Правила внушения. Внушение, его виды и формы. При этом мы регулярно делаем внушения себе и окружающим, но не все эти внушения бывают полезны. При чём когда люди делают эти внушения, в большинстве случаев, они совершенно не хотят навредить. Просто язык раб

19.02.2019

"Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни". Помните, известного чеховского персонажа – учителя Беликова из рассказа «Человек в футляре»? Это яркий пример человека, наделённого психастеническими чертами. Страхи, постоянная тревожность и сомнения, навязчивые мысли, неуверенность в себе и в будущем…эти симптомы могут говорить о таком расстройстве, как психастения.

Психастения – в переводе с греческого – «душевная слабость». Психастения – это невроз, т.е. нервное психическое расстройство, при котором у человека помимо его воли возникают так называемые навязчивые состояния, например, какие-либо мысли, воспоминания и так далее. Эта форма невроза, как правило, развивается под действием затяжного стресса , психотравмирующих ситуаций, характеризуется перенапряжением и истощением нервной системы, и, как следствие, вегетативными нарушениями, а иногда – расстройством сна.

Правда стоит обратить внимание на один любопытный и очень важный факт. Некоторым людям никакие стрессы и жизненные неурядицы нипочём, они адекватно и с минимальными травмами для себя справляются с трудностями. Других же людей малейший стресс вводит в состояние «неустойчивости», расшатывая нервную систему так, что человеку требуется немало усилий и времени, чтобы вновь вернуться в состояние внутренней гармонии. А иногда этого не удаётся сделать долгие месяцы и годы. Соответственно, различным формам невроза, в том числе психастении, подвержены люди с определённым устройством психики, которое и определяет взаимодействие этих людей с внешним миром.

Формирование психики человека, его личности – это сложный процесс, на который влияет множество факторов. Формирование личности начинается даже не с рождения, а ещё раньше…Н.В. Левашов раскрывает нам в своих книгах то, что каждый человек имеет сущность, которая воплощалась в физическом теле уже огромное количество раз, поэтому имеет богатый опыт и присущие ей определённые качества. Воплотившись в биомассе (то есть в новом физическом теле), сущность уже обладает определённым характером. Это видно ещё и по тому, насколько отличаются по характеру дети, воспитываемые в одной и той же среде, теми же родителями. Если сущность мощная, опытная, имеющая стержень, она может развивать себя и данное ей физическое тело здоровым и крепким, и неблагоприятные внешние условия не способны её сломить. Если таких качеств у сущности нет, то её формирование в большей степени определяет влияние внешней среды, в которой она воспитывается. Именно в детстве и подростковом возрасте родители и социальная среда «лепят» человека. В результате этой «лепки» формируется личность со своими психическими и поведенческими особенностями, с определёнными качествами, чертами характера, определяющими её взаимодействие с окружающим миром, а также блокировками и неадекватными реакциями, мешающими нормальному взаимодействию с внешней средой.

Как воспитать психастеника

Как известно, дети копируют поведение родителей. Именно родители и ближайшее окружение закладывают в ребёнка модели поведения, которые в дальнейшем будут определять его взаимодействие с окружающей средой. Поэтому если родители, бабушки и дедушки, с которых берёт пример ребёнок, отличаются боязливостью, мнительностью, проблемами в отстаивании своего мнения, мало контактируют с социальной средой, то есть вероятность, что и ребёнок будет иметь психастенический склад личности, определяющий его реакции на различные ситуации.

Кроме того, если родители, воспитатели, учителя имеют различные психические патологии, это обязательно отразится и на их методах воспитания детей. Психастенический характер ребёнка может формироваться под действием крайностей в методах воспитания – подавления, угнетения, грубости, насилия и тому подобных.

Выработанные ребёнком защитные реакции на психотравмирующие воздействие социальной среды, или реакции, скопированные с поведения родителей и ближайшего окружения, закрепляются на уровне структур сущности человека. И человек, будучи даже уже взрослым, продолжает производить всё те же реакции, выработанные в детстве, поскольку они уже закреплены в структурах сущности, и их не так просто изменить. В случае психастении это выражается в том, что ребёнок старается отгородиться и защититься от окружающей действительности, у него могут возникнуть навязчивые страхи, например, боязнь нового, будущего, тревоги и опасения, формируется неуверенность в себе, нерешительность, замкнутость, ранимость, застенчивость и робость. Но изменить эти качества и выработать новые просто необходимо, поскольку они препятствуют полноценному взаимодействию человека с внешней средой, социумом, а, следовательно, мешают сущности приобретать новые качества и развиваться.

Более того, психотравмирующее внешнее воздействие может оказаться разрушительным для ещё неокрепшей детской психики, личности ребёнка, и, по сути, может стать «энергетическим» ударом по его сущности. Разрушения от таких ударов совершенно реальны и проявляются в тонких телах сущности. Подвергшиеся разрушению структуры сущности, нарушенные взаимосвязи между структурами, словно поломанные ступеньки лестницы развития, не дают человеку возможности полноценно и гармонично развиваться. А, кроме того – не лучшим образом влияют на процессы в физическом теле, внося дисбаланс и хаос в работу многих систем организма.

Так, начав формироваться ещё в детстве, психастения становится серьёзной проблемой для человека в подростковом или юношеском возрасте.

Симптомы психастении

Давайте обобщим, какие симптомы могут наблюдаться при психастении. Характерными признаками этой патологии являются постоянные навязчивые страхи и необоснованные тревоги, боязнь всего нового и неизведанного. Всякий самостоятельный выбор, необходимость действия, принятия решения, даже самого малозначимого, становится для таких людей предметом длительных и мучительных колебаний. Психастеник обычно семь раз отмеряет, но не отрезает ни разу. А если всё же решается предпринять какое-либо действие, то вновь терзается сомнениями: «А не приведёт ли это к самым ужасным последствиям?».

Есть такая притча о страхе, которая очень точно описывает рассматриваемую нами патологию: «Клюнул цыплёнок свою скорлупку раз, клюнул другой – не получается вылезти. Слишком уж он большой стал: ни головкой размахнуться, ни лапки разогнуть. Так недолго подёргался цыпленок, и умирать стал. А умирая, думает: ‘А может, это и хорошо, что я из яйца не вылез – столько опасностей избежал…’».

Мышление при психастении характеризуется чрезмерной отвлечённостью от реальности, но в тоже время логичностью и скрупулезностью. Психастеники имеют комплекс неполноценности. Они склонны считать себя хуже других по многим показателям и проявляют чересчур завышенные требования к себе. Психастеники также проявляют повышенную мнительность к своему здоровью. Они тратят огромное количество времени на ненужные страхи и подозрения о наличии у себя разнообразных заболеваний. Иногда это может перерасти в ипохондрическое расстройство, а далее – в депрессию.

Нервная система у психастеников слаба и истощена. Если здоровая нервная система характеризуется лёгкостью перехода от состояния возбуждения к торможению и способна легко возвращаться к норме, то при психастении нервная система находится в состоянии перегрузки, когда человек имеет тенденцию задерживаться, застревать на определённых навязчивых и тревожных состояниях на протяжении длительного времени.

Как правило, психастеники слабы также и физически. У них часто проявляются различные вегетативные расстройства, такие как: желудочно-кишечные нарушения, головные боли, артериальная гипертония или гипотония, сердечно-сосудистые заболевания и расстройства артериального кровоснабжения кистей или стоп, потливость, плохой сон.

Процессы в тонких телах сущности при психастении и их связь с состоянием физического тела

Вспомним, что психастенический склад личности обычно формируется в детстве. В это время у ребёнка активно развивается эфирное тело (подробнее в книге «Сущность и Разум» Н.В. Левашова). Реакции, вырабатываемые ребёнком, чтобы защититься от психотравмирующих воздействий, закрепляются в виде структур эфирного тела сущности. На этой стадии развития такие защитные реакции являются для ребёнка оптимальными. Чем более травмирующей окажется ситуация для ребёнка, тем сильнее будет реакция и тем «весомее» станут структуры сущности, отвечающие за воспроизведение этой реакции.

По мере своего развития и взросления человек постепенно нарабатывает более высокие тела – астральное, ментальные. Таким образом, меняется качественное состояние сущности. Она как бы «тяжелеет» и становится способной в большей степени влиять на окружающее пространство. Сознание сущности при этом тоже, как правило, поднимается на более высокий уровень. Так вот, при возникновении стрессовой ситуации, тождественной той, которую ребёнок испытал в детстве, активируются заложенные на эфирном уровне структуры сущности, и воспроизводится связанная с ними реакция. В момент активации эти структуры стягивают на себя весомую часть потенциала, и качественное состояние сущности существенно меняется. Сущность входит в состояние стресса, и её потенциал «сливается» на эфирный уровень. Данную реакцию человек, как правило, не может контролировать, она происходит бессознательно. Если эти структуры на эфирном уровне достаточно «мощные», и человеку не хватает потенциала вернуться в нормальное состояние, то он застревает в состоянии стресса и перенапряжения, при котором процессы в сущности и физическом теле начинают давать сбои.

На физическом же уровне, в первую очередь, на возникшее стрессовое состояние реагирует нервная система. При длительном стрессе происходит её перегрузка, перенапряжение и сбои в работе. А так как другие системы организма также непосредственно связаны с нервной системой, в том числе в тонких телах посредством энергетических каналов, перенапряжение передаётся и другим системам организма. Страдают, прежде всего, близко связанные между собой посредством энергетических каналов системы (например, сердечно-сосудистая, пищеварительная, эндокринная), а также ослабленные системы и органы, уже имеющие какие-либо нарушения и патологии.

