Дидактические игры на ориентирование во времени. Было – будет. Фигуры высшего пилотажа

25.04.2019

Дидактические игры для дошкольников на тему "Ориентация во времени и пространстве"

  • Ориентация во времени
  • Время суток
  • Знакомство с понятием времени мы начинаем с темы «Сутки. Части суток» . Для этого используем модель часов суток, загадываем загадки, играем в игры.

Когда петушок раньше всех встает?

Солнышко встречать зовет?

Спят медведи и слоны,

Все вокруг уснуть должны,

Наши детки тоже.

Солнце в небе ярко светит,

На прогулку вышли дети.

Солнце спать легло, и будто

Легким, синим покрывалом

Он всю землю укрывает,

Это время очень точно сумерками называют!

Возможные вопросы: Какое время суток? Рассмотрите рисунки. Когда это бывает? Почему ты так думаешь?

Старший дошкольник должен понимать вопрос: Какое время суток? Можно связать время суток с распорядком дня: Мы просыпаемся утром, играем днем, смотрим телевизор вечером, а спим ночью. Попросите ребенка составить четыре предложения со словами: утром, днем, вечером, ночью. Предложите ему перечислить названия времени суток в обратном порядке: ночь, вечер, день, утро.

Игра «Что за чем»

Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задает вопрос (например: «Утро, а за ним?» ) . Поймавший мяч отвечает на вопрос и бросает мяч воспитателю. Следует задавать вопросы о частях суток:

Ночь, а за нею?

Что делают дети утром?

Что следует за днем?

Работает ли кто-нибудь ночью? Если да, то кто?

Что делают дети ночью дома?

Игра «Когда это бывает?»

У детей карточки. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определенные части суток. Дети должны закрыть соответствующее окошко на карточке кружочком определенного цвета и рассказать, почему они считают, что это то или иное время суток. За правильный и хорошо составленный рассказ ребенок получает фишку.

Дни недели

При знакомстве детей с днями недели важно объяснить, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запомнили название дней недели, мы обозначали их кружочками разного цвета. Наблюдение проводим несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Необходимо было рассказать детям о том, что в названии дней недели угадывается какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник – второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После беседы предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности (при этом использовалась наглядная модель часов недели) .

Дети должны понимать вопрос "Какой сегодня день недели?". Объясните, что понедельник - первый день недели, вторник - второй день недели, среда - третий день, середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый день, суббота - шестой день, воскресенье - седьмой. Всего в неделе семь дней. Когда ребенок усвоит порядок дней, попросите его назвать дни недели в обратном порядке - от воскресенья до понедельника. Слова вчера, сегодня, завтра объясните, используя названия дней недели. Например: "Сегодня понедельник, а какой день был вчера?" - "Воскресенье". - "Давай еще раз вспомним, какой сегодня день". - "Понедельник". - "А какой день будет завтра?" -"Вторник". Спросите ребенка, что он делал сегодня, вчера, что собирается делать завтра. Например: "Завтра я пойду в гости" и т.д. Объясните слова рано, поздно: "Летом солнышко встает рано и заходит поздно". Слова всегда и никогда также объясните на примерах: "Летом листочки на деревьях всегда зеленые", "Я всегда чищу зубы перед сном", "Корова никогда не ест мяса", "Собаки никогда не летают". (Задайте вопрос: "Почему?") Объясните ребенку слова долго и быстро. Например: "Строить домик из кубиков долго, а разрушить его можно быстро". Придумайте свои примеры со всеми этими словами.

Игра «Живая неделя»

Семь детей у доски построились и пересчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я – вторник. Какой день следующий?»

Вся группа дает задание «дням недели» , загадывает загадки. Они могут быть самые

разные: например, назвать день, который находится между вторником и четвергом,

пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назвать все

выходные дни недели. Назвать дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры может быть в том, чтобы играющие построились от любого дня недели, например от вторника до

вторника.

