Праздник букваря современный сценарий. Классный час (1 класс) на тему: Праздник. День Букваря (2009). «Если с книгой дружишь ты»

19.02.2019

Праздник Букваря.

Учитель:
В жизни всё начинается с малого: с зёрнышка – хлеб, с лучика – солнышко, с кирпичика – дом, а знания – с первой книги каждого человека – Букваря.
Сегодня мы собрались для того, чтобы сказать добрые слова тому, кто был другом для нас с сентября по сегодняшний день, кто всё это время молчал, но каждый миг учил нас доброму, справедливому и хорошему. Своим умением читать и писать мы благодарны этой книге – книге, с которой начинают учиться все: инженеры и академики, врачи и президенты, лётчики и повара.

Ученик:

Осыпает нас заря
Золотым дождем,

Нынче праздник Букваря

- В школу мы идем.
Букварю несем подарки

- Много букв красивых, ярких.

Дорогому Букварю

Говорю: “Благодарю!”

Ученик:

Быстро месяцы летели,
Промелькнул декабрь, январь,
Оглянуться не успели,
Как уже звенят капели
И прочли мы весь “Букварь”.
Дорогому Букварю
Говорю: “Благодарю!”

Ученик:

Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам -
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней!

Ученик:

Дорогому Букварю
Говорю: “Благодарю!”
Если мамы дома нет,
То не стану я скучать,
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать.

Песня «Дружба с букварем».

1. Радуются дети, мамы и отцы

В школу нас водили видно вы не зря

С буквами сдружились мы из букваря.

Припев:

Буквы разные от А до Я

Наши лучшие теперь друзья

Гласные и согласные подружки дорогого букваря 2 раза

2. Мне не нужно к маме больше приставать

Потому что мчались в школу мы не зря

Буквы изучали мы из букваря.

3. Радуются дети, мамы и отцы

Потому что вместе все мы молодцы!

И любую трудность мы переживем

Победила дружба, дружба с букварем!

Ученик:

Мы сегодня очень рады
Всем ребятам, папам, мамам.

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей!

Пусть зовут нас шестилетки!
Пусть не ставят нам отметки!
Нам пятёрки далеки!
Все же мы...

Ученик:

Я уже все буквы знаю,
Даже вывески читаю
И названия газет,
И бумажки от конфет,
И по книжке – раскладушке
Я учу читать игрушки.
Мишка плюшевый и кошка
Могут прочитать немножко.

Ученик:

Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд,
– Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Буква А.
Буква А сладка на вкус,
Словно сахарный арбуз.
Буква Б.
По полю барашек белый
Темной ночью брел несмело.
Буква В.
Буква В есть в слове "вол",
Я ее легко нашел!
Буква Г.
Что за грохот? Что за гром?
Букву Г принес нам гном.
Буква Д.
Буква Д, как будто дом,
Я в деревне жил в таком.
Буква Е.
Буква Е есть в слове "ель",
Заметает ель метель.
Буква Ё.
Буква Ё есть в слове "ёж",
Ты легко ее найдешь!
Буква Ж.
Узнаешь знакомый звук?
Буква Ж жужжит, как жук.
Буква З.
З звенит, словно звонок,
Нас торопит на урок.
Буква И.
И – игрушки,
И – игра.
Любит игры детвора!
Буква Й.
Йогурт из малины
Самый наш любимый!
Буква К.
Буква К, как куколка,
Славненькая буковка!
Буква Л.
Лето, ливень, листопад,
Я любой погоде рад!
Буква М.
Букву М узнал я рано,
Ведь она есть в слове "мама".
Буква Н.
Н – веселый Новый год,
Скоро в гости к нам придет!
Буква О.
О – похоже на колечко,
Словно шерстка на овечке.
Буква П.
П – прекрасные подарки
Принесли в пакете ярком.
Буква Р.
Р – рычит, как будто рысь,
Эй, меня остерегись!
Буква С.
С – свистит, словно свисток:
Удирайте со всех ног!
Буква Т.
Взял я толстую тетрадь,
Буду букву Т писать.
Буква У.
Замычит буренка: "Му-у!"
Узнаете букву У?
Буква Ф.
Я в лесу нашла фиалку –
Только рвать фиалку жалко!
Буква Х.
Веселится буква Х:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Буква Ц.
Буква Ц, как будто цапля,
На одной ноге стоит.
Буква Ч.
Чашки, чайник, сладкий чай,
Что за буква? Отвечай!
Буква Ш.
Я шуршу, как будто шины,
Есть я в слове и "машина".
Буква Щ.
Буква Щ есть в слове "щит".
От удара он трещит!
Буква Ъ.
Твердый знак.
Знак я очень твердый,
Оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!
Буква Ы.
Буква Ы есть в слове "бык",
Травку бык щипать привык!
Буква Ь.
Я – мягкий знак.
Меня найдешь
И в слове "льет", и
В слове "дождь".
Буква Э.
Этот дом похож на наш –
У него один этаж.
Буква Ю.
Скачет Юля, как юла,
Хоть и ростиком мала!
Буква Я.
Ты твердишь все: "Я да я!
Всех умнее я, друзья!"
Не забудь, что буква Я –
Самая последняя!

Песня «33 родных сестрицы»

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, -

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

Припев:

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X

Оседлали петуха, -

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,

Вот и все они, друзья!

2. Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

3. Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они - стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

Шапокляк: Привет, первоклашки-промокашки! Девчонки-вертушки! Мальчишки-кочерыжки!

Вот так всегда! В школе праздник, а меня опять не пригласили, а мне так хочется к ребятам, в школу! А на какой праздник я попала?

Ведущий: На праздник “Букваря”. Ну зачем ты пришла, Шапокляк? Опять будешь пакостить?

Шапокляк: Нет-нет я сегодня добрая! Ну, как вы тут учитесь в первом классе?

Первоклассники: Хорошо!

Шапокляк: Хорошо? Вот и плохо! Я не люблю тех, кто хорошо учится! Мои любимчики знаете кто? Ябеды, хулиганы, двоечники. Вот с кого надо брать пример! А то у меня так мало ребят, которые умеют красиво сделать хорошую пакость. А все потому, что вы не хотите у меня учиться. Айда со мной! Я вас такому научу!

Ведущий: Ребята, вы пойдёте учиться у Шапокляк?

Первоклассники: Нет!

Шапокляк: Я знаю, кто вам нравится, с кого вы будете брать пример: Мальвина – эта зануда, Вини-Пух – песенки какие-то сочиняет, и этот – самый главный мой враг – Чебурашка со своим Крокодилом. Тоже нашел товарища! Играет на своей гармошке у прохожих на виду!

Ведущий: Ой, подожди, Шапокляк. Пришла к нам на праздник, а чему же ты ребят учишь? Нехорошо!

Шапокляк: Не буду, не буду! Это я от горя забылась. Я ведь осталась одна-одинешенька. Моя крыска Лариска сейчас в Африке на конкурсе красоты, а мне ведь одной-то скучно пакости делать. А друга здесь можно найти?

Ведущий: Конечно! А какого друга тебе надо?

Шапокляк: Мне надо... Мне надо... Мне надо двоечника!

Ведущий: Какого двоечника?

Шапокляк: Круглого.

Ведущий: А зачем тебе круглый двоечник?

Шапокляк: Как зачем? Я ведь учусь в школе вредителей. Вот скажут мне: “Опять, Шапокляк, у тебя шесть двоек в дневнике!” А я отвечу: “Подумаешь, шесть! А вот у одного моего приятеля целых восемь!” Понятно?

