Обязательно ли дарить цветы учителю? Пиар-директор фонда «Солнечный город» Мария Малкина. А чему рады учителя

01.05.2019

Лето подходит к концу, подготовка к школе идет полным ходом, а это значит, что скоро 1 сентября — праздничный день, в который тысячи школьников охапками несут букеты, чтобы поздравить с Днем знаний своих учителей. Цветы — это красивый и универсальный подарок практически на любой случай. Но существуют некоторые основные правила цветочного этикета, которые нужно соблюдать, чтобы не смутить получателя. Редакция журнала Heroine решила рассказать о том, на что стоит опираться при выборе букетов, чтобы не показаться невоспитанным.

1. Определись с цветовой гаммой


При подборе букета необходимо учитывать следующие особенности: молодым женщинам дарят цветы светлых, пастельных оттенков. Идеально подойдут кустовые розы, эустомы, лагурус, гортензия, сирень или лаванда. Для дам в возрасте лучше подобрать цветы посолиднее, с добавлением насыщенных и тёмных тонов: розы, пионы, анемоны, фрезии и гвоздики.

2. Продумай дизайн



Для оформления букета используй крафтовую бумагу — это стильно и минималистично. Практичным решением станет букет в корзине или шляпной коробке: цветочная композиция дольше сохранит свою свежесть, аромат и красоту. Ребенку будет легко держать такой букет в течение всего праздника, а учителю не придется искать вазу, чтобы поставить цветы.

Что касается мужских букетов, помни, что они требуют минимум украшений.

3. Прояви чувства



Цветы — это не только знак приличия, но и признание в чувствах. Если речь идет о первом знакомстве, то лучше сделать лаконичный букет в сдержанной цветовой гамме. А для преподавателя, которого давно знаешь, отличный знак внимания — любимые цветы. В тех случаях, когда за время учебы не получилось определить вкусы учителя, отдай предпочтение классическим букетам из роз, пионов, гвоздик, анемонов или гортензии.

4. Отталкивайся от значения цветов



Язык цветов довольно непростая штука — каждый цветок имеет собственную символику. Определись, что ты хотела бы передать своим букетом и уместна ли твоя сентиментальность. Это нужно учитывать перед тем, как вручить букет получателю.

Розы — это благодарность, анемоны — искренность и радость. Пионы и эустомы дарят в знак пожелания долгой и счастливой жизни, а подсолнухи — на удачу. Гортензия символизирует скромность, правдивость, веру и надежду, а фрезии говорят о полном доверии к получателю.

5. Количество имеет значение



В нашей стране принято дарить нечетное число цветов по любому поводу, кроме похорон. Однако не стоит дарить учителю всего три цветка, чтобы не показаться слишком формальной. Огромный букет из миллиона роз — также плохой тон, особенно если речь идет об учителе, которого видишь в первый раз. Это смутит преподавателя, а окружающие могут расценить такой презент как намек на то, что ты метишь в любимчики. Лучше всего остановить выбор на среднем букете.

Все эти букеты можно найти на сайте студии авторских букетов . Закажи любую дизайнерскую композицию из свежих цветов, упакованную в экологически чистую бумагу или крафт-пакет. С таким букетом ты и твой ребенок будете самыми стильными на празднике и ваш подарок не останется без внимания.

Все заказы выполняются в онлайн-режиме: оставь свой номер в заявке, консультант позвонит тебе, примет заказ и даст бесплатную консультацию. Когда букет будет готов, ты получишь уведомление на телефон, а через два часа его бесплатно доставят к дверям твоего дома. При повторном заказе ты получишь скидку на букет в 5%, а после пятого — 10%.

День знаний - событие, которое ждут отнюдь не школьники (соскучившиеся по парте, учебе и старым друзьям), не учителя (которым остается грустно вздыхать, посматривая на календарь) и даже не родители (измученные летним воспитанием своих ненаглядных чад). 1 сентября можно смело называть днем цветочника, ведь именно в этот день торговцы цветами с нетерпением ожидают наплыва клиентов.

Конечно, традиция дарить учителям цветы возникла из лучших побуждений. Школьники и родители трепетно подходили к выбору цветов, чтобы порадовать и поблагодарить конкретного педагога, выразить ему признательность. В наши дни большинство же воспринимает цветы учителю на 1 сентября как странный и бессмысленный ритуал.

Цветы учителю

Количество школьников, которые в странах СНГ пойдут только в первый класс, исчисляется миллионами маленьких человечков. Каждый из них почти гарантированно придет на первую линейку с цветами для учителя .

Большинство таких поздравительных букетов куплены по взвинченным ценам у местных цветочников. Неудивительно, что в последние годы родители всё чаще обсуждают варианты замены «бесполезных веников» на что-то более стоящее.

© DepositPhotos

Только представь, каждому учителю на 1 сентября дарят несколько десятков букетов - настоящее море цветов. Это красиво и приятно. До того момента, пока линейка не закончится и все начнут расходиться по домам.

«Моя мама была учителем, и я помню эти странные торжественные линейки. Причем странно было именно идти домой, добираться с 30 пышными букетами. И если один оставался в классной вазе, то остальные нужно было забрать, а как иначе?»

© DepositPhotos

«Нести неудобно, выбросить - кощунство (за такую мысль вообще было стыдно), дома деть некуда, вряд ли у кого-то есть три десятка ваз. Вот и приходилось расставлять пышные букеты в обычных ведрах и тазиках. А радовать глаза продолжал только один - который оставили в классе на учительском столе. Стоял он себе, благоухал и сиял красотой».

© DepositPhotos

И если раньше несли цветы из собственного цветника или сада, то сегодня в моде именно купленные пышные букеты. И чем дороже букет, чем он роскошнее - тем лучше.

Если спросить, ради чего родители и школьники несут эти букеты, то ответы будут примерно следующими: «Так ведь праздник же» или «Так все всегда делали», или «Чтобы выразить почтение», или «Чтобы порадовать учителя». Но ведь, чтобы порадовать, хватит и одного букета…

© DepositPhotos

Родители могут запросто объединиться, выбрать самый креативный, пышный, элегантный, в общем , а оставшиеся деньги потратить, скажем, на благотворительность.

Только представь, сколько добрых дел можно сделать, если вместо того, чтобы подарить цветы учителю , потратят деньги на более важные дела, такие как оплата неотложных операций десяткам сверстников или помощь детям-сиротам.

© DepositPhotos

Мы признаем, что без мудрых и терпеливых учителей нам не вырастить достойную смену, поэтому с большим уважением относимся к педагогам и выражаем глубокую благодарность за их каждодневный труд. Вместе с тем мы искренне поздравляем всех работников образовательной сферы с Днем знаний и призываем читателей в комментариях также написать свои поздравления.

Но разве самому учителю не будет приятно, если вместо 30 букетов он получит один особенный вместе с осознанием, что его отказ от бесполезного таза цветов помог сделать это мир немножко лучше?

Это настоящая творческая лаборатория! Команда истинных единомышленников, каждый из которых специалист в своем деле, объединенных общей целью: помогать людям. Мы создаем материалы, которыми действительно стоит делиться, а источником неиссякаемого вдохновения служат для нас любимые читатели!

Сейчас бурно идёт обсуждение в Интернете вопроса, нужно ли дарить учителям цветы. Приводят фотографии с мусорными баками, в которых кучей лежат букеты. Интересно, а куда же увядшие цветы девать-то, хранить что ли? Предлагают эти деньги лучше тратить на благотворительность (что-то меня терзают сомнения, что родители тех детей, которые пришли 1 сентября без цветов, перечислили стоимость букетов в благотворительные фонды).
Но дело не в цветах. Дело в том, что общество за последние годы сделало всё, чтобы превратить педагога из наставника, духовника, в прислугу, оказывающую образовательные услуги. Не зря учителя грустно шутят, что в министерстве засели одни двоечники, которые делают всё, чтобы отомстить школе. Отсюда и обсуждения такие пошли: стоит ли поздравлять учителей?
Надо признаться, что как раз новый министр образования Ольга Юрьевна Васильева, судя по её выступлениям, намерена, похоже, изменить такое положение в школах.
А вы-то как хотите, чтобы ощущал себя учитель? Как обслуга, которая пришла, наспех смела пыль, пробежалась с мокрой шваброй и тут же ушла? Или вы хотели бы видеть в учителе творческую личность,

  • старающуюся узнать побольше, чтобы передать информацию детям,
  • изыскивающую время на дополнительные внеклассные занятия с учениками,
  • не жалеющую часов на самообразование и поиски эффективных приёмов воздействия на детей, чтобы повышать их познавательный интерес, создавать на уроках атмосферу сотрудничества, давать ученикам ощутить радость познания и творчества?

Ведь учёба это тоже тяжёлый труд, и другого поощрения, кроме морального стимулирования, пока ещё не придумали. А успешной, работа над усвоением знаний, может быть только в атмосфере взаимного уважения и сотрудничества. Сотрудничество подразумевает приложение усилий не только со стороны учителя, но и ученика, и родителей (контроль, помощь, воспитание). У каждого свои функции. Результат будет только в том случае, если все будут стараться работать с максимальной отдачей.

Воспитание уважения

А теперь посудите сами, как будет смотреть ученик на учителя, когда при нём обсуждается вопрос: «Да зачем ей дарить цветы? Куда ей 30 букетов? Обойдётся». О каком сотрудничестве с учителем и желании напрягать мозги можно после этого говорить?
Или, наоборот, все родители решили, что учитель обойдётся и пришли без букетов и стоит учитель, как оплёванный на линейке на фоне других коллег (в начальных классах все учителя с цветами). Захочет ли он после этого прилагать хоть какие-то дополнительные усилия к тому, чтобы совершенствоваться с целью дать вашему ребёнку более качественное образование?
Вы хотите, чтобы учитель гордился своей профессией, понимал, что создаёт будущее не только своё и ваше, но и всей страны, чтобы он стремился интеллектуально подниматься над собой и коллегами, так делайте шаги навстречу, покажите ему как вы цените и уважаете труд педагога. Ведь и учительский энтузиазм пока тоже держится только на моральных стимулах.

Улыбнись! Детский анекдот

Достаток в разных семьях бывает разный. И педагоги, как никто, это прекрасно понимают и не осуждают, если ребёнок пришёл без букета. Но прийти с пустыми руками и никак не поздравить учителя нельзя, если вы хотите, чтобы учитель ощущал себя наставником, а не обслуживающим персоналом, отбывающим на работе рабочее время. Можно подарить горшочек с выращенным своими руками цветком, можно сделать поделку, например, красивую объёмную поздравительную открытку. Вариантов много, было бы желание. После этого и ребёнок на учителя будет смотреть другими глазами.

Цветы не выбрасывают

А что касается большого количества букетов, так классный руководитель их обычно передаривает, чтобы сделать приятное и другим работникам школы. Он дарит цветы и поздравления вместе со своими учениками от родительского и классного коллектива:

  • учителям – предметникам, не имеющим классного руководства;
  • администраторам школы (у них тоже нет подопечных деток);
  • другим работникам школы, создающим благоприятные условия для обучения детей (лаборанту, завхозу, медсестре, повару, библиотекарю, техничке, гардеробщице и т. д. и т. п.);
  • учителям-пенсионерам.

Если же у вас нет проблем с деньгами, но вы просто считаете покупку цветов – пустой тратой денег, приобретите что-то полезное для кабинета. Думаю, что это тоже очень обрадует учителя. Уж извините, но наши школы пришли к такому состоянию, что крайне нуждаются в благотворителях.

Случается, что мы обижаемся на учителей за то, что они придираются к нашему ребёнку. Особенно, если узнаём об этом со слов нашего обожаемого чада. Но быть требовательным и неравнодушным человеком – это одно из важнейших профессиональных качеств личности педагога. Мои родители, в своё время, отлупили бы меня ремнём, если бы я только посмела не то, что пожаловаться, а хотя бы осудить за что-то учителя. Учитель был всегда прав в школах 70-80-х годов. Может, поэтому и образование было качественным? А теперь? — Клиент, получающий образовательные услуги всегда прав? И что же вы тогда хотите?

Пусть ваша совесть вам подскажет, поздравлять учителя или нет.

Сегодня за парты село около миллиона беларуских учеников. Если представить, что каждый из них принес на линейку букет, это начинает напоминать фестиваль цветов где-нибудь под Амстердамом. The Village Беларусь спросил у учителей гимназий и школ, что они делают с охапками подаренных букетов после того, как отзвенит первый звонок, не продают же?

Иван Булва

учитель географии в минской гимназии № 8

Цветы мужикам-учителям дарить глупо

Букеты, что мне дарят, я отдаю прекрасной половине учительства, чтобы их охапки были еще больше.

Думаю, дети в основном дарят цветы классным руководителям. Класса до седьмого несут охотнейше, а потом говорят: «Мам, ну че я понесу эти цветы!».

Мне лично почти не дарят, потому что я мужик и не классный руководитель. Сегодня вот вручили один букет. Очень странные, кстати, были цветы, наверное, так выглядят гладиолусы. По крайней мере, я так подумал: «Гладиолусы». А вот когда руководил классом, на меня букетов двенадцать свалилось.

Что можно подарить взамен цветов? Мне лучше чай. Зеленый. Так и напишите. Потому что цветы мужикам-учителям дарить глупо. Передаривать девушке их не станешь, она ж поймет, откуда ирисы растут. Да и вообще, идти с кучей цветов по улице первого сентября, чтобы все видели, что ты учитель - это чисто дамская радость. А еще с ними сложно собирать грибы после линейки.

Елена

преподает в минской гимназии № 30

Я не знаю таких учителей, которые выбрасывали бы подаренные детьми букеты

В среднем на 1 сентября мне дарят шесть-семь букетов, когда детки помладше - больше. Цветы отношу домой, всегда отдаю букет или два свекрови, и один оставляю на работе, могу подарить завучу.

Если дети считают, что дарить цветы в букетах - это нормально, то я не против. Но цветы в горшках мне нравятся больше. Что-то более материальное я не считаю нормальным подарком на День знаний, это просто выражение уважения.

Среди своих коллег я не знаю таких, которые бы выбрасывали подаренные детьми букеты. Но меня это возмутило бы, даже выбесило. Все же дети и родители старались. Вот мне сегодня подарили отличные цветы, выращенные бабушкой моей девочки, это же прекрасно. Хотя я и не люблю цветы так, как большинство женщин, но я ценю именно то, что для меня покупали или собирали. Мило же!

Ольга

учитель географии в средней школе райцентра

Выступает милиционер, и детям говорят: «Подари ему хороший букет»

Во-первых, дарят не такие уж большие охапки цветов, особенно в сельской местности. Все зависит от того, сколько расцвело. В основном приносят цветы из своего сада - астры, гладиолусы, то, что выросло.

А во-вторых, цветы распределяются между гостями и приглашенными. Иногда на линейку приглашается районная администрация, шефы школы. И те цветы, что приносят дети, учителя просят подарить выступающим. Например, выступает милиционер, и детям после говорят: «Подари ему хороший, красивый букет». Даже на педсовете накануне 1 сентября мы обсуждаем этот вопрос, говорим: «Скажите своим ученикам, чтоб они подарили самые красивые букеты выступающим». Следим вплоть до того, что учитель потом на линейке распределяет: «Пойди, подари вон той тете или вон тому дяде цветы».

Часть букетов мы просим вручить ветеранам педагогического труда, которых пригласили на первый звонок, но дети в силу возраста их не помнят. И еще ветеранам Великой Отечественной войны и социалистического труда.

Также есть учителя, которые не имеют классного руководства, например, учителя физкультуры, социальные педагоги, психологи и другие. Если им никто ничего не подарил, то мы детей «переадресовываем».

Порой я дарю полученные цветы педагогам, которые когда-то учили меня саму. И в сухом остатке хорошо, если останется один какой букет. В итоге ставишь его на стол и любуешься - какой красивый букет.

Мы никогда не выбрасываем букеты, так как не особо избалованы цветами, все же они довольно дорогие. Единственное, что порой, бывает, положишь букет на стол, забегаешься, не успеешь вовремя поставить в воду, и он завянет.

Андрей Колос

учитель истории в сельской школе

Я холостяк, девушки нет, и цветы мне не нужны

Я преподаю уже пять лет, и каждую линейку мне дарят минимум один букет. В этом году я стал классным руководителем у семиклассников, и мне вручили рекордное число букетов - целых четыре.

Обычно я раздаю цветы своим коллегам женского пола. Зачем они мне? Я холостяк, девушки нет, и цветы мне не нужны. Думаю, вместо букета можно было бы подарить открытку. Цветы завянут, а открытка будет стоять еще долго.

Текст : Тамара Колос

В преддверии 1 сентября мы решили спросить учителей об их отношении к этому празднику, про цветы, про детей, про самые теплые воспоминания об этом дне.

Идея возникла тогда, когда в городе прошла волна споров по поводу того, стоит ли дарить цветы учителям от каждого ребенка или лучше отправить эти деньги на благотворительность. Мнения у всех настолько разные и как показал итог, большинство предпочли сохранить годами сложившуюся традицию радовать любимых учителей цветами и создавать всюду атмосферу праздника и красоты.

Егор Балабанов:

Мне дарили цветы на День учителя. Это была одна беленькая розочка, но все равно приятно было. Ещё один остроумный мальчик-пятиклассник подарил цветочек на 23 февраля. Он стоял у меня в кабинете и украшал его.
Мне кажется, это правильно – дарить учителю цветы. Это показывает, как относишься к учителю, нравится ли он тебе, уважаешь ли ты его. Это знак внимания, память.
Я в школу всегда ходил с букетом. Цветы в нем были те, которые в огороде росли у бабушки и у мамы. У нас была такая домашняя цветочная мастерская. Можо ли сейчас брать на 1 сентября цветы в садах? Смотря в каких. Если в своих, то можно, если в чужих, то не стоит (смеется). На самом деле, неважно, какие цветы дарить. Главное – чтобы от чистого сердца.

Екатерина Колесникова:

В нашей школе родители любят роскошные букеты, необычные композиции, например, в глобусах. Цветы дарят и на День учителя, причём больше, чем на 1 сентября, на 8 Марта. В прошлом году составляли композиции даже на Новый год. Поэтому мы в цветах купаемся. Но я ни разу такого не видела, чтобы охапку цветов в мусорку выбрасывали. Если у нас много цветов, то мы с коллегами дарим их столовским работникам, завхозам, медицинским работникам. Это уже такая традиция, чтобы у всех женщин были цветы. Я сама всегда забираю цветы домой и никогда не оставляю их, потому что на работе душно, все окна закрыты. Все цветы забираю, очень сильно их люблю и берегу.
Навсегда запомнила мой первый букет. Я его получила, когда пришла в 21 год работать в школу. Коллега, у которой я перенимала опыт, мне вручила большой букет цветных гербер и сказала при этом: «Сфотографируйте кто-нибудь ребёнка, у неё сегодня первое 1 сентября». Я это на всю жизнь запомнила. Я не знаю, где эти фотографии, но помню, что я была в серой юбке, розовой кофточке, с цветными герберами.
А в свой первый класс я шла с гладиолусами. И у меня до сих пор гладиолусы – одни из любимых цветов. Это ассоциация с началом приятной осени, с бабушкой – она выращивает их. Для меня это именно тёплые цветы.
Учителям нужно дарить цветы. Не конфеты, не шоколадки, а именно цветы. Потому что это самое чистое, что может быть. Все эти подарки материальные не приносят тех чувств, что цветы. И для детей это тоже праздник, для них это тоже важно.

Олеся Смирнова:

Я хорошо отношусь к традиции дарить учителям цветы на 1 сентября. Думаю, это несёт радость не только учителям, но и ученикам, которые приносят эти цветы.
У каждого учителя своё отношение к цветам. Кто-то, может, и выбрасывает их, но для большинства это праздник. И это уже становится традицией: когда преподавателю приносят цветы, он дарит свою радость окружающим. Одна моя коллега свои букеты всем работникам школы дарит – себе не оставляет. Я забываю о работниках столовой, а она – никогда.
Я помню своё 1 сентября. Я шла с букетом гладиолусов. Моей учительницей была наша соседка, и я знала, что у неё есть большая ваза. Как раз для гладиолусов. Причём я несла их в школу, а зачем – я не понимала: ведь можно было просто отнести к соседке. И получилось, что она обратно из школы несла этот букет. Каждый год в школу я ходила с букетом цветов. И своему ребёнку я всегда буду покупать букет, чтобы он его своему учителю подарил.

Лариса Гинцяк:

Из букетов, которые мне дарят, пять-шесть я забираю себе, а остальные дарю работникам школы, ведь кроме учителей есть бухгалтер, врачи, повара, библиотекарь, технички… Это уже принято, это традиция.
У меня педагогический стаж более 20 лет, поэтому дома уже есть пять напольных больших ваз, в которые я расставляю цветы (смеется). Лично я люблю букеты маленькие, современно оформленные. Почему они мне нравятся? Ребёнок состоит на линейке, и ему тяжело долго держать огромный букет цветов. А когда красиво скомпонованы цветы, букетик и красивый, и лёгкий. Я думаю, что для ребёнка это самое то, ведь линейка идёт больше часа. А вот гладиолусы не люблю. Потому что стоять с такой «шпагой» и нести её не всегда удобно.
Я считаю, что дарить цветы на 1 сентября необходимо, потому что это такая торжественная часть, которая уже превратилась в нашей стране в традицию. И я считаю, что эту традицию ни в коем случае менять нельзя. У ребёнка должен быть праздник на душе, у учителя тоже. А цветы – это и есть праздник.