Как развить мировоззрение ребенка. Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста

05.07.2019
Психология личности в трудах отечественных психологов Куликов Лев

Развитие личности и мировоззрения ребенка . Л. С. Выготский

Развитие личности и мировоззрения ребенка. Л. С. Выготский

Попытка синтетического охвата культурного развития должна исходить из двух основных положений. Первое заключается в том, что по своему содержанию этот процесс развития может быть охарактеризован как развитие личности и мировоззрения ребенка. Оба этих понятия являются недостаточно определенными и точными научными терминами. В науку о ребенке они вносятся почти впервые.

Личность в этом понимании имеет более узкий смысл, чем в обычном словоупотреблении. Мы не причисляем к этому понятию все признаки индивидуальности, отличающие ее от ряда других индивидуальностей, составляющие ее своеобразие или относящие ее к тому или иному определенному типу. Мы склонны поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность, таким образом, есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врожденна, но возникает в результате культурного развития, личность поэтому есть понятие историческое. Она охватывает единство поведения, которое отличается тем признаком овладения, о котором мы говорили в главе о воле…

Под мировоззрением мы также не склонны понимать какую-либо логическую, продуманную, оформленную и осознанную систему взглядов на мир и его важнейшие части. Мы склонны употребить это слово тоже в синтетическом охватывающем смысле, соответствующем личности в плане субъективном. Мировоззрение – это то, что характеризует все поведение человека в целом в его культурной части по отношению к внешнему миру. В этом смысле у животного нет мировоззрения, и в этом же смысле нет его у ребенка в момент рождения. И в первые годы жизни, иногда вплоть до поры полового созревания, мировоззрение в собственном смысле этого слова отсутствует у ребенка. Часто скорее это миродействие.

Личность развивается как целое. Только тогда, когда личность овладевает той или иной формой поведения, только тогда она поднимает ее на высшую ступень.

Сущность культурного развития, как мы видели, заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для этого овладения является образование личности, и поэтому развитие той или иной функции является всегда производным и обусловленным развитием личности в целом.

Приобретение речью социальных функций (обогащение внимания) и выход за ее пределы естественной органологии через употребление орудий – вот два важнейших момента, подготовляющих в первые годы жизни важнейшие изменения, которые лягут в основу всего дальнейшего культурного развития.

Если бы мы хотели поставить в связь эти общие факторы с тем, что нам известно о культурном развитии отдельных функций, мы должны были бы сказать, что вся эта пора в жизни ребенка является переходом от натуральной к культурной жизни. Каждое действие ребенка в эту пору носит еще смешанный животно-человеческий, природно-исторический, примитивно-культурный или органически-личный характер. Мы условно обозначали эту переходную стадию в развитии ребенка как стадию магическую, и действительно, как показывает исследование Пиаже, выдвинувшего наиболее стройную и глубокую теорию первого года жизни, мировоззрение ребенка, находящегося на этой ступени развития, может быть лучше всего определено как магическое.

Ребенок еще не различает тех изменений, которые происходят вследствие его собственных реакций, и тех, которые производятся независимо от него.

Нам представляется в высшей степени правильной мысль Пиаже, что у новорожденного ребенка отсутствует даже самое примитивное Я, т. е. личность и мировоззрение, отношение к другим. То и другое для него, следовательно, нераздельно.

Нам это представляется наиболее ясным доказательством того, что у ребенка действительно еще не произошло завязывание личности и она еще совершенно слита с его мировоззрением, проявляющимся в его действиях. Пиаже справедливо называет эту нерасчлененную стадию личности и мировоззрения парадоксальным состоянием солипсизма не в смысле философской установки, но для обозначения того простого факта, что ребенок, с одной стороны, находится весь во власти внешних вещей, а с другой стороны, все эти внешние вещи в его поведении нисколько не отличаются для него от процессов, происходящих в его собственном теле.

Вот характерные черты этой стадии.

Остановимся на двух чрезвычайно важных примерах, характеризующих ее. Первый – это память. При всей необычной силе памяти ребенка в этом возрасте впечатления первого года жизни, как известно, никогда не сохраняются и не удерживаются в продолжение последующей жизни ребенка.

В психологии новейшего времени мы имеем два основных объяснения этого факта: одно, предложенное Фрейдом, другое – Уотсоном. Фрейд полагает, что воспоминания раннего детства вытесняются из сознания, поскольку они относятся к совершенно другой организации жизни ребенка, чем вся последующая его жизнь.

Уотсон отождествляет бессознательное Фрейда с невербальным поведением, с поведением, не закрепленным в словах, и объясняет этот факт тем, что все эти впечатления накоплены без участия речи. Память же для него является функционированием вербальной стороны нашего поведения. Нам объяснение Уотсона представляется в высшей степени правильным и приводящим нас к тому выводу, что первый год в жизни ребенка является как бы доисторической эпохой в его развитии, о которой мы так же ничего не помним, как мы ничего не помним о доисторической эпохе человечества, не оставившей письменности. Наша речь и является, таким образом, как бы своеобразной письменностью нашего прошлого. Во всяком случае, тот основной факт, что мы ничего не помним о первом годе нашей жизни, вместе с другим фактом, именно памятью о прошлом как основе сознания нашей личности, говорит за то, что первый год жизни в известном смысле относится к последующей жизни так, как утробное развитие к послеутробному. Это другая, как бы доисторическая эпоха в культурном развитии ребенка.

Следующая эпоха в развитии ребенка характеризуется двумя основными переменами, происходящими в эту пору и имеющими для всей последующей картины развития решающее значение.

Первый момент – органический, он состоит в том, что ребенок овладевает вертикальной походкой. Отсюда радикальная перемена во всем его приспособлении к пространству, расширение его власти над вещами, освобождение рук от функции передвижения и обилие предметов, которыми ребенок теперь может манипулировать и овладевать.

Другой момент культурный, он заключается в овладении речью.

Овладение речью приводит к перестройке всех особенностей детского мышления, памяти и других функций. Речь становится универсальным средством для воздействия на мир.

Решающим моментом в смысле развития личности ребенка в этом периоде является осознание им своего Я. Как известно, ребенок первоначально называет себя собственным именем, он с некоторым трудом переходит к тому, чтобы усвоить личное местоимение.