Игра «Веселая неделя»

Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает мяч кому-нибудь из детей и просит назвать дни недели. Ребенок должен назвать дни недели при этом подбрасывать мяч вверх на каждый день недели. При выполнении задания или затруднении, ребенок передает мяч следующему ребенку, который должен продолжить правильную последовательность.

Игра «Неделька стройся!»

Вызываются семь детей, каждому из них выдается кружок, который по цвету соответствует определенному дню недели. По команде «Неделька стройся!» , дети должны быстро построиться по порядку, начиная с понедельника.

Игра «Каждый гномик найди свой домик»

Раскладываются семь кругов. Дети в колпачках гномиков недели ищут каждый свой домик.

Времена года

Для усвоения времен года используется модель часов времени года и различные игры.

Игра «Времена года»

Воспитатель читает загадки. С каждой новой загадкой ребенок передвигает стрелку на часах Времени года.

Игра «Когда это бывает?»

Воспитатель спрашивает ребенка, знает ли он, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т.д. Ответы ребенка показывают, в какой мере он соотносит те или иные явления и труд человек с временами года. Затем воспитатель и дети уговариваются о том, какое время года они будут описывать. Перебрасывая мяч друг к другу, они называют признаки данного времени года. Выигрывает тот, кто больше назовет признаков времени года.

Игра «Когда деревья надевают этот наряд»

Воспитатель показывает картинки деревьев, соответствующие определенному времени года, ребенок должен назвать и показать на часах данное время, а также назвать его признаки.

Ориентация в пространстве

Игры и упражнения

на развитие ориентировки в пространстве

  • Игры с предметами

Игра с одеждой и её моделями

Определить левый или правый рукав у блузки, рубашки, карман у джинсов. Изделия находятся в разном положении по отношению к ребенку.

Игра «Определи по следу»

На песке (снегу) в разных направлениях отпечатаны (нарисованы, обведены) отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

Игра «Спрячем игрушку (шишку, осенний листочек) »

Всем знакомую игру можно дополнить инструкциями по указанию направления движения поиска игрушки. При знакомстве с игрой инструкцию ребёнку дают поэтапно, затем можно усложнять игру: сразу сообщать направление и изменение движения. Например: «Сделай два шага вперёд, три шага вправо и ещё два шага вперёд» и т.п.

Игра «Глубокая - мелкая»

Определить:

Где глубокая яма? Где неглубокая? Где большая яма? Где маленькая ямка?

Где лужа глубокая? А где мелкая? Почему?

Какая формочка мелкая? Какая глубокая? Попросить принеси воду (снег, песок) в глубокой формочке, в мелкой формочке.

Игра «Магазин»

Цель. Учить понимать пространственные отношения в группе реальных предметов, словесно обозначить местоположение предметов на полках, а также предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.

Ход игры. Ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставляет игрушки и говорит, где и что находится.

  • Игры со звуковыми ориентирами

Игра «С какой стороны звук?»

Воспитатель предлагает ребёнку определить на слух и показать рукой в ту сторону, откуда слышен звук знакомой игрушки (предмета, голос) , назвать направление.

Игра «Что слышишь вокруг себя?»

В этой игре ребёнок должен сам различить разные звуки улицы, окружающей среды на слух и назвать предметы (объекты) , которые их издают, указать направление источника звука.

«Жмурки»

Эту игру лучше проводить в знакомой для ребёнка местности. Ребёнок закрывает глаза, взрослый отходит на небольшое расстояние и просит ребёнка идти на звук его голоса (хлопков, колокольчика) .

  • Игры по словесной инструкции

Игра «Вверху-внизу»

Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.

Игра «Части тела»

Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Ход игры: Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука» . Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

«Пары предметов»

Цель. Учить понимать и находить парные органы и предметы. Воспитатель ребенку:

У тебя две руки: одна левая, а другая – правая. Обведи свои ладошки карандашом на альбомном листе. Раскрась их в разный цвет.

