Детские страхи и как с ними бороться. Эти методы выявляют страх одной из групп. Какие есть методы борьбы со страхами

27.05.2019

Страхи – это ощущение беспокойства или тревоги, возникающее в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия.
У детей такие страхи, как правило, являются результатом психологического воздействия взрослых людей (чаще всего родителей), или самовнушения. Появление такой проблемы у ребёнка – повод задуматься родителям. Не стоит оставлять её без внимания, ведь невротические проявления у взрослых людей часто бывают следствием не разрешившихся детских страхов.

Причины детских страхов

Причин, по которым возникают детские страхи можно выделить несколько:

Перенесённая ребёнком психотравмирующая ситуация и боязнь её повторения (укус пчелы, например);
- излишне частое напоминание ребёнку родителями о возникновении возможных неприятных ситуаций;
- сопровождение любых самостоятельных действий ребёнка эмоционально окрашенным предупреждением о подстерегающей на пути опасности;
- частые запреты;
- разговоры в присутствии детей о различных отрицательных явлениях (смертях, убийствах, пожарах);
- конфликты в семье, особенно, если источником невольно является сам ребёнок;
- разногласия со сверстниками, неприятие ими ребёнка;
- осознанное запугивание ребёнка со стороны родителей сказочными персонажами (баба-яга, леший, водяной), чтоб добиться послушания.

Это так называемые возрастные страхи, появляющиеся у эмоциональных и чувствительных детей.

Достаточно часто страхи являются проявлением заболеваний нервной системы – неврозов.

Существуют также косвенные причины (предпосылки), которые создают условия для развития детских страхов. Так, неправильное поведение матери, которая берёт на себя роль главы семьи, вызывает у ребёнка беспокойство. Плохо действует на ребёнка стремление матери поскорее выйти на работу после декретного отпуска, при этом ребёнок чувствует острую нехватку в тесном общении с ней.

Более подвержены страхам дети из неполных семей, а также единственные дети в семье, которые становятся центром забот и тревог родителей. Возраст родителей также оказывает своё влияние – чем старше родители, тем сильнее склонны их дети к развитию тревоги и беспокойства. Влияет на появление страхов у детей и перенесённый мамой во время беременности стресс или конфликтная обстановка в её семье в период вынашивания ребёнка.

Наличие тех или иных детских страхов напрямую зависит от возраста ребёнка.

Страхи у детей разных возрастов

У детей первого года жизни наиболее типичнее страхи связаны с отдалением ребёнка от матери. Ребёнок также может бояться чужих людей и новой обстановки.
До трёхлетнего возраста дети чаще всего боятся темноты. Нередко возникает страх остаться одному и ночные страхи.

После трёх лет боязнь темноты всё ещё сохраняется, но и возникают новые переживания – теперь ребенок боится оказаться в замкнутом пространстве, боится сказочных героев и одиночества (в понимании «быть никем»).

Когда ребёнку исполняется 5 лет, он начинает бояться пожара, глубины, страшных снов, смерти, животных. Может возникнуть страх потери родителей, и в то же время боязнь быть ими наказанным. Нередко ребёнок испытывает страх перед опозданием и перед заражением какой-то болезнью.

С семи лет, когда начинаются школьные годы, могут приходить различные страхи, связанные с учёбой – боязнь сделать ошибку, получить плохую оценку, не оправдать ожидания взрослых.

С 10 -11 и до 16 лет ребёнок испытывает страх перед изменением свое внешности и различные страхи межличностного происхождения.

Имеет смысл остановиться на основных видах страхов у детей.

Стах одиночества

Практически каждому из детства знаком страх остаться дома одному. Вызвано это у ребёнка чувством ненужности, беззащитности, недостаточной любви родителей, которые оставили его одного. В таком случае нужно убедить малыша, что дом – безопасное место, и хотя вам и приходится уходить, вы всё равно очень любите своего мальчика или девочку. Договоритесь о времени, когда следует ожидать вашего возвращения, и обязательно позванивайте время от времени. Хотя, скорее всего, полностью этот страх исчезнет только при взрослении ребёнка.

Боязнь темноты

Часто встречающимся страхом является боязнь темноты. Бывает, что их провоцируют сам взрослые или кто-то из друзей, выскакивая из темноты и крича страшным голосом «У-У-У!» или рассказывая, что в темноте летают какие-нибудь приведения. Иногда избавиться от этого помогает своеобразное «закаливание» темнотой (постепенное увеличение времени нахождения в тёмной комнате, или даже сидение в ней с фонариком, показывая, что там, кроме предметов ничего нет и быть не может). Но лучше не мучить ребенка и включать ему свет, давая возможность увидеть, что ничего не изменилось и спокойно ждать, когда малыш подрастёт.

Страх смерти

Страх смерти у ребёнка наиболее неблагоприятно сказывается на психике, поэтому никогда не говорите ему фразы типа: «если ты меня не послушаешься, я могу заболеть и умереть». Постарайтесь оградить его от посещения похорон как минимум до 10 лет. Однако периодически упоминайте при нём об умерших родственниках, так приходит понимание того, что и после смерти человек продолжает жить, неважно где – в разговорах, в сердцах людей, но он не исчезает окончательно. Если это не помогает, лучше обратиться к специалисту.

Как избавиться от страхов

Нужно сказать, что если ребёнок правильно развивается и здоров, то к 16 годам всяческого рода страхи у него должны исчезнуть. Однако, заблуждением является мнение, что ребёнок вообще никогда не должен испытывать тревожные чувства. С увеличивающейся познавательной деятельностью растущего организма, избежать их появления просто невозможно, а может быть и не нужно. Но всё хорошо в меру, поэтому, если страхи мешают ребёнку жить качественно и счастливо, с ними нужно бороться.

Что делать, если страхи у вашего ребёнка возникают очень часто и расшатывают его и без того слабую нервную систему.

Прежде всего, запомните то, чего нельзя делать ни в коем случае:

1. Наказывать ребёнка за его страхи.
2. Насмехаться над ним, пытаясь уличить его в притворстве или глупости.
3. Не пытаться насильно поместить малыша в этот страх (заставлять его погладить собаку, которую он панически боится).
4. Не позволять бесконтрольно смотреть фильмы ужасов или читать книги или журналы со страшными сюжетами.

Чем родители могут помочь ребёнку:

1. Внимательно выслушать и понять чувства малыша, т.к. для любой страх представляется реальной опасностью его жизни. При этом ребёнок выплеснет свои эмоции, ослабит их, и вы составите полное представление о причинах и картине его переживаний. Однако нельзя открыто настаивать на том, чтобы ребёнок рассказал причину своих страхов, так как проблема обострится ещё больше и закрепится. Говорить с ним напрямую можно в том случае, если он сам проявляет инициативу. В противном случае, нужно осторожно наблюдать и задавать наводящие вопросы.
2. Заверить в том, что вы его очень любите, и если возникнет такая необходимость, то обязательно защитите.
3. Найти ребёнку дополнительных защитников в лице игрушечных фигурок, фонарика, одеяла.
4. Развеять фантазии малыша реальностью, найдя простые объяснения страшным, по его мнению, предметам и явлениям.
5. Рассказать, что если придерживаться определённых правил, то всё будет хорошо.
6. Вместе читать истории и смотреть мультфильмы, в которых вначале страшные монстры, а в конце они оказываются всего лишь фантазией (например, мультик про крошку енота, который боялся собственного отражения в реке).
7. Показать ребёнку, как можно «изливать» страхи на бумаге и провести «ритуал» их уничтожения.

Если у вас не получается справиться со страхами у ребёнка, не затягивайте, обращайтесь к психотерапевту. Страхи дошкольного возраста, которые не уходят после 10 лет, служат предрасполагающим фактором к развитию тяжёлых неврозов, а также наркомании и алкоголизма в будущем.

Признаки патологических (невротических страхов):

Появление необычайно сильного страха, несоответствие выраженности страха силе вызвавшей его ситуации.
- Несоответствие страха и ситуации, которая привела к его возникновению.
- Затяжное течение страха, приводящее к выраженному нарушению общего состояния (сна, аппетита).
- Характерное поведение, направленное на избегание ситуации, вызывающей страх.

Профилактика страхов у детей

Запомните, период беременности – это самое неподходящее время для выяснения отношений. Нежелательно в этот период сдавать экзамены, защищать диссертации дипломные работы. Выберите в воспитании ребёнка золотую середину, не превозносите, но и не угнетайте его. Способствуйте тому, чтобы ребёнок больше гулял, бегал, что-то мастерил, чаще приглашайте в дом его друзей. Не пугайте слишком часто «бабаем», чужим дядькой, милиционером, волками. Выделяйте больше времени для совместного творчества (лепки, рисования, вырезания и склеивания). Играйте всей семьёй. Любите своего ребёнка таким, какой он есть. В общем, будьте ему добрым другом и хорошим наставником.

Врач педиатр Сытник С.В.

