Материал (1 класс) на тему: Сценарий "Праздник Букваря". Внеклассное мероприятие «День букваря. И теперь без передышки

26.03.2019

Праздник Азбуки

Ученик 1.

Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня говорим
О своих успехах.

Ученик 2.

Разбудите меня ночью
В самой серединочке -
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!

Ученик 3.

Наконец пришла весна,
Солнышко лучится!
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!

Ученик 4.

Песня Азбука
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.

Пр:
Азбука, азбука
Каждому нужна.
Нам поможет книжки

Сценка

Слушайте! Слушайте! Слушайте!

Царский указ!

Всех жителей сказочного школьного королевства, которые научились читать, приглашаем на королевский бал.

Его величество королева Азбука.

(ВЫХОДЯТ МАЧЕХА И 2 ДОЧЕРИ)

Я им праздник подпорчу!

Ведь не даром зовусь я графиней Ошибкой!

А вот и мои дочурки - самые лучшие оценки в школьном королевстве - Двойка и Единица.

Единица: Любой ребенок единице рад,

Все единицу получить хотят.

Двойка: И двойка не заставит вас учиться,

Хором: Всем разрешаем мы лениться.

Единица: Ш-ш-ш, дайте нам ответ -

Нужны пятерки детям? (ДА)

Двойка: Кто хочет иметь в дневниках нас всегда,

Тот скажет «ДА». (НЕТ)

Мачеха: Ах, нет? Ну, мы вам еще покажем! Крошки, за мной!

(уходят)

(Входит Азбука.)

Азбука.

Вот и я, мои друзья!
Я вам рада очень!
Слышать добрые слова
Кто же не захочет!

(вбегает ученик)

Ученик 5.

В школу мне зачем идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас.
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
В интернете пропадать.

Азбука.

Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь
И включиться в Интернет.
Грамотою не владеешь -
Подключаться толку нет,
Насмешишь ты целый свет!

Ученик 5.

Как же так? Ведь я читаю,
Цифры знаю, буквы знаю!

Азбука (Показывает на букву Р).

Эту тоже?

Ученик 5.

Ну а как же!
Знает каждый во дворе -
Перед нами буква “рэ”!

Буква Р.

Я не “рэ”, не “рэ”, не “рэ”,
Хоть пишусь я во дворе!
Ты меня найдешь в горах,
Тундре, речке, берегах.
Рокочу я громким громом
И реву звериным рёвом -
Вот тигриным, например.
Моё имя - буква “эр”!

Ученик 5 .

Извините, я не знал,
Но я правильно читал!

Учитель. Уважаемая Азбука! А давайте проверим, все ли ваши подданные пришли на бал.

(Дети читают стихи о каждой букве. У каждого ученика эмблема той буквы, о которой он читает. Во время чтения стихотворений дети перестраиваются по порядку букв в алфавите Если в классе детей мало то можно сделать по 2 эмблемы на руки детям.)

А рбуз мы выбрали умело.
Внутри он красный - значит спелый.
-
Б егемот разинул рот:
Булки просит бегемот.


- В ишни спелые в саду.
Собирать я их иду.
-
Г рибы растут в лесной глуши.
Пришёл искать их - не спеши.

Д ом с трубой на красной крыше,
Дом хороший очень вышел.
-
Е ли выросли в тиши,
Стали ели хороши!


- Ё ж сердитый, старый ёж,
Ты куда, скажи, идёшь?
-
Ж ук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет?


- З онтик красненький из ситца
Летом может пригодиться.
-
И ндюк живёт у нас давно,
Приходит часто под окно.


- И ней лёг на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
-
К укла с бантом в красном платье.
Куклу подарили Кате.


- Л иса живёт в большом лесу.
Все знают хитрую лису.
-
М ёд в лесу медведь в лесу нашёл.
Мало мёду, много пчёл!


- Н ожницы подстригли ловко
Волосёнки на головке.
-
О чень состарился дедушка мой,
Очки у него постоянно с собой.


- П етух поёт среди двора:
“Ку-ка-ре-ку, вставать пора!”
-
Р оет землю старый крот,
Разоряет огород.


- С пит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
-
Т аракан живёт за печкой, -
То-то тёплое местечко.


- У ченик учил уроки,
У него в чернилах щёки.
-
Ф лаги взяли на парад
Двое маленьких ребят.


- Х леб к обеду купим чёрный,
Он отлично пропечённый.
-
Ц апля любит у реки
Забираться в тростники.


- Ч асовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
-
Ш ар из рук рванулся сразу,
Значит, плохо был привязан.


- Щ ука в речке спит на дне,
Стайка рыб плывёт над ней.
- Всё назвали попорядку.
Букву
“ы” запомним так.

Пригодятся, вероятно,
Твёрдый знак и мягкий знак.
- Э тажерка есть у Нади,
Там и ручки, и тетради.


- Ю нга - будущий матрос -
Южных рыбок нам привёз.
-
Я год нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы!

Азбука.

Это русский алфавит,
Буква к букве - в ряд стоит.

(Танец под песню «Алфавит»).

Азбука.

За ребят я очень рада!
Вижу: учатся всему -
Счёту, грамоте, письму.
Хоть малы ещё на вид,
Знают русский алфавит.
Сколько букв в нём?

Ученик 6.

