Пять главных школьных проблем, и как помочь ребенку с ними справиться. Трудности, с которыми сталкиваются дети в период школьной адаптации Двойные стандарты родителей и учителей

12.10.2019

(выступление на педсовете)

В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении категории детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в первом классе.

И проблема эта по-прежнему актуальна.


  1. Начало систематического обучения в школе с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением ведущей деятельности, требует определенной психологической готовности ребенка к школе. Известна роль ведущей деятельности – ролевой игры в психическом развитии дошкольника. К концу дошкольного возраста формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое и является предпосылкой к обучению. Постепенно ребенок начинает нуждаться в новых источниках знания, в новых отношениях, его уже не удовлетворяет обычный статус ребенка, он хочет учиться, особенно тогда, когда это желание поддерживается.
Вот эта способность понимать и устойчиво удерживать особую

роль ученика и является одним из показателей возможности принять вместо игры новый вид деятельности – учебу и подчиняться ее требованиям, необходимым условиям. Далеко не все дети обладают этой способностью, и, несмотря на достаточный объем знаний и хорошую память, такой ребенок с трудом адаптируется к школе.


  1. Нормальная адаптация в новых условиях во многом определяется
уровнем волевого развития. У разных детей этот уровень оказывается различным, но для успешной учебы необходимо, чтобы ученик сумел безболезненно принять новые требования, понять и принять специфику учебной ситуации, требования учителя, наконец, чтобы отлечить учительницу от бабушки, с которой можно капризничать. Ребенок должен быть готов понять и принять относительную условность общения, правила и нормы поведения.

Если уровень волевого развития мал, то ребенок с трудом адаптируется

в школе.


  1. Малышу необходимо будет включаться в новые отношения со
сверстниками, научиться работать коллективно и в определенном темпе. Коллективная деятельность в классе предполагает интенсивное общение и совместную работу как с другими учениками, так и с учителем. Не все дети готовы к такой работе. Это вызывает также определенные трудности в период адаптации.

  1. Умение сосредотачиваться, удерживать свое внимание на определенной деятельности, умение слушать учителя не отвлекаться также различно. Одни не могут и пяти минут работать сосредоточенно, другие весь урок внимательны и работоспособны. Важно, что причины такого невнимания могут самыми разными. Это может быть и результатом быстрой утомляемости из-за плохого состояния здоровья, но может быть результатом и собственно психологической неготовности – слабого развития произвольного внимания, недостаточного уровня волевой готовности. Бывает, что такой ребенок очень хорошо интеллектуально развит, а работать не может.

  2. Многие родители считают, что главное условие готовности ребенка к школе – объем знаний, который должен иметь ребенок. Старания родителей при этом не имеют меры, а возможности детей в расчет не берутся. Такие родители, не научив ребенка шнурки завязывать, запихивают в него всевозможные сведения, не считаясь с возрастными возможностями. Дети читают стихи, но не понимают смысла, не зная значения слов. Или знают все созвездия нашей галактики, но не знают на какой улице живут. Другие знают энциклопедический словарь, но совершенно не умеют общаться со сверстниками, боятся их, не способны в течении даже нескольких минут сосредоточиться на самой простой задаче. Бывают случаи, когда высокое интеллектуальное развитие ребенка, еще не достигшего шестилетнего возраста, вводит в заблуждение и родителей, и учителя, его принимают в школу. А дальше у ребенка возникают трудности – и физиологические и психологические. Это жалобы на головную боль, усталость, раздражительность, слезы без всякой на то причины.
Готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. Важен не столько объем тех сведений и знаний, которые имеет ребенок, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений.

  1. Чаще всего с трудностями в период адаптации сталкиваются те дети, которых учили читать, но не развивали речь и способность различать звуки, которых учили писать, но не создавали условия для развития моторики и особенно движение пальцев. Те, у которых не развита способность слушать, понимать смысл прочитанного, нет умений пересказывать проводить зрительного сопоставление, мыслить.

  2. Не подлежит сомнению, что успешность обучения в школе определяется в основном тем уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс.
Любое неблагополучие в состоянии здоровья, и особенно хронические заболевания, ухудшая состояние центральной нервной системы, являются одной из основных причин высокой утомляемости, низкой умственной работоспособности и, как следствие, низкой успеваемости. К сожалению, в настоящее время здоровыми начинают обучение лишь 25% детей. За последние 30 лет число практически здоровых первоклассников снизился с 61% до 46%. Кроме того, среди детей, начинающих обучение с 6 лет, около 16% не готовы к школьному обучению, а у 30 - 50% выявляется функциональная незрелость.

