Гиганты разделившие парфюмерный рынок. О времени на создание

25.04.2019

Таинственная и необъяснимая природа запахов привлекала человечество всегда. Тонкие ароматы цветов, пряные запахи деревьев и смол – все это вызывало и продолжает вызывать в человеке благоговейный восторг. Сказать с уверенностью, кто и когда впервые понял, что можно научиться извлекать из природных веществ их ароматную квинтэссенцию, невозможно. Вероятнее всего, это произошло на заре развития человечества, когда в костер попала ветка сандалового дерева или хвойная смола. С тех пор и началась одна из самых увлекательных страниц развития цивилизации – история парфюмерии.

История парфюмерии: с чего все начиналось?

Точная дата рождения парфюмерного искусства теряется в глубине веков. Известно только, что оно появилось в древних южных и восточных странах – в частности, в Месопотамии и Аравии. На первых порах сфера употребления благовоний была довольно ограниченной и заключалась в религиозных обрядах и жертвоприношениях. И только спустя какое-то время ароматные масти получили более широкое распространение.

Первопроходцами в мире запахов стали египтяне. Во времена царицы Клеопатры, которая, кстати, сама составляла некоторые ароматические композиции, использование благовоний и притираний для тела распространилось на высшие круги египетской аристократии.

От египтян искусство приготовления и использования ароматных снадобий переняли израильтяне, ассирийцы, римляне и греки. В античном мире особой популярностью пользовались ладан, роза, сантал, мускус, мирра и другие ароматы, широко используемые до сих пор. Многие римские императоры (такие, как Каллигула, Отон и Нерон) питали особенную слабость к утонченным благовониям, прививая эту привычку и благородным патрициям.

История парфюмерии не была бы полной, если бы в ее полотно не внесли важные штрихи арабы. Легендарный целитель Авиценна был первым, кто сумел извлечь пахучую составляющую растений при помощи процесса дистилляции. Именно он впервые получил прославленную розовую воду.

Индия, с ее богатством флоры, также не осталась в стороне от развития парфюмерного искусства. Как раз на ее землях изготавливались благовония с ароматами пачули, сантала, амбры, ветивера, мускуса, корицы, гвоздики, камфоры, розы и жасмина.

Парфюмерия в европейских странах

Что касается Европы, то она долгое время была невосприимчива к волшебному обаянию благовоний. Первыми просветителями диких варваров в этом отношении стали римские легионеры. Однако, как только римское владычество пало под натиском воинственных готов и гуннов, зачатки утонченного почитания запахов снова ушли в небытие.

Ситуация изменилась с началом крестовых походов, когда рыцари, вернувшиеся из восточных земель, привозили дамам сердца ароматные подарки. В XII веке во Франции уже работали первые парфюмерии, однако три столетия спустя, с началом производства спирта, парфюмерия перешла на новую ступень развития. С этого момента история парфюмерии и косметики развивалась семимильными шагами: духи, туалетная вода, одеколон, ароматные мази и притирания стали обязательным условием существования любой уважающей себя аристократки, а немногим позже переместились и в народные массы.

Франция стала меккой любителей парфюмерии (и, кстати, до сегодняшнего дня ею она и остается). Основы этого искусства, заложенные в городе Грассе, повлияли на развитие умения составлять ароматные композиции во всем мире. Во времена Наполеона использование одеколона и туалетной воды достигло своего пика. Мода на все французское, которая захлестнула с головой высшие слои российского общества, подразумевала использование настоящих французских духов. Что касается Англии, то здесь пуританские традиции и законы морали не позволяли применять чересчур тяжелые ароматы – это было попросту неприлично.

В ХХ веке профессия парфюмера не только не сдала своих позиций, но, напротив, стала еще более востребована. С развитием fashion-индустрии и созданием первых домов моды потребность в новых ароматах еще больше возросла. Менялось и само восприятие парфюмерии: отныне важен был не только сам запах, но и дизайн флакона, его размеры, форма, цвет, удобство использования. С самого начала ХХ столетия и до сих пор ведущие гуру модной и косметической индустрии регулярно балуют своих поклонниц новыми ароматами.

Подводим итог

История парфюмерии – еще одно доказательство того, что человечество (и особенно представительницы прекрасного пола) делает все возможное, чтобы лишний раз подчеркнуть свою притягательность. И гармонично подобранный к образу запах только усиливает ее.

Репутация: 45 , Репутация: 100 (61/0)

количество комментариев: 46

👁 Данную статью прочитали 65535 посетителей

Тэги: технологический процесс производства парфюмерии , основные страны производящие парфюмерию , вся правда о парфюмерии , духи призводства италия , страны производители парфюмерии ,

📡За темой наблюдают: 21 пользователя

Комментарии к статье Вся правда о производстве парфюмерии

Сегодня с:

Познавательное чтение! Я все же не поняла, на чьих заводах разливается парфюмерия. В статье сказано, что на заводах производителя разливается некоторое количество аромата, и что на заводах заказчика могут и не знать формулы. Тогда кто разливает массово ароматы, если формулу производители не дают? Второе. Возле каждого дома стоит инфа, в каких странах находится производство, нигде азиатские страны не указаны. Значит ароматы разливают в Европе и США, онли?

17 Февраля 2016 06:24

Сегодня с:

шанель принадлежит только себе и ароматі нашель уникальны. еще раз убеждаюсь. большинство всего остальное это фигня. Жак Польж велик и его никто не переплюнет никогда!!

количество респектов: 3 05 Мая 2015 08:07

прочитала статью! отношусь совершенно спокойно где и кто производит ароматы! конечно же в наш век все быстротечно все меняется! поэтому в каждый период жизни нахожу что то новенькое. ну не может быть все одинаково долго! как по мне нужно научиться воспринимать новое веянье ну и конечно же сохранить свою индивидуальность!

количество респектов: 1 07 Ноября 2014 00:34

Сегодня с:

Уже приличное количество лет назад мне так же взорвали "незамутненный бизнес-технологиями" мозг на тему модной индустрии. Повторить в подробностях не смогу, но идея была в том, что скажем, производитель текстиля(или других материалов, кожи, меха) изобретает какую-нить новинку(выделка, текстура, окрашивание), и погнали - через пару лет это "в тенденциях ведущих домов", в новых коллекциях, идеях(типа прилетевших из космоса) и все в таком духе. Кстати если посмотреть на владения месье Арно(LVMH) можно проследить карьерный рост мадам Водяновой, как лица парфюмерии в том числе. Вот так и тут.

Но я бы не стала отбрасывать "романтическую" составляющую - художники-творцы все равно ценятся, все равно привносят свою часть в процессы создания, и их ценят. Иначе нам бы все лили в бадьи на вес 2 по цене 3. Все-таки все относительно, любой бренд - это "понты", некий образ, состояние. За что мы платим? За желание прикоснуться к прекрасному, за частичку фантазии или мечты. По сути платье- оно и в Африке платье, но может быть от кутюр, а может быть кусок ткани и два шва. А все остальное - это маркетинг.

Мне, например, в парфюмерии нравится то, что в вечернем платье в пол на детской площадке или в магазине - ты будешь выглядеть, как городская сумасшедшая, а в духах(хоть и в вечерних и громких) - кому какое дело? а ощущение прекрасное.

Любая кухня - зачастую менее привлекательна, чем готовый продукт. Не надо все препарировать, живите и наслаждайтесь жизнью. А то что мы переплачиваем..ну так мы вон и за газ платим и чего?

количество респектов: 17 06 Ноября 2014 21:40

Попала на страничку случайно, а прочитала и статью и каждый коммент... чувствую себя Нео из "Матрицы", когда ему открыли что и как на самом деле... пренеприятнейшие ощущения обманутости. Просто - взрыв мозга!

Вижу не много вариантов, много вопросов и сомнения... 1. Редкая ниша. Вот только где её брать и как её искать?... в каких закоулках (Италии?)... и с такими знаниями и во всем сомневаясь...

2. Моно-ароматы-масла. А будут ли они носибельными и как ими на работу маслаться?... . А знает кто нибудь, как дела обстоят в этом смысле у арабов, например? Индусов?

количество респектов: 1 28 Сентября 2014 11:13

Сегодня с:

Все вот расстроились, узнав о методах производства... А ведь это результат глобализации, которая коснулась практически всех сфер производства. Это нам не подвластно и это нейтральный факт. Давайте будем относиться к нему, как к новому правилу игры.
Мы ведь потребляем конечный результат, а не весь процесс производства, так "нещадно опошленный".
Тем более не надо говорить, что теперь процесс создания лишен волшебства - волшебство как раз осталось . Оно происходит в тот момент, когда создатель парфюма (не производитель-заказчик, а именно парфюмер от фирмы разработчика) создает композиции. Просто волшебство поставлено на рельсы большого производства - а это дает нам возможность выбирать из множества парфюмов и не гоняться за духами "Амур и Психея" аж до Парыжу .
Так что выбирать есть из чего. Чему и будем радоваться.
А грустить можно по тому поводу, что Еврокомиссия вставляет нос в производство и вводит дополнительные ограничения в этот процесс волшебства. Но нам остается и этот факт принять, как новое правило игры.

количество респектов: 5 06 Апреля 2014 09:24

Сегодня с:

Да не согласна я, что прям всё упрощено и по умолчанию хуже, а воот рааньше..

Ну не пользуйтесь химозными, волшебства предостаточно и сейчас)

Всегда будут более взыскательные и требовательные носы, для которых тоже нужно производить "что-то особенного", а иначе не будут покупать)

Так что я отнюдь не так пессимистична по этому поводу

Но, дорогая Франческа, моё мнение, конечно, вправе отличаться от Вашего, а Ваше - от моего)

количество респектов: 8 06 Апреля 2014 08:48

llattellatte, насчёт огромного выбора Вы правы. Но - среди чего выбор? Среди "более плоских из-за новой формулы", как Вы сами пишете, среди упрощённых, удешевлённых и в большинстве своём откровенно химозных.

Мой выбор - это выбрать те ароматы, в которых по случайности ещё осталось волшебство...

05 Апреля 2014 12:20

Сегодня с:

Честно?) Мне совсем не печально))

Ну меняются технологии, что-то уходит в прошлое, а что-то изобретается, и что?

Парфюмов тысячи, всегда есть возможность выбрать что-то цепляющее лично тебя. Смотрите, сколько нам сейчас всего доступно. Сколько ароматов было на слуху 20 лет назад?

А сейчас?

Глобализация, опять же)

Сколько арабских парфюмов вы могли назвать 15 лет назад? А сегодня?

Неужели нельзя выбрать вообще ничего?) Я вот только хочу, и хочу, и хочу, и то попробовать, и это, и пятое и десятое))

Так что не знаю, я не расстраиваюсь)

Может быть, что-то стало более плоским из-за новой формулы, но выбор-то все равно огромен

количество респектов: 17 05 Апреля 2014 11:57

В статье чётко раскрыт механизм возникновения ароматов. Спасибо!

для меня живой пример - это аромат Dolce & Gabbana Light Blue Pour Femme.

В начале 2000-х годов это был аромат-сказка, аромат-мечта.
Теперь - это нечто плоское, тяжёлое и насквозь химическое, с жуткой металлической нотой, напоминающей запах проржавевшего металла.
Из аромата ушло волшебство! Вот результат того, что, как написано в статье "стиральные порошки и духи производятся в соседних цехах".

Ежегодно на рынке появляются десятки новых ароматов, выпускаемых известнейшими представителями индустрии красоты и моды. Тем не менее, лишь единицы обретают статус ароматов культовых, и это заслуга только парфюмеров-создателей. Легендарные ароматы Chanel №5, Thierry Mugler Angel, Christian Dior Eau Sauvage, определившие основные вехи развития парфюмерной истории – настоящие произведения искусства, созданные величайшими парфюмерами современности.

Эрнест Бо

О парфюмере, подарившем миру культовый Chanel №5, который и по сей день остается самым продаваемым в мире ароматом, известно очень много – больше, чем о некоторых современных представителях парфюмерной индустрии. Разумеется, мировую известность Эрнесту Бо, русскому эмигранту, принес именно Chanel №5, хотя парфюмер создал множество вполне успешных ароматов.

Потомственный парфюмер, Эрнест Бо родился в Москве в 1881 году. Его отец, Эдуард Бо, работал в одной из крупнейших российских парфюмерных компаний того времени - Alphonse Rallet & Co., и именно там началась карьера парфюмера и самого Эрнеста Бо. Постигать азы парфюмерного искусства будущий создатель Chanel №5 начал в 1902 году, отслужив во французской армии, а в 1907 году добился позиции старшего парфюмера. Покровители юного парфюмера не прогадали: уже в 1912 году, к столетию победы при Бородино, Эрнест Бо создал для Rallet свой первый и исключительно успешный аромат, Bouquet de Napoleon. Однако стремительный взлет парфюмера к вершине парфюмерного Олимпа был прерван начавшейся Первой мировой войной, и в конце 1919 года Эрнест Бо эмигрировал во Францию, начав работать в компании Chiris. Годом позже Бо познакомился с Коко Шанель, и это знакомство оказалось судьбоносным.

Из представленных Эрнестом Бо вариантов аромата Rallet №1, над которым парфюмер начал работать еще в Москве и продолжал работать во Франции, Коко Шанель выбрала вариант под номером 5 – и таким образом родился самый знаменитый аромат в истории.

Изначально Бо и Шанель выпустили всего 100 флаконов Chanel №5, которые дизайнер разослала своим лучшим клиентам в качестве рождественского подарка. Аромат был принят настолько хорошо, и спрос на него оказался столь велик, что очень скоро Коко Шанель приняла решение начать массовое производство и продажу Chanel №5 в своих бутиках.

Успех Chanel №5 вдохновил Шанель и Бо на выпуск и других ароматов из оригинальной серии Rallet №1, однако выпущенный годом позднее Chanel №22 продержался в продаже всего 4 года и оказался совершенно невостребованным. Та же судьба постигла и созданные Эрнестом Бо гораздо позднее, уже после окончания Второй мировой войны, ароматы Mademoiselle Chanel №1 и Mademoiselle Chanel №2.

В конечном итоге единственным вкладом Бо в историю современной парфюмерной индустрии оказался аромат Chanel №5, однако его появление ознаменовало наступление по-настоящему новой эпохи.

Жак Герлен

Guerlain – один из старейших парфюмерных домов Европы, история которого началась в далеком 1828 году с основания Пьером Франсуа Паскалем Герленом первого магазинчика по продаже духов на улице Риволи в Париже. С самого начала династии потомственных парфюмеров сопутствовал успех: уже в сороковых годах XIX века Пьер Герлен стал поставщиком королевского двора Бельгии, а созданный в 1853 году парфюм Eau de Cologne Imperiale обеспечил основателю парфюмерной империи Guerlain титул придворного парфюмера.

Таланты своего знаменитого деда унаследовал Жак Герлен, сын Габриэля Герлена. Автор множества самых известных ароматов Guerlain, Жак Герлен пользовался любовью и уважением не только покупательниц, но и коллег.

Создатель Chanel №5 Эрнест Бо, к примеру, так рассказывал о Герлене: «Когда я использую ваниль, у меня получается крем-брюле. Когда Жак Герлен использует ваниль, он создает Shalimar». Унаследовав бразды правления империей Guerlain от своего дяди, Эме Герлена, в 1912 году, Жак Герлен начал последовательно выпускать для дома все более успешные ароматы: L’Heure Bleue в 1912 году, легендарный Mitsouko в 1919 году.

А в 1925 году на свет появился культовый Shalimar, определивший целую эпоху в парфюмерной индустрии и фактически ставший началом развития новой парфюмерной категории ориентальных ароматов. Результат эксперимента (как известно, Shalimar родился в результате добавления ванили в созданный Эме Герленом Guerlain Jicky), Shalimar стал отражением эпохи – провокационной чувственности и декадентской роскоши двадцатых годов XX века.

Вершина творчества Жака Герлена, Shalimar продолжает пользоваться популярностью на протяжении десятилетий: поклонницами культового аромата были Рита Хэйуорт, Джина Лолобриджида, Джоан Коллинз, Джейн Биркин, Орнела Мути, Мэрил Стрип и Кейт Мосс.

Франсис Курджан

История Франсиса Курджана, одного из известнейших парфюмеров современности, неуловимо напоминает историю Золушки и вполне соответствует классическому канону «из грязи в князи». Бывший танцор, пианист и портной, каким-то чудесным образом Курджан всего за несколько лет превратился в парфюмера, чьи ароматы принесли миллионы долларов знаменитым брендам. Так, например, именно Курджан создал для Готье знаменитый Le Male с узнаваемым флаконом в форме мужского торса, осчастливил поклонниц дома Armani культовым Mania и подарил миру «зеленый чай» Elizabeth Arden Green Tea.

Франсис Курджан родился в 1969 году в Сен-Мар в семье, как нельзя более далекой от парфюмерной индустрии. Попробовав свои силы на разных поприщах, в конечном итоге будущая звезда парфюмерии оказался во французской школе парфюмеров ISIPCA (Institut Superieur International du Parfum, de la Cosmetique et de l"Aromatique Alimentaire) в Версале.

А в 23 года, в 1995 году, создал один из первых своих ароматов – Le Male для Готье. Интересно, что многие – в том числе и профессионалы парфюмерной индустрии - даже не подозревали, что авторство популярного Le Male принадлежит Курджану: считалось, что созданием аромата занимался сам Жан Поль Готье.

В 2001 году молодой парфюмер получил престижную премию Prix Francois Coty и моментально взлетел на вершину парфюмерного Олимпа, а уже в 2009 году основал собственный бренд нишевой парфюмерии - La Maison Francis Kurkdjian. До недавних пор Курджан называл себя странствующим парфюмером - поскольку собственного парфюмерного салона у Курджана не так давно еще не было, парфюмеру приходилось постоянно ездить по Европе на встречи с клиентами с мобильной лабораторией в качестве багажа.

{putitem-image /О культовых духах/ 141, 116, 143, 880}

Своим кумиром Курджан называет Альберто Морилласа, одного из величайших парфюмеров современности – однако, судя по объему продаж парфюмерных творений Франсиса, и сам он с полным правом может претендовать на столь же почетный титул. А музой парфюмера с недавних пор стала герцогиня Кембриджская, Кейт Миддлтон: подготовка к королевской свадьбе вдохновила Курджана на создание нового аромата для Elie Saab. В числе поклонниц ароматов Курджана – множество знаменитостей. Катрин Денев, например, постоянно заказывает у парфюмера духи, и один из ароматов, созданных Курджаном для актрисы, впоследствии – с разрешения самой Денев – пополнил линейку ароматов La Maison Francis Kurkdjian.

Преданная поклонница ароматов Курджана – певица Кайли Миноуг, любимый аромат которой - Apom pour Homme. Над ароматами для собственного бренда Курджан работает более чем скрупулезно: процесс создания духов занимает от 3 месяцев до года. В числе парфюмерных творений Курджана – ряд знаменитых ароматов, созданных для крупнейших представителей индустрии красоты и моды, а также несколько куда более нестандартных проектов. Так, например, для французской художницы и фотографа Софи Калле парфюмер создал… аромат денег. В числе самых знаменитых творений парфюмера - Elizabeth Arden Green Tea, Giorgio Armani Mania, Jean Paul Gaultier Le Male, Lanvin Rumeur, Narciso Rodriguez For Her.

Оливье Кресп

Оливье Кресп – потомственный парфюмер: семья будущей звезды парфюмерной индустрии занималась торговлей сырьем для парфюмерных компаний, да и дом родителей Креспа расположился в Грассе – неофициальной парфюмерной столице мира. Сестра Креспа, Франсуаза Карон – парфюмер не менее известный. Сам Кресп не раз признавался, что мечтал о работе парфюмера со школьных лет. Обучение азам парфюмерного искусства Оливье прошел в США, в компании Biddle Sawyer, а затем вернулся в родную Францию, где очень быстро превратился в одного из известнейших парфюмеров современности.

Количество успешных ароматов Оливье Креспа исчисляется десятками: это и культовый мужской Dior Dune, и несколько версий легендарного Dior Poison, и не менее популярный Light Blue от Dolce & Gabbana, и современный Ange ou Demon от Givenchy.

Кресп работал над созданием знаменитого Kenzo Amour, Nina Ricci Nina, Yves Saint Laurent Elle. А самым известным творением Креспа стал, пожалуй, культовый Angel для Thierry Mugler, созданный в 1992 году и определивший целую эпоху в истории духов.

Несмотря на известность среди профессионалов мира парфюмерии, Креспа никак нельзя назвать персоной публичной: парфюмер практически не дает интервью, а за последние несколько лет появился в свете лишь однажды – на официальной презентации духов Elle от Yves Saint Laurent. Поклонник экспериментов и необычных парфюмерных композиций, в обыденной жизни Кресп не пользуется парфюмом совершенно, «отдыхая» от многообразия ароматных оттенков.

Эдмон Рудницка

До появления легендарного Dior Poison в названии большинства ароматов французского дома сохранялось название Dior – традиция, появившаяся благодаря парфюмеру Эдмону Рудницка. Один из известнейших французских парфюмеров, ученик величайшего парфюмера Эрнеста Бо, Рудницка создал для Christian Dior внушительную коллекцию ароматов: Diorama, Diorissimo и любимый аромат самого парфюмера, Diorella, и сегодня пользуются признанием и любовью коллекционеров винтажной парфюмерии. Впрочем, сотрудничеством с Dior парфюмер не ограничивался: он создавал ароматы для Hermes, Rochas, Elizabeth Arden, а также написал несколько книг, посвященных тонкостям работы парфюмера.

В отличие от парфюмеров современных, создающих порой больше десятка ароматов в год, Эдмон Рудницка был настоящим перфекционистом: за всю свою жизнь парфюмер создал лишь 17 ароматов, которые, на его взгляд, были наиболее достойными произведениями парфюмерного искусства.

