Проявление характера детей. Индивидуальные особенности ребенка: учет и развитие по возрасту. Как формируются особенности детей

24.02.2019

Попытайтесь добиться максимально честных ответов. Может случиться, что ваш ребенок не сможет сразу ответить на какой-либо вопрос. Это означает, что он либо не понял, что от него требуется, либо никогда не задумывался об этом. Родители могут сами ответить на вопрос, если точно уверены в поведении своего малыша.

Данный тест основан на концепции «акцентуированных личностей» К. Леонгарда и интерпретирован с учетом детской психологии.

На вопросы требуются однозначные ответы «Да» или «Нет».

  1. Часто ли у тебя бывает веселое настроение? Тебе хочется бегать, играть, смеяться?
  2. Легко ли тебя огорчить?
  3. Часто ли ты плачешь?
  4. Когда ты самостоятельно делаешь уроки, внимательно ли ты проверяешь свои ошибки?
  5. Ты считаешь, что твои друзья сильнее, чем ты?
  6. Бывает ли так, что хорошее настроение внезапно становится плохим?
  7. Стремишься ли ты быть главным в играх?
  8. Часто ли ты обижаешься на родителей и друзей?
  9. Всегда ли ты слушаешь, что тебе говорят старшие?
  10. Всегда ли ты старательно делаешь уроки?
  11. Любишь ли ты что-то придумывать (игры, стихи, рисунки, рассказы и т. д.)?
  12. Легко ли тебе обидеть другого?
  13. Как ты думаешь, ты – добрый человек?
  14. Многого ли ты боишься?
  15. Ты хочешь, чтобы тебя все хвалили?
  16. Помнишь ли ты себя, когда ты был совсем маленьким?
  17. Считают ли одноклассники тебя внимательным и аккуратным?
  18. Когда у тебя неприятности в школе, сильно ли ты расстраиваешься?
  19. Хорошие ли у тебя отношения с окружающими?
  20. Часто ли ты переживаешь?
  21. Бывает ли тебе грустно? Если да, то часто ли?
  22. Если случается что-то плохое, можешь ли ты спокойно заниматься своими привычными делами, или это очень сильно выбивает тебя из колеи?
  23. Можешь ли ты долгое время оставаться на одном месте?
  24. Стремишься ли ты отстоять справедливость перед родителями или учителями?
  25. Было ли такое, чтобы ты мучил животных?
  26. Спокойно ли ты относишься к беспорядку в комнате?
  27. Любишь ли ты оставаться в одиночестве?
  28. Бывает ли у тебя веселое или, наоборот, грустное настроение без причины?
  29. Являешься ли ты одним из лучших учеников в классе?
  30. Любишь ли ты играть в подвижные игры?
  31. Легко ли тебя рассердить?
  32. Считаешь ли ты себя счастливым?
  33. Когда твоим друзьям грустно, легко ли тебе удается их развеселить?
  34. Всегда ли ты говоришь откровенно то, что думаешь?
  35. Пугает ли тебя вид крови?
  36. Если в школе тебе что-либо поручают, охотно ли ты это выполняешь?
  37. Заступаешься ли ты за других?
  38. Боишься ли ты быть в темной комнате?
  39. Что тебе больше нравится: медленная и точная работа, например, решение задач и примеров по математике, или быстрая и не требующая точности, например, чтение книг?
  40. Легко ли тебе общаться с незнакомыми людьми?
  41. Любишь ли ты выступать на сцене, когда на тебя смотрят много людей?
  42. Не случалось ли тебе, обидевшись на родителей, убежать из дома?
  43. Если в школе возникают неприятности, не испытываешь ли ты желания не ходить туда?
  44. Считаешь ли ты, что тебе не везет?
  45. Стараешься ли ты в трудной ситуации перевести дело в шутку?
  46. Если ты с кем-то поссорился, будешь ли стараться помириться?
  47. Нравится ли тебе играть и ухаживать за животными?
  48. Часто ли ты возвращаешься домой, потому что забываешь взять необходимое?
  49. Не бывает ли у тебя тревожных предчувствий? То есть не начинаешь ли ты беспокоиться, что с тобой или с родственниками и друзьями случится что-то плохое?
  50. Влияет ли погода на твое настроение?
  51. Любишь ли ты отвечать у доски?
  52. Случается ли тебе драться?
  53. Любишь ли ты общение с большим количеством народа?
  54. Если у тебя что-то не получается, сильно ли это тебя расстраивает?
  55. Умеешь ли ты рассчитывать свое время?
  56. Не боишься ли ты трудностей?
  57. Если ты читаешь грустную книгу или смотришь печальный фильм, можешь ли заплакать?
  58. Не возникает ли у тебя бессонницы из-за неприятностей?
  59. Стремишься ли ты подсказать своим одноклассникам и даешь ли списывать?
  60. Страшно ли тебе оказаться поздним вечером на улице?
  61. Стараешься ли ты наводить порядок среди своих вещей?
  62. Бывает ли, чтобы у тебя с утра было плохое настроение?
  63. Если ты окажешься в незнакомой компании, будешь ли чувствовать себя неловко?
  64. Случается ли такое, чтобы у тебя болела голова?
  65. Любишь ли ты смеяться?
  66. Стараешься ли ты избегать общения с теми людьми, кто тебе неприятен (с соседями, родственниками, одноклассниками и т. д.)?
  67. Стараешься ли ты каждый день сделать как можно больше?
  68. Часто ли тебя обижают?
  69. Любишь ли ты бывать на природе?
  70. Всегда ли ты выключаешь за собой свет, уходя из дома, или тебе случалось не раз забывать об этом?
  71. Считаешь ли ты себя пугливым человеком?
  72. Когда ты находишься за праздничным столом, меняется ли от этого твое настроение?
  73. Хотел бы ты быть артистом, нравится ли тебе участвовать в драматических постановках?
  74. Бывает ли, что при плохом настроении ты избегаешь общения с друзьями и родителями?
  75. Пугает ли тебя будущее?
  76. Бывает ли, чтобы тебе внезапно становится грустно?
  77. Если к тебе приходят гости, легко ли тебе их развлекать?
  78. Если ты на кого-то обиделся, долго ли продлится твоя обида?
  79. Если у кого-то из друзей случается что-то плохое, сильно ли ты переживаешь?
  80. Если ты случайно допустил ошибку, начнешь ли переписывать весь лист?
  81. Легко ли ты веришь всему, что тебе говорят?
  82. Бывают ли у тебя страшные сны?
  83. Не возникало ли у тебя желания выпрыгнуть в окно или сделать что-то подобное, если случались неприятности?
  84. Когда всем вокруг весело, веселишься ли ты при этом?
  85. Если у тебя случаются неприятности, легко ли тебе отвлечься от размышлений о них?
  86. Бывает ли так, что ты действуешь совершенно неожиданно даже для себя?
  87. Молчалив ли ты обычно?
  88. Бывает ли так, что ты пытаешься изобразить из себя совершенно другого человека, причем сам начинаешь верить в свои «новые» качества?

