Как правильно пишется они будут на балу. Вы поедете на бал? История балов. Бальный этикет. Смотреть что такое "Бал" в других словарях

07.02.2019

Дин, поехали на бал! - из телефона звучал встревоженный голос подруги.
- На Бали? - с интересом спросила я.
- Да какой Бали! Бал! Офицерский. Севастопольский. Пятый. Послезавтра.

Пятница, восемь вечера. Утром я вспомнила, что впереди длинные выходные - июньские праздники. Весь день искала билеты куда угодно, но это «направление» раскупили. Перспектива провести три дня то ли в дождливой, то ли в душной (погода тогда еще не определилась) Москве совсем не радовала. Севастополь? Погнали!

Когда билеты переоформили, подруга отправила сообщение: «Дресс-код строгий». А дальше - ссылка, в которой один большой источник стресса: «Вечернее платье полной длины (до щиколоток и ниже), широкое, не стесняющее движений в танце. Предпочтительны светлые, однотонные пастельные тона. Бальные перчатки. Аккуратная женственная обувь на каблуке, гармонирующая с нарядом. Вечерняя прическа…» А еще - порядка десяти пунктов «недопустимо».

Какой бал?! Мне б на Бали, где растянутые майки, солнце, свобода быть собой без обязательных атрибутов идентификации, без необходимости кому-то что-то доказывать. А тут - торжество границ, рамок, норм, правил. И в первую очередь внешних. Но назад дороги не было.

С таким протестом на все навязанное я судорожно нашла салон по аренде вечерних платьев. Собственных в гардеробе не было: вечерних - отродясь, коктейльные еще год назад я раздала друзьям.

Вы на Севастопольский бал так собираетесь? Все уже за месяц разобрали, - раскинула руки девушка в салоне. - Надо же заранее к таким мероприятиям готовиться! Ну вот, есть одно платье…

Добро пожаловать в мир «надо» и «должна»! «Надо заранее» - это не ко мне сегодняшней. Это к тем, кто еще не понял себя, кто до сих пор придает слишком много важности всем событиям жизни, из-за чего потом и страдает. Чем меньше важности, тем проще и интереснее жизнь. Тогда ничего не может выбить тебя из колеи. Так думала я, натягивая на себя тяжеленное платье со стразами. Как я выглядела в нем - мне было не интересно, по дресс-коду подходит, и хорошо. А вот наличие карманов - приятный бонус. Жаль, что в XIX веке девушкам эта радость была недоступна.

В дороге я пыталась понять, зачем мне эта ситуация дана. В течение полутора лет практики медитаций, работы с телом, тренировки внимания к внутреннему голосу, калибровки желаний в формате «это я хочу или кто-то другой» я поняла, что ни одно событие в жизни не происходит просто так. Все ситуации случаются с какой-то целью. Подсказка пришла незамедлительно.

Свобода - умение оставаться собой, понимать свои желания и твердо стоять на ногах. Даже если на каблуках и в вечернем платье

Друг прислал фото из Вьетнама, где он валяется на пляже и занимается ничегонеделанием. Два года назад Макс бросил стабильную работу в Москве, сдал квартиру и уехал во Вьетнам искать себя и духовно расти. Уезжал на три месяца, остался на два года, и возвращаться не собирается. Год назад, когда я была у него в гостях, он убеждал меня, что вот она, свобода, вот он - смысл жизни, здесь он стал собой. Я восторгалась и завидовала. Он - смог, я - только начинаю путь к этой свободе.

В голове сразу всплыли все те, кто таким вот образом «обрел себя». Саша в Москве бывает, но все здесь кажется ему чужим, навязанным, тяжелым. Его раздражают люди-достигаторы, спешка и ограничения. Он постоянно мотается в Индию и считает, что только там может быть собой. Алина уезжает при первой же возможности из Москвы и отрицает все российское, потому что где-то там ей удается быть настоящей, а здесь приходится играть.

Думаю, многие прочитавшие истории моих друзей подумают, что они - счастливчики. Я тоже так думала до этого самого момента. Момента осознания: избавившись от рамок и ограничений большого города, друзья поместили себя в рамки большой свободы, а чтобы «быть собой», им всем нужно быть где-то не здесь. Именно это противоречие, не осознаваемое раньше, и не давало мне уехать - возможность была.

