким мы знаем его сегодня. Это произошло благодаря трудам талантливого и предприимчивого немецкого игрушечного мастера Лоренца Больца. Будучи сам выходцем из маленькой провинции, Лоренцо старался превосходить даже очень прославленных игрушечных мастеров своей находчивостью и оригинальностью. Однажды он решил создать юлу для маленьких детей, чтобы она была и интересна для них, и безопасна. Для этого Лоренцо придумал вставить механизм с гайкой, который позволял ей крутиться без раскручивания, ведь маленькие детки не могли еще выполнять этих действий. Получилось очень даже хорошо, так что Лоренцо запатентовал свое изобретение, которое, пройдя сквозь годы и десятилетия, внешне практически не изменилось.

Но совершенствование волчка продолжалось. Ученик Лоренцо, Петер Больц, придумал, что юлу можно наделить голосом. Для этого всего лишь нужно было проделать небольшие отверстия в игрушке, через которые бы проходил воздух и во время кружения издавал жужжащий звук. К 1937 году мастера так наловчились, что научились создавать многотональные звуки волчков, которые вполне можно было использовать в своеобразных оркестрах.

В Советском Союзе массовое производство металлических и пластиковых волчков и юл началось в 1960-70-х. Разноцветные металлические вертушки просто-таки завораживали ребятишек радужными узорами на корпусе и своим гудением. Пластмассовые волчки с цирковым всадником внутри или упряжкой лошадок, скачущих по заснеженному лесу, так гудеть не умели, да и ломались чаще. Но малыши всё равно их очень любили.

Польза юлы

Многие родители считают, что юла - это просто забавная игрушка, которая не несет никакой иной функции, кроме игровой. На самом деле юла полезна для развития малыша. Она стимулирует ребенка к активным действиям, развивает координацию движения, ловкость. В настоящее время производятся различные модели этой игрушки. Они имеют различную фактуру, что способствует развитию у ребенка тактильных ощущений, мелкой моторики. Яркие цвета юлы, забавные формы радуют ребенка, увлекают и стимулируют зрение.

Преимущества выбора юлы в виде подарка:

Юла совмещает в себе игру и познание мира. Игрушка можно подарить ребенку от полугода и он будет увлечен ею несколько лет.
Некоторые модели включают обучающие программы, ребенок, играя, может освоить счет, названия животных, геометрических фигур, цифры и буквы, цвета.

Звуковые эффекты, которыми сопровождается вращение юлы, радуют ребенка, не давая ему скучать. Музыкальная модель развивает музыкальный вкус и слух у детей.

Юлы выпускают многие известные производители игрушек. Из наиболее популярных и известных: Stellar, Simba, Little Tikes, B Dot, Kiddieland и другие.

Для самых маленьких предназначены модели, которые заводятся нажатием на кнопку. Это может сделать сам малыш или его родители, а ребенок с удовольствием будет наблюдать за вращающимся волчком. Есть классические модели юлы, изготовленные из пластика и металла.

Музыкальная модель юлы - отличная игрушка для детей от полутора до трех лет. Такая юла изготовлена из яркой безопасной пластмассы. Вращаясь, такая юла издает приятную мелодию. Малыш будет завороженно наблюдать, как под эту мелодию крутятся разноцветные шарики, двигаются различные фигурки. Такая яркая забава формирует интерес ребенка к игре, развивает сенсорное восприятие, интеллект.

Юла с шариками - это еще одна из разновидностей волчка. При нажатии на кнопку юла начинает вращаться, множество ярких шариков начинает вращаться, подскакивать, плясать и бегать по кругу. Сначала юла вращается быстро, затем вращение замедляется, и ребенок может рассмотреть множество фигурок под куполом. Ребенку такая игра учит понимать причинно-следственную связь, разовьет зрительную активность и координацию движения.

Сейчас юлы бывают со световыми и звуковыми эффектами, с наполнителями внутри и яркими рисунками снаружи. Совсем маленьким детям играть с волчком или юлой не только весело, но и полезно, поскольку это хорошая тренировка моторики пальцев.

