Рисунок на тему на что похожи буквы. Азбука в картинках-ассоциациях

21.04.2019

Здравствуйте, дорогие мои читатели!

Сегодня я снова продолжаю рубрику, учим буквы и как вы уже догадались следующая буква «З».

Подобранный мною практический материал: художественное слово, загадки, кроссворды, скороговорки и игры, помогут вам и вашему малышу познакомиться с буквой «З».

Буква «З»

Веселые стихи

З – не просто завитушка,З – пружинка, крендель, стружка.

З звенит звонком и нас

На урок торопит в класс.

В. Степанов

Змей над крышами взовьется,

Солнце в небе засмеется,

Скажет тучке: «Вот письмо

К нам с земли летит само!»

Г. Виеру

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3.

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

«Если я купил билет,

Кто я: заяц или нет?»

Звезды видели мы днем

За рекою, над Кремлем.

Занят заклинатель змейЗвонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

В. Берестов

В звезде найдешь ты букву З ,

И в золоте, и в розе,

Земле, алмазе, бирюзе,

Заре, зиме, морозе.

Зайке холодно в лесочке –

Свяжем серому носочки.

Заяц зайцу говорит:

– Мне бы волчий аппетит!

– В аппетите мало толку,

Мне бы зубы, как у волка.

Заманите эту птицу

К нам на книжную страницу.

Скороговорки

1. У Зимы много забот, заболел у зайки живот.

2. Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

3. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.

4. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Пословицы и поговорки

1. За двумя зайцами погонишься –

Ни одного не поймаешь.

2. Здоровье дороже богатства.

3. Зацепился за пень и стал на весь день.

Игры

Игра «Доскажи словечко».

Е. Серова

Игра «Волшебная цепочка».

Заменяя одну букву (любую) в словах зуб и зима, составьте новые слова.

Зуб – куб – дуб – душ.

Зима – Зина – Рина – рана – рама.

Игра «Наборщик».

Из букв данного слова составьте новые слова:

Здоровье – зов, вор, ров, здоров, взор, вздор, воз, вред.

Игра «Буква потерялась».

Вставьте пропущенные буквы в слова:

я – ык, – онт, – ве – да, – ебра, – убы.

Игра «Лесенка».

Игра «Из одного слова»

Кроссворды

О т в е т: 1) эмаль, 2) молочные, 3) постоянные, 4) по вертикали – клыки, по горизонтали – коренные, 5) резцы, 6) дентин.

Ребусы

О т в е т: занавес, Зинаида, знание.

Загадки

Я на балу никогда не бывала,Чистила, мыла, варила и пряла.Когда же случилосьПопасть мне на бал, То голову принц от любви потерял.А я башмачок потеряла тогда же.Кто я такая? Кто тут подскажет?

(Золушка.)

У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода – кора.

(Заяц.)


Буква З - девятая буква русского алфавита. Он обозначает согласный звонкий звук, твёрдый [З] и мягкий [З"].

Слова, на букву З : завод, занавески, зубы, зал, заяц, змея, значок, зонт, зебра, забор, забег, заря, закон, запах, зашить, звено, земля, зима, зола, зерно, забыть, забота, задача, заметка, засуха, зверьё, зевать, золото, зоопарк

Слова, в которых буква З в середине слова : база, Азия, ваза, изюм, изба, Лиза, муза, указка, язык, базар, вздох, взрослый, газон, гроза, козёл, озеро, сезон, физика, бензин, воздух, газета, грызун, польза, медуза, низкий, нельзя, огрызок, поздний, поезд, резина, праздник

Слова с буквой З на конце : таз, арбуз, блюз, глаз, груз, союз, указ, алмаз, девиз, круиз, порез, склероз, скалолаз, мороз, паровоз

Несколько букв З в слове : зазнайка, заказ, зигзаг, звёзды, замазка


Как писать букву З?
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра "три"!

Буква З на В похожа.
Голова, животик тоже.
Только слева без черты
Букву З рисуешь ты.

Загадки с буквой З ()
Зебра, ты сестра лошадки?
Поиграй-ка с нами в прятки.
Спрячься где-нибудь, в лозе,
На картинке с буквой...

Себя он раскрывает, тебя он закрывает.
Только дождичек пройдёт - сделает наоборот.
/зонт/

Зимой серый, а летом белый.
/заяц/

Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя
По земле ползёт она.
/змея/

Стихотворения про букву З ()
За забором зайка скачет,
В лапках букву З он прячет,
Зайка, зайка, выходи,
Деткам букву З верни.

З - не просто завитушка,
З - пружинка, крендель, стружка.
Извиваюсь, словно змейка.
Срисовать меня сумей-ка!

Ищут звери в зоопарке,
Букву З, в высокой травке,
Айболит всем говорит,
Заяц знает, З звенит.

В звезде найдёшь ты букву З,
И в золоте, и в розе,
Земле, алмазе, бирюзе,
Заре, земле, морозе.

На обед дал клоун Гоша
Листья фикуса козе.
Откусила та. И что же?
Фокус-покус! - Буква З.
Забияка З большая,
Дразнит часто букву С,
Только С не обижает
Буквы З сей интерес.
Буква З звонок купила,
И с утра в него звонила.
Зайцев в гости зазывала,
Завтраком их ушощала.

Скороговорки ()
Звенит звонок, зовёт звонок,
И Зое надо на урок.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Зелёная берёза стоит в лесу,
Зоя под берёзой поймала стрекозу.

Соня - незнайка,
А Зина - зазнайка.
Роза - зазнайка,
А Зоя - незнайка.

У Зины много забот,
Заболел у зайки живот.

Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.

Девочка везла на возу
Козлёнка, козла и козу.
Девчонка в лесу проспала
Козлёнка, козу и козла.

Чистоговорки


Изображение буквы З и слова на букву З






Буква «З» жила этажом ниже буквы «Ж». Рано утром она просыпалась, напевала свою любимую песенку: з – з – з – з, за, зо, зу, зи, зэ… И шла умываться и чистить зубы.

Надо сказать, что каждое утро буква «З» чистила зубы новой зубной пастой. У неё была огромная коллекция зубных паст со всех стран мира! Потому что в каждой стране у буквы «З» были друзья: мальчики и девочки, которые тоже очень любили чистить зубки. И они высылали букве «З» зубную пасту для её коллекции. В коллекции какой только пасты не было! И фруктовая, и ванильная, и мятная, и со вкусом мороженого, разная-разная.

Так вот, почистив свои чудесные здоровые зубки, буква «З» отправилась на прогулку. Она долго-долго шла по лесу и заблудилась. Она искала дорогу, но так и не могла выйти на неё. И буква «З» зашла внутрь домика, на котором были нарисованы незнакомые знаки. Внутри к ней навстречу вышла странная палочка с носиком (1) и сказала:

– Эй, где ты ходишь, цифра 3 (три), заходи!

– Ой, извините, но я не цифра три, я буква «З», вы меня перепутали.

– Да нет же, ты цифра три! – не унималась эта странная палочка. – А я – цифра один.

– А! – догадалась буква «З», она слышала про это удивительное царство цифр, – Я знаю, вы все цифры! Но я пришла из алфавита, я просто заблудилась.

– Да? – удивилась цифра один, – тогда где же наша цифра три?

– А может быть она тоже заблудилась и теперь сидит в нашем домике – Алфавите, и все её перепутали со мной, с буквой «З»? Сейчас я позвоню букве «А» и всё узнаю! – сказала буква «З».

У неё был телефон, по которому она звонила.

– Дзынь, дзынь, дзынь.

– Алё, это буква «А»? Да? А это буква «З». Что? У вас уже есть буква «З»? Да нет же, это не я, это цифра три! Ах, что делать? Все всё перепутали и запутали.

– Что, что, – ответила цифра один, – нужно идти к вам и выручать цифру три.

– Но я заблудилась и не помню дорогу домой! – возразила буква «З».

– Зато у нас есть карта, на которой всё написано и нарисованы все дороги, как до них добраться и как добраться до твоего домика Алфавита.

И они взяли карту, и пошли искать домик, в котором жила буква «З». Они долго шли и наконец, нашли домик. Там были все буквы и перед ними стояла и плакала цифра три. Она им говорила:

– Да никакая я не буква «З», я цифра! Цифра три!

– Да, да! Это я буква «З»! – крикнула подбежавшая буква «З» и встала рядом с цифрой три.

Ежонок со змеёй друзья,

Только часто ссорятся.

Первой сердится змея,

Спиной к ежу становится.

А ежонок, славный малый,

Тоже может посердиться:

Отвернуться от подруги,

Чтобы вскоре помириться.

Выучи рифмовки про буквы. Запомни картинки.

Вспоминая стишок и картинку, вспомни, как пишется буква.


И ежата, и енот

Букве Е смотрели в рот:

Ходит только вправо ,

Смело, гордо, браво.

Зайцы зебру повстречали,

Букву З к себе позвали.

Замечательная дева

Зорко смотрит только влево .

Как ходят стрелки на часах?

1). Поводи пальцем по часовой стрелке.

Нарисуй завитушку по часовой стрелке.

Какая буква получилась?

2). Поводи пальцем против часовой стрелки.

Нарисуй завитушку против часовой стрелки.

Какая буква получилась?

Запомни, как пишутся буквы.

На что похожа буква З?

Буква З и цифра 3,

Как родные две сестры.

Ты внимательно смотри:

Пишем З, как цифру 3.

Выучи стихи.

На что похожа буква З?

Нарисуй буквы Е и З.

На подносе с манкой пальцем;

На песке во дворе;

На снегу.

Выложи буквы

шерстяной ниткой, цепочкой на ткани.

Сделай то же самое с закрытыми глазами.

Вылепи буквы Е и З

из пластилина, повторяя правильность расположения буквы.

Собери буквы из деталей.

Прочитай стихи-загадки. Отгадай и запиши имена сказочных героев.


1. Сами, сами

Едут сани!

Вымолвил словечко-

Покатила печка

Прямо из деревни

К царю да царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю?

Кто же был этот лентяй,



Поскорее отгадай!

2. В сказке той есть злой король,

Остров и дворец хрустальный.

Добрый Иржик всех спасает

И невесту выбирает.

А король-жених хитёр.

Выбирает, догадайтесь сами,

Из 12 сестёр

что с золотыми волосами.

Замечательная сказка

Под названьем __________!

3. В сказке той

Лисе досталось

От совы и от дрозда.

Как была,

Ни с чем осталась,

Хоть и хитрая была!

Детей спасти от лисы умеючи

Сорока помогла __________________.

4. Жил-был солдат

У нечистого духа

В почёте и воле.

Был тот солдат

Своей жизнью

Вполне доволен.

Ради любопытства

Он малиновкою был.

Из-за страха смерти

Королеву обхитрил

И женился мудро

На ______________!

Подсказки:

Дрозд Еремеевич, Емеля, Златовласка, Елена Премудрая.


Что ты знаешь про этих сказочных героев? Вспомни нужную сказку и составь небольшой рассказ о любимом герое.


1. Знайка;

3. Золушка;

4. Елена Премудрая;

5. Златовласка.

Тебе помогут вопросы-подсказки:

Из какой он (она) сказки?

Какие приключения с ним (ней) происходят?

Как он (она) себя в них показал (а)?

Чем он (она) понравился (ась) тебе?

Отгадай загадку. Напиши отгадку с заглавной буквы.


1. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год?

2. На припёке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелёк

Держит алый огонёк

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки.

3. Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы.

4. Нам нужны иголки для шитья,

А кому нужны иголки для житья?

5. С виду – клин,

Разожмёшь – блин.

6. Сто один брат

Все в один ряд

Вместе связаны стоят.

7. Маленькая собачка домок стережёт.

8. Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

9. Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её поди-ка:

Куст в колючках, будто ёж,

Вот и назван ………. .

10.В коридоре топот ног,

То зовет всех в класс ………. .

11. Я сижу, едва не плача:

Очень трудная ………. .

12. Эту сказку ты прочтёшь

Тихо, тихо, тихо:

Жили – были серый ёж

И его ………. .

13. Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

Спать ложитесь, поздно! –

Потому что мать – луна,

А дочки ………. .

14. Немытое в рот

Ни за что не возьмёт.

И ты будь таким,

Как чистюля ………. .

15. Михаил залез на дуб,

Чтобы врач не вырвал ………. .

16. Я круглое и гладкое,

Но не румяное и сладкое.

Глядят в меня, а видят себя.

17. В землю ляжет, чтобы встать

И до солнышка достать.


Проверь:

Земляника

Запиши названия картинок с заглавной

Буквы.


Проверь:

Замок Ежиха

Замок Ежи

Енот Забор


Исправь ошибки.


11. Напиши слова с заглавной буквы .

забор зонтик звонкий ехать

енот забава ежовый звать

зубы ежиха зоркий есть

звезда зебра злой занести

ель ежата еловый заснуть

Ответь на вопросы одним словом. Запиши слова с заглавной буквы.

1. Как называется по-другому пища?

2. Небольшой зверёк с ценным мехом.

3. Полосатое копытное животное.

5. Сизо-чёрная ягода, похожая на малину.

6. Множество небесных светил.

7. Мама в ежиной семье

8. Сын ежа.

9. Дети ежа и ежихи.

10.Надёжное средство от дождя, если нет ветра.

11. Драгоценный металл жёлтого цвета.

12. Если попадёт в палец, будет больно.

13. Непоседливый ребёнок.

14. Записная книжка на каждый день.

15. Вечнозелёное хвойное дерево.

1. познакомить с новыми звуками З, З, буквой Зз;

2 научить правильно произносить звуки и соотносить данные звуки с буквой;

3. развивать умение вычленять эти звуки в слове и читать слоги, слова и предложения с буквой з, понимать прочитанное; развивать фонематический слух, речь, расширять кругозор учащихся;

4. воспитывать интерес к чтению, любовь к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету "Чтение" по теме "Звук и буква З,з", 1 класс, 2017 г.

Цели:

  1. Познакомить с новыми звуками З, З, буквой Зз;
  2. Научить правильно произносить звуки и соотносить данные звуки с буквой; развивать умение вычленять эти звуки в слове и читать слоги, слова и предложения с буквой з, понимать прочитанное;
  3. Развивать фонематический слух, речь, расширять кругозор учащихся;
  4. Воспитывать интерес к чтению, любовь к природе.

Ход урока.

I Орг. момент

Психологический настрой

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ли на месте,

Всё в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Спинку ровненько держи,

На уроке не шуми,

Ручки полочкой на стол,

Начинаем разговор.

II. Объявление темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы повторим буквы, почитаем слоги и слова и познакомимся с новой буквой. Самые активные, старательные и внимательные ребята получат в конце урока вот такие цветы.

Чтобы нам легко говорилось и читалось, проведем гимнастику для язычка.

III. Артикуляционная зарядка.

  1. Улыбка 2 р. До 5
  2. Чистим зубки
  3. Высунули язычок, спрятали.

Итог

IV.Повторение

Какое время года? Как вы узнали?(много снега)

И наши буквы замело снегом. А какие же буквы замело?(называют по одному).

Освободили буквы от снега. Хором.

С Х П Ш Л К Т У Н Р

Какая буква лишняя? Почему?

Хором прочитаем гласные буквы. Какая буква особенная?(и) Почему? (она делает согласные мягкими).

Прочитаем слоги с буквой и.

си ти ли ни ри ки

по одному

А какая буква отказалась быть мягкой? (ш). Она всегда твердая.

Прочитаем слог

ши

А теперь слова с сочетанием ши.

ши-ло

ши-ла

Шиш-ка

Ма-ши-на

3. Итог.

Повторили буквы, слоги и слова. Молодцы!

V. Изучение нового звука и его закрепление

1. Выделение звуков З,З

Итак, внимание (пение птиц)

Вспомните прекрасный день. Светит яркое солнышко. Поют птицы, летают бабочки, ползают жучки. (лето) Солнышко спряталось и наступила….

Наступает ночь. (пауза) (картинка)

Прилетает по ночам,

Не даёт заснуть он нам.

Зло звенит, над ухом вьётся,

Только в руки не даётся

Кто же прилетает по ночам и не даёт нам спать?

Как сердито звенит комар? (з-з-з)

Губы в улыбочке. Кончик языка упирается в нижние зубки и включается голосовой аппарат - «Моторчик» - произнесите

Этот звук гласный или согласный? Почему? Зубки мешают воздуху пройти

Давайте позвеним, как комарики. (з – з – з)

Вывод: Звук З – согласный, звонкий.

Физ.пауза

Полетаем как комарики

– большие – маленькие

Молодцы, тихо садимся на свои места

4. Игра «Хлопочки»

Послушайте внимательно стихотворение и услышав звук З, хлопните в ладоши.

Замок, пила, Лиза, кожа, язык, стул.

Найдите на картинке названия предметов, в кот. есть звук з.

Игра «Услышал – повтори»

Я называю слоги, а вы повторяете за мной.

За-за-за – вот идет коза.

Зу-зу-зу – не боюсь козу.

Зы-зы-зы – нет козы.

VI. Знакомство с буквой и её закрепление

1.Какая буква к нам поселится в домик.

Посмотрите как она выглядит.

На что похожа буква З? (цифра 3, змея, замок) картинки

На эту букву посмотри,

Она совсем как цифра 3

2. Пальчиковая гимнастика

Пальцы рук мы округлим

В полукруги превратим

Большие пальцы друг к другу прижмем

Красивую З мы сейчас же прочтём

Умницы!

3. Работа в тетрадях «Я тетрадочку открою…..»

Посмотрите, как печатается буква Зз

А сейчас в тетрадках напечатайте букву, но послушайте внимательно, сколько раз простучу ручкой, столько нужно напечатать заглавных и строчных печатных букв Зз (5)

4. Чтение слогов

Настало время познакомить нашу букву с гласными, но сначала разминка для глаз.

Зрит. Гимнастика «Бабочка»

Кто летал над цветами?(бабочка) У меня бабочка. Какая на ней буква?(з)

А какие буквы на цветах? (а,о,у,ы) Бабочка подлетит к каждому цветочку, а вы прочитаете, что получилось.

хором, по одному.

ЗА ЗО ЗУ ЗЫ (хором, 1-2 уч.)

Покажите слоги за, зо, зу, зы.(слайд)

Назовите предмет в классе, в котором есть слог за.

Какого цвета она? А какие еще бывают розы? А названия каких цветов вы знаете еще?

Хором. роза. Первый слог, второй слог.

Понюхайте розу. Как она пахнет? Вам нравится запах ?

Ребята, а вы трогали розу, что на стебле у цветка? Можно ли пораниться шипами? (шипы от роз могут проткнуть кожу и остаться там, это называется заноза.

И читаем последнее слово? Почему это слово написано с большой буквы?

С какой буквой мы читали слова?

Откройте учебник на стр. 72. Какая буква написана. В каком кружочке? Почему?

Хором прочитаем еще раз слоги. Какой предмет нарисован с левой стороны от буквы. (замок). Для чего он нужен. С какой буквы начинается слово? Прочитаем слово.

О каком цветке мы говорили? (роза) Найдите на рисунке.А как много? (розы) Кто стоит около цветов? Прочитаем как ее зовут. Что она делает? (смотрит на розы).

Составим предложение.

Лиза смотрит на розы. Проговорили хором.

Ребята, скажите, вы трогали розу, что на стебле у цветка? (шипы)

Можно ли пораниться шипами? (шип от розы может проткнуть кожу и остаться там, это называется заноза)

VIII. Работа с букварём

1. Чтение текста «Роза»

Послушайте внимательно (читает учитель)

Что случилось с Лизой?

(хором, по одному)

2. Игра «Слово убежало»

На доске напечатано предложение, но слово «убежало»

Лиза у ……

Найдите в тексте это предложение и подумайте, какое слово нужно вставить (чтение хором)

IX. Итог урока

С каким звуком и буквой познакомились?

Оценивание.