Малыши по слогам. Учимся читать. Первые игры для обучения чтению. Буквенная мозаика онлайн для самых маленьких

07.04.2019

ДРУ-ЗЬЯ

Ни-ки-та и Ле-ша – дру-зья. Они вмес-те хо-дят в дет-ский сад. У Ле-ши есть са-мо-кат. А у Ни-ки-ты – ру-жье. Не на-стоя-ще-е, а иг-ру-шеч-ное. Эти маль-чи-ки – мо-лод-цы. О-ни всег-да де-ля-тся иг-руш-ка-ми. И ни-ког-да не ссо-рят-ся. Вдво-ем иг-ра-ют и сме-ю-тся. Хо-ро-шо дру-жи-ть!

ЗО-ЛО-ТОЕ ЯИЧ-КО

Жи-ли се-бе дед да ба-ба и бы -ла у них ку-роч-ка ря-ба. Снес-ла ку-роч-ка яич-ко: яич-ко не прос-тое - зо-ло-тое.

Дед бил – бил – не раз-бил.

Ба-ба би-ла, би-ла – не раз-би-ла.

Мыш-ка бе-жа-ла, хвос-ти-ком мах-ну-ла, яич-ко упа-ло и раз-би-лось.

Дед и ба-ба пла-чут, ку-роч-ка ку-дах-чет:

Не плачь, дед, не плачь, ба-ба!

Я сне-су вам яич-ко дру-гое,

Не зо-ло-тое – прос-тое!”

МУ-РА-ВЕЙ И ГО-ЛУБ-КА

Му-ра-вей спус-тил-ся к ру-чью: за-хо-тел на-пить-ся. Вол-на за-хлест-ну-ла е-го и чуть не по-то-пи-ла. Го-луб-ка нес-ла вет-ку; о-на у-ви-де-ла - му-ра-вей то-нет, и бро-си-ла е-му вет-ку в ру-чей. Му-ра-вей сел на вет-ку и спас-ся.

По-том о-хот-ник рас-ста-вил сеть на го-луб-ку и хо-тел за-хлоп-нуть. Му-ра-вей под-полз к о-хот-ни-ку и у-ку-сил е-го за но-гу; о-хот-ник ох-нул и у-ро-нил сеть. Го-луб-ка вспорх-ну-ла и у-ле-те-ла.

Был у Пе-ти и Ми-ши конь. Стал у них спор: чей конь. Ста-ли они ко-ня друг у дру-га рвать.

Дай мне,это мой конь.

Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.

Приш-ла мать, взя-ла ко-ня, и стал конь ни-чей.

Л. Толстой

Три мед-ве-дя.

Од-наж-ды пош-ла Ма-ша в лес и за-блу-ди-лась. Ста-ла ис-кать до-ро-гу до-мой да при-шла к лес-ной из-буш-ке. В до-ми-ке э-том жи-ла семь-я мед-ве-дей: от-ца зва-ли Ми-хай-ло По-та-пыч, мать – Нас-тась-я Пет-ров-на, а их ма-лень-ко-го сы-ниш-ку – мед-ве-жо-нок Ми-шут-ка. Дом был пуст – мед-ве-ди уш-ли гу-лять по ле-су.

Ма-ша вош-ла в дом и у-ви-де-ла три мис-ки с ка-шей. Боль-ша-я бы-ла Ми-хай-ло По-та-пы-ча, сред-ня-я Нас-тась-и Пет-ров-ны, а са-ма-я ма-лень-ка-я – Ми-шут-ки. По-про-бо-ва-ла Ма-ша ка-шу из боль-шой мис-ки, по-том из сред-ней, а из ма-лень-кой, Ми-шут-ки-ной, всю ка-шу съе-ла.

За-хо-те-ла Ма-ша при-сеть и ви-дит у сто-ла три сту-ла. По-лез-ла о-на на боль-шой стул и у-па-ла; се-ла на сред-ний стул – на нём бы-ло не-у-доб-но; се-ла на ма-лень-кий стуль-чик и за-сме-я-лась. Ста-ла Ма-ша ка-чать-ся на Ми-шут-ки-ном стуль-чи-ке, ка-ча-лась – ка-ча-лась, по-ка его не сло-ма-ла!

Пош-ла Ма-ша в дру-гу-ю гор-ни-цу. Там сто-я-ли три кро-ва-ти. Лег-ла о-на в боль-шу-ю – бы-ло слиш-ком про-стор-но; лег-ла в сред-ню-ю – бы-ло слиш-ком вы-со-ко; а ма-лень-ка-я при-шлась ей как раз впо-ру. Лег-ла Ма-ша и за-сну-ла.

Вер-ну-лись до-мой мед-ве-ди из ле-са, се-ли о-бе-дать. Ми-хай-ло По-та-пыч за-гля-нул в сво-ю мис-ку и за-ры-чал: “Кто ел из мо-ей мис-ки?” Нас-тась-я Пет-ров-на по-смот-ре-ла на стол и за-ре-ве-ла: “Кто ел из мо-ей мис-ки?” А Ми-шут-ка за-пи-щал: “Кто съел мо-ю ка-шу и сло-мал мой стуль-чик?”

Пош-ли мед-ве-ди в дру-гу-ю гор-ни-цу. “Кто ло-жил-ся на мо-ю по-стель?” – взре-вел Ми-хай-ло По-та-пыч. “Кто ло-жил-ся на мо-ю по-стель и смял её?” – за-ре-ве-ла Нас-тась-я Пет-ров-на. А Ми-шут-ка у-ви-дел в сво-ей кро-ват-ке де-воч-ку и за-пи-щал: “Вот о-на! Дер-жи-те её!

