Классный час "поговорим о толерантности". Воспитание толерантности

05.04.2019

1. Батагова, Л. Х. Религиозный экстремизм и проблемы этноконфессиональной толерантности на Северном Кавказе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. - № 118.

Статья посвящена актуальной научной и общественно-политической проблеме - необходимости формирования толерантности. Особую актуальность она имеет в самом проблемном регионе Российской Федерации - на Северном Кавказе, где проблемы этнической и межконфессиональной нетерпимости представляли и до сих пор представляют серьезную проблему для государственной безопасности России.

Научная электронная библиотека КиберЛенинка . – URL : http :// cyberleninka . ru / article / n / religioznyy - ekstremizm - i - problemy - etnokonfessionalnoy - tolerantnosti - na - severnom - kavkaze # ixzz 2 uVTqOdV 5

2. Батарчук, Д. С. Толерантность как социально-психологический феномен этнически диверсифицированного общества // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. - №5.

В статье актуализируется проблема толерантности в социально-психологическом аспекте. Этническое разнообразие общества в целях мирного сосуществования требует от каждого субъекта этноса способности к пониманию, уважению и принятию.

Научная электронная библиотека КиберЛенинка. – URL : http :// cyberleninka . ru / article / n / tolerantnost - kak - sotsialno - psihologicheskiy - fenomen - etnicheski - diversifitsirovannogo - obschestva # ixzz 2 uVWXipcZ . – (Дата обращения: 7.09.2014.)

3. Горинова, М. Терпение и толерантность. Одного ли «поля» эти «ягоды»? // Логос: молодежная православная газета. – 2007. - № 1.

В чём сходство и различие понятий «толерантность», «терпимость» и «терпение»? Есть ли границы тому, другому и третьему? Кто их определяет?

Логос: молодежная православная газета. - URL : http :// sakhalogos . ru / index . php /2009-11-30-08-29-08/538--5-19--2007-/818-- lr - lr . html . – (Дата обращения: 7.09.2014.)

4. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Этюд о толерантности // Санкт-Петербургский Церковный Вестник.- 2005. - № 5.

В последнее время в обществе часто поднимается тема толерантности, и, как правило, толерантности поется хвалебная ода. Но всегда ли хороша толерантность? Обычно считается, что толерантность – это жизнь в ладу с другими. Но где кончается этот лад? Есть ли границы толерантности?

Азбука веры. - URL :

http :// azbyka . ru / hristianstvo / hristianstvo _ i _ mir / atiud _ o _ tolerantnosti - all . shtml

5. Каплан, В. Толерантность: христианский взгляд // Фома. – 2013. - № 3.

Фома. – URL : http :// www . foma . ru / tolerantnost - xristianskij - vzglyad . html . – (Дата обращения: 7.09.2014.)

6. Касьянова, Е. И. Нравственный механизм детерминации толерантности // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. -№ 75.

Толерантность рассматривается как одно из важнейших нравственных качеств личности и этическая доктрина, претендующая на роль регулятора взаимоотношений между людьми и государствами.

Научная библиотека КиберЛенинка . - URL : http :// cyberleninka . ru / article / n / nravstvennyy - mehanizm - determinatsii - tolerantnosti # ixzz 2 uVX 7 Fnvi . – (Дата обращения: 7.09.2014.)

7. Колесова, С. В. Воспитание толерантности у студенческой молодёжи // Молодой ученый. - 2012. - №4.

Проблема межнациональных отношений и межэтнической толерантности в современной России относится к числу актуальных. Наиболее остро ксенофобия проявляется в молодёжной среде, в том числе и среди студенчества, о чем свидетельствуют исследования в области социологии молодёжи и социологии образования.

Молодой ученый. - URL : http :// www . moluch . ru / archive /39/4680 . – (Дата обращения: 7.09.2014.)

8. Новикова,Т. Проблемы толерантности в современном обществе и журналистика // RELGA : научно-культурологический журнал широкого профиля. – 2005. - №12 .