Лечение психастении

Лечение психастении, как правило, длительное. Очень важным условием является устранение неблагоприятных, психотравмирующих для человека ситуаций. Это крайне необходимо, для того чтобы позволить нервной системе отдохнуть и нормализовать её работу.

В медицинской практике обычно для лечения психастении применяют медикаментозное лечение – бромиды для снятия эмоционального напряжения, нейролептики и транквилизаторы для уменьшения выраженности навязчивостей, антидепрессанты, в комплексе с физиолечением и психотерапией.

К сожалению, данные методы не учитывают процессы, происходящие в сущности человека, которые не менее важны и являются причиной возникшей патологии. Кроме того, следует знать, что медикаментозное лечение может вызывать огромное количество побочных эффектов.

Но перечисленные выше методы не являются единственно возможными. Технология «Луч-Ник» отличается своим подходом к работе с человеком. В основе её работы лежит понимание того, что человек представляет собой не просто физическое тело, а единую, целостную систему непрерывно взаимодействующих друг с другом тел. «Луч-Ник» восстанавливает сущность человека, изменения в которой непременно отражаются в физическом теле.

Что включать в ПО «Луч-Ник» при психастении?

Итак, мы выяснили, что при такой патологии, как психастения, страдает, прежде всего, нервная система. Поэтому оптимальным будет выбрать функции в ПО «Луч-Ник», которые помогут ей восстановиться. В разделе «ПРОФИЛАКТИКА. ОБЩИЕ» могут быть полезными функции: психастения, неврозы, невриты, неврастения, психозы , истерия, ипохондрическое расстройство, панические расстройства. Если для лечения психастении были использованы антидепрессанты, то для компенсации их негативного влияния на организм есть смысл использовать профилактику расстройства вследствие употребления седативных и снотворных веществ.

Как мы рассмотрели выше, наряду с нервной системой может нарушаться работа и ряда других систем. Так, могут происходит сбои в работе пищеварительной системы. Вообще, желудочно-кишечный тракт – это, пожалуй, наиболее чувствительная к стрессу система организма и она быстрее всех реагирует на стрессовые ситуации. Для приведения пищеварительной системы в порядок целесообразно выбрать следующие профилактики: Болезнь Крона; гастрит ; колит(ы), энтерит т.к. в связи с нервным перенапряжением психастения может сопровождаться головными болями, Стресс т.к. данное нарушение часто возникает на фоне стресса.

Можно также подойти к решению проблемы другим путём и использовать функции раздела «СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА»: нервная система, головной мозг, эндокринная, сердечнососудистая, пищеварительная. Как мы уже писали выше, эти системы тесно связаны с нервной не только на уровне физического тела, но также посредством энергетических каналов в тонких телах человека.

В разделе «КОРРЕКЦИЯ ПРИЧИН ПОРАЖЕНИЯ» рациональным будет включить комбинацию из трёх корректирующих воздействий: нарушение генетики, нарушение биополя, коррекция внешних воздействий. Это будет создавать условия для защиты от разрушающего неблагоприятного внешнего воздействия, корректировать нарушения, передаваемые генетическим путём, восстанавливать биополе, т.е. повреждённые структуры сущности пользователя.

При работе технологии «Луч-Ник» желательно следить за своим состоянием и самочувствием для того, чтобы корректировать нагрузку и не допускать перегрузки , выражающейся в таких симптомах, как головная боль, головокружение, тошнота и т.д. Если нагрузка переносится хорошо, время пользования можно постепенно увеличивать.

0 3 294 0

Еще в 1890 году врачи изучали причины сильной душевной слабости, психических расстройств личности. В наши дни диагноз «психастения» устанавливают при серьезных личностных нарушениях, сниженной самооценке, повышенной тревожности и завышенной критике, требовательности к себе.

Для психастении характерно непрекращающееся беспокойство, неуверенность в себе и в окружающих, ранимость самолюбия с преувеличенным ощущением неполноценности, неустойчивость вегетативной нервной системы.

Такие признаки могут возникнуть и при ряде других заболеваний: тревожности, невроза, депрессии. В статье мы расскажем, как определить психастению и правильно ее лечить.

Вам понадобятся:

Причины развития синдрома

  • В 75% случаев психастения - последствие сильного стресса и событий, травмирующих психику. В современной жизни никто не застрахован от происшествий и неприятных событий, которые сказываются на психическом и эмоциональном состоянии.
  • Психическая травма в раннем детстве или юношестве может послужить причиной замкнутости, развитии острого ощущения неполноценности и неуверенности в себе.
  • У интровертов риск развития посттравматической психастении на 50% выше.
  • Более подвержены лица с хроническими заболеваниями, нервной астенией, истощением от постоянных переживаний.

Симптомы расстройства

В современной психоневрологии специалисты выделяют 5 основных проявлений недуга:

Причина болезни

Описание

Завышенное с рождения чувство тревожности и беспокойства Психастеник видит и ожидает опасность в каждом событии или действии. Даже радостные события кажутся неправдоподобными, присутствует ощущение, что все может быть разрушено неким плохим событием.
Собственная неполноценность и неуверенность Они мешают принимать решения в жизненных трудностях. Сильно выражена стеснительность, робость, стыдливость и мнительность.
Изменение эмоциональности В трагических случаях психастеник не ощущает страха или переживаний. На фоне стресса чувства притупляются, при этом не страдает мышление и разум.
Приводит к угнетению деятельности подкорковых структур головного мозга. Сниженная чувствительность проявляется заостренным восприятием обиды, унижения, страданий и несчастья. Окружающий мир воспринимается блекло, нет радости в жизни.
Нерешительность приводит к излишней задумчивости При этом страдает внимательность, может снижаться механическая память, ухудшаться глазомер. Такая рассеянность и сомнительность перерастает в бесконечный самоанализ и критику.

Осложнения возникают на фоне психастении

Без лечения психастенический синдром опасен своими последствиями. Каждый тип личности имеет особенности характера и восприятия окружающего мира, поэтому проявления психастении могут отличаться.

  1. Общая нестабильность внутреннего состояния оборачивается негативным самовнушением, ипохондрией.
  2. Постоянные мысли о своем состоянии здоровья, страх смертельных болезней или несчастных случаев приводит к .
  3. Частое осложнение психастении - навязчивое состояние, тревожное и обсессивное расстройство личности.
  4. Постоянные мысли о прошлом и будущем, смысле жизни и размышления о рациональности привычных занятий приводят к угнетенности, страху жить, к тяжелой депрессии.
  5. Усталость, снижение работоспособности и астения приводят к парадоксальному страху психического расстройства.
  6. Наиболее опасна психастения при поражении вегетативной нервной системы и невротическом расстройстве. Частое последствие депрессии - алкогольная или наркотическая зависимость, расстройство сексуальной функции, суицидальные попытки.

Диагностика синдрома

Психоневрологи в практике применяют такие методы:

  1. Опрос пациента и его окружающих лиц, близких, родственников, друзей.
  2. Крайне важно установить время, когда начались изменения поведения, появились первые тревожные симптомы.
  3. Обязательно выясняются причины, которые могли спровоцировать нарушение. Стресс, изматывающий физический и умственный труд, трагические случаи, наличие психологической травмы с детства или подросткового возраста.
  4. Психастения может быть следствием соматического заболевания, болезни близких людей.
  5. Уточняются случаи нарушений психики и расстройств личности у родственников.

Помимо опроса, проводится общее обследование состояния организма для исключения заболеваний внутренних органов, дисбаланса гормонов, минералов, витаминов.

  • Электрокардиограмма для оценки состояния и работы сердца.
  • УЗИ органов желудочно-кишечного тракта, щитовидной железы, молочных желез и простаты для исключения патологии, доброкачественных или злокачественных новообразований, врожденной патологии.
  • УЗИ головного мозга с оценкой кровотока в сосудах для исключения нарушений кровообращения при недостаточном поступлении кислорода, приобретенных или врожденных аномалий сосудов.
  • МРТ и КТ исследования для исключения новообразований, которые могут секретировать гормоны и причинять дисбаланс. Также исключается врожденная патология внутренних органов.
  • Лабораторные анализы крови, мочи проводятся для выявления патологических изменений.
  • Обследование у врача психиатра проводится для исключения шизоаффективного расстройства, неврастении, атрофических мозговых процессов.

Лечение

Существует мнение, что так как психастения не относится к серьезным заболеваниям - лечение не требуется. Однако это не так, и психастеническое нарушение личности без терапии может обернуться серьезными последствиями, депрессивным или навязчивым расстройством.Чтобы не допустить осложнений, доктора используют метод двойной терапии - лекарственной и психотерапевтической.

Психотерапия помогает разобраться в проблеме и помочь справиться с постоянным чувством тревоги.

Беседуя и логически обсуждая каждый конкретный случай, врач помогает достичь состояния спокойствия, отвлечь пациента от негативных мыслей, убедиться в отсутствии угроз для жизни. При ипохондрии врач помогает разубедить пациента в том, что он болен.

Медикаменты

Лекарственная терапия используется для коррекции навязчивых мыслей, тревожного расстройства, беспричинного страха и беспокойства.

Группа лекарств

Действие

Препараты из группы

Транквилизаторы Оказывают успокаивающее, снотворное, миорелаксирующее, противосудорожное действие. Влияют на центральную нервную систему, за счет чего регулируется эмоциональное состояние. Снижение нейронной возбудимости достигается путем воздействия на рецепторы ГАМК в головном мозге.
  1. Гидазепам.
  2. Лоразепам.
  3. Диазепам.
  4. Мидозалам.
Нейролептики Их действие основано на коррекции дофаминэнергетической передачи нервных импульсов в головном мозге.