Тридцать три!
Ты на буквы посмотри.
Чудесные! Прекрасные!
Гласные! Согласные!
Будем знать мы алфавит -
Всё вокруг заговорит!

Ученик 7.

Ученик 8.

Ученик 5.

Понял много я сейчас
И пойду учиться в класс.
Многое узнаю,
Книги прочитаю.

Ученик 9.

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну прочитай ещё страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

(Исполняется песня «Новая книжка»)

Игровая программа

Загадки

(выходит вперед нужая буква)

Эта буква широка
И похожа на жука. (Ж)

В этой букве нет угла,
До того она кругла.
До того она кругла -
Укатиться бы могла. (О)

С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу. (Ф)

На эту букву посмотри -
Она совсем как цифра 3. (З)

Вот два столба наискосок,
А между ними поясок,
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква … (А)

Вы посмотрите: кто такой,
Загородив дорогу
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу. (Б)

Подойди, цыплёнок Цып,
Повторяй-ка: цып, цып, цып!
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок.
Это цапля на крыльце
Объясняет буква … (Ц)

Алфавит

По цепочки дети называют слова на те буквы русского алфавита, которые изображены на эмблемах каждого ребенка.

Наборщик (Работа в группах: мальчики, девочки, родители.)

Храбрость

хор, хорь, храбр, раб, рост, рот, брось, брат, барс, оса, сор, сто, бор, трос.

Загадки:

1. Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет. (Чипполино).

2. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила!
Девочка имя забыла своё,
Ну, отгадайте, как звали её. (Красная шапочка)

3. Человечек деревянный
На воде и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный
А зовётся …… (Буратино)

4.Он дружок зверям и птицам,
Он - живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он - не птица,
Не тигрёнок, не лисица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Очень милая мордашка,
А зовётся … (Чебурашка)

Чебурашка пришёл с загадками.

1.Если ты его отточишь
Нарисуешь всё что хочешь.
Солнце, море, горы, пляж
Что же это?... (Карандаш)

2.То я в клетку, то в линейку
Написать по ним сумей-ка.
Можешь и нарисовать
Что такое я? … (Тетрадь)

3. Звенит звонок, торопит нас
И мы вбегаем в светлый … (класс)

4. Я с собой её ношу
Не макаю, а пишу
Замечательная штучка
Самопишущая … (ручка)

5.Чёрные, кривые, от рождения немые.
Встанут в ряд - все заговорят. (Буквы)

Портфель

Надо собрать в портфель необходимые предметы для школы.

(Соревнуются ученики и их родители. Ученикам и родителям выдается листок с написанным на нем днем недели. Из предложенных принадлежностей выбрать те предметы, которые нужны в школе именно в этот день недели)

Учитель.

Этот грозный Буквоежка -
Буквы съест в один присест.
Обглодал он все словечки
И теперь уже не ест.
Надо буквы дописать,

………………………………….

Ученик 10.

Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо -
Расставаться нам пора!

Ученик 11.

Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за всё благодарим!
Говорим тебе мы - до свиданья!
Здравствуй! - новой книге говорим.

(поют песню «Прощание с букварем»)

Учитель

Позади нелегкий труд

Медленного чтения.

Вам сегодня выдают

Удостоверения.

В том, что «Азбуку» прочли,

Полный курс наук прошли.

Можете теперь прочесть

Книжки все, какие есть! Детям вручают удостоверения и медальки.


ПРАЗДНИК БУКВАРЯ.

Ведущий: Сегодня нас пригласил к себе на праздник Букварь. Все наши первоклассники выучили буквы, научились читать, закончили изучать свой первый школьный учебник и поэтому у нас сегодня замечательное настроение! Встречайте своих первоклассников!

(Первоклассники входят в зал под музыку песни «Первоклассник».)

1.Мы помним тот звонок весёлый,

Что прозвенел нам много раз,

Когда вошли с цветами в школу,

В свой самый лучший первый класс.

2.Как встретил у дверей учитель,

Наш верный друг на много дней,

И шумная семья большая

Подружек новых и друзей.

3.Садясь за парту осторожно,

Чтоб школьной формы не измять,

Мы буквари свои раскрыли,

Раскрыли чистую тетрадь.

4.В небе солнышко сияет,

Смотрит в первый класс.

И оно, наверно, знает,

Что сегодня праздник наш!

Исполняется песня: «Чему учат в школе».

Ведущий : Молодцы, ребята, поете вы хорошо. Но, чтобы хорошо учиться нужно быть очень внимательным на уроках. Сейчас я вас проверю. Мы сыграем с вами в игру «Это я»! Ребята, я сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите: «Нет не я, нет не я, и не все мои друзья!». Итак, начинаем…

Игра «Это я»!

Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
- Это я...
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Нет, не я...
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?!
- Это я...
Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?
- Это я...
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
- Нет не я...
Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?!
- Нет, не я...
Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?
- Нет не я...
Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?
- Это я...
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
- Это я...
Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?
- Нет не я...
Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?!
- Это я...
Есть ребята между вами те, кто помогает маме?!
- Это я...
Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
- Нет, не я...
Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?!
- Это я...

Ведущий: Молодцы! С этим заданием вы справились. А сейчас…

Вам загадки я задам.

Вы друг другу помогайте,

Хором громко отвечайте!