У тебя две руки - правая и левая, а ещё две ноги - правая и (левая) . На две руки надевают варежки - это пара. Два ботинка - это тоже пара. И два носка - это (пара) . Можно ли назвать парой рот и нос? А какие органы у тебя парные? (Уши, глаза, щеки, брови, руки, ноги и т.д.)

«Лицом друг к другу»

Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, и стоящего напротив товарища, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Ход игры: Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левый глаз, правое ухо, левое колено и т.д.

Игра «Куда я спрятался»

Цель. Учить понимать, словесно обозначать местоположение объекта, употреблять предлоги: за, из-за, около, от, перед, в, из и т.д.

Игра для всей семьи: ребёнок с одним из родителей прячется, второй родитель ходит, ищет их. Главное в этой игре, постоянно обозначать места, где ищут, например: «В песочнице есть? На скамейке? За деревом? Около куста?» и т.д. Усложнение игры, когда ребёнок сам проговаривает места поиска объекта.

Игра «Наоборот» (назвать противоположное понятие)

Взрослый говорит:

- Над окном. Ребенок:

Под окном.

К двери - от двери. В ящик -... Перед школой –... До города –... Перед машиной –... Далеко –... Высоко –... Вверху –... Справа -... И т.д.

Игра «Транспорт»

Наблюдая за движением транспорта на улице, попросить ребёнка определить в какую сторону едет автобус, легковая машина, маршрутное такси и т.д.

Для развития мышления ребёнка важна ориентировка во времени. Уже младенец усваивает день и ночь. Это самая первая ориентировка во времени с древности.

Малыш растёт, и его представления о времени расширяются. К понятиям «день» и «ночь» добавляются «утро» и «вечер». Основывается такая ориентировка во времени на деятельности ребёнка и его окружения.

Игра на ориентировку во времени «Часы: время суток»

Вариант для 2-3 лет.

Вырезаем из картона круг. На него наклеиваем 2 картинки. На одной небо со звёздами, на другой – солнце на голубом небе. В середине просверливаем острым предметом отверстие, через которое к «часам» прикрепляем стрелку из картона. В качестве крепежа используем гайку с болтиком. Это удобно, потому что при ежедневном поворачивании стрелок крепёж может разболтаться, и стрелка в нужном положении держаться не будет. Тогда надо будет просто подтянуть гайку.

Ориентировка во времени суток: как играть?

  1. Два раза в сутки менять положение стрелки, в зависимости от времени суток, обращая внимание и рассказывая малышу, что там за окном.
  2. Организуйте рисование дня и ночи. Рисовать лучше гуашью, потому что гуашь – краска плотная. Если появятся какие-нибудь огрехи, такой краской их будет удобно замазать.
  3. Кисти: плоские разного размера. Широкой кистью будем рисовать небо. Покажите малышу, как набирать краску на кисть, снимать избыток, как наносить её на бумагу. Чаще всего дети предпочитают рисовать хаотично. Покажите мазки слева направо.
  4. Теперь нам надо подождать, пока первый слой нашего рисунка высохнет. Малыши не в состоянии ждать долго, поэтому ускоряем процесс с помощью маминого фена Бумага: любая, хорошо впитывающая. Любая в том смысле, что необязательно покупать какую-то дорогую бумагу. В доме всегда найдутся остатки, например, обоев. Размер отрезать по возрасту и силам.

Есть ряд вариантов размещения бумаги. Первый – на мольберте. Второй – на столе. В любом случае лист бумаги должен быть зафиксирован неподвижно.

  • На мольберте лист закрепляется прищепками сверху и по бокам или только по бокам.
  • На столе лист фиксируем за уголки клейкой лентой.
  • Окунаем альбомный лист бумаги в чистую воду, поднимаем вертикально и ждём, когда вода стечёт. Мокрая бумага хорошо «приклеится» к столу.

