Кто изобрел бумагу в китае. Кто изобрёл бумагу? Где и кто изобрел бумагу

07.02.2019

2. Определение.

Существует несколько определений бумаги:

Бумага (вероятно, от итал.bambagia-хлопок), материал из растительных волокон, соответствующим образом обработанных и беспорядочно соединенных в тонкий лист, в котором волокна связаны между собой поверхностными силами сцепления.

Бумага – это тонкие и ровные листы или ленты материала, состоящего в основном из целлюлозных волокон. Длина растительных волокон, из которых образована бумага, 1 – 2 мм при диаметре около 25 мкм. Масса одного квадратного метра бумаги достигает 250 грамм.

Бумага – это пористо - капиллярный плоскостной искусственно созданный материал, доступный для проникновения воздуха, влаги и красок.

При размачивании в воде обычные сорта бумаги теряют свою механическую прочность, при пропитке керосином или маслами

прочность бумаги не меняется. Это убеждает в том, что целлюлозные волокна в бумаге соединены между собой главным образом – водородными связями.

Для производства бумаги применяют целлюлозу различных древесных пород и однолетних растений и древесную массу. В зависимости от назначения в композицию бумаги, кроме растительных волокон, вводят различные добавки (наполнители): минеральные вещества (каолин, тальк и др.), придающие бумаге белизну, плотность, гладкость и хорошие печатные свойства (непрозрачность, восприятие краски и т.д.); проклеивающие материалы (канифольный клей, крахмалы, смолы и т.д.), делающие бумагу непроницаемой для чернил или повышающие прочность и плотность листа; красители бумаги; химические волокна для спец. видов бумаги.

3.Материалы, предшествующие бумаге .

У бумаги было много предшественников. Камень и глина, кожа и берёста, воск и металл, папирус и пергамент.

Что использовали для письма в глубокой древности? То, что создала природа – камень и дерево . Первым «пером» были нож и топор. Не только камень, но и металл сохранил на тысячи лет древние надписи. Жители Древнего Востока писали на тонких свинцовых полосках, которые скатывали в рулоны. Три тысячи бронзовых, медных и свинцовых досок с письменами украшали Рим в 1 веке.

Ассирийцы и вавиловяне, которые жили тысячи лет назад, писали на сырых глиняных плитках заострённой палочкой. Её вдавливали в глину, а потом быстро вынимали, так, что след имел форму клина. Такое письмо называлось «клинописью». Ровные и мелкие строчки заполняли плитки. Глину для них собирали по берегам рек и тщательно размешивали с водой. Примеси (солома, трава) всплывали, камни оседали, оставалась чистая глина. Из неё делали таблички и писали на них текст. После обжига плитки становились прочными и долговечными. Глина уникальный материал для письма, данный человеку природой. Писать на сырой глине почти также легко, как на бумаге, а обожжённая глина становится прочной, как камень.

Изготовление папируса возникло в древнем Египте примерно около 3,5 тысяч лет до нашей эры. Готовили его из одного тростникового растения, произрастающего в низовьях Нила . Это растение имело прямой трёхгранный стебель высотой до 5 метров. Для приготовления материала для письма использовалась только нижняя часть стебля длиной около 60 сантиметров. Её освобождали от наружного зелёного слоя, а белую сердцевину разрезали ножом на тонкие узкие полоски и 2-3 дня выдерживали в свежей воде для набухания и удаления водо-растворимых веществ. Размягчённые полоски прокатывали деревянной каталкой по доске, затем снова замачивали на сутки, прокатывали и опять погружали в воду. После этих операций полоски становились полупрозрачными и имели кремовый оттенок. Затем полоски стебля укладывали друг на друга, обезвоживали под прессом, после чего сушили под прессом и разглаживали гладким камнем.

Во 2-ом веке до н.э. в Малой Азии в Пергамском царстве в городе Пергаме было организовано производство прекрасного материала для письма из обработанных особым способом кож молодых животных – телят, ягнят, козлов, ослов.

По имени этого города и материал стали называть «пергамент». В отличие от папируса пергамент был значительно прочнее, эластичнее, долговечнее, на нём было легче писать, причём с обеих сторон, а, в случае необходимости, текст можно было легко смыть и нанести новый. Но, несмотря на эти преимущества пергамента, изготовление его трудоёмко и он был дорогим материалом.

4. История создания бумаги

Бумага - очень древнее изобретение. Её знали в Древнем Китае. Отцом бумаги считают китайца Цай Луня, который придумал бумагу в 105 году новой эры- бамбук слишком тяжел, а шелк дорог, - произнес придворный летописец Ван Цзы.

В зале воцарилась тишина, и, трудно сказать почему, все головы вдруг повернулись к Цай Луню. Инь Чин - чиновник, которому не давали покоя успехи Цай Луня, язвительно заявил:
- Наверное, и на этот раз Цай Лунь проявит свою гениальность. Ведь все, к чему бы он ни прикоснулся, превращается в золото.

Цай Лунь не успел в ответ и слова сказать, как к нему обратился сам император (впервые без всяких посредников), и...

И назначил министром-советником. Ему поручалось найти материал для письма не хуже шелка , но гораздо дешевле. Поиски привели Цай Луня к осам. Тонкий, но прочный материал, из которого были сделаны осиные гнезда, больше всего походил на то, что он искал. Проведя сотни опытов, ученый пришел к выводу, что получить нечто подобное можно из коры тутового дерева, конопляного лыка, изорванных рыболовных сетей и ветхих тканей. Все это надо перетереть и проварить, смешав с жидкостью, похожей на слюну насекомых. Полученную массу нужно зачерпнуть ситом из шелковых нитей, закрепленных на бамбуковой рамке. Когда вся вода стечет, оставшийся влажный листок следует пропитать секретным составом . Остается только высушить и разгладить его между каменными плитами. И вот он - желанный материал, не впитывающий тушь, на котором не размываются контуры начертанного.

Эти события произошли в первый год периода Юань-пинь, который мы называем 105 годом нашей эры.

Китаю и Японии принадлежит выдающаяся роль в развитии производства бумаги. Для управления огромными территориями каждому государству нужны образованные люди. Этого нельзя было достичь, не развивая письменности. Ключевым моментом такой деятельности являлась дешевая и доступная бумага . У бумаги было много предшественников: камень и глина, дерево и кость, воск и металл, кожа и береста. Но все они были недостаточно хороши - недолговечны, дороги, сложны в использовании, доступны. Промышленное производство бумаги из природного сырья стало величайшим достижением человеческого разума и источником развития нашей цивилизации .

В средневековой Италии "бумажники" заменили китайскую ступу для размола сырья жерновами, приводимыми в движение водой, и начали проклеивать бумагу животным клеем, благодаря чему она перестала пропускать чернила и типографскую краску. В XVII столетии лидерство перехватила Голландия , где был изобретен ролл - аппарат для быстрого и равномерного размола сырья. Бумагоделательная машина появилась на рубеже XVIII-XIX веков, в качестве нового сырья начали использовать древесину. Машинный отлив бумаги впервые был применен в 1804 году в Англии. С этого времени машинное производство становится господствующим и превращается в крупную отрасль промышленности .

Бумага собственного производства появилась на Руси во второй половине XVI века в царствование Ивана Грозного. Начало массового бумажного производства в России было положено Петром I . Для обеспечения фабрик сырьем по царскому указу в армии и на флоте собирали отслужившие срок паруса, несмоленые канаты, веревки и тряпье. Гражданским людям предлагалось приносить остатки изношенных полотняных вещей в канцелярию полицмейстерских дел "за вознаграждение", с крестьян брали "тряпичный" налог. Развитию бумажного дела поспособствовал указ 1721 года об обязательном употреблении в официальном делопроизводстве отечественной бумаги .

Делали её тогда так: клочки шёлковой ваты, тряпьё, старые рыболовные сети измельчали и бросали в чан с водой, взбалтывали, пока не получалась однородная, водянистая кашеобразная масса, которую черпали бамбуковой сеткой. Осадок оставшийся лежать ровным слоем на сетке, просушивали. Этот принцип работает, и сегодня, изменились только средства производства, масштабы, скорости и сырьё.

Долгое время удавалось сохранять этот способ в секрете, и лишь в начале 6 века он был вывезен в Японию. Примерно в то же время производство бумаги начинает проникать в другие страны Азии. В отличие от китайского способа, по которому бумага вырабатывалась из свежего растительного волокна, из-за отсутствия подобного сырья бумаги стали изготовлять из пенькового и льняного тряпья на шелковых или волосяных ситах, натянутых на деревянную рамку. После предварительного отжатия воды лист перекладывали сукнами, отжимали и затем сушили на воздухе. Впоследствии этот способ был завезен арабами через Персию в Северную Африку, на Кипр, а затем - в Испанию, Марокко и ряд других стран. Бумага постепенно стала вытеснять применявшийся до этого папирус и другие материалы для письма. Из Испании производство бумаги проникло в Италию, а затем во все европейские государства, в т.ч. и Россию. В России бумага появилась в 14 веке. До этого времени писали на пергаменте. Особенно быстро оно стало расти после изобретения книгопечатания в 15-16 веки. Однако сам способ оставался трудоемким и малопроизводительным, и, по-прежнему, вплоть до сер.19в. основным сырьем было тряпье. Изобретение на рубеже 17-18вв. в Голландии нового размалывающего аппарата- ролла и предложенный французом Н.Л. Роббером механизированный отлив бумаги на непрерывно движущейся бесконечной сетке, расположенной над черпальным чаном, послужили началом машинного производства бумаги. В дальнейшем к этому примитивному оборудованию были добавлены непрерывно действующие секции прессования, сушки, каландрирования и намотке бумаги в рулоны.

Вначале был папирус

То, что мы называем бумагой, без чего современная офисная жизнь просто немыслима, не всегда представляло собой А4. Так, на вопрос о том, где изобретена бумага, нельзя дать однозначный ответ. Еще четыре тысячелетия назад использовали для письма папирус. Со стеблей осторожно снимался верхний слой кожицы. Снятые тонкие листы накладывали друг на друга и держали под тяжелым прессом. Склеенные и высушенные папирусные листы и служили

В древней Руси использовали для письма внутренний слой березовой коры. Обнаруженные археологами берестяные письмена относятся к 11-15 векам. Хотя в сообщении арабского писателя Ибн-ан-Недима говорится, что «на земле руссов есть письмена, вырезаемые на кусках белого дерева». Сообщение датируется 987 годом. Некоторые фольклорные источники указывают на использование берестяных писем североамериканскими индейцами.

Родина бумаги

Страна, где изобрели бумагу, которой мы пользуемся по сей день, подарила миру фарфор, компас, порох, фейерверки. Речь, конечно, о Китае. И если имена изобретателей «предвестников» бумажного листа - папирусных свитков и дощечек - остаются неизвестными, то имя того, кто изобрел бумагу,довольно известно. Им является Цай Лунь, служивший евнухом при дворе. Произошло это событие в 105 году н.э., во времена правления

Страна, где изобретена бумага, не засажена березовыми рощами. Здесь растут бамбук и рис. растолок волокнистую кору тутового дерева. Смешал полученную смесь с водой, пенькой и древесной золой, а затем поместил на бамбуковую раму с решёткой. Разгладил полученный пласт с помощью камня и просушил на солнце. Именно так получился первый лист бумаги. Со временем технология изготовления усовершенствовалась. В смесь, изобретенную Цай Лунем, стали добавлять крахмал, волокна шелка, красители, что значительно улучшило качество бумажных листов.

Все тайное становится явным

Народ восточной страны, где изобретена бумага, тщательно хранил секреты ее производства. Однако и много веков назад китайские купцы ездили со своим товаром по всему миру. Караванщики, приезжая в новый город, общаясь, делились новостями. Возвращаясь в родные края, они привозили вести из-за морей. Это было что-то вроде глобального общения. И каким-то образом в городе Самарканде арабские купцы выведали секреты изготовления бумаги, а узнав, привезли его в Испанию. Бумагу здесь начали делать в 1150 году. Вскоре стала известна во всех европейских странах.

В России бумажное производство появилось лишь во второй половине 16 века. Письменные источники сообщают, что в Москве в 16 веке насчитывалось 10 бумажных мельниц, 50 предприятий, где делали ручным способом бумагу и картон.

Сейчас каждому школьнику известно, откуда родом чай, палочки для еды, где изобретена бумага, в общем, те вещи, которые прочно вошли в наш быт.

Однако менее известен факт о том, где появились первые станки, производящие бумагу в таком виде, в каком мы пользуемся ею сейчас. А произошло это событие во Франции в 1798 году. А уже в 1807 г. Англия запатентовала первенство в изобретении станка для изготовления бумаги в рулонах. Вскоре начинается повсеместное распространение изготовление бумажной упаковки. Но это уже другая история.

История бумаги начинается в Китае. Произошло это еще в первом веке нашей эры, когда Цай Лунь, воспитатель императора, попытался найти альтернативу прежним материалам для сохранения письменных знаков – камню, глине, металлу, коже, пальмовым листьям, покрытым воском дощечкам из дерева или бамбука, ткани, папирусу. Он немало поэкспериментировал с различными растениями, но первый реальный результат получил, мелко, нарезав волокна шёлка, сделав из них кашицу и осадив её на мелком сите. В одной из китайских рукописей, относящейся к 69 году, есть упоминание об этом изобретении, которое было названо «бумагой».


История изготовления бумаги также имеет несколько версий. Другой датой рождения бумаги называют 105 год. Неутомимый Цай Лунь попробовал добавлять в кашицу волокна из старых рыбацких сетей, веревок, поношенной ткани и даже древесного луба. В конце концов, он остановился на коре тутового дерева, которую перед этим долго разбивал молотком, разделяя на волокна, к которым потом добавлял толику растительного клея. Надо сказать, что изготовленная в Китае была жёсткой и хрупкой. Но тем не менее на ней уже можно было писать тушью.

История изобретения бумаги

Считается, что впервые японцы познакомились с бумагой в 610 году. И привез ее из Кореи монах-врачеватель Там Чин (в японской истории он остался под именем Донтё). В те годы практически правивший страной в роли регента при императрице принц Сётоку стремился насадить в Японии буддизм. Он приглашал в Японию священнослужителей и монахов из Китая и Кореи обосновываться на японской земле, строить храмы и монастыри, воздвигать изваяния Будды, знакомить японцев со священными текстами. Естественно, что для размножения буддийских сутр и их сохранения требовалась бумага. Привозимой из Китая бумаги не хватало, поэтому принц приказал выращивать по всей стране шелковицу и коноплю. Эти растения и раньше культивировались в Японии, но в основном для изготовления тканей. Теперь же японским мастеровым было предписано на основе этих растительных волокон создать бумагу лучшего качества, чем у импортной. Ремесленники приступили к поискам новых рецептов и технологий и добавляли в бумажную массу волокна других растений, кипятили их, промывали, добавляли в раствор древесный уголь, различные клеящие субстанции. И результат не заставил себя ждать.
Виды бумаги, полученной в Японии, были значительно лучше качеством, чем китайская бумага. Японскую бумагу стали звать ВАСИ (ВА – другое чтение иероглифа Ямато, обозначающего название японского государства, СИ – бумага) в отличие от привозной с континента КАРА-ГАМИ.
Появление ВАСИ связывают с двумя технологическими новшествами. Во-первых, японские мастера не отцеживали волокнистую пульпу через неподвижное сито, как это делалось в Китае, а постоянно покачивали его, заставляя бумажную массу оседать более равномерно (этот прием назвали НАГАСИ_ДЗУКИ). А во-вторых, было найдено водное растение ТОРО-АОИ, чей сок оказался великолепным средством для проклеивания бумажного листа.


Золотой век листа бумаги

В период Нара (710-794) возросшие потребности императорского дворца, храмов и монастырей породили настоящий бум ее производства. Чаще всего её использовали для написания буддийских сутр. Но так как тексты были священными, для этого требовалась непростая, а очень высококачественная бумага. В то время в Наре в ходу было около 180 типов бумаги, различавшихся плотностью и цветом. С точки зрения буддиста белый цвет означает траур. Очевидно поэтому, для буддийских свитков стали изготавливать красные, синие, желтые и голубые ее сорта. Переписывание таких сутр стало любимым развлечением (а можно сказать, и обязанностью) придворных вельмож. К концу восьмого века в столицу поступали целые кипы бумаги из 23 провинций. Она стала вторым посоле риса средством уплаты натурального налога. Лучшие виды бумаги того времени хранятся в Сёсоин, сокровищнице храма Тодайдзи в Наре. Там представлено 233 ее разновидности.
Буддийские монахи приобрели при дворе чуть ли не абсолютную власть. И император Каму в 794 году перенес свою столицу в новый город Хэйан(будущий Киото), подальше от окружавших его старый дворец храмов и монастырей. В новой столице пышным цветом расцвела изысканная и утонченная культура аристократии. Но без бумаги, изящной и нежной, было просто невозможно обмениваться стихотворными посланиями, записывать в дневники впечатления и мысли, рождавшиеся в ходе медитаций на природе, писать вошедшие в моду мемуары. Не менее остро в бумаге нуждались чиновники и священнослужители. Спрос на бумагу ещё более увеличился. Ремесленникам пришлось искать для этого новое сырье, поскольку запасов конопли уже не хватало. Ремесленники –бумагоделы перешли целиком на кору шелковицы.

Чтобы обеспечить постоянное снабжение столицы бумагой, в 807 году на реке Канъягава в пригороде Хэйана была построена правительственная мастерская по производству бумаги (КАНЪЯИН, или КАМИЯИН). Для работы там были мобилизованы лучшие ремесленники страны. Мастерская стала выпускать высококачественную продукцию – листы размером 60х36 см, получившие название КАНЪЯ-ГАМИ.

Но первенство КАНЪЯ-Гами было недолгим. Великолепная бумага стала поступать из северных провинций, в частности из Муцу (нынешняя префектура Аомори). Появились в обращении бумажные листы, в ткань которых для повышения декоративного эффекта вплетали засушенные травы и цветы. Иные листы были надушены благовониями. Эти листы как нельзя лучше передавали настроение поэта или страсть автора любовной записки. Затем появилась высококачественная МИТИНОКУ-ГАМИ – бумага из Митиноку. Повышенным спросом стала пользоваться «мраморная» бумага, а так же листы декорированные золотой и серебряной фольгой.

Захиревшая в столь жестких условиях конкуренции мастерская Канъянин вынуждена была перейти на производство более дешевых и менее трудоемких сортов бумаги. Сырьём для нее стала макулатура. При ее обработке окончательно вытравить следы старых надписей было невозможно, поэтому СУЙИНСИ (дословно бумага водяного облака), как стали называть эту продукцию, получалась серовато –голубоватой.

Васи или Ёси?

Приход в самом начале 17 века к верховной власти в стране самурайского клана Токугава прекратил в стране кровавые междуусобицы. В Японии на два с половиной века установился мир. Однако, политика самоизоляции страны которую жестко проводили в жизнь сёгуны клана Токугава, заставляли японских ремесленников «вариться в собственном соку». Новые технологии изготовления бумаги, освоенные в Европе оставались для японских мастеров неизвестными. Они шли своими путями, совершенствуя дедовские способы производства бумаги. Однако, при всем различии конкретных приемов в каждой провинции качество вырабатываемой бумаги постепенно приходило к единому стандарту.
Этому способствовал, кстати, и широко распространенный в то время промышленный шпионаж. Князья посылали своих тайных агентов к соседям, чтобы выведать секреты производства.

В то время на рынке доминировали три основных поставщика бумаги – провинция Гифу, чья бумага МИНО-ГАМИ стала стандартной для печатания книг, провинция Коти, поставлявшая свою ТОСА-ВАСИ осакским купцам, и провинция Огава, удовлетворявшая потребность Эдо с его 1,3 миллионным населением в бумаге.

Спрос на бумажную продукцию в Японии был столь высок и потому, что ее предназначение не ограничивалось почтовыми и издательскими нуждами. Так, в Сидзуоке выпускали СУРУГА-ХАНСИ, чьи стандартные листы бумаги (25х35см) шли на производство бумажных зонтиков. Текстура ЁСИНО-ГАМИ была столь тонкой и нежной, что её использовали в качестве фильтров для масла или лака. Из особых сортов бумаги делали носовые платки и одежду, бумагу вставляли в окна вместо стекла, из нее изготавливали веера, фонари, коробки, ширмы и подвижные перегородки для комнат. Соответствующим образом обработанная бумага (промасленная, гофрированная бумага , лакированная, проклеенная) могла заменить ткани, веревки, солому, бамбук, кожу, дерево…
Она вошла в быт японцев как универсальный материал, превратив национальную жизнь и культуру в уникальный образец «бумажной цивилизации».
Однако, при всем своем разнообразии ВАСИ оставалась исключительно продукцией ручного производства. Ситуация стала меняться только после реставрации Мэйдзи (1868), когда были отменены все ограничения на торговлю и иное общение с заграницей. Первое в Японии промышленное предприятие, оснащенное импортной техникой, заработало в предместьях Токио в 1873 году. И, конечно же, это была фабрика по производству бумаги. Станки для нее были закуплены во Франции. По всей стране стали появляться такие же предприятия, владельцами которых были и иностранцы, и японцы. Рынок был завален дешевой фабричной ЁСИ (дословно европейской бумагой) . Это имело двоякий результат. С одной стороны резко подешевела вся печатная продукция. Книжка стоила столько же, сколько стоила порция лапши. Но с другой…
Японские мастерские по производству ВАСИ стали закрываться одна за другой, не выдерживая конкуренции. Процесс этот шел медленно, но неотвратимо. Если в 1928 году в стране насчитывалось 28 532 семьи занятые в производстве Васи, то к 1973 году эта цифра упала до 851.Вместе с закрытием мастерских утрачивались знания, опыт, ноу0хау, семейные секреты… Великолепная бумага ВАСИ уходила в прошлое. Лишь в конце 20 века, когда в стране вновь вспыхнул интерес к традиционной японской продукции, народные промыслы вновь стали возрождаться, забытые было технологии,вновь стали востребованными. Сейчас при государственной поддержке вновь активно заработали бумагоделательные центры в префектурах Фукуи (Гока), Гифу (Макидани), Коти (Тоса). Работающие там мастера получили статус «живое национальное сокровище». Хотя, конечно же, «золотой век» японской бумаги уже восстановить не удастся.

Сегодня специальная техника китайского производства производит тонны бумаги, качество которой ничем не уступает японскому. Актуальность бумажного производства в наше время становится всё меньше. Производители от количества переносят приоритеты на качество.







Бумага – это такая вещь, ценные свойства и необходимость которой мы уже давно не замечаем. Бумага есть везде, она вокруг нас. Ни один день не проходит без контакта нас с этим изобретением человечества. На бумаге мы оставляем записки нашим родственникам, печатаем рефераты, используем бумагу для рисунков и даже запекаем курицу в бумажных пакетах! Но кто изобрел бумагу?

В какой стране изобрели бумагу?

Если порыться в древних китайских летописях, то можно отыскать, что Китай – это первая страна, которая изобрела бумагу. Китайские летописцы в своих писаниях утверждают, что бумага была изобретена ими уже в 105 году н.э. И до недавнего времени считалось, что изобрел бумагу именно Китай и именно в 105 году н.э. Но в 1957 году в провинции Китая Шаньси была обнаружена гробница, а в ней… Вы не поверите – листы бумаги! Самое интересное, что ученые датировали эти обрывки бумаги аж II веком до нашей эры!

Оказывается, китайцы и до 105 года могли изготавливать бумагу. Однако делали они ее из шелка, поэтому бумага была чем-то вроде драгоценности. Но в 105 году н.э. Цай Лень изобрел новый способ изготовления бумаги. Он смешал волокна древесины тутового дерева, древесную золу, тряпки и пеньку. Все это он тщательно перемешал и оставил сушиться на солнце под прессом в виде камней. И теперь считается, что именно Лень изобрел бумагу.

И уже потом бумага распространилась в Японию и другие страны. А первая страна, которая изобрела бумагу, была Китай!

Современная бумага

Естественно, что сейчас, с ростом технологических процессов, бумагу изготавливают совсем другим способом. Сейчас в производстве бумаги во всех странах мира используются различные породы деревьев в определенном соотношении, от которого зависит цвет, плотность и крепость бумаги.

Что-что, а даже в эпоху электронных рабочих столов и документов бумага не теряет своей актуальности. И если даже мы и сможем когда-нибудь полностью заменить ежедневники коммуникаторами, то уж виртуальная туалетная бумага вряд ли сможет нам чем-либо помочь. И сегодня на Ваш суд, господа, представляется история изобретения этого старейшего и пока что еще незаменимейшего в наши дни изобретения – бумаги.

История изобретения писчих материалов берет начало в Древнем Египте, где впервые стал использоваться папирус, треугольный тростник, который рос в пресноводных болотах вдоль реки Нил. Растение было тонким, легким для переноски и в течение тысяч лет не было изобретено ничего лучше для письма и документирования. Предполагается, что папирус уже, возможно, использовался в Египте 4 000 лет до н.э.

Полосы из растения папируса вымачивались в воде, чтобы удалить сахарное содержание. Затем они просушивались и раскладывались. Второй набор полос помещался под прямым углом к первому, снова накладываясь немного. После сырой лист папируса оставлялся под тяжелым весом (обычно каменная плита), чтобы высохнуть в течение приблизительно шести дней. Остающийся сахар в пределах этой смеси запечатывал полосы вместе. Наконец, после высыхания поверхность листа полировалась.

Точно так же, как сегодня в мире используется множество различных сортов бумаги, в древности существовало несколько видов папируса. Каждый тип использовался для различных целей. Очень дешево сделанный грубый папирус использовался торговцами, чтобы обертывать различные предметы. Самые прекрасные и самые дорогие варианты были сохранены для религиозных или литературных работ. Качество зависело от многих факторов: где растения папируса были выращены, возраст растений, сезон, когда они были собраны, и др. Самый лучший папирус был сделан, используя серцевину стебля растения. Типичный рулон обычно строился из листов папируса переменного качества. Лучшие листы использовались для окончания рулона, так как они были наиболее подвержены износу, а худшие по качеству листы использовались для внутренних секций рулонов.

Различные варианты и размеры папируса часто называли в честь императоров или чиновников. Эта информация во время римских и византийских периодов была начертана на первом листе рулона и именовалась протоколом. Дополнительно протокол часто включал дату и место изготовления папируса. Однако для юридических документов, эта практика была запрещена согласно Законам Юстиниана. Практика добавления протокола к законченному рулону папируса продолжалась в Исламские времена. Обычно древние египтяне писали только на одной стороне папируса, на той, где волокна шли горизонтально. А их правители, понимающие важность папируса, сделали его производство государственной монополией и охраняли тайну его производства. Они даже экспортировали свой папирус за пределы Египта.

Далее история ведет нас в Древний Китай, где, как предполагают, зародился современный способ бумажного производства - изобретение, датирующееся 2 столетием нашей эры. Во время древнекитайских династий Шенг и Жоу документы обычно писались на кости или бамбуке, однако они были очень тяжелыми и неудобными для транспортировки. Легкий материал из шелка иногда использовался для написания документов, но был обычно слишком дорогим, чтобы иметь широкое распространение.

Поэтому изобретение чиновником китайского двора Династии Хан Чаи Лунем нового писчего материала из мякоти тутового дерева в 105-м году нашей эры было как раз кстати. Кору толкли в воде, чтобы отделить волокна, потом выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Такая бумага была очень удобна для письма, а также использовалась как оберточный материал. Кроме того, с 6-ого столетия нашей эры в Китае она стала использоваться в качестве туалетной бумаги. Хотя такое применение бумаги не всем казалось приличным. К примеру, в 589 году нашей эры китайский ученый-чиновник Ян Житуи написал: «Бумагу, на которой есть расценки или комментарии от Пяти Классиков или мудрецов, я не осмеливаюсь использовать в туалетных целях». Туалетная бумага продолжала быть цененной потребностью в Китае во время господства Императора Хоньджу, в 1393 году нашей эры. Бюро Имперских Поставок даже произвело для одной только семьи императора 15 000 специальных листков бумаги в светло-желтом оттенке, имеющих различные ароматы. Во время Династии Танг (618-907 гг. н.э.) бумага также стала использоваться для изготовления упаковки для чая, чтобы сохранить его аромат, а также для изготовления бумажных стаканчиков и салфеток. Во время китайской Династии Сонг (960-1279 гг. н.э.) правительство дало приказ произвести первые известные напечатанные на бумаге деньги в мире. Так, собственно, появились современные банкноты. Однако, сколь не совершенствовалась технология, китайская бумага имела серьезный недостаток - рыхлость, из-за чего краска, которой на ней писали (главным образом тушь из высоких сортов сажи с примесью рыбьего клея и мускуса), растекалась. Кроме того, она была тонкой и прозрачной и легко рвалась, поэтому на ней можно было писать только с одной стороны.

Некоторые историки утверждают, что бумага была ключевым элементом в культурном продвижении многих народов. Согласно этой теории, китайская культура была менее развита, чем египетская в древние времена, потому что бамбук, которым был богат тогдашний Китай, был не самым лучшим материалом для письма, в отличии от папируса. Китайская культура продвинулась во время Династии Хань и в последующие столетия из-за изобретения бумаги, а Европа продвинулась в течение Ренессанса из-за введения бумаги и печатной машины.

Распространение бумаги за пределы Китая было достаточно сложным, поскольку требовался инструктаж в производственном процессе, а китайцы отказывались разделить свои тайны с другими народами. Но необходимость в писчем материале становилась все насущнее, что за пределами Китая привело к изобретению так называемой «тряпичной» бумаги. Первая тряпично-бумажная фабрика в Европе была создана в испанском городе Хатива (современная Валенсия) в 1120 году, а самый старый известный печатный документ, сделанный из такой бумаги на Западе - это Молитвенник Мозараб 11-ого столетия, написанный в Исламской части Испании. К XIV-XV векам тряпичная бумага уже получила прочное распространение в Европе. В течение XIII и XIV веков открылись «бумажные мельницы» в Италии, Франции, Германии, Голландии. Процесс выработки бумаги из тряпок был довольно сложным, зато бумага получалась вполне удовлетворяющая своему назначению. И ко времени начала книгопечатания в Европе появилось множество бумажных мельниц, которые вырабатывали (исключительно из льняных и пеньковых тряпок) превосходную, не протекающую, белую бумагу, довольно плотную и прочную, сохранившуюся до наших дней в том же превосходном виде.

Процесс изготовления бумаги на старинных мельницах состоял из нескольких этапов. Материал, предназначенный для выделки бумаги, очищался от грязи и промывался. После высыхания полученное сырье поступало на жернова водяной или ветряной мельницы, где он перетиралось, превращаясь в бесформенную рыхлую массу. Рабочий, пользуясь формой в виде деревянной рамы с натянутой на ней проволочной сеткой, зачерпывал из чана нужное для листа бумаги количество жидкой кашицы и тряс раму над чаном, чтобы вода стекала. Когда лист на сетке принимал нужную форму, рабочий переворачивал раму на кусок войлока или сукна. Сверху на этот еще сырой лист накладывался снова кусок войлока, на него - новый лист бумаги и т. д. Когда набирались два-три десятка листов, то вся кипа поступала под пресс и подвергалась сильному сжатию. Затем листы развешивались на веревках для окончательной просушки.

Иногда, особенно для писчей бумаги, к массе в чане подбавляли клей, чтобы на проклеенной бумаге чернила не растекались. Благодаря строению металлической сетки (длинные проволочки вдоль и поперек) на бумаге, если смотреть на свет, получались утонченные линии, поэтому можно сказать, что эта бумага была в клеточку. Обычно фабриканты путем вплетения какой-либо плоской фигурки из проволоки в сетку оттискивали свое фабричное клеймо (водяной знак, филигран) в виде колокола, орла, единорога, короны, цветов, кисти винограда, монограммы из имени Иисуса Христа (I.H.S.), своих инициалов и т.д. По этим водяным знакам можно было в большинстве случаев определить фабриканта и век, иногда даже год, когда бумага была произведена.

Древнейшая бумага была не вполне качественна: в некоторых образцах бросались в глаза длинные, выдающиеся из общей ровной поверхности бумаги волокна, иногда даже были видны кусочки тряпок. Позже процесс фабрикации все улучшался и бумажных дел мастера стали изготавливать великолепную, образцовую для нашего времени бумагу. Готовые, высушенные листы разбирались по сортам и продавались пачками.

Во времена Ренессанса в Европе из бумаги стали выделывать обои. По традициям Средневековья элита общества вывешивала большие гобелены на стенах своих домов. Однако они были чрезвычайно дороги и только представители очень богатого сословия могли позволить себе такую роскошь. Менее богатые члены дворянства, неспособные купить гобелены, начали наклеивать обои, чтобы украсить свои покои. Англия и Франция в то время были лидерами в производстве обоев в Европе.

Конечно, производство бумаги с тех пор далеко ушло вперед, и рабочий-бумажник XV века, если бы мог попасть на современную бумажную фабрику, долго не мог бы понять ни терминов, ни процесса производства. Известно, что еще во второй половине XVII века для превращения очищенного тряпья в кашеобразную массу был введен чан особого типа - голландер, в котором бумажная масса варилась вместе с хлористыми соединениями. Конец XVIII века внес переворот в эту область: рабочий бумажной фабрики в Эзонне (Франция) Луи Роберт в 1799 году изобрел прообраз современной бумажной машины, вырабатывающей бумагу в виде бесконечной ленты.

Потребность в бумаге настолько возросла, что ограничиться производством бумаги из тряпок было невозможно, и в бумажную массу начинают прибавлять механически размельченную древесину (удачные опыты Келлера и Фельтера с 1845 года), повторно изобретя данный способ. А с 1857 года вводится химически обработанная едким натром (натро-сульфатный способ) древесина, в виде бело-сероватой массы целлюлозы. Лучшая древесная масса получалась из хвойных свеже-срубленных деревьев, преимущественно ели, пихты, сосны и из лиственных - осины. Дерево для обработки поступало на завод в виде стволов неодинаковой длины, с которых еще в лесу обрубали сучья и отчасти кору. При помощи машин со стволов удалялась без остатка мало пригодная для производства бумаги кора, после чего стволы разрезались на куски. Эти куски дерева поступали на производство грубых сортов картона. Процесс получения из древесных стволов бумажной массы был сложен и громоздок, еще более сложен был процесс получения химически очищенной древесной массы - целлюлозы. Но дело того стоило.

В 19 веке практически вся газетная и оберточная бумага вырабатывалась древесины, низшие сорта оберточных бумаг имели в своем составе солому, вареную с известью. Однако тряпичная бумага все еще считалась самой качественной, поэтому именно ее использовали для производства денежных банкнот и ценных бумаг. Бумага оставалась дорогой (по крайней мере, бумага книжного размера) в течение столетий до появления паровых машин по производству бумаги.

Сегодня бумага доступна каждому, а процесс ее производства значительно упростился. Хотя при столь грандиозном развитии машинного производства бумаги до сих пор сохранилось производство бумаги ручным способом, особенно для выработки дорогих сортов, идущих для тонких рисунков акварелью и печатания роскошных изданий с гравюрами.