Ведущий: Понятно.

Шапокляк: И хорошо, чтобы он был еще драчун.

Ведущий: Зачем же?

Шапокляк: Как зачем? Я приду домой, а мне скажут: “Опять у тебя шишка на лбу?” А я отвечу: “Подумаешь, шишка! Вот у одного моего товарища целых четыре шишки!”

И еще надо, чтобы он хорошо стрелял из рогатки. Мне скажут: “Опять ты разбила чужое окно?” А я скажу: “Подумаешь, окно, вот мой товарищ два окна разбил!” Потом еще нужно, чтобы он был хорошо воспитан.

Ведущий: Зачем?

Шапокляк: Как зачем? Чтобы мне на его воспитание не пришлось время тратить.

Ведущий: Значит, если я тебя правильно понял, тебе нужен хорошо воспитанный двоечник и безобразник?

Шапокляк: Вот именно.

Ведущий: Я сомневаюсь, что ты найдёшь в нашей школе себе товарища. Вот посмотри, какие мальчики учатся в нашей школе. Они учатся не только читать и писать, но и петь.

Песня «Учитель и Букварик».

1. Первые шажочки, первый класс.

В жизни все бывает в первый раз.

Первая оценка, первая тетрадь.

Припев.

Учитель и букварик

Учили всех нас буквы знать.

Учитель и букварик

Над составлением слогов

Немало мы потели,

Букварик мы сумели.

2. В жизни надо много нам познать,

С детством мы простимся,

Ведь бегут года,

Первую книгу запомним навсегда!

Шапокляк: Нет, ну такие друзья мне совсем не подходят! Они все сильные, смелые выносливые. Я не смогу с ними дружить!

Где вы, мои помощники Злая Колдунья, Двойка, скорее сюда, на Праздник букваря?

Сценка (действующие лица: Злая колдунья, Двойка, Букварь, Пятёрка)

Выходят злая Колдунья и Двойка.

Колдунья (обращается к детям):

Знакомьтесь, дети, я – Колдунья злая.
Я вам учиться помешаю.
Зачем нужна эта учёба?
Ведь, быть всегда весёлым чтобы,
Не нужно вообще читать
И уж тем более писать.
Как, дети, быть учёным горько!

(Берёт за руку Двойку.)

А вот моя подруга – Двойка.
И пусть её вам ставят часто –
Не будет жизнь такой ужасной.
Рекомендую вам её, друзья,
Без двоек жить никак нельзя.

Двойка (красуясь):

Смотрите, я красивая какая.
А шея у меня, как запятая,
И голова моя красива тоже –
Я так на лебедя похожа.
Но только лебедь в озере плывёт,
А я у вас в тетрадках круглый год
И в дневниках, конечно, плавать буду.
И никого из вас я не забуду.
И скоро вы привыкните ко мне.
Меня вы видеть будете во сне,
И без меня вам будет очень скучно –
Без двоек всем учиться несподручно.

Выходят Букварь и Пятёрка.

Букварь (обращается к ребятам, приветливо):

Привет, ребята, рад вас видеть вновь.
И я вам помогать всегда готов.
Из класса в класс вы будете идти.
Когда же трудности вас встретят на пути
То вспоминайте чаще про букварь,
Что в первом классе вывел вас на старт.
Ведь я – волшебник добрый,
Я вам помогу
Колдуньям, двойкам дать отпор смогу.
Со мной Пятёрка в класс пришла.
Она так этого ждала!

Пятёрка:

Я рада подружиться с вами,
Надеюсь, станем мы друзьями.
Мы ими станем сразу и надолго,
Украсят ваши дневники одни пятёрки.
Мы с Букварём хотим сегодня вам помочь
Прогнать Колдунью с Двойкой прочь.

Колдунья (усмехается):

Ты что такое говоришь?
Прогнать нас? Размечталась ишь!
Мы будем в школе вечно жить,
Всегда с ребятами дружить.

Двойка (делает шаг к ребятам):

Любой ребёнок двойке рад,
Все двойку получить хотят.
Ведь я не заставляю их учиться,
Всем разрешаю я лениться.

Букварь (преграждает Двойке дорогу):

Не говори нам ерунду,
Здесь все приучены к труду.
И мы с Пятёркой твёрдо знаем,
Что в нашем классе нет лентяев.

Пятёрка (ребятам, очень серьёзно):

Труднее получить пятёрку,
Чем двойку или даже тройку.
Меня получите за знанья,
За труд, за долгие старанья.

Букварь:

И вам придётся выбирать,
Что вы хотите получать.

Двойка и Пятёрка (обращаясь к классу):

Ну, что ж, тогда пускай весь класс
Кого-то выберет из нас!

Шапокляк: Ну вот, опять помешали сделать гадость! Кто звал этого Букваря и Пятёрку?

Ведущий: Вы приглашали их, ребята?

Первоклассники: Да!

Шапокляк: Я видела, нет в этой школе плохих мальчишек! Может быть девчонки найдутся ябеды и сплетницы?

Ведущий: Посмотри, Шапокляк, на наших первоклассниц. Они учились не только математике и русскому языку, а ещё искусству танцевать.

Песня « С букварём уселись куклы».

1. С букварем уселись куклы
На лугу, на траве.
Дружно куклы учат буквы:
«А, бэ, вэ! А, бэ, вэ!»

Припев:

Ты нам, ветер, не мешай
И страницы не листай.
Ты буквы не прочтешь,
Только всех собьешь.

2. Подошел утенок важно,
Подошел: «Кря-кря-кря!»
И давай щипать бумажный
Корешок букваря.

Припев:

Ты, утенок, не мешай,
Кукол с толку не сбивай.
Не «кря-кря-кря», а как?
– А, бэ, вэ... – вот так.

3. Подошла, стуча копытцем,
К нам коза: – Что тебе?
– Я, коза, хочу учиться,
Бе, бе, бе! Бе, бе, бе!

Припев:

Ты, коза, нам не мешай,
Кукол с толку не сбивай.
Не «бе, бе, бe», а как?
– А, бэ, вэ... – вот так.
4. А потом пристал теленок,
Замычал: «Му-му-му!
Я – теленок несмышленый,
Ничего не пойму».

Припев:

Ты, теленок, не мешай,
Кукол с толку не сбивай:
Не «му-му-му», а как?
– А, бэ, вэ... – вот так.

Шапокляк: И девчонки тут такие положительные… Что же мне делать?

Ведущий: Давайте ребята научим Шапокляк говорить вежливые слова.

Растает ледяная глыба от слова теплого...

Дети. Спасибо.

Ведущий: Зазеленеет старый пень, когда услышит...

Дети. Добрый день.

Ведущий: Если больше есть не в силах, скажем маме мы...

Дети. Спасибо.

Ведущий: Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече...

Дети. Здравствуйте.

Ведущий: Когда нас бранят за шалости, говорим...

Дети. Простите, пожалуйста.

Ведущий: И во Франции, и в Дании на прощанье говорят...

Дети. До свидания.

Шапокляк: Ой, что я вспомнила! У вас в 1 классе учится девочка, у которой родная бабушка знаете кто? Баба-Яга! На неё вся моя надежда!

Выходят Баба-Яга и Леший.

Леший:

Ты что, Яга, довольная такая?
Последний раз была такой ты в мае.
Быть может, ступу починила ты?

