Русские платки и что они означают. Что нужно знать о русском платке. Узоры и сезоны

22.03.2019

11 февраля 1930 года родился Валентин Александрович Котик (Валя Котик) - юный партизан-разведчик партизанского отряда имени Кармелюка, действовавшего на временно оккупированной территории Каменец-Подольской области Украинской ССР; самый младший по возрасту Герой Советского Союза.

Времена не выбирают, гласит известная мудрость. Кому-то достаётся детство с пионерскими лагерями и сбором макулатуры, кому-то - с игровыми приставками и аккаунтами в социальных сетях.

Поколению детей 1930-х годов досталась жестокая и страшная война, отнимавшая родных, близких, друзей и само детство. И вместо детских игрушек самые стойкие и отважные брали в руки винтовки и автоматы. Брали, чтобы мстить врагу и сражаться за Родину.

Война - не детское дело. Но, когда она приходит в твой дом, привычные представления меняются кардинально.

В 1933 году писатель Аркадий Гайдар написал «Сказку о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». Этому произведению Гайдара, написанному за восемь лет до начала Великой Отечественной, было суждено стать символом памяти обо всех юных героях, павших в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Валя Котик, как и все советские мальчишки и девчонки, конечно, слышал сказку о Мальчише-Кибальчише. Но вряд ли он думал, что ему придётся оказаться на месте отважного героя Гайдара.

Валя Котик родился 11 февраля 1930 года на Украине, в селе Хмелевка Каменец-Подольской области, в крестьянской семье.

У Вали было обычное детство мальчишки той поры, с обычными шалостями, секретами, порой плохими отметками. Всё изменил июнь 1941 года, когда в жизнь шестиклассника Вали Котика ворвалась война.

Стремительный гитлеровский блицкриг лета 1941-го, и вот Валя, живший к тому времени в городе Шепетовка, вместе с семьёй уже на оккупированной территории.

Победоносная мощь вермахта вселяла страх во многих взрослых, но не напугала Валю, который вместе со своими друзьями решил бороться с фашистами. Для начала они стали собирать и припрятывать оружие, оставшееся на местах боёв, кипевших вокруг Шепетовки. Потом осмелели до того, что стали красть автоматы у зазевавшихся гитлеровцев.

А осенью 1941 года отчаянный мальчишка совершил настоящую диверсию - устроив засаду у дороги, он гранатой подорвал машину с гитлеровцами, уничтожив нескольких солдат и командира отряда полевой жандармерии.

О делах Вали узнали подпольщики. Остановить отчаянного мальчика было почти невозможно, и тогда его привлекли к подпольной работе. Ему поручали собирать сведения о немецком гарнизоне, расклеивать листовки, выступать в качестве связного.

До поры до времени шустрый паренёк подозрения у гитлеровцев не вызывал. Однако чем больше становилось на счету подпольщиков успешных акций, тем внимательнее начинали гитлеровцы искать их помощников среди местных жителей.

Летом 1943 года над семьёй Вали нависла угроза ареста, и он вместе с матерью и братом ушёл в лес, став бойцом партизанского отряда имени Кармелюка.

Командование старалось беречь 13-летнего парня, но он рвался в бой. К тому же Валя показал себя как умелый разведчик и человек, способный найти выход из самой сложной ситуации.

В октябре 1943 года Валя, находившийся в партизанском дозоре, напоролся на карателей, готовившихся атаковать базу партизанского отряда. Мальчика скрутили, но, решив, что он не представляет угрозы и не может дать ценных разведданных, оставили под охраной здесь же, на опушке леса.

Сам Валя был ранен, но сумел добраться до избушки лесника, помогавшего партизанам. После выздоровления он продолжил воевать в отряде.

Валя участвовал в подрыве шести вражеских эшелонов, уничтожении кабеля стратегической связи гитлеровцев, а также ещё в целом ряде успешных акций, за которые он был отмечен орденом Отечественной войны I степени и медалью «Партизану Отечественной войны II степени».

11 февраля 1944 года Вале исполнилось 14 лет. Фронт стремительно катился на Запад, и партизаны, как могли, помогали регулярной армии. Шепетовку, где жил Валя, уже освободили, но отряд двинулся дальше, готовясь к своей последней операции - штурму города Изяслава.

После неё отряд должен был быть расформирован, взрослым предстояло влиться в регулярные части, а Вале - вернуться в школу.

Сражение за Изяслав 16 февраля 1944 года получилось жарким, но оно уже завершалось в пользу партизан, когда шальной пулей Валя был тяжело ранен.

На помощь партизанам в город ворвались советские войска. Раненого Валю срочно отправили в тыл, в госпиталь. Однако ранение оказалось смертельным - 17 февраля 1944 года Вали Котика не стало.

Валю похоронили в селе Хоровец. По просьбе его матери, прах сына перенесли в город Шепетовку и перезахоронили в городском парке.

Большая страна, пережившая страшную войну, не могла сразу оценить по достоинству подвиги всех, кто сражался за её свободу и независимость. Но со временем всё встало на свои места.

За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1958 года Котику Валентину Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В истории он так и не стал Валентином, оставшись просто Валей. Самым юным Героем Советского Союза.

Его имя, как имена других пионеров-героев, о чьём подвиге рассказывали советским школьникам послевоенной поры, подверглось шельмованию и ерничанью в постсоветский период.

Но время всё расставляет на свои места. Подвиг есть подвиг, а предательство есть предательство. Валя Котик в тяжёлую годину испытаний для Родины оказался мужественнее многих взрослых, и по сей день ищущих оправдания своей трусости и малодушию.

Вечная ему память!

Советские дети, пионеры и не только, сражавшиеся наравне со взрослыми за свободу нашей страны, погибшие в борьбе с врагом, дожившие до Победы - все они в Бессмертном полку тысячелетней русской истории.

Во времена СССР имя пионера-героя Вали Котика было знакомо каждому школьнику. Оно ассоциировалось, прежде всего, с патриотизмом, верностью и отвагой. Самый юный Герой Советского Союза, не пожалевший жизни ради любимой Родины, был примером для многих мальчишек и девчонок. 11 февраля Валентину Котику исполнилось бы 84 года. К этой дате вспомним его ратные подвиги.

Валентин Котик родился в маленьком украинском селе Хмелевка 11 февраля 1930 года. Его отец Александр Федосеевич был плотником, мать Анна Никитична - колхозницей. Валик был младшим ребенком, всегда стремился подражать старшему брату Вите. Достаточно привести такой пример. Когда Вите исполнилось 7 лет, родители его отдали в школу. Вале тоже захотелось стать первоклассником, но отец пожалел мальца, у которого в запасе был еще целый год. Чтобы Валя не расстроился, мать ему купила ручку и тетрадку, и, когда старший брат приходил из школы, они вместе занимались. Валя повторял за Витей все, что задавал учитель. А через три месяца не выдержал и пришел в школу, как толстовский Филипок. Учитель разрешил ему заниматься вместе со всеми. Валя стал одним из лучших учеников класса и в конце года получил похвальную грамоту.

Летом 1937-го семья Котиков переехала в Шепетовку. Когда мать определяла сыновей в школу, директор был в недоумении: младшему только 7 исполнилось, а он уже на второй класс претендует - тем не менее Валю приняли. По окончании начальной школы ему подарили книгу Н. Островского «Как закалялась сталь». Ее герой Павка Корчагин стал для Валентина кумиром.

7 ноября 1939-го, в годовщину Октябрьской революции, Валика приняли в пионеры. На торжественном сборе он по-взрослому произносил клятву, в которой были такие строки: «…обещаю горячо любить свою Родину. Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия. Свято соблюдать Законы Пионерии Советского Союза» , то есть быть примером для младших, равняться на героев борьбы и труда, готовиться стать защитником Родины, чтить память погибших, быть честным товарищем.

А Валик и был очень чутким к чужому горю. Когда у одноклассника на фронте Советско-финской войны погиб отец, мальчишка предложил ребятам в складчину купить тому ботинки.
Когда началась Великая Отечественная, люди стали эвакуироваться из Шепетовки. Семья Котиков не стала исключением. Перед уходом из дома Валик решил отпустить в лес своего домашнего питомца белочку. И когда он прощался со зверьком, то заметил четырех с иголочки одетых «милиционеров», говорящих по-немецки. Валя наутек бросился бежать. На окраине города ему встретились красноармейцы, которые и повязали немецких диверсантов.

В.В. Юдин. Иллюстрация к книге Г. Наджафарова «Валя Котик»

Семье Котиков не удалось эвакуироваться - пути к отступлению были отрезаны; и они вернулись домой. Шепетовка, в которой хозяйничали фашисты, выглядела ужасно: дом-музей Н. Островского был сожжен дотла, из школы сделали конюшню, всех евреев согнали в гетто и не разрешали покидать эту территорию города. Сердце юного пионера переполнялось ненавистью к тем, кто бесчинствовал на его земле.
Валик думал, чем он может быть полезен не только партизанам, но и простым обывателям. Когда над Шепетовкой летали советские самолеты и сбрасывали листовки-призывы, Валик собирал их и расклеивал по городу. А потом у Котиков поселился странный человек Степан Диденко, который, как оказалось впоследствии, бежал из плена. Он создал в Шепетовке подпольную организацию, куда вошел Витя Котик и его близкие друзья Коля и Степа, а позже присоединился и Валя, став связным шепетовских подпольщиков.

В.В. Юдин. Иллюстрация к книге Г. Наджафарова «Валя Котик»

Вместе с другими ребятами он собирал на месте недавних сражений патроны и оружие, прятал в тайнике, наводил справки о расположении немецких войск, постов, записывал время смены караулов, выяснял, где находятся их продовольственные и склады боеприпасов, вел учет их танков и пушек. На мясокомбинате был зарыт ручной пулемет. Валик выкопал его, разобрал на части, сложил в корзину и на велосипеде через весь город перевез в лес. В другой раз ему поручили проводить в партизанский отряд шестнадцать польских военнопленных, бежавших из лагеря.
Вместе с другими подпольщиками Валя участвовал в минировании шоссе, соединяющего Шепетовку со Славутой. Но когда на дороге погиб мирный крестьянин, подрывные работы прекратили. Ребята устроили засаду на полицаев. Однажды по шоссе проезжал сам начальник шепетовской жандармерии обер-лейтенант Фриц Кёниг, невероятно жестокий человек, одно имя которого вызывало ненависть. Такую возможность - уничтожить главного врага города - ребята не могли пропустить. Именно Валя ужом подполз к дороге и швырнул в машину гранату.

В.В. Юдин. Иллюстрация к книге Г. Наджафарова «Валя Котик»

Гибель Кёнига от рук подпольщиков всерьез обеспокоила фашистов, и, хотя они и арестовали несколько партизан, подполье не прекратило своей работы. Валик с товарищами, обезоружив охранников, разграбил немецкий склад с продуктами и поджег строение. А в другой раз ребята пустили красного петуха на нефтебазе и лесоскладе.
С каждым днем в Шепетовке оставаться было все опаснее. Диденко увел к партизанам всех подпольщиков и их семьи, откуда женщин с детьми отправили в тыл. А Валик, которому исполнилось только 12, наотрез отказался от больших перспектив, посчитав, что его дело - Родину защищать, беспощадно мстить врагу. Его приняли в партизанский отряд. Ему и «языков» приходилось брать, и дороги минировать, и мосты взрывать. Шесть эшелонов с боеприпасами, снаряжением, живой силой противника пустил под откос пионер. А однажды он перерезал телефонный кабель, соединявший министра восточных земель фон Розенберга со ставкой Гитлера в Варшаве. На целую неделю связь была парализована.

Первую свою медаль «Партизану Отечественной войны» II степени Валя Котик получил за то, что в схватке с карателями не только уничтожил несколько гитлеровцев, но и прикрыл грудью своего командира, получил огнестрельное ранение в грудь. А поправившись, снова встал в строй. В отряде его называли корчагинцем, и он с гордостью носил это звание, рискуя своей жизнью, каждый день глядя в лицо опасности, совершенно не задумываясь о похвале старших товарищей по оружию. А однажды Валик попал в руки карателей, но он не растерялся и бросил гранату во врагов - и предателей убил, и партизанам об опасности сообщил.

В.В. Юдин. Иллюстрация к книге Г. Наджафарова «Валя Котик»

Когда Валику исполнилось 14, Советская Армия освободила Шепетовку. Он мог вернуться в родной город, но он отказался - соседний город Изяслав все еще находился под властью фашистов. Но вернуться домой Вале Котику было не суждено - в жарких боях за Изяслав, охраняя склад с боеприпасами и отстреливая врага, он получил смертельное ранение в живот.

В.В. Юдин. Иллюстрация к книге Г. Наджафарова «Валя Котик»

Юного партизана похоронили в садике перед шепетовской школой № 4. Вале Котику посмертно присвоили звание Героя Советского союза и наградили орденом Отечественной войны I степени. В городском парке Шепетовки и в Москве, на ВДНХ, установлены памятники пионеру-герою.

Памятники Вале Котику в Москве (слева) и в Шепетовке (справа)

Его именем назвали теплоходы, школы, пионерские дружины, улицы и т.д. Валя Котик стал одним из прототипов героя Вали Котко из кинофильма «Орленок» (1957).

А советский поэт Михаил Светлов посвятил юному партизану стихи:

Мы вспоминаем о боях недавних,
В них совершен был подвиг не один.
Вошел в семью героев наших славных
Отважный мальчик - Котик Валентин.
Он, как при жизни, утверждает смело:
«Бессмертна молодость,
Бессмертно наше дело!»

екатерина саркисян
Конспект занятия «История вещей. Русский платок»

Цель : Знакомство детей с историей русского платка . Приобщение детей к русской народной культуре

Звучит запись песни «Коробейники» , заставка на экране.

В руках девочек платочки , мальчики подпоясаны кушаком. Выход детей под музыку. Дети построились, поклонились до земли гостям. Заняли свои места .

1. Об истории платка .

Сегодня мы поговорим о простой на первый взгляд вещи, платке .

Издавна Россия славилась своими платками . Появились они у нас почти 200 лет назад. Их завезли из Турции и Индии. Это были узорчатые, тканные из пуха тибетских коз, платки .

Красивый, яркий платок носила и царица и крестьянка. Он хранил тепло, дарил здоровье и хорошее настроение.

Когда-то бабушки передавали в наследство своим внучкам самое дорогое, это был платок . Мужчины, уходя в странствие, в квадратные платы заворачивали хлеб , или горсть родной земли.

Звучит мелодия песни «Подари мне платок » , на экране видео ряд и заставка платок .

Меняются времена, но только платок остается лучшим подарком. Ведь платок не просто головной убор, а символ любви и красоты.

Ребята, скажите, ваши мамы, бабушки носят платки ?

Обязательным атрибутом национального костюма русской женщины был платок , его надевали по случаю праздника, или торжества, или печали.

Раньше всегда требовали, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины. И только в 20 веке стало возможно накидывать его на плечи.

Сегодня считается, что каждая женщина должна иметь наготове платок , а настоящая модница – даже не один.

Показ видео ряда о платке .

Я вчера разбиралась в шкафу, и нашла

Мамин павлопосадский платок .

Что-то важное вспомнила сразу душа,

Как свободы глотнула глоток.

А в платке-то самом : поле, поле цветет!

И цветы в нем безумно красивы …

В каждой нитке Россия родная живет :

Реки … Горы … Дороги и нивы!

В каждой нитке небесная тянется высь!

Домотканым, цветастым узором,

Он теплом и любовью тебя защитит,

Когда станет, промозгло и больно!

Не смогла удержаться надела, кручусь

Возле зеркала, как лепесток …

Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь –

В мамин павлопосадский платок …

Просмотр видеоряда о павлопосадском платке .

2. Русские платки были признаны лучшими в мире благодаря труду талантливых художниц и мастеров.

Рассказ о создании платка . (Показ видео)

3. Итоговые вопросы – викторина :

1. Назовите атрибут национального костюма русской женщины .

2. Кто и когда надевал платок .

3. Почему платок был самым лучшим подарком.

4. Какие платки были признаны лучшими в мире.

5. Как много людей трудилось над созданием платка .

На Руси, ребята, ни одно народное гулянье не обходилось без нарядного, узорчатого платка . Давайте и мы с вами поиграем с платочками .

Игра «Гори, гори ясно…»

4. Итог занятия : Делу – время, а потехе час.

Вот и подошел к концу наш разговор о платках . А на память примите, пожалуйста, куклы - обережки из маленьких платков . Эти обережки будут оберегать вас от всего плохого и принесут удачу.

Всем русские платки к лицу , носите русские платки .

Звучит мелодия песни «Коробейник» , на экране заставка – платок .

Платки не выходят из моды, просто иногда оказываются на ее пике. Их надо уметь носить, это целая наука. В этой статье мы поговорим не просто об аксессуарах и общих правилах модного этикета, а именно о русских платках: традициях и тенденциях, узорах и сезонах.

Повод для гордости

Английские резиновые сапоги с павлопосадским принтом, каблуки в форме куполов, яркий цветастый или объемный пуховый платок на голове - так еще совсем недавно мода а-ля рус вернулась на подиумы.

И не только на подиумы: в объективы модных фотографов, охотников за свежими образами, попали ньюйорские и лондонские модницы в оренбургских и павлопосадских платках. Подумайте сами: есть ли в России промысел, который бы приносил международные награды простым деревенским жителям? Который так массово подделывают, вероятно, китайские мануфактуры?

Выбираем платок

Кажется, еще со времен царя Гороха девушки носят павлопосадские платки. Они выглядят настолько исконно-русскими и самобытными, что их происхождение не вызывает сомнений! На самом деле эти яркие цветастые платки появились намного позже: на логотипе павлопосадской мануфактуры обозначен 1795 год. Именно тогда трудолюбивый крестьянин-предприниматель Иваном Лабзиным организовал маленькую платочную фабрику.

Белые ажурные "паутинки" оренбургского платка, которые умещаются в скорлупе гусиного яйца и проходят через обручальное кольцо, действительно восхищают. Впервые об этих изделиях узнали в конце XVII века, когда закрепившиеся на Урале русские, вступили в торговые отношения с местным населением. Но настоящую известность пуховязальный промысел получил в Лондоне после всемирной выставки в 1862 году: в знаменитом "хрустальном дворце" среди многих сотен экспонатов впервые были представлены оренбургские пуховые платки.

Для кого?

Павлопосадский платок . Для любительниц прыгать через костер и искать цветущие папоротники в ночь на Ивана-Купалу.

Оренбургский платок . Для тех, кто любит тепло укутаться перед удалой прогулкой на Тройке и жечь Масленицу.

Традиции и тенденции

Женский головной убор служил своеобразной визитной карточкой: семейное положение, сословие хозяйки, достаток семьи обо всем этом можно было узнать, только взглянув на платок.


Так, например, замужние крестьянки завязывали платок под подбородком, «по-бабьи» - концами назад, а дамы высшего света предпочитали воздушные платки-накидки, соответствовавшие их «античным» нарядам.

Кстати, мода носить платки, завязав большой узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в ХVІІІ веке., а образ "Алёнушки в платочке", завязанном таким образом, сформировался уже в XX веке.

Вообще, платок, как ни странно, появляется в гардеробе русской женщины лишь в XVII веке. Предшественником его был убрус - полотняный для крестьянок, шелковый для знатных особ, кусок расшитой материи. Им покрывали голову, скалывая под подбородком.

Узоры и сезоны

«Русский платок» - это кропотливый труд талантливых художников, мастеров по ткацкому и красильному делу. В красочных композициях платков можно разглядеть традиции народного искусства: резные узоры наличников домов, вышивки на домотканых полотенцах и рубахах, росписи икон.

Среди простого сословия были популярны холщовые платки с тканым узором по краям, платки, обшитые кумачом и бархатом из шерсти, платки из набивного ситца.

Состоятельными дамами ценилось отсутствие изнаночной стороны(платки одинаково красивы с двух сторон), виртуозность выработки и дорогие материалы.

Изумительной тонкость работы, богатством орнамента и цветовых решений славились елисеевские шали и платки из Воронежской губернии. Самым крупным производителем ситцев и набивных платков был Владимир.

Выражение "опростоволоситься" имеет давние корни и обозначает: “опозориться, оказаться в невыгодном, неудобном положении”. Еще бы, ведь предстать женщине с неприбранными волосами перед кем-то посторонним считалось не вполне приличным, а сорвать убор с ее головы (оставить ее простоволой) было страшным оскорблением.

На Руси существовала традиция дарить маленькой девочке юбку и платок. Носить его до определенного возраста было не обязательно, но первый свой платочек из рук отца девочка уже получала.

В старину платок был самым желанным подарком. Парень, ухаживающий за девушкой, муж-крестьянин, возвращающийся с городского базара, на крестины, назначенные в дворянской семье - гостинец в виде платочка, был знаком любви, заботы, уважения. По старинному поверью свадебный платок обладал особой магической силой. Он состоял из двух цветов - красного (цвет мужчины) и белый (цвет женщины). Это сочетание означало брак.

Вконтакте

Эти платки берут начало от простого куска белого полотнища с вышивкой, которое называлось убрус. К XVII веку убрус уступает место платку или шали.

vector-images.com , CC BY-SA 3.0

К началу XVIII века в районе г. Павловский посад уже существовали традиции кустарного текстильного производства. В Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский Посад, насчитывалось более 70 шелковых платочных фабрик, принадлежащих крестьянам.


, CC BY-SA 3.0

Крестьянское предприятие, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура, было создано в 1795 году крестьянином села Павлово Иваном Дмитриевичем Лабзиным. Лабзины имели небольшое производство. Большая часть материалов раздавалась крестьянам окрестных селений, которые на домашних станах вырабатывали шелковые и бумажные материи и платки.

Правнук, Яков Иванович Лабзин, совместно с Василием Ивановичем Грязновым, перепрофилировал фабрику на производство шерстяных шалей с набивным рисунком, получивших в то время широкое распространение в русском обществе. Первые павлово-посадские шали были выпущены в начале 60-х годов XIX века.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Расцвет мануфактуры приходится на 1870-1880-е годы. В 1881г. Яков Лабзин получает звание поставщика Великой Княгини Александры Петровны, предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок. В 1896 году на промышленной выставке в Нижнем Новгороде было получено право изображения государственного герба на вывесках и этикетках.

После Октябрьской революции предприятие было национализировано и переименовано в Старо-Павловскую фабрику. Предприятие расширяет ассортимент, производятся попытки модернизации внешнего вида платков (изображения животных, рисунки на темы революции, индустриализации и коллективизации), выпуска хлопчатобумажных тканей.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В 1937 году фабрика участвует во Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже.

В послевоенный период происходит расширение расцветок и ассортимента платков при сохранении традиционных мотивов и рисунков.

В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В 1963 году фабрика получила название Московское производственное платочное объединение. С 1995 года - ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура».

Фотогалерея






Дата начала: XVII в.

Полезная информация

История - павловопосадские платки

Названия фабрики

После 1855 года платочное предприятие имело разные названия:

1868г. - Полное товарищество "Яков Лабзин и Василий Грязнов"

1892г. - Товарищество на паях "Товарищество мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова в Павловском Посаде"

1918г. - фабрика была национализирована и стала называться

Старо-Павловская фабрика № 11 Государственного камвольного треста ВСНХ

1928г. - фабрика имени 10-й годовщины Красной Армии Главного управления шерстяной промышленности

1963г. - Московское производственное платочное объединение

1989г. - Павлово-Посадское производственное платочное объединение

1992г. - Акционерное общество закрытого типа "Павлово-Посадские шали

с 1995г. - Открытое акционерное общество "Павловопосадская платочная мануфактура"

Василий Павловопосадский

Василий Грязнов был широко известен при жизни среди окрестного населения не только как фабрикант, но и своими богоугодными делами. Много лет он состоял старостой Павлово-Посадского собора Воскресения Христова.

В августе 1999 г. В.И.Грязнов был канонизирован Русской Православной церковью в лике местночтимого святого Московской епархии как Праведный Василий Павловопосадский.