Прием и коррекция дозировки транквилизаторов и нейролептиков должна осуществляться строго лечащим врачом для исключения риска побочных эффектов и передозировки.

Все препараты запрещено употреблять с этиловым спиртом или алкоголем, так как имеется опасность .

  1. Аминазин.
  2. Хлорпромазин.
  3. Этаперазин.
  4. Галоперидол.
Антидепрессанты Применяют для коррекции депрессивного расстройства, улучшения настроения и устранения беспокойства и апатии. Антидепрессанты оказывают действие на нейромедиаторы головного мозга - дофамин, серотонин и норадреналин.
  1. Ниаламид.
  2. Моклобемид.
  3. Амитриптилин.
  4. Пиразидол.
  5. Бефол.
Витаминные комплексы Нервное истощение и астения хорошо поддается коррекции витаминными средствами группы В, комплексами с минералами. На фоне приема препаратов улучшается общее состояние, умственные и физические нагрузки переносятся легче.
  1. Мальгамма.
  2. Витаксон.
  3. Мультивит.
  4. Компливит.

Физиотерапия

Ускорить процесс выздоровления и укрепления нервной системы помогут физиопроцедуры, которые совершенно безопасны и безвредны.

Электростимуляция

Импульсное воздействие небольших разрядов тока восстанавливает нервно-мышечный аппарат, создает благоприятные условия для регенерации нервных волокон. В головном мозге под действием стимуляции растормаживаются блокированные центры, улучшается мозговое кровообращение.

Электрофорез

Используют для улучшения проникновения лечебных средств и лекарственных препаратов под кожу.

Такое воздействие снижает потребность в больших дозировках медикаментов, при этом сила действия препарата становится больше.

Используется для воздействия на сосудисто-нервные пучки, улучшает кровоток в головном мозге.

Электросон

Метод помогает бороться со стрессом и переутомлением. Специальный аппарат воспроизводит импульсы определенной полярности, которые мягко воздействуют на нервные структуры головного мозга и сосуды. Основное действие - успокаивающее, усыпляющее. Восстанавливается эмоциональное и вегетативное равновесие.

Гидромассаж

Современные аппараты для массажа в воде оказывают выраженное расслабление тела «в невесомости». Устраняются мышечные спазмы, боль, улучшается кровоток и обменные процессы. Гидромассаж стабилизирует кровяное давление и улучшает диурез, выведение токсинов из организма.

Народные средства

Укрепить нервную систему и ускорить выздоровление помогут растительные и натуральные средства, травы.

  • Чай с мелиссой, мятой и лимоном поможет успокоиться и расслабиться.
  • Морсы из клюквы, брусники и калины с медом окажут общеукрепляющее действие, восполнят нехватку витамина С.
  • Натуральные масла чайного дерева, мяты, хвои и лаванды для ванн помогут восстановить нервное равновесие после тяжелого дня.
  • Настойки эхинацеи, лимонника и женьшеня помогут укрепить иммунитет и защитные свойства организма, укрепить нервную систему и устранить сонливость, вялость, апатичность.
  • Настои или таблетки валерианы, хмеля, мяты и мелиссы помогут в борьбе с бессонницей и хронической усталостью.

Все жители планеты Земля ежедневно испытывают стресс по разнообразным причинам. Учеными было доказано, что постоянное волнение крайне вредно для организма в целом. Также стоит подметить, что все люди совершенно разные, а точнее их психика. У кого-то она сильная, такие индивидуумы обычно без особых проблем выдерживают бешеный темп жизни, а у кого-то слабая, такие люди чаще всего не могут быть полноценными участниками социума. Эта статья расскажет вам информацию о таком виде заболевания, как психастения , и то, насколько оно опасно для физического и психического здоровья.

На сегодняшний день, в совокупности с множеством психических и психологических проблем, появилось и множество методик излечения тех или иных болезней, а также специалистов, что их осуществляют. Даже если у вас нету денег, а психотерапевтическая помощь нужна, то существуют специальные медицинские центры, которые готовы помочь бесплатно. В подобных ситуациях самое главное не опускать руки и не позволять депрессии брать верх над собой.

Что такое психастения?

Психастения (от древнегреческого ψυχή - душа и ἀσθένεια - бессилие, слабость) - это такой вид психического расстройства, при котором больной имеет слабые душевные качества. В основном, такие люди считают себя полностью бессильными, они стараются быть как можно незаметнее, чтобы окружающие не обращали внимания на их недостатки. На самом деле подобная болезнь относится к недугу класса неврастении, характерны не только подавленная самооценка и чувство собственной ненадобности, но и привычка преувеличивать действительное, делая его страшнее для себя.

Можно сказать, что человек, болеющий этой болезнью, старается быть как можно не примечательнее, избегает общество и опасается быть затронутым. Дословный перевод психастении с древнегреческого — человек слабый душой. Именно таких людей можно назвать мягкими, они несколько наивны и с легкостью поддаются влиянию. К сожалению, в современном мире эти качества редко когда можно назвать хорошими, чаще всего они просто создают неудобства.

Другая черта, характерная психастеникам, это их постоянно моделирование возможных ситуаций и бесконечного поиска решений, чтобы можно было угодить всем. К сожалению, вечный поиск «верных» решений существенно влияет на самого человека, он становится неуверенным, замкнутым. То, что больному постоянно приходится выбирать, также влияет на его решимость, ведь при подборе вариантов, возникает большое количество сомнений, которые не позволяют определиться самостоятельно. Даже полноценно здоровые люди весьма часто подвержены сомнениям, а что делать если этих сомнений в разы больше?

Причины возникновения психастении

Согласно исследованиям ученых, причины возникновения психастении могут быть разнообразны. Каждая из них так или иначе влияет на личность человека.

Наиболее частой причиной появления психастении это моральные и физические травмы, которые происходили с человеком в детстве. Это потому, что именно в детском возрасте психика ребенка на окрепла и с легкостью поддаётся внешним раздражителям. Если же не провести правильную терапию после происшествия, то последствия могут быть печальны. Безусловно хорошо, если ребенок сам способен преодолеть свой страх, но чаще всего требуется помощь.

Также причиной может быть и то, что ребенок воспитывался в таких условиях, когда постоянно подавлялась его воля и он не мог ничего решать самостоятельно. Тогда у человека не формируется та самостоятельность, что позволит безпроблемно принимать важные или не очень решения на протяжении всей его жизни.

Также причиной возникновения психастении может быть и в том, что человек постоянно испытывает нервное напряжение. К сожалению, рано или поздно нервная система не выдерживает и происходит нервный срыв. Тогда включаются защитные функции организма, когда человек уже не хочет ничего решать самостоятельно, ему проще, когда за него все сделают, взяв на себя груз ответственности. Так сказать, эта болезнь может сделать характер человека совершенно противоположным.

Диагностика возникновения психастении более чем важна, это позволит точно определить подходящий вид лечения и позволит добиться успехов.

Симптомы психастении

Психастения это болезнь неуверенности, именно поэтому у больного возникает патологическая боязнь нового и неизвестного. Психастения характерна такими чертами как: мнительность, раздражительность, ранимость, застенчивость, тревожность, пугливость, нерешительность, безынициативность и пессимистический настрой. Все это признаки выражаются в симптомах психастении , а точнее в поведении больного. Весьма важно остановить эту болезнь, ведь человек может сам себе сходить с ума потому что его терзают постоянные сомнения.

Подробная симптоматика психастении :

  • педантичность;
  • многочисленные сомнения;
  • медлительность в действиях;
  • суровый контроль за проделанными действиями;
  • ригидность мышления;
  • мучения при самоанализе;
  • рассуждения, которые не имеют прямого отношения к действительности;
  • сильная восприимчивость полученной информации;
  • чувство неполноценности жизни;
  • раздражительность;
  • восприимчивость к влиянию;
  • быстрая утомляемость;
  • нравственность;
  • трудности в общении;
  • мнительность;
  • тяжести с принятием решения;
  • пунктуальность;
  • трудолюбие;
  • стремление к идеалу во всем.

Очень часто психастенией страдают умные и образованные люди, то есть мыслительного склада ума. До сих пор довольно-таки сложно понять почему интеллектуалы подвержены этой болезни чаще чем обычные люди, но факт остается фактом.

Как психастеники мыслят?

Мышление психастеников могут поражать своей логичностью. Из-за того, что они сильно подвержены сомнениям, они тщательно подходят к решению той или иной проблемы, обязательно сравнивают все «за» и «против», прикладывают неимоверное количество усилий, но все равно не могут решить самостоятельно. Казалось бы, логичный ответ очевиден, но внутренняя неуверенность больного не позволяет видеть ответ, что лежит на поверхности.

Обидно то, что подобные размышления и умозаключения почти не используются, психастеники хоть умные и образованные люди, но настолько боятся критики со стороны общества, что почти не выступают на публику. Такие люди очень редко становятся общественными деятелями, политиками и знаменитостями, ведь они считают, что никогда не будут достойны этого.

Также вы никогда не дождетесь от психастеников поступков сгоряча. Из-за особенностей болезни они всегда придумывают свои действия наперед. Все их действия гарантированно подвластны логике. Если же все происходит не «по плану», тогда они пытаются стать как можно незаметнее, чтобы не сделать того, о чем в последствии будут очень жалеть.

