Методика Цицерона — эффективно запоминаем информацию. Причины плохой памяти. Процедура тестирования «Запомни и расставь точки»

08.03.2019

X. Методика «Запомни цифры».

VIII. Методика диагностики типа памяти.

Литература

  1. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М.: “Просвещение”, 1983.
  2. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. М.: “Сфера”, 2001.
  3. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей. Ярославль, 1996.

4. Чиркина Г.В., Русецкая М.Н. “Визуальный тренажер”. М.: “АРКТИ”, 2006

Цель: определить тип памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов .

Материал: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках.

Ход эксперимента:

Испытуемому предлагается поочерёдно четыре группы слов для запоминания на слух, при зрительном восприятии, при моторно-слуховом восприятии, при комбинированном восприятии.

Обработка и анализ результатов по формуле:

С = А/10 х 100 %,

где С- коэффициент типа памяти,

А – количество правильно воспроизведённых слов.

Чем ближе С к 100 %, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

Вывод:

Высокий уровень запоминания – более 80 %.

Средний – 60-79 %.

Низкий – объём запоминания меньше 50 – 60 %.

IX. Методика ʼʼОценка оперативной зрительной памятиʼʼ .

Цель: Определить особенности развития оперативной зрительной памяти учащихся.

Материал: Карточки с треугольниками, матрица для поиска экспонированных карточек.

Ход эксперимента:

Ребёнку последовательно на 15 секунд каждая, предлагаются карточки – задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо неё предлагается матрица, включающая и те шесть треугольников, которые ребёнок видел на отдельной карточке. Ребёнок должен отыскать и правильно указать в матрице всœе шесть изображённых на отдельной карточке треугольников.

Обработка и анализ результатов:

Делœение среднего времени работы ребёнка над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет получить показатель развитости оперативной зрительной памяти.

Нормативных данных методика не имеет. Каждый отдельный результат должна быть интерпретирован лишь в сравнении с другими.

Цель: определить объём кратковременной слуховой памяти ребёнка.

Материал: ряды цифр

1. А Б
2. А Б

Ход эксперимента:

Ребёнку даётся следующая инструкция: ʼʼСейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу тебе слово ʼʼповториʼʼ.

Далее экспериментатор зачитывает ребёнку сверху вниз ряды цифр (1А), с интервалом в 1 секунду между цифрами. Ребёнок повторяет каждый ряд цифр за экспериментатором до тех пор, пока не допустит ошибку, в данном случае экспериментатор повторяет сосœедний ряд цифр (1Б). В случае если ребёнок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то отмечается длина предыдущего ряда, воспроизведённого без ошибки.

Далее экспериментатор зачитывает ряды цифр, следующих в противоположном направлении. Далее определяется объём кратковременной слуховой памяти, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведённых ребёнком в первой и второй попытках.

Оценка результатов:

10 баллов – правильно воспроизведены 9 цифр.

8-9 баллов – точно воспроизведены 7-8 цифр.

6-7 баллов – воспроизведены 5-6 цифр.

4-5 баллов – названы 4 цифры.

2-3 балла – воспроизведены 3 цифры.

0-1 балл – воспроизведено от 0 до 2 цифр.

Выводы об уровне развития .

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

X. Методика «Запомни цифры». - понятие и виды. Классификация и особенности категории "X. Методика «Запомни цифры»." 2017, 2018.

  • - Форматирование численных данных в Excel

    Улучшенные возможности условного форматирования часто применяются пользователями Microsoft Excel 2007. Анализ данных еще никогда не был таким интересным. Теперь можно еще эффективнее отслеживать тенденции, проверять состояние, находить данные и определять максимальные... .


  • - Microsoft Excel 2010

    1. Запускаем Excel. Создаём новую книгу. Заполняем таблицу. 2. Выделим таблицу. 3. В верхнем меню нас интересует группа «Вставка» ("Insert"). В ней смотрим панель "Charts". 4. Выберем тип будущей диаграммы (например "2D Pie"). 5. После выбора типа диаграммы она сразу... .


  • - Microsoft Excel 2003

    Диаграммы в Excel Как построить диаграмму в Excel? Microsoft Excel - очень мощный инструмент, который позволяет обрабатывать большое количество данных и удобно визуализировать их. Один из способов визуализации данных - диаграмма. Excel позволяет строить большое количество... .


  • - Французская романская скульптура. XI-XII вв.

    В XI в. во Франции обозначились первые признаки возрождения монументальной скульптуры. На юге страны, где было много античных памятников и традиции ваяния не были утрачены полностью, она возникла раньше. Техническая вооруженность мастеров в начале эпохи была... .


  • - Французская готическая скульптура. XIII-XIV вв.

    Начала французской готической скульптуры были заложены в Сен-Дени. Три портала западного фасада знаменитой церкви заполняли скульптурные изображения, в которых впервые проявилось стремление к строго продуманной иконографической программе, возникло желание...

  • Методика 11. «Узнай фигуры»

    Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляет­ся и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От раз­витости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспро­изведения.

    В методике детям предлагаются картинки, изображенные на. рис. 12, в сопровождении следующей инструкции:

    «Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и по­хожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похо­жую картинку».

    Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем - по­сле того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту зада­чу на картинках с номерами от 1 до 10.

    Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

    Оценка результатов

    10 баллов - ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.

