Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей. Взаимодействие ДОУ с родителями: задачи, формы и принципы

28.04.2019

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада.

Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления методов и форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

В своих трудах А. С. Макаренко писал: " Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей". Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е.П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского, в частности, он писал: "В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если образовательное учреждение поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

В середине XX в. большое внимание начало уделяться сочетанию общественного и семейного воспитания. Исследования прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов. В конце XX в. начинает уделяться внимание взаимодействию дошкольного учреждения и семьи. Ведётся поиск новых, нетрадиционных форм сотрудничества с родителями. В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

"Семья - дошкольное образовательное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (семинары, индивидуальные и групповые консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Главное - донести до родителей знания. Суще­ствуют традиционные и нетрадиционныеформы общения педаго­га с родителями дошкольников. Традиционные формы подразделяют­ся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информацион­ные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с кол­лективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей опреде­ленного возраста в условиях детского сада и семьи.

Дело, конечно, не в названии проведения формы работы с родителя­ми. Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гос­тиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителя­ми надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогичес­кое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных меропри­ятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспита­ния детей. Целесообразно провести экскурсию по ДОУ, позна­комить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказываю­щие о конкретном учреждении.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогиче­ской беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей. Бесе­да может возникать стихийно по инициативе и родителей и педа­гога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стре­миться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В ре­зультате беседы родители должны получить новые знания по во­просам обучения и воспитания дошкольника.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетради­ционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Ав­тором выделяются следующие нетрадиционные формы: информа­ционно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информа­ционные. Они представлены в таблице.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информацион­но-аналитиче­ские

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их пе­дагогической грамотности

Проведение социологи­ческих срезов, опро­сов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоцио­нального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психоло­гическими особенностями детей дошкольного возра­ста. Формирование у роди­телей практических навы­ков воспитания детей

Семинары-практику­мы, педагогический брифинг, педагогиче­ская гостиная, прове­дение собраний, кон­сультаций в нетради­ционной форме, устные педагогические журналы, игры с пе­дагогическим содержа­нием, педагогическая библиотека для роди­телей

Наглядно-ин­формационные: информацион­но-ознакоми­тельные; ин­формационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного уч­реждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родите­лей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные про­спекты для родителей, организация дней (не­дель) открытых две­рей, открытых про­смотров занятий и дру­гих видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-биб­лиотек

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного образования, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи. Приведем примеры некоторых из них.

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

День открытых дверей , являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра руководитель или старший воспитатель беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консультаций. Проводятся индивидуальные или групповые консультации для родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Индивидуальная консультация эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных консультациях родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.

Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы и открытые занятия . Такие формы работы дают возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. Также позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

Родительское собрание основная форма работы с родителями. В котором концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, основные направления и итоги образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода; знакомят с нормативно-правовыми документами о дошкольном учреждении.

На общих собраниях выступают: заведующая ДОУ, старший воспитатель, врач, психолог, логопед, может быть приглашен юрист. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности детей, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед ДОУ. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей.

Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции могут выступить специалисты (психолог, логопед, медработник).

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции сотрудников ДОУ, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют психолого-педагогические и социально-нравственные вопросы, которые их наиболее волнуют. Воспитатель группы собирает информацию и анализирует ее. С помощью старшего воспитателя и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в группе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.
2. Первые книжки ребенка.
3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
4. Друзья моего ребенка.
5. Праздники нашей семьи.
6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
7. Традиции и обычаи нашей семьи.
8. Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Семейные клубы . В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла организаторов.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

Семья является институтом первичной социализации. Дошкольное учреждение входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.
В настоящее время необходимость общественного дошкольного образования не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.).
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Ольга Гузова
Взаимодействие ДОУ с родителями: задачи, формы и принципы

Взаимодействие ДОУ с родителями

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является эмоциональный микроклимат, где формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе

Семья дает ребенку поддержку, психологическую защищенность. Здесь он находит примеры для подражания и если мы хотим вырастить здоровых детей, то должны воспитывать сообща : семья, детский сад, общественность. За воспитание несут ответственность родители , а все остальные должны поддерживать воспитательную деятельность.

