Вопросы священнику. Статусы про сына со смыслом: о любви к самому важному

23.04.2019

Ещё не так давно семьи были большими, когда под одной крышей или по соседству жили несколько поколений ближних и дальних родственников. Людей одного рода объединяли общие интересы и ценности. Мы до сих пор говорим: «Похож на тетю; вылитый дедушка». А похож ли ребенок на прадеда - уже не знаем. Круг родных сузился: отец, мать, дедушка, бабушка, сестра, брат… Чем дальше родство, тем труднее определить, кем приходится «седьмая вода на киселе». Но настоящая путаница начинается после свадьбы, когда появляются новые родственники.

  • Свёкор - отец мужа
  • Свекровь - мать мужа
  • Тесть - отец жены
  • Тёща - мать жены
  • Деверь - брат мужа
  • Шурин - брат жены
  • Золовка - сестра мужа
  • Свояченица - сестра жены
  • Свояк - муж свояченицы
  • Зять - муж дочери, муж сестры, муж золовки
  • Сноха - жена сына по отношению к отцу
  • Невестка - жена брата, жена сына для его матери, жена одного брата по
    отношению к жене другого брата; употребляется также вместо сноха, золовка, свояченица
  • Сват - отец одного из супругов по отношению к родителям другого
  • Сватья - мать одного из супругов по отношению к родителям другого
  • Дед (дедушка) - отец отца или матери
  • Бабушка (бабка) - мать отца или матери
  • Двоюродный дед - дядя отца или матери
  • Двоюродная бабушка - тетя отца или матери
  • Внук (внучка) - сын (дочь) дочери или сына по отношению к деду или бабушке. Соответственно двоюродный внук (внучка) - сын (дочь) племянника или племянницы
  • Племянник (племянница) - сын (дочь) брата или сестры (родных, двоюродных, троюродных). Соответственно ребенок двоюродного брата (сестры) - двоюродный племянник, троюродного брата (сестры) - троюродный племянник
  • Внучатый племянник (племянница) - внук (внучка) брата или сестры
  • Дядька (дядя, дядюшка) - брат отца или матери, муж тетки
  • Тетка (тетя, тетушка) - сестра отца или матери по отношению к племянникам. Жена дяди по отношению к его племянникам
  • Двоюродный брат - находящийся в родстве по деду или бабушке с детьми их сыновей и дочерей
  • Троюродный брат - сын двоюродного дяди или двоюродной тети
  • Двоюродная сестра - дочь родного дяди или родной тети
  • Троюродная сестра - дочь двоюродного дяди или двоюродной тети


Кроме современных понятий степени родства, оказывается в ходу есть и более старинные названия родственников.

ПЕРВАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Отец и сын.
Отец и дочь.
Мать и сын.
Мать и дочь.

ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Дед и внуки,
Бабка и внуки.

ТРЕТЬЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Прадед и правнуки,
Дядя и племянники,
Тетя и племянники.

ЧЕТВЕРТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Двоюродные сестры и братья,
Двоюродный дед и внучатые племянники (племянницы),
Двоюродная бабка и внучатые племянники (племянницы).

ПЯТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Двоюродный дядя и двоюродный племянник (племянница).

ШЕСТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Троюродные сестры и братья.

Знакомясь с терминами родственных отношений, следует помнить, что термины кровного родства состоят из ключевых слов и определений степени родства:

Бабка, бабушка - мать отца или матери, жена деда.
Брат - каждый из сыновей одних родителей.
Братан, братаник, братеня, братеник, брательник - двоюродный брат.
Братанна - дочь брата, племянница по брату.
Брательница - родственница вообще, двоюродная или дальняя.
Братыч - сын брата, племянник по брату.
Внук - сын дочери, сына, а также сыновья племянника или племянницы.
Внучка, внука - дочь сына, дочери, а также дочери племянника или племянницы.
Дед - отец матери или отца.
Дедина, дедка - тетка по дяде.
Дедич - прямой наследник по деду.
Дочь - лицо женского пола по отношению к своим родителям.
Дщерич - племянник по тетке.
Дщерша - племянница по тетке.
Дядя - брат отца или матери. Таким образом, дядя и тетя - брат и сестра матери или отца. «У тетки баловень племянник, а у дяди племянница», - замечает народная мудрость.
Мать - лицо женского пола по отношению к своим детям.
Отец - лицо мужского пола по отношению к своим детям.
Отценачальник - старший в поколении.
Отчинник, отчич-сын, наследник.
Племянник - сын брата или сестры.
Племянник и племянница - сын и дочь брата или сестры. Внучатыми племянниками называют внуков брата или сестры. Кстати говоря, внучатые родственники - это любая родня в третьем колене (троюродная): внучатым братом могут назвать сына двоюродного дяди. В сравнительно недавнюю эпоху к этим исконно русским терминам родства прибавились французские по происхождению слова кузен и кузина, обозначающие двоюродных брата и сестру, а также любых дальних кровных родственников в одном колене.
Племянница - дочь брата или сестры.
Племяш - родич, родственник.
Прародители - первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.

О блудном сыне (Лк.15:11-32)

Известные евангельские отрывки, что называется, “на слуху”, много раз прочтены-прослушаны и кажутся вполне понятными. Но Св. Писание обладает удивительным свойством – открывать новые смыслы и грани при каждом прочтении.

Контекст

Прежде всего, интересна ситуация, в которой Христос рассказывает эту притчу. Спаситель принимал каждого человека – без лицеприятия, без деления на праведников и грешников, и при этом проповедовал и учил “как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.” (Мф. 7:29). И Его слово оказалось убедительным даже для тех, кто обычно проповедей не слушал, с кем учителя и проповедники вообще не хотели связываться, считая их неисправимыми, закоренелыми грешниками. И вот, книжники и фарисеи стали роптать – как Он может принимать пищу вместе с этими ? (Лк 15:2).

Интересно, что в Евангелии упоминается довольно много ответов, которые Господь дает в ответ на недовольство, на ропот, на искушение (скажем, знаменитые слова о двуединой заповеди о любви к Богу и ближнему Христос также говорит в ответ на недоброжелательные, искусительные слова некоего законника).

И здесь Христос в ответ на упреки фарисеев в том, что Он говорит и даже ест с погрязшими в грехах, показывает, что Богу нужен каждый человек, каждого Он любит и ждет. Спаситель рассказывает сначала притчу о потерянной овце, затем – о потерянной драхме и, наконец, – о блудном сыне. Обозначает и общий вывод (Лк 15:7): – “на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии”.

Мытарь и фарисей

Конечно, притча о блудном сыне по смыслу близко связана с притчей о мытаре и фарисее. И там, и там мы видим кающегося грешника и гордого праведника, не нуждающегося в покаянии. В обеих притчах праведник называет грешника “этот” (“сей”) и не признает его ни братом, ни единоверцем (“сей мытарь”, “сын твой сей”).

В обеих притчах мы видим результат покаяния, принятого Богом – прощение, оправдание кающегося.

И потому не зря, что и в церковных чтениях эти отрывки стоят совсем рядом.

Отец

В притче о блудном сыне мы еще видим образ отца – ждущего и любящего своего сына даже тогда, когда сыну было удобнее считать его – отца – умершим. Ведь “часть имения”, которую затребовал, уходя, младший сын, обычно доставалась детям после смерти родителей. Митр. Антоний Сурожский так интерпретировал слова младшего сына Отцу: „Давай согласимся, что ты больше для меня не существуешь; мне нужно только то, что ты можешь дать…” Сын постарался забыть Отца, уходя, отверг Его, Отец же сына не забывал ни на мгновенье. И ждал.

И вот, увидев по прошествии времени возвращающегося сына, – голодного, оборванного и несчастного – «когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его».

