Зимушка – зима
Задачи | Темы | Виды деятельности |
||||||
Познавательная | Художественная | Изобразительная | Музыкальная |
|||||
Знакомить с характерными признаками зимы, формировать общее представление о зимних явлениях природы | «Морозные деньки», «Встречаем Новый год» | Наблюдение за снегопадом,снежинками. Экскурсия по детскому саду «Мы встречаем Новый год». Беседа о зиме (зимних забавах и развлечениях) с рассматриванием картинок. Наблюдение за работой дворника зимой | Р.н.с. «Снегурушка и лиса», «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Рукавичка». Рассказ Л. Воронковой «Таня выбирает ёлку» (из книги «Снег идет». Стихотворения И. Никитина «Зашумела, разгулялась», В.Берестова «Снегопад», С.Я.Маршака «Декабрь» | Рисование: «Ёлочка», 2Новогодняя елка с огоньками и шариками». «Лес зимой». ^ Лепка: «Маленькие куколки гуляют по снежной поляне», «Деревья в снегу». Аппликация
: «Бусы на ёлку» | «Новый год», (муз.Ю.Слонова, сл. И. Михайловой); «Нарядили ёлочку», (муз.А.Филиппенко, сл.М.Познанской), «Зима» (муз.В.Карасевой, сл. Н. Френкель) |
|||
| «Как звери готовятся к зиме?», «Зима в лесу», «Где спит медведь?» | Рассказ воспитателя «Как звери к зиме готовятся». Знакомство с образом жизни животных, не впадающих в спячку | Р.с.н. «Лиса и заяц», «Волк и лиса», «Рукавичка». Стихотворения А. Блока «Зайчик», И.Токмаковой «Медведь» | Рисование : «Угостим зайчат и других животных баранками». Аппликация: «
Домик для ежат» | Слушание музыки: «Ёжик» Д.К.Кабалевского, «Лягушка» В.Ребиков |
|||
Закрепить знания о свойствах снега (белый, от тепла тает, легкий) | «Снегопад» | Рассматривание снежинки. Предложить детям походить по снегу. Отметить,что снег хрустит под ногами. остаются следы. Опты: таяние снега, замерзание воды | Рассказ Воротниковой «Снег идет» | Рисование: Поможем снеговику спрятаться под снегом». Лепка: «Снеговик», «Угостим зайку морковкой» Аппликация: «Снеговик» | «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик» |
|||
| «Птицы зимой» | Наблюдение на участке детского сада з вороной, синицей, снегирём. Беседа «Птицы зимой» | Рассказы М.Пришвина «Дятел», А. Александровой «Новая столовая» | Рисование: « Зернышки для птичек». Лепка: «
Птичка с которой дружит снеговик» | Слушание музыки: «Сорока» А.Лядова |
|||
Итоговое занятие. | ||||||||
Задачи | Виды деятельности | Примечание |
||||||
Двигательная | Игровая | Трудовая | Интегрированная |
|||||
Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных | Хороводная игра «Зайка беленький сидит». Подвижные игры: «Волк (лиса) и зайчата», «Хитрая лиса». Музыкальное упражнение «Птички» А. Серова, танец птиц» Т.Т.Ломовой | |||||||
Закрепить знания о свойствах снега (белый снег, от тепла тает, легкий) | Подвижные игры: «Слепим дружно мы дружка из искусственного снежка», «Кто больше снега под деревья нагребет». Музыкальная игра «Игра со снежками» Т. Ломовой | Экологическая игра «Опиши мы отгадаем» | Постройка из снега домика для куклы, зверушек и т. д. Постройка ледяной горки, снежной крепости, снеговиков и украшение их цветными льдинками | |||||
Расширять представления о зимующих птицах | Подвижные игры: «Птички и птенчики», «Вороны и собачка» | Подкормка зимующих птиц |
^
Здравствуй, зимушка – зима!
