Занятия от года. Основные направления для развития

27.04.2019

Ученые утверждают, что «сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п.». С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Венгер Л.А. считает, что: «Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства».

Совершенно очевидно, что для полноценного развития ребенка младенческого возраста недостаточно осуществлять только гигиенический уход и кормление. Чем раньше взрослые начнут проводить специальные игры, способствующие успешному развитию младенца, тем лучше.

В моменты бодрствования ребенка взрослые разговаривают с ним, улыбаются ему, что способствует, пусть и не сразу, появлению ответной улыбки, радостных голосовых проявлений, оживленных движений рук и ног.

Научившись следить за предметами, малыш самостоятельно может подолгу рассматривать рисунок ковра, висящего на стене, посуду в серванте, рисунок на шторах и т. п., следить за входящей и выходящей из комнаты матерью. Нужно обратить внимание на то, как он прислушивается к голосам взрослых, звучащей мелодии, улыбается, услышав знакомый голос или увидев радостное лицо кого-либо из близких людей.

Общаясь с малышом, взрослый должен помнить, что его задача – научить ребенка с самого раннего возраста быть активным, относительно самостоятельно добывать интересующую его информацию. Поэтому необходимо соблюдать золотое правило – не делать за ребенка того, что он сможет сделать сам. Одним из условий успешности проводимой работы является грамотная организация пространства бодрствования ребенка. Нельзя заниматься с ребенком там, где он спит. Источник света не должен мешать малышу рассматривать окружающее, он должен находиться за головой младенца.

В раннем возрасте у ребенка при целенаправленном обучении выявляются следующие возможности:

Двухнедельный ребенок следит за перемещающимися предметами.

– В 3 недели ребенок внимательно рассматривает предметы окружающей обстановки, различает даже близкие цветовые тона: красный и оранжевый, оранжевый и желтый, и т. д.

– В возрасте одного месяца дифференцированно реагирует на веселую и грустную мелодии: затихает при грустной и оживленно двигает руками и ногами при веселой мелодии,

– В возрасте от 20 дней дети уже могут различать многие цветовые тона, предметы разной величины и формы,

– С полутора-двух месяцев дети впервые начинают практически действовать с предметами и постигать значение их свойств.

Своевременное начало деятельности всех органов чувств ребенка позволяет ему успешно развиваться в дальнейшем.

Около 2,5 месяцев малыш начинает активно захватывать предметы. С этого момента необходима целенаправленная работа по развитию движений, успешность которой во многом будет зависеть и от обстановки, в которой находится малыш. Его следует окружить разнообразными, соответствующими возрасту предметами, игрушками, постепенно переключая его внимание со взрослых на предметы. В противном случае, даже при изобилии внимания со стороны взрослых, должный развивающий эффект не будет достигнут. Венгер Л. А. утверждает, что своевременное развитие движений рук способствует и формированию общих движений. Научившись брать игрушки, ребенок стремится взять не только те, которые находятся непосредственно в поле досягаемости, но и неподалеку от него.

Накопление чувственного опыта при ознакомлении малыша с цветом, формой, величиной предметов обозначают накопление сенсорных впечатлений. Это важнейший раздел развивающей работы, так как именно эти впечатления способствуют последующему формированию у детей полноценного восприятия окружающего мира.

Очень важно то обстоятельство, что малыши, с которыми систематически проводятся игры с предметами, подолгу спокойно бодрствуют, не просясь на руки, так как они умеют сами найти для себя интересное занятие, конечно, если взрослые предоставят соответствующие игрушки.

Игры с ребенком можно проводить тогда, когда он спокоен, но не очень устал. Лучше всего – после кормления, когда ребенка ничто не беспокоит.

ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ

Игра «Красочные ленточки»

Цель: Развить мелкую моторику рук, тактильные ощущения у ребенка.

Оборудование: Несколько ленточек разных цветов.

Описание. Возьмите ручку ребенка в свою руку. Обмотайте пальчик ребенка ленточкой. Этот пальчик можно вложить в другую его руку. Малыш должен ощупывать незнакомый ему предмет.

Внимательно следите затем, чтобы пальчики ребенка не запутались в ленте. Эта игра подойдет детям в возрасте 6,5–7 месяцев.

Игра «Крепыш»

Цель: Развить мелкую моторику рук и тактильные ощущения у ребенка.

Оборудование: Специального оборудования не требуется.

Описание. Когда ребенок лежит в кроватке, потихоньку подойдите к нему и вложите свой пальчик в его ручку. Малыш должен крепко схватить ваш пальчик.

Постарайтесь малыша не испугать его.

Игра «Разные игрушки»

Цель: Развить координацию движений, улучшить восприятие цвета у ребенка, а также развить мелкую моторику рук.

Оборудование: Несколько игрушек разных форм (кубик, мяч и т.п.).

Описание. Положите ребенка в кроватку на бок. Перед ним разложите игрушки. Если ребенок не проявит интереса к игрушкам, продемонстрируйте ему их действия (возьмите в руки, покрутите ими перед малышом). Ребенок обязательно будет стараться взять в руки игрушки и рассмотреть их.

Эта игра понравится детям с 5-месячного возраста.

Игра «Квадратики, треугольники»

Цель: Развить мелкую моторику рук, тактильные ощущения, а также научить ребенка различать предметы разных форм.

Оборудование: Кубик, треугольник и маленький мячик.

Описание. Разложите перед ребенком подготовленные предметы. Он должен по очереди брать в руки эти предметы и рассматривать их.

Лучшего всего использовать предметы разных контрастных цветов. В первые месяцы жизни можно вкладывать эти игрушки в руку ребенка.

Игра «Оторви ленту»

Цель: Развить мелкую моторику рук, тактильные ощущения, мышление у ребенка, а также научить ребенка контролировать действия своих рук.

Оборудование: Прищепки и яркие ленточки (также можно использовать небольшие игрушки).

Описание. Над кроваткой ребенка укрепите на прищепках ленты. Покажите, что эти ленты можно легко снять. Ребенок будет постепенно снимать ленточки и рассматривать их.

Аналогичным способом можно снимать игрушки.

Игра «Шерстяные нитки»

Цель: Развить мелкую моторику рук и тактильные ощущения, а также цветовое восприятие у ребенка.

Оборудование: Небольшие клубки разноцветных шерстяных ниток.

Описание. Разложите перед ребенком разноцветные клубки ниток. Малыш будет по очереди брать в руки нитки и рассматривать их.

Следите, чтобы ребенок не запутался в этих нитках.

Игра «Интересная ниточка»

Цель: Развить мышление у ребенка, улучшить координацию его движений.

Оборудование: Несколько игрушек и длинная красочная лента.

Описание. Покажите ребенку одну или две игрушки. Прикрепите к ним ленты и спрячьте их на глазах у ребенка. Спрятать игрушки можно, например, под диван. Положите игрушку так, чтобы ребенок не мог ее достать рукой, а ленту положите на видное для ребенка место. Если ребенок сразу не сообразит, что игрушки надо доставать, потянув за ленту, то покажите ему, как это можно сделать. Если ребенок с легкостью справился с поставленной задачей, попробуйте класть различные предметы, с помощью которых можно доставать игрушку, например, небольшую палочку.

Игра «Подушечки»

Цель: Развить мелкую моторику рук и тактильные ощущения.

Оборудование: Несколько разноцветных подушечек, наполненных разнообразными материалами.

Описание. Малыш играет с подушечками из различных тканей, наполненные различным предметами различной формы (горох, фасоль, пуговицы и др.). Подушечка, на которой нашиты всевозможные пуговички, кнопочки и др. способствует развитию тактильных ощущений и тонких движений пальцев рук.

Коза рогатая

Наклонитесь к лежащему малышу, поймайте на себе его взгляд, улыбнитесь и заговорите с ним ласково. Сожмите пальцы правой руки в кулак, выставив вперед только мизинец — получилась «коза» с рожками. Теперь приговаривайте, удаляя и приближая «козу»:

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп:
«Кто каши не ест,
Кто молоко не пьет,
Того забодаю,
Забодаю, забодаю».

«Пободайте» ребенка, потормошите и пощекочите его. Играйте каждый день, и вы увидите, что вначале малыш будет только улыбаться, потом останавливать на вашем лице свой взгляд, прислушиваться к голосу, издавать радостные звуки и весело двигать ручками и ножками. Это говорит о том, что у него появилось зрительное и слуховое сосредоточение, зарождаются положительные чувства и ответная реакция на общение.

Слова

Всегда разговаривайте с ребенком, называйте его по имени, читайте вслух книгу, включайте негромко радио и телевизор. «Окружите» его словами, пусть речь постоянно звучит вокруг него. Не беспокойтесь, что ребенок очень мал, не знает никаких слов, не улавливает интонации. Наше подсознание значительно сильнее нашего сознания. Подсознание ничего «не забывает».

Все рефлексы, все, что впитывает мозг ребенка, взаимодействуя с миром, - все это будет храниться в кладовых его памяти. Чем больше слов он бессознательно впитает, тем впоследствии легче сможет овладеть речью. Это можно подтвердить множеством примеров. Приведем случай, описанный Н. Рубакиным в книге «Среди тайн и чудес».

Жила в Англии служанка, безграмотная двадцатилетняя девушка. Однажды она простудилась, у нее начался сильный жар. В тяжелом бреду она вдруг заговорила на непонятном для окружающих языке. Позвали специалистов. Что же оказалось? Эта темная, забитая девушка, никогда не учившаяся в школе, говорила в бреду на греческом, латинском, древнееврейском языках! Еврейские пророчества сменялись
греческими изречениями, текстами из Библии, и все это было отчетливо, точно, с торжественной интонацией. Никогда прежде она не умела этого, да и не поверила после выздоровления, что говорила в бреду.

Решили было, что на нее снизошла божественная благодать. А потом выяснили, что в детстве она провела несколько лет в доме одного старика священника. Он любил после обеда расхаживать по комнате и громко читать вслух древние книги. Девочка и не думала запоминать да и не смогла бы всего запомнить. А вот запомнилось!

Где звучит?

Возьмите погремушку, колокольчик или пищащую игрушку. «Звените» предметом то справа, то слева от ребенка, также сверху и снизу, обходите кроватку кругом. Разговаривайте. Спрашивайте: «Сереженька, где колокольчик звенит? Динь-динь! Во-от он где звенит. А сейчас где? Ну-ка, посмотри. Вот он где». Главное, чтобы малыш поворачивал голову на звук — это развивает слуховое внимание.

Где флажок?

Возьмите в руку яркий флажок, постарайтесь, чтобы малыш поймал его взглядом. Разговаривайте, перемещая флажок: «Катенька, где флажок? Ну-ка, ну-ка, посмотри. А вот он где! Ой, исчез. Куда же он подевался? А он вот где…» Добивайтесь, чтобы ребенок не только поворачивал голову, но и следил глазами за флажком. Если вы кормите ребенка из соски, подносите соску то с одной, то с другой стороны.
Эти игры развивают зрительное внимание, умение следить за движущимся предметом.

Подними головку

Положите ребенка на живот, поддерживая голову так, чтобы он не стукнулся лбом. Разговаривайте и поощряйте желание поднимать и удерживать головку. Затем возьмите малыша на руки, прислонив к своему правому плечу. Старайтесь, чтобы маленький, находясь в таком положении, приподнимал головку и опускал ее на плечо. Когда же он научится удерживать голову, держите его на руках дольше, ласково разговаривая или напевая песенки.

Гуление

Обращаясь к ребенку, произносите звуки, которые прежде уже произносил сам малыш: «агу!», «абу!», «бубу», «баба», «гу-гу-гу-гу», «а-а-а-а!», «га-га», «о-о» и т. п. Занимайтесь ежедневно и постарайтесь добиться того, чтобы он подражал вам, повторяя произнесенные звуки и слоги.

Захватывание игрушки

Наклонитесь над лежащим ребенком и покажите яркую погремушку. Пусть он поймает ее взглядом, подвигайте ею и опустите ниже. Если ребенок не протягивает руки, тогда сами вложите игрушку в его ладошку. Затем подвигайте руку ребенка с погремушкой. Играя с ним таким образом, добивайтесь в последующих занятиях, чтобы ребенок сам пытался захватить ее. Подвешивайте игрушки над кроваткой так, чтобы, размахивая руками, ребенок наталкивался на них, мог захватывать, рассматривать и ощупывать. Форма игрушек должна быть удобной для захватывания.

Со спины на живот

Необходимо поощрять любое желание ребенка двигаться, особенно переворачиваться со спины на живот.
Положите сбоку справа яркую, красивую игрушку, чтобы она привлекала внимание, и помогайте тянущемуся к ней ребенку, осторожно перевернуться со спины на живот.

Ползание на животе

Положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Когда же малыш потянется к ней, подставьте ладонь к ступням ног ребенка, чтобы у него была возможность упереться и оттолкнуться. Обязательно разговаривайте, поощряя желание ползать: «Ну-ка, Олеженька, достань зайчика. Вот как ножками уперся, вот как сильно оттолкнулся и пополз, пополз. Ай да молодец наш Олеженька, ай да умница-разумница. Такой понятливый ребенок. А ну-ка, давай с тобой ежика достанем. Вон как далеко ежик ушел, а мы его все равно достанем. Не уйдешь от Олежки, ежик…»

Прятки

Надо спрятать какую-либо игрушку (кошку, зайчика, куклу, кубик, машинку и т. п.), положить так, чтобы ребенок видел, и накрыть платком. Спросить: «Катенька, куда спрятался зайчик, ты не знаешь? Ну-ка, найди зайчика». Если ребенок не может сопоставить слово «зайчик» с игрушкой, надо взрослому самому «найти» зайчика и показать ребенку: «Катенька, вот зайчик. Покажи, где зайчик?» Затем опять спрячьте игрушку и попросите ребенка ее найти. Меняйте предметы и терпеливо развлекайте ребенка, добиваясь умения находить названную игрушку. Попробуйте разнообразить игру. Накиньте платок себе на голову, позовите ребенка: «Катенька, а где мама? Где мама спряталась? Ну-ка, найди маму». Если ребенок сможет подползти, но не сможет стянуть с вашей головы платочек, то помогите ему, откройтесь сами и обязательно похвалите.
Попробуйте набросить платок на голову ребенка, как будто он спрятался сам.
«А где Катенька? Нету Катеньки. А куда же она убежала? — Снимите платок с головы: - А-а-а, вот где Катенька». Пусть ребенок сам учится стягивать и натягивать платок себе на голову.

Покажи, кто это

Возьмите ваш семейный альбом с фотографиями и покажите ребенку: «Вот это мама, это папа, это бабушка, это дедушка, это тетя Таня, это дядя Вася» и т. д. После этого спрашивайте: «Где папа? Покажи маму, а дедушку? Нет, это дядя Вася, а дедушка вот. Где дедушка, ну-ка, покажи. Правильно, молодец…»
Ребенок должен соотносить имена названных людей с их изображением.
По этому принципу проведите игру с книжкой про животных. Картинки должны быть большими и яркими. Объясняйте и спрашивайте: «Вот это собачка — ав-ав. Покажи, где ав-ав? Это кошка - мяу-мяу. Где кошка?» и т.д. Научите ребенка также узнавать части тела: «Где у Саши глазки? А носик? А ушки? А щечки? А лобик? А ручки? А ножки? А пальчики?» и т. п.
Показывая на видеомагнитофоне ребенку семейную кассету, также спрашивайте: «Это кто там по полу ползает? Это Саша. А кто это взял Сашу на руки? Папа. А что это? Елка новогодняя. Кто принес ее Саше из лесу? Дед Мороз» и т. д.

Догоню-догоню

Потопайте ногами на месте около ползающего по полу ребенка, приговаривая: «Догоню-догоню-догоню». Малыш обычно смеется и пытается отползти. «Побегайте» за ним таким способом, заставляя двигаться.

Ладушки

Хлопая в ладоши перед малышом, приговаривайте:
Ладушки, ладушки!
Где были? —
У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
Что пили?
— Бражку.
Кашку поели,
Бражку попили -
Шу-у-у…
Полетели!
На головку сели.
Ребенок сам эти движения руками сразу повторить не может, поэтому возьмите его ручки и легко хлопайте, продолжая приговаривать: «Ладушки, ладушки». Держите ладошки ребенка вместе, затем на словах «Шу-у-у… Полетели! На головку сели» поднимайте их к лицу ребенка.

Сорока-белобока

Сорока-белобока
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала:
Ты дров не рубил,
Воды не носил,
Каши не варил.
Приговаривая, водите пальчиком ребенка по его ладошке, при словах «этому дала» загибайте мизинец, затем безымянный палец, средний и указательный, при словах <<а этому не дала» поверните большой палец и пощекочите ладошку ребенка.

Пальчики в лесу

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять:
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал, этот ел,
Ну, а этот лишь глядел!
Приговаривая потешку, возьмите левую руку ребенка ладонью к себе, при словах «этот пальчик гриб нашел», загибайте мизинец, затем последовательно безымянный палец, средний и указательный, при словах «ну а этот лишь глядел» загните большой палец и пощекочите ладошку малыша.

Простые движения

Ребенок должен уметь выполнять простые движения, знать их названия и что они обозначают. Научите маленького протягивать ручку в ответ на слова: «Здравствуй, Вовочка. Дай ручку. До свидания, Вовочка. Помаши ручкой».
Повторите это несколько раз, и в результате малыш научится и давать ручку, и махать ею в ответ.
Протяните ребенку игрушку: «На, возьми». Когда ребенок немного подержит ее, попросите: «Дай мне».
Занимаясь с ребенком, постепенно вводите новые движения и слова, которые им соответствуют: «брось», «сиди», «встань», «иди», «нельзя», «положи», «разожми кулачок» и другие.

Кто как кричит

Возьмите детские игрушки, изображающие животных, и поиграйте с малышом: «Мяу, мяу. Кто это к Танечке пришел? Кошечка пришла. Давай, Танечка, позовем кошечку, кис-кис-кис. Как киса мяукает? Мяу, мяу. А как надо позвать кису? Кис-кис-кис. А это кто пришел? Собачка пришла. Как собачка лает? Ав-ав-ав…»
Так же показывайте малышу других зверушек и птиц: козленка, лошадку, петушка, гуся, мышку, тигренка, медвежонка, лягушку и т. д.
Добивайтесь, чтобы ребенок запомнил название животного и звукосочетание, которое ему соответствует: ав-ав, тяв-тяв, га-га-га, ку-ка-ре-ку, ква-ква, иго-го, бе-бе, чик-чирик и т. д.

Вставание

Когда ребенок пытается встать на ноги, цепляясь за барьер манежа или кроватки, возьмите яркую игрушку и держите на таком расстоянии, чтобы малыш не мог ее схватить. Пусть стремится встать, придерживаясь за барьер, и дотянуться до игрушки.

Ходьба вдоль кроватки

Если ребенок умеет свободно стоять, держась за барьер, возьмите игрушку и станьте на таком расстоянии, чтобы малыш не мог ее схватить. Маните жестами его к себе. Надо добиться, чтобы он, потянувшись к игрушке, сделал шаг. С каждым занятием ставьте игрушку все дальше и дальше. Учите малыша ходить вдоль барьера, придерживаясь за него.

Первые шаги

Папа ставит ребенка на пол, поддерживая за подмышки, мама протягивает к нему руки, подзывая к себе. Как только малыш пытается сделать первые шаги, надо не дать ему упасть, суметь быстро подхватить. Затем повернуть лицом к папе, который также зовет малыша, протягивая руки.

Матрешка

Возьмите 2 матрешки средних размеров. Дайте одну малышу, а другую возьмите себе. Откройте матрешку так, чтобы ребенок видел, как вы это сделали. Скажите: «Андрюша, это матрешка, открой матрешку. Вот так, молодец. Теперь закрой». Если у малыша не получается, сделайте это вместе с ним, положив свои руки поверх его.
Дайте ребенку и другие предметы, которые можно открывать и закрывать, например баночки, коробочки, ящички, шкафчики, кастрюльки.

Кубики

Возьмите 6 пластмассовых кубиков. Постройте башню, ставя один кубик на другой. Рассыпьте ее и попросите ребенка построить такую же: «Давай, Юра, построим башню, большую-пребольшую. Возьмем один кубик, на него поставим другой, потом третий, четвертый…»
Помогайте ребенку, подавайте кубики, управляйте его руками.
Раз за разом усложняйте игру. Возьмите цветные кубики и просите: «Подай красный, нет это желтый, а красный вот. Теперь синий. Где синий?» и т. д.
Затем возьмите кубики разной величины. Стройте башню вместе с ребенком: «Ну-ка, Юра, подай мне большой кубик, теперь маленький, теперь опять большой» и т. д.

Подражание

Уже в 2-3 месяца малыш начинает «разговаривать», пока это неясное бормотание аа, гага, ги, хы. В 4 месяца звуки становятся протяжными: а-а, а-га, а-гу, бу-бу, о-о.
С 6-7 месяцев уже можно учить ребенка подражать тем звукам, которые есть во взрослой речи, развивая артикуляционный аппарат: «Наденька, скажи: ма-ма, ма-ма, па-па, ба-ба, де-да, бя-ка, бу-ка, дя-дя…»

Вкладывать и вынимать

Возьмите игрушечное ведерко или коробочку, наполните мелкими предметами — шариками, кубиками. Рукой ребенка вынимайте шарики и кубики из ведра, а затем снова складывайте их туда. Со временем малыш научится повторять эти движения самостоятельно - вынимать и вкладывать.

Пирамида

Покажите малышу игрушечную пирамиду с пластмассовым стержнем и кольцами. Разберите ее, затем рукой ребенка надевайте колечки на стержень, сопровождая движения словами: «Давай наденем колечко. Еще одно колечко. Еще колечко».
Затем также рукой ребенка снимайте колечки: «Сняли колечко. Еще сняли колечко. Еще одно». Со временем малыш сам научится выполнять эти действия по просьбе: «Надень колечко», «Сними колечко».

Качели

Сядьте на стул или на кушетку, положите ногу на ногу, посадите малыша лицом к себе и, держа за ручки, покачайте его.

На коне

Посадите ребенка к себе на плечи, придерживайте его руками за спину. Походите по комнате. Со временем, когда у малыша исчезнет чувство страха, можно с ним подпрыгивать, приседать, наклоняться вперед, танцевать.

Самолетик

Возьмите малыша правой рукой под грудь, левой за ноги и покружитесь вместе с ним, поднимая чуть вверх и опуская вниз. Это поможет ребенку преодолеть страх необычайного положения и страх высоты.

Почти до неба

Возьмите малыша под мышки и высоко поднимите над головой, затем опустите, опять поднимите… Первое время ни в коем случае не подкидывайте его вверх, это можно делать, только когда ребенок подрастет и окрепнет.

Ленточка

Посадите малыша на стульчик и поставьте на расстоянии, так, чтобы он не мог достать рукой яркую игрушку. Привяжите к игрушке ленточку и дайте ее конец ребенку в руки. Покажите, что, если потянуть за ленточку, игрушка окажется рядом. Со временем, повторяя такую игру, меняйте цвет ленточки и привязывайте разные игрушки. Ленточку не давайте малышу, а кладите рядом с ним.

Ловись рыбка

В небольшой таз с водой бросьте пластмассовых рыбок, разных по цвету. Дайте ребенку игрушечную удочку, и пусть он ловит рыбу. Обычно такой набор продается в магазине - и рыбки, и удочка снабжены магнитом, но можно ловить и сачком. Обязательно покажите малышу, как это делается. Попросите поймать красную, потом желтую, синюю и других рыбок; если ребенок ошибается, терпеливо объясняйте: «Нет, это синяя рыбка, а я просила желтую. Где у нас желтая?..»

Ванна для куклы

Дайте ребенку небольшой тазик с теплой водой и предложите помыть куклу. Мойте вместе с ним: «Давай, Наташенька, помоем кукле личико. Где у нее носик? Давай потрем. Теперь щечки. Ушки. Где у куклы ушки? А у тебя где? Правильно. Ручки давай помоем. Где у нее ручки? А у тебя где ручки? Покажи. Теперь ножки… животик» и т. д.

Карусель

Возьмите крутящийся диск «Здоровье», положите на него сложенную пеленку, поставьте сверху небольшой металлический таз. Изнутри выстелите его одеялом и пеленками, чтобы малыш мог расположиться в нем полулежа, вращайте тазик по часовой стрелке (если малыш слишком мал, то не больше 30 секунд). Не пугайтесь, когда после остановки глазные яблоки малыша совершают колебательные движения. На медицинском языке это явление называется нистагм и возникает у любого, кто смотрит из окна движущейся машины или поезда на неподвижную окрестность. Подождите некоторое время и вращайте тазик в противоположную сторону. В дальнейшем постепенно увеличивайте время вращения.
Это очень полезное игровое занятие, благотворно влияющее на вестибулярный аппарат и вегетативную нервную систему малыша.

Где кукла?

Возьмите куклу и покажите ребенку, сидящему в манеже или в кроватке: «Здравствуй, Света. Дай руку кукле. Ее зовут Ляля. Ля-ля. Дай ручку Ляле. Скажи: здравствуй Ляля. Погладь ее. Вот какая хорошая Ляля».
Поиграйте с малышом таким образом, заставляя куклу ходить по барьеру манежа, танцевать и кланяться. Затем спрячьте за спину: «Нету Ляли. Где Ляля? Вот Ляля». Покажите куклу, достав из-за спины.
Повторяйте эту игру несколько дней, пока ребенок на вопрос: «Где Ляля?» - не начнет искать куклу глазами. Точно так же можете играть и в другие предметы (машина, кубик, мяч), главное - постепенно развить умение искать названную вещь.

Ползание на животе

Положите ребенка на живот, вытянув вперед его ручки, расправив пальчики и прижав ладошки к полу. На расстоянии от малыша поставьте и заведите волчок, или юлу. Яркая окраска и движение игрушки привлекут внимание, и ребенок начнет делать попытки ползти вперед, чтобы схватить заинтересовавший предмет.

Присаживание

Возьмите небольшую палочку диаметром 3-4 см. Подойдите к малышу, лежащему в кроватке на спине. Сделайте так, чтобы пальцы обеих рук маленького охватили палочку. Придерживайте его ручки своими руками и тяните палочку на себя, заставляя его оторвать спину от поверхности и присесть. Затем медленно опускайте малыша, следя за тем, чтобы он не ударился затылком. Надо заметить, что у новорожденного действует хватательный рефлекс. Стоит прикоснуться к ладони ребенка, и он сразу же сожмет кулачок и может даже повиснуть на предмете, которым вы прикоснулись. Английский ученый Робинсон наблюдал, как двухнедельный ребенок держался за железный стержень в течение 2 минут без утомления.
Поэтому, сажая малыша, страхуйте на всякий случай.

Теремок

Возьмите картонный домик и 3-4 игрушки: кошку, собаку, петушка, зайца: «Смотри, Сережа, домик-теремок. Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? Ну-ка, выходите, кто там живет. Ав-ав. Я собачка. Ав-ав. Собачка здесь живет. Вот какая хорошая собачка. На, погладь ее. Ушла собачка. Кто же еще там живет? Ко-ко-ко-ко. Ку-ка-ре-ку! Кто это, Сережа? Петушок - золотой гребешок. Вот, погладь его. Ну, иди обратно в дом, петушок. Кто-кто еще в теремочке живет? Мяу-мяу. Кто это? Это киса. Скажи: киса, ки-са. Погладь ее. Ушла киса в дом. Прыг-скок, прыг-скок. Кто это беленький такой, длинноухий? Это зайка. Ускакал. Хочешь их всех увидеть снова? Позови. Вот так ручкой сделай. Идите ко мне. Вот все прибежали к Сереже. Кошка, собачка, петушок и зайка».
В дальнейшем, когда ребенок запомнит названия животных и сможет звать их словами, замените эти игрушки другими — мышкой, лошадкой, поросенком, козликом, медвежонком.

Найти игрушку

Возьмите какую-либо игрушку: «Вот, Танечка, лошадка. Иго-го! Иго-го! Это она так разговаривает. Погладь ее». На виду у ребенка спрячьте лошадку, например положите в углу манежа, накрыв подушкой: «Нет лошадки! Куда она подевалась? Ну-ка, найди!»
Если ребенок не двигается в сторону игрушки ползком или держась за опору, берите его за руку и идите к месту, где спрятана лошадка. Играя таким образом, в дальнейшем увеличивайте количество игрушек. Прячьте две или три.
«Танечка, мышка, зайка и медвежонок спрятались. Ну-ка, найди мышку». Если малыш принесет не мышку, а другую игрушку, терпеливо объясняйте: «Нет, это зайка, а я просила мышку. Мышка маленькая, серенькая. Пищит «пи-пи». Ну-ка, иди найди и принеси». Если ребенок правильно нашел игрушку, обязательно хвалите: «Молодец, Танечка, это мышка. Молодец».
Постепенно, раз за разом малыш усвоит название игрушек и научится их находить и отличать друг от друга.

Что делать с игрушкой?

Дайте ребенку игрушечный автомобиль и покажите, как надо с ним обращаться: «Вот, Леша, машина. Она ездит вот так. Би-би! Р-р-р! На, возьми, повози ее. Как она ездит?.. А вот зайчик, он прыгает вот так. Прыг-скок. На, покажи, как он прыгает. Вот кукла, она ходит. Теперь устала. Спать хочет. На, покачай… А это мячик. Он круглый и катается вот так. На, покатай его. Вот так…» Смысл этой игры в том, чтобы малыш научился выполнять нужные действия по вашему слову.

Многих родителей терзают сомнения по поводу того, стоит ли нагружать такого кроху занятиями и не повредит ли ему нагрузка. Специалисты сходятся во мнении, что развивающие занятия окажут на кроху только благотворное влияние. Однако помните, что ни в коем случае не стоит заставлять ребенка выполнять какое-либо задание, оптимально провести его в форме веселой и увлекательной игры. Опыт показывает, что чем раньше вы начнете занятия, тем лучше. Специалисты по раннему развитию уверены в том, что с малышом можно заниматься практически с первых дней жизни.

0-3 месяца

Уже с самого рождения малыш усиленно развивается физически и умственно, он готов к общению, взаимодействию и игре. Любовь и забота, которую Вы дарите своему малышу в первые месяцы его жизни, совершенно необходимы для его социального, умственного и физического развития, к тому же они приносят фантастическую радость Вам двоим. Играя, дети обнаруживают и вырабатывают определенные навыки и способности, получают представление об окружающем мире и учатся новому. Начинать занятия — игры с ребенком никогда не рано!

На протяжении всего раннего возраста занятия с детьми направлены на решение следующих задач:

  • развитие речи, расширение ориентировки в окружающем;
  • развитие деятельности анализаторов (сенсорная культура);
  • развитие движений;
  • усложнение различных видов и форм деятельности (действия с предметами, зачатки изобразительной и конструктивной деятельности);
  • создание положительно эмоциональных состояний.

Новорожденный ребенок много спит независимо от времени суток. Примерно с четырехнедельного возраста в ответ на похлопывание, поглаживание, ласковый голос и взгляд взрослого он начинает улыбаться, и это значит, что у него уже появилось зрительное и слуховое сосредоточение. С этого времени особенно необходимо систематическое общение взрослого с ребенком, которое частично протекает в форме очень коротких занятий, направленных на формирование этих важных функций.

Сначала игры и занятия проводятся преимущественно в манеже. Предварительно нужно убрать игрушки, в которые ребенок играл самостоятельно, чтобы они его не отвлекали, позаботиться о том, чтобы ребенок был удобно одет, и проверить, сухой ли он.

Иногда можно позаниматься с ребенком на пеленальном столике. Например, во время переодевания младенца, не умеющего удерживать голову, положить на несколько секунд на живот. Можно заниматься также, держа ребенка на руках, с целью повеселить его. Для развития понимания речи полезно показывать ему что-нибудь в комнате (часы, куклу, картину).

Ребенок рождается с органами чувств, более или менее готовыми к восприятию внешних раздражителей. Сравнительно более зрелыми являются вкусовой, обонятельный, кожно-тактильный анализаторы, а также вестибулярный аппарат, ведающий положением тела в пространстве. Анализаторы, действующие на расстоянии (зрительный и слуховой), развиты слабее.

Ребенок жмурится от яркого света, вздрагивает от громкого звука, но не различает предметов и не реагирует на слабые звуки. Постепенно зрительный и слуховой анализаторы развиваются под влиянием внешних впечатлений, общения со взрослым и специальных игр-занятий.

Начиная с 3-4-недельного возраста можно учить сосредоточить взгляд ребенка на предметах, движущихся перед его глазами. Поэтому для развития зрительного сосредоточения следует с 3-4 недель ненадолго подвешивать над детской кроваткой яркую игрушку и двигать ее в различных направлениях. После 4 недель жизни у ребенка возможно зрительное сосредоточение на находящейся в движении яркой цветной игрушке. Игрушки надо подвешивать на высоте 45-50 см перед ребенком, под углом зрения 45°.

Более успешно зрительное сосредоточение развивается в сочетании со слуховым. Именно поэтому лучшей игрушкой в этом возрасте является яркая погремушка, приятно звучащая при потряхивании, или же подвешенный на яркой ленте легкий мелодичный колокольчик.

Новорожденный ребенок не умеет удерживать голову . Для развития этого умения следует с 4-5 недель несколько раз в день выкладывать малыша на живот, чтобы он приподнимал голову. Как только он ее опустит, нужно перевернуть его на спину. Когда ребенок сможет длительно удерживать голову, его следует большую часть времени держать в положении на животе. К 3 месяцам ребенок обычно свободно лежит на животе, упираясь на предплечья. Для развития умения удерживать голову в вертикальном положении следует несколько раз в день брать ребенка на руки.

Положительный эмоциональный комплекс

Цель. Вызвать появление зрительно-слухового сосредоточения, улыбки, произношение звуков и общих оживленных движений.

Ход занятия . Перед началом занятий мама кладет ребенка в манеж. Она наклоняется над лежащим на спине ребенком, ловит на себе его взгляд, тормошит, улыбается ему и разговаривает с ним ласково, певучим голосом или напевает на мотив любой колыбельной песни.

В конце первого — в начале второго месяца жизни ребенок отвечает матери только улыбкой. При ежедневном повторении данного занятия на протяжении 2-го и 3-го месяцев ребенок прислушивается к голосу взрослого, сосредотачивает свой взгляд на его лице, начинает издавать радостные звуки, быстро и ритмично двигать руками и ногами, т.е. у него появляется “положительный эмоциональный комплекс”, или “комплекс оживления”.

Одним из наиболее простых упражнений, укрепляющих мышцы шеи и спины у малыша, является ежедневное выкладывание ребенка на животик. Месячного карапуза можно так тренировать до трех раз в день. Продолжительность упражнения в этом возрасте составляет 5-10 секунд, а к трем месяцам она увеличивается до 30 секунд.

Удерживание головки

Цель. Развивать умение поднимать и удерживать голову, лежа на животе.

Ход занятия . Ребенок находится на пеленальном столе или в манеже. Мама выкладывает ребенка на живот. Для этого она берет лежащего на спине малыша под лопатки и переворачивает его себе на правое предплечье. Левой рукой быстро подхватывает ножки ребенка, опускает его на стол и, как только ребенок коснется стола ногами, переводит свою левую руку к голове ребенка и поддерживает голову, чтобы он не стукнулся лбом. Затем освобождает правую руку и поправляет ею ручки малыша.

Для переворачивания ребенка обратно на спину мама берет его под грудь, переворачивает лицом кверху на правую вытянутую руку, быстро левой рукой подхватывает ножки ребенка и плавно опускает на стол. Как только ребенок прикоснулся к столу ягодицами, левую руку переносит к затылку ребенка и тихонько опускает на стол, освобождая правую руку.

Удерживание головки при вертикальном положении ребенка

Цель . Развивать умение удерживать голову, находясь в вертикальном положении. Занятие проводится на пеленальном столе или в манеже.

Ход занятия . Мама обеими руками берет ребенка, подхватив под мышки и поддерживая четырьмя пальцами каждой руки его голову. Крепко придерживает его корпус своими предплечьями и бережно поднимает ребенка к своему правому плечу. Затем отводит левую руку и обхватывает ладонью ягодицы ребенка. Правую руку переводит на грудь ребенка. Держа ребенка таким образом, отодвигает его от своего плеча. Как только ребенок приподнимет голову, мама прикладывает его обратно к правому плечу. Сначала правую, затем левую руку отводит под мышки, поддерживая пальцами голову, захватывает предплечьями ребенка и плавно опускает на стол. Когда малыш сможет удерживать голову, следует держать его в вертикальном положении дольше, ласково разговаривая или весело напевая песенку.

Полезны и упражнения, когда мама двигает ручками и ножками ребенка. Например, она может играть с малышом в «ладушки» , разводя его ручки в стороны, а затем соединяя их на груди.

Существуют и упражнения на развитие хватательного рефлекса , ребенок 2 месяца жизни уже может выполнять их. Для таких занятий мама использует либо свои пальцы, либо погремушки, которые отлично захватываются детской ручкой. Малыши с удовольствием хватают то, что попадает им в ладошку. Мама может разводить ручки ребенка в стороны, тем самым, тренируя его двигательные навыки.

Используя хватательный рефлекс, хорошо делать упражнения для тренировки мышц шеи и спинки малыша . Для этого мама осторожно поднимает вверх ручки ребенка, заставляя его немного приподнять шею, головку и верхнюю часть туловища.

Таким же образом следует разрабатывать и ножки ребеночка . Мама может заниматься с малышом, лежащим на спине, «лыжами», «бегом» или «ходьбой». Разумеется, двигать ножками ребенка следует очень осторожно, не прикладывая особых усилий. Мама берет его за голени и плавно делает шажок за шажком.

Хорошо, если она при этом слегка массирует стопы малыша. Массажные упражнения приносят развитию ребенка огромную пользу, они значительно улучшают циркуляцию крови и активизируют физиологические процессы, происходящие в организме малыша.

Ребенок 3 месяца может уже немного приподниматься на локтях, лежа на животе . Это прекрасное упражнение, поэтому несколько раз в день следует выкладывать ребенка на животик на некотором расстоянии от яркой, интересной игрушки.

Отличным развивающим двигательные навыки упражнением является переворачивание на бок. Малышам второго месяца жизни мама помогает переворачиваться на бочок из положений лежа на спинке и на животе, а ребенок 3 месяца иногда уже самостоятельно может переворачиваться с животика на бочок, например, для того, чтобы достать игрушку.

Игрушка в данном возрасте является основным двигателем развития, она помогает формировать у ребенка 3 месяца и зрительные навыки, и концентрацию внимания . Яркая погремушка в руках мамы поможет удерживать внимание малыша в течение некоторого времени. Лежа на спине, он тянется ручками вверх, чтобы достать ее, а, лежа на животе, приподнимается на локтях, чтобы лучше видеть предмет своего интереса.

Комплекс упражнений для детей в возрасте от 1,5 до 3 месяцев

К 2,5-3 месяцам надо приучать ребенка поднимать и удерживать головку, поощрять движения на животе.

I. Массаж рук - поглаживание

2. Массаж груди - поглаживание

3. Массаж живота — поглаживание

4. Массаж ног - поглаживание

5. Вызывание зрительного рефлекса яркой игрушкой

6. Поворот ребенка на бок (ножки держать вилкой), рефлекторное прогибание позвоночника - большим иуказательным пальцами вдоль позвоночника от крестца к шее - ребенок прогибается 1-3 раза.

7. Парение на спине - ребенка приподнимают на ладонях - он рефлекторно сгибает ножки к животу, голову тянет вперед.

8. Массаж стоп - поглаживание.

9. Рефлекторное сгибание и разгибание стоп.

10. Массаж спины - поглаживание.

11. Рефлекторное ползанье - ребенок лежит на животе, к стопам подставляют прямую ладонь, от которой и отталкивается ножками.

Для малышей с рождения можно приобрести развивающий коврик tiny love, который будет способствовать развитию мелкой моторики ребенка,координации движения, зрительных навыков.

С момента рождения малыш уже может поворачивать головку , услышав голос мамы, знакомый ему ещё с того времени, когда он находился внутри. Он может узнавать знакомую музыку, например, мелодию, которая звучит в Вашем любимом сериале. Новорожденные всматриваются в лица людей, малышу достаточно даже одного дня для того, чтобы научиться узнавать лицо мамы и отличать маму от незнакомых людей. Что более удивительно, если Вы покажете язык только что родившемуся малышу, он, скорее всего, повторит за вами это действие, высунув свой язычок в ответ. Это будет первая игра в его жизни. Помните, что даже самые маленькие дети любят общение . Копируйте жесты и мимику малютки, говорите с ним на его языке.

Несмотря на то, что дети в раннем возрасте ещё не могут самостоятельно дотянуться до игрушки и взять ее в ручки, им нравится смотреть на то, как Вы покачиваете игрушечным медвежонком или погремушкой у его кроватки, развлекая его. Но не стоит забывать о том, что сейчас ребенок нуждается в большом количестве сна, он легко утомляется. Внимательно следите за поведением своего малютки, чтобы не переутомить его. Если ребенок начинает смотреть по сторонам или капризничает после нескольких минут игры, дайте ему отдохнуть.

· Носите малыша на руках так, чтобы он видел, что происходит вокруг, танцуйте и покачивайтесь с ним в такт музыке.

· Разговаривайте с ребенком и пойте для него – со временем, когда он станет старше, изображайте комичные гримасы, прыгайте, веселите малыша, заставляйте его смеяться.

· Играйте с малышом, ласково щекочите ребенка, пробегая пальцами по его животику.

· Подвесные музыкальные вращающиеся погремушки над кроваткой ребенка будут способствовать развитию зрительной координации.

· Детский манеж с подвесной игровой аркой будет стимулировать ребенка к тому, чтобы дотягиваться до игрушек и стучать по ним.

· Игровой мат, состоящий из материалов с различной текстурой, помогает ребенку познавать окружающий мир.

· Небьющееся зеркало, отражающее смешные детские гримаски, удовлетворяет желание ребенка наблюдать за лицами.

· Держательная погремушка демонстрирует причинно-следственную связь.

· Книжки с яркими цветами веселы, как для совместного чтения, так и для хватания.

· Мягкие, текстурные игрушки легко сжимать и трясти. Таким образом, игрушки стимулируют хватательный рефлекс.

Внимание, которое родители уделяют своему двух или трехмесячному ребенку, время, потраченное на занятия с карапузом, позволят малышу быстрее развить стандартные двигательные навыки.


Развитие ребенка 2 месяца жизни продолжается с исследования им всего, что происходит вокруг. Пока он только наблюдает: смотрит, слушает, иногда пытается попробовать на вкус.

Взгляд малыша в этот 2 месяц уже может удерживать движущиеся предметы. Ребенок с удовольствием следит, как приходит мама, как она двигается по комнате в пределах его видимости.

Малыш вполне осознанно радуется склонившимся к нему родителям, его улыбка выражает удовольствие от их присутствия. Она уже не редкость, и ребенок может дарить ее всем, кто ему симпатичен.

Описывая развитие ребенка 2 месяца, следует заметить, что дети развиваются по-разному. Одни - быстрее, другие – медленнее, одни – делают скачки в развитии, другие – плавно постигают основы физического и психического плана. Поэтому понятие нормы не является некой непреложной истиной, а обладает гибкими контурами.

Эта гибкость позволяет характеризовать развитие малыша в любой период его детства в рамках среднестатистических событий и достижений детей в этом возрасте. Поэтому не стоит беспокоиться, если ребенок на 2 месяце редко дарит вам улыбки. Возможно, он просто очень серьезный молодой человек!

В конце 2 месяца жизни малыш начинает интересоваться звучащими игрушками. Он поворачивает голову на звук и пытается следить за его источником. Погремушки, подвешенные над кроваткой, будут интересовать его гораздо больше чем месяц назад. Вероятно, он даже попытается поднять ручку и дотронуться до них.

Все свои открытия и действия ребенок 2 месяца жизни может выполнять под аккомпанемент попыток произнесения гласных звуков. Его пение кажется бессмысленным, но на самом деле малыш пробует произносить звуки, которые слышит от взрослых: ааааа-эээээ-ууууу. Такая распевка предшествует гулению, поэтому стоит помочь ребенку и тоже попеть гласные вместе с ним.

На 2 месяце малыш больше времени проводит, бодрствуя, поэтому он значительно больше двигается. Может, например, сам разжать кулачок и тут же засунуть высвободившийся пальчик в рот. Хватательный рефлекс проявляется в фактах захвата маминых волос или папиных пальцев.

На 2 месяце жизни малыш способен уже сам повернуться из положения лежа на боку на спинку. Это происходит, конечно, не осознанно, однако, характеризует физические навыки малыша.

Развитие ребенка 2 месяца ознаменовывается и тем, что он продолжает улучшать свои способности: самостоятельно приподнимать и удерживать головку в положении лежа на животе. Его рекорд может достигать 10-20 секунд.

Эти достижения будет совершенствоваться ребенком в следующие месяцы жизни, а пока он доволен тем, что рядом с ним мама, что ему тепло, сухо и он сыт.

На 3 месяце жизни малыш начинает по-настоящему гулить. Звучащие ранее гласные превращаются в слоги: гу, агу и т.д. Ребенок может несколько минут поддерживать такой разговор с благодарным собеседником.

Вообще малыш начинает требовать больше внимания. Он смеется и улыбается, когда мамочка обращается к нему, и вполне может громко расстроиться от недостатка внимания.

Игрушки над кроваткой наконец-то находят своего благодарного почитателя. Бодрствующее чадо будет с удовольствием трогать их ручками, тянуться к ним, греметь и т.д.

Погремушка сможет отвлечь ребенка от плохого настроения на несколько минут. Однако она должна быть чистой, поскольку развитие ребенка 3 месяца основано на оральных ощущениях, т.е. малыш все воспринимает через вкусовые рецепторы, расположенные во рту. Поэтому игрушки должны быть безопасными: из прочного экологически чистого материала, не иметь мелких деталей.

Лежа на животике в кроватке, малыш уже может приподниматься на локтях на несколько секунд. Это значительно расширяет его обзор и позволяет не выпускать из виду главного человека в его жизни – маму.

Действия ребенка в 3 месяца становятсяболее осознанными. Если возникнет необходимость что-то лучше рассмотреть, малыш может из положения лежа на спине перевернуться на бок. Так гораздо удобнее тянуться за игрушкой.

Часто малыша можно застать за разглядыванием собственных ручек – они уже не плотно сжаты в кулачки. Ладошки теперь раскрыты и ищут новых ощущений. Маленькие пальчики пытливо трогают и исследуют не только игрушки, но и себя.

В таких исследованиях мама может стать незаменимым помощником. Кто еще расскажет и покажет, где носик у крохи, а где у мамы?! Естественно такая демонстрация должна сопровождаться тактильными ощущениями – малыш обязан все потрогать. Совместные игры можно сопровождать детскими песенками, пестушками, которые будут открывать для ребенка мир новых знаний.

Обычное развитие ребенка 3 месяца предполагает, что он уже может упираться ножками, когда его поддерживают за подмышки. В таком положении можно поиграть в игры, связанные с навыками ходьбы, каждый упор ножками, сопровождая строчкой пестушки. Ребенку очень понравится такая игра еще и потому, что он будет пребывать в стоячем положении, из которого видно гораздо больше, чем лежа.

Головку малыш уже может поддерживать самостоятельно и поворачиваться на любые раздражители: звук, свет. Причем развитие ребенка 3 месяца предполагает, что он отличает разговор людей от звуков музыки.

Действия малыша на 3 месяце жизни становятся все более осознанными, возрастает тяга к исследованию себя и окружающего мира.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

1. Слушание музыки.
Музыкальное приветствие «Доброе утро»

Доброе утро, сладенький мой.
Доброе утро, сыночек дорогой.
Мы уже проснулись да-да-да,
Сладко потянулись да-да-да.

Доброе утро, сладенька моя.
Доброе утро, доченька моя
Все уже проснулись да-да-да,
Маме улыбнулись да-да-да.

Ласково пробуждаем малыша, напевая ему нежную песенку.

2. «Потягушеньки» — первые нежные прикосновения

Потягушеньки моей душеньке,
Тянем ноженьки, тянем рученьки.
Сон скорей уйди, сила приходи,
Улыбнись, глазок, хоть один разок.

Поглаживаем малыша, негромко напевая ему песню.

3. Упражнение на развитие зрительного и слухового сосредоточения .
«Колокольчик»
Наклонившись над ребенком, мама негромко и ласково напевает без слов
«ля-ля-ля» и играет небольшим колокольчиком.
Вначале это вызывает слуховое сосредоточение ребенка, а в дальнейшем – все более устойчивое внимание, прислушивание и отыскивание взглядом источника звука.

4. Игра – пляска «Во саду ли в огороде» русская народная плясовая
Держа ребенка на руках, тихонько двигаемся пританцовывая в такт музыке.

5. «Колыбельная песенка» — поглаживая равномерно тельце ребенка в ритме музыки, напеваем нежную песню .

Баю-баю, спи, дружок,
Повернись на правый бок.
Только ты один не спишь,
Закрывай глаза, малыш!
(проигрыш)
Лунный лучик-озорник
Сквозь окошечко проник,
Примостился на подушке,
Шепчет песенку на ушко.
(проигрыш)
Баю-баю, баю-баю, баю
Песню напеваю.
Мы уже устали,
Долго все играли.

Такое чередование в звучании веселой народной плясовой и спокойной колыбельной позволит в дальнейшем малышу различать веселый и спокойный
характер музыки.

Это сообщение было написано Четверг, Август 1st, 2013 в 17:01 в разделе , . Вы можете получать сообщения подписавшись на ленту. Вы можете

УПРАЖНЕНИЯ И РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Комната, в которой находится новорожденный, должна быть светлой, стены желательно оклеить в яркие цветастые обои. Поскольку ребенок смотрит в основном на потолок, он тоже может быть цветным.
Над кроваткой подвешивают яркие крупные игрушки (на расстоянии не ниже 40-50 см от глаз ребенка). Это могут быть, например, разноцветные надувные шары, которые легко приводятся в движение.
После двух-трех месяцев необходимо периодически сменять игрушки, но их не должно быть одновременно более трех-четырех.
С трех-пяти месяцев дети начинают обращать внимание на форму и цвет предметов, поэтому подвешивайте разнообразные игрушки не только по цвету, но и по форме. И в этом возрасте подвешивать игрушки следует на расстоянии вытянутых рук, чтобы ребенок мог легко схватить и ощупать их.
Когда ребенок начинает ползать и ходить, родители пытаются избавлять ребенка от любой опасности, убрав все с его пути.
Таким образом, они практически создают вакуум вокруг своего ребенка. В то время как ребенку необходимо постоянно расширять и обогащать свои тактильные ощущения. Поэтому нужно предлагать ему предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Ребенку интересно все, что его окружает. Он трогает и ощупывает прежметы, а иногда опрокидывает или рвет их на части, и это свидетельство его растущей любознательности и творческого потенциала.
Конечно, нужно убрать предметы, которые ребенок может схватить и пораниться ими: все бьющееся, все хрупкое и ценное, все, что ребенок может взять в рот (пуговицы, таблетки, скрепки и т.п.).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА УДЕРЖИВАТЬ ГОЛОВУ
В двигательном развитии ребенка первого года жизни важнейшее значение имеет своевременное формирование способности удерживать голову. Если ребенок к двум-трем месяцам не удерживает голову, то формируется целая цепочка неблагоприятных факторов: нарушается развитие зрительного восприятия и вестибулярного аппарата, не вырабатывается способность к распределению тонуса мышц, обеспечивающих акт сидения. В итоге искажается вся схема двигательного развития, которое теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием.
Поэтому предлагаются упражнения, специально направленные на развитие этой способности ребенка.

1. Ребенок в положении лежа на животе. Положите руку на подбородок ребенка, а другой рукой прикасайтесь к стопам ног. В ответ ребенок начинает отталкиваться ногами и продвигаться вперед.
2. Ребенок в положении лежа на животе. Одну руку положите ему под подбородок, а другую - под живот и слегка подтягивайте ребенка вперед. Ребенок будет производить ползающие движения.
3. Поместите ребенка в вертикальное положение. Удерживайте его за бедра на весу в положении сидя, балансируя, чтобы не нарушить равновесия. Ребенок будет стараться удерживать в вертикальном положении голову и туловище.
4. Положение ребенка лежа на спине. Возьмите ребенка за кисти рук и слегка потяните на себя. Он будет стараться подтянуться вперед за руками.
5. Обхватите руками живот ребенка и удерживайте его на весу лицом вниз. Ребенок будет поднимать голову.
6. Вы так же удерживаете ребенка на весу, но в наклонно-боковом положении, обхватывая то правый, то левый бок. Он будет поднимать голову и выпрямлять ноги.
7. Поставьте ребенка на опору в вертикальное положение. В ответ он будет выпрямлять ноги, туловище, поднимать голову. Если же вы слегка потянете его вперед, то он сделает шаговое движение. Каждое из этих упражнений повторяйте в течение 3-4 минут, терпеливо ждите ответной реакции, не пытайтесь помогать ребенку выполнять необходимые движения.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Развитие сенсомоторной сферы на первом году жизни ребенка - основное условие развития восприятия окружающего мира.
Основная задача сенсомоторного развития - помочь ребенку повысить двигательную активность, накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т.д.
Заниматься с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничто не беспокоит.

* УПРАЖНЕНИЕ НА ЗРИТЕЛЬНОЕ И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ (ДЛЯ РЕБЕНКА СТАРШЕ 7-10 ДНЕЙ)
Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержится на игрушке. После этого начинайте покачивать ею то вправо, то влево с амплитудой 5-7 см и частотой колебаний примерно два раза в секунду. В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки примерно на 1,5м от ребенка. Занятие продолжается 1-2 минуты, повторяясь два раза подряд, проводится 1-2 раза в день. Так же проводится занятие с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.
* УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ АКТИВНОСТИ (ДЛЯ РЕБЕНКА ОТ 25 ДНЕЙ И СТАРШЕ)
Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 колебательных движения и даете звуку затихнуть. Ребенок прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см. Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворотголовы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево. Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем лучше сделать перерыв на неделю, и в дальнейшем можно проводить занятие на протяжении второго и третьего месяцев жизни 1-2 раза в неделю.
* УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА (ДЛЯ РЕБЕНКА СТАРШЕ ОДНОГО МЕСЯЦА)
Подвешиваете на расстоянии 60-70 см погремушку-гирлянду. К ней прикрепляете с помощью лент еще одну погремушку-гирлянду на расстоянии 7-10 см от лежащего на спине ребенка. Привлекаете внимание ребенка к игрушкам, слегка покачивая их. Поймав взглядом погремушки, ребенок широко раскрывает глаза, затихает на несколоко секунд, а затем радостно вскидывает руки вверх, случайно задевая низко подвешенную погремушку. Верхняя погремушка начинает покачиваться, и малыш снова замирает, рассматривая ее. Затем наступает новый всплеск двигательной активности, и малыш снова наталкивается руками на нижнюю погремушку, приводя в движение верхнюю. Такой игрой ребенок может заниматься 5 минут. Через 2-3 дня поменяйте погремушки местами. Занимайтесь этим упражнением в течение одной-двух недель.
* УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ (ДЛЯ РЕБЕНКА ОТ ОДНОГО МЕСЯЦА И СТАРШЕ)
Как можно чаще ласково разговаривайте с ребенком, всячески стараясь привлечь его внимание к себе, вызвать ответную улыбку. Папа держит ребенка на руках в вертикальном положении, чтобы малыш смотрел за плечо. Мама, ласково разговаривая с ребенком, приближает свое лицо к нему, стараясь попасть в поле его зрения. (Расстояние, с которого ребенок может увидеть лицо взрослого, 80-100 см, при более близком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо.) Ребенок радостно рассматривает лицо взрослого, улыбается, агукает. Такое занятие можно проводить 2-3 раза в день.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРНОЙ И РЕЧЕВОЙ СФЕР РЕБЕНКА
В 2-3 месяца стимулируйте ребенка фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте его к более длительному сосредоточению на предмете.
Возьмите в руку яркий шарик, когда ребенок поймает его взглядом, перемещайте шарик слева направо, вверх-вниз. При этом спрашивайте малыша: "Где же шарик? Посмотри, вот он где!"
В этот период широко используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: "Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?"
Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, факрура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания.

* Произносите звуки, которые слышали ранее от малыша: "абу", "агу", "бубу", "а-а-а", "о-о", "га-га" и т.п.
* Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от ребенка мягкую, красивую игрушку, чтобы она привлекла его внимание, и помогайте тянущемуся к ней ребенку осторожно перевернуться со спины на живот.
* Для обучения ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.
* Играйте с ребенком в прятки. Накиньте платок себе на голову. Спросите: "А где мама? Куда мама спряталась? Найди маму." Помогите ребенку, если у него не получится, откройтесь сами и похвалите обязательно.
* А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. "А где Анюточка? Нету Анютки. Куда же она убежала? - Снимите платок: - А-а-а, вот где Анютка!" Продолжайте играть с ребенком, пока это ему будет интересно, придумывая разные варианты этой игры. Посадите ребенка к себе на колени и, листая книжку с красочными изображениями животных, показывайте и спрашивайте ребенка: "Вот это киска - мяу, мяу. Покажи, где киса? Это собачка - ав-ав. Покажи, где собачка?" и т.д. Предлагайте ребенку разные книжки, рассматривайте вместе картинки, разговаривайте с ним.
* Со второго полугодия, давая ребенку различные игрушки, одновременно называйте их ("Ляля", "би-би", "Миша").
* Старайтесь как можно чаще стимулировать предметную и игровую деятельность ребенка (постукивание предметом о предмет, выкладывание кубиков из коробки, бросание предмет, снятие колец с пирамидки, перекладывание из одной руки в другую и т.д.).
* Формируйте начальное ситуационное понимание обращенной к ребенку речи и подчинение отдельным словесным инструкциям: "поцелуй маму", "дай ручку", "скажи: до свидания", "покажи, какой ты большой". Как, например, развить выполнение просьбы "дай ручку"? Протягиваете руку к ребенку и просите "дай ручку", одновременно берете руку ребенка и вкладываете ее в свою, ласково поглаживая ее, потряхиваете. Затем освобождаете руку ребенка, вновь протягиваете свою и просите "дай ручку", слегка направляя движение руки ребенка. И так несколько раз подряд, пока ребенок сам на данную инструкцию не будет протягивать руку.
* Если вы видете, что малыш уже делает попытки встать на ноги, придерживаясь за кроватку, подержите яркую игрушку на таком расстоянии, чтобы он смог ее схватить только тогда, когда встанет.
* Ваш ребенок уже свободно стоит, держась руками за опору. Стимулируйте его к ходьбе. Для этого маните его жестами, игрушками или предметами, которые его особенно привлекают.
* Дайте ребенку разноцветные кубики (не более 6 штук). Покажите, как можно один кубик поставить на другой и построить башню. Помогайте ребенку, управляйте его руками и постепенно усложняйте игры, например, вы говорите: "Сначала дай мне красный кубик, нет, это желтый, а красный вот этот. Теперь зеленый. Где зеленый?" и т.д. Поиграйте с кубиками разной величины.
* В процессе купания ребенка поиграйте с ним, например, в такую игру: "Давай, Юлечка, помоем кукле личико. Где у нее глазки? Где у нее носик? Покажи. Теперь давай помоем ей ручки. Где ручки у куклы? Покажи" и т.д.
* Играйте с ребенком в "Теремок". Для этого нужно сделать домик из картона и 3-4 игрушки: петушка, зайчика, собачку, кошку. "Смотри, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну-ка, выходите, кто там живет. Ку-ка-ре-ку! Кто это? Петушок - золотой гребешок. Вот, погладь его. Ну, иди обратно в домик, петушок. Кто, кто еще в теремочке живет? Кто это такой серенький? Это зайчик. Ускакал зайчик опять в свой домик. Кто же еще там живет? Ав-ав. Я собачка. Ав-ав. Какая хорошая собачка. Смотри, убежала, спряталась. А вот смотри, кто же там мяукает? Мяу-мяу. Кто это? Это киса. Погладь кису. Убежала киса. Все спрятались в домик. Давай позовем их. Помани их ручками. Вот все прибежали. Петушок, зайчик, собачка, киса". Когда ребенок запомнит названия всех животных, замените их на другие.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРИКИ

* Для ребенка от 1,5 месяцев хорошим упражнением для развития психомоторики является массаж. Массаж нужно делать обязательно теплыми руками, смазанными детским кремом. Легкими движениями поглаживания вы массируете ребенку руки от кисти к плечу, затем туловище, грудь от середины к бокам, живот, спинку от шеи к ягодицам. Далее, пальцами слегка пощипываете ягодицы, поглаживая ноги, начиная от стопы. Растираете стопы ребенка от пальцев к пятке и обратно. Хорошо делать такой массаж ежедневно, перед купанием малыша. Продолжительность упражнений 5-6 минут.
* С четырех месяцев делайте с ребенком специальную гимнастику.

НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ПОТЕШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи.
Пока ребенку нет полутора лет, содержание не имеет особого значения. Важно само действие. Такие маленькие дети больше ценят различные звуки, фразы и ритмические конструкции.
Потешки оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальную сферу маленького ребенка.
Приведем некоторые примеры.

* "Идет коза рогатая". Наклоняетесь над ребенком, улыбаетесь, ловите его взгляд и приговариваете:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп:
"Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Того забодаю, забодаю, забодаю".
"Пободайте" ребенка пальцами, потормошите его. Играйте почаще в такую игру и вы увидете, что сначала ребенок будет улыбаться, прислушиваясь к вашему голосу, затем будет издавать радостные звуки и оживленно двигать руками и ногами. Такая ответная реакция свидетельствует о развитии положительных эмоций, зрительного и слухового восприятия.
* "Ладушки-ладушки". Возьмите ребенка на руки и, хлопая его ладошками, приговаривайте:
Ладушки-ладушки!
Где были? - У бабушки.
Что ели? - Кашку.
Что пили? - Бражку.
Кашку поели,
Бражку попили -
Шу-у-у... Полетели!
На головку сели.
При последних словах поднимите ручки ребенка к голове. Играйте в эту игру при каждом удобном случае. Сначала вы все движения делаете за ребенка, а затем он сам сможет в ладоши и поднимать ручки к голове. Развиваются внимание, память, понятийное мышление, эмоции.
* Игра "Сорока-белобока" хорошо развивает тонкую моторику пальцев рук, является отличным стимулом для речевого развития, дает малышу радостный телесный контакт с мамой. (Делайте это упражнение обязательно на правой и левой руке). Очень полезен массаж пальчиков.

ЛИТЕРАТУРА
М.Н. Ильина. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. СПб., 2001.

По материалам сайта -

Игры с малышами первых месяцев жизни – очень бережные и осторожные. Их главная задача – показать ребенку, что новый для него мир – добрый и невраждебный, что мама и папа очень любят кроху. Первые игры с грудничком способствуют лучшему развитию органов чувств малыша – зрения, слуха, осязания. Но они также нужны и родителям, потому что помогают установить с маленьким человечком прочную эмоциональную связь, проявить свою любовь и нежность…

Что малыш умеет?

Подбирая игры для самых маленьких, важно понимать, какие навыки и умения малыш приобретает в том или ином возрасте, что он может, что понимает, на что реагирует.

Итак, в возрасте 1 месяца ребенок способен несколько секунд удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе, старается ее приподнимать. В ответ на раздражители малыш начинает двигать ручками и ножками. В течение первого месяца кроха адаптируется к условиям окружающей среды, привыкает к маминым рукам, ее голосу, запаху. В этом возрасте особенно полезны игры, связанные с прикосновениями, поглаживанием, ношением на руках, ласковыми разговорами.

К 2 месяцам ребенок уже может удерживать головку вертикально 1–1,5 минуты, реагирует на речь, поворачивает голову в сторону говорящего, замечает яркие игрушки и другие предметы. Если вложить малышу в руку погремушку, он хватает ее ладонью и крепко удерживает. На втором месяце у ребенка появляется так называемый комплекс оживления: видя лицо близкого взрослого, кроха сосредоточенно замирает, затем начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, издавать гортанные звуки. Наибольшую пользу принесут игры с погремушками и другими звучащими игрушками, привлечение внимания к лицу взрослого, разговоры с малышом.

Три месяца – это уже совсем «солидный» возраст. Кроха уверенно держит головку, пытается переворачиваться со спины на бок, а потом и на живот. Ищет взрослого глазами, тянется за игрушкой, любит, когда с ним разговаривают и играют, заливисто смеется, гулит. Лучше всего кроха реагирует на эмоциональные игры, когда взрослый ему улыбается, произносит разные звуки, поет песенки. Не забывайте и об играх с погремушками, о первых спортивных играх для малыша, укрепляющих мышцы маленького человечка и стимулирующих движение.

1 месяц

Итак, первый месяц – период приспособления малыша к новым условиям жизни. С помощью игр поможем ему побыстрее с этим справиться.

«Посмотри на меня». Мамино лицо – самая лучшая игрушка для малыша. Наклонившись над крохой, начните ласково разговаривать с ним. Когда малыш сосредоточит взгляд на вашем лице, медленно отодвиньтесь сначала вправо, затем влево. Постепенно он научится следить за вами глазами.

«Погремушка, погреми!». Возьмите в руки яркую погремушку и потрясите ею перед крохой на расстоянии 40–45 см от его лица, привлекая внимание. Погремите справа от малыша, слева, медленно подвигайте рукой, стимулируя желание ребенка следить за игрушкой глазами. Желтый, красный, оранжевый цвета дети начинают различать раньше других. Так что первые погремушки лучше выбирать именно этих цветов.

«Ну-ка, оттолкнись!». Когда малыш лежит на пеленальном столике, подойдите к нему поближе, чтобы он оперся согнутыми ножками о ваш живот и смог оттолкнуться. Проделывайте такое упражнение почаще.

«Баю-баю, чмок». Покачивая малыша на ручках, спойте ему колыбельную песенку. А после каждого куплета целуйте то в щечку, то в носик, то в лобик.

«Хватай-ка!». Вложите свои указательные пальцы в ладошки малыша. Благодаря врожденному хватательному рефлексу кроха тут же сожмет кулачки и ухватится за пальцы. Если в это время ребенок лежит на спинке, чуть-чуть поднимите руки вверх, потянув малыша, и плавно опустите его обратно. Забава хорошо укрепляет его ручки и пальчики.

«Ай да ножки!». Возьмите в руки ножку малыша и погладьте указательным пальцем наружный край стопы. Он повернет ногу наружу. А затем погладьте внутренний край стопы. Ножка тут же развернется вовнутрь. Дотроньтесь до подушечек на стопах возле пальцев – кроха подожмет пальчики ног. Если потрогать середину стопы, пальчики распрямятся. Можно приговаривать:

Что за ножки, что за ножки
У тебя, у нашей крошки!
Скоро ножки, скоро ножки
Будут бегать по дорожке.

2 месяца

К двум месяцам расширяются и возможности ребенка, и диапазон игр.

Гримасы. Глядя на малыша, измените выражение лица: широко раскройте глаза, наморщите нос, надуйте щеки и шумно выдохните, вытяните губы. Кроху обычно забавляют мамины гримасы. Он наблюдает за ними, а когда становится чуть старше, смеется и пытается гримасничать в ответ.

«Ветерок». Подуйте малышу на ручку и скажите: «Ветерок подул на ручку. Вот ручка!» Потом легонько подуйте на носик: «Вот носик!» Дуйте на разные части тела малыша: коленку, животик, лобик, шейку и называйте их.

Яркие носочки. Малыш уже стал замечать свои ручки и может подолгу их рассматривать? Наденьте на ручки маленького наблюдателя яркие носочки. Теперь рассматривать ручки станет еще интереснее. А в следующий раз наденем носочки другого цвета и с другим узором.

«Ку-ку». Наклонитесь над малышом, поговорите с ним немножко, а затем скажите «ку-ку» и закройте лицо руками, как будто вы спрятались. Через несколько секунд уберите руки от лица: «Ку-ку, малыш!» Повторите игру несколько раз. Разнообразьте игру, закрывая лицо не ладонями, а пеленкой или ярким шарфиком.

«Хвать!». Схватить игрушку – это действие кажется нам таким простым! Но крошечному человечку нужно, во-первых, заметить предмет, во-вторых, оценить, как далеко он находится, затем заставить мышцы двигаться и, наконец, точно подвести неумелую пока ручку к предмету и схватить его. Чтобы стимулировать желание малыша захватывать предметы, чаще показывайте крохе разные игрушки, двигайте ими. А когда кроха протянет ручку, вложите в нее игрушку. Малыш ее уронил? Ничего страшного, повторите игру сначала.

«Где звенит?». Встаньте так, чтобы малыш вас не видел, и позвените в колокольчик. Пусть он попробует отыскать источник звука. Для игры всякий раз используйте разные звучащие предметы: погремушки, игрушки-пищалки, детские музыкальные инструменты, коробочки с наполнителями (крупы, фасоль) и т. п. Эта простая забава помогает развивать слух малыша.

3 месяца

Играть с трехмесячными малышами - сплошное удовольствие! Кроха уже многое понимает и радостно реагирует на внимание близких.

Любимые стихи. Когда малыш не спит, старайтесь все время с ним разговаривать – это полезно для развития речи крохи. Самое лучшее – это рассказывать ему стихи. Можно детские, а можно и взрослые, те, которые нравятся вам.

«Что мы видим?». Каждый день носите малыша на ручках и устраивайте ему экскурсию по квартире. Рассказывайте обо всем, что видите. И делайте это эмоционально: «Вот часики. Часики. Тик-так. Тик-так. А вот стиральная машина. Она стирает, гудит: у-у-у… Слышишь, как гудит? Цветочки, смотри, цветочки! Как они пахнут? Ах! Как пахнут!» Так кроха будет накапливать пассивный словарный запас и чуть позже запросто покажет, где часики, а где стиральная машина.

Бибабо. Куклы-перчатки – прекрасные помощники в играх с малышами. Когда ребенок лежит в кроватке, наденьте куклу на руку, спрячьтесь за бортик и покажите ему куклу. Пусть она подвигает ручками, похлопает в ладоши, покачает головкой, покрутится из стороны в сторону, потанцует. Кукла может поздороваться с малышом, рассказать ему сказку, спеть песенку. Зовите эту игрушку на помощь, чтобы успокоить и отвлечь плачущего ребенка.

«Музыкальный носочек». Пришейте к детскому носочку маленькую погремушку и наденьте малышу на ножку. Двигая ножкой, кроха будет слышать звон и постепенно догадается, откуда он идет. Он станет увлеченно дергать ножкой и пытаться дотянуться до погремушки рукой. В следующий раз наденьте музыкальный носочек на другую ножку. А если надеть его на ручку?

«Поем вместе». Малыш уже активно «разговаривает»? Замечательно! Попробуйте выразительно повторять все его звуки. Малыш «агу» – и мама «агу», кроха запел песенку «а-а-а» – и мама подпевает. У вас получится очень веселый дуэт!

«Свет мой, зеркальце…». Поднесите ребенка к большому зеркалу, покажите на его отражение: «Вот Мишенька!» Затем покажите, где у него в зеркале носик, глазки, щечки, ножки, ручки. Возьмите пальчик малыша и дотрагивайтесь до зеркала: «Вот Миша! Вот мама! Вот у Миши носик. Вот у мамы носик…»

«Мягкое, колючее…». Для развития тактильной чувствительности пусть малыш дотрагивается ручкой до предметов с разной фактурой поверхности и различной температурой. Обязательно все комментируйте, называйте свойства предметов. Провели ручкой крохи по шелковому покрывалу: «Вот как гладко!» Потрогали мех: «Мягенький!» Приложили ладошку к щетке: «Жесткая, колючая!» Дотронулись до кусочка льда из холодильника: «Ай! Холодный!»

«Качели». Сядьте на диван, уложите малыша животиком на свою голень, придерживая его за спинку и плечи. Немного покачайте кроху на ноге, двигая ею вверх-вниз. При этом можно приговаривать:

На качелях я лечу,
Веселюсь и хохочу!
Раскачаюсь я повыше
И рукой достану крышу…
(Ю. Каспарова)

Игр с малышами очень много! И, конечно, у каждой мамы, папы и их малыша есть свои собственные игры, ими вместе придуманные и любимые. Ведь именно они по-настоящему сближают родителей и детей, учат их любви, заботе, взаимопониманию.