У-ви-дев мед-ве-дей, Ма-ша о-чень ис-пу-га-лась. О-на вы-прыг-ну-ла в от-кры-то-е ок-но и по-бе-жа-ла до-мой. И мед-ве-ди её не дог-на-ли.

Чтобы выучить буквы, совсем не обязательно покупать дорогие пособия или лото — многое можно буквально за пять минут сделать самостоятельно. Главное, чтобы игры были разнообразные и нравились вам и вашему ребенку. Детям очень важно все пощупать, и буквы можно складывать из любых подручных материалов: счетных палочек, спичек, кусочков макарон, лепить их из пластилина...

Ищи букву! Если ребенок любит обводить и закрашивать, то пишем на листе бумаги штук 15 буковок, похожих по написанию, но разного размера и цвета: А, П, Н, Л, Д, Г, или Ш, Е, Щ, Ч, Ц, Й, или Б, В, Ф, Р, Я, Ы. Можно придумывать самые разные задания — обводить только А, или обводить все одинаковые одним цветом, или соединять одинаковые буквы дорожками, или одни подчеркивать, другие обводить в кружок, а третьи перечеркивать крест-накрест...

Буквы на карточках. Можно сделать несколько наборов с одинаковыми карточками, на каждой из которых написать по одной букве. Вы с ребенком берете по набору карточек (начинайте буквально с 2-3 буковок, причем сначала — с гласных), произносите звук, к примеру, "О" и показываете такую карточку. Малыш ищет у себя такую же. Потом вы произносите звук, и он сам ищет нужную карточку. Потом можете играть в "немое кино" — округляете рот, как будто хотите сказать "О", и малыш угадывает, какой звук вы собирались произнести. Вытягиваете губы трубочкой, как будто собираетесь сказать "У", и малыш произносит "У" и ищет карточку с этой буквой.

На какую букву начинается? Эту игру мы освоили года в три. Сначала я специально выделяла первую букву (точнее, звук): "А-а-а-арбуз на что начинается? А на какую букву начинается у-у-утка? А ш-ш-ш-шапка?"

Угадай, что я сказала? Примерно в три года мы начали играть еще и в игры со слогами. Для того чтобы читать по слогам, полезно уметь любое слово разбить на слоги и потом собрать его в целое. Я говорила сначала с маленькими паузами, потом со средними, потом с большими: "Ма. Ма. Что получится? Правильно, мама!" Зачем эта игра? А затем, что иногда дети, которых усиленно учат читать, могут произнести слово по слогам, но при этом не понимают, что же за слово они прочитали.

Кош. Ка?
Ма. Ши. На?
Ка. Ша?
Ру. Баш. Ка?
Ав. То. Бус?

Продолжи слово. Я говорю начало слова, а ребенок угадывает, что дальше. "Кош?" — "Ка!" — радостно говорит Галя.

— Со-ба? — Ка!
— До? — Мик! До-рога! До-ска!
— Ры? — Ба!
— Де? — Душка! Де-рево! Де-ревня!
— Ко-ро? — Ва! Корова! Корона! Коробка!

Предметы и слова

Ребенку очень важно понять разницу между словами и реальными предметами, их обозначающими. "ЛУК" — это слово, и он не щиплет глазки, а от настоящего лука лучше отойти подальше, когда мама его режет.

Если малышу нравится все считать, то можно сосчитать, сколько в слове буковок. Сначала мы играли так с написанными словами, а потом Гришка научился на слух определять длину коротких слов. Когда малыш разберется, как играть, предложите сравнить, какое слово длиннее: "лук" или "картошка", "зонт" или "зонтик", "змея" или "червячок", "карандаш" или "карандашик"?

Кубики Зайцева . Я пыталась учить Гришку по кубикам Зайцева, но энтузиазма у него это не вызывало. Его больше интересовал звук: Гришка готов был раскрыть каждый кубик, чтобы посмотреть, что там стучит или звенит внутри.

С одной стороны, идея слогов на кубиках — блестящая. С другой стороны, мне лично кубики понравились куда больше, чем моим детям, — вот уж не знаю, в чем тут секрет... Вероятно, в условиях большой группы детей кубики работают лучше, но дома это не самое удобное пособие. Обычные карточки от лото нам подошли больше.

Впрочем, иногда Гришка соглашался немного почитать по кубикам.

Магнитная азбука. У нас магнитные буквы висели не на доске, а на холодильнике, и мы почти каждый день читали пару-тройку слов. Иногда Гриша сам складывал какие-нибудь слова и просил меня прочитать, что у него получилось.

Угадай все слово целиком. Эту игру я делала для сына сама: слева на листочке пишу 4-5 коротких слов, а справа — картинки к ним, но в другом порядке. Например, кит, кот, дом, дым, лес, мак, рак, слон, стол, стул, окно, аист, дуб, море, рыба, вода, ножик, шарик, мячик.

Гришка читает слово, обводит его и соединяет с нужной картинкой. Именно таким образом он научился узнавать все слово целиком и понял суть чтения. Некоторые считают, что надо учить соединять буквы в слоги, но мне кажется, что куда важнее, чтобы ребенок понял суть — эти буквы обозначают некий реальный предмет!

