Час познания от колоса до каравая. Проект от зернышка до каравая. Почему хлеб стал называться хлебом

02.03.2019

О разнообразии хлебобулочных изделий, значении, важности хлеба в жизни людей;

— стимулировать развитие мышления детей, наблюдательности, логических операций; развивать умение составлять описательный рассказ, стимулировать словотворчество;

— , стимулировать желание оказывать помощь окружающим.

Материал: компьютер, аудиозапись разных мелодий, костюм Золушки; изображения различных видов хлебобулочных изделий, продуктов питания; конверты с иллюстрациями к сюжетной серией «От зерна до каравая», их слайды, сноп колосьев разных зерновых культур (рожь, пшеница, овёс, ячмень, гречиха и пр.), ; материалы индивидуальных исследований детей.

Ход проведения интегрированного занятия

1 часть - организационная.

Педагог. Ребята, прислушайтесь… Мне кажется, кто-то плачет. Дети подходят к компьютеру. На экране - Золушка. Она плачет.

Золушка. Что же мне делать? Мачеха приказала мне испечь чудо-хлеб для ярмарки. Но как же я это сделаю, если я не видела никакого хлеба, кроме своего любимого черного хлебушка? Да и не справиться мне одной…

Педагог. Бедная Золушка… Как же ей помочь? (Нужно пригласить её к нам, рассказать про разные виды хлеба, помочь испечь хлеб для ярмарки, отправиться к ней на помощь и т.п.)

Звучит музыка, детей встречает Золушка.

2 часть - основная.

Педагог. Здравствуй, милая Золушка! Мы знаем и про ярмарку, и про задание мачехи. Мы тебе поможем!

Золушка. Я очень рада, ребята, что вы согласились мне помочь. Узнать бы только, что это за чудо-хлеб… Мне мачеха дала много разных рисунков, может быть, мы его здесь найдём. Ой, ребята, что случилось с рисунками? (Сестрицы их разрезали).

Педагог. Помогите Золушке догадаться, что на них нарисовано. (Золушка выкладывает части изображений хлебобулочных изделий, дети высказывают свои предположения). Что здесь изображено? (Это крендель. У меня нарисован пирог и т.д.) Вот и другие части! Проверьте, правильно ли вы догадались, сложите изображение целиком.

Золушка. Да, я вижу много разных хлебов, но здесь нет того чудо-хлеба, который велела испечь мачеха.

Педагог. Ребята, давайте рассмотрим и расскажем о них. Например, крендель: что мы можем о нём рассказать - какой он? (Жёлтенький, румяный, блестящий, пышный). … по запаху? (Ароматный, приятно пахнет, душистый, пахучий). … если его потрогать? (Мягкий, пышный, свежий). Сейчас мы попробуем крендель. (Педагог угощает детей и Золушку маленьким кусочком кренделя, они пробуют, отвечают - вкусный, сладкий, аппетитный, хрустящий)

Золушка. Здесь я не вижу чудо-хлеб… Но сколько же здесь разных хлебов! Мне не зря приснился сон про чудесное дерево, на котором растут булки, буханки, батоны.

Педагог. Ребята, а вы как считаете - хлеб на дереве растёт? (Нет). Давайте расскажем Золушке, как хлеб на стол пришёл. Рассмотрите иллюстрации к рассказу «От зерна до каравая». Разложите иллюстрации по порядку, как хлеб на стол пришёл. Золушка, и ты постарайся разложить их правильно, смотри, как дети делают.

Золушка. Я так старалась, училась у ребят…(расстраивается).

Педагог. Ничего, Золушка, не расстраивайся, послушай нас внимательно, ребята тебе помогут. Ребята, с чего начинается работа? (Вначале тракторы пашут землю, сеют зёрна). Что необходимо для жизни и роста этих зёрен? (Солнце, его тепло, влага дождей).

Золушка. Дождик, дождик, поливай - будет хлеба каравай, будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки!

Примерный рассказ детей (сопровождается показом слайдов). Просыпается от тепла и влаги зёрнышко под землёй. Маленький росток питается дождями и яркими лучами солнца. Налились колосья, стали крепкими, тяжёлыми, но не сломались, не полегли под ветром, а устояли на тонком стебле!

Педагог. Что происходит дальше? (Когда хлебные колосья созрели, на поле выезжают комбайны, убирают хлеб). Как узнать, что колосья уже зрелые? (Они крупные, полные, зёрна в них твёрдые, легко высыпаются из колоса). Посмотрите на собранные колосья! (Педагог показывает сноп колосьев). Здесь разные колосья - какие это растения? Чем они отличаются? (Рожь, пшеница, овёс, ячмень).