Понятие о Я развивается у ребенка из понятия о других. Понятие личности есть, таким образом, социальное, отраженное понятие, строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те приемы, приспособления, которые он применял по отношению к другим. Вот почему можно сказать, что личность – есть социальное в нас. Для нас этот вывод не является сколько-нибудь неожиданным, потому что и при анализе каждой отдельной функции мы видели, как овладение тем или иным процессом поведения у ребенка строится по образцу того, как взрослый овладевает им. Личное имя ребенка выделяется часто в ответ на вопрос, как правильно указывает Лякруа, когда у многих детей спрашивают: «Кто хочет этого, у кого это есть?» Здесь личное местоимение, как и собственное имя ребенка, является указательным жестом на самого себя.

Фихте хотел праздновать духовное рождение своего сына с того дня, как он начал говорить Я, но, конечно, появление этой частицы так же мало означает появление сознания личности, как указательный жест далек от объективного значения слова.

Любопытно в этом значении замечание Штерна, что у перворожденных детей собственное имя часто предшествует личному местоимению, а у детей вторых и дальше – частица Я появляется одновременно и как имя – не только как грамматическая частица, не отделимая от глагола, но и в примитивном волевом смысле, и как местоимение указательное. Трудно найти лучшее подтверждение тому, что личность ребенка в эту пору строится по образцу социальному и ребенок переходит к осознанию Я подобно тому, как это делают другие, обозначая себя этим словом.

Следующей типической стадией в развитии детского мировоззрения мы считаем возраст игры как особую форму поведения ребенка, чрезвычайно интересную именно с этой точки зрения.

Мы видим, что ребенок на стадии игры еще чрезвычайно неустойчиво локализует свою личность и локализует свое мировоззрение. Он так же легко может быть другим, как и самим собой, так же, как и каждая вещь, может принять любой облик, но что примечательно – это то, что, при общей лабильности, неустойчивости детского Я и окружающих его вещей, внутри каждой игры ребенок уже не магически, а разумно расчленяет обращение с вещами и обращение с людьми. Примечательно и то, что ребенок на этой стадии развития уже не путает деятельность игры и деятельность серьезную. То и другое выделено у него как бы в особую сферу, и ребенок легко и с сознанием дела переходит из одной сферы в другую, никогда не путая их. Это значит, что он уже владеет одной и другой.

Только в школьном возрасте появляется у ребенка впервые более устойчивая форма личности и мировоззрения. Как показал Пиаже, ребенок школьного возраста является и гораздо более социализированным и гораздо более индивидуализированным существом. То, что с внешнего вида представляется нам как бы противоречием, на самом деле является двумя сторонами одного и того же процесса, и нельзя, думается нам, привести более веское доказательство в пользу социального происхождения личности ребенка, чем тот факт, что только с нарастанием, углублением и дифференцированием социального опыта растет, оформляется и вызревает личность ребенка.

Важнейшей основой этого изменения является формирование внутренней речи.

Только с годами, только постепенно ребенок научается овладевать ходом своих мыслей, как раньше овладевал ходом своих действий, начинает их регулировать, отбирать, и здесь Пиаже со всей справедливостью отмечает, что это регулирование мыслительных процессов есть в такой же степени волевой акт, акт выбора, как и моральное действие.

Только к 12 годам, т. е. к окончанию первого школьного возраста, ребенок преодолевает вполне эгоцентрическую логику и переходит к овладению своими мыслительными процессами. Возраст, следующий за этим, возраст полового созревания, недаром обозначили как возраст, когда совершаются две крупнейшие перемены в жизни подростка.

Говорят обычно, что это есть возраст открытия своего Я, оформления личности, с одной стороны, и возраст оформления мировоззрения, отношения к миру – с другой. И это совершенно справедливо. В каких бы сложных отношениях эти два момента ни стояли к основной перемене, совершающейся в этом возрасте, т. е. к процессам полового созревания, несомненно, что в области культурного развития ребенка они означают центральные моменты, наиболее важные по значению из всего того, что характеризует этот возраст.

Шпрангер поэтому с полным основанием назвал переходный возраст возрастом врастания в культуру. Когда говорят, что в этот период подросток открывает свой внутренний мир и впервые открывает все его возможности, устанавливая его относительную независимость от внешней деятельности, то с точки зрения того, что нам известно о мышлении, о культурном развитии ребенка, это может быть обозначено как овладение этим внутренним миром. Недаром внешним коррелятом этого события является возникновение жизненного плана как известной системы приспособления, которая впервые осознается подростком в этом возрасте. Возраст этот, таким образом, как бы увенчивает и завершает весь процесс культурного развития ребенка.

Мы уже указывали выше, что вынуждены здесь ограничиться только беглым и схематическим обзором возрастов, так как исследования настоящей стадии не позволяют еще дать сколько-нибудь основательной и полной возрастной характеристики. Но вместе с этим перспективы дальнейших исследований и их дальнейшие пути намечаются со всей ясностью. Это теория культурных возрастов, это попытка охватить культурное развитие как целое, представить его в главнейших стадиях и фазах в соответствии с теми фазами и стадиями, которые намечаются в органическом развитии ребенка. Но вместе с тем мы приходим и к генетическому обоснованию психологии взрослого человека.

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 22. Развитие личности ребенка-дошкольника В раннем детстве деятельность ребенка со стороны его взаимоотношений со взрослыми может быть охарактеризована как совместная деятельность. Б. Г. Ананьев по этому вопросу писал: «Взрослый родной человек не только

Из книги Психология развития и возрастная психология: конспект лекций автора Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 14. Развитие речи ребенка Одним из главных умений, которым необходимо овладеть ребенку при познании речи, – это умение комбинировать слова. Многие исследователи, например, Кольцова, Рыбников, Гвоздев, Люблинский, отмечают как характерный этап развития детской

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Развитие логического вывода у ребенка Овладение операцией логического вывода проходит ряд последовательных ступеней, которые отчетливо можно наблюдать в процессе развития ребенка.Мы уже указывали, что к началу дошкольного возраста как предметная отнесенность, так и

Из книги Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий автора Зеленский Валерий Всеволодович

Развитие ребенка и психология В отличие от психоаналитической теории с ее фокусом на этиологии и влиянии инфантильной травмы на последующее психосексуальное развитие, теоретическая позиция Юнга вывела его из области детства как единственной базы для психологического

Из книги Живите без проблем: Секрет легкой жизни автора Манган Джеймс

12. Развитие личности «Ты можешь быть лучше, чем ты есть». «Мне кажется, что я с каждым днем становлюсь лучше». Немногим удалось избежать этой ловушки. Голос рассудка постоянно твердит: «Исправься! Исправься!» независимо от того, о работе ли речь или об образовании или

Из книги Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка автора Круглова Наталья Федоровна