Каждым из своих ароматов Рудницка по-настоящему гордился: Rochas Moustache, к примеру, он считал стандартом для мужских ароматов, а Christian Dior Eau Sauvage, созданный в 1966 году – ароматом, с появлением которого в сфере мужских ароматов началась «новая эра».

Впрочем, в отношении Eau Sauvage парфюмер ничуть не преувеличивал: формула мужского аромата Dior действительно объединила ингредиенты, до того в индустрии парфюмерии не использовавшиеся, и перевернула представление о мужских ароматах.

Похоже, о большинстве своих коллег по парфюмерной индустрии Рудницка был отнюдь не самого высокого мнения: «Создать приятный аромат может каждый», говорил парфюмер, «сложность в том, чтобы создать аромат, у которого есть душа». Тем не менее, многие современные парфюмры считают Эдмона Рудницка своим учителем – в частности, Франсуа Демаши, ныне занимающийся созданием ароматов для дома Dior.

Татьяна Смирнова

У мира парфюмерии есть собственная история, которая неразрывно связана с историей всего человечества.

О том, что аромат приподнимает нас над обыденной реальностью, знали издавна. Недаром жрецы сжигали растения, выполняя священные ритуалы, участвуя в обрядах, с помощью запахов постигая, таким образом, тайны мироздания. В Риме во времена античности запаху придавали целебную силу.
1-ая шкатулка с ароматами, которая упоминалась в истории, была собственностью царя Дария. Египет, Индия, Сирия и др. страны производили мускус, амбру, шафран, мирру, розовую воду и пр.
Благовониями пользовались древние римляне и греки. Из Италии духи распространились по Европе. В Др. Греции для благовоний использовали смолы, бальзамы, специи, эфирные масла из цветов, нагревая их на углях, чтобы получить желаемый аромат. При раскопках в той местности нашли таблички, где подробно описан состав ароматов.
Их воскуряли в храмах, приносили в жертвоприношение богам, с их помощью ароматизировали фонтаны. Мешочки с сухими благовониями прикрепляли к одежде и волосам, аромамаслами натирали тело. После нашествия варвар их употребление прекратилось в странах Запада. Затем был изобретен перегонный куб, улучшилась дистилляция, снова открыт способ для получения спирта.
Венеция стала столицей парфюмерии, в этом городе перерабатывали пряности со всех стран Востока. Французские духи возникли в XI в., когда крестоносцы из Иерусалима привезли розы и жасмин, а в XII в. в Европе узнали об арабской технологии дистилляции спирта. В XV в. Париж и Грас стали известны на весь мир как центры парфюмерии. Согласно этикету во французском королевском дворе все придворные должны были использовать косметику и аромамасла.

Слово «парфюмерия » начало использоваться в лексиконе с 1-ой трети XVI в., оно произошло от «фумус» (воспарение, курение).
В XVI в. Маурицио Франжипани в Италии придумал растворить душистые вещества в спирте, что стало переворотом в мире парфюмерии. С этих пор начали создавать множество аромакомбинаций, стало возможным хранить в стеклянных флаконах ароматы трав, цветов, деревьев и др. В XVIII в. духи произошло четкое разделение на женские и мужские.
Создателем одеколона стал итальянец Жан Мари Фарина. После смерти его сыновья создали фабрику, готовя парфюмированную воду на высококачественном виноградном спирте, которой дали название о-де-колон. При выдерживании в бочках из кедровой древесины спирт смешивался с эфирными маслами, создавая неповторимый аромат. Вода из г. Кельна (еаr de Cologne) осталась бы неизвестной, если б Наполеон не увлекался ее использованием (приобретал до 60 флакончиков каждый месяц). Когда он находился на о-ве Св. Елены, и у него закончился одеколон, Наполеон придумал свой рецепт духов с бергамотом, назвав его туалетной водой.
Во второй половине XIV в. появились жидкие духи, в основе которых были спирт и эфирные масла. В XVI веке стали модными парфюмированные перчатки. Затем потребление духов увеличилось для того, чтобы замаскировать неприятные запахи. В 1608 г. в монастыре начала работу 1-ая в мире парфюмерная фабрика.
В XIX в. «отцы» парфюмерии Ф. Коти, Жан Герлен и Э. Дальтроф выдвинули основные теории для создания ароматов. Затем выпуск духов перестал считаться кустарным, появились парфюмерные компании.