Когда ваш ребенок ответит на все вопросы, можете приступать к расшифровке теста и узнать особенности характера ребенка

Сначала внимательно ознакомьтесь с интуицией. Если ответ на вопрос совпадает с расшифровкой, ему присваивается один балл.

  1. Демонстративный тип личности – если ваш ребенок ответил «Да» на вопросы 7, 19, 22, 29, 41, 63, 66, 73, 85, 88 и «Нет» на вопрос 51.

Сумму ответов нужно умножить на 2.

  1. Застревающий тип личности – если ваш ребенок ответил «Да» на вопросы 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 и «Нет» на вопросы 12, 46, 59.

Сумму ответов умножьте на 2.

  1. Педантичный тип личности – если ваш ребенок ответил «Да» на вопросы 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 и «Нет» на вопрос 36.

Сумму ответов умножьте на 2.

  1. Возбудимый тип личности – если ваш ребенок ответил «Да» на вопросы 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

Сумму ответов умножьте на 3.

  1. Гипертимный тип личности – при ответах «Да» на вопросы 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.

Сумму ответов умножьте на 3.

  1. Дистимический тип личности – при ответах «Да» на вопросы 9, 21, 43, 75, 87.

Сумму ответов умножьте на 3.

  1. Тревожный тип личности – при ответах «Да» на вопросы 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 и ответ «Нет» на вопрос 5.
  2. Экзальтированный тип личности – при ответах «Да» на вопросы 10, 32, 54, 76.

Сумму ответов умножьте на 6.

  1. Эмоциональный тип личности – при ответах «Да» на вопросы 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 и ответ «Нет» на вопрос 25.

Сумму ответов умножьте на 3.

  1. Циклотимный тип личности – при ответах «Да» на вопросы 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.

Сумму ответов умножьте на 3.

Когда вы умножите сумму ответов на указанную цифру, запомните результат. Максимальная сумма баллов после умножения будет равна 24. Если вы получаете результат больше 19, значит, в вашем ребенке есть принадлежность к определенному типу. Не удивляйтесь, если вы обнаружите, что ваш ребенок относится к нескольким типам. Это означает, что в нем так или иначе присутствуют качества, характерные для данных типов.

Теперь ознакомьтесь с расшифровкой результатов.

  • Демонстративный тип

Если ваш ребенок относится к этому типу, то у него характер живой, легкий в установлении контактов. Ваш ребенок очень подвижен, любит и умеет фантазировать. Иногда у него появляется склонность к лживости и притворству. Он охотно приукрашивает собственную персону, а также действительность вокруг себя. Ваш ребенок склонен к авантюрным поступкам, он очень артистичен. Явно стремится к лидерству, чувствует огромную потребность в том, чтобы окружающие признавали его достоинства. Любит быть в центре внимания. Нередко в таких детях проявляется стремление к власти. Дети, относящиеся к демонстративному типу личности, не любят оставаться незамеченными.

Ваш ребенок легко приспосабливается к обстоятельствам вокруг себя. У него легко меняется настроение. Внешне он очень мягок, но – умело манипулирует окружающими. Очень эгоцентричен, желает быть всегда объектом восхищения, сочувствия, почитания. Не любит, когда в его присутствии хвалят других. В таких ситуациях он чувствует себя ущемленным. Любит бывать среди людей, поэтому крайне негативно относится к одиночеству.

У ребенка очень высокая самооценка, что совершенно не соответствует действительности. Он склонен провоцировать конфликты. При этом легко умеет защитить себя.

Он старается избегать неприятных воспоминаний и раздумий. Окружающим очень трудно распознать ложь в том, что он говорит, потому что его артистизм и склонность к интригам помогают ему составить оптимальную модель поведения. У него явно неординарное мышление, поэтому он способен удивлять окружающих.

  • Застревающий тип

Ваш ребенок, безусловно, общителен. Но эта черта не является доминирующей в его характере. Он любит анализировать действительность вокруг себя. Иногда может быть неразговорчивым, замкнуться в себе. В его характере есть настороженность, недоверчивость к другим. Дитя часто страдает от мнимой несправедливости и обиды в свой адрес, причем подолгу переживает все эти чувства. Он очень подозрителен. Склонен вынашивать планы мщения. Он высокомерен, способен стать инициатором конфликтов.

