Проводят профилактические мероприятия и много. Цели и задачи профилактических мероприятий по предупреждению неинфекционных заболеваний. Мероприятия в отношении источника инфекции

08.04.2019

Технические, санитарно-технические и лечебно-профилактические

мероприятия. Профилактические мероприятия подразделяют на технические, санитарно-технические и лечебно-профилактические.

К техническим мероприятиям относятся:

  • применение прогрессивной технологии производства (замкнутый цикл, автоматизация, комплексная механизация, дистанционное управление, непрерывность процессов производства, автоматический контроль процессов и операций), исключающей контакт человека с вредными веществами;
  • замена токсичных применяемых веществ на менее токсичные, сухих способов переработки пылящих материалов - мокрыми;
  • выбор соответствующего производственного оборудования и коммуникаций, не допускающих выделения вредных веществ в воздух рабочей зоны в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации при нормальном ведении технологического процесса, а также правильная эксплуатация санитарнотехнического оборудования и устройств;
  • замена пламенного нагрева электрическим, твердого и жидкого топлива - газообразным;
  • герметизация оборудования и коммуникаций; применение для транспортировки пылящих материалов пневматического транспорта.

К санитарно-техническим мероприятиям относятся:

  • устройство местной вытяжной вентиляции, местных отсосов, встроенных в оборудование и сблокированных с ним так, чтобы агрегат не мог работать при выключенном отсосе;
  • применение специальных систем по улавливанию и утилизации газов, рекуперацию вредных веществ и очистку от них технологических выбросов, нейтрализацию отходов производства, промывных и сточных вод;
  • внедрение систем кондиционирования воздуха с использованием автоматической и контрольно-измерительной аппаратуры, сигнализирующей о загрязнении воздушной среды вредными веществами.

К организационным и лечебно-профилактическим мероприятиям

Вентиляция помещений. Цель вентиляции помещений - удалить из

них избыточное тепло, избыточную влагу, промышленные яды и создать в рабочей зоне воздушную среду, отвечающую своими значениями параметров гигиеническим требованиям по СанПиН 2.2.4.548-96. Вентиляцию можно классифицировать следующим образом:

  • по способу организации воздухообмена - на общеобменную, когда смена воздуха осуществляется во всем объеме помещения, и местную, когда смена воздуха осуществляется на конкретных рабочих местах в производственном помещении (воздушный душ, воздушный оазис, воздушные завесы, вытяжные зонты, вытяжные шкафы, вытяжные панели, витринные отсосы);
  • по характеру движущих сил - на естественную, когда воздух перемещается вследствие разности температур воздуха в помещении и наружного воздуха или в результате действия ветра, и искусственную (механическая), когда воздух приводится в движение с помощью вентиляторов;
  • по принципу действия - на приточную (подача воздуха) и вытяжную (удаление воздуха);
  • по конструктивным особенностям - канальную и бесканальную.

В производственных помещениях, где возможно внезапное (аварийное) поступление в воздух рабочей зоны больших количеств вредных паров и газов, наряду с работой общеобменной вентиляции предусматривается устройство аварийной вентиляции.

Аварийная вентиляция должна быть оборудована в компрессорных цехах аммиачных холодильных установок для удаления аммиака в случае аварии; аварийную противодымную вентиляцию устанавливают для удаления дыма при пожаре, чтобы обеспечить эвакуацию людей из помещений здания в начальной стадии пожара.

Для эффективной работы системы вентиляции необходимо выполнять следующие технические и санитарно-гигиенические требования:

  • количество поступающего воздуха должно соответствовать количеству удаляемого или разница между ними должна быть минимальной;
  • приточные и вытяжные системы в помещении должны быть правильно размещены. Свежий воздух необходимо подавать в те части помещения, где количество вредных выделений минимальное, а удалять из тех частей, где количество вредных выделений максимальное. Приток воздуха должен производиться, как правило, в рабочую зону, а вытяжка - из верхней зоны помещения. В ряде случаев (при удалении вредных газов с плотностью большей, чем у воздуха, например фреона) вытяжку производят из нижней зоны;
  • система вентиляции не должна создавать на рабочих местах шума, превышающего предельно допустимый уровень;
  • система вентиляции не должна вызывать переохлаждения или перегрева работающих;
  • система вентиляции должна быть электро-, пожаро-, взрывобезопасна, проста по устройству, надежна в эксплуатации и эффективна.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое микроклимат в производственных помещениях?
  • 2. Как осуществляется терморегуляция организма человека?
  • 3. Как нормируют микроклимат?
  • 4. Как проводят измерение параметров микроклимата на рабочем месте?
  • 5. Что относится к основным мероприятиям по обеспечению благоприятного микроклимата?
  • 6. С какой целью необходимо проводить ионизацию воздуха в помещениях?
  • 7. Какие вещества на производстве называются вредными?
  • 8. Какое действие на организм человека могут оказывать вредные вещества?
  • 9. Как образуется производственная пыль?
  • 10. Как нормируют содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны?
  • 12. Какие вредные свойства для здоровья человека имеют аммиак и фреон?
  • 13. Какое действие на человека оказывает сероводород?
  • 14. В чем заключается опасность для здоровья человека оксида углерода?

Профилактические мероприятия подразделяются на: технические, санитарно-технические и лечебно-профилактические.

К техническим мероприятиям относятся:

  • применение прогрессивной технологии производства (замкнутый цикл, автоматизация, комплексная механизация, дистанционное управление, непрерывность процессов производства, автоматический контроль процессов и операций), исключающей контакт человека с вредными веществами;
  • замена токсичных применяемых веществ на менее токсичные, сухих способов переработки пылящих материалов – мокрыми;
  • выбор соответствующего производственного оборудования и коммуникаций, не допускающих выделения вредных веществ в воздух рабочей зоны в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации при нормальном ведении технологического процесса, а также правильную эксплуатацию санитарно-технического оборудования и устройств;
  • замена пламенного нагрева электрическим, твердого и жидкого топлива – газообразным;
  • герметизация оборудования и коммуникаций; применение для транспортировки пылящих материалов пневматического транспорта.

К санитарно-техническим мероприятиям относятся:

  • устройство местной вытяжной вентиляции, местных отсосов, встроенных в оборудование и сблокированных с ним так, чтобы агрегат не мог работать при выключенном отсосе;
  • применение специальных систем по улавливанию и утилизации газов, рекуперации вредных веществ и очистке от них технологических выбросов, нейтрализации отходов производства, промывных и сточных вод;
  • внедрение систем кондиционирования воздуха с использованием автоматической и контрольно-измерительной аппаратуры, сигнализирующей о загрязнении воздушной среды вредными веществами.

К организационным и лечебно-профилактическим мероприятиям относят:

  • ограничение рабочего дня;
  • увеличение длительности отпуска;
  • применение средств индивидуальной защиты;
  • специальную подготовку и инструктаж обслуживающего персонала;
  • проведение предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, имеющих контакт с вредными веществами;
  • разработку медицинских противопоказаний для работы с конкретными вредными веществами, инструкций по оказанию доврачебной и неотложной медицинской помощи пострадавшим при отравлении;
  • рациональное питание для лиц, работающих с ядовитыми веществами, диетическое питание, режим труда и отдыха.

Вентиляция помещении Вентиляция помещений достигается удалением из них избыточного тепла, избыточной влаги, промышленных ядов и создания в рабочей зоне воздушной среды, отвечающей своими значениями параметров гигиеническим требованиям СанПиН 2.2.4.548-96.

Вентиляцию можно классифицировать следующим образом:

  • по способу организации воздухообмена – на общеобменную, когда смена воздуха осуществляется во всем объеме помещения, и местную, когда смена воздуха осуществляется на конкретных рабочих местах в производственном помещении (воздушный душ, воздушный оазис, воздушные завесы, вытяжные зонты, вытяжные шкафы, вытяжные панели, витринные отсосы);
  • по характеру движущих сил – на естественную, когда воздух перемещается вследствие разности температур воздуха в помещении и наружного воздуха или в результате действия ветра, и искусственную (механическую), когда воздух приводится в движение с помощью вентиляторов;
  • по принципу действия – на приточную (подача воздуха) и вытяжную (удаление воздуха);
  • по конструктивным особенностям – канальную и бесканальную.

В производственных помещениях, где возможно внезапное (аварийное) поступление в воздух рабочей зоны больших количеств вредных паров и газов, наряду с работой общеобменной вентиляции предусматривается устройство аварийной вентиляции.

