Две пробы на золотом кольце. Клеймение ювелирных украшений. Клейма изделий марки «Бронницкий ювелир»

11.02.2019

В жизни каждого человека бывает ситуация, когда ему необходимо проверить подлинность украшения в домашних условиях. Тем более что в современном мире мошенники научились подделывать золотые украшения так, что не всегда профессионал отличит. Рассмотрим 14 самых популярных способов как сделать это дома.

Как отличить от подделки

Конечно, самым верным способом отличить золото от подделки является поход к ювелиру. Только он сможет дать 100% гарантию. Однако многие мастерские берут за эту услугу неплохую сумму денег. Если же Вы не готовы выбрасывать деньги на ветер, попробуйте самостоятельно сделать это одним из предложенных способов.

На зубок

Одним из самых простых способов проверки подлинности золотого украшения является метод наших предков. Нужно просто укусить его. На настоящем драгоценном металле всегда останутся следы Ваших зубов. Опасностью этого эксперимента является то, что в нем могут пострадать ваши зубы. Порой в подделках встречаются очень твердые металлы.

Клеймо и проба

Возьмите в руки ювелирное украшение, которое вы хотите проверить. На каждом золотом изделии имеется знак качества – проба. Для того, чтобы её рассмотреть, Вам, скорее всего, понадобиться лупа.

По всемирным требованиям проба ставится в следующих местах:

  • На цепочках и браслетах пробу чаще всего ставят на застежке.
  • На сережках с английским замком клеймо стоит на внешней или внутренней стороне застежки (дужке).
  • (если кольцо с камнем или имеет фигурное дополнение, проба должна стоять посередине).
  • На золотых часах проба стоит с внутренней стороны самого циферблата. В случае, когда часы полностью выполнены из золота (и циферблат и ремешок) пробу ставят внутри застежки.
  • На сережках гвоздиках проба стоит на застежке , или же очень редко на самой ножке.

Важно: на клеймо всегда точно указывается проба золота цифрами (например, 585).

Интересный факт! В магазинах мы почти всегда покупаем золото 585 пробы. Однако никто не знает, что проба чистого золота без примесей других металлов 999. Все остальные пробы указывают на сплав. Чем выше проба, тем больше золота в нем содержится.


На кольцах ищите клеймо внутри изделия

Вид и звук

Для того чтобы проверить качество золотого украшения дома, необходимо просто бросить его на ровную поверхность стола:

  • Настоящее золото по звону должно напоминать хрусталь. Его звук должен быть очень звонким.
  • Провести проверку на звук можно только с маленькими украшениями: серьгами, брошами и кольцами. Браслеты и кольца не подойдут для данного эксперимента.
  • Если же со столом у Вас возникают проблемы , его можно заменить стеклянным стаканом.

По внешнему виду, золото определить бывает довольно трудно. Его цвет зачастую зависит от его подвида. В мире есть белое, желтое, красное и розовое золото. Тем более что сплавы некоторых менее ценных металлов дают именно золотистый цвет.

Главным внешним признаком подделки является чрезмерно желтый цвет. Однако и здесь есть свои подводные камни: турецкое золото также имеет насыщенный желтый цвет.

Проверка подручными средствами

Конечно, проверка вышеперечисленными способами не всегда дает 100% гарантию того, что перед вами не подделка. Возможно, Вы сами провели эксперимент неправильно (не увидели пробу или верхнее покрытие Вашего стола оказалось слишком мягким) или все еще сомневаетесь в качестве золотого изделия.

Тогда Вам на помощь придут такие подручные средства как йод, уксус и обычный черный хлеб. Как провести проверку, читайте далее.

Йод

Для того чтобы проверить подлинность с помощью йода нужно:

  • Капните на украшение, которое Вы хотите проверить , одну каплю йода и подождите пять минут.
  • Протрите йод салфеткой или смойте водой. Если украшение поменяло цвет (потемнело) – перед Вами подделка. При потемнении цвет изделия изменяется на серый или черный с зеленоватым подтоном.

Капните на украшение, которое Вы хотите проверить, одну каплю йода и подождите пять минут

Уксус

Еще один легкий способ проверить подлинность – воспользоваться обычным столовым уксусом:

Азотная кислота

Еще одним методом химической проверки золота на подлинность является реакция на азотную кислоту:

  • Для проведения эксперимента положите проверяемое украшение в глубокую металлическую чашу и капните на него всего одну каплю азотной кислоты.
  • Если изделие не меняет цвет на зеленый или молочный – значит перед Вами находится не подделка.

Для проведения эксперимента положите проверяемое украшение в глубокую металлическую чашу и капните на него всего одну каплю азотной кислоты

Поцарапать иглой

Проверить подлинность золотого изделия можно и с помощью обычной иголки. Для этого необходимо с силой поскрести проверяемое украшение иглой. Настоящему золоту ничего не будет. А вот позолота с легкостью слезет.

Контакт с золотом

У каждого человека есть золотое изделие, в подлинности которого он не сомневается:

  • Для того чтобы провести проверку необходимо: на жесткой поверхности провести линию настоящим золотом.
  • Аналогичное действие провести на той же поверхности и с предметом, в котором Вы сомневаетесь.
  • Различий между линиями быть не должно.

Магнит

Каждый человек знает, что чистое золото никак не магнитится:

  • Приложите проверяемое изделие к магниту и смотрите , что из этого всего выйдет.
  • Если изделие хоть немного притягивается к магниту – перед Вами сплав металлов. За золото чаще всего могут выдавать медь. Однако в подделках золотых изделий очень часто участвуют такие металлы как алюминий, медь и олово. Они тоже не реагируют на магнитную проверку, но по весу являются более легкими, чем аналогичные изделия из золота.


Ляписный карандаш

Ляписный карандаш – это препарат для остановки крови и обработки ран. Его с легкостью можно купить в аптеке.