Интересно, что эта игрушка, которая давно отпраздновала 100-летний юбилей, даже удостоилась чести стать памятником. Десятиметровая юла возвышается возле нидерландского Остерхоута, но, конечно же, не вращается, а просто лежит на боку.

Источники:

Демидов М.С. 1

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Волчковская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.А.Сорокина

Зайцева Н.С. 1

1 МБОУ Волчковская СОШ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Почему я выбрал эту тему?

У каждого человека есть своя малая родина, которая является частью нашей страны России. Я очень люблю своё село и хочу, узнать о нём всё и рассказать моим друзьям и одноклассникам. Мне хотелось бы, чтобы через мой проект ребята узнали об истории этого замечательного села. Многие из моих сверстников думают, что село - это грязь, безработица и, вообще, что-то неинтересное и скучное. Я хочу развеять их общее мнение, узнать и рассказать о своём селе - Волчки, в котором живу с рождения.

Существует древняя и мудрая пословица «Не знающий истории будет блуждать, не знающий родства будет бедствовать», поэтому исследование истории села и своего рода является актуальной и важнейшей задачей каждого человека. А на карте нашего района много местностей, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них практически не осталось никаких сведений, кроме их названия.

Я решил исследовать историю нашего села. Мне хотелось узнать, что могут рассказать названия отдельных уголков села об истории малой родины. Поэтому я проведу своё маленькое исследование.

Для этого мне надо - научиться работать с дополнительной литературой, находить полезную информацию, учиться анализировать и делать выводы.

Я предположил, если узнать историю села то можно объяснить происхождение отдельных уголков села, улиц. Это моя гипотеза.

Поставил перед собой вопросы, на которые надо искать ответы.

Наметил план действия.

Для поиска ответов я обратился за помощью к толковому словарю, поговорил со старожилами села, встретился с работниками библиотеки, посетил краеведческую комнату в школе, посетил сайты интернет, побывал в Волчковском сельском совете, обратился за помощью к учителю истории.

Цель моей исследовательской работы:

    Познакомиться с историей села Волчки, узнать, как из истории села объяснить происхождение отдельных уголков села, улиц.

Задачи, которые я буду решать в ходе исследования:

    Формировать опыт исследовательской деятельности:

Познакомиться с историческими документами по созданию села Волчки в школьном музее, в библиотеке.

    Находить полезную информацию:

Узнать когда и как возникло село.

Происхождение названия села.

Узнать о происхождении отдельных уголков села, улиц.

    Научиться работать с дополнительной литературой.

    Учиться анализировать и делать выводы.

Основополагающий вопрос: Почему село так названо?

Объект изучения: Окружающий мир.

Предмет изучения: история моего села.

Метод исследования: поисковый, исследовательский.

План моих действий:

    Обсудить тему в классе

    Искать ответы на вопросы. Через библиотеки и Интернет найти документы и фотографии об истории моего села.

    Отсканировать старые фото и сделать снимки современного села.

    Подготовленный материал показать своим одноклассникам.

    Основная часть.

О селе моём любимом

Будет разговор,

О селе родном и милом,

Где мы все живём!

Для начала я решил узнать, знают ли мои одноклассники, почему наше село так названо - «Волчки»? Для этого я провел опрос. (Приложение 1) Выяснилось, что большинство ребят не знают и не задумывались, почему село имеет такое название, трое решили что Волчки - это село которое названо от слова «волки». В то же время моя старшая сестра сказала, что она знает ответ на этот вопрос. Поэтому я решил сам пойти в сельскую библиотеку, школьную библиотеку (Приложение 2), в музейную комнату школы (Приложение 3), поискать в Интернете и выяснить историю села в котором я родился и живу. Вот, что я выяснил.

