Путь René Lalique – от непревзойденного ювелира к самому знаменитому производителю стекла. Высокие технологии Лалика

13.02.2019

Кто он? Гений современности, человек с недюжинным талантом, мастер своего дела, мэтр, гуру, новатор или…? Пожалуй, невозможно найти слово в противовес, потому что все вышесказанное описывает одного единственного в своем роде человека – Рене Лалика, виртуозного ювелира и укротителя стекольных материй.

Рене родился в маленьком городке Ай (провинция Шампань), где провел детство в непосредственной близости с природой, что во многом повлияло на стиль его творчества. Детские зарисовки окружающего мира, повторяющиеся на протяжении многих лет в бесчисленных набросках, стали основой его необычных творений. Талант Рене проявлялся с раннего детства, однако только упорный труд, пытливый ум и неиссякаемая фантазия явили миру настоящие сокровища.

Будучи еще неизвестным, но подающим большие надежды, Лалик приносил свои эскизы известным мастерам, таким как Картье и Бушерон, которые охотно скупали их за бесценок. Однако его талант не мог долго находиться в тени, и уже совсем скоро Рене открыл свою мастерскую, где стал новатором в методах ювелирного искусства. Пренебрегая золотом и бриллиантами, он экспериментировал с янтарем, эмалью, сплавами металлов, любимыми полудрагоценными камнями, а также рогом и черепашьим панцирем. Его украшения быстро стали предметом желаемого, знаком изящества и избранности. Среди его клиентов была даже императрица Александра Федоровна и неподражаемая Сара Бернар. Именно для нее он создал знаменитые «ошейники» из перламутра, драгоценностей, керамики или металла. Она заказывала ему колье, браслеты, брошки и гребни для каждого отдельного спектакля.

Успех Лалика, подобно фейерверку, озарил Париж, однако ювелир не остановился на достигнутом и продолжил творческие поиски, полностью отдав своё внимание художественному стеклу. Он завоевал признание и своими флаконами для духов, навсегда изменив лицо индустрии парфюмерии. По счастливой случайности Рене открыл магазин ювелирных изделий в Париже, который соседствовал с салоном знаменитого французского парфюмера Франсуа Коти. Именно это соседство перевернуло представление парижан о том, как должен выглядеть флакон для духов. Лалик уже тогда начал свои эксперименты со стеклом и совсем скоро явил миру свой первый шедевр. Он называл духи «летучим пленником» и изготовил для него достойную оправу.
А позже, 107 лет спустя, этот шедевр – десятисантиметровый флакон в форме слезы с изображением сирен и бронзовой крышкой, был продан в Токио по рекордной цене – 28 750 йен или 370 000 долларов.

Лалик обожал стекло и относился к нему, как к драгоценности. Он постоянно творил шедевры в своей мастерской – вазы, осветительные приборы, люстры, графины, бра, предметы сервировки, посуду, фонтаны, а позже даже начал заниматься оформлением гостиниц церквей и ресторанов.

А самое удивительное, о чем мало кто знает, что в конце 1920-х начале -1930-х гг. Рене Лалик проявил себя, как дизайнер фигур-символов для автомобильных радиаторных решёток. Среди его клиентов был Анри Ситроен, а также концерны Bentley, Rolls-Royce и Cadillac.

На открытии ретроспективной выставки Рене Лалика в Музее декоративных искусств в Париже в 1933 году Анри Клузо, подводя итоги целого периода, конца ХIХ – начала ХХ века, именующегося во Франции «ар нуво», назвал его «эпохой Лалика».


Рене Лалик (1860-1945) - властелин стекла
(Lalique. L"Homme de verre)


О Рене Лалик до сих пор говорят только в превосходной степени. Это был удивительно разносторонний талант: гениальный дизайнер и удачливый предприниматель, изысканный ювелир и тончайший мастер художественного стеклоделия.

Как ювелир он сделал невозможное: заставил женщин отказаться от золота, бриллиантов и алмазов ради обыкновенного стекла, полудрагоценных камней и самоцветов, янтаря, яшмы, эмали, рогов и черепашьих панцирей. Образы и фигурки выходили из мистического тумана ар нуво: змеи, стрекозы и скарабеи, павлины и колосья пшеницы, чувственные силуэты женщины, в которой угадывался очаровательный образ Августины-Алисы Ледрю - друга Родена и дочери скульптора Огюста Ледрю.

