Шуточная лотерея на день рождения 1 годик. Лотерея для детей на день рождения в стихах. Шуточная беспроигрышная лотерея

19.02.2019

Программное содержание:

Развивать познавательную активность детей о представление лекарственных растений. Дать представление о правилах сбора лекарственных растений их хранении, применении. Развивать экологическое мышление в процессе исследования. Активизировать творческое воображение. Учить различать лекарственные растения.

Активизировать речь детей названиями: ромашка, крапива, одуванчик, подорожник. Развивать интерес к познанию растительного мира нашего края. Дать представление детям, какая трава от чего может помочь.

Предварительная работа:

Чтение рассказов, стихов, рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях. Труд в уголке природы, наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений и растений на участке, рассматривание схем - моделей, составление рассказов по ним. Беседы о природе.

Последующая работа:

Рисование лекарственных растений, составление гербария.

Оборудование:

Интерактивная доска; музыкальное сопровождение; атрибуты для игр: разрезные картинки растений, медицинский набор, карточки – четвёртый лишний; мультфильм.

Ход занятия:

Ребята, вы уже много знаете о растениях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным – давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании.

А вы догадались, о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? «Зельнике»?

(ответы детей).

Я предлагаю вам совершить путешествие в лес, на полянку, на луг. Туда где растут лекарственные растения. А поедем мы с вами на паровозике из «Ромашково». Вот он точно знает где растут лекарственные растения. Он нас уже ждёт.

(дети «садятся» в импровизированный поезд, и под музыку отправляются в путь)

1. Станция «Ромашковое поле.

Загадка: В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестричке-

Белые реснички.(Ромашка)

Ромашка – лекарственное растение! Отваром из цветков ромашки поласкают горло. Применяют ее от простуды и кашля, от болей в животе. Если выпить на ночь отвар ромашки – сон будет крепким и спокойным.

Игра: «Кто быстрее»

По кругу жёлтой серединки кладём 5лепестков (участников больше на одного). Игроки встают рядом и по сигналу ведущего начинают ходить вокруг них. Внезапно подается сигнал и каждый должен встать рядом с лепестком ромашки. Оставшийся выбывает из игры. Один лепесток «отрываем» (чтобы опять игроков стало больше на один) и игра продолжается. (6 детей)

2. Станция «Лесная полянка»

- Пойдём друг за другом по лесной дорожке. Что за растение растёт вдоль дорожек?

Лекарь вырос у дороги,

он больные лечит ноги. (подорожник)

На интерактивной доске появляется изображение подорожника.

- Почему оно так называется? (Подорожник растёт около дорог)

Воспитатель: У него жесткие и упругие листья. Подорожник называют травой-путешественницей.

- За что он получил такое прозвище? Какая особенность есть у его семян? Ответы детей.

- Крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Приклеившись к ногам людей или лапам животных, они путешествуют вместе с нами, и подорожник без труда перебирается на другие места.

- От чего нам сможет помочь подорожник? (Он заживляет раны)

- Его прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насекомых, ожогах. В старину его так и называли - порезник, ранник.

А еще отваром полощут рот, когда болят зубы и десны.

Игра: «Первая медицинская помощь»

Товарищ должен оказать помощь другу (на рану наложить подорожник и забинтовать) и доставить раненого в медпункт. (4 ребёнка)

- Ой, я чем – то укололась. Угадайте чем?

Вы, не трогайте меня,

Обожгу я без огня. (крапива)

На интерактивной доске появляется изображение крапивы.

- Но почему говорят, что крапива обжигает? Ответы детей.

- Да, вы правы: стебель и листья крапивы усажены жгучими волосками, острые концы которых очень хрупкие. Каждый волосок – как иголка у шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы.

- Ее используют, чтобы остановить кровотечение, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос.

А вы знаете, что крапива может не только вылечить, но и накормить. Листья крапивы съедобны, из нее готовят щи и салаты.

Игра: «Четвёртый лишний »

Демонстрировать ребенку карточку, на которой нарисованы четыре картинки, три из них подходят друг другу, по какому-то признаку, их можно назвать одним словом, а четвёртая - лекарственное растение.

Игра проводится 3 раза, отбираем три лекарственных растения. Дети в шапочках этих растений остаются и читают короткое стихотворение о лекарственных травах.

3 – я станция «Целебный луг»

Я шариком пушистым,

Белею в поле чистом.

А дунет ветерок -

Остался стебелек.

Одуванчик

На интерактивной доске появляется изображение цветка.

- Цветы, словно маленькие солнышки, раскрываются в хорошую погоду и закрываются, когда пасмурно. Но вот одуванчик зацвел и что с ним происходит?

- Правильно, появляются семена, прикрепленные к пушистым белым хохолкам, которые легко сдуваются ветром. Поэтому его так и назвали - одуванчик.

- Одуванчик тоже лекарственный. Его используют, как средство, чтобы понизить температуру, и для лечения многих других болезней. Одуванчик можно употреблять в пищу. Из молодых листьев делают супы и салаты, из цветов – варенье, а из корней – одуванчиковое кофе.

Игра «Угадай кто я?»

Разрезные картинки лекарственных трав, дети под музыку двигаются, по окончании должны найти себе пару – «собрать картинку» (8 детей)

- Молодцы, вы правильно узнали все лекарственные растения, которые нам встретились на пути. В награду за это предлагаю посмотреть мультфильм.

Просмотр мультфильма «Одуванчик - толстые щёчки»

Раздаётся гудок, дети отправляются в группу Путешествие подошло к концу..

Елена Тишина
Конспект НОД в подготовительной группе «Лекарственные растения»

Конспект НОД в подготовительной группе

«Лекарственные растения »

Интеграция образовательных областей :Познавательное развитие. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Физическое развитие. Здоровье.

Цель : Закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений

Задачи :

Расширение представлений о лекарственных растениях нашего края , их значение в жизни человека : оздоровительном, эстетическом;

Об их взаимосвязи с окружающей средой;

Знакомство со стихами, загадками о лекарственных растениях ;

уточнить и закрепить знания детей о правилах их сбора, хранения и применения лекарственных трав ;

Развивать память, логическое мышление, внимание, умение анализировать, связную речь.

Воспитывать бережное отношение к растениям , окружающей среде.

Предварительная работа : беседа о Красной книге; рассматривание картинок о растениях , находящихся на грани исчезновения, беседы о пользе лекарственных растений , о правильном их сборе и безопасном поведении с ядовитыми растениями , игры – определи по запаху, вершки и корешки, узнай растение ; экскурсия в лес, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.

Оборудование : картинки и карточка с изображением лекарственных трав (лопух, одуванчик, крапива, подорожник, ромашка, тысячелистник.) Иллюстрации с изображением ядовитых растений , музыка «Вальс цветов» .

Ход НОД.

Изображение растений

Посмотрите, что вы видите?

Ребята, для чего нам нужны растения на нашей планете - Земля?

(Растения помогают дышать , радуют нас красотой, лечат от болезней. Без них бы не было жизни на Земле.)

Очень давно, ребята, люди заметили, что звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет люди передавали друг другу свои знания о лечебных свойствах растений . Сейчас можно купить книгу или справочник о лечебных травах, где подробно написано как можно использовать лекарственное растение . Но важно знать : нужно посоветоваться с врачом, прежде чем применять лекарственное растение .

А сейчас время поиграть в дидактическую игру «Собери ромашку» .

Воспитатель предлагает детям пройти на полянку. Рядом стоит вспомогательное панно с табличками, картинками, схемой цветка.

Ромашка разделена на части : корень, стебель, лист, лепестки. Дети должны собрать цветок - ромашку. На помощь ребятам прилетает пчела. Пчела вместе с детьми еще раз повторяет части цветка. Затем она предлагает взять ребенку :

Что идет сначала? Корень. Верно.

Дети составляют ромашку.

Пчела : «Мы вместе сложили цветок. Это ромашка.

Что вы знаете про это растение ? (можно гадать на ромашке, есть песни про это удивительное растение )

Ромашка это очень полезное лекарственное растение .

Ее добавляют в шампунь, чтобы волосы легко расчесывались. Ромашку добавляют в чай от простуды.

Чтение стихотворения ребенком (выученное заранее) М. Киселевой «Если вдруг ты заболел…»

Если вдруг ты заболел,

Не спеши с таблетками, пригласи своих друзей

С зелеными ветками.

Они и красивей, и тоже лечебные,

Бывают и горькие, но очень полезные.

Помногу их пить тоже нельзя,

Бывают опасными эти друзья.

О каких друзьях говорится в стихотворении? лекарственных растениях )

Да, если лекарственными растениями умело пользоваться , то можно сохранить здоровье на долгие годы. Нас окружают растения : каждая поляна или уголок леса – целая зеленая аптека.

Говорят, что лечение травами известно с давних времен. Люди заметили, что растения , которыми они питаются, могут еще быть и целебными. У нас на территории детского сада много таких растений . Предлагаю убедиться в этом и приглашаю пройти к «Зеленой аптеке» на экологической тропе детского сада.

(занятие продолжается на территории детского сада)

Первое лекарственное растение , о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо, послушайте загадку.

(Ребенок загадывает загадку. Когда дети отгадывают загадку, ребенок который загадывает показывает каточку с растением )

Ребенок : Тонкий стебель у дорожки,

на конце его – сережки,

на земле лежат листки-

маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг,

Лечит раны ног и рук.

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (подорожник- карточка)

Почему оно так называется?

Рассказывает ребенок : Подорожник растет вдоль дорог . Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляет в почве, стебелек с соцветием. Оно тоже жесткое и упругое. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения . Подорожник называют «зеленым бинтом» . Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

Послушайте следующую загадку :

Ребенок :Не пустили в огород-

Оттого она и жжет. (крапива -карточка)

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (крапива)

Почему же все-таки крапива обжигает?

Оказывается на листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Внутри волосков – едкая жидкость.

Рассказывает ребенок : Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы. Она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.

А сейчас ребята загадают загадки о таких лекарственных растениях , которые помогают нам, если мы заболели. Будьте внимательны и постарайтесь их отгадать.

Ребенок : Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей,

А сушеная в запас

От простуды лечит нас. (малина - карточка)

Рассказывает ребенок : Малина - прекрасное ягодное растение , да и доктор незаменимый. Отвар сухих плодов и варенье используются для лечения простудных заболеваний. Противопростудным средством является и «малиновый чай» - так называют заваренные кипятком верхушки малиновых побегов с листьями, цветками, незрелыми плодами. Душистые, сладкие, нежные вызревшие плоды, как будто вобравшие в себя все тепло и солнечный свет июльских дней и яркими огоньками горящие в зелени листьев, так и манят к себе. Окраска плодов малины может быть либо красной, либо желтой. Считают, что красноплодная малина богаче биологически активными веществами и, значит, полезнее. Желтоплодная малина нежнее и слаще.

Ребенок : Весной растет ,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

А цветок – на медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (липа- карточка)

Стихотворение «Липа» читает ребенок

Посмотрите дети -

Это липы цвет,

Ароматы лета,

Нам принес в привет,

Чай его душистый,

Любит стар и мал,

Очень многим людям

Он здоровье дал :

Сбил температуру,

Горло подлечил,

Горькую микстуру

Детям заменил,

И от кашля средства

Просто лучше нет -

Вот какой кудесник

Этот липов цвет!

Вот из этого прекрасного стихотворения мы узнали о пользе цветов липы.

Ребенок : Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке. (ромашка-карточка)

Ребенок : Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное. (Одуванчик - карточка)

Физкультминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик,

Стебель тоненький, как пальчик (пружинка)

Если ветер быстро, быстро (руки вверх)

На поляну полетит

Все вокруг зашелестит (руки вверх и машут)

Одуванчика тычинки (бег на месте)

Разлетятся хороводом (потянуться вверх, вздохнуть и опустить руки)

И сольются с небосводом.

Используют одуванчик в медицине. Причем используются и корни, и листья и сок растения . Препараты на основе одуванчика помогают от многих болезней свойствами.

Известны и косметические свойства одуванчика – маска из его -свежих листьев хорошо увлажняет кожу. А настой из цветков одуванчика помогает бороться с веснушками

Ребенок :Выпускает он листы

Широченной широты,

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не оберешь,

На себе их все найдешь (лопух-карточка)

Лопух (репейник)

У этого растения несколько названий - лопух, репей или репейник. Летом лопух цветет. Его лилово-красные хохлатые цветки довольно красивы. Когда отцветут, на их месте появляются круглые корзиночки с острыми колючками-крючками. С помощью этих колючек они цепляются ко всему, что окажется рядом. Есть даже такая поговорка : «Прицепился, как репей. Из листьев лопуха готовят настойку, которой потом опрыскивают садовые растения . Такие растения дадут хороший урожай, потому что им не страшны будут гусеницы и другие вредители. Лопух большой очень часто используют в медицине. Для приготовления лекарств чаще всего используют корни, реже листья и плоды. С помощью этого растения лечат болезни , заживляют раны, укрепляют волосы. (Можно показать детям пузырек с репейным маслом) .

Даже такое простое, сорное растение как лопух , он же репей, репейник, может одарить, научить, накормить, вылечить. Берегите это зеленое богатство, растущее у нас под ногами !

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Физкультминутка «Аленький цветочек»

(дети выполняют движения под аудиозапись)

Есть на свете цветок алый-алый,

Яркий, пламенный, будто заря,

Самый солнечный и небывалый,

Он мечтою зовётся не зря.

Может там за седьмым перевалом

Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

Как вы думаете ребята, где и когда собирают лекарственные растения ? Как правильно их сушить?

ЗАПОМНИТЕ ПРАВИЛА СБОРА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ТРАВ ,

Цветки собирают, когда растение цветет .

Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались.

Собирают в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса, сушат под навесом.

Нельзя собирать вблизи дорог. Они опасны, так как содержат много вредных веществ – поглощают выхлопные газы машин.

Не рвать растения , которые занесены в красную книгу. Это редкие растения , их охраняют от исчезновения.

Растения , которые детям и взрослым незнакомы, собирать в лечебных целях нельзя – это может быть очень опасно!

Но рвать и топтать их тоже не следует, они могут быть полезны некоторым животным.

Запомните крепко накрепко – ядовитые и незнакомые растения рвать нельзя !

Рефлексия.

О чем мы сегодня говорили? (о лекарственных растениях ,

Лечиться можно не только с помощью таблеток, но и лечебными травами. Но для этого надо хорошо в них разбираться и правильно заготавливать.)

На прощание пчела Майя повторяет с детьми лекарственные растения и проводит с детьми хоровод «Краски лета» , с использованием карточек лекарственных растений .

Ребенок : Лес, как сказочное царство,

Там кругом, растут лекарства ,

В каждой травке, в каждой ветке -

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить

Родители и воспитатели нас могут научить.

Все целебные растения .

Знают они без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться.

Находить в лесу растения ,

Что пригодны для лечения!

Ведь из трав лесного царства,

Люди делают лекарства .

Все ребята, молодцы, потрудились от души!

Мы закрепили наши знания о лекарственных растениях , своими умениями.

Ребенок : Растения мы знаем , бережем и охраняем,

В книгу Красную они,

Уж давно занесены.

Люди рвут их не на потеху,

Отнесут их все в аптеку.

В заключение нашей деятельности я хочу прочитать вам стихотворение о бережном отношении к природе.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все : и я и ты

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Природу друг мой охраняй!

Никого не обижай!

Не губи деревья ты!

Сохрани в лугу цветы!

Я подарю вам открытки с изображением лекарственных растений . Спасибо всем вам за подготовку и проведение сегодняшнего мероприятия. Все большие молодцы!

НОД по экологии "Лекарственные растения"

Цель: Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.

Задачи:

«Познание»

  • Развивать у дошкольников интерес к природе родного края, желание активно познавать природные объекты;
  • Обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений;
  • Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

«Коммуникация»

  • Развивать монологическую речь детей;
  • Развивать умение участвовать в коллективных разговорах;
  • Пополнять словарь детей за счет расширения представлений о природе.

"Социализация"

  • Развивать в игре сообразительность, умение согласовывать свои действия с действиями других участников, совместно решать поставленную задачу;

«Чтение художественной литературы и музыка»

  • Поддерживать у детей интерес к отгадыванию загадок;
  • способствовать выразительному чтению стихов, продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

Методические приемы:

Рассказ воспитателя, беседа с детьми, художественное слово, рассматривание, дидактические игры, обращение к опыту, анализ.

Оборудование: иллюстрационный материал лекарственных растений, гербарий "Лекарственные растения", раздаточный материал д/и "Разрезные картинки", музыкальное сопровождение (мр-3 проигрыватель) А. Вивальди "Пришла весна", "Звуки леса".

Ход мероприятия:

Ребенок: Ребята, давайте с вами пойдем в лес гулять?

Дети: Да, пойдемте.

Дети под музыку (пение птиц) идут и гуляют по лесу.

Дети: как красиво в лесу.

Ребенок: Ребята, мы кажется с вами заблудились.

Дети: Ау-ау кричат

Вышли дети на полянку, где видят Фею леса.

Фея: А кто это ко мне в лес пожаловал? Да, это ребята!!! А куда вы идете?

А с кем вы пришли в лес?

Дети: одни

Фея: А разве можно одним в лес ходить?

Дети: отвечают

Фея: а как себя нужно вести в лесу? (правила поведения) .

Дети отвечают

Фея: Молодцы!

Я приглашаю вас прогуляться со мной по лесу. Наш маршрут будет называться «Лекарственные растения» .

Все готовы? Тогда в путь! (идут под музыку «звуки леса» )

Лес как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке в каждой ветке
И микстура и таблетки.

Ну а чем и как лечить мы вас можем научить.

Я хочу с вами поиграть, буду задавать вопросы, а вы отвечайте.

Викторина

  1. Цветок с желтой серединкой и белыми лепестками (Ромашка)
  2. Я шариком пушистым белею в поле чистом,

А дунул ветерок – остался стебелек (Одуванчик)

3. Цветок со звенящим названием (Колокольчик)

4. Черная лесная ягода (Черника)

5. Какие ягоды любит медведь (Малину)

6. Белые горошки на лесной ножке (Ландыш)

7. Первые весенние цветы (Подснежник, мать и мачеха)

8. Корень этого растения возбуждает аппетит (корень одуванчика)

Идет мальчик топчет и рвет цветы.

ФЕЯ: Стой, посмотри, что ты делаешь?

Мальчик: Гуляю! А что?

ФЕЯ: Оглянись и посмотри, что ты натворил!

Мальчик: Ну и что? Ни все равно некрасивые, да и кому они нужны?

Хочет уйти с полянки, но тут с ним начинают происходить разные неприятности: натер ногу, порезал руку, начал чихать, кашлять, у него заболела голова.

СЕЛ НА ПЕНЕК.

К нему на помощь приходят лекарственные растения.

Фея: Знаю я, знаешь ты
На лугу растут цветы.
Но один из них чудак,
Что-то у него не так.

Стильный и кудрявый мальчик.
Кто же это? Одуванчик!

1. Одуванчик.

Одуванчик, одуванчик
Ты такой один обманщик.
То ты желтый и душистый,
То кудрявый и пушистый.

Знает белка, знает зайчик
Любит ветер одуванчик
На глазах у всех ребят
Парашютики летят!

Одуванчик дарит варенье из одуванчиков для улучшения аппетита.

ФЕЯ: Стоит в лесу кудряшка
Белая рубашка,
В середине золотая,
Кто она такая?

2. Ромашка

Если случится, тебе простудится
Появится кашель, поднимется жар.
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар

Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки
Эти цветочки зовутся (Ромашки)

Ромашка дарит ромашковый отвар для полоскания горла

ФЕЯ: А кто угадает следующее растение?

Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит?

3. Подорожник

Путника – друг подорожник,
Скромный, невзрачный листок,
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лёг.

Многим из нас невдомёк,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.

Подорожник: Я приложу тебе мой листочек, перевяжу ранку и боль пройдет

Мальчик: Спасибо вам большое! Я не знал, что растения бывают такими полезными.

Нужно только не лениться,
Нужно только научиться,
Находит в лесу растения,
те, что для людей полезны,

И отступят все болезни.

ФЕЯ: Сегодня я хочу вас познакомить с интересным человеком. Но сначала сядьте поудобнее, закройте глазки и послушайте звуки леса.

Выходит бабушка Маланья.

Бабушка: Здравствуйте, мои дорогие. Фея леса предупредила меня о вашем приходе. Я бабушка Маланья, известная травница. А вы знаете, кто такие «травники» и «травницы» ? Так называют людей, которые изучают лекарственные свойства растений и лечат с помощью этих растений.

Бабушка ставит на стол траву и варенье.

А вы любите ягоды? А какие лесные ягоды и травы вы знаете? (ответы детей)

Ребятушки мои дорогие, стряслась у меня недавно беда, здесь в корзинке перепутались у меня лекарственные растения. А я вижу, что вы уже неплохо их знаете. Помогите мне их разобрать.

Игра «Собери картинку»

(дети собирают картинки и рассказывают про их свойства)

Бабушка: а что вы знаете о землянике?

1. На проталинке весной
Земляничка под сосной
Земляничка невеличка
Хорошо цвела весной.

Солнце грело много дней
Пушистый кустик у камней.
Становилась земляничка
Все пригожей, да крупней.

Покраснела каждым боком,
Налилась душистым соком.

Земляника – не только вкусная, но и очень полезная ягода. Её применяют при простудных заболеваниях, при малокровии. Очень полезны земляничное варенье и чай, заваренный с листьями земляники.

Бабушка: а что вы знаете о чернике?

2. У Алёши черный рот,
Как пещера, или грот
Просто он всю съел чернику
Пока я считал клубнику

Вы не бойтесь – всё напрасно,
Есть чернику не опасно
От неё всем чёрный ротик –
Не болит зато животик!

От черники лучше глазки,
видят мультики и сказки
Бабушка: Чернику рвите осторожно
Окрасит руки, как чернила;

Отмыть их сразу невозможно,
И не поможет даже мыло.
Но радует черника нас -
Она полезная для глаз.

Бабушка: а что вы знаете о мяте?

3. Аппетита если нету,
Иль желудком болен ты,
Нет прекраснее совета -
Мяты перечной нарви.

Ели нервы расшалятся,
И совсем не будет сил,
Чаю с мятою напейся,
Чтобы ты совсем остыл.

Если спишь ты неспокойно,
Иль плохие видишь сны,
То подушку к изголовью,
С этой мятой положи.

Если сердце вдруг заноет,
От непрошеной беды,
Сорок капель* успокоят
Мяты перечной листы.

А растёт она повсюду,
Многолетняя трава,
Чтоб помочь мирскому люду,
Наклонись лишь к ней едва.

Бабушка: а что вы знаете о лесной черной смородине?

4. Смородины ягоды просто волшебные –
Все вкусные, сладкие, даже лечебные,
Блестящие, словно съедобные бусы -

Бабушка: Ребята, как вы много знаете. А у меня есть полезные травы: ромашка, душицу, мяту, шиповник, крапива, липовый цвет. Посмотрите вот у меня сухие цветы ромашки, понюхайте, как они пахнут. Я их собирала и сушила летом.

Правила сушки растений.

  1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.
  2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
  3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей) .
  4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
  5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
  6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем. Почему? (Ответы детей) .
  7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.

Бабушка: Молодцы, я хочу вас угостить полезным чаем, а из чего он сделан, угадайте.

Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет.
Если хворь с кем приключится
Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.

Ребенок:

Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг.
Чай здоровью лучший друг!

Дети: Спасибо бабушка Маланья за чудесный и вкусный чай.

Бабушка: Молодцы, ребята! Сегодня вы много узнали о пользе растений.

Ребенок:

Ты, дружок не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Ни обижай, ни птахи, ни сверчка!
Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей,
Всё что зовется Родиной твоей.

Бабушка: Вам понравилось у меня? А теперь пора возвращаться домой. Давайте я вас провожу до детского сада, что бы вы не заблудились. А когда придёте, попросите извинения, скажите, что в лес ходить одни больше не будете. И Расскажите, что интересного вы увидели в лесу. (идут под музыку)

с детьми старшего возраста

« Мир лекарственных растений »

ОО «Познание»

- развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать природные объекты;

- обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений;

- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

ОО «Коммуникация»

- развивать монологическую речь детей;

- развивать умение участвовать в коллективных разговорах;

- пополнять словарь детей за счет расширения представлений о природе;

ОО «Чтение художественной литературы»

Поддерживать у детей интерес к отгадыванию загадок;

Способствовать пониманию содержания загадок;

Методические приемы:

рассказ воспитателя, беседа с детьми, художественное слово, рассматривание, обращение к опыту, анализ занятия.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы снова идем на экологическую тропу. Вы уже много знаете о разнообразных растениях. Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Остановка, которую мы посетим, называется «Лекарственные растения »

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них - лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. Вы догадались? (ответы детей).

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы и готовят себя лекарства, только нужно знать как правильно это делать. Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

(ответы детей)

Теперь, ребята, давайте подробнее поговорим о тех лекарственных растениях которые растут на территории нашего детского сада. Но сначала отгадайте загадку:

Семена, как коготки,

Желто-красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает (календула)

Календула лекарственная кроме того, что используется в лекарственных целях так же хорошо известна как декоративное растение, его выращивают на клумбах и цветниках. С лекарственной целью используются цветочные корзинки и цветки. Препараты календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине, так же лечат желудок и печень. Из календулы лекарственной готовят настои, настойки и мази.

Следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название: В поле сестрички стоят, Желтые глазки на солнце глядят, У каждой сестрички - Белые реснички (ромашка)

Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, cвежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику.

А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки

На конце его - сережки.

Лечит ранки и ожоги

Этот лекарь у дороги (подорожник)

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему оно так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей). Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

А это что за растение?

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное.

Ветерку послушное (одуванчик)

Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

- Следующее растение о котором мы поговорим называется мята. Полезные свойства мяты известны давно. Это растение широко используется в медицине для лечения различных заболеваний. Полезные свойства мяты объясняются в первую очередь высокими содержанием ментола - эфирного масла, придающего ей характерный узнаваемый запах. Полезные свойства мяты позволяют принимать ее как внутренне, так и наружно. Мята обладает противовоспалительными свойствами позволяющими использовать ее при лечении ангины, бронхита и насморка, полезна она и для пищеварительной системы. Также мята эффективна при головной боли, ее с войства благоприятны для успокоения нервной системы . Для лечения этим растением чаще всего используют мятный чай и настой мяты.

Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Очень много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение.

Ребята, все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Наше занятие закончилось, расскажите, что нового для себя вы сегодня узнали? (ответы детей)

Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила:

  1. 2.Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. 3.Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей).
  2. с корнем. Почему? (ответы детей).
  3. (ответы детей).

Документы для скачивания:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад компенсирующего вида № 112»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим

в подготовительной группе.

«Лекарственные растения – помощники нашему здоровью».

подготовила

воспитатель Бабий Марина Борисовна

Архангельск 2014

Цель:

сформировать представления детей о лекарственных растениях и их пользе.

Задачи:

  • дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения;
  • дать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;
  • закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;
  • привить потребность в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям;
  • развивать любознательность, умение анализировать, объяснять, рассуждать;
  • учить делать простейший самомассаж.

Материал:

альбом с лекарственными растениями «Зелёная аптека»;

Картинки с изображением лекарственных растений;

картинки с изображением заболевших животных;

схема для составления рассказа о растениях;

ребус;

Ход:

Здравствуйте, дети и гости!

Вы знаете, что слово «здравствуйте» не только вежливое слово-приветствие, но и слово-пожелание, пожелание здоровья.

Я всем желаю здоровья!

А как вы думаете, что такое здоровье? (ответы детей)

А задумывались ли вы когда-нибудь, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Если мы заболели, то, какое у нас настроение? (не очень хорошее, плохое)

Давайте дадим характеристику здорового человека.

  • Красивый , бледный, толстый;
  • Сутулый, румяный, крепкий ;
  • Сильный , страшный, неуклюжий;
  • Ловкий, стройный, подтянутый .

Итак, это красивый, сильный, ловкий, румяный, стройный, крепкий и подтянутый человек. Наверное, каждый из вас хочет быть таким. Во многом состояние здоровья зависит от нас самих.

Сегодня утром нам прислали посылку, давайте узнаем, что же в ней (достаю книгу «Зелёная аптека»).

Какая она необычная и красивая. А ещё тут записка от Феи леса, она приглашает нас с помощью этой книги совершить путешествие в страну лекарственных растений.

Мы уже много знаем о растениях. Без растений жизнь бы на нашей планете не существовала. Давно-давно, в старые времена, люди заметили, когда животные заболевали, они уходили. Тогда они решили проследить за животными. Оказалось, что животные уходили в лес и кушали там траву, цветы и постепенно выздоравливали. Задумались люди, и вскоре поняли, что это необыкновенные травы и цветы, а особенные, они помогают при болезнях.

Открываем первую страничку нашей книги. А тут загадка:

Каждый лист мой любит тропки,

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог.

(подорожник )

Эту травку вдоль дорожек

Каждый летом видеть мог.

Ну не может подорожник

Обходиться без дорог.

От ушибов и порезов

Лучше средства не найти,

Привяжи его листочки –

Перестанет кровь идти.

И ещё одна подсказка –

Если пчёлка нападёт,

Сделай из листа повязку,

Сразу боль тогда пройдёт.

Прежде, чем прикладывать листок подорожника, его нужно очистить от пыли, затем слегка поцарапать листик, чтобы выделился сок, и приложить к ранке.

Давайте теперь попробуем рассказать про подорожник по схеме (ответы детей с опорой на схему).

Переворачиваем страничку, а тут лежит конвертик, а в нем картинка, разрезанная на части. Нам нужно её сложить и тогда мы узнаем о каком растении мы будем вести речь (дети собирают изображение и называют).

Эти цветы первыми появляются весной. Нижняя сторона листа мягкая, тёплая и покрыта волосками. Верхняя сторона листа гладкая, холодная.

Перемерил много луж ты,

Сразу кашель одолел.

Надо было маму слушать,

Вот тогда б не заболел.

Так бери скорее мать-и-мачехи листок

Воду, чтоб погорячее,

Можно даже кипяток.

И настой тебе поможет,

Снимет боль в груди и резь.

Кашлять вскоре перестанешь,

Больше в лужи ты не лезь.

Давайте и про это растение тоже попробуем рассказать по нашей схеме (ответы детей).

Давайте перевернём следующую страничку книги.

А здесь у нас зашифрованное слово. Для того чтобы его разгадать надо от каждого предмета взять только первую букву.

Болит горло и першит.

Не беда!

Чтобы горло не першило

Ты ромашку завари

И отваром этим горло полощи.

Есть ещё один секрет. Если отваром ромашки полоскать волосы, то они становятся мягкими и пушистыми.

Многие лекарственные растения можно собирать самим, а можно купить в аптеке.

А сейчас Фея леса предлагает нам сделать самомассаж, чтобы не болеть.

«Неболейка» (для профилактики простудных заболеваний)

1. Чтобы горло не болело

Мы погладим его смело

(поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху вниз)

2. Чтоб не кашлять, не чихать

Надо носик растирать

(указательными пальцами растирают крылья носа)

3. Лоб мы тоже разотрём

Ладошку держим козырьком

(прикладывают ко лбу ладони «козырьком»

и растирают его движениями

в стороны – вместе)

4. «Вилку» пальчиками сделай

Массируй ушки ты умело.

(раздвигают указательные и средние пальцы

и растирают точки перед ушами и за ними)

5. Знаем, знаем, да-да-да

Нам простуда не страшна.

(потирают ладони)

Фея леса что-то приготовила для нас в мешочке (достаю картинки с животными).

Мишка жалуется: «Наш доктор Айболит срочно уехал в Африку. И нас теперь некому полечить».

Давайте поможем зверятам.

А лисичка перебегала ручеёк, промочила лапы, а вода была холодная. Теперь у неё кашель. Как ей помочь? (ответы детей) Какую травку выбрать?

А зайчик бежал, споткнулся и упал и разбил коленку. Как его полечить можем? (ответы детей)

Спасибо вам, ребята! Помогли вы нам.

Вот мы с вами и совершили наше небольшое путешествие в страну лекарственных растений.

Какие лекарственные растения мы с вами встретили? (ответы детей)

И это только малая часть этих растений. А в книге «Зелёная аптека» их ещё много. И мы с вами продолжим знакомство с ними.

Спасибо! Будьте здоровы! Берегите себя!