Задачи | Темы | Виды деятельности |
||||||
Познавательная | Художественная | Изобразительная | Музыкальная |
|||||
Закреплять знания детей о том, как зимуют животные (заяц, лиса, медведь). Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим» | «Почему медведь спит всю зиму?». «Кто зимой спит?» | Рассказ воспитателя «Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу». Рассматривание картин из серии «Животные нашего леса». Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют дикие звери» | Р.н. сказка «Лисичка – сестричка и волк», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка». Рассказы Е. Чарушина «Лисята», «Что за зверь?» | Рисование : «Заяц длинные ушки» Лепка: «Кто живет в зимнем лесу?» (лиса, волк), «Какие зверюшки были на празднике елки?» | Слушание музыки: «Ёжик» Д.Кобалевского |
|||
Продолжать знакомить детей с зимующими и перелетными птицами (сорока, ворона, грач, скворец, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании) | « Помощники птиц». Зачем к нам птицы прилетают?» | Рассматривание картин из серии «Зимующие птицы», серия картинок «Как дети спасали птиц» | Чтение произведений А. Александровой «Новая столовая», К.Д.Ушинского «Хотела галка пить», Горького «Воробьишко» | ^ Лепка: «Покормим птичек», «Птички прилетели на кормушку, и клюют зернышки» (коллективная композиция). Аппликация: « Птицы на ветках». Конструирование: «Птичка» из природного материала) | Слушание музыки: «Кукушка» М.Карасева, «Кукушка» А. Аренского |
|||
Итоговое занятие. Выявить и пополнить знания о зиме и зимних явлениях | « Что мы знаем о зиме?» | Рассказ Незнайке, что дети знают о зиме | ||||||
Задачи | Виды деятельности | Примечание |
||||||
Двигательная | Игровая | Трудовая | Интегрированная | |||||
Закреплять знания о том, как зимуют животные (заяц, лиса, медведь). Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим». | Подвижные игры: «Зайцы и волк». «Танец медведей» Е.Каменогрдского; «Танец зайцев» Е.Тиличевой Музыкально - игровое творчество: «Зайцы и медведь» (игра), «Заинька» русская народная мелодия (обр. Н.А. Римского – Корсакова); «Медведь» (муз.В. Ребикова) | Посев семян для выращивания корма животным | ||||||
Продолжать знакомить детей с зимующими и перелетными птицами (сорока, ворона, голубь, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании | Подвижные игры: «Воробышки», «Совушки», «Зимующие и перелетные птицы» Музыкальное упражнение «Канарейки» русская народная мелодия | Дидактические игры: «Кто к кормушке прилетел?», «Кто где живет», «Нарисуй птицам дорожку в сказку», «Найди, каких птиц мы кормим» | Устройство птичьей столовой. Подкормка птиц. Сбор ягод рябины для обитателей уголка природы | |||||
^
Проказы Матушки – зимы
Задачи | Темы | Виды деятельности |
|||
Познавательная | Художественная | Изобразительная | Музыкальная |
||
| «Наши друзья пернатые» | Различение следов людей, птиц на участке. Наблюдение за поведением птиц в разную погоду | Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц»; рассказы В. Зотова «Глухарь, Дрозд, Клест-еловик», В. Бианки «Синичкин календарь» | Рисование: «Воробышки зимой», «Снегири на ветке» | Слушание музыки: «Песнь жаворонка» П.И.Чайковского, «Жаворонок» М.И.Глинки «Лебедь» К.Сен – Санса, «Соловей» А.А.Алябьева |
| «Животный мир полярных районов земли» | Рассказ воспитателя о том. Кто как зимует. Серия картин «Из жизни диких животных» | Сказка П. Бажова «Серебряное копытце», стихотворение И.Бродского «Лось и лосенок», рассказы Л.Толстого «Белка и волк», К. Ушинского «Ёж и заяц», В. Зотова «Волк, Лось, Лиса» (из кн. «Лесная мозаика»), Чарушина «Медвежонок» | Лепка: 2Какие звери живут в лесу?», «Белочка» | «Кто по лесу идет?» Л.Н.Комисаровой, Э.П.Костиной |
Итоговое занятие. Выявить и пополнить знания о зиме и зимних явлениях | |||||
Задачи | Виды деятельности | Примечание |
|||
Двигательная | Игровая | Трудовая | Интегрированная |
||
Познакомить детей с зимующими птицами (галки, воробьи, вороны), учить узнавать их | Экологические игры: «Что за птица», «Третий лишний (птицы)», речевая игра «Назови птиц с нужным звуком» | Подготовка корма для обитателей уголка природы и птиц. Подкормка птиц. Изготовление кормушек | |||
Учить устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона (среда обитания, потребности, приспособление к среде) | Подвижные игры: «Зайцы и медведи», «Лиса в курятнике» |
Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду (6-7 лет)
Зимушка-зима!