    8-9 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

    6-7 баллов - ребенок справился со всеми предложенными за­дачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

    4-5 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

    2-3 балла - ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

    0-1 балл - ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

    Выводы об уровне развития

    10 баллов - очень высокий.

    8-9 баллов - высокий.

    4-7 баллов - средний.

    2-3 балла - низкий.

    0-1 балл - очень низкий.

    Немов Р.С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. - 640 с. C 88-90.

    Методика 12. «Запомни рисунки»

    Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 13 А. Им дается ин­струкция примерно следующего содержания:

    «На этой картинке представлены девять разных фигур. Поста­райся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 13 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее пока­занных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй кар­тинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

    Время экспозиции стимульной картинки (рис. 13 А) состав­ляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зре­ния ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку - рис. 13 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

    Оценка результатов

    10 баллов - ребенок узнал на картинке 13 Б все девять изобра­жений, показанных ему на картинке 13 А, затра­тив на это меньше 45 сек.

    8-9 баллов - ребенок узнал -на картинке 13 Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

    6-7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

    4-5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

    2-3 балла - ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

    0-1 балл - ребенок не узнал на картинке 13 Б ни одного изоб­ражения в течение 90 сек и более.

    В современном мире ежедневно человек сталкивается с различными объемами информации, планами, задачами. Множество людей выступают перед другими людьми, в ходе которого должны красиво и правильно излагать мысли, направлять или вести людей, заниматься обучением и при этом вызывать интерес. Увы, не каждому из нас под силу моментально и качественно вносить в память необходимые данные. Но к счастью, существуют техники для запоминания любого объема и сложности информации. Данные методы называются мнемоника, что в переводе с древнегреческого означает искусство запоминать.

    Так, в результате развития памяти мы имеем возможность не только плавно и обстоятельно излагать информацию, т.е. обладать навыками ораторства, но также обладать искусством профессионально ее запоминать, при этом объем и сложность данных может быть любая.

    Возможно, в это трудно поверить. Но мы знаем один главный секрет для успешного – это изменение каких-либо данных в картинки (образы), а потом воспроизведение ее в памяти.

    Существует множество техник, но в этой статье мы рассмотрим методику запоминания от Цицерона, а также приведем несколько простых, но действенных методов запоминания из мнемотехники.

    Причины плохой памяти

    Прежде, чем переходить к практической стороне, необходимо понять, что лежит в первопричине плохо развитой памяти.

    Отметим, что память у каждого человека разная, и она является избирательной, т.е. для кого-то легко будет запомнить таблицу умножения, прочтя ее один раз, но при этом имя знакомого тот же человек забывает практически сразу. Другие люди эффективно применяют зрительный вид памяти, но простые правила русского языка вспоминают со скрипом. Отчего так происходит?

    Существует 5 причин нарушения памяти:

    1. Сниженный или отсутствующий интерес. Это наиболее популярная причина. Сложно вспомнить то, что не интересно и не вызывает желание развиваться в этой области. Для того чтобы запомнить какую-то информацию, необходимо затратить силы и время. Если человек не любит поэзию, то упражнения по заучиванию стихов, будет равносильно подвигу.
    2. Низкая концентрация, невнимание, отсутствие навыков управления вниманием. Сегодня огромный поток информации льется каждый день на человека. Ввиду этого мы вникаем в данные поверхностно, не понимая сути и, порой, не стремясь реализовать полученную информацию на практике. И это становится привычкой. Кстати, одновременное исполнение нескольких задач также влияет на нашу продуктивность.
    3. Отсутствие навыков запоминания. Хорошая память не дается нам от рождения, это навык, который нужно развивать. Ниже будут представлены методики, которые позволят развивать эту способность.
    4. Низкий уровень кислорода, авитаминоз, неправильное питание. Вывод напрашивается сам – принимать только здоровую еду, систематически заниматься физическими нагрузками и прогулки на свежем воздухе.
    5. Депрессивное состояние. Это стало бичом современного человека. И при таком самочувствии вряд ли получится не то что запомнить новую информацию, но и воспроизвести старую. Поэтому рекомендуем приобщиться к активной жизненной позиции и уметь переживать такие состояния.

    Теперь можно переходить непосредственно к упражнениям для лучшего запоминания информации. Безусловно, мы представим лишь некоторые методики, которые заработали популярность за счет их эффективности. Однако еще раз подчеркнем, что каждый человек индивидуален, поэтому нужно осознанно и внимательно отвечать на вопросы тестов и подбирать комплекс упражнений. Только при таком подходе результат будет эффективным.

    Прогулка по «Римской комнате», или методика Цицерона

    Известность Цицерона распространялось по древнему Риму и миру со скоростью света. Его талант ораторского искусство до сих пор ставят в пример современникам. Он обладал уникальным талантом – выступал перед огромнейшей аудиторией, не используя полсказки, записи и иные материалы. Однако был ли это дар или же кропотливый труд над развитием навыков запоминания?

    Именно его методику мы рассмотрим в следующих разделах, т.к. он является самым древним методом запомнить любую информацию. Если вы овладеете им, то сможете легко удерживать даты, цифры, слова, фразы и иную информацию. Однако стоит помнить, что главным условием достижения результата – систематический труд, т.е. заниматься нужно каждый день.