Найди пары. У нас дома валялась куча старых карточек от разных лото. Сначала я просто подписала все слова фломастером с обратной стороны. Потом выбрала из них десяток парных картинок, и мы начали играть так. Я кладу карточки картинками вниз, а буквами, стало быть, вверх. Гришка ищет одинаковые слова, читает, переворачивает картинки, проверяя себя, — и забирает пару картинок себе. Гришке эта игра нравилась тем, что гора карточек очень быстро росла.

"Вот сколько я выиграл!" — говорил он гордо.

Смешная книжка. Берем несколько листов бумаги, складываем их пополам и сшиваем в книжку. Потом поворачиваем книжку сгибом вверх и разрезаем странички на 3 или 4 части. На каждой полоске пишем слово, чтобы получилась фраза.

Можно раскрасить вертикальные части в разные цвета: подлежащее одним цветом, сказуемое — другим, дополнение — третьим... Можно сразу подчеркнуть их, как в школе, — ребенок запомнит это запросто, даже если вы не обратите на это специального внимания.

Записки и письма

Многим детям нравится искать призы и клады. Сначала вы покупаете десяток простых конвертов и кладете в каждый конверт простые записки типа: "Ищи в шкафу". Можно прямо в шкафу положить приз, а можно там оставить второй конверт: "Ищи у папы на столе", "Ищи на кухне под стулом".

Ну, а дальше надо найти простую книжку, которую ребенку было бы интересно прочесть, начать читать вслух — и оставить недочитанной на видном месте. Одни дети начинают читать с тоненьких малышовых книжек. Другие тонкие книжки презирают и хотят сразу читать настоящие, то есть толстые. Мой брат, например, начал читать с толстого тома рассказов Носова.

Моему сыну было скучно читать азбуку, где Нина и Инна у окна. Во многих азбуках и букварях прибавляют по одной букве за урок, а Гришке это было не так важно, потому что он знал почти все буквы. И я начала для него придумывать короткие рассказы, причем такие, которые ему было бы интересно прочесть, — про мальчиков, которые строили шалаш, про корабль, который плыл в Африку. Эти рассказы я писала печатными буквами на обычном листе бумаги, причем новое слово появлялось не раньше, чем Гриша читал все предыдущие. Сын старался прочитать поскорее, чтобы узнать, что было дальше.

Первый опыт чтения очень труден для ребенка, особенно пока каждое слово он читает долго и с трудом. Помогите ему, поддержите его на этом этапе! Многие дети, умея складывать буквы в слова, не читают сами потому, что стесняются взрослых — боятся, что над ними будут смеяться или дразнить...

Чему бы вы ни учили своих детей, результат будет не один, а несколько. Предположим, вы учите малыша читать. Первый результат очевиден — малыш начал читать сам. Ура! Второй результат: ребенок смог изменить свое отношение к учебе в целом, например, теперь он считает, что учиться чему-то новому — это очень интересно (или, наоборот, что это очень скучно). Третий результат: меняются ваши отношения с ребенком. Если вы успешно научили его читать, но далось это ценой угроз, криков, скандалов, то, возможно, лучше было не учить — но оставаться друзьями...

Купить эту книгу

Обсуждение

Осторожно на сайте www.razvivalki.biz под именем Николая Зайцева, продают поддельные кубики, которые не имеют ничего с официальными кубиками Зайцева.
подробнее на официальном сайте Н.А.Зайцева [ссылка-1]

Нам нравится заниматься по кубикам. "Угадай слово целиком", "продолжи слово" и в других предложенных играх можно использовать кубики Зайцева www.razvivalki.biz Очень интересная статья, возьму на заметку. А вот магнитные буквы у нас разлетаются по всей квартире.

Хорошие и интересные советы. Будем пробовать. Моей 3 года. Хочу чтобы она знала все

Статья очень понравилась!
У нас с дочкой был огромный школьный портфель (я с ним ещё в школу ходила!), набитый карточками со словами. На некоторых с обратной стороны были приклеены картинки или фотографии. Насте было очень интересно отгадывать картинки! Читать мы научились в 3 года. Часто писали ей письма "от Буратино" или "от Вани" (это её любимая игрушка). Она до сих пор хранит эти письма! (А сейчас ей 18 лет).

Понравилось!!!

обучение чтению. Образование. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с Как я научила ребенка читать с помощью поисковиков. Обучение чтению в 4 года без азбуки. Книги для самостоятельного чтения...

Обсуждение

Читайте ребёнку регулярно и изредка спрашивайте начальную букву в словах из 1-3 букв. Когда придёт время - либо сам зачитает, либо настойчиво попросит его обучать. Обучать мне нравилось по Косиновой. Жукова тяжеловато шла.

Я учила дитятко последовательно. Над кроваткой с рождения висела азбука. В туалете на внутренней стороне двери таблица слогов. Все предметы в доме были подписаны: ДВЕРЬ, СТЕНА, СТУЛ, СТОЛ. По дороге в детский сад в три года ребенок прочитал первую вывеску на палатке: "ПИВО". Это день стал для нас праздником. Ребенок получил шоколадку и дальше понеслось.

Обсуждение

Слоги не автоматизиованы. Возвращаемся на шаг назад и играем в лото с разными слогами, даем маме по просьбе нужный слог (карточку), из двух только что данных простых слогов складываем слово (мама, каша, лапа). Пока слоги не будут читаться без всяких затруднений - к словам не переходим, только трехбуквенные, и то не сразу. Если допускаете компьютерные игры - "Баба-Яга учится читать" вам в помощь.

Дочери 5 лет НЕ знаю, как научить читать ребенка правильно. Возвращаемся на шаг назад и играем в лото с разными слогами, даем маме по просьбе нужный Учимся читать без азбуки: 13 проверенных способов и веселых игр. С одной стороны, идея слогов на кубиках - блестящая.