Загадки:

М Стоит веселый, светлый до
Ребят проворных много в нем,
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
(Школа)

До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог.
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я школьный...
(Ранец)

Новый дом несу в руке.
Дверцы дома на замке,
Обитают в доме том
Книжки, ручки и альбом.
(Портфель)

Есть добрая вещица у меня.
Нельзя мне без нее
Прожить и дня.
Помогает мне во всем,
Но живет моим умом.
Я решу – она решит,
Я спешу – она спешит...
Занимательная штучка
Как зовется она?
(Ручка)

Пишет он, когда диктуют
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом.
(Карандаш)

Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы,
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым...
(Краски и кисточка)

В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?
(Мел)

Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я?
(Линейка)

То я в клетку, то в линейку,
Написать по ней сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Называюсь я...
(Тетрадь)

Черные, кривые,
От рождения немые,
А как только станут в ряд -
Сразу все заговорят.
(Буквы)

У каждой девчонки,
Любого мальчишки
В портфеле есть
Эта заветная книжка.
Читают и ныне,
Читали и встарь
Чудесную книжку
С названьем...
(Букварь)

(Звучит мелодия «В гостях у сказки». )

Ведущий: В мире много сказок: грустных и смешных. И прожить на свете -нам нельзя без них. Все дети на свете любят сказки. Сначала им рассказывают их взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами. Так было всегда. Сначала люди не умели читать и писать, и они передавали сказки из уст в уста. Их так и называют – устное народное творчество. Потом появились первые книги. Сначала книги были рукописные и очень дорогие. А когда люди научились печатать книги, одной из первых напечатанных книг стал «Букварь».

«Азбуки» и «Буквари» одни из самых древних книг на земле.

На нашей выставке представлены разные издания «Букварей» и «Азбук», по которым раньше учились дети. В жизни каждого человека был свой «Букварь»- ваши мамы и папы, бабушки и дедушки учились по нему читать.

Ведущий: А что вы нам расскажите о своём первом учебнике?

Когда пришли мы в первый класс.

И как нам радостно сказать:

6.С этой книжкой-самой первой –

Каждый путь свой начинал,

Чтоб пройти маршрутом верным

На заветный перевал.

7.В день осенний, в день чудесный

Мы в поход ушли не зря.

Было очень интересно

На страницах букваря.

8.Вдоль картинок мы шагали,

По ступенькам, строчкам шли,

Ах, как много мы узнали!

Ах, как много мы прочли!

9.Край родной, родные дали,

Реки, рощи и моря,

Целый мир мы открывали

На страницах букваря.

10.Потрудились мы немало,

Ведь, по правде говоря,

Русской грамоты начало –

На страницах букваря.

11.Мы прочтём любые книги,

Разберёмся в словаре,

Потому что всюду буквы

Те же, что и в букваре.

Ведущий: Да, ребята, без букв вам не обойтись. Букв в букваре много, и тот, кто с ними будет дружить, тот быстро запомнит их.

12. Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит,

И называются все - Алфавит!

Станет буквы изучать,

А от этого порога –

К знаниям ведёт дорога…

Вам чудесные края

Откроет путь от «А» до «Я»!

Дети исполняют танец с буквами: «33 родных сестрицы…» («Песенка-азбука»).

14.Ты эти буквы заучи,

Их три десятка с лишним,

А для тебя они ключи

Ко всем хорошим книжкам.

15.Прочтёшь ты книги о морях,

О снеговых вершинах,

О звёздах, птицах и зверях,

Растеньях и машинах.

16.Найдёшь ты храбрости пример

В хорошей, умной книжке,

Увидишь всю свою страну,

Всю землю с этой вышки.

17.В дорогу взять не позабудь

Ключей волшебных связку.

В любой рассказ найдёшь ты путь,

Войдёшь в любую сказку.

Ведущий: А теперь я предлагаю вам встречу со старыми знакомыми.

Мы проведем викторину «Знаете ли вы героев детских книг?».

С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
О ком эта сказка? (о Буратино)
Кто её автор? (Алексей Толстой)

Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется...
(Чиполлино, а не Буратино,
а написал книгу «Приключения Чиполлино»
Джани Родари)

Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мала.
Кто читал такую книжку?
Знает девочку-малышку?
(Дюймовочка из сказки Г.-Х.Андерсена)

Девочка хорошая по лесу идет,
Но не знает девочка, что опасность ждет.
За кустами светится пара злющих глаз.
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
(Красная Шапочка и серый волк
из сказки Шарля Перро)

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он сам, того не ведая
Несет её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки …
(“Маша и медведь” –
русская народная сказка)

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота,
Он известен, знаменит,
Это доктор...
(Айболит из сказки К.Чуковского)

Мылом, мылом, мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу и чернила
С неумытого лица.
До сих пор лицо горит!
Кто он?...
(Мойдодыр, а не Айболит,
но тоже из сказки К.Чуковского)

Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх,
Этот плюшевый проказник,
Медвежонок...
(Винни-Пух из сказки Александра Милна)

Он дружок зверям и детям.
Он – живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигренок, не синица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Но заснята для кино
И известна вам давно
Эта милая мордашка.
Он зовётся...
(Чебурашка. О нём написал Эдуард Успенский)

Всех он любит неизменно,
Кто б к нему ни приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена…
(Крокодил из книги Эдуарда Успенского)

Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке.
Перед волком не дрожал.
От медведя убежал.
Но лисице на зубок
Все ж попался …
(Колобок – герой русской народной сказки)

Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает.
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
(Золушка из сказки Шарля Перро)

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями викторины!

