Свадебные костюмы в старину. Современные свадебные наряды «а-ля русс». Невесты из Мексики

25.04.2019

Ещё
Во всех ты, душенька, нарядах хороша
Русский музей представляет...

Пыляев писал, что «Екатерина ввела при дворе изящную простоту русского платья». Все должны были являться ко двору в платьях с элементами русского национального костюма. При Павле Петровиче эта традиция не соблюдалась. Александру Павловичу было всё равно кто во что одет. Все одевались по французской моде. Ещё , в т.ч.


Но однажды, во время Отечественной войны, Голицына, которая «пиковая дама», в знак протеста явилась на бал наряженной в русское народное платье. Говорят, это произвело фурор. К сожалению, никто точно не описал, во что конкретно была наряжена «усатая графиня». Сарафан, душегрея, шугай? Из парчи, штофа или шелка? На голове кокошник или, может быть, сорока? Весной этого года в корпусе Бенуа проходила выставка русского народного костюма XVIII-XIX веков «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» . Представлено было около 400 предметов одежды и украшений, составляющих 50 костюмов зажиточных горожанок и купчих. Таким образом можно было увидеть костюмы, вдохновившие Наталью Петровну на создание её бального платья.

Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века. Венец, поднизь, душегрея, сарафан

Сарафан. Конец XVIII века

Сарафан – от персидского слова «сарапа», которое означает буквально, «одетый с ног до головы». Это название в России употреблялось с XIV до середины XVII века применительно к мужской одежде. В дальнейшем термин «сарафан» сохранился только в отношении женской одежды. Старинные сарафаны были с рукавами или просто с широкими проймами, распашные, с застежкой на пуговицах до самой шеи. Спинка старинного косоклинного сарафана кроилась вместе с лямками, этот «треугольник» в Нижегородской губернии называли «лягушкой».

Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века. Рубаха, сарафан, повязка, фата.

Женский праздничный костюм. Конец XVIII – начало ХIХ века. Сарафан, рубаха, повойник, фата

Крой сарафана: три прямых полотнища соединены на спине, на уровне лопаток, где и располагаются швы, в которые вставлены косые клинья – по шесть с каждой стороны. Подол сарафана образует почти полный круг.


5.


6.


Фата. XVIII век

Фата. XVIII век

Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века. Сарафан, шугай, кокошник, фата-канавата

Шугай – верхняя одежда с длинными рукавами, большим воротником или без него; с отрезной спинкой. Шугай являлся праздничной одеждой и шился из дорогих материй: штофа, бархата, парчи.

Канаватное покрывало или канаватная фата, по названию сирийского города Канават, где производился шелк, - большой платок прямоугольной формы. Канаватные покрывала стоили дорого, от семи до сорока пяти рублей. В поговорке «Голь перекатна, а фата канватна» звучит удивление тем, что бедные люди могли носить эту дорогую вещь.

Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века. Сарафан, шугай, кокошник, покрывало, сумочка

Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века. Сарафан, шугай, кокошник, покрывало, кошелек

Костюмы зажиточных горожанок и купчих обычно шили из роскошных тканей – шелковой и золотой парчи, бархата, штофа, шелковой ткани «каннеле». Даже подкладка сарафана могла быть шелковой.


11.


12.


Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Шугай, юбка, кокошник, платок


13.


14.


Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Сарафан, шугай, платок

У жительниц Торжка правый рукав шугая заметно длиннее левого:


15.


16.


Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Тверская губерния. Рубаха, сарафан, душегрея, головной убор «тверской укрут», платок.

В Торжке в 1848 вышивкой туфель и сапог занималось до пятисот мастериц. Обувь, предназначаемая для горожан, шилась из тончайшего цветного сафьяна; её также украшали золотым шитьем.

Казанская губерния была крупным центром обувного производства. В Казани работали русские и татарские мастера, изделия которых продавались на крупнейших ярмарках России. Женские, детские и мужские сапоги, туфли шились из цветного сафьяна – мягкой, тонко выделанной кожи. Приемы шитья «в тачку», своего рода аппликации из кожи, получили широкое распространение по всей России, их переняли и мастера из Торжка.