«Селение Усть речки Волчок и Матыра» — так называлась деревня, расположенная при устье левого притока Матыры — речки Волчок. Волчком деревня стала именоваться во второй половине XVIII века, когда была построена церковь и деревня стала селом. Волчки же появились после Великой Отечественной войны в официальных бумагах, откуда перекочевали на карты области и в книги. Новая вариация в корне исказила смысл названия, оторвав его от названия речки. Волчок - водоворот в течении реки, особенно при впадении в неё притока. Волчки, волчики - холмы, покрытые лесом, овражистая, неровная местность. Приток Матыры получил название от водоворота, ибо никаких холмов и оврагов в округе нет. Волчок - гидроним, то есть название водного объекта, широко распространённое в бассейнах Дона, Оки и Днепра, там, где жили восточные славяне. К известным хищникам название села не имеет никакого отношения.

    1. Первые сведения.

Первое упоминание о деревне Усть речки Волчок и Матыра содержится в ревизских сказках (переписных листах) 1719 года. Её жителями, вероятно, и основателями были служилые люди из-под Козлова (Мичуринска), с Белгородской укреплённой черты, по ревизии причисленные к однодворцам. Это были Фома Емельянов сын Борщёв, 1670 года рождения, и Иван Мартынов сын Жихарев. Жихаревы тесно связаны с историей села Волчок. Жихаревы жили в Волчке до 1918 года. Ещё в середине 1950-х годов пожилые люди называли центр Волчка «Жихарево». Через Жихарево ездил в село Знаменское к Рахманиновым Г.Р. Державин слушать церковный хор (из альманаха «Знаменское»). По этой же дороге не раз проезжал на родину известный композитор С.В. Рахманинов.Основанная однодворцами деревня Усть Волчок с 20-х годов XVIII века превращается в поселение крестьян нескольких помещиков.

2.3 Волостное село.

Во второй половине XVIII века Волчок был селом со своей церковью (Приложение 6).

Село Волчок оказалось на торной дороге из Тамбова в Сокольск (Липецк) и Воронеж, что способствовало его росту. самыми крупными помещиками были Жихаревы, Измайловы, Засецкие, Карпачёвы. В 1782 году в Волчке было 540 жителей, а в 1858 году - 658 крепостных крестьян в 75 дворах и 33 государственных крестьянина в 5 дворах. Волчок становится центром волости (из статьи И.Ф. Гульшина «Селение Усть речки Волчок и Матыра»).

В 1855 г. в Волчке на средства прихожан была построена церковь. Большую материальную помощь в построении храма и приобретении для него разных вещей оказал помещик Н. Никифоров. У нас в селе есть улица «Никифоровская», названная по фамилии этого помещика. В том же 1855 году на общественные средства построена земская школа. (Приложение 6)

С начала XX века за селом закрепляется название Волчок. В 1912 году в нём было 149 крестьянских дворов и 925 жителей. В их владении было 1073 десятины земли, включая луга и выгоны. Большая часть земли после реформы 1861 года осталась у помещиков. Так к началу XX века помещикам Измайлову, Ширинкину, Никифорову, Лазову и другим принадлежало около 3,5 тысячи десятин, да с полтысячи десятин оказалось в руках купцов И. Смирнова и Ф. Хвостова. Им принадлежало 4 мельницы, в том числе водяная, просорушка. Смирнов имел конный завод упряжной породы, магазин, склад товаров. Дом купца И.Смирнова даже и сейчас находится в хорошем состоянии. Он стоит на той же улице, где я живу. До этого исследования я ничего об этом не знал. Занимался он и разведением садов, которыми интересовался великий преобразователь природы И.В. Мичурин. (Приложение 6) В селе были расположены агрономический участок Козловского уезда, земская и церковная школы, больница, кредитное товарищество, а также почтово-телеграфная контора.

    1. Образование на селе

В середине XVIII века грамотных людей в сёлах почти не было. Чтению и письму обучал священник на дому, детей помещика - домашний учитель.

В 1881 году в Волчковской волости проводилась подворная перепись, по которой оказалось:

Домохозяев - 610,

Мужского пола - 1902 душ,

Женского пола - 1889 душ крестьян,

Грамотных мужиков - 94,

Грамотных женщин - 2,

Грамотных мальчиков - 3,

Грамотных девочек -.