Аварийная вентиляция предусматривается в компрессорных цехах аммиачных холодильных установок для удаления аммиака в случае аварии; аварийная противодымная вентиляция устанавливается для удаления дыма при пожаре для обеспечения эвакуации людей из помещений здания в начальной стадии пожара.

Для эффективной работы системы вентиляции необходимо выполнение следующих технических и санитарно-гигиенических требований:

  • количество приточного воздуха должно соответствовать количеству удаляемого или разница между ними должна быть минимальной;
  • приточные и вытяжные системы в помещении должны быть правильно размещены. Свежий воздух необходимо подавать в те части помещения, где количество вредных выделений минимальное, а удалять – где количество вредных выделений максимальное. Приток воздуха должен производиться, как правило, в рабочую зону, а вытяжка – из верхней зоны помещения. В ряде случаев (при удалении вредных газов с плотностью большей, чем у воздуха, например, фреона) вытяжку производят из нижней зоны;
  • система вентиляции не должна создавать шум на рабочих местах, превышающий предельно допустимый уровень;
  • система вентиляции не должна вызывать переохлаждения или перегрева работающих;
  • система вентиляции должна быть электро-, пожаро-, взрывобезопасна, простая по устройству, надежна в эксплуатации и эффективна.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое микроклимат в производственных помещениях?
  • 2. Как осуществляется терморегуляция организма человека?
  • 3. Как нормируется микроклимат?
  • 4. Как проводятся измерение параметров микроклимата на рабочем месте?
  • 5. Что относится к основным мероприятиям по обеспечению благоприятного микроклимата?
  • 6. С какой целью необходимо проводить ионизацию воздуха в помещениях?
  • 7. Как нормируется аэроионный состав воздуха в помещениях?
  • 8. Какие вещества на производстве называются вредными?
  • 9. Какое действие на организм человека могут оказывать вредные вещества?
  • 10. Какими показателями характеризуется вредное воздействие веществ?
  • 11. Как образуется производственная пыль?
  • 12. Какие вредные и опасные свойства имеют производственные пыли?
  • 13. Как нормируется содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны?
  • 14. Какие вредные свойства для здоровья человека имеет аммиак и фреон?
  • 15. Какое действие на человека оказывает сероводород?
  • 16. В чем заключается опасность для здоровья человека оксида углерода?
  • 17. Какое действие на человека оказывают хлор и фосген?
  • 18. По каким показателям проводится контроль состояния загрязнения воздуха рабочей зоны?
  • 19. Какими методами проводится контроль воздушной среды на наличие вредных веществ?
  • 20. Какие мероприятия проводятся для профилактики заболеваний от загрязнения производственной среды вредными веществами?

Направления профилактики

Задачи и пути их реализации

Психологическое

Коррекция неправильного воспитания и ранних аномалий развития личности. Индивидуальная психолого-педагогическая работа с «трудными» подростками, уязвимыми в отношении отклоняющегося поведения.

Педагогическое

Последовательное антиалкогольное, антиникотиновое и антинаркотическое воспитание в школе с I по XI класс. Формирование трезвеннических установок и здорового образа жизни у подрастающего поколения.

Санитарно-гигиеническое

Повышение санитарной грамотности и культуры населения. Антиалкогольная, антиникотиновая и антинаркотическая пропаганда среди широких слоев населения. Искоренение вредных для здоровья привычек.

Медико-социальное

Комплексная работа с группой риска - лицами, злоупотребляющими алкоголем, табачными изделиями, наркотическими, и токсиманическими средствами. Санирование биологической почвы. Работа по индивидуальным планам медико-педагогических мероприятий.

Здравоохранительное

Развитие и совершенствование наркологической службы. Осуществление мер по уменьшению распространенности пьянства, алкоголизма, никотиномании, наркомании, токсикомании и их последствий. Широкая антинаркотическая работа всей общемедицинской сети.

Административно-правовое

Правовое регулирование с целью преодоления пьянства и алкоголизма, минимизации курения, повышения ответственности за потребление наркотиков; строгое соблюдение

Законодательства об уголовной ответственности за приобщение к употреблению наркотиков (особенно детей и подростков)

Экономическое

Государственные мероприятия по уменьшению экономической зависимости бюджета от продажи любых алкогольных изделий (включая пиво), а также табачных изделий, что позволит реализовать наступательные меры против пьянства, алкоголизма, отравления табачным дымом не только курящих, но и пассивных курильщиков). Финансирование программ борьбы с любым наркобизнесом.