  1. Специальные обследования показали, что в течении последних лет около 15 – 20% детей, поступающих в школу имеют нарушения нервно – психологического здоровья. Уже с первых дней становится ясно, что этим детям трудно. Беспокойные, плаксивые, они не понимают, что такое урок, на котором в основном играют, очень быстро устают, ложатся на парту или ходят по классу, мешая другим и не обращая внимания на учителя, не могут овладеть навыками счета, письма, чтения. Явно им не по силам школьный режим и школьная нагрузка
Факторы, затрудняющие адаптацию ребенка к школе.

  1. Неготовность ребенка к школе

  2. Нарушения в состоянии здоровья.

  3. Характер семейного воспитания.

  4. Раннее начало систематического обучения.

  5. Жесткость требования педагога и родителей.

  6. Состояние постоянных неудач и другие психотравмирующие факторы.

  7. Несоответствие условий обучения гигиеническим требованиям.

  8. Нарушения в организации внешкольного режима дня.
Условия успешности адаптации первоклассника к школе.

  1. Одно из главных условий успешной адаптации – это создание положительного микроклимата. «Дети активные существа… А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» (Ш.А. Амоношвили)

  2. Учет возрастных и индивидуально – личностных особенностей ребенка.

  3. Дифференцированное обучение – фактор успешной адаптации.

  4. Создание условий для полноценного отдыха.
К сожалению об этом мало думают или не думают совсем взрослые, определяющие дальнейшую судьбу ребенка – будущего первоклассника. Нагружая занятиями в разных секциях и кружках, не создавая условий для полноценного отдыха и стараясь не замечать тревожных изменений в состоянии здоровья, родители и педагоги долго не замечают учебной, психологической и эмоциональной перегрузки, создающей ситуацию стресса, срывающей процесс адаптации.

  1. Помощь педагогов и родителей в подготовке ребенка к школе. Определение степени готовности.
Во-первых, это общее развитие. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и интеллекта.

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой, умение не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, даже если совсем не хочется.

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к умению.


  1. Установление тесной связи учителя с родителями ученика.

  1. учитель должен согласовывать с родителями систему требований к ребенку и отношение к его поведению, чтобы избежать, с одной стороны, вседозволенности, и с другой – непосильных для него повышенных требований;

  2. Организовать встречи родителей со школьным психологом для индивидуальных бесед; коррекционная работа с родителями, обсуждения проблем воспитания;

  3. Организовать родителей со школьным врачом.
Использованная литература:

Ш.А. Амоношвили. «Сердце отдаю детям» - М «Просвещение», 1983

Журнал «Завуч начальной школы» № 1, 2010 год

М.М. Безруких и С.П. Ефимов. «Ребенок идет в школу» - 4-е изд. – М.: 2000.

Малыши проводят в школе большую часть своего активного детства. И если у одних трудности вызывает только «домашка» по математике, то для других школа становится синонимом проблем, плохого настроения и всяческого рода страданий. Причиной испорченного впечатления о первом образовании может стать многое: не сложившиеся отношения с одноклассниками или учителями, плохая успеваемость… Что делать, если вы понимаете, что ваш ребенок столкнулся с проблемами, из-за которых посещение школы превратилось в пытку?

Проблема: ребенок слишком сильно переживает из-за плохих оценок

Ваш сын или дочь приходит из школы в слезах, на вопрос «что случилось?» не отвечает, прячет глаза, отказывается показывать дневник… В результате оказывается, что такое поведение связано с тем, что он схлопотал двойку (или тройку) в школе. И так происходит каждый раз, как учитель ставит оценку ниже «пятерки».

Что делать:
Почти наверняка подобное глубокое расстройство ребенка плохой оценкой тесно связано с ожиданиями, которые вербально или невербально транслируете вы сами. Одни родители прямо говорят «ты должен учиться на одни пятерки», другие намекают - «вот бы у тебя дневник был такой же красивый, как у твоего друга Пети». В обоих случаях ребенок чувствует себя обязанным учиться на «отлично», особенно, если такие завуалированные или не очень фразы проскакивают в вашей речи частенько. А быть отличником получается не у всех и не всегда.