В условиях многополярного мира, образующегося в результате глобализации хозяйственной деятельности, создания новых видов социализации, национальной и этнической дивергенции, экологической дисбалансированности и т.п., толерантность обнаруживается как интенция общечеловеческих интересов и потребностей.

RELGA . - URL : http:// www. relga. ru/ Environ/ WebObjects/ tguwww. woa/ wa/ Main? textid=597& level1= main& level2= articles .– (Дата обращения: 7.09.2014.)

9. Ольховиков, К. М. Толерантность через конфликт: власть религии в зеркале социологии морали // Вопросы политологии и социологии.- 2012. - №2.

Социология морали позволяет актуализировать ряд фундаментальных смыслов толерантности, зачастую игнорируемых в актуальных дискуссиях российских обществоведов. Обращение к методологическому ресурсу философской диалектики позволяет также прояснить ключевые аспекты религиозности в современном обществе.

Вопросы политологии и социологии . - URL : http :// politsocio . uapa . ru / ru - ru / issue /2012/02/11 . – (Дата обращения: 7.09.2014.)

10. Сосковец, Л. И. Религиозная толерантность и свобода совести: история и теория вопроса: текст научной статьи по специальности «Религия. Атеизм»// Известия Томского политехнического университета. – 2004.- № 2. Том 307.

Анализируется содержание таких понятий, как свобода совести и религиозная толерантность, дается историческая справка о становлении и развитии этих принципов, обращается внимание на проблемы их реализации в современных общественных отношениях.

Научная библиотека КиберЛенинка. - URL : http :// cyberleninka . ru / article / n / religioznaya - tolerantnost - i - svoboda - sovesti - istoriya - i - teoriya - voprosa # ixzz 2 uVVIY 0 Le . – (Дата обращения: 7.09.2014.)

11. Цверианишвили. Г. О толерантности в межнациональных отношениях. // RELGA : научно-культурологический журнал широкого профиля.- 2013.- №8

Гражданское общество немыслимо и без усвоения подавляющим большинством населения страны основополагающего принципа толерантности к иным традициям и культурам.

RELGA : научно-культурологический журнал . - URL : http:// www. relga. ru/ Environ/ WebObjects/ tguwww. woa/ wa/ Main? textid=3554& level1= main& level2= articles . – (Дата обращения: 7.09.2014.)

12.Циприс, А. Толерантность означает терпимость // Современнный интернет-журнал для людей 50+ лет с активной жизненной позицией. – 2014. – Август.

Эта статья не носит политический характер, рассматривает «толерантность» как неотъемлемую часть нашей обыденной жизни.

Современнный интернет-журнал для людей 50+ лет с активной жизненной позицией. - URL : http :// pokolenie - x . com /? p =23029 . – (Дата обращения: 7.09.2014.)

13. Чебыкина, О. А. Историко-методологический анализ проблемы толерантности // Медицина и образование в Сибири. -2013.- № 1

В статье рассматривается историко-методологический анализ проблемы толерантности.

Медицина и образование в Сибири. - URL : http :// www . ngmu . ru / cozo / mos / article / text _ full . php ? id =901 . – (Дата обращения: 7.09.2014.)

1. Введение

Если ребёнка принимают и обращаются

с ним дружелюбно

Он учится находить любовь в этом мире.

Дорис Лоу Ноулт.

Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимосвязей в педагогическом процессе, является характер отношений, который складывается между всеми его участниками: педагогами, детьми, администрацией, родителями. Эти отношения многообразны.

Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Не случайно терпение, терпимость в народной педагогике возводят в ранг одних из ведущих качеств личности: «Терпение и труд всё перетрут», «Умный смиряется, глупый надувается», «Терпя, в люди выходят», «Нетерпение сродни опрометчивости» и др. Поэтому, важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения. В процессе взаимодействия с окружающими, на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Важно, чтобы из стен школы вышли воспитанники не только с определённым багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции.

Актуальностью воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного вида экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и во внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированны гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

2. О сущности терпимости.

