Время чтения: 10 минут
Когда рождается маленький человечек, природа не оставляет его совершенно беззащитным и награждает целым набором жизненно важных способностей, помогающих ему быстро адаптироваться в новом мире, учиться, развиваться. Например, условные и безусловные рефлексы, благодаря которым малыш начинает свои первые дни– по ним педиатр может легко оценить, насколько развит новорожденный, есть ли какие-то патологии, отклонения. Некоторые рефлексы новорожденных угасают к возрасту трех-четырех месяцев. Остальные будут сопровождать дитя всю остальную жизнь.
Условные рефлексы – это те, которые малыш уже приобретает в процессе получения знаний, навыков, жизни. Не природа наделяет ими, а малыш сам в индивидуальном порядке их обретает и развивает все года последующей жизни. Они более сложные, нежели безусловные, и происходят на подсознательном уровне, даже не заставляя малыша об этом задумываться. Абсолютно у каждого человека такие рефлексы свои, потому что жизненный опыт, полученный одним человеком, будет совершенно индивидуальным и отличным от другого. Рассмотрим некоторые из них:
Вышеописанные рефлексы – яркий пример первых индивидуальных приобретенных навыков, которые образовались под воздействием определенных условий в жизни конкретного ребенка. Это прямым образом показывает условно-рефлекторную способность деятельности коры головного мозга, которая устанавливает связь между отдельными событиями.
Только родившись, новорожденный еще не умеет контролировать свое тело, движения, потому как головной мозг не полностью сформирован и не может выполнять все необходимые функционирования жизнедеятельности. Поэтому и даны младенцу безусловные рефлексы (их еще называют врожденными), которые обеспечивают его на первом этапе всеми жизненными процессами. Это так называемые автоматизмы, которые являются подконтрольными примитивным центрам головного и спинного мозга, возникают в процессе правильной работы нервной системы.
Если все в порядке, малыш здоров и показатели развития находятся в норме, то он должен иметь целый набор таких автоматизмов, которые не могут отсутствовать в его реакции. К трем или четырем месяцам некоторые из них должны исчезнуть, другие – через год, но их отсутствие показывает специалистам, что возможна патология в развитии ребенка. Остальные же врожденные рефлексы остаются на протяжении всей жизни.
Все эти врожденные навыки, наука разделяет на сегментарные двигательные или оральные безусловные (которые происходят в процессе работы ствола), и спинальные или двигательные (происходят вследствие функционирования спинного мозга).
Первые рефлексы оральной классификации, включают в себя: сосательный автоматизм, поисковый, ладонный-ротовой, хоботковый и прочие безусловные навыки. Спинальные включают в себя: хватательный автоматизм, защитный, автоматический, рефлекс Моро, Бауэра, автоматизм Галанта, опоры и прочие. Все эти навыки новорожденных представлены более подробно в таблице.
Название рефлекса |
Краткая характеристика |
---|---|
Рефлекс Моро | Определяется тонус мышц ребенка, состояние нервной системы, например, перевозбуждение. Необходим как защитный рефлекс, если у малыша есть угроза падения. |
Сосательный | Определяет степень зрелости вашего малыша, оказывает успокаивающее действие. В жизни обеспечивает ему быть всегда готовым к новому питанию. |
Хватательный | Определяет степень развития нервной системы и активности малыша. По этому рефлексу определяется, насколько малютка возбудим. |
Робинсона | Определяет тонус мышц и цепкость младенца. Впоследствии сменяется развитием тонкой ручной умелости. Достался нашему поколению от первобытных людей, не относится к человеческому развитию. |
Хоботковый | Проверяются сосательные или мимические мускулы новорожденного, он должен выпячивать губы, имитируя хоботок в ответ на раздражитель. |
Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина | Показывает, насколько хорошо развивается нервная система. Он выступает одним из самых древних механизмов выживания у новорожденных. Работает по аналогии: помочь найти и обеспечить организм пропитанием любыми способами. |
Спинальный автоматизм Галанта | Позволяет врачу определить функционирование спинного мозга, все ли в порядке с центральной нервной системой и не получил ли малыш каких-либо травм во время родов. |
Шаговый или рефлекс автоматической ходьбы | Таким способом проверяется подозрение и наличие ДЦП у младенцев. |
Плавательный | Еще один защитный рефлекс, который дает не утонуть малышу в экстремальных условиях. |
Бауэра | Ползательный рефлекс, проверяет мышечный тонус ребеночка, состояние спинного мозга. |
Поисковый рефлекс Куссмауля | Необходим малышу, чтобы найти грудь своей матери, также обеспечивает готовность к новому виду питания. |
Каждый из упомянутых автоматизмов жизненно важен и необходим новорожденному, помогает ему выживать в экстремальных условиях. Их наличие показывает нормальное развитие малыша, они дают сигналы, если что-то вдруг пошло не так. Ознакомьтесь с характеристиками рефлексов, которые помогут вам самостоятельно определить уровень развития и состояние здоровья вашего любимого малютки:
Проверяя все автоматизмы у своего малыша, производите осторожные, нежные, легкие движения, не создавая ему ни малейшего дискомфорта. Если новорожденный сразу же от вас отвернется, вы не только не получите результата, но и увидите первое недовольство крохи, вызванное неприятными манипуляциями с ним. Малыш расплачется, и тут уже будет не до проверок наличия тех или иных рефлексов.