Обсуждение

Паровозики и дружные буквы - детям действительно непонятно. Попробуйте "буквенное настроение". Есть рассылка [ссылка-1] смело пишите свой электронный адрес, спам не приходит. Там дают скачать и книгу с описанием помощников на каждом шагу обучения чтению. Видео здесь [ссылка-2] А вообще очень таблички складов помогают. Когда снимается напряжение (пением), приходит озарение. Там в видео есть. Похожи на Зайцева, только для каждой согласной отдельно.

а паравозики - это чья методика?

Научить читать не так сложно, гораздо сложнее сделать, чтобы ребенок захотел читать и стал читать книги. Для этого гораздо полезнее в На компьютере еще играли в "Баба Яга учится читать ", и на "Солнышке" в обучающие игры - типа соотнести написанное слово с картинкой.

Подскажите по какой книге (Азбуке)вы учите ребенка читать?спасибо. С Букварями в г. Хабаровске большая напряженка:(Купила книгу Как научить ребенка читать -пока занимаюсь по ней, самое интересное, что Только Жуковой,имхо.У неё очень грамотный подход к...

В процессе взросления ребенок осваивает важные и полезные навыки. Чтение – один из основополагающих. Психологи рекомендуют учитывать индивидуальные особенности детей. Это поможет понять, готов ли ребенок изучать буквы и пришла ли пора начинать учиться читать по слогам. Для детей разных возрастов требуется индивидуальный подход.

Важно своевременно распознать сигналы готовности к обучению:

  • ребенок создает иллюзию чтения, водит пальцем по тексту;
  • проявляет интерес к книгам, может подолгу их рассматривать;
  • знает все буквы и без труда может их назвать;
  • у него понятная речь;
  • у ребенка большой словарный запас;
  • необходимо индивидуально подходить к малышу с дефектами речи.

Особенности обучения в разном возрасте

В 3-4 года

Ребенок в этом возрасте активный и любознательный и способен усваивать большой объем новой информации за небольшой промежуток времени.

Продуктивное обучению любому навыку должно сочетать в себе:

  1. Интересную форму подачи, т.е. обучение лучше проводить в виде игры. Монотонность и однообразие способно отпугнуть кроху и надолго отбить желание обучаться.
  2. Подбирать задание в зависимости от индивидуальных особенностей малыша. Даже в возрасте 3 лет развитие и способности двух детей могут разительно отличаться. Необходимо подбирать развивающие игры, чтобы они подходили ребенку и не были для него слишком сложными.
  3. Следить за реакцией маленького ученика, чтобы он не перенапрягался.
  4. Учитывать его настроение. Не стоит приступать к обучению, если малыш не настроен на занятия.

В 4-5 лет

Мозг ребенка начинает активно работать и обрабатывать информацию. Ему уже гораздо проще структурировать и анализировать все происходящее вокруг. Обучение также стоит проводить в виде игр, чтобы ребенку было легче и интереснее усваивать новые знания. Маленькому ученику необходимо уметь подолгу сосредотачиваться на занятиях, иначе результат от них будет минимальным.

В 5-6 лет

У ребенка наступает новый этап интеллектуального развития. Он начинает активно проявлять интерес к чтению, потому что сам хочет вникнуть в обучающий процесс.

Ребенок получает больше положительных эмоций от обучения чтению. Мозг маленького человечка активно развивает определенные участки, которые отвечают за внимание, помогает лучше структурировать, анализировать и запоминать информацию.

В 6-7 лет

Взрослым людям не нравится заниматься рутинными делами, которые нагоняют тоску. А ребенку заниматься чем-то скучным просто противопоказано. Занятия должны быть увлекательными и интересными.

Для этого потребуется:

  • обучающий материал с большими буквами;
  • проводить обучение в форме игры;
  • не переутомлять ребенка.

Не стоит брать во внимание только книги, лучше использовать говорящую азбуку, карточки, кубики и другой учебный материал.

Классическое обучение в домашних условиях

Правильное начало

Для того чтобы успешно и результативно обучить ребенка чтению по слогам, необходимо задать правильное начало. Психологи и педиатры советуют действовать определенными методами, чтобы снизить у маленького ученика сопротивление к обучающему процессу.

Среди них:

  1. Проводить занятия, когда у ребенка хорошее настроение и не наблюдается признаков болезни. Это правило относится и к обучающему человеку.
  2. В начале учебы у малыша часто наблюдается быстрое переутомление и сложности с концентрацией внимания. Лучше всего будет сократить время занятий в первые несколько дней.
  3. Золотое правило любого обучения у детей – это игровая подача. Таким образом ребенок учится необходимым вещам в легкой и интересной форме.
  4. Занимаясь с ребенком, не нужно изображать строгого учителя. Подобная форма подачи может навсегда загубить в нем желание получать новые знания.
  5. Кроху обязательно нужно поддерживать и радоваться его успехам. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах и способность быстрее достигать успеха.
  6. Чем больше будет разнообразных игр, тем малышу будет проще и интереснее учится читать по слогам. Для детей также необходимым условием является своевременное переключение с одной игры на другую. Это помогает поддерживать интерес и внимание маленького ученика.

Этапы обучения

  1. Для начала объяснить в игровой форме, что речь состоит из звуков.
  2. Научить ребенка отличать согласные различной твердости (мягкие и твердые). Определять гласную, на которую падает ударение.
  3. Затем маленькому ученику нужно научиться выделять звуки в небольших словах.
  4. В игровой форме показывать букву и произносить ее звуковое обозначение.
  5. Затем вместе с родителями складывать слоги.