(Из сборника статистических сведений по Тамбовской убернии. Том 2. Козловский уезд». 1881 г.)

Первая школа называлась школой грамотности. Курс обучения в ней был рассчитан на один год. Дети учились письму, счёту, чтению, получали знания по Священному писанию.

В 1855 году в селе Волчок появилась земская школа, построенная на общественные деньги.

В 1901 году деревянное здание земской школы сгорело. На средства крестьян начали строить новую школу.

В 1918 году земская и церковно-приходская школы объединились в единую трудовую советскую школу первой ступени.

В 1931-1932 годах на её базе была открыта Ш(кола) К(олхозной) М(олодёжи), с 1934 она была преобразована в неполную среднюю, а в 1936-м стала средней школой. Первый выпуск средней школы состоялся в 1939 году.

В этой же школе уже четвертый год учусь и я.

В этом году нашей школе исполняется 80 лет! (Приложение 6)

2.5 1905 - 1917 годы.

В 1905 - 1906 гг. крестьянские волнения охватили сёла: Ивановка, Плоское, Тютчево, Александровка, Волчок и ряд прилегающих к ним деревень. Восстания проходили под лозунгом «Борьба за землю» и «Снятие батраков с работы».

Руководили крестьянским движением члены эсеровского кружка: Хохлов Д.М., по специальности каменщик, Иванова Л.Е. - фельдшерица с. Волчки, дочь помещика Дмитриева - Анна Ивановна и управляющий этого имения. (Из «Политико-экономической характеристики Волчковского района». 1935 г.). Во время Первой мировой войны многие мужчины ушли на фронт.

2.6 Жизнь села после установления Советской власти.

Советская власть была установлена в Волчках в декабре 1917 года. Первыми коммунистами в нашем селе были Хлопов, Шлеина, А.С. Путилина. К.В. Павлова была председателем сельского совета. Председателем ревсовета был Войков, секретарём партячейки - Спицын.

После революции земля была передана в руки крестьянам. Каждый получил по 15 десятин. В 1918 году в Волчках были организованы народная полиция и земельный отдел. Село было центром волости. Первая коммуна на селе была создана в имении Измайлово (М. Лазовка). (Приложение 5) Организатором её был Головинский О.М.

В 1935 году из состава Шехманского района выделился Волчковский район, на территории которого образовались районные органы государственной власти и управления, в том числе и земельный отдел райисполкома. В его ведение были переданы колхозы на территории Александровского, Больше-Знаменского, Богушёвского, Волчковского, Дмитриевского, Ивановского, Красносельского, Плоскинского, Рахманинского, Таракановского и Тютчевского сельских советов. Село Волчок - центр одноимённого района.

2.7. Село в годы суровых испытаний.

Около 400-т волчковцев ушло на фронт в годы Великой Отечественной войны. Они героически сражались с фашистскими захватчиками. 165 человек из них не вернулись домой. Многие из наших земляков награждены орденами и медалями, в том числе Борис Артемович Антонов, Александр Петрович Белов, Василий Васильевич Булыгин, Василий Захарович Дёмин, Наталья Григорьевна Дроздова, Александр Трофимович Зайцев, Яков Александрович Логунов, Александр Яковлевич Медведев и другие. А Сорокину Фёдору Алексеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем названа одна из улиц села Волчки. С 2011 года Волчковская средняя общеобразовательная школа, в которой я обучаюсь, была переименована в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Волчковскую среднюю общеобразовательную школу имени Героя Советского Союза Ф.А.Сорокина. Более двухсот волчковцев не вернулись с поля брани. В самом центре нашего села установлена мемориальная плита с именами погибших героев. (Приложение 6)