Задачи | Тема | Виды деятельности |
|||
Познавательная | Художественная | Изобразительная | Музыкальная |
||
Систематизация и обобщение представлений о зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ (растений, зверей, птиц, рыб, и т.д.) | « Встреча зимы», «С какой ветки детки», «Зимующие птицы» | Наблюдение на участке за паводками птиц. Какие птицы прилетели? В какое время дня-вороны, синицы, снегири? Какой корм предпочитают разные птицы? Рассказ воспитателя «Как белка, заяц, лось проводят зиму в лесу». Исследовательская деятельность: утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц. Рассматривание картин Н. Ульянова «Снегири», «Птицы зимой» | С. Чёрного «Волк», В. Степанова «Лосиное письмо» | Лепка: «Зверюшки на новогоднем празднике» | « Мишка» (муз.Т.Бырченко, сл.А.Барто). Слушание музыки: «Пение птиц» Ж. Рамо; «Синичка» Карасева; «Соловей» А.А.Алябьева |
Расширение представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре (погода, природа, животный мир – белый медведь, тюлень, морж, и др.); о приспособлении человека к жизни в суровых условиях | « Животный мир полярных районов» | «Беседа об одежде взрослых и детей зимой. Рассматривание картин П.Корина «Северная баллада», «дети Севера», И. Шишкина «На севере диком» | Стихотворения Лермонтова «На севере диком…», Д.Хармс «Как тюлень стал тюленем»; рассказ Г. Снегирёва «Про пингвинов» | Рисование «Пингвины в Антарктиде». Аппликация: «На льдине» (пингвины, моржи, белый медведь и |
Итоговое занятие Выявить и пополнить знания о зиме и зимних явлениях | Обобщающая беседа «как узнать зиму?» | |||||
Задачи | Виды деятельности | Примечание |
||||
Двигательная | Игровая | Трудовая | Интегрированная | |||
Систематизация и обобщение представлений о зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ (растений, зверей, птиц, рыб и т.д.) | Подвижные игры: «Зайцы и медведь», «Хитрая лиса», «Волк во рву», «Совушка», «Птицы и кукушка», «Бездомный заяц», «Зайцы», «Следопыт» | Экологические игры: «Найди хозяина» (кому следы принадлежат), «Птичья столовая», «Птицы, звери, рыбы», «Кому что нужно?» | Расчистка от снега кормушек, кормление птиц | |||
Расширение представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре (погода, природа, животный мир – белый медведь, тюлень, морж и др.) | Подвижная игра «Пингвины с мячом» |
К Тане пришли Алёнка и Дёмушка наряжать ёлку. Алёнка принесла два пряника, розовый и белый. Дёмушка принёс только один пряник, белый, а розовый он не утерпел – съел по дороге.
Тане бабушка дала целую пригоршню конфет в пёстрых бумажках. Таня и Алёнка продевали нитки и в пряники и в конфеты и вешали их на ёлку.
А когда всё повесили, пришла мать с работы, поглядела:
– Эх, что-то у вас, ребятишки, на ёлке жидко!
– Давайте баранок навешаем, – сказала бабушка. – Я их на праздник целую связку припасла.
Бабушка достала связку, и вскоре все до одной баранки висели на ветках.
Но матери всё-таки не понравилось:
– Ну что это за украшение – баранки!
Она оделась и пошла в село в магазин.
Вернулась мать из села очень скоро, потому что ходила быстро.
Таня увидела её из окна и бросилась навстречу:
– Мамушка, ты что купила?
Мать поставила на стол белую коробку, развязала верёвочку, подняла крышку…
– Ой! – У Тани даже дух захватило от радости. – Игрушки!
– Уж если наряжать ёлку, так наряжать! – сказала мать и засмеялась. – Ну что же ты глядишь? Доставай игрушки, вешай на ёлку.
Бабушка тоже подошла к столу:
– Вот это игрушки так игрушки, всеми огнями сияют!
Бабушка и Таня стали вынимать игрушки из коробки и вешать на ёлку. Тут были и шарики – жёлтые, зелёные, красные; и разные зверюшки из золотого и серебряного картона; и бусы – длинные-предлинные нитки бус. И самое главное – здесь была блестящая ярко-красная звезда. Мать встала на табуретку и прикрепила звезду на самой маковке.
– Теперь только свечек бы… – сказала бабушка. – Ну, а уж где свечек раздобыть, ума не приложу.
В это время пришёл с работы дедушка. Он медленно стягивал с плеч ватную стёганку и глядел из кухни на ёлку.
– О свечках не тужите, – сказал дедушка, – свечки ужо нам учитель из города привезёт. Я ему наказывал.
Таня подбежала к деду:
– Дедушка, а ты хорошенько наказывал-то? Может, ты плохо наказывал, а он и забудет?
– Не забудет, – сказал дедушка. – Ему и для школьной ёлки надо свечек привезти – как же он забудет?
Новый год пришёл
Учитель не забыл – свечек привёз. А ещё привез бенгальских огней и дал деду немного серебряной канители и золотого дождя.
– А когда свечки зажигать будем? – спросила Таня.
– Вечером, – сказала бабушка. – Как стемнеет на улице, так и зажжём.
Таня и Алёнка не могли дождаться, когда настанет вечер.
Они собрали всех своих кукол, нарядили их в самые лучшие платья и усадили под елку. А сами они тоже были нарядные. Алёнка пришла в новой вязаной кофточке, а Таня надела своё самое красивое платье – красное клетчатое с пуговицами на груди.
В сумерки пришёл Дёмушка и привёл своих товарищей – Егорку, Юру Грачёва и Ваню Берёзкина.
– Бабушка, смотри-ка, и все мальчишки к нам пришли! – закричала Таня.
Но бабушка сказала:
– Ну пусть они тоже на ёлке побудут, они ведь маленькие.