У него сильно развито честолюбие, поэтому он способен проявлять жесткость по отношению к окружающим. Жестокость связана с тем, что у ребенка есть свое собственное мнение на тот или иной счет. Энергично отстаивает свои позиции, с непримиримостью относится к любым нравоучениям. Любит давать советы окружающим, потому что считает себя умнее. Любой ценой стремится достичь высоких показателей, а если ему приходится сталкиваться с неудачами, болезненно их переживает.

  • Педантичный тип

Ваш ребенок инертен, долго переживает любые события, как радостные, так и печальные. Он с трудом решается на какие-то активные действия. Редко вступает в конфликты, чаще является пассивной стороной. Любое нарушение порядка его очень сильно тяготит. Ребенок привыкает к определенным правилам и совершенно не стремится их нарушать. К окружающим предъявляет много требований. Например, считает, что друзья обязаны быть умными, аккуратными и т. д. Если есть какое-то несоответствие, болезненно переживает.

Ваш ребенок аккуратен и много внимания уделяет наведению порядка. Ответственен, стремится добиться высоких успехов в любой деятельности. Не рвется к лидерству, охотно остается на второстепенных ролях.

  • Возбудимый тип

Ваш ребенок не любит и не умеет контролировать себя. Он очень импульсивен, никогда не скрывает своих желаний и стремлений. Нередко бывает груб, даже жесток. Часто становится инициатором конфликтов, в коллективе его отношения с сверстниками складываются далеко не лучшим образом.

Ребенок не любит учиться, любая работа для него тягостна. Не стремится к успехам в той или иной деятельности, живет настоящим, будущее не волнует его. Превыше всего ценит развлечения, стремится к тому, чтобы его всегда окружала атмосфера праздника. Нередко стремится самоутвердиться за счет того, кто слабее.

  • Гипертимный тип

Ваш ребенок общителен и подвижен. Он с ранних лет отличается повышенной самостоятельностью, любит веселье, диапазон его интересов весьма широк. Любит большие компании, стремится лидировать. Обычно у таких людей всегда хорошее настроение и прекрасное самочувствие. Самооценка вашего ребенка очень высокая. Для него огромное значение имеют все радости жизни: игры, вкусная еда, веселье и т. д.

Ребенок легкомыслен, но одновременно очень талантлив. Он инициативен, энергичен, активен. Нередко в его жизни случаются конфликты. Дело в том, что его самостоятельность не может не раздражать окружающих. Если ребенок видит, что окружающие не намерены подчиняться ему, это очень расстраивает его. В гневе он становится неуправляем.

Условия жесткой дисциплины для него невыносимы, поэтому следует избегать ситуаций, когда ему предъявляют определенные требования. Ребенок не способен к монотонной, утомительной деятельности. Он очень плохо переносит одиночество.

  • Дистимический тип

Ребенок медлителен, серьезен, ответственен. Как правило, будущее пугает его. Он не уверен в себе, с трудом находит общий язык с окружающими, в компании бывает молчалив, предпочитает оставаться незамеченным. Много размышляет о печальных вещах, развеселить его крайне трудно.

Он очень ответствен, старается выполнить все, что ему поручают. Склонен к подчинению. Ребенок болезненно переживает любую несправедливость, поэтому с ним нужно обращаться как можно осторожнее.

  • Тревожный тип

У ребенка чаще бывает плохое настроение, чем хорошее. Он отличается повышенными опасениями, жизнь пугает его. Он не уверен в себе, боится животных, темноты, часто страдает от ночных кошмаров, неуютно чувствует себя среди сверстников. Любые неудачи и проблемы глубоко расстраивают его. Ему тяжело и неприятно оказываться в центре внимания.

Ребенок выполняет все требования старших, но тем не следует особенно усердствовать в чтении ему нотаций. Он болезненно переживает недовольство старших собственной персоной, у него постепенно формируется чувство вины.

У него очень высокая ответственность, он предъявляет к себе повышенные требования. Часто страдает от чувства собственной неполноценности и старается самоутвердиться в каких-то определенных видах деятельности. Это, например, проявляется в отличной учебе или в каком-либо неординарном хобби, помогающем раскрыть его таланты и способности.

Ваш ребенок обидчив. Очень страдает от этого. Если окружающие позволяют себе насмехаться над ним, он глубоко страдает. В конфликты почти не вступает, обычно остается на вторых ролях. Родителям следует тщательно наблюдать за ним, в конфликтных ситуациях не следует его ругать и наказывать.

Он очень самокритичен. Он чаще занижает свои достоинства, нежели завышает их. Не умеет защищаться от недоброжелательства окружающих.

  • Экзальтированный тип

Ваш ребенок обладает завидным талантом. Он умеет видеть в жизни прекрасное, его практически никогда не покидает ощущение счастья, радости. Причем такие ощущения возникают у него практически без какой-либо связи с окружающими явлениями. Ребенок приходит в восторг от радостных событий, ну, а события печальные столь глубоко расстраивают его. Он охотно идет на контакт с окружающими. Он любит быть в центре внимания. Диапазон его интересов очень широк.

Ребенок привязан к друзьям, способен искренне сочувствовать и сопереживать. Подвержен сиюминутным желаниям. Настроение неустойчивое, часто бывают подъемы и спады.

  • Эмоциональный тип

Ваш ребенок очень эмоционален, ему свойственны такие качества, как тревожность, чувствительность. Он любит беседовать с окружающими, его многое интересует. Он очень добр, всегда сопереживает окружающим. Старается, по возможности, помочь другим, отзывчив, впечатлителен. Любые жизненные ситуации воспринимает очень серьезно, а неприятности и потрясения запоминает надолго. В конфликты практически не вступает, носит в себе все обиды.

