Почерк каждого человека – это раскрытие внутренней сущности наших душ. Это не внешние, фактические данные, а состояние скрытого бессознательного. Так, если мужчина, являющийся внешне женственным, а то и вовсе имеющим нестандартную ориентацию, будет писать «женским» почерком, а женщина, имеющая в себе развитые мужские черты, раскроет свою сущность в виде мужского, грубого почерка.
Если исключить такие вариации развития событий, некоторые отличия и прослеженные закономерности как у мужских, так и у женских почерков все же есть. Данные различия диктуются, прежде всего, особенностями в области психологии. Эти закономерности в почерке можно проследить в зависимости от генетических факторов, социальных установок, воспитания и эволюционного наследия.
Мужчины
– создания скрупулезные.
Чаще всего у них более мелкий почерк, чем у женщин.
Также в основном прослеживается угловатость форм букв и упрощенность форм, прямонаклонность
или частичная правонаклонность. Написанные буквы могут быть высокими или узкими,
а разброс высоты в почерке (верхние и нижние отростки) - достаточно великим.
Линии прослеживаются твердые и четкие. Штрихи завершаются острыми росчерками,
либо и вовсе оборваны одним решительным движением. Нажим пера - от среднего до
сильного. Линии и буквы динамично стремятся вперёд.
В большинстве случаев, видя почерк конкретного человека, вы можете правильно диагностировать его состояние. Как это можно определить? Итак, если вы видите:
Спонтанный, быстрый почерк с восходящими строками, правым наклоном, сильным нажимом, вогнутыми (гирляндическими) формами и поднимающейся подписью характерны для амбициозного человека.
Угловатость, постоянство нажима, ровные, твердые и напряженные линии, прямые строки, подчеркнутые окончания линий, читабельный и спонтанный почерк с прямыми строками раскрывает ассертивность человека.
Узкие поля, почерк с достаточно упрощенными формами, короткие окончания штрихов и небольшие расстояния между словами характеризуют делового человека.
Вялые и соединительные штрихи в почерке, медленная скорость, слабый нажим, неровная строка, съезжающая вниз, а также мелкая средняя зона показывают депрессивность человека.
Резкие и заостренные окончания штрихов, правый наклон, острые буквы и чрезмерно сильный нажим, узость, «крючки» и угловатость будут свидетельствовать о жестокости человека с таким почерком.
Простые формы почерка, округлые вогнутые буквы, широкие промежутки между словами, равномерность нажима и правый наклон относятся к человеку искреннему, честному.
Перекрывающие друг друга буквы, волнообразные строки, многочисленные петли и не читаемый почерк свидетельствуют о его хозяине как о человеке лживом.
Раскованный, свободный и быстро текущий почерк, заполнение любого свободного пространства – разговорчивость, болтливость хозяина.
Узкий почерк, прямой наклон, последние буквы более узкие, низкая скорость написания, слабый нажим – трусливость его обладателя.
Следует иметь в виду, что признаки мужского и женского почерков, описанных выше, а также их общая характеристика в зависимости от характера – скорее обобщение, чем полная достоверность, и наша жизнь часто может преподносить сюрпризы. Каждый человек, как и его почерк - индивидуален, поэтому делать выводы о нем как о личности только исходя из тех или иных позиций написания букв, не стоит.
Мало кто знает о том, что говорит о человеке почерк. А ведь на самом деле признаки в почерке можно приравнять к синдромам в медицине. Размер и наклон букв, а также интервалы и нажим ручки могут рассказать о характере человека даже больше, чем знает он сам.
Не такая уж и молодая, как кажется на первый взгляд, наука графология расскажет о том, что говорит почерк о характере человека. Она занимается подробным изучением наклона букв, расстояния между ними, а также расположения их на бумаге. Анализ выявляет не только личностные качества, но и будущие перспективы или склонности.
На самом деле связь между почерком и характером человека была замечена еще в средневековье. Основой графологии принято считать книгу, которую написал римский историк Светоний в далеком 16 веке. А через пару столетий данные о почерковедении были систематизированы Мишоном. Заключительным доказательством этой связи стали эксперименты, проведенные В. Прейером при помощи гипноза - он внушал одному и тому же человеку, что он обладает различными чертами характера, и почерк подопытного кардинально менялся.
При анализе в первую очередь проверяется ровность почерка. От этого зависит, с какой стороны (положительная/отрицательная) будет рассматриваться та или иная особенность личности:
Об отношении человека с окружающими его людьми расскажет крупный или мелкий почерк. Что говорит о человеке маленький размер букв - узнать хотят многие люди, потому как статистика показывает, что количество личностей с мелким почерком немного превышает количество людей, привыкших к крупным буквам.
Для начала следует обозначить границы - средними считаются буквы, достигающие 3 миллиметров в высоту. Соответственно, мелкие - до 3 мм, а крупные - от 3 мм.
Не менее важное значение имеют линии и строки, характеризующие реакцию человека на различные внешние раздражители (окружающие события). Тут играет роль подсознание человека, так как линия для написания слова выбирается не на физическом уровне, а именно на подсознательном:
Определенные расстояния между строками и словами дают характеристику о поведении и мышлении личности.
Постоянно находящиеся в замешательстве люди больше любят между строчками делать интервал мелкий. Почерк, что говорит о человеке внимательном и принимающем осознанные решения - это большие интервалы между строками.