Для того чтобы проверить украшение нужно:

  • Намочите изделие проточной водой.
  • Проведите на мокром изделии линию ляписным карандашом.
  • Сотрите отметку сухой тканью.

Если на поверхности изделия останется след от карандаша – перед Вами очередная подделка.

Черный хлеб

Для данного эксперимента Вам понадобится мякиш свежего хлеба. Проверить таким способом можно абсолютно любое изделие:

  • Берем мякиш и оборачиваем в него золотое изделие.
  • Скатываем шарик и оставляем на пару дней пока он не зачерствеет.
  • Когда это случится, извлекаем изделие из хлеба. Внешний вид золота никак не изменится, а вот сплавы подвергнутся окислению и поменяют цвет.


Керамическая плитка

Если у Вас дома есть необработанная керамическая плитка, можно использовать ее в качестве проверки золота:

  • Для этого необходимо провести по плитке различными металлами и изделием , которое Вы хотите проверить.
  • След от него должен быть золотым. Остальные металлы оставят после себя черные и серые полосы.

Реакция на солнце

Для этого способа проверки Вам придется немного погадать с природой. Требуется яркий солнечный день:

  • Сначала, внимательно рассмотрите проверяемое изделие в тени. Запомните, как оно блестит, какой у него цвет.
  • Теперь проделываем то же самое под прямыми солнечными лучами. Стоя на улице, посмотрите, также ярко и презентабельно выглядит Ваше изделие, как оно это делало в тени.
  • Настоящее золото, никогда не теряет своего внешнего вида при любых погодных условиях.

Метод Архимеда

Данный способ проверки больше подходит для крупных золотых предметов (например, золотых слитков). Однако он требует некоторых усилий и знаний.

Для этого эксперимента понадобится глубокая емкость и вода:

  • Наполняем емкость водой до краев. Предварительно следует узнать, какой объем воды вы набрали.
  • Медленно и аккуратно погружаем золотое изделие в емкость и даем воде перелиться за края (вытечь).
  • Теперь вспоминаем закон Архимеда о выталкивании: «На тело погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости в объеме погруженного предмета».
  • С помощью формулы F A =pgV, где p – это плотность жидкости, g – это ускорение свободного падения и V – это объем погруженного тела, узнаем массу золотого изделия. Плотность воды равна 900 килограмм на 1 кубический метр.

По закону Архимеда золото должно тонуть. Так как его вес больше объема вытесняемой жидкости.

С каждым годом стоимость золота растет. Вместе с ним растут и способы мошенничества и подделки. Для того чтобы снизить риск приобретения подделки, при покупке, воспользуйтесь следующими советами:

  1. Покупайте ювелирные украшения только в проверенных магазинах. Не стоит приобретать изделие с рук или на улице. Также стоит избегать ломбардов и магазинов сомнительного внешнего вида.
  2. Драгоценные металлы всегда стоят дорого. Если Вы видите подозрительно дешевое изделие, то, скорее всего перед Вами подделка.
  3. Обратите внимание на внешний вид изделия. Оно должно блестеть, иметь ровный окрас. На нем не должно присутствовать царапин, вмятин и пятен.
  4. Как это ни странно, но золото не имеет никакого запаха. Если Вас одолели сомнения, никто не запретит Вам в магазине понюхать украшение. Лучше выглядеть глупо, чем выкинуть деньги на ветер.

Пользуясь этими советами, Вы рискуете в несколько раз меньше наткнуться на подделку. Ну а если у Вас все же есть сомнения, Вы знаете, как проверить подлинность.

На протяжении всей истории золото ценится своей природной красотой и сиянием. По этой причине во многих культурах золото отождествлялось с солнцем.

Сам по себе такой металл как золото в чистом виде не используется, потому что очень мягкий и легко поддается воздействию механических повреждений. Для сохранности его первозданного благородного вида, который все привыкли созерцать в украшения, принято добавлять различные, более устойчивые металлы или сплавы, придающие золоту крепости. Такие сплавы принято называть лигатурой, и в большинстве случаев в ее качестве выступает серебро или медь, в редких случаях добавляют цинк, платина, никель и палладий. В зависимости от количества других металлов золото становится менее подверженным царапинам и деформированию.

В чем разница между каратной и метрической системами проб?

Во всем мире для распознания количества входящей в золотой сплав лигатуры используется несколько систем. Наиболее известными являются метрическая и каратная системы. Из-за того, что золотом пользовались задолго до глобализации, на разных континентах образовались свои системы исчисления золота. Скажем, вес золота измеряется в тройских унциях и одновременно в граммах (1 тройская унция = 31,1034768 грамм), а его чистота измеряется в каратах и в тысячных долях.

Один карат - это 1/24 доля чистого драгоценного металла в сплаве.

Минимальное значение количества карат золота зависит от страны. Так, в США 10 карат является минимальным стандартом золота, а а золото с чистотой 14 карат является наиболее популярным. Во Франции, Австрии, Португалии, Ирландии и Великобритании можно называть все, что имеет 9 карат. А в Дании, Греции и Германии минимальное количество карат является 8.

Каратную систему также используют и для измерения веса драгоценного камня, но не следует смешивать эти две системы. Один карат золота соответствует 41,(6) грамм, тогда как 1 карат драгоценного камня равен 200 мг. Золото в 24 карата эквивалентно 999,9 пробе в метрической системе и считается чистым. Строго говоря, 24-каратное золото должно быть эквивалентно 1000 пробе. Однако, на практике невозможно достичь 100% чистоты золота, и в любом чистом золоте будет немного примеси, поэтому договорились принимать 24-каратное золото за 999,9 пробу. В каратной системе существуют показатели 9, 10, 12, 14, 18, 23, 24.

В России уже долгие годы пользуются метрической системой. Она более простая и понятная и указывает на количество граммов золота, входящего в состав сплава весом в 1кг. Так, если в 1000 граммах сплава находится благородного металла 585 грамм, а лигатура, соответственно составляет вес в 415 грамм, то изделиям, которые будут изготовлены из данного слитка, станут носить пробу 585.