У него повышенное чувство ответственности. Способен избегать общения в тех ситуациях, когда окружающие кажутся ему жестокими, грубыми.

  • Циклотимный тип

У ребенка часто меняется настроение в зависимости от той или иной ситуации. Когда в его жизни присутствуют преимущественно радостные события, у него появляется жажда деятельности, он становится веселым и радостным. И наоборот, грустные события вызывают у него подавленное настроение, апатию, уныние.

Он порой производит на окружающих странное впечатление. То он весел и радостен, то вдруг, неожиданно, у него проявляются вялость, упадок сил. На настойчивые нотации взрослых ребенок реагирует неоднозначно: иногда вполне благожелательно, но порой – с гневом и агрессией. Способен впасть в глубокую депрессию. Следует особенно осторожно обращаться с ним, поскольку не исключены суицидальные наклонности. Учится он неровно.

Настроение очень сильно влияет на его самооценку. В периоды радости оценивает себя очень высоко. И напротив, в периоды грусти и уныния – крайне низко.

Родителям очень важно узнать, кто их ребенок – флегматик, сангвиник, холерик или меланхолик. Исходя из знания особенностей его характера, вы гораздо быстрее найдете с ним общий язык.

Воспитание характера начинается с первых дней жизни малыша. Если поначалу он наблюдает за взрослыми, то со временем начинает копировать их действия...

Воспитание ребенка должно строиться с учетом особенностей его характера. Общительность, щедрость, активность, инициативность, доброта или, напротив, замкнутость, жадность, скованность, вялость – все это черты характера. И в подавляющем большинстве случаев они формируются именно под влиянием воспитания.

Воспитание характера начинается с первых дней жизни малыша. Если поначалу он наблюдает за поведением взрослых, то со временем (обычно после трех лет) начинает копировать их действия и реакцию. Именно поэтому говорят: яблоко от яблони недалеко падает, имя в виду схожесть характеров родителей и их чад. Все хорошее или плохое в ребенке – только от значимых взрослых, чаще всего – родителей.

Чем раньше начать корректировать недостатки характера, проявившиеся вследствие дурного влияния окружающий, тем более успешным будет результат. – тот возраст, когда разумные доводы могут оказать влияние на создания дошкольника. Обсуждая разные ситуации, описывая свое видение того или иного действия, поступка, можно влиять на поведение чада, формируя положительные стороны его характера.

Характер и темперамент

Безусловно, особенности характера ребенка зависят от врожденных особенностей его нервной системы – темперамента. Работоспособность нервных клеток, скорость протекания реакций торможения и возбуждения в коре головного мозга являются основополагающими для формирования одного из четырех типов темперамента:

  • сангвинический;
  • флегматический;
  • холерический;
  • меланхолический.

Жизнерадостный, активный сангвиник обладает сильным уравновешенным характером. Столько же активен холерик, однако ему присуща вспыльчивость и неуравновешенность. Маленького человека холерического склада легко воодушевить, но активный посыл быстро проходит, сменяется полным равнодушием к занятию, прежде вызывавшему энтузиазм.

Слабый духом меланхолик не способен долго выдерживать напряжение, его дух неустойчив. Ребенок такого склада очень талантлив и чувствителен, отличается богатой фантазией и оттого чересчур раним. А вот схожий с ним, но уравновешенный флегматик – самый «удобный» с точки зрения воспитания тип. Флегматичного малыша трудно чем-то сильно расстроить, испугать, разгневать. Он упорно и настойчиво будет работать над трудной задачей, не стремясь поскорее разрешить ее, но и не пасуя перед трудностями.

Темперамент значительно влияет на характер, однако не может являться причиной проявление в нем дурных или хороших черт. Более того, именно характер человека, получившего хорошее воспитание, помогает обуздывать холерическую необузданность или меланхоличное безразличие.

Педагоги уверены: правильное воспитание способно направить темперамент в нужное русло, контролировать его, выработать устойчивый характер. Главное, что должны запомнить родители: нельзя требовать от малыша невозможного, сравнивать его с другими детьми и пытаться подогнать под общий шаблон.

Как формировать характер?

Способы формирования характера подчиняются . Однако нужно помнить, что лишь индивидуальный подход к малышу может принести нужный результат. Дело в том, что одну и те же черту — например, трудолюбие, у флегматика и сангвиника следует формировать по-разному. Если флегматик примется за работу с упорством и настойчивостью, предварительно обдумав все до мелочей, то сангвиник примется за дело мгновенно. Результат их работы никогда не будет одинаковым, и это не повод для того, чтобы обижать одного сравнением с другим. Терпение и любовь к малышу помогут выбрать правильный путь его развития.

Как можно сформировать характер ребенка? Прежде всего, ориентируясь на возрастные особенности психики малыша и следуя общепедагогическим принципам.

  • Игровая деятельность . Формирование нрава маленьких детей происходит в процессе естественной для них деятельности – игры. Малыш играет постоянно, поэтому для занятий не нужно выбирать какое-то отдельное время. Трудолюбие и ответственность можно формировать без напряжения и усилий, просто поручая ребенку какую-то простейшую домашнюю работу. Например, уход за горшечным растением можно превратить в увлекательное продолжение любимой сказки.
  • Занятия с педагогом . Прекрасный способ формирования характера – занятия в секции или кружке. Не обязательно водить малыша в десять студий. Даже один кружок потребует от него таких качеств, как ответственность, целеустремленность, дисциплинированность, особенно когда придет время посещать занятия самостоятельно, без сопровождения родителей.
  • Определение границ . Дети с первых дней познания мира проверяют его границы. Поэтому важно вовремя объяснить ребенку, что можно и что нельзя, а затем твердо и последовательно соблюдать установленные правила. Не нужно думать, что запреты и ограничения – это всегда плохо. Напротив, они облегчают малышу жизнь.
  • Ведущая роль родителей . Значимый взрослый сделает для малыша больше, чем самая правильная книга. Это требует от родителей большей ответственности к себе, однако окупится сторицей. Поэтому родители должны крайне требовательно относиться прежде всего к себе, подавать только хороший пример.
  • Групповое воспитание . Общительность или замкнутость, умение дружить и делиться – все эти черты являются следствием навыков взаимодействия детей в группе. И здесь роль взрослых первостепенна. Именно они должны направлять ребенка по пути правильного воспитания. Со временем простейшие правила общения станут основой для формирования других черт характера: ответственности, решительности.
  • Создание воспитательных условий для формирования характера . Закрепление навыка в постоянном повторении – вот путь для выработки устойчивых черт поведения.

