МКДОУ БГО ЦРР-детский сад №11
Конспект ООД по речевому развитию
В 1 младшей группе
Составила воспитатель:
Грачева Н.В.1кв.категории
Цель : Речевое развитие.
Задачи: Образовательная область: «Познавательное развитие»
Развитие любознательности, познавательных интересов, формирование первичных представлений о животном мире.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие связной речи, формирование способностей к диалогической речи, звукоподражании голосам птиц; знакомство с русским народным фольклором.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Знакомство с понятием «Семья», воспитание заботливого отношения к животным.
Образовательная область «Физическое развитие».
Развитие координации движений, крупной и мелкой моторики движения обеих рук, умение соотносить речь с движением.
Использование современных образовательных технологий: игровая, технология исследовательской деятельности (звукоподражание.)
Материалы и оборудование: Интерактивная доска, пшено, тарелочка для пшена, фонограмма голоса петушка, курочки, цыплят.
1 Организационный момент.
Ребята, кто это кричит, кто это в гости к нам спешит? (показывает изображение петушка на доске)
2 Основная часть. Знакомство с петушком, рассматривание его.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с петушком .(Дети здороваются)
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка.
(Читая потешку, воспитатель показывает части тела птицы)
Посмотрите-к какой наш петушок красивый!
Где у петушка хвост? А где у петушка крылья? А покажите где у петушка ножки?
А как петушок поёт? (Ку-ка-ре-ку)
Наш петушок к себе курочка зовёт.
Давайте и мы позовём курочку. Как её позвать? (Цып-цып-цып)
(Показывается изображение курочки рядом с петушком)
Посмотрите, курочка такая же, как петушок?
Петушок большой, а курочка…(побуждает договаривать фразу)
Хвост у петушка большой, а у курочки (маленький)
А курочка как говорит? (ко-ко-ко)
Петушок-это папа, а курочка? (мама). У них есть детки-цыплята. А вместе они-семья.
3 Инсценировка русской народной песенки « Вышла курочка гулять…»
Воспитатель: Давайте с вами поиграем. Я буду мамой-курочкой, а вы- мои детки-цыплятки. Мы с вами пойдём гулять и делать то, что делают цыплята на прогулке.
Дети встают с мест, подходят к воспитателю, у которого на голове шапочка-гребешок курочки. Воспитатель напевает слова русской народной песенки и показывает движения инсценировки, побуждая детей повторять движения за ним.
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Жёлтые цыплятки. Воспитатель ходит по группе
Ко-ко-ко, ко-ко-ко Воспитатель «грозит» пальцем
Не ходите далеко
Лапками гребите, Присаживаются, стучат пальчиками по полу.
Зёрнышки ищите.
4 Заключение.
Ребята, а давайте покормим наших птичек зёрнышками(достаёт пшено). Возьмём пальчиками щепотку зёрнышек, насыплем их для курочки и петушка и позовём их «Цып-цып-цып».
Конспект занятия по Речевому развитию в 1 младшей группе Тема: «У Мишутки день рождения»
Цель: Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по речевому развитию в 1 младшей группе. Задачи:- познакомить детей с понятием «берлога»;-развивать артикуляционный аппарат и речево...
Цель: Речевое развитиеЗадачи:Образовательная область «Познавательное развитие"Развитие любознательности, познавательных интересов, формирование первичных представлений о животном мире.Образовател...
Валентина Викторовна Гербова
Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий
Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.
Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.
Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).
Пособие «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).
Особенности развития речи детей третьего года жизни
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. («Что это?», «Как?», «Зачем?», «Где?») Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.
Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками – важнейшая задача педагогики раннего возраста.
Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения.
Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С ее развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребенком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Но так как опыт детей еще ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, малыши нередко ориентируются на случайные признаки (например: «Это паркет», – объясняет воспитателю мальчик 2 лет 6 месяцев, увидев на картинке черепаху и водя пальцем по ее панцирю. Его сверстник уверен, что на картинке – «часики такие» (очки)).
Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Дети независимо от цвета, формы, величины узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, они безошибочно называют знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. («Чашка – это посуда. Из чашки пьют»; «Это растет на грядке. Это морковочка».)
Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.
Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.
Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. Аркин в книге «Дошкольный возраст» (М., 1948) приводил данные о росте словаря ребенка: в 2 года – 300 слов, в 3 года 6 месяцев – 1100 слов. В дальнейшем исследователи детской речи не раз подтверждали эти цифры, указывая, что к трем годам словарь ребенка достигает 1000–1200 слов. В составе его словаря имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения; служебные слова (союзы, предлоги, частицы); междометия).
На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими.
Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой – маленький), его цвет. Вместе с тем малыши начинают замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу (мамин, Сережин, дядин); могут характеризовать состояние, которое испытывают (голодный, мокрый); передавать свои эстетические переживания (чистенький, красивый).
Говоря о наличии в речи детей наречий и прилагательных, следует заметить, что этими частями речи они только начинают овладевать. Малыши осваивают простейшие, недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств дети испытывают трудности и нуждаются в помощи воспитателя. (Вследствие недостаточно эффективной педагогической работы наречия и прилагательные, с помощью которых выражаются дифференцированные отношения и качества, могут появиться в речи детей только в старшем дошкольном возрасте.)
Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:
1-й уровень: ребенок понимает слово, но не использует его в речи;
2-й уровень: ребенок узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях («ножницы нужны, чтобы стричь ноготки»);
3-й уровень: ребенок понимает и правильно использует слово-название в любых доступных его пониманию связях и отношениях.
Проводя словарную работу, выбирая те или иные приемы и методы, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребенок знаком с объектом (действием, качеством и т. п.), зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т. д.).
Наряду с фактом очень быстрого пополнения словаря (с 2 до 3 лет он увеличивается в 3–4 раза, в дальнейшем же его пополнение протекает медленнее и относительно равномерно) речь детей данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структурой.
Усвоение грамматики происходит также очень интенсивно. Ребенок третьего года жизни употребляет в речи различные формы глаголов, все падежные формы существительных (без предлогов и с предлогами), различает единственное и множественное число существительных, настоящее и прошедшее время глаголов. В целом же в грамматическом отношении речь детей еще очень несовершенна. Нередко они путают падежные окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных и в согласовании слов. При повторении фразы порой нарушается порядок слов, например, отрицание нет выносится в конец предложения (на вопрос: «Кто взял мяч?» – ребенок отвечает: «Виталя нет»).
На третьем году жизни совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. В ряде случаев малыши улавливают неправильное произнесение слов сверстниками. А. Н. Гвоздев приводит такой пример: мальчик произнес слово пароход как пахот , другой исправил его – паахот , но сам был исправлен третьим ребенком, который указал такой образец: палахот.
Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка – кошка – мошка), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Многие дети к знакомому слову подбирают сходно звучащее слово: дрема – кулема, бим – убим, дуреха – люлеха и т. п. Малыши очень любят распевать свои «произведения». Осваивая новое слово, ребенок уже стремится к точному его воспроизведению. Дети все чаще пользуются словами более сложными по слоговой структуре: состоящими из трех и более слогов, хотя при этом еще не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нем все звуки в соответствующей последовательности (например, велосипед произносят как апипед, весипед, спасибо как сипибо и т. п.).
Айгуль Мухамедзянова
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Кошка в гостях»
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе
Тема : «Кошка в гостях » .
Программное содержание : учить детей узнавать и называть домашнее животное. Формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть и т. д.) . Развивать память и внимание . Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, интерес к русскому фольклору.
Материал : игрушка – кошка , корзина, картина «Кошка с котятами » .
Методические приемы : сюрпризный момент, художественное слово, рассматривание игрушки, вопросы к детям, физкультминутка, просмотр картины «Кошка с котятами » .
Предшествующая работа : чтение потешек («Кисонька – мурысонька» , «Пошел котик на торжок» ); дидактическая игра «Домашние животные» ; наблюдение за кошкой .
Словарная работа : шерстка, пушистая, мордочка, лакает.
Воспитатель : - Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей . Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются и присаживаются на стульчики) .
Воспитатель :- Ребята, я вчера оставила здесь корзину с клубочками. Да вот она. Ой, посмотрите, кто-то запутал все мои клубочки (воспитатель показывает запутанные клубочки) . Кажется, я знаю, кто это сделал. Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать. Кто же это такой :
У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдет, замурлычет, запоет.
Угадали, ребята?
Дети : - кошка .
Воспитатель : -Правильно, с чем же любит играть наша кошка ? (воспитатель показывает клубочки)
Дети : - c клубочками.
Воспитатель : - Ребята, посмотрите, кто у нас в гостях (воспитатель достает корзину с кошкой ) . А давайте поздороваемся с кошкой .
Дети : здороваются.
Воспитатель : - Я хочу познакомить вас с кошкой . Ее зовут Мурка. (Катя, скажи, как зовут кошку ) - индивидуальные ответы детей.
Воспитатель : - Ребята, посмотрите, какая Мурка красивая. У нее мягкая шерсть, пушистый хвост. Посмотрите на кошку и скажите , что вы у нее здесь видите? (воспитатель показывает голову кошки ) .