Проба - это количество драгоценного металла в сплаве, выраженная в тысячных долях. Количество лигатуры - обратная величина пробы.

До 1927 года сначала в Российской империи, а затем и в Советском Союзе использовали иную систему проб, которая называлась золотниковой. Для нее были характерными 92,72 и 56 пробы. 1 золотник равен 96 долям. До сих пор иногда встречаются украшения с такой маркировкой. С 1928 года было принято решение о переходе на метрическую систему, указывающую количество золота на 1000 граммов сплава.

Соответствие между различными системами проб

В постановлении от 18 июня 1999 года под № 643 «о порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов» для метрической системы установили такие пробы: 999, 958, 750, 585, 375.

В чем разница между различными пробами золота?

Откуда возникло такое многообразие золотых сплавов? Каждая проба появлялась в определенный момент времени и удовлетворяла определенную нужду людей. Различные пробы существуют для своей задачи, которая и определяет необходимую долю драгоценного металла в сплаве, а также состав лигатуры в нем.

375 проба

В составе данной пробы чистое золото не превышает 37 %. Оставшиеся 63 процента – это серебро и медь. В зависимости от металла, который будет использован в качестве лигатуры, основной оттенок изделия будет или ярко-желтым, или красноватым. Золото данной пробы имеет свойство быстро окисляться и образовывать на поверхности украшения сульфид железа. Данный золотой сплав является самым низкопробным во всем мире. Из него изготавливаются недорогие украшения, на которых имеется массовый спрос. Как правило, это обручальные кольца.

500 проба

Эта проба малоизвестная, в ее составе находится не более 51% основного металла, а все остальное это примеси серебра и меди. У изделий данной пробы некрасивый цвет, хоть они и не поддаются быстрому окислению, поэтому такие сплавы практически нигде не используются, так как от них пришлось отказаться в пользу проб, обладающих более приятным внешним видом в ювелирных изделиях.

583 проба

В составе такого сплава распространено сочетание чистого золота в количестве 58,3 процента, меди 33,5 процентов и серебра 8%. В одном килограмме слитка 583 пробы находится 583 грамма чистого золота. Остальные 417 граммов это медь и серебро. До того момента, как был создан сплав 585 пробы, золото с 583 пробой широко применялось в Советском Союзе для изготовления ювелирных украшений. Появление этой пробы произошло в момент перехода с каратной системы на метрическую. 583 проба равна 14 каратам. Через некоторое время от нее отказались, в пользу популярной в настоящее время пробы – 585.

585 проба

Ювелирные изделия 585 пробы наиболее распространены и популярны среди потребителей. Сейчас ею полностью поглощена проба 583. Это клеймо используется в маркировке наибольшей доли продукции, которую выпускают в мире. Украшения и прочие изделия из сплава этого качества отличаются характерным цветом, а так же им присуща хорошая прочность и устойчивость при доступной стоимости, не превышающей рамки допустимого. В составе пробы 585 основную часть занимает чистое золото, более 60%, все остальное – это лигатура, состоящая из сплава никеля, палладия, серебра и меди (40%). Золото данной пробы не подвержено потери блеска и яркости под воздействием солнца и ему не свойственно окисление при взаимодействии с воздухом. Оно в почете у ювелиров, потому что прекрасно поддается ковке.

750 проба

Эту пробу представляют 75 процентов благородного металла. В составе лигатуры находится 25% серебра, палладия и меди. Для сплава характерна возможность менять цвет в зависимости от процента какого-либо дополнительного металла, входящего в качестве примеси. Для потребителей предпочтительнее покупка изделий более светлых оттенков, где преобладает серебро. В общем, встречаются изделия красные или даже темно-зеленого цвета. Ювелирные украшения из сплавов такой пробы очень дорогие, обладают великолепным внешним видом. Золото 750 пробы прекрасно поддается полировке и обработке механическим способом, но в то же время легко царапается и гнется.

958 проба

Золото такой пробы в изготовлении ювелирных изделий не используется, так как процент его содержания в сплаве составляет почти 97%, а это придает металлу мягкость и склонность к деформированию. Из сплава с таким содержанием золота изготавливают коллекционные монеты, или какие-либо предметы под индивидуальный заказ, так как он обладает очень высокой ценностью.

.999 проба

Самым дорогим сплавом в мире считается чистое золото, которое имеет 999 пробу. Сам по себе металл обладает мягкостью, в связи с чем, его неудобно использовать. Много лет назад его использовали для изготовления обручальных колец. Их форма была очень толстая, изделия отличались большой высотой. Это способствовало более длительному использованию украшений, они крошились и гнулись не очень быстро. Сейчас золото 999 пробы используется для изготовления слитков, предназначенных для хранения. В связи с большой пластичностью слитки небольшого размера запечатывают в специальные прозрачные футляры. В них мягкий металл может храниться в идеальном состоянии намного дольше.

Как определить пробу золота?

Использование современных методов позволяет сегодня безошибочно определить насколько качественным является изделие. Покупая ювелирное украшение, всем приходилось видеть специальную маркировку, которая используется для каждой существующей пробы отдельно. Но, никто не застрахован от покупки подделки, даже если на ней и стоит самая высокая проба. Поэтому, чтобы не осталось сомнения, что изделие соответствует заявленной пробе, применяются капельный метод, электронный детектор, специальный пробирный камень или пробирные иглы. Так же существует муфельный метод и химико-аналитический.

Капельный метод заключается в нанесении на изделие специального пробирного химического реактива, затем происходит процесс сравнения цвета пробы до начала реакции и после нее. Как правило, для таких целей применяется хлорное золото, которое действует как пробирный реактив на изделия различных проб, до шестисотой включительно. На украшениях 585 пробы образуется светло-коричневое пятно после взаимодействия с реактивом. Зеленое пятно будет на золоте пробы 375. Чем ниже проба золота, тем темнее цвет будет оставаться.