За основу взято понимание толерантности с педагогической точки зрения, то есть толерантность – способность, умение терпеть, уважать чужое мнение, позиции и ценности других людей, понимая и принимая свою собственную позицию.

В научном обиходе «терпимость» часто заменяют синонимом «толерантность». Рассмотрим этимологические корни данных понятий. В «Современном словаре иностранных слов» даётся следующее определение толерантности: «То le га ntia (лат.)- терпимость, терпение, устойчивость, снисходительность к чему-либо, способность переносить неблагоприятное воздействие». В «Советском энциклопедическом словаре» приводится многозначное толкование этого понятия: «Толерантность – имммунологическое состояние организма; способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды; терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению».

С.И. Ожегов даёт следующую трактовку терпимости: «Терпимость – терпимое отношение к чему-нибудь. Терпимый - такой, что может терпеть, с которым можно мириться; умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру».

Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей, но не отказывающийся от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов.

Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Чтобы сделать этот процесс целенаправленным, на наш взгляд, необходима организация педагогическая деятельность в школе. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышается конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в который попадают многие учащиеся, способна заполнить полноценная работа педагогов школы с воспитанниками.

Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого, живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

3. Содержание воспитания толерантности.

Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении с другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.

Е.Ю. Клепцова пишет о том, что в то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться с искажением научных данных или сведений, экспериментально доказанных.

Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

Происходящее в России перемены в экономике и политике значительно осложнили межнациональные отношения населяющих её народов, привели к межэтническим и межнациональным конфликтам.

В этой связи особое внимание необходимо обратить на воспитание у детей терпимого отношения к представителям других наций.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, искусства, праздников и т.д.

Следует учитывать, что вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование толерантности. Методика воспитания этого качества личности базируется на знании педагогами особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. Педагогам необходимо знать и учитывать:

    индивидуальные особенности каждого ребёнка, особенности семейной культуры;

    национальный состав коллектива учащихся;

    проблемы в отношениях между детьми и их причины;

    культурные особенности окружающей среды.

Изучив и проанализировав ситуацию, педагоги осуществляют поиск эффективных форм и методов воспитания у школьников толерантности, определяют конкретное содержание этой работы.

4. Методы воспитания толерантности.

Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения.

Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни.

Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребёнком.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, симпатию и стыд и др.

Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение .

Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Через внушение в сознание входят стереотипы, создаётся настроение. Внушение является важным фактором распространение лозунгов – суждений, в которых предельно кратко, но точно определяются отношение к людям. Поэтому внушение имеет существенное значение для формирования толерантного отношения к людям.

Метод внушения может реализовываться через использование цитат из библии, высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речёвок, заучивание лозунгов и их скандирование на различных мероприятиях.

Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения (переживания), когда ребёнок пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос: «Что бы мне сказал в этой ситуации учитель, или сказали родители?».

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование , в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности.

Стимулирование может осуществляться в различных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребенок изменяет своё поведение в позитивную сторону. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп.

Метод стимулирования должен применяться педагогом очень осторожно. Нужно учитывать, что позитивная оценка поведения одной группы детей не всегда может быть понята другой группе. В результате может возникнуть непонимание действий педагога.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказаться методы требования и упражнения .

По форме предъявления различают прямые и косвенные требования. Для воспитания толерантности более эффективно использование косвенного требования. Среди них выделяются позитивные:

    требование – совет;

    требование – игра;

    требование – просьба;

    требование – намёк;

    требование – одобрение.

К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.

Для воспитания толерантности гораздо менее эффективны прямые требования.

Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений – навыки и привычки – устойчивые качества личности. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения – качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.

5. Приёмы воспитания толерантности.

Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приёмов.

Приёмы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определённым образом.

Можно выделить три группы приёмов воспитания толерантности.

Первая группа приёмов связана с организацией деятельности детей в классе.

Приём «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы взаимодействовали учащиеся разных групп.

Приём «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность, чтобы от помощи друга зависел успех общего дела.

Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговор с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

Приём «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли, чтобы дети поняли, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Кто хочет стать миллионером».

Приём «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети лучше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей её проиграть.

Приём «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения.

Приём «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют.

Приём «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению агрессивного поведения.

Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии.

Под диалоговой рефлексией понимают диалог педагога и ребёнка, способствующий формированию отношения ученика к какой – либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках.

Приём «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.

Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом, как бы ведётся поиск выхода из сложившийся ситуации.

Приём «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая им интересна, переносят события в новые условия, по - своему интерпретируют смысл происходящего и т.д.

Приём «Сочини конец истории». Детям предлагается придумать своё завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.

Приём «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни и т.д.) любят их товарищи по классу.

Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом нужно, чтобы слова были обращены людям другой национальности, бывшим врагам и т.д.)

Приём «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные или иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.д.)

Педагогических приёмов – великое множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый педагог из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Приём, который подходит одному ученику, может неприемлем для другого.

6. Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантности.

Необходимо отметить, что невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль общения между её членами влияют на формирование толерантности у ребёнка.

Общей для родителей и учителей является проблема межнациональной толерантности. Семья во многом может помочь школе. Однако, очень часто именно родители сеют зёрна национальной вражды, неприязни, даже не замечая этого. Нередко в семье говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а «плохом» русском, еврее, узбеке. Дети впитывают такое негативное отношение к людям другой национальности.

В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять важность воспитания у детей культуры межнационального общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, особенно в многонациональных коллективах. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.

Перевоспитать родителей вряд ли удастся, но откорректировать их действия по отношению к ребёнку возможно.

В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Знакомство с семьёй школьника учитель может проводить в различных формах, можно начать с небольшой анкеты для родителей. Помимо того, что учитель сможет получить интересующие его данные, анкета заставит и самих родителей задуматься о проблемах в воспитании своего ребёнка.

Полезно сопоставить результаты опроса родителей с мнением учащихся. Для младших школьников можно предложить нарисовать рисунки или написать сочинение на темы: «Моя семья» или «Выходной день в нашей семье».

Проведение семейных конкурсов, другая организация совместной деятельности родителей и детей позволяет изучить их взаимоотношения, уровень сформированности толерантности.

Исходя из вышеизложенного, можно продумать тематику занятий и бесед с родителями.

Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями целесообразно проводить следующую работу.

    Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям через организацию поздравлений, проведение сочинений («Моя семья», «Моя родословная», «Как трудятся мои родители» и другие подобные темы), творческие встречи с родителями, организация выставок результатов труда родителей.

    Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье через, проведение семейных праздников, пропаганду опыта формирования положительных отношений в семье.

    Организация совместной деятельности родителей и детей через представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семьях, проведение совместных дел, выполнение семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление и т.д.), выполнение семейных заданий по учебным предметам.

    Проведение праздников семьи.

    Проведение совместных занятий.

    Создание совместных объединений по интересам.

Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьёй.

Заключение.

Младший школьный возрастважнейший период в психо– социальном развитии человека. В этом возрасте ребёнок включается во взрослую жизнь, формирует сою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества -0 значимый вклад школьного образования в развитии культуры мира на Земле.

Проведённая научно – исследовательская работа позволила определить необходимость воспитания толерантности у детей, раскрыть пути развития толерантного сознания у младших школьников, определить формы взаимодействия педагогов и родителей в воспитании толерантности у учащихся.

1. Что такое «Я» и как ты это понимаешь?

2. У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»?

3. Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой, а что по твоему означает слово «семья»?

4. Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое поведение?

5. Кто в твоей семье главный?

6. Как нужно себя вести в школе, в общественных местах, среди одноклассников?

7. кто-то обижает слабого, как ты думаешь это злой, жестокий человек?

8. Ты не ссоришься с одноклассниками, значит боишься или проявляешь терпение, терпимость?