Ребята, помогите зёрнышкам найти свои «домики»-колоски! (Дети из общего набора разных зёрен раскладывают их к разным колосьям).

Золушка. Куда везут всё собранное на поле зерно? (Зерно на машине везут на мельницу, мелют муку). Что нужно сделать дальше? (Муку везут на хлебозавод, там из нее замешивают тесто). Тесто замесили. Что происходит потом? (Из теста формируют батоны, буханки, выпекают в печи)

Куда отправляется готовый хлеб? (Его везут в магазин) Остался последний шаг. Из магазина…(Хлеб попадает к нам на стол)

Золушка. Ребята, так трудно сразу все запомнить…

Педагог. Золушка, а мы тебе песню можем спеть и станцевать! Вставай вместе с нами в хоровод!

Физкультминутка «Земелюшка-чернозём».

Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни и музыкальным ритмом хоровода (Обр.А. Лядова).

Педагог. Много хлеба, булок напекли, устали, давайте отдохнём немножко. Почему так говорят: «Хлеб - всему голова!»? (Хлеб - самый главный продукт, без хлеба трудно бы жилось). Какие ещё пословицы о хлебе вы знаете? (Без печки холодно, без хлеба - голодно; Хочешь есть калачи - не сиди на печи). Ешь пироги, а каравай вперёд береги!

Золушка. Что это такое - каравай? Вот бы посмотреть на него!

Педагог. Ребята, а откуда мы можем узнать, что это за хлеб - каравай? (Можем узнать из книг, спросить у пекарей, сходить на хлебозавод, узнать в электронной сети Интернет). Наши дети искали информацию в Интернет. Вот что им удалось узнать о каравае. (Ребёнок рассказывает о проведённом исследовании).

Золушка. Да, я поняла, что каравай и есть тот чудо-хлеб, который мне нужен. Ребята, только где мне его взять? (В магазине, испечь, заказать у повара…)

Педагог. Мы ведь обещали Золушке помочь. Мы сможем испечь каравай для неё? Скажите, что нужно для приготовления каравая? (Дети называют предметы). Как назвать все эти предметы одним словом? (Продукты). Выберите те продукты, которые нужны для каравая, выложите их на поднос.

Золушка. Для чего нужны дрожжи?

Педагог. Наши ребята проводили исследования про хлеб. (Ребёнок рассказывают о проведённом исследовании «Откуда в хлебе дырочки?»). Так вот, Золушка, для чего нужны дрожжи! Повар нам помог приготовить тесто. Что надо сделать, чтобы получился настоящий каравай? (Украсить его). Хотите помочь Золушке? Педагог расставляет подносы с принадлежностями для лепки на столы.

Кто хочет делать из теста косички, сядет за этот стол. Кто будет лепить птичек для каравая - сядет за этот стол. Листики мы будем делать за этим столом. Кто забыл, как выполнять работу, тому помогут карты-подсказки (схемы-модели украшения каравая). Что необходимо сделать, прежде чем готовить какое-то блюдо? (Вымыть руки).

Косички, листики и птички готовы, пора нам украшать наш каравай. Ребята, как нам лучше расположить косички на каравае? (По бокам каравая). Где лучше выложить листики? (Ближе к центру). Где расположим птичек? (В центре каравая). Вот какой каравай у нас получился! Теперь нам осталось его…(Испечь). Золушка кладет поднос с караваем в импровизированную печку.

Педагог. Золушка, на ярмарке нужно обязательно рассказать про свой товар, прорекламировать его.

Золушка . Объясните мне, пожалуйста, как это сделать.

Педагог. Наши ребята сейчас покажут замечательные пироги, которые они приготовили вместе со своими мамами. 2-3 ребёнка «рекламируют» заранее приготовленные изделия:

1 ребёнок. «Наш праздничный кекс - вкусен и свеж! Он с корочкой блестящей, с изюмом настоящим! Скорей его съешь!»

2 ребёнок . Вот пирожки - вкусные, ароматные, не просто пирожки, а пирожки с капустой и вареньем! С пылу с жару, прямо из печки!

3 часть - заключительная.

Педагог. Ребята, так почему же люди так ценят хлеб? (Люди ценят полезные свойства хлеба). Откуда у хлеба полезные свойства? (Сила эта появляется у зерна, созревшего на свежем воздухе, под солнцем). Да, большой путь преодолело зёрнышко, чтобы стать караваем!