От жителей бывшего Волчковского района в фонд обороны поступило личных средств на сумму 211254 руб., около 3-х миллионов рублей внесено на строительство танковой колонны «Тамбовский колхозник» и эскадрильи боевых самолетов. Уже в декабре 1942 года от комиссара П.П.Куткевича, бывшего управляющего Волчковской МТС пришло благодарственное письмо. «Родные наши земляки, - писали воины, - мы узнали о вашем великом патриотическом почине, и все тамбовцы нашей части собрались на митинг. Каждый из нас думал: не подведу земляков… Танки «Тамбовский колхозник» раздавят своими гусеницами мерзкую фашистскую гадину. Не жить немцу на русской земле, не есть ему русского хлеба». (Приложение 6)

Когда закончилась война, в Волчковскую среднюю школу вернулись учителя - фронтовики: Белевитин Виктор Павлович, Белов Иван Петрович, Гуреев Николай Александрович, Евстигнеев Александр Романович, Пуляев Николай Кузьмич, Яковлев Евгений Николаевич.

2.8. Возрождение села.

Кончилась война. Постепенно мелкие колхозы укрупнялись. В 1963 году Волчковский район был ликвидирован, его территория передана в состав Петровского района, за исключением Грачёвского, Ивановского и Степного сельских советов, отошедших в состав Мордовского района.

В1961 году завершилась электрофикация села. Улучшилось сообщение с районным и областным центром.

Численность населения на 01.01.2016 г. составляет 1586 человек, 697 из которых проживает в Волчках. Об этом я узнал, посетив сельскую администрацию села Волчки. Познакомился там с документацией. (Приложение 4)

За годы своего существования наше село сильно изменилось. Оно изменилось внешне, приобрело современный благоустроенный вид, изменилась численность и состав населения. В настоящее время в Волчках находятся организации и учреждения, обслуживающие население: сельский совет, средняя и музыкальные школы, Дом культуры, библиотека, больница (поликлиника, стационар, отделение сестринского ухода), аптека, ветеринарный участок, электроподстанция, отделение связи и АТС, торговый центр, крестьянско-фермерские хозяйства, самым крупным из которых является КФХ «Матыра». В 2003 - 2006 годах была проведена реконструкция школы. (Приложение 6)

Известные уроженцы и жители села: партийно - хозяйственный деятель К.А. Марков, Герой Советского Союза Ф.А.Сорокин, Кавалеры орденов Ленина А.Р. Стефашина и Д.А.Гуреев, Заслуженный работник сельского хозяйства, Кавалер ордена «Знак Почёта» В.Ф.Сорокин. Не каждое село может похвастать людьми подобного масштаба.

    1. Происхождение отдельных уголков села, улиц.

В предыдущей главе я описал историю моего села Волчки. Читая и изучая материалы об истории моего села, я обнаружил, что встречаются знакомые слова-названия. (Приложение 5). На основе полученных сведений об истории села я составил такую хронологическую зависимость названий улиц, отдельных уголков:

Улица Никифоровская - это бывшее поместье помещика Н.Никифорова;

Деревня Лазовка (близ села Волчки) - это бывшее поместье помещика Лазова;

Деревня Мосоловка (близ села Волчки) - это бывшее поместье помещика Мосолова;

Местечко Засецкое - (близ села Волчки) - это бывшее поместье помещика Засецкого;

Деревня Киткино - (близ села Волчки) - это бывшее поместье помещика Киткина;

Деревня Анцифоровка - (близ села Волчки) - это бывшее поместье помещика Анциферова;

Деревня Богушевка - (близ села Волчки) - это бывшее поместье помещика Богушевского;

Деревня Хвостовка - (близ села Волчки) - это бывшее поместье купца Ф.Хвостова;

Деревня Таракановка - (близ села Волчки) - это бывшее поместье помещика Тараканова;

Д.Павлово - Титово - (близ села Волчки) - это бывшее поместье д.Павловка помещика Титова;

Улица Почтовая (бывшая улица имени Сорокина Ф.А.) - улица на которой находилось почтово-телеграфное отделение;

Улица имени Сорокина Ф.А. - в память о Герое Советского Союза Ф.А.Сорокина;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Волчковская средняя школа имени Героя Советского Союза Ф.А.Сорокина - названа в память о Сорокине Ф.А., Герое Советского Союза в Великой Отечественной войне.

