Измена божьим законам преступление и наказание. Зеркальное отражение героя. С понятием верность и измена тесно связаны честь и бесчестие

22.04.2019

Эта тема в романе связана в первую очередь с миром личных, интимных отношений Раскольникова и Сони и, во-вторых, с демонической, разрушительной стихией страсти Свидригайлова к Дуне. На этом фоне отношения Дуни и Разумихина представляются второстепенными, не играющими в романе какой-либо значительной роли. для героев Достоевского - состояние особенное, совсем не похожее на переживание внутреннего любовного трепета, страстного ожидания близкой встречи с любимым. Нам понятно чувство, которое испытывает совсем еще юная Татьяна к Онегину. Мы видим, как любовь - страсть к Одинцовой оказывается в какой-то момент сильнее Базарова, как рушатся при этом его надуманные жизненные принципы. Но ничего подобного в отношениях главных героев «Преступления и наказания» нет.

Достоевский открывает перед нами совсем иную любовь, до сих пор нам неведомую, порой необъяснимую, любовь, растворенную в человеческих муках и страданиях, любовь - поединок, столкновение божественного и безбожного в человеке, любовь - поиск, искание и открытие смысла собственного земного существования. У Достоевского нет и не может быть «спокойной», умиротворенной любви. Достоевский не может умиляться картинами счастливого брака, семейного уюта. Любовь в браке вообще остается для него вечной тайной. Поэтому и в эпилоге романа мы видим лишь признание Раскольниковым той великой силы божественной, христианской любви, которую дарит ему Соня. Но история их возможной будущей счастливой жизни остается для нас неизвестной. В истинной любви, по Достоевскому, нет соблазна, нет страсти, нет и не может быть сладострастия.

В этом смысле можно сказать, что любовь сталкивает героев, а не соединяет их в сладкой неге. Они в большей степени соперники в любви, чем «союзники». Соблазн же и сладострастие способны лишь погубить душу человека, убить в нем божественное начало, исказить и обезобразить саму природу любви. Именно поэтому сладострастие окончательно разрушает внутренний мир Свидригайлова.

В своей бездуховной страсти к Дуне он уже изначально, по Достоевскому, обречен на окончательную нравственную гибель. Истинная любовь, утверждает Достоевский, - не легкий дар, не радостный миг безоблачного счастья. Любовь, по Достоевскому, это, прежде всего, мука и страдание. Это мучительный процесс становления личности и познания, открытия собственного внутреннего мира. Любовь оказывается для Раскольникова тяжелым жизненным испытанием. Сосуществующие в Раскольникове две стихии - ненависть и сострадание к людям - сталкиваются в его сознании с особенной силой именно в то время, когда жизнь без Сони становится для него невозможной. Раздвоенному сознанию героя противопоставляются целостность натуры и «ненасытное» сострадание героини.

Именно благодаря встрече с Соней Раскольников постепенно, в муках и страданиях, преодолевает в себе свою раздвоенность, и только в этом, по Достоевскому, может состоять путь его возвращения к жизни. Таким образом, любовь у Достоевского - это своего рода эксперимент над человеческой природой. Заметим, что в «Преступлении и наказании», как и в других романах Достоевского, это, прежде всего, испытание для мужчины. Любовь заставляет героя вести постоянный мучительный спор с самим собой. В этом споре счастье осознается героем не как достижение «союза двух сердец», а как приход к согласию с самим собой, как обретение внутренней гармонии, освещенной божественным чувством великого сострадания и человеколюбия. Через любовь к Соне преодолевает Раскольников свой индивидуализм, свою ненависть к людям, свое демоническое, разрушительное начало.

В этом смысле истинная любовь у Достоевского всегда обожествлена. Любовь - это путь к открытию Бога в душе героя.

Достоевский утверждает, что нельзя любить человека, людей, не любя Бога. Иначе теряется основа любви, и люди живут вместе лишь из страха быть окончательно затерянными в мире. Недаром Соня считает, что само преступление Раскольникова не столько связано с убийством двух женщин, сколько с нравственным самоубийством героя. «Что вы с собой сделали?» - спрашивает она в исступлении, в ответ на признание Раскольникова в совершенном грехе. По мысли Сони, нравственное самоубийство Раскольникова могло произойти лишь потому, что он «отошел» от Бога и за это Бог его «покарал».