Семья и детский сад – две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой . Задача детского сада – оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. При взаимодействии работы педагога с семьей нужно учитывать дифференцированный подход, социальный статус семьи, а также степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Цель педагога – сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. И реализовать через функции :

Развитие интересов ребенка;

Распределение обязанностей и ответственностей между родителями ;

- формирование семейных отношений ;

Понимание индивидуальности ребенка.

Основные задачи работы с родителями :

Создать атмосферу взаимопонимания ,

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,

Развивать и воспитывать детей,

Использовать с родителями различные формы сотрудничества .

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями :

1. Доброжелательный стиль педагога с родителями ,

2. Индивидуальный подход – воспитатель чувствует ситуацию, настроение родителей ,

3. Сотрудничество – создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях,

4. Создать развивающую среду, где взаимодействует педагог с семьей , развивается личность в семье и детском коллективе,

5. Динамичность – быстро реагировать на изменение социального состава родителей , их воспитательные процессы.

Формы взаимодействия детского сада и родителей - это организация совместной деятельности и общения. Главная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей - это доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами , делиться своими проблемами и уметь их решать совместно. При работе с родителями можно использовать традиционные и нетрадиционные формы . Традиционные формы делятся на следующие группы :

o Коллективные – родительские собрания , конференции, консультации;

o Индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

o Наглядные – папки-передвижки, стенды, дни открытых дверей.

Существуют требования к формам взаимодействия - это оригинальность и интерактивность. Большой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные формы :

1. Информационно – аналитический направлены на выявление интересов, запросов, установление контакта между детьми, родителями и педагогами . Сюда можно отнести анкетирование, опрос. Эта форма используется воспитателем с целью изучения семьи, выяснение образовательных потребностей родителей . Получив данные, педагог вырабатывает тактику общения с каждым родителем .

2. Наглядно - информационный – это форма направлена на обогащение знаний и информационное просвещение родителей . Эту форму разделяют на две подгруппы :

А) информационно - ознакомительная ;

Б) информационно - просветительская ;

Задача информационно – ознакомительной формы – познакомить родителей с учреждением , педагогами. Сюда можно отнести : совместные выставки детских рисунков и коллажей.

Задачи информационно – просветительской формы направлены на обогащение знаний родителей об развитии и воспитании детей. Сюда можно отнести :

Папки - передвижки – они формируются по тематическому принципу . Информационные стенды – знакомство родителей с задачами , условиями и методами воспитания детей в дошкольном учреждении. Мини – библиотеки – с помощью методической литературы родители могут проанализировать интересующие их проблемы.

3. Познавательные формы – ознакомление – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, обогащение педагогического опыта. В этой группе лидируют родительские собрания - на них воспитатель знакомит с задачами , содержанием и целями воспитательного процесса, а также обсуждаются проблемы воспитания детей.

Родительские конференции - повышение педагогической культуры родителей . На ней выступают педагоги, представители медицинской службы, психологи.

Клубы для родителей – педагог оказывает помощь в возникших проблемах.

4. Досуговые - это неформальные , доверительные отношения, происходит контакт между педагогами и родителями , между родителями и детьми . Родители становятся более открытые для общения. Сюда можно отнести праздники, утренники, совместные досуги. Родители могут поучаствовать в конкурсах, выставках, семейных вернисажах. Здесь демонстрируется совместная трудовая деятельность родителей и детей . Посещение семей – обследование условий проживания ребенка.

Семья и детский сад имеют свои функции и не могут заменить друг друга. Главная задача - установить доверительный контакт между детским садом и семьей. А использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями . Так как они уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем. А педагоги уверены в поддержке со стороны родителей в большинстве проблем.

Список литературы

1. Дронова Т. Н. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т . Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005.

2. Глебова, С. В. Детский сад – семья : аспекты взаимодействия . Г. А. Антипова / Воспитатель ДОУ. – 2011. -№12. –С. 88 – 94

3. Давыдова, О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями . О. И. Давыдова. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС» , 2013. – 128с.

4. Елисеева, Т. П. Детский сад и семья : современные формы взаимодействия [Текст] / Т . П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.