В том, как действует ребенок, как решает возникающие перед ним задачи, на что направлен фокус его внимания, проявляются особенности его характера. Грубость и тактичность, вежливость и бесцеремонность, целеустремленность или безынициативность – все эти черты обусловлены воспитанием.

Часто родители, разговаривая со своими знакомыми, говорят, что у их малыша тяжелый или, наоборот, мягкий характер, однако не все знают, как же он складывается, и какие факторы, кроме родительского воспитания, могут на это повлиять.

С момента рождения малыш живет в мире, границы которого все больше и больше расширяются, поскольку его физические потребности растут, и в процессе этого изменяется восприятие ребенком окружающего мира и самого себя. Характер во всей своей полноте раскрывается только через несколько лет, и формируется он постепенно, а не сразу же с первых дней жизни. Однако в первые годы действительно закладывается так называемый «фундамент», который станет основой для тех особенностей характера человека, которые проявятся с возрастом.

Что заложено природой

Новорожденный умеет всего лишь оценивать собственное состояние на уровне «мне хорошо» или «мне плохо», однако его активность во внешнем мире фактически очень мала, поскольку большую часть времени он проводит во сне. Однако во время сна в головном мозге младенца происходят важные процессы. Именно этим объясняется то, что одни младенцы спокойны и невозмутимы, а другие постоянно кричат и устраивают родителям бессонные ночи.

Возможно, на первый взгляд кажется, что маленькие детки просто сами не знают, чего они хотят, но на самом деле именно в этот период формируется их темперамент. Это пока еще не характер, а лишь предрасположенность к одному из его типов, то есть программа работы психики, заложенная при рождении. Под понятием «темперамент» обычно понимают некоторые динамические характеристики человеческой психики: уровень активности, особенности движений и эмоций.

Самая известная классификация темпераментов, принятая за основную среди психологов - это разделение их на четыре типа: меланхолик, сангвиник, флегматик и холерик. Многие родители с первых дней жизни их малыша сразу же присваивают ему один из этих типов, и, соответственно, делают выводы о том, каким будет его характер. Однако они ошибаются, поскольку темперамент – это лишь основа, на которую впоследствии надстраиваются все остальное. Родителям стоит понять темперамент малыша лишь для того, чтобы впоследствии не переломить эти особенности его психики и правильно построить процесс воспитания.

Осознание себя как личности

Малыш меняется каждый день. Еще вчера он не реагировал ни на что, кроме еды и мокрых пеленок, а сегодня уже кажется, что его действия стали более осмысленными. В возрасте примерно трех месяцев, когда младенец впервые начинает узнавать окружающих и реагировать на их появление улыбкой, веселым агуканьем и движениями, наступает важная фаза его психики. С того момента, как ребенок начинает взаимодействовать с окружающими, и наступает период активного формирования его характера.

К полугодовалому возрасту у малыша появляются хватательные движения, которые вскоре превращаются в целенаправленные желания взять ту или иную вещь. В конце первого года жизни кроха начинает самостоятельно передвигаться – ползать, перекатываться с боку на бок, а вскоре научится вставать на ножки и ходить.

Именно в это время главная задача родителей - дать малышу почувствовать максимальную защиту и ощущение безопасности. Если малыш поймет, что защищаться ему не от чего, впоследствии в его характере не проявятся неприятные черты, обусловленные защитными реакциями.

Познавание окружающего мира

Начиная со второго года жизни и до наступления школьного возраста психика ребенка формируется наиболее активно. На первый план выходит перемещение в пространстве, и кроха с каждым днем узнает все больше и больше об окружающем его мире: знакомится с новыми людьми, открывает для себя неизвестные ранее предметы, места, названия. Именно в этом возрасте у него вырабатываются основы поведения в различных ситуациях, а также малыш учится быть независимым.

Окружение малыша в это время сильнее всего влияет на формирование характера, поэтому родителям в этот период так важно научить кроху всему самому необходимому. Лучше доносить полезную для малыша информацию не нравоучениями и наказаниями за неправильное поведение, а показывая её на собственном примере и с помощью веселых игр. Такие важные черты характера как настойчивость, смелость, коммуникабельность и умение сопереживать очень легко привить малышу в коллективных играх с интересными сюжетами и правилами.

Из чего состоит характер, и как повлиять на его формирование

Характер представляет собой совокупность интеллектуальных, нравственных, волевых и эмоциональных черт, сформированных на «фундаменте» темперамента. Различными пропорциями проявления тех или иных черт и обуславливается индивидуальность характера каждого человека.

К интеллектуальным чертам относятся наблюдательность, любознательность, гибкость ума и рассудительность. Чтобы сформировать у ребенка эти качества, родителям нужно быть внимательными ко всему, что повседневно происходит вокруг малыша, а также играть с ним в развивающие игры. Просите ребенка найти связь между событиями (на улице холодно, потому что дует ветер; когда ветер дует, деревья качаются и т.д.), вместе читайте книги, разучивайте песни и стихи, обучайте его навыками счета и письма. Самое главное – чтобы такие занятия не были скучными, иначе очень быстро малыш потеряет к ним интерес.

Эмоциональные черты невозможно развить с помощью упражнений, поэтому единственное, что можно сделать родителям – это помогать малышу испытывать как можно больше положительных эмоций. Учите его заботиться о домашних животных, играйте в , вместе с малышом смотрите и обсуждайте различные фильмы и мультфильмы, разучивайте танцы и слушайте музыку. Не забывайте хвалить ребенка за проявленную инициативу или добрый поступок. Постепенно объясняйте крохе, что такое сочувствие и сопереживание.

Для того, чтобы у малыша сформировались волевые черты характера – самостоятельность, целеустремленность, выдержка и умение брать инициативу в свои руки, научите его ставить цели и достигать их, проявлять терпение и упорство, решать сложные задачи, и, конечно же, позвольте ребенку принимать решения самостоятельно, начиная хоты бы с мелочей. Пусть малыш сам выберет, вы будете читать ему на ночь, на какую детскую площадку пойдете на прогулке, какую кашу он будет есть на обед.

Нравственные черты, такие как чувство долга, честность, человечность, коллективизм, также формируются у крохи под влиянием родителей. Если ребенок поступил не так, как следовало, не ругайте его, а вместе с ним обсудите ситуацию, помогите ему найти из нее выход и похвалите малыша за то, что он вам обо всем рассказал честно.

Чтобы ребенок вырос добрым и отзывчивым человеком, с самых первых лет жизни учите его тому, что нельзя издеваться над больными людьми и над животными, и объясните, что нужно уважать чувства и мнения других людей. Под руководством чутких и внимательных родителей кроха обязательно вырастет интересной личностью.

Виктория Грицук

Говорят, воспитывать дитя надо, пока оно лежит поперек лавки. И в самом деле характер человека формируется тогда же, когда завершается и формирование «ядра личности» - то есть к трем годам. Будет малыш общительным или замкнутым, жадным или щедрым, лидером или ведомым - первые намеки на это можно увидеть еще в его первой улыбке и робком желании сделать первый шаг.

Врожденный или приобретенный

Мамы причитают над сыном: «Ты такой же ленивый, как твой отец!». Папы досадуют, глядя на дочь: «Такая же недотепа, как ее мать». (При этом мама может гордо хвастаться своим подружкам: «Дочь такая сообразительная, вся в меня!») С самого момента появления малыша на свет родители ищут - и находят ведь! - в своих отпрысках проявления своей и чужой хорошей или дурной «наследственности». Но при этом забывают, что характер формируется почти исключительно воспитанием. А в первые месяцы жизни малыша воспитательные моменты сводятся к его наблюдению за взрослыми и попыткам им подражать. Поскольку именно родители - единственный образец для подражания в это время, черточки их характеров и начинают проглядывать в характере самого чада.

С трех лет наступает период активного подражательства - то есть не только «подсматривание», но и попытка повторить увиденное. За образец берется не всякий взрослый, а лишь значимый для маленького человека. Им помимо родителей может стать бабушка или дедушка, дядя или тетя, старшие братья и сестры и даже ровесники: в три года дети уже достаточно открыты миру, выходящему за рамки семьи. Поэтому, если вам что-то не нравится в характере ребенка, постарайтесь заметить: чье влияние на него оказывается наибольшим, в какой среде он вращается?

Когда малыш войдет в сознательный возраст дошкольника, не ленитесь почаще говорить с ним, обсуждать различные ситуации. Научитесь слушать и слышать, чтобы успеть вовремя скорректировать его (а может, и свое) далеко не образцовое поведение. В возрасте 4-5 лет и старше «хороший пример» и «дурное влияние» - наиболее важные пути формирования характера.

Все от нервов

Темперамент, в отличие от характера, - свойство врожденное, поскольку обусловлено скоростью протекания процессов в головном мозге и особенностями деятельности нервной системы человека. Наши нервные клетки способны на два процесса - возбуждение и торможение. От того, насколько сильны, уравновешены и подвижны эти процессы, и зависит наш темперамент. По сути, корень его кроется в работоспособности нервных клеток и типе высшей нервной деятельности - и это врожденное.

Еще Гиппократ, ничего не зная о типах высшей нервной деятельности, выделил четыре темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Например, меланхолик - слабый тип, он не может выдерживать сильных или длительных раздражителей в силу особенностей своей нервной системы. Зато именно меланхолики очень чувствительны и впечатлительны, талантливы и обладают причудливой фантазией.

Сильный уравновешенный инертный тип нервной системы - это маленький флегматик: он почти всегда спокоен, его трудно вывести из себя. Сангвиники и холерики довольно похожи, у них обоих сильные и подвижные типы нервной системы. Но только холерик - неуравновешенный, а потому более вспыльчивый, легко загорается и перегорает.

Тип высшей нервной деятельности, или темперамента, накладывает характерный отпечаток на поведение и даже облик малыша, влияет на формирование характера. Именно благодаря ему меланхолик вряд ли вырастет «душой общества», а у холерика в дневнике то и дело будет появляться запись «неусидчив, не может сосредоточиться, шумит и мешает товарищам». Но темперамент не может служить оправданием плохим поступкам, скользким убеждениям или низким моральным устоям человека.

Да, темперамент определяет характер, но и сам может перестраиваться под влиянием характера. «Человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, - говорит детский психолог Нина Грибкова. - А у ребенка выраженность тех или иных его проявлений можно контролировать и корректировать при помощи правильного воспитания. Темперамент можно направить в нужное русло! И если не требовать от флегматика реакции Джеймса Бонда, а холерика не «метить в дипломаты» (они частенько рубят сплеча, не подумав), то с любым темпераментом можно жить и быть очень успешным человеком».

Голубое и розовое

Мальчиков и девочек воспитывают поразному. И это неудивительно: мы стремимся сформировать в дочках и сыновьях совершенно разные черты характера - такие, которые соответствовали бы стереотипам мужского и женского поведения.

Однако игры детей до 3-4 лет примерно одинаковы. Малыши только-только научились играть не с игрушками, а друг с другом, и им неважно, кого включать в игру - друзей или подружек.

Разделение развлечений по половому признаку начинается лет в пять. У мальчишек начинаются «мужские» игры - война, гонки, спортивные состязания, вообще любые соревновательные игры, требующие демонстрации силы, ловкости и выносливости. Девочки предпочитают общество девочек и тихие уютные девичьи ролевые «посиделки».

Такая дифференциация действительно помогает сформировать черты характера, которые помогут добиться признания у окружающих. Мальчишка размазня, слабак, которого не принимают в игру товарищи, вырастет в неуверенного и замкнутого человека. Одобрение у девочек можно заслужить красотой. Она не черта характера, но ее проявления - это умение одеваться, которое формирует вкус и аккуратность, женственность, желание нравиться, кокетство.

До 5 лет ситуация, в которой девочка гоняет в футбол вместо занятий танцами и мальчишка, предпочитающий играть в дочки-матери и «салон красоты», не обязательно повод для немедленного обращения к психологу. Дети любопытны и могут примерять на себя чужие роли. «Но обычно такое поведение - отражение происходящего в семье, - считает психолог. - Не исключено, что к дочке дома относятся слишком сурово, а мальчика, наоборот, заласкивают. Если такую трансформацию ролевого поведения запустить, она приведет и к трансформации характера, а затем и личности. А это станет проблемой взрослого человека».

Формируем характер

  • Игра. Как и в случае с новыми знаниями и навыками, формирование необходимых черт характера нужно проводить в игровой форме. Но помните,что, в отличие от навыков, формирование черт характера идет не в определенные часы, а ежесекундно. Труд. Он не только сделал изобезьяны человека, но и из маленькогошалуна может сделать ответственного,трудолюбивого, целеустремленного и организованного субъекта. Но не нужно «заваливать» чадо большимколичеством развивающих занятийи кружков. Лучше поручите ему простую работу по дому - пусть отвечает за нее. Не заставляйте - важно научить малыша наслаждаться процессом. А заодно и ценить результат своей деятельности. Именно поэтому не стоит отправлять с трудом слепленный кривоватый домик из пластилина в мусорную корзинку. Лучше поставить его на видное место и восхищаться мастерством маленького гения.
  • Соблюдение правил. Даже занимаясь чистой воды творчеством, нужно потом убрать за собой рабочее место, сложить краски и карандаши, отскрести пластилин от стола. В поликлинике и других общественных местах нельзя кричать и бегать. В магазине нельзя брать товары без спросу и класть в карман. Все эти правила взрослыми воспринимаются как должное, но детям их нужно объяснять. И требовать их соблюдения.
  • Личный пример. Самое действенное средство в воспитании характера. Мама говорит, что девочки должны слушаться старших, и тут же скандалит с собственной матерью. Все время повторяет, что девочки должны быть аккуратными, - но ходит целый день в заношенном свитере. Прежде чем воспитывать принцессу в отдельно взятой ячейке общества, маме самой нужно стать королевой.
  • Общение и взаимодействие. Все, что заложено в малыша любящими родственниками, трансформируется, когда тот попадает в коллектив. Одна из самых частых жалоб мам: «Он это в саду подцепил». «Это» - не вирус и не чужая машинка, а манеры, словечки, методы, при помощи которых кроха пытается добиться желаемого. Но помимо привычки ковыряться в носу и рассерженного топота ногами, кроха «подхватывает» в коллективе такие черты характера, как общительность или замкнутость, умение возглавить или подчиняться, отвечать за свои поступки, дружить и ссориться. И многое другое.
  • Мотивации и условия. Странно требовать бойцовских качеств от мальчика, выросшего в тепличных условиях. У него просто не было повода развивать в себе навыки драчуна и задиры. Так что, если родители хотят видеть своего сына бойцом, им придется придумать сначала мотив, а затем создать условия для развития и закрепления соответствующих качеств. При этом надо учитывать, что это может быть жесткий путь: малыша придется поставить в такие условия, чтобы от него потребовалось все его мужество.
  • Индивидуальный подход. Нельзя требовать от ребенка того, на что он просто неспособен. Например, у холерика настойчивость проявляется в немедленной кипучей деятельности, а флегматика в подобной ситуации не сдвинешь с места - он сосредоточенно думает. У детей разных темперамента и возраста одна и та же черта характера проявляется по-разному. А значит, и браться за ее развитие надо с учетом особенностей малыша: его интересов, круга доверенных лиц, любимых занятий, уже имеющихся положительных черт.

Особенности поведения ребенка, прежде всего, определяются его психическим развитием. В последние десятилетия этот аспект рассматривается с точки зрения отношений матери с ребенком как единой системы. В большинстве случаев родители воспитывают детей исходя из личного опыта и понимания жизни. Не имея необходимых знаний в детской психологии, нередко возникают ситуации, когда поведение детей озадачивает родителей. Становятся непонятны ни мотивы такого поведения, ни пути выхода из сложившейся ситуации.

Рассматривая особенности поведения ребенка, необходимо, прежде всего, иметь в виду то, что каждый ребенок по-своему уникален. Ему присущи свои недостатки и достоинства. Существуют различные классификации, которые выделяют наиболее типичное поведение детей. Они основываются на особенностях психического развития и темперамента.

Оценивая особенности поведения ребенка нужно понимать, что в зависимости от ситуации одну и ту же черту характера можно рассматривать как достоинство и наоборот. Довольно ярким примером является застенчивость, когда в определенных условиях она трактуется как вежливость и скромность, а в других как сдержанность, связанная с низкой самооценкой.

Факторы, влияющие на особенности поведения ребенка

Помимо врожденных черт характера и темперамента, определяя особенности поведения ребенка, можно выделить две взаимосвязанных стороны в развитии ребенка:

  • Физиологическое развитие, включающее в себя удовлетворение физиологической потребности в физическом комфорте, пище, движениях и впечатлениях, которые необходимы для развития нервной системы. В рамках проводимых исследований было установлено, что удовлетворение физиологических потребностей ребенку необходимо, но не является достаточным для его полноценного развития;
  • Эмоционально-личностное и когнитивное развитие ребенка, которое опирается на соответствующую конкретно-культурную модель общества. Современные психологи говорят, что особенности поведения ребенка в большей мере определяются влиянием культурных и индивидуальных особенностей матери.

Особенности поведения застенчивых детей

Застенчивых, нерешительных и стеснительных детей обычно объединяет общая чертанизкая самооценка. При встрече с незнакомыми явлениями они обычно пугаются или раздражаются, ища материнской поддержки и защиты.

Воспитывая ребенка нужно стараться не усугубить застенчивость, а наоборот сгладить. Для этого необходимо развивать творческий потенциал, которым обычно такие дети обладают. Учитывая особенности поведения ребенка, родители и педагоги должны обращать внимание на такие положительные черты, как наблюдательность, исполнительность и повышенное чувство ответственности.

Особенности поведения детей с ЗПР

Довольно часто возникают ситуации, когда родители замечают, что подрастающий малыш отстает в развитии от своих сверстников – позднее начинает стоять, сидеть, говорить, а также неадекватно ведет себя в детском коллективе. Также тревожным сигналом должно быть то, что малыш не может сосредоточиться и часто отвлекается. При таких особенностях поведения ребенка родителям лучше проконсультироваться со специалистом, поскольку это может свидетельствовать о задержке психического развития (ЗПР).

Поведение детей с ЗПР необходимо корректировать с раннего детства. Для этого разработаны специальные программы, позволяющие подготовить ребенка к школе. В противном случае у него непременно возникнут сложности не только с обучением, но и с общением. Это приведет к тому, что он будет получать множество замечаний от педагогов и насмешки от одноклассников, что станет толчком к появлению других симптомов – сниженной самооценке, обиде и тревожности.

По различным оценкам трудности обучения в начальных классах испытывают до 20% детей. Однако определить, что именно задержка психического развития является этому причиной, может только врач-психоневролог. При этом нужно понимать, что поведение детей с ЗПР при правильной коррекции не является причиной обучения в специализированной школе. Даже при замедленном темпе восприятия и переработки поступающей информации ребенка можно научить планировать свою деятельность и предвидеть результат своей деятельности.

Особенности поведения гиперактивного ребенка

Довольно часто повышенная двигательная активность ребенка служит поводом для обращения за помощью к врачам. Нередко причиной гиперактивности являются различные заболевания, включая болезни нервной системы.

Однако в большинстве случаев врачи отмечают, что в основе конфликтного и неадекватного поведения лежат дефекты воспитания. В большинстве случаев причиной поведения гиперактивного ребенка является:

  • Слишком строгий авторитарный стиль воспитания;
  • Воспитание, в котором преобладает излишняя опека, не позволяющая получать необходимый для развития жизненный опыт;
  • Отсутствие единых требований и отношение к детям в зависимости от самочувствия и настроения.

Основными особенностями поведения гиперактивного ребенка является неусидчивость, недостаточная концентрация внимания, агрессивность и конфликтность. Однако постоянные замечания и упреки только усугубляют ситуацию, поскольку способствуют формированию комплекса неполноценности.

Такие дети испытывают определенные сложности в детском коллективе, где даже у самого хорошего педагога просто не хватит времени и сил на воспитание гиперактивного ребенка. Учитывая особенности поведения ребенка и осознавая будущие сложности, родители должны обратиться за помощью к детскому психологу, который поможет найти верный подход к малышу и скорректировать его поведение.

Довольно часто конфликтное поведение ребенка свидетельствует о проблемах в отношениях между родителями, тогда помощь семейного психолога просто необходима. При этом ради будущего своего малыша родители должны быть готовы заметить свои ошибки и изменить свое поведение.

Помимо описанных особенностей поведения ребенка педагоги и психологи также выделят такие, как:

  • Медлительность. Детям с такой особенностью психики необходимо помочь преодолеть комплексы, связанные с тем, что им сложно включаться в работу и переходить от одного дела к другому;
  • Капризность. При этом типе поведения родителям следует обращать внимание ребенка на то, что не только с помощью требований и капризов можно добиться своих целей. При этом важно таких детей вовлекать в семейные дела, в которых они почувствуют себя полноправными участниками;
  • Замкнутость. Замкнутые дети в отличие от застенчивых не хотят общаться. Обычно причины подобного поведения кроются в страхе перед чужими людьми, длительном беспокойстве и неумении вести себя в незнакомой ситуации.

При воспитании ребенка родители должны понимать, что нет универсального правильного метода. В любом случае важнее всего любовь, забота и неподдельный интерес к ребенку. И только тогда знания, основанные на особенностях поведения ребенка, помогут вырастить полноценную и разностороннюю личность.