    Смысл методики

    Методы запоминания от Цицерона обладают конкретным смыслом, заключающийся в создании матрицы образов, которые помогают запомнить большие объемы данных, а не только один фрагмент. Первое, что нужно сделать, это сформировать систему, в которой будут строиться образы.

    Презентация на тему: "Основы метода ассоциаций"

    Этой системой может быть что угодно:

    • помещение;
    • участок;
    • тропинка;
    • знакомая обстановка и т.п.

    Если работа происходит с комнатой, то следует мысленно вспомнить все предметы, которые находятся в ней. Желательно в упорядоченном характере. К примеру, по движению часовой стрелки или от одной стены до другой. Не стоит усложнять задание при создании системы для ассоциаций, выбирайте то помещение, что вами хорошо изучено, тогда следующие уровни не вызовут затруднений.

    Некоторые авторы предлагают создание кардинально нового помещения, т.е. человек мысленно создает новое жилище, делает планировку и расставляет мебель. Это будет являться плодом вашей фантазии, а значит справится с задачей вам будет легче.

    Работая с системой образов «тропинка» можно формировать множество образов, т.к. у такого пути нет конца. В этом случае, Вам нужно по мере движения по системе, перебирать предметы, которые будут встречаться: хижины, камни, люди, цветы, лавки, животные и др.

    В качестве системы можно выбрать абсолютное любое удобное место, важное условие – корректно выполнить разбивку на отдельные образы.

    Перед началом практики, необходимо четко определиться со схемой, по которой вы будет обходить выбранную систему. Движения не должны быть хаотичными – вы должны упорядочить обход комнат, чтобы не испортить все, что так долго «собиралось».

    Важный момент: выберите определённую последовательность движения и задайте тем предметам, что есть в системе ключевые фрагменты речи выступления или презентации.

    После того, как Вы создали систему, наполнили ее предметами и задали ключи, следует несколько раз обойти систему (комнату, дорогу…) и воспроизвести заданные критерии. Это же необходимо сделать непосредственно перед презентацией. Цицерон перед каждым выступлением также обходил комнаты и воспроизводил образы.

    По истечению определенного времени, каждый кто использовал данную технику, сможет активизировать свою память в нужный момент, прибегая к удобной матрице образов.

    Пример использования

    Давайте рассмотрим на наглядном примере, как использовать методику Цицерона по запоминанию информации.

    1. Возьмем десять слов, необходимые для запоминания (цифры, события, тезисы выступления, иностранные слова). К примеру, это будут следующие слова: штора, открытка, птица, сметана, упаковка, рот, фен, бубен, книга, динамик. Нужно задать их на конкретные предметы выбранной системы (например, комната). Далее, приступаем к следующему уровню задания.
    2. Возьмите лист, карандаш и запишите все объекты, находящиеся в комнате. Не важно сколько их будет. Главное, что они создают «ниши» для нашей матрицы. Помимо этого, следует запомнить их местонахождение и в каком порядке они находятся. Приблизительный список предметов в комнате: окно, диван, шкаф, телевизор, пуф, торшер, кресло, этажерка, полка, рояль, печь, палас и другое.
    3. Третьем этом является соединение слов из п.2 с местами со списком тезисов для запоминания.

    Мнемотехники для быстрого запоминания

    Методы запоминания по Цицерону хороши, но существуют и другие приемы мнемотехники:

    1. Рифмуйте данные. Создание стихотворной формы позволяет легче воспринимать информацию и, соответственно, воспроизводить её.
    2. Создавайте фразы из начальных букв информации.
    3. Связка. Данная техника предполагает установление связи полученных данных с эффектным образом. К примеру, нужно запомнить имена присутствующих на собрании –представьте, что каждый из них герой какой-то сказки. Для более детальной связки, наделите персонажей каким-то прилагательным. Например, «кот в сапогах» - огромный кот в кедах.
    4. Зацепки. Суть метода в замене цифровых значений на предметы. Допустим, 0 – ручка, 2 – кот, 3 – баран и т.д.

    Какой именно метод подойдет именно Вам, вы не сможете узнать, пока не попробуете. Выберите оптимальный вариант и тренируйтесь каждый день.

    Невзирая на технику, которую вы выберете, важно вникнуть в суть метода и применять его так часто, как можно. Профессионала сферы мнемоники поделились секретами работы по методу Цицерона:

    • Нужно применять только интересные связи, насыщенные эмоциями. Помните, что обыденное и неинтересное быстро забывается. Используйте парадоксы, сатиру и юмор при создании собственной матрицы.
    • Применяйте эротические образы. Не секрет, что именно такие образы особенно ярко поступают в наш мозг в виде сигналов. Кстати, маркетологи уверяют, что рекламные плакаты с красивой сексуальной девушкой воспринимаются и запоминаются лучше.
    • Изменяйте характеристики объектов на тропе/помещении/местности. К примеру, окно пусть будет воздушным, а стул – колючим.
    • Парадоксируйте характеристики объектов. Не кладите пижаму в шкаф, а засовывайте шкаф в пижаму.
    • Все ориентиры на себя: тетрадь несите в кармане, привяжите телевизор к руке.
    • Изменяйте форму и размер предметов. Как в примере со шкафом и пижамой.