Здесь выражена и глубинная мысль Достоевского о том, что человек, отрекшийся от любви к Богу, не способен и истинно любить людей. А это неизбежно приведет думающую, начинающую сознавать себя личность к внутреннему разладу и к жизненной катастрофе. Казалось бы, удивительно, что традиционно «слабое» женское начало в лице Сони побеждает «сильное» мужское начало, воплощенное в образе Раскольникова. Но, согласно Достоевскому, в этом нет противоречия, потому что привычные понятия «силы» и «слабости» не являются для Достоевского самодостаточными. Сила человека - в вере, всеобъемлющей любви и сострадании к людям. Только это может спасти личность от внутреннего разрушения.

И только этим можно объяснить следующий важный момент в отношениях героев. Дело в том, что оба они в обыденном представлении - люди падшие: Раскольников - убийца, Соня же продает себя ради спасения семьи. Любовь убийцы и уличной женщины должна казаться нам чем-то «незаконным», «преступным» в своей основе. Что же святого может быть в такой любви? Почему Раскольников не находит опасения среди людей «более достойных», не запятнавших свою жизнь страшным грехом? Да именно потому, что внешнее проявление падшести никак не связано с чистотой внутреннего мира Сони.

Соня свершает свой грех от невозможности иначе спасти близких ей людей. Она готова погубить себя ради других. Она жаждет принять на себя не только свой грех, но также и грех Раскольникова, и грехи всего человечества ради идеи искупления великого, всеобщего греха. Такая внутренняя сила и праведность Сони, такое постоянное и естественное для нее стремление к самопожертвованию ради других делают Соню в глазах Раскольникова (и читателей) человеком удивительной чистоты и святости. Без участия Сони возвращение Раскольникова к жизни было бы невозможно.

Здесь нужно подчеркнуть, что раскаяние и саморазоблачение Раскольникова (вина которого так и осталась с юридической точки зрения недоказанной!) явились признанием той высшей правды, которую Соня несла в своей душе через любовь и сострадание к людям.

Основная тема романа - история преступления главным персонажем закона и нравственности и его наказание. Но многие сюжетные линии связаны с чувством любви и её воздействием на человека.

Красавица Авдотья Раскольникова способна разжечь пламя страсти в любом мужском сердце. Она была высокой и стройной, обладала роскошными тёмно-русыми волосами, тёмными глазами, сверкавшими духовной силой и гордостью, сияющей светлой кожей. Её наряды никогда не были богатыми, но она выглядела, как истинная королева. Авдотья Романовна была умна и образованна, в её характере гордость, уверенность в себе, стойкость сочетались с необыкновенной добротой, преданностью, жертвенностью. Она бы никогда не согласилась заплатить своей внутренней свободой за «комфорт», но была готова на любые моральные пытки ради благополучия семьи.

Именно поэтому Авдотья Раскольникова была вынуждена работать у Свидригайловых так долго, несмотря на бесстыдное поведение главы этого семейства. Сластолюбец Свидригайлов решил, что ради ощущения «разожженного уголька в крови» имеет право на любое преступление. Он окончательно утратил все положительные черты и даже ничуть не стыдился своих пороков. Что же привело Свидригайлова в Петербург? Несомненно, «зверок хорошенький» - Дунечка Раскольникова. Но он движим уже не только сладострастием, в его душе зарождается что-то похожее на любовь. Однако это чувство пробудило в нём худшие качества. Он абсолютно точно всё рассчитал, обманом заманил девушку в квартиру и стал шантажировать случайно услышанной тайной, касавшейся её брата. Кажется, нет спасения красавице Авдотье. Свидригайлова не останавливает револьвер, но он отступает перед душевной силой и стойкостью девушки и отпускает её. Дальнейшее существование теряет смысл для Свидригайлова, поэтому он лишает себя жизни.