Игровые формы изучения букв.

Для детей современный мир предлагает множество различных методик, которые помогают научить читать по слогам.

Чтобы научить ребенка читать по слогам рекомендуется начать с изучения буква. Азбуку лучше покупать для детей 2-3 года, где каждая буква ассоциируется с предметом

Среди них:


Обучение правильному произношению звуков

Обучение лучше разделить на несколько этапов. Это поможет ребенку быстрее научиться правильному произношению.

  1. 1 этап. Направлен на развитие органов, которые участвуют в речи: губы, язык, щеки. На этом этапе осваивают более легкие звуки, т.е. гласные и простые согласные.
  2. 2 этап. Ребенок учится сложным согласным. Как показывает практика, это свистящие и шипящие звуки.
  3. 3 этап. Этому этапу стоит уделить особое внимание, т.к. он является одним из самых сложных при обучении ребенка правильному произношению. На 3 этапе нужно научить правильно произносить сложные звуки (шипящие и свистящие), чтобы малыш их не путал.
  4. 4 этап. Когда маленький ученик научится по отдельности выговаривать сложные звуки, наступает следующий этап. Ребенку нужно будет научиться отделять смешивающиеся звуки, например, [Ш] и [С].

Составление слогов и переход к их произношению

Слоги можно разделить на 3 типа:

  1. Согласная + гласная А . Это самый простой слог для усваивания у ребенка. Например, слоги: МА, БА, ПА и др. Ему нужно объяснить, как составляются слоги, и научиться правильно их читать. Пусть маленький читатель не старается изучить слоги быстро, ведь главное, чтобы он понял суть, и делал это правильно. Со временем он научится делать это гораздо быстрее.
  2. Согласная + другие гласные. Сначала лучше изучить слог с простыми согласными, но другой гласной, кроме [А]. Когда он освоит этот урок, можно перейти к следующему. Чередовать простые согласные со сложными (свистящие и др.) и любой гласной. Например, слоги: ДИ, ЩА, ЧЕ и др.
  3. Слог наоборот. Когда маленький читатель понял суть, педиатры рекомендуют переходить на закрытые слоги. Т.е. слог заканчивается на согласную букву. Например, слоги: ИР, ЯЩ, АР и т. д.

Чтение целых слов

Научиться читать по слогам – промежуточный этап, после которого для детей наступает сложный, но интересный период – чтение целых слов. Чем меньше слов будет попадать в поле зрения ребенка, тем ему будет проще.

  1. Лучше всего будет начать со слов, в которых есть повторяющиеся слоги. Например, МА-МА, ПА-ПА, БА-БА и т. п.
  2. Далее проще всего у детей воспринимаются слова с повторяющимися (несложными) согласными. Например, МИ-МО и пр.
  3. Потом стоит выбрать различное сочетание слогов, но с простыми согласными. Например, СА-ЛО, КИ-СА и др.
  4. Затем лучше уделить внимание словам с одной сложной согласной. Например, РО-ЩА, ПИ-ЩА и т. п. Далее можно выбрать обе сложные согласные: ЧА-ЩА и пр.

С постепенным увеличением сложности ребенок сможет прочесть даже самые трудные слова.

Обучение беглому чтению

Обучение беглому чтению поможет ребенку научится быстро читать. Текст для занятий важно выбирать в соответствии с возрастом. Необходимо зафиксировать начальный результат, чтобы знать, насколько успешно проходит обучение. Для этого достаточно дать ребенку прочитать текст, предварительно засечь время. В начале тренировок не стоит переутомлять его, будет достаточно 1-2 минут.

  1. Понять смысл. Необходимо, чтобы ребенок мог усваивать и запоминать смысл прочитанного текста. Когда маленький ученик прочитает часть, нужно задать ему вопросы и проверить, понял ли он смысл текста.
  2. На поиски. Начинающему читателю предлагается быстро найти в тексте определенное слово или словосочетание (но это зависит и от возраста ребенка).
  3. Трудная борьба. Специалисты утверждают, что детям сложно дается чтение слов с несколькими согласными подряд. Нужно составить список трудных слов с идущими подряд согласными. Лучше всего ежедневно прорабатывать такие слова, чтобы ребенок не терял сноровку.
  4. Скороговорки. Проговаривание скороговорок помогает улучшить произношение, правильно распределять дыхание, увеличить скорость чтения.

Популярные методики обучения чтению

Кубики Зайцева

Главное отличие методики Зайцева – это единица языка, т.е. склад вместо общепринятого слога. Например, «пи-ро-г» вместо «пи-рог».

Кубики имеют множество особенностей:

  • размер;
  • цвет;
  • количество;

Различия помогают ребенку запомнить определенное правило. Дополнительно к кубикам прилагаются таблицы со складами. Методика Зайцева подходит детям от 3 лет.

Слоговое чтение

Данный метод представляет собой таблицы со слогами. Огромный набор слогов хорош тем, что его невозможное запомнить и заучить, поэтому одну таблицу можно изучать многократно. Слоговое чтение помогает изучить разнообразные слоги и подготовиться к чтению трудных слов.

Метод Глена Домана

Данный метод рекомендуется использовать с 6 месяцев. В наборе находятся карточки со словами, напечатанными красными буквами.
Суть метода в том, чтобы показывать ребенку карточки со словами, проговаривая их четко и ясно . При помощи этой методики ребенок сможет научиться читать, не заучивая слоги и буквы.

