Кроме того, материалы в группах для детей 0-1,5 года, 1,5-3 года и 3-6 лет совершенно различны.
Что же выбрать родителям того или иного возраста? Мы подскажем вам, что наиболее значимо для ребёнка именно вашего возраста, какими материалами вам стоит непременно обзавестись и чем ещё вы можете помочь малышу, чтобы гармонично развиваться.
Итак, вашему малышу от 10 месяцев до полутора лет. Чему уделить особое внимание?
В возрасте около одного года развитие движения всё ещё занимает ведущее место. Очень важно давать ребёнку возможность проводить как можно больше времени в свободном движении.
Что вам потребуется?
В возрасте около одного года у ребёнка начинает формироваться понимание причинно-следственных связей. Ребёнок начинает понимать, что если он кидает шарик на горку, то он скатится, а если положить вещь в коробку и накрыть крышкой, то она никуда не исчезнет. Важно подбирать игрушки, помогающие ребёнку в установлении таких связей. С такими материалами дети могут экспериментировать множество раз, уверяясь в постоянстве происходящего.
Что вам потребуется?
Продолжается интенсивное развитие органов чувств. Однако в таком раннем возрасте всё ещё не нужно выделять их в отдельную зону материалов. Развитие происходит в основном в повседневной жизни.
Что вам потребуется?
Сейчас продается множество сенсорных книжек. Но вы можете сделать такую книжку и сами из различных материалов. Обратите внимание, чтобы цвета в книжке были гармоничными.
Обычно в возрасте около года ребёнок начинает понимать обращённую к нему речь и произносит первые слова. Теперь малышу необходимо пополнять словарный запас.
Что вам потребуется?
Около года ребёнок только начинает интересоваться занятиями окружающих его взрослых. Малыш может внимательно за ними наблюдать, но присоединиться к маме или повторить её действия пока бывает сложно. Вы можете предлагать малышу самые простые упражнения по уходу за собой, например, вытереть рот салфеткой, и за окружающими вещами: полить цветы, вытереть тряпочкой пролитое или помыть фрукты. Если ребёнок пока не стремится участвовать в подобных действиях, не стоит побуждать его к ним. Интерес к упражнениям практической жизни обязательно проснётся, просто несколько позже.
Игры и занятия с детьми в возрасте от 9-10 месяцев до 1 года
К концу первого года жизни происходят большие сдвиги в развитии речи детей. Ребенок теперь воспринимает окружающую действительность не только при помощи непосредственных ощущений, но и через слово, которое является “сигналом сигнала” (И.П. Павлов).
Это становится возможным потому, что в работе головного мозга появляются новые функции отвлечения и обобщения. Так, слово “Ляля” начинает обозначать любую куклу, слово “ав-ав” - любую собаку. Для того чтобы развивать понимание ребенком речи взрослого, надо увеличивать количество понимаемых им слов и предложений. Так, например, следует научить ребенка по слову выполнять определенные движения (сядь, встань) и производить ряд различных действий с предметами (ставить один кубик на другой, снимать и надевать кольцо на палочку - “поставь”, “сними”, “надень”).
Для появления активной речи, т.е. первых слов, необходимо продолжать побуждать ребенка к произношению и повторению за взрослыми разнообразных звуков и слогов, формировать из них первые слова (из слогов “ма-ма-ма” - слово “мама” и т.д.).
В этом возрастном периоде следует усложнять задания, связанные с целевыми действиями с предметами, например предлагать ребенку, чтобы он вкладывал мелкие предметы в большой, открывал-закрывал матрешку и др.
К 12 месяцам ребенок зачастую уже может самостоятельно ходить, но и здесь необходимо всячески побуждать его делать шаг за шагом. Для своевременного общего развития малыша надо использовать каждую бытовую ситуацию и, кроме этого, проводить специальные занятия.
Взрослый ставит перед собой следующие задачи: познакомить ребенка с окружающим миром, развить у него понимание речи (от звукоподражания к первым осмысленным словам), развить целевые действия с предметами, научить ребенка самостоятельной ходьбе.
Дальнейшее развитие понимания речи. Знакомство с окружающим миром. Звукоподражание и образование первых слов
Показ игрушки (кошки)
Цель. Вызвать звукоподражание “кс-кс” и образовать осмысленное слово “киса”.
Для занятия используется игрушечная кошка. На дальнейших занятиях проводятся показы куклы и других игрушек (петушка, собаки, зайца и др.).
Ход занятия. Мама садится перед малышом на детский стул на расстоянии вытянутой руки. Она показывает ребенку игрушечную кошку, держа ее в руках, и при этом говорит: “Киса, вот какая киса - кс-кс-киса”. Она говорит выразительно, подчеркивая слово “киса”, гладит ее, а затем прячет. “Где киса? Нет кисы. Позови кису - кс-кс-кс, сделай ручками так” (показывает). Малыш подражает. Мама снова показывает кошку: “Вот киса”.
При повторных занятиях надо показывать разных игрушечных кошек. Эти занятия желательно проводить после того, как дети наблюдали живую кошку.
Кто в домике живет?
Цель.
Для занятия используются три сюжетные игрушки: собачка, кошка и петушок, а также строительный материал или игрушечный домик.
Ход занятия. Ребенок сидит на диване. Перед диваном низкий стол. Мама строит на столе дом из строительного материала или использует готовый домик. Она обращается к малышу: “Смотри, кто в домик пошел? Киса пошла в дом. Мяу, мяу, мяу, киса. Ушла киса, нет кисы. Ав-ав-ав. Прибежала собачка, тоже пошла в дом. Ушла собачка, нет собачки. Ку-ка-ре-ку. Петушок пришел. Петя. Петушок тоже в дом ушел, нет Пети-петушка. Давай позовем всех зверюшек: кису позовем, собачку позовем и Петю-петушка позовем. Будем кису звать: кс-кс-кс, сделай ручкой так” (показывает).
Мама снова показывает кошку. “Смотри, киса пришла, какая хорошая киса (дает малышу погладить). Теперь собачку позовем: “Ав-ав-ав, иди к нам, собачка”. Малыш делает жест рукой. “Пришла собачка”.Таким образом, ребенок зовет всех зверей. Когда малыш усвоит названия животных и начнет звать их не только жестами, но и словами, можно заменять их другими игрушками, изображающими зверюшек.
Занятие с мешочком
Цель. Закрепить у детей произношение слов “киса”, “ав-ав” и “Петя”.
Для занятия используются игрушки в ярком мешочке (кошка, собачка, петушок).
Ход занятия. Мама говорит: “Какой красивый мешочек у меня. Посмотрим, что в нем?” Вынимает кошку: “Кто это? Киса. Мяу-мяу. Погладь кису”. Мама прячет кошку, затем показывает ее снова и ставит на стол. Затем вынимает собачку, петушка и таким же образом о них говорит. Наконец, ребенку дается игрушка, чтобы он положил ее в мешочек.
Прятанье и нахождение игрушки
Цель. Добиться, чтобы ребенок понимал название игрушек и называл их.
Для занятия используются 3 сюжетные игрушки (лошадка, собачка, мишка).
Ход занятия. Мама показывает малышу игрушки. “Вот лошадка - погладь лошадку, собачка - ав-ав-ав, а это мишка - ррр, вот какой мишка идет: топ-топ-топ”.
На виду у ребенка прячет одну из игрушек (а на следующем занятии все три): “Нет лошадки, где лошадка?” Берет за руку малыша и идет с ним к месту, где спрятана лошадка.
На следующем занятии ребенок сам ползком или придерживаясь за какую-либо опору передвигается и находит спрятанные игрушки. Если ребенок принес не ту игрушку, то мама говорит с соответствующей интонацией: “Нет, это не лошадка, это мишка; положи мишку, принеси мне лошадку”. Если ребенок приносит предложенную игрушку, хвалит его: “Так, молодец, Юрочка, это лошадка”.
Дальнейшее развитие целевых действий с предметами
Катание шариков
Цель. Научить вкладывать шарики в отверстия дидактического ящика.
Для занятия используется ящик с отверстием, покатым дном и лунками для выкатывания шариков, а также цветные шарики.
Ход занятия. Мама показывает малышу, как шарик вложить в отверстие. Дает малышу шарик и его рукой опускает в отверстие ящика. Когда шарик выкатывается, еще раз вкладывает его в отверстие рукой ребенка. После этого ребенок сам будет брать шарик и вкладывать его в отверстие.
Нанизывание колец на палочку. Палочка с кольцами
Цель. Научить ребенка надевать кольца на стержень и снимать их; выполнять эти действия по словам: “Сними кольцо”, “Надень кольцо”.
Для занятия используется палочка с закругленным концом (диаметр - 2 см, длина - 10 см), укрепленная на подставке. Кольца с широким просветом.
Ход занятия. Мама рукой ребенка надевает колечки на стержень, сопровождая движения словами: “Надень колечко. Так. Еще колечко надень. Так”. Затем снимает его рукой колечко. “Сними колечко. Так. Еще сними. Так”. В результате занятий ребенок сам начинает выполнять эти действия по слову взрослого: “Надень”, “Сними”.
Матрешки
Цель. Научить открывать и закрывать матрешку и понимать слова “открой”, “закрой”.
Для занятия используются матрешки средних размеров без вкладышей.
Ход занятия. Ребенок сидит за столом. Мама дает ему матрешку, а другую берет себе. Открывает матрешку, привлекает малыша и помогает ему, если он не может сам открыть и закрыть. Иногда делает это вместе с ребенком, накладывая свои руки поверх его рук. “Это - матрешка, открой матрешку, вот так. Юра, закрой матрешку. Так, хорошо, молодец”. Гладит ребенка по голове.
После матрешек можно дать малышу открывать и закрывать другие предметы, например бочонки, коробочки, кастрюльки с крышками. Тогда малыш усвоит название действий “открой” и “закрой”.
Перекладывание кубиков
Цель. Научить вынимать кубики (или кирпичики) из ящика или ведерка и складывать их на столе, а затем класть обратно.
Ход занятия. Мама и ребенок за столом. Каждый получает кубики в коробке или ведерке.
Мама вынимает кубики, медленно кладет их на стол и предлагает малышу сделать так же. “Юрочка, вынь кубики, вот так”. Затем мама показывает, как уложить кубики обратно в коробку. “Положи кубики сюда, вот так, молодец”. Ребенок подражает маме.
Такие игрушки даются для самостоятельной игры, как только ребенок овладеет умением выполнять данные действия.
Развитие движений
Первые шаги
Цель. Научить ребенка ходить без поддержки (делать первые шаги).
Ход занятия. Мама подзывает к себе стоящего ребенка, протягивает к нему руки. При попытке ребенка сделать первые шаги она подхватывает его. Поворачивает лицом к другому взрослому, который жестами зовет ребенка к себе.
“Догоню-догоню”
Цель. Стимуляция ходьбы.
Ход занятия. Мама делает быстрые мелкие шаги на месте, весело приговаривая: “Догоню-догоню-догоню”. Ребенок обычно смеется и пытается отползти или сделать несколько шагов, отдаляясь от мамы.
Собирание рассыпанных колец
Цель. Развивать ходьбу и учить выполнять действия по слову взрослого: “Принеси”, “надень”.
Для занятия берутся кольца (10-12 штук) и тонкая палка длиной 1 м.
Ход занятия. Ребенок стоит около мамы, которая держит руками концы палки с нанизанными кольцами. Мама говорит нараспев знакомое стихотворение. Проговорив последние слова, она выдергивает палку, и все кольца рассыпаются по комнате.
Ребенок, переступая, приближается к кольцам, собирает их, подносит маме и нанизывает на палку.
Текст песенки:
Ты, колечко, покружись, покружись,
Нашей Маше покажись, покажись.
Покружись и так и так.
Не поймать тебя никак.
Аналогично для выполнения действий “принеси”, “дай”, “положи” можно рассыпать по комнате мячики или шарики, сопровождая свои действия песенкой:
Вот я брошу шарики высоко, высоко.
Разлетятся шарики далеко, далеко.
Маша к шарикам подойдет, подойдет,
Вот наконец вы и приблизились вплотную к желанному рубежу - первому дню рождения вашего малыша. Ваш кроха многому научился за этот год и, наверное, уже начал ходить. Может быть, он ходит уже месяц или даже два, а может, ему предстоит сделать свой первый самостоятельный шаг после того, как ему исполнится год: у каждого малыша свои темпы развития. Но в любом случае вам нужно будет помочь сыну или дочери научиться твердо стоять на ногах - пока что в прямом значении этого слова…
Чтобы ребенок, начинающий ходить, учился лучше владеть своим телом и сохранять равновесие, предложите ему следующие игры:
С помощью этих увлекательных игр вы не только сможете занять любопытного малыша, который пришел к вам на кухню, когда вы заняты домашними делами, но и поможете ему научиться координации движений рук.
Полезные развлечения, помогающие малышу развить движения рук, можно придумать и во время купания.
Предлагаем вам несколько упражнений и игр, способствующих развитию речи и интеллекта вашего малыша.
С первых месяцев жизни малыша мы играли с ним в игры, основанные на поиске источника звука. Теперь игры, построенные на этом принципе, становятся еще сложнее и их "поле" расширяется.
Конечно, на прогулке малыш не только дышит свежим воздухом, но и обогащает свои представления о мире. Поэтому важно поощрять исследовательскую активность ребенка, его стремление получить как можно больше новых впечатлений.
Скляренко Элина Олеговна
Представляем Вам комплекс упражнений для массажа и гимнастики вашего малыша от 10 месяцев до 1 года!
Не обязательно придерживаться определенной последовательности упражнений, лучше всего руководствоваться своей интуицией и выполнять движения в согласии с ребенком.
Массаж можно начинать с любой удобной для малыша позы – на животике, или спинке.
Любой массаж начинается с поглаживания, чтобы ребенок расслабился.
В возрасте 10 месяцев – 1год малыш хорошо понимает речь взрослого человека и может выполнять несложные просьбы. В этом возрасте уже хорошо развиты согласованные движения, которые готовят малыша к самостоятельной ходьбе.
Комплекс для возраста от 10 месяцев до 1 года включает:
Сгибание и разгибание ручек, “скользящие шаги”, круговые и прямые движения ручками с кольцами, повороты на спинку и животик, наклоны туловища, приседание, мостик.
Массаж остается тем же, что и во 2 и 3 комплексах. В курс массажа обязательно входит: поглаживание, растирание и разминание, похлопывания, или вибрации.
Напоминаем, что:
Массаж проводится от периферии к центру, по ходу крово - и лимфотока!
Любой массаж начинается и заканчивается с поглаживания.
Сопровождайте массаж ласковым общением с малышом.
Занятия с малышом длятся до 30 минут.
Все упражнения выполняем 10 - 12 раз.
Массаж и упражнения для развития вашего малыша остается, как и в 1-2-3 комплексах.
Вводим новые упражнения для малыша
"Бокс в положении сидя или стоя"
Это знакомое для вас упражнение. Усложните это упражнение, посадив или поставив малыша. Вложите в ручки колечки и просите кроху: “Давай, согнем ручку, давай разогнем ручку”. Сгибайте и разгибайте руки ребенка.
Это упражнение укрепляет мышцы –сгибатели и разгибатели рук, а так же мышцы пояса верхних конечностей.
“Самостоятельное поднимание выпрямленных ног”
Это очень важное упражнение! Малыш лежит на спине ногами к краю стола. Вы держите в руках палочку на высоте его выпрямленных ног и просите достать ножками до палочки. Малыш должен сам приподнять ножки и прикоснуться ими к палочке 3-4 раза.
В начале выполнение этого упражнения несовершенно: ноги ребенка
согнуты в коленях, стопа распластана, живот не втянут.
“Наклоны вперед”
Малыш стоит спинкой к вам. Прижмите его спину к себе. Ладонью левой руки придерживайте его колени, предупреждая сгибание ног; ладонь правой руки положите на живот - для поддержки туловища. Положите на стол перед ребенком любимую игрушку и попросите: “Давай достанем игрушку!”, побуждая малыша наклониться за игрушкой, не приседая, а затем выпрямиться.
Это упражнение развивает координацию мышц туловища, укрепляют их, особенно мышцы спины и живота.
“Приседания - “сели-встали”!”
Если ващ малыш уже хорошо стоит без опоры, то возьмите его за ручки и побуждайте присесть на корточки, разводя колени в стороны, а затем встать, приговаривая: “Сядем-встанем!”. Следите за тем, чтобы стопы ребенка полностью стояли на столе. В момент вставания поднимите руки малыша вверх, пусть он приподнимется на носки.
Это упражнение укрепляет мышцы туловища, ног, рук и пояса верхних конечностей. Повторяйте его 3-5 раз.
“Учимся ходить”
Если ваш малыш еще не ходит самостоятельно, учите его. Поставьте ребенка ножками на свои ноги, спинкой к себе. Поддерживайте его за плечи или под мышки. Скажите: “А ну ка, давай, походим! и пройдите с ним короткое расстояние.
“Мостик”
Это активное упражнение полезно для спинки малыша. Оно укрепляет мышцы шеи, затылка, туловища и ног.
Малыш лежит на спинке ногами к краю стола. Согните его ножки до прямого угла, затем правую ладонь подведите под спинку в поясничной части и легкими движениями прогибайте малыша вперед. Малыш активно приподнимает туловище, слегка опираясь на головку и стопы. Упражнение повторяйте 1-2 раза.