Любая мама беспокоится о здоровье своего чада, тем более, если это совсем еще маленький и беззащитный грудничок. Хотелось бы все охватить, сразу узнать всю полезную и необходимую информацию о том, как проверить те или иные рефлексы новорожденных, что делать, если автоматизм не проявляется, чем это чревато и каких последствий следует ожидать в дальнейшем. Смотрите видео, на тему физиологических рефлексов у младенцев, в котором вы получите ответы на многие интересующие вас вопросы:
Родившийся на свет малыш совсем беззащитен и несамостоятелен, он так нуждается в заботе матери. Но мудрая природа предусмотрела все наперед и наделила его специальными механизмами и моделями поведения, которые помогут ему быстро адаптироваться в новом мире и выжить. Эти модели – рефлексы новорожденных, постепенно превращающиеся в координированные действия или угасающие спустя время. О них и поговорим.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему вы быстро убираете руку, дотронувшись до горячего утюга? Или почему закрываете глаза и отворачиваетесь от слишком яркого света? Вы делаете это неосознанно, точнее, не вы, а ваш организм делает это за вас. Это защитная реакция, которая присутствует у всех людей и отточена она миллионами лет эволюции. Эта реакция – рефлекс.
Принято делить их на две группы:
Итак, такие бессознательные автоматизмы необходимы для выживания, обеспечения безопасности и постоянства внутренней среды организма (гомеостаза).
Набор безусловных реакций новорожденного позволяет адаптироваться к новым условиям внешней среды и выжить. В норме доношенный здоровый малыш проявляет все автоматизмы при осмотре неонатолога.
Если рассматривать по назначению, то рефлексы новорожденного можно разделить на несколько групп:
С точки зрения физиологии классификация рефлексов несколько иная. Разделение на группы происходит с учетом их регуляторов ЦНС. Так, различают:
Наблюдается сразу после рождения и постепенно сходит на «нет» уже к началу третьего месяца жизни, т.е. когда малыш уже может уверенно держать головку. Оказавшись лежать на животе, малыш будет стараться повернуть голову на бок для свободного и беспрепятственного дыхания. Конечно, только что родившиеся дети еще не могут держать голову, но в случае нехватки воздуха и препятствия дыханию вполне способны немного ее приподнять и повернуть в сторону.
Такая реакция выражена у доношенных и здоровых детей, в противном случае малыш может задохнуться, если не перевернуть его на спину или не повернуть головку руками.
Новорожденные ходить еще не умеют, но могут отталкиваться от опоры и делать некоординированные движения ногами, чем-то напоминающие походку. Если взять младенца на руки вертикально и приподнять его над поверхностью так, чтобы стопы немного с ней соприкасались, то ребенок может опираться на полную стопу и согнет ноги в коленях. Держа ребенка таким образом и наклонив его немного вперед, можно увидеть, как он старается вышагивать, попеременно подгибая ножки.