3. Заключение.

В результате исследования я выяснил:

Исследовательский проект «История моего села» - это живой и интересный труд. У нашего села есть история. Всякому человеку присуще желание знать свой край, свой отчий дом, место, где живёшь, учишься и трудишься. Это не только простое любопытство, но и святая обязанность. Своим проектом мне хотелось рассказать сверстникам, что нужно знать историю своей малой родины, чем она живет сегодня, с уважением относиться к прошлому. Я могу с уверенностью сделать вывод, что, узнав историю моей малой родины, я узнал и объяснил происхождение отдельных уголков, улиц села. Моя гипотеза подтверждена.

Мне хотелось возродить память о прошлом, славных страницах истории моего села, предках.

Я планирую продолжить исследования в данном направлении и собрать более подробную информацию о селе, в котором я живу.

4. Список используемых источников и литературы:

    Архивные материалы //Народное образование Тамбовской губернии за 1900-1901 учебный год: Справочник.

    Архивные материалы //Сборник статистических сведений по Тамбовской губернии. - Т.2: Козловский уезд. - Тамбов, 1881.

    Архивные материалы //Справочник Тамбовской губернии на 1913 год.

    Воспоминания жителей села Волчки.

    Гульшин И. По почину земляков. // «Сельские зори».

    Гульшин И. Селение Усть речки Волчок и Матыра. // «Сельские зори».

    Интернет сайт http://uistoka.ru/122317.

    Интернет сайт http://www.karta-rus.ru/.

    Интернет сайт http://tambovgrad.ru/Tambovskaya-oblast/25-Volchki-selo.html.

    Интернет сайт http://regionlib.ru/petrovskoe/selo-volchki/.

    Историческое краеведение: История Тамбовского края: Учебное пособие для учащихся 7-9 класов. - Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007. - с.61,82,85,86

    Краснослободцев В.К истокам, к светлым своим истокам… // «Сельские зори». - 2002. - 2 октября.

    Муравьёв Н.В. Из истории возникновения населённых пунктов Тамбовской области. - Воронеж: Центр. - Черноземное книжное издательство, 1988. - с.28.

    Политико - экономическая характеристика Волчковского района //Архивные материалы ЦДНИТО.

    Попова Т.А. Сказы о земле Тамбовской. - Тамбов, 2004. - с.23.

    Решение исполнительного комитета Волчковского районного совета депутатов трудящихся №366. //Архивные материалы ТОГУ «ГАТО».

    Сохранский Л.В. Легенды и предания Тамбовского края. - Тамбов, 2004. - с.107.

    Старейшее село Поматырья // «Сельские зори». - 1994. - №88.

    Тетерева Ию Сколько бы лет ни прошло… // «Сельские зори».

Приложение 1.

Провел анкетирование одноклассников

Составил диаграммы опроса

Почему село так названо?

Приложение 2

Ищу ответы через библиотеки

Посетил Волчковскую сельскую библиотеку

Посетил школьную библиотеку

Приложение 3

Ищу ответы в школьной музейной комнате.

Приложение 4

Поиск информации в администрации Волчковского сельского совета

Приложение 5

Приложение 6

История села в фотографиях

Устье реки Волчок

Река Матыра

Развалины барского дома помещика Титова

Деревня Павлово - Титово

Дом купца И.Смирнова

Строительство земской школы в селе Волчок

Здание Волчковской средней школы 80-е годы

Здание бывшее церкви прихода «Неопалимая Купина»

Общешкольное мероприятие у памятника В.И.Ленину

Памятник В.И.Ленина в наши дни

Реконструкция Волчковской средней общеобразовательной школы

МБОУ Волчковская СОШ в наши дни

Вахта памяти

Стелла в память участникам войны в центре села

Школьники МБОУ Волчковской СОШ участвуют в акции

«Бессмертный полк»

Я нес фотографию моего прадедушки Мананникова Николая Васильевича

> Мысли для дум

Самое длинное завещание составил один из отцов-основателей Соединенных Штатов Томас Джефферсон. Указания относительно имущества перемежались в документе с рассуждениями об истории Америки. По этому завещанию наследники Джефферсона получали свои доли наследства только при условии, что отпустили на волю всех своих рабов.

