История эмблем отечественных бронетанковых войск. В национальных цветах. Атрибуты для игр

26.04.2019
Цены на детские эмблемы зависят от следующих факторов:
- сложность макета;
- метод печати;
- тираж;
- цветность макета;
- размер эмблемы.

Цена на представленные здесь эмблемы при размере 8*8 см составляет 80 руб./шт.

Как самостоятельно перенести эмблему

На самом деле, эмблема на одежду перносится очень просто. Для этого нужно
1. Вырезать эмблему;
2. Снять с задней стороны картики защитный слой;
3. Положить картинку на изделие, накрыть термостойкой бумагой и прижать утюгом. Температура приклеивания 160 градусов, время прижатия - 20 сек.
4. Проверять эмблему на отрыв следует в остывшем состоянии.

Бумага для переноса детских эмблем

Термопрочная бумага предназначена для термопереноса детских эмблем.
Стоимость 1 пачки формата 20*30 см (10) листов - 35 руб.

Доставка детских эмблем

1. Самовывоз. Станция метро "Кунцевская", ул. Верейская, д. 29
2. Доставка по Москве (при наличии метро)
- курьером до адреса - 300 руб.
- до пункта самовывоза СДЭК - 200 руб.
3. Доставка по Москве (отсутствие в районе метро) - 800 руб. или посредством компании СДЭК до ближайшего пункта самовывоза - 300 руб.
4. В Подмосковье и регионы доставка производится компанией СДЭК до ближайшего пункта самовывоза. Стоимость доставки - 400 руб.

ВНИМАНИЕ! Изготовление детских эмблем производится только при 100% предоплате.
Оплата услуг по доставке производится при получении продукции.

Цель: военно - патриотическое воспитание дошкольников.

Задачи:

  1. закреплять знания о военных профессиях, названиях военной техники;
  2. развивать умение играть в командных играх;
  3. воспитание чувства патриотизма, уважения к Российской армии, любви к Родине.

Целевая аудитория: возраст 6 -7 лет.

Продолжительность: 40минут.

Предварительная работа:

  • Ознакомление учащихся с историей нашей страны и армии, великими сражениями, родами войск, с военной техникой.
  • Конкурс рисунков, выставка
  • Чтение художественной литературы на военную тематику.
  • Разучивание стихов о войне и защитниках Отечества в группах;
  • Разучивание песен о войне на музыкальных занятиях;

Заранее мальчики придумывают название своей команды, девиз, эмблему.

Интеграция с образовательными областями:

  • познание;
  • социализация;
  • коммуникация;
  • физическая культура;
  • музыка.

Оборудование:

  • мультимедиапроектор;
  • ноутбук;
  • музыкалтный центр
  • музыкальные диски с записями песен о войне, музыка к играм.

Спортивное оборудование и инвентарь:

  • скамейки (2 шт.) ;
  • обручи (2 шт.) ;
  • корзины (2шт.) ;
  • кегли (10 шт.) ;
  • мешочки с песком (30шт.) ;
  • маленькие мячи (4шт.) ;
  • дуга для подлезания (2шт.)
  • канат.

Атрибуты для игр:

  • бумажный конверт (2шт.) ;
  • открытки разрезанные на части с рисунком военной тематики;
  • руль игрушечный (2шт.) ;
  • флажки (2шт.) ;
  • игрушечный корабль (2шт.)
  • листы формата А4 (30шт.)

Реквизит:

  • эмблемы танкистов и эмблемы лётчиков

Видеоматериал: слайды с загадками

Музыкальный материал:

  • Песня «Бравые солдаты» , муз. М. Протасова;
  • Песня «Будем в армии служить» Ю. Чичкова
  • Песня «23 февраля» , муз. и сл. И. Русских;
  • Песня «Защитники Отечества» , муз. И. Фроловой, сл. Т. Фроловой;
  • Песня «Моя армия» «Непоседы» ;
  • Песня «Граница» , муз. и сл. Л. Агутина;
  • Песня «Наша родина сильна» А. Филиппенко;
  • Песня «Пора – в путь дорогу» муз. В. Соловьёв-Седой, сл.
  • С. Фогельсон;
  • Песня «Жил отважный капитан» , муз. И. Дунаевский и сл. В. Лебедев- Кумач;
  • «Военный марш» Г.Свиридова;
  • Песня «Через две зимы» В. Шаинского.

Ход мероприятия:

Под военный марш Г.Свиридова в зал заходят дети и становятся полукругом у центральной стены.

1-й ребёнок:

Почему мы в этом зале

Очень дружно все собрались?

2-й ребёнок:

Марш играет. Наш парад,

Начинает детвора!

3-й ребёнок:

День нашей Армии сегодня.

Сильней её на свете нет!

Привет защитникам народа!

Российской Армии…

Все дети (хором) : Привет!

1-й ребёнок:

Об армии любимой

Поёт наш детский сад.

И ей, непобедимой,

Сегодня каждый рад.

Песня «Будем в армии служить» Ю. Чичкова

Ведущий:

С днем рожденья, армия! -

Говорит страна. -

Славная защитница,

Будь всегда сильна!

Ведущий:

Чтобы сильным быть всегда,

Поможет нам военная игра!

Ведущий: Начинаем наш спортивный праздник, посвящённый «Дню защитника Отечества» (слайд 2) и сегодня будут соревноваться две команды «Лётчики» (подготовительная группа № 2) и команда «Танкисты» (подготовительная группа № 1) .

Ведущая предлагает командам представиться.

Девиз команды «Лётчики» :

Мы смелые пилоты, водим самолеты.

В небе высоко летаем, небо зорко охраняем!

Девиз команды «Танкисты» :

Мы танкисты,

Рвёмся в бой,

Танк любимый

Наш герой!

Ведущий: Вашу находчивость и смекалку будет оценивать жюри.

Пусть оно весь ход сраженья.