Сценка.

Звучит песенка Шапокляк. На сцену выбегает Шапокляк, которая танцует и поет.

Шапокляк: Здравствуйте! Здесь друзей дают? Ой, я, кажется, на праздник попала.

Ученик: Здравствуйте! Да и не просто на праздник. А на праздник Букваря.

Шапокляк: А друга здесь можно найти?

Ученица: Конечно! А какого друга вам нужно?

Шапокляк: Мне нужен… Мне нужен… Мне нужен двоечник!

Мальчик: Какой двоечник?

Шапокляк: Круглый!

Девочка: А зачем вам круглый двоечник?

Шапокляк: Как зачем? Я ведь учусь в школе. Вот скажут мне:»Опять у тебя шесть двоек в табеле!». А я отвечу:»Подумаешь, двойка! А вот у одного моего приятеля целых восемь!» Понятно?

Мальчик: Понятно. И хорошо, чтобы он был ещё и драчун?

Шапокляк: Зачем же?

Девочка: Как зачем? Вы придете домой, Вам скажут: «Опять у тебя шишка на лбу!». А Вы ответите: «Подумаешь, шишка! Вот у одного моего товарища целых четыре шишки!».

Шапокляк: Правильно. И ещё нужно, чтобы он хорошо стрелял из рогатки. Мне скажут: «Опять ты разбила чужое окно?», а я скажу: «Подумаешь, окно! Вот мой товарищ целых два окна разбил!». К тому же мне нужно, чтобы он был хорошо воспитан.

Мальчик: Зачем?

Шапокляк: Как зачем? Чтобы мне на его воспитание не пришлось тратить время.

Девочка: Значит, если я вас правильно поняла, Вам нужен хорошо воспитанный двоечник и безобразник?

Шапокляк: Вот именно.

Мальчик: Тогда Вам придется прийти завтра. Попробуем подобрать, хотя…

Вместе: У нас таких нет!

Звучит мелодия песенки Шапокляк.

Первоклассница:

Мне теперь не до игрушек –

Я учусь по Букварю!

Соберу свои игрушки

И Серёже подарю.

Деревянную посуду

Я пока дарить не буду,

Заяц нужен мне самой –

Ничего, что он хромой.

А медведь измазан слишком,

Куклу жалко отдавать –

Он отдаст её мальчишкам

Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Серёже?

Он плохой, без колеса,

И потом – мне надо тоже

Поиграть хоть полчаса.

Мне теперь не до игрушек –

Я учусь по Букварю…

Но я, кажется, Серёже

Ничего не подарю.

Выходит группа первоклассников.

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз,

А учитель учит нас.

Ель, топор, лопата, руки –

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные –

Гласные, согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В тёмном лесу - звать и аукать,

И в колыбельке сестрёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Позади нелёгкий труд

Слогового чтения:

Нам сегодня выдают

У-до-сто-ве-ре-ни-я!

В том, что мы Букварь прочли,

Полный курс наук прошли.

И теперь без передышки

Мы прочтём любые книжки!

В самом деле? Нет вопросов!

Михалков, Маршак и Носов,

Заходер, Барто, Чуковский,

Хармс, Бианки и Житков,

Паустовский, Маяковский,

Горький, Пришвин и Сладков,

Лев Кассиль и Лев Толстой,

Пушкин, Лермонтов…

Постой! Перечислить всех нельзя –

ВСЕ ТЕПЕРЬ НАШИ ДРУЗЬЯ!

/Ученикам выдаётся свидетельство./

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай ещё страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

Ведущий: Ребята, сегодня к нам пришли гости для того, чтобы поздравить вас с праздником. Встречайте!

/Звучит песня Красной Шапочки. Выбегает Красная Шапочка, она поёт и танцует./

Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Дети: Да, Красная Шапочка!

Кр.Шап.: Я слышала, что вы закончили читать свою первую книгу. И что, знаете все буквы? И умеете читать слоги и слова?

Дети: Умеем!

Кр.Шап.: Это я сейчас проверю.

Конкурс «Придумайте слова».

Кр.Шап.: Итак, я показываю вам слог, а вы называете такое слово, чтобы оно начиналось с этого слога. Кто больше придумает?

КО МА ЛА ШИ ДО

/Дети придумывают слова./

Кр.Шап.: Молодцы! Действительно знаете буквы и умеете читать слоги. Я желаю вам прочитать много книг! До скорой встречи! /Выбегает под музыку./

Ведущий: Встречаем следующего гостя!

Звучит музыка «Бабки-Ёжки». Выбегают три Бабки-Ёжки, танцуют и поют.

1-я Бабка-Ёжка: Дети, это 1 класс?

Дети: Да!

2-я Бабка-Ёжка: Праздник Букваря? Значит, правильно, мы попали к вам на праздник.

3-я Бабка-Ёжка: Это вы что, уже чему-то научились? Сейчас проверим!

Конкурс «Измените слово».

1-я Бабка-Ёжка: Я показываю слово. Вы должны изменить одну букву, чтобы получилось другое слово. (Кот, сын, суп, розы, свет, игла.)