    В результате у вас должен получится следующий мысленный путь (повесть), как пример:

    Открыв окно, я обратила внимание на ШТОРУ, застрявшую в створке окна. Далее, я заметила раскиданные ОТКРЫТКИ на диване, они были влажные. На шкафу стояла абрикосовая СМЕТАНА, в ней сидела ПТИЦА. На телевизоре лежала УПАКОВКА, а в ней сидел щенок, который разевал РОТ. К лапе его был привязан ФЕН, стоящий на БУБНЕ. На пуфе стояла маленькая КНИГА с изображением полуобнаженной эротической брюнеткой, в ногах которой стоял ДИНАМИК.

    Для успешного воспроизведения по методу Цицерона, следует еще раз сделать обход выбранной системы и убрать вышеупомянутые объекты. Просто? Конечно. Однако здесь требуется вдумчивое изучение тех слов, что вы уже запомнили. Затем, проделайте самостоятельно, не используя подсказки. Мы верим, что у Вас всё получится!

    Преимущества работы с памятью


    Главными достоинствами вышеперечисленных методов является простота и оперативность усвоенной информации.

    Спусти несколько практик, человек сможет полноценно использовать выбранную схему и совершенствовать свою память. Помимо прочего, эти методики позволяют запоминать информацию любого типа при подготовке к презентации, лекции, тренингу, семинару и даже при международном выступлении.

    Если вы уже знаете ту аудиторию, перед которой нужно выступить, то она может стать отличной матрицей для создания образов. При этом легкость обусловлена тем, что нет необходимости запоминать большой объем ассоциаций, который может рухнуть по причине отсутствия какой-то детали. К примеру, при необходимости вспомнить конкретную фразу, человек может легко её воспроизвести, вспомнив, к чему он привязал фен, а, следовательно, закончить мысль.

    Конечно, есть и другие методы запоминания стихом, цифр и дат, но о них мы будем вести речь в других разделах нашего познавательного и развивающего портала.

    Внимание - один из важнейших показателей готовности ребёнка к обучению. Перед поступлением в школу с детьми часто проводятся психологические тесты для оценки степени его концентрации. Но не менее важно организовывать подобные диагностические процедуры на протяжении всего периода обучения в начальной школе, ведь в это время в подрастающей личности окончательно формируется механизм включения произвольного внимания в процессе усвоения новой информации. Для этого применяется методика «Запомни и расставь точки».

    Коротко об авторе методики, её сути и целях

    Тест «Запомни и расставь точки» оценивает особенности психической деятельности ребёнка 6–11 лет, которые обеспечивают наилучшее отражение одних предметов или явлений, но при этом отвлекают от других. Иными словами, методика может выявить качественные показатели объёма внимания школьника. Авторство приёма приписывается нескольким европейским психологам, работавшим в начале ХХ века с гештальтпсихологией - изучением восприятия мира не как суммы значимых пространственно-наглядных частей, а с точки зрения отдельных элементов целого. С методикой «Запомни и расставь точки» работал и Макс Вертгеймер - один из основоположников теории. В современные отечественные учебники по психологии тест в переработанном виде попал благодаря Виктору Богомолову, преподавателю Московского гештальт института, который рекомендовал приём в своём сборнике «Тестирование детей».

    Задачи методики «Запомни и расставь точки» состоят в следующем:


    Процедура тестирования «Запомни и расставь точки»

    Стимульный материал методики «Запомни и расставь точки» представляет собой 2 листа с 8 квадратами, поделёнными на 16 клеток. В последних в произвольном порядке изображены точки, их количество варьируется (от 2 в первом квадрате до 9 в последнем). Задача испытуемого - посмотреть на расположение отметок и перенести их в пустые квадраты, расположенные на втором листе бланка, сохранив правильный порядок.

    Инструкция по организации диагностики:


    Файл: Стимульный материал к тесту

    Оценка и интерпретация результатов

    Для оценивания учитель выбирает тот квадрат, на котором ребёнок безошибочно отметил максимальное количество точек. Именно этот фрагмент работы и будет анализироваться:

    • За 6 и более точек школьник получает 10 баллов.
    • За 5 точек - 9. Если одну (кроме верных) ребёнок поставил с шагом в 1 клетку влево, вправо, вниз или вверх, то ставится 8 баллов.
    • За 4 точки - 7. За одну отметку (кроме расставленных правильно), расположенную с шагом в 1 клетку влево, вправо, вниз или вверх, ставится 6 баллов.
    • За 3 точки - 5 баллов. 4 засчитывается по схеме, описанной в предыдущих пунктах.
    • За 2 точки - 3 балла.
    • За 1 точку - 2 балла.

    Оценка результатов проводится в соответствии со шкалой:

    • 10 баллов - очень высокий показатель объёма внимания.
    • 8–9 - высокий.
    • 6–7 - средний.
    • 4–5 - низкий.
    • 0–3 - очень низкий.

    При средних и низких показателях ребёнку рекомендуется регулярно выполнять:

    • корректурные задания (например, в строчке с буквами вычеркнуть все «А»);
    • упражнения на точное воспроизведение образца (это могут быть тесты, предполагающие расставление цифр в квадратиках в порядке, предложенном в образце);
    • задания в форме игры «Меморина», при котором на столе выкладываются перемешанные карточки с изображёнными парными картинками, а задача школьника - быстро всё перевернуть и найти одинаковые).

    Важно, чтобы все упражнения на начальном этапе были ребёнку по силам. В противном случае малыш откажется работать, и никакой пользы не будет.

    Писатель А. Грин говорил: «Целеустремлённость в ребёнке можно воспитать только в том случае, если ставить перед ним реально достижимые цели. Тогда радость после удачного восхождения на вершину будет вести его на штурм новых - всё выше и выше».

    Есть также задания, не требующие стимульного материала, их можно давать ребёнку во время прогулки, похода в школу. Например, предложить ученику за минуту найти как можно больше предметов одного цвета, встречающихся на пути.

    Методика "Оперативная память"

    Методика применяется для изучения уровня развития крат­ковременной памяти.

    Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию.

    Инструкция: "Я буду зачитывать числа - 10 рядов из 5 чисел в каждом (количество рядов, используемых в методике, варьируется от 5 рядов по 4 числа в каждом до максимального с учетом возрастных особенностей). Ваша задача - запомнить эти числа (5 или 4) в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полу­ченные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге). Складываем 6 и 2 - получается 8 (записывается); 2 и 1 - получается 3 (записывается); 1 и 4 - получается 5 (записывается); 4 и 2 - получается 6 (записывается)". Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен от­ветить на них и приступить к выполнению теста. Интервал

    Между зачтением рядов - 25-15 секунд, в зависимости от воз­раста.

    Тестовый материал ^ " ОБРАЗЕЦ БЛАНКА

    № ряда Сумма

    _____1________________

    _____2_________________

    _____3________________

    КЛЮЧ

    Подсчитывается число правильно найденных сумм (макси­мальное их количество - 40). С учетом возрастных особеннос­тей используются следующие нормы:

    6-7 лет - 10 сумм и выше

    8-9 лет - 15 сумм и выше

    10-12 лет - 20 сумм и выше

    13-15 лет - 25 сумм и выше,

    Старше 15 лет - 30 сумм и выше. Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени - 4-5 мин. Для получе­ния более надежного показателя оперативной памяти тестиро­вание можно через некоторое время повторить, используя дру­гие ряды чисел.

    ^ Методика "Долговременная память"

    Экспериментальный материал состоит из следующего задания:

    Экспериментатор сообщает: "Сейчас прочитаю вам ряд слов,

    а вы. постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте

    внимательно:

    Стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко".

    Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долгов­ременной памяти высчитывается по следующей 4эормуле:

    I A - общее количество слов, В - количество запомнившихся слов, С - коэффициент долговременной памяти.

    Результаты интерпретируются следующим образом:

    75-100% - высокий уровень;

    50-75% - средний уровень;

    30-50% - низкий уровень;

    Ниже 30% - очень низкий уровень.

    ^ Методика "Запомни пару"

    Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

    Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

    ^ Первый ряд

    Кукла - играть курица - яйцо ножницы - резать лошадь - сани книга - учитель бабочка - муха щетка - зубы барабан - пионер снег - зима корова - молоко

    ^ Второй ряд жук - кресло компас - клей колокольчик - стрела синица - сестра лейка - трамвай ботинки - самовар спичка - графин шляпа - пчела рыба - пожар пила - яичница

    Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуе-мому(ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой - 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый за­писывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

    ^ Обработка данных задания. Результаты опыта записываются в таблицу:

    Диагностика развития наглядно-образного мышления

    ^ Методика "Лабиринт"

    Материал представляет собой изображение полянок с развет­вленными дорожками и домиками на их концах, а также "писем", условно указывающих путь к одному из домиков, по­мещенных под полянкой (см. Приложение к методике "Лаби­ринт"). Вводные задачи состоят из двух задач - задачи "А" и задачи "Б". Решение каждой из задач проверяется экспери­ментатором. Далее следуют основные задачи. На рисунках к задачам 1-2 изображены только разветвленные дорожки и до­мики в конце них; на всех остальных каждый участок дорож­ки помечен ориентиром, причем в задачах 3-4 одинаковые по содержанию ориентиры даны в разной последовательности; в задачах 5-6 каждое разветвление помечено двумя одинаковыми ориентирами. В задачах 7-10 два одинаковых ориентира даны в разных последовательностях и расставлены не на отрезках пути, а в точках разветвления. На "письмах" к задачам 1-2 изображена ломаная линия, показывающая направление пути, по которому должен вестись поиск. В "письмах" к задачам 3-6 в определенной последовательности снизу вверх даны изобра-

    Жения тех предметов, мимо которых надо идти. В "письмах" к задачам 7-10 изображены одновременно и повороты пути (ло­маная линия), и необходимые ориентиры.

    Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учитывать в задачах 1-2 направления поворотов, в задачах 3-4 - харак­тер ориентиров и их последовательность, в задачах 5-6 - со­четания ориентиров в определенной последовательности, в за­дачах 7-10 - одновременно ориентиры и направления пово­ротов.

    Инструкция

    Детям вначале дают две вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10.

    Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок тетради с вводной задачей.

    "Перед вами полянка, на ней нарисованы, дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо. (Экспери -ментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли" .

    Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.

    Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит:

    "Здесь тоже два домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону" .

    Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в письме". Решение задачи снова проверяется, ошибки объяс­няются и исправляются.

    ^ 45

    Затем идет решение основных задач. К каждой из них дает­ся краткая дополнительная инструкция.