За командами следит.

Кто окажется дружнее -

Тот в бою и победит.

Ведущий представляет жюри и предлагает занять свои места.

Ведущий: Наши солдаты охраняют мирную жизнь. Военная служба трудна. Надо быть сильным, чтобы не уставать. Каждое утро солдат делает зарядку.

Зарядка всем полезна,

Зарядка всем нужна,

От лени и болезней

Спасает нас она.

Спортивные упражнения под песню «Через две зимы» В. Шаинского.

Ведущий: Вслушайтесь только в эти гордые слова – «Защитник Отечества» ! Защитники нашего Отечества – России – это наши солдаты, офицеры, лётчики и моряки, которые готовы в любую минуту встать на защиту нас с вами. Наши мальчики очень хотят стать похожими на них: сильными, мужественными и благородными.

Ведущий: В армии нужны люди разных профессий - танкисты, радисты, саперы. Но всех, кто служит можно назвать одним словом. А, чтобы узнать посмотрите на экран и отгадайте загадку.

На посту и в дождь, и в град,

В бой за нас пойдет... (солдат) .

Ведущий: Солдаты - меткие стрелки. Сейчас мы проверим, как вы умеете стрелять. Прошу команд построиться в две колонны.

Эстафета «Будь метким»

Дети строятся друг за другом. На расстоянии 5 м. от первого участника лежит на полу обруч. Дети по очереди бегут до каната, возле которого лежат мешочки с песком на расстоянии (1, 5-2 м.) и бросают в обруч мешочки. Бросивший участник возвращается обратно к команде и передаёт эстафету следующему участнику. Команда, у которой попаданий больше, становится победительницей.

Во время проведения эстафеты «Будь метким» звучит песня «Бравые солдаты» , муз. М. Протасова.

Ведущий: А вот другая загадка для вас.

Вижу в небе самолет.

Как светящийся комочек,

Управляет им пилот,

По другому просто... (Лётчик)

«Летчики» (игра на построение) . Задание: встать друг за другом по росту.

Эстафета «Взлетная полоса»

Первый участник команды кладет на вытянутую руку с расправленной ладонью альбомный лист бумаги. В таком положении он должен пройти до условленного места и там оставить свой лист. Двигаться нужно осторожно, потому что лист легкий и все время стремиться слететь с руки. Следующий игрок положит свой лист рядом с первым листом. И так далее. Из листов выкладывается «взлетная полоса» .

Во время проведения эстафеты звучит песня «Пора – в путь дорогу» муз. В. Соловьёв-Седой, сл. С. Фогельсон;

Ведущий: Следующая загадка

Спешит по вызову отряд,

Готов он разыскать снаряд.

Три мины обезвредил смело,

Боец поистине умелый. (Сапер)

Ведущий: А теперь приглашаю посоревноваться саперов. Сапер - солдат, который может разминировать путь для других бойцов.

«Снайперы»

Посередине зала ставят кегли. Команды стоят напротив друг друга на расстоянии 4м. Сначала раздаются 4маленьких мяча команде «Лётчики» . По сигналу участники команды «Лётчики» катают мяч в стоящие кегли. Потом катают мячи команды «Танкисты» . Побеждает команда, которая собьет больше кеглей.

Во время поведения игры «Снайперы» звучит песня «Защитники Отечества» , муз. И. Фроловой, сл. Т. Фроловой.

Ведущий: Как называют того, кто охраняет границу? (пограничник) Слайд6.

Игра «Пограничник»

Выбирается водящий. Он будет называться «незадачливый пограничник» . На полу проводятся две черты. За первой линией будут стоять дети, которые должны перейти границу, на средней черте «незадачливый пограничник» , который вместо того, чтобы отмечать «День защитника Отечества» , ловит детей на границе. А третья линия, это черта за которую дети должны пройти не пойманными. Кого пограничник поймает, тот займет его место.

Во время проведения игры «Пограничник» звучит песня «Граница» , муз. и сл. Л. Агутина.

Ведущий:

Слайд 7. Все моря и океан

Покорил наш... (капитан) .

Ведущий: Капитан в ответе за свое судно. Он должен так проложить курс, чтобы не столкнуться с другими кораблями, не сесть на мель и догнать корабль противника.

Конкурс капитанов:

Участвуют капитаны. Перед каждым на расстоянии 2 м на полу стоит корабль (можно машину) , к носу которого привязана лента с палочкой на конце. Дети по сигналу начинают наматывать ленту на палочку, подтягивая корабль к себе. Побеждает участник, чей корабль быстрее коснется ног «капитана» .

Во время проведения конкурса капитанов: «Чей корабль быстрее приплывёт» звучит песня «Жил отважный капитан» , муз. И. Дунаевский и сл. В. Лебедев- Кумач.

Ведущий: Следующая загадка

Вот загадка про бойца,

Удалого молодца.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я... (шофер) .

Ведущий: Военному шоферу всегда найдется дело: надо и боеприпасы подвезти, и сообщение в штаб доставить, и солдат к новому месту дислокации привезти.

Игра «Подвези боеприпасы»

Участвуют двое детей. Они - «шоферы» . Каждый участник держит руль. Перед ними ставят кегли, на расстоянии 0,5м друг от друга. Игроки должны «змейкой» обежать кегли, не уронив их, и вернуться обратно. Побеждает участник, первым выполнивший задание. Если кегля падает, «шофер» должен ее поднять и объехать еще раз.

Ведущий: Кто боец невидимого фронта? (Разведчик.)

Эстафета «Доставь донесение в штаб»

По сигналу первый участник, пролезает под дугой, проползает по скамейке и бежит между кеглями, берёт флажок - дают знак следующему. Пакет находится в руках у последнего мальчика. Побеждает та команда, кто быстрее доставит пакет.