/Дети отвечают./

2-я Б-Ё: Молодцы! Умные детки!

3-я Б-Ё: Мы поздравляем вас и желаем, чтобы вы росли послушными и умными детками. /Под музыку уходят./

Ведущий:

Мир полон загадок, приключений и тайн,

Их ты узнаешь, поверь.

Дорога открытий всегда начинается

В школе за партой твоей.

Дети исполняют песню; «Песня первоклассника».

Ведущий: Сегодня мы прощаемся с букварём. А на память об этом празднике

мы вам дарим эти замечательные книги. Надеюсь, они вам понравятся.

/Каждому ученику выдаётся на память книга. На титульном листе книги надпись./

Ведущий: Я надеюсь с книжками вы будете обращаться бережно и аккуратно и мы не услышим от них таких жалоб:

Стихотворение «Книжкины жалобы»:

Я- книга, я товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной…

Мой чистый вид всегда приятен –

Оберегай меня от пятен!

Привычку скверную оставь:

Листая, пальцы не слюнявь!

Мой переплёт не выгибай!

Мне корешок не поломай!

Опять загнул мои листы?

А про закладку помнишь ты?

Не забывай меня в саду –

Вдруг дождь нагрянет на беду.

Меня в бумагу оберни!

Где взял меня – туда верни!

Запомни – я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.

Ведущий: Что же мы ответим книге? Обещаете бережно относиться к книгам?

Дети: Обещаем!

Ведущий: Брать книги только чистыми руками?

Дети: Обещаем!

Ведущий: Обернуть книгу, вложить в неё закладку?

Дети: Обещаем!

Ведущий: Не перегибать книгу при чтении?

Дети: Обещаем!

Ведущий: Вовремя возвращать книгу в библиотеку?

Дети: Обещаем!

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня вы одержали первую победу, прочитали свою первую книгу. Я желаю вам, чтобы вы полюбили чтение и прочитали много интересных, познавательных книг.

Исполнение песни: «Прощай, Букварь».

Ребята под музыку выходят из зала.


Праздник "Прощание с Букварем" в 1 классе. Сценарий

Цели:
1. В увлекательной игровой форме способствовать повторению и систематизации знаний учащихся, поддерживать у учащихся интерес к знаниям.
2. Формировать умение общаться, вырабатывать навыки совместного труда, развивать творческие способности учащихся.
3. Способствовать воспитанию положительного отношения к чтению; уважительного отношения к одноклассникам, родителям.

Оборудование:
- Мультимедийный проектор, экран, презентация;
- Костюмы героев: Букваря, Родное слово, почтальона Печкина
- Музыкальное сопровождение

Праздник Букваря в 1 классе

Ход праздника

Ведущий-учитель:
В жизни все начинается с малого: хлеб – с зернышка, солнышко – с лучика, дом – с кирпичика, а знания – с первой книжки, которую ребенок прочитал сам. Эта первая добрая книжка для многих наших детей – Букварь. Он с 1 сентября учил нас доброму, светлому и хорошему. И мы благодарны ему. Мы закончили изучать свой первый школьный учебник и поэтому у нас замечательное настроение! Встречаем своих первоклассников! (Чему учат в школе - ремикс)
Звучит музыка «Чему учат в школе».
Дети под музыку входят в актовый зал и рассаживаются по местам.

1 ученик
Папы, мамы, гости дорогие,
Вы пришли сюда не зря.
Ведь у нас сегодня праздник,
Праздник Букваря!

Да, праздник действительно славный, но, по-моему, мы забыли поздороваться.
Нужно срочно исправить эту ошибку.
Конечно, и я предлагаю всем поздороваться необычным способом, а для этого вы должны быть внимательными.

1.Игра-песня «Здравствуйте, девчонки»
Под музыку «пластилиновая ворона» ведущий проводит игру.
1 куплет:
Здравствуйте, девчонки (ответ девочек «здравствуйте»).
Здравствуйте, мальчишки (ответ мальчиков «здравствуйте»).
А теперь все вместе (все вместе «здравствуйте»).
Очень хорошо!
2 куплет:
Топнем каблуками (топают),
И мальчишки с нами (еще громче топают),
А теперь все вместе (все топают).
Очень хорошо!
3 куплет:
Хлопнули в ладоши (хлопают),
И девчонки тоже (еще громче хлопают),
А теперь все вместе (все хлопают).
Очень хорошо!
Не стойте, и не прыгайте,
Не пойте, не пляшите,
Там, где сидят родители:
Им очень хорошо!
Дети:
1 ученик Света
Хороша сегодня школа,
Зал горит огнем!
Мы на праздник наш веселый
Всех друзей зовем.
2 ученик Яна
За окном снежинки пляшут,
Сказки зимние даря,
Славный праздник в первом классе –
Это праздник Букваря.
3 ученик Айша
Весь букварь мы одолели,
Потрудились мы не зря.
4 ученик Даниил С
Здравствуй, праздник!
Школьный праздник!
Славный праздник Букваря! хором
Слово для поздравления предоставляется завучу школы-гимназии №10
Учитель:
Школа- дом для нас родной, дружной мы живем семьей
Для кого здесь все - для вас, поиграем мы сейчас
Поиграем в игру «Для меня, за меня»
Кто-то где-то сделал парту. Для кого?
Начертили где-то карту. Для кого?
Доски новые поставят Для кого?
Все, что в школе, все, что в классе. Для кого?
И пришел я на рассвете
В первый раз, в первый раз,
Как и все другие дети,
В первый класс, в первый класс.
Там звонки на переменке. Для кого?
Ставят стенды возле стенки. Для кого?
Там учитель ждет ответа. От кого?
Значит, нужно так учиться,
Значит надо так трудиться,
Чтобы людям не стыдиться. За кого?