Сын еще не успел дойти от Отца – а Отец уже бежит навстречу (мы можем представить, как это могло бы выглядеть, когда пожилой богатый человек бежит к оборванному нищему и обнимает его!), сын не успел еще ничего сказать – а Отец уже обнимает и целует его – как самого драгоценного и близкого. Сын успевает сказать слова покаяния, но Отец не дает ему договорить слова о готовности идти в батраки-наемники – нет, сын может быть только сыном, и Отец принимает его в сыновнем достоинстве – приказывая облачить его в достойную одежду и дав перстень – символ родства и власти.

Кстати, мы видим в притче, что отец выходит к обоим сыновьям. Только к младшему, пришедшему с покаянием в грехах, а к старшему – не желающему войти из-за наполнившей его сердце зависти и злости.

Понятно, что Отец в толкованиях всегда отождествляется с Богом, ждущим каждого человека как любимого сына…

Младший сын

Младший сын в толкованиях обычно отождествляется с язычниками, некогда отказавшимися от Богообщения и пошедшими к языческим божествам. Служение ложным богам очень часто в Св. Писании отождествляется с блудом, так что человек, отвергнувший Истинного Бога, оказывается в объятьях бесовской силы, на которую тратит все таланты, данные от Бога и, в результате, идет “пасти свиней” – удовлетворять свои страсти – и только. И не может насытиться.

Также, младший сын обычно сравнивается с каждым человеком, потерявшим райскую чистоту, заболевшим болезнями-страстями и нуждающимся в исцелении.

В “далекой стране” порока сын тратил не заработанные средства, а то, что получил от Отца. Это напоминает о том, что, служа пороку, человек растрачивает дары Божии на грязь и пустоту. В результате, грехи и страсти всегда приводят душу человека в состояние крайней внутренней бедности и духовного голода.

“Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране” – тема голода в Св. Писании, и особенно в Ветхом Завете – огромна. Голод – самое страшное бедствие, он движет народами, заставляет их полностью поменять свою жизнь. Именно наступление голода помогло младшему сыну переосмыслить свою жизнь…

Нечаянная радость покаяния

Конечно, центральный смысл притчи – покаяние человека, которое меняет все вокруг.

Терпя лишения и голод в «далекой стране» сын, наконец, «пришел в себя». Такие глубокие евангельские образы – состояние греха, место удаления от Бога отождествляется с далекой страной – неизвестной и скудной. А покаяние – с понятием «пришел в себя» от греховного дурмана.

Действенное покаяние и прощение. Здесь мы видим не просто прощение, но великую радость прощения как возвращения в объятья родного Отца! Возвращение из смерти в жизнь – «мертв и ожил, пропадал и нашелся» . И торжественный пир в Царстве Отца, где в честь возвращения сына отец приказывает заколоть и приготовить целого тельца.

Свт. Григорий Палама пишет, что “Этот Телец – Сам Господь, Который выходит из сокровенности Божества и от находящегося превыше всего престола, и как Человек, явившись на земле, как Телец закалается за нас, грешных, и как насыщенный Хлеб предлагается нам в пищу”.

Старший сын

В притче очень важна тема старшего сына. Он, до этого служивший отцу беспрекословно, впервые взбунтовался и выступил против отца – “осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его”.

И что же руководит старшим сыном? Прежде всего – зависть. И, конечно, непонимание, что такое любовь и милость… И если младший сын отпал от отца, когда ушел “на страну далече”, то старший отпадает “здесь и сейчас” – когда оказывается неспособным к радости и любви, к которым призывает его Отец: “надобно было радоваться и веселиться”.

Под старшим сыном толкователи обычно понимали еврейский народ, которому был дан Завет, о котором заботился Бог, избавляя его от врагов и бедствий, но который с пренебрежением относился к бывшим язычникам, приходящим теперь к Богу, как блудные дети. Понимают под старшим также и всех тех, кто обрел веру давно, считает себя “воцерковленным”, но с высокомерием смотрел на вновь пришедших в Церковь.