Вариант размещения зависит от возраста и физического развития малыша. Учтите, что рисуя на мольберте, ему придётся держать на весу руку с кистью, что не каждому под силу. Современные дети не отличаются хорошим физическим статусом.

Ведро с водой и тряпка – обязательно присутствуют. Аварийные ситуации бывают часто – краска разливается на стол, на пол. Гуашь важно вымыть быстро.

Пример занятия на ориентировку во времени «Рисуем день» для 2-3 лет.

  1. На столе (или мольберте) закрепляем альбомный лист.
  2. Разведем до нужной степени синюю и желтую гуашь. Синюю нальём на блюдце, чтобы кисть можно было обмакнуть в краску по всей ширине. Жёлтую краску нальём в ячейку палитры.
  3. Широкой плоской кисточкой ребёнок раскрашивает лист – «небо».
  4. Сушим рисунок феном. Близко не подносите, чтобы краска не разбрызгалась.
  5. Когда «небо» высохнет, нарисуем на нём узкой плоской кисточкой круг жёлтого цвета. Можно закрасить его или оставить как есть. Это солнышко.
  6. Осталось только нарисовать от солнышка лучики и посушить картину феном.

Если бумага деформировалась, прогладьте рисунок утюгом с обратной стороны. Готовый рисунок можно приклеить на «часики» для ориентировки во времени, вложить в пластиковый файл, завести в рамку и разместить на стене.
Аналогичным образом рисуем ночь. Вот самая простая ориентировка во времени .
Собственные рисунки с удовольствием будет рассматривать даже самый непоседливый ребёнок.

Ксения Михеева
Картотека дидактических игр по формированию временных представлений дошкольников

ИГРА «ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» (сутки)

Оборудование : мяч.

Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим говоря короткую фразу, например: «Мы лепили …». Поймавший заканчивает фразу, как бы отвечая на вопрос «когда?».

Примеры фраз:

Мы пойдем гулять в парк… (сегодня)

Мы навещали бабушку … (вчера)

ИГРА «ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ» (сутки)

Ведущий говорит предложение-задание: «Покажите, что вы делали утром». Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего угадать, что изображает играющий. Аналогично можно провести игру со словами «вчера», «сегодня», «завтра».

(Т. И. Тарабарина «Детям о времени»)

ИГРА «НАЗОВИТЕ СОСЕДЕЙ УТРА» (части суток)

Взрослый говорит: «Назовите соседей утра». За каждый неправильный ответ или ошибку с играющего берется фант.

(Т. И. Тарабарина «Детям о времени»)

ИГРА «НАЗОВИТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО» (части суток)

Взрослый говорит предложение, пропуская называния частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем, «Мы пойдем гулять …». Ребенок называет части суток, за каждый правильный ответ – награда картинка с изображением названной части суток.

(Т. И. Тарабарина «Детям о времени»)

ЗАДАНИЕ-ИГРА «ЧТО БЫЛО, ЕСТЬ И БУДЕТ» (сутки)

По очереди составляем рассказы. Их содержание может быть как реальным, так и вымышленным. Темы рассказов: Что со мной было вчера. Что я делал сегодня. Что со мной случится завтра.

(Т. И. Тарабарина «Детям о времени»)

ИГРА «ЛОВИ, БРОСАЙ, ДНИ НЕДЕЛИ НАЗЫВАЙ» (дни недели)

По очереди подбрасывая мяч, последовательно называть дни недели. «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда…»

(Т. И. Тарабарина «Детям о времени»)

ИГРА «А НУ-КА УГАДАЙ» (дни недели)

Взрослый говорит: «Я среда, какой день недели следующий?»

Или: «Я понедельник. Какой день недели был вчера. Какой день недели будет послезавтра». (Т. И. Тарабарина «Детям о времени»)

ИГРА «КАКАЯ БЫВАЕТ ОСЕНЬ?» (времена года)

Играющие по очереди называют осенние характеристики: грустная, дождливая, золотая. Зима: снежная, слякотная, морозная.