Организацию широкой профилактики употребления наркотических средств и психотропных веществ необходимо начинать с разработки целевых программ, направленных на снижение спроса на наркотики и на подготовку специалистов, способных реализовать эти программы.

Цель профилактической работы - создание в молодежной среде ситуации, препятствующей росту спроса и злоупотреблению, какими то ни было интоксикантами.

Из числа учреждений, имеющих возможность участвовать в антинаркотической профилактике, образовательное учреждение как социальный институт располагает уникальными возможностями для успешной реализации ее задач, поскольку просветительскую деятельность оно может вести на протяжении всего периода обучения детей и подростков.

Именно учебные заведения располагают возможностью привить детям навыки здорового образа жизни, оказать влияние на уровень притязаний и самооценку учащегося. У педагога имеется свободный доступ к семье подростка при необходимости анализа и контроля беспокоящей его ситуации.

В ходе выполнения профилактических программ учащимся должны предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека. Информация должна быть уместной, достоверной, особенно в части последствий злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, не только для самого наркомана, но и для общества. Необходима пропаганда здорового образа жизни, позволяющего на основе формирования жизненной оптимальной установки противостоять желанию попробовать наркотик даже в стрессовой ситуации. Информация должна быть направлена, т.е. учитывающей пол, возраст, убеждения, присущие аудитории. Стратегия антинаркотического просвещения предусматривает участие в нем родителей и других взрослых людей, мнение которых для ребенка очень важно.

Дети 10-12 лет. Их интересует все, что связанно с наркотиками и их действием, способы употребления о последствиях злоупотребления ими детьми уже слышали, но всерьез не воспринимают. Сами не употребляют наркотики (возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы. Занятия о наркотиках и их действии отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.

Подростки 12-14 лет. О наркотиках знают немало, в основном из опыта знакомых; многие сведения недостоверны; пробовали наркотики немногие - в основном из любопытства; многие знакомы с потребителями алкоголя. Опасность злоупотребления недооценивается. Основной интерес - к возможности употребления «легких» наркотиков; говорят о проблеме между собой, о ее глобальности задумываются немногие.

Подростки 14-16 лет. В этой возрастной группе по отношению к наркотикам выделяются три подгруппы:

А. Употребляющие и сочувствующие - их интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении, с возможностью и продолжительностью употребления без формирования зависимости. Употребление считается признаком независимости. Среди членов группы много лидеров.

Б. Радикальные противники - «сам никогда не буду и другу не дам погибнуть», большинство членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.

В. Группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная ее часть, может приобщиться к их употреблению под влиянием друзей

Подростки 16-18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно изменяются знания о наркотиках, они детализируются, становятся более объективными. В группе употребляющих и сочувствующих пожинают первые горькие плоды, в связи с этим наибольший интерес вызывают криминальные последствия употребления наркотиков и скорость процессов, отрицательно влияющих на здоровье. Глобальной проблемой наркоманию считают немногие. Среди радикальных противников растет число людей, осознающих необходимость активных действий по преодолению детской, подростковой и молодежной наркомании.

Профилактическую работу в заданной возрастной группе следует начинать не с запугивания, а с информации о том, что большинство молодежи все-таки не употребляют наркотики. Следовательно, главная задача - способствовать развитию жизненно важных навыков, которые удерживают от наркотиков, отказ же от наркотиков - это то, чем можно и нужно гордиться. Стратегией профилактики должно стать руководство со стороны взрослых с целью добровольного выбора молодежи в пользу здорового образа жизни.

Здесь наличествует другая трудность - отношение части руководителей учебных заведений к профилактике. Сохраняются стереотипы тоталитарного мышления, стратегия антинаркотической работы они видится в ужесточении репрессий, запугивании молодежи. Другая часть директоров школ и училищ еще психологически не готова к профилактической работе с подростками из-за чувства страха, негативного отношения к этой острой социальной проблеме.

Выделяют различные направления антинаркотической профилактики.

Одно из направлений можно назвать запретительным. Оно обычно реализуется через систему морализирования по поводу того, что приобщение к наркотикам - это нарушение всевозможных существующих в обществе социально-нравственных, этических и других норм, либо через систему мер, связанную с запугиванием человека. Этот механизм воздействия на молодежь реализуется через идею пропаганды опасности потребления наркотиков. Нужно отметить, что данный этап США и многие другие страны Западной Европы прошли в 1950-1970 гг. В России подобная практика осуществлялась вплоть до 1985 г. Низкая эффективность подобной политики в области антинаркотической профилактики доказана на практике.

Следующее направление можно назвать информационным. Оно в различных аспектах популярно в наши дни. Детям и подросткам довольно много рассказывают о вреде наркотиков, о механизме действия их на организм человека, о последствиях употребления различных ПАВ. Сейчас у нас в стране стало модным раздавать буклеты и развешивать плакаты о вреде наркотиков. Такая работа, естественно, приносит определенную пользу.

Следующее направление антинаркотической профилактики - это пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья. В ходе такой работы поощряется развитие альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой употребления наркотиков и других ПАВ. Практика реализации данного направления доказала свою эффективность.

Следующее направление - личностно-ориентированное. Механизм его реализации нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у человека навыки самостоятельного принятия решений, противостояния давлению группы, преодоления стрессовых, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций, а также проблем общения. Существуют различные программы в этом направлении. Их общая цель - научить человека управлять собой и объективно оценивать свои действия и поступки, развить его веру в свои силы и возможности, помочь ему достигнуть социально значимых результатов в жизни.

Каждое из вышерассмотренных направлений имеет как преимущества, так и недостатки. Для того чтобы реализовать все положительное в комплексе из тех направлений, о которых шла речь выше, необходимы широко развитая сеть различных социальных институтов, их взаимодействие с органами власти и органами местного самоуправления.

Существуют различные конвенции, соглашения, договоры о борьбе с наркоманией и с незаконным оборотом наркотиков. Во многих развитых государствах сегодня существует система правового, медицинского, социального и прочего обеспечения реабилитации наркоманов одновременно с помощью пропагандистских компаний против наркотиков.

В конце концов, каждый должен осознать тот факт, что борьба с наркоманией начинается, прежде всего, с семьи, со школы, с института, университета и оставаться в стороне, и - надеяться, что государство сделает все без поддержки граждан не просто наивно, но и даже преступно.

Вывод: наркотизм - реальная проблема, стоящая перед всеми без исключения современными обществами. Это осознается большинством населения России, оценивается соответственно. Почти половина (46%) опрошенных отметили, что наркомания - это показатель кризиса и деградации нашего общества, общей ситуации в стране; 16% респондентов считают, что молодежь обращается к наркотикам из-за низкого развития культуры, а 14% - из-за распущенности современной молодежи и слабой воли. Десятая часть студентов обратили внимание на связь между процветанием наркомании и глубокой криминализацией государственных, структур, а 7% согласны с тем, что государство наплевательски относится к молодежи.

В этом случае профилактика необходимый шаг на пути приостановки наркотизма.

Профилактические мероприятия при инфекционных болезнях предусматривают комплексное воздействие на все три звена эпи­зоотической цепи (процесса). В первую очередь необходимо исключить из эпизоотического процесса источники возбудителя, которыми являются больные животные. Для этого больных изолируют и в зависимости от болезни их лечат или уничтожают. Эта простая операция обеспечивает предотвращение загрязнения возбудителем окружающей среды. Выздоровевших животных содержат обособленной группой, не допуская контакта с неболевшими животными (выздоровевшие животные могут оставаться длительное время носителями и выделителями вирулентного возбудителя болезни). Учитывая, что носителями и выделителями возбудителя могут быть мыши, крысы, а также насекомые, проводят мероприятия по их уничтожению.

В благополучных хозяйствах и регионах постоянно осуществляют мероприятия по защите их от заноса возбудителей инфекционных болезней, систематически проводят работу по своевременной и ранней диагностике их.

Помещение, в котором заболели животные, очищают от навоза, остатков кормов, промывают и дезинфицируют (текущая дезинфекция). Для дезинфекции используют дезинфицирующие средства, губительно действующие на конкретного возбудителя болезни. Эти меры обеспечивают устранение механизмов передачи возбудителя от больных к здоровым животным.

Одновременно проводят работу, направленную на повышение неспецифической и специфической устойчивости животных к возбудителю. Против многих инфекционных болезней бактериальной и вирусной этиологии имеются специфические средства защиты - вакцины, гипериммунные сыворотки, иммуноглобулины, бактериофаги.

Вакцины - это биологические препараты, полученные из бактерий и продуктов их жизнедеятельности, а также из вирусов. После их введения в организме формируется активный иммунитет против соответствующей инфекционной болезни. Различают живые и инактивированные вакцины.

Живые вакцины - это препараты, приготовленные из живых с ослабленной вирулентностью (аттенуированных) штаммов бактерий и вирусов, сохранивших способность размножаться и приживаться в организме животных, обусловливая у них выработку иммунитета.

Инактивированные вакцины - это препараты из высоковирулентных микроорганизмов (бактерий или вирусов), убитых физическими или химическими методами воздействия (высокой температурой, формальдегидом, фенолом и др.). К инактивированным вакцинам относя также анатоксины - токсины микроорганизмов, обезвреженные теплом и формальдегидом (анатоксин против столбняка, ботулизма и др.).

Живые и убитые вакцины вводят парентерально (подкожно, внутримышечно, внутрикожно), энтерально (с кормом или водой и респираторно (путем создания аэрозолей в камерах или в гермитизированных помещениях). Для профилактики и лечения желудочно-кишечных болезней молодняка используют пробиотики - живые культуры молочно­кислых и других бактерий, которые заселяют кишечник, вытесня­ют условно-патогенные, болезнетворные и гнилостные микроор­ганизмы. Наиболее полезны пробиотики, в состав которых входят лактококки, ацидофильные и бифидобактерии (лактобактерин, лактобифадол, стрептобифид и др.).

Профилактика инвазионных заболеваний

По мнению К. И. Скрябина, современная профилактика ис­пользует два вида оздоровительных мероприятий: наступление и оборону .

Говоря о профилактике инвазионных болезней, не следует забывать о том, что есть возбудители, которые заражают как человека, так и животных (). Поэтому уничтожение возбудителей у одного предотвращает заболевание другого.

В целом в животноводстве достаточно широко применяют биологические и химические методы профилактики. К биологическим методам относятся такие, при которых целенаправленные действия специалиста приводят к гибели инвазионного начала — яиц и личинок, взрослых особей, промежуточных хозяев или переносчиков, вследствие чего нарушается контакт возбудителя реципиентом. К этим мероприятиям относятся распахивание земель и мелиоративные работы на пастбищах, их смена или изоляция неблагополучных участков с учетом продолжительности жизнеспособности яиц, личинок и т. д., создание долголетних и культурных пастбищ, уничтожение кочек и кротовин, мелких кустарников, биотермия навоза.

Достаточно эффективна в профилактике многих инвазионных болезней смена пастбищ. Однако с учетом того, что в отдельных зонах страны пастбищные участки ограничены, этот метод следует применять в соответствии с территориальными возможностями, путем краткосрочного чередования пастбищ. Например, при диктиокаулезе в зависимости от времени года - от 3 до 15 сут, фасциолезе - 1-1,5 мес. Но при мониезиозах этот метод для хозяйств с ограниченными пастбищами не может быть использован так как орибатиды - промежуточные хозяева мониезий - живут до двух лет.

С целью профилактики протозойных болезней химиопрепараты вводят животным парентерально с учетом времени года, эпизоотологической ситуации в данном регионе. Так, для профилактики случной болезни в неблагополучных хозяйствах клинически здоровым жеребцам перед случным сезоном и 1,5 мес после него вводят наганин . Введение крупному рогатому скоту беренила и азидина в эпизоотических очагах в начале вспышки пироплазмоза предохраняет животных от заболевания 2-3 нед.

Наиболее широко химиопрепараты используют для профилактики гельминтозов. Каждая плановая дегельминтация (имагинальная, преимагинальная или постмагинальная) имеет профилактическое значение. При этом пресекается развитие патологических процессов в организме зараженного животного и предупреждается рассеивание инвазии во внешней среде.

Так, против стронгилятозов и мониезиозов овец с этой целью в нашей стране давно применяют солефенотиазиновую (в соотно­шении соответственно 9: 1) и солефенотиазиномеднокупоросовую (1 часть сульфата меди + 10 частей фенотиазина + 100 частей поваренной соли) смеси. Их дают длительное время в деревянных корытах, защищенных от дождя навесами. Брикеты этих смесей для профилактики менее эффективны. Во избежание интоксика­ции организма при длительном применении смесей сульфата меди следует добавлять в смесь сульфат магния и др.

Длительное применение фенотиазина в стойловый период сни­жает переваримость кормов и обусловливает интоксикацию орга­низма. Поэтому в каждом случае использования указанных смесей нужно знать оптимальные сроки химиопрофилактики. Например, в Нечерноземье молодняк овец массово заражается личинками кишечных и легочных стронгилят в августе и сентябре, следова­тельно, солефенотиазиновую смесь весьма рационально давать в это время.

Если гельминтозы осложнены вторичными инфекциями, к хи-миопрофилактическим средствам следует добавлять те или иные антибиотики, сульфаниламидные препараты и др.

Прежде всего на промышленных фермах значительно огра­ничена роль пастбищ. Более широко стали применять выгул на специально отведенных площадках, вместо естественных ис­пользуют культурные пастбища, для поения - водопроводную воду. Значительно улучшается санитарное состояние помещений, в которых устраивают щелевые полы и гидросмыв, животные получают полноценные корма. В таких условиях резко сокращается возможность заражения возбудителями фасциолеза, диктиокаулеза, гиподерматоза, но возникает опасность заболевания цистицеркозом и некоторыми кишечными нематодозами, онхоцеркозом, эймериозом, эхинококкозом, псороптозом. При комплектовании откормочного поголовья в хозяйства по­ступает молодняк преимущественно до одного года, старше года и взрослые выбракованные животные. Две последние группы вотных, как правило, неблагополучны по инвазиям.

Для специализированных откормочных скотоводческих хозяйств с целью профилактики инвазии можно рекомендовать следующие меры: отдавать предпочтение комплектованию невыпасавшимся молодняком; практиковать стойловое или стойлово — выгульное содержание и иметь твердое покрытие площадок.

Хозяйства-поставщики должны применять меры профилактики, но при обнаружении гельминтозов и других инвазий проводить соответствующие мероприятия, предотвращающие дальнейшее распространение болезней.

Для профилактики финноза, эхинококкоза и других ларвальных цестодозов необходимо проводить медицинские обследования персонала (1-2 раза в год), на территории ферм строго лимитировать число собак и кошек, проводить их диагностические исследования один раз в 3-6 мес. При поступлении животных следует проводить комплексные диагностические исследования на инвазионные заболевания и при необходимости профилактические обработки. Затем диагностические исследования в зависимости от конкретных ситуаций проводить ежеквартально.

В одних хозяйствах дойные коровы круглый год находятся на стойлово-выгульном содержании, в других - их выпасают. В хозяйствах, в которых животных содержат на стойлово-выгульном содержании, кишечных гельминтов у взрослых животных не обнаруживают и только у телят выявляют стронгилоидесов реже - отдельных кишечных нематод. Но в хозяйствах, где практикуют выпас, находят нематод многих видов, фасциол и реже — мониезий.

В целом для хозяйств, специализирующихся на производстве молока, можно рекомендовать следующее:

  • при организации хозяйства предпочтение отдавать системе круглогодового стойлово-выгульного содержания (на площадке с твердым покрытием), профилактировать финнозы;
  • при комплектовании поголовья предварительно его обследовать и при необходимости обработать;
  • коровники строить на сухих возвышенных участках, поить скот из водопровода, тщательно очищать помещение от навоза, кормушки от мусора;
  • периодически проводить дезинфекцию и дезинвазию животноводческих помещений;
  • навоз, как правило, подвергать термической обработке и пользовать его затем для удобрения полей.

В хозяйствах с пастбищным содержанием скота следует обратить внимание на состояние пастбищ, наличие луж и мелких водоемов, а главное - нужно внедрять культурные пастбища, изучать гельминтологическую ситуацию по биогельминтозам, профилактировать телязиоз и другие заболевания.

Как правило, птицу выращивают с использованием комбинированного или напольного содержания. При комбинированном содержании цыплят первого (1-30 сут) и второго (31-60 сут) возраста выращивают в клетках, третьего возраста (61-160 сут) клетках или на полу. Установлено, что выращивание цыплят в клетках почти полностью профилактирует гельминтозы и эймериозы. Единственный путь заражения при этом способе содержания - через корма, загрязненные яйцами аскаридий, гетеракисов и ооцистами эймерий.

При выращивании молодняка на полу с твердым покрытием соблюдении санитарных норм гельминтозы возникают в редких случаях. Однако использование выгулов открывает путь инвазии. Особо неблагополучны те птичники, в которых молодняк содержат на земляном полу на несменяемой подстилке. Экстенсивность инвазии тогда может достичь 100 %.

Основные профилактические мероприятия по предупреждению травматизма в процессе занятий физическими упражнениями заключаются в соответствии гигиеническим нормам и требованиям места проведения занятий, одежды, используемого инвентаря, а также контроле за физической нагрузкой.

Помещение, где проводятся занятия физическими упражнениями, должно быть проветренным и чистым. Температура воздуха в помещении не должна превышать +20° С. Выполнять упражнения лучше всего при открытой форточке или окне, избегая сквозняка Оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями зависит от санитарного состояния раздевалок, спортивного зала, душевых. Пребывание в пыльной, душной раздевалке снижает эффект тренировки. Одежда для занятий должна быть достаточно свободной, удобной, лёгкой и не затруднять дыхания. После занятий необходимо сменить всё нательное бельё. Спортивную одежду нужно надевать только на тренировки и соревнования, а не носить её постоянно. Для сохранения гигиенических свойств её нужно регулярно сушить, проветривать и стирать. Одежда из синтетических материалов рекомендуется только для защиты от дождя и ветра.

Обувь для занятий должна быть прочной, лёгкой и не тесной. Спортивная обувь и носки должны быть сухими и чистыми. В мокрой обуви можно получить потёртости, а при низкой температуре воздуха и отморожения.

Все спортивные оборудование, установленные в закрытых или открытых местах занятий, должны быть закреплены и находиться в исправности. Гриф перекладины перед выполнением упражнений и после их окончания протирается тряпкой и зачищается шкуркой. При выдвижении ноги «козла», «коня» (гимнастических снарядов) прочно закрепляются в заданном положении. Гимнастические маты укладываются вплотную вокруг гимнастического снаряда, обеспечивая плоскость соскока или предполагаемого срыва и падения.

Вес снарядов для выполнения упражнений и метания должен соответствовать возрасту и физической подготовленности учащихся. В целях предупреждения травматизма занятия должны проводиться регулярно, с постоянным увеличением физической нагрузки. Каждое занятие и выступление на соревнованиях следует начинать с разминки. Разминка, как говорят спортсмены, «разогревает» организм и тем самым готовит его к выполнению более сложных упражнений. В основе разминки лежит определённая физиологическая закономерность: организм человека не может сразу перейти от покоя к напряжённой работе. Период постепенного усиления деятельности систем и органов получил название врабатываемости. Именно в процессе разминки происходит врабатываемость организма, чем и обеспечивается предупреждение травматизма.



Профилактические методы для предупреждения развития плоскостопия (общеразвивающие, корригирующие и специальные упражнения)

Первые признаки плоскостопия - утомляемость ног, ноющие боли в стопе (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии), мышцах голени и бедра, пояснице. К вечеру может появиться отёк стопы. Для предупреждения развития плоскостопия необходимо соблюдать профилактические меры:

Не носить тесную обувь, а также обувь на высоком каблуке или плоской подошве. Высота каблука должна быть не более 4 см;

Пользоваться супинаторами для уменьшения деформации свода стопы, систематически выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы свода стопы и голени;

Выполнять упражнения для нижних конечностей (приседания, ходьба, бег, упражнения для укрепления мышц свода стопы) и дополнительно - ходить босиком по скошенной траве, галечнику.

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции начальных форм плоскостопия

1. Удерживая мяч между ногами, идти, стараясь не уронить его.

2. Сидя на полу, упереться в пол руками и как можно выше поднять мяч стопами ног.

3. Заложив руки за голову, пройти боком по палке, лежащей на полу.

4. Поднять пальцами ног с пола ткань размером с носовой платок.

5. Стопой вращать мяч на полу.

6. Сидя на стуле, брать пальцами ног разбросанные на полу различные предметы (игрушки, карандаши, ластик и т. д.) и складывать их в одно обозначенное место.

7. Ходьба вниз по наклонной плоскости.

8. Ходьба попеременно на носках и пятках.