Методика Надежды Жуковой

Для этого метода ребенка заранее необходимо познакомить с буквами. Надежда Жукова утверждает, что детям сложнее выделять отдельные звуки и проще выделять слоги. Кроху сначала нужно познакомить с самыми простыми буквами, гласными. Помочь ему понять, что их можно пропеть. Потом нужно объяснить, как складывают 2 гласные буквы, тогда он сможет понять основы сложения слогов.

«Магнитная азбука» Надежды Жуковой поможет ребенку научиться определять на слух, сколько букв и звуков произнесено, и в какой последовательности звучат звуки.

Кубики Чаплыгина

В основе методики лежат динамические кубики. Это соединенные особым способом кубики, которые можно крутить. Поворачивая их, малыш получает новые слова. Из 2 кубиков можно собрать 20 слов, а из 3 кубиков – в 25 раз больше (т.е. 500 разнообразных слов).

Азбука-самоучка

Азбука-самоучка позволяет ребенку выучить алфавит без посторонней помощи. Электронная азбука поможет изучить основу чтения – буквы в игровой форме практически без помощи взрослых.

Видео-уроки обучения чтению

Существует огромное количество видео-уроков как простых, так и замысловатых. Родителям порой сложно выбрать из такого многообразия то, что действительно подойдёт ребенку.

Видео-уроки можно условно разделить:

  • по возрасту;
  • по полу ребенка;
  • по уровню подготовки (начальный, средний, сложный).

Следует подбирать видео-уроки согласно этим параметрам.

В чем преимущества видео-уроков по обучению чтению:

  • дистанционное обучение;
  • самостоятельное обучение без участия взрослых;
  • легкая доступность;
  • интересный формат обучения;
  • большое разнообразие.

Для успешного обучения важно проявлять:

  • настойчивость;
  • терпение;
  • методичность;
  • внимательность;
  • любовь и заботу.

Не стоит приступать к занятиям с плохим настроением и/или самочувствием. Правило касается как ребенка, так и родителя. Нельзя проявлять при обучении отрицательных эмоций: раздражительность, злость, агрессия. При появлении трудностей в процессе обучения лучше отложить занятия на некоторое время.

Видео на тему: как научить ребенка читать

В детском саду тоже начало учебного года. Дети постепенно приезжают из отпусков. Многие за лето выучили буквы и немножко начинают читать по слогам .

Откуда берутся тексты для чтения по слогам? Конечно, из букваря. Интересны старые буквари , по которым учились ещё бабушки. Второй источник – интернет. Мы тоже готовим для наших воспитанников 5-6 лет тексты в зависимости от наличных навыков, начиная с простеньких и коротких текстиков. Лучше читать понемногу, но почаще.

В первых текстах для чтения по слогам каждое предложение начинается с новой строки. Так ребятам удобнее воспринимать текст. Первые тексты для чтения по слогам следует печатать крупно.

Полезно сопровождать их раскрасками – привычной для дошкольников работой. Задачи такие.

  1. Сперва надо прочитать маме, бабушке или ещё кому.
  2. Раскрасить.
  3. Подписать предметы на картинке.

Почему стоит писать слова? Когда ребёнок читает, взаимодействуют слух и зрение. Когда пишет, - слуховой (проговариваю), зрительный (фиксирую образ слова) и двигательный анализаторы.

Кроме повествовательных текстов для чтения по слогам полезно применять короткие простые стихи .

Как подготовить тексты для чтения по слогам?

Родители, обучающие своего ребёнка чтению, могут сами подготовить материал. Надо знать следующее. Тексты для чтения по слогам могут выглядеть по-разному. Всё зависит от того, как мы разделим слово на слоги.

1. Делим слова на слоги как в букваре дефисами (короткими горизонтальными чёрточками). Ниже несколько текстов разделены на слоги именно так.

2. Слова разделяются на слоги вертикальными линиями.

3. Слоги выделяются снизу дугами.

Примерно так. Начинать лучше с первого варианта с дефисами. Первые тексты должны быть очень простыми по содержанию, как ниже, усложняясь потихоньку.. Сперва картинку для раскрашивания даёте вы. А потом малыш рисует сам по смыслу текста. Тексты для чтения можно скачать на нашем сайте ещё и . Только подготовьте их одним из предложенных выше способов.

Тексты для чтения по слогам

Э-то кот Ку-зя.

По но-чам Ку-зя ло-вил мы-шей.

По-том кот спал на ди-ва-не.

А мы-ши си-де-ли в нор-ке.

  1. Имя кота?
  2. Каковы его действия?
  3. Почему мыши сидели в норке?

Рыбалка.

У Са-ни бы-ла у-доч-ка.

Са-ня на-ко-пал чер-вей.

Он по-шёл на реч-ку.

В реч-ке пла-ва-ет ры-ба.

Са-ня ло-вил ры-бу.

  1. Имя мальчика?
  2. Чем он занимался?
  3. Сколько рыбы наловил?

Де-ре-во.

Э-то де-ре-во.

У де-ре-ва ствол.

У де-ре-ва лист.

У де-ре-ва вет-ки.

Вопрос. На-зо-ви де-ре-во.

Ко-ро-ва.

Ко-ро-ва ест се-но.

Ко-ро-ва да-ёт мо-ло-ко.

Ма-ша лю-бит мо-ло-ко.

Ма-ша лю-бит ка-шу.

У Ма-ши ру-мя-ны-е щёч-ки.

