Католический праздник день всех святых. День всех святых: история и значение праздника

03.05.2019

Или «Духов день» уходит своими корнями в языческие дохристианские верования западной Европы. Две тысячи лет назад племена кельтов в это же время отмечали наступление Нового года, в канун которого отмечали особый праздник Самайн (Samhain). Это время – время перехода обожествляемой кельтами природы к зиме - считалось волшебным и мистическим. По мифам и легендам, именно в это время граница между миром нашим и миром волшебным почти исчезала и различные волшебные существа - сиды проходили в мир людей, которым могли вредить или наоборот, помогать, а люди могли легко попасть в потусторонний мир. В этот же день души умерших возвращались в свои дома и требовали у живых жертвенной пищи.

У древних римлян в конце октября отмечали сразу два праздника - Фералии, которые были посвящены памяти усопших, и дни Помоны - богини древесных плодов. Это совпадение праздничных дат, скорее всего, и было причиной того, что традиция поминовения умерших в конце октября сохранилась и во время Римской Империи.

С принятием христианства языческий праздник слился с праздником церковным, так появился День всех святых, ежегодно отмечаемый католической церковью 1 ноября. Примечательно, что другой праздник - «Канун Дня всех святых» или «Хэллоуин» обязан своим названием староанглийскому варианту названия Дня всех святых - All hallow ees (Месса всех святых). Таким образом, «Хэллоуин» - это «Канун Оллхолуиса».

Изначально День всех святых отмечали 13 мая: в этот день в 609 году (или в 910 году в других источниках) папа Бонифаций IV освятил римскую ротонду, посвященную Богоматери и всем великомученикам церкви. А в начале XI века празднование было перенесено на 1 ноября папой Григорием ІІІ. Посвящался праздник тем святым, как официально канонизированным, так и безвестным, у которых не было своего праздника в течение года.

Со временем языческие предания о сидах превратились в средневековые представления о нечистой силе, которая в этот день обретает силу и пугает добропорядочных обывателей. Именно с эпохи Средневековья Хэллоуин в народном сознании связан с ведьмами, шабашами, колдовством и прочей нечистой силой.

Однако, с этим праздником связано множество других поверий и легенд. Например, считалось, что тот, кто ночью проползет под опустившимися до земли ветками куста черной смородины, увидит тень своей суженой. Согласно другому поверью, игрок, который спрячется под отростками смородинового куста и призовет Князя Тьмы, всегда будет иметь удачу в картах.

Сегодня и следующий сразу за ним День поминовения усопших – единый праздник – День святых и усопших - последний крупный праздник римско – католической литургии и официальный праздник во многих государствах. В это время прихожане посещают службу, поминают всех усопших, ставят для них подарки и еду, зажженные свечи.


В традициях разных народов формы поминовения усопших различны. Например, в Австрии для утопленников в этот день повсеместно опускаются на воду венки. Во многих провинциях существует обычай одаривать хлебом. В Тироле в ночь и день поминовения усопших ставят еду для «бедных душ» и зажигают свечи.

В Бельгии в День всех святых по традиции следует посетить могилы умерших родственников, возложить букеты цветов и зажечь свечи.

День всех святых незаметно переходит в день всех усопших, отмечаемый второго ноября. В этот день с самого утра приходят на кладбище, часто процессией, с молитвами и песнопениями, приводят в порядок могилы и ставят горящие свечи. Большое количество зажженных поминальных свечей - символ этого праздника.

Был известен еще в ранней христианской церкви. Тогда святыми называли всех христиан, как получивших в крещении новую жизнь и принадлежащих отныне Христу. "Находящимся в Эфесе святым", "всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах", — так адресовал свои послания апостол Павел, обращаясь к первым христианам. Первыми христианами, которых церковь стала почитать особым образом стали те, кто умер за веру. Первым известным почитаемым мучеником считается святой Поликарп Смирнский, чье мученичество было подробно описано в "Окружном послании Смирнской Церкви другим Церквам", датируемым 155 годом. В этом документе останки мученика названы ценностью большей, чем золото и драгоценные камни. Послание свидетельствовало о существовании обычая сохранять мощи мучеников как драгоценную реликвию, почитать место захоронения. Подобные празднования и молитвы на могилах мучеников за веру были приняты повсеместно, где имелись их захоронения. Днем почитания этих святых подвижников обычно считался день смерти, который стал именоваться днем их рождения для неба.

В дальнейшем культ мучеников распространился на все поместные церкви и помимо дней памяти отдельных мучеников, стал отмечаться и общий праздник в их честь. Святой Иоанн Златоуст свидетельствует, что византийская церковь почитала память всех мучеников в первое воскресенье по Пятидесятнице. В восточносирийском богослужении днем памяти мучеников была первая пятница после Пасхи.

В западной церкви праздник был введен в VI веке и первоначально отмечался, как и на Востоке, в первое воскресенье после Пятидесятницы.

Позже праздник был перенесен на 13 мая, что было связано с днем освящения храма в Риме (13 мая 610 года), перестроенного папой Бонифацием IV из языческого Пантеона, в честь Девы Марии и всех мучеников (S. Maria ad Martyres).

К этому дню из катакомб в церковь были перевезены 28 телег останков христиан, отдавших жизнь за веру. Ежегодное воспоминание этого события и стало первым празднованием дня, который теперь известен как Торжество всех святых. Спустя некоторое время, при папе Григории III, понятие святости расширилось и стало включать в себя и тех, кто претерпел гонения и страдания за веру в Христа, даже и тогда, когда гонения не завершились мученической смертью, а затем и подвижников, прославившихся добродетельной жизнью — "всех непорочных праведников, во всём круге земли почивших".

Папа Григорий IV официально ввел праздник Всех святых в церковную практику, перенеся его на 1 ноября. Время празднования было перенесено с весны на осень, по примеру Англии и Ирландии, где к этому времени уже более ста лет было принято совершать память всех святых в этот день.

До XI века о святости свидетельствовало народное почитание того или иного подвижника или мученика. Первым официально канонизированным святым стал святой Ульрик Аугсбургский — процесс его канонизации завершился в 1093 году, через 120 лет после смерти.

Торжество всех святых является одним из обязательных праздников католической церкви, участвовать в нем следует всем христианам, кроме тех, кто не может сделать этого по серьезным причинам.

Литургические молитвы Дня всех святых прославляют Бога — единый источник святости, выражают веру в бессмертие святых, а также взывают к их заступничеству. Чтения из Священного писания, в свою очередь, воспроизводят этический кодекс христианства (восемь "блаженств" из Нагорной проповеди) и свидетельствуют о присутствии бесчисленных воинств святых.

За Днем всех святых следует День поминовения всех усопших верных, который отмечается 2 ноября. Кроме того, в течение восьми дней, начиная с 1 ноября, принято служить заупокойные мессы, а верующие приглашаются к особенно усиленной молитве за дорогих их сердцу усопших.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Праздник посвящен почитанию всех Святых, которые, начиная с первых веков христианства, услышав Слово Божие, приняли Его в свое сердце и спасли свои души, следуя за Христом.

В православной церкви дата праздника является переходящей - День всех Святых православные празднуют в следующее воскресенье после Троицы.

Расскажет об истории возникновения праздника и традициях Праздника День всех Святых у католиков.

Праздник почитания Святых

Почитали память Святых еще с первых веков христианства. В те далекие времена Святыми называли всех получивших новую жизнь в крещении и отныне принадлежащих Иисусу Христу. Церковь почитать особым образом стала первых христиан, которые умерли за веру.

К сожалению, имена всех Святых, принявших мученическую смерть за веру в Христа, в том числе и разорванных дикими зверями на арене цирка, история не сохранила - о подвиге тысяч христиан-мучеников первых веков никогда не будет известно.

Но множество свидетельств сохранилось об обычае повсеместно сохранять мощи мучеников как драгоценную реликвию, почитать место захоронения. Обычно днем почитания этих Святых считался день смерти - его называли днем их рождения для неба.

Культ мучеников в дальнейшем распространился на все поместные церкви. А со временем, кроме дней памяти отдельных мучеников, стали отмечать и общий праздник - День всех Святых.

Впервые этот праздник упоминается в IV веке - византийская церковь, по свидетельству Святого Иоанна Златоуста, поминала всех мучеников в первое воскресенье по Пятидесятнице.

Католическая церковь, желая искоренить языческие традиции празднования кельтского Нового года, в IX веке перенесла День всех Святых на 1 ноября, но все ее попытки оказались тщетными.

Предпраздничная ночь на староанглийском языке звучала как All Hallows Even, то есть Вечер всех Святых, или сокращенно — Hallowe"en. Затем ее стали называть еще короче Halloween, вот так и появилось современное название праздника Хэллоуин - его отмечают по сей день и с каждым годом все масштабнее.

Традиции праздника у католиков

День всех Святых, по традиции, один из обязательных праздников католической церкви - в нем участвуют все католики, кроме тех, кто пропустил мессу по серьезным причинам.

Поэтому в День всех святых все католики посещают храмы. Литургические молитвы Дня всех Святых прославляют Господа — единый источник святости. Они также выражают веру в бессмертие Святых и просят их о заступничестве.

Католики на следующий день после Дня всех Святых, 2 ноября, отмечают День поминовения всех усопших верных и посещают могилы родных.

Католики, по традиции, сложившейся веками, по дороге на кладбище четыре раза останавливаются и произносят молитву за усопших. В пятый раз они проделывают этот обряд, возвращаясь с кладбища.

В разных странах много общих традиций, но есть и свои особенные.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

В Польше, по традиции, раздают нищим монеты и обвалки, которые многие хозяйки выпекают за день-два до праздника. Этим они отдают почтение и уважение своим усопшим родственникам.

В Италии, по традиции, оставляют обычно еду для усопших на кухне - в основном хлеб и воду, но в некоторых регионах обязательно оставляют умершим воду и пирог "ossi da morti".

В Германии, вернее в некоторых ее землях, День всех Святых - государственный праздник и выходной, где вся семья, также как и во всех других странах, собирается вместе за вкусно накрытым столом.

Перед застольем, по традиции, они посещают кладбища и готовят могилы к зиме - убирают, перекрашивают и украшают вечнозелеными и морозостойкими растениями.

Материал подготовлен на основе открытых источников

День всех святых - это очень популярный праздник в западном мире: в США, Европе и Канаде. Его история корнями уходит в древность, а популярность только растет, ведь он уже добрался и до России.

День всех святых — это не только время радости и веселья. Раньше в этот день, а, точнее, накануне Дня всех святых, люди ждали пришествия призраков. Это был день опасений и ужаса, так что все сидели дома и старались ни в коем случае не выходить во двор.

История Дня всех святых

Корнями этот осенний праздник уходит во времена древних кельтов, живших на территории почти всей Европы еще до рождения Иисуса Христа. Праздник назывался Самайн и был начисто лишен негативной энергии, поскольку посвящался сбору урожая. Потом, после прихода христианства, его суть была искажена. Священники говорили людям, что в ночь с 31 октября на 1 ноября в наш мир помимо умерших близких людей врываются заблудшие души, которые не попали по какой-то причине в рай или ад. Эта ночь была названа Хэллоуином — разгулом нечисти.

Сейчас праздник очень популярен, хотя на самом деле это лишь повод погулять и повеселиться. Однако следующий день очень важен для верующих людей, поскольку он и есть День всех святых. Это католический праздник почитания всех умерших людей. 1 ноября — дата празднования этого дня, а поминовение продолжается до 2 ноября.

Обряд ряжения в призраков и в ведьм появился в виду того, что люди твердо верили: нечистые силы могут забрать детей с собой. Переодевания и сжигание чучела отпугивали привидений и злых духов, защищая ночью тех, кто исполнял обряд в преддверии праздника. Современные традиции проведения вечеринок и собирания сладостей выросли именно на этой почве.

Традиции Дня всех святых

В преддверии праздника, до 1 ноября и во время него совершается множество обрядов. Некоторым из них уже почти тысяча лет.

  • Для начала, люди готовятся к празднику. 31 октября, на Хэллоуин можно гадать на удачу, богатство, любовь и счастье . Эти гадания чем-то напоминают русские святочные.
  • 1 ноября люди посещают церковь для того, чтобы послушать проповедь и помолиться за умерших. Относится это только к католической конфессии, которая распространена и в России.
  • Поминают усопших в ночь на 1 ноября оставляют им немного еды на столе, уходя спать. Читают специальные католические молитвы о памяти мертвым.
  • Верующие посещают кладбища, где захоронены их родители, бабушки и дедушки. Они приводят в порядок место могилы.
  • 1 ноября еще древние кельты заканчивали сбор и подготовку к хранению урожая. В Европе в это время заканчивается сезон, поэтому такая традиция местами сохранилась.
  • В День всех святых 1 ноября люди делятся припасами с бедными и обездоленными, а также помогают близким, чтобы умершие видели их доброту и хранили покой своих душ.

Словом, 1 ноября нельзя назвать лишь днем после Хэллоуина, поскольку все с точностью до наоборот. Хэллоуин — это всего лишь прелюдия важного католического праздника, который имеет огромное значение. Некоторые дажу говорят, что современная мода и безнравственность превратили праздник в маскарад без духовной цели. Это прямое доказательство того, что люди все меньше и меньше уважают историю и все меньше заботятся о сохранении традиций.

День всех святых отмечают и в России. Но в православном церковном календаре этот праздник приходится на первое воскресенье после Троицы.

Мы желаем вам удачи в День всех святых. Защитить дом от нечистой силы помогут надежные обереги для дома . Используйте их в качестве защиты круглый год, тогда ваш дом станет неприступной крепостью для всякого зла и всяких проблем. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

05.10.2016 06:05

Празднование Хэллоуина всегда отличалось интересными костюмами, будоражащими воображение или внушающими страх. Но для того, чтобы...

— один из десяти великих (обязательных) праздников. Это праздник в честь всех святых, официально канонизированных католической церковью, а также всех верующих, достигших небесной славы.

Он подчеркивает богословскую истину о том, что каждый человек призван к святости.

День памяти всех святых был известен еще в ранней христианской церкви. Тогда святыми называли всех христиан, как получивших в крещении новую жизнь и принадлежащих отныне Христу. "Находящимся в Эфесе святым", "всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах", — так адресовал свои послания апостол Павел, обращаясь к первым христианам.

Первыми христианами, которых церковь стала почитать особым образом стали те, кто умер за веру. Первым известным почитаемым мучеником считается святой Поликарп Смирнский, чье мученичество было подробно описано в "Окружном послании Смирнской Церкви другим Церквам", датируемым 155 годом. В этом документе останки мученика названы ценностью большей, чем золото и драгоценные камни. Послание свидетельствовало о существовании обычая сохранять мощи мучеников как драгоценную реликвию, почитать место захоронения. Подобные празднования и молитвы на могилах мучеников за веру были приняты повсеместно, где имелись их захоронения. Днем почитания этих святых подвижников обычно считался день смерти, который стал именоваться днем их рождения для неба.

В дальнейшем культ мучеников распространился на все поместные церкви и помимо дней памяти отдельных мучеников, стал отмечаться и общий праздник в их честь . Святой Иоанн Златоуст свидетельствует, что византийская церковь почитала память всех мучеников в первое воскресенье по Пятидесятнице. В восточносирийском богослужении днем памяти мучеников была первая пятница после Пасхи.

В римской церкви праздник отмечали 13 мая, что было связано с днем освящения храма в Риме в 609 году (по другим данным в 610 году) в честь Девы Марии и мучеников. К этому дню из катакомб в церковь были перевезены 28 телег останков христиан, отдавших жизнь за веру. Ежегодное воспоминание об этом событии и стало первым празднованием дня, который теперь известен как Торжество всех святых.

Принятый в латинском обряде обычай отмечать День всех святых 1 ноября возник в Англии в VIII веке , как противовес существовавшей у кельтов-язычников традиции отмечать в тот же день Хэллоуин ("день духов", "день мертвых").

При Папе Григории IV праздник стал общепринятым. По примеру Англии и Ирландии время празднования было перенесено с весны на осень.

До XI века о святости свидетельствовало народное почитание того или иного подвижника или мученика. Первым официально канонизированным святым стал Ульрих Аугсбургский — процесс его канонизации завершился в 1093 году, через 120 лет после смерти.

Литургические молитвы Дня всех святых прославляют Бога — единый источник святости, выражают веру в бессмертие святых, а также взывают к их заступничеству. Чтения из Священного писания, в свою очередь, воспроизводят этический кодекс христианства (восемь "блаженств" из Нагорной проповеди) и свидетельствуют о присутствии бесчисленных воинств святых.