Более того, психастеники всегда стремятся развиваться, ведь всегда оценивают себя ниже, чем они есть на самом деле. Поэтому стараются стать лучше, но это не дает особого эффекта, ведь как только достигли своей цели, то снова находят тот идеал, против которого они считают себя совершенно никчемными. Это может продолжаться на протяжении всей жизни больного, тем самым ухудшая его состояние.

Примеры психастении

Примеры проявлений психастении можно встретить довольно-таки часто, ведь главная особенность данного недуга в наличии множества сомнений. Но также не стоит забывать о том, что обычному человеку также присущи сомнения, но не в таких количествах и не так часто. Ниже мы бы хотели навести примеры психастении, которые словно тест позволят вам определить наличие или отсутствие психастении у себя, родных или близких.

Пример №1 Перед нами обычный студент третьего курса С., на протяжении трех лет он учился на максимальные баллы, всегда правильно отвечал на поставленные вопросы и идеально выполнял поставленные перед ним задачи. Но мало кто знает о том, что перед каждым практическим занятием он на грани обморока, ведь волнуется, что не справится поставленным вопросом или задачей, из-за чего его начнут презирать в группе. Об этой его особенности знают лишь самые родные и близкие студента С., а благодаря тому, что он приходит точно ко времени начала занятия, никто не замечает его проблемы. С. Понимает, что его волнения беспочвенны, ведь он тщательно выучил весь материал, но панические атаки перед выступлениями на публику не прекращаются.

Пример №2 Девушка А., которая работает на престижной работе более 10 лет, занимает высокую руководящую должность. Ранее у нее не было проблем с сильными сомнениями насчет своей профессии, но после пережитого нервного срыва начались проблемы. А. начинает понимать, что выбранная ею профессия совершенно не приносит ей удовольствие, но именно там она имеет стабильный хороший заработок. Мысли о неправильности выбора посещают ее хаотично, поэтому она не в состоянии точно решить что-то для себя. Из-за того, что девушку постоянно терзают сомнения ухудшилось качество ее работы, отношения с семьей и состояние здоровья. Для того, чтобы преодолеть такое состояние она обратилась к специалисту, который ей способен помочь.

Пример №3 Девушка-подросток Н. очень зависит от общественного мнения. Из-за этого она старается вести себя как все, одеваться как все и проводить время в таких же местах. Она всеми силами пытается соответствовать модному идеалу, что выдвинуло общество. Ужасно боится критики в свой адрес и недовольства не только людей из круга ее знакомых, но и простых встречных. По той причине, что она постоянно скрывает саму себя, у нее нету настолько близких друзей, которые бы знали ее истинную натуру. Близко она общается лишь с родителями, которые всецело ее понимают поддерживают в стремлении преодолеть психастению.

Пример №4 Молодой человек В. Неделю болеет ринитом, но не имеет возможности обратиться к специалисту в медицинское заведение. Также о живет один и не привык лечить подобное самостоятельно, ведь ранее в подобных случаях рядом с ним был кто-то, кто помогал ему. Лечился он теми методами, что знал, а также гарантировали выздоровление. Но его не покидало чувство тревоги, что недуг был серьёзнее, чем на самом деле. Поэтому он решил поискать ответы в всемирной сети Интернет, а узнав нужную и ненужную информацию он стал слишком много думать и подсознательно убеждать себя в том, что все плохо. Это все происходило из-за психастении, которая не давала человеку мыслить рационально.

Это лишь одни из немногих примеров психастении и несомненным остается тот факт, что этот недуг способен существенно усложнять жизнь человеку. Особенно сложно эта болезнь проходит и развивается ускоренными темпами, когда человек одинок, ведь отсутствует моральная поддержка, что зачастую действует лучше самых дорогих лекарств.

Классификация психастении

Официального разделения психастении нет, но принято считать две патологии – тревожное (уклоняющееся) и ананкастное (обсессивно-компульсивное) расстройство личности ее подвидами.

При ананкастном расстройстве личности люди склоны к постоянному возникновению навязчивых мыслей (например думают выключили ли они электроприборы, закрыли ли дверь, взяли ли все необходимое и тому подобное). Такие личности склонны к различным фобиям, возникновение которых может происходит по абсолютно любой причине. Также больные с ананкастным расстройством личности обычно очень дружелюбны и преданны с близкими ими людьми, но при контакте с посторонними они ведут себя совершенно без эмоционально.

Для людей, которые имеют тревожное расстройство личности характерна боязнь любой критики в их сторону. Больных с таким видом психастении нужно постоянно поддерживать и приободрять, давать полезные советы и аккуратно направлять к цели. Ни в коем случае нельзя критиковать или обвинять в чем-то, они и так это делают постоянно сами. Также они больше всего подвержены депрессии, поэтому всегда необходима поддержка со стороны родных и близких.

Лечение психастении

К сожалению, психастению вылечить невозможно. Этот недуг сопровождает человека на протяжении всей жизни, но при грамотном лечении он не будет доставлять неудобства. Также важно не поддаваться панике, стараться мыслить здраво и не зацикливаться на болезни.

Методики лечения могут быть разнообразными, обычно все зависит от того, к какому специалисту вы обратились. Также не стоит забывать, что облегчить симптомы психастении можно и самостоятельно или с помощью родных и близких людей.

Все терапии объединяются примерно одними принципами их составления. Необходимо больше уделять времени отдыху и правильно планировать время сна, также не злоупотреблять физическими и моральными нагрузками. Хорошим вариантом будет записаться в тренажерный зал или на массаж, физические нагрузки в совокупности с хорошим расслаблением позволят снять накопившийся стресс и предотвратить появление нового.

Не стоит забывать и про самомотивацию. Если больной подсознательно саморазрушает себя, но не хочет это продолжать, то необходимо поддержать его в стремлении лечиться. Ведь во всем процессе лечения важно отвлекать его от губительных мыслей, учить тому, что жизнью нужно наслаждаться, и всевозможно поддерживать.

Если использовать медикаментозные средства в лечении, то можно применять не только официальные препараты (амитриплитин, тофранил, кломипрамин), но и натуральные лекарства из лечебных трав (препараты, что содержат валериану, пустырник, ромашку и т.п.). Но ни в коем случае нельзя забывать внимательно следовать рекомендациям врача и инструкциям лекарств.

При любой болезни человек никогда не должен опускать руки, ведь жизнь дана каждому из нас не просто так. Если вы ищете как избавиться от психастении, то обязательном найдете решение. Никогда не забывайте про свое здоровье и здоровье родных и близких!

Рассмотрим виды косвенного внушения, которые выделяет Наталья Бирюкова на сайте «Anael - методы психологического воздействия», и сравним их с методами, выделяемыми исследователем И.Н. Мелиховым. Примечательно, что отчасти методы двух исследователей совпадают. Н. Бирюкова выделяет следующие 7 методов: «информационное, аффектационное, комплиментарное, образно-эмоциональное, внушение с отрицанием, внушение с «вызовом полярной реакции» и иносказательное внушение».

И.Н. Мелихов в свою очередь называет такие 7 методов как внушение с отрицанием, эмоционально-образное мышление, комплиментарное и аффектационное внушения, галлюцинаторное внушение, ассоциативную и вопросную суггестию.

Таким образом, общими являются внушение с отрицанием, комплиментарное и аффектационные внушения, а также образно-эмоциональное внушение, которое имеет несущественное различие лишь в формулировке названия. Эти 4 типа внушения мы будем считать базовыми. Рассмотрим их вместе с уникальными приемами каждого автора - галлюцинаторное, ассоциативное внушение и вопросная суггестия у И.Н. Мелихова и информационное, иносказательное и внушение с «вызовом полярной реакции» у Н. Бирюковой соответственно. Объединим эти методики в общую классификацию видов косвенного внушения.

Первый вид внушения, выделяемый обоими исследователями, носит название «Внушение с отрицанием» и подразумевает подачу информации с использованием частицы "не". Данный вид внушения используется также и в техниках нейролингвистического программирования. Мозг человека устроен таким образом, что наша психика частицу "не" как бы отбрасывает. Прием внушения с использованием этой частицы основан на таком свойстве мозга, при котором человеку для того, чтобы представить, что НЕ надо делать, вначале надо представить себе ситуацию, что он это делает.

Отрицания с частицей "не" существуют в речи, но их нет в подсознании. Часто при помощи частицы "не" люди сами создают себе препятствия в достижении чего либо, формулируя жизненные установки не в позитивном, а в негативном ключе.

Мысль-отрицание в такой форме при восприятии очень легко перевоплощается мысль-утверждение. Последняя, как привычная для подсознания, вытесняет мысль-отрицание, более сложную для восприятия. Можно предположить, что данная особенность восприятия связана с директивной функцией речи, которая и ребенком при возрастном развитии усваивается позднее всего. Об этом в своей работе говорил американский социолингвист Д.Х. Хаймс. Команды позитивные, без «не», распознаются и выполняются легче, чем сложные конструкции с отрицанием.

Следующий вид - комплиментарное внушение – тесно связан с манипуляциями при помощи похвал и лести. Он основан на особенности суггеренда под влиянием комплиментов терять способность критического отношения к человеку, напористо его расхваливающему.

На языке спецслужб такая техника обработки человека называется «бомбардировкой любовью». Чрезмерные восхваления усыпляет бдительность (критическую оценку), и позволяет косвенно внушить заранее запланированные поступки.

Образно-эмоциональное внушение заключается в создании такого привлекательного образа в подсознании внушаемого, от которого он уже не сможет отказаться.