Но по-настоящему быть собой, свободным - не значит найти место, в котором это возможно. Быть собой - значит с интересом наблюдать жизнь, жадно глотать все новое и непознанное, где бы ты ни находился. Воспринимать все с неподдельным детским интересом. Быть собой, свободным - значит твердо стоять на ногах. Даже если на каблуках и в вечернем платье.

Так, стоя перед зеркалом на каблуках, в платье, с подобающей случаю прической, я смотрела на себя и думала: а ведь это тоже я. Через протест я обрела урок, благодаря которому смогла насладиться удивительным действом. Да-да, бал был удивительным. Я радовалась, как ребенок, офицерам в белоснежных костюмах, героям настоящего, напоминающим о прошлом, девушкам, будто сошедшим со страниц романа Толстого. Кадрили, вальсу и пасадоблю на фоне огней Михайловской батареи, где проходил бал. Я радовалась размаху, мощи и силе. Сотни участников бала, которые никогда не танцевали, но научились специально ради бала, выглядели счастливыми храбрецами.

Перевоплощаться, быть гибким и умеющим взаимодействовать с любыми людьми, любых чинов, в любом месте и времени, не забывая о том, кто ты есть, - вот это свобода. Нормы и правила воспринимаются как занимательная игра, если следовать им по собственному согласию. Своему, а не навязанному извне.

Приеду ли я сюда еще раз? Обязательно. В следующем году. А Бали - туда я тоже доеду, и там буду свободна так же, как и здесь.

После бала: магия Севастополя

Автоматы с газировкой, кафе у какой-нибудь Бабы Нюры, песни под баян на побережье. Такая застывшая картинка постсоветского прошлого. Вот что я ожидала от Севастополя. Но нет. Город разрушил стереотипы об отдыхе в Крыму. Севастополь - портал в другие реальности, в пространстве и времени. Да, одно из заданных направлений - Ленин на улице Ленина. Но другие - неожиданные.

Побережье города с белыми домиками и кафешками насильно - и к счастью - возвращает на Крит. Надпись «Дельфинарий», стилизованная под греческий алфавит, подтверждает: сходство есть. Мне не кажется.

Переулки города с резкими подъемами и спусками, виноградной лозой, лениво сползающей по каменным стенам, напоминают улочки старого Тбилиси. Некоторые здания в самом центре Севастополя с барельефами и вензелями напоминают лионские или парижские.

Плантации винодельни «Золотая балка», виноградники которой раскинулись у подножья и на склонах гор, выглядят так же, как и виноградные плантации в Бордо. Разве что размах в несколько раз больше - 1400 га. Здесь создается ощущение полного умиротворения, где можно расслабиться и почувствовать вкус природы. В переносном и буквальном смысле.

При этой схожести с другими удивительными местами планеты, Севастополь пропитан героическим духом прошлого, подвигов, совершенных здесь не единожды. О них гордо напоминают береговые батареи, восстановленные после разрушений, Аллея славы в самом центре города и многочисленные музеи, хранители истории.

За два дня я обрела урок ценностью в полжизни, а путешествий - на месяц вперед. Красота всегда в глазах смотрящего, а если он еще свободен, то границ не существует.

- (франц. bal, от древн. франц. baller, balloter танцевать). Собрание многочисленного общества для танцев. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАЛ званый вечер с музыкой и танцами, частный или… … Словарь иностранных слов русского языка

БАЛ - блок абонентских линий Источник: http://vks.belpak.by/library/ats/kvant/diction.htm БАЛ бомбардировочный авиационный полк авиа, воен. БАЛ блок арифметико логический матем. Словарь: С. Фадеев. Словарь …

БАЛ, бала, о бале, на балу (на бале устар.), мн. балы (балы устар.), муж. (франц. bal) (дорев.). Вечер с танцами под музыку. После концерта бал. Бал маскарад. Костюмированный бал. «Балы дает нельзя богаче.» Грибоедов. ❖ Кончен бал! (разг. фам.)… … Толковый словарь Ушакова

Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? бала, чему? балу, (вижу) что? бал, чем? балом, о чём? о бале и на балу; мн. что? балы, (нет) чего? балов, чему? балам, (вижу) что? балы, чем? балами, о чём? о балах 1. Балом является большой… … Толковый словарь Дмитриева

Вечер, раут, банкет. Ср … Словарь синонимов

А, предлож. о бале, на балу; мн. балы; м. [франц. bal]. Большой праздничный вечер с танцами. Новогодний бал. Выпускной, прощальный бал (по случаю окончания обучения). Костюмированный бал. Царица бала (о той, которая первенствует, превосходит всех … Энциклопедический словарь

бал. - бал. балет бал. баланс б. бал. балка б. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. бал. Словарь: С … Словарь сокращений и аббревиатур

БАЛ, а, о бале, на балу и (устар.) на бале, мн. ы, ов, муж. Большой танцевальный вечер. Костюмированный б. Б. маскарад. Кончен бал (разг.) всё кончено, конец. | прил. бальный, ая, ое. Бальные танцы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

Муж., франц. съезд, вечернее собрание обоего пола для пляски: бальный, к нему относящийся. Бальник муж. бальница жен. охотник до балов. Бал: черт с печки упал. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

бал - бал, а, предл. п. на бал у, мн. ч. ы, ов (танцевальный вечер) … Русский орфографический словарь

бал - блестящий (Маркевич); веселый (Ратгауз); пышный (Голен. Кутузов); шумный (Некрасов) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913. бал Блестящий,… … Словарь эпитетов

Книги

Я помню свое обещание написать о балах. Выполняю. =)

С давних времен люди стремились налаживать отношения с представителями различных кругов общества (разумеется, в рамках одного социального слоя). С этой целью устраивались балы. Бал (от фр. bal , итал. ballo , нем. Ball - танцевать) - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев.


Владимир Первунинский - Бал

История балов

В России балы начали устраивать по указу Петра I с 1718 года. Они назывались ассамблеями и давались по очереди всеми придворными. На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шашки и шахматы. Главным же увеселением были танцы. Не сразу далось нашим предкам искусство непринужденного светского общения. Первое время в перерывах между танцами все сидели как немые. И танцующих было мало: танцы были мудреные, надо было то кланяться, то приседать. Широкие юбки и высокие каблуки исключали быстрые танцевальные шаги, однако позволяли принимать различные позы, образуя изящные картинки. Поклоны и реверансы были главными элементами танцев.

Осваивалось танцевальное искусство медленно. Читаем у А. Пушкина в повести "Арап Петра Великого": "Во всю длину танцевальной залы дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали: прямо против себя, потом, поворотясь направо, потом налево и так далее". Танцевали англез, представлявший собой пантомиму: ухаживания кавалера за дамой. Постепенно танцы стали разнообразней, вошел в употребление польский полонез. Его основу составляли плавные движения, поклоны и реверансы. Начинался бал менуэтом - медленным изящным танцем, но сложным, только по примеру Елизаветы Петровны, отличной танцорки, менуэт при русском дворе стали танцевать красиво и изящно. Танцевали очень любимый Петром шумный и веселый гросфатер. Сам отличный танцор, Петр любил шутку и был не прочь расшевелить своих неповоротливых придворных. Приказав всем танцевать, становился со своей дамой впереди и под медленную мелодию выделывал разные па. Постепенно темп музыки убыстрялся, Петр менял "курс" направления, заставляя танцующих пересекать зал в обратном направлении, потом наискосок, потом по кругу, далее направлял всех по всем комнатам, затем в сад, по дорожкам между клумб и деревьев, снова возвращался в дом, оркестр встречал измученных танцоров похоронным маршем, все смеялись".

Петр следил за проведением ассамблей. Нарушителей правил Петр заставлял в виде наказания выпивать одним махом "Кубок большого орла". Порядок, заведенный на ассамблеях, отличался от европейского бального этикета, но участие в ассамблеях достигло своей цели: русские дворяне постепенно приучились к новым обычаям, светскому общению, вежливым манерам.

После смерти Петра I в России закончилась эпоха ассамблей и началась эпоха балов. Табак и спиртные напитки ушли в прошлое, гостям разносили прохладительные напитки: лимонад, оршад и другие. Вместо шашек и шахмат играли в карты. Мастеровых уже не приглашали, придворный этикет стал более строгим. Извещать о балах стали не барабанным боем, а специальными приглашениями. Танцы имели свою последовательность. Кроме танцев бал включал дополнительные развлечения: небольшой концерт, живые картинки, даже любительский спектакль. Заканчивался бал ужином.

Бальный сезон длился с Рождества и до последнего дня масленицы, в остальное время балы устраивались по особым случаям.

Кроме императорской семьи на балах присутствовали придворные чины, дипломаты, знатные иностранцы, чиновники высших четырех классов согласно "Табеля о рангах". Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка, офицеры приглашались как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и дочерьми.


Владимир Первунинский - Светский раут

Классификация балов

Балы выполняли разные функции, в том числе социальные. В зависимости от функций, они имели свои разновидности.

Придворные балы, как правило, были скучны. Но посещать придворные балы в Петербурге было необходимо. Это были официальные мероприятия. Чопорность и сдержанность были визитной карточкой подобных балов. Тысячи важных гостей собирались на балы, которые проводили самые именитые фамилии России.

Но светская молодежь предпочитала посещать московские - гораздо более непринужденные, на которые собиралось по нескольку тысяч человек. Такие балы предоставляли возможность веселиться от души.

Бал - настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

Представители знати были обязаны давать балы для родни, великосветских знакомых. Молодые девушки на выданье начинали выходить в свет. На балах знакомились потенциальные женихи и невесты, намечалось сватовство. «Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками», - писал Пушкин.

Общественные балы чаще всего устраивались в провинции. Средства собирали со всех желающих путем распространения лотерейных билетов. Самые непринужденные из балов - семейные . Семейные балы организовывали по случаю памятных семейных дат, на которые заранее распространяли пригласительные билеты. В залах проводили всевозможные аукционы и конкурсы, а вырученные деньги шли в помощь приютам. В художественном фильме «Анна на шее», главная героиня Анна в исполнении известной актрисы А.Ларионовой приглашена была проводить такую благотворительную лотерею.

Детские балы были праздниками для детей и их родителей. Чаще всего устраивались в частных домах. Девочки-подростки весело отплясывали, затевая игры. Это был первый выход в свет, возможность показать себя.

Балы-маскарады были особенно любимы обществом. Обязательными атрибутами были маски, плащи-домино. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению.


Владимир Первунинский. Под звуки вальса

Дворянские балы в 19 веке

Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской, и даже крестьянской. Балы давали все - соразмерно со своими средствами и возможностями. К княгине Зинаиде Юсуповой съезжался весь Петербург, к мещанскому семейству собирались только сослуживцы, но и то, и другое называлось балом. Бал был очень дорогим удовольствием для принимающей стороны. "Давал три бала ежегодно и промотался наконец" - говорится об отце Онегина. Но не буду вдаваться в финансово-экономические подробности. Интереснее говорить о том, что было на балах.

Любой бал начинался с приглашения. "Бывало, он еще в постели, ему записочки несут Пушкина, несколько неточно отражает ситуацию: приглашения на бал не могли посылаться в день бала - адресаты должны были получить их за три недели, и составить ответ - будут или нет. Приглашения были очень лаконичны, например: "Князь Потемкин просит сделать ему честь, пожаловать в маскерад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в 6 часов". Впрочем, вся остальная информация была излишня - все и так знали прочие бальные условности.

Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда заменявшимся странным танцем под названием кадриль-монстр.

С вальса только начинался бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр... На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками.

В обязанности кавалеров, входило, чтобы у дам было все, что они пожелают. При этом кавалер должен развлекать дам и вести с ними светскую беседу. За ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого выходит замуж... После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей. «Это было, скажу вам, премилое занятие. Склоняешься к нежной ручке дамы, к ее благоухающему телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов...»

На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.

Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо - например, в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик.

Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето обязательно. Феликс Юсупов в своих воспоминаниях описывает такой случай: его родители, граф Сумароков-Эльстон и княгиня Юсупова, пошли на представление в Мариинский театр. В антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы Марии Федоровны и попросила княгиню снять фамильный бриллиант, висевший на шее Зинаиды Юсуповой, т. к. императрица в тот день не украсила себя бриллиантом такой величины. Княгиня немедленно исполнила это, но, т. к. другого украшения на шею у нее не было, супружеская пара вынуждена была покинуть театр.

Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера). Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте.

Приезжали на бал, как правило, с небольшим опозданием. Первых гостей хозяин встречал, опоздавшие присоединялись к танцующим порой даже без объявления персон. На бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах.

Кроме танцев и обеда на балах гости развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными - например, фантами. Разъезжались часто по утру: "Полусонный в постелю с бала едет он: а Петербург неугомонный уж барабаном пробужден".

В течение месяца после бала гости должны были нанести хозяевам визит вежливости.


Владимир Первунинский - Бал

Бальный этикет

Элементы танцевального этикета, необходимые для участия в бале

1. Участникам бала необходимо следить за осанкой и положением рук.

2. Необходимо быть учтивым как по отношению к своей партнёрше, так и ко всем остальным.

3. Следует избегать столкновений с другими парами и стараться не задевать за неподвижные конструкции и оборудования зала.

6. Во время танца неуместно излишне далеко расходиться или демонстративно приближаться друг к другу, а также откровенно обниматься.

Элементы светского этикета, необходимые для участия в бале

1. На официальную церемонию не опаздывают - это неуважение к Хозяевам и Почётным гостям.

2. Одежда участников бала должна быть нарядной: дамы в вечерних платьях, кавалеры в костюмах, перчатки желательны.

3. На балу приветствуется вежливость, галантность, учтивость.

4. При обмене приветствиями, сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы, после книксена, могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия.

5. Бал сопровождается определённой манерой разговаривать. Недопустим громкий, резкий разговор, запрещено употребление ненормативной лексики. Кавалерам рекомендуется делать дамам комплименты.

6. На балу важно не только красиво танцевать, но также грациозно ходить и стоять. Не следует прислоняться к стенам и колоннам. Кавалерам не стоит держать руки в карманах. Ни в коем случае нельзя жевать! Есть конфеты, фрукты и др. следует только в специально предназначенных для этого местах.

7. При входе в бальный зал следует отключить мобильные телефоны и снять наушники.

8. Ни в коем случае не разрешается бегать по залу, особенно через его центр.

Элементы бального этикета, необходимые для участия в бале

1. Одежда участников должна соответствовать классу ответственности бала.

2. Всем участникам необходимо выполнять просьбы и требования Главного и Зального церемониймейстера, Хозяйки и Хозяина бала.

3. Первый танец, вальс первого отделения открывают Хозяин и Хозяйка бала, все гости вступают в этот танец после того, как Хозяин и Хозяйка сделают три тура вальса.

4. Приглашение к танцу начинается с поклона приглашающего лица. Ответ на приглашение также сопровождается поклоном.

5. После приглашения кавалер выводит даму в танцевальную зону с соблюдением всех правил этикета.

6. При движении «под руку» рука дамы не должна обвиваться кольцом вокруг руки кавалера, не следует также виснуть на локте кавалера.

7. По окончании танца кавалер должен проводить даму на то место, где он её приглашал или любое другое место по желанию дамы.

10. Необходимо, безусловно, выполнять требования Главного и Зального церемониймейстера.


Владимир Первунинский - Вальс

На бал нужно являться изящно одетым; особенно туалет дам должен отличаться своей изысканностью. Не требуется роскошного и/или строго исторического наряда. Кроме того, мы не стремимся реконструировать никакую определенную эпоху, но на бал следует одеваться аккуратно и элегантно.

Молодой человек, принимая приглашения на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах обязанность танцевать падает на каждого. Высказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, кто хочет сделаться любимцем общества, тот должен всей душой предаться удовольствию и танцевать без исключения с каждой дамой.

Нет ничего смешнее молодых людей, разыгрывающих роль стариков и не танцующих, из желания выказать, что не находят никакого удовольствия в этом развлечении. Они поступают тогда явно невежливо и неприлично, особенно когда потом танцуют с избранной барышней, показывая, что их неприятие танцев вовсе не существует. Такая манера держать себя оскорбляет остальных дам, и кавалер заслуживает получить отказ от избранной им дамы. Во всяком случае не мешало бы предпочитаемой личности взять вышеозначенный совет за правило - это лучший способ дать почувствовать кавалеру всю неделикатность, всю смешную сторону подобного поведения и оградить в то же время себя от неприязненных взглядов остальных дам.

Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами".

Крайне неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.

Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", или же: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую". Дама, не желающая танцевать с каким-либо кавалером, не должна прибегать к уловке: "Я устала", и вслед за тем принять приглашение другого. Так она может навлечь на себя большие неприятности. Кавалер, получивший отказ, наверное, будет следить, была ли причиной действительно усталость или же просто нежелание танцевать именно с ним. Ни одна благовоспитанная особа не должна позволить себе, отказав одному кавалеру, идти сейчас же танцевать с другим. Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения лучше всего совсем отказаться от танца или же предоставить первому кавалеру танцевать с ней другой танец. Во всяком случае положение это очень неловко и неприятно, и дамы должны были бы его избегать, записывая имена приглашавших ее кавалеров на особенных карточках разного вида и устройства, смотря по моде, висящих на цепочке веера или пристегнутых крючком к лифу.

Пригласить даму и забыть потом об этом, не только самая непростительная невежливость, но просто грубость со стороны кавалера; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной и строгое порицание всего общества.

С другой стороны, дама, оставшаяся без приглашения, должна перенести спокойно эту маленькую неприятность и не выказывать своего неудовольствия: ни одна черта ее лица не должна выдать ее разочарования и дурного расположения духа. Ей надо иметь вид, будто она с большим удовольствием смотрит на танцующих.

Также само собой разумеется, что кавалер, пригласивший даму и получивший отказ, не имеет права тут же, в присутствии этой дамы, приглашать на танец другую. Это было бы верхом неприличия.

Приглашая следует смотреть в глаза даме, тогда она точно поймет, что Вы обращаетесь именно к ней. Но если Ваш поклон приняла на свой счет не та, которую Вы хотели пригласить, ни в коем случае не показывайте своего разочарования и уж тем более не произносите: "Я не Вас хотел пригласить"; соблюдайте правила приличия и научитесь в неловкости винить прежде всего себя, а не других; а еще лучше - не винить, а выходить из них с юмором.

В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, Вы приглашаете его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.

В танце женщину ведет партнер, и все ошибки должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется мужчина - ведь он ведущий. Во время танца партнеры не должны быть слишком далеки друг от друга, но и не должны прижиматься. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, мужчина не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину; в этом случае наиболее удачное положение для рук - на боку, на талии.

Верхом бестактности считается прийти на вечер со своей дамой, а танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к кону вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой. Однако даме неприлично танцевать много с одним и тем же кавалером; можно принять два или три приглашения одного кавалера, особенно если этот кавалер из Ваших знакомых и если танцы различны. То же самое касается и мужчин. Неприлично приглашать постоянно одну и ту же даму.

На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу - то же, что пляска на поминках.

Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и строго соблюдая приличие; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других - предметом, достойным жалости.

Дама не должна подходить к буфету иначе, как под руку с кавалером, который отдает приказание подать ей то, чего она желает.

По окончании танца кавалер должен поклониться даме и довести ее до места или предложить проводить к буфету. Отведя даму на место, кавалер должен поклониться и отойти, но не оставаться для разговора с ней. В свою очередь дама, отведенная кавалером на место, не должна удерживать кавалера для разговора с ней.

Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неловким и неучтивым не сказать ей нескольких слов.

По окончании вечера, кавалер должен проводить свою даму домой.


Владимир Первунинский - Незнакомка


Также необходимые на балу сведения:

Язык веера

веер развернут, дама отмахивается - "я замужем";

веер закрывается - "вы мне безразличны";

открывается один лепесток - "будьте довольны моей дружбой";

веер полностью раскрыт - "ты мой кумир".

Если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба):

подать верхним концом - симпатия и любовь;

подать ручкой - презрение;

подать открытым, перьями вперед - напрашиваться на любовь.

Язык цветов