Название внеклассных мероприятий на тему осень. Внеклассное мероприятие для начальной школы «Осень – славная пора». Звучит осенняя мелодия

14.03.2019

Цели:

Развитие кругозора

– Развитие творческих способностей

Задачи:

Образовательные – обобщить знания детей о времени года осень

Развивающие – развитие двигательных, слуховых, речевых и образных качеств.

Воспитательные – воспитать у детей любовь к природе, окружающему миру, друг другу.

Воспитать чувство ответственности.

Оформление кабинета

Костюмы

Угощения (яблоки)

Ученик.

Журавли на юг летят.

Здравствуй, здравствуй, осень!

Приходи на праздник к нам,

Очень, очень просим:

Хором : Осень, осень, в гости просим.

Осень : Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам, друзья!

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной,

Осенние сады и парки?

Я пришла на праздник к вам

Петь и веселиться.

Я хочу со всеми здесь

Крепко подружиться.

Танец с листиками

Ведущий: Осень пришла не одна на праздник, а привела с собой трёх братьев-месяцев. А кто они, вы догадайтесь сами!

Сентябрь:


Опустел наш школьный сад,
Паутинки в даль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришёл?

Дети: Сентябрь.

Октябрь:


Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды.
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился?

Дети: Октябрь.

Ноябрь:


Поле чёрно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?

Дети: Ноябрь.

Ведущий: Правильно, вы отгадали название месяцев. Они пришли не с пустыми руками, а принесли игры.

Сентябрь:

Сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете грибы. Я буду загадывать вам загадки, а вы должны будите их отгадать.

Царь грибов на толстой ножке

Самый лучший для лукошка

Он головку держит смело

Потому что гриб он …

(Белый)

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой

И держат зонтики в руках

Застигнутые тучкой

(Опята)

Будто смазанные маслом

Мы блестим на солнце красном

Как лесные дошколята

Под сосной растут…

(Маслята)

Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой

Круглый, гладенький, красивый

С ножкой толстой и прямой

(Подосиновик)

У этих грибов шляпки разные, бывают и жёлтыми и красными и бурыми и лиловыми. Эти грибы съедобные.

(Сыроежки)

Октябрь:

Игра «Кто больше соберет листьев?»
На полу разбрасывают по одинаковому количеству осенних листьев разного цвета. Несколько человек получают задание собрать листья. Каждый из них собирает листья определенного цвета. Кто соберет больше?

Ноябрь:

Собирают осенью урожай плодов.

Много людям радости после всех трудов.

И мы тебя встречаем

Богатым урожаем.

1. Во саду ли, в огороде

Фрукты, овощи растут.

Их собрали в зале тут.

2. Для всего честного люда

Слушайте внимательно,

Запоминайте старательно!

Лук

Лук зелёный – объеденье!

Он приправа к блюдам.

Ешьте, дети, лук зелёный:

Он полезен людям.

Витаминов в нём не счесть –

Надо лук зелёный есть!

И головки лука тоже

Нам полезны и пригожи!

Морковь

А морковочка – подружка

Дорога и люба.

Ешьте, дети, все морковь,

Укрепляйте зубы.

Помидор

А я – толстый помидор,

Витаминов полный.

Очень долго я расту –

Возраст мой преклонный.

Сначала я зелёным был,

Но август – месяц наступил –

Стал краснеть я день за днём,

Чтобы взяли меня в дом.

Ешьте, дети, помидоры,

Пейте сок томатный:

Он полезный, витаминный

И на вкус приятный.

Огурец

Превосходный огурец

Лежит на рыхлой грядке.

Ешьте, дети, огурцы,

Будет всё в порядке!

Репа

Наша жёлтенькая репка

Уж засела в землю крепко.

И кто репку ту добудет,

Тот здоровым, сильным будет.

Картофель

Посадили мы картошку

Ещё в мае-месяце.

Выросла она на диво –

И крупна, и так красива!

А картошка – хлеб второй,

Это знаем мы с тобой.

Собирай картошку смело,

Не жалей ты сил для дела!

3. Мы представили сегодня

Для здоровья и для силы

Ешьте больше …

Дети : О – во – щей!

Осень:

Урожай у вас хорош,

Уродился густо:

И морковка, и картошка,

Белая капуста,

Баклажаны синие,

Красный помидор

Затевают длинный

И серьёзный спор.

Осень : (фонограмма “дождь”) Что я слышу? Это мои подружки – капельки дождя.

Дождь (выходит с лейкой) и капельки говорят:

Дождик, дождик, поливай –

Будет славный урожай.

Будет жито и ячмень,

Долгий лен, зеленый хмель.

Будет белая пшеница

Будет рожь и чечевица.

Будет сладкая малина

И рябина, и калина.

Дождик :

Здравствуйте, ребята.

Я дождик проливной, подружитесь все со мной. Намочу я всех подряд. Кто же дождику не рад?

Ведущий: А мы тебе не очень- то рады, дождик. Ведь, когда ты идешь, мы не можем выйти погулять. Приходится сидеть дома, чтобы не промокнуть и не заболеть.

Дождик:

А я хочу вас порадовать и станцевать вместе со своими сестренками капельками наш танец.

Танец Дождя

Ведущий: А теперь, дождик, прощайся с гостями. Пора тебе заняться своей работой: полить сады, огороды, поля и леса, напоить землю перед зимними холодами.

Ведущий:
Осень дарит нам овощи, фрукты, ягоды и грибы, но самый ценный, самый дорогой подарок – это хлеб. Ведь недаром говорят что хлеб – всему голова!

Плох обед, коли, хлеба нет.

Хлеб на стол – и стол престол!

Осень: А теперь отведайте моих даров.

(Осень угощает всех присутствующих яблоками)

Осень : Что ж, пора мне в путь, ждут меня еще поля, сады и огороды, надо все обойти да проверить, не осталось ли чего неубранного, все ли богатство мое собрано. А вам желаю расти крепкими, здоровыми и веселыми, кушать овощи и фрукты. До свидания.

Ведущий: Говорят, что осень – это грусть, сплошные дожди, пасмурная погода. Не верьте, друзья! Осень по-своему прекрасна и привлекательна. Она несет душе щедрость, сердцу – тепло от человеческого общения, вносит в нашу жизнь неповторимую красоту! В этом вы можете сами убедиться.

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зашумели воды быстрого ручья.

Птички улетели в теплые края.

Ведущий . Осень сегодня полностью вступила в свои права. Мы благодарим эту осень, что она собрала нас всех на осенний праздник. Впереди зима, весна, лето. А потом снова осень. Сколько их еще будет в нашей жизни! Мы надеемся, что еще не раз зажгутся для всех нас в нашей школе золотые огни Осеннего бала. До новых встреч!