1.2. Игра и ее влияние на развитие ребенка 5–7 лет До знакомства с играми-заданиями остановимся сначала на том, что такое игра для ребенка, почему именно в ней происходит его психическое развитие и почему именно в игре можно и нужно как формировать предпосылки к школьному

Из книги Психика в действии автора Берн Эрик

3. Эмоциональное развитие грудного ребенка Чтобы понять эмоции ребенка в период грудного кормления, надо избегать ошибочного представления о ребенке как «гомункулусе», которое выражается в вопросе: «Как бы я со своим психическим аппаратом себя чувствовал на месте

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

5.4. Речь ребенка и развитие его мышления Начнем с общего замечания: современные воззрения на ДР не имеют в качестве точки опоры какую–либо одну теорию развития мышления. Конечно, большинство работ о ДР в той или иной мере учитывает идеи Жана Пиаже, основателя так

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Развитие ребёнка Развитие ребёнка с точки зрения строения ума идёт по двум направлениям. Самое главное, чем занят ум в детстве: он грузит в себя, как сейчас принято говорить, информацию: образы и образцы поведения. На них он будет опираться всю последующую жизнь.Что

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Роли обоих родителей в жизни ребенка. Значение других родственников в формировании личности ребенка Димчик, когда ему было еще лет пять, сидел с бабушкой дома. Бабушка занималась своими делами на кухне, а Дима играл в комнате. Вдруг он на кухню забегает, весь в слезах.

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Развитие сознания у ребенка

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Развитие сознания ребенка Путь индивидуального развития человека представляет собой развертывающуюся в узких рамках немногих лет историю замечательнейших превращений, какие может себе представить человеческая мысль. <…>Основным содержанием психического развития

Из книги автора

Развитие мышления ребенка Изучение истории умственного развития ребенка представляет, несомненно, большой теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития. Недаром

Из книги автора

Развитие письменной речи у ребенка Весьма существенным приобретением в речевом развитии ребенка является овладение им письменной речью. Письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребенка, но овладение ею представляет и некоторые трудности. Эти

Из книги автора

Развитие игр ребенка Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития - в детстве - она приобретает особое значение.В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой

Балажентис Г.Ю.

КГУ «Средняя школа имени Аскара Игибаева»

[email protected]

Взрослых и детей часто сравнивают. То о взрослом скажут: ведет себя словно ребенок. То о ребенке: совершил взрослый поступок. А как быть с мировоззрением? В последнее время появились понятие «взрослое мировоззрение», «детское мировоззрение». Мне же кажется, что вообще не стоит сравнивать детское и взрослое мировоззрение. Нет у них ни общего, ни различного. Да и сами определения «детское», «взрослое» к слову «мировоззрение» не подходят. Сейчас я постараюсь это доказать.

Во-первых, мировоззрение (если верить толковому словарю) – это система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненно важные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Интересно, как у ребенка, особенно маленького, который еще и говорить толком не умеет, могут быть сформированы идеалы и ценностные ориентиры? Хорошо, допустим, что есть у ребенка определенные взгляды, идеалы, ценности. Но у ребенка в пять или в десять лет они совершенно другие, чем у семнадцатилетнего человека. Юридически человек считается ребенком до восемнадцати лет. Если говорить о детском и взрослом мировоззрении, то получается, что на рубеже перехода из детства во взрослую жизнь мировоззрение должно резко поменяться. Получается: уснул ребенком - проснулся взрослым человеком. И все: мировоззрение поменялось? Нет, конечно. Все мы знаем высказывание «Все начинается с детства». Вспомним классическую литературу. Салтыков-Щедрин, например, считал, что человека нельзя изменить. Каким он родился, таким и умирает. Как его Премудрый пискарь: «Жил – дрожал, и умирал - дрожал». А Чичиков у Гоголя? Какие идеалы и убеждения сформировались в детстве, такие и по взрослой жизни его вели.

Так что говорить о детском и взрослом мировоззрении, различиях между первым и вторым или точках соприкосновения нельзя, возникает только больше вопросов, чем ответов.



В чем задача искусства: успокаивать человека или тревожить его?

Агапова Т.В.

КГУ «Леонидовская средняя школа»

Тайыншинского района

Человек и искусство неразрывно связаны. С древних времен человечество обращает свой взор к прекрасному. Сначала это были наскальные рисунки и примитивный орнамент на предметах быта, но постепенно «растет» человек и «растет» его мастерство. Произведения искусства все более и более наполняют жизнь человека, делают ее краше, умиротвореннее. Какова же роль искусства в нашей жизни? Призвано ли оно вдохновлять нас или же вносить покой в нашу жизнь?

Несомненно, хорошая музыка или картина радует нас. А часто бывает, что после тяжелого дня мы расслабляемся за просмотром кинофильма или чтением книги, все глубже погружаясь в мир прекрасного, мы забываем все заботы и тревоги обыденной жизни. В данном случае искусство, как хороший доктор, восстанавливает утраченные силы и несет душевное облегчение.

Но всегда ли произведения искусства успокаивают человека? Конечно же, нет. Очень показателен в этом плане герой очерка Г. Успенского, сельский учитель Тяпушкин, которого полностью изменила встреча с «высшей красотой», со скульптурой Венеры Милосской. Герой ощутил в себе способность видеть и чувствовать красоту, и эта способность преобразила сельского учителя, вознесла его над другими, «выпрямила» его душу. А как часто в нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с чем-то подобным. Мне не раз приходилось во время чтения книг воодушевляться поступками героев, хотелось сделать что-то необыкновенное, чтобы почувствовать свою значимость. На мой взгляд, хорошая книга не только воодушевляет, но и воспитывает. Можно приводить массу примеров из классической литературы, невозможно перечислить всех героев, все события, образы, которые служили образцами для подражания ни одного поколения. И не важно, в какую эпоху написано произведение, если оно высокохудожественно, то продолжает волновать читателей во все времена. Не меньшее влияние оказывает музыка. Вспомните хотя бы «Священную войну», скольких солдат она вдохновила на подвиг, как поднимала патриотический дух народа в тяжелую годину Великой Отечественной войны.

Подводя итог, хочу привести высказывание М. Горького, в котором очень точно определена цель искусства: «Искусство ставит своей целью преувеличивать хорошее, чтобы оно стало еще лучше, преувеличивать плохое – враждебное человеку, уродующее его,- чтобы оно возбуждало отвращение, зажигало волю уничтожить постыдные мерзости жизни…». По-моему, ответ на вопрос, поставленный в начале повествования, очевиден: искусство призвано тревожить человека, расставляя ориентиры к действию, делать его жизнь более осмысленной.

Рецензия

Данная работа соответствует теме. В эссе прослеживается четкое соблюдение композиционных элементов, характерных для эссе «За и против». Автор приводит аргументы, подтверждая их примерами из литературных текстов и жизни. В заключительной части эссе приводится цитата Горького, при помощи которой автор подводит итог сказанному, и которая выступает в роли еще одного аргумента.

Как любящий родитель, вы должны привить своему ребенку правильное мышление и отношение к жизни. От этого будет зависеть, как ребенок воспринимает мир. А задавая правильные вопросы своему ребенку, вы настраиваете поведение на позитивные перемены, что позволит использовать по максимуму все доступные ребенку возможности развития. Как направить ребенка в правильное русло?

Какие вопросы задавать своему ребенку, что расширить его мировоззрение

Как любящий родитель, вы должны привить своему ребенку правильное мышление и отношение к жизни. От этого будет зависеть, как ребенок воспринимает мир. А задавая правильные вопросы своему ребенку, вы настраиваете поведение на позитивные перемены, что позволит использовать по максимуму все доступные ребенку возможности развития. Как направить ребенка в правильное русло?

Один из таких способов – это воспитывать ребенка в позитивном ключе, развивать его мировоззрение, всегда относиться честно и задавать открытые вопросы . Не нужно указывать ребенку, что ему делать. Разъясните ему ценность позитивного мышления и то, как важно использовать всё что у него есть в данный момент.

Спросите у своего ребенка эти вопросы, чтобы завязать разговор и помочь детям развивать правильное сознание. Некоторые из этих вопросов помогут и вам укрепить связь с вашим ребенком, лучше узнавая его в общей беседе.

1. Какие 5 слов, как ты думаешь, наилучшим образом описывают тебя?

Этим вопросом мы направляем ребенка в сферу сознания, где он сможет узнать себя, а также то, что другие думают о нем. Ответив на такой вопрос, ребенок сможет определить свое место в его детском мире , что важно при формировании личности.

2. Какое занятие делает тебя счастливым?

Некоторые дети скажут, что видеоигры делают их самыми счастливыми, что наверное неплохо. Исследования показали, что у игр есть выгоды для ребенка. Совместная игра на игровой приставке даже сближает супругов!

Смысл данного вопроса - указать ребенку на вещи, которые делают его счастливым и раскрыть глаза на факт, что, возможно, нужно уделять больше времени делам, которые делают его счастливым . Главное дать понять, что такое счастье должно быть не сиюминутным, а быть всю жизнь. А это значит, необходимо направить ребенка к тем занятиям, хобби или даже карьере, которые сделают его счастливым во взрослой жизни.

3. Что ты умеешь такого, что мог бы научить других?

Этот вопрос задается ребенку, чтобы научить его, что жизнь крутится не только вокруг него, его интересов и полученных от жизни подарков. Жизнь - это всё вокруг нас, и в наших силах помогать друг другу.

Отвечая на данный вопрос, ребенок почувствует свою силу и ценность в этом мире . У ребенка появится чувство, что он особенный, и что ему есть что предложить окружающим. А когда ребенок чувствует себя особенным, это повышает его самоуверенность и самоуважение, а также вдохновляет его на дальнейшее изучение нового .

4. Какой самый счастливый / самый несчастливый момент в твоей жизни?

Жизнь - это не только солнце и радуга, но и не только злой рок и смерть. Жизненный опыт состоит из смеси хорошего и плохого, и именно это делает жизнь такой разнообразной.

Детям необходимо понять этот факт, чтобы быть готовыми к жизни. Задавая вопрос о самом счастливом и самом несчастливом моменте в жизни ребенка, мы направляем его к этой осведомленности. И именно из своего собственного опыта дети могут убедиться, что даже самые плохие моменты в их жизни не длятся вечно .

После грозы всегда выходит солнце, а солнце делает нашу жизнь счастливее. Задавая такой вопрос своему ребенку, мы можем помочь разобраться с тайнами, которые прячет ребенок в секретных уголках своего сознания .

5. Чему ты научился из самого хорошего / самого плохого, что произошло с тобой?

Старая пословица гласит, что опыт - лучший учитель , и это действительно так. Важно, чтобы ребенок получал уроки из своего опыта (хорошего и плохого), а также из опыта других людей, и родителей в том числе.

Такие уроки жизни являются лучшим способом добиться прогресса в жизни и получать максимум от каждой жизненной ситуации . Когда ребенок учится на своем опыте, это означает, что он .

6. Из всех вещей, которые ты изучил, что будет, по твоему мнению, самым нужным во взрослой жизни?

Этот вопрос напоминает детям, что когда-нибудь они тоже станут взрослыми, и что они должны жить с какой-то целью. Такой вопрос на интуитивном уровне дает общее представление, куда ведут их детские фантазии, и что нужно делать, чтобы достичь их.

Если ребенок начнет понимать ценность знаний, которые он получает и которые могут помочь ему в будущем, это может мотивировать его действительно получать удовольствие от таких занятий, как чтение и изучение разных предметов .

7. Если бы ты мог путешествовать во времени и увидел себя три года назад, какой бы совет ты себе дал?

Этот вопрос может перерасти в оживленный разговор, который позволит вам лучше узнать своего ребенка, его ошибки и счастливые моменты за прошедшие три года. Обсуждая данный вопрос, мы также прививаем ребенку необходимость учиться на своем прошлом.

Здесь можно научить ребенка, как справляться со сложностями жизни и разочарованиями, а также как получать удовольствия от жизни .

8. Чем ты больше всего гордишься в жизни и за что ты благодарен судьбе?

Здесь мы открываем светлую сторону своих детей, вдохновляем их на новые свершения на фундаменте совершенных поступков. Здесь важно показать ребенку весь спектр жизни в перспективе, чтобы они взглянули вокруг и ценили всё в своей жизни, включая семью, друзей, школу, дом, еду и прочие дары жизни .

Это дает мощный стимул к пониманию и ощущению общего счастья, удовлетворения жизнью.

9. Как ты думаешь, что чувствуют другие люди?

Ребенку очень легко фокусироваться на своих чувствах и не замечать чувства других людей. Однако, для формирования отношений между людьми, а также чтобы избежать ненужных конфликтов в будущем, важно понимать чувства других людей и проявлять сочувствие .

Помогите вашему ребенку начать проявлять интерес к тому, что чувствуют другие люди. Ваш ребенок станет более отзывчивым, полезным и счастливым, если будет тактичным и чутким по отношению к другим людям. А это всё ведет к более насыщенной и полной жизни, где есть место каждому в сердце вашего ребенка .

10. Как ты думаешь, какой будет жизнь в будущем?

Этот вопрос позволяет вволю пофантазировать о нашем будущем. Ребенок задумается над тем, кем он хочет стать, когда вырастет, и каким станет мир вокруг него.

А вам этот вопрос позволит понять мечты ребенка и как помочь осуществить задуманное в будущем.

11. Кто из твоих друзей тебе нравится больше всего? Почему?

Окружение оказывает существенное влияние на наше сознание и поведение. Если вы окружаете себя негативно настроенными людьми, то ваше сознание смещается и вы начинаете мыслить в негативном ключе. Если вы окружаете себя людей с позитивным мышлением, сами становитесь позитивно мыслящим человеком.

Спросите вашего ребенка о его друзьях, чтобы узнать кто оказывает наибольшее влияние на ребенка. Помогите вашему ребенку осознать, что каждая личность является средним арифметическим пяти ближайших друзей, с которыми он проводит большую часть времени , как когда-то сказал Джим Рон.

Джим Рон - американский оратор, бизнес-тренер, автор многочисленных книг по психологии, посвященных личностному развитию и достижению успеха в бизнесе и в жизни.

12. Если бы ты сейчас вырос и стал знаменитым, в чём бы знаменитым ты был?

Этим вопросом мы хотим, чтобы ребенок задумался о цене успеха и наследии, которое он оставит после себя. Успех - это только накопление большого количества денег, или нечто большее?

Что бы ты хотел заниматься, чтобы люди запомнили тебя? Когда ребенок задумывается над вопросом и отвечает на него, вы поймете, какие черты характера движут поведением ребенка и кто вдохновляет его на успех в жизни, кто его кумир . Понимая вектор направления ребенка, вы сможете понять, как будет развиваться его характер и поведение в будущем.

13. Что бы ты поменял в этом мире, если мог?

Исследования показывают, что предвкушение позитивного исхода дела дает больше радости и счастья, чем само воплощение и реализация идеи . Как только ребенок будет достаточно взрослым, чтобы понять, что после “сегодня” наступает “завтра”, а каждый день – это возможность изменить свою жизнь к лучшему, начните обучать ребенка и вырабатывайте в нем привычку исправлять несовершенства и улучшать всё, что окружает его. Для того, чтобы жизнь завтра была лучше чем сегодня.

Счастливые люди - это те, кто знает, что все проблемы разрешимы, а себя считают теми, кто их эффективно решит.

14. Чем ты можешь помочь кому-то уже сегодня?

В жизни встречается много несовершенств, таких как болезни, нищета, безразличие и эмоциональные страдания, а значит, в наших силах помочь нашим ближним.

Спрашивайте этот вопрос у ребенка регулярно, чтобы развить у него дух великодушия в ежедневной жизни. Исследования показали, что совершая добрые дела, происходит мощный выброс эндорфинов, а значит, ребенок будет получать удовольствие, помогая другим .

15. Если бы ты мог издать закон, которому все в мире должны были подчиняться, какой бы это был закон? Почему?

Этот вопрос обращает внимание ребенка на то, что мы живем в мире, где есть правила и ограничения, которым мы должны следовать, чтобы поддержать порядок в этом мире . Правила направлены не на то, чтобы наказать нас, а помочь нам взаимодействовать лучшим образом.

Ребенку будет легче понимать правила и законы и следовать им, если он сможет придумать и сформулировать своё правило, которое он хотел бы направить во благо всего мира и в которое он верит. Это персональное правило может стать ключиком к взрослению личности, формированию гражданина и полноценного члена общества.

Понравились ли вам вопросы? Вы бы задали их своему ребенку?

Я считаю, что эти вопросы можно задать и самому себе, чтобы понять, насколько ценным является человек и как много пользы мы можем принести в нашей жизни.

  • 10. Постановка проблемы развития в контексте взаимоотношений «субъект – среда». Научно-теоретические направления в психологии развития.
  • 11. Общая характеристика теорий эндогенного направления.
  • 12. Общая характеристика теорий экзогенного направления. Ранние бихевиористические трактовки.
  • 13. Отход от классического бихевиоризма (Теория р.Сирса)
  • 14. А. Бандура и теория социального обучения.
  • 15. Классический психоанализ з. Фрейда и его трактовка стадий развития.
  • 16. Эпигенетическая теория развития э. Эриксона.
  • 17. Возникновение когнитивных теорий развития. Теория развития интеллекта ж.Пиаже.
  • 18. Теория морального развития л. Колберга.
  • 19. Теория развития умений к. Фишера.
  • 20. Культурно-историческая теория л. Выготского.
  • 21. Диалектическая теория развития а. Валлона.
  • 22. Деятельностная теория онтогенеза а. Н. Леонтьева. Внешняя и внутренняя плоскости деятельности.
  • 23. Модель развития общения м. И. Лисиной.
  • 24. Модель развития личности л. И. Божович.
  • 25. Экопсихологическая теория у. Бронфенбреннера.
  • 26. Антиравновесная теория Ригеля.
  • 27. Теория персонализации а. В. Петровского. Понятие адаптации, индивидуализации, интеграции.
  • 28. Психологическая теория развития деятельности р. Лернера, основные положения его теории.
  • 29. Системные теории развития.
  • 30. Понятия социальной ситуации развития, ведущей и базовой психических функций, возрастного новообразования.
  • 31. Механизм интериоризации психической функции.
  • 32. Возрастные кризисы психического развития: детские возрастные кризисы.
  • 33. Возрастные кризисы психического развития во взрослом возрасте.
  • 34. Понятие периодизаций. Л.С. Выготский о критериях периодизации психического развития.
  • 35. Группы периодизации детского развития. Достоинства и недостатки.
  • 36. Периодизации зрелого возраста. Достоинства и недостатки.
  • 37. Попытки построения системной периодизации психического развития (в.И. Слободчиков, ю.Н. Карандашев).
  • 38. Детство как историческая категория. Феномен человеческого детства.
  • 39. Пренатальный период и рождение в развитии человека.
  • 40. Общепсихологическая характеристика новорождённого. Особенности психической жизни новорождённого.
  • 41. Младенческий возраст как отправной пункт сенсорного развития человека. Общепсихологическая характеристика младенчества.
  • 42. Развитие сенсорики и моторики ребёнка в младенчестве. Предпосылки развития психических процессов.
  • 43. Развитие форм общения младенца. Развитие предличностных образований у младенца.
  • 44. Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте.
  • 45. Предпосылки перехода от младенческого возраста к раннему. Основные линии психического развития.
  • 46. Основные линии психического развития в раннем возрасте. Основные новообразования раннего детства.
  • 47. Развитие психических процессов в раннем возрасте.
  • 48. Специфика развития речи в раннем детстве.
  • 49. Предпосылки развития личности в раннем детстве. Особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка.
  • 50. Развитие предметно-практической деятельности в раннем возрасте. Роль орудий действия в развитии наглядно-деятельного мышления.
  • 51. Предпосылки перехода от раннего детства к дошкольному возрасту. Основные линии психического развития дошкольников.
  • 52. Игровая деятельность и её значение для психического развития ребёнка. Этапы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте.
  • 53. Анализ теорий детской игры. Структура детской игры.
  • 54. Развитие познавательной сферы ребёнка в дошкольный период.
  • 55. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками. Становление детской субкультуры.
  • 56. Специфика детского мировоззрения. Становление личности в дошкольном возрасте.
  • 57. Развитие речи в дошкольном возрасте. Роль речи в развитии познавательных процессов.
  • 58. Развитие воображения и творчества в дошкольном возрасте.
  • 59. Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка в дошкольный период.
  • 60. Понятие психологической и психофизиологической готовности к школе. Структура психологической готовности к обучению.
  • 61. Предпосылки перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.
  • 62. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности.
  • 63. Развитие речи, восприятия, памяти, внимания, воображения в младшем дошкольном возрасте.
  • 64. Развитие мышления в младшем школьном возрасте.
  • 65. Развитие личности младшего школьника.
  • 66. Социальная жизнь в младшем школьном возрасте: общение с учителем и сверстниками.
  • 67. Предпосылки перехода от младшего школьного к подростково-юношескому возрасту.
  • 68. Кризис подросткового возраста.
  • 69. Анализ психологических исследований подросткового возраста (л.С. Выготский, т.В. Драгунова, с. Холл, э. Шпрангер, ш. Бюлер, в. Штерн).
  • 70. Развитие видов деятельности в подростковом возрасте.
  • 71. Общение со взрослыми и сверстниками в подростковом возрасте.
  • 72. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте.
  • 73. Эмоции в подростковом возрасте. «Подростковый комплекс» эмоциональности.
  • 74. Развитие личности подростка.
  • 75. Развитие мотивационно-потребностной сферы в подростковом возрасте.
  • 76. Психосоциальное развитие в юношеском возрасте.
  • 77. Развитие мировоззрения в юношеском возрасте.
  • 78. Особенности профессиональной ориентации в юношеском возрасте.
  • 79. Развитие интеллектуальной сферы в юношестве.
  • 80. Эмоциональное развитие в юношестве.
  • 81. Определение понятия «взрослость». Биологическое и физиологическое развитие во взрослом возрасте.
  • 82. Теории развития взрослого человека.
  • 83. Ранняя взрослость как социально-историческая категория.
  • 84. Развитие личности в возрасте ранней взрослости.
  • 85. Особенности развития психических познавательных процессов в период ранней взрослости.
  • 86. Особенности развития эмоций в период ранней взрослости.
  • 87. Особенности мотивационной сферы периода ранней взрослости.
  • 88. Общепсихологическая характеристика взрослости. Границы возраста. Проблемы переходов от возраста к возрасту. Акмеология.
  • 89. Особенности психических познавательных процессов в период средней взрослости.
  • 90. Кризис средины жизни. Роль когнитивного развития человека в преодолении кризиса середины жизни.
  • 91. Аффективная сфера в период средней взрослости.
  • 92. Особенности развития мотивационной сферы в среднем возрасте.
  • 93. Общая характеристика периода поздней взрослости и старости. Границы и стадии возраста.
  • 94. Биологические аспекты геронтогенеза. Психологическое переживание старения и старости. Теории старения.
  • 95. Старческий возраст. Причины и факторы влияющие на процессы старения.
  • 96. Морфологическое, физиологическое и моторное развитие в старческом возрасте.
  • 97. Сенсорное развитие в старческом возрасте.
  • 98. Когнитивные особенности в возрасте поздней взрослости и старости. Факторы развития когнитивных функций в период поздней взрослости и старости.
  • 99. Особенности личности пожилого (старого) человека. Типы старения.
  • 100. Инволютивное развитие личности: нарушения развития детей.
  • 101. Инволютивное развитие личности: нарушения развития взрослых.
  • 102. Феномен смерти. Теоритические осмысления проблемы смерти и умирания. Психологические аспекты умирания.
  • 56. Специфика детского мировоззрения. Становление личности в дошкольном возрасте.

    Условия жизни дошкольника, изменение требований к нему со стороны взрослых, растущие возможности познания, а также изменение типа ведущей деятельности усложняют и структуру личности ребенка. Начало формирования личности отечественные психологи связывают с появляющимся в начале дошкольного возраста и развивающимся на всем его протяжении соподчинении (иерархии) мотивов.

    Соподчинение мотивов, по определению А. Н. Леонтьева, есть результат столкновения непосредственных желаний ребенка с прямым или косвенным требованием взрослых действовать по заданному образцу. И то, что именуется произвольностью поведения, есть подчинение своих поступков образцу, а возникновение первых морально-этических представлений есть процесс усвоения образцов поведения, связанных с их оценкой со стороны взрослых. В ходе формирования произвольности у дошкольника возникает новый тип поведения, который условно может быть назван личностным, т.е. таким, который опосредуется ориентирующими образцами, содержанием которых являются общественные функции взрослых, их отношений к предметам и друг к другу.

    В качестве мотивов в дошкольном возрасте могут выступать и содержание самой деятельности, и ее общественное значение, успех и неуспех в ее проведении, самооценка и получение группового признания. У разных детей на первый план могут выступать самые разные мотивы, подчиняя себе остальные и организуя деятельность ребенка.

    На фоне многочисленных изменений особая роль в дошкольном возрасте принадлежит становлению основных элементов самосознания. Это проявляется в повышении осознанности мотивов собственной деятельности, в том, что ребенок более объективно может оценить свои поступки и в какой-то степени личностные качества.

    Начатки самосознания обнаруживаются в самооценке ребенка. Особенность состоит в том, что, зная большинство норм и правил поведения, ребенок легче применяет их к другим, чем к самому себе. Он может совершенно объективно оценить поступок другого как неправильный, несправедливый, но тот же поступок, совершенный им самим, оценивается неадекватно, и оценка часто подменяется всякого рода «рационализациями». Свои неправильные поступки дошкольник часто не оценивает как таковые и обижается, протестует, когда так классифицируют эти поступки другие. И только авторитет взрослого позволяет ребенку вникнуть в смысл совершенного неправильного поступка или хотя бы принять замечание как правильное. Конечно, чем старше дошкольник, тем более объективно он может подойти к оценке собственных поступков.

    Самооценка дошкольника в одном виде деятельности может заметно отличаться от самооценки в других. В оценке своих достижений, например в рисовании, ребенок может оценивать себя правильно, в овладении грамотой - переоценивать, а в овладении пением - недооценивать и т.д. Критерии, которыми пользуется ребенок при самооценке, в значительной степени зависят от родителей и воспитателей.

    В исследованиях обнаружена зависимость осознания собственных качеств и качеств сверстников от воспитательной работы в группе детского сада. Оказывается, дети осознают и оценивают лучше те качества и особенности поведения, которые чаще всего выявляются и оцениваются окружающими и от которых зависит положение ребенка в группе. В этом отношении очень показательны результаты исследования Т. В. Юркевич по оценке и самооценке 2 групп 6-леток - обучающихся в школе и посещающих детский сад. Младшие школьники чаще всего адекватно оценивают свои успехи в учебе (57%), на которые постоянно обращено повышенное внимание учителя. Дети же, посещающие детский сад, адекватнее оценивали себя в игровой деятельности (70%), к которой воспитатель, как и дети, проявлял высокий интерес и которая подвергалась частой педагогической оценке. Интересно, что 6-летние школьники оценивали успехи в учебе и рисовании строже, чем 6-летние «садовцы». В свою очередь, «садовцы» строже оценивали успехи сверстников в игровой деятельности и их положение в системе межличностных отношений.

    На основе самооценки у дошкольника формируется уровень притязаний. В первую очередь, это притязания на признание. Ребенок очень хочет завоевать расположение как взрослых, так и сверстников. На протяжении дошкольного детства у него формируется весь комплекс переживаний, связанных с притязаниями на признание: так, он испытывает чувство вины и стыда, когда не удовлетворяет социальным требованиям; он осознаёт, что значит «должен» и «обязан» и как соотносятся эти понятия с «хочу», поэтому мы можем взывать к его совести; у него появляется чувство гордости за то хорошее, что он сделал для других, преодолев себя; он стесняется своих негативных проявлений и отрицательных поступков. Тем не менее все это еще неустойчиво, особенно негативные переживания, и внутренняя позиция, складывающаяся к концу дошкольного возраста, у большинства детей может быть описана как «Я хороший».

    Формирование самооценки и притязаний тесно связано с новым осознанием себя во времени. На протяжении дошкольного возраста формируются индивидуальное прошлое и индивидуальное будущее, которые непосредственно связаны с настоящим, являются как бы его прямым продолжением. Прошлое, помимо разнообразных воспоминаний, представляет ребенку некое его состояние, именуемое им «когда я был маленьким», и это значит, что старший дошкольник осознает себя большим со всеми вытекающими отсюда последствиями. Будущее позволяет создать «жизненную перспективу» в форме «когда я вырасту и стану большим» с системой положительных и самых невероятных ожиданий: ребенок одновременно и последовательно хочет быть космонавтом и дворником, певцом и врачом, диктором телевидения и автогонщиком и т.д.

    Осознание себя во времени имеет и другую сторону: ребенок начинает интересоваться началом и концом собственной жизни. Первое проявляет себя в вопросах, откуда он взялся, почему у него двое родителей, интересоваться ролью отца в своем появлении на свет, интересоваться маленькими детьми. Второе дает целый спектр разнообразнейших детских страхов (огня, воды, пожара, землетрясения и т.д.), связанных с концом жизни. В свою очередь, страхи, обусловленные страхом смерти, порождают много вариантов детских «обереговых» ритуалов (не наступать на трещины в асфальте или канализационные люки, сжимать кулак при встрече с определенными лицами, использовать нитки на запястьях и крестики на шее и т.д.) и своеобразных игр-«страшилок» (про черный плащ, кровавую руку, таинственную дверь и т.д.), примет, историй, предупреждений и т.д.

    Не менее важный компонент детского самосознания - психосексуальная идентификация, т.е. осознание ребенком своей половой принадлежности, переживание себя как мальчика или девочки. Если младшие дошкольники еще предполагают, что, вырастая, могут стать лицами противоположного пола, не делают различий между сверстниками своего и противоположного пола в играх, в межличностных предпочтениях, то старшие дошкольники вполне осознают, что половая принадлежность необратима, и стремятся утвердить себя именно как мальчики или девочки, выбирают для игр и дружбы партнеров своего пола. Они уже знают, как должны вести себя и какими должны быть мальчики и девочки вообще, поэтому девочки стремятся делать что-то типично женское (шить, стирать, готовить и т.п.), а мальчики - типично мужское (забивать, отпиливать, ремонтировать, применять силу и т.п.). Все дети, как правило, гордятся, если их старания замечаются и одобряются.

    На основе всех перечисленных элементов к концу дошкольного возраста у ребенка складывается общая схема образа «Я» («Я-концепция»).

    У детей до 5 лет Сознание и Подсознание – практически ОБЪЕДИНЕНЫ и составляют одно целое, и потому -- любая ИНФОРМАЦИЯ, которую СЛЫШИТ и видит ребенок – сразу же без задержки – ПРОХОДИТ прямо -- в Подсознание ребенка и там остаётся.

    Поэтому, что -- ВЛОЖИШЬ в детей в этот период детства – то и ПОЛУЧИШЬ, когда они вырастут и станут взрослыми. К семи годам в ребёнке -- ФОРМИРУЕТСЯ то Мировоззрение, с которым он -- ПРОЖИВЁТ всю свою жизнь.

    Вот – почему так чрезвычайно ВАЖНО – ВКЛАДЫВАТЬ в ДЕТЕЙ -- только ДОБРОЕ и ПОЛЕЗНОЕ для жизни, ВОСПИТЫВАТЬ в них ДОБРЫЕ -- ПРИВЫЧКИ и ПРИУЧАТЬ их только -- к ДОБРОМУ и РАЗУМНОМУ и к ТРУДУ, а главное -- ПРИВОДИТЬ их к ВЕРЕ -- в БОГА. Тогда и люди из них -- вырастут порядочные, добрые и разумные.

    Мировоззрение -- это система взглядов человека на общество и природу, понимание им жизни и его ценности, это его воспитание и качество образования. У людей существует три типа Мировоззрения: 1. Негативное Мировоззрение. 2. Смешанное Мировоззрение. 3. Положительное Мировоззрение.

    1. Негативное Мировоззрение – принадлежит только Негативным, дурным людям. Мировоззрение таких людей основано на непорядочности, на лжи и злобе, на не уважении к людям, на вседозволенности, грубости, хамстве и наглости, на пошлом отношении к женщинам, на понимании власти силы и того, что слабых можно и нужно обижать и подчинять своей воле и власти денег, что деньги – не пахнут и деньги можно добывать криминальными способами, на понимание того, что «Не обманешь – не проживешь», что работа не волк – в лес не убежит и честная работа только для дураков. Совести, чувства долга и ответственности -- у таких людей просто нет.

    2. Смешанное Мировоззрение – в этом типе Мировоззрении как бы всё перемешано и хорошее и доброе. Главное, люди с этим Мировоззрением – НЕ ИМЕЮТ твердых положительных принципов, не умеют хорошо различать Добро от Зла – у них как бы своеобразная каша в голове, все понятия расплывчатые, размытые, неопределенные. Люди со смешанным мировоззрением, если попадают в хорошую среду и в общение с хорошими людьми – делаются ЛУЧШЕ, а если попадают в дурную среду и в общество дурных людей – становятся ХУЖЕ. Смешанное Мировоззрение -- характеризует две группы людей:

    А). Обыватели , в Мировоззрении которых преобладают НЕГАТИВНЫЕ нравственные принципы и установки: эгоизм, жадность, скупость, зависть, расчетливость, непорядочность, лживость, безответственность.

    Б). Обычные люди , в Мировоззрении которых преобладают Положительные нравственные установки и принципы: понимание честности, ответственности, доброты, важности добросовестного труда, важности семейных ценностей.


    3. Положительное мировоззрение – им обладают хорошие, добрые порядочные люди. Это Мировоззрение основано на понятиях Чести, Совести, Долга, Ответственности, вежливости, Справедливости, уважения старших людей, уважения женщин, Патриотизма, понимания важности и необходимости учебы и труда, понимания важности семейных ценностей.

    Мировоззрение ребенка полностью ЗАВИСИТ -- от Мировоззрения и образа жизни его родителей, от их -- ЛИЧНОГО Примера. Дети видят и запоминают все и учатся на примере жизни, поведения и поступков -- своих родителей. Вот почему и говорят, что чего не знают и не понимают родители, как могут знать их дети? Вот почему так важно, чтобы родители были люди порядочные, хорошо воспитанные и образованные – всё это они ПЕРЕДАДУТ своим детям.

    Если родители люди -- НЕПОРЯДОЧНЫЕ, то и личный ПРИМЕР их образа жизни, их дел и поступков -- является НЕГАТИВНЫМ. А главное, детям полностью -- ПЕРЕДАЕТСЯ их НЕГАТИВНОЕ Мировоззрение. Дурные люди приучают своих детей лгать и обманывать людей и потому их дети считают, что обманывать людей – это нормально, что обидеть слабого и отобрать у него что-то – тоже нормально, что деньги – не пахнут и потому можно и украсть при удобном случае, главное, чтобы никто не видел и так далее. Вот с таким багажом знаний дети дурных родителей приходят в этот мир.

    Если родители ОБЫВАТЕЛИ -- то их дети полностью ПЕРЕНИМАЮТ и усваивают их НЕПРАВИЛЬНОЕ Эгоистичное отношение -- к людям и к жизни. Они также как и их родители зацеплены за МАТЕРИАЛИЗМ, важнейшей ценностью для них ЯВЛЯЮТСЯ: деньги, вещи, собственное благополучие, карьера, и потому ради этого они СПОСОБНЫ -- на ОБМАН, на лицемерие, подхалимство. Чувство совести и долга у таких людей -- Отсутствует.

    У всех ОБЫВАТЕЛЕЙ -- ЕСТЬ одна тяжелейшая проблема. Они не знают главного. Да, Обывателям -- нравится их эгоистичный образ жизни. Да, все Обыватели – люди равнодушные к своим ближним, многие жадны и скупы, для них понятие совести, справедливости, ответственности, любви к Родине, к Богу – ничего НЕ ЗНАЧИТ, и они живут всю свою жизнь как «Курицы» - все, что не попадется им на пути – они гребут под себя, чтобы только по лучше и по сытнее устроиться в этой жизни.

    Но оказывается – жизнь к ним ЖЕСТОКА и БЕСПОЩАДНА! Бог – НЕ ХРАНИТ этих эгоистичных, жадных и РАВНОДУШНЫХ -- к ближним и к своему Отечеству -- людей!

    Во всех войнах, во всех катастрофах, террактах, в пожарах, в крушениях поездов, самолетов, во всех автомобильных авариях – всегда в ПЕРВУЮ Очередь -- ГИБНУТ в большом количестве – только в основном ОБЫВАТЕЛИ и НЕПОРЯДОЧНЫЕ люди. Обывателей гибнет БОЛЬШЕ – по сути – эти люди – своей кровью и мучительной смертью – Искупляют свой ГРЕХОВНЫЙ образ жизни перед Богом! За всё -- НУЖНО ПЛАТИТЬ! Хороших людей – гибнет Мало – они НУЖНЫ Богу на земле.

    Если родители являются ХОРОШИМИ, честными людьми, то их образ жизни, их дела и поступки – являются ДОБРЫМ примером для их детей и детям -- ПЕРЕДАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ Мировоззрение, с которым они приживут всю свою жизнь и ПЕРЕДАДУТ своим детям и внукам. Хорошие родители своим ДОБРЫМ отношением к людям – ПРИУЧАЮТ своих детей к уважению и доброму отношению к людям, к добросовестному труду, к любви к Родине. Верующие родители – личным примером – учат детей вере и любви к Богу!

    Если родители сумели сформировать в детях Положительное Мировоззрение, научили их РАЗЛИЧАТЬ Добро -- от Зла, приучили их любить доброе, ценить его, то эти дети – никогда не будут увлекаться дурным – им все ПЛОХОЕ будет ПРОТИВНЫМ.

    Если родители -- ПЕРЕДАЛИ своим детям НЕГАТИВНОЕ Мировоззрение или Смешанное Мировоззрение – то их дети НЕ БУДУТ понимать, что такое Добро и что такое Зло, то есть будут -- ГЛУПЫ и потому могут увлечься всем дурным и это дурное -- им БУДЕТ НРАВИТЬСЯ – вот так дети будут ПОРТИТЬСЯ и вырастут дурными людьми.