Объем психического и физического пространства показывают интервалы между словами:
Особое внимание уделяется на то, что говорит о человеке почерк, если нажим ручки или карандаша может быть совершенно разным у одной и той же личности. Следует знать, что нажим является характеристикой настоящего эмоционального состояния:
Характеристика почерка повествует об уровне эмоциональных реакций, а также степени понимания окружающих.
Людей с идеальным каллиграфическим почерком найти довольно трудно, поэтому наиболее частый запрос - "О чем говорит плохой почерк человека?" На самом же деле перед тем, как считать собственный почерк плохим, следует разобраться с данной характеристикой и самим расположением букв:
В некоторых странах Европы персонал подбирается по четким правилам, одним из которых является графологическая экспертиза - она и будет последним шагом в испытании. Окончательное решение о принятии сотрудника на должность принимается только после того, как начальник точно узнает, о чем говорит почерк человека (примеры есть ниже).
На финансовые должности в США берут исключительно достойных людей. Им приходится проходить довольно трудные тесты, где почерк играет важную роль. Графолог может вынести вердикт о том, что человек склонен к обману, и тогда ему будет отказано.
Пройти экспертизу не всегда бывает просто. Например, люди, отличительной чертой которых является корявый почерк, что говорит о человеке, склонном к ссорам и непостоянству, вряд ли бы получили престижную должность во многих странах.
Инициативный и творческий человек обычно рассматривается на должность директора. Но для того чтобы занять это место, следует обладать правильным почерком: буквы должны быть широкими и с разным размером, также необходимо присутствие правильного соотношения между закруглениями и углами. Кроме этого, требуемой особенностью почерка для должности директора является прямая или немного поднятая вверх строка.
Личность менеджера - коммуникабельный человек, сдержанный и терпеливый. Поэтому для получения такой должности администрация должна знать, что может рассказать о человеке его почерк и подходит ли он для работы менеджером в приличной компании.
Буквы при написании обязательно должны быть украшены практически незаметным количеством декоративных элементов, их идеальный размер - средний, а также каждая буква должна быть округлена.
Хладнокровный и смелый человек идеально подходит для подобной должности, но умение общаться с людьми в письменном виде также должно присутствовать. Почерк руководителя по связям с общественностью должен быть максимально понятным и иметь свои особенности: быстрый темп написания, широкий почерк, буквы связаны между собой. Чаще всего подпись такой личности заканчивается штрихом маленького размера.
Сотрудник финансовой сферы обязан уметь быстро концентрироваться и иметь устойчивую психику. Это то, что говорит о человеке почерк, который хорошо читается. Буквы должны быть крупного размера, а расстояние между словами - допустимо большим.
Человеку, мечтающему работать инженером, необходимо иметь живой ум и быструю реакцию. Почерк у такой личности отличается округлыми буквами, где присутствуют некоторые угловатости. Расстояние между словами и строками достаточно большое, а сами буквы не слишком узкие.
Сообразительный человек со здравым умом может легко попасть на должность хозяйственного работника. Но более элитные компании все же должны выяснить, что говорит о человеке почерк. Кандидат на получение должности должен писать в быстром темпе, при этом аккуратно выводя каждую букву.
Можно по желанию пройти короткий тест, чтобы узнать, о чем говорит почерк человека (расшифровка будет ниже):
Быстро реагирует на смену обстановки человек, почерк которого не отличается от его обычного в первом упражнении. Эмоции нарисованного животного - это протекция эмоций автора. Присутствие углов в геометрической фигуре говорит о неудачах, а округлости - о развитой силе воли. Прямая стрелка показывает наличие правильных целей, а извилистая - указывает на то, что человек больше любит говорить, чем что-либо делать.
Интерес к изучению характера человека через разные реалии его повседневной жизни был всегда, с того самого момента, как у людей появилась потребность в тесном общении друг с другом. Графология – это наука, в поле зрения которой связь между почерком человека и чертами его характера. При всей своей специфичности, использование основ графологии становится все более и более распространенным. Интерес к графологии затронул и нас. Разберемся же, что это за наука, которая может поведать тайны человека всего лишь по его почерку или коротенькой росписи.
Упоминания о первых попытках выяснить особенности личности человека по почерку приписываются временам Нерона и Конфуция. Последний в одном из письменных памятников той эпохи заявлял, что может точно сказать, какой человек «великодушен», а какой «вульгарен», взглянув на их почерки.
Древнеримский писатель Светоний внес свой вклад в историю зарождения графологии тем, что охарактеризовал почерк императора Августа, своего современника.
В начале XVII века в Италии вышла первая книга по графологии. Ее автором стал профессор Камилло Бальде. К сожалению, тот труд не стал популярным.
В XVIII веке изучение вопросов, которые рассматривает нынешняя графология (почерк и характер), велось в Цюрихе, но только как дополнение к вопросам физиогномики. В то время пастор Лафатер, автор физиогномических исследований, дал название «графических портретов» знакам письма, по которым определяются те или иные стороны характера.
1872 год для современной графологии является знаменательным: тогда появилась книга «Система графологии» аббата Жана-Ипполита Мишона. Его считают родоначальником графологии как науки. Он же впервые применил термин «графология», значение которого говорит о том, что он имеет греческие корни ("пишу"+"наука").
Аббат Мишон сделал для графологии на тот момент больше всех прочих исследователей: он систематизировал знания, популяризировал новую науку.
Применять на практике принципы, сформулированные Мишоном, было просто, поскольку объектом изучения были отдельные достаточно простые детали: наклоны, штрихи, строки и т.п. Сегодня такие принципы показались бы слишком упрощенными и неточными, однако некоторые из них все же считаются правильными и по сей день.