Баба-Яга (счастливо):

Нет, лучше.
Ко мне сегодня приезжает Внучка.
Она большая, ходит в первый класс.
Ох, умной вырастет она теперь у нас!

Леший:

Да, бабка, школа – это сила.
Ты, вот, небось, нигде и не училась?

Баба-Яга (вздыхает):

Не довелось мне, Леший,
Постигать науку,
Ни разу не брала я ручку в руку
И книгу тоже я ни разу не брала,
И даже нету у меня в избе стола.

Леший (удивлённо):

А где ж ты ешь?

Баба-Яга (пожимает плечами):

Да прямо так, на лавке,
А летом – на подстилочке на травке.
Да ты ведь, Леший, тоже не учился?

Леший:

Я, как и ты, в лесу родился.
Здесь вырос, здесь живу, а школ тут нет,
Хоть мне пятьсот, наверно, лет,
Но букв я до сих пор не знаю.

Баба-яга (махнув рукой, огорчённо):

Ну что ж, судьба у нас такая.

Выбегает Внучка.

Внучка:

Ой, Бабушка, привет. А это Леший?
А Водяной с Кикиморою где же?

Баба-Яга (ворчливо):

Ты с Лешим поздоровайся сначала.
Эх, в школе вас воспитывают мало!

Внучка:

Доброе утро, дядя Леший!

Леший:

Здравствуй.

Внучка:

Какой сегодня день прекрасный!
А я сегодня утром книжку прочитала.

Баба-Яга:

Никак ты буквы все уже узнала?

Внучка:

Я алфавит теперь прекрасно знаю.

Леший:

Ты погляди, учёная какая!

Внучка (показывает букварь):

Мне в этом мой букварь помог.
Хотите, с вами проведу урок.

Баба-Яга (удивлённо):

Леший (с надеждой):

И тоже алфавит мы будем знать?

Внучка:

Конечно, разве это сложно?

Баба-Яга:

Но мы стары для этого, возможно?

Внучка:

Ну, что ты, бабушка, букварь открой скорей!

Баба-Яга (не решается дотронуться до букваря):

Мне что-то боязно.

Леший:

Слышь, бабка, не робей.

(Баба-яга открывает букварь.)

Баба-яга (тычет пальцем в страницу):

Ого, какой арбуз лежит!
И апельсин хорош на вид.
А что это за буква тут стоит?

Внучка:

С неё все эти начинаются слова.

Леший (рисует пальцем в воздухе букву А)

Я понял, это буква А!

Внучка:

Да, это буква А.

Баба-Яга:

Ну, Леший, ты умён! А я...

(Плачет.) Не научусь я никогда!

Внучка:

Да что ты, бабушка, какая ерунда!
Я вас обоих быстро научу.
Чтоб грамотными были вы, хочу.

Шапокляк: Да, что же такое делается! Даже столетнюю Ягу они читать научили!

Никого я не нашла себе в помощники в вашей школе! Все умные, благоразумные, воспитанные. Ухожу я от вас!

Ведущий: И лучше тебе не приходить к нам! Правда, ребята?

Первоклассники: Да!

Ведущий:

Кто любит музыку и песни,
Тому живётся интересней.
И в день прощанья с букварём
Мы песню дружно вам споём.

Песня «Прощай, букварь!»
1 .Мой букварь, мой друг надёжный,
Расстаёмся мы теперь.
В новый мир большой и сложный
Для меня открыл ты дверь.
Припев:
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)

2. Много радостных событий
Ты мне щедро подарил.
К миру радостных открытий
Ты ступенькой послужил.
3 .Раскрывал тебя как чудо,
Наступил прощанья срок.
Никогда я не забуду
Первый твой большой урок.

Ученик:

Как сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете!
Скажем Букварю мы «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье.
Ученик:
Трудно было нам с тобой в начале,
Мы полгода буквы изучали!
Но теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!

Ученик:

Учебник закрывается,

Пора с ним распроститься…

Он верным другом был для нас.

Ученик:

Прощаясь с ним, грустит наш класс.

Но долго нам грустить нельзя:

Другие книги ждут, друзья!

Учитель: Я поздравляю вас с праздником! Теперь вам по плечу любые книги, любые знания. Желаю вам прочесть много красивых, добрых книг. Пусть книга станет для вас сияющим маяком знаний. Я желаю вам радости! Желаю не скучать! Мам и бабушек не очень огорчать. И всегда просить прощения за любое огорчение!


Праздник "Прощание с Букварем" в 1 классе. Сценарий

Цели:
1. В увлекательной игровой форме способствовать повторению и систематизации знаний учащихся, поддерживать у учащихся интерес к знаниям.
2. Формировать умение общаться, вырабатывать навыки совместного труда, развивать творческие способности учащихся.
3. Способствовать воспитанию положительного отношения к чтению; уважительного отношения к одноклассникам, родителям.

Оборудование:
- Мультимедийный проектор, экран, презентация;
- Костюмы героев: Букваря, Родное слово, почтальона Печкина
- Музыкальное сопровождение

Праздник Букваря в 1 классе

Ход праздника

Ведущий-учитель:
В жизни все начинается с малого: хлеб – с зернышка, солнышко – с лучика, дом – с кирпичика, а знания – с первой книжки, которую ребенок прочитал сам. Эта первая добрая книжка для многих наших детей – Букварь. Он с 1 сентября учил нас доброму, светлому и хорошему. И мы благодарны ему. Мы закончили изучать свой первый школьный учебник и поэтому у нас замечательное настроение! Встречаем своих первоклассников! (Чему учат в школе - ремикс)
Звучит музыка «Чему учат в школе».
Дети под музыку входят в актовый зал и рассаживаются по местам.

1 ученик
Папы, мамы, гости дорогие,
Вы пришли сюда не зря.
Ведь у нас сегодня праздник,
Праздник Букваря!

Да, праздник действительно славный, но, по-моему, мы забыли поздороваться.
Нужно срочно исправить эту ошибку.
Конечно, и я предлагаю всем поздороваться необычным способом, а для этого вы должны быть внимательными.

1.Игра-песня «Здравствуйте, девчонки»
Под музыку «пластилиновая ворона» ведущий проводит игру.
1 куплет:
Здравствуйте, девчонки (ответ девочек «здравствуйте»).
Здравствуйте, мальчишки (ответ мальчиков «здравствуйте»).
А теперь все вместе (все вместе «здравствуйте»).
Очень хорошо!
2 куплет:
Топнем каблуками (топают),
И мальчишки с нами (еще громче топают),
А теперь все вместе (все топают).
Очень хорошо!
3 куплет:
Хлопнули в ладоши (хлопают),
И девчонки тоже (еще громче хлопают),
А теперь все вместе (все хлопают).
Очень хорошо!
Не стойте, и не прыгайте,
Не пойте, не пляшите,
Там, где сидят родители:
Им очень хорошо!
Дети:
1 ученик Света
Хороша сегодня школа,
Зал горит огнем!
Мы на праздник наш веселый
Всех друзей зовем.
2 ученик Яна
За окном снежинки пляшут,
Сказки зимние даря,
Славный праздник в первом классе –
Это праздник Букваря.
3 ученик Айша
Весь букварь мы одолели,
Потрудились мы не зря.
4 ученик Даниил С
Здравствуй, праздник!
Школьный праздник!
Славный праздник Букваря! хором
Слово для поздравления предоставляется завучу школы-гимназии №10
Учитель:
Школа- дом для нас родной, дружной мы живем семьей
Для кого здесь все - для вас, поиграем мы сейчас
Поиграем в игру «Для меня, за меня»
Кто-то где-то сделал парту. Для кого?
Начертили где-то карту. Для кого?
Доски новые поставят Для кого?
Все, что в школе, все, что в классе. Для кого?
И пришел я на рассвете
В первый раз, в первый раз,
Как и все другие дети,
В первый класс, в первый класс.
Там звонки на переменке. Для кого?
Ставят стенды возле стенки. Для кого?
Там учитель ждет ответа. От кого?
Значит, нужно так учиться,
Значит надо так трудиться,
Чтобы людям не стыдиться. За кого?