5. Миклеева Н. В. Детский сад и молодая семья : Основы успешного взаимодействия . М.: Творческий Центр, 2010г

Публикации по теме:

Формы работы с родителями в условиях ДОУ Настоящее время заставляет педагогов искать новые формы взаимодействия с родителями к реализации программ и созданию условий для полноценного.

Наше дошкольное образовательное учреждение в течение многих лет проводит планомерную целенаправленную работу с родителями под единую цель:.

Взаимодействие ДОУ с родителями Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, педагогов. Семья играет главную роль в.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий во

Спитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Важной составляющей диалогических отношений является конгруэнтность – способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. При этом реализуется принцип позитивного безусловного принятия другого человека .

Взаимодействие предполагает также безоценочный стиль отношений . Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству.

Конфиденциальность (секретность, доверительность) предполагает:

· готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию;

· предотвращение от приватных связей с членами семьи.

К новым подходам к взаимодействию относится также учет личного опыта родителей .

Актуальной сегодня является ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях . Что в хорошем смысле слова означает, что педагог «идет на поводу» у родителей.

Так же это доверительность отношений между педагогами и родителями , личная заинтересованность, эмансипация последних, которая предполагает освобождение от старых взглядов, появление рефлексивного отношения к своей деятельности. Реализация этого принципа подразумевает отказ от критики собеседника, умение заинтересовать его, нацелить на анализ собственной воспитательной деятельности.

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей . Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь». Сотрудничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т. е. «открытость детского сада наружу» , также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения.

К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей . Современный родитель нуждается в изучении как новых тем, так и старых в новом звучании.

Сегодня и всегда содержание взаимодействия педагогов и родителей определяется целями и задачами воспитания подрастающего поколения, стоящими перед обществом, приоритетностью общественного или семейного воспитания.

В течение ряда лет практика сотрудничества общественного и семейного основная задача которых – сообщить знания, сформировать представления, убеждения, проконтролировать, исправить, и даже перевоспитать их. Педагогам было проще строить работу с родителями с целью сообщения знаний, используя разнообразные формы просвещения, без учета обратной связи. При этом сами родители порой сетовали на то, что знания им даются «слишком общие» и «не касаются именно их ребенка».

Однако наряду с сообщением знаний важно формировать родителей как педагогов. Поскольку взаимодействие на современном этапе не ограничивается педагогическим просвещением, мы уточняем и расширяем понятие «взаимодействие» такой характеристикой, как способность родителей к рефлексии .

Задача формирования у родителей одного из компонентов педагогической рефлексии – умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого, посмотреть на ситуацию его глазами. Это особенно актуально для молодых отца и матери, поскольку у них только начинает складывать родительская позиция. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их дальнейшей воспитательной деятельности.

Сформированные у родителей стремление понять ребенка, умение творчески применять полученные педагогические знания будут способствовать появлению взаимопонимания между ними, эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного отношения ребенка к требованиям взрослого.

К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности , которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта:

когнитивного;

эмоционального;

сенсорного;

коммуникативного;

рефлексивного и др.

Компетентность включает в себя не только когнитивный компонент, но и эмоциональный, и поведенческий, то есть умение применять полученные знания на практике, сформированность педагогической рефлексии. Качество родительской компетентности будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволит взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком. Когда выбор реагирования на поведение дошкольника осознан родителями, он становится свободным от привычных стереотипных реакций и « автоматизмов» поведения.

И, конечно же, содержанием взаимодействия являются все вопросы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.

Таким образом, в настоящее время существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей, многие из которых, не являясь по сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность.

Формы взаимодействия ДОУ с родителями

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы . Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:

коллективны е – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции;

индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

Классификация нетрадиционных форм . К ним относятся четыре группы:

информационно-аналитические;

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

К досуговым формам относятся различные праздники, например, «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Дог-шоу», организация «Семейных театров» с участием членов семьи и др.

На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.

Также проводятся игры «Устами младенца», «Ярмарка», конкурсы «Украсим елку», «Сладкий час», дефиле для детей из бросового материала и др. Родители вместе с детьми выполняют творческие задания «Юный мастер», «Хорошая хозяйка».

Положительным является организация совместной деятельности родителей и дошкольников, например, «Любимые кулинарные рецепты моей семьи», «Театральные фестивали», «Творческие мастерские», выставки «Радость созидания» и др.

Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи. Сюда относятся «КВН», «Педагогическое поле чудес», «Театральная пятница», «Педагогический случай», «Что, где когда?», «Круглый стол», «Ток-шоу», «Телефон доверия», «Викторины», и др. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка также проводятся тренинги, практикумы, дискуссии.

О нетрадиционном проведении родительских собраний мы говорим в том случае, если педагог относится к родителям как к партнерам по общению, учитывает их опыт воспитания, потребности в знаниях, использует методы активизации.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

информационно-ознакомительная;

информационно-просветительская.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Например, это Дни открытых дверей. Примечательно, что сегодня для тех родителей, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить записи на диске; просмотр видеороликов, выставки детских работ. Сюда же относятся совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему «Моя семья на отдыхе», «Поделки из природного материала», изготовленные руками взрослых и детей. Совместно с родителями оформляются коллажи при помощи современных технологий. Практикуется переписка с родителями при помощи электронной почты, обмен фотографиями. Активно используются возможности фотошопа, фотографии демонстрируются на электронных носителях. К изготовлению слайд-шоу активно подключаются родители.

Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Стенды, выполненные с применением современных технологий, также можно отнести в данную группу. Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное.

Одной из форм, проверенных временем, является подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми . Так, родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и т. д.) приходят в гости к дошкольникам. Проводят с ними беседы. Например, папа пожарный, или папа милиционер, мама врач знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Они принимают участие в разных занятиях с детьми, снимают мероприятия на камеру, предоставляют транспорт и др.

Также родители привлекаются к субботникам, участвуют в озеленении территории ДОУ, возят дошкольников на представления, экскурсии в выходные дни, совместно посещают музеи.

Предложенную классификацию можно дополнить формами, направленными на формирование родительской позиции:

рисование на тему: «Какая я мама?»;

формулировка своей концепции воспитания;

анализ собственных педагогических находок, неудач;

обмен опытом в кругу единомышленников;

создание книги о своем ребенке с его автопортретом на обложке.

В настоящее время активно используется метод проектов , когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают зарисовки, фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Сейчас участники педагогического процесса активно используют мультимедиа, Интернет.

Применяемые методы активизации предполагают возникновение интереса к предлагаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении. Методы активизации, или активные методы, уменьшают давление шаблонов и стереотипов.

В качестве примера методов активизации родителей в процессе взаимодействия можно назвать:

вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом;

постановка дискуссионных вопросов;

предложение для обсуждения двух различных точек зрения;

приведение примеров;

использование видеоматериалов, аудиозаписи детских высказываний.

Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.

К методам формирования педагогической рефлексии , то есть осознанного отношения к воспитанию относятся:

анализ педагогических ситуаций;

анализ собственной воспитательной деятельности;

решение педагогических задач;

метод домашних заданий;

игровое моделирование поведения.

Эти методы формируют родительскую позицию, повышают активность родителей, актуализируют полученные ими знания. Их можно использовать в процессе общения педагога с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения на групповых родительских собраниях, в ходе индивидуальных бесед и консультаций. Для анализа подбираются типичные ситуации, вопросы направлены на анализ педагогического явления: условия, причины, последствия, мотивы, на оценку явления. Можно использовать в работе с родителями метод игрового поведения.

Например, можно дать задание проиграть ситуацию: «Успокойте плачущего ребенка», или «Найдите подход к ребенку, который не жалеет выполнить вашу просьбу» и др. В условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком, обнаруживают стереотипы в своем поведении, что может способствовать освобождению от них. Когда родители вступают в общение лишь на вербальном уровне, они, стараясь подать себя в лучшем свете, тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность, спонтанность своего поведения. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком: не только словесного, но и эмоционального. Многие в результате участия в игровых тренингах открывают для себя, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость по отношению к ребенку и одновременно быть счастливым родителем. Из «зрителей» и «наблюдателей» родители становятся активными участниками встреч, погружаются в исследование собственного поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании.

Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются методы активизации родителей и методы формирования педагогической рефлексии.

Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А.С.Макаренко.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается педагог, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.

Педагог, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.



В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.




создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.



активизация и обогащение воспитательных умений родителей;




3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.




- тематические выставки;

- консультации специалистов;


- конкурс семейных талантов;
- день открытых дверей;




- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Первоначально взаимодействие с родителями в ДОУ в котором я работаю носило формальный характер: я обращались к ним с какой-либо просьбой, либо с заданием, и много времени уходило на то, чтобы убедить большую часть родителей это задание выполнить.

Передо мной возникла проблема: что можно изменить в нашем взаимодействии с родителями, чтобы не тратить время на их убеждение.

Изучая литературу по работе с родителями, я обратили внимание, что эффективность работы с родителями резко повышается, если взаимодействие с родителями строится на основе сотрудничества и доверительных отношений. Я стали искать приемы, чтобы расположить к себе родителей и завоевать их доверие:

Родительские собрания.

Во-первы, я слала чаще посещать родительские собрания.

В связи с небольшой посещаемостью родительских собраний мы с педагогами заменили традиционное объявление о предстоящем мероприятии на индивидуальные приглашения, которые мы делаем вместе с детьми. Какой родитель откажется прийти, если его приглашает его собственный ребенок?

Чтобы собрание стало интересным, мы стали менять приемы проведения: родителям трудно себя проявить в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет педагог. Собрание с родителями начинаем с психологической игры на снятие излишнего эмоционального напряжения.

Форма проведения нашей встречи выбирается после обработки анкет - это может быть и деловая игра, и семинар и вечер «Вопросов и ответов». В конце собрания проводим обсуждение – что понравилось, какие наши советы применимы на практике, какие бы вопросы родители хотели еще обсудить.

В таких встречах примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый высказывает дельные советы и делится интересными наблюдениями. К собраниям мы совместно с детьми готовим фотогазету, где используем фотографии из жизни группы

Применив на практике новую модель взаимоотношений, мы увидела результаты своей работы: родители стали охотнее идти на контакт, видя нашу искреннею заинтересованность в них.

Известно, что хорошо налаженный контакт родителей и воспитателей помогает более эффективно доносить до ребенка новую информацию. И у меня появилось желание вовлечь более активно родителей в образовательную деятельность.

Следующий этап.

Оказалось, что проводя различные праздники, дети не имеют о них представление, да и некоторые родители впервые услышали название некоторых праздников. Тог да я предложила родителям включиться в совместную образовательную деятельность над проектом «День космонавтики».

На начальном этапе я провела входной мониторинг осведомленности детей по данной теме в соответствии с задачами проекта. Далее распределила задания для родителей. При распределении заданий я использовали дифференцированный подход, исходя из возможностей семей:

Одни родители совместно с ребенком собирали материал для мини-докладов и рисовали рисунки, составляли кроссворды,

Другие родители помогли организовать книжную выставку и подобрать различные стихотворения, пальчиковые и подвижные игры.

Совместно с детьми мы сделали коллаж «Я космонавт», самой значимой работой стало изготовление стен газеты «День космонавтики» - родители искали сведения, о первых знаменитых людях и животных побывавших в космосе, делали иллюстрации и оформляли ее.

На сегодняшний день у меня сложилась определенная система работы с родителями. Использование разнообразных форм взаимодействия дало определенные результаты:

Родители с удовольствием стали посещать мой занятия и стали чаще приходить на различные мероприятия мною подготовленные;

Многие родители дружат семьями;

Предлагают свою помощь воспитателям в решении любых проблем;

В ДОУ создана атмосфера доверия и взаимоуважения.

Таким образом, можно сказать, что главная цель всех взаимодействий с родителями (установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать) решена









- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников в условиях реализации ФГООС ДО.

Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

Но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А.С.Макаренко.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается педагог, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.

Педагог, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Педагоги и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования. И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
объединение усилий для развития и воспитания детей;
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- семейные спортивные встречи;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- конкурс семейных талантов;
- день открытых дверей;

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
- Это учет индивидуальности ребенка.
- Это укрепление внутрисемейных связей,
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Первоначально взаимодействие с родителями в ДОУ в котором я работаю носило формальный характер: я обращались к ним с какой-либо просьбой, либо с заданием, и много времени уходило на то, чтобы убедить большую часть родителей это задание выполнить.

Передо мной возникла проблема: что можно изменить в нашем взаимодействии с родителями, чтобы не тратить время на их убеждение.

Изучая литературу по работе с родителями, я обратили внимание, что эффективность работы с родителями резко повышается, если взаимодействие с родителями строится на основе сотрудничества и доверительных отношений. Я стали искать приемы, чтобы расположить к себе родителей и завоевать их доверие:

Родительские собрания.

Во-первы, я слала чаще посещать родительские собрания.

В связи с небольшой посещаемостью родительских собраний мы с педагогами заменили традиционное объявление о предстоящем мероприятии на индивидуальные приглашения, которые мы делаем вместе с детьми. Какой родитель откажется прийти, если его приглашает его собственный ребенок?

Чтобы собрание стало интересным, мы стали менять приемы проведения: родителям трудно себя проявить в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет педагог. Собрание с родителями начинаем с психологической игры на снятие излишнего эмоционального напряжения.

Форма проведения нашей встречи выбирается после обработки анкет - это может быть и деловая игра, и семинар и вечер «Вопросов и ответов». В конце собрания проводим обсуждение – что понравилось, какие наши советы применимы на практике, какие бы вопросы родители хотели еще обсудить.

В таких встречах примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый высказывает дельные советы и делится интересными наблюдениями. К собраниям мы совместно с детьми готовим фотогазету, где используем фотографии из жизни группы

Применив на практике новую модель взаимоотношений, мы увидела результаты своей работы: родители стали охотнее идти на контакт, видя нашу искреннею заинтересованность в них.

Известно, что хорошо налаженный контакт родителей и воспитателей помогает более эффективно доносить до ребенка новую информацию. И у меня появилось желание вовлечь более активно родителей в образовательную деятельность.

Следующий этап.

Оказалось, что проводя различные праздники, дети не имеют о них представление, да и некоторые родители впервые услышали название некоторых праздников. Тог да я предложила родителям включиться в совместную образовательную деятельность над проектом «День космонавтики».

На начальном этапе я провела входной мониторинг осведомленности детей по данной теме в соответствии с задачами проекта. Далее распределила задания для родителей. При распределении заданий я использовали дифференцированный подход, исходя из возможностей семей:

Одни родители совместно с ребенком собирали материал для мини-докладов и рисовали рисунки, составляли кроссворды,

Другие родители помогли организовать книжную выставку и подобрать различные стихотворения, пальчиковые и подвижные игры.

Совместно с детьми мы сделали коллаж «Я космонавт», самой значимой работой стало изготовление стен газеты «День космонавтики» - родители искали сведения, о первых знаменитых людях и животных побывавших в космосе, делали иллюстрации и оформляли ее.

На сегодняшний день у меня сложилась определенная система работы с родителями. Использование разнообразных форм взаимодействия дало определенные результаты:

Родители с удовольствием стали посещать мой занятия и стали чаще приходить на различные мероприятия мною подготовленные;

Многие родители дружат семьями;

Предлагают свою помощь воспитателям в решении любых проблем;

В ДОУ создана атмосфера доверия и взаимоуважения.

Таким образом, можно сказать, что главная цель всех взаимодействий с родителями (установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать) решена

Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.
- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
- Педагоги стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
- Пока еще инициатива больше исходит от меня, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи.
- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.
- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.


Консультации для воспитателей

«Особенности сотрудничества педагогов ДОУ с родителями»

Сотрудничество ДОУ с родителями. Актуальность этой темы высока, ведь с тех пор, как существует семья, главной заботой является воспитание детей. Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьёй и ДОУ тесно связаны с решением задач просвещения родителей. Одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ является работа с семьёй. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Важно совершенствование содержания, форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребёнка. Как показывает практика, родители выбирают именно тот детский сад, который находится недалеко от их места жительства. Позитивные характеристики взаимодействия ДОУ и семьи воспитанников закладывается на уровне ежедневных дел, встреч.