Августина-Алиса (на фото вместе с Рене Лалик ) стала музой, ближайшим другом и добрым советчиком в творческой мастерской Рене. Считается, что некоторые эскизы украшений созданы Алисой или при ее участии.

В истории ювелирного искусства имя Рене Лалик стоит в одном ряду с прославленными мастерами: гениальным создателем "яиц Фаберже", российским мастером Карлом Фаберже, знаменитыми французскими ювелирами Фредериком Бушероном и Луи Франсуа Картье, известным американским художником и дизайнером Луи Тиффани.


На рубеже 19-20 веков господствующим стилем декоративно-прикладного искусства во Франции был ар-нуво (фр. art nouveau ), легко узнаваемый по прихотливо изогнутым линиям растительного орнамента и волнообразным "текущим" женским фигурам. Одним из наиболее ярких представителей этого стиля стал Рене Лалик. Это ему принадлежит правило трех «F» - femme, faune, flore (женщина, фауна, флора) - и он неустанно следовал ему. Эксперты всегда отмечали, что «Лалик - единственный из всех натуралистов, который может восхищаться красотой природы, не становясь при этом ботаником-педантом».

В 16 лет, оставшись без отца, он решил использовать свои художественные способности и отправился учиться в Лондон на ювелира. Рисовать Рене умел и любил с раннего детства. В 20 лет он вернулся в Париж и вскоре стал работать простым чертежником в Доме Картье, затем у Дестапа и Бушарона. Его рисунки привлекли внимание именитых мастеров, и они охотно начали делать по его эскизам свои новые модели, скрывая поначалу имя автора. Однако уже в 1885 году Лалик открывает собственный небольшой бутик в центре города, и вскоре становится известным в среде светских красавиц и аристократок.

Сара Бернар заказывает ему многочисленные колье и диадемы для своих сценических костюмов, миллионер Галуст Гюльбенкян становится его преданным поклонником и коллекционером, Эмиль Галле, его коллега и вечный соперник представляет его на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и делит с ним Гран-При. В 40 лет Рене Лалик - обладатель самой престижной премии и кавалер ордена Почетного легиона.

Однако, несмотря на впечатляющий триумф на Всемирной выставке, звание первого ювелира ар-нуво, коммерческий успех и богатых почитателей, Лалик ищет новое применение своему таланту, и, вместо того чтобы расширять производство, он сворачивает ювелирную деятельность и отдается новому увлечению - стеклу.

В этот раз на пути нового "стекольщика" попадается самый нужный для этого человек, один из крупнейших парфюмеров XX века, а также успешный промышленник, инженер и предприниматель Франсуа Коти. А, может быть, всё было наоборот, и именно встреча с Франсуа Коти изменила приоритеты Рене Лалик. Так или иначе, но Рене получает от самого популярного парфюмера «прекрасной эпохи» предложение создавать флаконы для его парфюмерной компании.

Правда, есть и другая, не менее красивая легенда, почему Лалик решил заняться хрусталем и стеклом? В детстве Рене любил рисовать и мог изобразить практически всё. Единственное, что ему не удавалось запечатлеть на бумаге, - облака. Он видел их плавные трансформации, бесконечную образность и текучесть, но не мог "остановить мгновение". И вот, спустя годы, он нашел то, что помогло ему воплотить неуловимую красоту облаков. Это был хрусталь.


Теперь Лалик практически отказался от использования драгоценных камней в пользу этого невозможного, алхимического материала - податливого, твердого и хрупкого одновременно. Ювелирное мастерство ушло на второй план, что великосветские красавицы расценили как катастрофа. В 1912 году он устроил прощальную выставку своих изделий, представив свои лучшие опалы, перламутры, эмали. Говорят, на ней наиболее чувствительные особы плакали.