Поэтому первое, что вам нужно сделать, чтобы помочь своему ребенку меньше переживать из-за плохих отметок, - это перестать концентрироваться на них. Хвалите ребенка за его достижения - например, за то, какой красивый у него стал почерк, как быстро он решил задачку по математике, с каким выражением прочитал стихотворение, а не за пятерки. Вы должны транслировать, что хорошие оценки - это здорово, но главное - реальные знания, а еще важнее - интерес к учебе и приложенные усилия. Только для этого вам нужно самой в это поверить.

Проблема: ребенка обижают одноклассники

Печальная реальность такова: почти в каждом современном классе находится свой «изгой». Его обижают, над ним смеются, ему не дают прохода и в прямом, и в переносном смысле. Часто причиной насмешек и издевок одноклассников становится какая-то «особенность» ребенка, которая отличает его от остальных. Слишком высокий, полный, одевается иначе, имеет иной разрез глаз или цвет кожи, учится слишком хорошо или слишком плохо, не ест мясо, - причиной издевательств может стать все, что угодно.

Что делать:
Не вмешиваться «напрямую». Если вы решите «провести беседу» с детьми, которые обижают вашего сына или дочь, вы лишь ухудшите ситуацию. Потому что находиться рядом все время, пока ваше чадо в школе, вы физически не сможете, а как только уйдете - его начнут дразнить еще и потому, что «за него заступается мамочка».

Давать ребенку советы и читать лекции о том, что ему следует сделать в такой ситуации, тоже не эффективно. Потому что советы мы даем из «взрослой» позиции - если бы ребенок обладал нашей уверенностью, знанием и силой, возможно, у него бы и не было никаких проблем.

В этой ситуации вы можете только одно - оказать максимальную поддержку ребенку. Выслушать его, когда он хочет пожаловаться, рассказать, как вы его любите. И попробовать найти для него общество таких же, как он, где его особенность будут ценить, а не отторгать. Если ребенок слишком много болтает и кривляется - отдайте его в театр, если слишком высокий для своего возраста - в секцию баскетбола. Увидев, что он не один такой, ребенок станет меньше стесняться своей «особенности», а вполне вероятно - начнет ей гордиться, и чужие насмешки уже не будут его задевать. А как только орудие не добивает до цели, оно перестает стрелять.

Если же ситуация со временем лишь ухудшается и доходит до рукоприкладства, возможно, вам стоит подумать о том, чтобы перевести ребенка в другую школу. Лишние полчаса дороги или не такой высокий рейтинг по отдельным предметам - не так страшно, как разрушенная психика ребенка.

Проблема: у ребенка нет друзей в школе

Проблемы с отношениями в школе не всегда связаны с тем, что ребенка кто-то обижает – иногда его просто игнорируют. Если одноклассники делают это нарочно, «бороться» стоит теми же способами, что и при активных «наездах», но чаще всего отсутствие друзей у ребенка в школе все же связано с его природной скромностью. Часто с этой проблемой сталкиваются дети, которые перешли в новую школу, где уже сложились свои коллективы и кружки по интересам. И, если для активного и бойкого ребенка влиться в новое окружение - не проблема, то застенчивый будет стоять в сторонке, не решаясь подойти и заговорить с новой компанией.

Что делать:
Для начала убедитесь, что желание иметь друзей принадлежит вашему ребенку, а не вам. Большинство детей испытывают потребность принадлежать к группе, но из любого правила есть исключения - возможно, ваш ребенок – как раз одно из них. Если же ваш маленький школьник очень хочет с кем-то подружиться, но не может, помогите ему - устройте какое-нибудь веселое мероприятие, на которое пригласите других детей.
За стенами школы в ситуации, где им интересно и приятно, дети обычно более расположены к контактам - и будут не против поиграть с вашим сыном или дочерью.

Если организовывать пикники и походы вам некогда, попробуйте позвать в гости родителей кого-то из одноклассников. В конце концов, вам тоже не помешает завести друзей в школьной среде. Попросите своих новых знакомых взять в гости своего ребенка, чтобы вашему было не скучно. И обязательно придумайте какое-нибудь сплачивающее увлекательное занятие, которым дети могут заняться вместе - собрать новый конструктор, построить крепость из подушек, расчесать собаку, что угодно, что они могут делать сообща.

