Конспект занятия по фэмп «далеко – близко — рядом. Валентин берестов где право, где лево стоял ученик на развилке дорог. где право, где лево, узнать он не мог. но вдруг ученик в голове почесал той самой рукою, которой писал, и мячик кидал, и с

24.02.2019

ДАЛЕКО - БЛИЗКО

Вода-то близко, да ходить склизко.
Мерила старуха клюкой, да махнула рукой (о проселочной дороге) .
Далеко околицей, да напрямик не попадешь.
Низко - так близко, а высоко - так далеко.
Хоть и далеко, да полетно.
Хоть далеко, да легко; а близко, да склизко.
Как из лука стрела (прямо) .
Ворона прямо летает, да за море не попадает; касатка крюками летает, да за море попадает.
Прямо ворона летает, да и та на кукан попадает.
Кто прямо ездит, в поле ночует (или: дома не ночует, т. е. кто пускается проселками, ближним путем) .
Проселком (околицей) - к ночи; а прямо - дай Бог к свету!
По небу широко, по земле далеко. Еще до берегу далеко.
Далече, да близко. Дальше положь, ближе возьмешь.
На край света (далеко) . По край крещеного света (мира) .
Не за горами, а за дворами (за плечами) .
За спиной (тайно) ; за плечами; перед носом; у ворот; у порога; не за горами (близко) .
Рукой подать (т. е. близко) .
На лотке подать.
Горшок со щами на ухвате передать.
Бабы через улицу из окна в окно горшки ухватом передают (так узка улица) .
Славны бубны за горами.
"За горами" (песню: "За горами, за долами") петь хорошо, а дома жить хорошо.
Зачем далеко? И здесь хорошо.
Ближняя соломка лучше дальнего сенца.
Ближняя хаянка лучше дальней хваленки.
Не бери дальней хваленки, бери ближнюю хаянку!
Дом - корень, а сторона - похвальба.
Грозен враг за горами, а грозней за плечами.
От Решмы до Кинешмы глазами докинешь ли?
В лесу рубят, а к нам щепки летят (говорится о слухах, молве и о письмах) .
Близко видать, да далеко мигать (или: кивать, шагать) .
Близко видно, да ногам обидно.
Вода близка, да гора склизка.


Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

Смотреть что такое "ДАЛЕКО - БЛИЗКО" в других словарях:

    далеко - далеко/ … Правописание трудных наречий

    Нар., употр. очень часто 1. Если какой либо объект находится далеко, значит, он расположен на большом расстоянии от вас или какого либо места. Монастырь был расположен далеко от города. 2. Если кто либо уходит, уезжает и т. п. далеко от какого… … Толковый словарь Дмитриева

    Толковый словарь Ушакова

    И ДАЛЁКО, нареч. 1. нареч. к далекий в 1, 2 н 3 знач. Я живу далеко от вас. Убежал далеко в лес. 2. безл., в знач. сказуемого. О далеком расстоянии до кого чего нибудь. До дому еще далеко. 3. безл., в знач. сказуемого, кому чему до кого чего.… … Толковый словарь Ушакова

    - (трад. нар.) ДАЛЁКО, дальше; I. нареч. к Далёкий (1 2, 4 зн.). Летает д. Живёт д. от центра. Д. простирается степь. Проснулся д. до рассвета (нар. разг.; задолго). Д. ушел от истины (о том, что не соответствует истине, правде). Шагнуть д. (также … Энциклопедический словарь

    Away We Go Жанр Драма, комедия … Википедия

    Далеко, далеко на юге (мультфильм) Далеко, далеко на юге Тип мультфильма перекладка Режиссёр Алексей Папшин … Википедия

    См … Словарь синонимов

    I далек о, далёко разг. сниж. нареч. обстоят. места 1. На большом расстоянии от кого либо или от чего либо; в удаленном месте. 2. На значительном расстоянии от какого либо места, пункта. 3. перен. В значительной степени; намного. II далек о,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    I далек о, далёко разг. сниж. нареч. обстоят. места 1. На большом расстоянии от кого либо или от чего либо; в удаленном месте. 2. На значительном расстоянии от какого либо места, пункта. 3. перен. В значительной степени; намного. II далек о,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Далеко-далеко , Виктор Авдеев. У каждого человека своя судьба - это всем хорошо извест­ная истина. Своя литературная судьба и у каждого писателя. У Виктора Авдеева и личная судьба, и литературнаясложи­лась весьма трудно.…

Мини-хрестоматия для детей дошкольного возраста

В прошлом номере, в статье «Логика для будущих первоклассников. Словесные задачи», мы познакомили читателей с упражнениями и играми на составление пар из слов, имеющих противоположное значение (словантонимов).
В минихрестоматии собраны художественные тексты, в которых обыгрываются такие словесные пары.
Прочитайте их детям. Некоторые тексты можно выучить наизусть.
Здесь вы также найдете игры и упражнения на закрепление представлений о словахантонимах.

Джон Чиарди

Скажу я слово высоко , а ты ответишь низко ,
Скажу я слово далеко , а ты ответишь близко ,
Скажу тебе я слово трус , ответишь ты: храбрец .
Теперь начало я скажу. Ответишь ты конец !

(Перевод с англ. Романа Сефа )

Игры и упражнения

Это стихотворение нужно выучить наизусть.
Потом можно поиграть в игру с мячом «Подбери слово наоборот».
Ведущий кидает мяч и называет слово, ребенок возвращает мяч, подбирая слово-антоним.

Широко - узко
Высоко - низко
Глубоко - мелко
Далеко - близко
Весело - грустно
Письменно - устно

Произнесение этих слов можно сопровождать не бросками мяча, а жестами.

Широко: руки разводят широко.
Узко: ладони сводят близко друг к другу, показывают узкую «дорожку».
Высоко: руки поднимают над головой.
Низко: руки опускают вниз.
Глубоко: наклоняются сильно вниз.
Мелко: только слегка наклоняются вперед.
Весело: произносят слово с улыбкой.
Грустно: изображают плаксивое выражение лица.
Письменно: изображают, будто что-то пишут на ладони.
Устно: громко хлопают в ладоши.

Чтение стихотворения Дж. Чиарди тоже можно сопровождать жестами и движениями.
Слова «высоко - низко» и «далеко - близко» сопровождаются соответствующими жестами рук. Когда произносят слово «трус», дрожат. Произнося слово «храбрец», выпрямляются, гордо бьют себя ладонью в грудь.

На слово «начало» делают широкий, приглашающий жест руками. На слово «конец» хлопают в ладоши.

Борис Заходер

В чистом поле, в белом поле
Было все белым-бело,
Потому что это поле
Белым снегом замело.

И стоял в том белом поле
Белоснежно-белый дом,
С белой крышей, с белой дверью
С беломраморным крыльцом.

Потолок был белый-белый.
Белизною пол блистал,
Было много белых лестниц,
Белых комнат, белых зал.

И в белейшем в мире зале
Спал без горя и забот,
Спал на белом одеяле
Совершенно черный кот.

Был он черен, словно ворон,
От усов и до хвоста.
Сверху черен, снизу черен…
Весь - сплошная чернота.

Игры и упражнения

После чтения стихотворения можно предложить ребенку игру с мячом на подбор словесных пар с противоположным значением.

Игра с мячом

Черный - белый
Чернота - белизна
Чернеть - белеть
Черным-черно - белым-бело

Рисование контрастными красками

Дети по бледноголубому фону рисуют гуашевыми белилами дом «в разрезе», стоящий в заснеженном поле. Потом в центр подсохшего рисунка вклеивают фигурку черного кота, вырезанного из цветной бумаги.

Генрих Сапгир

ПРИНЦЕССА И ЛЮДОЕД, или ВСЕ НАОБОРОТ

Вот как это было.

Принцесса была
Прекрасная.
Погода была
Ужасная.

Днем,
Во втором часу,
Заблудилась Принцесса в лесу.
Смотрит: полянка прекрасная.
На полянке землянка
Ужасная.

А в землянке - Людоед!
- Заходи-ка на обед!

Он хватает нож. Дело ясное.
Вдруг увидел,
Какая…
Прекрасная!
Людоеду
Сразу стало
Худо.

Уходи, - говорит, - отсюда.
Аппетит, - говорит, -
Ужасный.
Слишком вид, - говорит, -
Прекрасный.

И пошла потихоньку
Принцесса,
Прямо к замку вышла
Из леса.

Вот какая легенда
Ужасная!
Вот какая Принцесса
Прекрасная!

А может быть, было все наоборот.

Погода была
Прекрасная,
Принцесса была
Ужасная.

Днем, во втором часу,
Заблудилась Принцесса
В лесу.
Смотрит: полянка
Ужасная.
На полянке землянка
Прекрасная.

А в землянке - Людоед:
- Заходи-ка на обед!

Он хватает нож,
Дело ясное.
Вдруг увидел, какая…
Ужасная!
Людоеду сразу стало
Худо.

Уходи, - говорит, - отсюда!
Аппетит, - говорит, -
Прекрасный.
Слишком вид, - говорит, -
Ужасный.

И пошла потихоньку
Принцесса.
Прямо к замку
Вышла из леса.

Вот какая легенда
Прекрасная!
Вот какая Принцесса
Ужасная!

Игры и упражнения

Интонационная игра

Педагог читает текст. По ходу чтения детям предлагается вставлять в нужные места либо слово прекрасный (прекрасная, прекрасное ), либо слово ужасный (ужасная, ужасное). Педагог, со своей стороны, может подавать детям определенный сигнал жестом или мимикой. Дети тоже могут сопровождать произнесение слов специфическими жестами. Например, произнося слово прекрасная , делать плавный жест руками, закатывать глаза, будто бы от восторга, а произнося слово ужасная, сжимать кисти рук наподобие когтей, кривиться.

После интонационной игры детям предлагается игра с мячом по подбору антонимов (слов с противоположным значением). Игра может сопровождаться киданием мяча.

Ужасная - прекрасная
Ужасно - прекрасно
Ужасать - восхищать

Трудной для детей может оказаться последняя пара, так как это противопоставление непосредственно в тексте не звучало.
Антоним для слова «ужасать» надо детям подсказать и потренировать их в его употреблении, например, предложить им заменить в высказываниях слово «ужасать» на слово «восхищать».

Педагог: Я ужасаюсь.

Ребенок: Я восхищаюсь.

Педагог: Меня ужасает это событие.

Ребенок: Меня восхищает это событие.

Педагог: Этот герой меня ужасает.

Ребенок: Этот герой меня восхищает.

Рисование

Дети делят лист бумаги на две части. В одной части рисуют прекрасную принцессу, в другой - ужасную.

Роман Сеф

Ты ложишься спать, а где-то
Наступает час рассвета.
За окном зима, а где-то
Жаркое, сухое лето.
Много на земле людей.
Мир велик.
Запомни это!

Игры и упражнения

Чтение этого стихотворения можно сопровождать движениями.

Дети становятся в круг и берутся за руки.

На слова первой строчки начинают сходиться к центру, сжимая круг.
На слова второй строчки отступают назад, растягивая круг.
Точно так же двигаются во время произнесения третьей и четвертой строк.
На слова «Много на земле людей» делают широкий, описывающий круг руками.
На слова «Мир велик» снова берутся за руки и еще больше растягивают круг.
На слова последней строки отпускают руки и произносят текст со всей возможной громкостью.

Подбор антонимов, сопровождающийся перебрасыванием мяча

Рассвет - закат
Утро - вечер
День - ночь
Зима - лето
Весна - осень

Закатный час - рассветный час
Утренний час - вечерний час
Ночной час - дневной час
Зимний день - летний день
Весенний день - осенний день

Рисование

Дети делят лист бумаги на две части. В одной рисуют день, в другой ночь. Или в одной части рисуют зимнюю картинку, в другой - летнюю картинку.

Рахиль Баумволь

СОЛНЦЕ И ЛУНА

Перед чтением детям дается задание: нужно внимательно слушать сказку и найти в ней слова-противопоставления.

Солнце поспорило с луной.
Солнце говорит - листья на деревьях зеленые, а луна говорит - они серебристые. Луна говорит - люди на земле все больше спят. А солнце говорит - люди почти всегда в движении.
- Но тогда почему же на земле такая тишина? - спрашивает луна.
- Тишина? Кто это тебе сказал? - кипятится солнце. - На земле очень шумно.
Спорили они, спорили, ни до чего не доспорились.
- Ты видишь одно, я - другое, - сказала луна. - А почему так, сама не пойму.
Но тут прилетел ветерок. Услышал он этот разговор и засмеялся, да так, что, на него глядя, затряслись от смеха цветы и травы, а деревья - те даже закачались. Одна маленькая смешливая шишечка хохотала до упаду. Упала с елки и покатилась со смеху под горку.
Когда все перестали смеяться, ветер сказал:
- О чем вы спорите! Я летаю и при солнце, и при луне. Днем при солнце листья зеленые, люди шумят, суетятся! Ночью, когда светит луна, все подругому: люди спят, кругом тишина и листья на деревьях кажутся серебристыми. А вот когда я на луну нагоняю тучу, все делается черным. Этого ни ты, солнце, ни ты, луна, видеть не можете. До свидания! -
И ветер улетел.
С тех пор, перед тем, как солнцу садиться, выплывает луна: ей любопытно, как выглядит день на земле. И луне иногда удается это подсмотреть. А вот солнце никогда не может видеть ночи.
Стоит ему показаться, как сразу же наступает день.

После чтения сказки сначала нужно предложить детям самостоятельно назвать пары слов с противоположным значением.
Некоторые пары слов не являются антонимами в строгом смысле слова, но внутри сказки образуют такие пары. Например, слова «листья зеленые» - «листья серебристые». Если дети эту пару выделят, нужно их похвалить. Они правильно вычленили противопоставление в тексте.

Потом можно дать задание на подбор словантонимов с помощью мяча.

Луна - солнце
День - ночь
Покой - движение
Шум - тишина

Также после чтения сказки можно провести образно-двигательную игру «Солнце и луна».
У ведущего в руках палочки с укрепленными на них изображениями луны и солнца. Детям раздают колокольчики и различного рода шумелки.
Ведущий поднимает над головой солнце и говорит: «День!»
Дети начинают произвольно бегать по залу, звеня в колокольчики и издавая шум с помощью шумелок.
Через некоторое время ведущий поднимает над головой луну и произносит: «Ночь!» Дети должны замереть так, чтобы установилась полная тишина. Можно даже предложить им закрыть на это время глаза.

Овсей Дриз

ПРАВАЯ И ЛЕВАЯ

Правая и левая
Водят поезда.
Правая и левая
Строят города.

Правая и левая
Могут шить и штопать,
Правая и левая
Могут громко хлопать.

За окошком ходит ночь,
Руки так устали…
Правая и левая
Спят на одеяле.

Игры и упражнения

Чтение стихотворения можно сопровождать ритмическими движениями.
На слова «правая и левая» взмахивают сначала правой, а потом левой рукой, разворачивая кисть вверх. На слова следующей строки ритмично хлопают в ладоши два раза. Затем снова повторяют движения правой и левой рукой, а на слова последней строчки строфы хлопают в ладоши три раза.
При чтении второй строфы ритмический рисунок и движения руками повторяются. Чтобы разнообразить действия, можно хлопать по коленкам.
На слова первой строчки третьей строфы делают округлый жест двумя руками, будто очерчивая окно, в которое видна ночь.
На слова второй строки руки плавно опускаются вниз. На слова «правая и левая» делают «вздох» правой рукой, затем - левой рукой.
На слова последней строки опускают руки на колени.
Читать стихотворение, сопровождая его движениями, можно как стоя, так и сидя.

Подбор антонимов

правый - левый
правая - левая
правое - левое
направо - налево
вправо - влево
справа - слева

Рисование

Детям предлагают «отпечатать» на листе бумаги правую и левую ладони, по очереди обводя их карандашом. На рисунке правой ладони пишут букву П, на рисунке левой ладони пишут букву Л.

Игры на определение правого и левого

Ведущий становится лицом к детям и отдает команды: «Левая рука, правый глаз, левое ухо, левая коленка, правое плечо».
Дети в ответ на команды должны показать то, что он называет: поднимают левую руку, закрывают правый глаз, дотрагиваются до левого уха и т.д.
Игру можно усложнить, если предложить детям дотрагиваться до левого правой рукой, а до правого - левой рукой.

Валентин Берестов

ГДЕ ПРАВО, ГДЕ ЛЕВО

Стоял ученик
На развилке дорог.
Где право,
Где лево,
Узнать он не мог.
Но вдруг ученик
В голове почесал
Той самой рукою,
Которой писал,
И мячик кидал,
И страницы листал,
И ложку держал,
И полы подметал.
«Победа!» - раздался
Ликующий крик:
Где право,
Где лево,
Узнал ученик.

Словесный ряд по подбору антонимов будет таким же, как в предыдущем стихотворении.

Петляющая дорожка

Диктант-рисование

Педагог предлагает детям нарисовать извилистую дорожку. Дорожка петляет то налево, то направо. Рисовать дети будут под «диктовку».
Педагог говорит: «Дорожка берет свое начало в левом нижнем углу листа и бежит вверх. Затем сворачивает направо, бежит-бежит в эту строну и делает резкий поворот налево. Затем снова поворачивает и бежит вверх. Снова сворачивает направо, потом опять налево и достигает края листа».
Дети ведут линию по листу, ориентируясь на команды педагога. Но у каждого в конце концов получится свой рисунок дорожки.
Закончив линию, детям предстоит провести еще одну, повторяющую изгибы первой, чтобы дорожка выглядела объемной.
Затем в изгибах дорожки и вдоль нее можно нарисовать маленькие картинки: домики, деревья, кустики. Может быть, кто-то из детей покажет, что дорожка пересекает речку по мостику и т.п.
Эта часть работы является творческой и выполняется каждым ребенком по собственному замыслу.

Учить определять расстояние до наблюдаемого объекта (далеко-близко) и использовать в речи соответствующие слова;

Учить детей умеренно громко (и с повышенной громкостью) произносить звукосочетания (аф-аф, фу-фу), обращать их внимание на то, что при произнесении аф-аф следует широко открывать рот.

Просмотр содержимого документа
«Д/у "Далеко-близко"»

Конспект непосредственной

образовательной деятельности

в группе раннего возраста №2

«Красная Шапочка»

по социальному миру

тема:« Собака »

д / у « Далеко - близко »

Воспитатель: Коротина О.А.

Программное содержание:

Учить детей умеренно громко (и с повышенной громкостью) произносить звукосочетания (аф-аф, фу-фу ), обращать их внимание на то, что при произнесении аф-аф следует широко открывать рот;

Учить определять расстояние до наблюдаемого объекта (далеко-близко ) и использовать в речи соответствующие слова.

Оборудование: мягкие игрушки собаки, щенка, зайца.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках. Кто- то постучался в дверь. Воспитатель открыла дверь, а там собачка.

Восп. Здравствуй, собачка.

Собака: Аф-аф ребята.

Восп . Что у тебя случилось?

Собака : Аф-аф, я гуляла со своим щеночком –сыночком, он бегал и куда-то убежал. Теперь я его зову аф, аф, а он не отзывается.

Восп . Ребята, давайте громко позовём щеночка аф-аф-аф.(Хоровые ответы чередуются с индивидуальными).

За дверью слышен лай собачки.

Восп . Кто это там? Сейчас я погляжу.

Щенок. Аф,аф -это я.

Щенок начинает деток кусать.

Восп. Фффу,фффу, нельзя! Ну-ка,ребята, поругайте щенка ффу,ффу нельзя кусаться. (). Посмотрите, ребята, у нас в гостях большая собака –она лает громко аф-аф и маленькая собачка лает тихо аф-аф. Скажите как лает большая собака аф,аф-громко, а маленькая аф,аф- тихо. Сейчас мы поиграем с собачкой.

Игра «Лохматый пёс»

Собаки залаяли.

Восп. Смотрите, ребята, наши собаки кого-то увидели (обращает внимание на сидящего зайку ). Давай-те скажем собачкам, чтобы не лаяли на зайку: -Фффу, нельзя лаять! (хоровые и индивидуальные ответы детей ).

«Идет, идет зайчик. Красивый, беленький зайчик. Хотите рассмотреть его получше?. Тогда попросите, чтобы он поближе подошел. Скажите: подойди ближе». Зайчик идет, потом оста­навливается. «Дети, протяните руки и достаньте зайку,- предлагает педагог.- Со стульев не сходите. Можно его так достать? А почему?» Подтверждает: «Да. Он далеко стоит. Ска­жите: далеко стоишь». (Хоровое и индивидуальные высказыва­ния.)

Затем несколько детей (3-4) поочередно просят зайку подойти ближе. Зайка охотно откликается на каждую прось­бу. Он подходит близко к детям. «Видите, как близко подошел зайка к Маше... Мише... Мадине,- говорит педагог.

Теперь они могут его погладить. Не спеши, Кирилл. Зайка и к тебе подойдет. Илья, ты теперь дотянулся до зайки? А почему? («Он близко, рядом стоит».) Теперь зайка пойдет к другим детям, чтобы все смогли его погладить».

Восп. А теперь ребята, вы можете погладить и поиграть с собачками и зайчиком.

Игра «Зайка беленький сидит»

Используемая литература :

В.В.Гербова, А.И.Максаков «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» из-во «Просвещение» Москва 1986г.

Александра Гостева
«Далеко-Близко». Интегрированное занятие по математическому развитию

Далеко-Близко

(интегрированное занятие )

Цель занятия

Учить делить квадрат на четыре части путем его складывания по

диагонали; составлять предмет из четырех частей измерять

протяженность с помощью условной мерки : развивать представление о

расстоянии : «далеко » , «близко» .

Материалы

для воспитателя : два больших листа бумаги белого или голубого

для детей : по одному бумажному квадрату, все квадраты одного

(зеленого) цвета, но разных размеров (3х3 см; 2,5х2,5 см : 2х3 :

ножницы, клей, мешочек с песком, полоска длиной 4 см.

Ход занятия

Сидя за столом

У каждого ребенка по одному квадрату. Воспитатель предлагает по-

разному назвать фигуру, которая лежит перед ними (квадрат,

четырехугольник).

Затем детям предлагается самостоятельно разделить квадрзи на четыр

треугольника. По окончании работы воспитатель предлагает показап

треугольники и, показывая на части от разных квадратов, проси"

ответить, почему получились разные треугольники.

Дети самостоятельно делают вывод : квадраты были разные, поэтом

и треугольники разной величины.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку :

Что же это за девица? Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год? (Елка)

Ответ выложите из всех треугольников

Дети приступают к выполнению задания. Если : воспитатель видит, что

ребенок сделал самую простую елку, он предлагает собрать ее по-

другому. Полезно еще раз напомнить детям, что в работе нужно

использовать все треугольники, прикладывая один к другому без

наложения.

По окончании работы предложите детям наклеить елки на большие

листы бумаги, лежащие на столах. Напомните им, что елки необходимо

располагать по всему листу.

Какой красивый лес у нас получился! Но как узнать, какая елка

самая высокая? Какая самая низкая? Что для этого

надо сделать? {Измерить.) Чем можно измерить высоту елок?

Дети самостоятельно делают мерку и с ее помощью измеряют высоту

Какая елка далеко , а какая елка ближе?

Как узнать, где больше елок, не пересчитывая их?

с помощью заместителей дети устанавливают соответствие между

двумя группами предметов.

На земле чертится линия. Дети становятся за нее. У них в руках

мешочки с песком. По сигналу дети бросают мешочки вдаль.

Усложнение. Бросить мешочек левой рукой.

Примечание. Доказать дальность полета можно с помощью измерения.

Дети могут предложить разные мерки : палочку, прутик и т. д. В этом

случае скажите детям, чтобы они представили, что этих предметов нет, пусть придумают, чем еще можно измерить расстояние. Не торопите их с ответом. Дайте возможность высказаться всем. Можно подсказать, что расстояние можно измерить с помощью ступни.

«Что ближе?»

Предложите детям разделиться на две команды. Одной команде дайте

задание назвать предметы, которые находятся вдали, другой - вблизи. В конце предложить детям подсчитать, сколько предметов назвала каждая команда и сколько предметов назвали обе команды вместе.