    К задачам 1-2:

    письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинайте двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его" .

    К задаче 3:

    "Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его".

    К задаче 4:

    "Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Отметьте домик".

    К задачам 5-6:

    "Будьте очень внимательны. Смотрите на пись -мо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его". К задачам 7-10:

    "Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его".

    Оценка результатов

    При оценке результатов необходимо учитывать номер вы­бранного домика и номер задачи (см. шкалу оценок). В месте пересечения их координат указана оценка (в баллах). Номер выбранного домика и оценка заносится в протокол (см. прото­кол к методике "Лабиринт"). Все оценки суммируются. Макси­мальное количество очков - 44.

    ^ 46

    Шкала оценок


    № до­



    задачи

    миков

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    1

    1

    0

    0

    1

    1

    0

    0

    2

    4

    0

    2

    1

    0

    0

    1

    1

    0

    0

    2

    2

    0

    3

    1

    0

    0

    1

    1

    0

    0

    4

    0

    2

    4

    1

    0

    0

    1

    1

    0

    2

    2

    0

    0

    5

    2

    0

    0

    2

    4

    0

    0

    0

    0

    0

    6

    2

    0

    0

    2

    3

    0

    0

    0

    2

    0

    7

    4

    0

    0

    4

    2

    0

    2

    0

    0

    2

    8

    3

    0

    0

    3

    2

    0

    0

    2

    0

    4

    9

    0

    2

    4

    0

    0

    1

    2

    0

    4

    2

    10

    0

    2

    3

    0

    0

    1

    0

    2

    2

    2

    11

    0

    3

    2

    0

    0

    1

    0

    0

    0

    4

    12

    0

    4

    2

    0

    0

    1

    0

    0

    0

    2

    13

    0

    1

    1

    0

    0

    3

    4

    0

    0

    4

    14

    0

    1

    1

    0

    0

    4

    2

    2

    0

    6

    15

    0

    1

    1

    0

    0

    2

    2

    0

    0

    2

    16

    0

    1

    1

    0

    0

    2

    2

    0

    2

    2

    17

    2

    2

    18

    2

    4

    19

    0

    0

    20

    2

    0

    21

    6

    0

    22

    4

    0

    23

    2

    2

    24

    2

    0

    25

    0

    0

    47


    № до­

    № задачи

    миков

    123456789 10

    26

    2 4

    27

    0 0

    28

    2 0

    29

    0 2

    30

    0 0

    31

    4 0

    32

    2 0

    Интерпретация полученных результатов

    38-44 балла - дети с детальным соотнесением одновременно двух параметров. Имеют достаточно полные и расчле­ненные пространственные представления.

    31-38 - дети с незавершенной ориентировкой на два параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзыва­ют к одному. Это обусловлено недостаточной стойкос­тью и подвижностью в развитии пространственных представлений.

    24-31 балл - дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений про­стейшей структуры.

    18-24 - для этих детей характерна незавершенная ориенти­ровка даже на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-об­разной ориентировки в пространстве.

    Менее 18 баллов - дети с неадекватными формами ориенти­ровки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформи-рованностью умения соотносить схему с реальной ситуа­цией, т.е. неразвитостью наглядно-образного мышле­ния.

    Приложение к методике "Лабиринт"

    Вводные задачи

    Задачи 1-2

    б В

    А) полянка; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»

    Задачи 5-6

    А) полянка; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»

    А) полянка; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»

    Задачи 9-10

    А) полянка; б) 1-е «письмо*; в) 2-е «письмо*

    Ключ к задачам 1-6 (номера домиков)

    Ключ к задачам 7-8 (номера домиков)

    Ключ к задачам 9-10 (номера домиков)

    "иагностпика развития логического мышления

    ^ Методика исследования понятия сохранения (сохранение массы и длины)

    Сохранение массы

    Материал: два пластилиновых шарика по 5 см в диаметре. Ход работы.

    Экспериментатор показывает ребенку два пластилиновых шарика и просит его уравнять оба шарика так, чтобы они были одинаковыми. "Вот два шарика. Я бы хотел, чтобы в каждом из них было одинаковое количество пластилина. Если представить себе, что это тесто для пирога и ты ешь этот ^арик теста, а я ем другой шарик, то у нас будет одинако-^ Или у тебя больше? Или у меня? Как ты думаешь?"

    После этого экспериментатор берет один из шариков и дела- ет из него галету (плоский овал) длиной приблизительно 8 см. 4 теперь в шарике и галете одинаково пластилина? Или в Шарике больше? Или в галете? (Больше для еды.) Почему? Ты болеешь мне сказать? Откуда ты знаешь?" И т.п. В зависи-

    Мости от ответов испытуемого экспериментатор формулирует контраргументы, касающиеся либо начальных количеств (в случае несохранения), либо воспринимаемых размеров (в слу­чае сохранения). Так, например, он говорит: "Посмотри на галету, она плоская, очень тоненькая. Тебе не кажется, что в шарике можно съесть больше?" Прежде чем снова скатать шарик из галеты, как в начале, у ребенка спрашивают: "Если я из этой галеты сделаю шарик, то у меня будет так же много, как и сейчас?" Экспериментатор делает из галеты шарик и показывает, что вещества осталось столько же.