Исполняется песня «Прощание с букварем» на мотив « Мы в город Изумрудн ый»

Припев:
Пол года мы учились,
И к знаниям стремились.

Все знаем на зубок урок


Настала нам пора!

Мы буквы изучали,
И по слогам читали.
Ну, а теперь пришел наш час все книжки прочитать.
Помог нам всем букварь, дружок!
Все знаем на зубок урок.
Припев:
Пол года мы учились,
И к знаниям стремились.
Мы буквы изучали, печатали слова.
Все знаем на зубок урок
Помог нам всем букварь, дружок!
И с ним теперь прощаться -2 раза.
Настала нам пора!
Учитель
Праздник начинается, гости улыбаются,
А дети постараются сегодня показать,
Всё, чему учились, всё к чему стремились,
Потому что надо очень много знать.

Праздник у нас с вами необычный – единственный, который никогда не повторится, потому что мы его посвящаем удивительной книге – Букварю.
Почему мы наш учебник Букварем зовем?
Книгу, что знакомит с буквой
Букварем назвали встарь,
В честь славянских «аз» и «буки».
Назван наш Букварь. (иллюстрация букваря старого)
А вы знаете, что букварю более 400 лет. Эта самая старая книга во всём мире. И много лет учит она читать детей. И вам букварь помог: открыл для вас светлый путь в увлекательный мир знаний.
Вот как все начиналось…..
Сценка « Оля учит бук вы»
Автор: Старшая сестра учит младшую читать. Оленька выучила все буквы, а читать не может, не получается. Никак не складываются буквы в слова.
^ Ст. сестра: - Что тут написано, Оленька?
Мл. сестра: - Не знаю.
Ст.сестра: -Это какая буква?
Мл. сестра: - «А».
Ст. сестра: - Молодец. А это?
Мл. сестра: - «У».
Ст. сестра: - А вместе?
Мл. сестра: - Не знаю.
Ст. сестра: - Ну как же не знаешь? Это «А», а это «У». А если их сложить, что получается?
^ Мл. сестра: - Не знаю.
Ст. сестра: - А ты подумай.
Мл. сестра: - Я думаю.
Ст. сестра: - Ну и что?
Мл. сестра: - Не знаю.
Ст. сестра: – Ну, вот что. Представь себе, что ты заблудилась в лесу. Как ты тогда станешь кричать?
^ Мл. сестра: (немного подумав): - Если я заблужусь в лесу, я буду кричать: «Мама!».
Учитель: Итак, летели день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем -мы стали настоящими учениками.
5 ученик Айя
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
6 ученик Милана
Ель, топор, лопата, руки -
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
ВСЕ ВМЕСТЕ. Гласные, согласные.

7 ученик Никита Трофимов
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
8 ученик Матвей
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
9 ученик Ира
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
МА и ША (запомни: МАША!)
К нам явились на урок.
10 ученик Руслан
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,
СО и ВА, читай: СОВА.
11 ученик Влад Б.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
12 ученик Алишер
И как мне радостно сказать:
Умею я теперь читать!
13 ученик Лиза
И вот за это говорю:
Спасибо книге - Букварю.
Учитель:
Тридцать три родные буквы
Мы узнали к февралю
И за это все ребята благодарны букварю.
Расставить детей
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё – знайте место вы свое,
Ж, З, И, Й, К, Л, М – вспоминайте, кто за кем,
Н, О, П, Р, С, Т, У – стойте дружно на посту,
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ – собирайтесь не спеша,
Ъ, Ы, Ь – стойте рядышком, вот так!
Торопитесь: Э, Ю, Я – вот и в сборе букв семья.
Песня 33 сестрицы

Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, -

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,
Вот и все они, друзья!

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!

Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Учитель:
Буквы-значки. Как бойцы на парад,
В чётком равненье построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он - АЛФАВИТ.
Заходит Букварь (поет песенку)
Это очень хорошо,
Что буквы есть на свете.
Их должны на память знать
И взрослые, и дети!
ПРИПЕВ:
Буквы могут в слова превращаться,
Если с ними уметь обращаться.
Ля - ля - ля - ля - ля, ля, ля,
Ля - ля - ля - ля - ля, ля, ля, ля.
2.
Дружат с буквами не зря
Девчонки и мальчишки.
Букв, не зная, не прочтёшь
И самой тонкой книжки!
Букварь: Здравствуйте, ребята! Я рад, что пришёл к вам на праздник
Учились все по мне и встарь,
Я книга школьная - Букварь!
Как рад я встрече с вами!
Только в школу вы пришли –
Встретился я с вами.
Дни учебы потекли, стали мы друзьями.
Я учил буквам вас, и письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду, а еще терпению.
Вас сегодня не узнать: стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали, поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас: «Очень рад, друзья, за вас!»
Подведем итог мы с вами.
Какие получили знания?
Как идет образованье?
Чему же научил вас я?
Сейчас посмотрим мы, друзья!
Букварь.
А теперь я хотел бы узнать, что надо знать, чтобы уметь читать? (Буквы). А сколько букв в русском алфавите? (33 буквы).
Букварь:
Итак друзья внимание.
Начинаем перекличку моих букв.
Букварь : Гласные!
Дети: Здесь!
Букварь: Согласные!
Дети: Здесь!
Букварь : Буквы, которые не обозначают звуков!
Дети: Здесь!
- Чего больше в русском алфавите букв или звуков?
- Чем звук отличается от буквы?
- Сколько гласных букв?
- Сколько согласных букв?
- Чем согласные звуки отличаются от гласных?
- Назови буквы, которые не обозначают звуков.
- Чем звонкие звуки отличаются от глухих?
- Назови согласные звуки, которые всегда твёрдые.
- Назови согласные звуки, которые всегда мягкие.
Учитель: Будем с буквами дружить, чтобы в слоги их сложить. А потом читать слова, чтоб умнела голова.
Игра с буквами учащиеся выходят с буквами м, и,р

МИР
Жила на свете буква М,
Была она ни тем, ни сем,
Но повстречалась с буквой И
И сразу стала ноткой МИ.
Жила на свете нотка МИ,
Дружила с разными людьми,
И как-то раз, придя во сквер
Там повстречалась с буквой Р.
И стала мощным словом МИР,
И прогремела на весь мир.
В печать попала и в эфир.
Пусть в целом мире будет мир!

Букварь : Спасибо за старание, 1 испытание.

Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор.
А О Б Я
Ч Й Ж Щ
О У Я Э
Букварь: буквы вы знаете, а слова из букв составлять умеете?

Составьте из слогов слова в 2 конвертах слоги (учебник, карандаш, ученица, букварь).
Все мальчишки стройтесь в ряд, пора слова нам составлять.
Из слогов составьте слово- и задание готово.
Девчонки тоже не сидите, а ко мне скорей бегите.
Задание тоже получайте, быстрей мальчишек выполняйте.

Букварь. Кто вам подсказывает? Откуда вы все знаете? Наверное ваши родители…
Мы знаем буквы, Вероника
2Знаем слоги, Никита Б
3Умеем говорить, читать, Меруерт
4И постепенно, понемногу Ильнур
5 Мы научились все читать. Жибек
6. А вам родители желаем- быстрее сказку отгадать
Тогда задание для родителей -попробуйте выполнить мое испытание. Я перепутал названия сказок. Давайте восстановим их. (дети из конверта достают названия и читают)
Викторина по сказкам
1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)
2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
7. Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
8. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
9. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
10. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
11. Луковый мальчик. (Чипполино.)
12. Свеколка. (Репка.)
13. Кот в шляпе. (Кот в сапогах)
Букварь:
Вы не только хорошо учитесь, но еще и умеете дружить.

Дети для родителей

1. Спасибо, вам, родные наши
И за заботу, и за труд!
Как жаль, что вам любимым
Каникул летом не дают! Влада
2.Трудно детей своих воспитать – Юрим
Многое нужно для этого знать.
3.Родителям мы хотим пожелать: учитель
4.Детям всегда во всем помогать,
В школу с утра ребенка собрать, Созыкин В
5. Напутствия добрые вовремя дать,
Умную книжку успеть прочитать. Елена В
6. А в выходной не забыть погулять,
Чтобы болезней всех избежать.
Надо еще детей закалять, Кольчанов
7.Собрания также все посещать,
Школе по мере сил помогать. Юра
8. А главное – без сомненья
Все. Желаем мы вам терпенья! Дима
Песня прощание с букварем

Букварь
- Хорошие знания показали и вы, и ваши родители! Молодцы! Теперь я спокоен и уверен, что вы сможете справиться с любыми трудностями и без меня. Но я хочу вас познакомить со своей старшей сестрой – книгой – Родное слово, которая продолжит учиться с вами в 1 классе. Надеюсь, что вы с ней подружитесь!
Родное слово- проводит с ребятами физ минутку (все становятся в круг)
Собрались на празднике все мои друзья.

Буквы все вы твёрдо знаете.
Сами пишете, читаете.
Вы простились с Букварём,
Книжки новые берём. Показывает их.

Учитель:
Любите школу, весь наш класс.
Папы, мамы хвалят нас.
Впереди уроков много,
Ждет вас дальняя дорога.
Учитель с учеником
Родное слово
Надо очень много знать:
Рисовать, читать, писать.
Чтобы жить на пользу людям
Хорошо учиться будем? хором
Стук в дверь. Заходит почтальон Печкин (под музыку).
Почтальон Печкин : Здесь школа - гимназия10?
- Да, здесь. А кто вы, собственно,говоря, такой?
Почтальон Печкин: Кто я такой? Я всем известный почтальон Печкин. Принёс посылку для ваших первоклассников. Но я вам её не отдам, потому что у вас нет документа.
Учитель: Как это нет, вот наши теради по чтению.

