Важнейший фактор развития личности подростка. Формирование личности подростка. Формирование волевых качеств

02.04.2019

Важнейшей психологической характеристикой подросткового возраста является интенсивное нравственное формирование личности, формирование нравственного сознания, овладение морально-этическими нормами поведения. В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и заметное созревание личности, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности, в процессе учебно-воспитательной работы школы, под идейным руководством воспитателей и коллектива.

В подростковом возрасте интенсивно формируется:
а) Мировоззрение . Подростковый возраст - это возраст начала интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении. Если, будучи младшим школьником, он чаще действовал по непосредственному указанию старших - учителей и родителей,- либо под влиянием своих случайных и импульсивных побуждений, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения.

б) Нравственное сознание . Учителю, воспитателю надо иметь в виду, что именно в этом возрасте закладываются основы нравственного сознания. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. Но именно потому, что этот возраст является возрастом интенсивного нравственного развития, надо помнить, что порой в сознании подростка могут сформироваться (иногда совершенно неожиданно для педагога) нравственные понятия и убеждения, противоречащие тем, которые воспитателю хотелось бы внедрить в сознание школьника.

В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения складываются и нравственные идеалы подростков. Эти идеалы являются достаточно глубокими, содержательными, действенными и служат своеобразным моральным эталоном, на который подросток равняет свое поведение. В мечтах подростки как бы проектируют свою будущую жизнь и деятельность. В мечте воплощается идеал, к которому они стремятся. Большие дела и люди героических профессий, люди науки и труда занимают умы и души наших подростков.

Ошибки в формировании моральных понятий и убеждений . Однако многочисленные исследования показали, что моральные понятия и убеждения подростка, формирующиеся стихийно, вне правильного идейного руководства, под влиянием неверно понятых фактов, книг, кинокартин, самостоятельного анализа поведения взрослых могут быть ошибочными, незрелыми. Подросток в этих случаях может заблуждаться, иногда следовать чуждым нам по духу моральным принципам и установкам.
Примеры ошибочных высказываний подростков разного возраста .

· «Чуткость - это свойство слабых и слабовольных людей, а настоящий мужественный человек должен быть прямым, холодным, непреклонным, грубоватым и резким». (Заметим, что подростки изо всех сил стараются быть настоящими мужественными людьми.)

· Подростки-мальчики склонны к проявлению молодечества, лихачества, что ведет иногда к нарушениям дисциплины, даже серьезным. Они считают: «Мужество или смелость - это действие с риском для жизни, когда человек идет на самое опасное дело, все равно, ради чего. Важно, что не боится. Пусть ненужная смелость, а все-таки смелость. Глупая смелость лучше, чем умная трусость»; «Показная и ненужная смелость - это исконно русская лихость и удальство, молодецкая удаль, когда человек ничего не боится и ни с чем не считается. Сам Горький писал: «Безумству храбрых поем мы песню!»;

· Весьма распространенная в подростковом возрасте положительная оценка упрямства связана с неправильным представлением о принципиальности, независимости и самостоятельности - качествах, очень ценимых подростками.
«Упрямство - это на глупых делах закалять волю» (12 лет); «Хочу быть самостоятельным и обходиться без чужих советов. В жизни не всегда будет у тебя советчик. Пусть плохо и глупо, зато делаю, как хочу» (14 лет); «Пусть упрямый часто и неправ, но сегодня он настоит на своем, хотя неправ, а завтра настоит, будучи правым. Прежде чем пробовать волю на больших делах, надо пробовать ее на пустяках» (15 лет). На замечание старшего: «Это верно, что волю надо воспитывать на малых делах, но ведь и эти дела могут быть разумными, почему не закалять волю на них?» - тот же подросток ответил: «Да, можно, но это много скучнее, да и нет сознания, что борешься и побеждаешь чужую волю». Другой подросток продолжил эту мысль: «Для меня дело не Оказывается, все дело в стремлении побеждать чужую волю. При этом не так важно, кто прав. В подростковом возрасте, когда человек складывается как личность, ему важно чувствовать себя взрослым, сознавать, что он может противостоять воле старших. в том, кто прав, а кто настоит на своем!»

В работе с подростками главным, конечно, остается организация правильного нравственного опыта подростка, в процессе которого он убеждается в справедливости и бесспорности усваиваемых им нравственных норм и в необходимости следовать им в повседневной жизни.

Задание: Как вы думаете, что может способствовать формированию нравственных качеств личности подростков в условиях лагеря? Перечислите мероприятия, игры, упражнения. Предложите формы деятельности.

в) Самосознание. Одним из самых важных моментов в развитии личности подростка является формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. Он начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое «я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Начало формирования и дальнейшее развитие самосознания накладывают отпечаток на всю психическую жизнь подростка, на характер его учебной деятельности, на формирование его отношений к окружающему, взаимоотношений его с людьми. Самосознание не означает отрыва от действительности и ухода в мир внутренних переживаний, не является проявлением своеобразного стремления к самопознанию и самокопанию, бесконечному и бесплодному самоанализу. Потребность самосознания возникает из потребностей жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых, коллектива. В связи с ростом интереса к коллективу и общественной жизни у подростка возникает потребность оценить свои возможности, найти свое место в коллективе, осознать, какие особенности его поведения и личности помогают или, наоборот, мешают ему быть на высоте предъявляемых ему требований.

В лагере работа с ребятами организуется таким образом, чтобы подростки могли реализовать эту потребность в самосознании. Прежде всего, это упражнения (тренинг), веревочный курс и пр. С данными методами работы вы познакомитесь на последующих занятиях семинара.

г) «Я-концепция». Основным психологическим феноменом, характеризующим подростковый возраст является резкий скачок в процессе формирования Я-концепции. В основном это связано с развитием самосознания. В этот период оно обогащается таким важным открытием, как открытие подростком своего внутреннего мира. Это открытие вносит большой переполох в доселе размеренную и спокойную сознательную часть духовной жизни ребенка

Очевидна необходимость со стороны взрослых пробуждать у подростков стремление к самовоспитанию. Надо убедить подростков, что это возможно, помочь им правильно разобраться в своих достоинствах и недостатках, указать на правильные пути самовоспитания, разумные формы самоконтроля за поведением.

Исходя из личностных особенностей работа с подростками направлена на:

· Способствуем формированию нравственного сознания подростков (через деятельность, собственный пример, приобщение к культуре)

· Способствуем формированию самосознания. Решающее значение для развития самосознания подростка имеет его жизнь в коллективе, где существуют правильные оценочные отношения, которые формируют у подростка верную самооценку. Поэтому очень важно быть синзетивным к динамике отношений в группе. Важно быть хорошим наблюдателем, понимать, чувствовать состояние каждого участника. Эта информация дает «пищу для размышления» инструктору и играет определяющую роль в выборе форм работы, организации жизнедеятельности, управлении группой, выборе стратегии поведения.

· Воспитание через коллектив. На стадии подросткового возраста дружба по своей структуре и функциям представляет новый уровень развития этой формы взаимоотношений, служит взаимодополнению и обогащению личности друзей, осознанию качеств своей личности, самовоспитанию и в итоге - нравственному развитию подростков. Эмоционально окрашенное стремление подростка принимать активное участие в жизни коллектива имеет для него огромное значение. Приобретаемый опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности. В коллективе разбивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять, когда это нужно, личные интересы интересам коллектива. Для подростка очень важно мнение коллектива сверстников, оценка коллективом его поступков и поведения.
Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на дружное воздействие коллектива товарищей. Поэтому предъявление требований к подростку в коллективе и через коллектив - один из путей формирования его личности. В воспитательной работе с подростками особенно надо стремиться к тому, чтобы прямое педагогическое воздействие постепенно перерастало в косвенное педагогическое воздействие через коллектив. Организация здорового, единого, целеустремленного коллектива и правильных взаимоотношений в нем, здорового общественного мнения, включение подростка в жизнь такого коллектива - важнейший путь формирования полноценной личности в подростковом возрасте.

· Формирование волевых качеств. Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а следовательно, внутренне более собранным и организованным. А это, в свою очередь, способствует формированию волевых качеств личности.

Чувство взрослости

Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте является формирование у подростка своеобразного «чувства взрослости» как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому, переживание готовности подростка жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни.

Исследования психологов (в первую очередь Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой) выявили характерные черты чувства взрослости :

· в социально-моральной сфере (относительная эмансипация от взрослых, наличие собственных взглядов и суждений)

· в интеллектуальной деятельности (самостоятельность в усвоении знаний)

· в интересах, в элементах романических отношений (подражание взрослым)

· в характере развлечений, во внешнем облике и манере поведения (также подражание взрослым).

Формы проявления:

· Критичность к взрослым . В связи с формированием чувства взрослости у подростков появляется черта, которую можно определить как проявление повышенной критичности по отношению к взрослым. Одним из признаков взрослости подросток считает свое умение подмечать недостатки и промахи старших. Делается это не для того, чтобы принизить их, а для того, чтобы утвердить себя в состоянии взрослости. И ход рассуждения подростка таков: если я способен видеть недостатки взрослых людей, то это лишнее свидетельство того, что я и сам взрослый

· Конфликтное поведение , протест. Чувство взрослости выражается в отношении подростка к себе как к взрослому и желании объективно утвердить свою взрослость. Он претендует на такое же отношение к нему окружающих, проявляет желание оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства взрослых, отстаивать свои взгляды и убеждения, несмотря на противодействие взрослых. Словом, как отмечает А. Г. Ковалев, подросток, созревший для более активного социального положения, начинает бороться за это положение, ломая прежние к нему отношения, сложившиеся в пору его детства. Подросток всячески протестует, когда его мелочно контролируют, наказывают, требуют послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами. Ошибочное представление, будто подросток еще маленький ребенок, не способный к проявлению собственной инициативы, ставит его в зависимое положение, исключает возможность сотрудничества с ним. Например, в некоторых семьях самостоятельность подростков, - понятие весьма относительное. Матери и отцы, сознавая необходимость изменения отношений с растущими детьми, стараются шире вовлекать их в семейные дела, в разнообразный труд, дают им те или иные поручения. Но и при этом подростки сами не выбирают дела, не участвуют в его планировании, все строго регламентируется взрослыми.

· Подражание. Возникшее чувство взрослости заставляет искать ответа на вопрос: а что значит быть взрослым? По-видимому, подросток сам себе дает такой ответ: нужно присматриваться к взрослым, к тому, что они делают, как они себя ведут. Как они себя ведут, так, видимо, и ему следует себя вести, если он хочет быть взрослым, рассуждает подросток. Поэтому очень важно, чтобы педагог своим личным примером воспитывал подростка, чтобы, глядя на старшего, наблюдая за его поведением, отношением к людям, к себе самому, подросток воспринимал хорошее, подражал правильному. Для подростка пример поведения взрослых, и в частности личный пример учителей, приобретает особо важное значение. Учителя должны постоянно помнить, что за ними следят пытливые глаза подростка, что они воспитывают подростка не только своими словами, но и своим поведением. Даже отдельные (и нередко случайные) промахи и проступки воспитателя (не говоря уже о постоянных, привычных отрицательных проявлениях) могут стать отрицательным примером, дурно повлиять на поведение подростков.

Причины формирования чувства взрослости:

Сознание собственной взрослости возникает у подростка не случайно. Он чувствует общее нарастание своих сил и энергии, видит, как быстро увеличивается его рост, вес, физическая сила и выносливость, замечает у себя появление вторичных половых признаков. Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, что кое в чем он начинает превосходить многих взрослых, например своих родителей, а порой (в частных вопросах) и отдельных учителей. Активно формируется самосознание подростка, его «Я-концепция», мировоззрение.

Последствия:

Переоценивая свои возможности, подростки приходят к убеждению, что они почти не отличаются от взрослых людей, и претендуют на то, чтобы и взрослые относились к ним как к равным. Возникает противоречие между потребностью подростков участвовать в жизни взрослых в качестве полноправных членов и несоответствием этому реальных возможностей, отсутствием жизненного опыта. Это может привести:

· Неуспех в деятельности

· Проблемы в общении (деструктивность, неудовлетворении потребности в общении и т.д.)

· Негативное эмоциональное состояние

· Личностные проблемы (неадекватная самооценка, неуверенность, нерешительность и т.д.)

Работа с подростком :

· Не употреблять тон приказа и распоряжения . По отношению к подростку необходимо отказаться от злоупотребления тоном категорических распоряжений и приказов, безоговорочных диктатов и безапелляционных требований. Подчеркнем, что речь идет не об отказе от требований вообще, а об отказе от грубых и резких форм, о придании требованиям и распоряжениям более тактичной формы.

· Использовать тон убеждения, совета или просьбы. Приказ часто вызывает отрицательную реакцию, тогда как к совету другое отношение, потому что в глазах подростка - это уже форма отношений взрослого с равным. Если директор говорит: «Ребята, мне хотелось бы посоветоваться с вами, как лучше в вашем классе наладить дисциплину»,- то это всегда производит благоприятное впечатление. Разумеется, отказ подростка выполнить требование вынуждает взрослого к более твердой и жесткой форме обращения.

· Принцип добровольности. Привлекая детей к обсуждению совершаемых дел не принуждать их к выполнению. Заинтересовать, позволить ребятам проявить инициативу, творчество, использовать их возможности, в том числе активность, энергию, их стремление к самостоятельности.

· Позиция взрослого – друг, старший товарищ . Только это ведет к обеспечению подлинного единства взрослых и детей, к ликвидации той обособленности родителей и подростков, при которой они живут разными интересами, одни - командуют - другие выполняют команды

· Апеллирование к взрослому человеку в лице подростка , к его разуму, рассчитывают на его понимание, тем самым достаточно высоко оценивая его мыслительные способности. У него возникает желание оправдать эти надежды, быть достойным такого отношения.

Задание: Давайте подумаем, как может проявится новообразование данного периода «чувство взрослости» в лагере. Напишите 2-3 ситуации, с которыми вы можете столкнуться в лагере и предложите пути их решения.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. С этим возрастом связаны глобальные изменения в психологических структурах личности, сложившихся в детском возрасте. Возникают зачатки сознательного поведения, формируются нравственные представления и социальные установки. Все эти изменения и новообразования в подростковом возрасте требуют от педагога применения целого комплекса мер, направленных на изучение индивидуальных особенностей подростка и формирования на их основе системы воспитательного процесса.

Личность подростка в этом возрасте приобретает две особые формы самосознания, которые называют чувством взрослости и я-концепцией. Осознание собственной значимости личности, осознание собственного «я» психологически способствует укреплению социальных позиций подростка среди окружающих его людей и человеческого сообщества в целом. В этом возрасте подросток требует, чтобы с его мнением считались, чтобы окружающие видели в нем серьезную, сильную и ответственную личность. У подростка возникает способность анализировать и оценивать накопленный опыт своего поведения в сравнении с поведением окружающих его людей, которая способствует формированию представлений о том, что может произойти с ним в той или иной ситуации. Благодаря этому у него появляется уверенность в собственных силах и возникает внутренне спокойствие.

Возникающее у подростка новое для него чувство взрослости психологически ставит его на один уровень с другими взрослыми людьми. Взросление ребенка в психологическом плане определяет его готовность жить в обществе взрослых людей, общаться с ними на равных и соответственно самостоятельно и независимо ни от кого принимать решения и действовать по своему усмотрению. При этом никаких значительных видимых изменений не происходит, за исключением физической перестройки всего организма. Подросток может оставаться такого же роста и с таким же детским выражением лица, поэтому и резкого изменения отношения к нему со стороны взрослых людей не происходит. Это вызывает в его сознании противоречия, ведь он уже совсем другой человек, и относиться к нему должны по-другому. К сожалению, родители, а зачастую и педагоги не понимают этого и продолжают относиться к подростку как к маленькому ребенку. Подросток в начальном периоде своего взросления достаточно уязвим, его самосознание еще недостаточно окрепло для принятия ответственных решений, однако желание попробовать себя в новой роли очень велико. Он может пристраститься к таким атрибутам взрослой жизни как табак, алкоголь и секс. Понятия о взрослой жизни у подростков почему-то всегда связываются именно с такими вот атрибутами. Между тем эти атрибуты совсем не являются атрибутами взрослой жизни, и только те подростки, которые это вовремя поймут, по-настоящему повзрослели, по крайней мере, морально.

Подражание поведению взрослых может иметь для подростка воспитательное значение, поскольку он вживается в роль взрослого человека, это для него своеобразная ролевая игра. В этом возрасте у подростка могут возникать конфликты с родителями, не позволяющими ему вольностей и старающимися постоянно держать его поведение под контролем. Такой тотальный контроль может быть расценен подростком как диктат и вызвать в нем бунтарские чувства. Контроль родителей должен быть преподнесен как совет более опытных старших товарищей. Современных подростков обвиняют в инфантильности, отсутствии социальной ответственности. Однако виноваты в их инфантильности именно взрослые, которые оберегают их от ответственности, жизненных трудностей, от самостоятельного принятия решений. Подросток, помимо подражания взрослым, часто стремится ни в чем не отличаться от своих сверстников, сливается с толпой для обеспечения собственной эмоциональной безопасности. Такое явление психологи называют социальной мимикрией.

Развитие я-концепции, которое происходит в сознании подростка чаще всего к концу подросткового возраста, ставит его самосознание на новый уровень. Самосознание, понимание подростком своих внутренних качеств и ощущение себя как личности в окружении других людей является важным психологическим этапом формирования личности. Собственная самооценка часто может не совпадать с реальностью, однако очень важно, чтобы подросток сам увидел и понял это. Очень часто у подростков возникает мнительное чувство, что все вокруг поглощены наблюдением за его поведением. Это может вызвать определенную скованность и неуверенность, а как следствие приводит к замкнутости. Побороть это чувство можно при помощи демонстрации видеозаписи его поведения, чтобы он увидел себя со стороны и понял, что он делает не так.

Личность подростка только начинает формироваться. Большое значение имеет самосознание. Впервые ребенок узнает о себе в семье. Именно со слов родителей ребенок узнает, какой он, и составляет мнение о себе, в зависимости от которого в дальнейшем выстраивает отношения с другими людьми.

Это является важным моментом, так как ребенок начинает ставить перед собой определенные цели, достижение которых продиктовано его пониманием своих возможностей и потребностей. Потребность в понимании себя характерна для подростков.

Самосознание ребенка выполняет важную функцию - социально-регуляторную. Понимая и изучая себя, подросток в первую очередь выявляет свои недостатки. У него появляется желание их устранить. По прошествии времени ребенок начинает осознавать все свои индивидуальные особенности (как отрицательные, так и положительные). С этого момента он старается реально оценивать свои возможности и достоинства.

Для этого возраста характерно желание быть похожим на кого-то, т. е. создание устойчивых идеалов.

Для подростков, только вступивших в подростковый период, важными критериями в выборе идеала являются не личностные качества человека, а наиболее типичное его поведение, поступки.

Так, например, он хочет быть похожим на человека, часто помогающего другим. Старшие подростки чаще не хотят быть похожими на конкретного человека. Они выделяют определенные личностные качества людей (нравственные, волевые качества, мужественность для мальчиков и т. д.), к которым стремятся. Чаще всего идеалом для них выступает человек, который старше по возрасту.

Развитие личности подростка достаточно противоречиво. В этот период дети в большей степени стремятся к общению со сверстниками, формируются межличностные контакты, уподростков возрастает желание быть в какой-то группе, коллективе.

В это же время ребенок становится более самостоятельным, формируется как личность, иначе начинает смотреть на окружающих и внешний мир.

Эти особенности психики ребенка перерастают в подростковый комплекс, в который входят:

  • 1) мнение окружающих по поводу их внешности, возможностей, умений и т. д.;
  • 2) самонадеянность (подростки достаточно резко высказываются в отношении других, считая свое мнение единственно верным);
  • 3) полярные чувства, поступки и поведение. Так, они могут быть жестокими и милосердными, развязными и скромными, могут быть против общепризнанных людей и поклоняться случайному идеалу и пр.

Для подростков также характерна акцентуация характера. В этот период они очень эмоциональны, возбудимы, их настроение может быстро меняться и т. д. Эти процессы связаны с формированием личности, характера.

Выделяют следующие виды направленности личности

подростка:

Гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны;

Эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество;

Депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;

Суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются

в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми - взрослыми, сверстниками.

Отрочество благодаря потребности познать себя (идентификация с собственным ≪Я≫) и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Рефлексии на себя и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства - и подросток уходит в состояние психологического кризиса. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Пройдя через собственные душевные муки, подросток приобретает

идентификацию с собой и с другими, впервые овладевает опытом целенаправленного обособления. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми.

Развитие самосознания подростка приводит к возникновению в конце переходного периода психологического новообразования, которое Л. И. Божович называла ≪ самоопределением≫. С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Особенности мотивационно-потребностной сферы подростка

Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее ≪ключомко всей проблеме психологического развития подростка≫. В подростковом возрасте, подчеркивал Л. С. Выготский, имеют место период разрушения и отмирания старыхинтересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Он писал: ≪Если вначале фаза развития интересовстоит под знаком романтических стремлений, то конецфазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большейчастью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком≫.


Л. С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это ≪эгоцентрическая доминанта≫ (интерес подростка к собственной личности); ≪доминанта дали≫ (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); ≪доминанта усилия≫ (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях);

≪ доминанта романтики≫ (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Л. И. Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более≪ взрослую≫ позицию в жизни. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных

различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно

принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л. И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста. Нравственное развитие подростка

Нравственное развитие школьника существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Как писала Л. И. Божович, ≪ выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются любой деятельностью, которая требует общения, - производственной, научной, художественной и др.≫. Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Но усвоение этого нравственного образца не всегда проходит гладко. Совершая

различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями.

Нравственные убеждения возникают и оформляются только в переходном возрасте. Вследствие ≪ недостаточной обобщенности нравственного опыта≫ нравственные убеждения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии.

В убеждении, по мнению Л. И. Божович, находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивам поведения и деятельности школьников.

Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и ≪ позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию≫.

Развитие личности в подростковом возрасте Л. Колберг связывал с усвоением морали, он выделил три главных уровня моральных суждений:

1) доморальный, когда дети ориентируются не на этические принципы, а на возможное поощрение и наказание, - доподростковый уровень;

2) уровень ≪ конвенциальной морали≫, когда ребенокследует тому, что ожидается и одобряется окружающими, этот уровень преобладает в 10-13 лет;

3) уровень ≪ автономной морали≫, т. е. самостоятельно выработанных моральных принципов. Данный уровень развивается лишь в 13-16 лет, но и к концу подросткового возраста он присущ только 10 % детей. Чувство взрослости как мотивация развития подростка

Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты,

отстаивая свою ≪ взрослую≫ позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности,желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, онотвергает свою принадлежность к детям, но у него ещенет ощущения подлинной, полноценной взрослости, затоесть огромная потребность в признании его взрослости

окружающими.

Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгунавой. Они многообразны.

Подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, способы отдыха, развлечений. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные.

Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает

положение взрослого.

Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, музеи и т. п.). Значительный объем знаний у подростков - результат самостоятельной работы. Многие психологи считают чувство взрослости источником развития личности в подростковом возрасте, основной мотивацией его активности. Но по какому пути будет идти это развитие, во многом зависит от взрослых.

Так, если стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности, подросток вынужден тратить собственную энергию на доказательство своей взрослости, что приводит к преобладанию в активности ребенка трудовой деятельности и деятельности

самоутверждения, чувство взрослости реализуется в сообществе сверстников. Если окружающие взрослые признают взрослость подростка, то возможно развитие общественно полезной деятельности и деятельности самосовершенствования.

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. С этим возрастом связаны глобальные изменения в психологических структурах личности, сложившихся в детском возрасте. Возникают зачатки сознательного поведения, формируются нравственные представления и социальные установки. Все эти изменения и новообразования в подростковом возрасте требуют от педагога применения целого комплекса мер, направленных на изучение индивидуальных особенностей подростка и формирования на их основе системы воспитательного процесса.

Личность подростка в этом возрасте приобретает две особые формы самосознания, которые называют чувством взрослости и я-концепцией. Осознание собственной значимости личности, осознание собственного «я» психологически способствует укреплению социальных позиций подростка среди окружающих его людей и человеческого сообщества в целом. В этом возрасте подросток требует, чтобы с его мнением считались, чтобы окружающие видели в нем серьезную, сильную и ответственную личность. У подростка возникает способность анализировать и оценивать накопленный опыт своего поведения в сравнении с поведением окружающих его людей, которая способствует формированию представлений о том, что может произойти с ним в той или иной ситуации. Благодаря этому у него появляется уверенность в собственных силах и возникает внутренне спокойствие.

Возникающее у подростка новое для него чувство взрослости психологически ставит его на один уровень с другими взрослыми людьми. Взросление ребенка в психологическом плане определяет его готовность жить в обществе взрослых людей, общаться с ними на равных и соответственно самостоятельно и независимо ни от кого принимать решения и действовать по своему усмотрению. При этом никаких значительных видимых изменений не происходит, за исключением физической перестройки всего организма. Подросток может оставаться такого же роста и с таким же детским выражением лица, поэтому и резкого изменения отношения к нему со стороны взрослых людей не происходит. Это вызывает в его сознании противоречия, ведь он уже совсем другой человек, и относиться к нему должны по-другому. К сожалению, родители, а зачастую и педагоги не понимают этого и продолжают относиться к подростку как к маленькому ребенку. Подросток в начальном периоде своего взросления достаточно уязвим, его самосознание еще недостаточно окрепло для принятия ответственных решений, однако желание попробовать себя в новой роли очень велико. Он может пристраститься к таким атрибутам взрослой жизни как табак, алкоголь и секс. Понятия о взрослой жизни у подростков почему-то всегда связываются именно с такими вот атрибутами. Между тем эти атрибуты совсем не являются атрибутами взрослой жизни, и только те подростки, которые это вовремя поймут, по-настоящему повзрослели, по крайней мере, морально.

Подражание поведению взрослых может иметь для подростка воспитательное значение, поскольку он вживается в роль взрослого человека, это для него своеобразная ролевая игра. В этом возрасте у подростка могут возникать конфликты с родителями, не позволяющими ему вольностей и старающимися постоянно держать его поведение под контролем. Такой тотальный контроль может быть расценен подростком как диктат и вызвать в нем бунтарские чувства. Контроль родителей должен быть преподнесен как совет более опытных старших товарищей. Современных подростков обвиняют в инфантильности, отсутствии социальной ответственности. Однако виноваты в их инфантильности именно взрослые, которые оберегают их от ответственности, жизненных трудностей, от самостоятельного принятия решений. Подросток, помимо подражания взрослым, часто стремится ни в чем не отличаться от своих сверстников, сливается с толпой для обеспечения собственной эмоциональной безопасности. Такое явление психологи называют социальной мимикрией.

Развитие я-концепции, которое происходит в сознании подростка чаще всего к концу подросткового возраста, ставит его самосознание на новый уровень. Самосознание, понимание подростком своих внутренних качеств и ощущение себя как личности в окружении других людей является важным психологическим этапом формирования личности. Собственная самооценка часто может не совпадать с реальностью, однако очень важно, чтобы подросток сам увидел и понял это. Очень часто у подростков возникает мнительное чувство, что все вокруг поглощены наблюдением за его поведением. Это может вызвать определенную скованность и неуверенность, а как следствие приводит к замкнутости. Побороть это чувство можно при помощи демонстрации видеозаписи его поведения, чтобы он увидел себя со стороны и понял, что он делает не так.