Золушка. На ярмарке я тоже попробую рекламировать наш каравай! Спасибо вам, ребята! Вы мне очень помогли! Спасибо Фее, что познакомила меня с такими ребятами, которые так много знают и умеют.

Педагог. Ребята, и мы на ярмарку поспешим!

Дети вместе с воспитателем и Золушкой идут на ярмарку.

Занятие по воспитанию бережного отношения к хлебу подготовила Л. Ладутько

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Идея проекта появилась во время наблюдения за детьми. Заметила, что принимая пищу, дети могут бросить, не доесть хлеб. В разговорах и беседах выяснила, каковы представления детей о том, кому мы обязаны, что к столу всегда получаем вкусный хлеб. Большинство из них не имели понятия о том, что для того, чтобы иметь всегда хлеб на столе нужно посеять зерно, потом убрать созревшее зерно, размолоть и уже потом из муки испечь хлеб. Смутными и не совсем ясными были их представления и о труде людей, выращивающих хлеб.




ЗАДАЧИ: Расширить представления детей об окружающим миром; Способствовать развитию умственных способностей: анализ,синтез, классификация, сравнение, обобщение; Создавать условия для развития поисково-исследовательских способностей; Развивать у детей умения пользоваться приборами помощниками при проведении экспериментов; Обогащать словарный запас; Формировать социально-личностные качества: коммуникативность, любознательность, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль и саморегуляция своих действий; Разнообразить формы взаимодействия родителей и детей;



I ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ: Обогащение среды: подбор художественной литературы по теме «Хлеб»; Подбор репродукций русских художников на заданную тему; Подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах; Диагностика. Взаимодействие с родителями: - совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе; - оформление стенгазеты «Хлеб – всему голова»; - совместное инсценирование сказки «Колосок»; - изготовление «Книги интересных рецептов».








Загадки: Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб) Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Зерно) Корабль-великан не по морю плывет. Корабль-великан по земле идет. Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн)


Приметы: Нельзя было начинать есть новую буханку после захода солнца: это грозило нищетой. Человек переворачивает буханку хлеба «лицом» вниз накличет на себя серьезные неприятности. Неровно нарезанный хлеб говорит о том, что столь же неровная и наполненная трудностями жизнь ожидает и человека.


II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ: Проведение цикла тематических занятий. Проведение экспериментальной деятельности. Взаимодействие с родителями: организация совместной деятельности детей и родителей по предложенной теме. Оформление фотогазет с представлением репортажей с проведенных мероприятий.


ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада Цели: закрепить знание детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле; дать представления, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим; словообразование: хлеб-хлебороб, трактор-тракторист, комбайн- комбайнер, пшеница-пшеничный хлеб, рожь-ржаной хлеб; упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; обогатить словарный запас детей: земледелец, механизатор, комбайнер, страда, урожай; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей. которые выращивают и изготавливают хлеб.


















Конспект занятия в старшей группе

«От зерна до каравая»

Цели: 1 . Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба. Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола, познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий.

2 .Развивать связную речь, обогащать словарный запас, развивать воображение.

3 .Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.

Предварительная работа : разучивание загадок, пословиц, поговорок о хлебе. Чтение стихов, рассказов о том, как выращивают хлеб.

Демонстрационный материал : изображения разных хлебобулочных изделий.

Методы и приёмы:

  1. Наглядность.
  2. Игровые приёмы.
  3. Художественное слово: пословицы, поговорки, стихи.
  4. Музыкальное сопровождение (инсценировка «Танец хлебобулочных изделий»)

Ход занятия:

Заходим в зал.

В-ль: К нам сегодня, пришли гости. Давайте поздороваемся. (Дети здороваются)

Сегодняшнюю встречу я хочу начать с загадки, отгадка которой спрятана под салфеткой. Послушайте загадку:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелым. (Хлеб)

Да, верно, мы сегодня поговорим о хлебе. Давайте присядем.

Хлеб, хлебушко с румяной корочкой, мягкий, душистый. Он самый главный на столе. Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны, полезны. Хлеб мы едим несколько раз в день, а он не приедается.

Давайте с вами подумаем и назовём каким бывает хлеб? По запаху, по вкусу, по внешнему виду. (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, пышный, аппетитный, ароматный и т.д.)

Хлеб бывает разный, но обязательно вкусный и полезный.

О хлебе есть очень много пословиц, например: « Хлеб - всему голова», «В дороге хлеб не помеха», «Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска».

А какие ещё вы знаете пословицы? (ответы детей)
Хлебушко – пирогу дедушка.
Без печки холодно – без хлеба голодно.
Не в пору и обед, коли хлеба, нет.
Ешь пироги, а хлеб вперёд береги.
Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.
Нет хлеба, нет обеда.
Много снега, много хлеба.
Хлеб на стол – и стол престол.
Хлеб – всему голова.
Всё приедается, а хлеб нет.
Хлеб да вода – здоровая еда,
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Только ангелы с неба не едят хлеба.
В дороге хлеб не помеха.
Без соли, без хлеба худая беседа. Все пословицы наполнены народной мудростью и уважением к хлебу – батюшке. Хлеб – это символ благополучия, достатка.

Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

Да, ребята, много людей потрудилось, прежде чем хлеб пришёл к нам на стол.

ПОКАЗ СЛАЙДОВ

  • Хлеборобы сеяли зерно в землю. (Слайд №)
  • Специальными машинами сеялками. (Слайд №)
  • Потом вырастают вот такие колоски. (Слайд №)
  • Зёрна собирают специальные машины и отвозят на мельницу. (Слайд №)
  • Там зёрна перемелют в муку. (Слайд №)
  • Из этой муки на хлебозаводе пекут хлеб, булки. (Слайд №)

Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто? (ответы детей)

Я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что лишнее»

Нам нужно посмотреть и подумать, какие нужны компоненты для приготовления теста (вода, соль, яйца, мука, сахар, дрожжи).

Ребята, а что ещё пекут из муки? (булки, баранки, батоны, пирожки, пирожные и т.д.) Это всё называется хлебобулочные изделия.

А давайте представим с вами, что мы пекари. И из солёного теста испечём хлебобулочные изделия. Что ты будешь лепить?
Лепка с детьми хлебобулочных изделий.

Ребята, а кто из вас знает стихи про хлеб?
Дети читают стихи о хлебе.


1. Вот он хлебушко душистый,
Вот он тёплый, золотистый,
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло. (ДАРИНА )
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём…
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём! (Автор С.Погореловский)
2. В каждом зёрнышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И расти под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок. (В АН Я )
3. Положит в землю Человек зерно,
Прольётся Дождь – зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит,
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок. (Автор Я.Аким) (
ЛЕРА А )

А теперь потешат нас хлебные изделия:

Выбегает «Булочка»: У меня подружки – сдобные ватрушки,

У меня от мака, на лице веснушки.

Выбегают «Ватрушки»:

Мы весёлые подружки

Сладким творогом ватрушки,

Обойди хоть целый свет,

А вкусней нас к чаю нет.

Выбегают «Бублики и калачи»:

А мы только из печи

Бублики и калачи.

Выходит важно «Печенье»:

Сделайте одолжение, съешьте печенье.

Выходит «Торт»:

Я торт с кремовой начинкой,

С шоколадной спинкой.

Все вместе:

Слава хлебу и рукам, что его растили.

Воспитатель. Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку. Из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Почет и честь вам, хлеборобы!

За вас прекрасный урожай,

За то, что Родине вы дали

Душистый хлеба каравай!

На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание.


Конспект непосредственно образовательной деятельности

для детей 4-5 лет (средняя группа)

Тема: «От зернышка до каравая»

Составила: Мулик Т. В., воспитатель ГБДОУ «Детский сад №129»,

г. Севастополь,

Цель: Формирование представлений о том, какой путь проходит зерно,

чтобы стать хлебом, о том, что хлеб – основной продукт питания человека.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представление детей о том, откуда берется хлеб, кто и как его

выращивает, выпекает.

Продолжать знакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных

Знакомить детей со злаковыми растениями (пшеница, ячмень, просо, овес,

Обогащать и активизировать словарь детей.

Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.

Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми.

Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности

в самостоятельной двигательной деятельности.

Развивающие:

Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать

свою точку зрения.

Развивать познавательный интерес, любознательность, мелкую моторику,

умение оценивать свое эмоциональное состояние.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к хлебу; уважение к труду людей,

выращивающих его.

Прививать интерес к труду, понимание того, что труд каждого делает нашу

жизнь, страну лучше и богаче.

Воспитывать интерес к русским народным традициям.

Планируемые результаты: имеет представление о том, кто и как

выращивает хлеб; умеет сравнивать, анализировать, делать выводы,

обобщения; может образовывать прилагательные от существительных; знает

правила пользования хлебом; активен в самостоятельной двигательной

деятельности.

Интегрируемые образовательные области : «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально

коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Словарная работа : активизировать в речи детей: трактор, плуг, комбайн,

элеватор, мукомольный завод, хлебозавод, колосья, пшеница, рожь,

хлеборобы, пекарь, мукомол, комбайнер, тракторист.

Предварительная работа:

1. Рассматривание репродукции картины Шишкина «Рожь».

2.Экскурсия в хлебобулочный магазин

3.Рассматривание и сравнение зерен пшеницы и ржи.

4.Посев пшеницы и наблюдения за ее ростом.

5.Лепка хлебобулочных изделий из пшеничной и ржаной муки. 6.Разучивание

стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе. 7.Чтение украинской

народной сказки «Колосок». 8.Загадывание загадок по теме.

9.Дидактические игры: «Что сначала, а что потом», «Назови профессию»,

«Что из какой муки испекли?», «Скажи какой?», «Что нужно для работы

хлебороба».

Оборудование: набор слайдов с изображением этапов выращивания хлеба,

медиапроектор, каравай, Петушок - ребенок, конверт, картинки: «Правила

обращения с хлебом», «Хлебное поле», колоски (раннее сделанные детьми).

Ход НОД:

Дети заходят вместе с воспитателем.

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости! Давайте с ними

поздороваемся.

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя земля!

Нам здороваться не лень:

Всем мы скажем: "Добрый день! "

Воспитатель: Мы рады гостям, добро пожаловать! Ребята, а как в старину

на Руси встречали и сейчас встречают гостей?

Дети: Гостей встречают хлебом - солью.

Входит ребенок в русском народном костюме с подносом, на котором каравай

хлеба с солью на рушнике, и говорит приветствие:

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Воспитатель: Вот так раньше встречали гостей. А знаете почему? Потому

что хлеб считался и считается главным богатством народа. В давние времена

зерном расплачивались за купленный товар.

Зерно играло роль денег. «Золотое зерно» говорили не только из-за

золотистого цвета зерна, но и также из-за его высокой цены. Русский народ

всегда с уважением относился к хлебу и называл его караваем. Каждая

краюшка хлеба – это огромный труд людей разных профессий.

Послушайте стихотворение (ребёнок читает):

Ребенок: Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке,

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют. (Я.Аким)

Стук в дверь. Заходит петушок – ребенок.

Петушок: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Воспитатель: Как вы думаете, из какой сказки петушок?

Дети: Из сказки «Колосок».

Петушок: Я пришел к вам за помощью. Мышата не берегут хлеб, относятся

к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него.

Расскажите, откуда берется хлеб.

Воспитатель: Давайте, ребята, поможем петушку. Расскажем, как люди

выращивают хлеб, может быть тогда мышата поймут и будут относиться к

хлебу бережно.

Воспитатель: А кто выращивает хлеб? (Хлеборобы). Весной они

подготавливают почву. Как они это делают? (Ответы детей)

(Показ слайда – Вспашка земли)

Дети: Весной пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его,

а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.

Воспитатель: Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?

Дети: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших

грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять в землю семена.

Воспитатель: Как называют сельхозмашины, которые сеют зерно?

(Показ слайда - Посев).

Дети: Сеют зерно сеялки. К севу все уже готово! И кипит работа снова… В

сеялки полным –полно насыпается зерно. С ранней зорьки до темна в землю

сеется оно!

Воспитатель: А что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?

Дети: Нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает

дождь. (Показ условных знаков).

Воспитатель: А сейчас давайте покажем, как вырастает пшеница.

Физминутка «Пшеница»

Чтобы выросла пшеница

Мы идем сейчас трудиться.

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинаем мы сажать (шаг на месте).

В землю зернышко попало (присесть).

Прорастать на солнце стало (руки над головой).

Дождик землю поливал, (встряхивать кистями)

И росточек прорастал (медленно вставать, руки над головой).

Ветерок его качает (наклоны в стороны),

С ветерком росток играет.

Потянулся наш росток (потянуться на носочках, руки вверх),

Получился колосок.

Много, много зернышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).

Вот они лежат уже на моей руке (протягивают ладони вперед).

Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).

Не один уже, а много их растет (взялись за руки в кружок)

Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).

Воспитатель: Вот и выросла пшеничка!

(Показ слайда – Колосящееся поле).

Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер

дует и колосья превращаются в золотые волны. Посмотрите на колоски. Как

вы думаете, почему колос называют золотым?

Дети: Варианты детей. (Он желтый, как и золото. Потому что он золотистого

Воспитатель: Правильно. А еще, ребята, колос называют золотым потому,

что продукт, который делают из зерна пшеницы – хлеб - он очень ценный для

нас, поэтому его и сравнивают с золотом.

Воспитатель: Пришла пора уборки. Отгадайте какая машина убирает

Загадка: Для уборки урожая, на поля я выезжаю.

И за несколько машин там работаю один. (Комбайн)

(Показ слайда – Уборка урожая)

Воспитатель: Какие работы выполняет комбайн?

Дети: Комбайн большими острыми ножами срезает колосья и обмолачивает

их. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет вместе с комбайном.

Воспитатель: Ребята, смотрите к нам заглянул лучик солнца. Давайте

поиграем с ним глазками.

Гимнастика для глаз «Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной. (Моргают глазами.)

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись (Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца там найду. (Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо.)

Воспитатель: Лучик спрятался, а мы продолжаем. Кто знает, куда шофер

увозит зерно?

Дети: Зерно везут на элеватор.

Ребенок: Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошел.

С поля даже в магазин

Хлебу ехать рановато,

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

(Показ слайда - Элеватор)

Воспитатель: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые

называются элеватором. Там его сушат и хранят. Куда везут зерно с элеватора

и для чего?

(Показ слайда – Мукомольный завод)

Дети: На мукомольный завод. Сюда привозят зерно и перемалывают в муку.

Воспитатель: А кто работает на мукомольном заводе?

Дети: На заводе работают мукомолы.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Представьте, что вы – мукомолы.

Пальчиковая игра «Мукомол». (Дети встают полукругом)

Мукомол, мукомол, ты нам зерна молол (круговые движения рук перед собой).

пеки (сыплют

сайки (показывать

Для ежа отличные бублики пшеничные (показываем пальчиками бублики).

Всех порадовали нас, веселимся мы сейчас (хлопаем в ладоши).

Воспитатель: Весело мы поиграли. Намололи муки. (показать

муку). Что

делают с мукой?

(Показ слайда - Хлебозавод)

Дети: На специальных машинах муку везут на хлебозавод. Здесь из муки

делают тесто и пекут хлеб.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему хлеб бывает белый и черный, и

имеет разный вкус? (Ответы детей)

Дети: Потому что черный хлеб пекут ржаной муки, а белый - из пшеничной.

Воспитатель: Оказывается, все дело в том, из какого зерна вырос колосок.

Игра «Какой колосок»

Колосок из зерна пшеницы (какой?) – пшеничный.

Колосок из зерна ржи (какой?) – ржаной.

Колосок из зерна овса (какой?) – овсяный.

Колосок из зерна гречихи (какой?) – гречишный.

Колосок из зерна ячмень (какой?) – ячменный.

Воспитатель: А что еще выпекают на хлебозаводе? Назовите

хлебобулочные изделия.

(Показ слайда – Хлебобулочные изделия)

Игра «Кто больше назовет хлебобулочных изделий».

Дети: А потом его - в машины

И развозят в магазины.

Вот откуда к нам на стол

Вкусный теплый хлеб пришел!

Воспитатель: Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. Не зря

говорят: «Хлеб – всему голова». Ребята, какие еще вы знаете пословицы и

поговорки о хлебе?

(Ответы детей)

«Нет хлеба – нет обеда».

«Хлеб – батюшка, вода – матушка».

«Будет хлеб – будет песня».

«Каждую крошку в ладошку».

«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска; а хлеба край, так и в доме рай».

«Хлеб да вода – богатырская еда».

«Покуда есть хлеб и вода, все не беда».

«У кого хлеб родится, тот всегда веселится».

«С хлебом русский человек богатырь из века в век».

Воспитатель: Ребята, смотрите - кто-то перепутал картинки. Давайте

расставим их по порядку.

Д/игра «Что сначала, а что потом»

(Дети расставляют набор картинок по порядку).

Воспитатель: На Руси хлеб всегда ценили и относились к нему с

величайшим уважением.

Ребенок: Вот каравай, на него посмотри,

Добрые руки его испекли.

Ты, дружочек, не ленись,

Хлебу низко поклонись.

Обойди весь белый свет,

Вкуснее в мире хлеба нет.

Воспитатель: Петушок, теперь ты понял, как трудно выращивать и выпекать

Петушок: Теперь я тоже буду бережно относиться к хлебу и мышатам

расскажу, чтобы они берегли хлеб. Только вы скажите мне, куда девать хлеб,

если он останется после обеда?

Воспитатель: Давайте расскажем петушку, как нужно обращаться с хлебом.

(Показ картинки – дети называют правила).

Правила обращения с хлебом:

1. Береги хлеб, он дорого достается.

2. Не бери хлеб грязными руками.

3. Хлеба надо брать для еды столько, сколько сможешь съесть, а если

останется, то выбрасывать его нельзя. Надо засушить или доесть в

следующий раз.

4. Никогда не бросай хлеб.

5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на

земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Воспитатель: Мы положим картинки с правилами в конверт и передадим их

мышатам, чтобы они бережно относились к хлебу и не забывали, как трудно

выращивать хлеб.

Петушок: Спасибо, ребята! Мне очень у вас понравилось. За это я подарю

вам свой волшебный колосок. До свидания. (Петушок уходит)

Воспитатель: Ребята, а у нас тоже есть колоски – мы их сделали на прошлом

занятии. Давайте из них сделаем хлебное поле. Колосок Петушка поставим

в центре и назовем его – «Поле дружбы».

(Дети вставляют колоски в заготовку – «поле»).

Воспитатель: Вот какое золотое поле получилось! Давайте сделаем золотые

волны. (Дети дуют на колоски – упражнение на дыхание).

Рефлексия.

Воспитатель: Чему было посвящено наше занятие? Кому мы рассказывали о

хлебе? Почему мы Петушку так много рассказали? Как вы думаете, мышата

будут плохо обращаться с хлебом? Чему мы научились сегодня на занятии?

(Ответы детей).

Воспитатель: Спасибо, ребята, я убедилась, что вы много знаете о хлебе.

Много раз уже звучала для ребят такая речь: Хлеб у

нас - всему начало, Мы

должны его беречь. Об

этом вы не забывайте, дети,

Все с хлеба начинается на свете. (М. Познанская)

На этом наше занятие закончено. Все ребята молодцы!

Елена Барышева
Познавательное занятие по развитию речи «От зерна до каравая»

"От зерна до каравая "

Цель : Расширять знания детей о хлебобулочных изделиях,

о процессе сбора зерна .

Задачи : - Расширять представление детей о хлебе и его производстве

Учить вести диалогическую речь и составлять небольшие

рассказы о профессиях : агронома, комбайнера, пекаря….

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к

труду взрослых.

Материал : Каравай хлеба , осьмушка черного хлеба, колоски злаков, зерна

ржи, плакат хлеб - всему голова, муляжи хлебобулочных

изделий, подборка иллюстраций о хлебе

Ход занятия:

На столе лежит, каравай хлеба , накрытый салфеткой.

Воспитатель :

Ребята здесь лежит какой-то продукт, какой я вам не назову, попробуйте сами догадаться.

В каждой стране, в любом уголке мира, есть один продукт, который едят люди не зависимо от того, где они живут.

Как вы думаете, какой это продукт? Я вам немного помогу - Я вам загадку загадаю.

Он и черный, он и белый,

И всегда он загорелый.

Мы как кушать захотим,

То всегда садимся с ним. (Хлеб)

Ответы детей.

Правильно, это хлеб.

Воспитатель снимает салфетку с каравая и читает стих :

Вот он, хлеб душистый

С корочкой витой,

Вот он мягкий, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал-пришел.

В нем – здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Воспитатель :

Вот сегодня и мы с вами поговорим о хлебе. Узнаем о долгом и нелегком пути зернышка до каравая .

Но сначала я хочу вам рассказать немного о том, как люди начали выращивать хлеб.

Давным-давно кормит людей матушка-земля. Были времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них вырастила :

Воспитатель :

Ребята, а что земля выращивает сама без человека?

Ответы детей, (ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки) .

Воспитатель :

Молодцы.

Но часто случалось так, что вместе со съедобными грибами и травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зернышек .

Случайно упадут они на землю возле дома - смотрят, а на этом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зерен получалась вкусная, а лепешки и еще лучше. Тогда люди поняли, что можно не случайно, а специально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски.

Воспитатель :

Как только уберут урожай с полей, человек начинает готовить землю к следующему году.

Осенью на трактора надевают плуг и вспахивают землю, для того чтобы земля смогла за зиму отдохнуть, набраться побольше влаги (талой воды - снег таит) . (Рис. вспашки земли)

Весной, вспаханную землю трактора боронами боронят. Борона – это такие большие грабли, которые разбивают комья земли. Земля становится ровной, рыхлой и мягкой готовой к посеву семян. (Рис. Боронования)

Проводится физминутка.

Физминутка.

В землю зернышко попало , (присесть)

Прорастать на солнце стало. (руки над головой)

Дождик землю поливал, (имитация дождя)

И росточек подрастал, (медленно встают)

К свету и теплу тянулся (тянутся на носочках)

И красавцем обернулся. (Поворот вокруг себя)

Воспитатель :

Семенем - не каждое зёрнышко может стать, а то которое соответствует определённому размеру, форме, на определённую глубину сажают семена.

Если посадишь слишком глубоко - не хватит сил у ростка выбраться наружу. Если не будут прикрыты семена достаточным количеством земли, то станут лёгкой добычей птиц.

С того момента, как зёрнышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу. Зёрнышку даёт тепло и свет- солнышко, оно светит и согревает землю. Зёрнышко в тепле прорастает. Нужно зёрнышку не только тепло, но ему нужно «поесть» и «попить» , а кормит зёрнышко земля- матушка, потому, что в ней находятся необходимые питательные элементы для роста. Ещё для роста хлеба нужен дождь, но в меру. Слишком часто если идёт дождь, он мешает созреванию урожая. (Рис. рост посевов)

За ростом пшеницы наблюдает агроном. Агроном-это человек, который знает, как растить хлеб, какие вредители могут помешать его росту, какие болезни нападают на растения. (Рис. агроном)

Вот и созрели колоски. Пришла пора убирать урожай. Начинается уборка.

Уборку нужно начать вовремя, иначе все усилия хлеборобов окажутся напрасными. Раньше пока не было машин, люди убирали хлеб вручную. Брали несколько колосков и срезали. Сейчас это делают машины, которые называются комбайнами. Этой машиной управляет комбайнер, который едет по полю и машина скашивает колоски. (Рис. комбайн в поле)

Затем из комбайна зерно выгружают в машины , которые везут зерно на хранение в зернохранилище , которое называют элеватором. (Рис. элеватор)

На элеваторе зерно сушат , хранят и молотят (измельчают) . На элеваторе есть мельница - где зерно перемалывают , так получают муку. Затем полученную муку, расфасовывают и развозят по магазинам и хлебозаводам.

На хлебозаводе пекарь из муки выпекает различные хлебобулочные изделия.

А где ваши мамы берут муку? (в магазине)

Ребята, а какие вы знаете хлебобулочные изделия?

Ответы детей. (батон, пряник, лаваш, хлеб, сухари, вафли, печенье)

Воспитатель :

Готовые хлебобулочные изделия развозят по магазинам , где мы с вами их покупаем и едим дома… (Рис. и муляжи хлебобулочных)

Воспитатель :

Да, ребята, много людей потрудилось, прежде чем хлеб пришел к нам на стол, труден и долог был его путь.

А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Что сначала, что потом?»

(Колосок, зернышко , элеватор, комбайн, пряник)

По аналогии еще 3-4

Воспитатель :

Молодцы, все справились.

Ребята, а давайте вместе еще раз вспомним этапы роста зернышка . И в этом нелегком деле нам помогут наши иллюстрации.

(дети составляют рассказ опираясь на иллюстрации и муляжи хлебобулочных изделий)

Вспашка земли - Боронование земли- Посев зерен – Рост посевов- Уборка урожая- Элеватор – Мельница - Пекарня

Воспитатель :

А у меня для вас есть еще кусочек черного хлеба. Но хлеб этот не простой. Это осьмушка хлеба, т. е. восьмая часть от целой буханки. Вы знаете, что в этом году наша страна отмечала 70-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Во время войны люди голодали, а в городе Ленинграде, который находился в блокаде у немецких захватчиков почти 3 года, эти 125 грамм были нормой хлеба на целый день. Другой еды не было вообще.

Возьмите в салфетке и подержите в ладошке.

Это много или мало? (ответы детей)

А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием.

Давайте разделим его на всех и съедим.

Вы наелись? (ответы детей)

Вы поняли, как дорог каждый кусочек хлеба?

Ребята, я надеюсь, что вы будете беречь хлеб, доедать все до последней

крошечки?

Ребята давайте запомним простые правила.

К хлебу нужно бережно относиться.

Не крошить хлеб во время еды

Не оставлять недоеденные кусочки хлеба

Не выбрасывать хлеб

Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.

Воспитатель :

Мы сегодня с вами очень хорошо поработали.

О чем мы с вами разговаривали?

Что делали?

Что узнали нового?

Что вам больше всего понравилось?

А теперь давайте вместе дружно съедим наш красивый каравай .