Другой персонаж, влюблённый в Авдотью Романовну – «буржуазный хищник» Пётр Петрович Лужин. А можно ли назвать его чувство любовью? Нет, поскольку он не ценит и не уважает свою невесту, а своим благодетельствованием унижает её и ставит в зависимое положение. Он даже не скрывает, что его будущая жена должна быть красивой, интеллигентной, образованной, но бедной, покорной и полностью зависящей от него. Дуня была прелестной и высокоморальной девушкой с тонким умом и не могла иметь с Лужиным никакого духовного родства, их ничто не могло связывать. Лужин хотел только порадовать своё мелкое тщеславие, почувствовать себя вершителем судьбы более возвышенного и духовно богатого человека, чем он сам. Разве это не свидетельствует об эгоизме и бездушии? Лужин со своим недоразвитым умом, чёрствостью, скупостью не в силах оценить моральную красоту Авдотьи Раскольниковой. Она хотела выйти за него замуж, чтобы помочь семье, но, к счастью, вовремя исправила свою ошибку. Верным и надёжным спутником по жизни для Дуни становится добрый, умный и весёлый Разумихин. Его честность, преданность и трудолюбие растапливают лёд в сердце девушки.

Соня Мармеладова – символ терпения, безграничной и бескорыстной любви ко всем людям, стремления понять и помочь. Она становится проституткой и этим ломает свою судьбу, чтобы спасти мачеху и её детей, отдаёт последние копейки на полуштоф отцу, следует за Раскольниковым в Сибирь. Она без колебаний жертвует собой ради другого человека и никого не упрекает. Наиболее ужасно то, что её жертва на самом деле никого не спасает: отец остался алкоголиком, денег ни на что не хватает, Катерина Ивановна протестует против вопиющей несправедливости и страданий только на словах. Но иначе Соня не может, ведь она настолько сильно любит людей, что не имеет сил жить только для самой себя. Ей нужно знать, что кому-то необходимы её помощь, забота, поддержка, понимание, что её жизнь – не бесцельна.

Выстоять и не погибнуть в жестоком мире Соне помогает вера в светлое будущее. Но порой даже беспредельная кротость и покорность не спасают девушку от незаслуженных оскорблений. Тогда Раскольников становится её защитником и доказывает, что необходимо бороться за место под солнцем, отстаивать своё право на счастье. Соня, в свою очередь, приводит его к примирению с самим собой и обществом. Любовь воскрешает их обоих. Друг в друге они находят то, чего им самим не хватало: ему – альтруизма, ей – критического мировоззрения, уверенности в себе. Этой паре ещё нужно будет каждый день идти на бой ради счастья, но вместе они одержат победу.

Свет и тепло истинной любви должны пробуждать в человеке высокое и прекрасное, делать его преданнее и сердечнее. Настоящая любовь - это равенство и гармония любящих сердец, где нет места предательству и жестокости.

Любовь – это необыкновенное чувство, которое испытывал, наверное, каждый из нас. Оно способно изменить человека, произвести его духовный подъем. Верная, искренняя любовь родных, девушки или друзей помогает преодолеть жизненные испытания, справиться с различными трудностями, побороть невзгоды. Известный немецкий поэт, философ Фри&讹дрих Ши&讹ллер писал: «Верная любовь помогает переносить все тяготы».

Нельзя не согласиться с этим высказыванием. Но какую любовь поистине можно назвать верной? Верность - это преданность кому-либо или чему-либо; это неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Можно привести сотни примеров, подтверждающих смысл данной цитаты Ф. Шиллера. Попробуем доказать справедливость этой мысли, используя аргументы из художественной литературы.

Вспоминая произведения, в которых раскрывается тема верной любви, нельзя не отметить роман Федора Михайловича Достоевского «преступление и наказание». В нем описывается история любви главного героя Родиона Раскольникова и девушки Сони Мармеладовой.

Дело в том, что Раскольников совершает жестокое преступление и получает наказание, в результате которого его оправляют отбывать срок заключения в Сибирь. Что же сделала Сонечка? Она, любившая Родиона, не бросила его, не изменила ему. Она отправилась за ним на каторгу, в эти суровые условия. Во время отбывания срока Раскольникова, Соня постоянно навещала его, однажды давала деньги. Также, именно через ее знакомства с начальством, Родиону были облегчены работы и прочее. Но все это не сравнится с тем, какую духовную поддержку совершила Соня для возлюбленного. И это все несмотря на то, как раскольников обходился с ней. В первые дни, он даже практически не разговаривал с девушкой, был угрюм и мрачен. Но это не помешало Соне оставаться верной ему, помогать переносить те трудности. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о том, насколько сильно любила Соня Раскольникова и как была верна ему, несмотря ни на что. На первый взгляд может показаться, что нет никакой весомой заслуги Сонечки, но это далеко не так. Именно ее верная любовь помогала ему преодолевать все тяготы.

