Поправка живота у младенца бабкин метод. Безусловные физиологические рефлексы у новорожденных: выжить и адаптироваться в новом мире. Какие физиологические рефлексы есть у новорожденного ребенка

14.03.2019

Время чтения: 10 минут

Когда рождается маленький человечек, природа не оставляет его совершенно беззащитным и награждает целым набором жизненно важных способностей, помогающих ему быстро адаптироваться в новом мире, учиться, развиваться. Например, условные и безусловные рефлексы, благодаря которым малыш начинает свои первые дни­– по ним педиатр может легко оценить, насколько развит новорожденный, есть ли какие-то патологии, отклонения. Некоторые рефлексы новорожденных угасают к возрасту трех-четырех месяцев. Остальные будут сопровождать дитя всю остальную жизнь.

Условные рефлексы у новорожденного

Условные рефлексы – это те, которые малыш уже приобретает в процессе получения знаний, навыков, жизни. Не природа наделяет ими, а малыш сам в индивидуальном порядке их обретает и развивает все года последующей жизни. Они более сложные, нежели безусловные, и происходят на подсознательном уровне, даже не заставляя малыша об этом задумываться. Абсолютно у каждого человека такие рефлексы свои, потому что жизненный опыт, полученный одним человеком, будет совершенно индивидуальным и отличным от другого. Рассмотрим некоторые из них:

  • Мама кормит малыша грудью по строго определенному времени (каждые три часа), так у грудничка в течение первых пяти-семи дней развивается рефлексивное возбуждение голода, ребенок начинает плакать и просить есть.

  • Если мать постоянно кормит новорожденного в одном положении, то в течение двух недель у малыша сформировывается такой условный рефлекс положения под грудью. Выражается так: если вы возьмете ребенка на руки и положите в привычное для кормления положение, он моментально начнет производить сосательные движения.

Вышеописанные рефлексы – яркий пример первых индивидуальных приобретенных навыков, которые образовались под воздействием определенных условий в жизни конкретного ребенка. Это прямым образом показывает условно-рефлекторную способность деятельности коры головного мозга, которая устанавливает связь между отдельными событиями.

Безусловные рефлексы

Только родившись, новорожденный еще не умеет контролировать свое тело, движения, потому как головной мозг не полностью сформирован и не может выполнять все необходимые функционирования жизнедеятельности. Поэтому и даны младенцу безусловные рефлексы (их еще называют врожденными), которые обеспечивают его на первом этапе всеми жизненными процессами. Это так называемые автоматизмы, которые являются подконтрольными примитивным центрам головного и спинного мозга, возникают в процессе правильной работы нервной системы.

Если все в порядке, малыш здоров и показатели развития находятся в норме, то он должен иметь целый набор таких автоматизмов, которые не могут отсутствовать в его реакции. К трем или четырем месяцам некоторые из них должны исчезнуть, другие – через год, но их отсутствие показывает специалистам, что возможна патология в развитии ребенка. Остальные же врожденные рефлексы остаются на протяжении всей жизни.

Все эти врожденные навыки, наука разделяет на сегментарные двигательные или оральные безусловные (которые происходят в процессе работы ствола), и спинальные или двигательные (происходят вследствие функционирования спинного мозга).

Первые рефлексы оральной классификации, включают в себя: сосательный автоматизм, поисковый, ладонный-ротовой, хоботковый и прочие безусловные навыки. Спинальные включают в себя: хватательный автоматизм, защитный, автоматический, рефлекс Моро, Бауэра, автоматизм Галанта, опоры и прочие. Все эти навыки новорожденных представлены более подробно в таблице.

Таблица основных рефлексов у новорожденных

Название рефлекса

Краткая характеристика

Рефлекс Моро Определяется тонус мышц ребенка, состояние нервной системы, например, перевозбуждение. Необходим как защитный рефлекс, если у малыша есть угроза падения.
Сосательный Определяет степень зрелости вашего малыша, оказывает успокаивающее действие. В жизни обеспечивает ему быть всегда готовым к новому питанию.
Хватательный Определяет степень развития нервной системы и активности малыша. По этому рефлексу определяется, насколько малютка возбудим.
Робинсона Определяет тонус мышц и цепкость младенца. Впоследствии сменяется развитием тонкой ручной умелости. Достался нашему поколению от первобытных людей, не относится к человеческому развитию.
Хоботковый Проверяются сосательные или мимические мускулы новорожденного, он должен выпячивать губы, имитируя хоботок в ответ на раздражитель.
Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина Показывает, насколько хорошо развивается нервная система. Он выступает одним из самых древних механизмов выживания у новорожденных. Работает по аналогии: помочь найти и обеспечить организм пропитанием любыми способами.
Спинальный автоматизм Галанта Позволяет врачу определить функционирование спинного мозга, все ли в порядке с центральной нервной системой и не получил ли малыш каких-либо травм во время родов.
Шаговый или рефлекс автоматической ходьбы Таким способом проверяется подозрение и наличие ДЦП у младенцев.
Плавательный Еще один защитный рефлекс, который дает не утонуть малышу в экстремальных условиях.
Бауэра Ползательный рефлекс, проверяет мышечный тонус ребеночка, состояние спинного мозга.
Поисковый рефлекс Куссмауля Необходим малышу, чтобы найти грудь своей матери, также обеспечивает готовность к новому виду питания.

Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка

Каждый из упомянутых автоматизмов жизненно важен и необходим новорожденному, помогает ему выживать в экстремальных условиях. Их наличие показывает нормальное развитие малыша, они дают сигналы, если что-то вдруг пошло не так. Ознакомьтесь с характеристиками рефлексов, которые помогут вам самостоятельно определить уровень развития и состояние здоровья вашего любимого малютки:

  • Автоматизм Моро. Проверьте его, громко уронив какой-либо предмет у изголовья малыша (грудничок доложен лежать), или неожиданно приподнимите малютку за ножки, вы увидите, как обе ручки, согнутые в локтях, раскидываются в стороны, растопыриваются пальчики, затем происходит движение обратно, малыш как бы обнимает себя, принимая позу эмбриона. Этот рефлекс проявляется очень хорошо, одинаково для обеих ручек, должна обязательно присутствовать симметрия. Важно обратить на это внимание, потому как в противном случае это может свидетельствовать о травмах в спинном мозге шейного отдела во время родов, плохом тонусе, а если малыш это делает беспричинно, то это отклонения со стороны нервной системы и сразу же необходимо обратиться к детскому врачу-невропатологу. Данный автоматизм у ребенка новорожденного должен угаснуть к 4-5 месячному возрасту.