Исполняется песня «Прощание с букварем» на мотив « Мы в город Изумрудн ый»

Припев:
Пол года мы учились,
И к знаниям стремились.

Все знаем на зубок урок


Настала нам пора!

Мы буквы изучали,
И по слогам читали.
Ну, а теперь пришел наш час все книжки прочитать.
Помог нам всем букварь, дружок!
Все знаем на зубок урок.
Припев:
Пол года мы учились,
И к знаниям стремились.
Мы буквы изучали, печатали слова.
Все знаем на зубок урок
Помог нам всем букварь, дружок!
И с ним теперь прощаться -2 раза.
Настала нам пора!
Учитель
Праздник начинается, гости улыбаются,
А дети постараются сегодня показать,
Всё, чему учились, всё к чему стремились,
Потому что надо очень много знать.

Праздник у нас с вами необычный – единственный, который никогда не повторится, потому что мы его посвящаем удивительной книге – Букварю.
Почему мы наш учебник Букварем зовем?
Книгу, что знакомит с буквой
Букварем назвали встарь,
В честь славянских «аз» и «буки».
Назван наш Букварь. (иллюстрация букваря старого)
А вы знаете, что букварю более 400 лет. Эта самая старая книга во всём мире. И много лет учит она читать детей. И вам букварь помог: открыл для вас светлый путь в увлекательный мир знаний.
Вот как все начиналось…..
Сценка « Оля учит бук вы»
Автор: Старшая сестра учит младшую читать. Оленька выучила все буквы, а читать не может, не получается. Никак не складываются буквы в слова.
^ Ст. сестра: - Что тут написано, Оленька?
Мл. сестра: - Не знаю.
Ст.сестра: -Это какая буква?
Мл. сестра: - «А».
Ст. сестра: - Молодец. А это?
Мл. сестра: - «У».
Ст. сестра: - А вместе?
Мл. сестра: - Не знаю.
Ст. сестра: - Ну как же не знаешь? Это «А», а это «У». А если их сложить, что получается?
^ Мл. сестра: - Не знаю.
Ст. сестра: - А ты подумай.
Мл. сестра: - Я думаю.
Ст. сестра: - Ну и что?
Мл. сестра: - Не знаю.
Ст. сестра: – Ну, вот что. Представь себе, что ты заблудилась в лесу. Как ты тогда станешь кричать?
^ Мл. сестра: (немного подумав): - Если я заблужусь в лесу, я буду кричать: «Мама!».
Учитель: Итак, летели день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем -мы стали настоящими учениками.
5 ученик Айя
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
6 ученик Милана
Ель, топор, лопата, руки -
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
ВСЕ ВМЕСТЕ. Гласные, согласные.

7 ученик Никита Трофимов
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
8 ученик Матвей
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
9 ученик Ира
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
МА и ША (запомни: МАША!)
К нам явились на урок.
10 ученик Руслан
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,
СО и ВА, читай: СОВА.
11 ученик Влад Б.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
12 ученик Алишер
И как мне радостно сказать:
Умею я теперь читать!
13 ученик Лиза
И вот за это говорю:
Спасибо книге - Букварю.
Учитель:
Тридцать три родные буквы
Мы узнали к февралю
И за это все ребята благодарны букварю.
Расставить детей
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё – знайте место вы свое,
Ж, З, И, Й, К, Л, М – вспоминайте, кто за кем,
Н, О, П, Р, С, Т, У – стойте дружно на посту,
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ – собирайтесь не спеша,
Ъ, Ы, Ь – стойте рядышком, вот так!
Торопитесь: Э, Ю, Я – вот и в сборе букв семья.
Песня 33 сестрицы

Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, -

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,
Вот и все они, друзья!

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!

Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Учитель:
Буквы-значки. Как бойцы на парад,
В чётком равненье построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он - АЛФАВИТ.
Заходит Букварь (поет песенку)
Это очень хорошо,
Что буквы есть на свете.
Их должны на память знать
И взрослые, и дети!
ПРИПЕВ:
Буквы могут в слова превращаться,
Если с ними уметь обращаться.
Ля - ля - ля - ля - ля, ля, ля,
Ля - ля - ля - ля - ля, ля, ля, ля.
2.
Дружат с буквами не зря
Девчонки и мальчишки.
Букв, не зная, не прочтёшь
И самой тонкой книжки!
Букварь: Здравствуйте, ребята! Я рад, что пришёл к вам на праздник
Учились все по мне и встарь,
Я книга школьная - Букварь!
Как рад я встрече с вами!
Только в школу вы пришли –
Встретился я с вами.
Дни учебы потекли, стали мы друзьями.
Я учил буквам вас, и письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду, а еще терпению.
Вас сегодня не узнать: стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали, поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас: «Очень рад, друзья, за вас!»
Подведем итог мы с вами.
Какие получили знания?
Как идет образованье?
Чему же научил вас я?
Сейчас посмотрим мы, друзья!
Букварь.
А теперь я хотел бы узнать, что надо знать, чтобы уметь читать? (Буквы). А сколько букв в русском алфавите? (33 буквы).
Букварь:
Итак друзья внимание.
Начинаем перекличку моих букв.
Букварь : Гласные!
Дети: Здесь!
Букварь: Согласные!
Дети: Здесь!
Букварь : Буквы, которые не обозначают звуков!
Дети: Здесь!
- Чего больше в русском алфавите букв или звуков?
- Чем звук отличается от буквы?
- Сколько гласных букв?
- Сколько согласных букв?
- Чем согласные звуки отличаются от гласных?
- Назови буквы, которые не обозначают звуков.
- Чем звонкие звуки отличаются от глухих?
- Назови согласные звуки, которые всегда твёрдые.
- Назови согласные звуки, которые всегда мягкие.
Учитель: Будем с буквами дружить, чтобы в слоги их сложить. А потом читать слова, чтоб умнела голова.
Игра с буквами учащиеся выходят с буквами м, и,р

МИР
Жила на свете буква М,
Была она ни тем, ни сем,
Но повстречалась с буквой И
И сразу стала ноткой МИ.
Жила на свете нотка МИ,
Дружила с разными людьми,
И как-то раз, придя во сквер
Там повстречалась с буквой Р.
И стала мощным словом МИР,
И прогремела на весь мир.
В печать попала и в эфир.
Пусть в целом мире будет мир!

Букварь : Спасибо за старание, 1 испытание.

Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор.
А О Б Я
Ч Й Ж Щ
О У Я Э
Букварь: буквы вы знаете, а слова из букв составлять умеете?

Составьте из слогов слова в 2 конвертах слоги (учебник, карандаш, ученица, букварь).
Все мальчишки стройтесь в ряд, пора слова нам составлять.
Из слогов составьте слово- и задание готово.
Девчонки тоже не сидите, а ко мне скорей бегите.
Задание тоже получайте, быстрей мальчишек выполняйте.