Тем временем, увидели свет первые духи Франсуа Коти — Rose Jacqueminot , "Роза Жакмино", названные в честь популярного в то время сорта розы «генерал Жакмино». Рассказывают, что в бутике, отказавшему ему в продаже духов, Коти разбил флакон об пол. Почувствовав чудесный запах, посетители тут же стали спрашивать, что это за парфюм — Rose Jacqueminot стала знаменитой в одно мгновение. Вскоре и Коти стал самым популярным парфюмером, а уже через несколько месяцев после создания Rose Jacqueminot он заработал свой первый миллион.

Однако Франсуа Коти, как создатель ароматов, считал, что духи должны быть облечены в достойную оправу. Очередная легенда рассказывает, что прогуливаясь как-то вдоль магазинов на Вандомской площади, в одной из витрин Коти обратил внимание на оригинальные ювелирные изделия. Впечатление от увиденного было настолько сильным, что он решил познакомиться с владельцем этих удивительных предметов. Это были работы Рене Лалик.

Коти сделал ему предложение сотрудничества, по которому от художника требовались только эскизы флаконов, а реализация идеи будет выполнена, как тогда было принято, на заводе "Баккара". Но Лалик не мог доверить воплощение своих идей в чужие руки, а знаменитые стеклодувы "Баккара" не допускали "чужака" в свои владения. После недолгих переговоров Рене Лалик реализовал свой проект на заводе «Легра» под Парижем (основан в 1864г.).

Флакон Рене Лалика с ароматом Франсуа Коти «Ambre Antique» стал настоящим произведением искусства и удостоился воспроизведения через 85 лет.

За последующие несколько лет художник разработал для Франсуа Коти 16 парфюмерных флаконов. Произошёл настоящий переворот в создания флаконов и парфюмерии. Содружество двух выдающихся художников - ювелира и парфюмера привело к возникновению нового произведения искусства, художественных флаконов для духов.

Другие производители парфюмерии, по примеру Франсуа Коти, тоже стали обращатся с заказами к маэстро. Лалик занимается дизайном новых флаконов для духов брендов «Roget&Gallet», «Hubigant», «d"Orsay», «Worth», «Molinard», «Guerlain», «Lelong»... В общей сложности Рене Лалик разработал флаконы для более чем 250 ароматов!

Флаконы для духов стали предметом спроса для коллекционеров. Многочисленные владельцы таких колекций участвуют в аукционах в Друо и Париже. Стоимость некоторых из представленных экземпляров нередко достигает баснословных размеров. Покупателями чаще всего выступают американские коллекционеры или крупные фирмы, работающие на парфюмерной нише рынка. Наличие на флаконе этикетки и собственной упаковки ещё больше повышает цену лота на аукционе. А вот отреставрированные экземпляры, как это принято и в других видах искусства, абсолютно не принимаются во внимание знатоками и коллекционерами.

После Первой мировой войны Лалик на двух фабриках (в Комб-ла-Виль с 1910, а затем, после приобретения в 1918 году другого, более крупного завода — в Винжен-сюр-Модере (Эльзас)) занимался производством разнообразных стеклянных изделий, в том числе ваз, осветительных приборов, ювелирных украшений с использованием цветного стекла, и фигур-символов для автомобильных радиаторных решёток.

Первое из них было сделано по заказу Анри Ситроена для Citroen 5CV - фигурки пяти лошадей. Во время поездки специальная система подсветки меняла цвет фигурки. Сегодня миру известны лишь 30 таких маленьких шедевров и их цена выше цены золота того же веса.

Среди наиболее известных произведений Рене Лалика — вазы Вакханки (Bacchantes), Лучники (Archers), Неразлучники (Perruches), хрустальные скульптуры Сюзанна (Suzanne), Таис (Tais), Флореал (Floreal), украшения для автомобильных радиаторов (впоследствии многие из них стали просто интерьерными объектами и выпускаются поныне) — Кризис (Chrysis) , Скорость (Vitesse), Победа (Victoire), Лоншамп (Longchamps) и многие другие.


Рене Лалик много экспериментировал со стеклом. Если первые его работы были выполнены методом «исчезающего воска» (взятым им из ювелирных техник), то затем он разработал и внедрил на заводе в Винжен-сюр-Модере метод литья под давлением. Так были выполнены многие его скульптуры и вазы.


Необычное цветное стекло, градиентная окраска, стекло с нанесённой на него патиной (цветной эмалью) — всё это характерные особенности изделий Рене Лалик, а рецепт его знаменитого переливчатого (опалесцентного) стекла до сих пор является «секретом фирмы». Идея этого стекла была впервые использована в витражах Тиффани. Такие стекла он получал за счет добавки жженой кости или олова, в процессе производства. Множество мельчайших капелек, которые образовываются при этом, вызывают беспорядочное преломление световых лучей, создавая так называемый "эффект опала". В зависимости от количества и вида таких добавок меняется получаемый эффект, и, естественно, каждый мастер держит в секрете всю технологию изготовления таких материалов.

Безупречный скульптурный силуэт, причудливость рельефного рисунка, возникающего словно из глубин стекла, высокий уровень исполнения - в 20-ые годы мастерство Рене Лалик достигло вершины популярности. На Международной выставке декоративного искусства в Париже в 1925 году он показал весь спектр своих изделий - вазы, статуэтки, осветительные приборы, декоративные панно, посуда, и, конечно, украшения, но уже иные, из рефленого стекла. При этом он продолжал придерживаться выведенного им правила трех "F": женщина и природа — истинный источник его вдохновения. Лучший ювелир ар нуво стал лучшим стекольным мастером ар деко — нового художественного стиля в годы между двумя мировыми войнами, стиля, который создавал иллюзию благополучия и "былой роскоши".

В последние годы жизни Лалик занимался «крупными формами» — оформлением гостиниц, ресторанов, церквей, пульмановских вагонов поездов и жилых помещений пароходов. Так в 1932-м пароход Normandie был декорирован полностью от бра до фонтанов фирмой Lalique (см. на фото ресторан парохода Normandie ).

Скончался великий мастер в 1945 году в Париже на восемьдесят шестом году жизни. На детях Рене Лалик и Августины Ледрю природа не стала отдыхать. Дочь, сын и внучка оказались талантливыми и деятельными людьми, которые удержали высокий уровень семейной фирмы. После смерти отца дело возглавил его сын - Марк Лалик, а затем внучка Мари-Клод.

Для современных вещей Lalique характерно все те же принципы - обилие изображений женских тел и всевозможной флоры и фауны. Коллекции обновляются каждый сезон, но в каждом изделии ощущается отблеск яркого стиля "прекрасной эпохи". Время от времени фирма выпускает ограниченными сериями реплики своих великих творений 20-х годов - например, знаменитые вазы «Вакханки» или «Водоворот», и у ее поклонников есть шанс стать обладателями предмета музейного уровня.

В 2008 году компанию купил швейцарский бизнесмен Сильвио Денц, страстный поклонник маэстро и обладатель самой большой коллекции изделий Lalique в мире. В 2010 году, к 150-летию со дня рождения основателя, вышла коллекция Hommage à René Lalique, вернувшая к жизни многие из исторических произведений Рене Лалика, которые до этого можно было увидеть только в музеях. В Эльзасе, при фабрике заработал музей, спроектированный бюро известного французского архитектора Жан-Мишеля Вильмотта. В экспозицию вошли вещи из коллекции внучки Лалика Мари-Клод и нового хозяина компании.

С момента создания Рене Лаликом его первых изделий, мало что изменилось: до сих пор художественные творения Lalique завораживают необыкновенной красотой, и до сих пор они - привилегия людей с хорошим вкусом, знанием предмета и... большими деньгами. Цена изделий фирмы Lalique на аукционах составляет десятки тысяч долларов. Например, ваза "Змея" (фото слева ) 1924 г. - одна из наиболее востребованных и дорогих моделей будь то янтарно-опаловое, перламутровое матовое или темно-серебристое стекло, продавалась в пределах 12000 - 58000 $.

Источники -

Ещё не так давно флаконы от духов коллекционировали лишь единицы. А уже сегодня многочисленные владельцы значительных их собраний участвуют в аукционах в Друо и Париже. Стоимость некоторых из представленных экземпляров нередко достигает баснословных размеров. Покупателями чаще всего выступают американские коллекционеры или крупные фирмы, работающие на парфюмерной нише рынка. Наличие на флаконе этикетки и собственной упаковки ещё больше повышает цену лота на аукционе. А вот отреставрированные экземпляры абсолютно не принимаются во внимание знатоками и коллекционерами.