Выше справедливости

А еще, в притче о блудном сыне мы видим потрясающий пример “двойных стандартов” – не справедливости, но милости и любви. Действительно, старший сын как раз призывает к справедливости в мирском, рациональном ее понимании – он работал и слушался, и получал от отца… не щедро, а вернулся промотавшийся брат – и отец его награждает и устраивает небывалый праздник и пир. Человеку трудно понять мысли и суды Божии – тем более, человеку, отягощенному гордостью и высокомерием. Но Христос всей этой великой многоплановой притчей хочет достучаться до окаменевших сердец…

Вопрос психологу

Я живу с мужем в браке почти 15 лет. У нас совместные дети, два мальчика возраста 14 и 9 лет. В целом у нас хорошая семья , единственное, что меня очень беспокоит, так это то, как муж относится к старшему сыну. Он очень яростно и негативно относится ко всем его проступкам (если их можно так назвать). Чтобы картина была более менее понятней, постараюсь объективно описать в нескольких словах своего ребенка. Добрый, отзывчивый, всегда старается помочь по дому, занимается спортом (участвует в районных и краевых соревнованиях, занимает призовые места), во всем помогает отцу, очень старается быть полезным, уже сам стремится зарабатывать (хоть и не в чем не нуждается). На вырученные деньги он купил себе не одни лыжи, купил горный велосипед, сейчас копит на мотоцикл. Делает нам подарки. Он хороший организатор, к нему тянутся ребята, любит природу, рыбалку и прививает эту любовь другим детям. В школе учится не плохо, хоть это ему тяжело дается (3 только по русскому, остальные оценки 4 и 5). Но, как считает его папа, есть большие недостатки, (которые на мой взгляд очень преувеличены т.к наш папа фанатик чистоты и порядка во всем), он считает своего сына «законченным неряхай». (Зашел во двор с улицы, не вымыл до блеска резиновые сапоги. Не убрал вещи. Взял инструмент и не положил на место. Нечаянно опрокинул кружку с чаем, рассыпал ложку сахара, ну и другие невинные мелочи). Из-за чего отец начинает сильно раздражается и в резкой и унизительной форме начинает кричать на ребенка. Цитирую "НЕНАВИЖУ! ПРИДУРАК! НЕРЯХА! ЗАКРОЙ СВОЙ РОТ! ЩЕНОК!" и т.д. Далее могут следовать подзатыльники, что более унизительней. Мне не понятно такое его отношение к сыну, я устала с ним разговаривать, объяснять, просить, чтоб он был более снисходительным. Иногда он старается себя контролировать (прислушивается, когда я говорю ему, какую боль он приносит ребенку своими словами), но с трудом. К младшему же сыну относится очень хорошо (он тоже очень хороший, чуткий, вежливый, ласковый мальчик). Прощает ему все, боится обидеть его, с удовольствием с ним играет. Готов выполнять любые его пожелания и всегда смотрит на него любящим взглядом. Оберегает его, готов любого "порвать" за него. Наказывает старшего, когда между детьми возникают стычки (не разобравшись, кто прав, кто виноват). Сын от такого отношения отца, сильно мучается и очень страдает, думает, что его не любят, говорит "зачем я вообще родился!". Я очень люблю своих деток, и не хочу, чтобы, кто-либо из них страдал! Я готова на все, чтобы они были счастливы, чтобы они были счастливы в семье! Я очень хочу, чтобы мой сын наконец-то почувствовал отцовскую любовь, почувствовал как он ему дорог и как он его любит! Помогите, пожалуйста, подскажите, что мне делать?!!!

Ответы психологов

Здравствуйте,Марина.Смею предположить,что корни негативного отношения к старшему сыну лежат в детстве вашего мужа.Вероятно он имел авторитарного отца который был требовательным и жестким к нему самому.И теперь он в роли того отца отыгрывает с сыном свою ситуацию детства. Думаю, что у вашего мужа есть чувство любви к своему старшему сыну, но открыться ему мешает незавершенные отношения с отцом.Марина, лучшее,что можно предложить для будущих отношении вашего супруга с сыном - работа со специалистом в режиме индивидуальной терапии.Наидите благоприятное время -поговорите с мужем, попытайтесь ему объяснить как важно это для вас.Попросите его помочь вам - запишитесь к семейному психотерапевту и вместе сходите на консультацию по месту жительства.И по моему мнению проблема ваша разрешиться.

Мудрого решения вам.

Шевелева Ираида Ивановна, психолог Воронеж

Хороший ответ 1 Плохой ответ 3

Здравствуйте, Марина!

Сочувствую Вам. Нелегко Вам разрывать себя между любимыми людьми. К сожалению, ответить на вопрос, почему Ваш муж так нетерпимо относится к сыну не сможет никто кроме самого мужа. Хотя, возможно, и он сам не осознает, что является причиной его поведения. Это может быть и перенесением детского опыта, и ревностью, или завистью и способом самоутвердиться, если сын в чем-то превосходит мужа. Например, добрее его, люди его больше любят. Но делать какие-то выводы только на основании письма невозможно.

Присоединюсь к предыдущему ответу. Нужно обязательно пойти на прием к психологу . Ваша задача - убедить мужа в том, что это необходимо.

Елена Шишова, психолог, Хабаровск

Хороший ответ 0 Плохой ответ 3

«Не создавай – говорили – кумиров», детской улыбкой дразня,
Ты раскрываешь объятия миру и иногда для меня.

Месяц прошел, привыкаем друг к другу: ты к плавникам,
мы к рогам,
Папины руки и мамины губы, счастья я не передам.

Я постоянно вдыхаю твой запах, чтобы его сохранить,
И по ночам очень хочется плакать, разве так можно любить?

Нужно вести себя маме построже...

Белый, белый и пушистый, самый нежный, самый чистый,
На асфальте во дворе тает быстро, как нигде…
Снег сынок зимы родной, как любимый мальчик мой …
Из волшебных сладких снов, тех, кто бегает сейчас
Пританцовывая враз. Институты выбирая, веря в лучшие мечты
И надеждами пылая. Как же я люблю!
Где ты?
Может в Африке далекой …
Может в Антарктиде ты … Я люблю тебя – как можно …
Боже мой, ну где же ты?
И встречая утром солнце, зная про тревоги дней – говорю вам …
Ну поймите –
Он на свете...

У подножия сумерек солнца заплетаются листья в капли...
Где на ветках немного крови от падения с них птенцов,
Где на ветках так много боли и дрожания голосов,
Где по нитям уходят к птицам, расплатившись с гнездом взросленьем,
И по голосу плоти ищут руки, что отдают тепло,
И летят они сквозь задыхаться, растворяться и разбиваться,
Выпадающие в теплый ливень, в тот полет, что в них смотрит сном.
Время, воздухом переспелым, веер ветра вменив крылатым,
Кувыркается в ветре взмахов...

Часть 1. Блудный сын

Было у отца два сына,
Дом, домашняя скотина,
Мукомольня у реки
И на поле батраки.

Первенцем отец гордился:
Тот в работе не ленился,
Своего отца любил
И во всем послушен был.

Младший сын не слыл невеждой,
Был отцовскою надеждой,
Но, когда набрался сил,
У отца он попросил:

«Вот и кончилося детство.
Отдели мое наследство.
Получивши долю, я
Двинусь в дальние края».

«Чадо, вольному есть воля.
Забирай наследства долю,
На чужбине поживи.
Бог тебя...

Сыны Отечества проснитесь!
И на страну вы оглянитесь!
Она пошла у нас в разнос
И не нароком придет час
Когда страна развалится; -
На глазах у нас…
Как развалился наш Союз.
Страну иноземцы заселяют
Народ российский притесняют
И если дальше так пойдёт
Российский наш народ; - на своей родине помрёт…
Я всем сынам Отчизны нашей; - желаю крепкого здоровья
Терпенья, жизненных удач, любви и вдохновенья.
А коль придётся в бой идти – за мать Россию нашу
Вы знайте, милые сыны, - мы будем...

Сыны Отечества России!
Вас, матери, не зря растили...
Кто на границе сейчас в дозоре
И подрастает на просторе...
Обязан он помнить... обязан он знать,
Что Родина одна... как Мать!
Другой Родины, нам не сыскать.
Её надо всем охранять
И никогда не забывать,
Чтоб ошибок прошлых не повторять.
Враг не дремлет, он не спит,
На нашу Родину глядит.
Чтобы у нас её отнять
И под себя нас всех подмять.
Как это была в сорок первом тогда году...
Когда немец вторгся в нашу страну
И до Москвы...

Послание сыну
Сыночек мой, пока мы с мамой живы,
Для нас ребёнком будешь ты всегда,
В тебя мы всю свою любовь вложили,
Она тебя спасает иногда!

Не станет нас, ты станешь сиротою,
Никто не назовёт тебя – «Сынок»!
Смирившись с этой истиной простою,
Ты сразу в чём-то станешь одинок!

Твоя семья – твои жена и дети
Издалека согреть меня смогли,
Нет ничего важней семьи на Свете,
Но мы свою семью не сберегли!

Прости, сыночек, нам эту ошибку,
Мы больше потеряли, чем нашли,
Когда все...

Поведал Иисус рассказ о блудном сыне…
бРат младший раз к отцу пришел и говорит:
«нИжайший вам поклон, отец, хочу я ныне
поеХать-поглядеть, кому как ладно жить…
и прОсьба у меня, отдайте часть именья…»
отец Добро делил, отдав спокойно часть…
и братьЯ разошлись, и младший с упоеньем
жил, так Щедро", что час настал добру пропасть…
а голод – нЕдруг всем, решился в свинопасы
пойти наш Младший брат, чтоб утолить нутро,
но что-то вдрУг совсем не стало в жизни спасу,
И от проблем, увы, не...

Объясните, пожалуйста, что значит "Сын Божий предвечно рождается от Бога-Отца"? Он всега был, и во то же время всегда рождается? Что значит"рождается от Отца"? Один не очень верующий и нецерковный человек спросил меня, как можно рождаться от Отца без матери? Я совсем запуталась.Помогите разобраться, чтоб никакие сомненья не возникали!


27.11.2005, Ольга, Москва


Уважаемая Ольга!

Вопрос, в котором Вы «запутались» достоин того, ибо истина о Рождении Сына Божия от Отца является непостижимой для разума, богооткровенной истиной, согласно которой рождение от безначального Отца является личным свойством Сына и определяет Образ Его предвечного бытия. В Своем рождении Сын неразлучен с Родителем, Он всегда пребывает в недре Отчем (Ин. 1, 18). Отец – в Сыне, и Сын – в Отце (Ин. 10, 38). Природа Божия неделима, неизменна и бесстрастна, поэтому Единородный Сын рождается бесстрастно (вне сочетания или деления) «и непостижимое Его рождение не имеет ни начала, ни конца (и происходит) так, как ведает это один только Бог всяческих. Как вместе существуют огонь и свет, из него происходящий, - не прежде огонь, а потом уже свет, но вместе… так и Сын рождается из Отца, никак не отделяясь от Него, но всегда пребывая в Нем» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры). Из этих слов прп. Иоанна Дамаскина нетрудно сделать заключение, что раз Бог-Отец пребывает предвечно, то и Сын Божий предвечно рождается от Отца, и Его рождение безвременно и безначально.