Графология тесно связана с психологическими исследованиями. И естественно, что были попытки посредством психологии и психиатрии проверить надежность данных, которые можно узнать из почерка человека.
Исследования показали, что распознавание почерка может действительно частично охарактеризовать наклонности, состояние здоровья человека, поведение. Подтвердили это еще в прошлом веке и данные развивающихся тогда психиатрии и психологии. Это принесло особый статус науке о почерке. С тех пор, в США, например, графология – это законный метод отбора людей на работу.
Анализ почерка поможет узнать умственные способности человека, его самооценку, силу воли и многие другие аспекты личности. Фактически применение графологического анализа очень близко к полной психодиагностике личности.
Из почерка можно извлечь ту информацию, которая находится лишь в подсознании человека. Таким образом, графология – это мощный инструмент самопознания.
Если несколько обобщить, то с помощью почерка можно узнать личностные качества человека, как врожденные, так и приобретенные, трудности, присутствующие в его жизни на момент написания образца, состояние здоровья. Последнее очень тесно связано с почерком: доказано, что малейшее изменение в самочувствии и здоровье отражается на написании.
Однако изучение почерка не даст исчерпывающей информации о жизни человека. Так, во многих случаях невозможно сказать, кем он работает, есть ли у него любовные связи, дети, любит ли он кошек или собак.
В изучении почерка внимание обращают на различные характеристики записей. Так, основные критерии, по которым характеризуют образец почерка, - размер букв, нажим, толщина линий, связки между буквами, наличие или отсутствие полей, расстояние между словами, округлость или угловатость букв, направление строчек.
Кроме того, особенное внимание уделяется написанию отдельных букв. Прежде всего, это буква «р», дающая информацию об агрессивности человека, написавшего ее. Оценивается характер начертания черты в букве (ее длина, наклон).
При получении образца для анализа важно, чтобы человек писал на не расчерченном листке. Это нужно для того, чтобы проявились все особенности его почерка, в частности направление строк.
Помимо образцов написанных текстов, в поле изучения такой науки, как графология - характер по подписи. Оказывается, что и в такой короткой надписи может крыться важная информация.
При оценке подписей в графологии учитываются следующие критерии: направленность подписи (вверх, вниз или прямо), длина, характер букв, особенности начала и конца подписи, связки между символами, нажим, острота или округлость букв, наличие или отсутствие украшающих элементов, точек, цифр. Специалисты оценивают подпись еще по многим другим критериям, если уже полученной информации оказывается недостаточно.
В наше время специалисты разных отраслей, включающих в себя работу с людьми, открыли для себя, что графология – это прекрасный инструмент, помощник в подборе людей с нужными для работы качествами. Поэтому многие компании подбирают сотрудников, прибегая к графологическому анализу. Также этот метод применяется для отбора надежных людей в правозащитные органы.
Германия отличилась тем, что там становятся популярными визиты невесты и жениха к графологу с тем, чтобы он помог определиться, подходят ли они для совместной жизни.
Космическая медицина также взяла графологию на вооружение. Специалисты анализируют записи космонавтов для того, чтобы по переменам в почерке узнать о состоянии ЦНС людей в условиях космоса.
Медицина использует графологический анализ для выявления некоторых болезней, симптомы которых проявляются в почерке.
Широко известен факт применения графологической экспертизы в криминалистике.
Не так давно появилось направление графологии, изучающее образцы почерка, полученные у человека под гипнозом. Были получены интересные сведения о том, что если внушить испытуемому, что ему 6 лет, его почерк становился таким, каким был в том возрасте.
В статье мы привели некоторые данные о том, что это за интересная современная наука – графология, примеры использования которой в разных областях знаний поражают. Мы выяснили, что с ее помощью можно узнавать о таких человеческих качествах, которые иным способом могли бы никогда не открыться.
Основы графологии с большой вероятностью помогут узнать, левша человек или правша, эмоционален он или сдержан, черств или добр. Однако по почерку невозможно определить, состоял ли человек в браке, есть ли у него домашние животные и тому подобные факты.
Значение подписи в графологии является важным аспектом, который составляет отдельный раздел науки, не менее интересный, нежели остальные.
Также мы обозначили, что не нужно опираться на данные графологического анализа как на беспрекословную истину, потому как они никогда не дают на 100% верного результата. Скорее, графологию в общении с людьми стоит использовать для того, чтобы убедиться в чем-либо или уточнить какие-то особенности характера.
Подпись же каждый придумывает себе сам, никто не ограничен никакими правилами и законами. Но все же в графических импровизациях их автор подвластен определенным закономерностям, отражающим свойства его натуры, что и позволяет составлять довольно точный его портрет.
1. НАПРАВЛЕНИЕ ПОДПИСИ
Обращают внимание куда направлен конец подписи: вверх, прямо или вниз. Если вверх
, то это говорит о том, что в характере человека преобладает оптимизм, он полон энергии и стремится достичь поставленной цели. Если у такого человека в жизни и бывают разочарования, депрессии, то он успешно преодолевает их и возрождается с новыми силами, желаниями, идеями. Часто - это тип личности с творческим уклоном.
Если конец подписи направлен прямо
- то это свидетельствует о сбалансированности проявлений оптимизма и пессимизма. Немаловажную роль при этом играет влияние окружающей среды.
