Конспект опытно экспериментальной деятельности в средней группе. Конспект занятия по экспериментально-опытнической деятельности в средней группе «Чудо-магнит. Ход непосредственно образовательной деятельности

12.02.2019

Екатерина Бачегова
Конспект занятия по экспериментально-опытнической деятельности в средней группе «Чудо-магнит»

Конспект занятия по экспериментально-опытнической деятельности в средней группе «Чудо магнит » .

Составлен воспитателем первой квалификационной категории Бачеговой Е. А. 2015 г.

Цель : развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи :

Образовательные :

Формирование у детей знаний о свойствах магнита (форма, размер)

Учить приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

Дать понятие о практической значимости магнита.

Развивающие :

Развитие познавательной активности детей.

Развитие мыслительных операций, умения делать выводы.

Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

Воспитательные :

Воспитание устойчивого интереса к исследовательской деятельности .

Воспитание навыков сотрудничества.

Воспитание нравственных качеств : доброты, отзывчивости, желания помогать другим в ходе совместного экспериментирования .

Методы и приемы, используемые на занятии :

Словесный рассказ воспитателя.

Наглядный показ слайдов.

Практическая исследовательская деятельность .

Предварительная работа :

Создание коллекции : «Игрушки- магниты»

Беседа на тему; «Что такое магнит?»

Д/и : «Рыболов» , рассматривание детской энциклопедии.

Словарная работа : магнит, примагничивается.

Материал : стаканчики с окрашенной водой, металлические и неметаллические предметы, «посылка» , фартуки,

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Цель : Создание у детей интереса к последующей практической деятельности .

Дети входят в зал останавливаются около воспитателя.

-Воспитатель :

Ребята, к нам сегодня в детский сад пришла посылка, на которой написано : «Детям средней группы » . По –моему, это наша группа или я не права ?) Может, откроем её и посмотрим, что же там находится. Да здесь и письмо есть давайте прочтем и узнаем кто его прислал. (открывают письмо) . (песня «Толстый Карлсон» 1 куплет). Вы поняли от кого оно?) (слайд) . (звуковое письмо)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам, Карлсон, который, живет на крыше. Со мной недавно произошла необычная история. Я вчера поссорился с одной вредной вороной, которая утащила у меня все блестящие предметы. Я замахнулся на неё палкой, а она на меня рассердилась. И когда я собирался лететь к Малышу в гости, ворона, бросила в меня какую- то страшную штуку. Эта штука прицепилась к моему моторчику, и он перестал работать. Я пробовал её отцепить, но она снова прилеплялась. Я еле - еле её оторвал и отправил к вам в посылке. Помогите мне узнать, что это такое». Ваш Карлсон.

Воспитатель

Вы готовы посмотреть, что находится в этой посылке?) А вам не страшно?)

(заглядывая в «посылку» и загадывает загадку)

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

Что же это такое? (магнит)

2. Знакомство со свойствами магнита.

Воспитатель :

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Рассматривание магнита : (стоя)

Возьмите его в руки и внимательно посмотрите : Какого он цвета? Какой формы? Какой он на ощупь? Гладкий или шероховатый? Холодный или тёплый? Твердый или мягкий? Тяжелый или лёгкий? С запахом или без? Можно ли отломить от него кусок? (ответы детей) .

Вывод : Все магниты гладкие; холодные; без запаха; твёрдые; не ломаются; магниты бывают разного размера (большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче; они бывают разной формы.

(слайд)

Ребята, а давайте мы с вами поэкспериментируем с магнитом . Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?

1. Надеть специальную одежду. (одевают фартуки)

2. Внимательно слушать взрослого.

3. Быть осторожными (ничего не брать в рот.)

Дети одевают фартуки, садятся за столы.

Опыт 1. «Какой магнит сильнее?» . (сидя)

Цель : определение зависимости силы притяжения магнита от его величины.

Воспитатель :

Ребята, а вы знает, что Карлсон очень добрый и внимательный. Он любит дарить всем подарки, изготовленные своими руками. И ему хотелось бы подарить бусы Фрекен Бок. Но как их изготовить он не знает. Мы можем ему помочь?) Давайте, научим Карлсона изготавливать бусы с помощью магнита.

На столе лежат 2 магнита : большой и маленький.

Как вы думаете, какой магнит сильнее большой или маленький? С помощью какого магнита получатся длинные бусы? …., короткие?) Давайте проверим.

(работа в парах)

На столе рассыпаны скрепки. Девочки берут маленький магнит, а мальчики большой. Подносим магниты к скрепкам.

Сколько скрепок притянул маленький магнит? (ответы детей)

Сколько притянул большой магнит. (ответы детей)

Какой магнит притянул скрепок больше? (большой магнит)

Значит, какой из магнитов сильнее?)

Вывод : Большой магнит сильнее, так как он притянул больше скрепок.

Опыт 2 : «Все ли притягивает магнит?» (стоя)

Цель : Формирование знаний,о том что магнит притягивает лишь металлические предметы.

Воспитатель :

Карлсон - известный шалун. У себя дома он устроил настоящий кавардак, он перевернул всё в верх и даже испортил мебель. Ему опять необходима помощь. Если вы поможете Карлсону навести порядок, он будет вам благодарен.

1 стол : Карлсону надо купить новую мебель, да вот беда – деньги с пуговицами перемешались. Их необходимо разделить.

2стол : А вам надо навести порядок в коробках с конструкторами - металлическим и пластмассовым.

3стол : Вам необходимо помочь навести порядок на кухне - Карлсон перемешал фасоль со скрепками.

Как можно отделить одни предметы от других? Что вы будете делать? ….) Подумайте, с помощью чего вы это можете сделать быстрее? (использовать магнит)

Приступайте (педагог подходит по очереди к подгруппам детей и проверяет их).

А сейчас проверяем.

1 стол (ответы детей) .

(слайд) Правильно!

2 стол : - Какие предметы притянулись к магниту? (ответы детей) . Правильно!

3 стол : - Какие предметы притянулись к магниту? (ответы детей) . (слайд) Правильно!

Почему они примагнитились?) Из чего они изготовлены?) Какие они? (ответы детей) .

А какие предметы к магниту не примагнитились? (ответы детей) -

Вывод : магнит притягивает лишь металлические предметы.

3. Физкультурная минутка.

Устали? Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха.

«Магнетизм» .

Цель : Закреплять представления о свойствах магнита, развитие внимания.

Воспитатель называет предмет и протягивает руки к детям. Дети протягивают руки к воспитателю, если предмет притягивается магнитом. Если нет, то прячут руки за спину (мяч, колокольчик, булавка и т. д.) .

Воспитатель : Продолжим, наши волшебные опыты?

Опыт 3. «Действие магнита через другие материалы» . (сидя)

Цель : Определение возможности магнита притягивать одни предметы через другие.

Воспитатель :

Ребята, а вы знаете, что любит Карлсон? (варенье) . А ещё он любит вкусный и сладкий компот. Но вредная ворона набросала туда скрепки или шайбы. Вот, посмотрите. (воспитатель ставит на столы стаканы с подкрашенной водой и «мусором» ). Кто знает, как мы можем их оттуда достать?) Ложки у нас нет, ворона утащила; руками забираться в стакан – не красиво да и не хочется.) Ну что не можете? ….) А я могу вам в этом помочь. Нужно прислонить магнит к стакану на уровне скрепки.

После того как скрепка приблизится к стенке стакана, магнит медленно двигаем вверх. Скрепка будет двигаться за магнитом и ее можно легко достать, не замочив рук.

Дети пробуют самостоятельно.

Что мы можем сказать (ответы детей)

Вывод : Магнит может примагничивать через стакан и воду.

4. Практическая значимость магнита. (стоя)

Цель : Формирование знаний детей об использовании магнита людьми.

- Воспитатель :

А знаете ли вы в каких предметах люди используют магнит)

Магнит помогает людям быстро убирать ненужный железный мусор. (слайд)

Изготавливать пластиковые карточки (слайд,

диски (слайд)

Люди делают из магнита украшения : серьги, браслеты, кольца, бусы (слайд)

А еще магнит используют для изготовления игрушек, игр для детей, магнитов на холодильник, магнитной азбуки. (слайд)

Вот так широко использует человек магнит в повседневной жизни.

Воспитатель

Ребята, вам понравились проводить опыты?

Что нового вы узнали о свойствах магнита?

Почему же магнит прицепился к моторчику Карлсона?) И конечно же Карлсону надо помириться и подружиться с вороной.

А ещё, Карлсон оставляет вам в подарок свои портреты и эти магниты. Ими можно обследовать группу и узнать , какие предметы могут примагничиваться.

Третьякова Юлия Николаевна
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная вода»

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе .

Тема : «Волшебная вода »

Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории : способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Программное содержание : совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха) .

Задачи :

Образовательные : формирование у детей представлений о свойствах воды;

Уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды и ее значении.

Коррекционно-развивающие : развитие диалогической речи у детей;

Развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные : формирование познавательного интереса, активности, любознательности, доброжелательного отношения к окружающей среде , друг к другу.

Предварительная работа : просмотр видеозаписи о значении воды на Земле, чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде» , чтение пословиц о воде.

Материал и оборудование : Незнайка (плоская игрушка из картона, комнатное растение в горшке, лейка, пластиковые емкости, салфетки, разносы, краски (гуашь, кисти, сахар, сок лимона, камешки, столовые приборы (маленькая ложка, значки-капельки на каждого ребенка.

Ход занятия:

Вводная часть.

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. А для того, чтобы много нового и интересного узнать, нужно быть внимательными, не шуметь, не выкрикивать, слышать друг друга, отвечать полным ответом и при ответах поднимать руку. Присядьте на стулья и послушайте внимательно загадку.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без (воды) .

Дети. Воды.

Воспитатель. Правильно.

Введение в тему.

Сегодня, ребята, мы поговорим о воде и ее значении для жизни на Земле.

Скажите, зачем нам нужна вода ?

Дети. Вода нужна нам для того , чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить еду, быть здоровыми.

Воспитатель. Правильно. Молодцы.

А кому еще нужна вода ?

Дети. Вода нужна растениям , рыбам, животным, птицам.

Да, верно, и птицам, и растениям и т. д.

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня в гости пришел Незнайка и принес в подарок комнатное растение, но с комнатным растением что-то случилось и Незнайка не знает, как ему помочь и просит вас, ребята, о помощи. Поможем Незнайке?

Воспитатель. Дети, подойдите поближе и посмотрите на комнатное растение. Что с ним случилось?

Дети. Растение засыхает, погибает.

Воспитатель. А почему растение засыхает?

Дети. Растение хочет пить.

Воспитатель. А что пьют растения?

Дети. Растения пьют воду.

Воспитатель. Ребята, значит, что мы должны сделать?

Дети. Полить растение.

Воспитатель. Правильно, растение нужно полить. Давайте, каждый из вас польет растение.

(Дети поливают из лейки по очереди комнатное растение) .

Воспитатель. Молодцы, ребята. Я думаю, что вы помогли Незнайке и спасли комнатное растение. А пока комнатное растение пьет воду и оживает, мы пройдем в детскую лабораторию и узнаем, что еще нового и интересного таит в себе вода . А узнаем мы это, проведя опыты .

Основная часть :

Воспитатель. Ребята, подойдите к столам. На спинке каждого стула висит фартук. Ребята, наденьте фартуки и представьте, что вы волшебники и сейчас будем проводить опыты с водой .

Занимайте свои места, сели красиво, спины прямые, ноги поставили ровно. Ребята, опыты будут с водой , поэтому будьте внимательны и аккуратны, чтобы не облиться.

Опыт № 1 «Вода прозрачная »

Воспитатель. Ребята, перед каждым из вас слева стоит стакан с водой, справа на разносе лежит камешек. Возьмите камешек правой рукой и опустите в стакан с водой. Что произошло?

Дети. Камни упали на дно.

Воспитатель. А камни видны в воде?

Дети. Да, мы их видим.

Воспитатель. А как вы думаете? Почему мы их видим?

Дети. Потому что вода прозрачная .

Воспитатель. Правильно, вода прозрачная . Молодцы.

Опыт № 2 «У воды нет вкуса»

Воспитатель. Ребята, а сейчас возьмите стакан с водой, стоящий справа от вас и попробуйте воду. Какая она на вкус?

Дети. У нее нет вкуса.

Воспитатель. А теперь давайте попробуем поменять вкус воды с помощью белого вещества (показывает детям рафинированный сахар) .

Положите кусочек белого вещества в стакан с водой. Возьмите на разносе маленькую ложку и размешайте воду. Попробуйте воду на вкус.

Какая вода стала на вкус ?

Дети. Вода стала сладкая .

Воспитатель. А что за белое вещество вы положили в воду?

Дети. Сахар.

Воспитатель. Правильно, это вещество называется сахар, он и изменил вкус воды. Молодцы.

Физ. минутка.

Воспитатель. А сейчас немного отдохнем и выполним упражнение. Встаньте в круг. (Далее дети проговаривают текст и выполняют движения по тексту стихотворения).

Надо, надо нам помыться,

Где тут чистая водица?

Кран откроем ш-ш

Руки моем с-с

Щеки моем, шейку трем

И водичкой обольем.

Молодцы, ребята. Проходите на свои места, садитесь поудобнее.

Опыт № 3 «У воды нет запаха» .

Воспитатель. Ребята, скажите, когда вам мама печет пироги, булочки, готовит вкусный обед, вы чувствуете аппетитный запах?

Воспитатель. Возьмите стаканы с водой и поднесите к носу и понюхайте воду.

Воспитатель. Скажите, вода имеет запах ?

Дети. Нет. Вода не имеет запаха .

Воспитатель. А давайте изменим запах воды. Я сейчас каждому в стакан с водой капну фруктовую капельку сока. Что изменилось?

Дети. Вода пахнет лимоном .

Воспитатель. Ребята, что произошло с соком лимона?

Дети. Сок лимона растворился.

Воспитатель. Правильно. Сок лимона растворился в воде и вода приобрела запах .

А сейчас выполним упражнение для пальчиков «Лодочка» .

Мышонок в лодочке плывет,

Лисенка в лодочку зовет.

Ладошки правильно сложи и лодочку нам покажи (Дети проговаривают текст и выполняют движения кистями рук в соответствии с содержанием текста).

Опыт № 4 «Вода растворитель » .

Воспитатель. Ребята, я еще знаю один очень интересный опыт с водой . Для этого нам нужны краски и кисти. Возьмите в правую руку кисть и наберите на кисть краску и опустите в воду.

Что произошло с водой?

Дети. Вода изменила цвет .

Воспитатель. Каким цветом стала вода ?

Дети. Красная, зеленая, желтая, синяя и т. д.

Воспитатель. Почему вода стала красной , желтой, синей?

Дети. Краска в воде растворилась, и вода стала разноцветной .

Воспитатель. Правильно. Вода изменила цвет , потому что краска в ней растворилась. Молодцы.

Ребята, вам понравилось быть волшебниками ?

Заключительная часть.

Воспитатель. Я считаю, что вы были настоящими волшебниками и хочу вас спросить , как настоящих волшебников , о чем мы с вами сегодня говорили? Расскажите об этом не только мне, но и нашему гостю Незнайке.

Дети. Мы сегодня говорили о воде.

Воспитатель. Зачем нам нужна вода ?

Дети. Пить, поливать растения, умываться и т. д.

Воспитатель. А кому еще нужна вода ?

Дети. Растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, людям.

Воспитатель. Да, я согласна с вами. Все верно.

Воспитатель. Ребята, что вы сейчас делали в детской лаборатории?

Дети. Проводили опыты .

Воспитатель. Что это были за опыты ?

Дети. Опыты с водой .

Воспитатель. Что вы узнали из опытов ?

Дети. Что вода прозрачная , не имеет вкуса, не имеет запаха, вода растворяет вещества .

Воспитатель : Молодцы. Ну что Незнайка, ты все запомнил, о чем рассказывали ребята? Я думаю, что Незнайка внимательно вас слушал и многое узнал о воде.

Воспитатель. Ребята, за то, что вы сегодня были любознательными, активными, много интересного узнали о воде, проводили опыты с водой , из которых узнали, что вода растворяет вещества , не имеет цвета, вкуса, запаха. Поэтому я хочу вам подарить значки в форме волшебной капельки , потому что вода действительно волшебная . Пусть эта капелька напоминает вам о своей волшебной силе , а еще о том, что мы должны беречь каждую капельку воды, использовать бережно.

Ребята, давайте вернемся к комнатному растению и посмотрим, что с ним происходит. Как вы думаете, оживает цветок?

Воспитатель. Я тоже так считаю. Листья, стебли заметно поднялись.

Незнайка, ребята тебе помогли, спасли комнатное растение и ты уже знаешь сам, как нужно ухаживать за растением, его необходимо поливать, а иначе оно погибнет. Незнайка вас благодарит за помощь и прощается с вами. Давайте и мы скажем Незнайке. До свидания! До новых встреч!

«Детский сад № 24»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Вода-водица»

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллективе .

Материалы и оборудование: рисунки по теме «вода», стеклянные емкости, соль, сахар, пакетики чая, лимон, пластиковая бутылка, марля, вата, древесный уголь , х/б ткань.

https://pandia.ru/text/80/159/images/image003_49.jpg" width="277" height="168">

Март сосульки свесил с крыши (дети, взявшись за руки, идут по кругу)

И капелью зазвенели (останавливаются, ритмично хлопают в ладоши)

Солнце в небе выше, (выше поднимают руки вверх)

Все хлопочут, много дел (выполняют наклоны вправо и влево)

Скоро снег совсем растает (приседают и встают)

Выйдут в поле трактора (ставят руки на пояс, мелкими шагами продвигаются вперед)

Черный грач весну встречает (идут, высоко поднимая колени)

Громкой песней: кра-кра-кра (машут руками, как крылышками.)

Воспитатель: Молодцы, теперь пойдемте посмотрим как работает наш фильтр.

(дети рассматривают и рассказывают об увиденном, сравнивают банки с грязной и чистой водой) .

Воспитатель: Помните, на прошлом занятии мы с вами познакомились с круговоротом воды в природе, а хотите посмотреть, как это происходит, давайте проведем опыт. Нальем в банку горячей воды, смотрите, над банкой поднимается пар, кто знает почему?

(вода испаряется и поднимается вверх)

Воспитатель: Правильно при нагревании вода начинает испарятся и поднимается вверх, и сверху мы накроем банку зеркалом и посмотрим что получиться. Смотрите, пар собирается на зеркале в капли и снова падает в банку с горячей водой.

Воспитатель: Давайте вспомним какие загадки о воде мы знаем. (дети загадывают загадки) .

Меня пьют, меня льют.

Мы говорим: она течёт;

Всем нужна я,

Мы говорим: она играет;

Кто я такая?

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

Я и туча, и туман,

В морях и реках обитает,

И ручей, и океан,

Но часто по небу летает.

И летаю, и бегу,

А как наскучит ей летать,

И стеклянной быть могу!

__________________

На землю падает опять.

Очень добродушная,

Сама пить не пьёт,

Я мягкая, послушная,

А нас вынуждает.

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

Вывод:

Воспитатель: Ребята скажите, о чём мы сегодня говорили?

Что нового и интересного вы узнали?

Вода – это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет формы, цвета, запаха и вкуса. Поэтому: она принимает форму сосуда, в который налита; становится цветной, если в нее добавят краску; приобретает соответствующий вкус и запах, если в нее добавить соль, сахар, лимон и т. д. Вода может быть чистой и грязной: чистая прозрачная, грязная – мутная. Вода может быть разной температуры: холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода может менять свое состояние: на морозе она превращается в лед, при нагревании – в пар. Сильный пар можно заметить – он бывает, когда вода кипит. Пар легкий, беловатый, клубами поднимается вверх, при охлаждении становиться водой. Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям. Человеку нужна чистая, пресная вода. Такая вода есть в реках, озерах, родниках, под землей.

Вопросы для детей:

1. Имеет ли вода форму, цвет, запах и вкус?

2. Как можно изменить цвет, запах и вкус воды?

3. Что такое фильтр? Для чего он нужен?

4. Какой температуры может быть вода?

5. Может ли она менять свое состояние (твердое, жидкое, газообразное)

6. Можно ли пить воду из под крана?

7. Зачем нужна человеку чистая, пресная вода?

Название: Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе детского сада «Полезное мыло»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Средняя группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ детский сад комбинированного вида № 46
Месторасположение: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре

Познавательно- исследовательская деятельность с детьми средней группа по теме «Полезное мыло»

Цель: Дети в процессе экспериментальной деятельности научатся различать и называть свойства мыла; смогут объяснить значение мыла.

1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности с мылом.

2. В процессе практической деятельности с мылом и водой развивать умение наблюдать, сравнивать и делать умозаключения(мыло пенится, мылится, отмывает грязь, растворяется в воде).

3. Формировать обобщения о значении мыла.

4.Учить детей отражать в речи результаты экспериментирования с мылом.

Дети заходят в музыкальный зал. Их встречает Маша-чумазуля.

Маша чумазуля: Здравствуйте ребята! Со мной приключилась беда. Я шла на День рождения к своей подружке и упала в лужу, вся перепачкалась. Пошла домой и попыталась отмыть грязь водой, но ничего не получилось, только грязь размазала. Не могу же я прийти на День рождения такая грязная. Что же мне делать?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Маша не смогла отмыть грязь водой? Как нам ей помочь.

Дети: Маша не смогла отмыть грязь водой, потому что надо умываться с мылом.

Маша чумазуля: С мылом? А что такое мыло?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Тогда нам надо отправиться на поиски мыла. В путь.

Маша чумазуля: Ой, ребята, посмотрите, какие коробки красивые? Наверное в них конфеты лежат. Я их так люблю. Сейчас посмотрю.

Воспитатель: Нет, Маша, это волшебные коробки. Чтобы узнать, что в них к нам на помощь придут наши помощники- органы чувств. А ĸаĸие органы чувств вы знаете?

Дети: Руки, уши, глаза, нос, язык.

Воспитатель: А сейчас просуньте руку в волшебную ĸоробĸу ощупайте предмет и опишите его. Какой он?

Дети: Круглый, квадратный, прямоугольный, овальный, гладкий, твёрдый.

Воспитатель: Какой помощник нам в этом помог? Поднимите карточку.

Также интересное занятие по опытно-экспериментальная деятельности в ДОУ:

Дети: Рука (показывают карточку с рукой).

На экране появляется? и рука.

Воспитатель: А теперь понюхайте. Чем пахнет?

Дети: Яблоком, арбузом, цветами, мёдом, шоколадом.

Воспитатель: Какой помощник нам помог определить запах предмета?

Дети: Нос.

На экране появляется нос.

Воспитатель: А теперь послушайте. Издаёт предмет звук?

Дети: Нет, звуки он не издаёт.

Воспитатель: Какой помощник нам это помог узнать?

Дети: Уши.

Воспитатель: Ребята, если предмет не издаёт звук, то какую мы должны взять карточку?

Дети: Ухо перечеркнутое красными линиями.

На экране появляется ухо перечеркнутое красными линиями.

Воспитатель: А теперь откройте коробку и скажите, что это.

Дети: Мыло.

Воспитатель: Какой помощник нам помог определить, что это мыло?

Дети: Глаза.

На экране появляются глаза.

Воспитатель: А язык нам помог?

Дети: Нет. Мыло нельзя брать в рот и лизать языком. Оно несъедобное.

Воспитатель: А если язык нам не помог, то какую карточку вы возьмёте?

Дети: Карточку, где язык перечёркнут красными линиям

На экране появляется язык перечеркнутый красными линиями и мыло посередине.

Маша чумазуля: Так вот какое оно-мыло… Ребята, а почему у вас все кусочки мыла разной формы, разного цвета и разного запаха?

Дети: Людям нравятся разные цвета и запахи.

Воспитатель: А вы знаете, что мыло может быть фокусником?

Дети: Нет.

Маша чумазуля: Я обожаю фокусы!!!

Воспитатель: Тогда проходите все к столу.

Маша чумазуля: Как всего много.

Воспитатель: Но прежде чем мы начнём, давайте расскажем Маше, что необходимо помнить при работе с мылом.

Дети занимают рабочие места, воспитатель обращает внимание на воду.

Воспитатель: Что вы можете сказать о ней? Каĸая вода? (она грязная, мутная или чистая?

Дети: Прозрачная, теплая, чистая.(она грязная, мутная или чистая?)

Воспитатель: Давайте опустим мыло в воду. Потрогайте его. Каким оно стало?

Дети: Оно стало мокрое, скользкое.

Маша чумазуля: А до этого какое было?

Дети: Сухое, гладкое.

Воспитатель: А теперь давайте размылим мыло.

Маша чумазуля: Ух ты, какие у вас белые перчатки на руках. А для чего они нужны?

Дети: Белые перчатки на руках нужны чтобы отмыть грязь. Чем белее перчатки тем лучше отмывается грязь.

Маша чумазуля: А с водой то что стало? Она же была прозрачная, чистая.

Дети: Она стала мутная, непрозрачная.

Маша чумазуля: Ой, она ещё и пахнет. А почему вода пахнет у всех по-разному?

Дети: Потому что мыло растворилось в воде и вода приобрела запах мыла.

Маша чумазуля: И что, теперь можно этой мутной водой умываться?

Воспитатель: Нет, Маша, ты такая грязная, что нам понадобиться губка.

Воспитатель: А сейчас давайте намочим губĸу, намылим её мылом и отожмём.

Маша чумазуля: А что это у вас образовалось?

Дети: Образовалась пена.

Воспитатель: А сейчас попробуем опустить один ĸонецтрубочĸи в воду, а в другой подуть, и посмотрим, что получится.

Маша чумазуля: А сейчас у вас что образовалось?

Дети: Образовались мыльные пузыри.

Воспитатель: Каĸие пузыри у вас получились?

Дети: Ответы детей.

Маша чумазуля: А с пузырем что-нибудь произойдёт, если к нему приĸоснуться?

Дети: Да, Маша, он лопнет.

Маша чумазуля: А если подуть?

Дети: Они летят, оно легĸие.

Маша чумазуля: Интересно, а внутри пузырей что-то есть?

Дети: Воздух, мы их надували.

Маша чумазуля: Я поняла, что грязь отмывается при помощи мыла. Так значит и посуду надо мыть с мылом?

Дети: Да.

Маша чумазуля: А я хотела грязную посуду выкинуть, потому что не смогла её отмыть водой. Так может быть вы мне поможете её отмыть с мылом, а то её много.

Дети моют посуду с мылом.

Воспитатель: Ну вот мы всё и отмыли.Посмотрите на экран.

На экране появляются картинки, которые обозначают значение мыла.

Маша чумазуля: А где ещё может пригодиться мыло?

Дети: В стирке.

На экране появляется последняя картинка.(стирка)

Воспитатель: Ну что, Маша, отправляйся умываться и возвращайся к нам чистая.

На экране видео (Маша умывается и становится чистая). Маша появляется перед детьми чистая(отрывок из мультфильма «Королева зубная щетка»).

Маша чумазуля: Сколько я сегодня интересного узнала, но боюсь забыть. Напомните мне ребята.

Дети называют свойства мыла и на доску вешают ĸарточки.

Маша чумазуля: Что вам понравилось больше всего?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а мыло не только фокусник и обладает волшебными свойствами, но важно знать правила при работе с ним. Но об этом мы узнаем в следующем путешествии.

Маша чумазуля: И я тоже отправлюсь с вами в следующее путешествие. А сейчас я хочу подарить вам подарки- мыльные пузыри.

Любовь Михайлова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе

Цель : развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

Познание : Обобщить знание детей о назначении воды в нашей жизни, проводить не сложные опыты с водой. Выявить вещества, которые растворяются и не растворяются в воде. Закрепить свойства воды в процессе исследовательской деятельности.

Воспитательные : Развивать любознательность, логическое мышление.

Коммуникация : Расширять и активизировать словарный запас.

Здоровье : Закрепить значимость воды в жизни человека.

Социализация: Формировать партнерские взаимоотношения у детей в процессе исследовательской деятельности.

Словарная работа : Вода, жидкость, бесцветная, прозрачная, опыт, растворитель, раствор, лаборатория.

Оборудование и материал : Стаканчики, тарелочки, ложки, клеенки по числу детей, сахар, речной песок, разноцветные краски, ноутбук.

Ход непосредственной образовательной

деятельности.

Посмотрите у нас сегодня гости. Давайте мы поздороваемся с гостями и всем, что нас окружает:

Здравствуй небо (руки вверх)

Здравствуй земля (приседают)

Здравствуй воздух (разводят руки в стороны)

Здравствуй вода (руками плавательные движения)

Здравствуйте мои друзья (руки вперед)

Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы рук)

Вместе мы в кругу опять (берутся за руки)

Будем дружно мы играть

Путешествовать опять.

Воспитатель:

Ребята вы любите путешествовать? Тогда слушайте меня внимательно и выполняйте –

Вправо, влево повернись

Вокруг себя покружись

В лаборатории окажись.

Вот мы и очутились в самой настоящей научной лаборатории. Вы будите исследователями.

(надеваем фартуки)

Давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Не шуметь – этим мы мешаем другим.

Слушать воспитателя.

Аккуратно обращаться с посудой – помните, стекло может биться и им можно порезаться.

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение сделать вывод.

Воспитатель:

Ребята, смотрите, нас уже ждет наша «Капелька», она хочет познакомить вас с новыми свойствами воды и вместе с вами проделать опыты.

Отгадайте загадку: Она бесцветная на вид

Но нашу жажду утолит (вода).

Где есть вода?

(вода есть всюду: в земле, в воздухе, в каждом растении, в каждом животном и в организме человека тоже есть вода)

Кому и для чего нужна вода? (слайды)

Давайте с вами вспомним, что мы знаем о воде? Какая она?

(жидкая, прозрачная, не имеет вкуса, запаха)

Какой формы вода?

(вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда в котором находится.)

«Капелька» спрашивает - хотели бы вы узнать какими свойствами еще обладает вода? Вы готовы? Тогда в путь!

Опыт №1 «Вода – растворитель»

На столе блюдце в нем сахарный песок, стакан с водой. Возьмем стакан с водой, насыплем две ложки сахарного песка. Что вы видите? (сахар растворяется)

Вывод: Сахар быстро растворяется в воде, раствор остается прозрачным

Опыт №2

На столе блюдце с речным песком, стакан с водой. Возьмем стакан с водой и две ложки речного песка. Что произошло?

(речной песок не растворился)

Вывод: Песок придал воде коричневый цвет, вода стала грязной, песок не растворился, а потихонечку оседает на дно.

В лаборатории бывают перерывы. И в нашей лаборатории тоже перерыв.

Физкультминутка:

Разминая поясницу мы не будем торопиться

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись

Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей

Раз и два, раз и два – закружилась голова

1,2,3,4,5, ноги надо нам размять (приседание)

Напоследок, всем известно как всегда ходьба на месте

От разминки польза есть, что ж пора на место сесть.

Воспитатель : А какую воду вы хотели бы пить?

(Чистую. Нужно пить только чистую воду, а грязную воду пить нельзя.)

Воспитатель : Правильно, ребята! Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Что для этого нужно сделать?

(Выслушивает предложение детей.)

Опыт №3 «Вода может принять свой цвет»

На столе разноцветные краски, стакан с водой, пипетка.

Возьмите пипетку и любую краску, капните в воду. Что произошло с водой?

Вывод: Вода растворила краски, какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит, вода растворитель и может изменять свой цвет.

Опыт №4 «Воду можно очистить»

Сейчас мы воду профильтруем, будем очищать ее.

Оборудование: воронка, стакан, ватные диски.

Вывод: Воду можно очистить с помощью фильтров, которые можно сделать самим. Но пить эту воду нельзя, ей можно полить цветы.

Итог: Уважаемые исследователи, проделав опыты, скажите «Капельке», что мы с вами узнали о воде?

(Есть вещества которые растворяются в воде, есть вещества которые не растворяются в воде. Воду можно очистить с помощью фильтров)

А можно ли пить воду, которую мы очищали?

Что вам сегодня понравилось больше всего?

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Мы с «Капелькой» предлагаем всем насладиться песенкой воды. (слушаем звуки воды)