Игра – занятие «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко. План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему: «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко…

08.04.2019

Цель. Познакомить детей с понятиями света и тени в жизни животных на примере сказки; обратить внимание на постоянное присутствие солнца (света и тепла) в повседневной жизни человека, дать представление о Солнце как о звезде, помочь детям почувствовать роль света в жизни человека на примере игры в «День и ночь»

Предварительная работа.

Наблюдение за солнцем на прогулке, беседы на прогулке: какое солнышко сегодня – яркое, на него нельзя смотреть, или скрыто в дымке? На что похоже Солнце? Согревает ли нас Солнце? На одном ли месте находится Солнце в течение дня? Какое настроение у детей в солнечную погоду и в пасмурную?

Заучивание потешек: «Солнышко – колоколнышко», «Солнышко, выгляни в окошко». Чтение стихотворения К. Чуковского « Краденое солнце», чтение стихотворений Ю. Маруинкявичус «Солнце отдыхает», «Рисунок»». Рассматривание иллюстраций «Вселенная». Игра-экспериментирование « Солнечный зайчик», «Волшебный лучик» (показать, что солнечный луч может превратиться в разноцветный).

Оборудование и материалы

Рисунки для игры «Солнышко и тучка»; объемные солнышко и тучка; платок сказочнице, волшебное покрывало; мягкие игрушки – еж и цыпленок; мяч – солнышко с изображение лица, картина расположения Солнца и других звезд от Земли; изображение планеты Земля – днем и ночью, огненного Солнца (из поролона).

Ход игры-занятия

Воспитатель находит конверт с картинками (рисунки солнышка и тучки).

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, что это за конверт. Да в нем картины! Что де вы видите на картинах?»

Дети: «Солнышко и тучку»

Воспитатель: «А вы хотите поиграть с солнышком тучкой?»

Дети: «Да!»

Игра «Солнышко и тучка»

Воспитатель показывает картинку «Солнышко»

Если светит Солнышко, можно погулять,

Бегать, прыгать, весело плясать!

Дети под музыку выполняют движения по тексту.

Воспитатель показывает картину «Тучка»

Если тучка хмурится

И грозит дождем,

Спрячемся мы в домики –

Гулять не пойдем!

Дети убегают в домики, игра повторяется 2 раза

Воспитатель набрасывает на плечи платок.

Воспитатель: «Играли, играли Солнышко с Тучкой. И вот однажды большая туча занавесила небо. Солнце тря дня не показывалось…»

Воспитатель рассказывает словацкую сказку «У Солнышка в гостях»

Воспитатель: «Выглянуло солнце на небо – чистое, ясное да золотое. И всюду стало тепло и светло. Улитка, заяц, ёж, утка, сорока да курица с цыплятами стали бегать, играть, греться на солнышке, радоваться, что солнышко вернулось. Дети, вам понравилась сказка?»

Дети: «Да!»

Воспитатель: «Дети, а для чего героям сказки так необходимо солнышко? Почему они к нему так хорошо относятся?»

Дети: «Они греются на солнышке, бегают; сорока трещит от радости, цыплята ищут зернышки; утка сушит перышки; когда светит солнышко у всех хорошее настроение»

Воспитатель: «Конечно же, ребята, когда светит солнышко всем тепло, светло и радостно. А вы как думаете, что будет, если солнышко перестанет светить?»

Дети: «- Если не будет светить солнышко, то будет темно и грустно.

Если бы не было солнца, всегда была бы ночь, мы бы ничего не видели.

Без Солнца не росли бы деревья

Солнце нежно людям, птицам, зверям

Если бы не было солнца, даже летом не было бы тепла»

Воспитатель: «Да, ребята, если бы не было солнышка, не было бы жизни на земле. Ребята, а знаете ли вы, что такое Солнце?»

Дети: «- Солнце – это шар такой большой…с лучиками

Это такой огонек в небе

Солнце – это такой большой шар, который освещает нашу землю»

Воспитатель: «Молодцы, ребятки. Но на самом деле Солнце – это большая-большая, просто огромная, очень горячая звезда, которая находится далеко от нас. Ребята, а кто из вас видел ночью на небе звезды? (Ответы детей)

Воспитатель показывает картину расположения Солнца и других звезд от Земли.