Автоматическая походка в норме наблюдается до трехмесячного возраста и является предшественником полноценной координированной походки, развивающейся уже ближе к году и относящейся к условным рефлексам.
Малыш будет пытаться ползти, отталкиваясь ножками в положении на животе, если к его стопам подставить ладонь, которую он использует как опору. Причем малыш просто отталкивается от ладони, не задействовав ручки.
Такое ползание сохраняется до 4-го месяца у здоровых детей без заболеваний ЦНС и при отсутствии родовых травм.
Такое явление очень часто можно заметить в игре с малышом или при манипуляциях с ним. Ребенок крепко зажимает в ладони любой предмет, будь то игрушка или мамин пальчик. Некоторые младенцы настолько сильно сжимают ладонь, что их можно поднять, и они будут держаться. При раздражении центральной части ладошки наблюдается аналогичная реакция.
Рефлекс сохраняется до 3-4 месяцев и постепенно перерастает в координированные действия и манипуляции ручками. Малыш учится держать предметы, перекладывать их из ладони в ладонь, делать это произвольно и осознанно.
Считается, что такое хватание и сильное сжатие кулачка, особенно при испуге, является древнейшей реакцией, передающейся от предков, когда малыш хватался за волосяной покров матери.
Поглаживая по внешней стороне стоп, у ребенка распрямляются ножки и веерообразно растопыриваются пальчики, а если слегка нажать на стопу, то она сожмется по аналогии с ладошкой: малыш подожмет пальчики внутрь, а подошва стопы сморщится.
Подобная реакция считается патологической и свидетельствует о возможных нарушениях ЦНС, детском церебральном параличе, является признаком рассеянного склероза, но считается нормальной у новорожденных и детей до 2 лет вследствие недостаточного развития коры головного мозга.
В горизонтальном положении, если провести по участку спины справа или слева от позвоночника, ребенок выгнет спину в ту сторону, с которой было раздражение, а нога со стороны раздражителя разогнется во всех суставах.
Реакция ярко выражена уже с первых минут жизни и сохраняется до 4-6 месяцев.
Если провести пальцем по отросткам позвоночного столба сверху вниз, слегка надавливая, то малыш зальется криком, выгнет спину и сожмет ручки и ножки. Очевидно, что подобные манипуляции вызывают негативные эмоции у ребенка. Сохраняется такая реакция до 3-4 месяцев.
Нередко подобное следствие испуга можно наблюдать при играх с малышом, при манипуляциях акушера сразу после рождения или просто в быту, например, меняя ребенку подгузник. Резкие звуки рядом с младенцем, хлопки, стуки, неожиданная смена положения, резкое отсутствие опоры или поддержки заставляют ребенка непроизвольно разводить ручки и раскрывать ладошки (первая фаза), а затем возвращаться в исходное положение (вторая фаза).
Рефлекс сохраняется до 4-5 месяцев, а затем постепенно угасает.
Вся группа автоматизмов напрямую связана с сосанием и грудным вскармливанием. Даже если малыш получает жидкую детскую смесь вместо маминого молока, реакция сохраняется и направлена лишь на добычу жидкой пищи.
Если дать ребенку грудь, соску, бутылочку или просто ввести палец в ротик на пару сантиметров, то малыш тут же примется сосать. Хорошо развит рефлекс у здоровых и доношенных детей, и позволяет им быть всегда готовыми к приему пищи.
Данная реакция является безусловной и сохраняется достаточно долго: первые 2-3 года жизни, что объясняет пропаганду продолжительного грудного вскармливания среди специалистов и педиатров.
Бытует мнение, что одной из причин вредных детских привычек, таких как сосание пальца, посторонних предметов (постельное белье, уголки одежды и т.п.) могут быть следствием неудовлетворенного сосательного рефлекса. Если причина действительно в этом, то после 2-3 лет такая вредная привычка пройдет без посторонней помощи.
У младенцев до 3-4 месяцев можно наблюдать такую картину: если погладить/надавить/потрогать уголки рта, серединку верхней или нижней губы, то ребенок приоткроет ротик и будет тянуться в сторону раздражителя, принимая его за мамин сосок или соску от бутылочки. Особенно выражен, когда ребенок голоден или наступило время кормления.
В норме малыш одинаково хорошо реагирует на поглаживания или надавливания с любой стороны.
При легком ударе пальцами губ ребенка, непроизвольно сокращается круговая мышца рта, вследствие чего грудничок вытягивает губы «трубочкой», опять-таки выражая свою готовность к приему пищи.
При надавливании на ладонь, малыш сгибает голову и открывает рот. Хорошо выражен с первых дней и наблюдается до 2-3 месяцев, а затем постепенно исчезает.
{reklama2}
Если малышу в возрасте до двух месяцев в положении лежа на спине повернуть голову на бок так, чтобы подбородок был рядом с плечом, то ребенок вытянет руку, на которую смотрит и нижнюю ногу, а остальные конечности согнет. Это обуславливается работой мышц сгибателей и разгибателей с каждой стороны.
Сгибание и разгибание головы напрямую связано с тонусом мышц разгибателей и сгибателей конечностей. Так, при запрокидывании головы повышается тонус сгибателей рук и разгибателей ног. Если голову опустить вниз, наблюдается противоположная картина.
В положении на животе у малыша повышается тонус сгибателей шеи, спины, конечностей, он принимает позу эмбриона, сворачиваясь «калачиком» и подминая ручки и ножки под себя. Лежа на спине, активизируются уже разгибатели, ребенок «открывается».
У новорожденных есть некоторые автоматизмы, позволяющие им беспрепятственно проходить по родовым путям. Например, малыш может ненадолго задерживать дыхание, если его погрузить с головой в воду или при купании вода случайно попадет ему на лицо. Такую особенность можно использовать, приучая ребенка к воде и плаванию с самого юного возраста. Но будьте крайне осторожны и внимательны, не пытайтесь экспериментировать дома и без присмотра специалиста!
Маленькие дети до полугода, не принимающие твердую пищу, бессознательно могут выталкивать предлагаемый им прикорм языком. Так называемый рефлекс «кляпа» позволяет убрать инородный предмет и освободить ротовую полость и дыхательные пути. Постепенно он угасает к полугоду, но не полностью, а в менее выраженном варианте остается на всю жизнь.
Наличие тех или иных рефлекторных действий у новорожденного изучается еще в роддоме на первых днях жизни, а затем при плановых осмотрах узких специалистов. Делается это не зря, поскольку таким образом можно идентифицировать врожденные патологии, пороки, нарушения работы центральной нервной системы, наличие родовых травм и прочих патологических состояний.
В табличке ниже рассмотрены некоторые из физиологических автоматизмов новорожденных в норме и при патологиях.
Но не зря говорят, что во всем нужна мера. Отсутствие рефлексов, ровно, как их неполноценность или, наоборот, слишком долгое проявление (к примеру, реакция на испуг с разведением рук в стороны у детей старше 6 месяцев может свидетельствовать о переломе ключицы, параличе и нарушениях в работе ЦНС) – одинаково плохо. Своевременная диагностика и качественная оценка автоматизмов новорожденного позволяет вовремя выявить проблему и назначить соответствующее лечение и принять необходимые меры.
Здоровый и счастливый ребенок – радость и отрада для мам и пап. Уже в первые часы жизни состояние новорожденного можно оценить, посмотрев его реакцию на тот или иной раздражитель, оценить степень выраженности физиологических автоматизмов, присущих новорожденному ребенку.
Родители могут оценить наличие тех или иных рефлексов у ребенка и в домашних условиях. Главное, чтобы малыш чувствовал себя комфортно, был сыт, бодр и в хорошем расположении духа. Лучше использовать чистую, умеренно твердую и сухую поверхность. В домашних условиях можно наблюдать рефлексы Моро, Бауэра, Бабинского, опорный рефлекс, автоматическую походку, хватательный и сосательный рефлексы. Главное, что вы должны понимать – ваше любопытство не должно мешать комфорту и безопасности ребенка.
Рефлексы новорожденных малышей и деток первого года жизни представляют собой своеобразные защитные реакции организма, которые предусмотрены природой для того, чтобы пока еще ничего не умеющий кроха мог как-то отвечать на происходящие вокруг него действия. Другими словами, это базовый арсенал средств, необходимый ребенку для адаптации к новым условиям и приобретения определенных навыков в дальнейшем.
Для начала следует выяснить, что такое рефлекс. Этот термин происходит от латинского слова reflexus, что в переводе означает «отраженный» и обозначает двигательную реакцию, которая возникает в ответ на действие конкретного раздражителя. Все рефлексы подразделяются на две большие группы: условные и безусловные.
Безусловные присутствуют у человека с момента рождения. В качестве примера можно привести ресничный (при касании к ресничке человек моргает) и сухожильный (от удара по сухожилию мышца сокращается) рефлексы. Разумеется, у всех взрослых людей набор безусловных реакций одинаков.
Условными называют те рефлексы, которые каждый человек приобретает в течение жизни. Они дают нам возможность не задумываться над многими вещами, а выполнять определенные действия автоматически. Так, спортсмен-единоборец бессознательно ответит на нападение каким-либо приемом. Усиленное слюноотделение, которое наблюдается у нас при виде лимона, также является одной из условных реакций.
Кроме безусловных рефлексов, у новорожденного нет никаких навыков. Именно безусловные реакции помогают крохе ориентироваться в этом мире в течение первых недель внеутробной жизни. В процессе развития малыша на смену многим из них приходят осознанные и более совершенные действия. Такие непостоянные рефлексы называют транзиторными. В отличие от стойких реакций на раздражитель, которые сохраняются в течение всей жизни (чихание, кашель, сухожильный и другие рефлексы), транзиторные реакции присутствуют только у новорожденных и младенцев до года.
Возникает закономерный вопрос: а зачем вообще родителям знать, какие есть безусловные рефлексы у новорожденного? Ответ прост: по наличию этих реакций, степени их выраженности и симметричности можно сделать вывод о состоянии здоровья ребенка, развитии его нервной системы, а по времени появления и угасания транзиторных рефлексов можно судить, насколько быстро развивается малыш и не отстает ли он от сверстников.
Бывает так, что определенные реакции у младенцев включаются позже или проявляются недостаточно ярко. Частичное отсутствие рефлексов у новорожденного может быть обусловлено родовой травмой, определенными заболеваниями, индивидуальной реакцией на некоторые лекарственные препараты. Слабость оральных и спинальных реакций характерна для недоношенных деток и малышей, родившихся с легкой асфиксией. 4.7 из 5 (6 голосов)
Рефлекс – (от лат. reflexus - повёрнутый назад, отражённый), реакция организма, вызываемая центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды; проявляется в возникновении или изменении функциональной деятельности органов и организма в целом [«Большая советская энциклопедия»].
Какими же способностями обладает новорожденный?
Набор безусловных рефлексов , облегчающих приспособление к новым условиям жизни:
рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности сосательный рефлекс, рефлексы пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений);
защитные рефлексы (например, при прикосновении к векам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете);
ориентировочные рефлексы (поисковый рефлекс, поворот головы к источнику света);
атавистические рефлексы, т.е. те рефлексы, которые постепенно угасают и исчезают (например, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона; рефлекс спонтанного ползания или рефлекс Бауэра; автоматическая походка и др.).
Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает.
При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из этих простейших рефлексов. Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением. Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга
На сегодняшний день известно более семнадцати врожденных рефлексов новорожденных. Зачем природа «придумала» такое количество врожденных рефлексов, сказать трудно, но некоторые из них молодые родители должны не только уметь определять у малыша, но и стимулировать их. Зачем? Стимуляция врожденных рефлексов, которая сопровождается активным контактом ребенка с родителями, расширяет не только двигательную инициативность, но и его возможность общения с окружающей средой, а это способствует развитию малыша.
Рассмотрим основные рефлексы новорожденных:
Сосательный рефлекс угасает к 12 месяцам, это одна из причин, по которой педиатры рекомендуют продолжать грудное вскармливание до 1 года.
Психологи отмечают, что нереализованный сосательный рефлекс у детей, находящихся на искусственном вскармливании, в последующем может приводить к неврозу навязчивых состояний: сосанию пальца, ручки, уголка подушки и т.д.
Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля
Поглаживание в области угла рта новорожденного вызывает опускание губы и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы. При раздражении середины нижней губы губа опускается, а голова ребенка производит сгибательное движение. Рефлекс существует до 3-4 месяцев. Важно обратить внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Асимметричность рефлекса наблюдается при поражении лицевого нерва. При исследовании поискового рефлекса следует также отметить, какова интенсивность поворота головы, имеются ли хватательные движения губами.
Поисковый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки. Наблюдая за кормлением ребенка, можно отметить, что он, прежде чем захватить сосок, совершает ряд качательных движений головой, пока крепко не захватит сосок.
«Хоботковый» рефлекс.
Если резко прикоснуться к коже новорожденного у носогубной складки, то малыш вытягивает губки «хоботком» и начинает поворачивать головку в поисках соска. К 3-4 месяцам рефлекс угасает, за исключением у детей с поражением ЦНС.
Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) – надавливание на область ладони вызывает открывание рта и сгибание головы. Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением. Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС). Быстрое становление рефлекса является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму. Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при периферическом парезе руки на стороне поражения. В первые 2 месяца жизни рефлекс ярко выражен, а затем начинает ослабевать, и в возрасте 3-х месяцев можно отметить лишь отдельные его компоненты. При поражении ЦНС у ребенка старше 2-х месяцев, рефлекс не имеет тенденции к угасанию, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком дотрагивании до ладоней пассивных рук.
Рефлекс задержки дыхания
Этот рефлекс помогает младенцу благополучно преодолеть родовые пути и не наглотаться околоплодных вод. В дальнейшем его можно использовать при обучении малыша плаванию. Однако нужно помнить, что при первых полных погружениях в воду длительность рефлекторной остановки дыхания не более 5-6 секунд. К шести месяцам при регулярных занятиях можно довести ее до 25-30 секунд, а к году – до 40 секунд.
Внимание! Пребывание ребенка под водой дольше указанного времени может привести к тяжелым и даже необратимым последствиям. Перед началом обучения малыша плаванию проконсультируйтесь со специалистом, который Вас научит это правильно делать.
Плавaтельный рефлекс
Погруженный в воду ребенок увеличивает двигательную активность ручек и ножек, свойственную ему во время сна. Ничего общего с настоящими плавательными движениями такая активность не имеет, но ребенок некоторое время может лежать на воде без поддержки. Научиться же сложным координированным движениям, требуемым при любых стиле плавания, ребенок может не ранее 2,5 – 3 лет. Однако дети, у которых стимулируется от рождения плавательный рефлекс, pастут физически более крепкими, стрессоустойчивыми, меньше болеют и в последующем очень любят воду и плавание. Даже если какое-то время в своей жизни у них не будет условий для занятий плаванием, при первом удобном случае они восстановят свое умение держаться на воде и быстро овладеют тем стилем, которому их будут обучать. В этом им поможет их младенческий опыт.
Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.
Внимание! Стимуляция шагового рефлекса, а также «стоп»-рефлекса возможна только у младенцев, не имеющих ортопедических отклонений: дисплазии тазобедренных суставов, вывихов и подвывихов тазобедренных суставов, врожденного косолапия.
Рефлексы поддержания правильного положения или защитный рефлекс
Поведение, нацеленное на выживание, называется рефлексами поддержания правильного положения. Такие рефлексы помогают младенцу удерживать туловище, голову, руки и ноги в позе, наиболее удобной для дыхания и нормального развития. Если положить младенца вниз лицом, он немного поднимет голову (ровно настолько, чтобы оторваться от поверхности) и повернет ее в сторону, чтобы был доступ воздуха для носа. Если накрыть голову ребенка пеленкой, он сначала как бы закусит ее, а затем начнет энергично вертеть головой из стороны в сторону и двигать ручками, пытаясь снять ее с лица, чтобы ничто не мешало смотреть и дышать. У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.
Рефлекс кляпа
В период когда малыш учится сосать и глотать, этот рефлекс заставляет его выталкивать любой предмет из полости рта (это предохраняет ребенка от шока). Если воздействовать на заднюю часть глотки малыша, его нижняя челюсть и язык будут выполнять выталкивающие движения вниз и вперед, чтобы освободить глотку. Рефлекс кляпа сохраняется у человека на всю жизнь, но язык при этом участвует только в первые 6 месяцев. Теперь, когда мы знаем о таком рефлексе, становится понятно, почему малышам трудно глотать твердую пищу.
Рефлекс отдыхающей шеи (рефлекс фехтовальщика)
Когда малыш лежит на спине, поверните его голову в сторону, и вы увидите, что он отведет в ту же сторону руку и ногу, приняв позу фехтовальщика, готовящегося к атаке. Этот рефлекс одновременно как способствует, так и препятствует развитию мускулов. С одной стороны, благодаря этому рефлексу ребенок смотрит на собственную руку и фиксирует внимание на игрушке, зажатой в ней. С другой стороны, рефлекс не позволяет находиться по центру голове, рукам малыша и игрушке. К 3-4 месяцам этот рефлекс исчезает, а ребенок начинает держать игрушки прямо перед собой.
Рефлекс отдергивания
Этот рефлекс защищает ребенка от боли. Если ножку малыша уколоть (для анализа крови во время лабораторных исследовании), он отдернет ее, чтобы избежать боли, а другой в это время начнет толкаться, как бы отпихивая от себя обидчика.
Источники информации:
Уход за ребенком с рождения до 5 лет. – М., 2008.
Участковый педиатр. Справочное руководство /Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного. – М., 2008.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология: Психология развития и возрастная психология. – М., 2005.
Дети рождаются с набором безусловных рефлексов, которые являются их своеобразными приспособлениями к жизни. Само слово „рефлекс” в переводе с латинского языка означает „отражённый”, „повернутый назад”. В медицине таким термином обозначают реакции организма, вызываемые центральной нервной системой при раздражении рецепторов.
Наверняка еще со школы мы помним аксиому о том, что все рефлексы делятся на условные и безусловные. Первые - приобретенные, сформированные в процессе жизненного опыта. Безусловные все мы получаем по наследству. Они у людей проявляются как реакция организма на раздражители внешней среды. Рефлекторные реакции служат для лучшей, более легкой адаптации ребенка к обстоятельствам, которые нельзя поменять.
Новорожденный ребенок рождается только с безусловными такими реакциями. Условные вырабатываются со временем, в процессе дальнейшего его развития.
Отдельные рефлексы возникают сразу после рождения и остаются на всю жизнь с человеком, не меняясь. К таким принадлежит глотательный, который отвечает за автоматизм глотания. Мы, взрослые люди, делаем это автоматически, не задумываясь, как только пережеванная еда поступила в глотку. Также делает и новорожденный ребенок, употребляя материнское молоко.
Роговичный рефлекс вызывает мигание при касании к роговице глаза. Он появляется при рождении и служит человеку всю его жизнь.
Сухожильный - это то, что часто проверяется невропатологами при осмотрах. От удара молоточком по сухожилиям происходят сокращения мышц и дергание ног.
Итак, рефлексы новорожденных деток - это их первые приспособления к жизни, автоматические способности организма, помогающие жить вне лона матери.
Родившийся мальчик или девочка напоминает беспомощный комочек. Однако природа позаботилась о том, чтобы этот комочек был защищенным и адаптированным к жизни. Новорожденный имеет большой набор инстинктов, помогающих ему выживать в новой среде.
Сегодня насчитывается больше 70 врожденных рефлексов, помогающих деткам взрослеть. Они нужны для адаптации новорожденных малышей к воздушной среде после водной, в которой они пребывали в лоне матери.
Пищевой , или его еще называют сосательным , - первый такой врожденный рефлекс. Проявляется он в том, что малыша не нужно учить сосать мамину грудь. У него это выходит непроизвольно, рефлекторно.
Защитный - это характерное всем людям мигание глазами. Ориентировочный рефлекс заключается в движении глазами по направлению к источнику света. Дитя реагирует на яркий свет, оно может при этом даже закричать. Также ребенок реагирует на сильный шум.
Хватательный . Проявляется он в том, что дитя хватается за ваш пальчик, который вы прислоняете к внутренней стороне его ручки, ладошки. Уже в раннем возрасте дети могут очень крепко хвататься за пальцы родителей и при этом даже удерживаться в висе. Если же коснуться подошвы малыша, то пальчики его быстро распрямятся, ступни повернутся внутрь.
Шагательный . Когда вы возьмете дитя подмышки и будете держать вертикально, то оно поднимет одну ножку, потом другую. Это будет своеобразное шагание. Этот рефлекс обычно наблюдается у здоровых детей на 4 день жизни.
Рефлекс Моро . Он заключается в вытягивании рук и ног при шумных звуках. Дитя выгибает спинку, запрокидывает головку, прижимает ручки к груди. Со временем такое явление исчезает.
Все вышеуказанные ответные реакции новорожденных являются безусловными. Природа таким образом позаботилась о том, чтобы наши детки ели, видели, защищались, двигались, то есть привыкали к той активности и нагрузкам, которые со временем будут испытывать, развиваясь и адаптируясь во внешнем мире. Безусловные рефлексы - это реакции без условий, "готовые". Здоровые дети рождаются с полным их набором. Одни со временем исчезают, другие (мигание, глотание, например) остаются на всю дальнейшую жизнь.
При рождении ребенка обязательно осматривает врач-неанатолог. Он всегда проверяет его безусловные, то есть физиологические рефлекторные реакции. Золотая середина с точки зрения неврологии - это рождение ребенка с полным набором физиологических рефлексов. Такой ребенок здоровый. А физиологические реакции исчезают к 3-4 месяцам. Патологией является их отсутствие и задержка их развития.
Итак, перечислим основные физиологические рефлексы:
Следует знать, что не все рефлекторные реакции новорожденных имеют большое приспособительное значение. Это скорее наследственность, полученная ребенком от предков. На основе таких ответных реакций организма ничего не развивается, а называют такие рефлексы атавистическими.
Пример - рефлекс Робинзона, или цеплятельный. Прикосновение пальцами взрослого к ладошкам ребенка вызывает такое сильное хватание, что дитя может повиснуть, как обезьянка.
Другой атавистический рефлекс - переступательный. К этой группе принадлежит также и реакция Моро. Не так давно обнаружен и плавательный рефлекс. Если новорожденного опустить в воду, то он будет барахтаться и держаться на воде.
Большинство атавистических рефлекторных реакций ребенка исчезает в первом полугодии его жизни. К примеру, реакция Робинзона ослабевает к четвертому месяцу жизни. Переступальный теряется в 3-4 месяца, задолго до самостоятельной ходьбы крохи. Рефлекс ползания тоже не служит основой для формирования передвижения в пространстве. Младенческое ползание начинается с движений рук, а не с отталкивания. Безусловные рефлекторные реакции наших детей не обеспечивают дальнейшее формирование человеческих форм поведения. А вот у детенышей животных они являются природной основой поведения взрослых особей.
У малыша с ДЦП при повороте головки появляется асимметричный тонический шейный рефлекс (АТШР). Он характеризуется повышенным тонусом мышц-разгибателей. То есть в стороне, куда направлен взор малыша, ручка разогнётся. Вторая в это время согнётся в локте - и дитя примет положение «фехтовальщика».
У здоровых малышей неяркое проявление АТШР можно выявить в 2-4 месяца. Затем он быстро угасает. А вот при ДЦП этот рефлекс остаётся, и патология выявляется несколько лет. Такая патологическая реакция не позволяет малышу развиваться так, как это принято считать в норме. Он не может сам схватить погремушку, исследовать её. Не развивается и навык ориентировки ребенка в пространстве, ведь взгляд малыша не фокусируется. По этой же причине ребёнок не может координировать движения, а это, в свою очередь, мешает развитию многих навыков (письменных, изобразительных). Ребенку трудно рисовать и читать, писать и держать столовые приборы.
Когда АТШР малыша слабый, то для его диагностирования обычно производят сгибание-разгибание ручек при повороте головки. Для этого голову ребенка удерживают повернутой, а руки поочередно сгибают и разгибают. О положительном рефлексе говорят в тех случаях, когда при выполнении вышеуказанной пробы хорошо чувствуется сопротивление той руки, в сторону которой повернуто лицо ребенка. Другая рука при этом трудно разгибается. Это проявление называется симптомом «перочинного ножа».
Специально для - Диана Руденко