Индивидуальные занятия по психологии доу. Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми. Упражнение «Солнечные лучики»

23.02.2019

Конспект занятия «Ты мой друг и я твой друг»

(развитие социальной уверенности детей дошкольного возраста)
Цель занятия
это создание условий для единства с другими, радости в процессе общения, проявления внутренней психологической активности; помощь в приобретении позитивного опыта самопознания и самовыражения, развитие восприимчивости, эмпатии.
1.«Наше знакомство» (Игра «Паровозик»)
Цель: формирование самосознания личности детей, гармонизация, осознание имени
Дети становятся в круг, взрослый - паровозик. Останавливается возле ребенка и знакомится, двигаются по кругу вдвоем, останавливаются возле другого ребенка и знакомятся дальше.
2. Поздравления друг друга на ощупь (ладошкой, пальчиком, щечкой)
Цель: продолжение знакомства; создание психологически комфортной атмосферы

3. «Я умею, я могу, я люблю...» (самопрезентация)
Цель: осознание социального пространства личности, развитие эмпатии.
Психолог предлагает по кругу передать яркую шарик и назвать, что умеет делать ребенок или что может, или что любит.

4. Игра «Маленькие поварята»
Цель: развитие слуховой памяти, обогащение словарного запаса
Взрослый приглашает детей сесть на стулья,показывает картинки с овощами и фруктами


Предлагает детям «сварить борщ или компот, называя необходимые продукты.
5. Психогимнастика «Части тела»
Цель: развитие наблюдательности, координации частей тела
Плечи говорят – я стройный,Спина говорит - я – старый, Палец говорит – иди сюда, Голова – Да! Нет!Ухо говорит – очень громко,Нос говорит – приятный запах, Ротик говорит – очень весело, Язык говорит – вкусное варенье!
6. Соберем шарики, бусинки.
Цель: развитие внимания, моторики пальцев
Психолог предлагает детям нарисовать палочки или соединить точечки на бумаге, чтобы образовать данные предметы, украсить шарик наклейками.


7. «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.
Взрослый предлагает детям стать и поиграть с руками, даря улыбки друг другу.



8. Игра «Внимательные!»
Цель: развитие внимания и дифференцировка слухового восприятия
Дети бегают по залу, а на аплодисменты начинают идти один за одним.
9. Психологический этюд «Солнышко»
Цель: Развивать у детей умение выражать свое эмоциональное состояние, развитие позитивного взаимодействия со сверстниками, обучение приемам расслабления.
Дети находят место на коврике и лежа превращаются в Солнышко и отдыхают.
10. Упражнение «Мое настроение» (подбор разноцветных лепестков)
Цель: создание позитивного настроения, умения детей передавать его, создание комфортной атмосферы.
Психолог предлагает детям взять лепестков для совместной большого цветка и сказать какого цвета и почему выбрал лепестки (на что похож)
11. Прощание: Каждый взгляд, каждое слово имеет значение, попрощаемся с вами – До свидания! (Дети в кругу прощаются ладошками)

Тренинг для дошкольников «В краю хорошего настроения»

Описание материала : использование в работе с детьми метода цветоассоциации для определения своего эмоционального состояния, последующая стабилизации эмоционального состояния доступными для дошкольников средствами.

Материал рассчитан на детей дошкольного возраста, будет полезен для педагогов-психологов детских садов.

Цель - коррекция эмоционального состояния доступными для детей дошкольного возраста средствами.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей;

Закрепить понятие «настроение»;

Учить детей сознательно регулировать своё поведение и эмоциональное состояние, знакомить детей с разными способами корректировки своего состояния;

Обучать приемам саморасслабления, снятию психомышечного напряжения.

Развивающие:

Развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния;

Развивать интерес детей в изучении самих себя;

Развивать навыки общения и адекватной оценочной деятельности;

Развивать навыки релаксации,

Развивать межполушарное взаимодействие, внимательность.

Воспитательные:

Воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру;

Повышать социальную компетентность;

Создавать положительный эмоциональный настрой;

Способствовать сплочению детского коллектива.

Материал: карточки 8 цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, малиновый, серый, коричневый, чёрный), клубок, ватман, карандаши, восковые мелки, фломастеры; магнитофон, аудиозаписи.

Ход занятия:

1. Вступление.

Цель: создание мотивации, настрой на совместную деятельность.

Каждый знает без сомнения,

Что такое настроение.

Иногда мы веселимся,

Иногда скучаем мы,

Часто хочется взбодриться,

Но бываем и грустны.

Очень странное явление -

Перемена настроения.

Всем ребятам важно знать,

Что не стоит унывать.

Поскорее собираемся -

В край чудесный отправляемся!

Сегодня мы побываем в краю хорошего настроения.

2. Игра «Разноцветное настроение»

Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть!

Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите - у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик - цветок настроений. Каждый лепесток - разное настроение:

красный - бодрое, активное настроение -

хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;

желтый - веселое настроение -

хочется радоваться всему;

зеленый - общительное настроение -

хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;

синий - спокойное настроение -

хочется спокойно поиграть, послушать

интересную книгу, посмотреть в окно;

малиновый - мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;

серый - скучное настроение -

не знаю чем заняться;

коричневый - сердитое настроение -

я злюсь, я обижен;

черный - грустное настроение -

мне грустно, я расстроен.

Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.

Дети обозначают цветом свое настроение.

Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.

3. Игра «Радостная песенка»

Цель: положительный настрой, развитие чувства единства

У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку про то, как я рада его видеть - «Я очень рада, что Дима в группе есть…».

Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!

Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.

4. Танцевальная терапия.

Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия.

Музыкальные движения повышают настроенье.

Некогда нам унывать - будем дружно танцевать.

Когда зазвучит припев, мы будем дружно шагать по кругу, а когда услышим мелодию куплета - быстро найдём себе пару и будем хлопать друг другу по ладошкам (двумя руками, правой и левой рукой поочерёдно).

Звучит песня «Вместе весело шагать» (муз. В.Шаинского, сл. М.Матусовского.)

Дети образуют круг, а затем самостоятельные пары и танцуют под музыку.

5. Упражнение на релаксацию.

Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

Радостному настроению помогает расслабление.

Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

6. Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край»

Цель: выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную деятельность, сплочение детского коллектива.

А сейчас давайте вместе

Нарисуем край чудесный.

Детям предлагается выполнить совместный рисунок на большом листе бумаги, который расстилается прямо на полу. Тема рисунка «Чудесный край». Предварительно на листе рисуются детали и небольшие линии. Дети дорисовывают неоконченные изображения, «превращают» их во что угодно. Совместное рисование сопровождается звуками природы.

7. Упражнение «Сухой душ»

Цель: создание и сохранение позитивной установки.

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Надо душ сухой принять.

Детям предлагается пройти через «сухой душ».

Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью. Заряд хорошего настроения, приобретённый в чудесном краю, сохранится в вас надолго.

Предлагаемые игры и упражнения интересны и доступны для дошкольников с разным уровнем подготовленности.

В данном тематическом разделе представлены готовые конспекты психологических занятий и НОД с дошкольниками и младшими школьниками.

В представленных здесь публикациях педагоги-психологи делятся личным опытом организации и проведения как групповых, так и индивидуальных занятий различной направленности. В том числе: занятия по психическому и эмоциональному развитию; по повышению учебной мотивации; коррекционные занятия, направленные на решение определённых проблем.

Конспекты занятий для сохранения и укрепления психического здоровья.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 2152 .
Все разделы | Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по гендерному воспитанию «Мальчики и девочки : разные или похожие?» Задачи : продолжать знакомить детей с отличительными особенностями мальчиков и девочек; формировать социальные и гендерные модели поведения мальчиков и девочек; формировать у детей чувство эмпатии и толерантности к окружающим; ...

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Эмоции: для чего они и где живут!» Эмоции - для чего они и где живут наши эмоции?» Выполнила педагог-психолог Глушкова Н .В. Цель : развивать способность распознавать и выражать различные эмоции; Задача : научить различать выразительность эмоций, легко прочитывать их на лице, в позе, жестах, во всем поведении;...

Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми - Конспект занятия педагога-психолога в подготовительной группе «Путешествие на волшебный луг»

Публикация «Конспект занятия педагога-психолога в подготовительной группе...» НОД по песочной терапии: «В гостях у песочной Феи». Педагог-психолог Харючи О.В. Цель: Продолжать воспитывать в детях сочувствующее отношение к герою, желание помочь в трудной ситуации. Задачи: 1.Развивать мелкую моторику, сенсорное восприятие. 2.Совершенствовать умение...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста «Заколдованная красавица» Цель: знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования эбру. Задачи: Образовательные: Научить нетрадиционной технике рисования эбру; Учит видеть красоту созданного изображения; Учить чувствовать плавные переходы оттенков цвета; Научить приему рисования на воде с...

Профилактическое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога школы «Профилактика употребления психоактивных веществ» Тема: «Профилактика употребления психоактивных веществ и табакокурения, а так же формирование навыков здорового и безопасного образа жизни». Цели: 1.Способствовать формированию у подростков потребности в здоровом образе жизни. 2.Выработать умение психологически...

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога «Мы вместе отправляемся в путешествие на Луну» для учащихся 1 класса Занятие можно использовать в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога как в д/с, так и в школе. Тема: «Мы вместе отправляемся в путешествие на Луну». Цель: скорректировать уже существующие у первоклашек коммуникативные навыки и развить дальше навыки конструктивного...

Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми - «Цыпленок». Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога ДС

Цель: развитие коммуникативных навыков, сплоченности и взаимодействия, снятие усталости и напряжения; совершенствовании общей моторики; движений во взаимосвязи с речью Задачи: развитие коммуникативных навыков, сплоченности и взаимодействия; развитие наглядно образного и...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога в ДС «Путешествие в 39 царство» Цель: Формирование зрительной ориентировки и коммуникации. Задачи: развивать речевые и двигательные, зрительно-слуховые, зрительно-речевые координации; умение устанавливать связь слова, предмета и образа, включать воспринимаемое в разные семантические поля; побуждать принимать...

Цель: развитие произвольности и психических процессов, необходимых для успешного усвоения образовательной деятельности

Задачи:

  • Развитие зрительного внимания, зрительной и тактильной памяти.
  • Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.
  • Развитие логики, памяти, интеллекта.
  • Развитие воображения.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Содействие возникновению в игре дружеских и партнерских отношений.
  • Развитие способности видеть положительное в себе и других.
  • Снизить проявление симптомов агрессивности.
  • Создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.
  • Развитие способности к эмоционально-волевой регуляции
  • Снятие психоэмоционального напряжения, создание положительных эмоций.

Оборудование: интерактивный стол; кубики Никитина (по количеству детей); карточки к игре «Найди по описанию»; SMART-доска для игры «Чего не стало»; «Сенсино» с геометрическими фигурами; прозрачный мольберт; листы цветной бумаги, салфетки, туалетная бумага («Салют»); песочница с мелкими игрушками; ковер (желательно); 4 изображения домиков с замками (на каждое задание).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит интересное путешествие в необычную страну. А какую, я скажу чуть позже. Для начала давайте с вами поприветствуем друг друга. Мы будем говорить добрые и приятные слова своему соседу, и на нашем солнышке с каждым теплым словом будут появляться лучики.

Добрые слова не лень
Повторять нам целый день.
Галя выглядит опрятно,
Разве это не приятно?
Сколько раз сегодня Настя
Друзьям сказала слово «здравствуй»?
А добряк наш Алексей
За все благодарил друзей.
Замечательный народ
В детском саду живет!

Дети, называя ласковое слово, рисуют на интерактивном столе лучики солнышку.

Молодцы, от красивых слов и на душе стало теплее.
- Итак, я приглашаю вас в страну, которая называется «Я все могу». Это необычная страна, и попасть в нее не так-то и просто. По дороге нам предстоит выполнить сложные задания, но я надеюсь, что все преграды нам нипочем.

Педагог-психолог: Для начала нам нужно проложить дорожку в страну «Я все могу», дорожку не простую, а сложенную определенным образом. У каждого из вас на столе лежит образец, ориентируясь на него, выложите каждый свою дорожку.

Дети, ориентируясь на предложенный образец, выкладывают «дорожку» из кубиков Никитина.

Молодцы!

Звучит «волшебная» музыка (Классика для малышей - «Волшебная флейта» В.А.Моцарт), открывается занавес. Дети видят нарисованные домики, представленные на мольбертах, на каждом домике висит замок - всего 3 домика и вертикальный «Сенсино».

Педагог-психолог: Ну вот мы и оказались в стране «Я все могу!» Посмотрите, как тут красиво! Здесь много замечательных домов, но почему-то они все на замкАх…Кажется, я начинаю понимать… Злой волшебник Замок Кодировкин заколдовал все дома этой страны. И чтобы их расколдовать, нам нужно справиться со сложными заданиями. Ну что, ребята, поможем жителям волшебной страны «Я все могу»?
Дети: Да!

Педагог-психолог: Тогда слушайте первое задание. Я буду описывать предмет, а вы должны угадать, что же это за предмет.

Яркие, разноцветные, акварельные (краски);
- серая, пугливая, маленькая (мышка);
- круглое, сладкое, сочное (яблоко);
- рыжая, хитрая, пушистая (лиса);
- желтый, овальный, кислый (лимон);
- бурый, косолапый, неуклюжий (медведь);
- зеленый, сочный, длинный (огурец);
- желтый, кленовый, осенний (лист);
- хрупкий, прозрачный, стеклянный (стакан);
- острый, длинный, деревянный (карандаш).

После каждого отгаданного слова, педагог показывает картинку с этим предметом

Молодцы! Сумели расколдовать домик, справились с заданием!

Педагог снимает замОк с домика

Педагог-психолог: Отправляемся к следующему домику! Чтобы снять замок с него, нам нужно подойти к доске. Посмотрите, какие красивые игрушки здесь находятся.

Игра «Чего не стало?»

Ход игры. Педагог обращает внимание на картинки, изображенные на SMART-доске - игрушки (5-6 шт.), просит детей запомнить их. Затем предлагает детям закрыть глаза, убирает одну игрушку. Дети должны назвать, чего не стало. Затем психолог меняет игрушки местами на доске, а дети называют, что изменилось.

Очень внимательные ребята! Замок на этом доме мы тоже смогли убрать!

Педагог-психолог: Следующий дом - необычный. Он словно высокая башня (Игра «Сенсино») . А чтобы справиться и с этим замком, нам необходимо найти на ощупь такой же предмет, какой укажет нам эта башня. Если рулетка попросила найти собаку, мы должны найти собаку.

Правила игры:

Магнитные фишки ставятся на магниты рулетки, находящиеся в центре мольберта, а немагнитные раскладываются в «норки». Игрок должен на ощупь найти в норках пару к каждой магнитной фишке. Фишка, к которой нужно на ощупь найти пару, определяется с помощью рулетки.
Несколько детей ищут на ощупь заданное животное.

Молодцы, ловко и быстро справились с заданием!

Педагог-психолог: Ой, ребята, слышите, кто-то плачет? Посмотрите, злой волшебник разлучил малышей с их мамами. Давайте скорей поможем им соединиться.

Дети на прозрачном мольберте проводят маркером дорожки по пунктирным линиям от детеныша к маме.

Педагог-психолог: Ну вот теперь все спокойны и довольны! И последний домик освобожден. И мы можем смело себя похвалить. Давайте тихонечко скажем слова «Я», «очень», «хороший».

Педагог-психолог: Давайте устроим в честь освобождения города «Я все могу!» от злого волшебника салют.

Дети в течение нескольких минут рвут бумагу на части. После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки - изображает свой салют, а остальные ему хлопают

Педагог-психолог: Мы прошли с вами сложные и интересные испытания, и теперь с уверенностью можем сказать про себя: «Я все могу!» Жители этого города решили нас отблагодарить и приготовили нам подарки, которые мы должны найти сами.

«Найди в песке подарок»

Дети подходят к столу с песком и находят в песке маленькие стеклянные шарики, исполняющие желания.

Звучит приятная музыка (Карунеш «Океан»), педагог-психолог предлагает детям занять удобную позу на ковре, можно прилечь, закрыть глаза.
Релаксационное упражнение «Сказка». Психолог тихим, спокойным голосом говорит слова упражнения.

Педагог-психолог:

Мы раскинем руки, мы как будто птицы.
Мы глаза закроем, сказка нам приснится…
Шар приснится голубой…
И Мишутка маленький…
Светлый месяц за горой,
И цветочек аленький…
Лепестки ласкает ветер,
Чуть цветок качается…
Это сказка снится детям…
Дети расслабляются…
Вот глаза открылись, мышцы напрягаются!
Сразу бодрость, сила в теле ощущаются!

Наше путешествие подходит к концу

Ритуал прощания.

Дети произносят хором слова и выполняют движения:

Давай с тобой обнимемся (обнимают за плечи)
И над землей поднимемся (руки вверх)
Тепло сердец соединим (руки на груди)
И станем солнышком одним (берутся за руки)

Педагог-психолог: До свиданья, до новых встреч!

Используемая литература

1. Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Конспекты практических занятий - М: Владос, 2014 - 183с.+CD.
2. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки — М.: Генезис, 2005. — 176 с.
3. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. - Ростов-на-Дону, 2005.