9. В твоем классе ученики разных национальностей, как ты к ним относишься, помогаешь им?

10. К вам в класс пришел новый ученик, он чернокожий, подашь ли ты ему руку?

Оценка знаниям определяется по следующим параметрам:

Полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 - высокий уровень;

Достаточно полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 - средний уровень;

Неполный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 - низкий уровень;

Неумение дать достаточно полный или неполный ответ на основные вопросы - группа риска.

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ:
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО СЕЙЧАС?
Прусова И.Ю.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Нарышкинская средняя общеобразовательная школа»
Тёпло-Огарёвского района
Тульской области

«Жить в современном обществе, не научившись толерантности - невозможно». Предвидим возражения: помимо толерантности существуют мораль, нравственность, этика, право, религия, которые представляют собой не менее прочные скрепы общества. Да, это так. Но, взятые в отдельности и не обусловленные терпимостью, они не универсальны, и их действие, не способно обеспечить желаемый уровень стабильности. Только вместе, а точнее, на основе толерантности они могут из совокупности разноязычных, разномыслящих, разноверующих, разноцветных особей человеческого рода создать общество, а из их общностей – Человечество. Таким образом, толерантность представляет собой пусть и не единственное, но необходимое и обязательное условие человеческого существования и саморазвития. Именно толерантность не позволяет различиям перерасти в конфликты, делает непохожесть основой взаимообогащения многоцветия .
Комплексное развитие любого общества с перспективой достижения политического, экономического, нравственного оптимума базируется на образовании, моделирующем и реализующем актуальные социальные потребности. Образование всегда служило главным условием сохранения накопленного потенциала знаний, традиций, моделей поведения и было действенным средством развития культурного уровня, сознания и самосознания человека (на это указывали ещё П.Ф.Каптерев, К.Д. Ушинский). Сегодня образование рассматривается как фактор культурного развития, как средство решения острейших социально-политических, межэтнических, межкультурных проблем современной России.
Подрастающее поколение развивается в условиях повышенной агрессивности, антагонизма и интолерантности современного российского общества. Воспитание у молодых людей толерантности, отношения к ней как к важнейшей жизненной ценности во многом определяет их дальнейшую ориентацию, выбор стратегий сотрудничества, уважения к проявлениям инакомыслия, критическому, обоснованному пониманию различных социальных явлений. В силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной осмысливать современные межличностные, социальные и этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них. Высокая степень неприятия подростками тех представлений окружающей среды, которые не свойственны их картине мира, предполагает выяснение объектов и субъектов непринятия и агрессивности подростков, а также путей преодоления соответствующих интолерантных проявлений.
Толерантность в отношении людей, которые чем-то отличны (убеждениями, принципами и т.п.), требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, имеются иные взгляды. Именно этот уровень существования толерантного сознания есть необходимое условие стабильности открытого и демократического общества. Образование как полифункциональный инструмент целенаправленного регулирования социальных процессов становится в современных условиях одним из наиболее эффективных средств формирования отношений и норм поведения.
Реальное положение в стране, ответственность за будущее и особенности социального положения молодого поколения делают проблему формирования и развития умений и навыков толерантного поведения остро актуальной, хотя и чрезвычайно сложной, особенно в связи с предъявлением высоких требований к способам и уровням её решения. По этой причине Министерство образования РФ специально разработало федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», реализация которой проходила в период с 2001 по 2005 гг. Важнейшими задачами программы явились разработка системы мер и механизмов формирования норм толерантного сознания на всех ступенях системы образования, а также создание комплекса учебных программ по воспитанию толерантного сознания .
Многими учеными подчеркивается, что особенно важна сегодня проблема формирования, развития толерантности у школьников (А.Г. Асмолов, Г.В. Безюлева, А.Н. Джуринскии, Л.В.Меньшикова, Г.У.Солдатова, Л.А. Шайгерва и др). Но данный процесс не является самопроизвольным - он требует соответствующих педагого-психологаческих технологий, методик, условий, принципов и критериев. Решение новых задач, возникших в современном обществе, требует иных подходов к организации образовательного процесса, его направленности на воспитание и развитие человека, обладающего не только комплексом знаний, умений и навыков, но способного к конструктивному общению, основанному на его социально-психологических, этических и моральных составляющих (Е.М. Аджиева, Ш.А. Амонашвилли, В.В. Давыдов, А.В.Хуторской, И.С. Якиманская). Таким образом, приоритетом становятся целостные воспитательные цели, реализующиеся через систему конкретных обучающих задач посредством дидактического материала самого предмета и методических приемов ведения уроков, прежде всего, гуманитарного цикла.
В связи с этим актуальна роль школы в целенаправленном управлении процессом конструирования адекватных «Я – образа» и образа других, формирования у учащихся разного возраста адекватных представлений о различных аспектах взаимодействия, привития им навыков цивилизованного общения, толерантности. Современный ученик должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей. Доказано, что подростковый возраст является наиболее сенситивным к усвоению социально значимых ценностей и формированию толерантности. Именно в этом возрасте идёт поиск приемлемых социальных ролей, личностного самоопределения, развитие социальной активности и социальной ответственности.
Общественные условия развития личности, степень ее социальной зрелости и активности, психический настрой, личностные качества, характер и содержание социальных противоречий, экономические и политические, культурные и бытовые условия, составляют среду становления и развития человека как социального объекта. Педагогические и дидактические условия должны обеспечивать успешность обучения и воспитания толерантности. Характер межличностных отношений, основанный на толерантности, должен обусловливать эффективное становление толерантной личности .

Список литературы

1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности. Мемориал. –
2001, - № 24.
2. Баныкина С.В., Егоров В.К. Учимся толерантности: Методическое пособие
для проведения классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися
7-11 классов. – М.: АРКТИИ, 2007. –128с.
3. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность - дорога к миру. - М., 2001.
4. Об организации работы по реализации федеральной целевой программы
"Формирование установок толерантного сознания и профилактика
экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ". Приказ
Министерства образования 01.10.01 № 3250. / Вестник образования. -
2001, -№ 20.
5. Мубинова З.Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория, практика,
проблемы. – Уфа, 2000.

Автор ставит проблему толерантности в условиях нарастающей глобальной взаимозависимости, обращая внимание на перекосы как в интерпретации самого термина, так и в определении линии поведения, ориентированного на толерантность. По мнению автора, особую актуальность данная проблема приобретает в России, где серьезной трансформации подвергаются годами и веками устоявшиеся ценности.

Ключевые слова: толерантность, политкорректность, образование, воспитание, идентичность, кризис, культура.

The author raises a problem of tolerance under growing global interconnectedness. He pays attention to the defects of the interpretation of the very term as well as in the line of tolerance-oriented behaviour. In the author"s opinion, this problem is of special urgency in Russia where conventional for years and centuries values are seriously transformed.

Keywords: tolerance, political correctness, education, upbringing, identity, crisis, culture.

Вот уже третий год обсуждается экономический кризис, охвативший мир. Но кризис экономический - лишь одна сторона общего кризиса. Кризисные явления происходят в культуре, общественной психологии. Люди теряют себя, свое «Я». И здесь одинаково опасно как стремление выпятить свою идентичность (национальную, расовую, религиозную и т. д.), так и стремление обходить ее, затушевывать, нивелировать. Все чаще звучит мысль: «Чтобы выжить, человечеству надо отказаться от самого себя», то есть от всего, что позволяет выделить человека среди других, что делает его личностью. Отсюда и боязнь всего, что может показаться «человеческим, слишком человеческим», боязнь человеческих отношений. Задача нивелирования ставится директивными решениями уже и перед технологизированным, сведенным к тестам образованием.

Приняв глобальный характер, установка на нивелирование любых различий принимает абсурдные формы. Так, на уровне Европарламента обсуждается предложение отказаться от привычных «мистер/миссис», «мсье/мадам», «герр/фрау» - из соображений политкорректности. Это из того же ряда, что табу на произнесение цвета кожи, вплоть до того, что в США собираются «прошерстить» произведения Марка Твена, заменив в них выражение «негр», простодушно употребляемое автором, как это было принято тогда и как все еще употребляем мы, правда, уже испуганно озираясь (зато уже говорим труднопроизносимое «Башкортостан»; слава Богу, Армения и Грузия еще не требуют от России называть их так, как на родных языках, - Айастан и Сакартвело).

Вернемся к Марку Твену и попробуем себе представить произведения, где фигурируют многочисленные афроамериканцы, и не подозревающие, что их именно так следует называть. Понятно: в США исторически так сложилось, что выражение «nigger» носило отчетливо расистский характер; но почему нельзя употреблять «black», говоря о цвете кожи? С равным основанием можно тогда в произнесении слова «white» усмотреть, как бы это выразиться, афроамериканский расизм. Тревожные мысли начинает уже вызывать и «афроквадрат» Малевича. Кстати, как быть с людьми темного цвета кожи, которые родились/проживают не в США и не в Африке, а в Европе или в России? Называть их афрорусскими? «Не догоняю», - сказал бы герой кинофильма «Жмурки», русский, как он подчеркивал, который выглядел чистым эфиопом. К счастью, эфиопорусскому Пушкину не довелось испытать обсуждения подобных проблем. У него бы поучиться русскому языку поколению, для которого выбрали ЕГЭ. Мало кто мог так выразить щемящую красоту русской природы, как великий русский художник Левитан, еврей по национальности. Кстати, почему в присутствии евреев не положено рассказывать еврейские анекдоты (совершенно замечательные), а вот армянские в присутствии армян - пожалуйста?

Нет ли в подобной политкорректной осмотрительности, когда нельзя называть цвет кожи, национальность, а теперь уже и пол, плохо замаскированного (по умолчанию) отношения к тем, кого не называют, как к людям низшего сорта? Ведь это не то же самое, что обсуждение хромоты или горба в присутствии людей, обладающих подобными недостатками.

В период особо жарких споров вокруг расовой сегрегации в США американский певец Джеймс Браун спел песню, которая была выпущена миллионным тиражом: «I say it loud, I’m black, and I’m proud» («Я говорю это громко, я - черный, и горд этим»). Это было в контексте, но если чуточку задуматься, то цвет кожи, национальность, пол не являются ни недостатком, ни достоинством, и гордиться ими столь же бессмысленно, что и стыдиться, - не мы же их выбираем. Когда человек с гордостью говорит о том, что принадлежит к той или иной великой культуре, неизбежно возникает вопрос если не о его собственном вкладе в нее, то хотя бы о том, насколько он впитал в себя и несет ее живительные соки. Вероятно, правильней говорить об ответственности, когда тебя воспринимают не просто как Ивана, Аршака или Гиви, а еще как представителя соответствующей национальности (культуры). Идешь по улице, никого не трогая, и никому дела нет до твоей национальности, а вот если чем-то привлек внимание… Кстати, не верьте людям, заявляющим, что они знают и принимают только свою великую культуру (русскую, французскую, украинскую…), - они и ее не знают (многократно проверено), и подобные заявления - лакмусовая бумажка, безошибочно выделяющая бескультурье.

Чрезмерная озабоченность проблемой идентичности неизбежно принимает характер демонстрации, вызова. Не так давно возникла идея построить в Кельне, славном на весь мир своим готическим собором, крупнейшую в Европе мечеть. И когда многие горожане, вполне корректные и толерантные в религиозном и в любом другом отношении (центр Европы!), но опасающиеся за облик своего города, собрались выйти на заранее объявленную демонстрацию, ее запретили под предлогом того, что полиция не гарантирует безопасность ее участников от тех, кому эта демонстрация могла не понравиться. Попробуем, однако, представить строительство крупнейшего в Азии православного храма или католического костела в Мекке - разве это не будет восприниматься как вызов с такими последствиями, что никакая полиция не поможет? И разве непонятно, что корректней не строить в Нью-Йорке на месте башен-близнецов ни мечеть, ни какое угодно другое религиозное сооружение, - вопреки рассуждениям о том, что это будет способствовать культурной толерантности? Зачем бередить души людей? В том же Нью-Йорке много других возможностей культурного взаимообогащения - прекрасные музеи, Центральный парк, где гуляют люди любого цвета кожи, проводят концерты музыканты со всего мира.

Можно ли обвинить в политнекорректности москвичей, которые не могут попасть в метро или даже к себе домой на проспекте Мира, где с невиданным размахом проводится праздник ураза-байрам с шокирующими непривычных к этому людей ритуальными жертвоприношениями и кучей мусора после этого? Разве соблюдение своих традиций не предполагает уважения к окружающим? в конце концов, это и уважение к самим себе. А если кто-то из участников праздника ведет себя вызывающе, то это порождает волну негатива ко всему мероприятию и его участникам. Не по этой ли причине в «разных заграницах» так нервно воспринимают приезжих из России, совершенно независимо от их религиозных и национальных особенностей?

А вот еще тема, где представления о политкорректности расходятся. Сколько уже копий поломано вокруг гей-парадов, с невиданным размахом, на уровне бразильских карнавалов проходящих во многих городах мира. Многих вполне толерантных и политкорректных людей раздражает шумиха, характер демонстрации и даже вызова, который они принимают. Ведь не проводят же свои парады люди с пока еще преобладающей традиционной ориентацией. Можно ведь жить так, как тебе естественно, не манифестируя это. Недавно было выдвинуто анекдотичное предложение - выделять на футбольных стадионах сектора или даже трибуны для геев, чтобы изолировать их от возможных агрессивных нападок. Не говоря уже об экономической неприемлемости (нет гарантии заполненности таких секторов), так еще больше возрастает риск нападок, которых бы не было, если бы они пришли просто как зрители, а не демонстранты. Вспоминается ситуация из кинофильма, где Брюс Уиллис оказывается вынужденным стоять в Гарлеме с табличкой на груди «I hate niggers» . Там хотя бы и он, и те, кто его вынудил, прекрасно понимали последствия подобной манифестации.

Все это - проявления нашей «фельетонической» (какой ее предвидел еще в середине ХХ в. Герман Гессе) эпохи, и можно было бы добродушно посмеяться, если бы все не было так серьезно. Свежий пример. В момент обострения и без того непростых турецко-израильских отношений израильской футбольной команде выпало играть в Стамбуле, на стадионе, приветствующем иностранные и даже просто иногородние команды транспарантом: «Добро пожаловать в Ад!». Проблема обсуждалась на межправительственном уровне, и турки все же решились на проведение матча - из расчета 20 полицейских на каждого болельщика из Израиля.

Как не вспомнить слова: «Если душа не занята Богом, его место занимает неуемный злой дух». Неважно, как называется этот Бог, а в широком смысле это может означать и дело, которым живет человек, которым заполнена его душа, не оставляя места злобной суетности и лихорадочному самоутверждению любой ценой. Можно ли представить на демонстрациях или тем более столкновениях на почве цвета кожи, национальности, сексуальной ориентации, симпатий к футбольной команде и т. д. ученых, философов, людей искусства? Как нельзя представить у них любые формы идолопоклонства, тем более доходящие до фанатизма и нетерпимости.

Толерантность, уважение к иной культуре, цвету кожи, иному мнению достижимы не репрессиями, но и не прекраснодушными призывами «жить дружно», а долгой, кропотливой работой, «возрастанием к культуре», разумно построенным образованием и воспитанием. Такое воспитание должно начинаться даже не со школы - с детского сада, с семьи, предполагая одно весьма трудновыполнимое сегодня условие - воспитанность самого воспитателя. Особенно актуально это в такой болезненно перемалывающей годами и веками устоявшиеся ценности стране, как Россия.