Ребенок в год и 6 месяцев развитие. Социально-эмоциональное развитие ребенка в полтора года. Примеры развивающих сюжетных игр

02.04.2019

Как выглядит полуторагодовалый малыш? Изменения в крохе видно сразу: его лицо приобрело более осмысленное выражение, чем это было пару месяцев назад, тело заметно вытянулось. Он продолжает изучать окружающий мир при помощи родителей. Общее развитие ребёнка в 1 год и 6 месяцев предполагает повышенную физическую активность малыша, когда он старается побывать во всех интересующих его местах сразу. Поэтому родителям стоит уделить повышенное внимание его безопасности.

Что уже умеет полуторагодовалый малыш:

  1. Ходит без посторонней помощи и неуклюже бегает.
  2. Самостоятельно залезает на диван и слезает с него.
  3. Сам кушает, используя столовый прибор.
  4. Проявляет интерес к заводным игрушкам, пытаясь самостоятельно их завести.
  5. Пробует рисовать карандашом, выводя смешные каракули.
  6. Умеет складывать конструкции из кубиков.
  7. Распознает обозначение частей своего тела.
  8. Приучается к горшку, может сам проситься на него.
  9. Умеет кататься на трехколесном велосипеде.
  10. Пытается самостоятельно одеваться.

Речевое развитие малыша в 1,5 года

Ребенок в этом возрасте уже неплохо разговаривает. Может произносить простые слова или задавать нехитрые вопросы: «Что это? Куда идешь?». Малыш подражает взрослым и имитирует их слова и выражение. Речевое развитие ребенка в 1,5 года подразумевает умение ребенка распознавать несколько цветов и животных на картинках. Речь малыша сопровождается жестами и мимикой, которые выражают его чувства на данный момент.

Социальное развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

На данном этапе развития у ребенка преобладает эгоцентрическое представление о мире. Для него не существует понятия «делиться». Он считает, что все окружающие его предметы и игрушки принадлежат только ему. Если он не получает желаемого, то может громко кричать, плакать и биться. Для него характерно толкнуть или ударить соседского мальчишку, отобрав у него желаемую вещь.

Очень часто ребенок в этот период не слушается маму, дерется, кусается, бьется с другими детьми. Но это всего лишь очередной способ утверждения своей автономности, определения предела собственных возможностей и приобретение навыков отстаивания своих интересов. Следует реагировать на эти факторы спокойно, без криков и упреков.

Физическое развитие ребенка

Со стороны родителей существует необходимость совершенствовать самостоятельную ходьбу ребенка, его ориентацию в пространстве и координацию движений.

Несколько упражнений этой направленности:

  • Ставим пустую корзину на пол, и кидаем в нее поочередно с малышом игрушки, отойдя на небольшое расстояние. Это упражнение развивает глазомер и точность движений в пространстве.
  • На прогулке с крохой меняем направления: сначала идем к качелям, потом к дереву или лавочке. Это упражнение поможет освоить перемену ориентиров.
  • Учим малыша ходить по узкой тропиночке или наклонной доске, поддерживая за ручки. Можно также перепрыгивать бугорки, канавки и другие препятствия.

Кормление ребенка в 1,5 года

В этот преиод у малыша уже четырехразовое питание. Молоть всю пищу необязательно – достаточно слегка разминать ее вилкой. Ягоды, мягкие фрукты и вареные овощи можно давать целиком или порезав на кусочки.

Жареные блюда малышу давать нельзя – еда должна быть сварена или приготовлена на пару. Если малыш плохо ест, возможно, у него изменились потребности в еде. Поэтому меню у ребенка должно быть разнообразным и постоянно совершенствоваться.

Сон малыша

К 1,5 годам ребенок спит в течение дня всего один раз. Второй сон может быть коротким – всего 40 минут. Ночной сон занимает около 12 часов. Этого вполне достаточно, чтобы зарядить кроху энергией для исследования окружающего мира в течение дня. Следует организовать день так, чтобы основная физическая активность приходилась на первую половину дня.

Вечер же стоит провести более спокойно, за складыванием кубиков и рассматриванием картинок. Излишняя вечерняя активность может стать причиной того, что ребенок кричит по ночам и капризничает перед засыпанием.

Игры для полуторогодовалого малыша

Как развивать ребенка в этот период? Чем можно заинтересовать этого непоседу? Для качественного сенсорного развития рнебнка в 1 год и 6 месяцев, необходимо проводить с крохой игры разных видов:

  • Строительные – при помощи конструктора или кубиков делать различные приспособления для кукол (кроватки, домики).
  • Сюжетные забавы – купаем, кормим, укладываем кукол или мишек, летаем с самолетиком, прыгаем с зайчиком.
  • Дидактические – для этих игр используем матрешки, пирамидки с кольцами.

Полет фантазии у родителей не должен быть ограничен. Ведь главное, чтобы крохе было весело. Можно играть с крупой, пересыпая ее из одной емкости в другую. Это развивает мелкую моторику рук.


Отправить

Тревожные звоночки для родителей:

  1. Ребенок в 1 год и 6 месяцев не говорит ни одного связного слова.
  2. К 1,5 годам малыш не ходит.
  3. Элементарная игра в «ладушки» дается ему с трудом.
  4. Все свои потребности малыш выражает только при помощи крика и плача.
  5. Ходит только на носочках.
  6. Умышленно бьет головой о бортики кроватки или другие предметы.

Эмоциональное развитие ребенка:

  • удивляется новым предметам и пугается неожиданных действий
  • без труда переключается из одного предмета на другой
  • радуется и смеется, когда у него что-то получается
  • выражает свое несогласие криком
  • знакомых людей воспринимает радостно, незнакомых – с опаской
  • «заражается» эмоциями – может заплакать, если кто-то около него плачет и наоборот

Уход за малышом

Из-за того, что малыш уже знаком с горшком, отпадает необходимость в частом мытье. Однако ежедневные гигиенические процедуры остаются прежними: чистка зубов, купание и умывание. Обязательны прогулки на свежем воздухе – не менее 2 часа.

Иногда на этом этапе развития малыш сам проявляет первые признаки чистоплотности: вытирает запачканные ручки или просит помыть их протягивая в перед.

Параметры полуторагодовалого ребенка

Для мальчиков нормальным считается рост около 77 см. Для девочек – немного больше 79 см. Вес у мальчиков должен быть около 11-11,5 кг, у девочек – около 10,5. В это время у малышей появляются верхние клыки и первые коренные зубы. Очень часто прорезывание клыков сопровождается дискомфортом у ребенка, поэтому стоит использовать различные успокаивающие мази и гели.

Обычно в 1 год 6 месяцев самым заметным является прогресс в речевом развитии малыша - у большинства детей существенно улучшается как понимание чужой речи, так и качество собственной речевой продукции. "Правильные" слова, обозначающие какие-либо объекты окружающей среды все чаще используются вместо прежних "облегченных" слов ("машина" вместо "би-би", "собака" вместо "ав-ав" и т.д.) Некоторые из малышей (преимущественно девочки) в это время уже произносят первые простые фразы. Видимо растет и количество правильно понимаемых малышом инструкций. Так же, как и характер последних - ребенок 1 в год 6 месяцев нередко способен выполнить довольно сложную родительскую просьбу.

Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев . Быстро развивающийся интеллект малыша позволяет ему решать первые в жизни логические задачи - например, большинство детей этого возраста могут без видимых усилий обобщать предметы по существенным признакам. Попробуйте выставить перед малышом ряд знакомых ему игрушек, среди которых будут, скажем, два плюшевых медвежонка (разных цветов), плюшевый же заяц и пластиковая кукла, а затем попросите его подать Вам медвежонка. После того, как малыш отдаст первого из двух медвежат, повторите просьбу. После отдачи второго повторите просьбу в третий раз. Удивленный взгляд малыша будет лучшим доказательством того, что его головной мозг способен справляться с решением не только конкретных, но и более или менее абстрактных задач: медвежат-то в ряду больше нет:)

Присмотритесь к тому, как малыш играет, оставаясь один: в этой сфере также произошли видимые изменения в сторону усложнения и совершенствования.

Случайно подсмотренная ребенком телепрограмма или фрагмент фильма вполне способны подвигнуть маленького человека к имитации увиденных действий. Как, впрочем, и увиденные бытовые сцены. Так что не стоит удивляться, если малыш вдруг (безо всяких, то бишь, просьб) принялся упорно расчесывать волосы куклы или нещадно изрисовал кукольное же лица разноцветными фломастерами - это может оказаться как эхом просмотра телепередачи типа "Фасон", так и следствием наблюдения за ежедневными косметическими манипуляциями мамы.

Успешно подражает маленький человек и действиям с игрушками, показанным взрослым во время игр-занятий. Вслед за Вами малыш будет с удовольствием громоздить друг на друга кубики и призмы, доставать из коробок и упрятывать обратно мелкие предметы. Стремительно совершенствующаяся тонкая моторика позволяет полуторалетнему ребенку осуществлять действия, требующие более или менее развитой координации движений пальцев - некоторые маленькие вундеркинды уже вовсю (и довольно продуктивно:) играют с пластиковыми блоками "Лего" или пластиковой же мозаикой.

Развивающаяся тонкая моторика в 1 год 6 месяцев помогает малышу овладеть и кое-какими бытовыми навыками - из тех, что раньше никак не поддавались усвоению. Например, такими, как самостоятельное стаскивание с себя колготок перед ежедневными водными процедурами или посадкой на горшок:) Или умение подчерпнуть ложкой из родительской тарелки заинтересовавший внимание юного исследователя фрагмент сосиски:) В целом же, во время еды ребенок полутора лет нередко способен более или менее уверенно управляться с ложкой и кружкой: место, отведенное малышу для трапез после таковых уже гораздо меньше напоминает полигон для бомбометания (где вместо бомб используются каши и паровые котлеты).

Совершенствуется и общая моторика ребенка - как утверждают специалисты, в это время малыш уже умеет переступать приставным шагом через три-четыре низких деревянных брусочка, разложенных на полу друг за другом:) Реально же некоторые из полуторалетних индивидов способны на гораздо более сложные действия - что-нибудь вроде... застывания в позе своеобразной "ласточки" (с опорой на голову, ручки и одну ножку; вторая при этом отчаянно задирается вверх:)) Или еще более замысловатые "фокусы":)

Степень моторной координированности ребенка в 1 год 6 месяцев зависит от многих условий - начиная от общего состояния здоровья и заканчивая генетическими особенностями организма. Так что не стоит переживать, если малыш не спешит демонстрировать головокружительные трюки, о которых с восторгом расказывают Ваши приятели, имеющие детей примерно того же возраста. Всему свое время - главное, чтобы ребенок был здоров и имел все необходимое для тренировки своей моторики. Под последним условием понимается наличие достаточного пространства для хождения, бегания и лазания, а также наличие внимательных и неленивых родителей:)

Ни минуты покоя!

Как часто мамы малышей в возрасте от 1,5 до 3 лет слышат фразу: «Я сам!». Ребенок сейчас очень подвижен и ищет все новые и новые впечатления. Причем, один раз забравшись, например, на высоту он будет делать это вновь и вновь, не смотря на Ваши запреты. У ребенка очень активная жизненная позиция, для него первостепенно важно освоение окружающего мира. Это и есть залог его своевременного развития! Малыша переполняет желание узнать все на собственном опыте, радость новых открытий.

Ребенок сейчас, как губка впитывает все новое, поэтому важно чему и как его учить! По возможности предоставьте ребенку свободу, проявляйте любовь и поддержку и уделяйте как можно больше внимания своему непоседе.

В полтора года поведение крохи меняется, так как у него появились новые возможности выразить себя. Ниже приведены некоторые факты, говорящие о гармоничном развитии ребенка в возрасте от 1,6 года до 1,9 года:

  • Кроха активно изучает предметы и игрушки. Конечно, он и раньше это делал, но сейчас его уже привлекают не яркий цвет, звук, а возможности предмета, как эту вещь можно использовать по назначению.
  • К 1 году и 9 месяцам ребенок проводит за игрой в 4 раза больше времени и меньше отвлекается во время занятий и игр.
  • К 1 году и 9 месяцам ребенок сам выбирает игру, в которую будет играть. Причем его не привлечет эмоционально-сухая игра или не интересная и непонятная. Игра должна быть интересной, нести в себе что-то новое.
  • Сейчас малыш в игре ориентируется по эмоциональному отношению взрослого. Т.е. если ему что-то не понятно, он вглядывается в Ваше лицо, ждет разъяснений.
  • Кроха начинает осторожничать, например, прикасаясь к новому предмету, он поднесет сначала пальчик, а уже потом всю ладошку. Но в тоже время, у малыша уходит тревожность, боязнь всего необычного (присущая детям начала второго года жизни). Если мама рядом и она спокойна, то и малышу нечего волноваться.

Итак, все перечисленное говорит о том, что ребенок начинает понимать, для чего именно нужен тот или иной предмет и как им пользоваться.


Не проказник, а первооткрыватель, одержимый страстью исследования!

Хоть мы и говорим о новом этапе в развитии ребенка, не стоит ждать, что он в одночасье станет «правильным», разумным и организованным. Конечно, он понимает слова «нельзя», «можно», тем не менее, он по-прежнему эмоционален и импульсивен. Но малыш уже старается избегать прямых конфликтов с Вами, поэтому при вас он не будет делать то, что Вы запретили. Стоит Вам отвернуться, как тяга к новому толкает кроху на новые открытия. Пока перебороть свое любопытство малыш еще не может.

Ваша задача взглянуть на поведение ребенка с точки зрения особенностей его возраста, а не логики взрослого человека. Не следует бороться с желанием ребенка накапливать новые впечатления! Лучше занять его досуг чем-то увлекательным и интересным. Например, если кроха норовит рассыпать муку, настряпайте вместе с ним куличиков.

Сейчас Ваша роль в жизни ребенка должна измениться, Вы не просто за ним присматриваете, а Вы его партнер в играх, совместных занятиях. Обогатите жизнь ребенка полезными занятиями, информацией, поощряйте и корректируйте его поведение. Важно много играть с ребенком, ведь он еще не может сам выстраивать игровые сюжеты, изображать кого-то в игре, разрешать конфликтные ситуации с другими детьми.

Развивающие игры для ребенка от полутора лет

Для сенсорного развития – предметные игры всех видов: строительные, дидактические, сюжетные, с предметами-орудиями (игра «рыбалка», «верстачок»).

Дидактические игры. Предложите малышу усложненные игры с дидактическими игрушками, такими как: кубики, пирамидки, матрешки, кольца.

Пример игры, пусть малыш выполнит задание на ориентировку в двух свойствах предмета. Например, «найди красные кубики – маленький и большой» (цвет и величина) или «зеленый шарик и зеленый кубик» (цвет и форма) и т.д.

Сюжетные игры. Показывайте, как различные предметы можно использовать по их назначению, разыграйте перед малышом развернутые игровые сюжеты с куклой (кукла катается на машине, плывет на корабле, ест, спит, летает на самолете).

К 1,9 года малыш может понять действия человека и животных в игре (желание есть, спать, пить и т.д), ощущения (холодно, мокро, жарко и т.д.), проявление эмоций (испугался, обрадовался, заплакал и т.д.). теперь самое время прививать малышу общечеловеческие качества: желание помочь, сочувствие («пожалей зайку, он испугался» или «кошечка хочет съесть сыр, угости ее» и т.п.). в играх показывайте ребенку, как к миру относитесь Вы, формируйте у него добрые чувства, бережное отношение к живому, доброжелательность.

Разыгрывайте с ребенком знакомые сюжеты из его жизни, зайчик пошел есть, мишка собирается на прогулку, пупс будет купаться и т.д.

Обязательно сопровождайте игры пояснениями, называйте новые предметы, действия. Стройте предложения короткими из 2 – 3 слов. Так кроха лучше Вас поймет и возьмет новые слова на вооружение.

Строительные игры. Стройте с ребенком несложные сюжетные постройки: «скамейка для куклы маши», «забор для овечек», «мот для машины».

Развитие речи ребенка от полутора лет

К полутора лет у ребенка формируется своя автономная детская речь. Т.е. малыш говорит на своем языке, упрощенными словами. У каждого ребенка язык свой и понять его могут только родители и близкие родственники. Тем не менее, ребенка можно только поздравить, ведь это самая настоящая активная речь. Малыш старательно произносит придуманные слова, искренне радуется складывающемуся диалогу с Вами.

Вы в свою очередь, не должны одергивать ребенка: «Не правильно говоришь, надо так!», а переводить его слова четко и правильно их проговаривая. Постепенно малыш начнет говорить правильно.

Помогайте ребенку обогащать словами все ситуации, которые он видит, поясняйте, почему произошло так, а не по-другому. Например, почему девочка плачет, потому что потеряла куклу. Почему мальчик смеется, потому что он играет с собачкой.

Музыка и ребенок

Самое время знакомить малыша с музыкальными произведениями:

Фольклорная народная музыка (, танцевальные песенки)

Классическая музыка

Детская популярная музыка ( и т.п.)

Инструментальная красивая музыка со звуками природы для детей.

Ребенок и книга

В Ваших силах обогатить эмоциональную жизнь ребенка, внесите детскую литературу в каждый новый день малыша. При помощи картинок, можно расширить знания ребенка об окружающем мире. В ребенке необходимо воспитать желание и умение слушать чтение. Подробно о книгах написано .

Воспитание:

  • Пора воспитывать в ребенке самостоятельность и учить простейшим навыкам самообслуживания, таким как: прием пищи, пользование туалетом, мытье рук и т.д.
  • Огромную роль в воспитании гармоничной личности играет микроклимат в семье. Пусть малыш учиться у Вас положительным, достойным подражания поступкам по отношению к другим людям и к нему самому.
  • Формируйте у ребенка доброе отношение к людям, природе, любовь ко всему живому. «Не будем срывать цветы, а просто их понюхаем!». Развивайте чувство красоты: «Смотри, какой красивый цветок, небо на закате».

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Ребенок в полтора года хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы).
Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослым).
Входит и сходит по детской лестнице чередующимся шагом.
Проходит по слегка наклонной доске.
Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.
Бросает мяч вниз, вперед, вверх.

Рост и вес ребенка 1,5 года данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 1,5 года данные ВОЗ


В возрасте до полутора лет ребенок:

  • окончательно осваивает ложку и чашку;
  • предпочитает есть сам, хотя справляется (не проливая и не просыпая) пока лишь с густой пюреобразной едой.

Познавательное развитие ребенка 1,5 года

Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого.
Подбирает предмет такой же формы, как на образце.
Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).
Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.
Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.
Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.
Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.

Игровые действия:
Переворачивает страницы книг ("читает"). Катит перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу):

  • по показу взрослого,
  • по просьбе взрослого,
  • в самостоятельной игре.

Использует в игре предметы-заместители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предметами.
Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.
Подражает двум-трем игровым действиям сверстников.
Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в полтора года

Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.
Появляются социально-значимые жесты и мимика ("жалеет"):

  • по показу,
  • по просьбе взрослого,
  • редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.

Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (подражает радостным или крикливым возгласам).
Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации ("жалеет", "сопереживает").
Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается.
Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.
Интересуется действиями других детей.
Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).
Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.
Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.
Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.
Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия).
Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов).
С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.

Речевое развитие ребенка 1,5 года

Понимание речи:
Показывает части тела по просьбе взрослого.
Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера, цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.
Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложении.
Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрои и др.).

Активная речь (произносит до 40 облегченных слов):
Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно).
Пользуется словом в моменты особой заинтересованности. Отвечает на вопросы: "Кто (что) это?" (в реальной ситуации и по картинке).
Стремится связать два слова в предложение. Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.
Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значение дополнительного слова).

Бытовые навыки ребенка в полтора года

Держит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пишу.
Пьет из чашки, почти не проливая.
Отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях.
Спокойно относится к умыванию.

Малыш в год и шесть уже довольно шустрый. Родителям впору смотреть за ним очень внимательно. А еще слушать – ребенок в этом возрасте начинает активно разговаривать и понять его иногда очень-очень трудно.

Физическое развитие ребенка в 1,6

Детки в возрасте года и шести месяцев уже довольно хорошо ходят. И не только прямо, они справляются с такими задачами, как ходьба вбок и назад. Ребенок хорошо держит равновесие, и уже можно начинать ходить по ограниченному пространству. Например, сделайте неширокую дорожку – массажер (на плотную ткань пришейте пуговицы, различные по структуре лоскутки). Ходить по ней полезно по двум причинам: тренируется координация движений и одновременно происходит профилактика плоскостопия.

Самое время начинать активно играть с ребенком в мяч. Можно бросать его, толкать, сбивать, малышу очень понравится. Предложите ребенку поиграть мячиком с резиновыми шипами. Шипы будут воздействовать на кончики пальцев, стимулируя мелкую моторику.

В год и шесть ребенок становится просто неуловим. Ему обязательно нужно забраться на стул, диван, кресло, и не просто на сиденье, а и на спинку… Нужно внимательно следить, но не запрещать, а просто в нужный момент быть рядом, чтобы оказать поддержку. Даже на улице детки стремятся забраться повыше, например, пойти на ступеньки магазина или детской горки. Родителям стоит быть рядом, но не мешать. Предложите малышу спуститься с горки – он будет в восторге! И вообще, на детской площадке, постарайтесь предоставить ребенку максимум свободы.