Также отличным примером является ПОЭМА Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины». В этом произведение жены декабристов, как и Соня Мармеладова, последовали за мужьями в Сибирь, что говорит о их действительно верной любви.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что Фридрих Шиллер, был несомненно прав. Действительно, верная любовь помогает человеку переносить все тяготы жизни.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-10-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности. «Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия. Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума. Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра. Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»). Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами. К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи. Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье). Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь. Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности. Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

Раскольников и Соня Мармеладова

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

«Преступление и наказание»: история создания романа

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Тематика произведения

Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты. Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере. Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так. Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Учитель литературы по пунктам разбирает одно из направлений итогового сочинения

Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Фото: Культура.РФ

Уже 6 декабря одиннадцатиклассники напишут итоговое сочинение, являющееся условием допуска к сдаче ЕГЭ. За 3 часа 55 минут им придется написать сочинение-рассуждение по одной из пяти тем, соответствующих тематическим направлениям, объявленным в сентябре 2017-го. Сегодня мы подробно разберем, как подготовиться к возможной теме по первому направлению - «Верность и измена».

Комментарий ФИПИ

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте .

Словарная работа

«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой:

ВЕРНОСТЬ - стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.

Верность основана на любви, честности, стойкости, жертвенности, преданности.

ИЗМЕНА - нарушение верности кому-нибудь или чему-нибудь (предательство интересов Родины, переход на сторону врага.

Измена сопряжена с предательством, обманом, подлостью, вероломством.

Синонимы:

Верность: преданность, постоянство, надежность, неизменность, непоколебимость, стойкость, твердость.

Измена: предательство, неверность, непостоянство, обман, адюльтер.

Кому или чему можно остаться верным или изменить?

  • Родине:

Родине, малой родине, родной земле;

воинскому долгу, присяге

  • Любви:

любимому человеку; супругу/-ге

  • Дружбе:

другу, товарищам, близким

  • Убеждениям:

самому себе,

убеждениям, принципам,

своему слову

  • Вере:

христианским заповедям

Верность и измена - противоположные проявления личности человека. Каждый в течение жизни оказывается перед нравственным выбором: сохранить верность чему-либо или изменить.

С понятием верность и измена тесно связаны честь и бесчестие.

Изменяя принципам, данным обещаниям, предавая кого-то, человек не только утрачивает уважение окружающих, но и теряет честь, навлекая на себя позор. Хранить верность своим идеалам, родине, любимому человеку надо вне зависимости от обстоятельств. Верность слову, честь, ответственность - качества, без которых человека нельзя назвать порядочным. Верность христианским заповедям становится важной категорией нравственной оценки человека. Предательство веры и нарушение Божьих заповедей - путь к гибели как нравственной, так и физической.

Измена - одно из самых низких, подлых и постыдных проявлений человеческой натуры. Это тяжелое и разрушительное чувство меняет человека, расчеловечивает. Пример этому можно найти в повести В. Распутина «Живи и помни».

Описанные в произведении события разворачиваются в глухой сибирской деревне зимой на 1945 год. Андрей Гуськов, прошедший всю войну, не прятавшийся за спины товарищей, а сражавшийся, «как все, - не лучше, не хуже», после ранения оказывается в госпитале. Чем ближе конец войны, тем сильнее он боится погибнуть, и отчаяннее тянет его в родную деревню: «Он боялся ехать на фронт, но больше этой боязни были обида и злость на все то, что возвращало его обратно на войну, не дав побывать дома». Ведомый страхом, обидой и злостью, Гуськов, выйдя из госпиталя, вместо того чтобы ехать на фронт, дезертирует.

Изменив родине, Гуськов понимает, что «судьба его свернула в тупик» и после этого жизнь его уже никогда не будет прежней, теперь он предатель, изменник родины. Потеряв почву под ногами, Гуськов, сам не зная зачем, совершает еще одно предательство - изменяет жене Настене со случайной знакомой. Распутин изображает крайнюю потерянность героя, опустошенного и утратившего уважение к себе: «Он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя», что-то «скребло, надрывая душу», «это отношение к себе обложило его надолго».

Тайком Андрей Гуськов возвращается в родную деревню. Он боится показаться на глаза родителям и открывает свою страшную тайну только жене Настене, которая принимает его и, становясь соучастницей его лжи, помогает дезертиру и предателю. Совестливая Настена мучается виной мужа, корит себя за то, что обманывает свекра и свекровь, ворует из дома еду и припасы для мужа, тайком бегает к нему в лес. Она не имеет права предать Андрея, отказаться от него и готова разделить судьбу мужа: «Она любила его, жалея и жалела любя - эти два чувства неразрывно сошлись в ней в одно. И ничего с собой Настена поделать не могла. Она осуждала Андрея, особенно сейчас, когда кончилась война и когда казалось, что и он бы остался жив-невредим, как все те, кто выжил, но, осуждая его временами до злости, до ненависти и отчаяния, она в отчаянии же и отступала: да ведь она жена ему. А раз так, надо или полностью отказываться от него… или идти вместе с ним до конца хоть на плаху».

Распутин показывает, как измена и предательство меняют человека, на примере Гуськова. За время житья в лесном зимовье он не только внешне изменился до неузнаваемости: зарос густой бородой, осунулся, но и внутренне потерял человеческий облик. Андрей научился выть по-волчьи, да так, что сам хозяин тайги отступал: «Когда становилось совсем тошно, он открывал дверь и, словно бы дурачась, забавляясь, пускал над тайгой жалобный и требовательный звериный вой. И прислушивался, как все замирает и стынет от него далеко вокруг». Герой издалека совсем по-звериному следит за коровой с теленком и потом крайне жестоко его убивает. Порой Гуськова обуревает «безудержное, лютое желание поджечь мельницу» или еще как-то навредить людям. Из всех чувств у него остался только страх за собственную жизнь, животный инстинкт самосохранения.

По мнению Распутина, измена и предательство губительны для человека.

Гуськов, дезертировавший, предавший родину и свой народ, превращается в зверя, полностью утрачивая человеческий облик. Однако из-за его предательства гибнет не только он сам, но и Настена: «Все чаще Настене представлялось, что ее с силой затягивает в какую-то узкую горловину и будет затягивать до тех пор, пока можно дышать, а затем, придавленную, задыхающуюся, полуживую, в последний момент куда-то вынесет. Вот заглянуть в эту новую жизнь ей не удавалось, для нее она была так же темна, так же сокрыта, как замогильный покой». У изменника нет будущего, утверждает автор, трусость и предательство не забываются и прощаются, с ними невозможно жить. Именно поэтому в финале повести гибнет Настена, становясь вечным укором своему мужу: живи и помни.


Афоризмы и высказывания известных людей:

  • Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели. (Д. Аддисон)
  • В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится. (В. Высоцкий)
  • Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии. (Дж. Свифт)
  • Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу. (Публий Корнелий Тацит)
  • Долг каждого - любить родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценою жизни. (Ж.-Ж. Руссо)
  • Основа любви, первейшее её условие - вера, безусловная верность и преданность. Истинная любовь не слепа, напротив, она, быть может, впервые раскрывает человеку глаза. Малейшая измена любимого человека, случись она рано или поздно, есть полная измена всему, с самого начала, она разрушает не только будущее, но и прошлое, ведь это значит, что каждый день жизни, полной доверия, был ложью и сердце было обмануто. Кто оказался неверен хоть однажды, тот никогда и не был верен. (Дэвид Скотт)
  • Верная любовь помогает переносить все тяготы. (Ф. Шиллер)
  • Неверный друг подобен тени, которая влачится за тобой, пока светит солнце. (К. Досси)
  • Верность - заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку. (Э. Тельма)
  • Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям. (У. Шекспир)

Над какими вопросами стоит задуматься?

  • Можно ли научиться верности или это врожденное качество?
  • Может ли верность являться критерием любви?
  • Можно ли назвать измену предательством по отношению к самому себе?
  • Что может толкнуть человека на измену?
  • Как измена может повлиять на отношения людей?
  • Допустимо ли сражаться на стороне своих врагов?
  • Можно ли простить предательство?
  • Насколько важна верность своему слову?