(Т. И. Тарабарина «Детям о времени»)

ИГРА «ВРЕМЕНА ГОДА»

Оборудование: Карточки из цветной бумаги. Эмблемы времен года: снежинки – зима, верба – весна, кленовый лист – осень, лето – клубника. Для ведущего – шапочка солнышко и блестящая палочка –луч.

Ход игры: дети сидят на стульчиках по кругу. Каждый получает карточку или эмблему. Красное Солнышко указывает лучом на одного из игроков (можно считать считалочку). Названный ребенок выходит в центр круга и рассказывает о том, что он знает о «своем» времени года. Рассказать можно о признаках, о деятельности людей, об играх детей в это время года. Карточки или эмблемы раскладывают на столе. По указанию взрослого Красного Солнышка, ребенок берет карточку и рассказывает о времени года.

(Т. И. Тарабарина «Детям о времени»)

ИГРА «ДАВАЙ ПОФАНТАЗИРУЕМ» (времена года, части суток)

Ведущий объясняет: «Год состоит из 4-х сезонов: лето, осень, зима, весна. Сутки состоят из 4-х частей: ночь, утро, день, вечер. Если весну назвать утром года, то чем будет лето? Осень? Зима? (лето – день, осень- вечер, зима – ночь). Дети придумывают разные рассказы на темы: «Чем похожи вечер и осень», «Чем похожи зима и ночь», «Чем похожи день и лето?», «Чем похожи весна и утро?».

(Т. И. Тарабарина «Детям о времени»)

ИГРА «БЫВАЕТ - НЕ БЫВАЕТ» (времена года)

Оборудование : мяч.

Играющие встают в круг, ведущий – посередине. Ведущий называет время года, например 2осень», затем называет явление природы, например 2иней», - бросает мяч. А ребенок должен сказать. Бывает или не бывает. Мяч бросают по кругу. Кто ошибся, выходит из игры. Явления природы и сезонные изменения: иней, снег, ледоход, листопад, метель, заморозки, дождь. Град, гроза.

(Т. И. Тарабарина «Детям о времени»)

ИГРА «ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?» (Л. Станичев)

Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей «га-га-га» пел соловей.

Быстро дайте мне ответ – это правда или нет?

(Т. И. Тарабарина «Детям о времени»)

КТО РАБОТАЕТ РАНО УТРОМ

Это игра-путешествие. Она начинается чтением стихотворения Б. Яковлева из книги «Утро, вечер, день, ночь».

Если звонко за окном защебечут птицы,

Если так светло кругом,

Что тебе не спится,

Если радио у вас

Вдруг заговорило,

Это значит, что сейчас

Утро наступило.

Воспитатель: «Теперь мы с тобой будем вместе путешествовать и смотреть, кто и как работает». Кто раньше всех начинает работать (дворник, водители общественного транспорта). Вспомните вместе с ребенком, а что делают вместе с ребенком, что делают утром дети и взрослые.

И учеба, и игра: математика, стр. 98 (Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина)

ПУТЕШЕСТВИЕ НОЧЬЮ

Сегодня путешествовать мы будем ночью, - говорит воспитатель. - Посмотрим, кто работает ночью». Взрослый читает стихотворение С. Маршака «Ночная страница»:

Перед нами страница ночная,

Столица окутана тьмой,

Уходят на отдых трамваи,

Автобусы мчатся домой.

Спешат на ночлег пешеходы,

Нигде не увидишь ребят.

И только вокзалы, заводы,

Часы и машины не спят.

Скользят огоньки по аллее,

Спускаясь с московских холмов.

И с каждой минутой тусклее

Бессчетные окна домов…

Нелегко путешествовать ночью. Утром почтальон приносит газету, и она еще пахнет краской. Когда же ее печатали и кто?» - спрашивает воспитатель. Кто еще работает ночью (пекари, телефонисты, электрики, механики).