Парфюмерия в ХХ в.

Когда Поль Пуаре высказал идею, что ароматы могут стать удачным дополнением для линий одежды, кутюрье объединили парфюмерию и модельный бизнес. Произошло это в 1911 году. Ф. Коти соединил в своих композициях натуральные и искусственные запахи. В 1917 г. им был выпущен Шипр, от которого произошло целое семейство запахов. Стали развиваться амбровые и восточные запахи.
Женские и мужские запахи в то время начали приобретать явные отличия. Г. Шанель в 1921 г. выпустила духи с товарным знаком «Шанель №5». В 20-х годах парфюмеры нашли способ создать аромат «синтетическим» путём: в «Шанель №5» начали использовать альдегиды. В 1929 г. были очень популярны духи «Лиу», которые стали символом души женщины.
В 30-х годах наступил расцвет спортивных, с нотками табака «мужских» запахов.

В 1944 г. появился протест против войны в виде духов. Их создал Марсель Роша, назвав их Femme в честь женщины.

В 50-е годы парфюмерия во Франции достигла пика развития, к тому же обострилась конкуренция с приходом новых ароматов из-за океана.

В 60-х гг. случился «бум» мужской туалетной воды. В 70-х г. началась мода на «pret-a-porter»-коллекции, появилась парфюмерия «pret-a-porter de lux», которая стала доступнее. В конце 60-х гг. в духи проникла восточная тема, модным был амбровый запах Fijiu Ги Ляроша и Chamade Герлена.

В 70-х годах на мир моды повлияло движение феминисток: духи для женщин начали заимствовать идеи у одеколонов для мужчин. Диоровская Eau savage стала прототипом освежающих вод. В 1977 г. Ив Сен-Лоран создал знаменитый Opium.

В 80-х гг. вещи считались знаком статуса их хозяина, духи стали показателем престижности, таким же как дом, одежда, автомобиль. В это время производились эксперименты в области флаконов, стали модными «амбровые» тяжёлые ароматы. В конце 80-х гг. в лабораториях созданы морские ароматы.

В 90-х годах пришла мода на легкие, природные ароматы. По новой технологии «живые цветы» стало возможным сохранить аромат не сорванных растений (вытяжки под стеклянным колпаком).

В последние годы стали популярными фруктовые запахи цитрусовых, смородины, ананаса. В современных духах сочетаются богатство и лёгкость, отлично гармонирующие с естественным запахом кожи.

1981-1985-е гг. - пришла мода на сексуальность и чувственность в духах, 1986-1988 гг. - классика, женственность, 1988-1990 гг. - символизм и духовность, в 90-х гг. ХХ в. - естественность, свежесть и экологичность.

Во французском банке данных в сфере парфюмерии за период с 1880 г. по 1985 г. насчитывается 8 000 наименований духов, из них 6 000 были придуманы во Франции. Эксперты утверждают, что около 2 000 составов духов остались незаписанными.

Какой аромат - ваш? Как говорил Кристиан Диор, мужчина может забыть, как женщина выглядела, однако запах её духов останется в его памяти навсегда.

9672

05.02.16 10:03

Если вы смотрели фильм «Парфюмер: История одного убийцы», у вас могло сложиться неправильное представление об этой профессии. Конечно, его герои работали по старинке, сейчас не требуется самому делать вытяжку из вороха растений – есть специальные готовые эссенции. И все равно каждый из известных парфюмеров (и те, кто создал легендарные ароматы, и те, кто «колдует» над духами сейчас) немножко алхимики. Кроме того, они обладают потрясающим обонянием (недаром их называют «лучшими носами») и чувством прекрасного. Кто же они – самые известные парфюмеры?

Самые известные парфюмеры в мире

Автор неувядающей легенды

Долгое время лидирующую позицию по продажам занимало культовое творение Эрнеста Бо «Chanel №5», пока его не потеснил современный аромат «J"adore». Собственно, духи, изготовленные по заказу французской легенды мира моды Коко Шанель , остались лучшим детищем Эрнеста.

Он родился в Москве в начале 1880-х и принадлежал к известному роду парфюмеров (его отец Эдуард тоже трудился в этой отрасли). Вскоре после революции 38-летний Эрнест покинул родину, чтобы поселиться во Франции. Он устроился в парфюмерную фирму «Chiris» и уже в 1920-м году встретился с великой Коко. В результате их сотрудничества родились «Chanel №5», за простенький флакончик которых многие душу готовы продать. Мастер представил на суд Коко много вариантов, но ей понравился тот, что находился в бутылочке под номером пять. Отсюда – название аромата.

Изобретатель ориентального аромата

Жак Герлен – тоже потомственный парфюмер. Его дедушка Пьер открыл свой магазинчик еще в 1828-м, потом дело перешло к сыновьям Габриеэлю и Эме. В 1912-м году «у руля» встал сын Габриэля. Жак сразу проявил свой небывалый талант и создал ароматы «L"Heure Bleue» и «Mitsouko», сразу же ставшие «хитами».

Но главное детище Жака было впереди – в 1925-м году он представил публике «Shalimar», открывший эру ориентальных ароматов. Эрнест Бо даже пошутил по этому поводу: «Я беру в руки ваниль и делаю крем-брюле, но когда ваниль попалась на глаза Жаку Герлену, он придумал «Shalimar». До сих пор эти духи очень востребованы, их любят роскошные женщины: Джина Лоллобриджида и Мэрил Стрип , Орнелла Мути и Джейн Биркин .

Перфекционист, автор винтажных духов

На счету другого самого известного парфюмера 17 ароматов, зато каких! Все они достались Эдмону Рудницка потом и кровью – он был редкостным перфекционистом.

Рудницка учился у Эрнеста Бо, а имя себе сделал, работая на Кристиана Диора (хотя создал несколько ароматов для Элизабет Арден и Эрмеса). Именно Эдмон ввел «моду» на названия известных духов, выходящих под брендом «Christian Dior»: с его легкой руки в мир ушли «Diorama», «Diorissimo», «Diorella» (во всех присутствует слово «Dior»). Создавая необыкновенные воздушные цветочные композиции, Рудницка вписал свое имя в историю парфюмерии, ведь и сегодня винтажные творения мастера любимы девушками и женщинами. Сам он отдавал предпочтение духам «Diorella», считая их вершиной своего мастерства.

Его муза – Катрин Денёв

Франсис Куркджан куда моложе своих именитых коллег – он родился в 1969-м году. В юности он довольно долго «метался», не зная, где его призвание: был пианистом и танцовщиком, пробовал шить, но потом решил, что должен заниматься созданием ароматов. И он преуспел в этом! Кое-кто до сих пор думает, что одеколон «Le Male Jean Paul Gaultier» (вы наверняка видели эти флакончики в виде мужской фигуры) «сочинил» модельер Жан-Поль Готье . А вот и нет! Автором одеколона был 23-летний парень с армянскими корнями Куркджан.

Еще одна культовая вещь кудесника – нежный и манящий аромат «Elizabeth Arden Green Tea». В 2009-м году Франсис зарегистрировал свой бренд «La Maison Francis Kurkdjian». Среди клиентов мэтра есть звезды первой величины, например, актриса Катрин Денёв, для которой Куркджан сотворил немало незабываемых духов.

От яда до ангела

Оливье Креспу повезло: он появился на свет в парфюмерной Мекке, городе Грасс, а его родители продавали сырье для парфюмеров. Оливье с радостью продолжил династию, только ему было интереснее самому «колдовать» над пробирками.

Зато теперь он – известный парфюмер, сотрудничавший и с «Dolce & Gabbana», и с «Nina Ricci», и с «Yves Saint-Laurent», и с «Givenchy». Но наиболее знаменитыми творениями мастера остаются мужской аромат «Dior Dune», несколько вариаций духов «Poison» и «Angel», созданный в содружестве с Тьери Мюглером.

Отец и сын

Десятую, юбилейную, премию «Prix International du Parfum» (своего рода парфюмерный «Оскар», который присуждается каждый год «лучшему носу планеты») вручили Оливье Польжу. Еще его отец Жан прославил фамилию Польж, много лет кропотливо трудясь для Дома «Chanel» и придумывая волшебные духи.

Правда, папа не очень-то верил в сына, говоря в интервью, что из Оливье не выйдет выдающегося парфюмера. Да парень и сам не мечтал продолжать дело отца. Но, будучи студентом университета (факультет истории искусств), он попал в лабораторию, где создавались ароматы и… пропал.

Он, как и его тезка Оливье Кресп, родился в Грассе, так что сам Бог велел Польжу младшему пойти по этой стезе. Хорошо, что он вовремя пришел к этой мысли, иначе у нас не было бы «Kenzo Power», «La Perla Blue» или очень востребованного изысканного мужского аромата «Dolce & Gabbana The One». А вот к награде его привел парфюм «Dior Homme».