Проблема: перегруженное расписание, ребенок устает и не справляется с нагрузкой

Учителя жалуются, что ваш ребенок спит на уроках. Дома он отказывается не то что помогать по дому - но и играть, потому что слишком устал и хочет отдохнуть. А может, у него и вовсе нет времени на игры, потому что после школы нужно не только сделать уроки, но и сходить на урок верховой езды, а затем позаниматься с преподавателем испанского…

Что делать:
Поумерить свои родительские амбиции - почти всегда, когда ребенок оказывается на грани нервного срыва из-за переутомления, оказывается, что, помимо школы, он посещает еще несколько различных кружков и спортивных секций. Заботиться о всестороннем развитии ребенка - это хорошо и правильно, но ровно до тех пор, пока не страдает его физическое и психологическое здоровье.

Попробуйте отказаться, хотя бы на время, от уроков фортепиано, и не водить своего сына или дочь на занятия к частному преподавателю шахмат три раза в неделю. Понаблюдайте за ребенком: стал ли он более бодрым, веселым, активным? Если нет, возможно, ему нужно больше времени, чтобы прийти в себя. Также не лишним будет проверить, не вызвана ли переутомляемость и нервная истощаемость нехваткой витаминов в организме.

Если, помимо школы, у ребенка нет дополнительных нагрузок, при этом учителя все равно жалуются на его невнимательность, возможно, вам стоит проверить ребенка на синдром дефицита внимания. При СДВГ (так сокращенно называется синдром) в силу неврологических особенностей ребенок с трудом концентрируется на чем-то, не может долго удерживать внимание, что сказывается на успеваемости в школе. Детям с этим синдромом нужна особая помощь в усвоении информации.

Проблема: учительница за что-то недолюбливает ребенка и беспричинно занижает оценки

В идеальном мире учителя должны быть беспристрастны, оценивать истинный уровень знаний ребенка, не обращая внимания на свои личные симпатии и антипатии. Но в реальности, увы, часто происходит совсем наоборот. И учитель выбирает себе «любимчиков» и «мальчиков (девочек) для битья». Причем далеко не всегда в «нелюбимчики» попадают дети, которые славятся плохим поведением или не знают предмет. Просто, например, учительница любит активных ребят, которые всегда тянут руку и стремятся ответить на любой ее вопрос, а тех, кто спокойно отсиживается (возможно, потому что в силу своего темперамента не стремится «лезть вперед») по умолчанию ставит «на ступень ниже».

Что делать:
Для начала попробуйте «разведать обстановку». Поговорите с родителями других детей - а как эта учительница относится к ним? Не жалуются ли на нее? Возможно, у конкретного преподавателя что-то глобально идет не так в жизни, и он «срывается» на детях. В таком случае стоит обратиться к директору и решать проблему административно – менять учителя всему классу.

Если же ваша догадка о том, что учительница недолюбливает конкретно вашего ребенка, подтвердится, попробуйте открыто поговорить с ней. Главное – не начинайте с угроз или негатива. И для вас, и для вашего ребенка будет куда лучше, если вам удастся уладить конфликт мирно. Спросите, что нужно сделать Васе, чтобы его оценки улучшились? Скажите, что чувствуете, что ваш сын «не тянет» ее предмет - что бы она могла посоветовать, чтобы улучшить ситуацию? Расскажите об особенностях своего ребенка - может, поняв, что руку он не тянет не потому, что ничего не знает, а потому, что флегматик по темпераменту, она начнет чаще спрашивать его сама - и удостоверится, что он все знает лучше многих.

Если же несмотря на все ваши беседы, преподаватель не оставит в покое вашего ребенка, используйте этот случай в качестве примера, рассказывая ребенку о том, что в жизни так бывает - даже если мы очень стараемся и делаем все хорошо, другие не всегда это оценивают адекватно. Похвалите ребенка и скажите, что вы уверены, что он знает математику (литературу, английский) лучше многих, и если оценки не будут отражать эти знания - это не его вина.

Вообще, когда ребенок жалуется вам на что-то, что происходит в школе (и не только там), попробуйте слышать не только слова, но и эмоции. Выслушайте все, что хочет сказать вам ваш малыш, и озвучьте чувства, которые, как вам кажется, он испытывает. «Мне кажется, ты очень расстроен» - и замолчите. Ребенок сам даст вам понять, правильно вы «угадали» или нет, а главное - получит «разрешение» высказать все то, что у него накопилось на душе. Такой глубокий эмоциональный контакт - это лучшее, что вы можете дать своему ребенку при наличии проблемы любого характера.