Внеклассное мероприятие на тему: «Дары осени».

Загадка. Дни стали короче,

Длиннее стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Koгдa это бывает?

Осень. Сегодня мы собрались, чтобы отметить праздник осени, праздник урожая.

Ученик. Уже горят огнём рябины кисти,

И пожелтели на берёзах листья,

И пенье птиц уже не слышно вовсе,

И тихо - тихо к нам приходит осень.

Ученик. Платье из жёлтого ситца,

Бусы – рябинки на грудь,

В уши – серёжки – заколки.

Дорого – любо взглянуть.

Девушка – осень гуляет,

Ножкой сбивая росу.

В сумку дары собирает,

Листья вплетая в косу.

Может порадовать солнцем,

Может дождём угостить,

Может снежком припорошить

И серебром принакрыть.

Всем хороша я, пригожа.

Золота, яшмы не счесть.

Яблоки, шишки, орехи –

Всё в сундуке моём есть.

Ученик. Золотом берёзонька украшалась.

В платье золотистое наряжалась.

На ветвях берёзоньки листики качались.

С ветерком играючи, обрывались.

И летели листики, и легко кружились,

И у ног берёзоньки опустились.

Быстро листья разлетелись,

Наступил мороз внезапно.

И берёзка шепчет: «зябну!»

Ученик. Жёлтый кружится листок,

Путается в сучьях.

Неба синий лоскуток затерялся в тучах

Поздний серенький рассвет в поле над овином Растревожится нет - нет криком журавлиным.

Песня: «Листья желтые»

Ведущий.

Осень позаботилась о том, чтобы нам свами жилось сытно и тепло. Осень – самое щедрое и богатое на урожай время года. В старину русские люди, в благодарность за урожай, с радостью встречали матушку «Осенину» – был такой праздник на Руси.

Ведущий.

Осень в гости к нам пришла и подарки принесла.

Принесла нам овощей и для супа и для щей.

Отгадайте, каких овощей она нам принесла.

Осень.

    Прежде, чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

Заставил плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а (лук).

    На грядке – длинный и зелёный,

А в бочке – жёлтый и солёный. (Огурец).

    Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не промокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы меня? Я... (свёкла).

    Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста).

    Голова – на ножке,

В голове – горошки. (Горох).

    Не видна из грядки,

Играет с нами в прятки.

И никто бы не нашёл,

Да, гляди, торчит хохол!

Потяните крепко – вытащится... (репка).

    Под землёй птица гнездо свила,

Яиц нанесла. (Картофель).

    На грядке привалился на бочок Солидный, крутолобый... (кабачок).

    Он круглый и красный, как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней...(помидора).

    Хвост зелёный, красная головка.

Это остроносая...(морковка).

Исполняется песня «Огородная».

Ведущий.

Овощи поспорили кто - же из них важнее и нужнее.

Сценка: «Спор овощей».

Осень.

Поклон вам всем родные люди,

И вашим золотым рукам.

Я – ваша осень золотая,

И вот опять явилась к вам.

Ну, а со мною, как всегда,

Плоды большого урожая –

Плоды почётного труда:

Эй, морковка, эй, капуста,

Эй, картошка! Все сюда

Овощи: (вместе).

Кто из нас, из овощей,

И вкуснее, и важней?

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Морковь.

Главный овощ – это я – морковка

Содержу я витамин

Очень нужный каротин.

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку.

Будешь ты тогда дружок

Крепким, сильным, ловким!

Чеснок.

Не хвались ты каротином

Я от гриппа и ангины,

От простуды, разной хвори,

Съешь меня – не будет боли

Свёкла.

Я свеколка – просто диво,

Так румяна и красива!

Свёклу надо для борща и для винегрета. Будешь свеколкой питаться,

Кровь вся будет очищаться.

Огурец.

Что? Огурчик вам не нужен?

Без него, ну что за ужин?

Очень будете довольны,

Съев огурчик малосольный.

И в рассольник, и в салат

Огурчику каждый рад!

Капуста.

Я – капуста – всех толщей!

Без меня не будет щей

Борщ, салат, и винегрет

Любят кушать на обед.

А какие вкусные

Пирожки капустные!

И при том учтите, дети

Главный овощ я в диете! Помидор.

Вы кончайте глупый спор,

Всех главнее – помидор. Раскрасавец хоть куда,

Я не овощ, а звезда!

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный! Картошка.

Я, картошка, так скромна –

Слова не сказала...

Но картошка так нужна

И большим и малым!

Осень.

Спор давно кончать пора. Овощи.

Спорить бесполезно.

(стук в дверь).

Кто - то, кажется, стучится... (Входит доктор Айболит)

Это доктор Айболит!

Доктор Айболит.

Ну, конечно, это я!

О чём спорите, друзья?

Овощи.

Кто из нас, из овощей,

И вкуснее, и важней?

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Доктор Айболит.

Чтоб здоровым, сильным быть Надо овощи любить

Все без исключения,

В этом нет сомнения!

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас полезней!

Частушки.

    На себе всегда мы ловим восхищенья взоры!

Красоту нам и здоровье дарят помидоры.

    Мы секрет румян достали у пробабки Фёклы,

Лучше всех румян заморских сок от нашей свёклы.

    Ухажёров нынче 100 под нашими окошками.

Все желают получить пирожок с картошкой.

    Не болеем больше гриппом, не боимся сквозняка,

Все таблетки заменяет нам головка чеснока.

    Я румяная девица и танцую ловко,

Потому что ем всегда свежую морковку.

    Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить.

Все без исключения,

В этом нет сомнения!

Ведущий.

Есть у нас огород, где много овощей растёт. Для того, чтобы вырос хороший урожай, нужно много трудиться. А все ли ребята у нас любят трудиться? Сценка «Ох, трудна моя работа».

Девочки.

Нынче Саша очень занят,

У него не счесть забот:

Грядки нынче поле Саша,

Поливает огород.

Саша.

Ох, трудна моя работа,

Ох, болит спина и бок.

Ох, устал я отчего-то,

Эх, пойду, вздремну часок!

Девочки.

Снова Саша очень занят:

Храп стоит до потолка.

Третьи сутки спит наш Саша,

Отлежал он все бока.

Саша.

Ох, нелёгкая работа

Трое суток к ряду спать.

Ох, не выспался я что-то,

Надо часик подремать.

Девочки.

Много дел с утра у Саши

И забот не в проворот:

Все идут копать картошку,

Он в столовую идёт.

Саша.

Зря, ребята, вы частушки Сочинили обо мне!

Я ведь очень работящий,

Только, кажется, во сне!

Девочки.