  • Сосательный. Сосание – это сложный процесс, в котором задействованы пять пар нервов черепа. С помощью этого рефлекса врачи определяют, насколько созрел недоношенный ребенок. Проверяется очень просто: поднесите грудь к ротику малыша, дотроньтесь пустышкой до щечки, он сразу повернется в сторону предмета, а нащупав, начнет быстрые, ритмичные, глотательные движения ротиком, губками, язычком. Он будет сосать все, что будет попадать на расстоянии, близком к ротику. Если закончить процесс кормления, активность данного автоматизма снижается, а буквально через полчаса или час нарастает вновь. Важно удовлетворить сосательный рефлекс у малютки, рано не отбирать соску, стараться кормить только грудью новорожденного. Это важно, потому что, во-первых, сосание – это успокаивающее действие, во-вторых, не удовлетворив свою потребность, детеныш будет потом сосать посторонние предметы (кончик пеленки, прядку маминых волос, свой пальчик и кусать ноготки). Сосательные склонности начинают ослабевать у новорожденных деток к первому году жизни, а полностью уйдут к полутора годам.

  • Хватательный. Проверьте его, вложив свой палец в ладошку малыша. Он должен согнуть свои пальчики, схватиться за вас кулачком, иногда это бывает так цепко и крепко, чтобы может повиснуть у вас на руке. Если малютка голоден, то хватание будет более выраженным. Смотрите на то, как происходит процесс хватания: нормальный, активный или слабый. В первом случае нервная система чересчур возбудима, а во втором, наоборот, отстает. Оба варианта требуют, чтобы вы показали крошку доктору. Угасание происходит до трех-четырех месяцев, а на смену приходит произвольная хватка (увидел предмет – взял).

  • Автоматизм Робинсона. По-другому называют цеплятельным, а проверяют похожим способом, как и в предыдущем случае: прикоснитесь к ладошке новорожденного – и это движение вызовет удивительную реакцию захватывания, как у обезьянки. Иногда, даже трудно разгибать пальчики. Он сменяется осознанными действиями в дальнейшем: удерживанием и хватанием предметов. Данная рефлекторная реакция должна исчезнуть к возрасту четырех месяцев.

  • Хоботковый. Положив новорожденного на спинку, прикоснитесь легким, отрывистым движением соски или своего пальца к верхней губке малютки. Он должен вытянуть ротик в трубочку, чем-то похожую на «хоботок», в этом случае происходит автоматическое сокращение сосательных мышц (круговая мышца рта). Должен угаснуть к возрасту двух-трех месяцев. В противном случае это может означать органическую патологию со стороны головного мозга, покажите ребенка неврологу.

  • Ладонно-ротовой автоматизм Бабкина. Чтобы его проверить, осторожно надавите своей рукой в центре ладошки ребенка. Вы увидите, как он откроет ротик, приподнимет головку в вашу сторону. Если малютка голоден, то автоматизм Бабкина будет наблюдаться максимально ярко. В случае, если его нет, отсутствует симметрия в движениях. Когда такая ситуация длится более трех месяцев, есть повод подозревать патологии со стороны нервной системы малыша. Возможно это следствие родового процесса и травмы шейного отдела во время. Ладонно-ротовой автоматизм угасает к возрасту трех-четырех месяцев новорожденного.

  • Спинальный Галанта. Проверяется таким способом: выложите малыша на живот аккуратно, без надавливаний, проведите своим пальцем вдоль одной стороны позвоночника (отступите от позвоночника приблизительно 1 сантиметр). Если вы это сделали слева, то малютка выгнет спинку в противоположную сторону и должен сгибать левую ножку. Проверьте обе стороны: реакция в норме, если все движения одинаковы. Этим врачи проверяют правильность развития нервной системы новорожденного. Автоматизм Галанта должен угаснуть к возрасту шести месяцев.

  • Шаговый или автоматический рефлекс ходьбы. Аккуратно берем малыша за ручки (под мышками), приподнимаем в вертикальном состоянии над полом, например, пусть он слегка коснется поверхности ножками. Наклоните в области таза вперед – он должен произвести несколько шагов, как бы переступания, иногда детки имитируют движения ходьбы по лестнице. Некоторые малыши могут скрещивать ножки в районе голени – что является нормальным первые полтора месяца. Если данный автоматизм отсутствует или он асимметричный, то это говорит о патологиях в поясничном отделе позвоночника или со стороны нервной системы. Также при наличии ДЦП автоматизмы опоры и ходьбы задерживаются и растягиваются во времени. В норме эти рефлекторные движения должны угаснуть в возрасте до полутора месяцев.

  • Плавательный. Проверьте, положив ребенка на воду: он начнет барахтаться, пытаться удерживаться некоторое время на поверхности, пока мама не подхватит дитя. Данный автоматизм еще до конца не изучен. Считается, что малыша необходимо с такого маленького возраста учить плавать и подныривать. Однако многие ученые не очень хорошо отзываются о данном методе, т.к. оставляя малыша в воде, вы создаете условия потенциальной опасности, и малыш получает большой стресс. Он в дальнейшем может атрофировать страх и инстинкт самосохранения, а еще этот способ не самым лучшим образом влияет на вестибулярный аппарат. Также, если вы станете учить плаванию малютку в столь раннем возрасте, то бессознательный автоматизм исчезнет, а навыки плавания придется развивать заново.

  • Бауэра. Чтобы проверить данный автоматизм, выложите ребеночка на животик, подставьте ладонь либо какой-нибудь предмет к стопе, и вы увидите, как малыш пытается оттолкнуться и выполнить ползающие движения. Проявляется такое ползание после трех-четырех дней от рождения, а угасает к четырем месяцем. Бывают и спонтанные рефлекторные ползания, происходящие без опоры, поэтому стоит быть внимательным и не оставлять малыша одного на высоких поверхностях, потому что существует огромный риск падения. Обратите внимание на движения малютки (они должны быть асимметричные), его активность, если они отсутствуют, то стоит проверить признаки ЦНС, травмы спинного мозга, внутричерепные кровоизлияния.