При внушении этим способом суггеренду предлагается напрячь свое воображение и представить во всех деталях предполагаемые прелести объекта внушения (почувствовать, услышать, увидеть). Главное в таком внушении - не вызвать ни малейшей настороженности объекта воздействия.

Работает этот метод таким образом, что если суггестору удалось полностью приковать внимание объекта к нужной мысли, утверждению, то уже ничто не проникнет в сознание извне, кроме того, что ассоциировано с этим представлением.

Данное внушение может вызывать особые состояния сознания или определенные изменения в организме объекта. Так как эффективное внушение действует через подсознание, то попытки возбудить фантазию человека, весьма перспективны.

Психика в подобном случае становится податливой ко всяким изменениям и к восприятию любой информации. Идеи, «одетые» в эмоциональные одежды, сильно затрудняют их логический анализ и надежно «застревают» в подсознании внушаемого.

Аффектационное внушение , также выделяемое обоими исследователями, состоит в воздействии на психику человека, находящегося в любом неуравновешенном состоянии. При этом внушающий, выполняя нехитрые вербальные и невербальные манипуляции, входит в доверие к внушаемому.

Если человек находится в состоянии аффекта, под воздействием чрезвычайных ситуаций (страх, угроза опасности, трудность выбора в сложной ситуации, сильное физическое утомление, отсутствие опыта поведения в сложной и незнакомой обстановке), у него естественным путем возникает повышенная внушаемость.

Люди в состоянии эмоционального потрясения интуитивно ищут в собеседнике «сопереживателя». У такого человека снижаются сознательные волевые процессы, повышается степень внушаемости, его поведение становится подражательным. Внушение в разговоре с взволнованным человеком выглядит как попытка успокоить его, что автоматически завоевывает внимание и доверие, а затем после небольшой паузы дается повелительный или «товарищеский» совет, косвенно связанный с состоянием человека. Этот «совет» в данном случае имеет наибольшую силу, т. к. под влиянием аффекта бдительность объекта усыплена.

Следующий вид тесно связан с высокой манипулятивной способностью авторитета - информационное внушение . Этот вид выделяет в своей статье Н. Бриюкова. Данный тип внушения опирается на способность средств массовой информации (газеты, журналы, телевидение и т.п.) влиять на внутренний мир личности. Критический порог воспринимаемой информации понижается за счет авторитетности источника. А отсутствие критического восприятия – это важный элемент удачного акта суггестии. Внешне внушение выглядит как обычный разговор: информация как бы помогает объекту вспомнить витавшую в его голове идею и подводит к необходимости совершить внушаемое действие. Хорошим каналом передачи нужного внушения служат тщательно отобранные слухи. Здесь работает такой примечательный факт, что подслушанные или вскользь уловленные идеи часто действуют сильнее тех, что навязываются впрямую (эффект подавления настороженности).

Внушение вызовом «полярной реакции » - еще один вид, внушения, который называет Наталья Бирюкова.

Данное внушение производится призывом или предложением к гипотетическому доведению нежелательной возможной ситуации до логического предела или вообще до абсурда. Таким образом в воображении суггеренда возникает крайне нежелательная ситуация во всей преувеличенной красе, и он торопится сделать так, чтобы этого не произошло, не задаваясь вопросом реальности прогнозируемого.

И в заключение Н. Бирюкова приводит еще один вид внушения – иносказательное - внушение без введения в транс с помощью непрямых директив в виде образных примеров.

Этот метод воздействия на подсознание применялся еще древними мудрецами. Необходимая мысль при этом излагается иносказательно - в виде афоризма, аналогии, шутки, анекдота, короткой истории из личной жизни или жизни знакомых, случая из профессиональной практики, притчи, примера из книг, прессы, телевидения - того, что называется развернутыми метафорами.

Возникающая при этом у слушателя ассоциация и является внедряемой в его подсознание мыслью. Такое внушение легко обходит критику разума, поскольку идея, образ, ассоциация возникает в сознании внушаемого как бы самостоятельно, а не готовая приходит извне.

Сложные метафоры - это истории, содержащие несколько смысловых уровней. Такой способ воздействия на человека часто называют «входом в мозг не через парадную дверь, а с заднего крыльца».

Главная цель использования метафор - не просто пробуждать эмоции, а переводить их в побуждения.

Но существует весьма распространенная ошибка: после рассказа делается вывод за собеседника и иллюзия самостоятельности принятого решения разрушается. Основная сила метафор кроется в ассоциациях, которые они вызывают у слушателей. К достоинствам метафор Н. Бирюкова относит и то, что, передавая нужные идеи, они не возбуждают обид: ведь это отвлеченное повествование в третьем лице или мнение третьей стороны.

К особенностям использования метафор исследовательница относит следующие:

Чрезмерно прямые и реалистичные метафоры могут вызвать слишком явную ассоциацию, а потому оскорбить и породить противоречия;

Проводимая мысль должна быть понятна слушателю, быть для него не слишком туманной, поэтому стоит учитывать бэкграунд реципиента, его пол, возраст, образование, культурные, национальные, конфессиональные особенности и даже политические взгляды.

Дозировано применять банальные обороты речи.

Применяемые метафоры должны соответствовать личности слушателя: приемы, с успехом используемые с незнакомцами, могут быть совершенно никчемными в беседе со старыми друзьями, а аллегории, "сработавшие" в общении с интеллигентом, могут подвести в разговоре с простым рабочим.

Теперь рассмотрим виды косвенного внушения, которые являются уникальными у И.Н. Мелихова. Этих видов внушения четыре. И первый из них - Вопросная суггестия.

Она основана на том, что каждый ответ человека на вопрос суггестора подготавливает почву для следующего вопроса. Суггестор задает объекту вопросы и, получая ответы на них, подводит дальнейшими вопросами к заранее запланированной мысли, косвенно связанной с темой разговора и содержанием суггестии, т.е. суггестор вопросами незаметно «подбрасывает идею» человеку. Общение с помощью вопросов и подведение с их помощью к нужному утверждению во много раз эффективнее, чем прямые попытки заставить людей думать в нужном вам русле.

В своей книге «Скрытый гипноз. Практическое руководство» И.Н. Мелихов выделяет 22 типа вопросов. Многие из них могут употребляться как при прямом контакте суггестора с суггерендом, так и при воздействии на сознание человека посредством рекламы в СМИ и конкретно в печатных изданиях. Рассмотрим их кратко.

1. РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ - вопросы, не требующие ответа. Их цель - служить более глубокому анализу проблемы, вызывать новые вопросы, указывать на нерешенные проблемы или обеспечивать поддержку нужной точки зрения со стороны участников беседы путем их молчаливого одобрения.

2. ВОПРОСЫ-СКРЫТЫЕ КОМАНДЫ - вопросы, требующие не столько ответа, сколько определенного действия, например: «Не мог бы ты…?» Эти вопросы построены на психической особенности человека выполнять скрытые в вопросе команды, вместо того, чтобы давать конкретный ответ. В разных вариациях вопросы активно используются в технике эриксонианского гипноза.

3. ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ - это вопросы, на которые можно дать лишь ответ «да» или «нет». По нашему мнению, эти вопросы могут быть полезны как подготовительные в том случае, когда суггестор должен внушить некое утверждение, и, используя специфику человека после нескольких положительных ответов по инерции отвечать позитивно, задает для «создания настроения» несколько простых вопросов, на которые можно гарантированно получить ответ «да», тем самым начав цепочку положительных ответов.

4. ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ - на вопросы этой многочисленной группы невозможно ответить “да” или “нет”; они требуют какого-то разъяснения, развернутого ответа, в ходе которого, по нашему мнению, суггестор сможет свернуть беседу в нужное русло другими типами вопросов и иными способами

5. ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ - мастерски поставленный вопрос является хорошим стартом. У слушателя появляется интерес и состояние положительного ожидания. Даже если на такой вопрос односложно ответить «да», все равно создастся плацдарм для дальнейшей беседы.

6. ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ВОПРОСЫ - их задают с целью найти взаимопонимание, например: «Вы, наверное, тоже рады тому, что…?”; “Если я не ошибаюсь, Вы считаете, что…?» Подобные вопросы, как нам кажется, также способствуют вовлечению суггеренда в разговор, провоцируют его выражать свое мнение относительно обсуждаемого предмета.

7. ВОПРОСЫ-СВЯЗКИ - существуют четыре вида связок: стандартные, обратные, внутренние и связки-рефрены. Сочетая их в разумных пропорциях, можно получить достичь хороших результатов. Рассмотрим виды вопросов-свзяок, оставив примеры автора.

8. СТАНДАРТНЫЕ СВЯЗКИ - связка прикрепляется к концу предложения, например:

- “В наши дни нужно быть особенно бережливым, верно ?” (здесь и далее курсив мой).

- “Безопасность заботит всех, не так ли ?”

- “Забавные обои, правда ?”

Когда собеседник согласится, что суть вопроса соответствует его потребностям, то приблизится к окончательному решению. И.Н. Мелихов приводит наиболее полезные в речи связки:

«Верно? Правда? Вы согласны? Согласитесь? Так? Так или иначе? Согласны Вы с этим? Правильно? Действительно? Не так ли? Не правда ли? Вам не кажется? Вы не находите? В самом деле?»

Расположив их с умом в окончаниях фраз, можно получить множество положительных ответов.

9. ОБРАТНЫЕ СВЯЗКИ - это те же самые связки, только размещенные в начале предложения. Их можно чередовать со стандартными - для разнообразия и большей теплоты в общении.

Для того чтобы приучить себя к автоматизму использования этих эффективных в работе связок, требуется постоянная тренировка.

10. ВНУТРЕННИЕ СВЯЗКИ - это использование частиц “разве” или “не” в середине сложноподчиненного предложения:

- “Когда Ваша жена увидит эту кухню, не будет ли это для нее приятным сюрпризом?”

11. СВЯЗКИ - РЕФРЕНЫ - этот вид связок применяется по-разному. В простейшем случае связка «приклеивается» к любому утверждению собеседника, оказывающего положительное влияние на цели суггестора.

Собеседник: “Да, мощность двигателя солидная”.

Суггестор: “Да, не правда ли ?”

Партнер произнес это, значит, для него это правда. Таким образом, использовав связки-рефрены, высказывание собеседника о положительных качествах чего-либо можно превратить в дополнительное согласие.

12. ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ - вид открытых вопросов, знакомящих нас с мнением собеседника, например: «Каковы Ваши цели относительно…?» По нашему мнению, как и вступительные, ознакомительные вопросы позволяют разговорить собеседника, понять его настроение и выявить отношение к предмету суггестии.

13. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ - вид открытых конкретных вопросов с целью сбора дополнительной информации. Могут быть как прямыми, так и наводящими. По нашему мнению, они отличаются от ознакомительных конкретной формулировкой вопроса, требующей точного ответа.

14. ЗЕРКАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ - состоят в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенного собеседником, чтобы заставить его увидеть свое утверждение с другой точки зрения. Также могут использоваться для получения большего количества информации относительно предмета разговора. Они как бы провоцируют внушаемого к пояснению своей позиции относительно повторенного элемента вопроса.

15. ПЕРЕЛОМНЫЕ ВОПРОСЫ - они удерживают беседу в строго установленном направлении или же поднимают целый комплекс новых проблем. Подобные вопросы задаются в тех случаях, когда получено достаточно информации по одной проблеме и нужно переключиться на другую или когда нужно “пробиться” через сопротивление собеседника, например: «А как Вы представляете себе…?”; “Как на самом деле у Вас обстоят дела с…?»

16. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБДУМЫВАНИЯ - этот тип вопросов понуждает собеседника размышлять, продумывать и комментировать то, что было сказано, например: «Правильно ли я понял Ваше сообщение о том, что…?”; “Вы полагаете, что…?» Зачастую суггестор заведомо неправильно формулирует мысль, чтобы спровоцировать собеседника на опровержение, дальнейшие рассуждения и, как результат, получение большего количества необходимых сведений.

17. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ - задаются во время разговора с целью выяснить, прислушивается ли еще к Вам собеседник, понимает ли он Вас или просто поддакивает, например: «Что Вы об этом думаете?”; “Вы считаете так же?”; “Разве не о серьезном деле идет речь?» Мы считаем, что в данном случае, как и с вопросами для обдумывания, можно составлять провоцирующие конструкции.

18. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОРИЕНТАЦИИ - их цель - определить, придерживается ли собеседник высказанного ранее мнения или намерения, например: “Есть ли у Вас еще вопросы?”; “Какова Ваша точка зрения?”; “Ясно, какую цель мы преследуем?”

19. ВСТРЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ (их еще называют “вопросы- дикобразы” или “вопросы-ежики”) - вопросы подобного рода призваны вести к постепенному сужению разговора, подводят собеседника все ближе к тому моменту, когда он скажет окончательное “да”. Этот метод заключается в умении ответить на вопрос собеседника своим вопросом, утверждающим контроль суггестора над беседой и позволяющим перейти к следующему этапу цели в этом разговоре.

Важно задавать вопросы-”ежики” в атмосфере доброжелательного ненавязчивого интереса. Ценность этого метода сводится к нулю при злоупотреблении, например, если суггестор задает ответные вопросы вызывающим тоном. Но при благоразумном использовании “ежики” просто бесценны.

19. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ - предоставляют собеседнику свободу выбора (или кажущуюся свободу выбора). Число возможных вариантов не должно превышать трех. Основным компонентом вопроса является союз «или», например: “Какой день недели Вы предпочитаете для встречи: понедельник или вторник?». По нашим наблюдениям, этот же метод используется в технике эриксонианского гипноза и называется «иллюзия выбора». Суггеренду кажется, что он может выбирать, однако его суггетор уже ограничил круг выбора до нужных ему позиций.

20. ОДНОПОЛЮСОВЫЕ ВОПРОСЫ - повторение суггестором вопроса собеседника в знак того, что Вы поняли, о чем идет речь. Вначале повторяется вопрос и лишь затем дается ответ. Результат - появляющееся у собеседника впечатление, что его вопрос правильно понят, а значит, ответ на него точно будет дан верно.

21. ПРОВАКАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ. Провоцировать - значит подстрекать, бросать вызов. Эти вопросы служат лучшему и, главное, быстрому пониманию целей партнера и установлению обратной связи: верно ли он понимает положение дел, например: “Вы действительно считаете, что Ваш товар конкурентоспособен, по сравнению с другими предложениями рынка?”

22. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. Их цель - поставить точку в разговоре, например: “Хорошо, договорились. Когда Вы к нам подъедете?” Заключительный вопрос может выглядеть и как альтернатива: “Когда Вас больше устроит к нам подъехать: 14 или 15 января?” Кроме того, здесь суггеренду дана альтернатива, он снова чувствует себя способным выбирать.

Следующий тип внушения, называемый И.Н. Мелиховым - Ассоциативная суггестия.

Любой разговор ищет своего продолжения в ассоциативных связях. Это свойство можно эффективно используется при направлении разговора в нужное русло, в программировании определенного поведения окружающих. Суггестор в разговоре с человеком акцентирует его внимание на определенных идеях, сцепленных ассоциативными связями с теми идеями, которые требуется косвенно внушить. Например, упоминание слов “депозит”, “проводка”, “авизо” дает понять окружающим, что собеседник имеет некое отношение к банковско-предпринимательской сфере (что говорит о его высоком социальном статусе). С другой стороны, сказав таксисту: “Едем к казино…”, человек поневоле дает понять, что имеет в кармане немалую сумму и тем самым программирует водителя на то, чтобы «содрать» с него лишние деньги. (Использованы примеры автора).

Мелихов выделяет 4 вида ассоциаций, которые могут привести суггеренда к нужному результату:

По смежности упоминаемого в беседе слова со словом, которое может возникнуть в голове у объекта (”ручка” - “бумага” - “документ” или “вобла” - “пиво”);

По смысловому сходству с упоминаемым словом (”пауза” - “перерыв” - “передышка” - “отдых” - “отпуск”);

По созвучию с упоминаемым словом (”космополит” - журнал “Cosmopolitan” или “кошка” - со значениями “животное” и “якорь”);

По контрасту с упоминаемым словом (”хвалить” - “бранить” или “сильнее” - “слабее”).

Следует заметить, что слово “деньги” имеет максимум ассоциативных связей, что само по себе является огромным суггестирующим фактором.

И последний тип внушения, который вводит И.Н. Мелихов – галлюцинаторное .

В этом случае суггеренду косвенно предлагается напрячь свое воображение и представить в гипотетических деталях все прелести объекта внушения.

Главное в таком внушении - не вызвать ни малейшей настороженности объекта воздействия, но так «нарисовать ему картину», так очаровать и заворожить, чтобы казалось, что он забыл про свой мир и полностью живет в мире, созданном его воображением по чертежу суггестора. Это и не удивительно: ведь в полной мере галлюцинаторная методика внушения раскрывает себя в эриксонианском гипнозе и нейро-лингвистическом программировании. Психика в подобном случае становится податливой ко всяким изменениям и к восприятию любого знания. О вхождении в такое состояние говорит расслабленное лицо суггеренда с отрешенным и остановившимся взглядом. Этот метод схож с эмоционально-образными методом, выделяемым обоими исследователями, однако, И.Н. Мелихов выделяет его в отдельную группу.

Рекламист Олег Феофанов, один из первых исследователей рекламы в России, в своей монографии «Реклама. Новые технологии в России» называет два широко распространенных в отечественной рекламе вида внушения – с помощью авторитетного источника информации и с помощью самоидентификации. Внушение через авторитетную личность (или через свидетельство лица, которому доверяют) мы не будем рассматривать подробно, поскольку в работе прошлого года «Эффективность региональной рекламы» этому методу мы уделили достаточно много внимания как в теоретическом, так и в аналитическом разделе курсовой работы.

Рассмотрим способ внушения через идентификацию .

Этот прием учитывает принадлежность внушаемого к той или иной референтной группе. «Референтная группа - это такая группа лиц, большая или маленькая, к которой мы действительно принадлежим или хотим принадлежать по таким параметрам, как социальный статус, демография, культура, национальность, религия, политика и т. д. Естественно, такая «принадлежность» носит чисто умозрительный характер… Мы мысленно причисляем себя к этой группе, стараемся соответствовать ее нормам, мы идентифицируем себя с ее членами, стремимся, иногда рабски, подражать им, дабы не «выпасть» из группы».

Рекламное сообщение апеллирует к желаниям и потребностям индивида, которого, кстати говоря, в этом случае сложно назвать индивидом – он готов делать все и тратить любые деньги на то, чтобы свободно самоидентифицироваться в какой-либо группе (студенты, гламурная тусовка, бизнесмены, политические деятели и т.д.). За предмет, способствующий идентификации его как «своего среди своих», человек порой готов отдать любую сумму, чем и пользуются создатели рекламы. По нашему мнению, этот метод можно назвать «мягким» относительно тех, что предлагают современные исследователи рекламы и составители рекомендаций по суггестивному воздействию и гипнозу.

Гипнотический подход.

«1. Человек склонен делать импульсивные покупки, более 90% совершаемых людьми покупок - импульсивные. По этому же принципу покупаются и дорогие вещи.

3. Когда человек видит тот товар, который он намеревается сию минуту купить, он замирает, перестает мигать и сглатывать слюну, его дыхание замедляется, зрачки расширяются, взгляд становится расфокусированным. Это не что иное, как типичная картина гипнотического транса.

4. Покупатель, будучи зрителем, читателем и слушателем рекламы, склонен отождествлять себя с каким-то из действующих лиц текстового сюжета или фильма. Иначе говоря, потребитель рекламного фильма или текстового сюжета скорее всего будет подсознательно отождествлять себя с персонажем рекламного продукта, если персонаж подобран достаточно адекватно. Реальный человек усвоит поведенческий шаблон персонажа рекламы, и при встрече с реальным товаром поведет себя скорее всего так же, как рекламный персонаж».

В последнем случае мы видим, как срабатывает феномен идентификации, о котором говорил Олег Феофанов. Внушаемый в герое узнает себя идеального, решает быть похожим на героя рекламы и повторяет все его действия.

Трансовую индукцию при виде товара;

Совершение импульсивных покупок.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Наиболее удачной классификацией приёмов внушения нам кажется классификация Потеряхина А.Л. , которую мы приводим ниже. Перечисленные ниже приемы являются иллюстрацией реализации некоторых указанных выше принципов. Поэтому своеобразным практикумом руководителя в использовании суггестии является овладение приемами внушения, которые можно разделить на три группы:

Приемы прямого внушения - совет, предложение, внушающее наставление, команда, приказ.

Приемы косвенного внушения - намек, одобрение, осуждение, "обманутое ожидание" и др.

Приемы скрытого внушения -трюизм, иллюзия выбора, предоставление всех вариантов, увязывание действительного и желаемого.

Приемы прямого внушения.

Совет и предложение - эти приемы наиболее эффективны в том случае, если объект проникся доверием к внушающему. Приемы прямого внушения требуют различной постановки голоса, интонации предложений, жестикуляции. Так, при использовании совета для внушения, тон должен быть мягкий, доброжелательный. В то же время, исследования психологов показывают, что многие люди не знают своих интонационных особенностей. В результате этого очень часто совет подается менторским тоном, естественно вызывающим внутренний протест у внушаемого. Чтобы избавиться от этого недостатка, нужно целенаправленно тренировать интонирование речи с использованием видеозаписи, магнитозаписи голоса .

Внушающее наставление характеризуется тем, что обращение руководителя, выраженное в императивной форме, без аргументации, обуславливает исполнительское поведение подчиненного. Словесными формами внушающего наставления являются повеление, указание, распоряжение, запрещение. Внушающее наставление поддерживается более эмоциональной интонацией и вселяющими уверенность жестами. Построение фразы и интонации не должны допускать критического восприятия. Текст произносится с чувством непреклонной уверенности, что подчиненный выполнит распоряжение. В отличие от команд и приказов, которые рассчитаны на срабатывание уже имеющегося навыка, внушающее наставление создает целостную установку деятельности. Чаще всего внушающее наставление применяется как индивидуальное средство, в целях выработки у подчиненных уверенности в себе, корректировки уровня притязаний, ослабления негативных привычек, изменения образа поведения. Условиями эффективности внушающего наставления в управленческом общении является прежде всего авторитет руководителя, а также отсутствие конфликтности в его отношениях с подчиненным, благоприятный микроклимат в коллективе фирмы, стиль и форма словесного выражения этого суггестивного приема .

Команды и приказы, как вид прямого внушающего воздействия, требуют точного и быстрого исполнения. Они рассчитаны на автоматизм поведения и представляют собой особый вид вербального воздействия, выраженный в краткой форме, точно определяемый существующими нормативными положениями или традициями. Команды отдаются твердым, спокойным голосом и повелительным тоном. Важно, чтобы указания проникали в подсознание сотрудников, по возможности, глубоко и однозначно. Тогда формируется глубокое комплексное восприятие .

К группе приемов прямого внушения вероятно следует относить и повторение. Большинство исследователей сходятся на том, что стимул, многократно направляемый реципиенту, дает эффект, которого невозможно достигнуть при едино-кратном использовании. Для достижения внушения часто недостаточно бывает подать внушаемое один раз. Чтобы добиться результата, его надо повторять. Но повторяя воздействие, следует стремиться к тому, чтобы внушаемое входило в сознание слушателей или читателей каждый раз по-новому, с помощью разных факторов, чтобы изменился способ подачи содержания. Сила внушения в таких случаях увеличивается, во-первых, за счет повторения воздействия внушаемой мысли .

Во-вторых, изменение способа воздействия внушаемой идеи гарантирует от пассивного и скрытого противодействия слушателей. Повторение не дает эффекта при отсутствии интереса у слушателя к информации. Оно также безрезультатно, если сообщение слишком легко усваивается или вызывает резкое сопротивление. Повторение не должно быть механическим. Стереотипное воспроизведение информации оказывается малополезным для суггестивного воздействия .

Повторение, как прием внушения, нужно осуществлять с учетом того, что повторное восприятие представлений, образов неизменно вызывает ассоциативное действие психики. С повторением информационных сообщений первичные ассоциации дополняются новыми на основе пространственных, временных, количественных, причинно-следственных отношений, отношений последовательности и т.д., которые возникают в сознании индивидов той или иной аудитории. В конечном итоге сформулировавшиеся ассоциативные ряды и цепи закрепляют в психике полученную информацию. Чем больше таких ассоциаций, тем вероятнее, что сообщения будут приняты сознанием реципиентов .

Приемы косвенного внушения.

Косвенное внушение подается не в императивной, а скорее в описательной форме: в виде рассказа, описания какого-либо случая, комментария, намека и др. Цель воздействия здесь выражена не прямо, а косвенно. Сила внушающего воздействия здесь определяется уровнем техники речи руководителя, его умением владеть голосом, мимикой, жестами, интонационно передавать чувства. Для ситуации управленческого общения косвенное внушение более приемлемо, так как оно не наносит ущерба личному достоинству подчиненного, не провоцирует запуск механизмов психологической защиты личности, что может наблюдаться при использовании некоторых приемов прямого внушения, например, приказа или команды. Косвенное внушение применеяется в условиях, требующих наиболее тонкого подхода к партнеру, в ситуациях, исключающих, с одной стороны, возможность убеждения, а с другой стороны, прямого внушения .

Основными приемами косвенного внушения являются намек, внушающее косвенное одобрение, косвенное осуждение и другие.

На использовании механизма косвенного внушения построен такой воспитательный прием, как намек. Заключается он в том, что руководитель, желая затормозить развитие нежелательного качества, не указывает на требуемое поведение прямо, не критикует, а идет к цели окольными путями. При намеке слова или выражения руководителя конструируются так, чтобы не полностью высказанная мысль могла быть понята только по догадке .

Намек - это путь, безусловно, щадящий самолюбие. Пользуются им в ситуациях незначительных нарушений, не подлежащих открытому обсуждению и наказанию . Применять его целесообразно по отношению к подчиненным, проявляющим эгоизм, тщеславие, снобизм, самодовольство, обидчивость, ревность, коварство, своекорыстие, хвастовство и раздражительность, а также часто прибегающих к помощи других. Готовность использовать этот прием к подчиненным, вызывающим симпатию у руководителей, невелика, однако возрастает при отрицательном отношении к объекту воздействия. Прием используется для оказания корректирующего влияния на людей, легко берущихся за выполнение поручений и не доводящих их до конца. Инициативность- полезная черта, но когда она бесплодна и только отвлекает людей, приходится производить мягкую коррекцию .

Намек может осуществляться в форме шутки, иронии, совета, аналогии. Внутренняя сущность намека в его направленности не на сознание, не на логику объекта, а на эмоции и внутренние установки .

Вместе с тем, шутка, ирония, аналогия, будучи действенным инструментом внушения, можегзадеть личное достоинство объекта, что может быть причиной появления контрсуггестивных барьеров. В связи с этим, внушающий должен чутко улавливать отношение объекта к предмету общения. Большое значение приобретает эмоциональны и фон ситуации общения. Здесь желательно создание "концертного настроения", формирование стойкого интереса к обсуждаемой проблеме .

Внушающее косвенное одобрение используется для формирования у подчиненного чувства уверенности в своих силах, положительного отношения к выполняемой задаче. Одобрение произносится с яркой эмоциональной окраской, в голосе слышится теплота, преобладает мягкий тон. В результате косвенного одобрения у объекта порождается ощущение чувства собственного достоинства, формируется установка, нацеленная на деятельность в подобном же плане. Внушающее косвенное осуждение по форме должно быть немногословно, лаконично. Интонационная окраска речи руководителя должна вызывать адекватное эмоциональное состояние партнера. Оно нацеливает внушаемого на коррекцию собственного поведения .

"Плацебо" - прием внушения впервые стал применяться в медицинской практике. Он заключается в том, что врач, прописывая больному нейтральное средство, утверждает, что оно обладает большим лечебным эффектом. Принимая такое лекарство, больной чувствует облегчение и даже выздоравливает .

В управленческом общении могут быть ситуации, в которых возможно применение приема "плацебо", в частности, в педагогических целях. Однако пользоваться им нужно крайне осторожно, так как раскрытие факта его использования воспринимается внушаемым как обман .