Если же конец подписи направлен вниз
- то в данном случае человек более подвержен состоянию пессимизма, что довольно существенно подавляет его творческую активность. У таких людей или отсутствует вера, или она очень слабая, к тому же могут наблюдаться снижение воли, слабая устойчивость к алкоголю, подверженность заболеваниям сердечно-сосудистой, нервной систем, печени и желудочно-кишечного тракта.
2. ДЛИНА ПОДПИСИ
Примечание.
В последнем случае следует обязательно узнать - имеет ли человек еще и другую подпись, так как часто банковские служащие, врачи, кассиры, а также люди тех профессий, в которых приходится часто расписываться, нередко имеют две подписи; одну как-бы официальную, а другую - для проставления на различных документах, как правило, более короткую - в целях экономии места и времени. Следовательно, определенные профессии также влияют на подпись, чаще способствуя ее укорочению.
3. НАЧАЛО И КОНЕЦ ПОДПИСИ
Прежде, чем проводить анализ подписи по данному критерию, следует мысленно поделить подпись пополам.
Первая половина подписи связана с началом любой деятельности - умственной или физической и по ней можно судить о том, как человек начинает дело. В то же время первая половина подписи характеризует интеллектуальную или умственную сферу человека, тогда как вторая половина подписи показывает отношение к практической (физической) деятельности и свидетельствует о том как человек заканчивает дело.
Кем является человек - теоретиком или практиком - можно определить, исходя из нагруженности первой и второй половины подписи.
Если в начале подписи стоят две, а то и три заглавные буквы,
при отсутствии крупных образований во второй половине, то с уверенностью можно предположить, что человек отдает предпочтение умственному труду. Подобные подписи как правило имеют руководители различного ранга.
У меренная нагрузка первой части (минимум заглавных букв, их невысокая амплитуда
) говорит о склонности к деятельности прикладного характера. Часто люди, в подписи которых имеются указанные характеристики, по профессии являются служащими и общественными деятелями.
Наоборот, при наличии крупных образований во второй части подписи
, можно утверждать, что для такого человека привлекательна практическая деятельность.
4. ВЕЛИЧИНА БУКВ (ПРОПИСНЫХ И СТРОЧНЫХ)
Если заглавная буква
в подписи по амплитуде значительно отличается
от строчных, то человек, им еющий такую подпись, капризен, у него повышенная требовательность к окружающим.
Если же она по амплитуде незначительно отличается
от строчных букв, - то владелец подписи скромен, без особых претензий к людям.
Мелкие буквы
характеризуют человека рационального, экономного и конкретного, говорят о способности к концентрации ума, но очень мелкие буквы свидетельствуют о том, что их хозяин склонен к эгоизму и скупости.
Крупные буквы
(как у детей) характеризуют мечтательного, в некоторой степени наивного, непрактичного, доверчивого, часто излишне доброго человека. Но крупные буквы могут означать и стремление к независимости, свободе деятельности. Людям с такой характеристикой следует обратить внимание на селезенку и печень.
5. ЗАКРУГЛЕННОСТЬ И ОСТРОТА БУКВ
Добрые, мягкие, спокойные люди пишут округлыми буквами
,
А вспыльчивые, резкие, нетерпимые, раздражительные угловатыми
. Угловатые буквы говорят о стремлении к независимости, о критическом уме, упрямстве, агрессивности, склонности к самоутверждению, верховодству, честолюбии.
По этому признаку можно определить, как могут сложиться отношения с таким человеком. В зависимости от того, в начале или в конце подписи больше округленных форм, можно сказать в каком случае человек ведет себя мягче. В начале формирования отношений или позже.
Например, подпись на рисунке справа свидетельствует о том, что владельцу данной подписи чаще удается быть корректным в начале отношений.
6. СВЯЗАННОСТЬ И РАЗОРВАННОСТЬ БУКВ
Если все буквы
в подписи соединены между собой
, то можно говорить о последовательном, логичном характере этого человека, его мыслительной деятельности, а также о некоторой консервативности в его взглядах, достаточно сложном восприятии всего нового.
Мышление является более гибким и адаптивным, если в подписи обнаруживается умеренное количество разрывов
между буквами, что также указывает на умение гармонизировать желаемое и действительное.
Излишнее количество разрывов свидетельствует об образно-конкретном мышлении, непредсказуемости поступков, мечтательности, стремлении обратить на себя внимание, произвести впечатление на окружающих.
7. УВЕРЕННОСТЬ В НАПИСАНИИ БУКВ
Об уверенности человека в себе можно судить по уверенности и твердости
, с которой он подписывается.
Человека неуверенного также легко разгадать по его подписи.
8. РАЗЛИЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ В ПОДПИСИ
Следует учитывать: в начале, в середине или в конце подписи встречаются петли и в соответствии с этим делать окончательные выводы. Также о скрытной натуре человека говорит и подпись, в которой буквы переходят почти в прямую линию.
16. ТОЧКА В ПОДПИСИ
Точка является положительным признаком. Ее наличие в подписи свидетельствует о дисциплинированности и склонности к завершению намеченного.
Если точка стоит в конце подписи
, то это говорит о стремлении человека обязательно завершить начатое дело. Наличие точки также один из показателей исполнительности.
Стремление человека получить исчерпывающую информацию, прежде чем он приступит к осуществлению задуманного характеризуется точкой в начале подписи
.
17. «НАГРУЖЕННОСТЬ» ПОДПИСИ
Чем более сложна, «нагружена
» подпись, тем более отчетливо прослеживается способность человека самому создавать себе проблемы, что называется «делать из мухи слона». Часто такая подпись встречается у психостеников.