Некоторые флаконы для духов, без преувеличения, стали произведениями искусства. На этой нише, вне всякого сомнения, номер один - непревзойдённый Рене Лалик (Rene Lalique), который создавал флаконы для «Коти» («Coty»), «Роже» («Roget»), «Галле» («Gallet»), «Убиган» («Hubigant»), «д"Орсэй» («d"Orsay»), «Уорт» («Worth»), «Молинар» («Molinard»), «Герлен» («Guerlain»), Нина Риччи («Nina Ricci»), «Лелон» («Lelong») и других парфюмеров, во многом определившие их успех.


Флакон Lalique «Le Baiser Du Faune» для «Molinard» 1928 год

И в прошлом веке, и в наши дни, одними из самых красивых, интересных и доступных экземпляров флаконов, достойных украсить любую коллекцию, являются парфюмы от «Lalique». Вы можете легко в этом убедиться по представленным в этой галерее фотографиям, а мы между тем расскажем историю жизни великого мастера...


Светильник Lalique «Oiseau de Feu» или «Firebird» («Жар-птица»)


Светильник Lalique «Deux Paons» («Два павлина»), 1920 год

Рене Лалик

Гениальный Рене Жюль Лалик (1860 - 1945) родился в городке Ай (департамент Марна) 6 апреля 1860 года. В возрасте 16 лет юноша поступил в ученики к ювелиру, после чего продолжил обучение в Парижской «Школе декоративных искусств», а затем, с 1878 по 1880 годы совершенствовался в ювелирных мастерских Лондона. Рене Лалик работал по заказам дома Картье, а затем - в мастерской Дестапа, который передал ему в 1886 руководство своим предприятием.


Рене Жюль Лалик

Альфонс Фуке сказал о молодом Лалике: «До сих пор я не знал ни одного дизайнера украшений - и только что познакомился с первым». Он оказался прав - на Всемирной выставке 1900 года изделия Рене Лалика имели головокружительный успех. Ему присудили «Гран-при» и в этом же году наградили орденом «Почетного Легиона». Знаменитая Сара Бернар становится одной из его заказчиц. Писали, что именно госпожа Бернар познакомила Лалика с кувейтским магнатом Калустом Гюльбенкяном, который позднее стал главным меценатом талантливого ювелира. Кстати, сегодня в Лиссабонском музее Калуста Гюльбенкяна представлена самая большая в мире коллекция работ Рене Лалика - около 150 предметов.


Флакон Lalique «Leurs Ames» для «d"Orsay», 1913 год

После окончания Первой мировой войны, с 1910 года, Лалик занимается производством изделий из стекла на фабрике в Комб-ла-Вилле, а с 1918 года - на более крупном предприятии, расположенном в Винжен-сюр-Модере, Эльзас. Маэстро много экспериментирует со стеклом, сфера его интересов необычайно широка. Из его рук выходят прекрасные ювелирные изделия, в изготовлении которых Лалик активно использует цветное стекло, оригинальные вазы и светильники, а также очень стильные и динамичные украшения для радиаторов дорогих автомобилей, первое из которых было изготовлено по личному заказу Анри Ситроена.

Высокие технологии Лалика

Поскольку Рене долго совершенствовался как ювелир, свои первые изделия из стекла он выполнял с использованием ювелирной техники «исчезающего воска». Немного позднее, уже на заводе в Винжен-сюр-Модере Лалик разработал и внедрил технологию литья стекла под давлением. Именно с использованием этого новшества он начинает изготавливать особенно красивые вазы, светильники и даже скульптуры. Рецепт знаменитого «опалесцентного стекла» Лалика до сих пор является «секретом фирмы».


Флакон Lalique «Ondines», 1998 год

Яркой отличительной чертой произведений мастера становится использование стекла с нанесённой на него патиной, цветного стекла и цветной эмали. Фантазия Рене не знает границ: в своих творениях он находит место героям древних мифов, причудливым цветам и животным, прекрасным нимфам с вьющимися локонами и замысловатым драпировкам. Поскольку модели изделий отливаются в формах, произведения Лалика традиционно сочетают в себе простые геометрические силуэты и одновременно - причудливый и элегантный декор.