    Третья процедура с пластилином заключается в делении одного из шариков на мелкие кусочки (приблизительно на 8-10 "крошек"), а затем в сравнении, подобно предыдущим слу­чаям, всех полученных крошек с шариком.

    ^ Критерии оценки

    "Несохраняющие испытуемые" - они считают, что равенст­во количества исчезает во время деформации одного из шари­ков. Так, например: "В шарике больше, потому что колбаска тоньше", или "В галете больше, потому что она длиннее". Испытуемые этого уровня сосредоточены на одном из измере­ний, иногда переходят от одного к другому, но не связывают их между собой. Напоминание о начальном количестве вещест­ва не изменяет их мнение. Некоторые предполагают возмож­ность возвращения к одинаковым по количеству шарикам,

    Другие - нет.

    "Полусохраняющие испытуемые" - они колеблются между

    Утверждением и отрицанием сохранения количества в ходе преобразований. В частности, они не сопротивляются контр­подсказкам экспериментатора. Напротив, они правильно гово­рят о возврате обоих количеств к начальному равенству.

    "Сохраняющие испытуемые" - они считают очевидным со­хранение количества в ходе всех предложенных им деформа­ций первоначальных фигур. Они сопровождают свои рассужде­ния одним или несколькими аргументами, отстаивая их:

    "Здесь столько же, потому что ничего отсюда не взяли, ниче­го сюда не прибавили" (идентичность). Или: "И здесь и там одинаково, потому что если снова сделать шарик, то будет

    ^ 58

    ffio же самое" (обратимость). Или же: "Галета длиннее, но она тонкая, поэтому здесь одинаково" (компенсация).

    Сохранение длины

    Материал: полоски целые и полоски, поделенные на кусочки. ^ Ход эксперимента.

    Договорившись с ребенком о том, что такое полоска, экспе­риментатор кладет перед ребенком полоску длиной 16 см, а рядом с ней, параллельно, другую, так, чтобы их концы совпа­дали (см. ниже):

    Полоска А

    Полоска В

    Экспериментатор, показав ребенку, что длины обеих полосок равны, перемещает полоску В влево параллельно А. При этом он задает вопрос: "Одинаковы ли эти полоски, или одна из них длиннее другой?"

    Для того, чтобы удостовериться в том, что ребенок хорошо понимает вопрос, экспериментатор может проиллюстрировать:

    "Если мы назовем эту полоску А одной дорогой, а эту полоску В - другой, то больше или столько же надо будет идти по этой дороге А, как по этой В?"

    Если ответы испытуемого являются сохраняющими, то экс­периментатор обращает внимание ребенка, например, на раз­рыв между первыми концами обеих полосок. Напротив, если ответы ребенка будут несохраняющими, то экспериментатор просит испытуемого напомнить, в каком положении полоски были вначале: "А как это было вначале? Оба пути были одина­ковой длины или один из них был длиннее, как ты думаешь?"

    Вернув полоски в первичное положение, экспериментатор начинает такой же опрос, но перемещая теперь полоску А в Противоположном направлении (сдвигает ее вправо) и ожидая от ребенка объяснения.

    На следующем этапе экспериментатор кладет перед ребенком полоску А длиной 16 см и параллельно ей четыре маленьких прилегающих друг к другу отрезка. Он подчеркивает равенст­во длин, задавая вопросы, аналогичные тем, что задавались в уже описанных случаях. Затем он перемещает маленькие от­резки, делая из них изломанный "путь", начинающийся там, где и А:

    "А теперь нужно идти столько же по пути А, сколько и по этому пути С? Пройденный путь по этим дорогам одинаково или неодинаково длинный? Как ты думаешь? Откуда ты зна­ешь?" Затем полоски возвращаются в первоначальное положе­ние, после чего из 4 отрезков делается новый путь:

    Экспериментатор задает такие же вопросы, что и на предыдущем этапе.

    ^ Критерии оценки

    "Несохраняющие испытуемые" - в ходе перемещения одной из двух похожих полосок (А и В) ребенок считает, что длина не сохраняется. Он сосредоточивается на увеличении либо справа, либо слева. То же самое касается общей длины 4

    60

    Отрезков полоски С по сравнению с полоской А. В обоих слу­чаях при изменении длина не сохраняется. И напоминание о длинах в первоначальном положении ничего не меняет в суж­дениях ребенка.

    "Полусохраняющие испытуемые" - они высказывают пра­вильные суждения для одних этапов и неправильные для дру­гих, либо в одной и той же ситуации колеблются между отве­тами сохранения и несохранения, обосновывая свои ответы со­хранения.

    "Сохраняющие испытуемые" - ребенок считает, что длина сохраняется в каждой ситуации. Испытуемые аргументируют свои суждения следующим образом: "Обе полоски одинаковы. Просто одну из них сдвинули" (идентичность). Или: "Если вы положите кусочки прямо, как они были вначале, то увидите, что обе полоски одинаковой длины" (обратимость). Или же:

    "Эта полоска А длиннее вправо, но эта полоска В длиннее влево" (компенсация), тем самым указывая по очереди на по­лоску А и на похожую на нее, но сдвинутую полоску В.

    Результаты по обоим субтестам заносятся в протокол, в конце его делается вывод об уровне овладения понятием сохранения.

    ^ Методика "Домино"

    В эксперименте принимает участие двое испытуемых. У каждого из них имеется на руках набор из 14 карточек. На каждой карточке изображены две картинки (цветные, одного формата):

    1. трактор - олень

    2. ведро - зебра

    3. щенок - мышь

    4. кошка - кукла

    5. девочка - мишка

    6. слон - елка

    7. грибок - морковь

    8. груша - улитка

    9. паук - утенок

    10. рыба - месяц (улыбающийся)

    11. солнце (улыбающееся) гусеница

    12. бабочка - свинья

    13. белка - пирамида

    14. мяч - мак

    15. птица - ваза

    16. теленок - самолет

    17. вертолет - цыпленок

    18. ежик - мельница

    19. домик - яблоко

    20. петух - клубника

    21. заяц - вишня

    22. земляника - аист

    23. пингвин - лягушка

    24. обезьяна - цветок

    25. лист - мухомор

    26. сливы - лев

    27. львенок - кораблик

    28. тележка - чашка

    29. чайник - карандаш

    Экспериментатор выставляет перед детьми карточку "трак­тор - олень".

    Инструкция: "Перед вами, ребята, лежит карточка с изо­бражением трактора и олененка. Каждый из вас, по очереди, должен подобрать к какой-нибудь из этих двух картинок (или к трактору, или к олененку) любую из своих карточек.

    до с условием, что выбранная вами картинка была похожа,ia my, которая лежит на кону. чтобы между ними было что-то общее, чтобы, они были одинаковыми (во избежание выпол­нения ребенком задания только одним способом необходимо объяснить принцип подбора картинки как можно большим на­бором терминов). Одновременно вы должны, объяснить, почему был сделан такой выбор, сказать, что же общего между подо­бранными картинками. Следующий из вас будет опять подби­рать картинку к одной из двух, лежащих на кону, объясняя свой выбор".

    Испытуемым не разрешается смотреть в набор карточек ^ партнера. Экспериментатор фиксирует все ходы испытуемых, их объяснения, а также поведение. Таким образом составляет­ся протокол - описание эксперимента. Например:

    1. Таня. К трактору - ведро; "...потому что у трактора должно быть ведро".

    1. Женя. К оленю - теленок; "...потому что у оленя четыре ноги и у коровы четыре ноги, у коровы уши как у оленя".

    2. Таня.^К теленку - щенок (карточка: теленок - самолет); "...потому что они оба животные, потому что у теленка четыре ноги и у щенка четыре, у щенка есть хвост и у теленка".

    2.^ Женя. К самолету - вертолет ; "...вертолет ле­тает, и самолет тоже летает, у вертолета вен -тилятор наверху, а у самолета на носу..." и т.д.

    Анализ протокола

    Для проведения анализа протокола необходимо в определен­ном виде представить полученный материал. В плоскости фик­сируются те общие основания, по которым ребенок производит ^бор необходимой картинки.

    Эмпирически в плоскости выделено три сферы таких При­маков:

    63

    Первая сфера является областью атрибутивных свойств , предмета. Такими свойствами могут служить: форма предмета, его цвет, материал, из которого он сделан, его части. Кроме того, это использование имени предмета, если с ним действуют как с каким-либо другим внешним признаком предмета (на­пример, чашка - чайник; "...потому что и то и другое начи­нается на букву Ч").

    Вторая сфера общих ситуативных оснований. Переходным к этой сфере является подбор картинок по "свойству - дейст­вию", т.е. ребенок сравнивает, выделяет в качестве общего признака действия, производимые предметами, изображенны­ми на карточках (например, к трактору подбирается тележка, "...потому что они ездят"). Кроме того, сюда относятся выбо­ры, сделанные на включении предметов в одну ситуацию (на­пример, чашка - чайник; "...потому что чайник наливает в чашку воду") - ситуация употребления; банальная ситуа­ция - "...кошка любит мышку"; ситуация общения, игры, местоположения, вплоть до "художественных", "поэтических" ситуаций (например, мак - птица; " ...потому что птицы раду­ются, когда растут цветы").

    Третья сфера категориальная. К ней относятся выборы, в которых общим признаком (основанием) двух картинок явля­ется имя того класса предметов, к которому ребенок относит данную пару изображений (например, "...это звери или это посуда").

    Плоскость высказывания представляет собой несколько уровней, которые, подобно описанным сферам, объединены в три группы: атрибутивная, ситуативная, категориальная и включают 10 подуровней. Экспериментальный материал удоб­нее всего представить в виде план-карты. В ней наглядно изображено отношение между плоскостями и видна динамика взаимодействия испытуемых. План-карта - это круг, разде­ленный на три сферы, в которых определенным образом рас­полагаются векторы разной длины. Длина вектора соответст­вует тому или иному уровню (подуровню) плоскости высказы­вания. Номера векторов говорят о порядке подбора (ходов) карточек испытуемыми в процессе эксперимента. Векторы одного ребенка для удобства обозначают одним цветом, друго­го - другим. Приведем пример запротоколированной план­карты.

    ^ Уровни (подуровни)


    Сфера атрибутивных свойств

    Сфера ситуативных оснований

    1 - величина предметов

    6 - свойство - действие

    2 - части предмета

    7 - употребление

    3 - форма, материал

    8 - местонахождение (время)

    4 - цвет

    9 - общение, игра

    ^ - имя предмета или

    L класса предмета

    Категориа

    льная сфера

    }