Латунные полоски, на концах которых напаяны тончайшие линии из драгоценного металла, называют пробирными иглами. Чтобы определить золото различных проб, существуют иглы разных цветов.

Пробирный камень представляет собой брусок с гладкой, отполированной поверхностью. По нему проводят изделие, которое образует за собой линию. Ее цвет характеризует пробу. Для изготовления таких брусков используется кремнистый тонкозернистый сланец.

Специальный электронный детектор способен за 5 секунд определить какое количество чистого металла содержится в сплаве, выражая показатели в каратах. Диапазон пробы находится в пределах от шести до восемнадцати карат, что по метрической системе относится к 375-750 пробам. Детектор отличает настоящее массивное изделие из золота от простого золотого покрытия тонким слоем. Данный прибор широко использует ювелирная промышленность, так как он определяет с высокой точностью содержание благородного металла в сплаве. В основе его работы находится электрохимическая реакция. Данные определители проб могут так же применяться в ломбардах, мастерских и скупочных магазинах

Многие покупатели, желающие приобрести золотое ювелирное украшение, стараются стать владельцами дорогого изделия или пытаются найти такое, у которого очень высокая проба. Не нужно этого делать, ведь не зря на протяжении долгих лет остается популярной и востребованной 585 проба, зарекомендовавшая себя наилучшим образом, даже если украшения носить ежедневно, не снимая.

По своей прочности изделия высоких проб можно сравнить с пластилином, теряющим свой первоначальный вид при малейшем надавливании.

Покупать ювелирные изделия нужно только в специализированных магазинах или салонах, и после того, как будет проверено наличие соответствующего клейма. В данных заведениях все предметы соответствуют надлежащему качеству, так как никто не захочет рисковать своей репутацией и созданным именем. Таким образом, можно избежать приобретения подделки, которая не будет содержать золота вообще и не имеет вообще никакой ценности.

Ирина Бабкина

Ювелирное украшение – приобретение желанное, но и волнительное. Стоит подготовиться особо тщательно, вооружиться знаниями и отправиться во внушающий доверие магазин, чтобы избежать встречи с подделками. В столь ответственном деле поможет авторский оттиск – клеймо, подтверждающее подлинность.

Сегодня клеймо, помимо авторского знака, чаще является оттиском государственной инспекции, подтверждающим законность продажи изделия и содержание чистого драгоценного металла. Кстати, всем известный теперь серебряный стандарт 925-й пробы был введен когда-то в обращение ювелирным домом Tiffany. В разные годы использовали варианты знака пробы, по которым можно определить, в какой стране работал ювелир и каков состав изделия. Например, клеймо с изображением головы лошади указывает на 750-ю пробу и отсылает нас во Францию между 1838 и 1919 гг. А голова собаки, указатель платины, появилась на тыльной стороне ювелирных изделий позднее – начала широко использоваться с 1912 года. Звезда, серп и молот, девушка в кокошнике – знаки советско-российских времен. Отдельно стоит обратить внимание при покупке ювелирных украшений на «именник» – некую шифровку, в которой на самом деле скрыт год изготовления и код мастера.

Пусть команда фирмы Фаберже состояла в лучшие годы более чем из 500 мастеров, детально (от упаковки до драгоценных камней) прорабатывающих каждое ювелирное произведение, Карл Фаберже сам держал под контролем все заказы. Хотя историки не имеют доказательств, создавал ли он когда-либо лично ювелирные изыски. Но клеймо у Карла Фаберже точно было. Причем в нескольких вариантах – петербургское и московское. Предметы, созданные в северной столице, имели клеймо «Фаберже», написанное кириллицей и без инициалов. Московское производство ставило клеймо «К. Фаберже», дополняя его двуглавым орлом. Предметы, предназначенные для продажи в Европе, клеймили латиницей. Мастера, работавшие в Петербурге, имели в распоряжении и собственные клейма, порой заменявшие клеймо мастера. Изредка изделия оставляли без опознавательных знаков. Причина проста – нет места на изделии или его особая хрупкость.

Историю ювелирного дома Van Cleef&Arpels принято начинать не с официальной даты – открытия бутика в доме 22 на Вандомской площади и регистрации марки, а с регистрации брачного союза между огранщиком Альфредом Ван Клифом и Эстель Арпелс, дочерью торговца драгоценными камнями. Для точности и полноты картины назовем обе даты: свадьбу сыграли в 1896 году, а ювелирная лавка открылась спустя 10 лет, то есть в 1906 году. Но есть еще один год, хранящий память о важном для марки событии, – 1938-й! Именно в этом году было официально зарегистрировано клеймо Van Cleef&Arpels – ромб с Вандомской колонной.

Номер

Кстати, помимо собственного клейма ювелиры зачастую ставят на изделиях инвентарный номер. Например, мастера ювелирной марки Carrera y Carrera, создающие в том числе украшения для испанской королевской семьи, нумеруют все изделия. Что не так сложно, если вспомнить о лимитированных тиражах изделий этого бренда.

А представители Chopard советуют каждому, кто остановился в сомнениях в подлинности покупаемых часов, не тратить время на рассматривание деталей и изучение сертификатов, а срочно звонить сотрудникам марки. Инвентарный номер, выгравированный на часах, поможет оперативно получить однозначный ответ. Эксперты Chaumet также оказывают услуги клиентам марки, но в первую очередь в определении подлинности изделий, созданных до внедрения клейма. Поскольку сотрудники компании бережно ведут архив, организовали на Вандомской площади музей марки, где представлены эскизы изделий с XVIII века, вопрос решается довольно быстро – в случае положительного ответа хозяин украшения получает сертификат подлинности.

Ювелирный дом Graff, основанный в отличие от уже упомянутых выше марок не так давно, а точнее в 1966 году, тем не менее прочно удерживает одну из лидирующих позиций в бриллиантово-золотых вопросах. Отличительной чертой ювелирных изделий, выходящих в свет под брендом Graff, стал идентификационный номер, проставляемый мастерами фирмы на каждом бриллианте, заметный только при многократном увеличении.