Мать пришла с работы пораньше, прибралась в избе, накрыла стол белой скатертью. Таня украдкой взяла шаль и выбежала на задворки посмотреть, не идёт ли Новый год. Но тихо было кругом, неподвижно стояли голые берёзы, и на снежной дороге никого не было.
– Не идёт ещё! – вздохнула Таня и побежала обратно в избу.
Скоро на улице совсем стемнело. Бабушка управилась со скотиной. Пришёл из конюшни дедушка.
– Ну вот, скоро и Новый год пожалует, – сказала мать. – Теперь и зажигать можно!
Мать зажгла на ёлке свечки, и вся изба осветилась. Заблестела на ёлке серебряная канитель, засверкал золотой дождик, красная звезда и все конфетки в пёстрых бумажках засветились и засияли. Тане показалось даже, что и старые куклы, которые сидели под ёлкой, развеселились и заулыбались.
– Давайте мы Новому году песенку споём, – сказала мать. – Девчатки, начинайте, как я вас учила!
Таня и Алёнка стали рядом и запели песню про ёлку.
Дёмушка и мальчики тоже им подтягивали, и получалось хоть и не очень складно, зато очень весело.
Когда спели песенку, мать включила радио, и в избе зазвучала музыка, громкая и весёлая. Такая музыка, что всем плясать захотелось.
А потом дедушка зажёг серную палочку – бенгальский огонь. Ну, уж это было настоящее чудо! Огонёк бежал по этой палочке, трещал, и по всей избе разлетались белые искры и белые звёзды.
Потом палочка сгорела, погасла, и пошёл дымок.
– Дедушка, ещё зажги! – закричала Таня.
– Ещё, ещё зажги! – закричала и Алёнка.
И мальчики закричали:
– Ещё! Ещё!
Дедушка зажёг другую палочку, и снова по избе с треском полетели белые искры и белые звёзды. Дёмушка отскакивал от бенгальского огня – боялся, что обожжётся. Он не знал, что бенгальский огонь холодный.
А Таня и Алёнка подставляли ладони, ловили огненные звёздочки и смеялись:
– А мы не боимся! А мы огонь хватаем!
Поздно вечером пришла Алёнкина мать и увела Алёнку и Дёмушку домой. И Дёмушкины товарищи тоже домой ушли. Танина мать всем гостям дала на дорожку по горсти разноцветных конфет. Конфеты были круглые, как крыжовник, и розовые и зелёные.
Таня свои конфеты есть не стала. Она высыпала их в блюдце и поставила куклам под ёлку – кукол ведь тоже угостить нужно.
Свечки на ёлке стали гореть тише. То одна погаснет, то другая. Но серебряная канитель и золотой дождик всё ещё блестели и светились.
– Давайте ёлку гасить, – сказала бабушка, – да за ужин пора.
Но Таня сказала:
– Что ты, бабушка! Новый год придёт, а у нас ёлка не горит. И радио пусть играет!.. – А потом спросила: – А когда же он придёт? Уж и свечки стали маленькие, и трескучий огонёк сгорел, а он всё не идёт и не идёт. Может, он сегодня не придёт совсем?
Мать засмеялась. А дедушка сказал:
– Как не придёт? Хоть все ворота запри, но всё равно здесь будет.
Таня опять потихоньку вышла во двор, опять посмотрела на дорогу. Но в деревне стояла тишина, молчали берёзы, и на пустынной дороге никого не было…
После ужина Таня не хотела ложиться спать.
– Я не хочу спать, – сказала она, – а то усну и Новый год не встречу… Я буду его дожидаться.
– Дожидаться и в постели можно, – ответила мать. – Лежи и дожидайся.
Мать повернула рычажок радиоприёмника, и музыка стала тихой и далёкой, как во сне. Таня легла. Она смотрела, как мигают на ёлочке последние свечки, и ждала: вот заскрипят шаги по морозу, вот стукнут в дверь или в окно… Но шаги всё не скрипели, и в окно никто не стучал. Последняя свечка на ёлке погасла, и серебряный дождь перестал светиться. И Таня сама не заметила, как заснула.
Тихо было кругом. Все спали – и мать и бабушка. А дед ушёл ночевать на скотный двор.
И тогда вдруг умолкла музыка, и в тишине раздался большой серебряный звон часов. Это били часы в Москве, на кремлёвской башне.
Они пробили двенадцать раз, и на земле наступил Новый год.
Она поглядела в окно – на улице светит чистый месяц. А мимо окна идёт её снеговик; решето сдвинул на ухо, палкой подпирается и шагает – скрип-скрип… хруп-хруп…
«Куда пошёл! – закричала Таня. – Зачем уходишь? Что ж, нам теперь другого лепить?»
А снеговик идёт да идёт. И даже не оглядывается. Так и ушёл куда-то по светлой снежной дороге…
Утром Таня, как только проснулась, так сразу и вспомнила, что случилось.