Самое обидное. Один средневековый фермер оставлял 100 ливров своей жене, но велел, если она выйдет замуж, добавить еще 100 ливров, мотивируя тем, что бедняге, который станет ее мужем, эти деньги понадобятся. Увы, в те времена были запрещены разводы.

Самое исторически полезное завещание оставил Вильям Шекспир. Он оказался довольно мелочным типом и сделал распоряжение относительно всего своего имущества, начиная от мебели и заканчивая обувью. Завещание это чуть ли не единственный неоспоримый документ, который доказывает существование Шекспира.

Самое короткое завещание написал банкир из Лондона. Оно содержало три слова: "Я полностью разорен".

Самое неприличное в истории завещание написал сапожник из Марселя. Из 123 слов, записанных в этом завещании, 94 невозможно произнести даже в относительно приличном обществе.

Самое сложное для понимания завещание было составлено лаборантом знаменитого физика Нильса Бора. В завещании было так много специальных терминов и сложных фразеологических оборотов, что для его расшифровки пришлось вызывать экспертов-лингвистов.

Самая крупная наличная сумма, когда-либо завещанная одним человеком. Генри Форд завещал распределить 500 миллионов долларов среди 4157 учебных и благотворительных заведений.

Самое известное завещание оставил Альфред Нобель. Оно было оспорено родственниками. Они получали только полмиллиона крон, а остальные 30 миллионов были отданы на учреждение знаменитой Нобелевской премии.

Самое секретное завещание оставил миллиардер Мишель Ротшильд. В нем, в частности, говорится: "...категорически и однозначно запрещаю любую опись моего наследства, любое судебное вмешательство и обнародование моего состояния..." Так что реальные размеры состояния до сих пор не известны.

Самое большое состояние, оставленное животному. С этим же завещанием связана и самая дурацкая история о наследстве. Миллионер и кинопродюсер Роджер Доркас все свои 65 миллионов долларов оставил любимому псу Максимилиану. Суд признал такое решение законным, поскольку при жизни миллионер выправил Максимилиану совершенно человеческие документы. Жене Доркас оставил 1 цент. Но она, по тем же собачьим документам, вышла замуж за пса и, после его смерти, спокойно вступила в права наследства, поскольку пёс, естественно, завещания не оставил.

В Хануку в еврейских семьях обязательно достают из шкафов дрейдлы. Эти небольшие волчки – простые деревянные или яркие, светящиеся, порой даже проигрывающие ханукальные песни – один из самых любимых атрибутов праздника, особенно для детей. Но подлинное происхождение дрейдла известно далеко не всем.

Дрейдл – это небольшой четырехгранный волчок, с которым принято играть в дни Хануки. В еврейской литературе встречаются упоминания о том, что с подобными волчками дети в Древней Палестине играли еще в эпоху Маккавеев, однако, судя по всему, эта версия совершенно не исторична. Ведь изначально этот волчок был известен под своим идишским названием «дрейдл», имеющим германские корни. В древнееврейском языке слова для обозначения этого предмета не было.

Хотя точное происхождение дрейдла не установлено, чаще всего высказывается версия, что волчок подобной формы изначально был распространен на территории современной Ирландии (или, возможно, Британии). В конце римской эпохи он попал на территорию Германии. В эпоху раннего средневековья в Европе подобные волчки использовались для азартных игр в харчевнях и на постоялых дворах. На четыре грани волчка были нанесены первые буквы латинских слов, означающих «ничего», «половина», «всё», «положить в банк». В Германии волчок стали называть «трендель». На него наносились уже первые буквы немецких слов, означающих то же самое. Когда игру с волчком заимствовали евреи, они, естественно, стали писать на нем буквы своего алфавита: ש – штел арайн (положить в банк); נּ – ништ (ничего); גּ – ганц (всё); הּ – хальб (половина). Если игроку выпадал נּ, он не получал ничего. Если выпадал גּ, он забирал все монеты или фишки из банка. Если הּ – забирал половину банка. ש – должен был удвоить ставку.

Впоследствии, когда дрейдлы распространились среди неашкеназских общин, не пользовавшихся идишем, значения этих букв попытались переосмыслить. Распространилась версия, что буквы символизируют государства, пытавшиеся поработить евреев в древности: Вавилонию, Персию, Грецию и Рим. Кто-то заметил, что гематрия (метод раскрытия «тайного смысла» при условии, что буквы можно заменить числами. – Прим. ред.) этих четырех букв составляет 358, что равняется гематрии слова «Машиах» («Мессия»). Однако все эти предположения были забыты, когда появился обычай в дни Хануки играть в азартные игры.

В эпоху раннесионистского движения и возрождения иврита для волчка было придумано «аутентичное» ивритское название – севивон. Это слово, происходящее от глагола «лесовев» (вращать, крутить), изобрел пятилетний сын Элиэзера Бен-Йехуды. Было переосмыслено и значение четырех еврейских букв. В диаспоре они стали означать выражение «Нес гадоль хая шам» («Великое чудо было там»). В Израиле же букву ש заменили на פּ, чтобы можно было прочитать: «Нес гадоль хая по» («Великое чудо было здесь»). После замены буквы волчок уже невозможно было использовать в своей изначальной функции для игры на деньги, и он превратился просто в детскую забаву.

В магазинах иудаики можно приобрести дрейдлы, изготовленные из пластика, никеля, олова, дерева и других материалов. Современный дрейдл – настоящее чудо техники. Он распевает традиционные ханукальные песенки, светится и подмигивает всеми цветами радуги. Неудивительно поэтому, что он стал популярным объектом коллекционирования. На протяжении многих лет дрейдлы собирает дантист на пенсии Микки Лангсфельд из Пенсильвании. По словам коллекционера, дрейдл может пригодиться даже в самой неожиданной ситуации: «Однажды мы с семьей зашли в ресторан Grumpy’s, расположенный в горах Элк. Там отличная еда, но обслуживают очень медленно! Чтобы скоротать время, мы решили сыграть в дрейдл на орехи!»

Кэрол Бреман Немо из Атланты тоже коллекционирует дрейдлы. «Каждый раз, когда я лечу в Израиль, я обещаю себе, что на этот раз я покупаю последний волчок», – смеется она. Ее коллекция насчитывает 350 экземпляров, среди которых можно найти огромный волчок из меди и даже дрейдл, по форме напоминающий здание синагоги «Микве Исраэль» в городе Саванна, штат Джорджия. Немо завещала свою коллекцию Еврейскому музею Атланты.

Подписывайтесь:

Проректор по научной работе нью-йоркского Университета Хофстра Герман Берлинер собрал коллекцию из 375 волчков. Он признается, что всё еще находится в поиске идеального дрейдла. «У меня нет любимых экземпляров, каждый раз, когда я делаю уборку и смахиваю с них пыль, у меня появляется новый любимчик», – признается Берлинер. Его родители эмигрировали в США в 1938 году из гитлеровской Германии, поэтому особый интерес для коллекционера представляют довоенные немецкие дрейдлы. Оказавшись однажды в Гонконге, Берлинер с женой зашли в сувенирную лавку, где их внимание привлекли изысканные резные изделия из нефрита. Миссис Берлинер заказала местным умельцам нефритовый дрейдл, который подарила мужу, чем несказанно его обрадовала. Богатые коллекции дрейдлов хранятся в чикагском институте еврейских исследований «Спертус», в музее нью-йоркского Иешивы-Университета и в Большой синагоге Бухареста.

Сегодня в светских еврейских семьях волчок утратил первоначальное традиционное значение, но все-таки ежегодно в дни Хануки дети изготавливают симпатичные разноцветные дрейдлы из картона и заостренных спичек и вспоминают о великом чуде, которое – в зависимости от их местоположения – случилось здесь или там.