Так что же показывает проба, и на что следует обращать внимание при покупке ювелирных украшений? За комментарием мы обратились к эксперту SUNLIGHT:

«Если ювелирное украшение изготовлено из драгоценного металла, оно, как правило, имеет пробу. Проба показывает, сколько основного драгоценного металла в сплаве, из которого сделано украшение. Украшения не делают из чистых платины, золота или серебра. Из платины – очень дорого, а золото и серебро слишком мягкие металлы для этого: на таких изделиях быстро образуются царапины, и они теряют свой привлекательный вид. Поэтому в ювелирном деле используются сплавы драгоценных металлов.

В разных странах существует свой стандарт проб. Сейчас в мире чаще всего используются метрическая и каратная системы проб. Каратная система считается более точной, и применяется она только для золотых украшений. В России используется метрическая система проб. В ней проба, а точнее клеймо – это особый знак, который несет информацию о том, из какого металла украшение сделано и сколько его входит в состав сплава. О виде металла говорит форма клейма: если оно в форме бочонка, то это серебро, в форме восьмиугольника – платина, а если в форме лопаточки, то перед вами украшение из золота.

Цифры клейма (цифровое обозначение пробы) показывают количество в граммах основного драгоценного металла в 1 кг сплава. Например, SUNLIGHT предлагает своим покупателям золотые украшения 585 пробы, это значит, что в 1 кг сплава, из которого они выполнены, содержится 585 г чистого золота. Наличие клейма на украшении – это гарантия того, что оно действительно сделано из драгоценного металла и соответствует заявленной пробе. Такую проверку и клеймение проводит Государственная инспекция пробирного надзора.

Не существует понятия хорошей или плохой пробы, все зависит от приоритетов покупателя. В золотых украшениях 375 пробы можно смело заниматься любой активностью, даже копать огород – это не повредит их внешнему виду из-за низкого содержания золота. Ювелирные изделия 585 пробы – это оптимальное сочетание качества изделий и их цены, но они требуют к себе более бережного отношения. Украшения 750 пробы эстетически очень привлекательны и благодаря высокому содержанию золота являются хорошим капиталовложением».

Золотое кольцо с бриллиантами и изумрудами SL (цена по ссылке)

Серебро относится к числу благородных металлов, которым не страшны окисление или коррозия. В периодической системе Д.И. Менделеева серебро обозначено как Ag (от латинского Argentum) и числится под номером 47. Это металл серебристо-белого цвета, для которого характерна высокая пластичность.

Чистое серебро достаточно мягкое, поэтому оно не подходит для производства посуды, ювелирных и иных изделий. Чтобы серебро не гнулось и не ломалось, в него добавляют другие металлы. Так как с момента начала производства серебра количество таких примесей было различным, появилась необходимость ввести понятие «проба».

Проба показывает, какое количество серебра содержится в конкретном сплаве. Например, проба 800 означает, что в 1000 г сплава содержится 800 г серебра и 200 г примесей. В дальнейшем эта информация используется для того, чтобы применять серебряный сплав конкретных проб для производства тех или иных изделий. Например, проба 800 больше подходит для изготовления столовых приборов, в то время как 925-я проба применяется для ювелирной продукции (подробнее об этом ниже). Также пробой называют клеймо, проштампованное на серебряном изделии.

Виды проб серебра

В качестве основного элемента серебряного сплава обычно используют медь. Содержание в сплаве меди делает его более прочным, но в то же время изделие становится желтым и со временем темнеет на воздухе. Чем больше в нем меди, тем интенсивнее происходит потемнение серебра.

В приведенной ниже таблице представлены наиболее распространенные пробы серебра в метрической системе проб. Эта система действует в России и странах СНГ, в Германии, Франции и тех государствах, которые подписали Конвенцию по контролю и клеймению изделий из драгметаллов.

Характеристики проб серебра

Это высокопрочный сплав, для которого характерны хорошие литейные свойства. Однако серебро этой пробы подвержено быстрому окислению (темнеет на воздухе) и из-за большого содержания меди отливает желтизной, из-за чего его используют для изготовления столовых приборов, но не для ювелирной продукции. Его также называют желтым серебром.

Присутствие лишних 30 г серебра в каждом килограмме сплава делает его более пригодным для изготовления украшений. Из-за низкого содержания серебра украшения такой пробы стоят дешевле, однако и свойства их оставляют желать лучшего. Они также быстро окисляются.

Серебро этой пробы прекрасно подходит для столовых приборов, но для драгоценностей серебряный сплав по-прежнему содержит слишком много меди. Хотя в сравнении с 800-й пробой такое серебро не имеет характерного желтого оттенка, однако оно со временем теряет свою красоту и с трудом поддается механической обработке.

Серебро этой пробы, именуемое также стандартным или стерлинговым, более всего распространено в производстве ювелирных изделий. Это связано с тем, что большое количество серебра в сплаве делает его достаточно пластичным и красивым, чтобы создавать изделия самой причудливой формы. При этом присутствие 75 граммов меди не придает серебру желтого оттенка и в то же время делает сплав более прочным, чем чистое серебро. Серебро 925-й пробы могут путать с золотом, поскольку ювелирные изделия из серебра этой пробы часто покрывают позолотой. Чтобы избежать путаницы, достаточно знать, что у золота такой пробы не существует.

Серебро указанной пробы считается высококачественным и применяется для ювелирной продукции. Поскольку оно очень мягкое, из него получаются украшения и предметы декора, требующие тончайшей художественной работы. Расплатой за такое количество серебра в сплаве становится то, что готовые изделия легко поцарапать и повредить. Чтобы продукция получалась более прочной, ее эмалируют.