– Ты что это сегодня ночью кричала? – спросила у неё мать. – Сон, что ли, страшный приснился?
– Не сон, – насупясь, сказала Таня. – У нас снеговик со двора ушёл…
– Снеговик ушёл? – удивилась мать и засмеялась. – Ну и выдумала ты, дочка! Вон он стоит, твой снеговик. Куда он денется?
Таня подбежала к окну, а окно совсем заморожено, и ничего сквозь него не видно. Тогда она живо оделась и выскочила во двор. Снеговик стоял на том же самом месте, где и вчера!
Таня обрадовалась.
– А, вернулся! – сказала она. – Ну и хорошо. А ты всё-таки скажи: зачем ты ночью уходил?
Но снеговик задумчиво глядел куда-то своими угольками и ничего не отвечал Тане.
Таня и Алёнка играли в жохи. Жохи им сделал дедушка. Он взял гладкую ольховую палочку, разрезал на ровные кусочки, а потом каждый кусочек расколол пополам.
Вот и получились жохи.
А играют в них так. Возьмут в горсть и бросят на стол. Одна палочка ляжет на плоскую сторону – это жох. Другая ляжет на горбатую – это ничка. И нужно щелчками выбивать: жохом в жох, а ничкой в ничку. И при этом ни одной другой не задеть и не пошевелить.
От усердия подружки взгромоздились на табуретки с ногами. А иногда, чтобы ловчее бить, совсем ложились на стол. Алёнка била потихоньку, жохи у неё ходили вяло и останавливались на полпути. А у Тани жохи даже со стола летели и вместо одного сразу пять жохов сбивали. И кон тянулся долго, потому что обе проигрывали.
Девочки и не заметили, как засинело в окнах. Мать пришла с работы.
– Со льном разделались, – сказала она, – весь обтрепали. А пыли-то сколько!
Она сняла полушалок и вытрясла его в сенях. Таня поглядела на неё:
– А у тебя и на волосах пыль! И на бровях тоже!
– Ступай-ка в баню, – сказала матери бабушка, – сегодня с утра баню топят. И Татьяну с собой возьми.
– Нет, не пойду я! – закричала Таня. – На мне пыли нету! И мне некогда – я в жохи играю!
– Да ведь сегодня суббота, всё равно надо в баню идти, – сказала мать.
– Я потом пойду, с бабушкой!
– А бабушка поздно пойдёт, после всех.
– И я после всех.
– Ну, иди с бабушкой, – сказала мать.
И ушла в баню.
Совсем синими стали окна, только морозные серебринки светились на стёклах. Подружки доиграли кон, оделись и убежали на улицу.
– Куда это, на ночь глядя! – закричала им вслед бабушка. – Смотрите, недолго!
Но Таня ничего не ответила, будто не слыхала.
Девочки побежали на пруд, покатались с маленькими ребятишками с ледяного бугра, поиграли в снежки. Потом сбегали к Алёнке домой – посмотреть новый календарь с картинками, который недавно привезли из города.
И, когда уже совсем стемнело и затихло на улице, а в окошках засветились огоньки, Таня пошла домой.
Уж теперь-то ей бани опасаться нечего: бабушка, наверное, пождала-пождала да и ушла одна.
Но не успела Таня порог переступить, а бабушка ей навстречу:
– А! Как раз вовремя! Пойдём скорей, банька нас с тобой заждалась совсем.
– Куда идти? Уж ночь наступила, спать надо! И зачем только эти бани строят!
Но бабушка взяла её за руку и повела. И разговаривать не стала.
Колхозная баня была новая, большая. Она стояла среди сугробов, у самой речки. Узкая глубокая дорожка вела к ней, а недалеко от крыльца чернела прорубь, чтобы поближе в баню воду таскать.
В бане уже никого не было – Таня с бабушкой пришли позже всех.
Лавочки в бане были белые-белые, начисто промытые. От печки так и несло жаром, над большим котлом поднимался пар к потолку, а на потолке собирались крупные капли и падали вниз сквозь пар прямо на Таню. И Таня каждый раз кричала:
– Ой, бабушка! С потолка дождь идёт!
Таня мылась и плескалась в деревянной шайке и не боялась проливать воду на пол, потому что пол и так был залит водой.
– Бабушка, а можно я на полок влезу? – спросила Таня.
– Ну что ты! – сказала бабушка. – Там жарко, угоришь.
Но Таня всё-таки полезла. А на лесенке остановилась. На полке в жарких сумерках что-то чернело, притаившись в углу.
– Бабушка, – сказала Таня шёпотом, – а на полке у нас кто-то есть… Вроде барсук…
– Ну, какой там барсук! – сказала бабушка. – Все барсуки теперь в лесу, в норках спят!
– А может, он из норы-то выскочил – да сюда, погреться?
Таня поднялась на одну ступеньку. Потом на другую. И вдруг засмеялась.
– Бабушка, а это веник! – закричала она. – Это просто веник там у стенки притаился! А я думала – может, барсук…
Таня стащила с полка мокрый, распаренный веник. Бабушка покачала головой:
– Вот какой у тебя барсук-то лохматый! Дай-ка его сюда, я тебя попарю.
Бабушка вымыла Таню и сказала:
– Ну, одевайся, домой пойдём.
Но Тане уже не хотелось уходить:
– Подожди, бабушка, дай мне ещё помыться!
– Вот ведь ты какая у нас поперешная, – сказала бабушка, – в баню зовут – не идёшь, из бани зовут – тоже не идёшь!
Бабушка закутала Таню в большую шаль. Они шли по узкой тропочке, снег хрустел, и большие морозные звёзды мерцали сквозь кусты.
Когда Таня и бабушка вошли в избу, дед сказал:
– Ну, вот и наши из бани идут. С лёгким паром вас!
Таня выбирает ёлку
Один за другим проходили зимние дни – то вьюжные, то снежные, то морозные и румяные. И с каждым днём всё ближе да ближе подходил Новый год.
Как-то раз Таня пришла с улицы с громким плачем.
– Ты что? – спросила бабушка. – Руки отморозила?
– Я не отморозила руки! – прорыдала Таня.
– Ну, тогда что же? Мальчишки отколотили?
– Нет, не отколотили!
– А тогда что же стряслось?
– В школе ёлку будут делать… А нас не возьмут… Говорят – до школы далеко, маленькие замёрзнут… А мы и не замёрзнем даже ни капельки!..
– И правда, – сказала бабушка, – куда вы такую-то даль по морозу потащитесь!
– Да-а! «По морозу»! А там ёлка будет вся наряженная!
– Эва беда какая! А мы возьмём да свою нарядим!
– А где она у нас?
– Вот дед поедет за хворостом да и срубит.
– А чем наряжать?
– Найдём чем.
– И Алёнку позовём?
– Конечно, позовём.
Таня вытерла слёзы и сразу повеселела. После обеда дедушка стал запрягать лошадь.
Бабушка сказала ему:
– Дед, не забудь, сруби нам ёлочку. Да получше выбери.
– Какая встретится, ту и выберу, – сказал дедушка.
Но Таня закричала:
– Ой, дедушка, ты не такую выберешь! Надо пушистенькую. И чтобы прямая была. И чтобы густая. Дедушка, давай я сама с тобой поеду, а то ты не такую привезёшь!
– Поедем, – сказал дедушка. – А замёрзнешь – не реветь.
– Не буду реветь, – сказала Таня.
И тут же забралась в розвальни.
Лошадь бежала рысью по гладкой дороге.
В лесу было тихо, деревья стояли совсем неподвижно. Они словно увязли в снегу да и заснули.
Села какая-то птица на ветку и стряхнула сверху снежок прямо Тане на голову.
– Дедушка, а ведь холодно деревьям в лесу стоять, – сказала Таня.
– Конечно, холодно, – сказал дедушка, – и вьюжно и морозно.
– А как же они терпят?
– Так вот, терпят и молчат – переживают тяжёлое время. Как и человек всё равно.
– Человек-то не молчит, – подумав, сказала Таня, – человек-то возьмёт да заплачет.
– Ну, кто заплачет, тот человек не настоящий. Настоящий человек беду молча выносит.
Таня вспомнила, как она утром плакала, и примолкла.
В лесу, около самой дороги, лежала куча хворосту. Дедушка её ещё с осени приготовил.
Таня выбирает ёлку
Один за другим проходили зимние дни – то вьюжные, то снежные, то морозные и румяные. И с каждым днём всё ближе да ближе подходил Новый год.
Как-то раз Таня пришла с улицы с громким плачем.
– Ты что? – спросила бабушка. – Руки отморозила?
– Я не отморозила руки! – прорыдала Таня.
– Ну, тогда что же? Мальчишки отколотили?
– Нет, не отколотили!
– А тогда что же стряслось?
– В школе ёлку будут делать… А нас не возьмут… Говорят – до школы далеко, маленькие замёрзнут… А мы и не замёрзнем даже ни капельки!..
– И правда, – сказала бабушка, – куда вы такую-то даль по морозу потащитесь!
– Да-а! «По морозу»! А там ёлка будет вся наряженная!
– Эва беда какая! А мы возьмём да свою нарядим!
– А где она у нас?
– Вот дед поедет за хворостом да и срубит.
– А чем наряжать?
– Найдём чем.
– И Алёнку позовём?
– Конечно, позовём.
Таня вытерла слёзы и сразу повеселела. После обеда дедушка стал запрягать лошадь.
Бабушка сказала ему:
– Дед, не забудь, сруби нам ёлочку. Да получше выбери.
– Какая встретится, ту и выберу, – сказал дедушка.
Но Таня закричала:
– Ой, дедушка, ты не такую выберешь! Надо пушистенькую. И чтобы прямая была. И чтобы густая. Дедушка, давай я сама с тобой поеду, а то ты не такую привезёшь!
– Поедем, – сказал дедушка. – А замёрзнешь – не реветь.
– Не буду реветь, – сказала Таня.
И тут же забралась в розвальни.
Лошадь бежала рысью по гладкой дороге.
В лесу было тихо, деревья стояли совсем неподвижно. Они словно увязли в снегу да и заснули.
Села какая-то птица на ветку и стряхнула сверху снежок прямо Тане на голову.
– Дедушка, а ведь холодно деревьям в лесу стоять, – сказала Таня.
– Конечно, холодно, – сказал дедушка, – и вьюжно и морозно.
– А как же они терпят?
– Так вот, терпят и молчат – переживают тяжёлое время. Как и человек всё равно.
– Человек-то не молчит, – подумав, сказала Таня, – человек-то возьмёт да заплачет.
– Ну, кто заплачет, тот человек не настоящий. Настоящий человек беду молча выносит.
Таня вспомнила, как она утром плакала, и примолкла.
В лесу, около самой дороги, лежала куча хворосту. Дедушка её ещё с осени приготовил.
– Я буду хворост на сани складывать, – сказал дедушка, – а ты пока что ёлку себе выбирай.
Таня пошла по лесной дороге.
Вот хорошая ёлочка, только ветки не донизу… Вот другая, тоже хорошая, только велика очень, в избу не войдёт… Вот и третья, рядом с берёзкой, – маленькая, пушистая, прямая, как раз такая, какую Тане хотелось!
– Я вот эту выбрала, – сказала Таня.
Дедушка срубил ёлочку и положил на воз. И Таню на воз посадил. Бодро пошла лошадка, запели полозья по накатанной дороге. Таня сидела на возу и крепко держала свою ёлочку.
Как ёлку наряжали
Танина ёлочка стояла в горнице, расправив густые ветки. Она словно проснулась от лесного зимнего сна. По всей избе пахло свежей хвоей.
К Тане пришли Алёнка и Дёмушка наряжать ёлку. Алёнка принесла два пряника, розовый и белый. Дёмушка принёс только один пряник, белый, а розовый он не утерпел – съел по дороге.
Тане бабушка дала целую пригоршню конфет в пёстрых бумажках. Таня и Алёнка продевали нитки и в пряники и в конфеты и вешали их на ёлку.
А когда всё повесили, пришла мать с работы, поглядела:
– Эх, что-то у вас, ребятишки, на ёлке жидко!
– Давайте баранок навешаем, – сказала бабушка. – Я их на праздник целую связку припасла.
Бабушка достала связку, и вскоре все до одной баранки висели на ветках.
Но матери всё-таки не понравилось:
– Ну что это за украшение – баранки!
Она оделась и пошла в село в магазин.
Вернулась мать из села очень скоро, потому что ходила быстро.
Таня увидела её из окна и бросилась навстречу:
– Мамушка, ты что купила?
Мать поставила на стол белую коробку, развязала верёвочку, подняла крышку…
– Ой! – У Тани даже дух захватило от радости. – Игрушки!
– Уж если наряжать ёлку, так наряжать! – сказала мать и засмеялась. – Ну что же ты глядишь? Доставай игрушки, вешай на ёлку.
Бабушка тоже подошла к столу:
– Вот это игрушки так игрушки, всеми огнями сияют!
Бабушка и Таня стали вынимать игрушки из коробки и вешать на ёлку. Тут были и шарики – жёлтые, зелёные, красные; и разные зверюшки из золотого и серебряного картона; и бусы – длинные-предлинные нитки бус. И самое главное – здесь была блестящая ярко-красная звезда. Мать встала на табуретку и прикрепила звезду на самой маковке.
– Теперь только свечек бы… – сказала бабушка. – Ну, а уж где свечек раздобыть, ума не приложу.
В это время пришёл с работы дедушка. Он медленно стягивал с плеч ватную стёганку и глядел из кухни на ёлку.
– О свечках не тужите, – сказал дедушка, – свечки ужо нам учитель из города привезёт. Я ему наказывал.
Таня подбежала к деду:
– Дедушка, а ты хорошенько наказывал-то? Может, ты плохо наказывал, а он и забудет?
– Не забудет, – сказал дедушка. – Ему и для школьной ёлки надо свечек привезти – как же он забудет?
Новый год пришёл
Учитель не забыл – свечек привёз. А ещё привез бенгальских огней и дал деду немного серебряной канители и золотого дождя.
– А когда свечки зажигать будем? – спросила Таня.
– Вечером, – сказала бабушка. – Как стемнеет на улице, так и зажжём.
Таня и Алёнка не могли дождаться, когда настанет вечер.
Они собрали всех своих кукол, нарядили их в самые лучшие платья и усадили под елку. А сами они тоже были нарядные. Алёнка пришла в новой вязаной кофточке, а Таня надела своё самое красивое платье – красное клетчатое с пуговицами на груди.
В сумерки пришёл Дёмушка и привёл своих товарищей – Егорку, Юру Грачёва и Ваню Берёзкина.
– Бабушка, смотри-ка, и все мальчишки к нам пришли! – закричала Таня.
Но бабушка сказала:
– Ну пусть они тоже на ёлке побудут, они ведь маленькие.
Мать пришла с работы пораньше, прибралась в избе, накрыла стол белой скатертью. Таня украдкой взяла шаль и выбежала на задворки посмотреть, не идёт ли Новый год. Но тихо было кругом, неподвижно стояли голые берёзы, и на снежной дороге никого не было.
– Не идёт ещё! – вздохнула Таня и побежала обратно в избу.
Скоро на улице совсем стемнело. Бабушка управилась со скотиной. Пришёл из конюшни дедушка.
– Ну вот, скоро и Новый год пожалует, – сказала мать. – Теперь и зажигать можно!
Мать зажгла на ёлке свечки, и вся изба осветилась. Заблестела на ёлке серебряная канитель, засверкал золотой дождик, красная звезда и все конфетки в пёстрых бумажках засветились и засияли. Тане показалось даже, что и старые куклы, которые сидели под ёлкой, развеселились и заулыбались.
– Давайте мы Новому году песенку споём, – сказала мать. – Девчатки, начинайте, как я вас учила!
Таня и Алёнка стали рядом и запели песню про ёлку.
Дёмушка и мальчики тоже им подтягивали, и получалось хоть и не очень складно, зато очень весело.
Когда спели песенку, мать включила радио, и в избе зазвучала музыка, громкая и весёлая. Такая музыка, что всем плясать захотелось.
А потом дедушка зажёг серную палочку – бенгальский огонь. Ну, уж это было настоящее чудо! Огонёк бежал по этой палочке, трещал, и по всей избе разлетались белые искры и белые звёзды.
Потом палочка сгорела, погасла, и пошёл дымок.
– Дедушка, ещё зажги! – закричала Таня.
– Ещё, ещё зажги! – закричала и Алёнка.
И мальчики закричали:
– Ещё! Ещё!
Дедушка зажёг другую палочку, и снова по избе с треском полетели белые искры и белые звёзды. Дёмушка отскакивал от бенгальского огня – боялся, что обожжётся. Он не знал, что бенгальский огонь холодный.
А Таня и Алёнка подставляли ладони, ловили огненные звёздочки и смеялись:
– А мы не боимся! А мы огонь хватаем!
Поздно вечером пришла Алёнкина мать и увела Алёнку и Дёмушку домой. И Дёмушкины товарищи тоже домой ушли. Танина мать всем гостям дала на дорожку по горсти разноцветных конфет. Конфеты были круглые, как крыжовник, и розовые и зелёные.
Таня свои конфеты есть не стала. Она высыпала их в блюдце и поставила куклам под ёлку – кукол ведь тоже угостить нужно.
Свечки на ёлке стали гореть тише. То одна погаснет, то другая. Но серебряная канитель и золотой дождик всё ещё блестели и светились.
– Давайте ёлку гасить, – сказала бабушка, – да за ужин пора.
Но Таня сказала:
– Что ты, бабушка! Новый год придёт, а у нас ёлка не горит. И радио пусть играет!.. – А потом спросила: – А когда же он придёт? Уж и свечки стали маленькие, и трескучий огонёк сгорел, а он всё не идёт и не идёт. Может, он сегодня не придёт совсем?
Мать засмеялась. А дедушка сказал:
– Как не придёт? Хоть все ворота запри, но всё равно здесь будет.
Таня опять потихоньку вышла во двор, опять посмотрела на дорогу. Но в деревне стояла тишина, молчали берёзы, и на пустынной дороге никого не было…
После ужина Таня не хотела ложиться спать.
– Я не хочу спать, – сказала она, – а то усну и Новый год не встречу… Я буду его дожидаться.
– Дожидаться и в постели можно, – ответила мать. – Лежи и дожидайся.
Мать повернула рычажок радиоприёмника, и музыка стала тихой и далёкой, как во сне. Таня легла. Она смотрела, как мигают на ёлочке последние свечки, и ждала: вот заскрипят шаги по морозу, вот стукнут в дверь или в окно… Но шаги всё не скрипели, и в окно никто не стучал. Последняя свечка на ёлке погасла, и серебряный дождь перестал светиться. И Таня сама не заметила, как заснула.
Тихо было кругом. Все спали – и мать и бабушка. А дед ушёл ночевать на скотный двор.
И тогда вдруг умолкла музыка, и в тишине раздался большой серебряный звон часов. Это били часы в Москве, на кремлёвской башне.
Они пробили двенадцать раз, и на земле наступил Новый год.