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Рубаха, сарафан, душегрея-сборы, кокшник

Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Повязка, рубаха, душегрея, ожерелье

Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Повязка, сарафан, душегрея

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Шугай, сарафан, кокошник, очелье, платок

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния

Женский старообрядческий костюм. Нижегородская губерния. Сарафан, платок, лестовка

Женщины из старообрядческих семей носили большие квадратные платки, полностью покрытые вышитым орнаментом, особым образом – «в роспуск», «на распустиху». На лоб низко опущена полоса галуна, пришитая к середине одной из сторон. Такие дорогие золотошвейные платки были доступны не каждой женщине, даже из богатой семьи.


36.


37.


В старообрядческом селе Чернуха Аразамасского уезда Нижегородской губернии костюм отличался богатством м обилием золотной вышивки. Сарафаны и рубахи дополнялись парчовыми и атласными передниками. До 1928 года в селе Чернуха стоял монастырь, где и вышивались головные уборы, «сороки» и повойники, «мышки» - оплечья рубахи, сарафаны, нагрудники передников.

Женский старообрядческий праздничный костюм. Село Чернуха, Нижегородская губерния. Рубаха, сарафан,пояс, передник-запон, сорока, нагрудное украшение «борода», нагрудное украшение – «витейка».

Замечу также, что все православные карелки тоже носили головной убор «сорока».

«Борода» - нагрудное украшение, дополняющее женский праздничный костюм села Чернуха. Представляла собой длинную, от семи до тридцати метров, полосу металлизированной бахромы, уложенной вокруг шеи на груди ровными рядами так, что верхний ряд слегка перекрывал нижний. Бахрома дополнялась шнуром-«витейкой».

«Мышка» (оплечье рубахи)

Девичий старообрядческий праздничный костюм. Село Чернуха, Нижегородская губерния. Рубаха, сарафан, пердник-запон, пояс, «борода», головной убор – «ленка» (лента), вязаные сапоги.

Город Арзамас славился по всей России своими сапожниками и скорняками. В 1860-х в Арзамасе, Никольском монастыре и селе Выездная Слобода изготовлялось до десяти тысяч и более пар в год вязаной обуви. Обувная промышленность Арзамаса «производила и торговала на миллионы» . Более тысячи арзамасских мещан занимались вязанием на спицах обуви с войлоком внутри, причем занятие это было преимущественно мужское.

Бархатные, шитые золотом туфли и вязаные из цветной шерсти сапожки и полуботинки на кожаной или войлочной подошве носили на посиделки в коробках как «сменную обувь».

Женский праздничный костюм «штофный». Вторая половина ХIХ века. Село Чернуха, Нижегородская губерния
«Штофный» - верхняя одежда, повойник, платок, пояс, полусапожки

На масленичные гулянья в Чернухе поверх праздничного наряда носили «штофный» (или «штофный сарафан»), непременно бордовый или вишневый, украшенный галуном, бахромой, с косым рядом пуговичек и петлями из шнура.


46.


47.


Зимний праздничный костюм. Архангельская губерния. Шубка, сарафан, кичка, шаль

Праздничная одежда жительниц Севера – шубки. В собрании Русского музея сохранилась шелковая шубка, подбитая ватой и отделанная мехом. На груди она завязывается лентами на три банта. В конце XVIII – первой половине XIX столетия шубка входила в состав венчального костюма девушки, была модной одеждой в городах Русского Севера.


48.


49.


Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния. Рубаха, сарафан, нагрудник, повязка, полушалок

В Сольвычегодском уезде костюм дополняли шелковые платки и шали. Причем девушки часто носили сложенные шали на руке, одновременно по несколько штук.


50.


51.


Костюм «повязочницы». ХIХ век. Архангельская губерния. Рубаха, сарафан, аловицы – два шелковых платка, повязка, шаль

«На Пинежье в конце ХIХ века самые нарядные одежды и украшения можно было увидеть на «метище» - гуляньях, которые устраивались в престольные праздники. Они обычно длились два-три дня, и девушки меняли наряды по несколько раз в день. На «метище» выбирали невесту, приглядывали жениха… «Украшением этих праздников были девушки-«повязочницы» - так на Пинежье называли девушек, имеющих парчовую повязку. Они стояли на «метище», не смея шелохнуться, роскошно разряженные… на затылке к золотой повязке привязано множество ярких лент, на лбу и на висках «жемчужные переплеты». Шелковые ярко-красные платки, которые носили на плечах, продевая концы под лямки сарафана, назывались «аловицы».