Наоборот, чем проще
подпись - тем с меньшими проблемами живет человек - он стремится упростить свою жизнь.
18. ОДИНАКОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ПОДПИСИ
Одинаковые, повторяющиеся элементы
в подписи, характеризуют склонность индивидуума к большей или меньшей степени навязчивости в мыслях и действиях, трудно искоренимой привычке. В то же время, этот признак говорит и об упорстве, способности легче переносить монотонную работу.
Что касается здоровья, то следует обратить внимание на состояние нервной системы: возможны неврозы, в частности, невроз навязчивых состояний. Также может наблюдаться склонность к повышению артериального давления.
19. ЯСНОСТЬ
Если подпись ясная
и можно прочитать составляющие ее буквы
, то смело можно утверждать, что владелец подобной подписи не эгоистичен, так как подсознательно стремится быть понятым окружающими. Часто ясные подписи встречаются у учителей, преподава
телей. С медицинской точки зрения, люди, имеющие такую подпись, могут быть подвержены таким заболеваниям, как психостения, сахарный диабет, гипертоническая болезнь.
Если подпись неразборчивая
, то это характеризует человека как эгоистичного, мало заботящегося о том, поймут его другие или нет, а также не очень аккуратного.
Такие люди могут страдать заболеваниями глаз, нервов, печени и желчного пузыря, а также язвенной болезнью желудка.
20. ИНОСТРАННЫЕ БУКВЫ В ПОДПИСИ
Если человек использует в своей подписи иностранный шрифт
(имеется ввиду, что вместо кириллицы подпись сделана на латинице, арабском, иероглифами и т.д.), то это может означать, что либо он поклонник всего зарубежного (это чаще свойственно молодежи), либо желает выделиться, либо ему свойственны независимость во взглядах и суждениях.
21. ГРАФОЛОГИЧНОСТЬ ПОДПИСИ
Этот признак определяется степенью отклонения от каллиграфического шаблонного
письма и характеризует самобытность, инициативность, разнообразие (или однообразие) психических проявлений личности.
Это означает что, индивиды, чей почерк или подпись близки к шаблону
- малоинициативны, их мысли и суждения стереотипны. Людям, имеющим подобную подпись, следует обратить внимание на функцию печени, желчного пузыря и селезенки.
Чем ярче и выпуклее
проявляются отличия на письме, тем более творческая личность перед нами, стремящаяся внести разнообразие в жизнь. С уверенностью можно говорить и о романтичности обладателя такой подписи. В здоровье следует обратить внимание на состояние психоэмоциональной сферы.
22. ПРОСТОТА ПОДПИСИ
Чем проще подпись
, тем проще живет и думает человек. Зачастую простые бесхитростные люди вместо подписи пишут сокращенно или даже полностью фамилию, у них не хватает фантазии как-то видоизменить свою подпись, приукрасить ее. Такие люди менее эмоциональны.
Следовательно, чем витееватее подпись
- тем сложнее натура человека, но и больше подверженность сердечно-сосудистым и нервно-психическим заболеваниям.
23. СКОРОСТЬ НАПИСАНИЯ
Для того, чтобы правильно сделать выводы по этому признаку, необходимо непосредственно наблюдать за моментом написания подписи. Если человек расписывается быстро, не задумываясь
, то это может свидетельствовать о профессиональной привычке (например, у кассиров); являться показателем повышенной возбудимости неблагополучного холерического темперамента, состояния нервной и сердечно-сосудистой систем.
По рисунку подобная подпись схожа с подписью, характеризующейся уверенностью написания (см.критерий 7).
24. НАКЛОН БУКВ В ПОДПИСИ
Прямой наклон
характеризует человека прямого, сдержанного, последовательного, имеющего самообладание, а порой и упрямого. Этот показатель также свидетельство доминирующего влияния ума.
Правонаклонная
подпись говорит о сбалансированности черт характера человека, о его способности к пониманию других людей, к компромиссам. (При этом, конечно, следует учитывать и другие факторы.) Слишком наклоненные, почти лежащие буквы - явление патологическое.
Если же подпись опрокинута влево
на 125° против направления движения, то это связано чаще всего с несоответствием личных естественных наклонностей и влечений человека с условиями жизни, а также указывает на своенравность, упрямство, требовательность, недоверчивость, а иногда - на скрытность и неискренность.
Если наклон букв в подписи разнотипен, то это связано с контрастностью, капризностью, неустойчивостью чувств, порывистостью, аффективностью, несдержанностью, разбросанностью стремлений. С такими людьми следует быть осторожными в делах и взаимоотношениях.
25. СТЕПЕНЬ ГАРМОНИЧНОСТИ ПОДПИСИ
Характеризует степень одаренности личности, развития интеллекта и культуры. Отдельные буквы в подобной подписи могут иногда казаться и некрасивыми, в них могут наблюдаться неправильности, изломы, но они образуют одно гармоничное целое
.
26. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПОДПИСЕЙ У ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ЧЕЛОВЕКА
Нередко случается, что у одного и того же человека подпись то аккуратная, то небрежная
. Подобное характеризует человека с выраженным избирательным отношением к окружающим. Если для такого человека кто-то представляет интерес, то он будет стараться проявить это в подписи, пытаться показать себя с лучшей стороны, а если нет - то относиться небрежно и к своей подписи. В плане здоровья следует обратить внимание на состояние сердечно-сосудистой, нервной систем, а также на щитовидную железу, печень, желчный пузырь.
аномальная
» подпись часто встречается у лиц, страдающих навязчивостью состояний и идей, с нарушенным психическим равновесием или находящихся в состоянии сильной озабоченности. Рельефность и число аномальностей в подписи варьирует в зависимости от настроения.
Когда человек спокоен, то и подпись его выглядит нормальной, но едва наступает болезненное состояние, как в подписи появляются аномальности, которые характеризуются наличием в ней излишних неуместных штрихов, дополнительных рисунков, нагромождения точек, стоящих где попало и т.п.
30. ВОЛНИСТОСТЬ ПОДПИСИ
Волнистые линии в подписи характеризуют человека гибкого, дипломатичного, способного идти на компромиссы, легко адаптироваться к различным условиям жизни. Чаще- это сангвиники, реже - флегматики. Такие люди реже жалуются на болезни.
31. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ВЫДЕРЖАННОСТЬ ПОДПИСИ
Ровность линий строки,
равномерность интервалов между буквами, однородность нажима и амплитуды надписи - признаки геометрической выдержанности подписи.
Подобная подпись характеризует собой степень волевого развития человека, его психической выдержанности, работоспособности, обдуманности поступков, устойчивости чувств, определенности и неизменности отношений как к отдельным явлениям, так и ко всему в окружающей жизни. Противоположные характеристики подписи будут свидетельствовать об обратном.
32. УДЛИНЕННОЕ НАЧАЛО В ПОДПИСИ
Если подпись имеет удлиненное начало, то в зависимости от степени проявления данного признака можно судить о степени своенравия, самоуверенности, а также деспотизма ее обладателя. Человеку с такой подписью следует обратить внимание на функцию печени, нервной системы и желудочно-кишечного тракта.
33. АМПЛИТУДА ЭЛЕМЕНТОВ ПОДПИСИ
Если амплитуда подписи явно уменьшается от ее начала к концу
, то это означает, что работоспособность, энергия, интерес и другие качества человека также снижаются от начала к концу деятельности. У таких лиц может быть склонность к раздражительности, утомляемости. Им следует обратить внимание на состояние печени, щитовидной ж Если начало подписи крупное
, а затем постепенно уменьшается или превращается в волнистую линию
, то это говорит о некоторой скрытности человека, но также и об его утонченности, дипломатичности.
У тех, кто не умеет хранить секреты, подпись начинается с мелких букв, которые к ее концу увеличиваются.
34. КОМБИНАТОРИКА В ПОДПИСИ
Если пишущий в своей подписи как бы соединяет две рядом расположенные буквы
через общий элемент, совмещает их, то значит человек старается оптимизировать свою деятельность. То есть, у него имеется склонность одновременно вести сразу несколько дел или ждать, пока не накопятся какие-либо дела, для того, чтобы не тратить на них время по отдельности, а решать их все вместе. Типы, имеющие подобные элементы в подписи, обладают рациональным, практичным умом. По темпераменту они чаще являются сангвиниками, реже - флегматиками.
35. ПРИЗНАКИ СИММЕТРИИ В ПОДПИСИ
Симметричные элементы в подписи, например, два горизонтальных или вертикальных штриха (=, //) являются показателем устойчивого характера человека, гармоничности, сбалансированности качеств человека, способности идти на компромиссы. Люди, имеющие в подписи вышеуказанные элементы, любят надежность во всем, стремятся подстраховаться в своей деятельности. В плане здоровья таким людям следует обратить внимание на состояние мочеполового аппарата, дыхательной и нервной систем, а также на функцию селезенки.
36. ЦИФРОВЫЕ ДОБАВЛЕНИЯ В КОНЦЕ ПОДПИСИ
Наличие такого элемента как цифровое добавление говорит о мнительной, недоверчивой натуре, характеризующейся критичным умом и осторожностью. Может также свидетельствовать о склонности к нервно-психическим заболеваниям.
Как известно, почерк содержит в себе информацию о личности человека. В процессе письма отражаются анатомо-физиологические, психологические и другие особенности пишущего. Расшифровка этой информации, получение данных о личности по почерку является одной из задач почерковедения.В 1967 г. советскими криминалистами в содружестве с математиками впервые была разрешена и реализована на практике проблема дифференциации почерков на мужские и женские. Установлено наличие корреляции (взаимозависимости) между отдельными свойствами личности и почерком.
Ученые нашли количественный критерий для разграничения статистических совокупностей признаков почерка, которые имеют разную частоту проявления в рукописях, выполненных мужчиной или женщиной.
Установлено, что в почерках лиц различного пола не содержится отдельных признаков, которые бы встречались только в рукописях, выполненных женщинами, или в рукописях, выполненных мужчинами. Все дело заключается лишь в количественном различии встречающихся вариантов признаков почерка в рукописях женщин и мужчин, т. е. в различной частоте их встречаемости.
В процессе большой экспериментальной работы были выделены наиболее информативные признаки и найдены критерии надежности (коэффициенты статистических вероятностей) вывода о групповой принадлежности исполнителя рукописи. Коэффициент есть частное от деления вероятности принадлежности встретившейся комбинации к мужским почеркам на вероятность принадлежности встретившейся комбинации к женским почеркам. Каждая из этих вероятностей равна произведению проявлений отдельных признаков.
