Особенности поведение тревожного ребенка. Детская тревожность

04.07.2019

Источник внушённых детских страхов взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. К числу внушенных можно отнести также и страхи, которые возникают у излишне тревожных родителей. Разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, калечат её. Всё это даёт основание говорить о рефлекторном характере страха, даже, если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, т.к. последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.

Школьные страхи не только лишают ребёнка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов. Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к школобоязни.

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения.

У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.

Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

Наблюдая за детьми в группе детского сада, беседуя с воспитателями и родителями, можно заметить появление большого числа эмоционально неустойчивых, тревожных старших дошкольников.

Можно условно разделить тревожных детей на четыре группы: «невротики», «расторможенные», «застенчивые», «замкнутые».

«Невротики». Дети с соматическими проявлениями (тики, энурез, заикание и т.д.). Это наиболее сложная категория для работы с ними в школе, так как проблема выходит за чисто психологические рамки. Кроме того, в работе с психосоматическими проявлениями тревожности требуется терпение и уверенность в себе, чего обычно не хватает школьному психологу. Таким детям часто необходима консультация невропатолога, а иногда и психиатра. К сожалению, современные родители так пугаются слова «психиатр», что не всегда соглашаются идти к нему на прием. Хорошо, если вы можете порекомендовать им специалиста, которому доверяете сами. Работая с этим типом тревожных детей, прежде всего, необходимо дать им возможность выговориться, почувствовать мое расположение к ним и интерес к их страхам. Необходимо также успокоить родителей, попросить их не заострять внимание на соматических проявлениях .

Задача психолога состоит в том, чтобы создать для ребенка ситуацию комфорта и принятия, найти и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, им поможет всякое проявление активности, например «лупить» подушки, обниматься с мягкими игрушками.

«Расторможенные». Это очень активные, эмоционально возбудимые дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу они очень стараются хорошо учиться, но у них не получается. Тогда они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально изображать из себя посмешище для класса, так как очень боятся на самом деле стать таковыми из-за своей неуспешности. Создается ощущение, что повышенной активностью они пытаются заглушить страх. У них возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой) .

Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.

«Застенчивые». Обычно это тихие, обаятельные дети. Они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, не проявляют инициативы, не вступают в контакт со сверстниками, очень старательны и прилежны в учебе. Боятся о чем-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (не обязательно на них). Переживают, если чего-то не сделали, часто плачут из-за мелких неприятностей. Все ошибки аккуратно замазывают или стирают. Не успокоятся, пока не сделают все, что задано. Охотно общаются с психологом, рассказывают о себе, выполняют задания .

Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать им поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выход из положения, признавать за ребенком право на ошибку, больше хвалить.

«Замкнутые». Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят отдельно. У них могут быть проблемы в учебе, так как нет ни в чем заинтересованности и включенности в процесс. Такое ощущение, что они постоянно от всех ожидают подвоха .

В работе с такими детьми необходимо отталкиваться от их интересов, проявлять участие и доброжелательность. Им тоже полезно выговориться, а потом включиться в группу сверстников со схожими интересами.

Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником класса.

Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался» .

Выделим поведенческие особенности, связанных со спецификой проявления тревожности у детей. Тревожные дети быстро устают, им трудно переключиться на другую деятельность. Это происходит из-за постоянного напряжения. Нередко тревожные дети демонстрируют неадекватно высокую самооценку. Они так хотят, чтобы их принимали, хвалили, что часто выдают желаемое за действительное. Это даже нельзя назвать обманом - это защитная реакция. Тревожные дети испытывают повышенную ответственность за все происходящее, они склонны винить себя во всех неприятностях, случающихся с их близкими. Даже если внешне это никак не проявляется, это прорывается в беседе. Ребенок должен знать границы своей ответственности. С одной стороны, когда за кого-то отвечаешь, перестаешь бояться, а начинаешь действовать, но с другой стороны - это создает непереносимое напряжение, следовательно, тревога возрастает .

Портрет тревожного ребенка можно изобразить следующим образом: в группу входит ребенок, он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах .

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится.

Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!»).

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения. У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь. Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают. Распознать тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких.

У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Опытный педагог, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако, прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми. П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки .

Можно выделить следующие критерии определения тревожности у ребенка:

постоянное беспокойство;

трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо;

мышечное напряжение (например, в области лица, шеи);

раздражительность;

нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Таким образом, поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

В литературе можно выделить два основных подхода к преодолению тревожности, в том числе и у детей. В одном из них упор делается на формировании у человека конструктивных способов поведения в трудных для него ситуациях, а также на овладении приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой . В другом - центральное место занимает работа по укреплению уверенности человека в себе, развитию позитивной самооценки и представлений о себе, забота о личностном росте.

Естественно, что на практике, а часто и в теории эти подходы сравнительно редко встречаются в чистом виде, речь идет лишь об основном акценте, о том, чему преимущественно уделяется внимание. Мы в своей работе попытались реализовать второй подход. Исходным для нас явилось разработанное Л.И. Божович и ее сотрудниками положение о том, что личностное образование представляет собой устойчивый мотив (или систему мотивов) и устойчивую форму его реализации. Мы полагали, что тревожность, как и всякое переживание, отражающее степень удовлетворенности потребностей, становясь устойчивым личностным образованием, «укореняется» соответственно на трех уровнях: мотива; привычных форм и способов его реализации; нового переживания, порожденного тревожностью.

Общие принципы психологической работы с тревожными детьми:

рисовать и разыгрывать пугающие ситуации;

создать ситуацию успешности, компетентности;

дать выход активности и агрессии ребенка;

успокоить родителей;

Поскольку тревожность связана с искаженной интерпретацией социальной действительности и неумением адекватно предсказать реакции партнеров по взаимодействию и спрогнозировать исход события, для снижения уровня тревожности необходимо:

1) Развитие стереоскопического психологического видения тревожных детей. Коррекционная работа с тревожными детьми должна обучать ребенка видению новых возможностей в подходе к жизненным явлениям, расширению перспектив их понимания, осознанию новых точек зрения на события. В том числе, эта работа предполагает: развитие децентрации как способности отказаться от принятия собственного «Я» за точку отсчета и умения переключаться на иные точки зрения; версионности мышления и поведения как способности видеть одновременно множество путей объяснения проблемы и ее решения; гибкости как способности к быстрому переключению с одной реакции на другую (Малкина-Пых И.Г.).

2) Самопознание, расширение и углубление образа «Я». Помогая тревожному ребенку увидеть нечто новое в самом себе, исследовать свое место в пространстве межличностных отношений и осознать роль собственных действий в складывающихся, психолог способствует преодолению барьеров, мешающих успешной социальной адаптации ребенка.

3) Развитие новых паттернов поведения, основанное на обнаружении ребенком новых точек зрения и возможностей взаимодействия, более глубокой ориентации в межличностном пространстве и рефлексивном отношении к собственной позиции и поведению .

Установлено, что применение методик для аффективно-личностной и поведенческой коррекции способствует также формированию когнитивных процессов:

анализу внешних стимулов (визуальных, аудиальных, кинестетических);

поиску безопасных стереотипных форм и реакций поведения (рассматривая перспективы поведения);

выбору и закреплению индивидуально предпочитаемых позитивных форм, реакций; осознанию своих желаний, своего «Я»;

осознанию желаний других людей (эмоциональная и интеллектуальная децентрация);

выделению эмоций людей, регулирующих поведение (Л.С. Выготский; Л.Б. Баряева,; Н.Л. Белопольская; Е.А. Екжанова; А.В. Запорожец; Б.В. Зейгарник; И.Ю. Левченко; А.Н. Леонтьев; И.И. Мамайчук; Е.А. Медведева; В.Н. Мясищев,; С.Я. Рубинштейн,; Р.Д. Триггер; У.В. Ульенкова и др.) .

Для реализации поставленных целей используется интегративный подход, включающий в себя методы поведенческой и игровой терапии, арт-терапии, сказкотерапии, музыкотерапии, психокоррекционные игры и психорегулирующую тренировку, дыхательные упражнения, упражнения на мышечное расслабление и упражнения для снятия эмоционального напряжения, психогимнастику .

Ольга Князева
Характеристика детей с различными видами поведения

Характеристика детей с разными видами поведения В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка. Развитие психологии современного человека закладывается в раннем возрасте и предопределяется педагогическими характеристиками воздействия на него общества, воздействия на него окружающих людей и, прежде всего самых близких для ребёнка людей, его семьи. Тем самым подтверждается роль, которая оказывается психологом-педагогом в формировании личности, формировании психологических её характеристик. В воспитании и развитии дошкольника важны все факторы воздействия на ребенка – как семейное воспитание, так и воспитание в условиях дошкольного учреждения.

Демонстративные дети. Общение и отношение ребенка к другим людям на протяжении дошкольного возраста существенно изменяются. Так, в середине дошкольного возраста (4-5 лет) появляется и начинает доминировать потребность в признании и уважении. Если до 3-4 лет дети получали непосредственное удовольствие от игры с игрушками, то теперь им важно знать, как воспринимают и оценивают их действия окружающие люди. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой. Через такое сравнение своих конкретных качеств, навыков и умений ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств. Этот этап является закономерным и необходимым для развития межличностных отношений. Противопоставив себя сверстнику и выделив, таким образом, свое Я, ребенок может вернуться к сверстнику и воспринять его как целостную, самоценную личность. Обычно к 6-7 годам появляется способность ценить качества и умения других людей, желание дружить, помогать, делать что-то вместе. Однако часто демонстративность фиксируется и перерастает в личностную особенность, устойчивую черту характера. Такие дети больше всего озабочены тем, чтобы показать свое превосходство во всем. Основным мотивом действий ребенка становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении.

Агрессивные дети. Что такое агрессивность? Слово «агрессия» (от лат. aggressio) означает нападение, приступ. Если открыть психологический словарь, то в нем можно найти такое определение данному термину. Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Психологи отмечают, что существуют две формы агрессии.

I. Доброкачественная агрессия - это настойчивое, невраждебное, самозащитное поведение. Оно проявляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность устранена, исчезает и проявление этой формы агрессии. Доброкачественная агрессия может обнаруживаться с первых месяцев жизни ребенка. Этот вид агрессии необходим для нормальной адаптации малыша к окружающей среде, помогает ему познавать мир, самоутверждаться.

2. Злокачественная агрессия - это враждебное, злобное поведение, которое причиняет боль другим людям. Конечно, гнев, ярость, желание отомстить тоже могут быть средством самозащиты, но они тем не менее приносят страдание и боль окружающим. Злокачествен-ная агрессия может возникнуть спонтанно. Эта форма агрессии не проявляется сразу после рождения, она активизируется в случае причинения ребенку боли или каких-либо неприятных переживаний, ощущений. Иногда же мы можем заметить, что ребенок получает удовольствие от того, что причиняет боль другому.

Наверняка среди окружающих вас детей есть хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей во время игр и занятий, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки. Иногда такой ребенок без какой-либо видимой причины начинает пинать играющего рядом с ним в песочнице сверстника, замахивается и ударяет первым попавшимся под руку предметом, сыплет песок на голову и в глаза кому-либо из детей. Разговаривая со взрослым, он намеренно употребляет грубые выражения, даже если знает, что за это его накажут. Если же взрослый отказывается купить ему шоколадку или игрушку, такой ребенок может затопать на него ногами, накинуться с кулаками и с яростью колотить маму, папу или бабушку, выкрикивая при этом все обидные и злые слова, известные ему. Когда кто-то из детей не уступает ему место на качелях, агрессивный ребенок может столкнуть, ударить со всей силы, закричать, ущипнуть или укусить противника. Одним словом, он становится «грозой» детского коллектива, источником огорчений. Огорчаются дети, которых он обидел, огорчается и сам маленький агрессор, которого отругали или нашлепали, огорчаются и родители, причем как обиженного ребенка, так и обидчика. Ершистого, драчливого, необузданного, грубого малыша, который стал причиной конфликта, очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Агрессивные дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство, им, напротив, кажется, что весь мир: и окружающие дети, и взрослые - хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый крут: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их и стараются избегать встреч с маленькими забияками. Так произошло и в случае с Савелием.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат. В палитре их чувств в основном преобладают мрачные тона, а количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено, причем чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение, особенно в раннем возрасте.

Причины появления агрессивности.

Причины могут быть самыми разнообразными. Некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга могут способствовать проявлению агрессивных качеств. Но, как показывает практика, в дошкольном детстве одной из причин возникновения агрессивности является нарушение детско-родительских отношений. Теплые отношения между родителями и ребенком, адекватные требования к нему, после-довательность в воспитании, согласованность требований к малышу со стороны всех членов семьи вряд ли спровоцируют агрессивное поведение.

Стиль воспитания в семье играет огромную роль, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди матери и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, там, где в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества у детей не вырабатываются. Если же в семье царит атмосфера враждебности, непримиримости, если мама и папа, мама и свекровь, бабушка и дедушка конфликтуют друг с другом, если упреки, глухое недовольство, открытые вспышки гнева являются обычными в семье, ребенок скорее всего будет перенимать именно такой стиль взаимодействия с окружающими. Он просто не будет иметь другого образца для своего поведения.

На становление агрессивного поведения также влияет характер наказаний, которые чаще выбирают родители в ответ на проявление гнева своего чада. В таких ситуациях родители могут применять два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Оказывается, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком «мягких» родителей, и у чрезмерно строгих.

Застенчивые дети.

«Ну, чего ты боишься? Расскажи нам стишок, ведь ты его прекрасно знаешь! Нельзя быть таким трусливым». При этих словах ребенок весь сжимается от страха, пытается спрятаться за чью-нибудь спину, забыв все, что он действительно хорошо знает. Но взрослые стараются этого не замечать. Как много психических травм получают застенчивые дети от безграмотного, часто резкого обращения взрослых, в то время как они нуждаются в особой чуткости и терпимости со стороны окружающих. Опрос родителей 3 - летних детей показал, что та или иная степень застенчивости свойственна 42% дошкольников.

Как проявляется застенчивость?

Родители сталкиваются с этой чертой характера своих детей чаще всего в ситуациях, когда идут с ними в гости или принимают гостей у себя. Малыш при виде чужих людей робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Особенно ярко застенчивость может проявляться в детском саду, где ребенку приходится общаться с разными педагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. Иногда такие дети стесняются подойти к группе сверстников, не решаются включиться в их игру. Как правило, застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для малыша. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. В целом застенчивый ребенок доброжелательно относится к другим людям, в том числе и посторонним, хочет общаться с ними, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение. Оно проявляется в нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания. Иногда такой малыш вообще не откликается на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шепота. Характерной особенностью общения застенчивого ребенка является его прерывистость, цикличность: проблемы с общением могут преодолеваться на время, когда он чувствует себя свободно и раскрепощенно, и возникать вновь при каких-либо затруднениях. Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость чаще всего сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни. В этом возрасте у детей формируется потребность в уважении взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение. Так что родителям и воспитателям необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.

В психологической науке имеется значительное количество исследований, посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности.

Понятие “тревожность” многоаспектно. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рассматривать это понятие надо дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику.

В психологическом словаре “тревожность” рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий .

По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают .

Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать как:

  • -психологическое явление;
  • -индивидуальную психологическую особенность личности;
  • -склонность человека к переживанию тревоги;
  • -состояние повышенного беспокойства.

В состав тревожности входят понятия: “тревога”, “страх”, “беспокойство”. Рассмотрим сущность каждого.

Страх - аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.

Тревога - эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха - не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.

Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает.

А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства происходит становление личности .

А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

  • - с процессом обучения - учебная тревожность;
  • - с представлениями о себе - самооценочная тревожность;
  • - с общением - межличностная тревожность .

Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое строение.

И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.

Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный.

Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные формы. По мнению А.М. Прихожан, под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности .

Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность.

Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею “масками”. В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.

Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную.

Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности.

По определению С.С. Степанова «тревожность - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи» .

Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них - это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания .

Другой вид - так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

Особенности тревожных детей.

Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение - приневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация.

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится.

Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают (“Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!”).

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения. У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.

Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

Распознать тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети “застревают” на деталях, особенно мелких. Поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

Наличие тревожности у ребенка старшего дошкольного возраста может привести к школьной дезадаптации тогда, когда он будет первоклассником. А это в свою очередь скажется на его успеваемости, его мотивации и поведении. В подростковом возрасте, когда ведущей деятельностью будет выступать общение, желание взаимодействовать, иметь друзей, он может испытывать трудности.

Тревожность как психическое свойство имеет яркую возрастную специфику. Для каждого возраста характерны области действительности, которые вызывают тревогу у детей. Среди общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного возраста это внутриличностные конфликты, связанные с оценкой собственной успешности, внутрисемейные конфликты, соматические нарушения.

Можно выделить специфические причины тревожности на этом возрастном этапе. Устойчивым личностным образованием тревожность становится к подростковому возрасту. В подростковом возрасте тревожность начинает опосредоваться Я-концепцией ребенка, становясь собственно личностным свойством. У подростка Я-концепция противоречива и вызывает трудности в собственной самооценке. Тревожность возникает как следствие фрустрации потребности устойчивого удовлетворительного отношения к себе .

Существенное повышение уровня тревожности в подростковом возрасте связано с формированием психоастенической акцентуации характера. У ребенка легко возникают опасения, страхи, волнения. Если присутствует недостаток волнения, то ребенок может отказаться от деятельности, которая ему трудна. При психастенической акцентуации затруднено принятие решений. Из-за низкой уверенности в себе наблюдаются трудности в общении.

Тревога начинает оказывать влияние только с подросткового возраста, когда она может стать мотиватором деятельности, подменяя собой другие потребности и мотивы.

Таким образом, можно отметить, что детская тревожность на каждом этапе возрастного развития специфична; тревожность как устойчивая личностная черта формируется только в подростковом возрасте.

Эмоции играют важнейшую роль в жизни детей: с помощью эмоций воспринимается действительность и реакция на нее.

Эмоции проявляются в поведении и тем самым сообщают взрослому, что ребенку нравится, не нравится или даже огорчает его.

По мере взросления ребенка его эмоциональный мир приобретает все более разнообразный характер. Ребенок дошкольного возраста начинает усваивать язык чувств - формы выражения переживаний при помощи жестов, поз, улыбок и проч. В то же время дошкольник учится сдерживать порывы в выражении чувств. Таким образом, ребенок не только управляет своими чувствами, но и осознанно ими пользуется - информируя окружающих о своих переживаниях, тем самым воздействуя на них .

Эмоциональный фон ребенка может носить положительный и отрицательный характер. Так, основными характеристиками отрицательного являются: подавленность, плохое настроение, растерянность, у ребенка практически отсутствует улыбка, грустное выражение лица, наблюдается частый плач или обиды, иногда необоснованные. Такое состояние ребенка является характеристикой повышенного уровня тревожности.

Тревожные дети - это обычно не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Они постоянно испытывают чувство страха, а это приводит к редкому проявлению инициативы. Они пытаются не обращать на себя внимания окружающих, ведут себя послушно, не нарушают дисциплину.

Тревожности подвержены дети с повышенной чувствительностью, однако не каждый ребенок с повышенной сензитивностью становится тревожным.

Практически все зависит от общения родителей с ребенком, которое в свою очередь может спровоцировать появление тревожности у ребенка.

В случае авторитарной формы общения, у ребенка теряется уверенность в себе и своих силах, возникает боязнь отрицательной оценки и беспокойство по поводу того, что он делает что-то не так - чувство тревоги, которое в дальнейшем может перерасти в тревожность.

Также возникновению тревожности могут способствовать завышенные требования родителей или воспитателей. При постоянном сталкивании ожидаемого и реальных возможностей ребенка, он испытывает постоянное беспокойство, которое может также перерасти в тревожность.

Также на появление тревожности влияют постоянные упреки, провоцирующие чувство вины и излишняя строгость со стороны родителей.

Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи - непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера является пессимистической установкой на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.

Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер

Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.

Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом.

Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других .

Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту «уходя в мир фантазий» . В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности.

Тревожность как определенный эмоциональный настой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов .

Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых «опасных людей» - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.

Отрицательные последствия тревожности выражаются в том что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.

Тем не менее, у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий. ,а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Когда в семье появляется ребенок, родители сталкиваются с определенными трудностями, например, проблемным может оказаться характер. Есть такое понятие, как «тревожные дети», которые детском и подростковом возрасте доставляют взрослым немало проблем.

Тревожное состояние детей может возникнуть в любом возрасте, но чаще всего это возрастная категория 4-8 лет, когда человек подвержен вдвое чаще эмоциональным встряскам и радикальным жизненным переменам. Родители не должны паниковать преждевременно, но и оставлять такое эмоциональное состояние без должного внимания тоже не рекомендуется.

Особенности тревожных детей

Если ребенок стал тревожным, родители тут же заметят перемены в его поведении, общем состоянии. Предшествует этому смена обстановки, изменение коллектива друзей и круга общения. Любая перемена во внешнем мире негативно сказывается на внутреннем состоянии, а малыш в любом возрасте замыкается, остро переживает в себе подобные новшества. Родители могут заметить, что их чадо часто без настроения закрывается в собственной комнате. Для начала можно поговорить, что его беспокоит, но ни в коем случае не навязывать свое общество, субъективное мнение.

Некоторые родители опасаются не заметить проблему, а о тревожных детях даже не слышали ранее. Чтобы своевременно определить такого ребенка в семье, требуется изучить предложенные ниже характеристики поведения, черт характера и привычек. Это:

— Ребенок все чаще и чаще уединяется, причем особенно тянется к художественной литературе. Одну и ту же книгу он может перечитать несколько раз, а после восторженно пересказывать ее взрослым и друзьям чуть ли не каждый день. Он сознательно отказывается от всего нового, морально не готов к новым эмоциям. Поэтому его сложно чем-либо удивить и заинтересовать, еще сложнее — увлечь и привить новое умение.

— После длительной болезни тревожный ребенок не хочет возвращаться в школу, а мысли об этом вызывают на его лице и в душе тоску и уныние. Родителям приходится долго его уговаривать, выслушивать слезы и жалобные просьбы остаться дома. Визит друзей тоже не поднимает настроения, поскольку его вполне устраивает уже привычная домашняя обстановка без лишней суеты и эмоций.

— Такие дети особенно остро воспринимают переживания и проблемы родителей. Даже если они не совсем понимают, что же произошло, морально переживают, чувствуют неблагоприятные эмоции и накаленную атмосферу в доме. Такое состояние может стать главной причиной детской депрессии, выйти из которой можно только при участии дипломированного специалиста. Задача родителей — не допустить такой развязки.

— В школе тоже много душевных переживаний. Тревожный ребенок стесняется и сильно нервничает отвечать у доски, переживает порицание учителей в свой адрес, не любит писать контрольные работы и выступать на публику. Подобные обстоятельства делают его ранимым и чрезмерно возбудимым, а морально успокоиться он может только дома наедине с самим собой.

— Тревожные дети отличаются повышенной критичностью, причем особенно строги сами к себе. Во всех неприятностях винят только себя, долго переживают расставания и обиды, прокручивают одну и ту же жизненную ситуацию в сознании вновь и вновь. Такое самобичевание не приводит ни к чему хорошему, и в один прекрасный день проблема психологического характера становится особенно остро.

— Тревожные дети не способны довести начатое дело до конца, если что-то не получается. Они тут же переключаются на другую забаву, находят себе оправдание и нисколько не жалеют об утраченных возможностях. Они — не борцы, а по жизни, скорее, привыкли плыть по течению. Сложный характер, и уживаться с ним совсем непросто.

Это ярко выраженные признаки тревожных детей, которые выделяют их из толпы. Достаточно только начать диалог, как картина о собеседнике будет очевидна. Остается только добавить, что в общении с такими индивидами необходимо проявлять особенную бдительность, иначе можно ранить это трепетное и меланхолическое создание.

Типы тревожных детей

Это были общие признаки детей, которые относятся к тревожному виду. На самом деле имеются типы таких личностей, которые позволяют лучше понять собственного ребенка, найти к нему самый благоразумный подход и жить во взаимной идиллии. Ниже представлено несколько распространенных типов, по характеристикам которых родитель сможет узнать своего беспокойного ребенка. Итак:

Застенчивые дети. Это особенно пугливые и ранимые натуры с большим комплексом неполноценности, который преследует их с раннего детства. Им сложно находить контакт со сверстниками, еще сложнее общаться со взрослыми и учителями. Тревожные дети этого типа предпочитают всегда оставаться в стороне событий, не способны занять лидерскую позицию и отстаивать собственное мнение в массах.

Замкнутые дети. Если застенчивый ребенок просто смущается новому общению, то замкнутый — старательно его избегает, стремится к полному одиночеству и уединению с собственными мыслями. С таким ребенком сложно находить общий язык, особенно если речь идет о подростковом периоде. У замкнутого человека имеются свои стереотипы и жизненные убеждения, но делиться ими в обществе он не собирается. Такому индивиду лучше жить наедине с самим собой, а в ограниченный мирок уж точно нет доступа всем посторонним. Это реально психологическая проблема, решать которую рекомендуется в детском возрасте, не ожидая серьезных последствий.

Расторможенные дети. Это самый непредсказуемый тип, поскольку внешне это очень сдержанные натуры с богатым внутренним миом. Такое видимое ощущение надолго не сохраняется, поскольку расторможенный ребенок очень быстро меняет свое поведение, становится несдержанным в общении и излишне эмоциональным. Его сложно вернуть в чувство: замечания в свой адрес полностью игнорирует, а критику воспринимает поверхностно, равнодушно. Взрослым очень сложно достучаться до его сознания, поэтому частенько приходится обращаться за дипломированной помощью специалиста. Если игнорировать проблему, расторможенный ребенок со временем превращается в проблемного подростка. По жизни у такого человека масса проблем, причем он самостоятельно их себе создает, усложняет жизнь.

Невротики. Это уже проблемное состояние психики ребенка, которое может дополняться такими неприятными симптомами, как заикание, энурез, неконтролируемый зуд и даже нервный тик. Ребенок выглядит нездоровым, а все его действия, поведение и разговоры лишь усугубляют такое общественное мнение. В данном вопросе без помощи профессионала не обойтись, поэтому не рекомендуется игнорировать опасную симптоматику, ссылаться на переходной возраст. Со временем симптоматика только усугубится, появятся проблемы в школе и коллективе, а последствия — нестабильная психика и сильные нервные расстройства.

Каждый тип тревожных детей требует родительного участия и помощи психолога. Такими совместными усилиями проблему можно решить, но на это требуется время, причем весьма продолжительный период. Не стоит отчаиваться, поскольку практика показывает: тревожные дети вырастают полноценными людьми, без каких-либо комплексов неполноценности.

Полезная информация родителям на заметку

Определить тип тревожности ребенка можно в домашних условиях, а для этого найти в интернете соответствующие тесты. Результаты подобных исследований не должны становиться для взрослых окончательным диагнозом, но и игнорировать тревожные сигналы детского подсознания тоже не рекомендуется.

Если ребенок живет в состоянии повышенной тревожности, родители просто обязаны урегулировать его эмоциональный фон. Сделать это несложно, главное — определить основной возбудитель внутреннего страха. Если ребенок боится оставаться в одиночестве, первое время нужно постоянно составлять ему компанию. Чтобы не было вздрагивания от громких голосов, разговаривать в доме рекомендуется на пониженных тонах.

Когда ребенок не справляется с поставленной задачей и быстро теряет к ней интерес, самое время присоединиться к действу и вернуть его внимание. Совместными стараниями все обязательно получится, главное — дать понять крохе, что на самом деле существенного повода для переживания нет. Совместные мероприятия сближают два поколения, помогают быстро и продуктивно решить ряд психологических проблем без участия дипломированного специалиста.

Таким детям важно давать период адаптации, который позволит постепенно привыкать к новым ситуациям, обстоятельствам, правилам. Резкие встряски и сюрпризы не подходят тревожным детям, поскольку ответная реакция может оказаться самой непредсказуемой. Родителям остается только подстроиться под мировосприятие собственного чада, не давить на него морально и не выводить на эмоции.

Если предстоят перемены, тревожному ребенку требуется сообщить о них заблаговременно, чтобы избежать очередного эмоционального всплеска. Это непросто контролировать такую детскую ситуацию, но ничего не поделаешь: особенные дети остро нуждаются в особенном подходе.

Остается только добавить, что тревожные дети — это не приговор, а индивидуальные особенности характера и поведения, которые можно контролировать и корректировать по мере взросления. При правильном подходе проблем возникнуть не должно.