Воспитатель: «Солнце – это такая же звезда, как и другие, но она находится намного ближе других звезд к Земле, поэтому его лучи согревают нашу планету и освещают её. Дети, а как вы думаете, большое ли оно, Солнце?»

Дети: «- Солнце круглое, желтое, бывает красное и оранжевое и очень большое

В далеке оно кажется маленьким, а на самом деле оно огромное

Солнце очень большое и горячее

Воспитатель берет мяч – Солнышко с изображением лица.

Воспитатель: «Вот у меня мяч. Представьте себе, что это Солнце. Тогда наша Земля будет казаться маленькой, как булавочная головка (как бесинка) Почему же мы видим солнце таким небольшим?»

Дети: «- Солнце только кажется маленьким

Да потому, что оно очень далеко от нас»

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Представьте себе, что Солнце катилось по небу и опустилось прямо к нам в ладошки, а ведь Солнце – это очень горячая звезда. Мы можем удержать его в руках?»

Дети: «Нет!»

Воспитатель: «Попробуем?» (Да!)

Дети передают друг другу мячик-Солнце быстро, чтобы не обжечься.

Воспитатель: «А теперь потрите ладошки друг об друга сильно-сильно. Горячие стали? (Да!) Это Солнышко их согрело»

Воспитатель приглашает детей подойти к изображению огненного Солнца и планеты Земля - днем и ночью.

Воспитатель: «Посмотрите, ребята, когда светит Солнце - наступает день, а когда Солнышко засыпает – наступает ночь. Когда Солнце освещает одну половину Земли, там день, а в это время на другой половине Земли ночь.

Игра «День и ночь»

Воспитатель: «Представьте себе, что мальчики живут на одной половине Земли, где день, а девочки живут на той половине Земли, где ночь. Девочки, бегите быстрее под мое «волшебное» покрывало, а вы, мальчики, гуляйте по комнате, или садитесь в домики (на стульчики). Посмотрим, кто что увидит.

Воспитатель показывает мягкую игрушку – ежа. Мальчики видят игрушку, а девочки под темным покрывалом не видят. Покрывало убирается.

Воспитатель: «Девочки, что вы видели под «волшебным покрывалом?»

Девочки: «Ничего!»

Воспитатель: «А вы, мальчики, что выдели?»

Мальчики: «Ежа»

Дети меняются: у девочек день, у мальчиков ночь. Воспитатель показывает мягкую игрушку – цыпленка.

Воспитатель: «Мальчики, что вы видели под «волшебным» покрывалом?»

Мальчики: «Ничего!»

Воспитатель: «А вы, девочки, что видели?

Девочки: «Цыпленка»

Воспитатель: « Интересно, почему под покрывалом вы ничего не видели, ведь у вас есть глаза?!»

Дети: « Да потому, что под покрывалом темно, ничего не видно»

Воспитатель: «Да, ребята, человек видит только тогда когда есть свет. Если бы не было света, то глаза были бы нам не нужны. А солнце посылает нам свой свет и тепло. Весной оно начинает греть сильнее, и на земле тает снег. Вся природа оживает. Без солнца мир был бы темным, холодным, мертвым. Пусть всегда будет солнце!»

Дети становятся в «солнечный» круг, взявшись за руки, руки-лучики поднимают вверх и поют «Солнечный круг».

Воспитатель и дети: «Пусть всегда будет Солнце!»

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания

«Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии»

Конспект занятия на тему:

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»

Воспитатель: Чернусская О. В.

г. Пушкин

Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко

Цель: Ознакомление детей с весенними изменениями в природе.

Учить передавать образ солнца в лепке.

Закреплять названия основных цветов.

Развивать интерес к явлениям в природе.

Продолжать учить детей отщипывать от большого куска пластилина маленькие кусочки и раскатывать их между ладошками, на дощечках.

Учить работать в коллективе.

Развитие творческих умений, побуждать детей повторять за воспитателем слова, движения.

Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций с изображением солнышка. Чтение потешки «Солнышко», «Дождик». Наблюдение за весенними изменениями погоды. Игра «Солнечный зайчик», «Солнышко и дождик». Лепка солнышка.

Оборудование и материалы к занятию: ковролин, силуэты для выкладывания весеннего пейзажа (солнышко, травка, листочки, жучки, птички), игрушка солнышко, дощечки, пластилин, салфетки, зонт, музыкальный центр, аудио запись с шумом дождя.

Ход занятия

Воспитатель: Уром мы с вами играли с солнечным зайчиком, он прискакал к нам, когда на улице ярко стало светить солнышко.

Давайте посмотрим, есть ли сегодня на улице солнце?

Воспитатель: предлагает детям посмотреть в окошко и определить погоду: говорит «наступила весна, когда мы гуляли на улице, солнышко согревало нас своими теплыми лучиками, солнышко дает нам свет и тепло и приносит радостное настроение».

Воспитатель: выкладывает на ковролине весенний пейзаж, сопровождая свои действия словами: «Светит … (солнце), появилась … (травка), распускаются на деревьях … (листочки).

Появились … (жучки), поют … (птички), все радуются появлению солнышка и птички и жучки и травка, и цветы!

А вам, ребята, нравится, когда светит солнышко?

Воспитатель читает стихотворение.

Смотрит солнышко в окошко (дети поднимают головы)

Светит в нашу комнатку (разводят руки в стороны)

Мы захлопали в ладошки (хлопают в ладошки)

Очень рады солнышку (поднимают руки вверх).

Воспитатель: все радуются появлению солнышка, давайте мы с вами слепим лучики вокруг маленького солнечного круга. Воспитатель вместе с детьми отщипывает от большого куска маленькие кусочки пластилина, раскатываем сопряжено, и выкладываем вокруг диска лучики.

Воспитатель: читает потешку.

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки –

Очень рады солнышку.

Воспитатель: вот у нас ребята и появилось много маленьких солнышек. У большого солнышка появилось много друзей, маленьких солнышек. Далее воспитатель предлагает поиграть в игру «солнышко и дождик». Воспитатель закрывает большое солнышко вырезанной из бумаги «тучкой» и говорит детям, что тучка закрыла собой солнышко, и пошел дождь.

Воспитатель раскрывает большой зонт и прячется с детьми под ним от дождя, чтобы не промокнуть и не заболеть. Читает потешку

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап,

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей!

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще.

Воспитатель: на небе солнышко, можно идти гулять (убирает тучку, складывает зонт). Звучит аудиозапись с шумом дождя. Читает потешку.

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки,

Нам нельзя идти гулять –

Мы промочим ножки.

Кап-кап-кап

(дети пальчиком стучат по коленкам).

Воспитатель закрывает солнышко вырезанной из бумаги «тучкой» и говорит детям, что тучка закрыла собой солнышко, и пошел дождь.

Воспитатель раскрывает большой зонт и прячется с детьми под ним от дождя. Игра повторяется.


Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!

***

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!

***

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

***

Не иди, дождик, где косят,
А иди, где просят.
Не иди, дождик, где жнут,
А иди, где ждут!

***

Радуга-дуга
Ах ты, радуга-дуга,
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка,
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять,
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

***

Дождик, дождик, посильней -
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.

***

Свети, свети, солнышко,
Красное ведрышко!
Рано-рано вставай,
Своих деток согревай!

***

Дождик, дождик, поливай -
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти -
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!

***

Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей –
Телят да ягнят,
Ещё малых ребят.

***

Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять -
Мы промочим ножки.

***

Свети, свети, солнышко,
На зеленое полюшко,
На белую пшеницу,
На чистую водицу,
На наш садочек,
На аленький цветочек.

***

Выйди, радуга-дуга,
На зеленые луга
Своим концом,
Золотым венцом!

***

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи -
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!

***

Туча ты, туча,
Пролейся дождём,
Мы давно его ждём!
Дождик, дождик,
Поливай весь день
На наш ячмень,
На нашу рожь,
Чтобы хлеб был хорош.

***

Радуга-дуга,
Подавай дождя!
Нам по ложке,
Медведю по пложке,
А серому волку -
По полному ведёрку!

***

Солнышко, снарядись!
Красное, покажись!
Выйди из-за тучи,
Дам орехов кучу!

***

Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

***

Солнышко, солнце,
Выгляни в оконце,
Посвети немножко,
Дам тебе горошка!

***

Дождик, дождик, перестань,
Куплю тебе сарафан!
Останутся деньги -
Куплю тебе серьги,
Останутся пятаки -
Куплю тебе башмаки!

***

Дождик, дождик, посильней -
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.

Методическая разработка. Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи
для детей второй группы раннего возраста

Солнышко, солнышко выгляни в окошечко

Ахмедова Ягут Якуб кызы,
воспитатель ГБДОУ детский сад №107
Центрального района Санкт-Петербурга

Цель: Дать детям представления о весенних изменениях в природе.

Задачи:

Образовательные:

Учить передавать образ солнца в рисунке.

Активизировать и обогащать словарь детей.

Развивающие :

Расширять представления детей об окружающем мире.

Развивать память, внимание и воображение детей.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.

Реализуемые области:

«Социально-коммуникативная»

«Речевая»

«Познавательная»

«Художественно-эстетическая»

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением солнышка. Чтение потешки «Солнышко, вёдрышко». Наблюдения за весенними изменениями в природе, за изменениями погоды. Игры «Солнечный зайчик», «Солнышко и дождик». Рисование солнышко.

Оборудование:

Фланелеграф, силуэты для выкладывания весеннего пейзажа, большой лист бумаги с нарисованным солнечным кругом, гуашь красного цвета, кисточки, баночки для воды, салфетки. Нарисованная и вырезанная из бумаги тучка, зонт.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Педагог говорит детям: «Утром мы с вами играли с солнечным зайчиком, он прискакал к нам, когда на улице стало ярко светить солнышко. Давайте посмотрим, есть ли сегодня на улице солнце?»

Педагог предлагает детям посмотреть в окошко и определить погоду; говорит: «Наступила весна. Когда мы гуляли на улице, солнышко согревало нас своими тёплыми лучами. Солнышко даёт нам свет и тепло, приносит радостное настроение»

Педагог выкладывает на фланелеграфе весенний пейзаж, сопровождая свои действия словами: «Светит…(Дети заканчивают предложение: «Солнце») Появилась…(Травка). Распустились на деревьях…(Листочки). Расцвели…(Цветы). Появились…(Жучки). Поют…(Птицы). Все радуются появлению солнышка: и птички, и жучки, и травка, и цветы! А вам, ребята, нравится, когда светит солнышко?»

Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко» (во время чтения стихотворения педагог выполняет движения, а дети повторяют за ним):

Смотрит солнышко в окошко, (Дети поднимают головы.)

Светит в нашу комнатку. (Разводят руки в стороны.)

Мы захлопали в ладошки, (Хлопают в ладоши.)

Очень рады солнышку. (Кружатся.)

Воспитатель. Все радуются появлению солнышка. Давайте нарисуем солнышко.

Воспитатель предлагает детям взять кисточки нарисовать лучики вокруг заранее нарисованного на большом листе солнечного круга. Воспитатель читает потешку - закличку, дети (по возможности) повторяют за ним Солнышко, солнышко,

Красное вёдрышко,

Высоко взойди,

Далеко посвети:

На тёмные лесочки,

На сырые борочки,

На речку, на поля,

На синие моря,

На зелёный огород

И на весь народ.

Воспитатель. Вот у нас и появилось большое красивое солнышко, которое мы повесим у себя в группе.

Нарисованное солнышко вывешивается на видном месте.

Далее педагог предлагает детям поиграть в игру «Солнышко и дождик». Воспитатель закрывает нарисованное солнышко вырезанной из бумаги «тучкой» и говорит детям, что тучка закрыла собой солнышко, и пошёл дождь. Воспитатель раскрывает большой зонт и зовёт детей спрятаться под зонтиком, чтобы не промокнуть и не заболеть.

Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети разбегаются по комнате. На сигнал: «Дождик! Скорей под зонтик» дети бегут к воспитателю и прячутся под большим зонтом. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять». Игра повторяется.

Список используемой литературы:

Соломенникова О. А.

Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Лямина Г. М. Развитие речи детей раннего возраста.- М.: Айрис-Дидактика, 2005.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе (ребенок и окружающий мир)

Тема. «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко…»

Задачи .

Дать представления о весенних изменениях в природе.

Формировать интерес к явлениям природы.

Поддерживать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день.

Учить передавать образ солнца в рисунке.

Материал. Магнитная доска, силуэты для выкладывания весеннего пейзажа на магнитиках, мольберт, конверт с картинками на весеннюю тему, большой лист бумаги с нарисованным солнечным кругом, пальчиковые краски жёлтого цвета, салфетки, аудио запись.

Предварительная работа . Рассматривание иллюстраций с изображением солнца. Наблюдения за весенними изменениями в природе. Чтение стихотворений, потешек о солнце. Игра «Солнышко и дождик». Рисование солнышка. Просмотр видео презентации «Наше солнце» (мультимедийный показ).

Ход занятия .

Воспитатель находит конверт с картинками.

Воспитатель. Дети, посмотрите, мы получили конверт? Давайте посмотрим, что в нем? Да в нем картинки! Что вы видите на картинках?

Дети. Солнышко, цветы, туча, дождик, дерево, листочки (деревьев), птицы, трава, облако, бабочки, жуки.

Воспитатель. Дети, какое сейчас время года?

Дети: Весна! Воспитатель. Правильно, весна. Весной солнце начинает греть сильнее, тает снег. Вся природа оживает. Выросла трава, на деревьях появились маленькие листочки, летают бабочки, появились жуки, поют птицы. (Звучит музыка (голоса птиц в аудиозаписи)).

Воспитатель. А сейчас, мы изобразим весенний пейзаж. (Воспитатель выкладывает на магнитной доске весенний пейзаж, сопровождая свои действия словами).

Светит что? (ответы детей – Солнце). Появилась что? (ответы детей - Травка.) Распустились на деревьях что? (ответы детей - Листочки.) Расцвели что? (ответы детей - Цветы.). Кто прилетел? (ответы детей – Птицы, бабочки).

Воспитатель. Наступила весна. Все радуются появлению солнышка: и птички, и деревья, и травка, ! А вам, ребята, нравится, когда светит солнышко? (ответы детей - Да).

Послушайте стихотворение о солнышке.

(Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко». Проводится физминутка).

Смотрит солнышко в окошко, (Дети смотрят в окно.) Светит в нашу комнатку. (Разводят руки в стороны.) Мы захлопали в ладошки, (Хлопают в ладоши.) Очень рады солнышку. (Кружатся.)

Воспитатель. Молодцы! Мы с вами нарисуем солнышко. (Воспитатель предлагает детям подойти к столу, где находиться лист бумаги с нарисованным кругом, пальчиковые краски, влажные салфетки). Воспитатель. Дети, какого цвета солнышко? (ответы детей - Желтого). Чтобы солнце светило ярко, мы нарисуем вокруг солнечного круга лучики. Воспитатель показывает, как нарисовать лучик пальчиковыми красками и как пользоваться мокрыми салфетками. Дети рисуют лучики. Воспитатель. Посмотрите, какое получилось красивое солнышко! Какое оно яркое, большое! Какие вы молодцы!

Воспитатель Шабельник Ирина Владимировна МБДОУ д/с №19 «Казачок»

МО г-к Анапа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе на тему: "Солнышко, солнышко выгляни в окошко..."...

Интегрированное занятие по развитию речи в первой младшей группе с использованием ИКТ «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко…»

Интегрированное занятие по развитию речи в первой младшей группе с использованием ИКТ «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко…»...