В качестве таких признаков и их коэффициентов определены:
1 Отсутствие красной строки
2 Неодинаковый размер надстрочных элементов в буквах «б», «в», «д»
3 Малый размер надстрочных элементов в буквах «б», «в», «д»
4 Средний размер подстрочных элементов
5 Неустойчивое расположение точки начала движения при выполнении букв «а», «д»
6 Расположение точки начала движения при выполнении букв «а», «д» слева
7Неодинаковый размер надстрочного элемента в букве «й»
8 Различная конфигурация надстрочного элемента в букве «и»
Левоокружное направление движения при выполнении надстрочного элемента в букве «и» Петлевая конфигурация подстрочных элементов в буквах «д.», «у» Различная конфигурация подстрочных элементов в буквах «д», «у»
Отсутствие надстрочной части первого элемента в букве «р» Наличие надстрочной части первого элемента в букве «р» (независимо от размера и конфигурации)
Неодинаковый размер надстрочной части первого элемента в букве «р»
Правоокружное направление движения при выполнении буквы «р»
Дугообразные начальные штрихи в буквах «п», «т»
Для правильного определения каждого информативного признака эксперт может пользоваться следующими указаниями.
Отсутствие красной строки отмечается экспертом только в том случае, когда в рукописи этот признак имеется.
Размер надстрочных элементов в буквах «б», «в», «д» определяется относительно размера (высоты) строчных элементов, а именно: малый- надстрочные элементы не превышают высоты строчных элементов; средний-равны или несколько больше (но не более чем 1,5) высоты строчных элементов; большой-равны 1,5 и более высоты строчных элементов. Признак «малый размер надстрочных элементов» отмечается экспертом в том случае, если в рукописи размеры надстрочных элементов находятся в пределах малого размера. Признак «неодинаковый размер надстрочных элементов букв» фиксируется экспертом тогда, когда размер их не соответствует размеру какой-то определенной группы, т. е. в рукописи встречаются и малые, и средние, и большие размеры.
Средний размер подстрочных элементов букв устанавливается аналогично: малый-не более 1,5 размера высоты строчных элементов; средний-от 1,5 до 2 этих размеров; большой-2 и более. Таким образом, признак «средний размер подстрочных элементов» эксперт фиксирует лишь в том случае, если в рукописи размер подстрочных элементов равен 1,5 размера средней высоты строчного элемента или не превышает ее двойного размера.
Расположение точки начала движения при выполнении букв «а» и
«л» (вариант с подстрочным элементом) отмечается: как «неустойчивое» в том случае, если в рукописи точка начала движения находится как с левой, так и с правой стороны; как «расположение слева» фиксируется только тогда, если на протяжении всего текста эта точка размещается слева.
Размер надстрочного элемента буквы «и» определяется, по отношению к высоте или ширине строчной буквы (в зависимости от размещения надстрочного элемента): малый-меньше 2/3 высоты (ширины); средний- от 2/3, до целой; большой-более высоты (ширины) строчной буквы. Признак «средний размер надстрочного элемента буквы «и» эксперт фиксирует лишь в случае, если размер его соответствует среднему. Признак «неодинаковый размер надстрочного элемента буквы «и» эксперт отмечает, если в тексте размер этого элемента в буквах «и» встречается и малый, и средний, и большой.
Конфигурация надстрочного элемента буквы «и» учитывается экспертом как «различная!» только тогда, когда надстрочный элемент в рукописи имеет различную конфигурацию (прямолинейная, угловатая, выпуклая и т. д.). Признак «выпуклая конфигурация с левоокружным направлением движения... » отмечается, если надстрочный элемент в букве «и» выполнен обязательно левоокружным движением независимо от его конфигурации.
Конфигурация подстрочных элементов букв «д», «у». Признак «петлевая конфигурация» эксперт фиксирует, даже если в рукописи встречаются и незначительные отклонения от этой формы. Признак «различная конфигурация» отмечается, если в рукописях элементы этих букв различной формы только в букве «д», или только в букве «у», или в той и другой.
Относительный размер первого элемента в букве «р» рассматривается с точки зрения наличия или отсутствия начальной части первого элемента буквы «р» и ее размещения относительно линии вершин. Признак «наличие надстрочной части первого элемента» эксперт фиксирует в том случае, если в рукописи начальная часть первого элемента была расположена выше линии строки (независимо от размера и формы). «Отсутствие надстрочной части первого элемента» отмечается в тех случаях, когда начальная часть первого элемента расположена ниже линии вершин. «Неодинаковый размер надстрочной части первого элемента» экспертом отмечается тогда, когда начальная часть первого элемента в букве «р» размещается {как над линией вершин, так и ниже этой линии.
Правоокружное направление движения при выполнении буквы «р». Этот признак экспертом должен отмечаться, в том случае, когда в рукописи имеются лишь такие варианты буквы «р», в которых подстрочные петли или строчные элементы выполняются правоокружным движением.
Начальные штрихи в буквах «п», «т», «и», «ш», «у», «ц», «щ» фиксируются экспертом как «дугообразные» в том случае, если в исследуемой рукописи указанные буквы (все или некоторые из них) имеют начальные дугообразные штрихи. Так называемые «рефлекторные» штрихи не принимаются во внимание. Признак «отсутствие начальных штрихов в буквах «к», «н», «и», «ш», «у», «ц», «щ» фиксируется экспертом в случае их отсутствия.
Наличие буквы «д» с надстрочным элементом. Этот признак фиксируется! экспертом независимо от наличия данных букв в рукописи.
Разработанная методика дифференциации почерков на мужские и женские применима только для выработанных и неизмененных почерков. Текст рукописи должен быть достаточным по объему (не менее 1 страницы стандартного листа). Описанная методика предполагает только вероятный вывод.
