Что сейчас вплетают в косы девочкам. Исследовательская работа "длинная коса - девичья краса". Социологический опрос девочек

01.02.2019

В Древней Руси девушки берегли косу до замужества, и ее отрезание считалось позором, приравненным к потере девичьей чести.Отношение к волосам на голове всегда было особым: люди верили, что в них заключена сакральная сила и могущество. Чем они были длиннее и гуще, тем большей энергией обладал человек. В списке архаичных представлений, связанных с волосами, значились сила, мудрость, красота и счастье. Прическа являлась своеобразным знаком, свидетельствующим о социальном статусе человека, его положении в обществе.

Во времена средневековой Руси одна коса символизировала девичество, две - замужество. Первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была «дивчинкою», а как только ей заплели косу, она становилась «дивкою», девушкой на выданье.

Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т. е. 13 - 16 лет. В некоторых районах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества. Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, завязывали их посередине, приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы вязались».

Девушки украшали кончик косы лентой или косником. Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, а прическу дополняла лента или венок на голове. Коса - символ готовности девушки к браку, лента в косе - знаком того, что девушка на выданье.

Длинная коса являлась предметом гордости и особой заботы девушки, за волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше. С уходом за волосами связано множество обрядов: смазанные сырым яйцом волосы заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике. Девушки бегали под грибным, летним дождем; мазали волосы змеиным жиром, жиром специально убитого для этого ужа, чтобы косы были длинными, как уж; смазывали косы жиром черной змеи и скручивали ее в клубок наподобие змеи, чтобы коса была прочной.

В свадебных обрядах и песнях коса являлась символом невесты. Косу из кудели прикрепляли к елочке и прибивали к углу дома невесты. Обрядовая перемена прически невесты (расплетение - заплетение косы, ее обрезание, «продажа» жениху) символизировала заключение брака и изменение статуса девушки. Расплетение косы означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора -переход невесты в группу женщин.

В Архангельской области говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна - стало две, была девушка - стала женщина».

Словом «коса» в свадебном ритуале называлась прощальная вечеринка с подругами невесты в ее доме накануне свадьбы, называемая «девичник». Девичник проводился накануне свадьбы, девушки собирались в доме у невесты и «пропивали косу» - это означало угощать подруг вином накануне свадьбы. Также существовала традиция выкупа косы. Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой. Того, кто продает косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник, а сам обряд выкупа невесты или ее косы у брата – косопродаванье.

Полное отрезание косы в свадебном обряде встречается у славян редко. У русских и украинцев обрезание или подрезание косы невесты заменено обрядовым расчесыванием. У белорусов частичное обрезание сопровождалось продеванием кончика косы в кольцо и символическим прижиганием его пламенем свечи.

Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную прическу – косу. Девушки украшали косы лентами или косником. Однако коса была не просто прической...

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство.

Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят — все волосоньки в ряд.
Эту присказку знали наши бабушки, когда еще сами были девочками.

Из нее можно заключить, что самая древняя прическа на Руси — коса, но это не так. Сначала носили распущенные волосы. А чтобы они не падали на глаза, держали пряди обручем или перевязывали лентой. Обруч делали деревянным, из луба или бересты. И обшивали тканью, отделывали бисером, крашеным ковылем, птичьими перьями, живыми или искусственными цветами.

Ну а косы появились намного позже. Русские девочки заплетали только одну косу. И этим отличались от мам, которым полагались две. Девушки Беларуси и Восточной Украины одну косу заплетали лишь по праздникам. А в рабочие дни плели по две и укладывали на голове венцом. На западе Украины одна коса вовсе была неизвестна. Две, четыре и больше косичек украшали прически местных девушек. Называли их «мелкие косички» или «дрибушки».

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Одна коса питала жизнью ее, а другая - будущее потомство. Считалось, что в женских волосах хранится сила, способная энергетически поддерживать ее семью. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. На Руси женщины обязательно закрывали голову повойником, сорвать головной убор считалось страшнейшим оскорблением (опростоволоситься - значит опозориться). Худшим оскорблением было разве что обрезание косы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж. Дернуть за косу означало оскорбить девушку.

Кстати, тех, кто осмеливался сорвать головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

Но косу могли обрезать и насильственно — скажем, если девушка расставалась с невинностью до брака. Это уже во времена принятия христианства, потому что в языческие времена наличие добрачного ребенка не было помехой для свадьбы и даже наоборот: плодовитость девушки была подтвержденной живым свершившимся фактом. Потом нравы стали строже, и та, которая позволяла себе вольности до свадьбы, могла в наказание расстаться с волосами — также их могла отрезать ревнивая соперница.

Кроме того, в некоторых местах существовал любопытный обычай, когда косу девушке отрезали перед вступлением в брак, и она дарила ее своему мужу, как бы говоря этим, что отдает ему всю свою жизнь, а потом под платком отращивала новую. В случае нападения врагов — печенегов или половцев, например — муж мог взять девическую косу жены с собой в сражение, как оберег от несчастий и сглаза. А если враги врывались в славянские поселения, то они, помимо логически объяснимого грабежа, насилия и убийств, могли отрезать женщинам волосы.

Во время беременности волосы не стригли, так как энергию женщина брала не только для себя, но и для ребенка. Остричь волосы во время беременности значило лишить своего нерожденного ребенка поддержки. Волосы традиционно считались вместилищем жизненной силы, поэтому маленьких детей обычно не стригли до определенного возраста (обычно до 3-5 лет). У славян первая стрижка волос выступала как особый обряд, который так и назывался — пострижины. В княжеских семьях мальчика к тому же в день пострижин впервые сажали на коня. А новорожденного ребёнка до года не рекомендуется даже причёсывать, не только стричь.

Детям в малом возрасте волосы расчёсывали родители, потом они делали это самостоятельно. Доверить расчёсывать свои волосы могли только тому, кого хорошо знают и кого любят. Девушка могла позволить расчёсывать свои волосы только своему избраннику или мужу.

Детям до 12 лет даже кончики волос не подстригали, чтобы не состричь ум, постигающий жизнь, законы Рода и Мироздания, чтобы не лишить их жизненной силы, даруемой Природой и обереговой силы.

Подравнивание кончиков волос на длину не больше одного ногтя у молодых людей старше 16 лет совершалось для того, чтобы волосы быстрее росли, и это деяние можно было совершать только в дни новолуния.

Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые были символом объединения Яви, Нави и Прави (настоящего, прошлого и будущего). Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Длинная коса сохраняла женскую силу для будущего мужа. Плетение кос защищало женщин от сглаза, негатива и зла.

Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, - все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману - вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

Длинные волосы являются признаком хорошего здоровья, красоты и женской внутренней силы, а значит, подсознательно нравятся мужчинам. По статистике, мужчины, оценивая женщин, ставят женские волосы на третье место после фигуры и глаз.

Был проведен эксперимент: дети 5 лет, рисуя свою маму, в 95 % случаев рисовали ее с длинными волосами, несмотря на то, что у мам были короткие стрижки. Это говорит о том, что образ мамы - нежный, добрый и ласковый, подсознательно связывается у маленьких детей с длинными волосами. Та же статистика утверждает, что 80% мужчин соотносят короткие стрижки с мужественностью и агрессией.

Длинные волосы дают женщине силу, но что важно: их нельзя носить распущенными. Распустить длинные волосы было неприлично, это как обнажиться. «Распустила Маша косы, а за нею все матросы».

Распускание волос в присутствии мужчины означало приглашение к близости. Поэтому раньше женщине было нельзя распускать волосы при посторонних. Женщины, которые носили распущенные волосы были падшими, их называли «РАСПУТНИЦАМИ».

Распускать волосы было не принято также и потому, что считалось небезопасным разбрасываться энергией и силой, распуская волосы. Поэтому волосы забирали и заплетали в косы. Ведь женщина распуская волосы, могла привлечь чужие взгляды, могла вызвать зависть недоброжелателей. Женщины себя блюли в этом смысле, так как они знали, что в их руках энергетическая защита семьи и своего дома.

Женские волосы обладают очень мощной сексуальной притягательностью, наверное, поэтому замужние женщины могли показывать свои волосы только мужу, а в остальное время носили платок. Поэтому, женщина в храме должна надевать платок, чтобы не смущать мужчин и не отвлекать их от молитвы.

А также платок символизирует власть мужа и женскую покорность и смирение. Только незамужние женщины могли раньше не прикрывать голову платком в храмах.

Очень важно знать о том, какой силой обладают женские волосы и использовать эти знания себе во благо, а главное помнить что волосы - это наше достоинство и наша гордость.


Новости Партнеров

Публикации раздела Традиции

Символ девичьей красы

В древности по тому, каким образом была сплетена коса, судили о намерениях и нраве племени. На протяжении веков косы носили народы разных стран, чаще других - в Африке, в Египте, но в наши дни они вызывают ассоциацию именно с Древней Русью. У славян коса исконно считалась самой удобной и распространенной прической, но традиционной она стала не только поэтому. В языческие времена косе приписывали защитные функции и она играла роль оберега.

Таинство плетения косы начиналось после того, как руками делили волосы на равномерные прядки. В процессе заплетания приговаривали определенные заговоры на любовь, от порчи или от сглаза: «Волосы заплетаю, путаю, путаю мысли чужие, недобрые, не распутать моих волос, не сглазить меня, не обидеть меня, не лишить меня воли. Гребень в косу втыкаю, тыкаю гребнем врага и обидчика, пусть мысли дурные к нему вернутся, а меня не коснутся. Слово мое крепкое».

К. Е. Маковский. Под венец. 1884. Серпуховский художественно-исторический музей

Обряд расплетания косы

Поверья гласят, что именно в волосах людей сконцентрирована жизненная сила, а в косе заключена мудрость и сила женщины. Чем длиннее волосы, тем большей силой можно наполниться. Для восстановления затраченных за день жизненных сил при расчесывании волос проводили гребнем не менее 40 раз.

Женихи при выборе невесты смотрели не только на ее белоснежное лицо и точеный стан - важным критерием выбора была красота волос и толщина косы красавицы. Люди верили: чем коса длиннее и толще, тем девушка здоровее. Обещая быть верным и любящим суженым, жених выкупал косу у семьи своей избранницы.

В день проведения свадьбы подруги собирались вокруг новобрачной, пели протяжные песни и совершали обряд расплетания косы . Невеста частенько в этот момент причитала и плакала, прощаясь таким образом с девичеством. Подружки заплетали ее волосы в две косы и укладывали их вокруг головы. Новую прическу покрывали повойником (полотняной шапочкой, украшенной галуном); также замужние женщины носили волосник , кичку или сороку. Такие головные уборы полностью закрывали волосы, чтобы посторонние мужчины не могли их увидеть. Находясь в статусе жены, открывать волосы было можно только на женской половине дома или при муже. Снять головной убор на людях означало покрыть позором себя и свою семью. Именно от этого появилось понятие «опростоволоситься».

Девушка в русском народном костюме

Девушка в волоснике, расшитом пайетками и жемчугом

«Глаза у княгини стали строгими, как пишут на иконах, и сурово, почти неподвижно смотрели из-под крутых бровей куда-то вдаль, будто за стены хором. Заробев от этого взгляда, Дуняха молча расчесала ей густые русые волосы, заплела на две косы, туго стянув их, чтобы плотней улеглись под шелковым волосником с жемчужной поднизью, чтобы к сраму и к греху великому ни одна прядь из-под него случайно не выбилась».

В.И. Язвицкий. «Иван III - государь всея Руси»

Девушка, плетущая косы

Участницы обряда завивания берез водят хоровод

Незамужние девушки любили вплетать в косы атласные ленты или прикреплять накосник - небольшую берестяную дощечку, украшенную бусинками. Если в косу вплетались две ленты с середины косы, это означало, что у девушки есть жених, на брак с которым благословили ее родители. Юные особы могли выходить из дома с непокрытыми волосами. Они повязывали на голову атласную ленту, надевали кокошник или сплетенный венок. У славян было не принято ходить с распущенными волосами. Девушкам позволялось распускать волосы только в бане или на некоторых языческих праздниках. По поверьям, ходить с распущенными волосами означало подвергать себя воздействию негативных сил.

Ф.О. Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848

Деревенская девушка с лентой в косе

Особое значение на Руси имели и волосы на голове мужчин. Люди, посвятившие себя духовной практике, ходили с бородой и длинными волосами. По поверьям, избавившись от растительности на голове, можно было лишиться не только энергетической силы, но и потерять взаимодействие с духовным миром.

В древности русские воины выбривали голову, оставляя небольшой клок волос, из которого плели косу. Язычники верили, что за эту косу бог Сварог вытаскивает и спасает своих сыновей с поля брани, а в вирий, в мир иной, забирает павших героев.

В отличие от женщин в мирное время мужчины ходили с распущенными волосами, перехваченными бечевкой на лбу.

Исследовательская работа

Тема: «Длинная коса - девичья краса»

Выполнили: Астафьева Анастасия Аркадьевна, 4 класс,

МБОУ «Амбинская ОШ», д. Амба, ул.Центральная,52а

телефон: 89137019990

Шаляпина Варвара Дмитриевна, 4 класс,

МБОУ «Амбинская ОШ», д. Амба, ул.Центральная,17

телефон: 89039052781

Руководитель: учитель начальных классов

Мухачёва Татьяна Викторовна

Введение …………………….………………………………………….3

Глава.1 Длинные косы

1.1 Тайны и значение женской косы на Руси…………………… 4

1.2 Косоплетение в сегодняшней жизни…………………………. 6

Глава 2 Практическая часть

2.1 Социологический опрос девочек……………………………... 8

2.2 Социологический опрос мам………………………………….. 9

2.3 Социологический опрос мальчиков……………………………10

2.4 Мастер - класс по плетению кос………………………………...11

Заключение ……………………………………………………………....11

Источники и литература ………………………………………………..12

Приложение 1 ……………………………………………………………13

Приложение 2 ……………………………………………………………15

Введение

Школьная форма последние годы вновь входит в школьный процесс. Внешний вид ученика является значимым элементом в общеобразовательном процессе и играет немаловажную роль. В каждом учебном заведении разработано положение о внешнем виде и школьной форме учащихся. Следуя прописанным пунктам, ученик должен посещать занятия в опрятной и чистой одежде, которая соответствует строгому и деловому стилю. Волосы должны иметь чистый и причесанный вид. И наша школа не исключение, ученики должны быть опрятны, аккуратны и ухожены во всём.

Выбор нашей темы обусловлен тем, что у всех девочек нашего класса длинные волосы и нам часто приходится думать, какую прическу сделать на тот или иной праздник, да и просто в обычный день.

Мы стали наблюдать за прическами у девочек нашей школы. Какой длины у них волосы, как прибраны и какими предметами по уходу за волосами они пользуются. А так же возникли вопросы, какие прически носили девушки на Руси и какое значение они имели? На все эти вопросы мы стали искать ответы.

Актуальность темы заключается в том, что коса возвращается в современную моду.

Гипотеза : Коса выполняет функцию удобной прически и подчеркивает опрятность во внешнем виде.

Объект исследования : коса

Цель исследования : узнать о тайнах русской косы и разных видах плетения.

Для реализации поставленной цели мы наметили следующие

задачи исследования:

Познакомиться с тайнами женской косы на Руси.

Выяснить практичность косы в повседневной жизни.

Провести опрос среди девочек, мам и мальчиков и сделать выводы.

Провести мастер – класс по плетению кос в нашей школе.

I . Длинные косы

1.1 Тайны и значение женской косы на Руси

Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную прическу – косу. Однако коса была не просто прической.

    Две лучше, чем одна.

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленным, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

2. Жизненные силы.

Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство.

3. Читаем по косе.

Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

4. Священный ритуал

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

5. Символ чести

Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами.

6. Изменить жизнь

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

7. Женские хитрости

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

1.2 Косоплетение в сегодняшней жизни

Многие традиции народ наш утратил, но до сих пор остаётся большой интерес к косоплетению. И неспроста, ведь коса не только красива, но и универсальна, тем более, если учесть факт, что сейчас, существует масса способов укладки волос и самые разнообразные виды плетения! К тому же, при нынешнем бешеном ритме жизни, прическа из косы имеет целый перечень плюсов, таких как:

    долгое время сохранения формы прически, в отличие от других видов укладки

    не мешают волосы при занятии спортом (при тугом плетении)

    огромный выбор вариантов плетения и укладки, как для взрослых, так и для детей

    возможность выбрать вариант, как на каждый день, так и на любой праздник

Практичность, удобство, красота – и все это коса! Не правда ли, хорошее сочетание качеств?

Виды и техники исполнения современных кос (Приложение 1)

Сейчас есть очень много способов плетения кос. Вот некоторые из них.

    Классическая коса (Простая коса)

П летется из трех прядей из волос, не собранных в хвост. Разделите волосы на 3 пряди, положите правую – между центральной и левой, слегка прижмите. Затем таким же образом положите левую прядь поверх центральной, между ней и правой. Продолжайте выполнять по такой же технологии действие с новообразующимися левыми и правыми прядями до конца, хвостик закрепите резинкой.

    «Английская коса».

Плетется из конского хвоста из трех прядей. Закрепляется заколкой или резинкой.

    «Немецкая коса»

Напоминает «английскую», но пряди при плетении проплетаются в направлении под низ, а не наверх.

    Колосок, или «рыбий хвост»

Разделяем волосы на две половины. С любой из сторон с края выделяем маленькую прядь и перекидываем сверху к противоположной половине. Так же делаем и с другой стороны. Поочередно отделяем маленькие пряди по краям и присоединяем к противоположной половине разделенных волос.

    Простая французская коса

У основания роста волос, в центре лобного выступа, берем небольшую часть волос и делим на 3 пряди – это основание нашей косички. Плетение начинается путем последовательного наложения крайних прядей сверху на центральную. После создания основы мы добавляем к ней с каждой стороны пряди – чем больше подхватываемая прядь, тем крупнее плетение.

На основании французской косы можно делать различные прически, используя при этом плетение от одной до десяти кос, делая различные проборы и направляя косы в разные стороны.

6. Обратная (перевернутая) французская коса

Обратная коса плетется по такому же принципу, что и простая, но пряди не накладываются сверху, а подкладываются снизу. Из-за плетения в другую сторону коса становится выпуклой. Также возможно плетение не одной, а нескольких кос в различных направлениях.

7. Коса из четырёх прядей

Расчешите слегка влажные волосы и соберите их на затылке. Разделите волосы на 4 равные части. Начинаем заплетать с правой крайней пряди, накладывая ее на соседнюю. Придерживая пряди, возьмите левой рукой предпоследнюю прядь слева и наложите на те, которые Вы держите в правой руке. Далее берем крайнюю левую прядь и пропускаем ее под бывшей крайней правой. Затем возьмите соседнюю прядь и наложите ее на бывшую предпоследнюю прядь справа. Доплетите до желаемой длины, зафиксируйте.

8. Жгут

Жгут может плестись из хвоста. Волосы, предварительно собранные в хвост и закрепленные резинкой, делятся на 2 равные части. Каждая из частей поочередно или одновременно закручивается в одну сторону: вправо или влево. Когда обе пряди туго закручены, мы начинаем переплетать их уже между собой, но обязательно в противоположную сторону.

Также возможно плетение 2-х или более жгутов, при этом сначала плетется жгут из 2х частей, потом при каждом перекручивании добавляется прядь с одной стороны.

9.Африканские косички

Афрокосички – это маленькие отдельные микрокосички с добавлением синтетических или натуральных волос.

10. Коса «Французский водопад»

Одним из самых модных трендов последних лет остаются косы. Коса «французский водопад» получила свое название за свою схожесть с водопадом. Пряди косы аккуратно укладываются каскадными рядами и напоминают самый настоящий водопад. Плетется она по принципу классической косы «колоска». Отличие в том, что пряди с одной стороны необходимо постоянно выпускать, а на их место собирать новые.

II . Практическая часть

Для своего исследования мы предложили девочкам, мамам и мальчикам нашей школы ответить на вопросы анкеты. В опросе приняли участие 20 девочек, 20 мам, 15 мальчиков.

2.1 Социологический опрос девочек

Анкета для девочек

1.Какой длины твои волосы?

а) 5-20 см б) 20-40 см в) 40-60см г) более 60 см

2. Кто тебе заплетает косички?

а) сама б) мама в) сестра г) бабушка

3. Косы – это красиво?

а) да б) нет

4. Какие аксессуары используешь для прически?

а) банты б) банты + заколки в) резинки г) резинки + заколки д) заколки

Анкетирование 20 девочек:


ВЫВОД: После проведения анкетирования среди девочек в нашей школе, можно сказать следующее. Что большинство девочек имеют длинные волосы от 40 см и длиннее, их заплетают мамы, из аксессуаров используют в основном резинки и заколки для волос и конечно девочкам очень нравятся косы.

2.2 Социологический опрос мам

Анкета для мам

1. Как вы считаете, зачем девочкам косы?

а) для красоты б) чтобы волос не мешал в) удобно в уходе г) модно д) выглядеть опрятно

2. Сколько вариантов плетения вы знаете?

а) не умею плести б) 1 – 3 варианта в) 4 – 6 вариантов г) 7 и более вариантов

3. Сколько времени тратите на прическу дочери?

а) 1 – 5 мин б) 6 – 10 мин в) 10 – 20 мин г) более 20 мин

Анкетирование 20 мам:

Вывод: Анкетирование мам показало, что большинство мам считают, что с косами девочки выглядят опрятно, вариантов плетения знают не очень много и на прическу для дочери в среднем тратят 6 – 10 минут.

2.3 Социологический опрос мальчиков

Анкета для мальчиков

1. Какие прически должны быть у школьниц?

а) короткая стрижка б) распущенные волосы в) собранные в хвост г) коса

2. Для чего девочкам косы?

а) выглядеть опрятно б) положено по уставу школы в) мне всё равно

3. Косы – это красиво?

а) да б) нет в) не знаю

Анкетирование 15 мальчиков:


ВЫВОД: А мальчики считают, что волосы у девочек должны быть заплетены в косы, с ними они выглядят опрятно. Но нравятся ли им косы они не знают.

По выше изложенному анкетированию можно сделать общий вывод, что длинные волосы, заплетенные в косы это актуально, красиво и востребовано у школьниц в наше время.

2.4 Мастер – класс по плетению кос

Изучив литературу по технике плетения кос, проанализировав анкеты, мы с девочками нашей школы решили провести мастер – класс по заплетению кос. На этом мероприятии девочки показали свое мастерство. У нас получились замечательные прически. На мастер – класс мы пригласили выпускницу нашей школы Рамзайцеву Диану, которая показала, какие прически можно сделать из кос.

(Приложение 2)

Заключение

Подводя итог, мы можем сказать, что с поставленной перед собой задачей вполне справились. В своей работе мы познакомились с тайнами и значениями русской косы, с видами современных кос. Выяснили практичность косы в повседневной жизни путем анкетирования и наблюдения. Провели мастер - класс по плетению кос.

И теперь уверенно говорим, что коса выполняет функцию удобной прически и подчеркивает опрятность во внешнем виде.

Выбранная нами тема подтвердилась – длинная коса до сих пор является девичьей красой. Несмотря на то, что она появилась очень давно, до сих пор остаётся актуальной и востребованной в современной причёске.

Коса является символом женственности, красоты и стиля и никогда не выйдет из моды.

Источники и литература

Полная энциклопедия быта русского народа, составленна Иваном Панкеевым. ОЛМА Пресс, 1998

Коc ички для девочек. 100 причесок с пошаговыми фото Редактор: Издательство: , 2013 г.

Домашний парикмахер. Стрижка, укладка, плетение кос, уход за волосами. , Издательство.