Развитие такого взаимодействия заключается в следующем:

Доверительное отношение педагогов и родителей не может быть навязано, оно является как естественное желание обеих сторон;

Процесс взаимодействия развивается последовательно.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.
Дошкольные учреждения должны превратиться в открытый социально- педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие, сотрудничество в интересах детей.

Задачи работы детского сада с семьей:

1.Единство требований к ребенку в процессе воспитания творческой личности;

2.Педагогическое просвещение родителей (через наглядные и словесные формы работы);

3.Изучение лучшего опыта семейного воспитания;

4.Ознакомление родителей с жизнью дошкольного учреждения.

Современные проблемы взаимодействия ДОУ с семьей:

1.Отношение семьи к дошкольному учреждению;

2.Неодооценивание роли ДОУ в воспитании ребенка;

3.Что ожидают родители и детский сад друг от друга;

4.Незнание жизни родителей.

Если до революции основной целью дошкольного воспитания было: гармоничное развитие ребенка, то после нее его целью, стало - формирование, прежде всего гражданина советского государства. В 60 - 70г. идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в заботах В.А.Сухомлинского. Он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей и, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей. Поэтому, считал он, задачи воспитателя могут быть успешно решены в том случае, если детский сад поддерживает связь с семьей, между воспитателем и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Сотрудничество детского сада и семьи

Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников являются заведующая и воспитатель. Заведующая содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей. Основные задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с родителями намечаются в годовом плане, конкретизируются в календарном плане заведующей и старшего педагогом. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм, методов, приемов сотрудничества, то есть работы с родителями, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

В нашем учреждении актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и внимания специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных и важных вопросах воспитания детей дошкольного возраста семьи. Существует три формы работы с родителями: - Наглядные; - Словесные; - Смешанные. Словесные методы и формы - беседа, консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями. Наглядные методы - оформление стендов, рамок-передвижек, день открытых дверей; оформление выставок детских работ, рекомендации для родителей и т.д. Смешанные формы (комбинированные) - посещение семьи ребенка, день открытых дверей, родительские собрания, конференции. Также используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные:
- устные журналы,
- круглые столы,
- организация клубов,
- организация деловых игр.

Работа с родителями в нашем детском учреждении выстраивается на таких принципах как:

системность, сотрудничество, постоянство, от простого к сложному.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель:
- что необходимо выяснить;
- в чем хотели помочь.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети, дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультаций являются усвоение родителями определенных знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведений консультаций различны:
- квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением;
- обсуждение статьи, заранее прочитанной всем приглашенным на консультацию;
- практическое занятие.

Например, консультация для родителей на тему: “Индивидуальный подход к ребенку”. Сообщение о целенаправленном влиянии взрослого, сознательно используемыми методами и приемами, учитываются индивидуальные особенности детей.

Семинары-практикумы: Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их следует и целесообразно пригласить на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их:
- как читать книгу,
- рассматривать иллюстрации,
- беседовать о прочитанном,
- как готовить руку ребенка к письму,
- как упражнять артикуляционный аппарат и д.р.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2 раза в год, на них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода. На общие собрания в нашем саду мы приглашаем врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносятся 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель) по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов. Ежегодно одно собрание целесообразно посвящено обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, “почему наши дети не любят трудиться?”, “как воспитать у детей интерес к книге?”, “телевизор - друг или враг в воспитании детей”. На родительских собраниях в качестве средства является мультимедиа, что позволяет более занимательно и интересно вести сотрудничество с родителями.

Заключение

Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям, прежде всего, необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и прочее. В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др. В зависимости от категорий родителей используются такие новые активные формы работы, как “круглые столы”, аукционы, викторины, педагогические калейдоскопы, диспуты, клубы по интересам, конкурсы, “Вечера вопросов и ответов” и др. Перед каждой встречей организуются просмотры занятий, согласно теме. Используемые многообразные формы воздействий должны основываться на доверии. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований педагогической пропаганды.
На мой взгляд, введение в систему дошкольного образования ДОУ педагогики сотрудничества только улучшит качество работы педагогов дошкольных учреждений города с родителями, обеспечит более оперативное и эффективное распространение передового педагогического опыта, поможет активнее проводить работу по педагогическому просвещению родителей дошкольников.
Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положен