Определение параметров надстрочных и подстрочных элементов, независимо от размера почерка, эксперт может производить с помощью специальной измерительной линейки
Элементы букв измеряются путем наложения, линейки на исследуемый текст. При этом в первую очередь определяется размер строчного элемента буквы путем вписывания его в так называемый клин (на линейке он обозначен двумя жирными линиями).
Верхние тонкие линии определяют границы размеров надстрочных элементов букв («в», «б», «д»), а нижние-подстрочных элементов букв («д»,«з»,«р»,«у»).
Решая вопрос: мужчиной или женщиной выполнена рукопись, эксперт должен придерживаться определенной последовательности при работе над документами, а именно:
1. Изучить рукопись с целью выявления информативных признаков.
2. Зафиксировать на листе бумаги найденные признаки и проставить коэффициенты статистических вероятностей. Размеры элементов букв указаны на правой стороне линейки в мм.
3. Перемножить коэффициенты выявленных признаков и получить их произведение.
4. Объяснить полученное произведение коэффициентов статистических вероятностей, т. е. если произведение больше единицы, то рукопись, вероятнее всего, выполнена мужчиной, если меньше единицы - женщиной.
5. Написать заключение по обычной форме для почерковедческих экспертиз.
Фрагмент исследовательской части заключения эксперта
«...Поступившее на исследование письмо, начинающееся словами: «Вчера убили Женю...», выполнено фиолетовым красителем на листе белой нелинованной бумаги размером 10Х14 см.
Степень выработанности почерка, которым выполнен текст письма,- выше средней; темп письма-быстрый; сложность почерка - простая с элементами упрощений; форма и направление движений - смешанные; размер, разгон-в пределах среднего; наклон-правый, связность большая.
При анализе почерка, которым выполнен текст письма, обнаружены следующие признаки, по которым дифференцируются рукописи на мужские и женские:
Неустойчивая конфигурация линии строки;
Неравномерный размер подстрочных элементов букв (подстрочные элементы букв «д», «з», «р», «у»-малые, средние и большие);
Неодинаковый размер надстрочного элемента буквы «и»;
Различная конфигурация подстрочных элементов букв «д», «у»;
Отсутствие надстрочной части первого элемента в букве «р»;
Неустойчивое расположение точки начала движений при выполнении букв «а», «д»;
Отсутствие начальных штрихов в буквах «к», «н». Согласно методике дифференциации рукописей на мужские и женские коэффициент статистических вероятностей равен 2,36. При разработке методики было установлено: если произведение статистических вероятностей больше единицы, то рукопись выполнена мужчиной, если меньше единицы, то женщиной.
Степень вероятности была получена высокая (свыше 90). Следовательно, исследуемый текст письма, вероятнее всего, выполнен мужчиной.
Текст письма, начинающийся словами: «Вчера убили Женю... » и оканчивающийся словами: «...обязательно приезжай», вероятнее всего, выполнен мужчиной.
А вы знали, что по почерку можно прочитать человека как открытую книгу? Ваш характер, темперамент, состояние в момент написания и много другое можно узнать, лишь взглянув на ваши рукописи. Впечатляет, не правда ли? Эти знания открыты для каждого, и изучает их графология.
Графология - область знания, которая изучает почерк и его устойчивую связь с характером человека. Все дело в том, что характеристики вашего почерка и подписи содержат очень ценную информацию о вас, и прогресс дошел даже до того, что по почерку можно определить телосложение человека. Так что не удивляйтесь, если графолог расскажет вам то, чего вы о себе не знали, и поверьте, что он прав.
Графология, определение которой так просто, нашла применение в таких областях:
В который раз человечество убеждается, что психология - великая сила. Наверное, только благодаря психологам этот мир еще не сошел с ума и держится на плаву. На секундочку представьте, что бы было, если бы каждый человек остался наедине со своими проблемами?
Результаты некоторых исследований показывают, что почерк напрямую зависит от психических способностей человека. По мнению большинства психологов, именно в почерке человека его психическая сущность проявляется больше, чем в какой-либо другой его активности. Именно поэтому графология является незаменимой частью психологии.
Графология, значение которой достаточно велико в психологии, может даже помочь человеку измениться. И этот процесс изменения называется графотерапией.
Графотерапия основывается на вычислении всех недостатков, вредных привычек и некоторых черт характера, от которых человек хочет избавиться. Предупрежден - значит вооружен, не так ли? Гораздо легче избавиться от недостатков, когда знаешь, от чего именно нужно избавляться. Графологи следят за изменениями человека до последнего, ведь часто бывает так, что после избавления от одной черты характера проявляется другая, еще худшая, чем предыдущая.
Каждое изменение нашего характера тут же отражается на нашем почерке, поэтому не удивляйтесь тому, что за всю жизнь он поменяется не один раз, и даже не два.
Итак, что такое графология и графотерапия, мы уже узнали, давайте теперь рассмотрим главное оружие этого учения - графологическую экспертизу.
Графологическая экспертиза - процедура, во время которой графологи разбирают ваш почерк по определенным признакам. Перечислим их ниже.
Каждый почерк уникален, но графологам все же удалось увидеть в множестве рукописей некоторые общие признаки, по которым они и определяют характер человека.
Начнем с того, что графология почерк мужской и почерк женский рассматривает отдельно, и у каждого есть своя характеристика:
Однако это не главные критерии, по которым определяют и его характер. Вот основные признаки почерка, которые рассматривает графологическая экспертиза: