Игры на тему сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание дошкольников через систему дидактических игр и упражнений

20.02.2019

Цель проекта:

Изучение образа жизни и поведения птиц зимой.

Задачи проекта:

1. расширить представления о жизни зимующих птиц нашего посёлка;
2. провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
3. практическое выполнение кормушек;
4. сделать анализ и обобщить результат.

Гипотеза: если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.

Эмблема проекта:

Местообитание птиц: сады и огороды п. Красное поле.

Сроки работы: октябрь – январь.

Методы и приёмы:

1. наблюдения;
2. сбор информации;
3. работа с литературой;
4. экскурсии;
5. обработка собранной информации;
6. творческая работа.

Этапы работы:

1. Теоретический (1–я группа учащихся).

Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Мы составили презентацию “Зимующие птицы нашего посёлка” и листовку – обращение к ребятам (приложение №1).

Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших суровых Уральских зимах.

2. Практический (2–я группа учащихся).

Задачи: сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.

Мы составили памятку “Как подкармливать птиц” (приложение №2) и раздали ребятам начальных классов.

Вывод: зимующие птицы постоянные гости кормушек. (Приложение №3)

3. Наблюдение (3–я группа учащихся).

Задачи: отмечать в дневниках наблюдений температуру воздуха; подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа, наблюдать за поведением птиц.

Пример из таблицы наблюдений за погодой и птицами Имарс Александры.

Выводы: в холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.

Заключение:

проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы

1. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.
2. Сытой птице мороз не страшен.
3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

Птицы наши друзья!

Приложение №1.

Листовка – обращение.


Дорогие ребята!

Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.

Ученики 4 класса.

Приложение №2.

Памятка “Как подкармливать птиц”.

1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4. Кормушки нужно держать в чистоте.

5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

ПОКОРМИМ ПТИЦ ЗИМОЙ Цель проекта: Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными. Задачи проекта: Привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам; Формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период; Воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами; Развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.

ВОРОНА Опустели гнёзда и кроны, на юг улетели стаи, И замарашки-вороны снова заметными стали. Занятное очень обличье, осмысленное выраженье. И что-то совсем не птичье в некоторых движеньях. То чинно шагает по тропкам, как ходят солидные люди, То скачет нелепым галопом, как бедуин на верблюде. Всю зиму живём бок о бок и рады уже, как другу: Не испугалась сугробов, не улетела к югу. А когда прогорланит в марте: «Кар-кар, прошла зима!- Крику вещуньи, поверьте, рада весна сама.

Висит кормушка на окне на радость нам и птицам. И каждый день по сто друзей в окно моё стучится. Синицы, галки, воробьи – тихони и задиры – Стучаться дружно по утрам в окно моей квартиры. Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек! Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек.

КОРМ ДЛЯ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ. Для различных видов птиц нужны различные корма. Клесты питаются только сосновыми или еловыми шишками. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток. Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью. Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овёс едят овсянки, воробьи, если нет ничего лучше, синицы. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьёв. Семена репейника – основной корм щеглов. Семена крапивы охотно едят все зерновые птицы. Семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды собирают в августе- сентябре, пока они ещё не осыпались. Для заготовки семян срезают все растения и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины- любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливают лучше после заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало- превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несолёного сало подвешивают на ниточках.

Разнообразие корма – праздник для птиц.

Какое вкусное сало, даже не оторваться!

Викторина «Узнай птицу» Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись

Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое

У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета

У этой птицы красивое пёстрое оперение: верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.

Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом

У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова. Горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое

Эта птица славится своими зимними кладовками. Величиной она поменьше галки, слегка похожа на скворца: такой же тёмной окраски, с многочисленными светлыми пестрянками по всему туловищу. В конце августа слетаются эти птички в кедровые леса. Наберёт она полон рот орехов, а потом, подобно сойке, засунет куда-нибудь: в земляную щёлку или мох. Забытые птицами такие кладовки со временем прорастают. Поэтому птичку называют сеятель леса

Занимательная страничка. Маленький мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, крохи собирает.

«Тук-тук-тук!» - поутру носом он долбит кору. Сколько пользы этот нос нашим яблоням принёс! Эта птица – молодчина: выбирает всех личинок, Ну, а чтоб жилось тепло, мастерит себе дупло. Много времени потратил на своё жилище…

Он щебечет: «Чик-чирик!» Серый, ростом невелик. Скачет, скачет по дорожке, ищет зёрнышки и крошки. Что с опаскою глядишь? Что на крышу ты летишь? Я не трону, не робей, эй, пугливый…

Вот опять гнездо себе смастерит в печной трубе. И туда, на крышу дома, тащит ветки и солому. Натаскает ваты, пуха- хорошо птенцам и сухо. И в колодец- дымоход ни за что не влезет кот! Вот смекалка так смекалка! Это что за птица?..

Народные приметы: Зимой галки собираются к вечеру стаей и кричат – к ясной погоде, к потеплению. Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра. А дружно расчирикались – к потеплению. Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают – жди снега или мороза. Если ворона купается ранней весной – к теплу. Если грачи прилетели до 14марта – быть лету мокрому, а снег сойдёт рано. Гуси высоко летят – воды будет много, низко – мало. Увидел скворца – знай: весна у крыльца. Летом ворона купается – к дождю. Если вороны летом летают стаями, высоко, поднимаются под тучи – к ненастью. Синица пищит – зиму вещает.

С утра и до позднего вечера, Освоив полянки страниц, Хозяйствует в книжке доверчиво Раздольная музыка птиц. А может быть, с этого времени Наступит иная пора – И станет для птичьего племени Милее ещё детвора?! Порадуют снова пернатые Руладами сердце и слух, И крепче подружат с юннатами От неба до мира подводного Давайте ж, как Родины речь, Умом и душой благородную