  • Поисковый автоматизм Куссмауля. Проверить данный оральный рефлекс следует таким способом: осторожно, методом поглаживания своим пальцем в углу ротика младенца. Вы увидите, как он начнет совершать поисковые движения маминой груди: нижняя губка опустится, потянувшись в вашу сторону вместе с язычком. Только не прикасайтесь к губкам новорожденного – так проверяется другой рефлекс. Этот автоматизм проявляется в первые 3-5 месяцев жизни малыша.

Проверяя все автоматизмы у своего малыша, производите осторожные, нежные, легкие движения, не создавая ему ни малейшего дискомфорта. Если новорожденный сразу же от вас отвернется, вы не только не получите результата, но и увидите первое недовольство крохи, вызванное неприятными манипуляциями с ним. Малыш расплачется, и тут уже будет не до проверок наличия тех или иных рефлексов.

Видео: Физиологические рефлексы у грудничков

Любая мама беспокоится о здоровье своего чада, тем более, если это совсем еще маленький и беззащитный грудничок. Хотелось бы все охватить, сразу узнать всю полезную и необходимую информацию о том, как проверить те или иные рефлексы новорожденных, что делать, если автоматизм не проявляется, чем это чревато и каких последствий следует ожидать в дальнейшем. Смотрите видео, на тему физиологических рефлексов у младенцев, в котором вы получите ответы на многие интересующие вас вопросы:

Родившийся на свет малыш совсем беззащитен и несамостоятелен, он так нуждается в заботе матери. Но мудрая природа предусмотрела все наперед и наделила его специальными механизмами и моделями поведения, которые помогут ему быстро адаптироваться в новом мире и выжить. Эти модели – рефлексы новорожденных, постепенно превращающиеся в координированные действия или угасающие спустя время. О них и поговорим.

Зачем нужны рефлексы?

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему вы быстро убираете руку, дотронувшись до горячего утюга? Или почему закрываете глаза и отворачиваетесь от слишком яркого света? Вы делаете это неосознанно, точнее, не вы, а ваш организм делает это за вас. Это защитная реакция, которая присутствует у всех людей и отточена она миллионами лет эволюции. Эта реакция – рефлекс.

Принято делить их на две группы:

  • ✓ безусловные рефлексы – защитные реакции организма, регулируемые центральной нервной системой. Присутствуют у человека с самого рождения, возникают непроизвольно и не поддаются воле или сознанию. К ним относятся и рефлексы новорожденных, причем некоторые из них исчезают спустя какое-то время после появления на свет (рудиментарные рефлексы), другие «эволюционируют» в более сложные и координированные, а третьи остаются на всю жизнь;
  • ✓ условные – можно назвать своеобразным «личным опытом», поскольку такие реакции организма приобретаются с возрастом и во многом индивидуальны в каждом конкретном случае. Условные реакции долгое время изучал академик Павлов, проводя опыты на бездомных собаках. Классический пример из его опытов: собаке давали лакомство и одновременно включали лампочку. У собаки выделялась слюна при виде еды. Многократные повторения этого эксперимента выработали у собаки условный рефлекс: слюна начинала течь просто при включении лампочки, даже если лакомство не предлагалось. Животное ассоциировало включение лампочки с угощением, поэтому слюнные железы активировались уже «по привычке». Уникальность условного рефлекса в том, что он есть у конкретной особи, основывается на ее личном опыте и не передается по наследству.

Итак, такие бессознательные автоматизмы необходимы для выживания, обеспечения безопасности и постоянства внутренней среды организма (гомеостаза).

Физиологические рефлексы новорожденного

Набор безусловных реакций новорожденного позволяет адаптироваться к новым условиям внешней среды и выжить. В норме доношенный здоровый малыш проявляет все автоматизмы при осмотре неонатолога.

Если рассматривать по назначению, то рефлексы новорожденного можно разделить на несколько групп:

  • ✓ временные, помогающие малышу родиться и беспрепятственно пройти по родовым путям;
  • ✓ защитные, которые видоизменяются и остаются на протяжении всей жизни;
  • ✓ обеспечивающие жизнедеятельность – рефлексы глотания, сосания, дыхания и т.д.

С точки зрения физиологии классификация рефлексов несколько иная. Разделение на группы происходит с учетом их регуляторов ЦНС. Так, различают:

  • ✓ сегментарные автоматизмы, подразделяющиеся на спинальные и оральные. Регулируются сегментами (отсюда и название группы) спинного мозга и мозгового ствола;
  • ✓ надсегментарные, регулируемые центрами продолговатого и среднего мозга.

Сегментарные автоматизмы (спинальные)

Защитный рефлекс

Наблюдается сразу после рождения и постепенно сходит на «нет» уже к началу третьего месяца жизни, т.е. когда малыш уже может уверенно держать головку. Оказавшись лежать на животе, малыш будет стараться повернуть голову на бок для свободного и беспрепятственного дыхания. Конечно, только что родившиеся дети еще не могут держать голову, но в случае нехватки воздуха и препятствия дыханию вполне способны немного ее приподнять и повернуть в сторону.

Такая реакция выражена у доношенных и здоровых детей, в противном случае малыш может задохнуться, если не перевернуть его на спину или не повернуть головку руками.

Автоматическая походка или рефлекс опоры

Новорожденные ходить еще не умеют, но могут отталкиваться от опоры и делать некоординированные движения ногами, чем-то напоминающие походку. Если взять младенца на руки вертикально и приподнять его над поверхностью так, чтобы стопы немного с ней соприкасались, то ребенок может опираться на полную стопу и согнет ноги в коленях. Держа ребенка таким образом и наклонив его немного вперед, можно увидеть, как он старается вышагивать, попеременно подгибая ножки.

Автоматическая походка в норме наблюдается до трехмесячного возраста и является предшественником полноценной координированной походки, развивающейся уже ближе к году и относящейся к условным рефлексам.

Спонтанное ползание (рефлекс Бауэера)

Малыш будет пытаться ползти, отталкиваясь ножками в положении на животе, если к его стопам подставить ладонь, которую он использует как опору. Причем малыш просто отталкивается от ладони, не задействовав ручки.