Во время проведения эстафеты «донесение в штаб» звучит песня «23 февраля» , муз. и сл. И. Русских;

Ведущий: Сейчас каждая команда получит зашифрованное донесение. Чтобы его понять, нужно, прежде всего, заглянуть вот в эти конверты.

Каждая команда получает по конверту. В каждом конверте – разрезанная на части открытка военной тематики.

Конкурс «Зашифровка»

Ведущий: Как видите, шифровка необычная – надо собрать открытку, чтобы понять, что на ней нарисовано.

Звучит песня «Моя армия» , муз. Э. Ханок., сл. И. Резник, в исполнении группы «Непоседы» , под которую дети собирают открытки.

Ведущий отмечает команду, которая закончит первой

Ведущий: В армии на службе у военных есть техника, без которой очень сложно было бы охранять нашу Родину, нашу мирную жизнь. Я буду загадывать загадки про военную технику, сначала одной, потом другой команде. Но мы с вами договоримся, что, даже зная ответ, вы будете проявлять дисциплинированность и выдержку. Если одна команда не знает ответ, то отвечает другая.

Машина непростая,

Машина боевая.

Как будто трактор с «хоботком» ,

Всем прикурить дает кругом! (Танк)

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном... (Корабль)

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

Что такое? (Самолет.)

Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю.

Отправляется в полет

Наш российский... (Вертолет) .

Под водой железный кит,

Днем и ночью кит не спит.

Днем и ночью под водой

Охраняет мой покой. (Подводная лодка.)

Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную... (Ракету) .

Тучек нет на горизонте,

но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут опустился (Парашют) .

Ведущий: пока жюри считает очки, дети споют песню «Наша родина сильна» А. Филиппенко

Все строятся по командам, жюри объявляет итоги соревнования, проводится награждение.

(Ведущий с ребятами читают заключительные стихи) .

1 ребенок:

Настанет день, когда мы подрастём,

Ракеты в космос смело поведём,

На Землю спустимся в счастливый час,

С цветами, музыкой здесь встретят нас.

Ведущий:

Нашей армии Российской

День рожденья в феврале,

Слава ей, непобедимой,

Слава миру на земле!

И. Даренский

2 ребенок:

Солдаты дружбы, мира выходят на парад,

Бойцы и командиры встают за рядом рад.

3 ребенок:

Солдаты охраняют и жизнь, и мир, и труд.

Так пусть же все ребята

Счастливыми растут!

Ведущий:

Трубы громкие поют, Нашей армии…

Все хором: Салют!

Ведущий:

В космос корабли плывут,

Нашей армии…

Все хором: Салют!

Ведущий:

На планете мир и труд, Нашей армии…

Все хором: Салют!

Команды под песню «Моя армия» , муз. Э. Ханок., сл. И. Резник, в исполнении группы» Непоседы выходят из зала.

Список литературы:

  1. «Вечный песенный огонь» Цикл занятий посвященных 610-летию Победы в Великой Отечественной войне» - журнал «Музыкальный руководитель» 2, 2005. – с.9;
  2. «Живи в веках, моя Россия!» сценарий праздника, посвященный дню

защитника Отечества: - журнал «Музыкальный руководитель» 1,

2004. – с.35.

3. Картушина М.Ю. «День защитника Отечества» : сценарии праздников для ДОУ и начальной школы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка детский сад №455 г. Самара

Подготовила: Холопова Светлана Николаевна инструктор по физической культуре

Даже в те далёкие времена, когда военное искусство находилось на уровне «Хватай дубину, побежали гонять соседей!», людям надо было как-то отличать своих воинов от чужих. Раскраска на лице, тотемные значки, перья определённого вида птиц - всё это и многое другое послужило истоком для явления, которое позже назовут военной геральдикой.

Разного рода гербовые рисунки составляли основной массив военных знаков различия на протяжении древней эпохи и Средневековья. По мере того как армии становились больше и универсальней, эмблемы делались проще. Этот процесс всегда заканчивался принятием какого-либо несложного символа, лёгкого для изображения и опознания.

Одна армия - один знак

Главенствующим элементом в опознавательных знаках стало обозначение принадлежности к вооружённым силам страны. К примеру, в армии царской России у военных кокард была характерная «сердцевина», состоявшая из нескольких овалов разного цвета и узора.

К моменту появления танков система опознавательных знаков, или эмблем, как принято называть их в World of Tanks, полностью оформилась. С 1916 года и до наших дней могли меняться изображения или места для нанесения эмблем, но общий принцип стал неизменен. Опознавательные знаки вооружённых сил образуют целую систему. Но, как и несколько последних столетий, основной из них - это общий знак вооружённых сил страны.

В World of Tanks на данный момент представлена бронетехника девяти государств ХХ столетия. На каждой машине по умолчанию изображён один из вариантов стандартной эмблемы.

Выберите нацию
СССР Китай США
Германия Швеция Япония
Великобритания Франция Чехословакия
Звёзды - красные и белые

Советские машины, пожалуй, самые известные носители эмблемы в виде красной звезды. Хотя сам этот символ намного старше: он использовался ещё в Древнем Риме, где назывался «марсовой звездой» в честь бога войны. Когда зародилось христианство, пятиконечная звезда «отметилась» и в нём - как символ перехода от язычества к вере в единого Бога.

В армию Российской империи звезда, вероятнее всего, пришла из Франции, где ещё с конца XVIII века её стали носить на солдатских погонах и офицерских эполетах. 1 января 1827 года император Николай I издал указ, согласно которому русская армия также принимала данный знак различия. Правда, тогда звёзды были белые или жёлтые.

Красная звезда в истории Советской России впервые фигурировала в 1917 году. Писатель и революционер В. Кибальчич писал, что у некоторых участников штурма Зимнего дворца была на рукаве повязка с её изображением. При создании Красной армии выбор в пользу красной пятиконечной звезды был достаточно очевиден. Хотя конкретного имени того, кто предложил её использовать, история не сохранила. Символизм знака в РККА прост. Красный - цвет пролетарской революции. Пять лучей - пять материков. А звезда - символ единства пролетариев всего мира. Внутри фигуры рисовали плуг и молот, затем серп и молот.