Дети : - голова.
Воспитатель : -Правильно. А, что у кошки на голове ?
Дети : - ушки, мордочка.
Воспитатель : - А на мордочке, что у нее есть?
Дети : - глаза, нос, рот, усы.
Воспитатель : - Молодцы! Кошки очень хорошо видят , слышат. Погладьте кошку Мурку и скажите , какая она? (воспитатель подходит к детям и предлагает погладить кошку ).
Дети : - мягкая, пушистая.
Воспитатель : - Ребята, посмотрите, это у кошки шерстка мягкая , пушистая. Шерстка, какого цвета? Давайте вместе скажем …шерстка (словарная работа) .
Воспитатель : - Саша, расскажи какая шубка у нашей кошки .
Как у нашего кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы
Глазки смелые, зубки белые!
Воспитатель : -Молодец! Присаживайся на стульчик.
Ребята, мы сказали, что у кошки есть мягкая и пушистая
шерстка. На голове ушки, на мордочке – глаза, нос, рот, усы.
А, что еще у нашей Мурки есть?
Дети : - хвост и лапки.
Воспитатель : - Правильно, а в лапках есть коготки. Только в лапках есть коготки цап-царапки. Кошка может царапаться , если ей что-то не нравится. А, если ее ласково погладить, она не поцарапает. Когда кошка ходит , она прячет коготки и поэтому ходит тихо-тихо. Коготками кошка царапается и ловит мышей (дети показывают и называют) .
Даша расскажи, как киска на дорожке сидела.
Киска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Воспитатель : - Молодец! Присаживайся на стульчик.
Ребята, Мурка хочет с вами поиграть.
Физкультминутка.
Все котятки моют лапки : - Изображают мытье рук
Вот так, вот так!
Моют ушки, моют брюшко : - Имитируют все указанные
Вот так, вот так! В стихотворении движения
А потом они устали
Вот так, вот так!
И немножечко поспали
Вот так, вот так!
Игра проводится 1 – 2раза.
Воспитатель : - Ой, ребята, что-то Мурка загрустила. Кажется, я знаю, она хочет есть. А, как вы думаете, что любит, есть кошка ?
Дети : - молоко, рыбу
Воспитатель : - Ребята, давайте покормим нашу кошку . Сделайте из ваших ладошек блюдце :
Киска к деткам подошла
Молочка просила.
«Мяу» - говорила
Мяу – мяу – мяу.
Кисонька поела,
Песенку запела
«Мур – мур- мур» .
Воспитатель : - Молодцы, накормили кошку . Скажите, как Мурка просила молока (мяу – мяу) .Какую песенку пела кисонька -индивидуальные ответы детей.
Софья расскажи, куда кот ходил и что он нашел :
Кот на печку пошел
Горшок каши нашел
На печи калачи
Как огонь горячи
Пряники пекутся
Коту в лапы не даются.
Воспитатель : - Молодец! Проходи на стульчик.
Воспитатель : - Ребята, вы Мурку согрели, накормили и поиграли с ней. Мурка очень устала и хочет спать. Я положу ее в корзину, и мы погладим ее :
Мур – мур – мур,
Мурлычет кошка
Ты погладь ее немножко!
От тепла и ласки
Кошка зажмурит глазки !
Воспитатель : - Молодцы! Мурка заснула.
Воспитатель : - Пока наша кошка спит , давайте посмотрим картинки.
Воспитатель показывает картину «Кошка с котятами » .
У кошки Мурки есть … котята . Она лежит на коврике и смотрит на них. Рыжий котенок лакает молоко из тарелки, серый котенок спит. Черный котенок катает клубок. Кошка смотрит на котят и мурлычет мур – мур.
Воспитатель : - Вы такие молодцы, я думаю, Мурке вы очень понравились. А она вам понравилась? Хотите оставить ее у нас в группе ?
Пусть Мурка остается у нас. Давайте расскажем, что мы узнали о кошке .
Воспитатель : - Молодцы! Животных нужно беречь, любить и заботиться о них. На этом у меня все.
Публикации по теме:
Конспект НОД по развитию речи «В гостях у сказок» в первой младшей группе Цель: Уточнение и расширение представления у детей о сказках. Задачи: 1. Развивающая: - развивать и активизировать речь детей; - узнавать.
Конспект занятия по развитию речи (средняя группа) Тема: Рассказывание по картине «Кошка с котятами». Задачи. Учить детей составлять рассказ по картине вместе с воспитателем и самостоятельно; учить подбирать слова, близкие по значению (они.
Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе «Домашние животные. Кошка с котятами» Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе. Выполнила: Мельникова Наталья Александровна, воспитатель первой квалификационной.
Конспект занятия По развитию речи в 1 младшей группе Тема: «В гостях у Сказкино» Конспект занятия По развитию речи в 1 младшей группе Тема: «В гостях у Сказкино» Цель: 1. Познакомить детей (2-3 года) со сказкой, помочь.
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» Конспект занятия по развитию речи в младшей группе Тема: Составление рассказа по картине «Кошка с котятами». Цель: - Связная речь: учить.
Мамы дорогие, низкий вам поклон,
Праздник за окном, посвящен вам он,
Вас мы очень любим, вы нужны всегда,
Поздравляет с праздником, ваша детвора!
Я желаю маме
Света и добра,
Быть прекрасной дамой
Возле короля.
Птичкою счастливой
С детками кружить,
И всегда любимой
Ими всеми быть.
Вышел из-за тучки лучик золотой,
Заиграл у мамы прям над головой,
Осветил ресницы, губы и глаза,
Засиял на бусах, словно бирюза.
Знает солнце: праздник
У детей сейчас,
Солнце в небе светит
Мамочки - для вас!
Пусть будут все здоровы мамы,
Пусть будут рядом всегда с нами.
Пусть ангел их всегда хранит
От горя, слез и от обид!
Как хорошо, что мама есть,
Что учит нас всему на свете.
На наше «Где» и «Почему?»
Всегда найдет она ответы.
Она подскажет если вдруг,
Нам что-то будет непонятно.
Нам мама самый лучший друг
И наша дружба необъятна!
Вот эти яркие открытки,
Цветы, подарки и улыбки
Для наших милых, дорогих,
Для наших мамочек родных!
Пускай сквозь тучи солнце светит,
Пусть мамам радость дарят дети!
Что могу я маме подарить?
Ведь пока я маленький еще.
Я могу сегодня не шалить,
Обнимать мамулю горячо.
А еще могу нарисовать
Лучший в мире мамочкин портрет.
Пусть не устает она сиять
Много-много самых долгих лет!
Немало слов хороших есть на свете,
Но есть одно, что мы считаем главным.
Его все знают: взрослые и дети.
Оно простое. Это слово - «МАМА»!
День матери. Шумит наш детский сад,
Мы к празднику готовились все вместе,
Старательно мы много дней подряд
Готовили для вас стихи ипесни.
И вот сегодня праздник наступил,
Развеселить мы очень вас желаем!
Стараться будем изо всех мы сил.
Мамули наши, мы вас поздравляем!
Мамы наши дорогие,
Любим, ценим вас, родные.
Лучшего всего желаем
И с Днем мамы поздравляем!
Вот и в зале стало тесно,
Мамам нашим - интересно:
Что детишки им покажут
И о чем стишки расскажут?
Приготовьтесь, повнимательней,
Будет праздник - замечательный!
Спешите к нам, вас в гости ждем,
Мы вас поздравим с этим днем.
Для вас мы будем - выступать,
И петь, и даже - танцевать,
Все-все для мамочек родных,
Любимых, милых, дорогих!
Собрались вместе в день чудесный,
Поздравить наших мам - прелестных,
Таких красивых, дорогих,
Самых любимых и родных,
Поздравить их и им сказать:
- Мы любим вас, должны, вы, знать!
Поздравляем, вас, родные,
Самые, вы, дорогие,
Очень любим нежно вас,
И споем для вас - сейчас.
Рисовали дружно все
Мамочкам открытки,
В них прекрасные слова,
Светлые улыбки:
Здесь вот - небо голубое,
Здесь вот - солнце золотое,
Вся зеленая - земля,
Это - мамочка - моя!
Розовые розы на столе стоят,
Они - нашей маме - дети говорят,
Будет рада мама - милому подарку,
Нас обнимет мама, поцелует жарко!
Я маму просто обожаю,
Добра, здоровья ей желаю.
Чтобы почаще улыбалась
И за оценки не ругалась.
Со мною весело смеялась
И жизнерадостной была,
Красиво, модно одевалась
И не старела никогда!
Мы с папой хотели для мамы
Устроить волшебный подарок -
Посуду и пол без помарок
Помыть и пыль протереть.
Но хрупкая наша посуда,
А пол весь в разводах остался,
Как у нее получается
За вечер все это успеть?
Вот такая - пляска,
Вот такая - сказка,
Песни и подарки,
В упаковках ярких:
Мы для вас старались,
Чтоб вы - улыбались.
Песенку о мамочке вам сейчас споем,
И расскажем в песенки,
Как мы с ней живем:
Утром просыпаемся,
Мило улыбаемся,
Никогда не тужим,
Очень сильно дружим!