"Обходной маневр" - сущность этого приема, - пишет И.Д. Ладанов , - заключается в том, что какая-либо мысль или идея преподносится объекту как его собственная.

Обманутое ожидание может использоваться в управленческом общении как при дружеском отношении объекта к суггестору, так и при явно враждебном. Предпосылкой успешного применения, - по мнению И.Д. Ладанова , - этого приема является создание напряженной ситуации ожидания от оппонента вполне определенных действий. Предшествующие события должны сформировать у объекта строго направленный ход мыслей. При обнаружении несостоятельности этой направленности объект внушения оказывается в растерянности и без сопротивления принимает внушаемую идею.

Прием Сократа состоит в том, чтобы в ходе общения не дать собеседнику сказать "нет", а вынудить его все время говорить "да", т.е. к согласию с мнением суггестора .

"Свободный" комментарий был основан на теории рациональности внушения. Задачей такого комментария является создание определенного контекста для информации о фактах. Внушение здесь осуществляется, в частности, через подмену объекта суждения .

Иллюстрирование факта, cчитается, что подражание видимому образу осуществляется легче, а идеи и вера, как объект имитации, усваиваются на основе различных ассоциаций с этими видимыми образами .

Ю.А. Шерковин приводит приемы внушения, разработанные американскими психологами супругами Ли :

"Приклеивание ярлыков" наименованию основной идеи или явления "приклеивается" эпитет или метафора, чаще всего оскорбительные, вызывающие негативное отношение.Таким образом преднамеренно создается эмоциональная окрашенность слов или словосочетаний, которые ранее были нейтральными. Этот прием используется чаще всего для того, чтобы опорочить явление или предмет в глазах реципиента. Вместе с тем, этот прием может быть использован и для возвеличивания какого-либо явления, создания авторитета личности и т.п. То есть ярлыки могут нести и положительную окраску .

"Сияющее обобщение" заключается в обозначении конкретной вещи, идеи или личности обобщающим родовым именем, имеющим положительную эмоциональную окраску. Цель этого приема состоит в том, чтобы побудить партнера по общению принять и одобрить преподносимое понятие. Прием "сияющего обобщения" скрывает отрицательные стороны конкретной вещи, идеи или личности и, тем самым, не вызывает у реципиента нежелательных ассоциаций. Пример сияющего обобщения из современной жизни: "демократические преобразования" (преобразования происходят, но не обязательно все они демократические) .

Прием "переноса" или "трансфера":его суть заключается в побуждении партнера к ассоциации преподносимого понятия с каким-либо другим, имеющим бесспорную престижную ценность, чтобы сделать понятие приемлемым. Возможен также и негативный перенос через побуждение к ассоциации с явно отрицательными понятиями. Этот вариант, - отмечает Ю.А. Шерковин , - широко применяется для опорочивания идей, личностей, ситуаций, которые не могут быть дискредитированы логическим доказательством.

"Свидетельство" состоит в приведении высказывания личности, которую уважает или, наоборот, ненавидит партнер. Такое высказывание содержит оценку преподносимого явления. Эта оценка должна побудить реципиента к определенному, положительному или отрицательному отношению к обсуждаемому явлению. Здесь могут использоваться высказывания политических деятелей, известных артистов и т.п. .

"Игра в простонародность": при использовании этого приема сообщение преподносится преднамеренно упрощенно, с использованием обыденной лексики (иногда даже нецензурной), привычного для данной среды жаргона. Цель этого приема состоит в побуждении слушателя к ассоциации личности коммуникатора и преподносимых им понятий с позитивными ценностями из-за "народности" этих понятий или принадлежности их источника к "простым людям". При этом "простонародность" может демонстрироваться внешним видом, характером поведения, образом жизни .

Прием "перетасовки" cостоит в отборе и тенденциозном преподнесении аудитории только положительных или только отрицательных фактов действительности с целью внушения партнеру справедливости какой-либо идеи. Здесь происходит инспирирование фактов, которые приводят партнера к нужным выводам. Внешне же сохраняется видимость убеждения .

"Фургон с оркестром": этот прием состоит в побуждении партнера к принятию преподносимой в сообщении ценности, поскольку все в данной социальной группе ее разделяют. Апелляция ко "всем", -отмечает Ю.А. Шерковин , - учитывает, что люди, как правило, верят в побеждающую силу большинства, и поэтому хотят быть с теми, кто его составляет. Этот прием широко применяется в рекламе товаров и услуг. В управленческом общении использование этого приема состоит в апелляции к мнению коллектива.

Приемы скрытого внушения.

Приемы скрытого внушения в настоящее время находят широкое применение в медицинской практике, рекламе, частично используются в педагогической деятельности. После соответствующей адаптации они могут успешно применяться и в отдельных формах управленческого общения .

Трюизм - это очевидная истина, банальность. Однако высказывание такой очевидной истины в ходе беседы с подчиненным оказывает внушающее воздействие, потому, что происходящие в окружающем мире события люди склонны воспринимать на "свой счет", так, как будто все нацелено на них.Ценность этого приема заключается еще и в том, что, воспринимая банальность как адресованную себе, подчиненный не имеет возможности возражать. Однако в конкретной ситуации она автоматически предоставляет возможность конкретному руководителю дать вполне определенное задание данному исполнителю .

Очень эффективным приемом внушения является предоставление иллюзии выбора. Сущностью этого приема является констатация чего-либо посредством предоставления иллюзии выбора. Целесообразно использовать иллюзию выбора для предотвращения конфликтов, оптимизации психологического климата в общении руководителя и подчиненного .

Более сложным является метод предоставления всех вариантов, когда руководитель перечисляет или предоставляет все возможные варианты действий подчиненному, но мимикой, экспрессивными характеристиками голоса выделяет наиболее желательный ход событий. Этим методом, также как и в предыдущем, во-первых, констатируется или предполагается то, что подчиненный предпринимает какие-то действия. А во-вторых - на подсознательном уровне внушается наиболее целесообразный вариант этих действий .

Не представляет труда использование такого метода внушения как увязывание действительного и желаемого. В самом названии заложена схема его использования .

Ясно, что эти скрытые методы внушения, как и все остальные, не действуют автоматически, но они значительно расширяют коммуникативный арсенал руководителя и, следовательно, повышают эффективность управленческого общения .

В других источниках предлагается следующая классификация приёмов внушения.

Большой привлекательностью и ценностью обладает то, что труднодоступно или редко встречается, иначе говоря - мнимый запрет. Желая привлечь внимание сотрудников к чему-либо обыденному, руководитель может умышленно драматизировать ситуацию, подчеркнуть трудность и рискованность достижения цели, ограниченность возможностей для удовлетворения заявок и т.п .

Отступление - это приём внушения, который предусматривает, во время конфликта, возможность обличающей стороне излить недовольство, высказать публично свои жалобы, нелишне дать некоторое послабление, в особенности если действительно режим труда был напряженным, а также признание вины руководителя и наказание виновных. В ситуации же запущенного конфликта, при наличии негативного лидера, заинтересованного в дестабилизации положения в коллективе, необходимо прибегать к более тонким мерам. Нужно нейтрализовать негативного лидера и расшатать единство негативной группы. Сделать это можно путем противопоставления ему другого лидера и другой группы, правильно отражающей линию руководства. Эти же сотрудники должны развенчивать действия вожака .

Выжидание - приём, также использующийся в ситуации конфликта, неподчинения, противоборства сил, когда отсутствует необходимая информация о состоянии противной стороны и желательно получить дополнительную информацию о подчиненном. Ожидание, отсутствие видимых действий со стороны руководителя создают ситуацию неопределенности. Подчиненный, находясь в напряжении, связанном с каким-либо нарушением, конфликтом с руководством, ждет развязки с неблагоприятным для себя исходом и в этой ситуации совершает какое-то действие. Последнее представляет для руководства информацию о реальном состоянии подчиненного, о его мотивах и целях. Если выжидание становится слишком затяжным, то начальник может сам стать инициатором действий, пойти на обострение или на некоторые незначительные уступки, чтобы тем самым вызвать действие противоположной стороны .

В другом случае выжидание бывает целесообразным по другой причине. Видя, например, что сотрудник, совершивший поступок, подготовил приемлемую для него версию оправдания, начальник не спешит с разговором и разбирательством, а дает ему возможность разочароваться в своей версии и убедиться в бесполезности своей системы защиты .

Демонстрация усиления ресурсов - приём, при котором руководитель информирует подчиненного о том, что у него есть возможность увеличить собственные ресурсы в такой мере, что они будут намного превышать ресурсы подчиненного. Это может быть предъявление фактов нарастающей силы либо просто бурной деятельности. Подобная тактика способна вызвать ряд действий подчиненного: от дополнительной мобилизации своих ресурсов до признания своего поражения и согласия пойти на уступки, подчиниться. Используется этот прием в ситуациях конфликта, неподчинения и низкой результативности.

Маскировка ответственности - приём применим в воспитательных целях заключается в том, чтобы переложить ответственность за результаты работы на подчиненного. Это стимулирует деятельность, воспитывает самостоятельность, снимает избыточную тревожность. Начальник как бы уходит от руководства под каким-либо благородным предлогом: ссылается на занятость, некомпетентность, усталость, волнение или болезненное состояние. Подчиненному ничего не остается, как взять ответственность на себя. Следует, однако, отличать от этого приема попытку руководителя взвалить на подчиненного вину за низкие результаты труда. Сотрудник, как правило, в состоянии отличить, где, чья ответственность, а угроза начальника вызовет разве что защитную реакцию .