Интересно, что выражение «краснозвёздные танки» носит скорее фигуральный, нежели буквальный характер. В отличие от авиации, где звёзды рисовали на всех самолётах, танковые войска чаще обходились тактическими отметками, чем звёздами. Но если красную звезду рисовали, то, как правило, на боковой поверхности башни танка. Также её могли размещать на передней части корпуса или даже на маске орудия. Есть цветные исторические фото, на которых советские танки обозначены белой звездой. Это нетипично и может быть объяснено несколькими причинами. Во-первых, красный пигмент мог выцвести от долгой эксплуатации. Во-вторых, зимой некоторые советские танковые командиры могли избегать ярких пятен на белой маскировочной окраске, чтобы не стать лёгкой мишенью.

К выбору нации


Второй главный «потребитель» красных звёзд - Народно-освободительная армия Китая. Здесь этот символ несёт примерно тот же смысл, что и у СССР. Визуально китайская версия эмблемы отличается тем, что она имеет золотую (жёлтую) обводку по контуру. В World of Tanks на танках звезда «сплошная», без дополнительных символов. В реальной китайской армии на красном фоне, как правило, рисуют иероглифы «8» и «1» , обозначающие 1 августа. В этот день в 1927 году была образована НОАК под руководством Мао Цзэдуна. Сам знак китайские вооружённые силы используют с 1948 года.

К выбору нации


Третья игровая нация World of Tanks, использующая звёздную эмблему, - это США. Американская звезда по традиции белая и старше официального государства Соединённых Штатов на целый год. Впервые она появилась на так называемом Континентальном флаге, поднятом адмиралом Джоном Полом Джонсом в 1775 году.

Белая звезда, которую игроки могут видеть на технике США в своём Ангаре, обведена круговым контуром. Это характерная черта машин Второй мировой войны. Круг стали рисовать для того, чтобы в прицеле не перепутать белую звезду союзной техники с белыми контурами немецкого «балкенкройца».

Тевтонский, чёрный, но не «балканский»

В субботу, пятого апреля,
Сырой рассветною порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев тёмный строй.

На шапках перья птиц весёлых,
На шлемах конские хвосты.
Над ними на древках тяжёлых
Качались чёрные кресты.

Это строки из поэмы Константина Симонова «Ледовое побоище». А чёрные кресты на знамёнах принадлежали Тевтонскому ордену. Он был образован в XII веке, во время третьего крестового похода группой германских паломников. Как и другие духовно-рыцарские ордена, Тевтонский орден активно боролся с врагами католической церкви. Орден нёс огонь и меч в Пруссию, Великое Княжество Литовское и на Русь вплоть до своего катастрофического поражения под Грюнвальдом в 1410 году.

Когда воинственная Пруссия возглавила объединение Германии в XIX веке, в числе другой символики она принесла в немецкую армию чёрный крест. И, надо сказать, прижилось это тевтонское наследие накрепко.

Что же такое «балкенкройц»? Посмотрите на любой немецкий танк в Ангаре. Крест на нём будто бы сложен из двух брусьев или балок. Отсюда пошло и его название - «балочный крест». В русском языке можно встретить вариант «балканский крест», но это только случайное созвучие.

«Балкенкройц» был принят в качестве национальной опознавательной эмблемы немецкой военной авиации в апреле 1918 года, просуществовал до конца Первой мировой войны и вернулся в 1935 году - снова как эмблема ВВС. Наземные войска Германии стали использовать его не сразу. Когда немцы напали на Польшу в 1939 году, на их технике рисовали равносторонние кресты обычного белого цвета. Но уже к моменту нападения на Данию в апреле 1940-го «балкенкройц» распространился в вермахте повсеместно.

Существовали определённые инструкции по нанесению «балочного креста», но на практике их почти не соблюдали. Белые контуры могли быть шире или уже, сам крест мог быть не только чёрным, но и белым, и серым. Могли использоваться только контуры, без основной фигуры - чтобы снизить заметность. А когда в немецкой армии в 1943–1944 годах получило широкое распространение циммеритовое покрытие, то из-за его бугристой поверхности рисовать кресты стало можно только вручную. Тут уже любые стандарты были бессильны.

В 1955 году вооружённые силы Федеративной Республики Германии получили новую эмблему. Она называется «чёрный крест» («шварцкройц») и тоже выполнена в тевтонской стилистике, отличаясь от «балочного креста» тем, что перекладины фигуры расширяются от центра к краям. В World of Tanks «чёрный крест» служит базовой эмблемой немецких танков периода после Второй мировой войны.

К выбору нации


В национальных цветах

Пять остальных наций, представленных в World of Tanks, используют в своей символике цвета государственных флагов или сами флаги.

Например, шведы, недавно дебютировавшие в проекте. И в реальности, и в игре их боевую технику украшает золотой крест на лазоревом поле, являющийся государственным символом Королевства Швеции с 1569 года.

К выбору нации


Когда в игре должны были появиться японские танки, возник вопрос, какую эмблему выбрать в качестве их базового обозначения в игре. В наши дни Силы самообороны Японии используют флаг Кёкудзицу-ки - «Восходящее солнце». Однако не все игроки готовы были видеть этот флаг на японской технике: в Китае, Корее и других странах, с которыми Япония успела повоевать в ХХ веке, данный символ воспринимается болезненно. Выбор пал в пользу государственного флага Японии - алого круга на белом поле. Тем более что японские военные также используют его активно.

Эмблема как символ — не просто условный знак (картинка или, на языке геральдики, — фигура). Она имеет определенное смысловое содержание или ядро, идею. А именно — отраженную в символе, хотя бы в очень сжатом виде, определенную черту (черты), характерную для того или иного рода войск. То, что дает военнослужащему возможность испытывать чувство гордости своим родом войск и его традициями, своей профессией. А воинам бронетанковых войск есть чем гордиться. Достаточно вспомнить богатейшую историю этого рода войск, боевые подвиги героев-танкистов, их важную роль в победах, одержанных нашими Вооруженными Силами, и в современном оборонительном потенциале России.

Собранная автором коллекция эмблем БТВ — это в немалой степени отражение истории самих отечественных БТВ. А уважительное отношение к истории и славным традициям своей армии является важным фактором формирования моральных, психологических и патриотических качеств военнослужащих.

Бронесилы России были созданы в 1915 г. Им предшествовало появление в Русской Армии первых автомобильных частей, для которых в 1914 г. приняли специальную эмблему — автомобильные колеса с рулем и крыльями (1).

Приказом по Военному ведомству России №328 от 3 июня 1915 г. вводится эмблема автоброневых частей (на бронеавтомобилях). Она представляла собой комбинацию эмблемы авточастей с пулеметом Гочкиса на треноге. Большие эмблемы (2, 3) предназначались для погон. Различались белые (посеребренные) и желтые (золоченые) эмблемы — «по цвету металлического прибора, установленного для частей» (галуна погон, пуговиц). Малые эмблемы (4) носились при Временном правительстве на петлицах.

Для «бронированных батарей для стрельбы по воздушному флоту» приказом по Военному ведомству №105 от 1916 г. принимается эмблема с колесом и направленным вверх пулеметом (5).

После Октябрьской революции в Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) были части на бронетанковой технике, оставшейся от царской армии, а также на трофейной иностранной, захваченной у «белых» и иностранных интервентов. Однако специальных эмблем бронесил в Красной Армии вначале не было. Долгое время не удавалось найти сведения, подтверждающие существование бронесил в России. Но об этом факте можно было узнать, в частности, по сувенирным значкам: значку, выпущенному в память о выступлении В.И. Ленина с броневика 3 апреля 1917 г. у Финляндского вокзала (6), и значку с тем же самым броневиком, установленным перед музеем в Ленинграде (7).

В 1917—1921 гг. красноармейцы и командиры бронечастей носили одинаковые для всех родов войск знаки различия: нагрудные знаки (8,9) и значок-кокарду на головном уборе — «красную звездочку с молотом и плугом» (10).

В 1922 г. (приказ от 31 января 1922 г.) появляется сразу несколько специальных эмблем для бронечастей:

Для управления бронесил — «рука с мечом и шлем» (11);

Для личного состава бронепоездов — «бронепоезд в круге» (12);

Для автоброневых отрядов — «броневик в круге» (13);

Для личного состава танковых отрядов — «трофейный английский танк Мк V» (14);

Для личного состава бронедрезин (на эмблеме — бронеавтомобиль с железнодорожными колесами) — «бронедрезина в круге» (15);

Для учебной автомотобригады (формально она входила в инженерные войска) — «колесо, крылья и цилиндры мотоциклетного мотора» (16).

Кроме перечисленных образцов, тогда же были введены еще две эмблемы для бронесил:

Для десантных отрядов на бронепоездах — «автомат с винтовкой на подкове»;

Для летучих ремонтных бригад — «скрещенные молоток и французский ключ в круге».

Такой набор эмблем наглядно отображал разнообразный состав бронетанковой техники в бронесилах. Даже сейчас он хорошо поясняет, почему вместо термина «танковые войска» очень часто используется термин «бронетанковые войска».

Необходимо особо подчеркнуть, что в Гражданскую войну большинство личного состава в бронесилах было «бронепоездниками». В ходе этой войны бронепоезда применялись очень широко и весьма успешно. На них воевали будущий командующий бронетанковыми и механизированными войсками во время Великой Отечественной войны маршал бронетанковых войск Я.Н. Федоренко и отец составителя представляемой коллекции.

Ношение неустановленных знаков различия запрещалось, но все же существовала практика использования отдельными военнослужащими (в основном принадлежащими к старшему комсоставу) «люксовских» разновидностей основных знаков, заказывавшихся ювелирам. Таков вариант нагрудного знака с посеребренным венком из лавровой и дубовой ветвей с наложенной эмблемой управления бронесил из серебра (17).


Командование 3-го танкового полка, 1930 г. Справа — командир полка (с эмблемой «английский танк в шестерне»).

Многообразие эмблем бронесил сочли неудобным, и вскоре (приказом РВСР №1312 от 29 мая 1922 г.) для всех бронечастей была введена единая эмблема — «щит, меч с молнией в руке с бронеперчаткой и колесо с крыльями» (символы главных свойств бронетанковой техники — бронезащиты, вооруженности и подвижности) . Эти эмблемы были в двух вариантах: позолоченные — для командного состава (18) и посеребренные — для штабов (19).

Отмечу, что первые советские эмблемы бронесил являются большой редкостью. Это связано с тем, что после окончания Гражданской войны происходило резкое сокращение бронесил.

С введением более узких петлиц и размещением на них знаков должностных различий (приказ РВС СССР №1244 от 2 октября 1924 г.) стали использоваться эмблемы такого же типа, но меньшего размера и с более четким рельефным рисунком (20).

Эмблемы (18—20), как и более ранняя эмблема управления бронесил (11), выполнены с использованием интернационального геральдического изобразительного языка (стиля), в отличие от остальных отечественных эмблем БТВ, которые выполнены в техно-реалистском стиле, а именно — с использованием изображений образцов бронетанковой техники.

Начальник штаба 3-го танкового полка А.Н. Фирсович (с эмблемой «английский танк в шестерне»). 1931 г.


В центре снимка — старший сержант 3-го танкового полка (с эмблемами «английский танк в шестерне»). 1931 г.

В 1930—1931 гг. единственный тогда в Красной Армии танковый полк (3-й танковый полк, дислоцировавшийся в Москве в Лефортове), на вооружении которого были трофейные английские танки MkV и французские «Рено» FT-17, заказал свою эмблему — «английский ромбовидный танк MkV в шестерне» (21).

На эмблеме изображен вариант этого танка — «самец» (пушечный), а признаком того, что это модель MkV, является наличие в задней части борта корпуса решетки системы охлаждения двигателя. По типу двигателя этот танк в Красной Армии называли «Рикардо». Серебряный («люксовский») вариант этой эмблемы, представленный в коллекции (22), принадлежал одному из первых танкистов — начальнику штаба этого полка А.Н. Фирсовичу, ставшему во время Великой Отечественной войны командиром 5-го механизированного корпуса.

Шестерня в военной эмблематике обычно символизирует то, что род войск является техническим. Она же использована в эмблеме мотоциклетных войск — «мотоцикл с пулеметом, наложенный на шестерню». Эта эмблема была введена, по-видимому, несколько позднее, чем «английский ромбовидный танк MkV в шестерне». Мотоциклы вообще с самого начала принято было относить к бронетанковой технике. В Красной Армии до и во время Великой Отечественной войны в механизированных и танковых полках были даже мотоциклетные полки.

Мотоциклетные эмблемы были парные — левые и правые (23, 24). Небезынтересно, что в нашей армии парные эмблемы (кроме мотоциклетных такими были еще танковые и медицинские) носились на форме исходя из правил: «наши танки (пулеметы) по своим не стреляют» и «наши змеи друг друга не жалят», т.е. средства поражения должны целиться не друг на друга, а в противоположные стороны.

В начале 1930-х гг. советская экономика переживала бурный рост, осуществлялась индустриализация. Появились крупные заводы, производившие в больших количествах бронетанковую технику; началось масштабное развертывание механизированных и танковых войск.

В 1936 г. (приказ НКО СССР №36) вводится новая эмблема для автобронетанковых войск, на которой изображался «быстроходный танк» БТ-5, вид сбоку (25). Размер эмблемы (длина) — 24 мм; эти эмблемы были парные (левые и правые). На петлицах при одновременном размещении на них большого количество знаков должностного различия использовалась эмблема меньшего (20 мм) размера (26). Эмблемы «танк БТ» в большинстве были стилизованные — с условной башней, практически лишь с пушкой. Поэтому иногда их называли «самоходками».

Инженерно-технический состав автобронетанковых войск в 1936— 1943 гг. носил другую эмблему — «скрещенные молоток и французский ключ» (27), такую же, как инженерные войска. Размер эмблемы (диагональ) равнялся 24 мм. На петлицах при большом числе знаков должностного различия использовалась эмблема меньшего (диагональ 17 мм) размера (28).

Знаками должностного различия, носившимися на петлицах вместе с эмблемами (а их число на петлице могло доходить до четырех, что и приводило к необходимости применять эмблемы уменьшенного размера), были: треугольник, квадрат («кубик»), прямоугольник («шпала») и ромб, соответственно, для младшего, среднего, старшего и высшего комсостава (29—32).


Командиры танковой части (1936 г.). В центре — полковнике эмблемой «танк БТ» (большой); справа — старший лейтенант с эмблемой «щит, меч с молнией и бронеперчатка» (малый); второй справа — капитан с эмблемой «скрещенные молоток и французский ключ».

Начальник 1-го отдела Управления ремонта и эксплуатации ГАБТУ военинженер 1 ранга инженерно-танковой службы А.В. Мельник с эмблемой «скрещенные молоток и французский ключ». 1940 г.

Легендарный танкист, бывший командиром танковой роты в 3-м отдельном танковом полку, Герой Советского Союза В.Н. Кашуба (фото периода 1941 —1942 гг.) с эмблемой «танк БТ» (большого размера). Потеряв в боевых действиях ногу, продолжал служить и был начальником Ульяновского командного училища. Своего сына назвал Бронеславом (от слов «Броне — слава!»). Многие первые советские танкисты так называли своих сыновей.

В переломный период Великой Отечественной войны форма военнослужащих Красной Армии существенно изменилась. Были введены такие же, как в царской армии, погоны (приказ НКО СССР №25 от 15 января 1943 г.). Соответственно, для ношения на погонах и петлицах стали использоваться эмблемы (стилизованный танк БТ) большего размера — 30 мм. Существовали следующие виды этих эмблем:

Позолоченные (33) — в разное время для погон инженерно-технического состава (вначале), а позднее для командного состава;

Латунные (34) — для курсантов училищ, сержантского и рядового состава;

Посеребренные (35) — в разное время для командного или инженерно-технического состава;

Хромированные (36) — ввиду плохой стойкости посеребрения такое покрытие допускалось и осуществлялось в ремчастях.

В послевоенное время для бронетанковых войск (приказы МО СССР №26 и №104 от 1955 г.) ввели новые эмблемы — вид танка Т-34 спереди-сбоку. Эмблемы «танк Т-34» были золоченые (37), посеребренные (38) и латунные (39). Они также были парные (левые и правые), размер — 25 мм. Эмблему, изображавшую легендарный Т-34—лучший массовый танк Второй мировой войны, танкисты носили с гордостью. Этот танк отлично подошел в качестве символа победы в войне середины XX века.

Эмблемы «танк Т-34» использовались долго (до 1994 г.). Со временем размер их был уменьшен до 20 мм, латунь была заменена легким сплавом. И так как на вооружение Советской Армии поступали все более совершенные танки, в штампы для изготовления новых партий эмблем стали вноситься изменения (хотя эмблема «танк Т-34» официально не изменялась). Башне танка придавались черты новых боевых машин: танков Т-55 (40), Т-62 (41) и Т-72 (42). Представляется забавным, что изготовители штампов начали путать взаиморасположение на лобовом листе корпуса танка люка механика-водителя и установки пулемета. Уже забывалось то, в действительности у танка Т-34 люк механика-водителя был слева, а лобовой пулемет — справа.

В так называемый «перестроечный» период, с развалом Советского Союза и Советской Армии, наступил и непростой этап поиска новой формы и символики для Вооруженных Сил Российской Федерации. Стали разрабатываться и новые эмблемы для родов войск и служб. Были изготовлены и несколько пробных вариантов эмблемы для Бронетанковых войск. Один из них представлен в коллекции (43). Это вид спереди стоящего (т.е. неподвижного) танка Т-34, помещенного внутри венка — «спрятавшийся в кустах» танк, да еще и дополнительно почему-то защищенный щитом! Ничего кроме удивления такая карикатурная демонстрация «оборонительной доктрины» вызвать не может.

В 1994 г. была введена форма одежды для Российской Армии (указ Президента РФ №1010 от 23 мая 1994 г.). Для всех родов войск и служб появились новые эмблемы. Они оказались довольно неудачными: у всех эмблем главным элементом являлся венок, а то, что помещалось внутри его, было мелким и малоразличимым. Но различимость (с достаточно большого расстояния) в являющихся знаками различия по принадлежности эмблемах является наисущественным требованием! Неразличимые знаки различия оказались явно провальными, став неудачным «ноу хау» разработчиков новой формы.

Для бронетанковых войск была предложена эмблема «танк, обрамленный двумя дубовыми ветвями» (44). Танк (по-видимому, Т-62) изображен в ракурсе спереди. Эмблема вышла крайне невыразительной: контур танка различить оказалось более чем затруднительно. Эту эмблему можно было охарактеризовать как «трудноразличимый танк в кустах». Такая оценка давалась как ветеранами танковых войск, так и действующими офицерами-танкистами. С этим соглашался и высший генералитет танкистов при показе автором коллекции эмблем бронетанковых войск как отечественных, так и иностранных армий.

Попыткой устранить этот недостаток стал вариант штампа продававшихся эмблем — «прорезной танк» (45), но и он не решал проблемы.

Слушатель 2-го курса академии БТВ младший лейтенант В.А. Мельник с эмблемами «танк Т-34». 1954 г.

В 2003 г. (приказ МО РФ №305 от 9 сентября 2003 г.), во многом благодаря активному участию начальника ГАБТУ генерал-полковника С.А. Маева, была введена новая эмблема — «в виде танка ИС-3». (46). Танк показан спереди-сбоку, размер по корпусу 24 мм, эмблема парная. Танкисты положительно восприняли появление такой эмблемы: хорошо различимый движущийся танк, мощный, знаменитой оригинальной отечественной конструкции. Несмотря на одобрительную (в целом) оценку этой последней (на сегодняшний день) эмблемы отечественных БТВ, ее недостатком, по мнению автора, является малая четкость и рельефность показа деталей танка. Представляется, что это можно легко устранить корректировкой штампа.

Знаки отличия(за заслуги) танкистов (1936—1961 гг.)

Военная атрибутика представляет собой довольно сложную область. Представленные эмблемы отечественных БТВ, предназначенные для ношения на погонах, петлицах, краях воротника, являются, хотя и немаловажной, но все же лишь частью знаков различия военнослужащих. На эмблеме изображена фигура, принятая в качестве главного символа рода войск. И эту фигуру (эмблему) обычно принято использовать в других ветвях атрибутики данного рода войск. В частности, в знаках отличия (наградных знаках за те или иные заслуги) военнослужащих.

Такими знаками отличия танкистов, достаточно интересными и высокохудожественными, являются следующие представленные пять знаков отличия:

Нагрудный знак «За отличное вождение боевых машин», учрежденный приказом Народного комиссара обороны СССР №13 января 1936 г. Им награждались лица за достижения по вождению боевых машин. Награжденным присваивалось звание «отличный водитель боевой машины». Знак представлял собой ромбовидную фигуру, покрытую серой эмалью с накладной эмблемой «танк БТ» (47);

Нагрудный знак «За отличную стрельбу из танкового оружия», учрежденный приказом НК обороны СССР №2 3 января 1936 г. Выполнившему все условия для награждения присваивалось звание «отличный стрелок». Знак представлял собой покрытую красной эмалью звезду с удлиненной внизу формы, с красным кругом с белой и черной мишенью и накладной эмблемой «танк» марки Т-26 (48);

Нагрудный знак «Отличный танкист», введенный Указом Президиума Верховного совета СССР 21 мая 1945 г., представлял собой покрытый рубиново-красной эмалью щит, наложенный на позолоченный дубовый венок, внизу позолоченная эмблема «танк БТ» (49);

Нагрудный знак «За окончание танкового военного училища». Он был учрежден приказом МО СССР №0231 21 декабря 1950 г. Вариант с надписью «СССР» на щитке внизу выдавался с 31 августа 1954 г. До этого на щитке указывался год выпуска. Знак представлял собой позолоченный лавровый венок с красным флагом вверху и с эмблемой «танк БТ» на белом поле в центре (50);

Нагрудный знак «Танкист» (знак классности по вождению) был учрежден приказом МО СССР №44 6 апреля 1954 г. На знаке помещены две черного цвета эмблемы «танк Т-34», а в центре на белом щите указывалась присвоенная классификация по вождению танков и САУ (51). Впоследствии (в 1961 г.) этот знак был заменен общим знаком классности для офицеров и генералов всех родов войск.

И на этом специальная танковая (бронетанковых войск) символика практически (кроме эмблемы) перестала существовать.

Виталий Андреевич Мельник,

полковнике отставке


Автор . Учитель-логопед, Клокова Светлана Вячеславовна г. Арзамас, МБДОУ д/с № 39.

Описание: Праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества. Проводился он в подготовительной группе для детей с ОНР. Были приглашены гости: папы, дедушки, солдаты, проходившие военную службу в нашем городе.Гостям и ребятам было весело и интересно. Время пролетело очень быстро. Фоторепортаж с описанием праздника будет интересен педагогам детских дошкольных учреждений, учителям начальных классов, инструкторам по физической культуре, музыкальным руководителям и родителям.

Фоторепортаж с праздника, посвящённого Дню Защитника Отечества.

Цель: Создание радостного настроения от совместной деятельности детей и взрослых.

Задачи:
-расширить и закрепить имеющиеся у детей знания о празднике Дня Защитника Отечества;
-способствовать гармонизации детско-родительских отношений;
-совершенствовать координацию движений, формировать ловкость и меткость у детей;
-воспитывать смелость, находчивость, ловкость, быстроту движений, артистичность.

Предварительная работа:
-познакомили детей с разными родами войск;
-рассмотрели иллюстраций с изображением Российской армии, побеседовали об увиденном;
-показали презентацию «Наша армия родная»;
-поиграли в игры на закрепление лексико-грамматических категорий;
-разучили стихотворения к празднику;
-составили творческие рассказы;
-изготовили подарки;
-изготовили эмблемы.

Действующие лица:
Ведущая-солдат-инструктор по физической культуре, дети- "лётчики" и "танкисты", солдаты из воинской части, проходившие военную службу в нашем городе, "бабка"-воспитатель, музыкальный руководитель.

Оборудование:
эмблемы лётчиков и танкистов, солдатские сапоги, одежда для танца моряков, саксофоны, гимнастические скамейки, мячики для метания, корзины, обручи, хулахупы, мешки, тканевые рукава, медали, макет дома, топор, кастрюля, половник.
Зал украшен разноцветными шарами, плакатами «23 февраля».

Недавно по всей стране прошёл замечательный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. Все по-разному встречали его. Наша логопедическая подготовительная группа встретила его следующим образом. На праздник, проходивший в спортивном зале, были приглашены папы, дедушки и молодые солдаты, проходившие военную службу в нашем городе. Они же и возглавили две команды детей. Одна команда назвалась ЛЁТЧИКИ, другая-ТАНКИСТЫ.


Дети под торжественный марш шеренгой, маршируя вошли в украшенный спортивный зал, где физинструктор в военной форме начала праздник.



Ведущая.
Нашей армии Российской день рожденья в феврале!
Слава ей непобедимой! Слава миру на земле!
Трубы громкие поют. Нашей армии…

Дети.
Салют!

Ведущая.
В космос корабли плывут. Нашей армии…

Дети.
Салют!

Ведущая.
На планете мир и труд. Нашей армии…

Дети.
Салют!

Ведущая. Морякам, артиллеристам, пограничникам, связистам-
Всем, кто мир наш бережет и границы стережет,
За великие дела слава, слава и хвала!

Дети.
Слава, слава, слава!

Монтаж.


Первый ребенок.
Папин праздник – главный праздник,
Всех мальчишек и мужчин.
И поздравить их сегодня,
От души мы все хотим!

Второй ребенок.
Дорогие наши папы,
Вы всегда в цене у нас.
Этой встрече очень рады,
Все мы очень любим вас.

Третий ребенок.
Ну подумайте, ребята,
Что за жизнь без пап была?
Папа часто выполняет,
Все хозяйские дела.

Четвёртый ребенок.
Жить без папы невозможно,
Ты пойди, хоть, где узнай.
Ведь без папы кто бы маму,
На руках тогда носил?

После монтажа начались соревнования.

Физинструктор объяснила правила участия в соревнованиях и стала отдавала громким голосом команды!


Ребятам помогли обуть солдатские сапоги и они по очереди бросились бежать вперёд до цели и обратно!



Затем другое испытание: проползти по скамейке, как разведчики, спрыгнуть с неё и прыжками добраться до цели!





Ух! Устали! Пора и отдохнуть! Посмотреть на матросский танец- это именно то, что сейчас нужно!



Морячки весело, зажигательно танцевали, а девочки в это время «качали волны», изображая море!



Отдохнув, ребята продолжали соревнование.
Пробежать «змейкой» не задев препятствия –сложная задача!


Настала пора показать сыновьям и дочерям на что способны их отцы!
Собрать все мячи, не растерять их по дороге и бросить в цель-задача не из лёгких!


Отдохните папы-послушайте концерт саксофонистов!


Соревнования продолжаются-нужно проскакать на "коне" и не упасть!


Опять папы соревнуются в ловкости и умении преодолевать полосу препятствий!


Ох и устали все! Солдатики даже проголодались. Вот и отправился один солдатик к бабке, попросить чего-нибудь поесть. Да бабка то больно скупа оказалась, только топор и дала. Но солдатик был не промах. Быстро сообразил, что у бабки всё вкусное попрятано. Стал он кашу варить из топора. Варит, да нахваливает, а бабке пробовать не даёт. «Вот бы чуть-чуть крупицы»-просит солдат. Горсть крупы не жалко бабке. Так дала она солдатику и сольки и маслица. Ох и каша вкусна получилась! Поели такой вкуснятины все! А дети даже добавку попросили!










Отдохнув и поев, подвели итог соревнования. Победила дружба! Солдаты наградили участников медалями.



Пора и детям порадовать гостей подарками!



Ведущая.
Вот пролетел веселья час,
Мы рады были видеть вас.
Не хочется прощаться,
Но надо расставаться.

Дорогие наши папы, дедушки!
Мы желаем вам здоровья, семейного счастья,
Успехов в работе, хорошего настроения,
Вот такими смелыми, чуткими, умелыми,
Добрыми, веселыми оставайтесь вы всегда!
(Дети возвращаются в группу)