Обучающий мультик домашние животные. Животные и их детёныши. Кошки, собаки, или Животные, имеющие собственную территорию

26.02.2019

Дислексия - достаточно распространенное нарушение речевого аппарата у дошкольников и деток до 11 лет. Что же представляет из себя этот недуг? Как с ним бороться? Ответы на этот и многие другие вопросы вы сможете узнать в нашей статье.

Что такое дислексия?

Дислексией называют одно из самых распространенных речевых расстройств, по причине которого ребенку трудно овладеть навыками чтения. Данное нарушение считается наследственным, из-за чего некоторые отделы головного мозга функционируют неправильно или ограниченно, именно поэтому многим детям достаточно трудно научиться читать. Довольно часто дислексия проявляется вместе с дисграфией (когда ребенок путает буквы местами во время письма или искажает слова). Лечением дислексии необходимо заниматься незамедлительно, во избежание дальнейшего ее прогрессирования.

дислексия - это комплекс расстройств, которые мешают ребенку освоить чтение, в результате ему тяжело дается учеба в начальных классах

Основные виды дислексии

Существует несколько основных видов дислексии. Давайте рассмотрим каждый из них более детально.

Фонематический тип

Фонематическая дислексия довольно часто проявляется у младших школьников. Это расстройство связано с недоразвитостью фонематического слуха ребенка. При данной форме дислексии ребенок на слух путает и смешивает звуки, не понимает разницу между мягкостью и твердостью произношения букв, глухостью и звонкостью.

Семантический тип

Семантическая дислексия имеет другое название «механическое чтение». Такое расстройство характеризуется нарушением понимания прочитанного или услышанного предложения, текста или даже слова, но при этом ребенок читает правильно и достаточно четко. Чаще всего семантическая дислексия проявляется у детей в возрасте после 7-ми лет.

Аграмматический тип

Аграмматическая дислексия в основном ставится в качестве диагноза детям, которые страдают от общего системного недоразвития речевого аппарата. Эта форма дислексии характеризуется: изменением падежных окончаний, неправильностью согласований падежей (к примеру, «красивую роза», «длинным хвоста»), изменением окончания существительных и глаголов, которые относятся к 3-му лицу прошедшего времени.

Оптический тип

Оптическая дислексия выражается в некоторых затруднениях, которые связаны со зрительным «усвоением» и смешиванием букв, похожих друг на друга графически. К примеру, ребенок может путать такие буквы, как: «М-Л», «З-В», «П-Н», «Ё-Е».

Мнестический тип

Мнестическая дислексия проявляется в виде затрудненного восприятия букв и звуков, то есть ребенку очень трудно разобраться, какая из букв соответствует определенному звуку.

Причины дислексии

Такое речевое расстройство, как дислексия может начать развиваться по следующим причинам:

  • патологические состояние внутриутробного развития ребенка;
  • поражения центральной нервной системы малыша;
  • сложные роды, повлекшие за собой асфиксию, отслойку плаценты, а также трехкратное обвитие пуповиной вокруг шеи младенца;
  • сильные удары или какие-либо другие травмы головы и головного мозга, в том числе сотрясение;
  • нервно-психическая незрелость;
  • умственная отсталость;
  • нарушения слуха или зрения;
  • генетическая предрасположенность;
  • недоразвитие отдельных участков головного мозга ребенка.

Симптомы проявления дислексии

Понять, что у вашего ребенка дислексия, можно по следующим признакам:

  • затрудненное усвоение слов и восприятие услышанной информации;
  • дезориентация в пространстве, неуклюжесть;
  • дезорганизованность;
  • непонимание прочитанного;
  • ошибки в произношении букв и звуков;
  • повышенная гиперактивность.
при дислексии ребенка сложно обучить чтению, у него появляется отставание в учебе, при этом данное состояние поддается коррекции при помощи упражнений со специалистом

Методика обследования ребенка с дислексией

Выявить и утвердить диагноз «Дислексия» вам поможет логопед, психолог, также дефектолог. Рекомендуется посещение и консультация каждого из этих специалистов. Обследование проводится в игровой форме в виде тестирования, в ходе которого специалист проверяет слуховую, зрительную и тактильную систему. Лучше всего, чтобы родители были рядом с малышом, поддерживали его. В случае, если тест проводится в школе или детском саду, постарайтесь прийти для того, чтобы ребенок чувствовал себя более уверено.

Способы лечения

Лечение дислексии достаточно трудоемкий и длительный процесс, но несмотря на это, важен окончательный результат. Способы коррекции будут зависеть от разновидности и степени «тяжести» дислексии у ребенка. Существует довольно большое количество различных способов и упражнений, помогающих справиться с данным нарушением. Давайте рассмотрим каждый из них более детально.

Популярные методы

При борьбе с дислексией наиболее эффективными и распространенными считаются методы, рассмотренные далее.

Метод Дэвиса

Метод Рональда Дэвис достаточно часто применяется при лечении дислексии. Данная методика условно разделена на несколько этапов: работа над координацией, изучение символов при помощи лепки из глины или пластилина (ребенку предлагается слепить какую-то букву или цифру), а также чтение в разных направлениях (например, слева-направо и наоборот).

Диктант

Диктант формирует у ребенка зрительную и слуховую память, помогает запоминать правильность написания различных букв. Вначале продиктуйте малышу небольшой текст длиной в пару предложений, постепенно увеличивая нагрузку. После завершения диктанта необходимо проверить текст на наличие ошибок, которые рекомендуется выделять зеленым или черным цветом. Затем все неточности нужно показать ребенку и попросить переписать все заново.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика проводится с применением различных дыхательных упражнений, список которых выдает логопед или дефектолог. Все будет зависеть от типа дислексии, найденной у ребенка.

Скороговорки

Скороговорка - это определенная последовательность слов, которые похожи друг на друга по звучанию. Такой метода помогает ребенку ощутить разницу между некоторыми звуками и научиться произносить их правильно. Например, «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» или «Во дворе - трава, на траве - дрова».

Чтение

Дети, страдающие от дислексии, должны как можно больше читать, поэтому эффективным методом по борьбе с этим недугом является чтение. Попросите ребенка прочитать небольшой отрывок из какой-либо известной ему сказки или же рассказа, только очень медленно, вдумываясь в каждое прочитанное им слово. Делайте маленькие перерывы, примерно 5-10 минут.