Вопрос. Почему у Маши румяные щёчки? (Почему-то все мамы подумали про диатез)

В ле-су.

Де-ти по-шли в лес.

Они со-би-ра-ли ма-ли-ну.

Ря-дом за-тре-ща-ли кус-ты.

Де-ти ис-пу-га-лись.

А из кус-тов вы-бе-жа-ла со-ба-ка Жуч-ка.

Всем ста-ло ве-се-ло.

  1. Куда ходили дети?
  2. Что они делали в лесу?
  3. Кто напугал детей?

Ле-то

Ле-то крас-но-е.

По-че-му о-но крас-но-е?

Крас-но-е, зна-чит кра-си-во-е.

Зе-лё-ны-е ле-са.

Го-лу-бо-е не-бо.

Яр-ки-е цве-ты.

Кра-со-та.

На-ри-суй ле-то.

  1. Почему лето красное?
  2. Какие леса?
  3. Какое небо
  4. Какие цветы?
  5. Почему тебе нравится лето?

Ко-ло-коль-чи-ки

Ко-ло-коль-чи-ки по-ле-вы-е цве-ты.

По-че-му о-ни по-ле-вы-е?

По-то-му что рас-тут в по-ле и на лу-гу.

Ко-ло-коль-чи-ки си-ни-е

Ли-за гу-ля-ет на лугу.

Ли-за со-би-ра-ет ко-ло-коль-чи-ки.

У Ли-зы до-ма ва-за.

Там ко-ло-коль-чи-ки.

На-ри-суй ко-ло-коль-чи-ки.

  1. Почему колокольчики полевые цветы?
  2. Какого цвета колокольчики?
  3. Где гуляет Лиза?
  4. Куда Лиза поставит колокольчики дома?
.:: 21.08.2015

Весь процесс по обучению ребенка чтению можно свести к нескольким этапам, которые необходимо выполнять последовательно. Именно последовательность и регулярность занятий залог успеха.

Методик по обучению много, мы не будем рассматривать их каждую, а приведем свою. Все обучение состоит из трех этапов:

  • 1 этап - выучить буквы, читать звуки
  • 2 этап - выучить слоги, читать слова
  • 3 этап читать книги с разбивкой по слогам

Учим буквы и звуки

Первое - не нагружайте ребенка лишними знаниями. Все, что ему необходимо знать, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные мы можем произносить, просто открыв ротик без язычка - продемонстрируйте. Гласные звуки можно пропеть - продемонстрируйте.

При произношении согласных звуков работает весь ротик. Покажите, как трудиться язычок: Л, Р, Н, К, Т. А как складываются губы: П, М, Щ, Ш, как работают зубки: В, Ф. Разберите каждую буковку.

Объясните, что каждый звук обозначается буквой и её можно написать - продемонстрируйте.

На этом этапе ребенок должен определять, на какой звук начинается любое слово.

Разобрали с произношением звукам, переходим к буквам. Как они пишутся.

Сначала разбираем все гласные. Желательно гласные буквы выделять красным цветом, согласные любым. На данном этапе ребенку необязательно опознавать твердые и мягкие, писать зеленым или синим, лучше всего согласные писать нейтральным черным или коричневым цветом.

Очень удобно использовать для запоминания букв кубики. Причем они могут быть в двух вариантах - кубики деревянные, на которых нарисованы только буквы, гласные красным, согласные зеленым и синим, и кубики пластмассовые с наклеенными картинками.

Настоятельно рекомендую внимательнее выбирать кубики с картинками. Иногда картинки изображают не один предмет, а несколько (иголка и нитка), или один, но с множеством деталей: на букву Я нарисован якорь и корабль на заднем фоне. Или, например, часто на кубиках буква Щ и щука, в то время как у малыша этого возраста ассоциации только с рыбой. Правильнее нарисовать щетку - это понятнее.

Некоторые мамочки расстраиваются, что ребенок не может выучить буквы, и не догадываются, что у малыша в голове каша. Вот почему. Возьмем слово АРБУЗ - самое простое, которое на букву А. А теперь произнесите его с ударением - вы явно услышите ударение на слог БУ. Именно они «отпечатываются» у ребенка в голове.

Поэтому когда учите ребенка буквам, выбирайте те слова, где в изучаемый звук или гласная буква ударные! Это очень важно, но почему-то не уделяется внимания ни в одной методике. Думайте как ребенок, а не родитель - учитель.

  • учим буква А - вместо Арбуза должен быть Аист
  • учим букву М, вместо Машинка - Майка
  • учим К - Конь, а не Корова
  • учим Н - Нос, а не Носорог
  • учим О - Осень, Облако, но не Окно или Оса

Сложно в этом возрасте понять малышу, что мы произносим «Акно» и «Аса», но слова-то на букву О и таковы правила русского языка. Только когда ребенок запомнит звуки в словах, где они ударные, можно искать эти буквы в словах не под ударением.

Важно: все используемые для обучения кубики, азбуки, магнитные наборы и прочий материал, нужно выбирать тщательнее.

Важно: если вашему ребенку трудно дается восприятие букв и звуков, не учите весь алфавит, а выучите сначала только основные: А,О,У,Ы,Э. Из согласных М, Л, П, Б, Д.

Некоторые методики предлагают вначале изучение только звонких согласных, а глухие и шипящие оставить на потом. Это кажется правильным, но мы забываем об индивидуальном подходе. Для ребенка быстрее восприятие той информации, которая окружает его на подсознательном уровне в течение всего дня. Если мальчика зовут Шурик, папу - Жора, бабушку - Таня, то звуки и буквы Т, Ш, Ж, нужно учить наравне с М - мама, Б - баба.