999-я проба . Поскольку чистое серебро слишком мягкое и подвергается деформации в процессе использования, из него не делают ювелирных изделий. В обиходе серебро наивысшей пробы применяют в производстве припоев, а также для изготовления деталей разнообразных приборов. Его же можно найти и в банках в виде серебряных слитков. В некоторых странах, например в Японии, чистое серебро используют в магических ритуалах.


В метрической системе измерения существуют и другие пробы (см. таблицу ниже). Например, в советское время была распространена с характерной формой клейма в виде бочонка. Ее использовали для изготовления украшений, посуды, подсвечников и изделий для проведения различных ритуалов. Сегодня эта проба не применяется.

Серебряный сплав низкого сорта, в котором присутствует менее 80% серебра (пробы ниже 800-й), называют техническим. Обычно его используют в промышленности, например для производства плат.

Другие системы проб

В каталоге продукции нашего сайта присутствуют , которая может просто озадачить. Неужели возможно создавать изделия, где в килограмме сплава всего 84 грамма серебра? На самом деле эта проба указана в другой системе измерения. До 1927 года в России существовала так называемая золотниковая система проб, измеряемая в золотниках. Если перевести ее в метрическую систему, то 84-я проба будет соответствовать 875-й пробе серебра (см. таблицу ниже).



Разновидности серебра

Еще в древности было замечено, что от состава серебряного сплава зависят не только его качества, но и внешний вид. Так появились различные виды сплавов, а также разные способы обработки готовых изделий, которые пользуются большой популярностью при производстве серебряной продукции.

Черненое серебро

В Древней Руси еще до наступления нашей эры открыли способ чернения серебра, когда изделия покрывали красивыми черными узорами. Смешивая в определенных пропорциях серебро, медь, свинец и серу, получали так называемую чернь. После гравировки серебряного изделия его нагревали до тех пор, пока чернь полностью не растворялась и не чернела. В результате получалось интересное сочетание темных и светлых оттенков.


Вначале черненое серебро использовали в основном для создания оберегов и эликсиров, но с расцветом чернения в XVII веке стали появляться гравюры, портсигары, посуда и прочие изделия, иметь которые считалось очень модным. Особенностью черненого серебра является его прочность. Изделия из него не нуждаются в чистке.

Оксидированное серебро

Соединение серебра с серой также приводит к потемнению благородного металла, но у такого сочетания есть свои особенности. Если черненое серебро представляет собой прочное соединение, то об оксидированном серебре сказать этого нельзя. Эффект потемнения здесь создается с помощью специальной пленки, которую легко повредить в процессе чистки изделия. Поэтому нужно внимательно осматривать изделие при покупке, чтобы не купить оксидированное серебро вместо черненого.

Стоит заметить, что тот и другой способ обработки серебра имеет свою ювелирную ценность. В частности, оксидирование позволяет играть с оттенками черного и даже фиолетового цветов, придавая изделию не только эффект старины и благородства, но и делая его более колоритным. После полировки выпуклые части оксидированного серебряного изделия становятся блестящими, а вогнутые - темными.


Обычно оксидированное серебро применяют при создании ювелирной продукции небольшого размера. Это могут быть сережки, цепочки или браслеты ручной работы, а также изделия, нуждающиеся в реставрации. Поскольку по цене черненое и оксидированное серебро практически не отличаются, покупатель решает сам, какому материалу отдать предпочтение.

Матовое серебро

Матовое серебро отличается благородным видом и устойчивостью к потемнению. Естественный блеск серебра убирается с помощью специального оборудования вроде пескоструйного аппарата, а также травлением в определенных растворах.


Позолоченное серебро

Напыление на серебро тонкого слоя золота придает серебряному изделию не только роскошный вид, но и увеличивает его химическую стойкость. Столовые приборы из позолоченного серебра подходят для соленой и кислой среды, где обычное серебро вступит в химическую реакцию.


Существуют и другие разновидности серебра, полученные с помощью разных техник и веществ.

Подлинность серебряных изделий

На рынке существует довольно много поддельных серебряных изделий, на которых могут стоять «фирменные» клейма (пробы). Большая востребованность такой продукции связана с тем, что многие покупатели не имеют представления, как должна на самом деле выглядеть проба. Наличие такой пробы они уже считают достаточным основанием, чтобы поверить в подлинность продукции. В то же время для мастеров подделок постановка клейма не является особо большой проблемой. Вот только профессионал всегда сумеет отличить фальшивое клеймо от настоящего.

Поддельные пробы

Чтобы определить подлинность того или иного клейма, нужно как минимум знать специфику самого процесса подделки. Поддельные изделия зачастую выполняют из мягких металлов, поэтому клейма имеют более мягкие контуры.

При определении подлинности пробы на антикварном серебряном изделии нужно учитывать особенности производства. Мошенники зачастую не берут во внимание, что та или иная проба использовалась только в конкретные годы выпуска, а также ставилась в определенные . Например, в России на серебре ставили клеймо с изображением женской головки в кокошнике, цифрового знака пробы и буквы госинспекции. Вначале лицо женщины было повернуто влево, но с 1908 года его развернули в противоположную сторону. Также в разные годы клейма на продукции ставили в разных местах.



Кроме этого в разных странах действуют свои стандарты, которые также нужно учитывать при работе с пробой. Например, имеют свои особенности по сравнению с или российскими клеймами.

Одним из частых приемов производителей фальшивок является перенос подлинного клейма с одного предмета на другой. В частности, его могут взять с ложки и припаять к дорогому старинному серебряному предмету. Профессионалы при этом искусно прячут место пайки под гравировкой. И все же при детальном рассмотрении следы пайки можно обнаружить, особенно если подышать на это место.

При тщательном рассмотрении изделия под лупой можно также заметить разницу в износе клейма и самого изделия, что тоже говорит о подделке.

В то же время качественные фальшивки могут определить только профессионалы с помощью специального оборудования. Оно позволяет обнаружить как нехарактерный для того или иного периода производства состав сплава, так и отсутствие защиты. Информация о степенях защиты содержится в технической документации к клейму и находится под охраной государства.

Как определить подлинность серебра

Подлинность серебряного изделия должен определять эксперт, особенно если речь идет об антиквариате. Однако в домашних условиях всегда можно провести простые опыты, которые позволят заподозрить фальшивку.

Если серебряное изделие магнитится, то перед вами подделка, так как серебро не магнитится никогда. В то же время отсутствие взаимодействия с магнитом не доказывает его подлинности, так как некоторые металлы и сплавы также не магнитятся.


Явным признаком подделки может служить и наличие другого металла под серебром. Достаточно сделать царапину острым предметом, чтобы выяснить это.


Если изделие не стало горячим при опускании на несколько секунд в горячую воду, значит, в нем есть металлы с низкой теплопроводностью. Серебро нагревается мгновенно, так как имеет высокую теплопроводность.


Если серебряная вещица испачкала руки, в ней содержится много цинка. Ушлые продавцы в таких случаях любят придумывать разные оправдания, например, что на человеке, которому испачкало руки серебряным амулетом, лежит порча.


Стоит присмотреться и к качеству самого изделия. Например, если речь идет о серебряной цепочке, то у фирменной вещи тщательно проработана каждая деталь. В то же время в подделке обычно мелкие элементы низкого качества или укрупнены для упрощения производства. На поддельных изделиях могут плохо закрываться замки, а отдельные элементы иметь неровные края или неправильную форму. Также возможны разрывы звеньев, разная их длина и форма.


Особенностью домашних методов определения подлинности серебряного изделия является то, что их нельзя назвать достоверными. С их помощью можно только заподозрить подделку, но нельзя доказать оригинальность изделия, поэтому всегда лучше обратиться за помощью к экспертам.

Ювелирные пробы и клейма

Пробой ювелирного изделия называется количественное содержание металла в сплаве (т.е. сколько содержится чистого драгметалла в 1000-че единиц сплава, который Вы держите в руке). Например – в цепи весом 1 кг, имеющим пробу 585, содержится 585 граммов чистого золота! Остальное – медь, серебро и проч -. по вкусу.(415 грамм). Клеймо, которое у нас в России ставит Палата пробирного надзора, (а не сам мастер, как думают некоторые), подтверждает, что Вы держите в руке изделие именно 585 пробы, в котором именно 585 частей чистого (999 пробы) золота. Мастер (или фирма) ставит на изделие свой именник, на котором отображены малозначащие для покупателя символы.(На новых, недавно изготовленных изделиях, важна первая буква именника – она означает год изготовления: А – 2001, Б – 2002 …Ж –отсутствует, З – 2007, вторая буква “М” – Москва, далее буквы – код мастера или фирмы).

Очень важно знать! При покупке ювелирных изделий обязательно убедитесь в наличии двух клейм – именника и пробы. Они должны быть четко пропечатаны и именник должен находится только слева либо сверху от пробы. Отсутствие именника при наличии пробы может означать следующее:

1. Проба фальшивая и металл не является драгоценным - самый плохой вариант, который встречался в былые времена.

2. Проба фальшивая, но металл соответствует заявленной пробе – очень частый вариант, означающий, что мастерская работает “в темную”.

3. Проба настоящая, изделие привезено из-за границы и имеет еще какое-то заграничное клеймо (которое хорошо читается), тогда нашего (росcийкого) может не быть. С этим все в порядке. Конечно, можно нарваться на изделие, где и именник и проба будут выглядеть как настоящее, а металл будет подделкой либо покрыт тонким слоем драгметалла – во избежание этого необходимо плотно общаться с продавцом и взять у него все необходимые товарные чеки и сертификаты. Неплохо так же самому рассмотреть именник и пробу в сильную лупу. Имейте ввиду, что некоторые импортные позолоченные изделия имеют клеймо, показывающее пробу именно этой позолоты, (покрытия), а не того, из чего сделано само изделие. На такие изделия в России пробу не ставят. Эти украшения могут стоить очень дорого и ввести покупателя в заблуждение по поводу того, из чего они сделаны.

Импортные ювелирные изделия, (не прошедшие клеймение в России), имеют так называемые “каратные” пробы (см.таблицу переводов ниже). По опыту видно, что эти изделия очень редко бывают поддельными (т.е. сделанными из фальшивого металла), однако сам драгметалл (золото), может быть такого состава, что при той же 585 пробе (14 карат) имеет температуру плавления, близкую к температуре плавления самого легкоплавкого припоя. Это создает большие трудности при ремонте, и неопытный ювелир может изделие испортить.

О подделке серебряных изделий можно сказать следующее: подделывают эти изделия крайне редко, т.к. стоимость серебра не высока, и если даже стоит фальшивая проба или просто цифры типа “916” или “925”,без всякого именника – этому, в подавляющем большинстве случаев, можно верить. Иногда изделия из недрагоценных металлов серебрят, а хозяин думает, что все изделие серебряное (часто это относится к столовым изделиям из мельхиора).

В настоящее время многого серебряных изделий, изготовленных большими партиями, покрывают слоем родия, либо чистого серебра для предотвращения потускнения. Это очень хорошо, но если изделие ремонтировать –покрытие может сойти и вещь будет блестеть не так интенсивно, появятся пятна. Покрытие придется восстанавливать. До 1927 года в России существовала золотниковая проба. Подделок изделий с золотниковой пробой я не встречал (хотя они, конечно, есть). Номинал пробы легко переводится в современную по таблице. Старайтесь не покупать ювелирные изделия с рук, особенно у незнакомых людей! В этом случае я рекомендую вместе с продавцом сходить в ближайший ломбард и попытаться сдать изделие под залог. Если принимают, спросите у приемщицы, настоящая ли проба и что там за именник. После этого отказывайтесь от залога под предлогом что “надо подумать” и решайте с покупкой.

Что ставится на ювелирных изделиях, какие клейма и как они расшифровываются.

Возьмите любое современное ювелирное украшение, разверните его и посмотрите внутреннюю сторону. Что Вы там увидели? Правильно – какие-то непонятные значки и цифры. Мы постараемся сейчас помочь Вам с расшифровкой их. Итак, что же наносится на ювелирные изделия? Как правило, это как минимум два клейма – Государственное пробирное клеймо и Клеймо изготовителя. Рассмотрим каждое из них.

1. Государственное Пробирное Клеймо наносится Государственными Инспекциями пробирного надзора в виде специального знака. Так называемая «проба». Она может наносится как механическим способом, как в старые добрые времена, в виде чеканящего оттиска, так и новомодными – электроискровыми и лазерными способами. Это клеймо означает, что это ювелирное изделие проверенно Государственной Инспекцией пробирного надзора, инспекция подтверждает, что проба ювелирного изделия не ниже указанного на клейме.

С 1958 года знаком удостоверения в Советском Союзе был серп и молот на фоне пятиконечной звезды, с 1994 года введен знак удостоверения – женская голова в кокошнике в профиль, повернутая направо. Ниже приводим образцы пробирных клеймений, в зависимости от металла и варианта знака удостоверения:

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЗОЛОТА


ИЗДЕЛИЯ ИЗ СЕРЕБРА


ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПАЛАДИЯ


ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПЛАТИНЫ


Начиная с 1927 г. в Советском Союзе на основе драгоценных металлов были установлены следующие пробы сплавов:

пробы для изделий из сплавов на основе золота - 375, 500, 583, 750, 958;

пробы для изделий из сплавов на основе серебра -750, 800, 875, 916, 925; 960;

пробы для изделий из сплавов платины - 950;

пробы для изделий из сплавов палладия - 500, 850.

На иностранных ювелирных изделиях наносится проба в соответствии каратности, где принято, что 1000 метрических проб соответствуют 24 каратам. Чтобы вычислить метрическую пробу из каратной нужно следовать следующей формуле:

K = 24m/1000 (K-проба в каратах, m-метрическая проба)

В соответствии с этим самые распространенные иностранные пробы:

· 18 карат – 750 проба

· 14 карат – 583 проба

· 9 карат – 375 проба

Буквы перед цифрами W (White –белое золото) Y-(Yellow – желтое золото)

2. Именник – это оттиск клейма изготовителя, он ставится на всех ювелирных изделиях из драгоценных металлов, он должен быть заключен в единый контур.

первый символ – это код года:

А - 2001 год

Б - 2002 год

В - 2003 год

Г - 2004 год

Д - 2005 год

Е - 2006 год

З - 2007 год

И - 2008 год

К - 2009 год

Л - 2010 год

второй символ - это код инспекции пробирного надзора, в районе деятельности которой находится изготовитель:

Инспекции пробирного надзора

Территориальная принадлежность

Символ на клеймах

Верхне-Волжская

Костромская обл., р/п Красное-на-Волге,

В

Волго-Вятская

г. Нижний Новгород

Г

Восточно-Сибирская

г. Красноярск

Я

Дальневосточная

г. Хабаровск

Ю

Донская

г. Ростов-на-Дону

К

Западная

Каланинградская обл., пос. Янтарный

Ф

Забайкальская

г. Улан-Удэ

Ж

Западно-Сибирская

г. Новосибирск

Н

Поволжская

г. Уфа

П

Подмосковная

Московская обл., г. Бронницы

Б

Прикаспийская

г. Махачкала

З

Саха

г. Якутск

Д

Северная

Вологодская обл., г. Великий Устюг

А

Северо-Западная

г. Санкт-Петербург

Л

Уральская

г. Екатеринбург

С

Центральная

г. Москва

М

последние символы – это код производителя

3. Ярлык - это прямоугольный лист бумаги, являющийся официальным документом. Для ярлыка предусмотрены следующие размеры: 25х35 и 25х50. На ярлыке содержится информация по изделию. Крепиться ярлык при помощи нити и пломбы, наличие которой необходимо.

На лицевой стороне ярлыка располагаются следующие реквизиты:

наименование и товарный знак (торговая марка) предприятияизготовителя;

юридический адрес предприятияизготовителя;

наименование изделия;

артикул;

наименование и проба драгоценного металла;

масса изделия;

цена за грамм;

цена изделия;

№ ОСТ 117300295 (допускается перенос этого реквизита на оборотную сторону).

На обороте ярлыка:

размер (кольца, цепи, браслета);

наименование материала вставки;

технические характеристики вставок (в том случае, если в изделии присутствуют бриллианты и изумруды);

номер технических условий (на бриллианты и изумруды);

штамп ОТК;

месяц и год изготовления (реквизит наносится при необходимости).

По закону за все, что написано на ярлыке, изготовитель (продавец) несет ответственность!

Несколько слов о формировании рыночной цены на драгметаллы. Она определяется ценой на Лондонской бирже и измеряется в тройской унции (31,1 г.) чистого (999,9 пробы) металла. Цену на сегодняшний день в рублях за 1 грамм чистого металла, если это интересно, можно посмотреть на внизу страницы. Обычно она соответствует оценочной (скупочной) стоимости золота (в пересчете на соответствующую пробу) в ломбардах и скупках и колеблется в пределах 5 – 20 рублей за грамм. Продажная цена готового изделия колеблется от цены скупки до бесконечности (стоимость камней в изделии мы не рассматриваем). Следовательно, если Вам кто-то предлагает купить золотое изделие ниже скупочной цены с рук, значит изделие либо фальшивое, либо краденое, либо принадлежит неблагонадежному человеку. Во всех случаях - это неприятно и следует крепко подумать! Так же скупочная цена золота в ломбарде поможет Вам правильно купить изделие у нормальных людей или в магазине. Следует прибавить к скупочной цене торговые надбавки (которые бывают очень высокими), рейтинг фирмы-изготовителя и примерную стоимость камней (вставок).