Снова Саша очень занят

Не боится он молвы.

На обед спешит наш Саня

С ложкой больше головы.

Саша.

Ох, ребята, вы ребята,

Я вам честно говорю:

Даже кушать ложкой кашу

Я смертельно устаю.

Все вместе.

Саша, лёжа на диване,

Невозможно жизнь прожить.

Если бросишь ты лениться,

Будут все с тобой дружить!

И ещё хотим напомнить

Из истории урок.

Труд когда-то обезьяне

Человеком стать помог!

Конкурс «Приготовь винегрет».

Осень.

Хорошо ребята поработали летом и осенью. Собрали с огорода урожай. Давайте посмотрим, как они из овощей сделают винегрет.

На столе лежат овощи. Нужно выбрать необходимые овощи для винегрета приготовить его.

Работа с залом.

Ведущий.

1. Доскажи пословицы.

Труд кормит, а...(лень портит).

Терпенье и труд...(всё перетрут).

Каков мастер,... (такова и работа).

Поспешишь - ...(людей насмешишь).

Сладкая еда не приходит...(лёжа)

Что посеешь - то(и пожнёшь).

Скучен день до вечера, (коли делать нечего).

Хочешь есть калачи - (не сиди на печи).

Осень.

Есть у меня три брата. Отгадайте их.

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к нам пришёл?

Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды, оголяются леса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц подскажи?

Поле чёрно - белым стало,

Падает то дождь, то снег,

А ещё похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц подскажи?

1. Игра «Собери листья». (Под музыку).

На полу разброшены листья. Кто больше соберёт, тот победил.

2. «Угадай овощ» – игра.

Ведущий.

Давайте подведём итоги конкурса «Приготовь винегрет».

Сценка «Репка».

Ведущий

Отгадайте загадку:

Круглое, как месяц, листья, как ель, а хвост, как у мыши. (Репа).

Да, это репа. Раньше репу ели каждый день: пекли с нею пироги, варили кашу, ели нарезанную с мёдом. Народ не забыл репку и в своих сказках. Сейчас мы её и посмотрим.

Ведущий.

Посадил дед репку. Выросла репка блатная, преблатная. Пришёл дед репку тянуть, а она говорит...

Репка.

Дед, а дед, мне бы накраситься. Принеси мне косметику.

Ведущий.

Принёс дед косметику.

Репка, а тянуть - то тебя когда?

Репка.

Ты что, старый, не видишь, Я ещё не созрела. Мне ботву причесать надо. Ведущий.

Делать нечего, пошёл дед за бабкой. А бабуля в это время...

Бабка.

Пора, пора, пора

Купить нам новый «Горизонт»

И стенку фирмы «Филипс»,

складной японский зонт,

А если, дед, а если, дед,

Не купишь эти вещи,

С тобой за репкой в поле не пойду.

Ну, пойдём, красатулечка...

Бабка.

Нет.. Я в театр иду.

Внучка.

купи мне, бабка штанишки «Капри»,

Жвачку, Барби и юбку клёш.

А если, бабка, всё мне не купишь,

В театр сегодня ты не пойдёшь.

Ой, Машенька, пойдём репку тянуть.

Внучка.

Во - первых, я не Машенька, а Мария. А во - вторых, я на дискотеку опаздываю.

Жучка.

Хэллоу, дед, ты мне опять не купил «ПеддиГри»? И не приставай с репкой. Мурка.

Ваша киска любит «Вискас».

Мышка...помоги мне репку вытянуть.

Мышка.

Там «Кармелита» начинается, а ты с репкой пристал.

Ну и пусть репка гниёт!

Ведущий.

Чему учит эта сказка? Какая пословица подходит к этой сказке на новый лад? Как вы понимаете поговорку: «Осень припасиха, зима подбериха»?

Песня «Урожайная»

Саранова Ольга Викторовна

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №100

Учитель начальных классов

ПРАЗДНИК ОСЕНИ.

Цели:

    Углубить знания детей об основных приметах и признаках осени;

    Способствовать развитию навыков выразительного чтения, умения выступать, творческих способностей детей;

    Воспитывать чувство доброты, прививать интерес к искусству.

Оборудование: зал украшен осенними листьями, выставки поделок из природного материала, рисунков по теме “Вот и осень к нам пришла”, репродукции картин художников.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня наш праздник посвящается самому красивому времени года – осени. На празднике прозвучат стихи, песни, загадки. Мы с вами увидим интересные сценки и танцы, поиграем в разные игры, вы примете участие в различных конкурсах и узнаете много нового об осенних месяцах. Итак, начинаем!

Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Всё поспело для ребят.
Журавли на юг летят.
Здравствуй, здравствуй осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень, очень просим.
Здесь мы праздник радостный
Весело встречаем,
Приходи, мы ждём тебя,
Осень золотая…

Осень. Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья! Вы рады встретиться со мной? Вам нравится наряд лесной? Я пришла на праздник к вам петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь крепко подружиться!

Осень, милая шалунья, разместилась тут и там,
Как заправская колдунья разукрасила свой храм.
Гроздья – яхонты калины восхищают красотой.
Ты замедлила смотрины, так замедли шаг, постой!
Дай тобой полюбоваться!
Дай наслушаться тебя!
Не спеши уйти, расстаться,
Не позволь затмить себя.

Осень. Спасибо вам, ребята! Много хорошего услышала я о себе. А пришла я к вам на праздник не одна, а вместе с тремя братьями – осенними месяцами. Они помогут мне провести наш праздник.

Сентябрь.

Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к вам пришел?...

(Сентябрь).

Осень. Сентябрь – младший брат осени. Название сентября происходит от латинского “септимус” и означает “седьмой”. В древнерусском календаре сентябрь был седьмым по счету от начала года. Первым тогда считали март, а не январь, как в современном календаре. В древней Руси первый день сентября был первой встречей осени и назывался летопроводцем – проводами лета. Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Бабье лето обычно продолжается одну-две недели. Это самое лучшее время для сбора грибов.

Ведущий. Ребята, а вы знаете, что такое грибы? (выслушиваются ответы детей)

Осень. Грибы – это не животные и не растения. Это особое царство живых организмов. Они появились на Земле более миллиарда лет назад. На Руси они назывались “губы” и только 300 лет назад стали называться “грибы”.

Ведущий. Ребята, а все ли грибы вы положите в свою корзинку? Почему? Вы правы, грибы бывают съедобные и несъедобные, их надо знать и уметь различать.

Грибные частушки

Начинаем мы запевку
Первую, начальную
Мы хотим развеселить
Публику печальную.

Вот растёт гриб-боровик,
И красив он, и велик.
В толстой шапке набекрень
Ножка крепкая, как пень.