А еще можете почаще напоминать ему, что он замечательный и вы его любите, а школа - это лишь один из этапов долгой-долгой жизни. Бывшие обидчики и вредные учителя останутся в прошлом, и он обязательно встретит тех, кто по достоинству оценит все его замечательные качества.

Фото - фотобанк Лори

П атрик Мабилог, христианский писатель, блогер и тренер в сфере лидерства, в своей колонке на Christian Today написал о пяти проблемах, с которыми приходится сталкиваться детям пасторов, сообщает Христианский Мегапортал invictory .com .

«Быть пастором может быть сложно по многим причинам, — написал Патрик Мабилог в самом начале своей статьи. – Одной из наиболее значимых причин этой сложности будет давление, которое служение приносит в семью служителя – конкретно на детей».

Сам в прошлом пасторский ребенок, Мабилог знает не понаслышке о том, насколько серьезным может быть это давление и что его следует принимать всерьез. В своей статье он выделил пять наиболее распространенных проблем, с которыми приходится сталкиваться детям служителей.

1. Нереалистичные ожидания

Некоторые люди забывают, что дети пасторов – это волонтеры, добровольные члены церкви, а не часть команды, получающей зарплату в церкви. Поэтому несправедливо требовать от них особого посвящения, чтобы они как можно больше времени проводили в церкви и делали все наилучшим образом. К детям пасторов нужно относиться так же, как и к любому другому волонтеру в церкви, не больше.

2. Стереотипы

Всегда есть определенное количество прихожан в церкви, которые точно знают, как должны одеваться дети пастора, что они должны делать, как говорить, как себя вести в собрании, в школе, в соцсетях. Это создает дополнительное ненужное давление на детей пастора.

3. Призыв к служению

Не всегда дети служителей становятся профессиональными служителями Царства Божьего. И даже когда кто-то слышит призыв от Бога, бывает трудно на него ответить. Патрик Мабилог рассказал, что когда он услышал Божий призыв к профессиональному служению, его долго преследовала мысль о том, что он будет стоять в тени своего отца, бывшего пастора этой церкви.

4. Проблемы с общением в своей возрастной группе

Детям пасторов часто приходится вместе с родителями посещать много различных мероприятий, посещать дома членов церкви, присутствовать на похоронах. Они становятся частью социальной программы своего отца или матери. На всех этих мероприятиях и встречах, обычно, мало детей их возраста, там им просто не с кем общаться. Это может привести к разочарованию и нежеланию детей участвовать в делах своих родителей.

Подписывайтесь:

5. Ужасное расписание

Если пастор занят, то заняты и его дети, которые вовлечены во многие его дела и поездки. Пастора часто приглашают в гости вместе со всей семьей. А это добавляет беспорядок в планы его детей. Их планы постоянно изменяются в соответствие с планами родителей.

Исходя из своего жизненного опыта, Патрик Мабилог отметил, что быть ребенком пастора довольно сложно, хотя многим в церкви так не кажется.

Дети индиго – это одаренные, высокочувствительные и обладающие необыкновенной интуицией миллениалы. Их не стоит путать просто со смышлеными и разумными детьми. Способности детей индиго не могут быть измерены, согласно академическим стандартам, или же стандартами, установленными обществом. Дети индиго обладают исключительной проницательностью, их способности превосходят обычные человеческие. Они обладают даром ясновидения, гиперчувствительности к чувствам других людей и феноменальной интуицией. Однако именно из-за таких выдающихся качеств, которыми не могут похвастаться большинство людей, они сталкиваются со множеством проблем в периоды детства и юности.

1. Они сомневаются в своем собственном интеллекте

Дети индиго часто сомневаются в своих способностях мыслить логически. Их разум не способен запоминать сложные алгоритмы решения математических задач. Поколение индиго – это великие художники и провидцы. Они не могут полноценно расти и развиваться в атмосфере, где от них ожидают лишь овладения академическими знаниями.

2. Взросление травмирует их сущность

Они не могут понять, чего от них хотят окружающие. Недоумевают, почему всегда приходится чем-то жертвовать и для чего заводить отношения. Они задаются вопросом, как заставить общество принять себя таким, какой ты есть.

3. Им нравится быть в одиночестве

Они привыкли находиться в своей собственной компании и наслаждаться этим временем, хотя окружающие нередко из-за этого насмехаются над ними. Дети индиго не идут за толпой. У них есть собственное мнение, и они изо всех сил пытаются сказать «нет» многим социальным активностям.

4. Они легко расстраиваются

Они слишком чувствительны к ужасным событиям, которые транслируются в новостях. Обладая высоким уровнем эмпатии, они могут ощущать на себе страдания других людей. Дети индиго хотят, чтобы мир изменился к лучшему. Но при этом они сомневаются в собственной силе и способности повлиять на социум просто потому, что с самого детства их не воспринимали всерьез.

5. Они склонны чувствовать себя неполноценными

Дети индиго часто слышат насмешки, когда пытаются высказаться. Над ними даже порой издеваются тогда, когда они хотят сказать то, что идет вразрез с обычными нормами. Они чувствуют себя неполноценными только потому, что их мнения и идеи противоречат устоявшемуся положению вещей.

6. Они ломаются под сильным давлением

Их естественный режим работы – это состояние . Если от них требуют безостановочной производительности и высокой результативности, дети индиго будут чувствовать себя разбитыми и напряженными. В таком случае они рискуют оказаться на грани полного выгорания. Дети индиго развиваются тогда, когда находятся в гармонии со своими желаниями и возможностями. Однако, поскольку большинство рабочих мест сосредоточено на выполнении рутинных действий, они чувствуют себя под сильным давлением.

7. Они видят целостную картину мира

Многие просто не слушают их, когда дети индиго говорят о том, что знают, какие события произойдут в будущем. Дети индиго могут смотреть в завтрашний день с точки зрения их восприятия целостной картины мира и сильной интуиции. Именно поэтому они боятся автокатастроф. Но всякий раз, когда они пытаются предупредить других, сталкиваются с неверием и насмешками. Окружающие рассматривают их как людей, которых не следует воспринимать всерьез.

8. Они не могут наладить контакт с большинством людей

Дети индиго часто чувствуют себя недопонятыми другими людьми. Их идеальный образ жизни противоположен тому, как живет большинство. Им нужна цель в их жизни, они нуждаются в длительных периодах самосознания, и они наслаждаются каждым моментом своей жизни.

О том, к чему готовиться пятиклашкам и их родителями, специально для «Летидора» рассказывает Елена Гончарова , педагог-психолог, член Российского психологического общества и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.

Елена Гончарова

Переход в пятый класс может стать настоящим стрессом для ребенка. И вот с чем ему приходится сталкиваться:

  • новый коллектив одноклассников, где нужно вновь находить «свое место»;
  • многоголосье новых учителей, к которым нужно привыкать отдельно: к темпу речи, манере преподавания, строгости и отрицательным реакциям на нарушение дисциплины во время уроков;
  • кабинетная система образования, вместо одного привычного класса;
  • самостоятельное возвращение домой вместо привычной продленки;
  • необходимость делать уроки без чьей-либо помощи.

К школьным психологам родители пятиклассников часто обращаются с одними и теми же проблемами:

ребенок из отличника скатился до троечника, стал замкнутым, хотя в младших классах был очень общителен и прилежен.

Родители не всегда осознают, что переживает их школьник в момент перехода из начального в среднее звено. Рассмотрим, с какими трудностями ему приходится сталкиваться в период адаптации к новым условиям.

Смена лидера в классе

Ваш школьник привык быть первым, вести за собой коллектив. А теперь он чувствует, что помимо него в классе еще есть такие же активные, смелые «звезды». У него возрастает уровень конкуренции вместе с конфликтностью. Это большое испытание для самооценки, которая сильно страдает, если ребенок так и не сумел отстоять свою позицию лидера.

Помощь родителей. Расспрашивайте у своего ребенка, кто из нового класса ему нравится, а кто нет и почему. Пусть он вам попробует описать, чем он похож и чем отличается от тех учеников, о которых он рассказал. Какие есть умения и преимущества у вашего ребенка перед новыми «лидерами», а какие преимущества есть у них перед ним.

Задача родителя - объяснить школьнику, что благодаря сходствам или различиям можно подружиться вместо того, чтобы конфликтовать.

Снижение успеваемости по отдельным предметам

Ребенок может плохо отзываться о каких-то учителях, говорить, что они его не любят и специально занижают баллы. Из-за этого пропадает интерес к учебе и ухудшаются оценки.

Помощь родителей. Необходимо разобраться, насколько ребенок адекватно воспринимает происходящее. Стоит пойти в школу и поговорить отдельно с педагогом. Но не предъявляйте претензий, а интересуйтесь мнением учителя - почему, на его взгляд, такое произошло и как можно улучшить успеваемость.

Узнайте, какие сильные стороны видит педагог в вашем ребенке. Если никаких - это сигнал, что педагог не очень профессиональный.

Главное - не оттягивать этот разговор, пока школьник не вступил в открытый конфликт с учителем или, наоборот, не замкнулся в себе.

Выполнение домашнего задания растягивается до позднего вечера

Именно поэтому многим родителям пятиклашек приходится отказываться от секций и кружков.

Помощь родителей. Как правило, снижение продуктивности сопряжено с физиологическими особенностями этого возраста. Необходимо пройти медицинское обследование, чтобы исключить неврологические заболевания, которые на фоне эмоционального стресса могли проявиться в пятом классе. Если же со здоровьем все в порядке, тогда обратите внимание на организацию режима дня ребенка, попробуйте составить план на каждый день. Попробуйте без фанатизма вписать в него выполнение домашних заданий, прогулки и дополнительные занятия спортом, музыкой или творчеством.

Возможно, какие-то предметы ребенок не понимает, но боится об этом сказать.

Предложите свою помощь в объяснении или обратитесь к репетитору.

Двойные стандарты родителей и учителей

Как часто пятиклассники слышат в свой адрес то «ты уже взрослый», то «ты еще мал». Такое отношение к ребенку заставляет его усомниться в их авторитете и вызывает желание вообще перестать кого-либо слушать.

Помощь родителей. Определите вместе с ребенком круг его обязанностей и возможностей. Свои запреты и требования аргументируйте логическими доводами, а не «когда вырастешь - узнаешь».

Договоритесь, какие поощрения и наказания могут повлечь за собой те или иные нарушения договоренностей.

Расставание со «школьной мамой»

Еще в четвертом классе каждый день он видел одну учительницу - свою «классную маму», которая к каждому ученику имела свой индивидуальный подход. В пятом классе школьники словно «обезличиваются», учителя-предметники нацелены дать знания и проконтролировать их уровень. Классного же руководителя дети видят 2-3 раза в неделю на уроках и классном часе.

Помощь родителей. Объясните ребенку, что за неделю учителя-предметники обучают по 200-300 учеников, поэтому основная их задача - учить. В свою очередь родители допускают ошибку, не помогая делать уроки или решать конфликты, обосновывая это фразой «ты должен учиться самостоятельности».

Ответственность за уроки, собранный рюкзак, выученное стихотворение нужно передавать постепенно еще с начальной школы.

Если первые четыре года вы были помогающим родителем, то в пятом классе резко лишать ребенка помощи нельзя.

Комплексы от ощущения социального неравенства среди сверстников

Многие родители в связи с переходом в пятый класс покупают сыну или дочке первые собственные компьютеры, дорогие гаджеты, девочкам приобретают дорогую одежду, обувь, бижутерию.

Помощь родителей. Не нужно обесценивать желание вашего ребенка иметь те же вещи, что и у одноклассников. Фразы «Это не главное», «А другим вообще кушать нечего» вряд ли помогут пятикласснику.

Попробуйте честно сказать своему ребенку:

Я понимаю, как тебе хочется иметь дорогой телефон или планшет. Но, к сожалению, мы не можем пока позволить себе эту покупку.

Предложите ему самостоятельно накопить деньги, составить график накопления и определить, из каких ресурсов ему можно начать экономить.

Отсутствие друзей в классе

Так бывает, когда в пятый класс ребенок переходит из другой школы и ситуация усложняется переездом: тогда друзей нет не только в классе, но и в параллели.

Если для взрослых так важны высокие баллы, тогда нужно вместе с ребенком искать его персональную мотивацию - зачем ему хорошо учиться в школе. А еще надо понимать: кто-то имеет склонность к точным наукам, кому-то легче даются гуманитарные.

Высокие баллы по всем предметам - это огромный труд, который часто лишает детей прогулок, спорта и любимых кружков. А стоит ли оно того?

Трудности, связанные с переходом в пятый класс, - словно «снежный ком»: нарастают друг на друга и в какой-то момент становятся непосильными для ребенка. От нелюбви к предмету, учителю, одноклассникам он может прийти к пониманию: «Я ненавижу эту школу!». А ведь именно в пятом классе у школьника формируется отношение к учебе вплоть до окончания одиннадцатого класса.