И учеба, и игра: математика, стр. 99 Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина

БЫЛО – БУДЕТ

Дидактическая задача: формировать у детей представление о прошлом, настоящем и будущем.

Воспитатель предлагает послушать коротенькое стихотворение и определить, о чем в нем говорится словами было или будет.

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

Да. Как сеть, мелькали

Вон над той горой. (ответ ребенка – было)

Уронили мишку на пол, -

Оторвали мишке лапу… (было)

На улице две курицы

С петухом дерутся,

Две маленькие девочки

Смотрят и смеются. (есть)

Воспитатель и дети загадывают друг другу загадки. Отгадчик должен сказать: было это или будет. (Мы ездили на дачу. Собирали грибы. – было. У нас будет елка. – будет.)

Выигравшим оказывается тот, кто правильно отгадал загадку или исправил ошибку.

И учеба, и игра: математика, стр. 99 (Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина)

КАКОЕ ВРЕМЯ?

Дидактическая задача : учить ребят определять время, части суток по времени, следить за минутной и часовой стрелкой.

Материал : таблица с рисунками часов.

В 8 часов встала Машенька, оделась, позавтракала, а в 9 часов уже в сад побежала. В 10 часов она с мамой пошла в магазин, а в 12 часов вернулась домой. (взрослый контролирует, правильно ли выбирает часы ребенок).

Машенька пообедала и в 32 часа легла спать. Поспала она два часа, встала и спросила: «Сколько сейчас время». Ребенок должен показать на часах. Что это день или ночь? Утро или вечер.

И учеба, и игра: математика, стр. 100 (Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина)

Использованная литература:

Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина И учеба, и игра: математика

Т. И. Тарабарина «Детям о времени»

Публикации по теме:

Использования сюжетно-дидактических игр при формировании количественных представлений у старших дошкольников «Особенности использования сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием при формировании количественных представлений у детей.

Образовательные технологии формирования временных представлений у дошкольников В настоящее время педагогические коллективы ДОУ, реализуя ФГОС, интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, которые позволяют.

Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольников У ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма.

В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени — явлениями природы (утро — встает солнце, становится все светлее и светлее и т. п.). Воспитатель беседует с детьми о том, что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня, о впечатлениях раннего утра, полудня, вечера. Он читает детям стихотворения и рассказы соответствующего содержания.
В качестве наглядного материала используют картинки или фотографии, где изображены дети в процессе различных видов деятельности на протяжении дня: уборка постели, утренняя гимнастика, умывание, завтрак и т. д. Уточнить представление о частях суток позволяют дидактические игры, например игра «Наш день».
Изменчивость и относительность таких обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра», затрудняет усвоение их детьми. Пятилетние дети путают эти слова. Смысловое значение данных слов педагог раскрывает, задавая детям вопросы: «Где мы были с вами вчера? Когда мы ходили в парк? Какое занятие у нас сегодня? Когда у нас будет занятие по рисованию?» И т. п.
Для упражнения детей в использовании временных терминов в старшей группе широко используют словесные дидактические игры и игровые упражнения, например «Продолжай!». Это упражнение можно проводить в форме игры с мячом. Дети встают в круг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Например: Воспитатель бросает мяч и говорит: «На почту мы ходили...» «...вчера»,— заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике у нас было...» «...сегодня». «Рисовать мы будем...» «...завтра» и т. п.
Любят дети игру «Наоборот». Воспитатель произносит слово, смысл которого связан с представлением о времени, а дети подбирают слово, обозначающее другое время дня, обычно в контрастном значении. Например, утро — вечер, завтра — вчера, быстро — медленно, рано — поздно и т. п.
На одном из занятий дети узнают о том, что сутки, которые в разговоре люди обычно называют словом день, сменяются одни другими. Семь таких дней составляют неделю. Каждый день недели имеет свое название. Последовательность дней недели всегда одна и та же: понедельник, вторник, среда... Названия дней недели связывают с конкретным содержанием деятельности детей («По средам у нас занятия по математике и физкультуре, по четвергам — Теперь дети ежедневно называют утром текущий день недели, а также говорят, какой день недели был вчера, какой будет завтра. Периодически на занятиях по математике детям предлагают назвать дни недели по порядку. Сказать, какой день идет до или после названного. Педагог чередует вопросы типа: «По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?»
Когда дети научатся считать по порядку, название дня недели связывают с его порядковым номером.
Для закрепления знания последовательности дней недели может быть использована словесная дидактическая игра «Дни недели».
Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями.