Флакон Lalique «Commedia»

Предприятия Лалика в то время выпускают достаточно широкий ассортимент продукции из стекла, среди которой вазы и статуэтки, столовая и декоративная посуда, люстры и светильники, ювелирные украшения и большие декоративные панно. В 20-е годы ХХ века работы мастера очень популярны, в частности, на Парижской «Международной выставке декоративного искусства» 1925 года, панно и другие изделия Лалика стали одним из главных украшений французской экспозиции.


Флакон Lalique «Deux Coeurs» («Два сердца»)


Флакон Lalique «Butterfly»

Флаконы для духов

С помощью стекла Рене Лалик смог воплотить в жизнь свою давнюю мечту: сделать красоту доступной многим. Этому в немалой степени поспособствовало создание хрустальных флаконов для парфюмерных композиций Франсуа Коти. Их творческий союз берёт своё начало в 1905 году, когда Коти открыл свой фирменный магазин на площади Вандом в Париже неподалеку от мастерской Рене Лалика. Первый флакон, который Коти заказал у Лалика, стал «одеждой» для нового тогда цветочного аромата, название которому дал известный сорт розы - «жакмино». Успех аромата был просто оглушительным, и дуэт Лалика и Коти продолжил работу. В 1908 появляется новый шедевр - флакон для одеколона «L"Effleurt» («Прикосновение»), изготовленный из хрусталя баккара, с рельефной пластиной из темного стекла вместо этикетки. За последующие несколько лет художник разработал для Франсуа Коти 16 парфюмерных флаконов.


Флакон Lalique «Soir Antique» (Античный вечер), 1920 год


Винтажный парфюмерный флакон от «Lalique»


Флакон Lalique «La Sirene»




Ещё один винтажный парфюмерный флакон от «Lalique»


Флакон Lalique «Oeillet Maison» (Гвоздика в доме)


Флакон Lalique «Eucalyptus» («Эвкалипт»)


Флакон Lalique «Deux Fleurs» («Два цветка»), 1930 год

Другие производители парфюмерии, по примеру Франсуа Коти, тоже обращаются с заказами к маэстро. Лалик занимается дизайном новых флаконов для духов брендов «Roget&Gallet», «Hubigant», «d"Orsay», «Worth», «Molinard», «Guerlain», «Lelong»... В общей сложности Рене Лалик разработал флаконы для более чем 250 ароматов!


Флакон Lalique «Claire Fontaine» (Клэр Фонтен)


Работа Lalique «Pomme» («Яблоко»)

Слава и признание

Ювелир и художник Рене Жюль Лалик по праву считается одним из основателей стиля «ар нуво». На фоне интенсивной механизации ювелирного дела он всегда возвышал значение индивидуального творчества и в первую очередь именно ручного труда. В последние годы жизни маэстро много занимался оформлением крупных объектов - гостиниц, церквей, ресторанов и даже пароход «Нормандия» был оформлен фирмой Лалик.


Флакон Lalique «Nu»

Световые панели, люстры, бра, панели дверей, колонны, предметы сервировки, посуда, интерьерные украшения, фонтаны и многое другое выпущено фирмой в 1930 - 1940 годы. Лалик создавал гребни, пряжки и различные украшения, используя, помимо традиционных золота, серебра и драгоценных камней, рог, а также полудрагоценные камни, в целом почти вышедшие к тому времени из употребления. Стоит ли говорить, что талант и трудолюбие Рене Лалика оценены огромным количеством всевозможных наград!


Флакон Lalique «Sylphide» («Сильфида»)

В истории мирового ювелирного искусства имя Рене Лалика стоит в одном ряду с именами таких прославленных мастеров, как Карл Фаберже, Фредерик Бушерон, Луи-Франсуа Картье, Луис Тиффани. Дом «Lalique» продолжил существование и после смерти великого мастера, который скончался 5 мая 1945 года в Париже на восемьдесят шестом году своей долгой и яркой жизни. Фирму Рене Лалика возглавил его сын - Марк Лалик, а затем внучка, Мари-Клод.


После Второй мировой войны основным клиентом Дома Лалик становится Нина Риччи («Nina Ricci»). Знаменитые сплетающиеся голуби на колпачке духов «Nina Ricci L"Air du Temps» - прекрасный образец творчества его последователей:


Флакон Lalique «Nina Ricci L"Air du Temps», 1951 год

Духи Lalique

Рене Лалик стал легендой своей эпохи. Работы парижского ювелира входили в экспозиции многих стран Европы, а в 2010 году крупная выставка его произведений прошла в Московском Кремле. Однако, бренд Lalique славен не только ювелирными украшениями и изделиями из стекла. Сегодня Lalique - это ещё и незабываемые ароматы духов!


Аромат Lalique «Perles de Lalique»


Флакон Lalique «Living Lalique», выпущенный ограниченным тиражом в коллекционной серии «Crystal Edition», цена аромата 1800 USD


Парфюмированная вода Lalique «Living Lalique», выпущенная ограниченным тиражом в коллекционной серии «Crystal Edition»




Lalique «Deux Coeurs» («Два сердца») представляет собой обновлённую версию известного бестселлера Рене Лалика. Флакон выпущен в 2004 году ограниченным тиражом в коллекционной серии «Lalique Collectible Crystal»


Флакон Lalique, выпущенный в 2016 году ограниченным тиражом в коллекционной серии «Lalique Collectible Crystal»


Флакон Lalique, выпущенный в 2017 году ограниченным тиражом в коллекционной серии «Lalique Collectible Crystal»




Аромат Lalique «Les Elfes», 2002 год, выпущен ограниченным тиражом в серии «Lalique Crystal Extract», объём флакона 75 миллилитров, цена 600 USD


Аромат Lalique «Libellule» 2013 год, выпущен ограниченным тиражом в серии «Lalique Crystal Extract», объём флакона 100 миллилитров, цена 1800 USD


Аромат Lalique «Deux Paons» («Два павлина») 2014 год, выпущен ограниченным тиражом в серии «Lalique Crystal Extract», объём флакона 100 миллилитров, цена 1800 USD




Аромат Lalique «Sheherazade» («Шехерезада») 2008 год, выпущен ограниченным тиражом в серии «Lalique Crystal Extract», объём флакона 30 миллилитров, цена 600 USD


Аромат Lalique «Sillage» 2012 год, выпущен ограниченным тиражом в серии «Lalique Crystal Extract», объём флакона 30 миллилитров, цена 1800 USD


Аромат Lalique «Butterfly» («Бабочка») представляет собой обновлённую версию известного бестселлера Рене Лалика. Флакон выпущен в серии «Lalique Crystal Extract» в 2003 году, объём флакона 60 миллилитров, цена 600 USD


Аромат Lalique «Plumes» 2015 год, выпущен ограниченным тиражом в серии «Lalique Crystal Extract», объём флакона 80 миллилитров, цена 1800 USD

Рене Лалик

Рене Лалик (1860-1945) - французский ювелир, выдающийся французский художник, имя которого в европейском ювелирном искусстве рубежа XIX - XX веков связано с рождением одних из самых романтических стилей в мировой художественной культуре - Модерн. Ар деко. Ар Нуво

Рене Лалик - великолепный ювелир, мастер золотого и серебряного дела, прекрасный рисовальщик, блестящий стилист, дизайнер и мэтр художественного стекла - принадлежит к плеяде лучших художников своего времени. Его творения еще при жизни стали классикой XX столетия.

Его без преувеличения можно назвать революционером ювелирного искусства.

Он являлся смелым экспериментатором в работе с цветными камнями, эмалями и различными сплавами металлов. В истории ювелирного искусства имя Рене Лалика стоит в одном ряду с прославленным российским мастером Карлом Фаберже, знаменитыми французскими ювелирами Фредериком Бушероном и Луи Франсуа Картье, известным американским художником и дизайнером Луи Тиффани.

Некоторые произведения художника, выполненные в 1896-1897 годах по заказу французского правительства, служили официальными памятными подарками во время визита императора Николая II во Францию в 1896 году и президента Французской Республики Феликса Фора в Россию в 1897 году, олицетворяя собой дружественные отношения двух держав.

У Лалика заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна, супруга Николая II, его произведения пользовались большим спросом у модниц Парижа, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов мира.

Рене Лалик создавал ювелирные украшения с использованием цветного стекла. Необычное цветное стекло и стекло с нанесённой на него патиной (цветной эмалью) — характерная особенность произведений Лалика. Рецепт
знаменитого опалесцентного стекла Лалика до сих пор является «секретом фирмы».

Рене Лалик вносил в свои произведения невиданный для этого вида искусств острый драматизм: помимо прихотливо вьющихся женских волос и драпировок, цветов и павлинов излюбленными его мотивами были мерцающие змейки и насекомые. Вводил и мифологические гротески.


В его ювелирных изделиях из драгоценных и поделочных камней и металлов удивительным образом сочетаются черты уходящего историзма и японского искусства, которым увлекались многие европейские художники конца XIX — начала XX столетия. Мастер смело экспериментировал с полудрагоценными камнями, загадочными сплавами эмалей и металлов.


Богатая гамма оттенков янтаря, от белого до густого вишневого и черного, соседствует с матовостью черепахового панциря. Элегантность слоновой кости, кажущаяся простота прозрачного стекла, сияние жемчужного перламутра причудливо сочетаются в изделиях Лалика. Эти материалы увлекали мастера, приглашая к экспериментам, великолепные результаты которых и сегодня вызывают ассоциации с Востоком — Сингапуром, Вест-Индией, Китаем.

Необычные материалы, которые использовал Лалик, создавали поистине безграничные возможности для творческого поиска. Недомые ранее изысканные оттенки, новый стиль поражали зрителей. В изделиях мастера господствовали текучие плавные линии, позаимствованные как будто у самой природы.

Известно, что в первой половине последнего десятилетия уходящего XIX века художник создавал драгоценности для прославленной актрисы Сары Бернар. Это для нее он создает знаменитые «ошейники» из перламутра, драгоценностей, керамики или металла. Она заказывает ему колье, браслеты, брошки и гребни для каждого отдельного спектакля. Лалик даже придумывает для нее прически.

Так же Сара Бернар познакомила Рене Лалика с Робером де Монтескью, который ввел Лалика в круг символистов, а заодно и аристократов Парижского пригорода Сен-Жермэн.

Не все решаются носить зачастую громоздкие подвески Рене Лалика, целые гроздья змей или же гигантские медальоны из прозрачной эмали, окаймленной золотом. Мотивы резьбы по камню - женские головы и фигурки, прозрачные, меняющиеся в зависимости от освещения. Сара Бернар не боялась быть особенной. Она стала его поклонницей и живой моделью.

Для нее он создает сценические украшения — роскошные ошейники-колье, широкие браслеты, массивные серьги и диадемы. Она капризна, разборчива в предпочтениях и очень богата. Появляется на сцене «Одеона» в костюмах столь эксцентричных, что они могут идти только ей. Играет египетскую царицу и мальчика-подростка, легкую кокетку и откровенную даму. Среди поклонников — отец и сын Дюма, пресыщенный аристократ по фамилии Пруст, словом, лучшие. О Саре говорят во всех салонах. Рене Лалик встречает Сару в то время, когда уже отгремели ее первые российские гастроли, когда она тратит на капризы все больше и больше. В паре с Бернар Лалик становится настолько известен, что отныне в нем видят только художника, а не ремесленника.

По одной из версий, именно она познакомила художника с Калустом Гюльбенкяном, армянином по происхождению, кувейтским магнатом, ставшим меценатом Р.Ж. Лалика.
Коллекция работ ювелира в Музее Калуста Гюльбенкяна в Лиссабоне насчитывает сегодня около 150 предметов и является одной из самых крупных в мире.

Близкие о Рене всегда говорили, что он любит природу, как ребенок. Ему до последних дней нравилось следить за тем, как солнечные лучи преломляются на крылышках стрекоз. Он постоянно делал зарисовки в одном из блокнотов.


Неудивительно, что новое искусство фотографии завораживало Рене. С его помощью можно было ловко поймать в объектив и связанные между собой травинки, и пчелу, припавшую к цветку, и бабочку в полете...

В своих работах Лалик, как одержимый фотограф, тяготел к точности. Его знаменитая брошь-орхидея даже вблизи более совершенна, чем живой цветок. Взаправду кажется, что когда музейный смотритель вечером выключит свет, она пугливо свернет свои лепестки.


Маэстро за работой