Сваровски: история бренда и его основателя. Камни от Даниэля Сваровски — мошенничество или гениальность? История главного производителя кристаллов

02.03.2019

К созданию искусственных бриллиантов можно относиться по-разному: либо называть мошенничеством и подделкой драгоценных камней, либо считать это искусством имитации, позволяющим сэкономить на украшениях. И то и другое утверждения в равной степени верны.

Даниэля Сваровски, со дня рождения которого 24 октября исполняется 154 года, называли и хитрым мошенником, и мастером иллюзий, и ювелирным мэтром. Один факт неоспорим: как бы ни именовали бизнес Даниэля Сваровски, он сумел превратить свою компанию в главного в мире производителя кристаллов.

Конечно, Даниэль Сваровски был не первым в истории человеком, которому пришла в голову идея подделывать драгоценные камни. С давних времен это было незаконным прибыльным бизнесом. Знаменитым мошенником, в XVIII в. зарабатывавшем на производстве подделок, был Жорж Фредерик Страсс. Позже в честь него искусственные бриллианты были названы стразами, а в то время он считался авантюристом. А вот Даниэль Сваровски стал первым, кому удалось подделку превратить в модный тренд.

Главная причина, по которой Сваровски нельзя считать мошенником, - это то, что он никогда не скрывал факта подделки и не вводил людей в заблуждение. Создание искусственных бриллиантов он называл имитацией. Сваровски не только заставил дам носить искусственные драгоценности, но и убедил их в том, что это модно и престижно.

Платье, украшенное кристаллами, и бижутерия от Сваровски

Род занятий Сваровски был ему предрешен с рождения: он появился на свет в 1862 г. в Северной Богемии, которая с XVIII в. славилась производством богемского стекла. Основным промыслом здесь были стекольные мастерские, имелась таковая и у отца Даниэля - там изготавливали бижутерию для розничной торговли. Больших доходов это предприятие не приносило. Даниэль не намеревался продолжать дело отца - он мечтал о будущем скрипача и всерьез занимался музыкой. Вскоре по неизвестным причинам он оставил свои занятия и отправился в Париж учиться на инженера.

Даниэль Сваровски и его шлифовальная машина

Судьбоносным для успеха будущего предприятия стало увлечение Даниэля электротехникой и конструированием электроприборов. В 1883 г. он побывал на Первой электрической выставке в Вене, где ему пришла в голову идея использовать электрический ток для шлифовки стекла. На изобретение и тестирование нового инструмента ушло около 10 лет, и в 1892 г. Сваровски получил патент на электрическую шлифовальную машину, с помощью которой можно было быстро и качественно обрабатывать хрусталь, благодаря чему производство искусственных бриллиантов стало массовым.

Завод Сваровски в Австрии

Сваровски не стал возвращаться в Богемию - конкуренция в стекольном производстве там и так была слишком высокой, он обосновался в Австрии, в поселке Ваттенс. Выкупив полуразрушенный завод, Даниэль открыл здесь фабрику, выпускающую изделия из хрусталя. Никто не мог предположить, что маленькая деревушка станет спустя годы хрустальной империей и туристической меккой.

Платье, украшенное кристаллами Сваровски

Райские птички от Сваровски

Производство быстро развивалось. В 1900 г. Даниэль расширил помещение, нанял еще 200 рабочих и назвал свое предприятие «Swarovski» - под этим названием оно известно до сих пор. Главное ноу-хау мастера - даже не технология шлифовки хрусталя, а секретная формула состава исходных смесей, используемых для его изготовления. Именно поэтому кристаллы Сваровски отличались необыкновенной прозрачностью и блеском. Эта формула до сих пор хранится в строжайшем секрете.

Коко Шанель и Эльза Скиапарелли

Даниэль Сваровски стал родоначальником эпохи бижутерии и массового выпуска искусственных бриллиантов. В начале ХХ в. модницы уже не считали позорным носить «подделки». К тому же Коко Шанель и Эльза Скиапарелли использовали бижутерию в своих коллекциях. Коко Шанель утверждала: «Имитация - это самая честная форма лести. Украшений должно быть много, но если они настоящие - это отдает хвастовством и дурным вкусом».

Даниэль Сваровски с сыновьями

С тех пор бижутерия перестала считаться дурным тоном даже при королевских дворах. Появилось понятие «элитарной бижутерии», и Сваровски стал ее главным производителем. А инженерный талант Даниэля помог ему пережить две войны и не обанкротиться. Когда в годы Первой мировой спрос на ювелирные украшения упал, Сваровски занялся изготовлением инструментов и абразивных материалов для точильных и гранильных станков.

Коллекционные фигурки серии Silver Crystal

Кристаллический тюнинг автомобилей

Основатель хрустальной империи ушел из жизни в 1956 г., в возрасте 94 лет, а его дело продолжили дети и внуки. Она наладили выпуск цветных кристаллов, подвесок для люстр, сувенирных хрустальных фигурок и даже занялись кристаллическим тюнингом автомобилей.

Экспонаты музея «Хрустальные миры Сваровски»

Вход в музей-пещеру «Хрустальные миры Сваровски»


Сваровски - эстет, неудавшийся скрипач, романтик. А двигало им желание доказать окружающим, что в искусстве не так важен материал, с которым работаешь, сколько твоё собственное мастерство и мистические хрустальные миры, в которые погружается зритель. В имитации, кстати, присутствует довольно сильный богоборческий момент: разве не соблазнительно сделать так, чтобы искусственный свет был ярче естественного, чтобы поддельный бриллиант затмил собой настоящий? Неизвестно, правда, что думал об этом сам мастер, католик, человек, глубоко верующий.

Загадочную личность Даниеля Сваровски можно квалифицировать очень и очень по-разному. Например, счесть его криминальным деятелем, мошенником и имитатором в духе знаменитого Жоржа Фредерика Страсса. Этот Страсс жил в просвещённом восемнадцатом веке и успешно подделывал драгоценные камни. Фальшивые бриллианты именно в его честь были названы "стразами". Но сам ювелир так и остался в истории авантюристом-одиночкой. В отличие от Сваровски, преуспевающего и законопослушного бизнесмена, инженера, владельца огромной фабрики.

Есть и другой подход. Сваровски - эстет, неудавшийся скрипач, романтик. А двигало им желание доказать окружающим, что в искусстве не так важен материал, с которым работаешь, сколько твоё собственное мастерство и мистические хрустальные миры, в которые погружается зритель. В имитации, кстати, присутствует довольно сильный богоборческий момент: разве не соблазнительно сделать так, чтобы искусственный свет был ярче естественного, чтобы поддельный бриллиант затмил собой настоящий? Неизвестно, правда, что думал об этом сам мастер, католик, человек, глубоко верующий. Можно говорить о Сваровски как о предвестнике китча или о человеке, вписавшем в промышленную революцию европейский фольклор, поставившем его на конвейер. Об основателе семейного бизнеса. Об инженере-оптике. О чехе, ставшем тирольцем… Концепций, как видите, можно построить немало. Факты же таковы.

Даниель Сваровски родился 24 октября 1862 года на севере Австро-Венгерской империи, в горах Богемии. Этот край известен не столько "Богемской рапсодией" группы Queen, сколько знаменитым богемским стеклом, которое здесь начали выдувать и обрабатывать задолго до промышленной революции. Не знаю, как сейчас, а тогда в доме у каждого уважающего себя богемца работала стекольная мастерская. Не был исключением и отец Даниеля, но особым размахом предприятие его явно не отличалось. Из стекла он изготавливал бижутерию, заколки для волос и прочие аксессуары. Всё это для домашних нужд и розничной торговли, не больше. Сваровски-младший несколько лет трудился в семейном бизнесе, играл в свободное время на скрипке, а потом заскучал. Тесна ему стала богемская деревушка. Большие дела, решил он, делаются в больших городах. Например, в Париже.

Именно туда отправился Даниель изучать химию, физику, механику и другие необходимые для инженера науки. А изучив их, поехал на Всемирную электротехническую выставку. Там, среди таинственных механизмов и не менее таинственных господ-изобретателей, он задумался: нельзя ли приспособить электрический ток для шлифовки стекла? Оказалось, что можно. В 1891 году после долгих раздумий и прикидок он смастерил первый в мире электрический шлифовальный станок. Эта машина позволяла обрабатывать камни и хрусталь в солидном количестве и с отменным качеством. Публика пока ещё не сообразила, что, собственно, произошло. Чтобы оповестить её об этом, Сваровски нужно было открыть массовое производство. Иначе говоря, выйти на рынок. Тут Даниель схитрил. Решив не конкурировать с богемскими умельцами, он перебрался в Австрию и там, в тирольском местечке Ваттенс, стал штамповать хрусталь, имитирующий драгоценные камни.

Факт имитации Сваровски не скрывал, так как считал свой бизнес вполне законным. Его хрусталь выглядел так же, как бриллианты, а значит, мог выполнять ту же социальную функцию. Проще говоря, Сваровски поставил на поток светский блеск, престиж, право на избранность и другие иллюзии, которые ассоциируются у людей с драгоценными камушками. Говорят, что настоящий, природный бриллиант сам выбирает, на чьём пальце ему красоваться. Но время элитарности стремительно проходило, и теперь даже средней руки чиновник мог презентовать жене или интимной подруге элегантную хрустальную штучку (чем не драгоценность!), не будучи заподозрен в растрате. Поговорка "Не всё то золото, что блестит" была опровергнута. Блеск оказался важнее.

Фабрику Сваровски завалили заказами. Ему пришлось расширить помещения и нанять 200 рабочих. Тогда-то фирма и получила название Swarovski, ведь товар на рынке не может быть безымянным. За несколько лет Сваровски вместе с образовавшимися к тому времени сыновьями довел технологию огранки и шлифовки кристаллов до совершенства. Оказалось, что во всём мире только он знает, как добиться сверхъестественной прозрачности хрусталя. Главные конкуренты хитрого Даниеля, знаменитые стеклянные заводы Венеции, оказались на грани разорения. Да что там Венеция! Сделать что-либо подобное не удалось до сих пор никому, как ни пытались. Даже богемские стеклодувы не смогли переплюнуть своего земляка.

Промышленной огранкой пробовали заниматься многие. Тогда-то и выяснилось, что сила Сваровски не столько в станках, сколько в формуле, которую он разработал для варки своего хрусталя. Модницы Парижа и Санкт-Петербурга, куда Даниель отправил образцы украшений, пришли в полный восторг. Пройдут годы, и хрустальная бижутерия станет элементом вечерних нарядов Марлен Дитрих , сценических костюмов Майкла Джексона, Брайана Ферри и Тины Тёрнер. Шанель, Кристиан Диор , Ив Сен-Лоран и по сей день обшивают хрусталём свои платья. Во время Второй мировой войны, когда модные дома Европы потерпели крах, хитрый Сваровски умудрился наладить сбыт своей кристальной продукции в США. Долго ли, коротко ли, а в 1956 году основатель фирмы умер, оставив семье процветающий бизнес. Ровно через двадцать лет его наследники открыли новую линию производства под названием Silver Crystal. Первой с этой линии сошла мышка, собранная из подвесок для люстры. За мышкой последовали ёжик, черепашка, оленёнок, носорог, лебедь… В общем, целый зоопарк из стекла. Всем им маркетологи Swarovski придали статус коллекционных. Цена на эти фигурки колеблется сейчас от 30 до 600 долларов.

Вскоре был создан и клуб коллекционеров изделий от Сваровски, в котором состоят около полумиллиона человек со всего мира. Каждому из них раз в год дизайнеры преподносят фигурку, сделанную по специальным эскизам. Настолько специальным, что все инструменты, использованные для производства фигурок, и сами эскизы безжалостно уничтожаются. Конспирация объяснима. Ведь секрет хрусталя Сваровски - главный капитал этой почтенной фирмы. Но было бы глупо не выставлять, допустим, Сезанна, опасаясь, что какие-нибудь ловкачи скопируют манеру художника и вытеснят его с рынка. Между Сезанном и Сваровски не такая уж громадная разница: хрусталь - тоже искусство. Поэтому изделия от Сваровски никто не прячет от мира. Напротив, вокруг них создаётся культ. Есть и место поклонения хрусталю, апофеоз этого культа. Я имею в виду музей Сваровски, созданный в 1995 году к столетию фирмы. Он представляет собой огромную подземную пещеру и находится примерно в часе езды от Инсбрука, столицы Тироля. Если бы тирольцы не устроили в пещере музей, здесь наверняка поселились бы местные гномы. Лабиринт из семи комнат, связанных лестницами и узкими коридорами, пришёлся бы им по вкусу.

Вход в пещеру охраняет вросший в холм великан с горящими глазами. Изо рта его низвергается водопад. В свете прожекторов кажется, что вода тоже сделана из хрусталя. Под землю ведёт стеклянный тоннель. На стенах выгравированы строки Шекспира, Лорки, Гёте, в которых есть слово "crystal" - хрусталь. Здесь выставлены самый маленький и самый большой из хрустальных кристаллов Сваровски, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса. Вес гиганта - 310000 карат (примерно 62 килограмма), диаметр - 40 сантиметров. Сто граней кристалла отливают то россыпью гранатовых огоньков, то холодным серебряным блеском, просвечивающим сквозь темноту. Самый маленький кристалл можно увидеть только в микроскоп. Его диаметр всего 0,8 миллиметра. Среди экспонатов "мягкие" часы Сальвадора Дали, сделанные из хрусталя, убранство коня индийского магараджи, хрустальная стена высотой одиннадцать метров.

В следующий зал ведёт дорожка метр в ширину, десять в длину. Она, как детский калейдоскоп, постоянно меняет цвет. В трёхмерном пространстве стеклянного неба мерцают ночные звёзды. Земля покрывается голубым светом океанов, появляются материки. Ускоренная в миллионы раз эволюция населяет океаны рыбами, рёв ящеров сменяется пением птиц… На секунду ослепнув от света, обнаруживаешь себя как бы внутри кристалла. 590 треугольных зеркал создают эту иллюзию, и не верится, что высота хрустального потолка всего пять метров. Сверху, снизу и сбоку чудятся стеклянные бездны. Меняется цветовая палитра, меняются ощущения. Кажется, что голоса, отражаясь от стен, сплетаются в нескончаемый аккорд. Кстати, бывший скрипач Сваровски требовал от своих подчинённых, чтобы в хрустале была слышна музыка. Музыка хрусталя. Парадоксально, но в этом музее нечасто задумываешься об основателе фирмы. Всё внимание сосредоточено на вибрациях звука и света, на атмосфере, которую создают хрустальные отражения. Подобный эффект достигается в стереокинотеатрах, где ты чувствуешь себя зрителем и одновременно героем фильма. Или во время интерактивной игры. Что и говорить, острые ощущения.

За годы существования компьютера мы успели привыкнуть к путешествиям по виртуальным мирам. Сам факт попадания в другую реальность нас уже не смущает. Мы редко задумываемся о том, как соотносится вторая реальность с первой. О том, кто навевает нам сны и создаёт иллюзии. В отличие от большинства из нас, Даниель Сваровски, родившийся в докомпьютерную эпоху, понимал, что гораздо интересней быть мастером иллюзий, чем их потребителем.

Человек, о котором пойдет речь – личность весьма многогранная. Он и эстет, и романтик, и скрипач, и инженер-оптик. Но всемирную известность ему принесли не эти его несомненные достоинства. А маленькая, но вполне правомерная подделка.

«Чистый хрусталь - это лед, отвердевший за долгие годы…»

Каждый, приобретавший необыкновенной красоты изделия, украшенные великолепными хрустальными камнями, изготовленные Даниэлем Сваровски, знал, что берет в руки далеко не бриллиант, но был непомерно рад. Ведь он покупал, хоть и поддельные, но так похожие на настоящие, роскошь, блеск и престиж.

Даниэль Сваровски совершил истинную революцию в искусстве обработки хрусталя. Сын бедного огранщика драгоценных камней, Даниэль сумел сделать хрустальные стразы популярными даже среди королевских особ. А двигало им желание доказать окружающим, что в искусстве не так важен материал, с которым работаешь, сколько твое собственное мастерство.

Даниэль Сваровски родился 24 ок-тября 1862 года в Георгентале, маленькой деревне в Северной Богемии. В то время эта земля входила в состав Австро-Венгерской империи и еще с начала XVIII в. славилась знаменитым богемским стеклом, которое здесь начали выдувать и обрабатывать задолго до промышленной революции. Известна она была и своими шлифовщиками стекла и огранщиками. Почти у каждого уважающего себя богемца в то время была собственная стекольная мастерская.

Не был исключением и отец Даниэля, но особым размахом предприятие его явно не отличалось. Из стекла он изготавливал бижутерию, заколки для волос и прочие аксессуары. Все это для домашних нужд и розничной торговли, не больше. Сваровски-младший несколько лет трудился в семейном бизнесе, играл в свободное время на скрипке, а потом заскучал. Тесна ему стала богемская деревушка. Большие дела, - решил он, - делаются в больших городах. Например, в Париже.

Именно туда отправился Даниэль изучать химию, физику, механику и другие необходимые для инженера науки. А, изучив их, поехал на Всемирную электротехническую выставку. Там, среди таинственных механизмов и не менее таинственных господ-изобретателей, он задумался: нельзя ли приспособить электрический ток для шлифовки стекла? Оказалось, что можно.

В 1891 году после долгих раздумий и прикидок он смастерил первый в мире электрический шлифовальный станок. Эта машина позволяла обрабатывать камни и хрусталь в солидном количестве и с отменным качеством. В 1892 году Даниэль Сваровски запатентовал машину, шлифующую хрусталь с невиданной до тех пор быстротой и точностью. Это дало ему значительное преимущество перед другими производителями, которого он мог легко лишиться - в Северной Богемии новым способом обработки могли бы немедленно воспользоваться его конкуренты. Публика пока еще не сообразила, что, собственно, произошло. Чтобы оповестить ее об этом, Сваровски нужно было открыть массовое производство. Иначе говоря, выйти на рынок.

Тут Даниель схитрил. Решив не конкурировать с богемскими умельцами, он перебрался в Австрию. Он занялся поисками места, где он мог бы претворить в жизнь свои идеи, и, наконец, нашел старую, пустовавшую фабрику в Ваттенсе - небольшой деревеньке с населением в 744 человека, расположенной в 15 км к востоку от г. Инсбрук. 1 октября 1895 года Даниэль Сваровски покинул родину, чтобы осуществить свою мечту, перебрался в Ваттенс и там стал штамповать хрусталь, имитирующий драгоценные камни. Помимо этого новшества, Сваровски разработал и уникальную формулу чешского хрусталя, играющего красками подобно бриллианту.

Тогда он едва ли мог предположить, что закладывает основы фирмы, которая менее чем через сто лет станет крупнейшим в мире производителем ограненных кристаллов. Факт имитации Сваровски не скрывал, так как считал свой бизнес вполне законным. Его хрусталь выглядел так же, как бриллианты, а значит, мог выполнять ту же социальную функцию. Проще говоря, Сваровски поставил на поток светский блеск, престиж, право на избранность и другие иллюзии, которые ассоциируются у людей с драгоценными камушками. Но время элитарности прошло, и теперь даже средней руки чиновник мог презентовать жене или интимной подруге элегантную хрустальную штучку (чем не драгоценность!), не будучи заподозрен в растрате. Поговорка «не все то золото, что блестит» была опровергнута. Блеск оказался важнее.

Потрясающе красивый хрусталь Сваровски получил большую известность среди европейской знати, поскольку был много дешевле бриллиантов, не уступая им в красоте. Чудесные стразы Сваровски стали одними из самых распространенных изделий для отделки вечерних платьев, женских сумочек, туфелек, заколок для волос и брошей.

Фабрику Сваровски завалили заказами. Ему пришлось расширить помещения и нанять 200 рабочих. Тогда-то фирма и получила название «Swarov-ski», ведь товар на рынке не может быть безымянным. За несколько лет Сваровски вместе с сыновьями довел технологию огранки и шлифовки кристаллов до совершенства. Оказалось, что во всем мире только он знает, как добиться сверхъестественной прозрачности хрусталя. Главные конкуренты хитрого Даниеля, знаменитые стеклянные заводы Венеции, оказались на грани разорения. Да что там Венеция! Сделать что-либо подобное не удалось до сих пор никому, как ни пытались. Даже богемские стеклодувы не смогли переплюнуть своего земляка. Промышленной огранкой пробовали заниматься многие. Тогда-то и выяснилось, что сила Сваровски не столько в станках, сколько в формуле, которую он разработал для варки своего хрусталя.

Модницы Парижа и Санкт-Петербурга, куда Даниель отправил образцы украшений, пришли в полный восторг. Прошли годы, и хрустальная бижутерия стала элементом вечерних нарядов Марлен Дитрих, сценических костюмов Майкла Джексона, Брайана Ферри и Тины Тернер. Шанель, Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран и многие другие стали обшивать хрусталем Сваровски свои платья. А во время Второй мировой войны, когда модные дома Европы потерпели крах, хитрый Сваровски умудрился наладить сбыт своей кристальной продукции в США. Даниэль Сваровски сумел, уловив веяния времени, создать новую модную индустрию и стать преуспевающим бизнесменом, гениальным инженером, владельцем огромной фабрики.

Хрусталь изменил световую среду Галантного века. Отныне пропасть между богатыми и бедными исчезла. Вена, Париж, Санкт-Петербург - все надели украшения Сваровски. Рынок бижутерии и предметов интерьера был покорен, но на этом Сваровски не остановился. Вскоре кристаллы Сваровски начали применяться и в оптике, а спустя несколько десятилетий появились уникальные люстры из хрусталя Сваровски. Люстры Сваровски не имели себе равных: фирменная шлифовка компании обеспечивала неповторимое мерцание каждой грани кристалла, а специальная обработка не давала скапливаться пыли на поверхности изысканных ламп. Светильники Сваровски стали жемчужинами таких всемирно известных мест, как Виндзор и Версальский дворец в Париже.

В 1956 году основатель фирмы умер, оставив семье процветающий бизнес. Ровно через двадцать лет его наследники открыли новую линию производства под названием «Silver Crystal». Первой с этой линии сошла мышка, собранная из подвесок для люстры. За мышкой последовали ежик, черепашка, олененок, носорог, лебедь... В общем, целый зоопарк из стекла. Всем им маркетологи «Swarovski» придали статус коллекционных. А в 1988 году символом самой компании стала одна из таких фигурок - хрустальный лебедь.

Вскоре был создан и клуб коллекционеров изделий от Сваровски, в котором состоят около полумиллиона человек со всего мира. Каждому из них раз в год дизайнеры преподносят фигурку, сделанную по специальным эскизам. Настолько эксклюзивным, что все инструменты, использованные для производства этих фигурок, безжалостно уничтожаются.

Конспирация объяснима. Ведь секрет хрусталя Сваровски - главный капитал этой почтенной фирмы. Сами же обладатели этих уникальных предметов роскоши не прячут их от мира. Напротив, вокруг них создается культ. Есть и место поклонения хрусталю, апофеоз этого культа - это музей «Хрустальные миры Сваровски», открытый в 1995 году к столетию фирмы. Он представляет собой огромную подземную пещеру и находится примерно в часе езды от Инсбрука, столицы Тироля.

Этот уникальный памятник магическому кристаллу занимает второе мес-то в Австрии по посещаемости - 600 000 человек год, уступая только дворцу «Шенбрун» в Вене. Музей размещен под землёй, в семи комнатах, связанных между собой лабиринтом коридоров и лестниц. Этот дворец Горного Короля восхищает калейдоскопом волшебных иллюзий, созданных зеркалами, умело подобранным освещением, чудной музыкой и, конечно же, непревзойденными стразами Сваровски.

На сегодняшний день «Swarovski» является самой крупной и уважаемой компанией по производству страз. Магазины «Swarovski», наполненные мелодичным звоном хрусталя, процветают в престижнейших районах столиц всего мира. Компания «Swarovski» использует для своих изделий только высококачественное сырье и традиционно вкладывает значительную часть доходов в новые разработки. Стразы «Swa-rovski» не тускнеют после десятилетней эксплуатации и даже после множества чисток выглядят великолепно, не теряя своего исключительного блеска.

Стразы Сваровски - это обработанные и ограненные кристаллы из сверхпрозрачного хрусталя, имитирующего бриллианты. Все кристаллы имеют двенадцать граней. Изделия под маркой «Swarovski» известны и очень популярны во всем мире. Ведущие дома моды Италии и Франции (Роберто Кавалли, Вивьен Вестфуд, Живанши) долгие годы работают с этим необычайно красивым материалом. Сегодня «Swarovski» ежегодно производит 20 миллиардов камней, предметов и украшений из стекла, подвесок для люстр, инструментов для шлифовки, оптических приборов, а также отражающих элементов для дорог. Их отличают не только красота и изящество, но и высочайшее качество. Благодаря внедрению в производство новейших технологий (новая огранка кристаллов, их новые формы, цвета, покрытия) расширяется область использования кристаллов Сваровски.

Сваровски - не только лучший, но и самый дорогой хрусталь в мире. Простой светильник, выполненный из крис-таллов Сваровски, стоит не дешевле 1000 долларов, а цена эксклюзивного изделия выше в десятки раз. Люстры Сваровски украшают дома известнейших людей мира, красуются под потолками оперных театров, посольств и памятников архитектуры.
История огранки хрусталя - это история компании Swarovski. Стремление к совершенству, любовь к точности, знания, накопленные за более чем столетнюю историю - это ценности, лежащие в основе всего создаваемого компанией «Swarovski».

Вот уже более 100 лет семья Сваровски, следуя принципам основателя, стремится обеспечивать высочайшее качество, осваивать новые методы работы и новые виды продукции. Лозунг «постоянное стремление к совершенству» по-прежнему применим ко всем видам деятельности компании. Именно в этом лозунге более 11000 сотрудников черпают вдохновение, создавая изделия будущего. На долю «Swarovski» приходится 80% всех производимых в мире стеклянных камней (страз) для бижутерии (на чешскую продукцию - 10 %). Восемьдесят процентов всех производителей бижутерии покупают камни «Swarovski». «Swarovski Optik» выпускает под торговой маркой «Habicht» точные оптические приборы, например, бинокли и телескопы, пользующиеся известностью во всем мире, а «Swarovski Tyrolit» является лидером в области производства высококачественных полировочных и абразивных материалов.

Даниель Сваровски был человеком очень неоднозначным. Имя его по сей день окружено толками и сплетнями. Кто-то полагает, что он почти мошенник, кто-то уверен в гениальности изобретателя, кто-то считает, что ничего особенного он для человечества не сделал. Но спорить с тем, что Сваровски был бесконечно талантлив, не придет в голову, пожалуй, никому. Причем талант его выражался не только в искусстве, но и в такой прозаической деятельности, как предпринимательство. Ведь Даниель не только открыл совершенно особую нишу в искусстве, но и сумел невероятно преуспеть, открыть гигантскую фабрику.

Будущий инженер-оптик появился на свет в 1862 году, в Богемских горах, которые находятся в Австро-Венгерской республике. Нет, наверное, человека, который не слышал бы о знаменитом богемском стекле, которое испокон веков жители гор обрабатывали, выдували из него чудесные изделия. Уникальное стекло служило материалом для разного рода аксессуаров и предметов интерьера, которые изготавливали практически в каждом богемском доме.Отец Даниеля, старый Сваровски, не был исключением. Как и многие, он поддерживал благосостояние своего семейства, производя в маленькой мастерской прямо при доме дамские шпильки, заколки и прочую бижутерию и галантерею из богемского стекла. Изделия эти предназначались для розничной продажи и радовали домочадцев мастера. Однако, о большом бизнесе не было и речи. Даниель помогал отцу в производстве и торговле, занимался музыкой. Но предпринимательская жилка тогда уже давала себя знать. Решив, что большого успеха в сельской местности Богемии добиться не удастся, Даниель отправился в Париж, чтобы покорить мир.
Карьера Даниеля Сваровски, как это обычно и бывает, началась с обучения. В Париже он постигал тайны химии и физики, активно интересовался другими науками. Так рождался великий изобретатель.
Толчком для начала профессиональной деятельности Сваровски стала Всемирная электротехническая выставка. Вдоволь нагулявшись по ней и насмотревшись на представленные чудеса, Даниель подумал — почему бы, собственно, не использовать электрический ток гораздо шире, чем теперь? И по приезде с выставки сразу же включился в работу, начав проектировать станок, который с помощью тока должен был особым образом обрабатывать стекло, хрусталь и камни. Результат был потрясающий — материалы шлифовались на станке лучше, чем вручную.
Теперь нужно было, чтобы потребители узнали о новом удивительном способе, а для этого нужен был размах предприятия. Сваровски был умен. Он понял, что в Богемии пробиться ему будет трудно — слишком уж велика конкуренция среди стекольных дел мастеров. И без сожаления покинул родные края, чтобы открыть производство в Австрии. Там он начал развивать свое дело, с помощью нового станка делая из хрусталя отличную имитацию дорогих драгоценных камней.
Свой бизнес Сваровски считал законным, и потому сам факт имитации не скрывал. Его хрусталь выглядел так же, как бриллианты, а значит, мог выполнять ту же социальную функцию. Сваровски поставил на поток светский блеск, престиж, право на избранность и другие иллюзии, которые ассоциируются у людей с драгоценностями. Говорят, что настоящий, природный бриллиант сам выбирает, на чьем пальце ему красоваться. Но время элитарности стремительно проходило, и теперь даже средней руки чиновник мог презентовать жене элегантную хрустальную штучку, не будучи заподозрен в растрате.
Фабрику Сваровски завалили заказами. Ему пришлось расширить помещения и нанять 200 рабочих. Тогда-то фирма и получила название Swarovski, чтобы товар, выпускаемый на рынок, не был безымянным.
За несколько лет Сваровски вместе с сыновьями довел до совершенства технологию огранки и шлифовки кристаллов. Оказалось, что во всем мире только он один знает, как добиться сверхъестественной прозрачности хрусталя. Главные конкуренты хитрого Даниеля, знаменитые стеклянные заводы Венеции, оказались на грани разорения. Сделать что-либо подобное не удалось до сих пор никому, как ни пытались. Даже богемские стеклодувы не смогли переплюнуть своего земляка. Промышленной огранкой пробовали заниматься многие. Тогда-то и выяснилось, что сила Сваровски не столько в станках, сколько в формуле, которую он разработал для варки своего хрусталя.
Образцы своих украшений Даниель отправил в Париж и Санкт-Петербург. Модницы приняли новинки с восторгом. Спустя годы бижутерию из хрусталя включили в свои вечерние туалеты и сценические костюмы Марлен Дитрих, Майкл Джексон, Брайан Ферри, Тина Тернер. Шанель, Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран и сегодня обшивают хрусталем свои платья. Во время Второй мировой войны, когда модные дома Европы потерпели крах, хитрый Сваровски умудрился наладить сбыт своей кристальной продукции в США.
В 1956 году основатель фирмы умер, оставив семье процветающий бизнес. Ровно через двадцать лет его наследники открыли новую линию производства под названием Silver Crystal. Первой с этой линии сошла мышка, собранная из подвесок для люстры. За мышкой последовали ежик, черепашка, олененок, носорог, лебедь… Со временем образовался целый зоопарк стеклянных животных. Всем им маркетологи Swarovski придали статус коллекционных. Сегодня цена на эти фигурки колеблется от 30 до 600 долларов.Компания и сейчас продолжает интенсивно работать. Появился клуб коллекционеров изделий Сваровски, который насчитывает более 500 000 человек, живущих в разных уголках света. Знаменитая фирма не забывает о своих почитателях и ежегодно дарит каждому из них по уникальной фигурке. Эти вещицы неповторимы. Когда фигурка готова, все следы производства уничтожаются, чтобы никто не смог даже приблизиться к таинству создания маленьких сверкающих шедевров.

К 100-летнему юбилею фирмы был открыт музей Сваровски. Это не старинный особняк и не дворец, не деловое здание и не дом великого изобретателя. Музей находится в пещере, что располагается недалеко от тирольской столицы.
Музей насчитывает 7 пещер, которые соединены между собой причудливыми лабиринтами, а у входа стоит исполин, изо рта которого падает, искрясь, водопад. Попасть в сам музей можно, спустившись по стеклянному тоннелю, который украшен выгравированными на стенах строками великих поэтов прошлого, которые рассказывали миру о хрустале.
Главными экспонатами музея являются самый большой и самый маленький кристаллы Сваровски, которые занесены в Книгу рекордов Гиннеса.Большой кристалл имеет массу более 60-ти килограмм и 100 граней. Они переливаются и играют всеми цветами радуги. Величественное, таинственное, невероятное зрелище. А вот второй кристалл невооруженным глазом увидеть невозможно, диаметр этого чуда — меньше миллиметра. Есть в музее и другие потрясающие экспонаты, единственные в своем роде.

Даже переход из зала в зал — удивителен. Под ногами — дорожка из хрусталя, она искрится и меняет цвет. Десять метров непревзойденного искусства... А вокруг — моря и океаны, невыносимый блеск звезд на ночном небе, хрустальные птицы и рыбы. И вот — второй зал.
Под ногами и над головой разверзлись хрустальные бездны, голос бьется о 590 зеркал, миллионы раз отражается от них. В хрустальных стенах, потолке, полах рассыпаются разноцветные звезды, играют яркие блики. Это олицетворяет подход Сваровски к хрусталю, своему инструменту и детищу — бесконечная тонкая музыка кристаллов словно слышится в этой комнате каждому посетителю.
Музей Сваровски — это гамма невероятных ощущений, которые остаются с человеком на всю жизнь. Находясь здесь, словно растворяешься в хрустале, впускаешь в себя всю гамму красок, звуков, чувств, чувствуешь волшебство света и таинственность тени. Понимаешь, что хрусталь — удивительное искусство, которое может поработить на всю жизнь.
Даниель Сваровски — герой не только своего, но и нашего времени. Сегодня то, чему он положил начало — уникальная варка и обработка хрусталя — продолжает радовать, удивлять, восхищать. Секрет фирмы охраняется бережно и серьезно, ведь технология изготовления бижутерии совершенно уникальна и неповторима, это залог благополучия компании и ее вечной оригинальности. Другие мастера пытались выведать секрет неоднократно, но все эти попытки терпели крах. И это отлично — кристаллы Сваровски были, есть и продолжают оставаться чудом, никем не разгаданным, а потому еще более привлекательным, интересным и, конечно, востребованным.

На поздних портретах Даниэль Сваровски выглядит солидным господином с благородной сединой и щегольски подкрученными холеными усами, но мало кто знает, что за внешностью успешного богатого мужчины стоят годы поисков и борьбы, причем порой без всякой уверенности в победе.

Он родился двадцать четвертого октября 1862 года в деревне Георгенталь в Богемии. В те времена стекло на севере Австро-Венгрии в своих мастерских выдували многие. В том числе и отец Даниэля Франц Антон Сваровски, который изготавливал прелестные вещицы: брошки, гребни, заколки для волос.

Окончив школу, Даниэль, как и ожидалось, приобщился к семейному делу. Порой он ставил маленькие эксперименты, варьируя сочетания стекла и металла, а в свободное время играл на скрипке. Сложись судьба по-другому, Сваровски, возможно, стал бы профессиональным музыкантом.

Но однажды господин Фейкс, экспортер богемского стекла, иногда закупавший изделия у Франца Антона, узнал, что Даниэль увлечен разнообразными опытами, и в 1883 году отправил юношу во французскую столицу на Всемирную электротехническую выставку. Там-то богемец впервые задумался над механизмом для шлифовки стекла с помощью электрического тока.

В Париже он получил необходимое инженеру образование - в области физики, химии, механики. И все время учебы не оставлял своей идеи, ночами делая вычисления и чертежи. Стеклянные кристаллы уже пользовались большим успехом, дело оставалось за малым - поставить их производство на поток и по доступной цене, чему традиционная ручная резка не способствовала.

В 1891 году Даниэль Сваровски создал первый в мире электрический шлифовальный станок. А его друг, шурин и деловой партнер Франц Вайс подал заявку на патент. Недоставало только начального капитала. Инвестор вскоре нашелся: парижский предприниматель Арманд Косманн, обладавший не только деньгами, но и обширными связями. Париж был признанным центром моды, а в моду вошли кристаллы - Косманн это вовремя понял и рискнул.

Даниэль решил не возвращаться в Богемию, где слишком много умельцев-конкурентов, и обосновался в тирольском городке Ваттенс с населением менее семисот пятидесяти человек. Там он и начал изготавливать хрустальные копии драгоценных камней - в своей компании Swarovski. Отныне право на толику роскоши получили все, кто прежде о ней не смел и мечтать. Заказы потекли рекой, дело стремительно расширялось.

Впрочем, быстро оживились и конкуренты, почуяв настоящую золотую жилу. И тогда Сваровски сделал ставку на независимость, решив заняться не только изделиями из хрустального стекла, но и его производством. Это требовало новых знаний и опыта, снова пришлось учиться. Но теперь у Даниэля имелась мощная поддержка - подросшие сыновья Вильгельм, Фриц и Альфред. Все они пошли по отцовским стопам, а ради нового проекта даже отложили выпуск из швейцарского технического колледжа. Первые эксперименты ставили в гостевом домике усадьбы, пока в 1910 году у фирмы не появилась специальная лаборатория в Ваттенсе.