Шоколадная папаха
Белый шёлковый мундир.
Посмотрев, опёнок ахнул:
Настоящий командир.

Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил грибок меня:
Возраст мой - всего два дня.

Спрятались под елками
Рыжики с иголками.
Не малы, не велики
И лежат, как пятаки.

А во мху, как на подушке,
Чьё-то беленькое ушко.
Это груздь нас просит взять,
А за ним ещё штук пять.

Под осинами на кочке
Гриб в малиновом платочке,
Подосиновиком звать,
И его придётся взять.

Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Нам не надо ни одной,
Обойдём их стороной.

Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор.
Смотрит, улыбается,
Хочет всем понравиться.

Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

Ведущий. Какая команда соберет больше грибов? Чтобы собрать грибы, вам нужно отгадать мои загадки.

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора – ...

(Боровик).

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту – зовусь я – ...

(Подосиновик).

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Оченьдружные сестрички – золотистые...

(Лисички).

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый...

(Мухомор).

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые...

(Поганки).

Осень. С твоими загадками все легко справились, а пусть попробуют отгадать мои!

Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.
Расту я обычно в берёзовой роще.

(Подберезовик).

Что за ребятки на пеньках столпились тесной кучкой
И держат зонтики в руках, застигнутые тучкой?

(Опята).

В шляпке розовой, мохнатой, – но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко, для соления...

(Волнушка).

Ведущий. А я тоже знаю сложные загадки! Попробуйте их отгадать! И родители тоже могут поучаствовать!

Бледная шляпка, юбочка на ножке,
Смотрит свысока – ручки в бока.
Красива и важна – да никому не нужна.

(Бледная поганка).

Зашёл мужик в сосняк, нашёл мужик слизняк,
Бросить жалко, съесть сыро.

(Груздь).

На земле лежит лепешка, от дождя она растет,
Лишь дотронешься немножко, её сразу разорвет!
Пых! И вырвался костёр дымным облаком из спор!

(Дождевик).

Ведущий. Вы и со сложными загадками справились. Молодцы! Много грибов собрали. А какие из них несъедобные? (Мухомор, бледная поганка, дождевик).

Осень.

А пока вы собирали грибы –
Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены.
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень: “Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!”

Ведущий. Нельзя нам на свете прожить без чудес. Они нас повсюду встречают. Волшебный осенний и сказочный лес нас в гости к себе приглашает. Закружится ветер под песню дождя, листочки нам под ноги бросит. Какая красивая это пора: пришла к нам опять чудо-осень!

Ученик.

Все студёней заря по утрам,
У рябины в рубинах кисти.
С горных высей срываясь ветра,
На опушках взметают листья.

Над поляной шелест листопада,
В синий пруд упали облака,
Аромат антоновки из сада
Ветерок принёс издалека.

Ходит осень по районам нашим,
По полям, по тропкам луговым.
Ходит осень по родным раздольям,
Изобильем дышит трудовым.

Покраснели на бугре осинки…
Журавли трубят, на юг летят,
По стерне седые паутинки
Разбросал задумчивый октябрь.

Под фонограмму песни А. Шаганова “Листопад” девочки исполняют танец с листьями.

Ведущий. А что такое листопад? Почему он происходит?

Осень. Становится холоднее. Между веткой и черешком листа образуется лубяной слой, который не пропускает воду и питательные вещества к листу, он меняет свою окраску, постепенно засыхает и с помощью ветра опадает. Так дерево готовится к зиме.

Ведущий. Осенью наступает золотая пора. Художница-осень играет всеми цветами радуги. На одном дереве можно найти желтые, оранжевые, красные, лиловые листья. Это богатство красок и привлекает к себе художников. И хотя мы с вами еще не настоящие художники, мы тоже постарались передать в своих рисунках все краски осени. (Под музыку П.И.Чайковского “Времена года. Октябрь” на экране демонстрируются рисунки детей).

ИГРА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ “КТО БЫСТРЕЕ?” (На полу по кругу раскладывают листья, их количество - на один меньше, чем игроков. Пока играет музыка, мальчики бегают по кругу. Когда музыка замолкает, каждый должен схватить лист. Кто не успевает, выбывает из игры).

Ведущий. Но осенью в лесу много разных ягод. Назовите лесные ягоды. (Черника, земляника, ежевика, брусника, клюква).
Ведущий . Когда они поспевают? (В основном летом).
Ведущий . А какие ягоды мы можем встретить сейчас? (Рябину, калину, клюкву, бруснику).
Ведущий . Ребята, кто-то из мальчишек набрал рябины и стал ею кидаться. Что скажете о таком поступке?(Ягоды рябины - это корм для птиц зимой).
Ведущий . Мы очень хорошо поработали, а теперь давайте проведём физкультминутку "Опенок".

Влез опенок на пенёк,
Постоял один денёк,
На ветру качался,
Низко наклонялся,
Тоненький - тоненький,
Ножки, как соломинка,
А потом склонился
И совсем свалился.

Октябрь.

Всё мрачней лицо природы
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился?

(Октябрь).

Осень. Октябрь называют вершиной осени. Почему? (это середина осени). Хмурень – так называли октябрь в старину. Называют его еще вечером года. В это время природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву, насекомым – схорониться в лесную подстилку или забиться в щели, последним птицам поспешить с отлетом.

Собрались и полетели утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый, стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый про запас грибы в дупло.
Прячет на зиму кедровка в старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари...
Зимовать к нам прилетели северяне-снегири.

Ведущий. Действительно, дни и ночи стали холоднее, не только животные, но и люди готовятся к зиме: на полях и в огородах идет уборка овощей. А какие овощи заготавливают на зиму?

Сценка “СПОР ОВОЩЕЙ”.

Осень.

Урожай у нас хорош, уродился густо:
И морковка, и картошка, белая капуст
Кабачки зеленые, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.