Необходимыми атрибутами праздничного наряда были также ювелирные изделия: серебряные браслеты и кольца, несколько рядов крупных янтарных бус. Шея девицы была увешена множеством крестов. Вся их одежда могла весить около сорока килограммов.

Свадебный костюм. ХIХ век. Архангельская губерния. Девичий головной убор – повязка, свадебный убор «венец», ширинка – платок невесты, рубаха, душегрея, сарафан

Один из торжественных моментов пинежской свадьбы – обряд «смотренья», когда невесту, «разубранную и сияющую, как жар птица», выводили к жениху и его родным. На девушке поверх золотой повязки появлялся еще низанный жемчугом большой плоский венец. Невеста кланялась каждому гостю, а одна из женщин – свадебниц – поддерживала это великолепное сооружение.

Свадебный костюм. Конец XVIII - начало ХIХ века. Архангельская губерния. Рукава, сарафан, венец, ленты к венцу, шейное украшение


54.


55.


Женский праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния. Рубаха, сарафан, передник, косынка, пояс, головной убор – сборник


56.


57.


Рубаха – «подольница». Начало ХХ века. Вологодская губерния

Подол рубахи называли стан, станушка, а сама рубаха с богато украшенным подолом – подольница. Ворот женской рубахи часто широко открывал шею и плечи. Иногда невысокая стойка туго охватывала шею, застегивалась на маленькую пуговицу.

Рубаха-покосница. ХIХ век. Ярославская губерния

Рубахи, предназначенные для сельскохозяйственных или иных работ, называли по роду этих занятий – «покосница», «рыболовка». Жатвенные и покосные рубахи часто надевали без сарафана или же его подол поднимали и затыкали за пояс, так чтобы были видны узоры на рубахе.

Рубаха-рыболовка. ХIХ век. Ярославская губерния

На Пинеге ловить рыбу к столу было женским делом. Отправляясь удить рыбу, женщины одевались в длинные белые рубахи с прямым рукавом – «рыболовки». Сарафана в этом случае не полагалось.

Рубаха-подольница и юбка. 1880-е. Вологодская губерния

Торжественный и долгожданный день бракосочетания всегда должен проходить в том стиле, который выбирают молодожены. Тематик для проведения свадьбы очень много, но особое внимание заслуживает народный стиль. Праздник будет сочетать не только специфическую одежду, но и традиции предков. Русский народный свадебный костюм должен быть на особом счету, и его выбирать придется со всей тщательностью, желательно даже вспомнить исторические факты. А бабушки да дедушки могут подсказать такие традиции, которые давно уже всеми забыты.

Из чего состоял свадебный костюм невесты на Руси

Наибольшее количество памяток культуры о свадебных мероприятиях существует со времен Киевской Руси. Когда было принято христианство, влюбленные стали открыто праздновать создание новой семьи, этому дню отводилось особое значение. Так, в это время стали развиваться народные костюмы, которые выполняли роль свадебного платья невесты и наряда жениха. Они сочетали всегда самые богатые ткани, узоры, народную символику.

Рубаха

Во всех свадебных народных костюмах на Руси по обычаю встречалась рубаха. Она могла быть длинной или короткой, как современная мужская сорочка. Из сарафана выглядывали только определенные части данного элемента одежды, поэтому называли иногда такую рубаху «рукава». Вот эти части были вышиты самыми красивыми узорами. На плечах таких свадебных народных рубах были специальные вставки, которые украшались отдельно. Принципиальное отличие обычного ежедневного наряда от свадебного – богатство обработки второго. Никаких белых платьев тогда даже придумать не могли.

Рубаха одевалась под свадебный сарафан и была неотъемлемой частью народного наряда. Ее сшивали из 4-х кусков натуральной льняной ткани (изредка из 2-х) и вышивали шелковыми нитками. Часто использовались разнонаправленные стежки, которые создают эффект «живого» орнамента. Сам узор мог иметь геометрический формат (острые углы, бесконечные линии или полоски) или природный (цветы, завитки, листики). Это выбирала сама невеста, как и выполняла всю работу.