Важно: не путайте ребенка, если учите звуки, издавайте один звук - не МЭ и не ЭМ, а «М». Если ребенок путается, подумайте, насколько удобно к восприятию вы пытаетесь преподать ему информацию.

Учим слоги

Учим слоги с каждой гласной буквой отдельно. 2-3 дня на каждую гласную. Техника:

  1. Взрослый читает - ребенок повторяет.
  2. Вместе прочитываем слог.
  3. Ребенок читает все слоги по порядку.
  4. Взрослый показывает последовательно слоги, ребенок читает так, что получаются простые слова: ДА-ША, МА-ША …
  5. Добавляется лист с согласными. Взрослый показывает, ребенок читает: ДА-Р, ША-Р, ПА-Р…
  6. После отработки слогов с одной гласной, добавляется ещё и пройденные ранее. Взрослый показывает слоги, ребенок читает: МЫ-ЛА, РА-МЫ, МА-ЛЫ-Ш.
  7. Применяем игровые формы:

а) ребенок как бы спасает заколдованные игрушки (куклы, солдатиков). Каждое прочитанное слово - одна игрушка спасена.

б) ребенок читает один слог, взрослый показывает другой, чтобы получилось слово, ребенок читает вторую часть слова.

в) более сложный вариант - наоборот: взрослый показывает и читает первый слог, а ребенок подбирает второй.

Слоги с фиксированной гласной

Одна из самых эффективных методик обучения чтению, когда ребенку демонстрируются слоги, в которых одна и та же гласная и меняется согласная. Например, методика Сергея и Ольги Фединых начинает учить чтению по слогам именно с этого этапа.

Выпишите или распечатайте крупным планом слоги:

Читаем по строкам, пока ребенок не будет выполнять это уверенно. Затем читаем те же слоги, по столбцам. Когда вся таблица будет бегло освоена, переходите к слогам с более сложными гласными Е, Ё, Я, Ю:

Слоги с первой гласной

Только после того, как ребенок освоит чтение слогов, где первая буква согласная, переходите к чтению слогов, где первая буква гласная.

Важно: знаменитый букварь Жукова обучает в другом порядке - там ребенок учит букву и сразу слоги с ней, где согласная первая и вторая. Потом переход к следующей букве. Предложите своему ребенку букварь, если ему так будет понятно - прекрасно, эта методика для вас. Если Жуков «не идет», отложите его в сторону и не пытайтесь читать «обратные» слоги (начинающиеся с гласной).

Если малыш путается, и вместо УВ читает ВУ или вместо АН - НА, спокойно поправляйте. Читайте также по строчкам, затем, когда освоите, по столбцам.

Навык чтения нарабатывается систематическими занятиями, прекращайте заниматься, как только видите, что ребенок стал отвлекаться. На первых порах он может посидеть с вами, повторяя слоги, пять минут или чуть больше. Оптимальная продолжительность занятий 10-15 минут ежедневно. Для ребенка 4-х лет даже 20 минут - уже очень долго. 20 минут отводятся на занятия не требующих серьезного напряжения - лепке, обществознанию, обучающим играм или мультфильмам.

Важно: если у вашего сынишки или дочки не читаются определенные слоги, возможно, в силу того, что он не выговаривает некоторые звуки (Л, Р или шипящие), не используйте их в чтении до тех пор, пока он не будет бегло читать те слоги, которые для него легче.

Читаем простые слова

Когда будут освоены слоги, можно переходить к чтению слов. Самые простые, состоящие из трех букв:

Будет лучше, если слова будут знакомы детям. Например, слова ТЮК или ПИР, хорошо бы знать для расширения словарного запаса, но необязательно. Во время обучения чтению, чем меньше посторонней информации и отвлекающих моментов, тем легче учиться. Все дети разные, кто-то схватывает на лету, а для кого-то это серьезная работа. Мама должна быть чуткой и сама улавливать, насколько напрягается ребенок.

Порядок чтения слов по слогам такой:

  • Чтение слов из трех букв,
  • Чтение простых слов из двух слогов,
  • Чтение слов из трех и более слогов,
  • Чтение простых предложений,
  • Чтение коротких рассказов (несколько связанных предложений) или стихов.

Важно: после того как ребенок научится читать простые слова, не переходите сразу на большие тексты. Для малыша важен результат, он должен осознавать смысл прочитанного, это как награда за труд: прочитал, сделал некое открытие, узнал историю. Но дети 4-5 лет лучше усваивают информацию во время прочтения, состоящую из 4-5 предложений. Читать - совсем не то, что слушать.

Если же перед вами длинная сказка, читайте абзацами. После каждого останавливайтесь и разберите смысл прочитанного.

Читаем книги с разбивкой по слогам

Много хороших книг из серии «мои первые книжки», хорошие тексты в букваре Жукова.

Тексты должны быть простыми, доступными для понимания и без ляпов, нелепостей и глупостей. Помните, что информация из книги непременно запомниться и отложится в памяти.

Прежде чем покупать книги для чтения по слогам, пролистайте, убедитесь, что текст удобный для возраста вашего ребенка.

Качественная литература для малышей из серий «Читаем по слогам» имеет пометку, для какого возраста она предназначена. Для малышей 3 лет - это стишки в два предложения, для 4 лет - стихи и короткие сказки, как «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Маша и медведи». Для детей 5 лет небольшие сказки и рассказы.

Ольга Гришанова (педагог-воспитатель)