Тогда докажите, что они научились читать.
Учитель : Ну, хорошо! Сейчас ребята подойдут к почтальону Печкину и прочитают, что же написано на этой посылке.
Почтальон Печкин: Давайте сюда ваших первоклассников.
На посылке написано:
Город Абай,Карагандинской области, школа-гимназия №10 Первоклассникам
Почтальон Печкин : Вот теперь я вижу, что вы действительно научились читать, и я доставил посылку по адресу. Прощайте! У меня полная сумка писем, телеграмм и посылок.
Ребята! Давайте посмотрим, что же в этой посылке. Ой! Да это же книги!
Ведущий-учитель: Вот и подошел к концу наш праздник: мы и пели, и танцевали, и стихи рассказывали, и слова складывали. Мы показали, чему научились за время прошедшее с 1 сентября. А теперь
Учитель:
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь: Говорим мы: До свиданья!
До счастливых новых встреч!
Любите, ребята, книгу! Она вам поможет вырасти культурными людьми, какими хочет вас видеть Родина, ваши близкие, и конечно же учителя.
Песня. «Буквы разные от А до Я.»
Радуются дети мамы и отцы.

В школу нас водили видно вы не зря
С буквами сдружились мы из букваря.
Припев:
Буквы разные от А до Я
Наши лучшие теперь друзья
Гласные и согласные
Подружки дорогого Букваря.

И не нужно к маме больше приставать
Сможем мы и сами книжку прочитать
Потому – что мчались в школу мы не зря
Буквы изучили мы из Букваря.
Припев:
Радуются дети мамы и отцы.
Потому – что вместе все мы молодцы.
И любую трудность мы переживём,
Победила дружба – дружба с Букварём!
Припев

Торжественным исполнением тропаря в честь святых Кирилла и Мефодия начнется в этом году День славянской письменности и культуры

Текст: Елена Новоселова/РГ
Фото: Цветная литография Яно Кёлера «Святые Кирилл и Мефодий», 1912

24 мая церковь и государство прославляют память двух великих по вкладу в славянскую культуру греческих братьев, подаривших нашим предкам радость чтения книг.

Первой книге в жизни человека-читателя букварю организаторы решили посвятить уже традиционный концерт на , где соберется грандиозный сводный хор из двух тысяч человек.

Поскольку букварь — это детская книга, объяснил начальник военно-оркестровой службы Вооруженных сил РФ — главный военный дирижер генерал-лейтенант Валерий Халилов, на сцене будет 1200 детей. А остальные 800 человек — профессиональный юношеский хор.

Концерт будет состоять из любимых всеми песен из детских кинофильмов и мультфильмов. Ведь 2016-й — это Год кино. Детей в сводный хор собирали со всей страны. Во время выступления будут включения Казани, Новосибирска и Калининграда с синхронным исполнением песен.

Главный военный дирижер подчеркнул, что жанр сводного хора, массового пения всегда был популярен в России. И поделился идеей в будущем организовать праздник детских духовых оркестров, тоже вполне российская забава.

Сделав акцент на специфике нового праздника (День славянской письменности и культуры стал отмечаться в новой России только с 1991 года и имеет церковную и государственную составляющие), председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда остановился на особом его значении в воспитании уважительного отношения к слову, языку:

Сейчас очень непростое время, заметна девальвация слова, в нашем языковом пространстве, в обществе и СМИ возможны вещи, которые раньше были немыслимы. А разрушение языковой культуры ведет к разрушению культуры в целом.

Владимир Легойда пригласил москвичей участвовать в празднике, прославляющем изобретателей славянской азбуки, вместе с детьми. По его мнению, о жизни славных греков узнать не только полезно, но и интересно: «Жития Кирилла и Мефодия — это практически . Надо уметь его рассказать!»

Как сообщил замминистра культуры России Александр Журавский, в торжестве на Красной площади примет участие и вице-премьер правительства Ольга Голодец:

Все начнется с Божественной литургии. К концерту на Красной площади в режиме онлайн будут подключаться другие регионы. Похожие хоровые праздники пройдут по всей стране. А на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге соберется хор больше московского — из 2700 человек.

Замминистра также отметил, что в концерте прозвучит и вполне серьезная музыка, в частности Сергея Прокофьева, поскольку 2016-й — юбилейный год композитора. А среди взрослых исполнителей окажутся популярная певица Зара и солисты Большого театра с хором Сретенского монастыря.

К слову, замминистра рассказал, что детский хор, который будет петь в Москве, получил боевое крещение в Сочи, на Олимпийских играх. Южная столица в этом году примет Всемирные хоровые игры, Россию на которых представят 120 хоров, объединивших пять тысяч человек.

Праздником на Красной площади День славянской письменности в этом году не закончится. Как рассказал журналистам заместитель главы культурного ведомства, к примеру, в Нижнем Новгороде запланирована выставка, посвященная священным книгам, в Томске состоится встреча в лауреатом Патриаршей литературной премии Юрием Лощицем. А в Дагестане будет конкурс чтецов «Слова о полку Игореве».

СПРАВКА «РГ»
Впервые в России День святых Кирилла и Мефодия был учрежден в 1863 году Святейшим Синодом. Формулировка «день славянской письменности и культуры» появилась много позже, в 1985 году, когда праздновалось 1100-летие со дня преставления Мефодия. С 1991 года столицей праздника назначался новый город. А в 2010 году было принято решение основные торжества проводить в Москве.