Сейчас же русский народный костюм для свадьбы тоже обязательно должен иметь вышитую рубаху, но она уже имеет видоизмененный вид – выбираются любые цвета, возможна машинная работа, а не ручная. Невесте не нужно сидеть ночами над пяльцами, чтобы быть красивой на свадьбе – стоит пройтись по большим магазинам, найти подходящий вариант свадебной рубахи.

Cарафан

Платье для свадьбы было без рукавов, на узких или широких лямках. В начале развития торжественных церемоний сарафан был клинообразным – состоял из нескольких частей, расширенных к низу. А позже он стал перевоплощаться в прямой вариант кроя. Но в обоих случаях талия не подчеркивалась, сарафан был свободным и скрывал все параметры женского тела. Тем более, что материал был настолько плотным, что даже формы женщины тяжело было углядеть.

Другое дело сейчас – на свадебное торжество можете одевать самые прилегающие наряды, которые стройнят и открывают любые части тела. Если же вы выбираете народный стиль, то формат сарафана нужно сохранить, да одеть так, как это было принято нашими бабушками. Позаботьтесь о том, чтобы орнаменты на таком свадебном наряде соответствовали вашим предпочтениям – каждый узор в народе что-то обозначает и очень важно, чтобы эти утверждения сочетались с вашим мировоззрением.

Передник

Эта часть крестьянского убранства имела место быть и в свадебном наряде. Передник по своей форме немного похож на современный фартук и предназначение у него было таким же. Этот элемент одежды тоже вышивался, но не столь густо, как рубаха или сарафан. Его разрешено было делать коротким с завязками за спиной или длинным – через шею. Разные варианты передников позволяли каждой новобрачной выделиться, быть особенной. Девушки показывали свою хозяйственность в умении делать свадебный наряд.

Для современной свадебной церемонии можете заготовить передник, но на всем мероприятии в нем быть не рекомендуется. Причина этому одна – такой фартук может закрывать красоту самого сарафана, поскольку надевается поверх него. Лучше передник использовать для определенной части фотосессии, но не в момент венчания или торжества. Обратите внимание, что многие губернии вообще не имели традиций носить передники с сарафанами – вот почему он является не обязательным на свадьбе.

Один или несколько поясов

Ремень всегда использовался для подчеркивания талии, красивых женских форм. Он является еще и функциональным приспособлением – удерживает одежду на фигуре. На свадебных церемониях невесты иногда использовали такие пояса. Они были вышитыми, очень плотными и могли по-разному завязываться, поскольку длина у каждого была разной. Некоторые новобрачные надевали сразу несколько поясов для того, чтобы выделится да видоизменить свадебный наряд.

Способов подвязывания существует несколько – с узлом или без него, с бантом или с «закрученными концами». Невеста может одевать пояс в разных местах: под грудью, на поясе. Все это зависит от того, какие элементы женского тела необходимо подчеркнуть, а какие – скрыть. Для тонких станов с широкими бедрами пояс лучше завязывать на талии, а если хочется визуально увеличить грудь, то ремень стоит закрепить под ней.

Нижние юбки

Этот элемент свадебной одежды выполняет не такую уж большую задачу, но в древние века он очень часто использовался. В нижней юбке невеста могла ложится спать в первую брачную ночь. Техника ее выполнения была такой, как для части сарафана: клинообразно или прямого кроя. Внизу такой элемент одежды вышивался шелковыми нитями, а верхняя часть шилась на резинке без застежек.

Для современной невесты также стоит выбирать нижнюю юбку – ведь она будет выглядывать из низа сарафана на 10-15 см. Выбор ее должен базироваться на цветовых предпочтениях, орнаменте. Если сам сарафан будет вышит гладью, а низ юбки крестиком, ничего страшного, это даже более эффектно будет смотреться, но только при сочетаемости узоров, цветовых гамм.

Женский свадебный головной убор

Национальный русский свадебный наряд без кокошника невозможен. Этот головной убор присутствовал у каждой невесты, поскольку непокрытая голова считалась бесчестным поступком. Опростоволосится женщина могла только перед собственным мужем после долгих лет жизни, а для других членов семьи и знакомых об этом не могло быть речи. Платок был ежедневным элементом для носки, не праздничным.