Такое ползание сохраняется до 4-го месяца у здоровых детей без заболеваний ЦНС и при отсутствии родовых травм.

Хватательный рефлекс

Такое явление очень часто можно заметить в игре с малышом или при манипуляциях с ним. Ребенок крепко зажимает в ладони любой предмет, будь то игрушка или мамин пальчик. Некоторые младенцы настолько сильно сжимают ладонь, что их можно поднять, и они будут держаться. При раздражении центральной части ладошки наблюдается аналогичная реакция.

Рефлекс сохраняется до 3-4 месяцев и постепенно перерастает в координированные действия и манипуляции ручками. Малыш учится держать предметы, перекладывать их из ладони в ладонь, делать это произвольно и осознанно.

Считается, что такое хватание и сильное сжатие кулачка, особенно при испуге, является древнейшей реакцией, передающейся от предков, когда малыш хватался за волосяной покров матери.


Рефлекс Бабинского

Поглаживая по внешней стороне стоп, у ребенка распрямляются ножки и веерообразно растопыриваются пальчики, а если слегка нажать на стопу, то она сожмется по аналогии с ладошкой: малыш подожмет пальчики внутрь, а подошва стопы сморщится.

Подобная реакция считается патологической и свидетельствует о возможных нарушениях ЦНС, детском церебральном параличе, является признаком рассеянного склероза, но считается нормальной у новорожденных и детей до 2 лет вследствие недостаточного развития коры головного мозга.


Рефлекс Галанта

В горизонтальном положении, если провести по участку спины справа или слева от позвоночника, ребенок выгнет спину в ту сторону, с которой было раздражение, а нога со стороны раздражителя разогнется во всех суставах.

Реакция ярко выражена уже с первых минут жизни и сохраняется до 4-6 месяцев.

Автоматизм Переса

Если провести пальцем по отросткам позвоночного столба сверху вниз, слегка надавливая, то малыш зальется криком, выгнет спину и сожмет ручки и ножки. Очевидно, что подобные манипуляции вызывают негативные эмоции у ребенка. Сохраняется такая реакция до 3-4 месяцев.

Нередко подобное следствие испуга можно наблюдать при играх с малышом, при манипуляциях акушера сразу после рождения или просто в быту, например, меняя ребенку подгузник. Резкие звуки рядом с младенцем, хлопки, стуки, неожиданная смена положения, резкое отсутствие опоры или поддержки заставляют ребенка непроизвольно разводить ручки и раскрывать ладошки (первая фаза), а затем возвращаться в исходное положение (вторая фаза).

Рефлекс сохраняется до 4-5 месяцев, а затем постепенно угасает.

Сегментарные автоматизмы (оральные)

Вся группа автоматизмов напрямую связана с сосанием и грудным вскармливанием. Даже если малыш получает жидкую детскую смесь вместо маминого молока, реакция сохраняется и направлена лишь на добычу жидкой пищи.

Сосательный рефлекс

Если дать ребенку грудь, соску, бутылочку или просто ввести палец в ротик на пару сантиметров, то малыш тут же примется сосать. Хорошо развит рефлекс у здоровых и доношенных детей, и позволяет им быть всегда готовыми к приему пищи.

Данная реакция является безусловной и сохраняется достаточно долго: первые 2-3 года жизни, что объясняет пропаганду продолжительного грудного вскармливания среди специалистов и педиатров.

Бытует мнение, что одной из причин вредных детских привычек, таких как сосание пальца, посторонних предметов (постельное белье, уголки одежды и т.п.) могут быть следствием неудовлетворенного сосательного рефлекса. Если причина действительно в этом, то после 2-3 лет такая вредная привычка пройдет без посторонней помощи.

Рефлекс Куссмауля (поисковый)

У младенцев до 3-4 месяцев можно наблюдать такую картину: если погладить/надавить/потрогать уголки рта, серединку верхней или нижней губы, то ребенок приоткроет ротик и будет тянуться в сторону раздражителя, принимая его за мамин сосок или соску от бутылочки. Особенно выражен, когда ребенок голоден или наступило время кормления.

В норме малыш одинаково хорошо реагирует на поглаживания или надавливания с любой стороны.

Хоботковый

При легком ударе пальцами губ ребенка, непроизвольно сокращается круговая мышца рта, вследствие чего грудничок вытягивает губы «трубочкой», опять-таки выражая свою готовность к приему пищи.

(рефлекс Бабкина)

При надавливании на ладонь, малыш сгибает голову и открывает рот. Хорошо выражен с первых дней и наблюдается до 2-3 месяцев, а затем постепенно исчезает.


Надсегментарные автоматизмы

{reklama2}

Рефлекс Магнуса-Кляйна (поза фехтовальщика)

Если малышу в возрасте до двух месяцев в положении лежа на спине повернуть голову на бок так, чтобы подбородок был рядом с плечом, то ребенок вытянет руку, на которую смотрит и нижнюю ногу, а остальные конечности согнет. Это обуславливается работой мышц сгибателей и разгибателей с каждой стороны.

Симметричные тонические рефлексы

Сгибание и разгибание головы напрямую связано с тонусом мышц разгибателей и сгибателей конечностей. Так, при запрокидывании головы повышается тонус сгибателей рук и разгибателей ног. Если голову опустить вниз, наблюдается противоположная картина.

Лабиринтный рефлекс

В положении на животе у малыша повышается тонус сгибателей шеи, спины, конечностей, он принимает позу эмбриона, сворачиваясь «калачиком» и подминая ручки и ножки под себя. Лежа на спине, активизируются уже разгибатели, ребенок «открывается».

Какие еще рефлексы бывают?

У новорожденных есть некоторые автоматизмы, позволяющие им беспрепятственно проходить по родовым путям. Например, малыш может ненадолго задерживать дыхание, если его погрузить с головой в воду или при купании вода случайно попадет ему на лицо. Такую особенность можно использовать, приучая ребенка к воде и плаванию с самого юного возраста. Но будьте крайне осторожны и внимательны, не пытайтесь экспериментировать дома и без присмотра специалиста!

Маленькие дети до полугода, не принимающие твердую пищу, бессознательно могут выталкивать предлагаемый им прикорм языком. Так называемый рефлекс «кляпа» позволяет убрать инородный предмет и освободить ротовую полость и дыхательные пути. Постепенно он угасает к полугоду, но не полностью, а в менее выраженном варианте остается на всю жизнь.


Безусловные реакции организма и диагностика проблем

Наличие тех или иных рефлекторных действий у новорожденного изучается еще в роддоме на первых днях жизни, а затем при плановых осмотрах узких специалистов. Делается это не зря, поскольку таким образом можно идентифицировать врожденные патологии, пороки, нарушения работы центральной нервной системы, наличие родовых травм и прочих патологических состояний.

В табличке ниже рассмотрены некоторые из физиологических автоматизмов новорожденных в норме и при патологиях.


Но не зря говорят, что во всем нужна мера. Отсутствие рефлексов, ровно, как их неполноценность или, наоборот, слишком долгое проявление (к примеру, реакция на испуг с разведением рук в стороны у детей старше 6 месяцев может свидетельствовать о переломе ключицы, параличе и нарушениях в работе ЦНС) – одинаково плохо. Своевременная диагностика и качественная оценка автоматизмов новорожденного позволяет вовремя выявить проблему и назначить соответствующее лечение и принять необходимые меры.

Заключение

Здоровый и счастливый ребенок – радость и отрада для мам и пап. Уже в первые часы жизни состояние новорожденного можно оценить, посмотрев его реакцию на тот или иной раздражитель, оценить степень выраженности физиологических автоматизмов, присущих новорожденному ребенку.

Родители могут оценить наличие тех или иных рефлексов у ребенка и в домашних условиях. Главное, чтобы малыш чувствовал себя комфортно, был сыт, бодр и в хорошем расположении духа. Лучше использовать чистую, умеренно твердую и сухую поверхность. В домашних условиях можно наблюдать рефлексы Моро, Бауэра, Бабинского, опорный рефлекс, автоматическую походку, хватательный и сосательный рефлексы. Главное, что вы должны понимать – ваше любопытство не должно мешать комфорту и безопасности ребенка.

Рефлексы новорожденных малышей и деток первого года жизни представляют собой своеобразные защитные реакции организма, которые предусмотрены природой для того, чтобы пока еще ничего не умеющий кроха мог как-то отвечать на происходящие вокруг него действия. Другими словами, это базовый арсенал средств, необходимый ребенку для адаптации к новым условиям и приобретения определенных навыков в дальнейшем.

Рефлексы и их роль в человеческом организме

Для начала следует выяснить, что такое рефлекс. Этот термин происходит от латинского слова reflexus, что в переводе означает «отраженный» и обозначает двигательную реакцию, которая возникает в ответ на действие конкретного раздражителя. Все рефлексы подразделяются на две большие группы: условные и безусловные.

Безусловные присутствуют у человека с момента рождения. В качестве примера можно привести ресничный (при касании к ресничке человек моргает) и сухожильный (от удара по сухожилию мышца сокращается) рефлексы. Разумеется, у всех взрослых людей набор безусловных реакций одинаков.

Условными называют те рефлексы, которые каждый человек приобретает в течение жизни. Они дают нам возможность не задумываться над многими вещами, а выполнять определенные действия автоматически. Так, спортсмен-единоборец бессознательно ответит на нападение каким-либо приемом. Усиленное слюноотделение, которое наблюдается у нас при виде лимона, также является одной из условных реакций.

Кроме безусловных рефлексов, у новорожденного нет никаких навыков. Именно безусловные реакции помогают крохе ориентироваться в этом мире в течение первых недель внеутробной жизни. В процессе развития малыша на смену многим из них приходят осознанные и более совершенные действия. Такие непостоянные рефлексы называют транзиторными. В отличие от стойких реакций на раздражитель, которые сохраняются в течение всей жизни (чихание, кашель, сухожильный и другие рефлексы), транзиторные реакции присутствуют только у новорожденных и младенцев до года.

Возникает закономерный вопрос: а зачем вообще родителям знать, какие есть безусловные рефлексы у новорожденного? Ответ прост: по наличию этих реакций, степени их выраженности и симметричности можно сделать вывод о состоянии здоровья ребенка, развитии его нервной системы, а по времени появления и угасания транзиторных рефлексов можно судить, насколько быстро развивается малыш и не отстает ли он от сверстников.

Безусловные рефлексы новорожденного

  1. Поисковый рефлекс. Поглаживание кожи в районе уголка рта (не касаясь губ) приводит к опусканию нижней губы, отклонению языка и повороту головы в сторону раздражителя. Таким образом новорожденный ищет грудь матери;
  2. Хоботковый рефлекс. Легкое постукивание пальцем по верхней губе младенца провоцирует сокращение круговой мышцы рта, в результате чего его губы вытягиваются в хоботок;
  3. Сосательный рефлекс у новорожденных проявляется ритмичными сосательными движениями при помещении соски или указательного пальца в рот ребенка;
  4. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. При надавливании на ладонь вблизи возвышения большого пальца кроха отрывает ротик;
  5. Хватательный рефлекс у новорожденного проявляется сгибанием пальцев и захватыванием предмета в ответ на штриховое раздражение кожи ладони;
  6. Рефлекс Робинсона. Ухватившись ручками за что-либо (например, за мамины пальцы), малыш способен удерживать вес свободно висящего собственного тела;
  7. Рефлекс Моро. Этот рефлекс можно вызвать различными способами: с помощью громкого хлопка в ладони, удара по постели на расстоянии 10-15 см от ребенка, пассивного разгибания нижних конечностей, изменения положения тела крохи в пространстве (поднимание вверх с последующим опусканием). Во всех случаях реакция будет одинаковая: сначала малыш разведет руки в стороны, а затем сведет их вместе, словно делая охватывающее движение;
  8. Рефлекс опоры. Новорожденный, приставленный к опоре, разгибает ножки и плотно упирается стопами в поверхность;
  9. Рефлекс автоматической ходьбы. Если держать кроху под мышками и при этом слегка наклонить его тело вперед, придерживая головку, он начнет выполнять шаговые движения;
  10. Рефлекс Бауэра. Такой рефлекс у новорожденных деток проявляется ползающими движениями при надавливании на поверхность ступней в положении лежа на животе;
  11. Защитный рефлекс. Если уложить младенца на живот, он тут же повернет голову и постарается ее приподнять, спасаясь от удушья;
  12. Нижний хватательный рефлекс у новорожденных малышей можно увидеть при надавливании на переднюю часть подошвы. В ответ происходит тоническое сгибание пальцев ног;
  13. Рефлекс Бабинского. Штриховое раздражение края подошвы грудничка приводит к непроизвольному разгибанию большого пальца и веерообразному расхождению остальных;
  14. Утиный рефлекс. При попадании струи воды, молока или воздуха на нос ребенок задерживает дыхание.

Слабые рефлексы у новорожденного малыша: когда стоит бить тревогу?

Бывает так, что определенные реакции у младенцев включаются позже или проявляются недостаточно ярко. Частичное отсутствие рефлексов у новорожденного может быть обусловлено родовой травмой, определенными заболеваниями, индивидуальной реакцией на некоторые лекарственные препараты. Слабость оральных и спинальных реакций характерна для недоношенных деток и малышей, родившихся с легкой асфиксией. 4.7 из 5 (6 голосов)

Рефлекс – (от лат. reflexus - повёрнутый назад, отражённый), реакция организма, вызываемая центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды; проявляется в возникновении или изменении функциональной деятельности органов и организма в целом [«Большая советская энциклопедия»].

Какими же способностями обладает новорожденный?

    Набор безусловных рефлексов , облегчающих приспособление к новым условиям жизни:

    рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности сосательный рефлекс, рефлексы пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений);

    защитные рефлексы (например, при прикосновении к векам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете);

    ориентировочные рефлексы (поисковый рефлекс, поворот головы к источнику света);

    атавистические рефлексы, т.е. те рефлексы, которые постепенно угасают и исчезают (например, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона; рефлекс спонтанного ползания или рефлекс Бауэра; автоматическая походка и др.).

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает.
При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из этих простейших рефлексов. Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением. Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга

На сегодняшний день известно более семнадцати врожденных рефлексов новорожденных. Зачем природа «придумала» такое количество врожденных рефлексов, сказать трудно, но некоторые из них молодые родители должны не только уметь определять у малыша, но и стимулировать их. Зачем? Стимуляция врожденных рефлексов, которая сопровождается активным контактом ребенка с родителями, расширяет не только двигательную инициативность, но и его возможность общения с окружающей средой, а это способствует развитию малыша.

Рассмотрим основные рефлексы новорожденных:

Сосательный рефлекс угасает к 12 месяцам, это одна из причин, по которой педиатры рекомендуют продолжать грудное вскармливание до 1 года.

Психологи отмечают, что нереализованный сосательный рефлекс у детей, находящихся на искусственном вскармливании, в последующем может приводить к неврозу навязчивых состояний: сосанию пальца, ручки, уголка подушки и т.д.

    Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля
    Поглаживание в области угла рта новорожденного вызывает опускание губы и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы. При раздражении середины нижней губы губа опускается, а голова ребенка производит сгибательное движение. Рефлекс существует до 3-4 месяцев. Важно обратить внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Асимметричность рефлекса наблюдается при поражении лицевого нерва. При исследовании поискового рефлекса следует также отметить, какова интенсивность поворота головы, имеются ли хватательные движения губами.

    Поисковый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки. Наблюдая за кормлением ребенка, можно отметить, что он, прежде чем захватить сосок, совершает ряд качательных движений головой, пока крепко не захватит сосок.

    «Хоботковый» рефлекс.
    Если резко прикоснуться к коже новорожденного у носогубной складки, то малыш вытягивает губки «хоботком» и начинает поворачивать головку в поисках соска. К 3-4 месяцам рефлекс угасает, за исключением у детей с поражением ЦНС.

    Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) – надавливание на область ладони вызывает открывание рта и сгибание головы. Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением. Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС). Быстрое становление рефлекса является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму. Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при периферическом парезе руки на стороне поражения. В первые 2 месяца жизни рефлекс ярко выражен, а затем начинает ослабевать, и в возрасте 3-х месяцев можно отметить лишь отдельные его компоненты. При поражении ЦНС у ребенка старше 2-х месяцев, рефлекс не имеет тенденции к угасанию, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком дотрагивании до ладоней пассивных рук.

    Рефлекс задержки дыхания
    Этот рефлекс помогает младенцу благополучно преодолеть родовые пути и не наглотаться околоплодных вод. В дальнейшем его можно использовать при обучении малыша плаванию. Однако нужно помнить, что при первых полных погружениях в воду длительность рефлекторной остановки дыхания не более 5-6 секунд. К шести месяцам при регулярных занятиях можно довести ее до 25-30 секунд, а к году – до 40 секунд.

Внимание! Пребывание ребенка под водой дольше указанного времени может привести к тяжелым и даже необратимым последствиям. Перед началом обучения малыша плаванию проконсультируйтесь со специалистом, который Вас научит это правильно делать.

    Плавaтельный рефлекс
    Погруженный в воду ребенок увеличивает двигательную активность ручек и ножек, свойственную ему во время сна. Ничего общего с настоящими плавательными движениями такая активность не имеет, но ребенок некоторое время может лежать на воде без поддержки. Научиться же сложным координированным движениям, требуемым при любых стиле плавания, ребенок может не ранее 2,5 – 3 лет. Однако дети, у которых стимулируется от рождения плавательный рефлекс, pастут физически более крепкими, стрессоустойчивыми, меньше болеют и в последующем очень любят воду и плавание. Даже если какое-то время в своей жизни у них не будет условий для занятий плаванием, при первом удобном случае они восстановят свое умение держаться на воде и быстро овладеют тем стилем, которому их будут обучать. В этом им поможет их младенческий опыт.