Упражнения

Давайте рассмотрим самые результативные упражнения, которые помогают справиться с такой проблемой, как дислексия.

Резиновый мячик

«Резиновый мячик» - это интересное упражнение-игра, во время которого ребенок учится читать слова по слогам. Мяч необходим для того, чтобы во время произношения того или иного слога, малыш сжимал его со всей силы в ладошках, демонстрируя правильное выполнение задания.

Буксир 1

Смысл упражнения «Буксир 1» заключается в совместном чтении ребенка и взрослого. Вначале кто-то из родителей вслух читает сказку или рассказ вместе с малышом, то есть в один голос. Также не забывайте подстраиваться под ритм чтения вашего чада, ведь он может не успевать за вами.

Буксир 2

«Буксир 2» несколько отличается от первого варианта данного упражнения, а именно, вначале вслух читается взрослый, затем ребенок, а уже потом каждый прочитывает какой-либо текст про себя.

Губы

Взрослый произносит команду «Губы». Ребенок должен плотно сжать губы и приложить к ним палец левой руки и читать текст про себя. Как только педагог говорит «вслух», ученику необходимо убрать палец и прочитать вслух. Данное упражнение учит ребенка правильно произносить слова.

Найди ошибки

Ребенку дается текст, в котором специально допущены нелепые ошибки, и он их должен исправить. Например, «Бьется как рыба о мёд», «Коля и Петя - два родных врата», «Не купи кита в мешке». Это упражнение формирует внимательность и правильное произношение слов.

Слово наоборот

Педагог подготавливает слова, которые можно прочитать наоборот. Ребенок должен найти из списка эти слова и выделить цветным маркером. Например, «казак, шалаш, река, рюкзак».

Закрытая строка

Выбирается несложный текст. Во время чтения педагог закрывает рукой или закладкой верхнюю часть строки так, что ребенок видит только нижнюю, не отвлекаясь на нее. Ведь, когда мы читаем, уже прочитанная информация немного отвлекает, именно поэтому такое упражнение помогает малышу концентрироваться.

Лодочка-замочек

Сочетание согласного и гласного звука называется «лодочкой», ребенок должен произнести его плавно, например, «ма-ши-на», а союз двух подряд идущих согласных звуков обозначается «замочком», который необходимо проговаривать отрывисто, к примеру, «стр-ах», «зл-ость».

Окончание слова

Ребенку даются карточки со словами, которые не имеют окончания, а педагог просит их дописать. К примеру, «соба… (ка)», «доми..(к)», «телефо..(н)».

Кроссворд

Педагог составляет простой кроссворд и перечень вопросов к нему. Ребенок должен полностью заполнить все пустые клеточки. Это упражнение формирует сообразительность и скорость мышления, что крайне необходимо при чтении.

Пишем по памяти

Ребенок запоминает определенное слово и пытается воспроизвести его на бумаге. Если малыш справился, то необходимо усложнить задание, например, предложить словосочетание или предложение.

Отремонтируй слово

Взрослый предлагает ребенку набор из слогов, из которых необходимо составить несколько слов. Если у малыша возникли некоторые затруднения при выполнении упражнения, то можно показать ему картинки-подсказки.

Уменьшительно-ласкательное название

Взрослый просит малыша приписать к слову уменьшительно-ласкательное название, к примеру, «стул-стульчик», «дом-домик», «кот-котик».

Играем в слова

Многие из нас помнят такую игру, как «Города», когда на последнюю букву одного города называют название другого. На основе этой игры и проводится данное упражнение, к примеру, «комната-ананас-сыр-рыба».

Профилактика дислексии

В качестве профилактических мер от дислексии следует выполнять следующие действия:

  • развивать зрительно-пространственные функции у ребенка такие, как внимательность, сообразительность, фантазия;
  • читать большое количество книг, причем как познавательные (энциклопедии), так и сказки, повести, рассказы;
  • посещать творческие занятия, например, рисование, лепка, танцы;
  • совершенствовать мелкую моторику.

Дислексия считается достаточно распространенным диагнозом у многих современных детей. Родители не должны впадать в панику, главное, помните, что чем быстрее вы начнете лечение и занятия, тем быстрее будет первый положительный результат. В нашей статье были приведены наиболее эффективные способы и упражнения по борьбе с дислексией, которые помогут вашему ребенку научиться хорошо читать и произносить звуки.

Возможно, Вы слышали о том, что многие дети пишут слова зеркальным способом. Или читают слова задом наперёд, иногда заменяя в них звуки на похожие. Норма ли это для ребёнка? Да, но иногда такие признаки могут стать звоночком для беспокойства. Что такое болезнь дислексия, и каковы её признаки?

Краткое описание

Дислексия - расстройство навыков чтения из-за плохой сформированности или распада некоторых функций психики, отвечающих за процессы зачитывания и письма. Выражается расстройство в постоянно повторяющихся недочётах при чтении и письме.

Если рассматривать с точки зрения психолингвистики, то дислексия - нарушение в связях зрительного, речедвигательного и речеслухового анализатора. Дело в том, что зачитывание задействует все анализаторы, заставляет поэтапно включать зрительное восприятие, соединение букв со звуками, слияние этих звуков в слоги, а затем, в слова, слияние слов в предложения, а их в рассказ.

При этом происходит постепенная обработка информации, включающая не только воспроизведение, но и понимание прочитанного. Если в этом происходит сбой, начинает проявляться дислексия.

Формы дислексии

Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже. Она включает такие виды, как:

  • фонематическую;
  • семантическую;
  • аграмматическую;
  • оптическую;
  • мнестическую;
  • тактильную;

Фонематическая

Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.). Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.

Семантическая

Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает. При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.

Аграмматическая

Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях. Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.

Оптическая

При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).

Мнестическая

Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.

Тактильная

Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля.

Причины дислексии

Последние исследования заболевания показали сильное влияние наследственной предрасположенности. Зарубежные врачи склоняются к тому, что дислексия может быть связана с латентным левшеством.

Основная причина дислексии - мозговая дисфункция , которая может быть вызвана воздействием некоторых биологических факторов, например:

В перинатальном периоде дислексию может вызвать повреждение головного мозга , к чему может привести:

  • анемия матери;
  • порок сердца матери и плода;
  • асфиксия;
  • затяжные роды;
  • фетоплацентарная недостаточность;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • обвитие и аномалия развития пуповины;

Токсические поражения ЦНС , что могло дать:

  • алкогольная и медикаментозная интоксикация;
  • гемолитическая болезнь плода;
  • желтуха у новорождённого;

К дисфункции могут привести и инфекционные поражения по причине:перенесённых во время беременности заболеваний (кори, краснухи, гриппа и т. п.);

Повредить мозг механическим путём можно при:

  • плодоизгоняющих манипуляциях;
  • затяжных родах;
  • внутричерепных кровоизлияниях.

Даже если у ребёнка не наблюдалось ничего из вышеперечисленного, после рождения есть факторы, приводящие к задержке созревания коры головного мозга , что и приводит к дислексии. К этим факторам относится:

  • нейроинфекция;
  • инфекции вроде краснухи, кори, ветряной оспы, полиомиелита и подобных;
  • тяжёлые хронические заболевания;

Дислексия может сопровождать :

  • умственную отсталость.

Это связано с патологиями зон мозга.

Существуют также социальные неблагоприятные факторы , например:

  • дефицит речевого общения;
  • педагогическая запущенность;
  • билингвизм.

Симптомы

Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так. При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми. Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский - все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми.

Изучение дислексии показало, что дислектики:

  1. имеют широкий кругозор;
  2. любопытны в отношении явлений окружающего мира;
  3. имеют отличное воображение;
  4. обладают развитой интуицией;
  5. могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.

Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.

Ранние признаки

Эти симптомы вынесены в отдельную категорию, поскольку их наличие может говорить о запущенном процессе развития заболевания. Заметив больше 5–7 таких признаков, следует обратиться за консультацией ко врачу.

  • изменение порядка букв при составлении слов;
  • нежелание читать вслух и писать сочинения;
  • изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания;
  • затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения;
  • путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.);
  • невнимательность;
  • плохая память;
  • затруднения с выполнением простейших указаний;
  • неуклюжий захват ручки;
  • затруднения в изучении правописания и принципов чтения.

В дошкольном возрасте

  • Позднее начало развития речи.
  • Затруднения в произношении и изучении слов.
  • Плохая память, особенно касается слов (путает или подолгу не может вспомнить нужное слово.
  • Проблемы в общении со сверстниками.
  • Проблемы в освоении простейших навыков чтения и письма.
  • Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе.

Младшая школа

  • Проблемы с декодированием слов.
  • Замена одних слов на другие, часто схожие по звучанию и смыслу (ящик — коробка).
  • Транспозиция и инверсия при зачитывании.
  • Разворот слов и букв (э-е и т. п.).
  • Путаница в арифметических знаках (вместо + -).
  • Затруднения в запоминании фактов.
  • Нарушенная координация движений.
  • Импульсивность и неловкость.
  • Медленное освоение новых навыков.

Средняя школа

  • Уровень чтения ниже, чем у одноклассников.
  • Упорное нежелание читать вслух и писать.
  • Плохая память, что влияет и на планирование.
  • Затруднения в общении и нахождении общего языка со сверстниками.
  • Плохое восприятие языка тела и выражения лица.
  • Плохо читаемый почерк.
  • Затруднения с произношением и написанием слов.

Старшая школа

  • Медленное зачитывание с большим количеством ошибок.
  • Недостаточный навык письма.
  • Проблемы в пересказе, изложении и обобщении материала.
  • Неправильное произношение слов.
  • Плохое восприятие информации.
  • Плохая память.
  • Медленная скорость работы.
  • Затруднения в приспособлении к любым изменениям.

Взрослые

  • Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.
  • Плохая память, невнимательность и рассеянность.
  • Труднопонимаемое произношение.
  • Путаница в последовательности чисел и слов, неспособность воспроизвести их в правильном порядке.
  • Отсутствие навыков письма или их недостаточная развитость ().
  • Проблемы с планированием и организацией своего времени.
  • Слабые организационные навыки.

Диагностика

Диагностическое исследование начинается с посещения детского педиатра, который, рассмотрев все признаки, должен направить ребёнка к логопеду.

Логопед начинает обследование со сбора подробного анамнеза, включающие такие аспекты, как:

  • как протекала беременность матери;
  • имеются ли генетические предрасположенности к такого рода заболеваниям;
  • имеются ли врождённые заболевания у ребёнка;
  • как протекало развитие ребёнка в первые годы жизни.

После сбора анамнеза логопед выясняет:

  • сформированность навыков речи, письма и чтения у ребёнка;
  • особенности формирования этих навыков;
  • состояние артикуляционного аппарата;
  • состояние моторики;
  • успеваемость школьника по русскому языку и литературе.

После сбора данных врач может провести несколько тестов, включающих:

  • зачитывание вслух;
  • списывание текста;
  • письмо на слух.

В зависимости от результатов обследования может понадобиться консультация невролога и офтальмолога. Аппаратное обследование в таком случае включает ЭЭГ и ЭхоЭГ.

Тест на дислексию

Недавно иностранные учёные создали специальный тест на дислексию, подходящий для детей от 3 лет. Прохождение его занимает примерно 10 минут, а сам он рассчитан на выявление проблем у маленьких детей, не приступивших даже к дошкольному обучению.

Механизм теста основан на том, что дети при построении слов особо внимательным к произношению звуков. Если у ребёнка есть проблемы с произношением, то могут наблюдаться проблемы и с зачитыванием, письмом. Так, попутно, у детей можно диагностировать и дисграфию.

Для диагностики дислексии могут проводиться и классические тесты, занимающие 1,5–2 часа. Проводятся они врачом-логопедом.

Лечение и коррекция дислексии

Традиционным методом лечения дислексии считается логопедические коррекционные работы. Данный метод предполагает работу над исправлением всех патологий речи и неречевых процессов.

Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы заболевания:

  • Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
  • Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
  • При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
  • При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
  • Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
  • При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.

У взрослых дислектиков методы исправления предполагают более расширенные занятия. Однако по механизмам они не отличаются от занятий с детьми.