Л.С. Метлина. Математика в детском саду. М.:Просвещение, 1984.

Масютина Татьяна
Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (ориентировка во времени)

Дидактическая игра «Успей вовремя »

Цель : Продолжать закреплять понятие времени .

Развивать чувство времени , учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом .

Воспитывать любознательность.

Материалы : материалы игры «Колумбово яйцо» , песочные часы.

Ход : На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо» )

Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы) . Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время .

Дидактическая игра «Тик-так

Цель : Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.

Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов

Воспитывать интерес к играм.

Материалы

Ход : На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов : будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Воспитатель читает стихотворение :

Кукареку-кукареку

Звонко петушок поет.

Озарило солнцем реку, в небе облако плывет.

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

На траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил вас петушок.

Распушил он хвост блестящий

И расправил гребешок.

Воспитатель выясняет у детей , какие приборы придумал человек для измерения времени . (Часы) . Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.

Ежедневно в семь утра

Вставать пора! (будильник)

Живет в резной избушке

Веселая кукушка.

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас. (настенные часы с кукушкой)

Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (ориентировка в пространстве )

Поможем Элли вернуться домой

Задачи : Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение

Материалы : Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.

Ход : Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой :

Взрослый обращает внимание детей на то , что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1 (В котором размещен текст с заданием на счет) .

Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол) . Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием) .

Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполнют задания последовательно.

Дидактическая игра «Времена года »

Цель : Закреплять представления о временах года и месяцах осени.

Материалы : модель времени года .

Ход : Воспитатель показывает детям модель «Времени года » : квадрат, разделенный на 4 части (времени года , окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.

Воспитатель спрашивает у детей : «Сколько всего времен года ? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели , уточняя цвет.)

Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года ? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.

Дидактическая игра «Составь неделю»

Цель : Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Материалы : Два набора с карточками от 1 до 7, музыкальное сопровождение.

Ход : Дети делятся на две команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю : первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник, вторым, у которого на карточке – цифра 2 и тд. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.

Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончанию строяется в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю, начиная с четверга и тд.

Игра повторяется 2-3 раза.

После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная с заданного дня. За правильно выполненное задание команда получает звездочку.

В конце игры подсчитывается количество звездочек и определяется победитель.

Публикации по теме:

Дидактические игры для детей второй младшей группы «Мои друзья» Цель. Закрепить знания детей о домашних животных (как выглядят, что едят).

Дидактические игры на ориентировку в пространстве и во времени (старший дошкольный возраст). «Путешествие» Цель: учить ориентироваться в пространстве. Содержание. В. обозначает направление на полу групповой комнаты стрелка; разного.

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе «Число и цифра 10. Ориентировка во времени: определение времени по часам» Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Пояснительная записка МБДОУ «Д С «Ромашка» Сматрова Ольга.

Конспект ООД по математике в средней группе «Ориентировка во времени» Конспект ООД по математике в средней группе " Ориентировка во времени"Задачи: Уточнение полученных знаний, представлений, умений, которые.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Ориентировка в пространстве. Ориентировка во времени» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, детский сад № 30 «Ёлочка». Конспект занятия по ФЭМП в средней группе по.