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

  • «Стоп»-рефлекс. Если младенца прижать вертикально к груди и слегка прихлопнуть ладонью по его подошвам, то возникает активная двигательная реакция разгибания и напряжения всей скелетной мускулатуры. Малыш словно вытягивается по стойке «смирно!».
    Стимуляция этого рефлекса хорошо развивает скелетную мускулатуру, что является профилактикой в последующем нарушения осанки. Это упражнение хорошо проводить после кормления (при условии, что малыш не спит) для освобождения от попавшего в желудок во время сосания воздуха.
  • Пяточный рефлекс (рефлекс Аршавского)
    Вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость, что приводит к обобщенной разгиба-тельной днигательной активности, с гримасой «плача» и криком. Рефлекс хорошо выражен только у физиологически зрелых новорожденных.
  • Шаговый рефлекс
    Подержите малыша над столом так, чтобы одной ногой он опирался на его поверхность. Эта ножка подожмется, а другая, наоборот, опустится на стол, как если бы ребенок собирался пойти. Если вы оторвете его носок от поверхности стола, он подожмет ножку, будто собирается затопать на столе. Стимулируя шаговый рефлекс, обязательно заканчивайте упражнения прикладыванием к груди. Если рефлекс не стимулировать, он исчезает к двум – трем месяцам.
    Специалисты заметили, что стимуляция шагового рефлекса ускоряет общее физическое и психическое развитие младенца. Такие дети начинают ходить в 8-9 месяцев, у них прекрасно разминается мелкая моторика, говорят они уже к году фразами из 3-4 слов, нередко обладают абсолютным слухом и способностью к языкам.

Внимание! Стимуляция шагового рефлекса, а также «стоп»-рефлекса возможна только у младенцев, не имеющих ортопедических отклонений: дисплазии тазобедренных суставов, вывихов и подвывихов тазобедренных суставов, врожденного косолапия.

    Рефлексы поддержания правильного положения или защитный рефлекс
    Поведение, нацеленное на выживание, называется рефлексами поддержания правильного положения. Такие рефлексы помогают младенцу удерживать туловище, голову, руки и ноги в позе, наиболее удобной для дыхания и нормального развития. Если положить младенца вниз лицом, он немного поднимет голову (ровно настолько, чтобы оторваться от поверхности) и повернет ее в сторону, чтобы был доступ воздуха для носа. Если накрыть голову ребенка пеленкой, он сначала как бы закусит ее, а затем начнет энергично вертеть головой из стороны в сторону и двигать ручками, пытаясь снять ее с лица, чтобы ничто не мешало смотреть и дышать. У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.

    Рефлекс кляпа
    В период когда малыш учится сосать и глотать, этот рефлекс заставляет его выталкивать любой предмет из полости рта (это предохраняет ребенка от шока). Если воздействовать на заднюю часть глотки малыша, его нижняя челюсть и язык будут выполнять выталкивающие движения вниз и вперед, чтобы освободить глотку. Рефлекс кляпа сохраняется у человека на всю жизнь, но язык при этом участвует только в первые 6 месяцев. Теперь, когда мы знаем о таком рефлексе, становится понятно, почему малышам трудно глотать твердую пищу.

    Рефлекс отдыхающей шеи (рефлекс фехтовальщика)
    Когда малыш лежит на спине, поверните его голову в сторону, и вы увидите, что он отведет в ту же сторону руку и ногу, приняв позу фехтовальщика, готовящегося к атаке. Этот рефлекс одновременно как способствует, так и препятствует развитию мускулов. С одной стороны, благодаря этому рефлексу ребенок смотрит на собственную руку и фиксирует внимание на игрушке, зажатой в ней. С другой стороны, рефлекс не позволяет находиться по центру голове, рукам малыша и игрушке. К 3-4 месяцам этот рефлекс исчезает, а ребенок начинает держать игрушки прямо перед собой.

    Рефлекс отдергивания
    Этот рефлекс защищает ребенка от боли. Если ножку малыша уколоть (для анализа крови во время лабораторных исследовании), он отдернет ее, чтобы избежать боли, а другой в это время начнет толкаться, как бы отпихивая от себя обидчика.

Источники информации:

    Уход за ребенком с рождения до 5 лет. – М., 2008.

    Участковый педиатр. Справочное руководство /Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного. – М., 2008.

    Шаповаленко И.В. Возрастная психология: Психология развития и возрастная психология. – М., 2005.

Дети рождаются с набором безусловных рефлексов, которые являются их своеобразными приспособлениями к жизни. Само слово „рефлекс” в переводе с латинского языка означает „отражённый”, „повернутый назад”. В медицине таким термином обозначают реакции организма, вызываемые центральной нервной системой при раздражении рецепторов.

Рефлексы новорожденных детей и их значение

Наверняка еще со школы мы помним аксиому о том, что все рефлексы делятся на условные и безусловные. Первые - приобретенные, сформированные в процессе жизненного опыта. Безусловные все мы получаем по наследству. Они у людей проявляются как реакция организма на раздражители внешней среды. Рефлекторные реакции служат для лучшей, более легкой адаптации ребенка к обстоятельствам, которые нельзя поменять.

Новорожденный ребенок рождается только с безусловными такими реакциями. Условные вырабатываются со временем, в процессе дальнейшего его развития.

Отдельные рефлексы возникают сразу после рождения и остаются на всю жизнь с человеком, не меняясь. К таким принадлежит глотательный, который отвечает за автоматизм глотания. Мы, взрослые люди, делаем это автоматически, не задумываясь, как только пережеванная еда поступила в глотку. Также делает и новорожденный ребенок, употребляя материнское молоко.

Роговичный рефлекс вызывает мигание при касании к роговице глаза. Он появляется при рождении и служит человеку всю его жизнь.

Сухожильный - это то, что часто проверяется невропатологами при осмотрах. От удара молоточком по сухожилиям происходят сокращения мышц и дергание ног.

Итак, рефлексы новорожденных деток - это их первые приспособления к жизни, автоматические способности организма, помогающие жить вне лона матери.

Врожденные рефлексы новорожденных

Родившийся мальчик или девочка напоминает беспомощный комочек. Однако природа позаботилась о том, чтобы этот комочек был защищенным и адаптированным к жизни. Новорожденный имеет большой набор инстинктов, помогающих ему выживать в новой среде.

Сегодня насчитывается больше 70 врожденных рефлексов, помогающих деткам взрослеть. Они нужны для адаптации новорожденных малышей к воздушной среде после водной, в которой они пребывали в лоне матери.

Пищевой , или его еще называют сосательным , - первый такой врожденный рефлекс. Проявляется он в том, что малыша не нужно учить сосать мамину грудь. У него это выходит непроизвольно, рефлекторно.

Защитный - это характерное всем людям мигание глазами. Ориентировочный рефлекс заключается в движении глазами по направлению к источнику света. Дитя реагирует на яркий свет, оно может при этом даже закричать. Также ребенок реагирует на сильный шум.