Посмотрите видео, в котором затрагиваются вопросы причин и коррекции дислексии:

В широком понимании дислексия мнестическая – это неврологическое заболевание, в основе которого находятся трудности в овладении чтением и письмом. При этом у ребенка сохраняется способность к полноценному обучению. Термин «мнестическая» означает, что больной с трудом или вовсе не запоминает внешний вид символов («мнезис» переводится как память). В узком понимании, что сложилось преимущественно в медицине запада, дислексия – это совокупное понятие, обозначающее расстройство письменной речи.

Такой же термин существует в педагогической практике, где понятие дислексия означает нарушение чтения, вызванное незрелостью высших корковых функций головного мозга. Чтение при этом сопровождается множеством однотипных и повторяющихся ошибок.

Слогослияние – фундамент, на котором стоит дислексия. Это понятие характеризуется стойкой неспособностью читать и писать слова целиком. Так, уже взрослые дети читают и пишут по слогам. Кроме того, болезнь сопровождается не только нарушением собственно чтения, но и неполным понимаем сути прочитанного материала.

Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в который втягиваются многие зоны коры головного мозга. Это значит, что при повреждении этих отделов у ребенка возникает дислексия. Существует множество факторов, которые способны нарушить работоспособность высших корковых центров. В общем, все причины можно разделить на три группы: внутренние, или органические, социальные и психологические.

Механизмы дислексии

В основе нарушения чтения и письма лежат поврежденные механизмы слухо-речевой памяти. В основе запоминания как психической функции находятся процессы образования ассоциаций – нейронные сети, цепочки. При поступлении информации активизируется цепь, состоящая из отдельных звеньев. Каждое звено – это определенный участков в головном мозгу. Так, при повреждении одного или нескольких звеньев нарушается целостность сети, отчего возникает дислексия.

В широком понимании при нарушении чтения и письма можно выделить несколько общих механизмов:

Классификация

Дислексия мнестическая – это один из видов нарушения чтения и письма. Кроме мнестических дефектов существуют и прочие варианты дислексий:

  1. Фонематический вид: человек с трудом различает звуковую составляющую слога и слова. Так, пациент путает слова, которые по звуковой информации схожи между собой: холод-голод, дверь-зверь, платок-каток.
  2. Семантический вариант. Суть нарушения заключается в том, что ребенок не понимает смысла прочитанного материала. При этом у него сохраняется способность к правильному чтению и письму.
  3. Аграмматическая форма дислексии проявляется неправильной грамматической составляющей предложения. Также частично утрачивается семантическая и морфологическая составляющая речи. При этом варианте расстройства в речи ребенка наблюдаются измененные местоимения и падежи.
  4. Оптическая дислексия. У людей, страдающих этой формой, наблюдается проблемное усвоение похожих букв. Так, дети не различаются буквы по их внешним признакам: Л и М, Г и Т.

Существуют и другие классификации:

По уровню патологии:

  • литеральная: ребенок не усваивает буквы;
  • словесная: возникают трудности при чтении целых слов.

По сенсорным системам:

Диагностика дислексии

Заподозрить дислексию можно, если есть такие признаки:

Заподозрив такие симптомы у своего ребенка – в первую очередь необходимо обратиться к логопеду. Специалист оценит уровень речевых способностей и определит уровень патологии (психогенный или органический). В случае, если расстройство чтения и письма имеет психологическую природу – логопед, вместе с психотерапевтом начнут коррекцию.

Когда недуг обусловлен органическими причинами – лечение проводится после консультации детского невролога и ряда обследований: объективный осмотр, электроэнцефалограмма, эхоЭГ. Также для установления причины задействуется офтальмолог. Консультация у психолога – еще один способ диагностики. Так, к причинам дислексий могут относиться эмоциональные расстройства. Психолог сможет выявить эти проблемы и дать соответствующую оценку.

Коррекция дислексии

Базис при лечении расстройства – активизация всех участков головного мозга. В процессе коррекции специалисты стараются стимулировать активность правого полушария. На первых этапах ребенок работает с образами и пространственным мышлением. Дети лепят буквы из пластилина, из бумаги вырезают цифры, на ощупь отгадывают символы. Для лучшего эффекта к фигуре подключают сенсорные раздражители: цвет, форма, температура, звуки.

Коррекционная работа мнестической дислексии состоит из набора упражнений и игр. Изучение печатных букв легче всего дается при обведении их контуров. Контура лучше всего обводить яркими красками. Также буквы можно выкладывать из бисера или бусин и спичек.

Игра «чудесный мешок» содержит в себе набор упражнений. Большие буквы находятся в мешке, а ребенку с завязанными глазами должны достать их. Ребенок, доставая буквы, называет их.

Упражнение на контаминированные буквы (две существующие буквы соединяются в одну несуществующую). Задача позволяет ребенку не только изучать буквы, но и развивать воображение.

Прогноз и профилактика

Как и всякая болезнь, чем раньше произведется диагностика, тем быстрее наступит эффект от лечения. Крайне важно на первых порах заметить у ребенка хоть несколько симптомов чтоб показать его специалисту. При своевременном изучении речевых и письменных навыков прогноз благоприятный. Однако запущенный вариант течения не имеет хорошего конца.

С возрастом мозг человека становится все менее обучаемый, психические процессы становятся ригидными. Профилактика заключается в постоянном и целенаправленном развитии психических функций ребенка с помощью обычного чтения и письма.

Психотерапия

Когнитивно-поведенческая психотерапия – один из способов излечить ребенка от дислексии. В ходе работы используются такие принципы:

  • объяснение ребенку его заболевания;
  • обеспечение внимания;
  • терпеливость и доброжелательность;
  • хвальба за выполненные действия;
  • стимуляция умственных способностей;
  • научить ребенка находить свои ошибки самостоятельно;
  • соблюдать гигиену труда: правильно распределять рабочее время и делать своевременные короткие перерывы на отдых.

Дислексия у детей – это специфическое нарушение развития ребенка, которое выражается в частичном поражении способности писать и читать. Такого рода заболевание встречается чаще у мальчиков, нежели у девочек. Ученые и медики до конца не могут определить, почему это заболевание имеет свойство развиваться у детей, но больше склоняются к тому, что этот недуг имеет наследственный характер.

Как проявляется дислексия у детей: симптомы и формы дислексии в таблице

Дислексия имеет неврологическую природу и явственно проявляется у младших школьников, которые полностью погружаются в обучение. У дошкольников выявить дислексию практически невозможно, так как детки только начинают осваивать новые навыки и могут допускать ошибки при чтении и письме.

Основными признаками дислексии у детей являются:

  • Систематичные ошибки при чтении, а именно: неправильное произношение букв, подмена слогов, замена звуков, непонимание прочитанного.
  • Неправильный перевод букв в звуки (декодирование информации).
  • Неспособность правильно и быстро распознавать слова.
  • Трудности с пониманием элементарных навыков правописания.

Дислектики сталкиваются еще с такими проблемами:

  • Полная дезорганизация.
  • Нарушение координации и мелкой моторики.
  • Трудность при восприятии информации.
  • Плохая память.
  • При высоком уровне интеллекта плохие навыки чтения.
  • Ребенку трудно показать верх и низ, путается в определении правой и левой стороны.

Заболевание подразделяется на несколько типов, которые и определяют форму дислексии. В данной таблице представлена полная информация о формах этого заболевания.

Виды дислексии у детей

Тип дислексии Особенности детей с определенным типом дислексии
Фонетическая Эта форма заболевания характеризуется недоразвитием функций фонематической системы, которое проявляется в том, что ребенок не может различить звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку. Например «дом-том-ком» или «пила-липа». Такие дети смешивают звуки и путаются в прочтении слов.
Семантическая В этом случае, малыш не может понять прочитанный текст в целом или смысл отдельных предложений. Эта форма дислексии не отражается на скорости чтения или внятности произношения. Ребенок не может пересказать прочитанную информацию и выделить суть. В этом случае у ребенка нарушен мыслительный процесс, так как он воспринимает все слова по отдельности.
Аграмматическая Данный вид дислексии сопровождается недоразвитием речи. Малыш неправильно склоняет слова, неграмотно произносит окончание слов. Например, «прекрасная день, красивый девочка», а также малыш неправильно употребляет окончание глаголов «сидю, а не сижу; говору, а не говорю» и т. д.
Оптическая Для малыша, который учиться в школе, наибольшую трудность представляет написание букв, которые состоят из похожих элементов. Например, «С-О, Ь-Ы, Н-П».
Мнестическая При этой форме дислексии малышу трудно определить, какой звук соответствует определенной букве.

Почему ребенку трудно читать: причины развития дислексии у младших школьников

Основная причина дислексии – мозговая дисфункция, которая сопровождается как биологическими, так и психологическими факторами. Стоит утешить родителей, объяснив им, что причина дислексии не в умственных или интеллектуальных способностях ребенка, а в неправильном функционировании определенного участка мозга.

Возможные причины дислексии у ребенка:

  • Патологии внутриутробного развития.
  • Тяжелые роды, которые влекли за собой асфиксию, обвитие пуповиной, отслойку плаценты.
  • Поражение ЦНС у малыша.
  • Генетическая наследственность.
  • Травма головы, сильные удары, сотрясение мозга.
  • Заторможенность некоторых участков мозга у ребенка.

Эффективные методы коррекции дислексии у школьников

Метод Рональда Дейвиса

Врач Р. Дейвис разработавший свою систему лечения дислексии сам эффективно поборол этот недуг. По утверждениям врача, дислектики — это одаренные люди, которые имеют богатое воображение. Данное заболевание также наблюдалось У А. Эйнштейна, Уолта Диснея, У. Черчиля и многих других знаменитых личностей, которые достигли таких успехов не из-за дислексии, а скорее благодаря ей. Так описывает Рон Дейвис эту болезнь в своей книге «Дар дислексии». В чем же заключается его методика?

Суть методики: помочь ребенку запустить свой мозг методом «выключения» дезориентации и научиться воспринимать окружающий мир без искажений. Эта методика помогает детям заполнить пробелы в памяти и обучить восприятию буквенных форм. В 99% случаях метод Р. Дейвиса помогает детям избавиться от дислексии.

Методика состоит из комплексных процедур, которые помогают ребенку побороть дислексию. Методика Р. Дейвиса состоит из занятий, которые называются:

  • Способность восприятия . Учит ребенка создавать мысленные образы и познавать мир с помощью «умственного глаза».
  • Переключение . Упражнения, нацеленные на «включение и выключения» дезориентации.
  • Разрядка и проверка. Ребенок обучается разряжать воображение специальными упражнениями.
  • Точная настройка. Малыш учится находить точку ориентации.
  • Координация . Ребенок учиться распознавать «право» и «лево».
  • Освоение символов.
  • Легкое чтение.
  • Освоение символов относительно слов.

Методика Корнева

А.Н. Корнев разработал методику по ранней диагностике дислексии у детей в 1982 году. Он предлагает бороться с заболеванием посредством определенных тестов, таких как:

  • Рядоговорение.
  • Ритмы.
  • Субтест «повторение цифр».
  • Кулак-ребро-ладонь.

Много интересных методов по коррекции дислексии можно найти в книгах С. Ортона «Нарушения письма, чтения и речи у детей», М. Кричли «Дислексия развития», З. Матейчека «Нарушения формирования чтения».

Оксана Макерова, логопед-дефектолог выделяет следующие методики по работы с детьми-дислексиками:

  • Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.
  • Метод кинезиологической коррекции.
  • Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
  • Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.
  • Зеркально-симметричное рисование обеими руками.
  • Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.
  • Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко.
  • Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.
  • Поисковые таблицы слов «Фотоглаз».
  • Метод «озвученного» чтения.
  • Метод словесных анаграмм.
  • Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Как проводить занятия с детьми с дислексией: 3 эффективных упражнения для коррекции

Коррекция дислексии заключается в специально разработанных упражнениях, которые восстанавливают устную и письменную речь постепенно. При работе с ребенком не нагружайте его большим потоком информации, ведь усвоить все и сразу у него не получиться. Упражнения, представленные ниже, мягко и непринужденно воздействуют на сознание ребенка.

Упражнения для коррекции дислексии у детей

Упражнение «Корректурная проба»

Каждый день в течение 5 минут предоставляйте ребенку любой текст и попросите его зачеркивать в нем названные вами буквы. Сначала согласные «а, о, и т. д.». Затем и согласные. Когда ребенок сможет отчетливо зачеркивать нужные буквы, усложните задание и предложите гласные буквы обводить кружочком (назовите любую), а согласные – подчеркивать. Например, обведи все «о» в кружочек, а все «в» подчеркни. Ориентируйтесь на те согласные и гласные буквы, которые ребенку даются сложнее всего. Это упражнение позволит малышу запоминать буквы и убережет его от ошибок в чтении и написании в будущем. Заниматься следует каждый день в течение 2 месяцев.

Упражнение «Колечко»

Эта развивающая игра поможет у, память, внимание речь и устраняет признаки дислексии. Покажите малышу следующее действие: поочередно перебирайте пальцами рук, замыкая каждый палец в колечко с большим пальцем. Начинайте от указательного, заканчивая мизинцем. Затем начините обратный отсчет. Сначала упражнение выполняется одной рукой, а затем двумя. Заниматься с ребенком нужно 10-15 минут утром и днем на протяжении двух месяцев.

Упражнение «Зеркальное рисование»

Это упражнение активно воздействует на мозг, улучшая его работу в целом. Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Дайте ему любимые фломастеры или карандаши. Начните рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки или буквы. Сначала беритесь рисовать вместе с малышом, чтобы он понял принцип упражнения, а затем пусть он самостоятельно попробует что-нибудь изобразить. Упражнение нужно делать ежедневно, не пропуская ни одного дня.

Дислексия у детей — мнения экспертов и врачей

Дислексия — продукт мысли и особый способ реагирования на ощущение спутанности сознания (Р.Д. Дейвис )

Ребенок, испытывающий трудности при обучении чтению, совсем не обязательно дислексик: многие дети, которые на начальном этапе медленно осваивают чтение, потом успешно догоняют своих одноклассников (сами или с помощью родителей). Но есть особая группа детей, которые переживают огромные и стойкие трудности при освоении чтения, несмотря на нормальный интеллект, отсутствие нарушений зрения и слуха, регулярное посещение школы. Способность овладеть навыком чтения у таких детей на порядок хуже и ниже, чем способности к другим предметам. Именно эту группу детей специалисты называют дислексиками. (кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, вице-президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга, автор книг «Дислексия и дисграфия у детей»А.Н. Корнев )

Как такового диагноза дислексия или дисграфия не существует, они входят в общую группу расстройств под названием «задержка психоречевого развития». Причем и такой «приговор» нельзя назвать болезнью, это лишь следствие нарушений кровообращения головного мозга. По опыту работы могу сказать, что практически у всех детей-дислектиков наблюдаются проблемы с кровообращением сосудов головного мозга, но их диагностика проводится слишком поздно. Причиной этому служит непросвещенность наших родителей и «старые» методы лечения таких заболеваний, ведь стандартный сценарий действий родителей, заметивших у своего ребенка тревожные симптомы — поход к педиатру, который направляет их к логопеду. Оптимальный вариант действий: с самого начала полностью обследовать ребенка (проконсультировать с психологом, невропатологом, логопедом-дефектологом, психиатром), обязательно провести томографию и ультразвуковую диагностику головного мозга. Только тогда можно ставить окончательный диагноз и в зависимости от формы расстройства и степени запущенности назначать индивидуальный курс лечения. Большинство детей обходится только коррекционной терапией. Медикаментозное вмешательство возможно только при тяжелых формах дислексии, которая наблюдается у ребенка в комплексе с другими психическими заболеваниями (при ДЦП, аутизме и т.д.). Легкую форму «словесной слепоты» при своевременном выявлении можно устранить за 3-4 месяца. (врач медицинского центра «Истина» И. Бабий )

Дислексия - проблемы с навыками чтения - совсем не так распространена, как это кажется. Истинная дислексия имеет неврологическую природу, а та, с которой мы сталкиваемся, как правило, возникает потому, что в доме вообще ничего читать не принято. Это как если бы я сказал, что 99 % современных детей страдают неспособностью развести костер. А откуда у них эта способность возьмется, если они никогда не видели, как родители добывают огонь? А откуда у них возьмутся навыки чтения, если они родителей с книгой в руках никогда не видят?

Большинство звезд (и не только голливудских) половину детства проводят не с книгой в руках, а кривляясь перед зеркалом, и потом дают интервью, жалуясь на тяжелую жизнь. Резюме: случаев дислексии полно, но в большинстве случаев это проблема педагогическая, а не медицинская. (педиатр Е.О. Комаровский)

Профилактика дислексии – как научить ребенка читать правильно

Для того чтобы у ребенка уменьшить риск проявления дислексии и , необходимо с раннего возраста заниматься с ним специальными упражнениями, которые нацелены на освоение норм грамотной речи и письма. Профилактика дислексии должна основываться на развивающих играх, а не на специальных уроках по 45 минут.

Игры способствуют умственному развитию детей, а также помогают мыслить, анализировать, ориентироваться. Детям важно на начальном этапе обучения показывать как можно больше образов: букв, животных, слов. Им легче воспринимать информацию визуально. В памяти откладываются все эти образы, и в будущем у них не возникнет таких проблем, как дислексия. Еще в садике детям всегда представляют информацию в виде картинок и красочных карт.

Игры для профилактики дислексии

  1. Предложите ребенку такую игру: напишите легкое предложение, чтобы каждое слово у вас было написано на разных карточках. Озвучьте ребенку предложение и попросите, чтобы он его составил из имеющихся слов.
  2. Также можно использовать методику «Пишем вслух». Продиктуйте ребенку маленький отрывок из его любимой сказки и наблюдайте за тем, как он будет писать. Главное, чтобы текст, который вы ему будете диктовать, нравился малышу.
  3. Для развития фонетических способностей поиграйте с ребенком в игру «Найди слово». Вы должны подготовить разные картинки и подписать их с тыльной стороны. Называя слово, ребенок должен найти соответствующую картинку. Например, дерево или солнце. Также можно собирать слоги. Напишите названия животных по слогам и попросите кроху сложить слова. Например, «со-ва» или «со-ба-ка».

Такими играми вы научите ребенка не только грамотно читать, но и писать, ведь зрительная память детей очень развита, поэтому им легче запоминать все «на глаз», так сказать.

В мире существует большое число детских заболеваний. Одной из этих болезней является дислексия. Как лечить эту болезнь? Она лечится в России, и лечится довольно успешно. Для того чтобы не запустить эту болезнь, необходимо знать её начальные симптомы, а затем уже разбираться, какое именно лечение подойдёт ребёнку. Эта статья расскажет родителям, какая существует коррекция дислексии у младших школьников, упражнения для коррекции также будут рассмотрены. А теперь обо всём по порядку.

Дислексия: что это такое?

Молодым родителям будет полезно знать, что вообще представляет собой эта проблема. Сама по себе дислексия - это болезнь, при которой у ребёнка затрудняется восприятие цифр и букв.

Ребёнок способен их различать, знать, но из-за болезни возникают моменты, когда он не может понять их смысл.

Когда проявляется болезнь?

Ответив на вопрос: "Дислексия, что это такое?", - нужно разобраться, когда именно проявляется эта болезнь. В основном она встречается у детей, которые только-только пошли в школу. Из-за болезни детям сложнее воспринимать информацию, которую даёт педагог.

Стоит отметить, что та информация, которую ученик слушает и воспринимает на слух, усваивается им во много раз лучше, чем та, что он берет из своих учебников. Ребенок может менять слова в тексте местами или воспринимать их как перевёрнутые, кроме того, он может путать цифры и буквы. В связи с этим у учеников низкие оценки в школе, плохая успеваемость в целом. Они менее активны по сравнению со своими сверстниками.

Симптомы дислексии

Каждому родителю необходимо знать основные симптомы дислексии, чтобы на раннем этапе начать лечение. Также эти симптомы помогут разобраться, какой вид болезни у ребёнка на данный момент. Итак, симптомы дислексии в медицине следующие:

  1. Дезорганизация.
  2. Неуклюжесть и проблемы в координации.
  3. Трудности в принятии информации и в её обработке.
  4. Различные проблемы в усвоении слов.
  5. Непонимание информации, которая была прочитана ребёнком в тексте.

Это основные симптомы болезни. Но есть и другие. Они менее заметны, но на них также стоит обратить своё внимание.

Иные симптомы дислексии

  1. Несмотря на плохие навыки чтения, интеллект у ребёнка отлично развит.
  2. Возможны какие-либо проблемы со зрением ребёнка.
  3. Возникают трудности при письме, а именно неразборчивый почерк.
  4. Ошибки при письме или чтении, а именно пропуски букв или их перестановка.
  5. Плохая память.

Разновидности болезни

В медицине существует несколько разновидностей болезни. Их знают врачи, но и родителям их понимание необходимо. Итак, виды дислексии существуют следующие:

  1. Мнестическая дислексия. Отличительная черта данного вида заключается в том, что ребёнок, имеющий данную разновидность болезни, трудно работает с буквами: он не понимает, какой из звуков соответствует конкретной букве.
  2. Аграмматическая дислексия. Этот вид выражается в изменении падежных окончаний, у ребёнка возникают трудности в склонении слова по падежам. Кроме того, он с трудом изменяет слова по родам. Данный вид дислексии чаще всего встречается у детей с
  3. Фонематическая дислексия. Эта разновидность болезни выражается в смешивании звуков ребёнком при прослушивании слов, которые ему диктуют. В основном к ним относятся звуки, отличающиеся по одному смыслоразличительному признаку. Помимо этого, ребёнок читает слова по буквам, также он может переставлять слоги и буквы.
  4. Семантическая дислексия. Этот вид проявляется в том, что ребёнок читает текст абсолютно правильно, но понимание его является ошибочным. Слова при прочтении текста воспринимаются абсолютно в изолированном виде, далее это приводит к потере связи с остальными лексемами.
  5. Оптическая дислексия. Этот последний вид дислексии выражается в затруднённом усвоении, а также смешивании похожих графических букв.

Коррекция дислексии у младших школьников, упражнения, которые проводятся со специалистами, могут помочь ребёнку и его родителям вылечить болезнь любого вида и любой сложности.

Дислексия: способы коррекции

Любое заболевание необходимо лечить. И начинать этот процесс лучше как можно раньше. Как уже было сказано выше, коррекция дислексии у младших школьников, упражнения, направленные на борьбу с ней, могут помочь справиться ребёнку с этим недугом. Но это довольно сложный процесс. К сожалению, коррекция дислексии Москве лишь под силу. В других городах лечение этой болезни не производится. Методика коррекции дислексии может иметь несколько форм. Далее будет рассказано об абсолютно всех методиках и упражнениях, которые существуют на данный момент в медицине.

Метод Дейвиса

Большую популярность в этой сфере лечения приобрела коррекция дислексии по системе Дейвиса. Изобрёл этот метод, как уже можно понять по названию, исследователь Рональд Дейвис. Он был очень хорошо знаком с этой болезнью, т. к. сам ею страдал в детстве. Его методика имеет несколько этапов, каждый из которых играет важную роль в лечении дислексии. Благодаря им ребёнок постепенно разрабатывает свои мышление, память и внимание.

Многие эксперты и родители успели по достоинству оценить весь положительный эффект данного метода.

Этапы метода Дейвиса

  1. Самый первый этап - это комфорт. Ребёнок должен находиться в зоне комфорта, не испытывая никаких неудобств.
  2. Следующий этап - это работа над координацией. Этот этап помогает ребёнку усвоить такие понятия, как право-лево, верх-низ. Для этого необходим резиновый мяч, в дальнейшем их потребуется два. Данные мячи способны издавать приятные звуки в тот момент, когда касаются руки ребёнка.
  3. Познание символов с помощью лепки. Ребёнку даётся пластилин, из которого вместе с преподавателем он должен слепить буквы, цифры и различные слоги. Благодаря этому, ребёнок лучше усваивает символы, т. к. он может их потрогать руками и даже понюхать.
  4. Последний и самый важный этап - чтение. Он делится на три отрезка. В первом ребёнок должен научиться переводить свой взгляд слева направо и узнавать группы букв. Во втором происходит закрепление способности переводить свой взгляд слева направо. И третий отрезок -включает работу на понимание смысла одного предложения, а затем и всего текста.

Отзывы родителей о методике Дейвиса

Отзывы о данной методике в основном положительные. Родители отмечают повышение успеваемости детей в школе, а также их успехи в чтении. Они могут воспринимать по 50, а некоторые и по 60 страниц в день. Школьник начинает писать более разборчиво, чем до лечения. Да и сам ребенок становится более активным. Его легче поднять рано утром в школу, хотя раньше, как многие отмечают, им удавалось сделать это с огромнейшим трудом.

Конечно, пользоваться этой методикой или нет, решать вам, но то, что она помогает, подтвердили уже многие родители, чьи дети, к сожалению, знакомы с этим недугом.

Занятия и упражнения для коррекции дислексии

В Москве существует огромное количество центров, которые дают возможность посетить занятие с логопедом для коррекции дислексии. Именно эти специалисты и используют упомянутый выше метод Дейвиса. Кроме того, логопед может посоветовать родителям именно те упражнения, которые подходят ребёнку больше всего. Конечно, за эти посещения необходимо заплатить достаточную сумму денег. Минимальная цена за одно посещение - 1500 рублей. В некоторых клиниках ещё больше - 2300 рублей.

Конечно, можно пойти и другим путём - заниматься ребёнком самостоятельно. Для этого существует большое количество различных упражнений, которые помогают эффективно бороться с дислексией. Для начала будут рассмотрены способы, которыми пользуются логопеды в борьбе с дислексией.

Упражнения, которые проводятся с логопедами

Каждый врач, перед тем как начать занятия с ребёнком, смотрит, какой именно вид дислексии он имеет. Всё потому, что к каждому виду подбираются свои конкретные методы. Ниже будут приведены упражнения, которые относятся к тому или иному виду дислексии:

  1. Упражнения при фонематической дислексии. Работа с таким видом проходит в два этапа. Первый заключается в уточнении артикуляции. Перед зеркалом логопед показывает ребёнку то, как должен быть расположен язык, как открыть рот при произношении конкретного звука. Когда этот этап будет пройден и ребёнок поймет механику произношения, начинается второй этап. Смысл его заключается в сопоставлении различных смешиваемых звуков как при произношении, так и при прослушивании. Задача, поставленная перед ребёнком, постепенно усложняется.
  2. Упражнения при аграмматической дислексии. Специалисты решают эту проблему с помощью составления с ребёнком сначала небольших, а затем и более длинных предложений. Это помогает ему научиться изменять слова по числам, родам, а также по падежам.
  3. Упражнения при мнестической дислексии. Логопед использует в своей работе при данном виде болезни предметы, которые максимально похожи на букву. При этом модель может издавать различные звуки, которые помогут ребёнку понять, какая именно буква имеется ввиду.
  4. Упражнения при оптической дислексии. Здесь логопед ставит перед ребёнком задачу найти необходимую букву. Она может прятаться в рисунке, ее необходимо дорисовать или дописать. Также используется лепка из пластилина, составление букв из счётных палочек.
  5. Упражнения при семантической дислексии. Задача, которая стоит перед логопедом в этой ситуации, - помочь ребёнку понимать, какое значение несёт то или иное слово. Кроме того, необходимо добиться того, чтобы школьник понимал смысл прочитанного текста. Понимание его производится за счёт картинок или каких-либо вопросов по нему.

Большой перечень видов имеет заболевание. Коррекция дислексии у младших школьников, упражнения тесно связаны с этими видами. Ведь благодаря им, специалисты знают, какие именно методы нужно использовать.

Коррекция дисграфии и дислексии младших школьников: упражнения

Итак, пришло время поговорить об упражнениях, которые помогают в борьбе с дислексией. Они эффективны, и, если заниматься ребёнком каждый день, то можно добиться неплохих результатов:

  1. Скороговорки. Да, произношение их очень помогает ребёнку. Дело в том, что сами по себе скороговорки - это последовательность схожих по звучанию слов. Благодаря этому ребёнок может почувствовать разницу. Также можно пробовать чтение слов в обратном порядке.
  2. Проговаривание различных звуков. Родители должны объяснить ребёнку, что он должен проговаривать сначала согласные, а потом гласные звуки в абсолютно любом порядке. Причём делать это необходимо на выдохе. Через некоторое время необходимо смешивать гласные и согласные звуки.
  3. Гимнастика для артикуляции. Производятся различные дыхательные упражнения. Они являются разминкой перед коррекцией дислексии.
  4. Резиновый мячик. Здесь необходимо учить ребёнка читать по слогам. Мячик нужен для того, чтобы, когда ребёнок произносил слог, он сжимал его всеми пальцами.
  5. Упражнение "Буксир". Смысл его заключается в том, что кто-то из родителей должен вместе с ребёнком читать текст. Сначала малыш и взрослый читают вместе вслух, а потом каждый про себя. Важно помнить, что родители должны подстраиваться под ребёнка, т.к. он может не успевать за взрослым.
  6. Последнее упражнение - многократное чтение текста. Ребёнку даётся отрывок, и в течение минуты он его читает. Когда проходит минута, ставится отметка на том месте, где остановился ребёнок. Затем, спустя небольшой промежуток времени, он должен снова прочитать тот же самый кусок. Родители, в свою очередь, должны следить за динамикой чтения, за тем, больше или меньше в этот раз понял малыш. Важно помнить, что читать текст нужно много раз за день, но с перерывами.

Эти упражнения можно и нужно выполнять у себя дома каждый день. Мгновенного результата не будет, но улучшения в развитии со временем будут проявляться всё в большой степени.

Итог

Коррекция дислексии у младших школьников, упражнения для борьбы с ней широко практикуются в различных странах мира. К сожалению, в России специальных учреждений довольно мало.

Цены на услуги логопеда сравнительно невысокие. Поэтому лечить ребёнка можно и нужно в России. Результат будет и закрепится он навсегда. Благодаря специальным упражнениям, активность ребёнка вырастет, а также улучшится его успеваемость в школе. Дислексия - это болезнь, которую можно вылечить.