Современная невеста, выбирая торжество в русском народном стиле, должна приобрести для себя красивый кокошник. Это высокая полу-шапка с открытым затылком, украшенная разными камнями, бусинами, золотом, вышивкой. Кокошник может надеваться на специальную тонкую шапочку, которая скрывает волосы и защищает голову. Выбирая такой вариант для головы, о фате и о прическе тоже стоит задуматься, поскольку длинные волосы очень хорошо видно из-под кокошника. А длинный свадебный аксессуар может стать нежным дополнением к свадебному образу.

Если девичий кокошник для русской свадьбы надевать не хочется – стоит выбрать ему достойную замену. Венок из цветов – полевых или тепличных – будет к месту в соединении с народным убором и лентами. Поскольку женский сарафан и кокошник часто выполняются в красных тонах, то и другие аксессуары могут выполняться в таком же формате. Главное в образе – правильно соединить народные элементы и современные. Нелепо будет выглядеть народный костюм с ярким колье, лучше выбрать не очень вызывающие аксессуары.

Значение и символика узоров на древнерусских костюмах

Свадебный наряд невесты и жениха народного стиля обязательно вышивался различными рельефами, могло задействоваться и вязание для этого. И у каждого такого узора было свое назначение. В зависимости от того, что изображалось на свадебном костюме, могла изменяться супружеская жизнь. Поэтому в древней Руси выбирались самые добрые, вещие, правильные знаки. Вот некоторые популярные трактовки символов:

Звезда или Крест Сварога обозначает сворачивание и открытие Вселенной. Это благодать от Бога, которая должна проноситься сквозь всю жизнь.
Белобог – этот символ приносил удачу, свет в семью. Такая народная вышивка на свадебном наряде означает, что повседневная жизнь будет в радости и счастье.
Богодар – обозначает, что все небесные Боги будут благосклонны к семье. А к Высшим Силам каждый сможет обращаться с любыми просьбами и молитвами.
Волот размещался на свадебном наряде жениха и означал силу, мощь человека. Чтобы муж был главой семьи, мать вышивала такие символы на рубахе.
Дерево жизни. Само название говорит, что такой символ обозначает начало нового витка. В современном мире его вышивают тем новобрачным, которые стают под венец не в первый раз.
Духовная сила – вышивается и у женщин, и у мужчин. Символ будет означать общую мощь семьи и ее устойчивость к внешним изменениям.

Обувь и украшения невесты

Для ног на Руси использовались разные виды обуви. В летнее время часто брались сандалии. Но в лютые холода использовались обязательно народные валенки из шерсти. Этот истинно русский вид обуви обязательно шел в приданое каждой девушке. И сейчас к валенкам россияне питают особую страсть. Поэтому, если вы выбрали русский стиль свадьбы, да еще и зимой – такая обувь будет идеальным дополнением к образу. В противном случае, могут подойти любые красивые туфли, которые схожи по цветовой гамме с нарядом.

Что же касается остальных украшений – то их должно быть минимальное количество. Формат русского народного свадебного костюма уже очень сильно разукрашен и не требует дополнительного лоска. Очень легко в этом случае переборщить: яркие бусы, колье, браслеты и кольца больше подходят к классическому современному свадебному платью, но не к народному стилю. Пусть расшитые рукава так и останутся тем единственным моментом, который привлекает больше всего внимания.

Мужской свадебный наряд

Мужчина на собственной свадьбе был менее ярким, нежели супруга. Костюм для жениха включал брюки и рубашку с длинным рукавом. Второй элемент мог шиться аж до пояса. А все это связывалось широким и длинным поясом. Эта деталь вышивалась такими же нитками и узорами, как женский свадебный наряд. Рукава и горловина сорочки тоже были в орнаментах, символичных узорах, это обозначало богатство будущей молодой семьи.

В нынешнее время при выборе народного стиля свадьбы в качестве брюк разрешено выбрать классические черные варианты, а вот с верхом нужно потрудиться. Поскольку рубашка является основным красочным элементом, то ее нужно выполнить в стиле наряда невесты. Стоит повторить цветовую гамму, тип выполнения узоров и вышивки. Для основы можно использовать красный цвет – как самый популярный на Руси.

Фото русских народных свадебных костюмов

При выборе стиля для собственного свадебного торжества, нужно просмотреть множество уже реализованных идей (на разных фото, видео). Будьте особо внимательны при соединении образов жениха и невесты, особенно если была выбрана народная тематика. Приводим подборку лучших народных свадебных костюмов в русском стиле, которые могут послужить основой для будущего свадебного наряда.

Сегодня свадебная мода поражает своим разнообразием, и каждая невеста может выбирать не только фасон и цвет наряда, но и его длину. В старину невесты надевали убранства, которые также подчеркивали красоту и юность, но в то же время все детали имели определенное символическое значение.

Русские свадебные народные костюмы – основные черты

Во времена Руси белоснежных нарядов не было, так как белый цвет считался символом святости и чего-то духовного. Девушки самостоятельно на протяжении нескольких лет шили себе свадебные платья, которые украшали вышивкой и яркими узорами. Русские народные свадебные платья были уникальными, но все они имели общие черты:

  • если замуж выходили представительницы боярского рода, наряды шились из дорогих и тяжелых тканей, девушки из крестьянских семей такой роскоши себе позволить бы не смогли, потому ткани были более дешевыми;
  • практически все русские народные свадебные платья украшали характерными узорами: цветами, ягодами и листьями, которые являлись символом добра;
  • русский народный свадебный костюм всегда был пестрым и красочным, невеста в нем была яркой и привлекательной по старорусским канонам красоты.

Русские свадебные народные костюмы – обычаи и традиции

Сегодня молодые девушки приобретают максимум два наряда: один для свадебной церемонии, а второй для шумного гуляния с гостями на второй день. В старину же каждая девушка подготавливала минимум четыре платья, в соответствии с русскими народными свадебными традициями. Необходимо было сшить отдельные убранства для венчания, церемонии заключения брака, а также подготовить костюм на гуляние.

Что касалось , то для него девушка надевала яркий сарафан и рубашку под низ. Особенностью этой нижней рубашки были очень длинные рукава. Дело в том, что согласно поверью, жених со своей невестой не должны были соприкасаться голыми рукам.

Еще одной деталью русского традиционного свадебного платья был головной убор. Он представлял собой нечто похожее на венок из лент, и после венчания всю эту красоту невеста дарила своей близкой подруге или сестре. Непосредственно на венчание надевали платье красного цвета, именно он в те времена был символом красоты, радости и веселья.

Для второго дня празднования подбирали русский народный свадебный костюм из самых дорогих материалов, которые могла себе позволить семья девушки. Именно это платье было не просто красиво расшитым и украшенным всяческими орнаментами, на него повязывали традиционный кушак, который носили все замужние женщины.

Начнём мы наше путешествие в удивительный мир богатейшей русской культуры с национального костюма, поскольку, как известно, «встречают по одёжке». Ведь именно по одежде составляется первое впечатление о человеке - кто они и что он - даже в наше, достаточно унифицированное время. Что уж говорить о народном костюме, который есть отражение души народа, его представление о прекрасном, его сконцентрированная культура и история, копившаяся и совершенствовавшаяся на протяжении многих веков.

К сожалению этот пласт нашего наследия не остался без вмешательства тех, кто на протяжении, как минимум, трёхсот последних лет последовательно работал на её уничтожение. Досталось и русскому народному костюму. После того, как Пётр I вернулся из турне по Западной Европы (1697 по 1698 гг.), он (вернее его двойник) издал в 1699 г. Указ, в котором запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников и дьячков. Известен такой факт, что со всех въезжающих в город в русской одежде и бороде брали пошлину: 40 копеек с пешего и 2 рубля с конного (Г. П. Успенский. «Опыт повествования о древностях русских». Харьков, 1818 стр. 59-60). С тех пор русское крестьянство осталось единственным хранителем народной истории, культуры и представлении русского народа о красоте.

В настоящее время исследователи делят всё многообразие русского народного костюма (мы будем говорить о женском костюме) на две большие группы. Первая группа - южнорусский женский костюм или понёвный комплекс - самый древний. Его самой главной деталью была понёва - прабабушка современной юбки. Хотя этот стиль одежды появился у славянских народов раньше других, но с 14 века он начал постепенно вытесняться другой одеждой, и к 17 веку понёва стала принадлежностью только южнорусского костюма. Более того, к 19 веку даже в южных губерниях понёву носили лишь замужние крестьянские женщины. В понёвный комплекс одежды входят: рубаха с косыми паликами (плечевыми детальками), понёва, передник, нагрудник (мог быть двух типов: вроде знакомого нам халата с длинным рукавом и застёжкой спереди, или надевающийся через голову, с коротким рукавом), сорока (для женщин) или повязка (для девушек), пояс, обувь (кожаная или лыковая).

Вторая группа - это северорусский костюм , или как его ещё называют сарафановый комплекс, потому что его основой служил сарафан. С севера сарафан постепенно распространился за Урал и в южные губернии России. В результате к 18-9 веку сарафаны носили, кроме Северных и Центральных губерний Европейской России, вся Сибирь и Забайкалье, а также купчихи и небогатые горожанки всюду по стране.

Кроме этого, существует множество черт народного костюма, которые характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному и сословному положению. Чаще всего знаками различия были не столько покрой и вид одежды, а цветовая гамма материала, количество и стиль вышитых и вытканных узоров, применение разного вида ниток - шёлковых, золотых и серебряных.

Выше мы использовали прекрасные акварели Фёдора Григорьевича Солнцева (1801-1892) - русского художника, архитектора и историка из крепостных. В 1830 году его отправляют в в Москву и другие места «для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и проч. предметов» . За всё время он нарисовал более 3000 высокоточных рисунков-эскизов, отличающихся большой детализацией. На них были изображены исторические предметы быта, иконы, сооружения, одежда, оружие, доспехи и т. д. Около 700 из этих эскизов составили основную часть издания солидного научного труда «Древности Российского государства» , раздел «Одежды Российского Государства».

Часть материала о русском национальном костюме мы поместили в раздел «Ведические символы в России» , который мы завершили упоминанием о символике свадебного наряда и здесь мы продолжаем наш рассказ о нём.

Несмотря на то, что в России свадебные белые платья начали активно входить в городскую моду в начале 19 века, национальные свадебные костюмы продолжали быть в ходу среди крестьян, мещан и даже части купечества. Каждая губерния и даже уезд имели свой неповторимый уникальный вариант свадебных костюмов, в силу огромности территории нашей страны, исторических особенностей развития каждого региона, влияния соседних культур и т.д., но смысл и принципы её изготовления оставались неизменными. Наряд новобрачных украшался богатой вышивкой из ведических орнаментов , несущих сакральный и обереговый смысл. На женских свадебных платьях это были женские фигуры Богини Макоши, ромбы - знаки плодородия, разнообразные солярные знаки, дерево жизни и т.п, которые, как правило, располагались по краям одежды - по подолу, вороту, на концах рукавов, плечах и и.д. В некоторых регионах России они использовались вплоть до середины 20 века. Давайте посмотрим, какие свадебные наряды бытовали у крестьян северного, поволжского, приуральского и южного регионов России в конце 19- середине 20 вв. В этом нам поможет книга С.В. Горожаниной и Л.М. Зайцевой «Русский народный свадебный костюм» . Ниже представлены женские свадебные наряды Вологодской, Воронежской, Вятской, Пензенской и Курской губерний.

Мужские свадебные наряды Вологодской, Воронежской, Вятской, Пензенской и Курской губерний конца 19- середины 20 вв.

Такой костюм, который венчал головной убор, который назывался сорока, сохранялся в Воронежской области, как свадебный наряд, до 1950-х годов.

Да, и еще... давай Дружжить, и сразу на Ты ?---жми смелее сюда -->> Добавить в друзья на ЖЖ

А еще давай дружить на

В западной культуре невесты традиционно носят белое платье в день своей свадьбе, однако свадебные наряды, которые можно увидеть на невестах из разных стран мира вовсе не ограничиваются привычным для нас одеянием. Некоторые невесты украшают себя красочными одеждами, другие разрисовывают руки узорами соответствующими их культуре, а некоторые полностью скрывают свои лица за слоями ювелирных изделий или вуали.

Индийская свадьба

По традиции свадебной одеждой невесты является сари, ленга чоли (лехенга) или сальвар камиз. Классический индийский свадебный наряд невесты должен быть красного цвета, хотя иногда встречаются и другие, например, пурпурный, бордовый, оранжевый, золотистый и зелёный.

Нигерийская невеста

Нигерия является большой страной, поэтому свадебные обряды меняются в зависимости от региона, религии и этнической принадлежности. Тем не менее, нигерийские невесты часто носят яркие свадебные одежды и повязывают на голову головной убор под названием Геле.

Традиционная свадьба в Гане

Традиционные свадьбы в Гане часто очень красочны, и свадебные наряды каждой семьи имеют свой собственный узор.

Монгольская невеста

Для традиционной монгольской церемонии бракосочетания жених и невеста носят то, что известно как Deel. Deel является формой узорной одежды, которую носили в течение многих столетий монголы и другие кочевые племена в Центральной Азии.

Японская свадьба

Для традиционной японской свадьбы невеста часто надевает чисто белое кимоно, которое символизирует чистоту и девичество.После церемонии невеста может переодеться в красное кимоно, символизирующее удачу.

Казахстанская невеста

Для традиционной казахской свадьбы невесты, как правило, надевают головной убор, известный как "саукеле", а также покрывают своё лицо вуалью. Саукеле обычно готовят задолго до того, как девочки достигают брачного возраста.

Шотландская свадьба

На свадьбе мужчины в Шотландии традиционно носят килт своего клана.После церемонии, невеста надевает платок, украшенный родовыми цветами своего нового мужа, чтобы показать ее переход в новую семью.

Свадьба гуцулов

В горных селах украинских Карпат свадьба - как сказка! Даже в наши дни гуцулы придерживаются таких свадебных традиций, каким следовали их родители и деды-прадеды. И сегодня они одеваются в национальные одежды, украшают свои жилища, коней и даже деревья. Нужно отметить, что на венчание в церковь молодые едут на празднично украшенных конях.

Румынская невеста

Свадьба в северо-западной Трансильвании считается важным событием. Обычно свадьбу организовывают родители, проводя различные ритуалы, включающие подготовку приданого и костюмы.

Горанская невеста

Горанцы - одна из малых народностей Балкан. Горанцы являются мусульманами по вере, но их традиции и обычаи содержат различные языческие элементы.

Китайская свадьба

В Китае красный цвет считается символом удачи, а также китайцы полагают, что он отпугивает злых духов. Поэтому не удивительно, что традиционные китайские свадебные наряды почти всегда красного цвета.

Яканская невеста

Яканцы являются этнолингвистической группой, которая в основном населяет остров Басилане на Филиппинах. Традиционные свадьбы, как правило, состоят из двух церемоний, включающих исламскую и более старую, доисламскую.

Перуанская невеста

Традиционные перуанские свадебные наряды часто яркие и включают в себя сотканные накидки и шляпы, украшенные кистями и светоотражающим материалом. Специальная юбка и пончо делается для невесты в день свадьбы.

Свадьба в Норвегии

В Норвегии традиционный свадебный костюм называется Bunad. Кроме того, его можно носить в других случаях, таких как крестины.

Индонезийская свадьба

Индонезия имеет более 17 000 островов, поэтому свадьбы здесь сильно различаются в зависимости от того, где живут люди и к какой из 300 этнических групп они принадлежат.

Хамарская невеста

Хамары – это народ в Восточной Африке, живущий в юго-западной части Эфиопии, в плодородном регионе долины Омо. Незамужние женщины здесь носят большие воротники из красного, зеленого и черного бисера, а замужние носят воротники из двух различных металлов.

Корейская свадьба

Корейский национальный костюм называется ханбок, одну из вариаций которого корейцы надевают на собственную традиционную свадьбу.

Традиционный российский свадебный наряд, Нижний Новгород

В России насчитывается более 185 различных этнических групп, и многие из них имеют свои собственные отдельные свадебные традиции. Многие российские свадьбы длятся в течение по крайней мере двух дней, а некоторые могут длиться целую неделю.

Узбекская невеста

Для традиционной узбекской свадьбы невеста надевает красочный наряд ручной вышивки с замысловатыми узорами. Церемония бракосочетания играет существенную роль в узбекской жизни.

Туркменская невеста

В Туркменистане традиционная свадебная церемония предполагает невесту, одетую в красное платье из шелковой ткани с различными серебряными и позолоченными украшениями.

Бедуинская свадьба

Бедуинские невесты часто носят на своём лице тяжелую вуаль, состоящую из различных ювелирных изделий.