Самостоятельность

Примерно 80% детишек к возрасту год и шесть уже знают, для чего предназначен горшок. Они с удовольствием показывают родителям, чего хотят и даже могут самостоятельно, без чьей-либо помощи, справлять нужду. Самое время научить ребенка не только надевать штанишки, но и мыть ручки после всех этих дел.

За столом малыши тоже вполне самостоятельны: держат ложку и вилку, пользуются чашкой. Если родители сомневаются, можно кормить малыша самим, но у него в руках тоже должен быть столовый прибор.

Период «Я сам!» продолжается. Ребенок может попытаться самостоятельно одеваться, у некоторых родителей не хватает терпения, и они стремятся во что бы то ни стало одеть ребенка. Не нужно этого делать, просто предложите помощь, немного направьте действия малыша и он будет горд собою, ведь он все сделал сам!

В играх тоже присутствует жажда и стремление к самостоятельности: ребенок может складывать пирамидку, строить башню, играть детским конструктором. Причем, в игре с конструктором, малыши уже с удовольствием комбинируют 2-3 вида деталей.

Приобретается навык перелистывания страниц у книг, малыш осознанно переворачивает по одному картонному листу. Купите несколько книжек со знакомыми стихотворениями и яркими, узнаваемыми картинками.

Умственные способности ребенка в возрасте 1,6

Наряду с умением листать страницы книг, у ребенка возникает интерес к самим книгам и их содержимому. Детки уже четко знают, что книги читают, и что в разных книгах прячутся разные слова. Некоторые малыши даже способны попросить родителей почитать определенную книгу, называя ее своим, уникальным словом.

Также у малышей появляется способность узнавать 3 и более цветов. Если предложить малышу отсортировать кубики трех цветов в разные коробки, он это сделает правильно и с удовольствием.

Предложите малышу . Если вы уверены, что ваш ребенок не будет брать их в рот, можно взять обыкновенную акварель. В противном случае, постарайтесь приобрести специальные детские пальчиковые краски. Можете и сами изготовить подкрашенную природными красителями (свекла, морковь, смородина) водичку. Расстелите на полу большой лист бумаги, разденьте ребенка до трусиков и предложите рисовать таким способом, каким он захочет. Порисуйте рядом пальцем, кистью, ватной палочкой, губкой, наблюдая за вами, малыш сам выберет удобный для него способ.

Зрительная память сейчас доминирует. Поэтому занятия по обучению раннему чтению довольно актуальны. Естественно, эти уроки должны проводиться в форме игры и только при хорошем настроении ребенка. Просто покажите ребенку несколько вариантов написания одной буквы на разных книгах, этикетках, вывесках. Повторяйте несколько раз в течение дня. Вы удивитесь, но ребенок запомнит букву и будет ее узнавать везде.

Остаются актуальными осторожность и внимательность родителей. Ведь именно в этом возрасте ребенок способен провести аналогию с пачкой сигарет и тем фактом, что папа их берет в рот.

Речь ребенка

Детки в возрасте года и шести месяцев активно повторяют за взрослыми слова и придумывают собственные. Не удивляйтесь, если ребенок назовет знакомый предмет непонятным словом, так малыш учится владеть собственным языком и звуками. Совет родителям: следите за собственной речью, очень часто малыши повторяют однажды услышанные, не совсем хорошие слова. Обидно, если одним из первых слов вашего чада станет именно нехорошее.

Навыки сотрудничества

Малыши в полтора года с удовольствием наблюдают за родителями, которые занимаются домашними делами. Они стараются подражать. Не ограничивайте это стремление! На моей памяти, малыш в год и семь мыл чашки после завтрака! Конечно, после него нужно было все делать снова, но факт стремления быть похожим на взрослого, налицо.

Дети способны выполнить несложную просьбу родителей, например, принести пижаму или подать ложку. Предложите ребенку помочь вам накрыть на стол, просто давайте ему ложки и тарелки, он будет ставить все это на стол с гордым видом.

С ровесниками малыши тоже увлеченно играют, хотя эта игра проявляется не в сотрудничестве, а в подражании. Поэтому, будьте начеку, некоторые малыши могут научить ваше чадо не только драться и кусаться, но и плеваться. Вряд ли вам понравится такое поведение своего ребенка в общественном месте – объясняйте недопустимость этих действий.