Букварь. Кто вам подсказывает? Откуда вы все знаете? Наверное ваши родители…
Мы знаем буквы, Вероника
2Знаем слоги, Никита Б
3Умеем говорить, читать, Меруерт
4И постепенно, понемногу Ильнур
5 Мы научились все читать. Жибек
6. А вам родители желаем- быстрее сказку отгадать
Тогда задание для родителей -попробуйте выполнить мое испытание. Я перепутал названия сказок. Давайте восстановим их. (дети из конверта достают названия и читают)
Викторина по сказкам
1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)
2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
7. Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
8. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
9. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
10. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
11. Луковый мальчик. (Чипполино.)
12. Свеколка. (Репка.)
13. Кот в шляпе. (Кот в сапогах)
Букварь:
Вы не только хорошо учитесь, но еще и умеете дружить.

Дети для родителей

1. Спасибо, вам, родные наши
И за заботу, и за труд!
Как жаль, что вам любимым
Каникул летом не дают! Влада
2.Трудно детей своих воспитать – Юрим
Многое нужно для этого знать.
3.Родителям мы хотим пожелать: учитель
4.Детям всегда во всем помогать,
В школу с утра ребенка собрать, Созыкин В
5. Напутствия добрые вовремя дать,
Умную книжку успеть прочитать. Елена В
6. А в выходной не забыть погулять,
Чтобы болезней всех избежать.
Надо еще детей закалять, Кольчанов
7.Собрания также все посещать,
Школе по мере сил помогать. Юра
8. А главное – без сомненья
Все. Желаем мы вам терпенья! Дима
Песня прощание с букварем

Букварь
- Хорошие знания показали и вы, и ваши родители! Молодцы! Теперь я спокоен и уверен, что вы сможете справиться с любыми трудностями и без меня. Но я хочу вас познакомить со своей старшей сестрой – книгой – Родное слово, которая продолжит учиться с вами в 1 классе. Надеюсь, что вы с ней подружитесь!
Родное слово- проводит с ребятами физ минутку (все становятся в круг)
Собрались на празднике все мои друзья.

Буквы все вы твёрдо знаете.
Сами пишете, читаете.
Вы простились с Букварём,
Книжки новые берём. Показывает их.

Учитель:
Любите школу, весь наш класс.
Папы, мамы хвалят нас.
Впереди уроков много,
Ждет вас дальняя дорога.
Учитель с учеником
Родное слово
Надо очень много знать:
Рисовать, читать, писать.
Чтобы жить на пользу людям
Хорошо учиться будем? хором
Стук в дверь. Заходит почтальон Печкин (под музыку).
Почтальон Печкин : Здесь школа - гимназия10?
- Да, здесь. А кто вы, собственно,говоря, такой?
Почтальон Печкин: Кто я такой? Я всем известный почтальон Печкин. Принёс посылку для ваших первоклассников. Но я вам её не отдам, потому что у вас нет документа.
Учитель: Как это нет, вот наши теради по чтению.

Тогда докажите, что они научились читать.
Учитель : Ну, хорошо! Сейчас ребята подойдут к почтальону Печкину и прочитают, что же написано на этой посылке.
Почтальон Печкин: Давайте сюда ваших первоклассников.
На посылке написано:
Город Абай,Карагандинской области, школа-гимназия №10 Первоклассникам
Почтальон Печкин : Вот теперь я вижу, что вы действительно научились читать, и я доставил посылку по адресу. Прощайте! У меня полная сумка писем, телеграмм и посылок.
Ребята! Давайте посмотрим, что же в этой посылке. Ой! Да это же книги!
Ведущий-учитель: Вот и подошел к концу наш праздник: мы и пели, и танцевали, и стихи рассказывали, и слова складывали. Мы показали, чему научились за время прошедшее с 1 сентября. А теперь
Учитель:
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь: Говорим мы: До свиданья!
До счастливых новых встреч!
Любите, ребята, книгу! Она вам поможет вырасти культурными людьми, какими хочет вас видеть Родина, ваши близкие, и конечно же учителя.
Песня. «Буквы разные от А до Я.»
Радуются дети мамы и отцы.

В школу нас водили видно вы не зря
С буквами сдружились мы из букваря.
Припев:
Буквы разные от А до Я
Наши лучшие теперь друзья
Гласные и согласные
Подружки дорогого Букваря.

И не нужно к маме больше приставать
Сможем мы и сами книжку прочитать
Потому – что мчались в школу мы не зря
Буквы изучили мы из Букваря.
Припев:
Радуются дети мамы и отцы.
Потому – что вместе все мы молодцы.
И любую трудность мы переживём,
Победила дружба – дружба с Букварём!
Припев

Торжественным исполнением тропаря в честь святых Кирилла и Мефодия начнется в этом году День славянской письменности и культуры

Текст: Елена Новоселова/РГ
Фото: Цветная литография Яно Кёлера «Святые Кирилл и Мефодий», 1912

24 мая церковь и государство прославляют память двух великих по вкладу в славянскую культуру греческих братьев, подаривших нашим предкам радость чтения книг.

Первой книге в жизни человека-читателя букварю организаторы решили посвятить уже традиционный концерт на , где соберется грандиозный сводный хор из двух тысяч человек.

Поскольку букварь — это детская книга, объяснил начальник военно-оркестровой службы Вооруженных сил РФ — главный военный дирижер генерал-лейтенант Валерий Халилов, на сцене будет 1200 детей. А остальные 800 человек — профессиональный юношеский хор.

Концерт будет состоять из любимых всеми песен из детских кинофильмов и мультфильмов. Ведь 2016-й — это Год кино. Детей в сводный хор собирали со всей страны. Во время выступления будут включения Казани, Новосибирска и Калининграда с синхронным исполнением песен.

Главный военный дирижер подчеркнул, что жанр сводного хора, массового пения всегда был популярен в России. И поделился идеей в будущем организовать праздник детских духовых оркестров, тоже вполне российская забава.

Сделав акцент на специфике нового праздника (День славянской письменности и культуры стал отмечаться в новой России только с 1991 года и имеет церковную и государственную составляющие), председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда остановился на особом его значении в воспитании уважительного отношения к слову, языку:

Сейчас очень непростое время, заметна девальвация слова, в нашем языковом пространстве, в обществе и СМИ возможны вещи, которые раньше были немыслимы. А разрушение языковой культуры ведет к разрушению культуры в целом.

Владимир Легойда пригласил москвичей участвовать в празднике, прославляющем изобретателей славянской азбуки, вместе с детьми. По его мнению, о жизни славных греков узнать не только полезно, но и интересно: «Жития Кирилла и Мефодия — это практически . Надо уметь его рассказать!»

Как сообщил замминистра культуры России Александр Журавский, в торжестве на Красной площади примет участие и вице-премьер правительства Ольга Голодец:

Все начнется с Божественной литургии. К концерту на Красной площади в режиме онлайн будут подключаться другие регионы. Похожие хоровые праздники пройдут по всей стране. А на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге соберется хор больше московского — из 2700 человек.

Замминистра также отметил, что в концерте прозвучит и вполне серьезная музыка, в частности Сергея Прокофьева, поскольку 2016-й — юбилейный год композитора. А среди взрослых исполнителей окажутся популярная певица Зара и солисты Большого театра с хором Сретенского монастыря.

К слову, замминистра рассказал, что детский хор, который будет петь в Москве, получил боевое крещение в Сочи, на Олимпийских играх. Южная столица в этом году примет Всемирные хоровые игры, Россию на которых представят 120 хоров, объединивших пять тысяч человек.

Праздником на Красной площади День славянской письменности в этом году не закончится. Как рассказал журналистам заместитель главы культурного ведомства, к примеру, в Нижнем Новгороде запланирована выставка, посвященная священным книгам, в Томске состоится встреча в лауреатом Патриаршей литературной премии Юрием Лощицем. А в Дагестане будет конкурс чтецов «Слова о полку Игореве».

СПРАВКА «РГ»
Впервые в России День святых Кирилла и Мефодия был учрежден в 1863 году Святейшим Синодом. Формулировка «день славянской письменности и культуры» появилась много позже, в 1985 году, когда праздновалось 1100-летие со дня преставления Мефодия. С 1991 года столицей праздника назначался новый город. А в 2010 году было принято решение основные торжества проводить в Москве.

Татьяна Шиллер
Внеклассное мероприятие «День букваря»

Не каждый знает, что сегодня

Мы отмечаем день Кирилла и Мефодия .

Для тех, кто слышит имена их в первый раз,

Начнем, пожалуй, этот длинный сказ…

Начинаем наш праздник, посвященный Дню Славянской письменности и культуры.

Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита великих просветителей Кирилла и Мефодия.

1 чтец : Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом -

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать.

И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византия и славянской земли в городе Солунин. Отец братьев, по преданию, был болгарином, а мать гречанкой.

Мефодий сначала состоял на военной службе, но потом удалился в монастырь.

Константин (в монашестве Кирилл) с детства обнаружил чрезвычайные умственные дарования. Уже в школе он добился немалых успехов, в частности, в изучении богословия.

Способности Константина стали известны в столице империи, и его в компаньоны к своему сыну пригласил император Михаил ІІІ. Обучаясь при дворе императора, под руководством опытных учителей и наставников он быстро овладел всеми науками, а также многими языками. Он много работал и придумал буквицы , а из них составил азбуку.

Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.

Ученик : Помолившись Богу поутру,

Наклонился над листом святой

Буквы подносил к его перу

Лучезарный ангел золотой.

И ложилась букв славянских вязь ,

И строка бежала за строкой,

Книгою великой становясь,

Посланной Божественной рукой.

И, казалось, блеск небесных звёзд

Эта книга бережно хранит

И, казалось, сам Иисус Христос

По – славянски с нами говорит!

Великое дело создания старославянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. Это событие произошло в 863 году. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку они смогли уловить в звучании славянского языка основные звуки и нашли для каждого из них буквенные обозначения . В память о великом подвиге братьев 24 мая во всех славянских странах празднуют День славянской культуры и письменности или день памяти Кириллу и Мефодию.

Раньше этот праздник считался церковным. Весной 1991 года праздник был объявлен государственным, всероссийским. Раздается колокольный звон.

По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, а не на чужом и непонятном – латинском, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!

В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры. Всю жизнь солунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам, не придавая значения почестям и славе, терпя порой злобу, клевету, гонения.

Младший Константин много читал, размышлял, писал проповеди, переводил, а старший Мефодий был хорошим организатором, «издавал» книги, руководил школой учеников.

Константину не суждено было вернуться на родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял монашеский постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался, это произошло 14 февраля 869 года. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Похоронен в Риме. (СЛАЙД 12)

Мефодий пережил брата на 16 лет. Летом 884 года он удалился от мирской суеты и вместе с учениками перевел на славянский те книги, которые намечал еще Константин Философ. 4 апреля 885 года скончался и Мефодий, похоронили его в Моравии. Никого прежде не оплакивали так в стране. Скорбели ученики, скорбели крестьяне, скорбел весь народ

Ученики Кирилла и Мефодия открывают свои школы, и к концу IХ века уже тысячи людей читают и пишут на старославянском языке.

Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя : А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди,

М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо…

Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах – фразеологизмах :

Знать на ять – знать досконально, на отлично.

Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

Лишь в царствование Петра Первого славянская азбука была заменена «гражданской» , были внесены изменения в алфавит. Царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы “юс малый” , “юс большой”, “кси”, “пси”, “зело”, “омегу”, которые стали обузой в русском алфавите.

(Ведущий показывает на стенде названные буквы )

Во 2-й половине 18-го столетия русский алфавит пополнился новыми буквами , которых не было в славянской азбуке.

Это буквы “Й” и “Ё” .

(Показывает на стенде)

В 1917 году из русского алфавита были исключены еще 4 буквы (ЯТЬ, ИЖИЦА, ФИТА и ЕР, таким образом, оставлены только 33 буквы .

(Подходит к стенду, показывает устаревшие буквы алфавита ).

Наша азбука удивительна! И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия.

Буква к букве - будет слово ,

Слово к слову - речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти !

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Мы Отчизне верно служим,

Ты - один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей!

Ждет тебя за труд награда -

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом -

Слава им, борцам суровым,

Слава нашей стороне!

Слава русской старине.

Заслуги святых Кирилла и Мефодия по достоинству оценены многими народами, населяющими Восток и Запад. День славянской культуры и письменности является официальным государственным праздником, его отмечают 24 мая. Этот день особенно торжественно отмечается в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия с буквами славянской азбуки и иконами святых братьев. Кроме того, построено множество храмов, церквей и соборов в честь Св. Мефодия и Кирилла как в нашей стране, так и за рубежом.

В Софии, столице Болгарии, есть памятник Кириллу и Мефодию. Он установлен перед зданием Национальной библиотеки, носящей их имя.

В 1992 году в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию работы скульптора В. Клыкова. Русский народ воздает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям. Божественных писаний источник богопознания нам источивших”.

Кроме того, построено множество храмов, церквей и соборов в честь Св. Мефодия и Кирилла как в нашей стране, так и за рубежом.

А теперь проведем тест.

Вопрос : В каком городе родились создатели славянской письменности - святые братья Мефодий и Кирилл? (Солунь)

Вопрос : В каком году была создана славянская азбука? (863)

Вопрос : Какие из книг были переведены первыми с греческого языка братьями Мефодием и Кириллом? (Евангелие и Апостол)

Вопрос : В IX веке у славян появились две азбуки – кириллица и глаголица. Какая из них послужила основой для нашего русского алфавита? (кириллица)

Вопрос : Когда отмечается праздник славянской письменности и культуры?

На этом наше мероприятие , посвященное дню славянской письменности, заканчивается. Всем спасибо за внимание.

Сценарий внеклассного занятия День Букваря

Дата публикации: 09.09.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

День Букваря!

Ведущий:

Сегодня, друзья, нас пригласил к себе на праздник Букварь. Все наши дети выучили буквы, научились читать, закончили изучать свой первый школьный учебник и поэтому у всех нас сегодня замечательное настроение!

Ученица:

Первоклассников сегодня

Мы на праздник соберем,

Непременно приходите

Попрощаться с букварем.

Дети исполняют песню «ДЕНЬ БУКВАРЯ»

Ведущий:

Молодцы ребята, поете вы хорошо. Но чтобы хорошо учиться нужно быть очень внимательными на уроках. Сейчас я вас проверю. Мы сыграем с вами в игру «Это я»! Ребята, я сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите: «Нет не я, нет не я, и не все мои друзья!» Итак, начинаем

Игра «Это я»!

Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?

Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

Нет, не я...

Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?!

Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?

Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?

Нет не я...

Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?!

Нет, не я...

Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?

Нет не я...

Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?

Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?

Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?

Нет не я...

Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?!

Есть ребята между вами те, кто помогает маме?!

Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?

Нет, не я...

Кто из вас сюда принес песни, шутки и частушки?!

А сейчас пропоем для вас частушки.

Время быстро пролетело

С сентября до февраля

Мы сегодня отмечаем

Славный праздник Букваря!

Буквы гласные мы любим

И всё больше с каждым днём.

Мы не просто их читаем -

Эти буквы мы поём!

Тыщу слов в минуту нынче,

Как машинка я строчу.

Я любую вашу книжку

Одним махом проглочу.

Мы простимся с букварём,

И рукой помашем,

И спасибо десять раз

Дружно хором скажем!

Мы частушки вам пропели

Очень замечательно.

Отгадайте вы загадки

Думайте старательно.

Ведущий:

А сейчас...

Дети, сядьте по местам,

Вам загадки я задам.

Вы друг другу помогайте,

Хором громко отвечайте!

Стоит веселый, светлый дом,

Ребят проворных много в нем,

Там пишут и считают,

Рисуют и читают.

Кулик невелик

Целой сотне велит:

То сядь да учись,

То встань, разойдись.

(Школьный звонок)

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог.

Я б такой исполнил танец!

Да нельзя, я школьный...

Новый дом несу в руке.

Дверцы дома на замке,

Обитают в доме том

Книжки, ручки и альбом.

(Портфель)

Есть добрая вещица у меня.

Нельзя мне без нее

Прожить и дня.

Помогает мне во всем,

Но живет моим умом.

Я решу - она решит,

Я спешу - она спешит...

Занимательная штучка

Как зовется она?

Пишет он, когда диктуют

Он и чертит, и рисует.

А сегодня вечерком

Он раскрасил мне альбом.

(Карандаш)

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы,

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым...

(Краски и кисточка)

В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я?

(Линейка)

То я в клетку, то в линейку,

Написать по ней сумей-ка,

Можешь и нарисовать.

Называюсь я...

(Тетрадь)

Черные, кривые,

От рождения немые,

А как только станут в ряд -

Сразу все заговорят.

Знаки, черточки и точки -

Если их составить в строчки,

На страницы поместить -

Начинают говорить.

Небольшой для текстов дом,

А как много мыслей в нем.

У стены большой и важный -

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже!

(Книжный шкаф)

У каждой девчонки,

Любого мальчишки

В портфеле есть

Эта заветная книжка.

Читают и ныне,

Читали и встарь

Чудесную книжку

С названьем...

(Букварь)

Ведущий:

Раньше дети всегда учились в школе только по «Букварю». А теперь существуют разные программы. Вы, например, учитесь по программе «Школа ХХI века». И для вас первым школьным учебником стала «Грамота». Но еще задолго до школы ваши родители знакомили вас с буквами, и в этом им помогала замечательная книга «Азбука». В ней нарисованы все буквы русского алфавита. Она помогает выучить, как они называются, запомнить в какой последовательности они стоят в «алфавите». Слово «Алфавит» происходит от названия первых букв греческого алфавита «альфа» и «бета» («вита»). Слово «Азбука» - это древнерусское слово, составленное из первых букв русского алфавита - «Аз» и «Буки». Таким образом, слова «алфавит» и «азбука» имеют одинаковое значение. Все буквы в славянском алфавите имели не только название, но и свое значение, свой смысл. Три первые буквы «аз»-«буки»-«веди» можно прочитать так: «Я - буквы - знаю».

Посмотрите на нашу первую выставку. На ней представлены только некоторые из созданных разными авторами «азбук». «Азбук» для малышей существует великое множество. Все они очень разные, интересные, веселые и занимательные!

Ведущий:

Давайте мы с вами тоже попробуем создать свою «Сказочную азбуку». Для этого вспомним, каких сказочных героев вы знаете:

Сказочная азбука:

А: Алиса, Алладин, Аленушка, Али-Баба, Айболит.

Б: Буратино, Бармалей, Белоснежка, Базилио, Бременские музыканты.

В: Волк, Василиса, Винни-Пух, Водяной.

Г: Герда, Гулливер, змей Горыныч, гном, крокодил Гена.

Д: Дюймовочка, Домовой.

Е: Емеля.

Ж: Жар-птица, Железный Дровосек, Жучка(из сказки «Репка»)

З: Золушка, Золотая рыбка, Златовласка.

И: Иванушка-дурачок, ослик Иа, Илья Муромец.

К: Кощей Бессмертный, Конёк-горбунок, Колобок, Карлсон, Кай.

Л: Леший, Лягушка Царевна, Лиса Патрикеевна.

М: Морозко, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук.

Н: Незнайка, Несмеяна.

О: Олле-Лукойе, Оловянный солдатик, Осёл («Бременские музыканты»), Олень (из сказки «Снежная королева»).

П: Петрушка, Принц, Пеппи-Длинный-Чулок, Пятачок, почтальон Печкин.

Р: Русалочка, курочка Ряба.

С: Снегурочка, Снежная Королева, Страшила, соловей, Сивка-Бурка.

Т: Тортила, Тюбик, три Толстяка.

У: Урфин Джюс, Удав, Умка.

Ф: Феникс, Федора, Фея, Финист Ясный Сокол.

Х: Хаврошечка, Хоттабыч, Хрюша.

Ц: Цапля, Царь, Циклоп, муха Цокотуха.

Ч: Чебурашка, Чипполино, Чёрт, Черепашки-Ниньзя.

Ш: Шапокляк, Шалтай-Болтай.

Щ: Щука, Щелкунчик, Щенок

Э: Элли, эльфы.

Ю: Чудо-Юдо.

Я: Баба-Яга.

Ведущий: Вот так мы с вами сами создали свою азбуку - Сказочную.

В мире много сказок: грустных и смешных. И прожить на свете - нам нельзя без них. Все дети на свете любят сказки. Сначала им рассказывают их взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами. Так было всегда. Сначала люди не умели читать и писать, и они передавали сказки из уст в уста. Их так и называют - устное народное творчество. Потом появились первые книги. Сначала книги были рукописные и очень дорогие. А когда люди научились печатать книги, одной из первых напечатанных книг стал «Букварь». «Азбуки» и «Буквари» одни из самых древних книг на земле.

Ведущий:

А что вы нам расскажете о своем первом учебнике?

С этой книжкой - самой первой -

Каждый путь свой начинал,

Чтоб пройти маршрутом верным

На заветный перевал.

В день осенний, в день чудесный

Мы в поход ушли не зря.

Было очень интересно

На страницах букваря.

Вдоль картинок мы шагали,

По ступенькам-строчкам шли,

Ах, как много мы узнали!

Ах, как много мы прочли!

Край родной, родные дали,

Реки, рощи и моря,

Целый мир мы открывали

На страницах букваря.

Потрудились мы немало,

Ведь, по правде говоря,

Русской грамоты начало -

На страницах букваря.

Тридцать три родные буквы

Мы узнали к февралю,

И за это все ребята

Благодарны букварю!

Мы прочтем любые книги,

Разберемся в словаре,

Потому что всюду буквы

Те же, что и в букваре.

Ведущий:

Да ребята, без букв вам не обойтись. Букв в букваре много, и тот, кто будет с ними дружить, тот быстро запомнит их.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит,

И называются все -

Дети (хором): Алфавит!

Давайте проверим, как вы знаете русский алфавит. Я буду читать стихотворение «Тридцать три богатыря», а вы мне помогайте /дети хором называют буквы алфавита/

Ю.А.Насимович

"Тридцать три богатыря"

(Стихи для запоминания алфавита)

Из-за леса, из-за гор

Мимо нас во весь опор

С громким цоканьем копыт

Скачет русский алфавит.

Командиры во главе -

Это буквы... А, Б, В;

На конях (найдите, где)

Вслед за ними - Г, Д, Е,

А в тележке Ё, и точки

Дребезжат на каждой кочке:

За тележкой - Ж и З

На рассерженной козе.

Вскачь несется буква И -

Ишь, какая, посмотри!

А за ней - Й (краткое)

(сверху что-то шаткое).

Копья, латы, к шлему шлем -

Это едут К, Л, М,

А за ними мчится Н

С перекладинкой меж стен.

Разогнав коней в карьер,

Пролетают О, П, Р;

Вслед со свистом - С, Т, У,

Так, что топот на версту;

Чуть потише - Ф, Х, Ц,

Ц с крючочком на конце;

И чуть слышно - три плаща,

Шелестящих Ч, Ш, Щ.

За плащами - Ъ (твердый знак),

Развернув на мачте флаг;

После знака - буквы Ы:

«Полюбуйтесь, вот и мы!»

А поодаль - Ь (мягкий знак)

Тоже едет кое-как;

Напоследок - Э, Ю, Я,

Троечка послед-ня-я.

Из-за леса, из-за гор

Мимо нас во весь опор

С громким цоканьем копыт

Скачет русский алфавит,

Буквы все от А до Я -

Тридцать три богатыря.

Ученица:

Станет буквы изучать,

А от этого порога -

К знаниям ведет дорога…

Вам чудесные края

Откроет путь от «А» до «Я»!

Ты эти буквы заучи.

Их три десятка с лишним,

А для тебя они - ключи

Ко всем хорошим книжкам.

Прочтешь ты книги о морях,

О снеговых вершинах,

О звездах, птицах и зверях,

Растеньях и машинах.

Найдешь ты храбрости пример

В хорошей, умной книжке,

Увидишь всю свою страну,

Всю землю с этой вышки.

В дорогу взять не позабудь

Ключей волшебных связку.

В любой рассказ найдешь ты путь,

Войдешь в любую сказку.

Ведущий:

А теперь я предлагаю вам встречу со старыми знакомыми.

Мы проведем викторину «Знаете ли вы героев и авторов детских книг?»

Викторина

С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

О ком эта сказка? (о Буратино)

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто и недлинно

Он зовется...

(Чиполлино, а не Буратино,

А написал книгу «Приключения Чиполлино»

Джани Родари)

Появилась девочка в чашечке цветка,

А была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала.

Вот какая девочка, как она мала.

Кто читал такую книжку?

Знает девочку-малышку?

(Дюймовочка из сказки Г.-Х.Андерсена)

Девочка хорошая по лесу идет,

Но не знает девочка, что опасность ждет.

За кустами светится пара злющих глаз.

Кто-то страшный встретится девочке сейчас.

(Красная Шапочка и серый волк

Из сказки Шарля Перро)

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной,

Он сам, того не ведая

Несет её домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки …

("Маша и медведь" -

Русская народная сказка)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота,

Он известен, знаменит,

Это доктор...

(Айболит из сказки К.Чуковского)

Мылом, мылом, мылом, мылом

Умывался без конца,

Смыл и ваксу и чернила

С неумытого лица.

До сих пор лицо горит!

Кто он?...

(Мойдодыр, а не Айболит,

Но тоже из сказки К.Чуковского)

Он весел и не злобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин, мальчик Робин

И приятель - Пятачок.

Для него прогулка - праздник,

И на мед особый нюх,

Этот плюшевый проказник,

Медвежонок...

(Винни-Пух из сказки Александра Милна)

Был он тучкой грозовой,

С Пятачком ходил домой.

Больше всех любил он мёд,

Крошка маленький...

(не Енот, а Винни Пух)

Он дружок зверям и детям.

Он - живое существо.

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

Не тигренок, не синица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок,

Но заснята для кино

И известна вам давно

Эта милая мордашка.

Он зовётся...

(Чебурашка. О нём написал Эдуард Успенский)

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему ни приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена…

(Крокодил из книги Эдуарда Успенского)

Он сыграет на гармошке

Для прохожих на дорожке.

Не возьму я как-то в толк:

Заяц это или …

(Не волк, а крокодил Гена)

Не лежалось на окошке -

Покатился по дорожке.

Перед волком не дрожал.

От медведя убежал.

Но лисице на зубок

Все ж попался …

(Колобок - герой русской народной сказки)

Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает.

Откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь.

(Золушка из сказки Шарля Перро)

В этой книжке - именины,

Много было там гостей.

А на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть ее не погубил,

Но коварному злодею

Кто-то голову срубил.

(Комарик из сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха»)

А теперь про чей-то дом

Разговор мы заведем.

В нем богатая хозяйка

Припеваючи жила,

Но беда пришла нежданно -

Этот дом сгорел дотла

Лихо мерили шаги

Две огромные ноги,

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги.

Дяди Степы каждый шаг

Описал поэт...

(Сергей Михалков, а не Маршак)

Прокатиться мы решили

С ветерком в автомобиле

Правду в сказке Вам сказали

Сами мы его создали.

Ведь такого нет нигде:

Ездит он на газ-воде,

И сироп в нем вместо смазки

Из какой, друзья, мы сказки?

(Винтик и Шпунтик из «Приключений

Незнайки и его друзей» Н.Носова)

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями викторины!

Я очень надеюсь, что с этими писателями и поэтами вы действительно подружитесь и будете с удовольствием читать их замечательные произведения.

На сцену выходят две ученицы.

В середине февраля

В школе - Праздник букваря.

Мы прочли букварь до корки,

Нам по чтению - Пятерки!

Позади нелегкий труд

Слогового чтения

Нам сегодня выдают

У-до-сто-ве-ре-ни-я!

В том, что мы букварь

Полный курс наук

И теперь без передышки

Мы прочтем любые книжки!

В самом деле?

Нет вопросов!

Михалков, Маршак и Носов,

Заходер, Барто, Чуковский,

Хармс, Бианки и Житков,

Паустовский, Маяковский,

Горький, Пришвин и Сладков,

Лев Кассиль и Лев Толстой,

Пушкин, Лермонтов...

Перечислить всех нельзя -

ВСЕ ТЕПЕРЬ НАШИ ДРУЗЬЯ!

Ученица:

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушке трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай еще страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

Ведущий:

Мир полон загадок, приключений и тайн, их ты узнаешь, поверь.

Дорога открытий всегда начинается в школе за партой твоей.

Ведущий:

Сегодня мы прощаемся с букварем. А на память об этом празднике пусть у вас в домашних библиотеках появятся эти замечательные книги. Надеюсь, они вам понравятся.

Каждому ученику выдается на память книга. На титульном листе книги надпись

Сегодня вас пригласили в чудесный мир книг. Будьте же достойными жителями в этом книжном увлекательном городе. Не обижайте книги.

Ну, а когда взгрустнется вдруг,

Не огорчайся слишком:

Как самый лучший, верный друг,

Развеет скуку…

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском