Конспект НОД «Хлеб – народное богатство

02.06.2019

Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы

Тема : «Хлеб на столе - это богатство в доме!»

Образовательные области :

- «Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие »

- «Речевое развитие

-«Художественно-эстетическое развитие»

Задачи НОД :

Обучающие : Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности. Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.

Развивающие : Продолжать расширять и уточнять представления о предметном мире. Формировать представления о предметах облегчающих труд людей (комбайн, сеялка, трактор, элеватор. Продолжать расширять представления о людях разных профессий. Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки.

Воспитательные : Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу . Воспитывать умение работать сообща, дружно, доводить дело до конца.

Реализация детских видов деятельности в НОД:

Познавательно-исследовательская

Двигательная

Игровая

Коммуникативная

Продуктивная

Чтение стихов и пословиц.

Планируемые результаты уровня интегративных качеств :

Проявляет интерес к участию в пальчиковой гимнастике.

Проявляет любознательность

Эмоционально отзывчивый

Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие

Проявляют интерес к экспериментированию.

Материалы : на каждого ребенка фартук и колпак, ложка,тарелка с зернами пшеницы, стакан с водой, пакет муки, кофемолка, соленое тесто, сито, мак Для магазина : муляжи хлебобулочных изделий, овощей, фруктов, корзины пластмассовые, этажерки.

Предварительная работа : Аппликация «Пшеничные колоски » «Берегите хлеб » Экскурсия на пищеблок «Печется булочка по- домашнему» . Чтение половиц о хлебе . Чтение рассказа Пришвина «Лисички хлеб » . Показ настольного театра «Колосок » .

Словарь : пшеница, зерно, колосья , агроном, элеватор, хлеборобы , щепотка, кофемолка, сыпучая, плотная, воздушная, этажерка.

Оборудование : Презентация «Хлебушек - душистый, колос - золотистый», экран, проектор, ноутбук.

Ход НОД:

Педагог: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

(Ответы детей)

«Отгадать легко и быстро :

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед.

Вкусней его на свете нет».

(ответы детей)

Педагог: Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб ?

(Ответы детей)

Педагог: Верно, молодцы! Мы уже с вами говорили о хлебе : знаем, из чего делают хлеб . Знаем, что хлеб очень полезный и вкусный. А сегодня мы можем с вами узнать еще очень много интересного. Хотите узнать? Хлеб- главное блюдо на каждом столе, говорят, что хлеб - это сила. А,вы, любите хлеб? А какой больше всего?

А если хлеб стал чёрствым , как его можно использовать?

(ответы детей)

Сделать гренки, покормить птиц и животных, приготовить много разных вкусных блюд.

Педагог: Верно. Ребята, а,вы,хотели бы узнать как хлебушек приходит к нам домой? (ответы детей)

Я предлагаю вам подойти к экрану и вместе проследить длинный и очень трудный путь хлеба . В каждом доме любят хлеб , но он сам не растёт. Нужно вложить в него много труда.

Презентация «Хлебушек - душистый, колос - золотистый» (Показ слайдов).

Педагог: Сначала люди пашут и удобряют землю, сеют зёрна ржи и пшеницы. Хлебные зерна любят воду и солнце.

Чувствуя заботу людей, появляются совсем небольшие молодые всходы, потом вырастает зелёный колосок, который через время становится золотым. Каждый колос наполнен зерном. Ребята, а,вы, хотели бы вырастить своё пшеничное поле?

(Ответы детей)

Педагог: Приглашаю вас пройти к импровизированному полю, и высадить колосья (дети выкладывают на поле колосья (колосья муляжи) .

Все справились, умницы, я вами очень довольна.

А сейчас мы с вами, превратимся в настоящие колоски и пошумим на ветру (под музыку дети импровизируют покачивание колосков, воспитатель читает стихотворение)

Отчего ты рожь золотая? –

Ветерок спросил пролетая.

А в ответ колоски шелестят

Золотые руки растят!

Педагог: Молодцы, какое замечательное поле у нас выросло, но только очень жаль, что по - настоящему, так быстро колоски не могут расти. Хлеб – дар матушки земли . У меня в руках лукошко, а лукошке земля. Прикоснитесь ладонями к земле. Какая наша земля?

(Ответы детей)

Педагог: Тёплая, плодородная, мягкая, чёрная, влажная, добрая. Правильно.

Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая, плодородная земля, из которой корням растений удобно добывать пищу. А что ещё необходимо для хорошего роста растения?

(Ответы детей)

Педагог: Вода, солнечный свет, воздух.

Предлагаю вернуться к слайдам и посмотреть, что же происходит дальше (продолжение слайдов) .

Что мы видим на этой слайде? Зачем трактора пашут землю?

Кто управляет трактором?

Что мы видим на следующем слайде? Когда сеют пшеницу?

Что делает сеялка? Зачем на сеялке стоит человек?

Посмотрите, какое пшеничное поле. Когда созревает пшеница? (в конце лета в августе)

Осенью люди собирают урожай – идёт жатва. Потом зерно везут на элеватор, затем на мельницу, на мельнице мелят зерно.

Как вы думаете, кто следит за тем, чтобы колоски убирали зрелыми , спелыми, сухими здоровыми?

Что ребята мы видим на этой слайде? Каким должен быть комбайнер?

Комбайн убирает пшеницу. Зерна попадают в бункер, а оттуда ссыпаются в грузовик. Что дальше происходит с зерном? Там зерно сушат, проветривают (Для того чтобы оно лучше хранилось) . Что мы видим на следующем слайде? (Современную и старинную мельницы)

Что мы видим на следующем слайде? Для чего нужна пшеница? Почему они хлеборобы ? (следующий слад)

И вот уже мука поступает на хлебозавод .

На заводе применяются автоматические линии. Тестомешалки приготовляют из муки тесто. Тесто разливают в формы, и подаётся оно по конвейеру в печь. Из печи вылетает румяный хлеб . На хлебозаводе выпекают много вкусных изделий. Какие вы знаете хлебобулочные изделия?

(Ответы детей)

Педагог: Торты и пирожные красиво украшают. А потом готовую продукцию везут в хлебный магазин . Вот какой долгий трудный путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол

Что мы видим на следующем слайде? С каким настроением надо замешивать хлеб ? Кто печет хлеб ? Где пекут хлеб ? Мы с вами пекли хлеб ? Вам понравилось?

Что мы видим на следующем слайде? Какие хлебобулочные изделия вы знаете ? Как надо относиться к хлебу , хлеборобам , пекарям?

Вот здорово, ребята! Сколько,вы, узнали нового о пшеничном колоске !

3 часть. Лаборатория.

Педагог: А сейчас, предлагаю отправиться в лабораторию и изучить свойства муки. Хотите посетить лабораторию?

Надевайте фартуки и колпаки.

Для чего нужна мука?

У вас на тарелках лежат зерна пшеницы, потрогайте их. Какие они? (Гладкие твердые)

А давайте проверим, как из этих зерен получается мука?

Как вы думаете, получиться мука или нет? Сейчас проверим

Возьмите по щепотке зерен и положите в кофемолку. Представим себе как будто это маленькая мельница.

Здесь такое с ним творится

В оборот его берут

В порошок его сотрут

Станет все зерно мукою

Потечет мука рекою.

Высыпаю получившуюся муку на тарелку, и сравниваем с мукой из пакета.

Какая мука у нас получилась? Серая

На промышленных мельницах зерна пшеницы специально обрабатывают, чтобы она получилась вот такая. Какая? Белая.

Осторожно потрогайте, понюхайте. Мука имеет запах? (Да, особый)

Возьмите ложку муки сыпьте через сито в тарелку. Мука сыплется. Мука – она какая? Сыпучая.

Возьмите щепотку муки? Какая мука на ощупь? (Легкая, воздушная, мягкая, пышная)

В стакан с водой положите ложку муки размешайте ее. Что случилось с мукой (Растворилась) Положите еще две ложки муки размешайте (Получилось тесто тягучее, густое, плотное)

Итог: Мука белая, сыпучая, растворяется в воде, имеет своеобразный запах.

Вытирайте руки влажными салфетками. Готовы к следующему заданию?

Задание «Пекарня»

Педагог: Ребята, а теперь мы отправляемся в пекарню! Хотите мы с вами сделаем из соленого теста хлебобулочные изделия (сушки с маком и кренделя и др.) ? Перед работой надо бы размять пальцы. Предлагаю встать в круг.

Физкультминутка.

Мы тесто замесили

А из теста мы слепили

Пирожки и плюшки

Сдобные ватрушки

Булочки и калачи-

Всё мы испечём в печи

Очень вкусно!

А теперь, представим, что мы с вами пекари.

Кто такие пекари? Где в нашем городе делают и пекут хлеб ? Как хорошо вы все знаете!

Присаживайтесь за столы. Приступайте к работе. Как вылепить сушку? Как вылепить крендель?

Работаем быстро и аккуратно.

Вытирайте руки. Снимайте фартуки и колпаки.

Педагог: Какие вы молодцы! Как здорово у вас получилось! Все справились с заданием!

Педагог: Ребята, скажите, а какие еще изделия можно приготовить из муки? А куда они потом отправляются? (Ответы детей) (Следующий слайд)

Педагог: Да, совершенно верно, готовые торты и пирожные, хлебобулочные изделия, красиво украшают, упаковывают, а потом готовую продукцию везут в магазины . Вот какой долгий трудный путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол.

А вы знаете пословицы о хлебе ? (Ответы детей)

Хлеб – всему голова .

Без печки – холодно, без хлеба – голодно .

Снега много – хлеба много .

Что посеешь, то и пожнёшь.

Если в мае дождь, будет и рожь.

Есть хлеб – будет и песня .

Без хлеба - нет обеда .

Хлеб батюшка , вода матушка.

Хлеб – достаток и богатство.

Итог: Как быстро пролетело время! Мне сегодня вы очень помогали, мне было с вами здорово и интересно! А вам? Ребята, а вам хотелось бы рассказать о нашем занятии? А кому бы вы хотели рассказать? Что еще бы вы хотели узнать о хлебе?

Вера Курина
Конспект НОД «Хлеб - всему голова»

Воспитатель коррекционной группы

«Весёлая семейка» ГБДОУ №58

г. Санкт-Петербург

Курина В. А.

Конспект непосредственной образовательной

деятельности в подготовительной коррекционной группе

на тему «Хлеб – всему голова »

Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Задачи :

1. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба .

2. Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол, обратить внимание на содержание труда людей.

3. Расширять знания о значении хлеба в жизни человека .

4. Закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания.

5. Воспитывать у детей бережной отношение и уважение к хлебу и людям , вырастившим его.

6. Развивать зрительное внимание, мышление, память, мелкую моторику, координацию речи с движением.

7. Закрепить навыки работы с тестом.

В занятии используются современные образовательные техники, здоровье сберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии, сотрудничество, игровые.

Материал :

1. Картины и иллюстрации с изображением хлебобулочных изделий и процесс выращивания хлеба .

2. Муляжи хлебобулочных изделий .

3. Загадки о хлебе .

4. Поговорка о хлебе .

5. Мука, соль, подсолнечное масло, вода (для приготовления теста, клеёнки, дощечки.

Предварительная работа :

1. Экскурсия с родителями в булочную.

2. Рассматривание натуральных хлебобулочных изделий .

3. Рассматривание картинок и иллюстраций с изображением процесса выращивания, обработки, сбора, сортировки, хранения зерновых культур.

4. Разгадывание загадок, поговорок о хлебе .

5. Чтение отрывка из произведения А. Мусатова «Кто в ком главный» .

Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель :

Ребята, мне сегодня утром передали конверт, вы хотите узнать, что в нем находится?

Дети :

Воспитатель достаёт из конверта загадку, читает :

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился.

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна в муку и тесто.

В магазине занял место.

Воспитатель :

Что это?

Дети :

- Хлеб !

Воспитатель :

Правильно, это хлеб . А скажите, какой бывает хлеб ?

Дети :

Мягкий, пышный, душистый, белый, и т. д.

Воспитатель :

Сейчас в магазине можно купить хлеба столько , сколько захочется и не только хлеб , но и печенье, и пряники, и т. д. (показывает муляжи хлебобулочных изделий ) .

Как все это назвать?

- Хлебобулочные изделия .

- Хлеб всегда на Руси пользовался почётом и уважением. Гостей встречали хлебом и солью .

А вы ребята хотите узнать, как выращивают хлеб ?

Дети :

Воспитатель :

- Послушайте загадку :

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

Что это?

Дети :

Воспитатель :

Весной, лишь оттает снег и просохнет земля, в поле выходит трактор. А кто его ведет?

Дети :

Тракторист.

Воспитатель :

Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. Земля становится мягкой, пышной. Затем к трактору прикрепляют сеялки и они ровными рядами укладывают в почву пшеницу. И все лето зреют колосья.

Представьте, что вы зернышки.

Физминутка «В землю зернышко попало»

В землю зернышко попало (присесть,

Прорастать на солнце стало (ручки поднять над головой ,

Дождик землю поливал (показ дождя,

И росточек прорастал (медленно встают,

К свету и теплу тянулся (руки вверх на цыпочках,

И красавцем обернулся (покружиться два раза) .

Ну, вот зерна созрели, начинается жатва. В поле выходят комбайны. А кто работает на комбайне?

Дети :

Комбайнер.

Воспитатель :

Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна, они по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. Машины везут зерно на элеватор, а затем на мельницу. Там мелют зерно в муку, а муку отправляют на хлебозавод и в магазины . Из муки выпекают различные хлебобулочные изделия . Хлеб – очень полезный продукт, в котором содержится полный комплекс питательных веществ, необходимых для жизнедеятельности организма.

Проводится подвижная игра «Каравай»

Как на Димины именины

Испекли мы каравай,

Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

Каравай-каравай, кого хочешь выбирай!

Сегодня мы с вами тоже испечем баранки, сушки, пирожки и т. д. (Воспитатель высыпает в миску муку, соль, выливает воду, и на глазах у детей замешивает тесто. Отрывает по кусочку, и дети лепят хлебобулочные изделия – по выбору ).

Молодцы! Мы с вами много узнали о том, как хлеб появляется на нашем столе, какой долгий путь он проходит, узнали, что хлеб – главный продукт на столе, узнали о его пользе, и что хлеб нужно беречь . Не даром говорится в пословице – «Хлеб – всему голова » .

(подготовительная группа)

Цели:

Добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба, огромного уважения и почтительного отношения к хлебу;

Воспитывать у детей уважительное отношение к труду людей, которые тратят много труда, сил и энергии, для того чтобы вырастить, собирать урожай зерна - хлеборобам и механизаторам;

Формирование бережного отношения к хлебу.

Задачи:

Образовательные.

Дать представление о том, как выпекают хлеб;

Расширять имеющиеся у детей знания о приметах, связанных с хлебом;

Закрепить понятия «белый хлеб», » черный хлеб«; учить классифицировать хлебобулочные изделия по этим признакам;

Уточнить и обобщить представления детей об условиях, благоприятных для роста растений.

Развивающие.

Помочь детям правильно ориентироваться в ассортименте хлебобулочных продуктов;

Развивать логическое мышление;

Развивать связную речь детей, словарный объём детей;

Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение;

Активизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, воображение, слух;

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные.

Формировать у детей экологическое и природоведческое мировоззрение;

Формировать познавательный интерес к рабочим профессиям;

Воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов;

Воспитание позитивного отношения к ответам друг друга, содействовать деятельному общению детей;

Привести к пониманию, что хлеб нужно беречь, обязательно доедать и не выбрасывать.

Методы и приемы:

Наблюдение;

Создание проблемной ситуации;

Объяснительно-иллюстрационный метод;

Словесный метод (беседа, рассказывание сказок, стихов о хлебе);

Игровой метод;

Совместная деятельность с детьми;

Наглядный (демонстрация природного материала и иллюстраций с изображением труда хлеборобов, механизаторов, пекарей),

Предварительная работа:

Слушание песен (зреет пшеница, рожь колосится), разучивание народных пословиц, поговорок; разучивание стихов, песен;

Беседы о хлебе; чтение художественной литературы, книг для детей о хлебе, рассказ Александры Березиной «Дети и хлеб»;

Сюжетно-ролевые игры «Путешествие по профессиям»;

Рисование хлебобулочных изделий.

Словарная работы:

Расширить словарный запас детей: «хлебное поле», «хлеборобы», «пекарня», «элеватор».

Материалы и оборудование:

Если есть возможность, можно поставить в вазу колоски пшеницы, ржи;

Рисунки с изображением хлеба (каравай, пироги, булки, ватрушки, баранки…);

Рисунки, схематически изображающие этапы выпечки хлеба;

- «Булочки» , «пирожки» из пенопласта или поролона.

Кукла Колосок (кукольный театр);

Коробка с сюжетными картинками;

Муляжи хлебобулочных изделий;

Плакат «Хлеб - всему голова».

Планируемые результаты:

Иметь представление о нелегком труде хлеборобов;

Дети приобретут новые знания о том, каким трудом достается хлеб, о семенах растений, из которых вырастают колоски;

У детей появится интерес к природе, который необходимо укреплять, открывая перед детьми новые знания посредством проведения интересных занятий;

Воспитатель может раздать детям по нескольку семян пшеницы и ржи для посадки дома, совместно с родителями;

Уметь работать в группе, уметь делать выводы, понимать причинно-следственные связи;

Уметь высказывать свою точку зрения свое собственное мнение.

Виды детской деятельности:

Игровая;

Коммуникативная;

Познавательно-исследовательская;

Продуктивная.

Ход занятия

1. Организационный момент.

На подносе с вышитым полотенцем лежит каравай хлеба, можно поставить в вазу колоски пшеницы. На стене висит плакат «Хлеб-всему голова» и рисунки с изображением хлебобулочных изделий.

Воспитатель : Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о хлебе. Хлеб всему голова! - издавна говорили на Руси. В этих словах дань огромного уважения народа к хлебу, которое передается от поколения к поколению.

Хлеб - непросто важнейший продукт питания, а нечто большее. Он символ труда, благополучия, мира. С весны до осени не покладая рук трудятся хлеборобы, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришел! Как в народе говорят о хлебе? Давайте вспомним пословицы и поговорки.

Дети : Хлеб всему голова.

Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

И на золотой горе можно пропасть с голоду.

Ржаной хлебушко - пшеничному дедушка.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Хлеба ни куска, и стол - доска.

Плох обед, коли хлеба нет.

Не велик кусок пирога. А стоит много труда.

Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец родной.

Берегите хлеб - он наше богатство.

2. Сообщение темы занятия:

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, откуда в наши магазины привозят хлеб?

А может батоны, буханки и баранки растут на хлебных деревьях?

Дети: Нет, хлеб пекут.

Воспитатель: А вы хотели бы узнать, из чего пекут хлеб?

Дети отвечают: Да!

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Колосок, он вам многое расскажет!

Колосок: (кукольный театр)

Я мальчишка, Колосок, золотой волосок,

У меня на солнышке созревают зернышки!

А чтоб зернышки созрели,

Надо чтобы дождь их поливал,

Чтобы солнышко светило,

И чтоб ветер обвевал!

После зерна собирают

И в муку их превращают,

А потом вам из муки

Выпекают пирожки.

Хлеб пекут, печенье

Всем на удивленье!

Воспитатель: Слышали ребята, что сказал Колосок: хлеб пекут из муки, добавляют в нее дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт - мука. Хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах.

Ребята, а вы знаете, какие еще хлебные изделия выпекают их муки? (пироги, булки, ватрушки…)

Ребята, а какой бывает хлеб?

Дети: Белый и черный.

Воспитатель: Правильно. Хлеб бывает белый и черный, потому что его выпекают из разной муки. Белый хлеб - из пшеничный, черный - из ржаной.

Откуда же берутся пшеничная и ржаная мука? Из пшеницы и ржи.

Воспитатель показывает детям рисунки колосков пшеницы и ржи (рядом с колосьями изображения пакетиков с мукой)

Игра «Жок-жок-жок - это пирожок»

Воспитатель читает стихотворение, а дети досказывают последнее слово в каждой строчке.

Жок-жок-жок - это (пирожок).

Шки-шки-шки - мама жарит (пирожки).

Шки-шки-шки - мы любим (пирожки).

Жок-жок-жок - кушай, Таня, (пирожок).

Ач-ач-ач - вот (калач).

Чи-чи-чи - пекутся в печке (калачи).

Чи-чи-чи - мы любим (калачи).

Чи-чи-чи - на праздник будут (калачи).

Воспитатель: - Чтобы наши ножки не устали сидеть, им нужна небольшая разминка. Вставайте со своих мест! (Физкультминутка «Поход на поле»)

Ребята, представьте, что мы пришли на большое хлебное поле.

Хлебное поле, большое раздолье

Оглянись по сторонам

Тут и там, тут и там,

Колосья хлебные растут,

А в них зернышки живут.

Эти зерна непростые,

Они солнцем налитые.

(дети шагают, останавливаются, поворачиваются в разные стороны и разводят руки в стороны)

Как много колосков здесь растет, а как растут колоски на поле!

(дети приседают, а потом встают, руки поднимают над головой)

- Какие большие колосья выросли у нас в поле?

(руки соединены над головой, покачивания из стороны в сторону)

Как колосья качаются на ветру?

(руки на пояс и наклоны в разные стороны)

А я по полю пойду, колоски соберу.

(Встали прямо, приседы и наклоны вперед, словно собираем)

Воспитатель: Молодцы ребята! Можете сесть.

Воспитатель: Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Но не все знают, каким нелегким трудом он достается, какова его истинная цена. Чтобы на полях вырастить зерно, днем и ночью под палящими лучами солнца, проливными дождями трудятся тысячи людей. А сколько сил нужно, чтобы зерно засеять, собрать, обмолотить и, наконец, выпечь мягкий хлеб!

Воспитатель: А мы сейчас с ребятами слепим хлебобулочные изделия.

Пластилинография.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите на эту картину: вот идут по хлебному полю комбайны.

Они скашивают рожь или пшеницу и тут же обмолачивают зерно, которое поступает в бункер. Когда бункер наполняется зерном, подъезжает грузовой автомобиль и зерно пересыпается из бункера в кузов автомобиля.

Затем машины с зерном едут на приемные пункты. Там зерно взвешивают и решают, куда его направить дальше: на мельницу или на элеватор. Элеваторы, это специальные сооружения для хранения зерна. Зерно там может храниться несколько лет, до тех пор, пока не придет время заменить его зерном нового урожая. Поняли, что такое элеватор? Не забыли, куда везут машины зерно с полей?

Из зерна, поступившего на мельницу, мелю муку. Ее отправляют в хлебопекарни и в магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению.

В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.

Существует Институт Питания, который занимается разработкой сортов хлебобулочных изделий:

Ø бессолевый, безбелковый хлеб полезно есть страдающим почечной недостаточностью;

Ø с овсяной мукой - при сердечно - сосудистых заболеваниях;

Ø есть хлеб и для малышей - они обогащены белками, витаминами.

3. Закрепление пройденного.

А теперь проследим путь хлеба к нашему столу с самого начала.

Игра «Откуда берется хлеб»

Детям покрывают рисунки, на которых изображены пашня; хлеборобы засевают зерном вспаханное поле; созревающие колосья, мельница, комбайн идет по полю (сбор урожая), элеватор, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке.

Воспитатель:

Вот лежит каравай

У меня на столе,

Черный хлеб на столе

Нет вкусней на земле.

Воспитатель: Да, труд большой! Вы это уже поняли!!! А загадки разгадаете на «хлебную» тему?

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Птица Юрица на ветер глядит,

Крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)

У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая мать по имени… (Мука)

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном.

Стены позолочены. Ставни заколочены. (Зерно)

Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали!!! Да, хлеб - это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь сто граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу. Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

Хлеб нужно беречь!

И в заключении на память о нашем занятии Колосок дарит вам подарок.

(Достаю коробку)

Воспитатель: А что же в этой коробке!

(Открываем коробку, а там пирожки )

Воспитатель: Я хочу угостить вас пирожками.

(Предлагаю ребятам взять пирожки ).

Дети: Берут пирожки.

Воспитатель: А разве можно кушать грязными руками?

Дети: Нельзя.

Воспитатель: Давайте, ребята, пойдём, помоем руки и съедим пирожки.

(Дети идут мыть руки и садятся кушать пирожки).

4. Рефлексия.

Воспитатель: Каждый из нас должен помнить всегда: ИМЕТЬ ХЛЕБ НА СТОЛЕ - БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ.

Ребята, вам понравилось наше занятие?

Что нового вы узнали на занятии о хлебе?

Какие пословицы о хлебе Вы еще знаете?

Какие стихи о хлебе Вы знаете?

Что вы узнали о профессии хлебороба?

Что Вас взволновало?

Вот и подошло к концу наше занятие. Пора прощаться.

До свидания, ребята.

Занятие закончено.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Дамырак» с.Самагалдай

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по образовательной области

«познавательное развитие»

Тема: «Хлеб - всему голова»

для детей старшей группы

Составила воспитатель:

Кокуу Чейнеш Юрьевна

Самагалдай 2017

Непосредственная образовательная деятельностьв старшей группе.

Тема: «Хлеб – всему голова»

Цель: формировать у детей бережное отношение к хлебу.

Задачи : Познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения; закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продукт питания; воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная.

Технологии НОД: проектная деятельность, игровая деятельность, исследовательская деятельность.

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук,презентация «Хлеб- всему голова», хлебобулочные изделия (мука, булочки, печенье, рулет, тесто, баранка), мяч.

Предварительная работа:

Деятельность педагога: игровая развивающая среда по теме НОД, составление презентации на тему: «Хлеб – всему голова».

Деятельность педагога с детьми: рассматривание слайдовых презентаций о выращивания хлеба.

Формы организации совместной деятельности: беседа, игровая деятельность, самостоятельная творческая продуктивная деятельность, самоанализ.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Организационный момент:

Собрались все дети в круг.

Я- твой друг, и ты – мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Доброе утро! А вот о чем мы будем сейчас говорить, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Да, конечно, же – это хлеб. Сегодня мы будем говорить о хлебе.

А почему говорят «Хлеб – всему голова»? (Ответы детей ).

Вспомните, что вы ели сегодня на завтрак? (Каша, булка с маслом, чай ссахаром ). А что ели вчера на ужине? (Каша с молоком, хлеб чай ). А что вы кушаете на обед? (Суп, картошка с котлетой, салат, компот, хлеб).

Ребята, меню все время меняется, а какой продукт есть на столе и утром, и в обед и на ужин?

Правильно, каждый день у нас на столе хлеб. Хлеб – это главный продукт на вашем столе.

Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите? (ответы детей ).

Дети, у меня для вас сюрприз. (Воспитатель вносит поднос с хлебобулочными изделиями накрытый салфеткой).

Как вы думаете, что у меня на подносе? (Ответы детей ). А как одним словом мы можем назвать эти изделия?

Не знаете? Они называется хлебобулочные изделия, повторите все вместе.

Назовите хлебобулочные изделия, которые вы видите (батон, баранка, каравай, булочка, пирожок, печенье, сухари). Вот как много хлебобулочных изделий!

Ребята, а как к ним нужно относиться? К хлебу нужно относиться бережно.

Ребята, а хлебобулочные изделия одинаковой формы? (ответы детей ).

Я предлагаю вам подойти по одному к столу, взять любое хлебобулочное изделие: назвать его и сказать какой оно формы. (например:хлеб – прямоугольной формы).

Умники, вы у меня.

А теперь, я предлагаю вам встать в круг.

Дидактическая игра: «Какой он наш хлеб?»

Давайте с вами подумаем и назовем много слов, каким бывает хлеб? (вкусный, мягкий, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный).

(Дети передают по кругу хлеб, при этом называют какой он).

Молодцы, садитесь, да конечно, хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.

Ребята, а кто знает, как к нам на стол попадет хлеб? (Ответы детей).

Конечно, же, его покупают в магазине.

А, как хлеб попал в магазин? Скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?

Хлеб пекут из муки.

А, из чего ее получают? (Ответы детей).

Правильно, из зерен. Чтобы получить из зерен муки, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить зерно, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы.

Ребята, так что такие хлеборобы? (Ответы детей).

Хлеборобы – это люди, которые выращивают хлеб.

Наступила весна. Снег сошел.

Какие машины выходят на поля? Кто ведет эти машины? (Ответы детей).

У тракториста много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – подготовить теплую постель для зерен.

Какими семенами засеивают поля? Ребята, посмотрите на картинке, что показано? Кто знает, что это за зернышко? (пшеница, кукуруза, ячмень).

Физкультминутка «Оладушки».

Ой, ладушки – ладушки

Мы печем оладушки (хлопки ладонями) .

Замешиваем тесто,

А тесту в миске тесно (имитирует помешивание по кругу).

Тесто выпало на стол,

Тесто шлепнулось на пол (присели)

Тесто убежало,

Начинай сначала (легкий бег).

Быстро прорастаютсемена, тянутся зелеными стебельками к солнышку.

Чтобы вырастить хороший урожай, хлеборобы внимательно следят за всходами.Вот и созрело наше зерно и превратилось в…? (ответы детей)

(картинка «хлебное поле»). После того, как колосья вырастут, их убирают с помощью специальных машин. Как они называются? (картинка «Комбайн»)

Комбайн срезает колосья и достает из них зерна – молотит и потом эти зерна по трубе высыпаются в грузовые машины. Грузовики везут зерно на зернохранилище, там зерно сушат и хранят. После этого зерна везут на мельницу, чтобы перемолоть их в муку (картинка «мельница»).

Сейчас я вам дам потрогать муку, а вы скажете, какая она на ощупь (рассыпчатая, чуть клейкая, мелкая).После муку с мельницы отправляют в пекарню. Что делает пекарь?

Пекарь из муки делает тесто и печет хлебобулочные изделия. В пекарне стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины вымешивают тесто для хлебобулочных изделий.

Игра «Скажи правильно» (с мячом)

Назови хлеб ласково (хлебушек) .

Крошки хлеба, какие (хлебные)

Посуда для хлеба (хлебница)

Кто выращивает хлеб (хлебороб)

Кто печет хлеб (хлебопек)

Как называются изделия из теста (хлебобулочные изделия).

Из пекарни хлеб попадает в магазины, где мы его покупаем. Вот такое путешествие совершает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол.

Хлеб является основным продуктом питания. А как же необходимо обращаться с хлебом?

  • Хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.
  • Хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь свое здоровье.
  • Хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если случайно роняли хлеб на пол, его поднимали и просили прощения за это.
  • Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

Какие пословицы о хлебе вы знаете?

  • Хлеб – всему голова.
  • Без хлеба – нет обеда.
  • Хлеб – батюшка, а вода – матушка.
  • Береги хлеб для еды, а деньги для беды
  • Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

Практическая работа с тестом.

Ребята, я принесла вам тесто с пекарни. Я раздам каждому по кусочку теста, а вы сделаете из него шарики и поместите их в форму для баранки (дети работают с тестом).

Молодцы, какие ровные и красивые у вас получились шарики. Мы их сейчас отдадим на кухню нашему повару, она нам испечет баранки. После того как они испекутся, мы их обязательно попробуем.

Итог.

Ну вот, теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть к нам на стол. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.


В.: Здравствуйте, дети.

Доброе утро!!!

Придумано кем-то просто и мудро,При встрече здороваться:- Доброе утро!- Доброе утро!Солнцу и птицам!- Доброе утро!Улыбчивым лицам!И каждый становитсядобрым, доверчивым...Пусть доброе утродлится до вечера...

Дети, у нас сегодня необычное занятие. А чтобы узнать о чём сегодня пойдёт речь, вам нужно отгадать загадку:

Загадаю вам загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Ребята, правильно, хлеб. Речь наша сегодня пойдёт об этом очень ценном продукте питания, который каждый день употребляет в пищу человек. А поможет нам в этом наша очень интересная интерактивная папка «Хлеб всему голова».

Ребята, в этой папке собрано очень много загадок о хлебе. Посмотрите внимательно, ничего не понимаю, а почему рядом в кармашке колоски пшеницы и ржи?

Воспитатель показывает в лэпбуке кармашек с колосками пшеницы и ржи.

Ничего не понимаю, ребята, а причём здесь колосок пшеницы и ржи?

Дети, а вы любите хлеб?

Какой бывает хлеб?

Давайте мы с вами назовём, какой бывает хлеб?

Хлеб – один из самых главных продуктов человеческого труда. Мы не можем прожить без него ни один день. Недаром народ создал пословицы о хлебе.

Какие пословицы о хлебе знаете вы?

А сейчас я вас приглашаю в хлебный отдел продуктового магазина.

Что мы с вами видим в магазине? (работа с лэпбуком)

А как это назвать одним словом?

Правильно. Это хлебобулочные изделия.

Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, и наконец испечь.

Ребята, люди каких профессий потрудились, чтобы у нас на столе был всегда вкусный, ароматный хлеб?

Во время беседы используется работа с лэпбуком.

Много сил, работы человек отдаёт, чтобы вырастить хлеб. И помощники у человека есть. А кто они? Мы сейчас узнаем? Я вам сейчас загадаю загадки.

Используется презентация: «Откуда хлеб пришёл?»

1слайд: загадка: Овсом не кормят,

И кнутом не гонят,

А как пашет, семь плугов тащит.

2 слайд: картинка трактора.

3 слайд: загадка: Ходит в поле из края в край,

Режет чёрный каравай.

4 слайд: картинка плуга.

5 слайд: загадка: За железным конём,

Ящик тянется с добром,

Сквозь дырявое окно,

В землю падает оно.

6 слайд: картинка сеялки.

7 слайд: загадка: В жёлтом море он плывёт,

Волны жёлтые сечёт,

Из трубы зерно течёт.

8 слайд: картинка комбайна.

Вот сколько помощников бывает у человека. А сейчас, давайте посмотрим, как колосок попадает хлебом к нам стол

Работа с лэпбуком «Хлеб всему голова».

Работа с картинками. Выставляются картинки:

трактор с плугом, на поле созревшие колосья ржи,

комбайн, убирающий хлеб, мельница, хлебозавод, буханка ржаного хлеба.

Дети составляют рассказ по картинкам.

Кто расскажет, как получается хлеб?

А сейчас послушайте загадку:

Он на солнышке стоит

И усами шевелит.

Разомнёшь его в ладони –

Золотым зерном набит.

10 слайд: поле с созревшими колосьями пшеницы.

Физкульминутка (звучит спокойная музыка)

Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)Закачался колосок.Мы в поле придем, (Ходьба на месте)Колоски соберем, (Наклон)Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)Гостей приглашаем,Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)

Ребята, подойдите сейчас к столу мы с вами поиграем в игру «Волшебные мешочки». У меня два мешочка. Давайте на ощупь отгадаем, что у нас в мешочках?

Давайте, рассмотрим зёрна пшеницы. Возьмите одно зёрнышко.

Посмотрите, какое оно?

Мягкое или колючие?

По размеру оно какое?

Какое зерно цветом?

Какое по форме зернышко.

Оно тяжёлое или лёгкое?

Вот мы с вами и изучили свойства пшеницы.

А что у нас во втором мешочке?

Мы с вами научились на ощупь определять муку и зерно.

А сейчас мы свами попробуем из зерна приготовить муку.

Перед вами кофемолка. Насыпаем в неё зёрна пшеницы, закрываем, нажимаем на кнопку. Процесс приготовления муки начался.

Давайте посмотрим, что у нас получилось?

Посмотрите, всё зерно у нас перемололось, настоящая мука получилась. Ничего, что у нас она получилась не белая. Ведь у нас нет мощного процессора как на хлебозаводе. Главное мы с вами увидели, процесс.

Дети, а что теперь с нашей мукой делать?

Видели, как дома мамы, бабушки пекли пироги?

А сейчас мы свами превратимся в настоящих пекарей – кондитеров. И испечём вкусное печенье.

Нам надо одеть фартуки, шапочки.

На столе пакет с мукой, яйцо, деревянная ложка, соль вода, песок, пластмассовый стаканчик с водой, дрожжи.

Для того, чтобы приготовить тесто нам понадобиться.

Начинаем готовить тесто. Мы с вами должны развести дрожжи в тёплой воде (чайную ложку), начнётся процесс брожения хлеба. Выливаем в блюдо, положим соль, сахар, размешаем деревянной ложкой, добавим яйцо, добавляем стакан муки. Размешиваем. Накрываем салфеткой и пусть тесто подходит.

А сейчас подумайте, какой формы у вас будет печенье? А помогут нам в этом наши Кубики. Выложите с помощью них печенье, которое вы будете делать.

Отличные у вас получились фигурки печенья.

Пока мы с вами выкладывали из кубиков фигурки печенья, тесто у нас подошло. И мы с вами будем делать печенье по вашему желанию с помощью формочек.

А сейчас разомнём наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика:

В миску воду наливаем,Дрожжи в воду добавляем (поворачиваем кулачки из стороны в сторону) Засыпаем всё мукой, (движение руками: жмём- жмём) Сыпем сахар, (имитируем движение щепоткой правой руки)Сыпем соль, (имитируем движение щепоткой левой руки)Месим тесто, месим тесто,Все печенье мы печём! (хлопаем в ладоши).- А сейчас мы начинаем делать печенье.

Из пшеничной муки испечём мы печенье, всем на загляденье.

Каждому ребёнку даётся кусочек теста. В работе используется скалка.

Ребята, а что вы знаете о пользе хлеба?

Как нужно относиться к хлебу? Какие правила бережного отношения к хлебу вы знаете?

Много нового узнали о хлебе. Берегите хлеб, много труда в него вложено, чтобы каждый день у нас на столе был вкусный, ароматный хлеб.

Дети, что вам понравилось на занятии?