Хватательный . Проявляется он в том, что дитя хватается за ваш пальчик, который вы прислоняете к внутренней стороне его ручки, ладошки. Уже в раннем возрасте дети могут очень крепко хвататься за пальцы родителей и при этом даже удерживаться в висе. Если же коснуться подошвы малыша, то пальчики его быстро распрямятся, ступни повернутся внутрь.

Шагательный . Когда вы возьмете дитя подмышки и будете держать вертикально, то оно поднимет одну ножку, потом другую. Это будет своеобразное шагание. Этот рефлекс обычно наблюдается у здоровых детей на 4 день жизни.

Рефлекс Моро . Он заключается в вытягивании рук и ног при шумных звуках. Дитя выгибает спинку, запрокидывает головку, прижимает ручки к груди. Со временем такое явление исчезает.

Безусловные рефлексы новорожденных

Все вышеуказанные ответные реакции новорожденных являются безусловными. Природа таким образом позаботилась о том, чтобы наши детки ели, видели, защищались, двигались, то есть привыкали к той активности и нагрузкам, которые со временем будут испытывать, развиваясь и адаптируясь во внешнем мире. Безусловные рефлексы - это реакции без условий, "готовые". Здоровые дети рождаются с полным их набором. Одни со временем исчезают, другие (мигание, глотание, например) остаются на всю дальнейшую жизнь.

Физиологические рефлексы новорожденных

При рождении ребенка обязательно осматривает врач-неанатолог. Он всегда проверяет его безусловные, то есть физиологические рефлекторные реакции. Золотая середина с точки зрения неврологии - это рождение ребенка с полным набором физиологических рефлексов. Такой ребенок здоровый. А физиологические реакции исчезают к 3-4 месяцам. Патологией является их отсутствие и задержка их развития.

Итак, перечислим основные физиологические рефлексы:

  1. Поисковый . Проявляется опусканием губы и поворотом головки новорожденного в сторону взрослого (раздражителя) в ответ на поглаживание в области рта.
  2. Хоботковый . Если постукивать по верхней губе малыша, то у него будет происходить сокращение мимической мускулатуры лица. Это проявляется складыванием губок ребенка хоботком.
  3. Рефлекс Бабкина еще называют ладонно-ротовым. Когда надавливать на ладошку ребенка, то он непроизвольно открывает ротик. Такая ответная реакция, как правило, исчезает до 3 месяцев.
  4. Рефлекс Робинзона . Это тот же хватательный, когда новорожденный при хватании удерживает вес своего висящего тела.
  5. Опорный . Когда новорожденного приставить к опоре, то он разгибает свои ножки и всей стопой упирается об ту поверхность, на которую его ставят. До 2-месячного возраста такая реакция исчезает.
  6. Шаговый . Он тоже исчезает до двух месяцев жизни малыша, а заключается он в передвижении ножками, если дитя держать в вертикальном положении.
  7. Рефлекс Бауэра , или ползучий. Когда надавить на подошву ног лежащего на животе ребенка, он начинает рефлекторно ползти. Исчезает к 3-4 месяцам.
  8. Защитный проявляется у уложенного на живот ребенка поворотом головы и попытками ее приподнять.
  9. Нижний хватательный . Возникает при надавливании на подошву ножки новорожденного. При этом происходит сгибание пальчиков ноги, которое напоминает хватание руками. Исчезает такая рефлекторная реакция в год.
  10. «Утиный» . Он проявляется в задержке дыхания малыша при попадании на его личико воды, струи воздуха.

Атавистические рефлексы новорожденных

Следует знать, что не все рефлекторные реакции новорожденных имеют большое приспособительное значение. Это скорее наследственность, полученная ребенком от предков. На основе таких ответных реакций организма ничего не развивается, а называют такие рефлексы атавистическими.

Пример - рефлекс Робинзона, или цеплятельный. Прикосновение пальцами взрослого к ладошкам ребенка вызывает такое сильное хватание, что дитя может повиснуть, как обезьянка.

Другой атавистический рефлекс - переступательный. К этой группе принадлежит также и реакция Моро. Не так давно обнаружен и плавательный рефлекс. Если новорожденного опустить в воду, то он будет барахтаться и держаться на воде.

Большинство атавистических рефлекторных реакций ребенка исчезает в первом полугодии его жизни. К примеру, реакция Робинзона ослабевает к четвертому месяцу жизни. Переступальный теряется в 3-4 месяца, задолго до самостоятельной ходьбы крохи. Рефлекс ползания тоже не служит основой для формирования передвижения в пространстве. Младенческое ползание начинается с движений рук, а не с отталкивания. Безусловные рефлекторные реакции наших детей не обеспечивают дальнейшее формирование человеческих форм поведения. А вот у детенышей животных они являются природной основой поведения взрослых особей.

Тонический шейный рефлекс

У малыша с ДЦП при повороте головки появляется асимметричный тонический шейный рефлекс (АТШР). Он характеризуется повышенным тонусом мышц-разгибателей. То есть в стороне, куда направлен взор малыша, ручка разогнётся. Вторая в это время согнётся в локте - и дитя примет положение «фехтовальщика».

У здоровых малышей неяркое проявление АТШР можно выявить в 2-4 месяца. Затем он быстро угасает. А вот при ДЦП этот рефлекс остаётся, и патология выявляется несколько лет. Такая патологическая реакция не позволяет малышу развиваться так, как это принято считать в норме. Он не может сам схватить погремушку, исследовать её. Не развивается и навык ориентировки ребенка в пространстве, ведь взгляд малыша не фокусируется. По этой же причине ребёнок не может координировать движения, а это, в свою очередь, мешает развитию многих навыков (письменных, изобразительных). Ребенку трудно рисовать и читать, писать и держать столовые приборы.

Когда АТШР малыша слабый, то для его диагностирования обычно производят сгибание-разгибание ручек при повороте головки. Для этого голову ребенка удерживают повернутой, а руки поочередно сгибают и разгибают. О положительном рефлексе говорят в тех случаях, когда при выполнении вышеуказанной пробы хорошо чувствуется сопротивление той руки, в сторону которой повернуто лицо ребенка. Другая рука при этом трудно разгибается. Это проявление называется симптомом «перочинного ножа».

Специально для - Диана Руденко