Детские страхи – это чувство беспокойства или тревожности, ощущаемое детьми в качестве ответного реагирования на реальную или существующую в воображении угрозу для их жизнедеятельности или благополучия. Чаще возникновение таких страхов у детей наступает вследствие воздействия психологического характера взрослых лиц, в основном, родителей или самовнушения. Однако не стоит воспринимать детские страхи однозначно как нездоровые эмоции. Ведь любая эмоция играет определенную роль и способствует индивидам ориентироваться в социальной и предметной среде, которая их окружает. Так, например, защищает от чрезмерного риска в горном походе. Эта эмоция управляет деятельностью, поведенческими реакциями, уводит индивида от опасных ситуаций, возможности травмирования. Именно в этом и выражается защитный механизм страхов. Они принимают участие в инстинктивных поведенческих реакциях индивида, обеспечивая при этом ему самосохранение.

Причины детских страхов

Любой индивид испытывал в своей жизни чувство страха хотя бы раз. Страх выступает в качестве сильнейшей эмоции и является результатом инстинкта самосохранения.

Факторами, способствующими появлению страха, могут выступать разнообразные явления: от громкого стука до угроз физической расправы. Страх считается естественным чувством при возникновении опасной ситуации. Однако многие малыши ощущают страхи различного характера более часто, чем для этого существуют основания.

Детские страхи и их психология лежит в причинах, провоцирующих негативные эмоции. В младенческом возрасте страхи, прежде всего, взаимосвязаны с ощущением одиночества, вследствие чего ребенок плачет и жаждет присутствия матери. Малышей могут испугать резкие звуки, внезапное появление незнакомого человека и др. Если к младенцу приближается крупный предмет, то он демонстрирует страх. К двум-трем годам малышу могут сниться страшные сны, что может повлечь за собой боязнь засыпать. Главным образом, страхи в данном возрастном периоде обусловлены инстинктами. Такие страхи носят охранительный характер.

Период жизни малышей от трех до пяти лет характеризуется опасением темноты, некоторых сказочных персонажей, замкнутого пространства. Их страшит одиночество, поэтому они не хотят оставаться одни. Взрослея, дети начинают испытывать страхи, связанные, по большей части, со смертью. Они могут опасаться за собственную жизнь, своих родителей.

В младшем школьном возрастном периоде страхи приобретают социальную окраску. Здесь ведущим чувством может стать страх несоответствия. Приходя в школу, родительское чадо попадает в совершенно новую среду для него и меняет собственную социальную позицию, что ведет к приобретению им множества социальных ролей и, следовательно, вместе с ними приходит множество страхов. Кроме этого, в данном возрастном периоде возникают страхи мистической направленности. Дети расширяют свой кругозор за счет заинтересованности всем потусторонним. Они увлекаются просмотром мистических фильмов, закрывая глаза во время показа особо страшных моментов. Малыши пугают друг друга «ужастиками» или страшилками по типу историй про черную руку.

По мере взросления у детей расширяется и область страхов. В пубертатном периоде возрастает число страхов несоответствия. Подростки опасаются непризнания со стороны ровесников и взрослых, страшатся физических изменений, происходящих с ними. Для них характерным становится неуверенность в себе, занижение самооценки. Поэтому подростки нуждаются в защите психологической направленности более других, так как в пубертатном периоде на фоне невротических состояний возникшие продолжительные неразрешимые переживания ведут к появлению новых или усугублению уже имеющихся страхов. Травматический опыт ребенка также способствует этому. Так, например, дети могут являться свидетелями реального насилия, ощутить сами физическую боль. Подростки боятся потерять контроль над собственными чувствами и действиями. Такие страхи можно назвать невротическими.

Однако наиболее опасной формой страхов являются патологические страхи. Результатом их возникновения может быть приобретение детьми некоторых опасных последствий, таких как невротические тики, расстройство сна, навязчивые движения, сложности общения с окружающими, или тревожность, недостаток внимания и др. Именно эта форма страхов может спровоцировать возникновение довольно серьезных психических заболеваний.

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что различные опасения, боязни и переживания являются неотъемлемой частью жизни детей. Поэтому проблема детских страхов должна решаться родителями путем овладения необходимыми умениями, которые помогают справляться с естественными опасениями детей. Для этой цели необходимо понимать основные факторы, провоцирующие возникновение страха. Все они имеют связь с воспитанием в семье, так как становление детской личности совершается в семье. Поэтому именно из нее дети выносят собственные страхи.

Первый и самый главный фактор тесно связан с поведением родителей. Мама и папа малыша неосознанно или сознательно формируют у него боязнь через свое отношение к окружающей реальности и поведение. Так, например, ситуации, когда родители неизменно стремятся отгородить свое дитя от мира и его негативного воздействия, способствуют только тому, что ребенок постоянно находится в условиях стресса. Своим поведением родители вырабатывают у крохи чувство устойчивой опасности, исходящей от мира. А так как пока малыш маленький он во всем стремится подражать значимым взрослым, следовательно, если члены его семьи характеризуются постоянной тревожностью, то и он усвоит ее.

Второй фактор имеет связь с традициями и устоями, господствующими в семье. Любые семейные конфликты пугают ребенка. Ведь рождаясь, малыш несет с собой гармонию. Поэтому он ожидает от самых родных гармоничных отношений. Если конфликтные ситуации носят агрессивный характер, то дети могут довольно сильно испугаться, что впоследствии приведет к появлению неврозов в случае возникновения аналогичных ситуаций. рождаются также вследствие предъявления родителями чрезмерно высоких требований. Им постоянно приходится оправдывать завышенные родительские ожидания, что ведет к повышенной тревожности детей.

В случаях, когда в семье главенствует авторитарный стиль поведения, ребенок будет постоянно удерживаться в системе незначительных и серьезных страхов. В жизни такого малыша все сдвигается в одну сторону – правильности или неправильности его действий с точки зрения желаний родителей. Такие дети более нервные в сравнении со сверстниками и пугливые. Устойчивое состояние тревожности ведет к образованию новых страхов. В случаях, когда к малышам применяются насильственные воздействия, у детей будет наблюдаться появление целого букета из страхов. Третий фактор взаимосвязан с нарушенным, негармоничным общением с ровесниками. Дети в процессе коммуникационного взаимодействия нередко обижают друг друга, выставляют чрезмерные требования к сверстникам. Это формирует атмосферу повышенной нервозности и является условием, провоцирующим возникновение страхов у некоторых детей.

Диагностика детских страхов

С целью диагностирования страхов нужно понимать, что существуют различные виды детских страхов. Страх может быть реальным, когда проявляется врожденный инстинкт самосохранения вследствие воздействия внешней опасности.

Страх бывает невротического характера. Данный вид связан с расстройством функций психики. Состояние постоянного боязливого ожидания, появляющееся в разные моменты, которые не связаны с конкретной ситуацией или объектом, носит название свободный страх. Это сегодня проблема детских страхов тревожит практически каждого родителя. Поэтому немаловажным фактором в работе психолога является диагностирование детских страхов и выявление причин. Абсолютно любой метод диагностики страхов у детей ставит цель обнаружить не столько разновидности психологического заболевания, но и причину, вызвавшую его.

Некоторые психологи для решения задачи диагностики детских страхов используют рисование, другие могут применять лепку, а третьи выбирают беседы с детьми. Довольно сложно определить наилучшую методику для диагностики страхов, ведь все эти методы дают в равной степени эффективные результаты. При выборе методики следует учитывать целый комплекс индивидуально-психологических особенностей и возрастных черт каждого крохи.

В классификации детских страхов можно выделить две основные формы: немые и страхи «невидимки». Немые страхи заключаются в отрицании малышом наличия у него страхов, но для родителей существование таких страхов является очевидным. К ним следует отнести боязнь животных, незнакомых людей, непривычной обстановки или громких звуков.

Страхи – «невидимки» являются полной противоположностью немых страхов. Здесь ребенок полностью осознает собственные страхи, а вот его родители не видят никаких симптомов их наличия у малыша. Невидимые страхи считаются более распространенными. Ниже приведены наиболее распространенные. Многие дети страшатся наказания вследствие свершения какого-либо проступка. При этом их промах может быть совершенно незначительным и родители даже не обратят внимания на него. Присутствие такого страха у детей говорит о наличии серьезных проблем в коммуникативном взаимодействии с родителями, нарушениях во взаимоотношениях с ними. Такие опасения нередко могут быть следствием чересчур строгого обращения с детьми. Если у ребенка диагностируется данная форма страха, то это повод для родителей серьезно задуматься о собственной модели воспитания и своего поведения с ребенком, в противном случае подобное воспитание может привести к тяжелым последствиям.

Нередко дети опасаются вида крови. Часто малыши испытывают панический ужас при виде малюсенькой капли крови. Не стоит смеяться над подобной реакцией. Ужас испытуемых детей перед кровью чаще всего обусловлен обычной неосведомленностью в части физиологии. Ребенок думает, что у него может вытечь вся кровь, вследствие чего он умрет. Еще одним частым детским страхом является боязнь смерти родителей. Нередко данный страх порожден родителями.

Детские страхи и их психология такова, что даже если дети не выказывают тревожность или родители не замечают наличие таковых у малышей, то это не означает отсутствие у них страхов различной этиологии и формы.

Диагностировать также страхи можно и при помощи специально разработанных методик, таких как тест определения школьной тревожности Филлипса или Тэмла, различные проективные методы, методика Спилбергера и др. Существуют методики, позволяющие определить количество страхов, например, тест под названием «страхи в домиках», разработанный Панфиловой.

Детская смелость и страх

Преодоление страха считается одним из наиболее значимых вызовов, которые когда-либо стояли перед детьми. Страх является одним из наибольших врагов детской психики. А смелость представляет собой качество характера, которое можно выработать. Необходимость страха определяется инстинктом самосохранения. Однако большинство детских страхов постепенно фактически выходит за границы простого самосохранения. Дети боятся что-то изменить, выглядеть нелепыми, быть не такими, как все. Другими словами постепенно данная эмоция подчиняет себе жизнь детей. Она из качества, изначально призванная приносить пользу индивиду, трансформируется в балласт, мешающий движению и успешной жизни.

Страх является источником беспокойства. Нередко он в качестве эмоции по глубине и масштабу становится намного больше в сравнении с самой опасностью. Дети чего-то боятся, что впоследствии оказывается менее вредоносным, чем ощущение страха.

Каждый индивид на земле чего-то боится, однако это не означает, что не существует храбрых людей. Ведь храбрость не проявляется в отсутствии страха, она выражается в способности брать над ним контроль. Поэтому проблема не заключается только в самом страхе, она содержится в понимании того, что способствует его преодолению и контролю над ним. Ребенок, обладающий смелостью, способен преодолеть собственные боязни.

Страх не зависит от возраста и половой принадлежности. Многочисленные исследования, свидетельствуют, что в дошкольном периоде страхи наиболее эффективно подвергаются психологической коррекции, так как они в большинстве своем носят переходящий характер. Страхи в этом возрасте обусловлены эмоциями в большей степени, чем характером.

Многие опасения в пубертатном периоде являются результатом предшествующих страхов и тревожности. Вследствие чего, чем раньше начать трудиться в направлении предупреждения страхов, тем будет больше вероятность отсутствия их в пубертатном периоде. Если психологическая коррекция будет проведена в дошкольном возрастном периоде, то результатом будет предупреждение формирования психастенических особенностей характера и неврозов у подростков.

Детские страхи часто исчезают бесследно при условии правильного отношения к ним и понимания причин, провоцирующих их возникновение. В случаях, когда они болезненно акцентированы или сохраняются продолжительное время, можно говорить о физическом ослаблении и нервном истощении малыша, неверном поведении родителей и наличии конфликтных взаимоотношений в семье.

С целью оказания помощи при детских страхах следует проработать ближайшее окружение ребенка – как только ликвидируются внешние фрустрирующие факторы, его эмоциональное состояние автоматически нормализуется. Поэтому работа с родителями считается наиболее эффективным начальным приемом коррекционной работы со страхами. Ведь часто взрослые сами чего-то боятся, тем самым прививая свои страхи детям.

Смелость и страх – это две реакции ребенка, которые могут ими контролироваться. Смелость считается довольно важной и необходимой чертой характера. Ведь именно смелость способствует принятию верного решения, в то время как страх советует сделать все другим образом. Смелость помогает не страшиться будущего, не боятся перемен и спокойно смотреть в глаза правде. Смелые дети способны двигать горы. Выработать и воспитать в малыше смелость – это первостепенная задача родителей.

Для формирования у малышей смелости не следует постоянно ругать их по всяким пустякам. Нужно стараться находить моменты, за которые их стоит хвалить. Нельзя ребенка называть трусом. Необходимо постараться как можно более просто и доходчиво растолковать крохе, что страх является нормальной человеческой реакцией. Чтобы научить детей перестать бояться, следует научить их бороться со своими опасениями. А для этого нужно посеять в детях уверенность в том, что в их борьбе родители всегда поддержат. Наилучшим оружием против страхов является смех. Поэтому родителям нужно представить пугающее их явление в смешном образе. Например, можно придумать сказочный юмористический рассказ о малыше, который смог побороть страх. Не рекомендуется детям поручать то, что они в силу своего возраста или особенностей просто не в состоянии выполнить. Чрезмерная опека может способствовать выработке у детей боязливости, пугливости и даже трусости.

Коррекция детских страхов

Работа с детскими страхами характеризуется специфичностью, так как дети редко могут самостоятельно сформулировать свою просьбу о помощи, когда чего-то бояться, они не в состоянии четко объяснить, что их пугает. Поэтому для успешного психокоррекционного воздействия детских страхов следует вначале понять, что конкретно пугает ребенка – придуманная баба Яга или боязнь темноты, страх одиночества. С этой целью можно предложить малышу нарисовать то, что его пугает. Рисунок может показать многое из того, что тревожит или пугает малыша. Однако не всегда такой способ будет актуальным, так как дети просто могут отказаться рисовать. Отказ их может быть связан с тем, что он не хочет именно в данный момент рисовать или просто не готов открыться. Также дети могут бояться, что над ними будут смеяться. К отказу нужно быть готовым. В таких случаях можно родителям попробовать нарисовать свои детские страхи и рассказать о них детям. Это будет хорошим примером для малышей. Однако если все же ребенок не захочет, не следует настаивать. Ведь целью данного метода является вытащить страхи на поверхность, а не заставить ребенка закрыться и остаться наедине с собственными опасениями и страхами. Главной задачей в коррекции любых страхов является извлечение их на свет.

Если все же малыш нарисовал свой страх, то нужно научить его как с ним разделаться. И в этом случае наилучшим будет осмеяние страха. Ведь любые страхи боятся осмеяния. Можно пририсовать ему смешные ушки, усы, косички, нос крючком, цветочки и другое. Самое главное, чтобы сам ребенок это сделал. Пусть он сам предложит, что следует сделать. Также можно постараться как-то обыграть страх. Например, ребенок нарисовал очень страшную бабу Ягу, можно предложить ему рядом нарисовать, как она упала в лужу. То есть нужно сделать так, чтобы пугающий образ оказался в нелепой или смешной ситуации.

Работа с детскими страхами может включать в себя , групповую и шепчущую терапию.

Главное помнить, что нельзя насмехаться над детьми, не следует отмахиваться от их страхов, не стоит называть детей трусишками. Малышу нужно помочь понять, что страх – это естественная реакция организма, что взрослые тоже порой чего-то страшатся, просто они научились брать контроль над страхами.

Также не рекомендуется устраивать тренировки смелости для детей, особенно совсем маленьких. Так, например, если дети боятся темноты, то на ночь нужно оставить включенным ночник или приоткрытую дверь в соседнее освещенное помещение. Ведь природа страха иррациональна, часто человек понимает, что боятся нечего, но когда попадает в пугающую его ситуацию, у него начинается паника.

Всевозможные виды детских страхов довольно успешно поддаются коррекции при условии понимания родителями проблемы, их грамотной поддержке малышей и присутствия рядом с ребенком, когда он чего-то боится.

Как бороться с детскими страхами

Естественным и наиболее результативным способом преодоления и борьбы с детскими страхами считается игра. Психологами был установлен факт, что дети меньше испытывают страхи, находясь больше в окружении ровесников. Ведь это так естественно, когда малыша окружает целая куча ребятни. А когда дети находятся вместе, то чем они занимаются? Конечно, играют. Наблюдения психологов показали, что игровой процесс может оказывать серьезную поддержку в борьбе с детскими страхами. Детям необходимо иметь возможность открыто и свободно проявлять собственные чувства. Ведь очень часто в жизни существуют социальные ограничения, определенные нормы поведения, правила приличия и множество других предписаний, которым необходимо следовать. Результатом этого становится то, что малыш не имеет возможности для самовыражения, следствием чего может стать появление страхов. Конечно, существуют и другие факторы, провоцирующие зарождение детских страхов, однако чаще все же страхи возникают вследствие родительских внушений и их неправильных действий.

Итак, на чем же должны базироваться детские игры для ликвидации боязни? В первый черед, это зависит от специфики страхов, ощущаемых ребенком. Однако существуют рекомендации общего характера, которые могут помочь детям с любыми видами страхов. Игры должны обучать детей адекватному восприятию собственных эмоций, их осознанию, снятию излишней напряженности, эмоциональной разрядке и выбросу выделяемых во время страха гормонов. Игровая терапия должна проводиться с другими методами в комплексе. Она должна способствовать активизации психологических процессов и создавать позитивный настрой. В процессе игр детей следует хвалить.

Подвижные игры также направлены на преодоление детских страхов. Так, например, боязнь одиночества успешно поддается коррекции при помощи коллективной игры в прятки. Если же малыш страшится темноты, то можно применять игры по типу поиска клада или сокровищ, главной составляющей которых будет темнота. Свет можно не выключать полностью, а немного приглушить.

Также психологи советуют родителям стать «волшебниками». Это означает, что взрослым рекомендуется придумать какой-нибудь набор фраз, который будет означать заклинание, прогоняющее или устраняющее пугающий объект.

Однако все же борьбе со страхами лучше предпочитать профилактику их возникновения. Профилактика детских страхов представляет собой соблюдение ряда нехитрых правил родителями. Нельзя пугать детей специально. Также нельзя разрешать другим пугать малышей. Если не рассказывать детям о бабайке, который их заберет в случае плохого поведения, то они никогда не узнают о нем. Не следует пугать врачом, который сделает укол, если ребенок не съест кашу. Нужно понимать, что слова, даже брошенные вскользь, могут в скором времени перерасти в настоящий страх.

Также не рекомендуется рассказывать при детях или обсуждать при них различные страшные истории. Ведь они часто не поймут большую часть из рассказанного, но сложат картинку из кусочков, которая в дальнейшем станет источником их страхов.

Родителям следует контролировать время просмотра телепередач ребенком. Телевизор не должен работать как фон в течение дня, так как ребенок может акцентировать внимание на вещах абсолютно ненужных для него.

Не нужно навязывать малышам собственные страхи. Детям совершенно не обязательно знать, что вы боитесь мышей, пауков или других насекомых. Даже, если случайно увидев мышь, родитель испытывает панический ужас и ему хочется громко завизжать, то при ребенке всеми силами нужно постараться сдержаться.

Семья для малыша – это надежный тыл и защита. Поэтому он должен чувствовать себя в семейных отношениях защищенным. Он должен понимать и ощущать, что его родители являются сильными личностями, уверенными в себе, способными защитить себя и его. Малышу важно понимать, что его любят и даже если он совершит какой-нибудь проступок, его не отдадут какому-нибудь дяде (например, полицейскому или бабайке).

Лучшим средством профилактики страхов для детей является взаимопонимание между родителями и их малышами. Так как для спокойствия ребенка существенную роль играет выработка единых правил поведения всеми взрослыми, участвующими в воспитании. Иначе малыш не сможет разобраться в том, какие поступки можно совершать, а какие нельзя.

Идеальным вариантом в профилактике страхов является участие папы в играх, его присутствие, например, когда малыш делает первые шаги. Ведь, как правило, папы более спокойно реагируют на неизбежные падения.

Чтобы ребенок не страшился темноты, следует до 5 лет быть рядом с ним, когда он засыпает. Укладывать спать рекомендуется не позже 10 часов вечера.

Не следует запрещать детям бояться или ругать их, если они чего-то испугались. Родители должны понимать, что детский страх не является проявлением слабости, вредности или упрямства. Также не рекомендуется игнорировать страхи. Так как вряд ли они исчезнут сами по себе.

Как правило, если малыша окружают уверенные в себе взрослые, спокойно-стабильная обстановка и в семье царит гармония, то детские страхи проходят с возрастом без каких-либо последствий.

Профилактика детских страхов должна вестись с того момента, как будущая мать узнала о беременности. Ведь малыш переживает совместно с матерью все стрессовые ситуации. Именно поэтому очень важным является нахождение беременной в благостной и гармоничной атмосфере, где нет места тревожности и страхам.

Страх – естественная реакция человека на явление окружающей среды, которое вызывает ощущение опасности и угрозы жизни. Если взрослые люди могут справиться с собственными опасениями, то у малышей частыми становятся различные детские страхи, порой фантастической направленности. Диагностика по выявлению причин позволит определиться с методами коррекции и ответить на вопрос, как справиться с детскими переживаниями.

Абсолютно каждый родитель сталкивался с тем, что ребенок чего-то боялся. Дети могут бояться чего угодно:

  1. Темноты.
  2. Страшных существ под кроватью.
  3. Посторонних людей.
  4. Насекомых.
  5. Шумных звуков и пр.

Причин для страха у ребенка может быть большое количество. Если взрослый человек уже умеет справляться с собственными переживаниями, то ребенку это трудно сделать. Если вспомнить, как переживается страх, то такие ощущения остро и ярко испытываются детьми. Если у родителей есть желание помочь своим чадам, тогда можно пройти первую консультацию на сайте психологической помощи сайт.

Что такое детские страхи?

Что такое детские страхи? Это ответная эмоциональная реакция на возбудитель, который возникает в реальной ситуации или в воображении детей. Нередко страхи бывают навеянными в результате чуткого воспитания родителей. Если постоянно чем-то запугивать ребенка, то можно вскоре вызвать у него определенные переживания.

Однако не следует относиться к детским страхам пренебрежительно. Они возникают по тем же причинам, что и у взрослых людей. Что-то представляется опасным для ребенка, поэтому он начинает от этого отгораживаться, сторониться, избегать. Ребенок подвержен своему инстинкту, который присущ всем людям – оберегать себя, свою жизнедеятельность и благополучие. Неадекватной становится реакция взрослых, которые начинают принижать значение страха или смеяться над ребенком.

Страх помогает человеку выжить. Данная эмоция заложена в каждого, чтобы в первую очередь человек занимался самовыживанием. Попадая в ситуацию, которая пугает или кажется опасной, человек естественным образом начинает предпринимать все меры, чтобы сохранить свое здоровье и выжить. Лучше убегать, чем подвергать свою жизнь смерти. Поэтому к страхам следует прислушиваться, поскольку они могут быть полезными.

Причины детских страхов

В большинстве своем детские страхи имеют такие же причины для своего появления, что и страхи у взрослых. Страх возникает в ответ на конкретную ситуацию, которая кажется опасной для здоровья и жизни человека. Это может быть что угодно, начиная от громких звуков и кончая угрозами физической расправы. Однако детские страхи более разнообразные из-за того, что ребенок просто не знает, что он может чего-то не бояться.

В младенчестве ребенок может бояться остаться в одиночестве. Это связано с инстинктом самосохранения, когда присутствие рядом мамы гарантирует ему выживание. Он плачет и кричит, если мамы нет, чтобы она услышала и пришла к нему.

В 3-летнем возрасте могут возникать страхи после увиденных снов. Страшные сны могут настолько пугать, что заставляют ребенка не засыпать.

В возрасте 3-5 лет начинают возникать страхи перед темнотой, страшными существами и замкнутым пространством. Также сюда подключается страх одиночества и смерти своей, близких. Это связано с верой в нечто несуществующее, а также реальными примерами, когда родители покидают, уходят надолго или болеют.

В младшем школьном возрасте детские страхи приобретают социальный окрас. Здесь возникает страх несоответствия: ученик старается получить те отметки, которые родители желают видеть, понравиться учителям, получить одобрение от сверстников. Сюда подключаются страхи мистической направленности. Ребенок постепенно увлекается потусторонними тематиками, просматривает различные фильмы-ужастики. Популярными здесь становятся различные страшилки.

В подростковом возрасте детские страхи усиливаются. Теперь ребенок желает получать одобрение от взрослых и ровесников, успевать по учебе, а также соответствовать стандартам внешней привлекательности. Если он стал свидетелем какого-то происшествия, то это может его напугать. Невротические страхи представляют из себя боязнь за неспособность контролировать собственные действия и чувства.

У всех детей возникают страхи. Причинами их являются:

  • Отношение родителей к тем или иным явлениям, что передается ребенку, который их копирует.
  • Взаимоотношения в семье, где ребенка может что-то пугать.
  • Завышенные требования, которые ребенок в силу своей неспособности не может реализовать.
  • Авторитарное воспитание, где ребенок обучается все оценивать с точки зрения правильности и неправильности.
  • со сверстниками.

Диагностика детских страхов

Чтобы помочь ребенку избавиться от его страхов, необходимо провести диагностику. Она направлена на выявление детских страхов, определения их характера, а также выделение причин возникновения. Разделяют такие виды страхов:

  1. Реальные, которые возникают в ответ на реальную внешнюю угрозу.
  2. Невротические, которые проявляются в результате нарушения работы психики.
  3. Свободные, которые возникают, когда человек постоянно находится в ожидании чего-то страшного.

В качестве методик выявления страхов могут выступать рисование, лепка, беседа с ребенком, методика Спилбергера, тест определения школьной тревожности Филлипса, проективные методики, «Страхи в домиках» и пр. Выделяют типы детских страхов:

  • Немые – когда ребенок не рассказывает о своих страхах, но родители видят их. Например, страх посторонних людей, животных, чужих мест.
  • Страхи-«невидимки» — когда ребенок осознает свои переживания, однако родителям они незаметны. Это могут быть такие страхи:
  1. Быть наказанным за совершенный поступок. Часто проявляется в семье, где присутствует авторитарное воспитание, нарушена коммуникация между родителями и ребенком.
  2. Страх крови. Возникает из-за незнания анатомических особенностей организма.
  3. Страх смерти близких. Часто навеян самими родителями.

Детские страхи и смелость

Рассматривая тему преодоления детских страхов, речь заходит о необходимости вырабатывать в ребенке смелость. Данное качество помогает не поддаваться на эмоции, а действовать и жить успешно.

Смелость необходима в борьбе со страхами, поскольку многие из них лишены реальной подоплеки и являются абсолютно бессмысленными. Человеку не угрожает реальная опасность, а он боится. В данном случае он предпочитает ничего не делать, забиваться в угол, сидеть ниже травы и пр. Это мешает жить успешно и полноценно.

Смелость считается положительным качеством, которое необходимо каждому человеку, желающему не поддаваться своим эмоциям. Смелый человек тоже может бояться. Смелость – это не отсутствие страхов, а способность человека справиться с собственными страхами.

Страхи возникают у каждого, независимо от пола и возраста. Однако коррекции больше поддаются дети дошкольного возраста. Понимание причин их появления и правильное отношение к ребенку помогает в исправлении сложившейся ситуации.

Многое зависит от того, как сами родители будут себя вести, пытаясь привить ребенку смелость:

  1. Не следует его наказывать за промахи.
  2. Следует самим не бояться, поскольку данные страхи передаются ребенку.
  3. Следует относиться к страху как к нормальной человеческой реакции.
  4. Следует обучать ребенка методам преодоления страха.
  5. Нужно ребенка всегда поддерживать.
  6. Следует выдвигать требования, посильные ребенку.
  7. Смешно представлять себе ситуацию страха.

Коррекция детских страхов

Работа по коррекции детских страхов проходит в несколько этапов. На первом этапе следует выявить страх, что может быть достаточно сложно. Ребенок, к примеру, может не понимать, что его пугает, или бояться об этом рассказывать. Его можно попросить нарисовать то, что пугает, или начать обсуждение темы с того, какие страхи имеются у родителей. Если ребенок отказывается от объяснения того, что его пугает, то настаивать не следует.

image description

Если ребенок рассказал о своем страхе, то предложите ему его осмеять, сделать смешным. Можно дорисовать пушистые ушки или розовый носик, представить в пушистых тапочках и с тортом в руках. В качестве коррекции могут подойти такие методики, как сказкотерапия, игротерапия, шепчущая и групповая терапии.

Во время работы не следует смеяться над ребенком, называть его трусом. Страх – это естественная эмоция, к которой следует относиться спокойно. Также не следует создавать ситуаций, где малыш должен будет проявить смелость. Страх иррационален, поэтому под действием паники человек уже забудет о своей смелости.

Как справиться с детскими страхами?

Эффективным способом борьбы с детскими страхами является игра. Данная деятельность используется для того, чтобы обучить ребенка удачно справляться с собственными эмоциями, осознавать собственный страх, управлять им, снимать психическое напряжение, а также адекватно поступать в пугающей ситуации.

В комплекс мероприятий можно включить элементы пугающей ситуации. Опасность будет проявляться не полностью, а частично. К примеру, искать клад в приглушенном свете (чтобы побороть страх темноты) или играть в прятки (чтобы побороть страх одиночества). Можно с малышом разучить какие-то утвердительные аффирмации, которые будут его поддерживать, когда он снова начнет бояться.

В качестве профилактических мер подойдут такие:

  1. Не следует детей пугать различными людьми, вещами или явлениями. Дети безоговорочно поверят в то, что им угрожает опасность.
  2. Не следует рассказывать страшные истории в присутствии детей.
  3. Не рекомендуется рассказывать о том, чего вы сами боитесь, и демонстрировать свой страх, поскольку дети его переймут. Лучше родителям самим проявлять уверенность и бесстрашие, что поможет малышам развивать в себе подобные качества.

Итог

Когда в семье царит крепость и идиллия, тогда ребенку легче справиться с собственными страхами. Детские переживания являются следствием отсутствия стабильности в отношениях с родителями, которые могут чего-то не давать ребенку или сами находиться на грани развода. Итогом страха является развитие невротических качеств, когда ребенок будет вынужден искать способы избежать своих переживаний.

Если малыш боится, следует к этому относиться нормально. Успокойте его и помогите расслабиться, а в будущем справиться со своими переживаниями. Не пугайте малыша еще больше и не высмеивайте его, поскольку это только усугубит проблему. Если не получается помочь ребенку самостоятельно, тогда необходимо воспользоваться помощью психолога.

Ваш малыш боится чудовищ, сказочных персонажей и темноты? Спешим успокоить – вы не одиноки. Психологи называют детские страхи вполне нормальным явлением, которое сопровождает развитие и социализацию детей.

Однако порой от нормы до патологии всего один шаг. Каковы причины возникновения фобий в детском возрасте? Как узнать, что у ребенка есть проблемы? Сегодня мы поговорим о том, как бороться с детскими страхами, узнаем их виды и возрастные особенности.

Непросто найти людей, которые бы никогда ничего не боялись. Тревожность, опаска являются такими же неотъемлемыми человеческими эмоциями, как печаль, злость, радость, удовольствие. Вот и ребенку свойственно чего-то бояться. И хотя многие страхи с возрастом пропадают бесследно, некоторые из них (при неправильном поведении родителей) переходят во взрослую жизнь, создавая нешуточные проблемы.

Отечественный психолог Александр Захаров в своем замечательном труде «Дневные и ночные страхи у детей» рассказал, что в начале своей жизни малыш пока не умеет выстраивать логические рассуждения, поэтому верит словам родителей и переносит на себя их реакцию на различные ситуации.

Неудивительно, что причиной появления страхов у малышей становятся сами родственники, которые чересчур эмоционально предупреждают кроху о грозящей опасности («Не трогай, обожжешься!», «Не бегай, иначе упадешь!») или пытаются запугать его («Будешь плохо себя вести, отдам тебя дяде-полицейскому!»).

Кстати, в большинстве случаев детей пугает не само происшествие, а чрезмерное реагирование на него со стороны близких людей. Малышам передаются волнение и тревожные ноты в мамином голосе.

Среди других причин, вызывающих страхи у детей дошкольного возраста, психологи выделяют следующие:

  • конкретный случай , напугавший ребенка (его укусило животное, он застрял в лифте, попал в дорожно-транспортное происшествие). Конечно, не у каждого дошкольника, покусанного собакой, появляется стойкий страх. Последствия характерны для тревожных, мнительных, неуверенных в себе малышей;
  • детское воображение , благодаря которому ребенок придумывает чудовищ в темноте, монстров под кроватью и призраков за окном. Одни дети сразу забывают о пугающих фантазиях, другие же начинают плакать и наотрез отказываются оставаться одни в пустой квартире;
  • частые скандалы между домочадцами, негативная внутрисемейная обстановка, отсутствие психологической поддержки и взаимопонимания вызывают хроническую тревогу у ребенка, которая со временем перерастает в страхи;
  • взаимоотношения со сверстниками также могут стать причинами социальных фобий. Нередко дети наотрез отказываются посещать детский сад или школу, поскольку подвергаются в коллективе оскорблениям, унижениям и насмешкам;
  • наличие более серьезных нарушений – неврозов, чье лечение и диагностика находится в компетенции медработников. Проявлениями неврозов становятся страхи, несвойственные возрасту детей, либо соответствующие возрастному периоду, но приобретающие патологические проявления.

Читайте также: Делать ли домашние задания вместе с ребенком-первоклассником?

Увеличению числа фобий у малышей могут способствовать следующие факторы:

  • чрезмерная тревожность родственников, наличие у них страхов;
  • авторитарный стиль воспитания, запрет ребенку на участие в эмоциональных играх;
  • одиночество детей – у единственного ребенка в семье с большей вероятностью появятся страхи;
  • ранний выход матери на работу, физические и нервные перегрузки женщины;
  • чрезмерная забота со стороны близких людей;
  • неполная семья.

Как мы видим, многие страхи зависят от неправильного поведения родителей, недостатка внимания или, напротив, излишней опеки. Это стоит учитывать, если вы хотите побороть проявления фобий у своего чада.


Виды детских страхов

Специалисты выделяют четыре основных типа страхов у детей. В основе подобной классификации лежат несколько характеристик: предмет боязни, особенности его протекания, длительность, интенсивность и причины появления.

  1. Навязчивые страхи

Они возникают в строго определенных ситуациях. Ребенок пугается тех обстоятельств, которые могут повлечь их возникновение. К примеру, к навязчивым состояниям относится боязнь высоты (акрофобия), открытого и закрытого пространства и пр.

  1. Бредовые страхи

Это более тяжелое расстройство, причину которого порой найти и объяснить очень сложно. К примеру, дети могут бояться открывать зонт, надевать определенную кофту, играть с какой-то конкретной игрушкой. Однако пугаться не стоит, если вы обнаружили у своего ребенка подобный страх. Иногда источник фобии лежит на поверхности. Малыш может паниковать при виде ботинок только потому, что когда-то поскользнулся в них и больно ударился.

  1. Сверхценные страхи

Это самые распространенные страхи, встречающиеся в 90% случаев при работе специалиста с детьми и подростками. Так, у дошкольников и младших школьников преобладают боязни темноты, одиночества, а также животных и сказочных персонажей. Дети убеждены в обоснованности этих страхов, они на самом деле считают, что в темноте их ждут страшные чудовища, а в отсутствие родителей их подстерегают многочисленные опасности. Подобные представления преобладают в детском сознании, то есть приобретают характер сверхценной идеи.

Это сборная группа фобических состояний, возникающих во время сна и характеризующихся наличием измененной формы сознания. Встречаются ночные страхи примерно у 2-3% дошколят и школьников. Ребенок во сне начинает метаться, кричать, плакать, произносить отдельные фразы: «Убери его», «Отпусти меня» и т.д. Зачастую малыш зовет маму, однако ее не узнает. Через несколько минут он успокаивается, а поутру ничего не может рассказать о кошмаре. Иногда ночные страхи сопровождаются сомнамбулизмом.


Возрастные проявления детских страхов

Взросление детей сопровождается возникновением тех или иных фобий на определенном возрастном этапе. Такие страхи считаются нормой, кроме того, они подготавливают маленького человечка к окружающей действительности.

  • От 0 до 6 месяцев. Младенец пугается резких движений, громких звуков, упавших предметов, отсутствия мамы и резких перемен в ее настроении.
  • 7 месяцев – 1 год. Страх вызывают самые разные звуки (гудение пылесоса, громкие мелодии), незнакомцы, неожиданные ситуации, смена окружающей обстановки и даже сливное отверстие в ванной.
  • 1-2 года. К предыдущим страхам добавляется боязнь получить травмы, связанная с новыми двигательными навыками. В этом возрасте чрезвычайно силен страх разлуки с мамой и папой, поэтому психологи не советуют отправлять таких маленьких детей в детский сад.
  • 2-3 года. Боязнь разлуки с близкими людьми сохраняется, добавляется страх эмоционального отторжения с их стороны. Ребенок может бояться природных явлений (грозы, молнии, грома). Возможно появление ночных страхов.
  • 3-5 лет. Дети начинают пугаться смерти (своей и родителей), в результате чего возникают страхи перед болезнями, пожарами, бандитами, укусами змеи и пауков.
  • 5-7 лет. Старшие дошкольники боятся оставаться в одиночестве, у них появляются страхи перед монстрами и сказочными персонажами. Начинают актуализироваться так называемые школьные фобии, которые связаны с поступлением в первый класс.
  • 7-8 лет. Ребенок опасается опозданий на урок, невыполнения школьных заданий, плохих отметок и учительских выговоров. Боязнь одиночества трансформируется в страх неприятия со стороны сверстников. Дети начинают бояться темных мест (подвалов, чердаков) и различных катастроф.
  • 8-11 лет. Появляются страхи перед неудачами в учебе или спортивных соревнованиях, перед «нехорошими» людьми (наркоманами, преступниками). Дети боятся тяжелых болезней, физического насилия, опасаются некоторых животных.
  • 11-13 лет. Подростковый возраст характеризуется социальными фобиями: боязнью показаться неудачником, глупцом, «уродом», особенно в компании приятелей. Возникает страх сексуального насилия.

Читайте также: Детская жадность или Как научить ребенка делиться?

Диагностика детских страхов

Перед тем как побороть фобии у своего ребенка, сначала их необходимо диагностировать. Основная сложность психологической диагностики в раннем и дошкольном возрасте состоит в том, что малыши пока не умеют рассказывать о тревожащих их обстоятельствах. Поэтому необходимо использовать обычные для детей виды деятельности.

  1. Рисование на заданные и произвольные темы (рисунок школы, садика, семьи). Старшего дошкольника можно уже попросить изобразить свой страх. При расшифровке смотрят на использованные цвета, расположение элементов, четкость линий, штриховку и т.д.
  2. Попросите ребенка придумать сказку про его любимого сказочного персонажа (чаще всего дети ассоциируют его с собой). Также можно предложить закончить историю, прерванную в самый напряженный момент. Такой метод подходит для детей от пяти лет.
  3. Еще один вариант – это доверительная беседа (подходит для ребенка, достигшего четырех лет). Вы можете спросить, пугают ли малыша конкретные предметы, люди или сказочные герои, темнота и одиночество. Задавая вопросы, не стоит заострять детское внимание на пугающих моментах. Будьте спокойны и постоянно подбадривайте свое чадо.

Если вы заметили нервозность, капризность, нарушения сна и появление навязчивых привычек у ребенка, лучший выход – обратиться за диагностикой и коррекцией к специалисту – психологу или психотерапевту.


Как избавить ребенка от страхов?

После диагностического этапа начинается работа специалиста по коррекции конкретных фобий. Существует множество способов преодоления тревожности, навязчивых состояний. Их можно применять как по отдельности, так и в совокупности, главное же условие – учитывать желания малыша: например, если он не любит рисовать, нельзя настаивать.

  1. Сказкотерапия

Чтение сказок помогает детям понять устройство мира, разобраться в противоречивых чувствах. Сказочные истории необходимо подбирать или сочинять таким образом, чтобы они соответствовали детской проблеме. И подавать их следует так, чтобы малыш, переживая сюжет, смог ощутить себя храбрым и сильным. Например, прочтите ребенку «Буратино», рассказы Носова, Драгунского, сказки Андерсена.

  1. Игротерапия

Детские страхи - нормальное явление, ведь так ребёнок проявляет эмоции, привыкает к окружающему миру и социализируется. Некоторые психологи считают, что малышам незнакомо это чувство, но по мере взросления в дошкольном и школьном возрасте наблюдается бояться разных вещей. Появление тревожности имеет свои причины. Их необходимо выяснить, ведь со временем любой страх может перерасти в настоящую фобию, которая останется и во взрослой жизни человека. Коррекция поведения крохи осуществляется разными способами, большинство из которых доступно родителям в домашних условиях.

Многие взрослые часто задаются вопросом: почему малыши ничего не боятся, ведь они могут сделать то, от чего у мужчины или женщины замирает сердце и возникает паника. Это происходит по одной простой причине - у младенцев не развит инстинкт самосохранения так, как у мамы, папы и детей старшего возраста. Однако по мере взросления происходит большой скачок психоэмоционального развития ребёнка, и именно на этом этапе у него начинают формироваться страхи .

Страх - это сильная эмоция человеческого организма, которая формируется вследствие работы инстинкта самосохранения.

Причины появления страхов могут быть разными

Многие психологи и педагоги занимаются изучением формирования тревоги, чувства опасности и боязни чего-либо у детей. Они обращают внимание родителей, что сами по себе эти эмоции не является патологией, поэтому не стоит считать их бредовыми. Это совершенно нормальное явление, которое свойственно многим малышам вследствие их богатой фантазии. Но взрослые должны следить, чтобы небольшой страх не перерос в фобию. Вот это состояние - уже не норма, оно требует консультации со специалистами и длительной коррекции.

Почему ребёнок начинает бояться: все причины появления страхов

Некоторые специалисты отрицают возможность логических суждений со стороны маленьких детей, объясняя это тем, что малыши всерьёз воспринимают любую информацию. Например, родители сказали: «Не трогай собаку, она тебя укусит!». Сын или дочь не понимают, что животное не обязательно будет вести себя агрессивно, это возможно, но не всегда так происходит. Однако в сознании крохи уже сформировался стереотип: все собаки кусаются, если их трогать, поэтому их надо бояться, они опасны. И таких примеров множество. Ребёнок ещё не может связать логические цепочки и усвоить, что не все слова взрослых нужно понимать буквально, это всего лишь предостережение.

Во многих случаях дети боятся не чего-то конкретно, а наказания, которое может последовать от родителей или других взрослых. Именно поэтому мама и папа должны спокойно объяснять крохе, почему нельзя делать что-то, а не сразу ругать ребёнка.

Существуют и другие факторы появления детских страхов:

  • богатая фантазия. Один раз услышав, что в тёмной комнате есть что-то страшное, малыш сразу начинает бояться. Это касается многих фраз и разговоров, которые ребёнок воспринимает как правду. То же самое относится к увиденному: посмотрев страшный мультфильм, кроха может испугаться и думать, что это произойдёт с ним в реальности;
  • действие, которое произошло с ребёнком. Чаще всего причиной появления тревог становятся определённые события. Например, кроху поцарапала кошка, и после этого он стал бояться, ведь животное снова может причинить боль;

    Бояться начинают не все дети. Некоторые, упав с велосипеда, сразу же садятся на него снова. Появление страха во многом зависит от характера: стеснительные, мнительные и замкнутые в себе малыши опасаются чаще других.

  • напряжённая обстановка в семье. Дети очень эмоциональны, они способны повторять настроение родителей и проектировать его на себя. Поэтому ссоры, крики, скандалы между взрослыми негативно влияют на психологическое состояние крохи. Он становится замкнутым, раздражительным, постоянно чувствует тревогу по любому поводу. Если ситуация не изменится, такие ощущения могут со временем перерасти в страх;
  • отсутствие друзей. По мере взросления ребёнок нуждается в социализации. Этот процесс начинается со взаимоотношений с другими детьми сначала на площадке, затем в садике и школе. Но если с крохой никто не хочет дружить, смеются над его попытками войти в коллектив, у него развивается социальная фобия. Из-за этого малыш боится идти играть с ребятами, а посещение учебного заведения превращается в нескончаемый поток истерик и нервных срывов;
  • проблемы в работе нервной системы. В некоторых случаях у ребёнка появляется боязнь, которая ничем не обоснована. Это ненормальное состояние, патология, поэтому обязательна консультация у психолога. Только специалист сможет диагностировать заболевание и поставить правильный диагноз. Такой страх развивается на фоне неврозов, и для психокоррекции понадобится работа с малышом нескольких специалистов.
  • Боязнь темноты - один из самых распространённых страхов у детей

    Что представляет собой синдром детских патологических страхов

    Медики также выделяют состояние под названием синдром детских патологических страхов. Оно характеризуется боязнью различных предметов, действий и явлений и возникает необоснованно, без какой бы то ни было причины. Приступ начинается с плача, недовольства и перерастает в сильнейшую истерику и панику. Длится он долго, в некоторых случаях дети могут сутками испытывать необъяснимую тревогу. Этот синдром считается патологией, и психологи связывают его с психическими отклонениями в развитии ребёнка, которые берут начало ещё в раннем возрасте, но заметно проявляются к шести-семи годам.

    Видео: психолог о возникновении детских страхов

    Методы диагностики страхов у детей

    Возникновение боязни медики рассматривают как своеобразную защитную функцию организма, которая может дать о себе знать в определённом возрасте, а затем со временем проходит. Иногда достаточно недолгого разговора, чтобы объяснить, чего не стоит опасаться, и дети тут же забывают о своих проблемах. Однако существуют и патологические страхи, проявляющиеся в виде состояния ужаса и шока. Они негативно влияют на скорость развития ребёнка. Специалист поможет понять, считается ли появление тревоги у малыша нормой или нет.

    Чтобы вникнуть в состояние ребёнка, нужно провести диагностику его страхов. Это поможет выяснить причину развития боязни и затем помочь крохе преодолеть тревогу. Лучше всего обратиться к детскому психологу, который подберёт метод оценки поведения малыша, разработает программу лечения и даст рекомендации родителям, что делать в дальнейшем.

    Специалисты обращают внимание, что формирование страха - совершенно нормальное явление. Таким образов организм ребёнка проходит адаптацию к окружающему миру, ведь многое ему ещё незнакомо и непонятно.

    Детские психологи используют разные методики для диагностики боязни у детей:

  • разговор с ребёнком. Специалист тщательно продумывает вопросы, чтобы ещё больше не напугать кроху. Важное условие успешного терапевтического воздействия - доверительная атмосфера, в которой малыш чувствует себя защищённым и начинает открывать все свои секреты;

    Диагностировать детей очень сложно: они боятся говорить о своей тревоге. Поэтому один неосторожный вопрос или не та интонация в голосе могут испортить взаимоотношения со специалистом, кроха замкнётся в себе и не станет больше идти на контакт.

  • рисование. Медик может попросить нарисовать что-то на определённую или произвольную тему. После того как ребёнок закончит, рисунок изучают. В расчёт берётся и тематика, и цветовая гамма, которая была выбрана, и расположение, размер фигур на листе бумаги;
  • сказки, анкеты или тесты. Этот способ больше подходит для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Взрослый может попросить придумать окончание истории, ответить на некоторые вопросы;
  • лепка. Этот метод используется реже всех остальных и подходит детям, которые отказываются разговаривать с психологом и не любят рисовать картинки.
  • Большинство детских страхов легко поддаются корректировке

    Тест на выявление чувства страха у мальчиков и девочек

    Многие психологи разработали различные тесты, с помощью которых можно определить наличие боязни и степень её проявления. Большой популярностью пользуется методика Александра Захарова и Марины Панфиловой «Страхи в домиках» для детей старше трёхлетнего возраста.

  • Взрослый рисует на чистом белом листе два дома: один красным цветом, другой - чёрным.
  • Затем предлагает ребёнку поиграть в игру: в чёрном домике живут только страшные страхи, а вот в красном - нестрашные.
  • И начинает перечислять малышу вслух по очереди 29 видов различных пугающих предметов и явлений.
  • Ребёнок, в свою очередь, отвечает, в какой из домиков он разместит каждое название.
  • Специалист отмечает себе только ту боязнь, которую кроха поместит в дом чёрного цвета.
  • Эта методика подходит для детей, которые плохо отвечают на вопросы психолога и не любят рисовать

    Все страхи в этом тесте можно разделить на определённые группы:

  • медицина (боль во время процедуры, инструменты, например, шприцы, врачи);
  • боязнь смерти;
  • явления и предметы (громкие звуки, автомобиль, гром, вода и т. д.);
  • животные (дикие, домашние, микробы, насекомые);
  • темнота и кошмары;
  • выдуманные персонажи (герои мультфильмов или сказок);
  • люди (другие дети, посторонние и собственные родители);
  • действия (наказание, физическое насилие);
  • пространство (боязнь замкнутых помещений, высоты, глубины).
  • В зависимости от полученного результата, медики диагностирую состояние малыша и определяют схему действий, чтобы научить ребёнка как справиться с тревожностью и боязнью.

    Анкета для родителей на определение наличия детских страхов, фобий и панических состояний

    Помимо различных тестов, сказок и других методик, существуют анкеты, которые содержат определённое количество вопросов. На основании ответов родителей, психолог оценивает какова ситуация и даёт рекомендации маме и папе, как вести себя в создавшейся ситуации. Приведённый ниже опросник подходит для детей в возрасте от 4 до 10 лет.

  • Ребёнок не может долго заниматься одним делом, быстро устаёт и часто отвлекается.
  • Несколько раз за короткое время меняется настроение: плач может резко перейти в смех и обратно.
  • Малыш часто огорчается и расстраивается по любому поводу и без.
  • Любая неудача вызывает плач, истерику, которая может длиться продолжительное время.
  • Плохое настроение - постоянный спутник ребёнка.
  • Задания вызывают беспокойство и напряжение.
  • Беспокойство проявляется часто повторяющимися действиями: сосёт палец, грызёт ногти, постоянно теребит что-то в руках.
  • Не может засыпать самостоятельно, просыпается несколько раз за ночь, плачет во сне или кричит.
  • Не может быстро реагировать во многих ситуациях.
  • Боится незнакомых людей и не любит играть с другими детьми.
  • Не может самостоятельно принимать решение, не уверен в своих силах.
  • Часто меняет своё мнение, с ним сложно договориться, т. к. через минуту, пять или час с истерикой кроха будет доказывать, что хочет совершенно другого.
  • Перед новым заданием, знакомством испытывает недомогание, расстройство пищеварения, боль в голове и неприятные ощущения в области живота.
  • Наблюдается повышенное потоотделение, особенно перед чем-то новым.
  • Отсутствуют любимые блюда или лакомства, у малыша постоянно плохой аппетит.
  • На все вопросы можно дать один из трёх вариантов ответов:

  • да - 2 балла;
  • иногда - 1 балл;
  • нет - 0 баллов.
  • Таблица: определение уровня тревожности по результатам анкетирования

    Какие бывают виды детских страхов у дошкольников и школьников

    Все боязни ребёнка можно разделить на несколько типов:

  • реальные. Они возникают благодаря инстинкту самосохранения и помогают малышу избежать многих опасных ситуаций. Конечно, такие страхи есть у каждого человека, но взрослые научились их контролировать, чтобы не поддаваться панике и эмоциональному шоку. Задача родителей в этом случае, направить понимание малыша в нужное русло, попытаться понять причину возникновения тревожного состояния и помочь убрать его, чтобы впоследствии оно не переросло в патологию;

    К этому виду также относятся навязчивые страхи. Они возникают как следствие определённых случаев, произошедших с ребёнком. Например, кроха чуть не утонул в ванне, поэтому он стал бояться воды, и купание превращается в истерику. Если вовремя не помочь малышу, такая проблема может перейти в аквафобию, с которой в состоянии справиться только психолог.

  • невротические. Самые опасные страхи, которые могут быть связаны с расстройством психики. Проблема заключается в том, что очень сложно определить причину появления боязни. Поэтому родителям рекомендуется обратиться к специалисту, который с помощью определённых методик оценит состояние крохи и будет работать над исправлением ситуации;
  • сверхценные. Они наиболее распространены среди детей. Практически все ребята в тот или иной период боятся темноты, отрицательных героев сказок или фильмов, животных, одиночества и т. д. Чем больше ребёнок остаётся наедине с проблемой, тем сильнее страх проникает в сознание и заполняет все мысли маленького человека. Он становится навязчивой идеей, которая влияет на эмоциональное состояние крохи негативным образом;

    Психологи приводят такой пример: маленькие дети неразлучны с матерью. Но по мере взросления они должны быть готовы на некоторое время остаться с другим взрослым, которого они знают, например, с папой или бабушкой. При это ребёнок ведёт себя нормально, как всегда. Если же в сознании крохи доминирует сверхценный страх, у него начинается истерика, т. к. мамы нет рядом. Это не просто капризы, в мыслях малыша уже есть определённая установка: вдали от самого родного человека опасно, что-то плохое может случиться в любой момент.

  • ночные. Они возникают только в тёмное время суток, в остальном ребёнок ведёт себя совершенно нормально. Но с приближением ночи заметно ухудшается настроение, появляется тревога, кроха начинает внезапно плакать, не хочет спать один или в полной темноте. В некоторых случаях дети могут без проблем засыпать самостоятельно, но ночью они плачут во сне, вскрикивают, зовут на помощь. Утром малыши часто и не помнят, что им снилось.
  • Детские страхи нельзя оставлять без внимания, чтобы не усугубить ситуацию

    Иногда мама и папа сами виноваты в развитии страхов у своих отпрысков. Когда они постоянно находятся в состоянии тревожности, малыш перенимает такое поведение на себя. То же самое касается и чрезмерной опеки взрослых над ребёнком. Если присутствует слишком много запретов, ограничен выбор, нет возможности самореализоваться, тогда дети замыкаются в себе и бояться сделать что-то не так. Поэтому специалисты настоятельно советуют родителям следить за своим поведением по отношению к крохе.

    Видео: разные страхи малышей и пути их преодоления

    Проявление страхов в возрасте от года до 11 лет

    Особенности проявления боязни различаются в зависимости от возраста ребёнка. По мере взросления страхи могут меняться: одни проходят, а другие появляются. И такое положение вещей считается абсолютно нормальным, ведь так малыш готовится в самостоятельности и жизни в социуме.

    Таблица: возрастные особенности появления детских страхов

    Педагогические методы коррекции детских страхов

    К коррекции детских страхов психологи подходят постепенно: сначала проводится диагностика, а только потом профессионал разрабатывает стратегию и план действий, определяет метод, с помощью которого можно будет перебороть боязнь у малышей. Современная психология предлагает множество разнообразных способов, которые применяются одновременно, отдельно друг от друга или последовательно .

    Следует обратить внимание, что метод, выбранный психологом, должен нравиться ребёнку. Если малыш капризничает, начинает плакать или отказывается выполнять задания, нужно подобрать другой способ. Заставлять или ругать кроху категорически запрещается.

    Арт-терапия в преодолении проблемы

    Арт-терапия очень распространена, т. к. дети любят рисовать. Её суть заключается в изображении страха ребёнка. Психолог предлагает малышу воспроизвести на бумаге то, чего он боится больше всего, а затем вместе с автором анализирует получившуюся картинку. Например, чудовище можно запереть навсегда, посадив его клетку, из которой оно не выберется. Во многих случаях отличное решение - дополнение рисунка смешными элементами, тогда кроха визуально понимает, что бояться нечего.

    Родители могут быть рядом с ребёнком, но не помогают ему рисовать объект тревоги. Также взрослые не должны принимать решение по поводу того, что делать с рисунком: если малыш захочет порвать его, пусть сделает это, но не стоит настаивать и заставлять кроху избавляться от изображения.

    Арт-терапия считается самым популярным методом коррекции детских страхов

    Игротерапия для достижения психологического комфорта

    Это отличный способ помочь ребёнку написать положительный сценарий развития событий. В игровой форме вместе с психологом малыш рассказывает о своих опасениях. Специалист задаёт наводящие вопросы, аккуратно подводя разговор к позитивным моментам. Например, чудовище сидит в шкафу. Можно представить, что монстр сам боится темноты и плачет, хочет к маме. Теперь он не такой страшный.

    Многие ребята раскрывают настоящие таланты, вживаясь в роль и преодолевая стеснительность. По окончании терапии психолог может посоветовать записать ребёнка в театральную студию.

    Сказкотерапия: роль сказки в индивидуальной психокоррекции

    Дети любят сказки, ведь в них добро всегда побеждает зло. Для того чтобы помочь малышу побороть страх, нужно выбирать такие рассказы, которые не только заинтересуют ребёнка, но и помогут почувствовать себя самым смелым и сильным, способным помочь друзьям и родителям. Можно сочинить свою историю и обсуждать её с крохой.

    Сегодня взрослые могут заказать специальную книгу сказок, в которой главным героем будет сын или дочь. На страницах этого издания печатают фото малыша.

    Сказки с фото ребёнка помогут малышу преодолеть свои страхи

    Разговоры об объектах страха с детьми школьного возраста

    Беседа об объекте страха подойдёт для детей младшего школьного возраста. Они уже умеют чётко формулировать свои мысли и понимают, что истерики и паника не доставляют удовольствия и сильно выматывают, просто самостоятельно ничего не могут поделать со своим состоянием. Специалист ведёт диалог в уютной обстановке, не пугает ребёнка, а предоставляет свободу выбора: не заставляет его рассказывать всё и сразу. Наводящие вопросы, чёткие разъяснения и аргументы психолога помогут мальчику или девочке понять свой страх и разобраться с ним.

    Доверительный разговор с психологом - хороший способ победить страх у школьников

    Коррекция детских страхов с использованием аффирмации

    Аффирмация представляет собой специальный способ, с помощью которого в сознание ребёнка устанавливается определённый образ. Добиться такого эффекта можно с помощью фразы, которую психолог многократно повторяет, работая с малышом. Например, если кроха будет часто слышать, что кошка хорошая, со временем он в это поверит и перестанет её бояться.

    Аффирмация - это обязательно короткая фраза, которая состоит из одного-двух предложений без усложнения. Ребёнок должен слышать только понятные слова и словосочетания.

    Методика рисования песком

    Сегодня работа с песком набирает огромную популярность. Даже дети, которые не любят или ещё не умеют рисовать, с удовольствием окунаются в это занятие. Этот вид творчества не только развивает мелкую моторику, но и помогает снять напряжение, малыш расслабляется, поэтому специалист более глубоко прорабатывает страхи крохи.

    Во время работы с песком малыш успокаивается и тренирует память

    Музыко- и танцетерапия в работе психологов

    Суть методики заключается в подборе специальных мелодий, которые обладают успокаивающим действие, расслабляюще влияют на нервную систему ребёнка и настраивают на контакт со специалистом. Данный вид терапии часто совмещается с другими: малыш может слушать музыку и рисовать в одно и то же время. А вот танцевать любят не все дети, поэтому мастер своего дела тщательно изучает, подходит ли этот способ для того, чтобы убрать страх.

    Медитация как способ преодолеть боязнь

    Этот способ используют не все детские психологи. Для того чтобы заниматься с ребёнком медитацией, у специалиста должны быть определённые знания и навыки. Суть метода - выполнять с малышом ряд психологических упражнений, которые позволяют проникнуть глубже в себя, понять причину своих страхов и на уровне мышления побороть их.

    Медитация не подходит малышам, ведь они не поймут принципа её действия. Эффективнее всего заниматься со школьниками.

    Если у ребёнка проявляются признаки психоза, паники и неврозов, медитация может не подойти в качестве способа коррекции страхов. Дело в том, что для выполнения упражнений необходимо полностью сосредоточиться, но не все дети могут это сделать.

    Психотерапия для борьбы с детскими страхами: советы специалистов

    Занятия с психотерапевтом включают в себя совместную работу не только с ребёнком, но и тренинги с родителями. В зависимости от степени проявления боязни (начальная стадия или фобия) врач выбирает способ коррекции и приступает к работе. Психотерапия представляет собой систему воздействия на психику малыша, чтобы избавить его от ощущения страха, тревожности и неврозов .

    Психотерапевты отмечают, что родителям необходимо изменить своё поведение и прислушиваться к ряду советов:

  • мама и папа должны показывать свою любовь к малышу, окружать его заботой и проявлять понимание;
  • не стоит отмахиваться от ребёнка: ежедневное родительское внимание и проведение вместе времени - залог гармоничного психологического развития крохи;
  • нельзя запрещать детям общаться с ровесниками, им необходимо социально адаптироваться;
  • малыш нуждается в играх, которые должны присутствовать в жизни малыша каждый день;
  • никогда нельзя пугать детей: каждая фраза взрослых воспринимается ребёнком буквально.
  • Видео: как избавиться от страха

    Польза детских страхов

    Психоэмоциональное развитие ребёнка предусматривает формирование различных страхов как проявление инстинкта самосохранения. Если кроха не будет понимать, что можно, а что нельзя, он станет беспомощным перед действиями других людей или различными явлениями. Поэтому появление боязни является нормальным состоянием, а вот если малыш ничего не боится, тогда стоит задуматься.

    Как только организм распознаёт критическую ситуацию, в кровь поступает доза адреналина. Вследствие этого мозг начинает мыслить быстрее и ярче, что способствует принятию решения. Если бы ребёнок не испытывал страх, добиться такого состояния не получилось бы.

    Социальная адаптация детей также невозможна без опасений и проявления страха. Эмоции ребёнка напрямую зависят от восприятия ровесников: малыш хочет познакомиться с другими детьми и обрести новых друзей. Многие мальчики и девочки боятся потерять друга или подругу, поэтому стараются анализировать ситуации, самостоятельно принимать решения и готовятся жить в мире, где мама не будет рядом постоянно.

    Литературные произведения, статьи и книги

    Чтобы лучше понять природу детских страхов, родители могут изучить литературу психологов и медиков, в которой подробно рассказывается о причинах и способах решения различных ситуаций.

  • Зигмунд Фрейд, «Психоанализ детских страхов». В своей книге автор описывает совместную работу отца мальчика со специалистом для достижения наилучших результатов, начиная с определения причины появления боязни и рассмотрения схем действия в конкретном случае.
  • Г. Эберлейн, «Страхи здоровых детей». Доктор медицины из Австрии в своей работе описывает различные формы и виды страхов, которые без проведения коррекции приводят к неврозам, а также расстройству сна и речи. Автор рассказывает родителям, какие методы можно использовать для борьбы с боязнью, а также профилактики её появления.
  • О.С. Никольская, «Аутичный ребёнок». Эта работа подробно раскрывает природу боязни у детей-аутистов, рассказывает об исследованиях, проведённых в этом направлении.
  • Ю.А. Кочетова, «Психологическая коррекция детских страхов» - статья, получившая массу положительных отзывов специалистов.
  • А.И. Захаров, «Дневные и ночные страхи у детей». Монография отечественного специалиста представляет собой собрание информации на тему детских страхов.
  • Фотогалерея: книги Захарова, Зигмунда Фрейда, Никольской, Эберлейн и Кочетовой

    «Страхи здоровых детей» - книга признанного доктора медицины из Австралии, помогающая выявить страхи и бороться с ними Книга отечественного психолога Александра Захарова рассказывает о страхах, которые могут присниться ребёнку ночью Зигмунд Фрейд проводит анализ детских страхов, даёт их описание и предлагает пути избавления
    Статья Кочетовой Юлии, опубликованная в электронном журнале «Психологическая наука и образование», раскрывает вопросы коррекции детских страхов В своей книге Ольга Никольская рассказывает как вылечить страхи у аутистов

    Появление страхов в детском возрасте - обычное явление. Но взрослые не должны пропустить момент, когда небольшая боязнь начнёт постепенно перерастать в патологическое состояние. В дошкольных учреждениях и школах с детьми работают психологи, они проводят диагностику несколько раз в год. Если в развитии малыша наблюдаются отклонения, специалист обязательно информирует родителей и даст некоторые советы. Мамы и папы обязаны прислушиваться к этим рекомендациям, чтобы не усугубить ситуацию и помочь крохе побороть свои проблемы.