Конспект занятия по фэмп в подготовительной группе на конкурс "воспитатель года". Личностный компонент среды

21.03.2019

Ольга Рожкова
Конспект занятия по математическому развитию «Число 15, цифра 15» (подготовительная группа)

Программное содержание : Познакомить с образованием числа 15 и с новой счётной единицей; учить записывать образования числа 15 , читать запись; учить писать число 15 ; развивать умения воссоздавать силуэты по образцу; продолжать формировать навык самоконтроля и самооценки; закрепить знания о прямом и обратном счёте, о соседей числа , дни недели; воспитывать умение не перебивать взрослого. Воспитывать умение слушать взрослого и не перебивать. К. З : Развития цветового восприятия.

Материал : Тетрадь Е. В. Колесникова «Математика для детей 6 -7 лет » , цветные карандаши, простой карандаш, «Вьетнамская игра» .

Ход занятия:

1. Математическая разминка : Дети стоят в кругу, передают мяч по кругу :

Прямой счёт от 1 до 14;

Обратный счёт от 14 до 1;

Назови соседей числа 2 ,3,5…

Назови дни недели;

Какой день недели по счёту понедельник, вторник…

2. «Слушай, считай, записывай» работа в тетради (лист 17, рис. 1)

Чтение стихотворения В. П. Гудимова :

Есть игра одна у Вани :

«В бой, матросы, веселей!»

Дунул, - и поплыли в ванне

Все пятнадцать кораблей.

Сколько больших кораблей на рисунке? (десять)

Как можно сказать по - другому? (Один десяток)

Давайте их раскрасим в зелёный цвет.

Сколько маленьких корабликов на рисунке? (пять)

Давайте их раскрасим желтый цвет.

Сколько получилось всего кораблей на рисунке? (пятнадцать)

Как получилось число 15 ? (к десяти прибавить пять)

Напишите, как получилось число 15 , и прочитайте запись. (десять плюс пять равняется пятнадцать)

3. «Пишем Число 15 » (лист 17, рис. 2)

Предложить детям написать число 15 до конца строчки , как показано на

4. Физкультминутка : «Ждут нас быстрые ракеты…»

Стульчики стоят по кругу, дети свободно бегают по группе и произносят слова с педагогом :

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет –

Опоздавшим места нет.

Педагог убирает один стул и на последние слова дети садятся. Игра повторяется 2 – 3 раза.

5. «Вьетнамская игра»

Взрослый сообщает детям, пока они играли рассыпались рыбки. Просит

помочь собрать их. У детей лежат два набора разного цвета. Дети сортируют по цвету и собирают силуэты рыб по образцу.

6. «Кто больше назовёт пословиц и крылатых выражений с числами

Один за всех и все за одного.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Одна голова лучше, а две лучше.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Не узнаешь друга в три дня – узнавай в три года.

Конь о четырёх ногах, да и тот спотыкается.

Знать как свои пять пальцев. (Знать хорошо)

Семь раз примерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Семь пятниц на неделе.

Абсолютный ноль, круглый ноль. (Бесполезный человек)

7. Самоконтроль и самооценка выполненной работы в тетради (по словесной инструкции)

Давайте проверим с вами работу в тетради :

1) Зелёных кораблей закрашено 10

2) Жёлтых кораблей закрашено 5

3) Должна сделана запись 10+5=15

4) Написано число 15 пропуская одну клеточку

У кого нет ошибок – зелёный, 1 – 2ошибки – жёлтый, если задание не выполнено – красный. (сигналы светофора) .

Публикации по теме:

Конспект занятия по ФЭМП «Число и цифра 5» Конспект занятия по ФЭМП образовательная область «Познание» по теме: «Число и цифра 5» Цели: 1. Закрепить знание цифр от 1 до 4; Умение.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Число и цифра 9» Цель: Знакомство с числом 9, его составом, написанием цифры 9. Задачи: Обучающие: формировать знания о составе числа, умение писать цифру,.

Конспект открытого занятия по математике для дошкольников «Число и цифра 10» Конспект открытого занятия Тема: «Число и цифра 10» Цель занятия: познакомить с образованием числа 10; учить считать в пределах 10, соотносить.

Конспект открытого занятия по математике в средней группе «Число и цифра «2» Тема: Число и цифра «2» П/задачи: Продолжать знакомить детей с числом 2 и понятием «пара». Познакомить с цифрой 2, упражнять в соотношении.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Число 8. Цифра 8» Цель: 1) Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8. 2) Закрепить представления о составе числа 7, навыки счета в пределах.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счёт. Число и цифра 9» Тема: Количество и счёт. Число и цифра 9. Цели: познакомить с числом и цифрой 9,образованием числа 9;учить писать цифру 9; формировать умение.

Тема: «Деление целого на части, счет до 15»

Задачи:

Делить целое на части, устанавливать зависимость между целым и частью;

Счету до 15, понимать количественные отношения между числами.

2. Закрепить:

Симметричное расположение предметов на плоскости;

Сложение и вычитание чисел по 2 при решении задач.

Демонстрационный материал : 2 картофелины разного размера; миска; нож; 2 игрушки повара; игрушки для счета (14 и 15 штук).

Раздаточный материал : тетради в клеточку; цветные карандаши (фломастеры).

Ход занятия

Дети сидят полукругом. На столе перед ними — картофель, миска, нож, 2 повара-игрушки.

— Повара решили сегодня сварить картофель. Здесь две картофелины. Они одинаковые? (Одна больше, другая меньше.) Как разделить эти 2 картофелины поровну между двумя поварами?

(Рассуждения детей.)

Воспитатель разрезает большую картофелину пополам.

Воспитатель разрезает маленькую картофелину пополам.

— Как я разрезала эту картофелину? (Пополам.) Сколько частей у меня получилось? Они равны?

Воспитатель отдает одному повару 2 части большой картофелины, а второму — две части маленькой картофелины.

— Вот я и поделила картофель поровну. Правильно я сделала? (Рассуждения детей.) Почему неправильно? Я же одному повару отдала 2 части и другому 2 части? Получилось поровну.

Дети доказывают, что количество частей картофелин одинаково, а по размеру эти части разные.

— Молодцы, ребята, помогли мне разобраться. Предлагаю разделиться на 2 команды и поиграть в игру «Собери игрушки». Каждой команде нужно собрать и поставить на свой стол игрушки: первая команда ставит 13 игрушек, а вторая команда - 14 игрушек.

Дети собирают игрушки в группе и ставят их на стол.

— Сколько игрушек поставила ваша команда? (13.) Сколько ваша? (14.) У кого игрушек больше? На сколько?

— А теперь пусть вторая команда поставит на стол еще одну игрушку. Сколько всего игрушек у второй команды? (15.) Теперь мы знакомы с числом 15.

Воспитатель объясняет детям образование числа 15 (аналогично занятию 59), показывает им цифры 1 и 5.

— Эти цифры соответствуют числу 15, они вам знакомы.

Воспитатель благодарит детей за работу и приглашает их пройти за столы, на которых лежат тетради и цветные карандаши (фломастеры).

— Откройте тетради. Предлагаю вам выполнить задание «Дорисуй вторую половину», используя цветные карандаши (фломастеры)

— Вы прекрасно справились с заданием, пора и задачки порешать. Я зачитываю вам задачу, вы решаете, а один из вас составляет по этой задаче пример на доске.

Задачи

На деревьях грибы сохли,

Ну и в дождь, конечно, мокли.

Трое желтеньких маслят,

Двое тоненьких опят.

Вы, ребята, не молчите,

Сколько всех грибов? Скажите!

Десять деревьев было в саду.

Два срубили в прошлом году.

Ответ я, ребята, никак не найду:

Сколько деревьев осталось в саду?

Четыре Аленки, две Наташки

Под солнцем весенним играли в пятнашки.

Так сколько, ребята, ответьте скорей,

Под солнцем весенним играло детей?

Шесть платков. А два из них Вышито узорами.

Сколько вышить нам осталось —

Подсчитаем скоро мы.

В. Волина

— Вы замечательно справились сегодня с заданиями. Спасибо всем!

Дата публикации: 2016-11-13

Краткое описание: ...

государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа с.Кошки муниципального района Кошкинский Самарской область

структурное подразделение детский сад комбинированного вида «Теремок»

План-конспект непосредственно

образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе

образовательная область «Познавательное развитие»

тема недели: «Домашние животные»

Тема: « В гостях у Кота Матроскина»

ст.воспитатель: Корчагина Н.И.

ГБОУ СОШ с.Кошки

сп д/с кв «Теремок»

с. Кошки

2016 г.

Календарно-тематический план решения задачи: формирование элементарных математических представлений дошкольников.

Группа подготовительная

Тема недели « Мир животных» Тема дня «Домашние животные »

Взаимодействие

с родителями/ социальными партнерами

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность

в режимных моментах

1. Проблемно-игровая ситуация «Угадай от кого письмо» (соединение пронумерованных точек)

2.«Игровое упражнение «Поможем Коту Матроскину сосчитать баночки с молоком» (отсчёт столько палочек, сколько баночек, образование числа 11,12,13,14,15 на счётных палочках)

3.Игровое упражнение «Матроскин готовит салат для друзей». Салат из 5 овощей (состав числа 5; 4 морковки 1 свекла (3 и 2,2 и 3, 3 и 2, 1 и 4)

4.Игровое упражнение «Поможем Матроскину записать рецепт салата» (двумя цифрами обозначать варианты записи рецепта салата) и отправит рецепт своим друзьям.

5.Проблемно-игровая ситуация Игровое упражнение «Матроскин расставляет баночки по весу» 6. Игровое упражнение «Раскладываем продукты в погребе» (ориентировка на листе бумаги)

Утро

Д/и «Герои сказок (домашние животные) в гостях у ребят» (количественный счёт до 10)

Игра с моделью «Ферма» (ориентировка в пространстве слева, справа, впереди, сзади, за, на);

Игра «Танграм» - плоскостное моделирование - кошка

Прогулка № 1

Наблюдение за кошкой. Определение нахождения в пространстве: справа, слева дерева, впереди, сзади и т.д.

П/и «Охотник и пастух» -классификация диких и домашних животных, количественный счёт.

д/и « Животные – стройся» (употребление числительных, порядковый счет)

Обед

Ситуативная беседа «Сколько нужно на обед еды животным: кошке, собаке, барану, корове»

Вечер

Викторина с использованием логических задачек по теме «Домашние и дикие животные»;

Силуэтное моделирование «Домашние животные»

Игра с лабиринтами «Кто, где живёт?»

Прогулка № 2

Игра с мячом: «Животные и детёныши»;

П/и «Васька кот»

Актуальная среда

Модель «Ферма»;

Игра «Танграм»;

Карточки с пронумеро-ванными точками (по количеству детей);

15 счётных палочек;

15 кругов, можно на магнитах;

Корзина, 10 морковок, 10 свекол, 5 разных по весу баночек, картинки с изображением овощей (свёкла, капуста, картофель лук);

Карточки с цифрами от 0 до 9;

5 конвертов с изображением героев сказок: корова Мурка, телёнок Гаврюша, пес Шарик, свинка Пеппа, Бараш;

5 разных по весу пластмассовых баночек, пронумерованных;

домашних животных;

картинки с лабиринтами.

Предложить родителям дома приготовить овощной салат, составить рецепт и записать его в цифровом качестве (для Кота Матроскина);

«Придумай животное из геометрических фигур» - конкурс творческих работ.

КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей

(образовательная деятельность)

по теме «В гостях у Кота Матроскина»

Образовательная программа « От рождения до школы »

Возрастная группа: подготовительная

1.Ориентировка на листе бумаги, последовательность действий

(проблемно-игровая ситуация «Угадай от кого письмо»);

2.Количество и счёт (знакомство с образованием чисел второго

десятка в пределах 15);

3. Состав числа (составление числа 5 из двух меньших и

раскладывание его на два меньших числа);

4. Количественный счёт (обозначение количества предметов цифрой,

соотношение количества предметов с числом);

5. Величина (нахождение места предметов с определенной массой,

выполнение сериационного ряда по весу предметов);

6. Ориентирование на плоскости (показывать и называть верх – низ

листа, боковые стороны (левую и правую), центр листа (середина),

углы (верхний – нижний, левый – правый).

Задание для совместной деятельности детей (вид, способы предъявления и способы представления решения):

Задание (действие и его содержание)

Способ предъявления задания

Способ презентации

результатов выполнения задания

1.Соединить пронумерованные точки последовательно от 1 до 8 и рассказать, кто приглашает нас в гости

Словесный

Словесно-практический

Наглядный, словесный

Словесно-практический

3.Приготовить «салат» из 5 овощей.

Сколько всего овощей взял Кот Матроскин? Сколько, каких овощей он взял? Как вы составили число 5?

Выложить свои варианты приготовления салата. Рассказать о своём варианте.

Наглядный, словесный

Словесно-практический

4. Записать рецепт «салата» для друзей, при помощи двух цифр, сложить в конверты кому бы они хотели отправить рецепт.

Словесный

Практический

5. Взвесить баночки на руках и расставить их, начиная с самой лёгкой и заканчивая самой тяжёлой. Назвать вес каждой баночки: легкая, тяжелее, ещё тяжелее…,самая тяжёлая

Наглядный, словесный

Практический, словесный

6. Разложить на магнитной доске карточки с овощами: в середине -капуста, слева от капусты – морковь, справа от капусты – свекла, над капустой – лук,под капустой – картофель; на листах бумаги разложить геометрические фигуры, рассказать, как разложены овощи.

Наглядный, словесный

Словесно-практический

7. Рассказать чем занимались в гостях у Кота Матроскина.

Словесный

Словесный

Образовательные задачи.

1.Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, соединяя точки

в определённой последовательности;

2.Формировать умение последовательно называть числа числового

ряда (в пределах 10);

3. Познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15;

4. Формировать умение раскладывать число на два меньших и

составлять из двух меньших большее;

5. Формировать умение обозначать количество предметов цифрой,

соотносить количество предметов с числом;

6. Развивать умение определять более тяжелый предмет «на руках»,

находить место предмета с определенной массой, выполнять

сериационный ряд по весу предметов;

7. Упражнять в умении самостоятельно выкладывать на листе бумаги

картинки в соответствии с заданием; правильно показывать и

называть верх – низ листа, боковые стороны (левую и правую),

центр листа (середина), углы (верхний – нижний, левый – правый).

Материалы и оборудование.

1. Дидактический материал:

Письмо (конверт с заданиями для детей); конверты с изображениями

сказочных героев: корова Мурка, телёнок Гаврюша, пес Шарик, свинка Пеппа, Бараш; 15 кругов, магнитная доска, 10 счётных палочек в пучке, корзина, 10 морковок, 10 свеколок, 5 разных по весу баночек, картинки с изображением овощей (свёкла, капуста, картофель, лук);

Карточки с цифрами от 0 до 9.

2. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей :

Карточки (в крупную клетку с пронумерованными точками от 1 до 8); счётные палочки по количеству детей; карточки с цифрами от 0 до 9; листы бумаги по количеству детей, наборы геометрических фигур (красный, жёлтый и зелёный круги, треугольник, квадрат.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей (НОД)

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная

Вносит письмо. Предлагает детям соединить пронумерованные точки от 1 до 8 и узнать от кого это письмо.

Дети выполняют задания и узнают на картинке кота. Отвечают на вопросы педагога.

Основная

Предлагает детям сосчитать «баночки с молоком» (на магнитной доске), а детям выложить счетные палочки на местах, столько, сколько баночек с молоком (10). Проверяет правильность действия детей. Предлагает закрепить резиночкой палочки в пучок.

Сколько палочек в пучке? - Сколько пучков у вас получилось? Положить пучок на стол и над ним положить 1 палочку (2,3,4,5). Объясняет образование числа 11, один-на-дцать, показывает цифру 11. (12,13,14,15).

Педагог сообщает, что Матроскин хочет приготовить салат из 5 овощей. Выкладывает на магнитной доске 4 моркови и 1 свеклу.

Сколько всего овощей взял Матроскин? Сколько, каких овощей он взял? Как вы составили число 5?

Все варианты выкладываются на магнитной доске.

Педагог предлагает детям помочь Коту Матроскину записать «рецепт салата» при помощи цифр и разослать его друзьям.

Педагог предлагает детям помочь Матроскину расставить баночки с мёдом по весу, начиная с самой лёгкой и заканчивая самой тяжёлой.

Педагог рассказывает детям о том, что Кот Матроскин очень запасливый и у него есть погреб. Он нас попросил помочь разложить овощи в погребе для хранения.

Матроскин йрассказывает, где какие овощи будут лежать в погребе, и располагает их на магнитной доске: капуста посередине, слева от капусты - морковь; справа от капусты – свекла; над капустой – лук; под капустой – картофель.

Матроскин благодарит детей за помощь в подготовке к зиме.

Дети отсчитывают счётные палочки (10), делают пучки – десяток и раскладывают по 1 палочке над пучком,

Объясняют, как получили число 11(12,13,14,15).

Дети выкладывают свои варианты приготовления «салата», рассказывают о них.

Дети на листочках в клетках записывают рецепт салата, используя для обозначения ингредиентов 2 цифры. Рассказывают о своих рецептах и вкладывают в тот конверт, кому хотели бы они отослать (корове Мурке, телёнку Гаврюше, Шарику, свинке Пеппе, Барашу)

Дети сравнивают баночки, взвешивая их на руках, расставляют их в ряд, называя вес каждой баночки: « легкая, тяжелее, ещё тяжелее… и самая тяжёлая.

Дети на листах бумаги раскладывают геометрические фигуры:

Посередине – зеленые круги, слева - оранжевые треугольники, справа – красные круги, над зелеными кругами – желтые круги, под зелеными кругами – коричневые квадраты.

заключительная

Педагог предлагает вспомнить, как побывали в гостях у Кота Матроскина. Что больше всего запомнилось, понравилось, чем было интересно заниматься?

Дети рассказывают, делятся своими впечатлениями, получают открытки от Кота Матроскина.

Методы и приемы:

    Проблемно – игровые;

2.Упражнение в ориентировке на листе бумаги;

3. Упражнение в счете и отсчитывании предметов;

4.Соотнесение количества предметов с числом (цифрой);

5. Словесные: объяснение, вопросы, обобщение;

6. Практические: измерительная деятельность детей, сериация

предметов, моделирование.

Литература:

    Примерная общеобразовательная программа дошкольного

образования «От рождения до школы»: Под редакцией Н.Е.Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой / Издательства Мозаика – Синтез,

Москва, 2014.-368;

2.Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы» Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 176 с.

3.«Занятия с детьми дошкольного старшего возраста по теме

«Домашние и дикие животные» О.А.Скоролупова,

ООО Издательство Скрипторий 2003», 2005 г.

«Характеристика предметно-развивающей среды по организации самостоятельной интегрированной деятельности детей»

Название центра (микро-центра)

Материальный компонент среды

Организационный

компонент среды

(ГДЕ и КАК

ПРЕДСТАВЛЕНЫ?)

Личностный компонент среды

(ЧТО ДЕЛАЮТ?)

Перечень материалов

(ЧТО?)

Характеристика материалов

(КАКИЕ?)

Центр «Познание»

Центр «Художественное творчество»

Центр «Познание»

Центр «Познание»

Центр «Экспериментирование»

Центр «Развивающие игры»

Центр театра

Центр «Познание»

Стимульный материал Письмо от Кота Матроскина в конверте;

Конверты с изображениями сказочных героев: корова Мурка, телёнок Гаврюша, пес Шарик, свинка Пеппа, Бараш и др.

Материалы и оборудование

для деятельности

Счётные палочки по количеству детей;

10 морковок, 10 свекол,

картинки с изображением овощей (свёкла, капуста, картофель лук);

Карточки с цифрами от 0 до 9;

листы бумаги по количеству детей, наборы геометрических фигур (красный, жёлтый и зелёный круги, треугольник, квадрат.

5 разных по весу пластмассовых баночек;

Карточки с изображение диких и домашних животных;

Листы (0,5 альбомного) с силуэтными изображениями

домашних животных;

картинки с лабиринтами.

Дидактический материал :

Картинки с изображением сказочных героев – 10 шт.;

15 кругов, можно на магнитах;

Модель «Ферма»;

Игра «Танграм»;

Конверт из картона с заданиями для детей (картонные карточки15х15 с пронумерованными точками)

Конверты из картона А-4, с наклеенными картинками персонажей сказок.

Фабричные пособия, по количеству детей

Карточки из твёрдого картона

Пластиковая, фабричная

Пластмассовые, фабричные, 300 гр.

Наглядно-дидактические пособия «Дикие животные», «Домашние животные»,

Папка с заданиями по ФЭМП.

Наглядно-дидактические пособия, фабричные

Фабричные, одного цвета

Макет изготовленный воспитателем, родителями и детьми

Конверты с игрой «Танграм»

На полке, в центре «Познание»

На полке в центре «Художественное творчество»

На полке, в центре «Познание», в коробке.

На полке, в коробке «Раздаточный материал для детей»

На полке, в центре «Экспериментирование»

На полке в центре «Развивающие игры»

Центр «Театра»

Центр «Познание»

Способствуют формированию умения ориентировки на листе бумаги, в последовательном количественном счёте.

Упражняют детей в счёте количественном, порядковом, ориентировке на листе бумаги, выкладывании геометрических фигур.

Упражняют детей в счёте количественном, порядковом, ориентировке на листе бумаги, выкладывании геометрических фигур, узнавании и назывании цифр.

при проведении дидактических игр.

Используется

Вызывает у детей интерес к измерительной деятельности, к экспериментированию.

Упражняют детей в классификации предметов, развитии творческого воображения.

Упражняют детей в развитии речи, развивают интерес к самостоятельной счетной деятельности, развитии памяти, логического мышления.

Упражняет в плоскостном моделирование, закрепляет знание геометрических фигур, развивает логическое мышление.

Дата публикации: 01.02.18

Приходько Елена Викторовна воспитатель, МБОУ «Начальная школа №15»,города Нефтеюганска ХМАО-Югры

Конспект НОДпо ФЭМзнаний в подготовительной группе на тему «Знакомство с числом 6»

Тема: «Знакомство с числом 6».

Цель: Сформироватьпредставление о составе числа 6 из двух меньших, тренироватьумение сравнивать числа в пределах 6.

Задачи:

  • Закрепить порядковый и количественный счёт в пределах шести, знание цифр в пределах шести.
  • Закрепить представлениео смысле действий сложения и вычитания, их записи,взаимосвязи части и целого, тренировать умение печатать цифры 1-5 в клетках.
  • Сформировать опыт работы в команде,самопроверки по образцу.

Материалы:

Демонстрационный:

  • Домик с составом числа 6.
  • Схема упражнений для физминутки
  • Листы с выражениями равные 6
  • Карточки с ключами
  • Желтые и синие овалы (по 15 штук каждого цвета на 5 детей)
  • Банка из картона
  • Карточки для записи рецепты

Раздаточный:

Ход занятия.

1. Водная часть.

Введение в ситуацию.

Воспитатель собирает детей возле себя.

В:Ребята!У кого из вас есть дача?

В:Какие овощи и фрукты вы выращиваете на даче? (Выслушиваются ответы)

В:У бабушки Тани и Вани был хороший урожай слив. Она просит у вас помощи,чтобы вы помогли ей закатать на зиму компот.

В:Скажите,какой получится компот из слив?

В:Поможем бабушке?

2. Основная часть.

В: Чтобы открыть кладовку, в которой хранятся сливы, надо найти ключ. Кладовку откроет только тотключ, который составлен из 6 геометрических фигур.

(дети подходят к столу,на котором находятся карточки с изображением ключей, задание проверяется у каждого ребенка.)

В:Молодцы!Справились с заданием, кладовка открыта.Пошлите за сливами для нашего компота.

Игра «Компот»

В:Ребята,присаживаемся за столы по 5-6 человек.

В:Перед вами банка(на каждого ребенка по 1 банке вырезанная из картона),сливы:желтые и синие(по 15 желтых и синих слив)

В:Бабушка просила сначалаположить в банку желтые сливы, но так чтобы всем хватило желтых слив.

В:Еще бабушка сказала, чтобы компот получился вкусным, нужно чтобы в банке было по 6 слив

В:Что нужно сделать для того,чтобы в каждой банке было 6 слив?(нужно доложить синие сливы)

В:Молодцы!Справились,теперь надо записать рецепт компота.

Игра «Рецепт»

В:Ребята,давайте запишем рецепт компота, чтобы на следующий год закатать такой же вкусный компот.

(воспитатель кладет на столы листы для записи рецепта и фломастеры)

В:Из каких частей состоитвсе содержимое банки?(1часть-желтые сливы,2часть –синие сливы.)

В:Давайте напечатаем количество желтых слив, т.е. 1 часть.

В:Синие сливы напечатаем во вторую часть

После выполнения задания всеми детьми воспитатель вывешивает листы в таком порядке:

1+52+43+34+25+1

В:Чемуравно значение выражения в каждом случае?(равно 6 и дописываю 6)

1+5 = 62+4 = 63+3 = 64+2= 65+1=6

В:Какой вывод моно сделать?(6 состоит из 2 частей, вывешиваю числовой домик)

В:Компот мы с вами сварили, можно и отдохнуть.

Физминутка

«Сделай также»

В:молодцы!Ребята,давайте еще поиграем в игру?

Игра «Состав чисел»

В:Вам нужно будет разделиться на 2 команды.

В: Перед вами листы, на них написаны числа, вам нужно записать из каких оно состоит. Победит та команда, которая быстрей и правильно справится с заданием

3. Заключительная часть.

Воспитатель собирает детей околосебя.

В:что мы сегодня делалиназанятии?

В:С каким числом сегодня познакомились?

В:Вам понравилось занятие?

Конспект

открытого занятия

по ФЭМП

в подготовительной группе

Подготовила воспитатель:

Багиева Р.Ф.

2017 уч. год

Программное содержание:

Учить составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

Познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15.

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственное расположение предметов словами: вверху, внизу, слева, справа, посередине.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал: полоска бумаги или белый лист формата А3; 15 кругов; 10 счетных палочек в пучке; 5 морковок; 5 свёкл; картинки с изображением овощей (свекла, морковь, капуста, картофель, лук).

Раздаточный материал: счетные палочки (по 15 шт. для каждого ребенка), резинки, карточки с цифрами от 0 до 9, листы бумаги, наборы геометрических фигур (красный, желтый и зеленый круги, треугольник, квадрат).

Ход НОД:

1 часть.

Игровое упражнение «Поможем коту Матроскину сосчитать баночки с молоком». На бумаге формата А3 нарисовано 10 кругов.

Воспитатель: посмотрите ребята - это банки с молоком, которые приготовил Матроскин. Давайте посчитаем, сколько баночек молока приготовил Матроскин? (дети считают ). А теперь отсчитайте столько же счетных палочек. Пересчитайте все вместе их.

У каждого из вас лежат резиночки, перевяжите палочки резинкой. У каждого из вас получился пучок, из десяти палочек. Сколько пучков у вас получилось? (ответы детей). Сколько палочек в пучке? Один пучок называется десятком. А теперь обозначьте один десяток цифрой, назовите число (ответы детей ).

Воспитатель отделяет 10 кругов вертикальной полоской и рядом кладется еще один круг.

Воспитатель: ребята, сколько еще баночек с молоком принес Матроскин? (ответы детей). А теперь положите на пучок еще одну палочку. Сколько у нас десятков? (ответы детей - один десяток ответы детей - одна единица. )

Воспитатель: «Одиннадцать». Ребята, обозначьте число 11 с помощью цифр . Сколько в числе 11 десятков, а единиц?

Воспитатель выкладывает еще один круг. Дети считают.

Воспитатель: ребята, добавьте еще одну палочку.

Сколько еще баночек с молоком принес Матроскин? (ответы детей - две баночки )

Сколько у нас десятков? (ответы детей - один десяток .) Сколько единиц над десятком? (ответы детей две единицы. )

Воспитатель: ребята, у нас получилось новое число: «Двенадцать». Ребята, обозначьте число 12 с помощью цифр . Сколько в числе 12 десятков, а единиц.

Таким образом дети считают до 15.

2 часть.

Игровое упражнение «Матроскин готовит салат».

Воспитатель: А ещё ребята, Матроскин приготовить салат из 5 овощей. (Воспитатель выкладывает на доске 4 моркови и 1 картошку) .

Сколько всего овощей взял Матроскин?

Какие овощи он взял?

Сколько морковки взял?

А картошки?

Всего сколько овощей?

А какой цифрой можно обозначить наши овощи?

Как составлено число пять? (ответы детей – 4 и 1, четыре морковки и одна картошка)

Затем воспитатель выкладывает 5 морковок и 5 картошек и предлагает детям по-другому составить число 5. Все варианты выкладываются на доске (4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4).

Игровое упражнение «Поможем Матроскину записать рецепт салата».

У детей наборы цифр. Воспитатель предлагает выложить рецепт салата, используя для обозначения ингредиентов две цифры. Воспитатель обсуждает возможные варианты записи рецепта салата.

Физкультминутка

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (изображаем рисование )

В среду долго умывался, (умываемся)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (кружимся)

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал. (садятся на корточки, руки под щеку – засыпают)

3 часть.

Игровое упражнение «Раскладываем продукты в погребе».

У детей альбомные листы и геометрические фигуры(3 круга – красный, зелёный, жёлтый; треугольник; квадрат).

Воспитатель: Ребята, а ещё Матроскин попросил, чтобы вы помогли разложить продукты в погребе.

Матроскин рассказал мне, где и какие овощи будут лежать, посмотрите на доску. Посередине он положил капусту, слева от капусты морковь, справа от капусты - свекла, над капустой – лук, а под капустой - картофель.

Воспитатель: Только мы с вами вместо овощей возьмём геометрические фигуры. Берём альбомный лист и кладём посередине зелёный круг, слева от зелёного круга кладём треугольник, справа от зелёного круга кладём красный круг, над зелёным кругом кладём жёлтый круг, а под зелёным кругом кладём квадрат.

Воспитатель: Закончили? (затем дети рассказывают, как разложены овощи).

Воспитатель: Молодцы! Ребята, до-скольки мы сегодня с Матроскиным научились считать? А давайте вспомним с вами из каких двух чисел состоит число 5. 5 – это 4 и (ответы детей - 1 ), 5 – это 3 и (ответы детей - 2 ) и т.д.

Правильно. Сегодня каждый за работу на занятии получаЕт звёздочку.

Наше занятие закончено, можете встать и убрать свои звёздочки в коробочки. Не забудьте посчитать сколько у вас звёздочек стало.