Овощи. Кто из нас, из овощей, и вкуснее и нужней? Кто от всех болезней будет всем полезней?
Осень. Выскочил горошек – ну и хвастунишка!
Горошек. Я такой хорошенький зелёненький мальчишка! Если только захочу, всех горошком угощу!
Осень. От обиды покраснев, свекла проворчала...
Свекла (важно). Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала. Свеклу надо для борща и для винегрета. Кушай сам и угощай – лучше свеклы – нету!
Капуста (перебивая). Ты уж, свекла, помолчи! Из капусты варят щи. А какие вкусные пироги капустные!
Огурец. Очень будете довольны, съев огурчик малосольный. А уж свежий огуречик – всем понравится, конечно!
Редиска (скромно). Я – румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко. А хвалить себя зачем? Я и так известна всем!
Морковь (кокетливо). Про меня рассказ недлинный: кто не знает витамины? Пей всегда морковный сок и грызи морковку! Будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным, ловким!
Осень. Тут надулся помидор, и промолвил строго...
Помидор. Не болтай, морковка, вздор, помолчи немного. Самый вкусный и приятный уж, конечно, сок томатный. Витаминов много в нем. Мы его охотно пьем.
Осень. У окна поставьте ящик. Поливайте только чаще. И тогда, как верный друг. К вам придет зеленый... лук!
Лук. Я – приправа в каждом блюде и всегда полезен людям. Угадали? Я – ваш друг. Я – простой зеленый лук!
Картошка (скромно). Я, картошка, так скромна – слова не сказала...Но картошка так нужна и большим и малым!
Баклажан (робко). Баклажанная икра так вкусна, полезна...
Осень. Спор давно кончать пора! Спорить бесполезно! (Слышится стук в дверь).
Овощи. Кто-то, кажется, стучит... (Входит ученик в костюме Айболита).
Овощи (хором). Это доктор Айболит!
Айболит. Ну, конечно, это я! О чем спорите, друзья?
Овощи. Кто из нас, из овощей, всех вкусней и всех важней? Кто от всех болезней будет всем полезней?

Айболит .

Чтоб здоровым, сильным быть надо овощи любить.
Все, без исключения. В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус, и решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее!

Ноябрь.

Поле черно-былым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь).

Осень. Ноябрь – последний месяц осени. Его древнегреческое название – грудень, от слова “груда”, что значило разъезженный, плохой и замерзший путь. В ноябре небо нередко закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем.

Ведущий. Ходит осень по дорожке, промочила в лужах ножки. Льют дожди, и нет просвета... Затерялось лето где-то. Дождь осенний налил лужи, перейти скорей их нужно!

ИГРА “ПЕРЕЙДИ ЛУЖИ!” (Участвуют пять мальчиков и пять девочек. На полу раскладывают листы бумаги. Делают две дорожки. Ребята должны пробежать, наступая только на листы бумаги. Все остальное пространство залито водой. Кто быстрее и аккуратнее справится с этим заданием?)

Ведущий. Красива природа на исходе осени. Ярко-красные ягоды красуются на деревьях рябины, но календарь неумолим, гаснут яркие краски осени. Скоро зима.

Торопится осень закончить дела:
Старательно землю дождем полила,
Про птиц не забыла – на юг проводила,
В полях и садах урожай собрала.
Нам нравится осень,
Мы осени рады.
Но вот и зима к нам стучится в ограду.
Проводим мы осень веселою песней
И зиму суровую встретим все вместе.

Звучит песня “Золотая осень” сл. О. Хромушкиной, муз. Г. Крылова.

Ведущий. В народе было принято устраивать проводы осени. И устраивали эти проводы после того, как был собран весь урожай. Давайте и мы с вами проводим осень – посидим за чашкой чая.

Ведущий. Жалко с вами расставаться, но пришла пора прощаться. Вы подарок наш примите, чаще в гости приходите. ("Осень" вносит корзину с яблоками и угощает детей и гостей праздника).

Сценарий конкурсно-развлекательной программы «Осенний марафон»

(Дети сидят, разделенные на 3 команды: сентябрята, октябрята и ноябрята)

Ведущий: Здравствуйте, ребята!

Сегодня наше мероприятие посвящено времени года, про которое А. С. Пушкин писал:

Унылая пора.

Очей очарованье!

Мы подведём итоги тому, что знаем об осени, осенних изменениях в природе, сможем посоревноваться.

Итак, первый вопрос для всех:

    Ветки голые стучат,

Галки чёрные кричат,

В тучах редкая просинь,

Наступила….

    Льдинка хрустнет тонко,

Крикнет птица звонко,

Будто есть попросит,

Наступила…

    Гнёзда чёрные пусты,

Меньше сделались кусты.

Ветер листья носит,

Наступила…

Ребята, вы помните, как называются месяцы осени. Да, это сентябрь, октябрь и ноябрь. и ваши команды будут носить названия осенних месяцев. А кому достанется какое название решит первый конкурс – конкурс «Букет». А, заодно и посмотрим насколько вы дружная и сплоченная команда. В этом конкурсе главная задача, быстро договорится друг с другом и при этом работать сообща. Для начала вы должны выбрать тех семерых, которые примут участие в конкурсе. Участвуют по 7 человек из каждой команды, а остальные могут с места подсказывать и болеть за ребят, справиться с этим вы должны пока будет звучать музыка. Звучит песня про осень.

Отлично, ребята готовы, переходим к самому конкурсу.

1. Конкурс «Букет» - участвует 3 команды по 7 человек.

(участникам выдаётся конверт с буквами. По сигналу игроки должны встать в ряд и повернутся лицом к своей команде, держа перед собой карточку так, чтобы им было видно, какая это буква. Остальные должны командовать кому за кем нужно встать, чтобы получилось слово. Кто первый перестроится, поднимите карточки над головой, это будет сигналом об окончании перестройки.

Порядок размещения букв:

«РОМАШКА» «ГЕОРГИН » «ВАСИЛЕК»

Молодцы! Та команда, которая справилась первой получает название – «СЕНТЯБРЯТА», те, кто были вторыми, станут «ОКТЯБРЯТАМИ», а ваша команда будет носить название «НОЯБРЯТАДавайте начнем наш праздник с настоящего листопада.

Вторым конкурсом будет конкурс «Шифровальщики»

2 Конкурс: "Шифровальщики".

(По 1 листику для верно отгаданного слова)

Командам раздаются карточки с набором букв. Вычеркнув те буквы, которые повторяются 2 раза, нужно составить слово из оставшихся букв.

1.(увядание)

2. (кленовый) 3.(журавли)

Молодцы

(Пока команды выполняют задание, зрители прочитают стихотворения.)

*** А. Ефимцев

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая - куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Спасибо ребята за прекрасное стихотворение.

Проверить задания.

Но мне кажется, что вы засиделись. Поэтому прошу вас выйти из-за столов и встать в 2 больших круга.

А теперь давайте поиграем. Пока звучит музыка, вы будете быстро передавать друг другу мяч. Тот, у кого в руках он окажется после того как музыка смолкнет, будет отгадывать загадку

Загадки.

1. В шубе летом, а зимой раздетый. (лес)

2. Белый передник, зелёная коса. (берёза)

3. Весной зеленела, летом загорела.

Осенью надела красные кораллы. (рябина)

4. По округе славится зелёная красавица.

Сарафан – как колокол, по земле да волоком.

Шапочка с опушечкой, с острою макушечкой. (ель)

6. Летом вырастают,

Осенью опадают. (листья)

Все детки на ветках,

С рожденья в беретках.

С деревьев упадут –

Береток не найдут. (жёлуди)

7. У кого одна нога

Да и та без башмака? (гриб)

8. Падают с ветки золотые монетки. (листья)

1) Если дождик, мы не тужим – бойко прыгаем по…(Лужам)

2) Летит орлица через тридевять земель, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

3) Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

4) Что не сеяно – родится? (Трава)

5) Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. (Берёзы)

6) У кого одна нога, да и та без сапога? (Гриб)

7) Удивительное солнце, в этом солнце сто оконцев. Из оконцев тех глядят сотни маленьких галчат. (Подсолнух)

8) Весь из золота отлит, на соломинке стоит. (Колос)

9) Я румяную Матрёшку от подруг не оторву, подожду, пока Матрёшка упадет, сама в траву. (Груша)

10) Он большой как мяч футбольный, если спелый – все довольны. (Арбуз)

Под землёй птица гнездо свила и яйц нанесла? (картофель)

11) Был ребёнок – не знал пелёнок,

Стал стариком – сто пеленок на нём. (капуста)

12) Что без боли и печали приводит в слёзы? (лук)

13) В земле сидит,

Хвост вверх глядит,

Сахар из неё можно добыть,

Вкусный борщ сварить. (свёкла)

14) Маленький, горький, луку брат. (чеснок)

15). В маленьком горшочке каша сладка. (орех)

16) Маленький мужичок, костяная шубка? (орех)

17) Синий мундир, белая подкладка, в середине сладко. (Слива)

Пришло время для музыкальной паузы .

Спасибо ребята.

А у нас пришло время для следующего конкурса

    Конкурс "Посади и собери урожай"

Оборудование : 15 листа бумаги; пакет с картошкой; 15 картофелин; 3 стаканчика

Участвуют ручейком все участники команд

1- й участник "пашет землю" - кладет листы бумаги и возвращается в конец строя

2- й участник "сажает картошку" – берет из пакета картошку и кладет на бумагу, возвращается в конец строя

3- й участник "поливает картошку" - обегает каждый листик со стаканчиком, возвращается в конец строя

4- й участник "убирает урожай" - собирает картофель и приносит обратно к пакету

5-й участник собирает листики обратно и приносит в начало строя, дальше в том же порядке, начиная с 1-го по 5-е

Отлично. Прошу всех вернутся за столы передохнуть и приглашаю участников команды … прочитать нам свое стихотворение об осени

***

В журавлином небе

Ветер тучи носит.

Шепчет верба вербе:

"Осень. Снова осень!"

Листьев желтый ливень,

Солнце ниже сосен.

Шепчет ива иве:

"Осень. Скоро осень!"

На кустарник иней

Белый плач набросил.

Шепчет дуб рябине:

"Осень. Скоро осень!"

Шепчут елям ели

Средь лесного бора:

"Скоро заметелит

И завьюжит скоро!"

Замечательно ребята, спасибо большое. А мы переходим к следующему конкурсу «Найди лишнее»

4. Конкурс «Найди лишнее»

Я раздаю вам карточки На них написаны слова в строчках. Вы должны из 4 слов найти лишнее, которое не подходит ко всем остальным по какой-либо характеристике. Через некоторое время вы должны назвать это слово и объяснить, почему именно оно лишнее.

Картошка - морковка - помидор - свекла.

(Помидор лишнее слово, это не корнеплод.)

Лиса - волк - медведь - корова.

(Корова - лишнее слово, это домашнее животное.)

Листья - грибы - ветки - корни.

(Грибы -лишнее слово, это не часть дерева.)

Октябрь - март - сентябрь - ноябрь.

(Март -лишнее слово, это весенний месяц.)

Сорока - дятел - синица - бабочка.

(Бабочка -лишнее слово, это не птица)

Клен - сосна - береза - осина.

(Сосна -лишнее слово, это хвойное дерево.)

Шишки - желуди - семечки - иголки.

(Иголки - лишнее слово, это не семена.)

Груздь - смородина - масленок - опята.

(Смородина - лишнее слово, это не гриб.)

Капуста - крыжовник - черника - малина.

(Капуста -лишнее слово, это овощ.)

Ромашка -- рябина - незабудка - василек.

(Рябина -лишнее слово, это дерево.)

Кедр - пихта - ель - дуб.

(Дуб - лишнее слово, это лиственное дерево.)

Листопад - дождь -туман - гром.

(Листопад - лишнее слово, это только осеннее явление.)

Подберезовик -- мухомор - подосиновик - сыроежка.

(Мухомор - лишнее слово, это ядовитый гриб)

Подведем итоги. Помогут оценить правильность ваших ответов ваши педагоги.

Раздать листики за места.

Ребята, наступило время второй музыкальной паузы.

Но разве от дождя одни только неприятности? Да если бы не дождь, то ничего бы на земле не выросло, и людям собирать в огородах было бы нечего. А так посмотри, все дачники – огородники что-нибудь везут со своих участков. Вот и мы с вами сейчас соберем свой небольшой урожай.

Следующий конкурс «Дары осени»

5. Конкурс «Дары осени»

Я раздам вам конверты с карточками. Вы по моей команде откроете конверт и правильно разложите карточки по группам (картофель, маслята, черника, яблоко, морковь, помидор, свекла, малина, лисичка, голубика, груша, крыжовник, смородина, капуста, подосиновик, репа, кабачок, мухомор, слива, груздь). Кто первый справляется с заданием, хлопает в ладоши.

Раздать листики

Немного переведём дух и послушаем стихотворение об осени в исполнении команды …

Осень в лесу (Из А.Гонтаря (перевёл В. Берестов))

Осень лесу каждый год

Платит золотом за вход.

Поглядите на осину -

Вся одета в золото,

А сама лепечет:

"Стыну..." -

И дрожит от холода.

А берёза рада

Жёлтому наряду:

"Ну и платье!

Что за прелесть!"

Быстро листья разлетелись,

Наступил мороз внезапно.

И берёзка шепчет:

"Зябну!..."

Прохудилась и у дуба

Позолоченная шуба.

Спохватился дуб, да поздно

И шумит он:

"Мёрзну! Мёрзну!"

Обмануло золото -

Не спасло от холода.

Спасибо ребята. Давайте поаплодируем.

Ох и славно мы ребята повеселились сегодня. Хорошо отвечали, много знаете .

Я хочу попросить ваших классных руководителей помочь мне определиться с наградами. Прошу классных руководителей подойти к столам своих классов и взять заработанные листики. Я предлагаю не назначать первого, второго или третьего места. Я предлагаю определить какая команда была самой активной, какая - самой дружной, какая - самой весёлой.

Наш «ОСЕННИЙ МАРАФОН» подошёл к концу. Всем спасибо за активное участие!

Сценарий мероприятия «Осенняя пора, очей очарованье…»

Цель: пополнить знания учащихся и воспитанников кружков интересными сведениями об осени и ее признаках.
Задачи:
- развивать у учащихся кругозор, любознательность и познавательную активность;
- обобщить знания детей об осени, осенних месяцах и их приметах;
- прививать детям любовь к природе, желание о ней заботиться;
- формировать познавательный интерес к окружающему миру природы.
Участники: учащиеся разных классов (приглашенные), члены кружков «Зеленая аптека Донбасса» и «Зеленая планета», педагог-организатор, воспитатели классов.
Оформление: выставка рисунков и поделок членов кружков «Зеленая аптека Донбасса» и «Зеленая планета», книги об осени.
Предварительная работа:
- подбор научно-методической и художественной литературы об осени;
- подбор детских художественных произведений;
- сбор произведений устного народного творчества (загадки, народные пословицы и поговорки, приметы об осени).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПЕДАГОГА .
Осень! Осыпался весь наш бедный сад…
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин… (А.Толстой)
Да. Сегодня наше мероприятие мы посвящаем осени – одной из красивейших пор года, когда деревья и кустарники перекрашиваются в желтые и красные цвета, и «туман и непогоду осень нам принесла». Осень по астрономическому календарю начинается с конца сентября и продолжается октябрь, ноябрь и три недели декабря.
Осень… Выдающийся русский писатель Иван Тургенев писал об этой прекрасной поре… «А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща насквозь вся сверкает, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, когда по реке радостно мчатся синие волны, тихо вздымая рассеянных гусей и уток, а вдали стучит мельница, полузакрытая вербами и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней…».
Правда, красиво написано об этой поре года?! Много поэтов и писателей посвятили свои произведения этой прекрасной, необычной поре года. Ребята из кружков «Зеленая аптека Донбасса» подготовили небольшую литературную композицию об осени (выходят ребята).
Ученик 1 . Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты…
Ученик 2 (продолжает ). Вянет и желтеет
Травка на лугах
Только зеленеет
Озимь на полях…
Ученик 3 (продолжает )
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
Ученик 4 (продолжает ). Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края…
Ученик 5 .
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышко не видно,
Темны-темны ночи…
Педагог . Так написал об осени поэт А.Плещеев.
Ученик 6 . Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса –
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…
Педагог . Вот так красиво описал приметы осени выдающийся русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.
А сейчас мы проведем конкурсы, посвященные ОСЕНИ. Для этого создаем две команды, каждая со своим командиром, которые будут соревноваться друг с другом.
Итак, начинаем наше мероприятие.
Конкурс первый «Собери пословицу об осени». Каждая команда сейчас получит конверт, в котором есть только начало 5 пословиц. Командам надо их продолжить. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно соберет все пословицы. За каждую правильно собранную пословицу команда получает 2 балла.
Пословицы команде 1.
1. Своя земля и в… С пирогами
2. Лето со снопами, осень… Лепешкой
3. Заяц трус, и тот на капусту
Горсти мила
4. Пошла река в землю блошкой,
А назад пришла… Охотится
(Правильные ответы: 1. Горсти мила; 2. С пирогами; 3. Охотится; 4. Лепешкой ).
Пословицы команде 2 .
1. Холоден сентябрь, да… Гноит
2. Весной дождь растит, а осенью… Сыт
3. В ноябре зима с осенью… Лежок
4. Первый снежок – не… Борется
(Правильные ответы: 1. Сыт; 2. Гноит; 3. Борется; 4. Лежок )

Педагог . Осень! Какая богатая пора. Сколько разных овощей, фруктов. Глаза разбегаются. А ведь овощи и фрукты – настоящая кладезь витаминов, которые так пригодятся нам зимой. Поэтому сейчас мы проведем конкурс загадок «Осенняя палитра». Каждый член одной команды задает вопрос члену другой команды под таким же номером и наоборот. Выигрывает команда, которая наберет наибольшее количество правильных ответов. За каждый правильный ответ член команды получает 1 балл.
Вопросы команды 1 .
1. Стоят девицы –русые косицы: платья серебряные, шапки золоченые. (ответ: береза поздней осенью)
2. В садочке есть плод, он сладок, как мед. Румян, как калач, и круглый, как мяч. Лишь под самой ножкой вздулся бок немножко.
(ответ: плод груши).
3. Стоит кустик-деревцо. На нем синее яйцо. Там белок в мешочке, а желток в горшочке.
(ответ: спелый плод сливы)
4. Ягоды зеленые, а всеми хваленые; растут с костями, висят кистями.
(ответ: виноград)
5. На плечах Игнашки сорок три рубашки – все из ткани отбеленной, а поверх – пиджак зеленый.
Ответ: кочан капусты).
6. Не тигр, а полосатый, не морж, а усатый, не мед, а сладкий, не мяч, а каткий (ответ: арбуз).
7. Есть красавица одна: и румяна, и стройна. Хоть в землянке век живет, а большой от всех почет (ответ: морковь).
8. Невысокая, краснощекая, жила на поле, спала в подполье, а в дом попала, кормить нас стала (ответ: свекла).
Вопрос капитану первой команды :
Птичка – в норе, а хвост – на дворе; птичка желта, кроме хвоста. Хвостик – торчком, зеленым пучком (ответ: лук)

Вопросы команды 2 .
1. На шнурочке – стебелечке сладких ягод груда на большое блюдо (ответ: виноград)
2. С листами, а не книжка, кругла, а не пышка, с водой, а не болото, скрипит, а не ворота (ответ: кочан капусты)
3. Что горит и золотится? На столбе сидит жар птица, крылья распустила, перья распушила. А на перьях, как закат пятна красные горят (ответ: рябина поздней осенью)
4. Одну ягоду мы ели… Вчетвером за столик сели – еле-еле одолели: ели чуть не полчаса, растегнули пояса. Да еще в отброс осталось, вот так ягода досталась! (ответ: арбуз)
5. Сидит модница – огородница. Нарумяниться, как маска, со щеки слезает краска 7.Хотя (ответ: свекла)
6. Листья – плотные да лаковые, плоды – желтые да лакомые (ответ: плод груши)
и не плод, а просится в рот. Как зародится, так в пищу годится (ответ: морковь)
8. Плод все лето зеленого цвета, а ранней осенью красный с просинью (ответ: плод сливы)
Вопрос капитану второй команды .
Вот так диковинка: на ветке – морковинка! Висит, краснееется – на солнце греется (ответ: красный перец).

Педагог . Осень красна не только овощами и фруктами. Ведь осенью так часто идут дожди. А после дождей как по мановению волшебной палочки появляются грибы, особенно в лесу. Поэтому мы сейчас проведем конкурс грибников. Из каждой команды выйдут по четыре человека, которые любят и знают грибы – а их великое множество, в том числе и ядовитые. Они получат корзину, в которую надо в лесу после дождя собрать только съедобные грибы. Чья корзинка будет полнее, та и выигрывает конкурс. За каждый съедобный гриб участники получают по 2 балла.
Вопросы участникам.
1. Стоит Лукашка – белая рубашка. А шляпа надета шоколадного цвета (ответ: белый гриб)
2. Рыжие ушки с лисьей макушки. В траве лежат для малых ежат (ответ: лисичка)
3. На бору, на кору стоит старичок – красный колпачек (ответ: красный мухомор)
4. Рыженький Ванек, крепкий паренек, спрятался за пень, а шапка – набекрень (ответ: рыжик)
5. В лесу чудо: растет блюдо! Дождь пройдет – воды нальет; хороша водица- ежику напиться (ответ: груздь)
6. Стоит в шапке дед. Дождя давно нет, а шапка мокра, как рыбья икра, и снизу вся в дырках (ответ: масленок)
7. Шапочка красная, пуговки белые, работа напрасная: осталось все целое – никто не берет (ответ: мухомор)
8. Вот так грибки: мелки, да крепки! Сидят рядом целым стадом: хоть косой коси да мешком носи (ответ: осенний опенок)
9. Пришли пареньки, присели на пеньки, сидят гуртом – не сгонишь кнутом (ответ: осенний опенок)
10. Из травки на опушке торчат свиные ушки, а не видно свинки – ни боков, ни спинки (ответ: свинушки)
11. Пятаки из меди в кузовке у Феди (ответ: рыжик)
12. Две старушки – говорушки брали черные зонты. Шли беседовать в кусты; дождь пошел – зонты раскрыли. Дождь прошел – закрыть забыли… Так старушки и стоят, и о чем-то говорят! (ответ: чернушки)
13. Бугровато, а не воз, ноздревато, а не нос. Сверху слизь, а не червяк, жил в земле, а не хомяк (ответ: масленок)
14. То ль опенок, то ль нет. Из-под шляпки – серый цвет, на макушке – ржавый след. Годен ли он на обед? (ответ: серный опенок)
15. И лесная модница за нарядом гонится: то с бордовым, то с лиловым, или с алым покрывалом. У тропы появится – хочет всем понравиться (ответ: сыроежки)
16. И в лесочке найдутся фарфоровые блюдца: под березой лежат – для бельчат и ежат (ответ: подберезовики).

Педагог . А пока наши грибники ходят по лесу и собирают грибы, с оставшимися членами команд проведем конкурс «Анаграммы». В этом конкурсе в словах разбросаны буквы и надо собрать слово. Но из девяти слов – одно лишнее: его надо найти.
Итак, готовы? Начинаем сбор слов.
1. А Р О Р П Д И (ответ: природа)
2. Я Р Н Ь О Б (ответ: ноябрь)
3. Г Н А П О Д О Е (ответ: непогода)
4. Т Б С Н Ь Е Р Я (ответ: сентябрь)
5. Р Ж А Е С Е К (ответ: сережка)
6. И А Т П Н У А (ответ: паутина)
7. О Ц Е М Р О З (ответ: морозец)
8. Н С Н Ж А Е И К (ответ: снежинка)
9. Ь З М И О (ответ: озимь)

Педагог . Правильно. Лишнее слово – сережки. Они появляются на деревьях березы лишь весной.
Сейчас жюри подводит итоги конкурсов «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ». Членам команд было задано домашнее задание – нарисовать овощи, которые собирают осенью (морковь, свеклу, тыкву, арбузы и другие, а также осенние фрукты – груши, яблоки, сливы, виноград, алычу). А второе домашнее задание посвящено изготовлению из осенних кустарников поделок – из шиповника, боярышника бус, браслетов, ожерелий. Ребята успешно справились с домашним заданием и представило на «суд» не только жюри, но и присутствующих. Жюри подвело итоги этих домашних заданий и определило лучший рисунок и лучшую поделку, за которые их авторы приносят командам по 10 баллов.

Педагог . Вот и вернулись с полными корзинками грибов наши грибники. И пока жюри подводит итоги всех конкурсов проведем с болельщиками «Блиц-Турнир», который так и называется «ПРИМЕТЫ ОСЕНИ ЧУДЕСНОЙ». В нем все вопросы начинаются со слова «КОГДА». Необходимо назвать месяц, когда это бывает. Те болельщики, которые первыми правильно ответят на вопросы, могут принести своей команде по одному баллу за каждый ответ.
1. Когда у кленов и осин начинает желтеть листва? (ответ: сентябрь)
2. Когда начинается листопад у рябины, ясеня, ольхи, тополя и дуба? (ответ: сентябрь)
3. Когда с севера на юг улетают стая за стаей дикие гуси? (ответ: октябрь)
4. Когда скворец к своей скворечне прилетит спеть прощальную песню? (ответ: сентябрь)
5. Когда ласточки-касатки и воронки собираются большими стаями в отлет? (ответ: сентябрь)
6. Когда и перед каким праздником закружатся в воздухе первые снежинки? (ответ: октябрь, Праздник Покров Пресвятой Богородицы 14 октября).
7. Когда окончательно замерзнут пруды, озера, а потом и реки? (ответ: ноябрь)
8. Когда покажутся первые перелетные гости с севера – красногрудые снегири, серенькие чечетки с красной головкой и грудкой? (ответ: октябрь)
9. Когда появляются летающие паутины? (ответ: в сентябре)
10. Когда белка начинает собирать грибы – маслята и подберезовики? (ответ: в сентябре)
11. Когда мыши-полевки забираются спать? (ответ: только в сплошные заморозки в ноябре)
12. Когда у рыб начинается нерест? (ответ: в сентябре-октябре)
13. Когда бывает утренний морозец (заморозки на почве) и какие овощи на грядках от него страдают? (ответ: сентябрь)
14. Когда исчезают последние комары? (ответ: сентябрь)
15.Когда задуют первые ветры – листодеры и с берез начинают падать листья? (ответ: сентябрь).

Педагог . Жюри подвело итоги всех конкурсов и определило команду победителя. Поздравим ее! Она получает диплом победителя, а капитану вручается эмблема победителя.
Ребята! Что новое и не известное сегодня вы узнали из проведенного мероприятия? Каким оно было – познавательным или нет? интересным или нет? А теперь мы дружно пойдем на празднование золотой поры года – осени.